Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Высшая школа в системе общественного воспроизводства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система образования в России готовит гораздо меньше специалистов по новейшим научным дисциплинам, чем в США, Японии, Западной Европе и даже Австралии. В то же время выпускники вузов стремятся начать трудовую деятельность сразу же после окончания обучения (а то и во время обучения), вместо того, чтобы пройти послевузовское обучение, обогатить и углубить свои знания. Среди аспирантов очной формы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию сферы образования в контексте социальных тенденций XXI в
    • 1. 1. Теоретические основания воспроизводственных процессов и роль сферы образования в формировании «новой экономики»
    • 1. 2. Общее и особенное в развитии современного производства и непрерывного образования
    • 1. 3. Высшая школа как индикатор и стимулятор макроэкономических процессов
  • 2. Формирование и регулирование рынка услуг высшей школы
    • 2. 1. Образовательные услуги и особые образовательные потребности
    • 2. 2. Региональные особенности формирования рынка образовательных услуг
    • 2. 3. Государственное регулирование рынка услуг высшей школы в рамках институциональных характеристик регионов России
  • 3. Рыночные отношения в сфере высшего образования в условиях транзитивной экономики
    • 3. 1. Противоречивость требований рынка труда и образовательных услуг. Устойчивость конфликтов
    • 3. 2. Развитие коммерческих начал в деятельности вуза и его социальная миссия
    • 3. 3. Концептуальность развития вуза как фактор его конкурентоспособности
  • 4. Изменяющиеся отношения: высшая школа, социум и государство
    • 4. 1. Экономические интересы и потребительские предпочтения субъектов экономических отношений при выборе образовательных услуг
  • Эффект дохода и цен
    • 4. 2. Формирование конкурентоспособности вузов в контексте удовлетворения потребностей региональной общественной системы
    • 4. 3. Сфера образования как структура социального целого постиндустриальной экономики

Высшая школа в системе общественного воспроизводства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В экономических исследованиях сферы образования вообще и высшего образования, в частности, есть два круга связанных друг с другом, но и весьма различающихся между собой проблем. Один круг охватывает все то, что в совокупности представляет собой экономику образования как одну из отраслевых экономик. Сюда относятся вопросы источников финансирования, налогообложения, экономических издержек образовательного процесса, организации заработной платы, определения потребностей в образовательных услугах разного уровня и качества, функционирования рынка этих услуг, роли государства в его регулировании, механизмов управления образовательными учреждениями и соответствующего правового обеспечения.

Вышеотмеченное отчетливо отражает представление, согласно которому исследования концентрируются вокруг «движения материальных, финансовых, трудовых ресурсов», а «общественно и лично обусловленные цели функционирования и развития» — нечто внешнее, экзогенное по отношению к движению ресурсов в сфере образования.

Никак не умаляя важности и продуктивности изучения механизмов движения экономических ресурсов в сфере образования, обратим внимание на другой круг проблем в экономических исследованиях этой сферы. Речь идет о роли и функциях образования вообще и высшего образования в особенности в социально-экономическом развитии страны, формировании человеческого капитала и интеллектуального потенциала, об особых свойствах продукта производства в сфере образования как общественного и частного блага, о сложной системе экономических отношений, в которых функционирует высшее учебное заведение, о противоречиях, компромиссах, согласованиях экономических интересов, проявляющихся в высшем образовании, о соотношении целей в долгосрочном и краткосрочном периодах, значимости стратегического подхода к планированию развития высшего образования и управлению этим развитием в общем о том, что в принципе выходит за пределы отраслевой экономики и что вполне может быть названо «политической экономией высшего образования"1.

Итак, экономическая теория без рассмотрения экономических проблем образования, которые становятся основными проблемами современности и ближайшего будущего, вряд ли может претендовать на роль науки об экономической жизни общества в контексте возможностей его (общества) сохранения и развития.

Состояние научной разработанности. В период постиндустриальной цивилизации, революции информационных технологий и возникновения глобальных экологических проблем особую значимость приобретают вопросы не только обеспечения качественного образовательного уровня работника, но и рассмотрения сферы образования как макроэкономического индикатора состояния общественного хозяйства. Особая роль при этом принадлежит высшей школе. Важно отметить, что изменение концептуальных подходов к высшей школе прежде всего нашло отражение в программах, разрабатываемых на государственном уровне, в трудах многих исследователей, занимающихся проблемами высшего профессионального образования (Э.Б. Аткинсон, Н. М. Багров, E.H. Богачев, В. И. Видяпин, Г. П. Журавлева, С. Г. Капканщиков, С. Г. Ковалев, Ф. Кумбс, В. М. Мелиховский, Д. Ю. Миропольский, Дж. Псахаропулос, М. И. Скаржинский, JI.C. Тарасевич, Г. Р. Хасаев).

Результатом разработки экономических проблем сферы образования стало изменение подходов к системе образования вообще и высшего образования в частности на всех уровнях управления. Система «образование для избранных» постепенно должна стать системой непрерывного образования для всех.

Широко обсуждаемая в научных кругах развитых стран проблема непрерывного образования исследуется многими российскими учеными.

1 Скаржинский М. И. Политическая экономия высшего образования // Университеты как |>актор^ю^мирования человеческого капитала. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н. Л. Некрасова,.

B.C. Баженовым, B.H. Скворцовым, B.B. Чекмаревым и др.).

Фундаментальная идея, на основе которой развиваются современные теории образования, — это теория «человеческого капитала», разработанная в трудах экономистов, исследовавших воздействие человека на экономику. В прошлом столетии и особенно во второй его половине теория «человеческого капитала» нашла своих сторонников в лице Г. Беккера, М. Блауга, У. Боуэна, В. Вейсборда, Ф. Махлупа, Т. Шульца. В советский период эти проблемы исследовали, в основном критически, такие специалисты, как B.C. Гойло, A.B. Дайновский, Г. А. Егиазарян, В. А. Жамин, А. И. Капелюшников, В. В. Клочков, В. П. Корчагин, В. И. Марцинкевич, В. М. Петрова.

В постсоветский период данная тема получила свое дальнейшее развитие: вышел ряд научных работ, не только описывающих, но и развивающих эту тему, переведя ее из области теории в область практики. Можно выделить работы таких авторов, как A.M. Бабич, Г. В. Балашов, С. А. Валентей, Ю. С. Васильев, A.B. Вифлеемский, О. В. Вишневский, A.A. Воронин, А. Л. Гавриков, В. В. Глухов, А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. В. Егоров, E.H. Жильцов, В. М. Зуев, В. Г. Кинелев, М. М. Критский, JI.H. Нестеров, С. А. Ленская, В. И. Марцинкевич, Е. Д. Цыренова.

Социально-экономические преобразования, происходившие в обществе и обусловившие во многом негативные процессы в отечественной высшей школе, привели к необходимости разработки новых подходов к формированию высокоэффективного и конкурентоспособного рынка образовательных услуг. Вслед за зарубежными исследователями Ф. Котлером, Дж. Стиглицем методологические основы формирования рынка образовательных услуг, прикладные вопросы его функционирования стали исследовать отечественные специалисты (В.Н. Андреев, Г. А. Балыхин, С. А. Беляков, Ю. Н. Громыко, А. Г. Грязнова, А. П. Егоршин, A.B. Завгородняя, С. Л. Зарецкая, И. В. Ильинский, М. Л. Левицкий, В. Б. Лившиц, Н. П. Литвинова, А. Е. Медведева, Л. А. Миэринь, В. Я. Нечаев, O.A. Осодоева, В. Ф. Пугач, Н. М. Рассадин, А .Я. Савельев, В. А. Садовничий, Е. М. Скаржинская, О. И. Смолин, Т. Н. Софьина, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур,.

A.Н. Тихонов, A.B. Федотов, В. М. Филиппов, А. О. Ченцов, В. В. Шереметьева,.

B.П. Щетинин).

Вместе с тем, несмотря на разнообразные научные подходы и школы, определяющие сущность, структуру, эффективность образовательного процесса, проблема функционирования и регулирования высшей школы в системе общественного воспроизводства далека от решения, а ее некоторые вопросы еще не поставлены. Мало того, макроэкономическая индикативная роль сферы образования в рамках формирования «новой экономики» как экономики знаний еще не обозначена. В связи с этим актуальными являются:

— концептуальные подходы к государственному регулированию и управлению высшей школой;

— механизмы организации функционирования региональных систем образования;

— проблемы повышения конкурентоспособности отечественной высшей школы внутри страны и на мировом рынке.

Актуальность и состояние научной разработанности позволяют сформулировать проблему диссертационной работы как необходимость разработки теоретических основ оценки адекватности высшей школы современным процессам в социально-экономическом развитии страны и исследования экономических отношений между высшей школой и другими агрегированными экономическими субъектами, а также экономических отношений в сфере образования в их взаимосвязи с другими социальными отношениями в условиях институциональных преобразований. Такая постановка проблемы предполагает проведение теоретических исследований с практико-ориенти-рованными результатами.

Гипотеза исследования. Исследование экономических отношений, возникающих внутри сферы образования в их взаимосвязи с общей макроэкономической динамикой, позволит определить основные принципы и пути совершенствования системы высшего образования применительно к условиям современной цивилизации и социально-экономического развития России.

Объект исследования — высшая школа в ее функциональной специфической определенности как главный фактор долгосрочного повышения эффективности общественного производства, роста производительности труда, улучшения использования трудовых ресурсов и, как итог, укрепления социально-экономических основ общества.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих как внутри сферы образования, так и в ее взаимодействии с иными сферами хозяйства в процессе формирования эффективного общественного производства.

Цель работы заключается в создании концепции, позволяющей определить качественно новую роль и функции сферы образования в организации макроэкономических процессов в условиях становления постиндустриального общества.

С учетом степени разработанности проблемы и цели исследования в работе решались следующие задачи:

— уточнить теоретические и методологические подходы к оценке роли образования в развитии общества и обеспечении экономического роста;

— определить роль и функции непрерывного образования в высшей школе и ее место в системе современного производства;

— показать взаимосвязь и взаимообусловленность обучения и образования, изменение их роли в процессе формирования совокупного работника в условиях информационной революции и доказать продуктивность предлагаемого подхода для осуществления экономического анализа;

— выявить генезис функционирования рынка услуг высшего образования и доказать необходимость его государственного регулирования;

— показать роль образования в процессе регионализации как объективной реакции на усложнение социально-экономического развития общества;

— определить основные характеристики функционирования вузов в условиях наличия внешних и внутренних угроз и разработать непротиворечивые походы к обеспечению экономической безопасности высшей школы в системе общественного воспроизводства;

— обосновать направления повышения эффективности высшего образования.

Теоретико-методологическая и информационная база исследования. В работе использовано сочетание макрои микроэкономического анализа, в результате чего появилась возможность синтезировать модели организации функционирования высшей школы на общегосударственном, отраслевом, региональном уровнях, а также осуществить анализ проблем формирования конкурентоспособной базы для эффективной работы отдельных вузов. При разработке рекомендаций по совершенствованию деятельности вуза использовались методы стратегического планирования, портфельного анализа, матричный и др.

В процессе исследования были использованы: научные издания, материалы научно-практических и статистических сборников, а также статьи периодической печати, опубликованные на русском и иностранных языкахгосударственные нормативные акты, касающиеся вопросов образованияпроект программы «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г.» и другие документы, регламентирующие деятельность системы образования в Россииисточники и материалы, размещенные на сайтах Интернетанекоторые результаты научных исследований, проводимых автором в 1997;2003 гг., в частности, динамики комплексного развития вузов в различных регионах России в условиях становления рыночных отношений.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработана концепция, позволяющая определить качественно новую роль сферы образования в организации макроэкономических процессов. При разработке концепции:

— уточнены методологические подходы к оценке роли образования в развитии общества и обеспечении экономического роста. Доказано, что продуктивным является сочетание нормативного и позитивного принципов анализа при использовании методов новой институциональной экономической теории;

— определены роль и функции непрерывного образования в высшей школе и ее место в системе современного производства. Доказано, что в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса непрерывное образование позволяет обеспечить качество трудовых отношений;

— показаны взаимосвязь и взаимообусловленность обучения и образования, изменение их роли в процессе формирования совокупного работника в условиях информационной революции и доказана продуктивность предлагаемого подхода для осуществления экономического анализа. При этом под обучением понимается формирование качества рабочей силы, а под образованием — определенный способ организации индивидуальных качеств таким образом, чтобы они непременно превратились в способности человека;

— выявлен генезис функционирования рынка услуг высшего образования и доказана необходимость его государственного регулирования;

— обоснована возможность применения теории потребительского выбора рабочих мест и условий производства применительно к образовательной услуге и формированию социального капитала.

— показана новая роль сферы образования как условия развития и основы эффективного функционирования региональных общественных систем в условиях глобализации экономических взаимодействий;

— доказана необходимость развития региональных систем образования, показаны их признаки, особенности и источники финансирования. Введен в научный оборот термин «региональный воспроизводственный образовательный комплекс»;

— предложен авторский вариант институциональной классификации организаций в системе высшего образования, выделены отличительные признаки организаций — университет, академия, институт;

— изложена авторская методика определения стоимости образовательной подготовки в высшей школе;

— определены основные характеристики функционирования вузов в условиях наличия внешних и внутренних угроз и разработаны непротиворечивые подходы к обеспечению экономической безопасности высшей школы. К основным характеристикам отнесены: способность удовлетворять потребности государства, возможность удовлетворять интересы личности, готовность реагировать на ожидания общества;

— обоснованы направления повышения эффективности высшего образования в системе общественного воспроизводства.

На защиту выносится концепция о взаимосвязи экономических отношений, в которых развивается система высшего образования, с общей макроэкономической динамикой, о качественно новой роли сферы образования в макроэкономических процессах и в процессах регионализации как объективированной реакции на усложнение процессов управления социально-экономическим развитием общества в рамках глобализации экономических взаимодействий.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в следующем:

— получили развитие теоретические положения в рамках предложенной концепции о макроэкономических процессах с учетом роли высшей школы как одного из их индикаторов и важнейшего стимулятора;

— обосновано положение о том, что рынок высшего образования является стратегически важным для государства, а потому должен в определенной мере им контролироваться и управляться;

— сформулировано положение о новой роли сферы образования в процессах формирования и управления эффективным функционированием региональных общественных систем в условиях усложнения социально-экономического развития общества;

— предложен вариант распределения функций между министерством образования РФ и территориями;

— интерпретированы выявленные эмпирические зависимости между такими переменными экономического роста, как образование и устойчивость развития региона. Это содержательно означает, что методика расчета эффективности мер по обеспечению экономической безопасности системы образования базируется на теоретических выводах, а практическое построение показателей экономической безопасности рассмотрено как проверка гипотезы диссертации;

— доказана необходимость и разработаны предложения по развитию системы «образование для образования», включающей подготовку и повышение квалификации менеджеров, профессорско-преподавательского состава и научных работников, работающих в вузе;

— предложена обоснованная система мер по формированию и поддержанию учебно-методической базы производства образовательных товаров и услуг, позволяющих вузам быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Определены различия в необходимой учебно-методической базе, применяемой при различных видах, формах и методах обучения;

— предложен авторский вариант выделения ступенчатости высшего образования, развития форм и методов обучения в зависимости от ориентации на научную, производственную, управленческую деятельность;

— обоснован авторский вариант сочетания государственного и негосударственного финансирования высшей школы, развития негосударственного финансирования высшего образования и использования целевых образовательных кредитов;

— разработаны рекомендации, которые следует учитывать при разработке стратегии развития вуза, выявлены ее концептуальная и тактическая составляющие. Рекомендации включают в себя подходы к определению величины оплаты за обучение, обоснование системы долевого участия в финансировании высшей школы из различных источников, а также методику определения стоимости получения вузовского и послевузовского образования.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на международных, российских, региональных научных и научно-практических конференциях, семинарах: Всесоюзной научной конференции «Социально-экономические проблемы научно-технического прогресса в новых условиях хозяйствования» (Кутаиси, 1989), Всесоюзной научно-теоретической конференции «Организация и управление» (Минск, 1989), Всесоюзной научно-практической конференции «Перестройка и экономическое стимулирование научно-технического прогресса» (Москва — Смоленск, 1990), Международной конференции молодых экономистов «Развитие народного хозяйства в условиях рыночных отношений» (Свердловск, 1991), Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений» (Краснодар, 1991), Межреспубликанской научно-практической конференции «Проблемы региональной экономики и совершенствование национально-государственных отношений» (Сухуми, 1991), Поволжской научно-практической конференции «Инвестиционная политика и формирование рыночных структур» (Самара, 1992), Всероссийской научно-практической конференции «Человек в системе рыночных отношений» (Санкт-Петербург, 1992), региональной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие Самарской области» (Самара, 1996), Всероссийской научно-практической конференции «Социально-трудовая сфера: Динамика, качество человеческого потенциала, проблемы управления» (Самара, 1998), научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе» (Самара, 2000), семинаре-совещании «Практика реформирования финансовых отношений в системе образования» (Самара, 2001), Всероссийской научно-практической конференции «Программирование регионального развития» (Самара, 2002), Российско-британской конференции «Перспективы развития трансфера технологий и инновационных процессов в Самарской области: Стратегия, проблемы, поиск решения» (Самара, 2003), итоговой научно-практической конференции «Научная программа как фактор интеграции регионов: основные итоги» (Москва — Тверь, 2003), Международном научном симпозиуме «Перспективы развития регионов в условиях глобализации: экономика, менеджмент, право» (Самара, 2003), Международной научно-методической конференции «Проблемы модернизации высшего профессионального образования» (Кострома, 2003), научно-практической конференции «Образование в условиях формирования нового типа культуры» (Самара, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Проблема создания системы профессионального образования населения малых городов» (Самара, 2003), региональной научно-практической конференции «Проблемы реформирования и развития экономики центральных регионов России» (Иваново, 2003).

Основные публикации по теме диссертации включают в себя 26 работ, в том числе 4 монографии, общим объемом 55,4 печ.л., в том числе авторских 44,0.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Конкурентоспособность экономики России достигается при проведении системных изменений на макроуровне и мезоуровне. Развитие рынка обусловливает конкуренцию вузов, и система управления должна быть ориентирована на нее. В этом смысл проводимой модернизации высшей школы. Следует изменить критерии, в соответствии с которыми оценивается деятельность столичных вузов и вузов региональных, а также способы такой оценки. В основе изменений должно лежать признание целесообразности создания региональных систем образования и миссий университетов. Роль государства в развитии сферы образования возрастает, но ее сущность во многом меняется.

2. Проблемы российской экономики не могут быть решены на макроэкономическом уровне без соотнесения с мезоэкономикой. Сфера образования выступает в качестве индикатора состояния системности национального хозяйства и стимулятором структурных изменений. Никакой рост промышленного производства не гарантирует благополучного устойчивого развития страны, если за ним не стоят сбалансированные системные преобразования не только отраслевых, но и региональных экономик, стимулируемых развитием сферы образования. Повышение реальной эффективности всех производственных факторов возможно лишь в условиях изменения психологии работников и качества управления социально-экономическими процессами. Нехватка способных к самостоятельной деятельности специалистов в условиях слабой институциональной среды является основным источником хозяйственных проблем России.

3. Система образования в России готовит гораздо меньше специалистов по новейшим научным дисциплинам, чем в США, Японии, Западной Европе и даже Австралии. В то же время выпускники вузов стремятся начать трудовую деятельность сразу же после окончания обучения (а то и во время обучения), вместо того, чтобы пройти послевузовское обучение, обогатить и углубить свои знания. Среди аспирантов очной формы обучения 40−60% вынуждены совмещать по известным причинам учебу с работой, что очевидно ухудшает качество их обучения. Проводимая в настоящее время политика на создание группы ведущих вузов с разной их идентификацией при соответствующей ресурсной поддержке со стороны государства в ущерб региональным образовательным комплексам снизит интеллектуальный потенциал нации и еще более разбалан-сирует национальное хозяйство.

4. Важнейшим источником устойчивого экономического роста является самопреобразование1 региональных экономик на основе формирования и целенаправленного использования человеческого и социального капитала, реализации особых образовательных потребностей. Самопреобразование возможно лишь на основе институционализации системных преобразований на всех уровнях экономики, совершенствования политико-правовых норм и повышения эффективности государственного управления. Основные условия осуществления самопреобразований коренятся в способностях каждого человека, развиваемых системой образования. И только их нарастанием будет обеспечиваться становление новой хозяйственной организации жизни социума.

5. Существующая структура высшей школы России является одним из основных источников внутренней несбалансированности экономики страны. Россия оказывается конкурентоспособной на мировых рынках лишь в отдельных областях. Сегментация вузов в рамках отраслевых министерств и ведомств только закрепляет низкую конкурентоспособность таких отраслей, как сельское хозяйство, сфера услуг и т. п. Противоречивость требований рынков труда и образовательных услуг в различных регионах страны отражается в устойчивости конфликтов интересов администраций, работодателей и вузов. При этом раз.

1 В литературе наряду с понятием «самопреобразование» употребляются как «самоизменение» и «самоорганизация». В. И. Корняков процессы самопреооразования идентифицирует как процессы самоизменения. О механизмах самоизменения субстанции в потоке воспроизводства и экономическом содержании процесса самоизменения им опубликованы книги: Корняков В. И. Воспроизводство как поток единой субстанции: зависимости, модель, объемные структуры. — МоскваЯрославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. — 303 е.- Он же. Сомкнувшаяся потоковая экономика: Рассуждения об обгоняющей самоукрепляющейся экономике XXI века. -М.: Ярославль, Изд-во ЯрГУ, 2003. — 254 с. Понятием «самореализация» пользуется О. С. Сухарев. — См.: Сухарев О. С. Структурные изменения в экономике: философия, институты, инвестиции. — Брянск: Изд-во БШТА, 1998. — 287 с.

Тема конфликтов интересов различных субъектов экономики детально проработана в кн.: Перегудов СЛ., Лапина Н. Ю., Семенко И. С. Группы интересов и Российское государство. — М.: Эдеториал УРСС, 1999. — 352 с. витие коммерческих начал в деятельности вуза не входит в противоречие с его социальной миссией.

6. Процессы реформирования социально-экономического устройства страны характеризуются изменяющимися отношениями между высшей школой, социумом и государством. Особо значимым является процесс изменения экономических интересов и потребительских предпочтений всех субъектов производства-потребления образовательных услуг, в основе которого лежат эффекты дохода и цен. Регионализация хозяйственной жизни в условиях противоречивости нарастающих процессов глобализации экономики делает необходимым рассмотрение сферы образования как структуры социального целого формирующейся постиндустриальной информационной экономики, «новой экономики».

Показать весь текст

Список литературы

  1. JT. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопр. экономики. 1993. — № 1. — С. 4−14.
  2. С., Воскресенская Н., Квасов А. Современные экономические теории Запада /Под ред. А. Марковой. М.: Финстатинформ, 1996. -94 с.
  3. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Э. Бем-Баверк, Ф. Визер / Пер. с нем.- Предисл., коммент., сост. В. С. Автоно-мова. М.: Экономика, 1992. — 493 с.
  4. В. С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экон. школа, 1998.-230 с.
  5. Э. М. Экономический анализ сферы услуг. М.: Экономика, 1968.-392 с.
  6. Академическое сотрудничество / Российская экономическая школа.- http://www.nes.ru.
  7. H.A. Экономическая эффективность образовательных услуг/Дис.. канд.экон.наук. Кострома, 1996. — 130 с.
  8. О.Ф., Сельская Н. С. Оценка продуктивности образовательных технологий // Право и образование. 2000. — № 1 (2). — http://www. muh.ru/MAGS/mags.htm#2.
  9. О.Ф. Типы потребителей образовательных услуг // Экономика образования. 2000. — № 1. — С. 8−10.
  10. М.А. Проблемы ускорения подготовки кадров для сферы услуг // Сфера услуг: проблемы обеспечения кадрами. М.: Дело ЛТД, 1992.- С.14−15.
  11. О. Маркетинг дипломного проектирования // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 68−69.
  12. С. Ю. Совершенствование организационно-экономических механизмов управления региональной экономикой. СПб.: СП6ГТУ, 1998.- 178 с.
  13. Е. Г., Тертышный А. Т. Высшее образование основа устойчивого развития России // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов.-2000.-№ 1.-С. 41−47.
  14. А. Да здравствует победа постиндустриальной революции. // Известия. 2001. — 18 янв. — С. 9.
  15. Э. Б., Стиглиц Д. Е. Лекции по экономической теории государственного сектора /Пер. с англ.- Под ред. Л. Любимова. М.: Аспект-Пресс, 1995.-832 с.
  16. А.М., Жильцов E.H., Егоров Е. В. Проблемы регионального развития социальной сферы / Социальная сфера в условиях перехода к рынку. -М.:РАУ, 1993.-С. 127−167.
  17. А. М., ЕгоровЕ. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань: ППО им. К. Якуба, 1996. — 242 с.
  18. Н.М. Высшая школа России // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. 2000. — № 1. — С. 159−168.
  19. В. С. Непрерывное образование в условиях трансформации экономической системы. Ч. 1, 2.- М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. -330с.
  20. У., Сабов 3., Хайнрих И., Кох В. Основы экономической теории.- СПб.: Питер, 2000. 800 с.
  21. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Трансформация экономического механизма высшей школы в современных условиях. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.- 112 с.
  22. Г. А. Система образования в РФ: финансовое, организационное и нормативно-правовое обеспечение // Экономика образования. 2001. -№ 2.-С. 5−15.
  23. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003. — 428 с.
  24. Г. А. Финансовое и нормативно-правовое обеспечение -системы образования в России // Экономика образования. 2002. — № 2. -С. 7−17.
  25. П. В., Сиганьков А. А. Разработка и внедрение системы бюджетного управления высшим учебным заведением // Экономика образования. 2002. — № 1. — С. 19−20.
  26. Г. Человеческий капитал. Главы из книги: Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993.-№ 11. -С. 109−119,№ 12. -С.86−104.
  27. И.И., Хасаев Г. Р. Социальные аспекты развития села: По материалам Куйбышевской области. Куйбышев: Книж. изд-во.- 1988. 127 с.
  28. С.А. Обзор проблемы финансирования образования // Экономика образования. 1999. — № 4. — С. 41−45.
  29. С.А. Общая характеристика сферы образования России. Лекция 1 // Экономика образования. 1999. — № 4. — С. 74−84.
  30. В. А. Аспекты регионального развития Тольятти: ТИС, 2000. — 48 с.
  31. Бизнес-образование в России: Аналитический справ. 2-е изд. — М.: ЗАО «Консэко», 1998.-480 с.
  32. М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ., 4-е изд.- M.: Дело ЛТД, 1994. 720 с.
  33. Т. Новая экономика требует новой системы образования: (из выступления на Давосском форуме) // Высшее образование и России. -2000.-№ 2.-С. 103−105.
  34. Е.Н., Добрынин А. И., Субетго А. И. О книге Чекмарева В.В. «Система экономических отношений в сфере образования // Экономика образования. 1999. — № 3. — С. 54−56.
  35. И. В., Крутий И. А. Специфика взаимосвязи производительности компьютерного средства обучения с индивидуально психологическими особенностями обучаемых // Право и образование. -2000. -№ 1(2).- http://www. muh.ru/Mags/mags.htm#2.
  36. Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности воспроизводства квалифицированных кадров // Экономист. 1992. — № 5.- С. 72−82.
  37. Н., Ветров Ю. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 15−24.
  38. Брагина 3. В. О книге А. Н. Тихонова, А. Е. Абрамешина, Т. П. Ворониной, А. Д. Иванникова, О. П. Молчановой «Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты» // Экономика образования. 1999. -№ 1. — С. 76−77.
  39. С. К. Образовательный потенциал общества // Экономика образования. 1999.-№ 4. -С. 9−11.
  40. А. Парк периода high-tech // Обучение за рубежом. 2001. -№ 3. — С. 78−79.
  41. В. И., Смолин С. А. Проблемы управления высшим учебным заведением // Право и образование. 2000. — № 1(2). — http://www. muh.ru/MAGS/mags.htm#2.
  42. С., Нестеров JI. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопр. экономики. 1999. — № 2. — С. 90−102.
  43. Ш. З. Формирование рынка образовательных услуг в модели рыночной экономики России // Экономика образования. 2001. — № 2. -С.35−38.
  44. Ш. З., Добрынин А. И. Образовательная услуга в рыночной экономике // Экономика образования. 2001. — № 2. — С. 30−34.
  45. Ш. 3., Стариков В. Н. Дистанционное обучение. Уфа: Изд-во Уфим. технолог, ин-та сервиса, 1999. — 151 с.
  46. Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П., Федотов А. В. Управление развитием вуза. СПб.: СПбГТУ, 1998. — 544 с.
  47. Ф. С., Ковалев С. Г. Обучение экономистов методам творческого труда стратегическая задача высшего образования в России в XXI веке // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. 2000. — № 1.- С. 48−62.
  48. В. И., Гавриков A. JT. и др. Разработка концепции и вариантов структурно-функциональных преобразований в сфере образования.- СПб.: УЦПР, 1999. (Per. № 01.99.00 12 080. Инв. № 02.99.00 6 293. М.: ВНТИЦ, 2000).
  49. М.А. К вопросу об оптимальном соотношении бюджетного и небюджетного финансирования вуза в условиях современной России // Экономика образования. 2000. — № 1. — С.35−40.
  50. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопр. экономики. 2002. — № 8. — С. 115−118.
  51. Н. Рынок рабочей силы новые тенденции // МЭиМО. -1999.-№ 8.-С. 20−25.
  52. В. Т. Высшее образовательное учреждение как пассионарная среда // Право и образование. 2000. — № 1 (2). http://www.muh.ru/MAGS/ mags. htm#2.
  53. А. А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.: НИИВО, 1999. -323 с.
  54. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: AMO, 1995. — 164 с.
  55. И. Е., Никитина Е. В., Чмырева Е. В. Методика измерения темпа усвоения знаний: разработка и обоснование // Тр. СГУ. Вып 10. Серия «Психология и социология образования». — М., 1999.- http://www.muh.ru/WORKS/nlO.htm.
  56. Высшее педагогическое образование: проблемы и решения / Под общ. ред. И. Е. Курсова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1994. — 160 с.
  57. АЛ. Региональные университетский комплекс: от концепции до ее воплощения. СПб.: СЗАГС, 2001. — 181 с.
  58. В. В. Негосударственные высшие учебные заведения в России в конце XIX начале XX вв. // Право и образование. — 2000. — № 1 (2).- http://www. muh.ru/MAGS/mags.htm#2.
  59. Р.Т., Садриев М. М., Галин Р. А. Совершенствование системы образования в условиях перехода к рыночной экономике (на примере Башкирии). Уфа.: Изд-во Баш. гос. пед. ин-та, 1995. — 168 с.
  60. Н.П. Экономические интересы как институциональная константа формально-неформального равенства и неравенства//Проблемы институ-ционализации экономики России: Монография. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002.- С. 202−229.
  61. С.А. Региональные аспекты развития системы образования Интеграция региональных систем образования: Тез. Всерос. науч.-практ. конф., 16−18 мая 1995 г. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. — 1995. — С. 28.
  62. В. Интеллектуальный капитал // МЭ и МО. 1998. — № 11. — С.68−77.
  63. B.C. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. М.: Наука, 1975. — 231 с.
  64. Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997−2000 годы: Федеральная программа // Рос. газ. 1996. — 19 сент. — № 179.
  65. М. Современные тенденции формирования рынков труда в странах с развитой рыночной экономикой // Вопр. экономики. 1991. — № 9. — С. 68−79.
  66. Дж. К., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 319с.
  67. С.И. Проблемы управления в системе образования России в контексте реформирования его структуры на региональном уровне // Современное образование: поиски и решения. Барнаул: Изд-во Алт. ГУ. 1994.-С. 47−50.
  68. М. Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика.- 1995. -№ 3.- С. 21−25.
  69. Ю., Давыдов И., Лазарев В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. 1994. — № 1. — С. 22.9
  70. Ю. 12 лет спустя: национальная доктрина образования // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 203−210.
  71. А. Г. и др. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. М.: ЮНИТИ, Банки и Биржи, 1998. — 328с.
  72. Г., Дигилина О., Старостин В., Чукин Н. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2002. — 204 с.
  73. Г. В., Лапыгин Ю. Н., Прилепский А. И. Экономическая безопасность региона: теория и практика.- М.: Наука, 1996. 119с.
  74. А. Б. Экономика высшего образования: планирование, кадры, эффективность. М.: Экономика, 1976. — 156с.
  75. Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. — 832с.
  76. А. Л. Оплата труда профессорско-преподавательского труда в системе высшего образования в советское время // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. 2000. -№ 1. — С. 115−124.
  77. А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике.- СПб.: Наука, 1999. 310 с.
  78. А. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
  79. П. Менеджмент: стратегия и тактика.- СПб.: Питер, 1999.- С. 457.
  80. А. П, Сухова М. В, Негосударственные вузы в системе высшего образования России // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. 2000. -№ 1.- С. 99−114.
  81. О. П., Виноградов Н. М., Багров Н. М. Высшая школа России на пороге нового тысячелетия социальные проблемы развития // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. — 2000. — № 1. — С. 27−40.
  82. С. А. Инвестиции в человеческий капитал: критерии эффективности // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. 1996. — № 4. -С. 32−51.
  83. С. А. Информационные аспекты анализа экономических явлений // Экономика образования. 1999. — № 3. — С. 31−44.
  84. С. А. Образование и занятость в информационном обществе / Материалы Междунар. конф. «Образование взрослых в поликультурном мегаполисе», 30 мая-3 июня 1999 г. / Науч. ред. Н. П. Литвинова. СПб.: Изд-во ИОВ РАО, 1999. — С. 31−34.
  85. С. А. Теория человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.- 142 с.
  86. С. А. Экономика образования в условиях переходного периода.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. 160 с.
  87. Евенко JL России нужны десятки тысяч выпускников МВА // Элитное образование. 2000. — № 1. — http.7/wvw.begin.ru/archives/#elitl.
  88. А. П. Перспективы развития образования в России в XXI в. // Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 4. -С. 50−64.
  89. Е.И. Особенности управления профессиональным учебным заведением в системе непрерывной подготовки экономических кадров.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 160 с.
  90. В. И. Экономика образования: проблемы реальные и мнимые // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 3−10.
  91. В.А. Социально-экономические проблемы образования и науки в развитом социалистическом обществе. М.: Экономика, 1979. — 183 с.
  92. В. А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.: Экономика, 1968. — 231 с.
  93. Е. Н., Восколович Н. А., Казаков В. Н. Экономика сферы платных услуг. Казань: БИ, 1996. — 198 с.
  94. Е. Н., Ляляев В. Г. Планирование развития высшего образования. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 212 с.
  95. А. В., Миэринь JI. А. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций в высшей школе // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. 2000. — № 1. — С.63−75.
  96. С. В. Регулирование развития системы образования в регионе / Автореф. дисс. канд. экон. наук / СПбГУЭФ. СПб., 2000. — 16 с.
  97. С. JT. Реформа финансирования высшего образования в Великобритании // Экономика образования. 2001. — № 1. — С. 41 -51.
  98. И. О пользе рынка труда // Вопросы экономики. 1991, — № 9.- С. 33−38.
  99. В. М., Воронин А. А., Джалалов С., Пусев В. И. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования.- М.: НИИВО, 1995.- 176 с.
  100. В. В., Яременко Ю. В. Теория и методология исследований многоуровневой экономики: Избр. тр.: В 3 кн. Кн.1.- М.: Наука, 1997. -400 с.
  101. М. Звание мастера бизенса // Деньги. № 43 (296). -2000. -1 нояб. — С. 42−46.
  102. М., Фуколова Ю. Бизнес-образование дорожает. Доходы выпускников бизнес-школ тоже // Коммерсант. 2000. — № 12. -28 янв. -С. 6.
  103. Идея образования: Российская идея образования как основа государственной образовательной политики XXI в. М.: Логос, 1999. — 202 с.
  104. Г. Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования. http://vAvw.ipk.alien.rn/book/vorp psi/ilin.txt.
  105. Г. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование. 2000. — № 1. — С. 64−69.
  106. И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.- 163 с.
  107. И. В. Рынок образования: структура и механизм функционирования // Экономика образования. 1999. — № 2. — С. 43−52.
  108. Индустрия образования: Научно техническая программа / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Координационно-аналитический центр по межвузовским инновациям и научно-техническим программам. М., 1999. — 148 с.
  109. B.JI. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социс. 2000. — № 6. — с.24−32.
  110. В.Л. Современное постиндустриальное общество: Природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. — 304 с.
  111. Информационное обеспечение автоматизированной информационной системы дистанционного обучения служб и подразделений органов местного самоуправления / Под ред. В. А. Гневко, Л. В. Ивановского. СПб.: Институт управления и экономики (ИЭУ), 1998. — 426 с.
  112. A.B. Анализ и моделирование систем управления. Барнаул. Изд-во Алт. ГТУ, 1995. — 92 с.
  113. Г. П., Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для студентов гуманит. фак. Ульяновск: Ул-ГТУ, 2000. — 164 с.
  114. А.Г., Дорогов Н. И. Теоретические аспекты исследования собственности как основы государственного регулирования развития экономики региона// Вестн. Моск. ун-та. 1997. — № 4. — С. 69.
  115. М. Увеличить число образованных россиян поможем и мы // Вузовские вести. 1997. — № 1. — http. V/www.mformatika.ru/text/magaz/-newpaper/vuznens/vn l97/vuzl .html.
  116. В.Г. Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть? // Высшее образование в России. 1993. — № 4. — С. 14−24.
  117. В. Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995.-328 с.
  118. В. Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 1998. — 518 с.
  119. Е. Д. Негосударственное высшее образование в мире // Право и образование. 2000. — № 1 (2). — http.7/vvww.muh.m/MAGS/mags.htm#2.
  120. С. Виртуальные студенты // Московские новости. 2001. — № 4 (1072), — 23−29 января. — С. 19.
  121. С. Готов к труду на оборонку // Моск. новости. 2001. — № 9 (1077), — 27 апр. -5 марта. — С. 22.
  122. В. В. Экономика образования: иллюзии и факты, — М.: Мысль, 1985.- 174 с.
  123. С.Г. Трансформация общественного производства. СССР-Россия: Очерк теории. СПб.: Изд-во СпбУЭФ, 1996. Ч. 1. — 149 с.
  124. С.Г. Трансформация общественного производства. СССР-Россия: Очерк теории. СПб.: Изд-во СпбУЭФ, 1996. — Ч. 2. — 207 с.
  125. Ю. Сохраним научные школы // Известия: Наука. 2001. — № 4. — 8 июня. — С. 3.
  126. В. Ю. Научно-педагогические кадры высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Республика, 1993. — 82 с.
  127. В. П. От бакалавра до магистра (о переходе к многоуровневому образованию)//Вестн. высшей школы. 1992. -№ 10/11/12. — С. 37−42.
  128. Г. В. От шока к терапии: политическая экономия постсоциалистических преобразований. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2000. — 389 с.
  129. Комментарий к закону «Об образовании» / Отв. ред. проф. В. И. Шка-тулла. М.: Юристь, 1998. — 558 с.
  130. Конвенции и рекомендации МОТ по вопросам регулирования отношений на рынке труда//Вопр. экономики. 1991.-№ 9.-С. 108−125.
  131. Д. Все меняется, а неравенство остается // Известия: Наука, 2001. 22 июня. — С. 3.
  132. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России (Федеральная программа). http://www.fcdo.ido.ru/de/st 064.html.
  133. В.И. Воспроизводство как поток единой субстанции: зависимости, модель, объемные структуры. М.- Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. -303 с.
  134. В.И. Сомкнувшаяся потоковая экономика: Рассуждения об обгоняющей самоукрепляющейся экономике XXI века. М.- Ярославль: Изд-во ЯрГу, 2003.-254 с.
  135. Ф. Маркетинг менеджмент. 10-е изд. / Пер. с англ.- Под ред. JI.A. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2000. — 752 е.
  136. Р. Природа фирмы (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология.- 1993. № 3. — С. 85−97.
  137. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб.: Питер, 1999. — 493 с.
  138. М. М. Человеческий капитал. JI.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 120 с.
  139. А. Российский диплом в опасности // Смена. 2001. — 11 марта.-№ 48 (22 838).-С. 4.
  140. Л. Инвестиционные расчеты / Пер. с нем- под ред. В. В. Ковалева, 3. А. Сабова. СПб.: Питер, 2001.- 432 с.
  141. Я. Количество бесплатных мест радикально не уменьшится. // Коммерсантъ. № 75. — 2001.-26 апреля. — С. 8.
  142. Ф. Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ: Пер. с англ. / Под ред. Г. Е. Скорова- Послесл. В. А. Жамина. -М.: Прогресс, 1970. 261 с.
  143. М. Л. О плане реформирования образования // Экономика образования. 2001. — № 1.-С. 13−18.
  144. С. А. Производственные фонды как экономическая категория. -М.: Экономика, 1982. 128 с.
  145. В. Б. Актуальные вопросы финансирования общего образования в России // Экономика образования. 2001. — № 1. — С. 19−24.
  146. H. П., Шереметова В. В. Маркетинг образовательных услуг.- СПб.: Либра, 1993. 116 с.
  147. Н. А. Всемирная реформа образования: Предисл. к кн.: Скворцов В. Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — С. 3−7.
  148. А.П. Эффективность региональных рынков образовательных услуг // Экономика образования. 1999. — № 4. — С. 29−34.
  149. Мак Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, — 2000. 272 с.
  150. Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития системы дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование, 2000. № 1 (2).- http://www. muh.ru/MAGS/mags.htm#2.
  151. Маркетинг образовательных услуг// Маркетинг. 1993. — № 1. — С. 18−31.
  152. В. Реализация стратегии // Top-manager. 2000, — Нояб. -С. 136−139.
  153. К. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т. 46. Ч. 2.-С. 5−521.
  154. К. Экономические рукописи 1857−1861 годов (Первоначальный вариант «Капитала» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 46, Ч. 1.- С. 3−508.
  155. В. И. США: Человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  156. Л. М. Концептуальные и информационные основы финансово-хозяйственных управленческих решений в вузе // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. 2000. — № 1. — С. 86−98.
  157. А. Открытие образования // Эксперт. 2001. — № 1−2. — С.58−60.
  158. Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1996.-462 с.
  159. А. Е., Андреев В. Н. Ценовая стратегия вузов на рынке высшего образования Санкт-Петербурга, -http://www.marketing.spb.ru/ conf/9/9 l.htm.
  160. В.М. Теория организации: экономические и социальные проблемы. Ярославль: Изд-во ЯрГУ. — 2003. — 96 с.
  161. Г., Альстрэнд Б., Лэмпэл Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000. — 336 с.
  162. ., Болотин И. Образование и национальная безопасность России // Alma Mater. 1996. — № 6. — С. 6.
  163. А. И., Соловьева Е. В. Анализ рынка высшего профессионального образования: методологический и методический аспекты.- СПб.: СПбГИЭА, 1998. 168 с.
  164. Ф. 3. Экономическое исследование и образование // Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Информационное обеспечение экономического образования: СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — С. 70−72.
  165. Модернизация российского образования: стратегические разработки / Под. ред. Я. И. Кузьминова. М.: ГУВШЭ, 2002. — 216 с.
  166. С. Г., Гостев А. Г. Понятие «образовательная программа» в Законе РФ «Об образовании» // Экономика образования. 1999. — № 3. -С. 14−21.
  167. Н. Финансирование социальной сферы // Экономист. 2002.- № 2. С.3−10.
  168. И. Г. Принципы экономике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 784 с.
  169. Научные кадры СССР: динамика и структура / Под ред. В. Ж. Келле, С. А. Кугеля. М.: Мысль, 1991.-285 с.
  170. А., Минаев Д. Рейтинг вузов где решение? // Обучение и карьера в Санкт-Петербурге. — 2000. — № 3. — С. 14−19.
  171. А., Луковенко А. Восточная Европа: формирование рыночной политики занятости // Вопр. экономики. 1991. -№ 9. — С. 55−67.
  172. Р. М. Информационное производство и проблема «человеческого капитала» Вестн. Санкт-Петерб. ун-та, Сер. 5 «Экономика».- 1995. Вып. 1.-С. 26−32.
  173. М., Махотаева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ // Вопр. экономики. 2002.- № 5. С.126−136.
  174. НортД. Институты, институциональные изменения функционирования экономики / Пер. с англ. А. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 179 с.
  175. А.И. Опыт рейтинговой оценки деятельности преподавателей, кафедр и факультетов Самарской государственной экономической академии// Вестн. Самар. гос. экон. акад. 2001. — № 2 (6). — С.40−48.
  176. Р. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики // Вопр. экономики. 2000. — № 4. — С. 137−156.
  177. Р. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопр. экономики. 2000. — № 6. — С.126−145.
  178. Об образовании. Закон Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 1996 г. Федеральным законом Российской Федерации 13 янв. 1996 г. № 12-фЗ) // Собр. законодательства Российской Федерации.- 1996. № з (15 апр.). — С. 693−735.
  179. Образование, наука и культура в Республике Башкортостан: Стат. сб.- Уфа: Госкомстат РБ, 1999. 93 с.
  180. Образование России 2002: Стат. информационно-аналитический сб. -М., 2003.-276 с.
  181. Образовательные учреждения Самарской области в 2000 году: Стат. сб./ СОКГС. Самара, 2001.- 122 с.
  182. А. Дефицит права//Вопр. экономики. 2002. — № 4. — С.23−45.
  183. Основы теории дистанционного обучения. http://www.iet.mest.ru/ dis/1 lo.htm.
  184. О. А. Развитие образовательных процессов в системе регионального рынка труда (на примере Республики Бурятия): Автореф. дис.. канд. экон. наук / Иркут. гос. экон. акад. Иркутск, 1999. — 20 с.
  185. Н. Образование и экономический рост // Экономика образования. 1999.-№ 2. — С. 11−21.
  186. С.П., Лапина Н. Ю., Семенко И. С. Группы интересов и российское государство. М.: Эдеториал УРСС, 1999. — 352 с.
  187. Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000. — 160 с.
  188. Е.В. Моделирование социально-экономического развития малых и средних городов России / СПбУЭФ. СПб., 1994. С. 79.
  189. В. М. Вузы и научно-технический прогресс. М.: Высш. школа, 1973.-246 с.
  190. В.М. Региональный подход важнейшее направление возрождения образования в России // Тульская школа. — 1994. — № 1. — С. 17−24
  191. А. Трамвай, граждане, не резиновый. Насколько революционна реформа образования, которую предусматривает «Программа Грефа» // Моск. новости. 2000. — № 24. — 20−26 июня. — С. 2−3.
  192. А. И. Рыночные процессы в микро- и макроэкономике. Ч. 4. Российская хозяйственная система: проблемы функционирования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 226 с.
  193. А.И. Региональный хозрасчет: содержание, формы, границы: (Региональное самоуправление и хозрасчетные отношения). JI.: Знание, 1991.-32 с.
  194. В. Шокотерапия против градулизма: десять лет спустя // Эксперт. -2000. -№ 31. -С. 49.
  195. A.A. Вектор экономического развития. М.: ТВИС, 2002. — 248 с.
  196. X., Томпсон М. Энергия торговой марки / Пер. с англ.- Под ред. И. В. Крылова. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  197. А., Проворова О., Сенаторова Н. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров // Высш. образование в России. 1999. — № 2. — С. 23−29.
  198. Программа развития высшего и среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 1999−2003 гг. Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан № 44 от 24 февр.1999 г. -31с.
  199. Дж. Вклад образования в экономический рост. Международные сравнения // Экономика образования. 1999. — № 1. — С. 62−71.
  200. Дж. Оценка образования и профессиональной подготовки: какое место занимает сравнительный подход? // Экономика образования. 1999. — № 2. — С. 71−83.
  201. В. Ф. О функциях высшего образования в условиях демократизации общества//Высшее образование в России. 1994.-№ 1.- С. 154−160.
  202. В. И. Проектная культура Америки: образование // США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 6 (282). — С. 13−20.
  203. В. Особая ответственность // Высшее образование в России.- 2000. -№ 1. С. 4−6.
  204. В.В. Хозяйственная организация как объект социологии // РЭЖ. -1995.-№ 2.-С. 69.
  205. . Конкретно-исторические особенности становления рынка труда в СССР // Вопр. экономики. 1991. — № 9. — С. 10−23.
  206. Н. М., Чекмарев В. В. Принципы расчета стоимости дополнительных образовательных услуг вуза в условиях рыночной экономики // Экономика образования. 1999. -№ 1. — С. 27−32.
  207. А. 3. Проблемы разработки и модернизации систем обучения. -http://biro.ufanet.ru/biro/resours.htm.
  208. Регера Луис. Изменение перспективы: от трудовой деятельности к школе // Перспективы. Сравнительные исследования в области образования. 1996. Т. 25.-№ 2.-С. 117−132.
  209. Реформа образования: дискуссия продолжается // Экономика образования. 2001.-№ 1.-С. 5−13.
  210. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. — 690 с.
  211. Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2001.-638 с.
  212. Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров / Пер. с англ.- Под общ.ред. Л. А. Волковой. СПб.: Питер, 2000. — 656 с.
  213. А. Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. -М.: НИИВО, 2000.-31 с.
  214. А. Я., Зуев В. М, Галаган А. И., Джалалов С. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования. М.: НИИВО, 1999. — 192 с.
  215. В. Нужен табель о рангах. // Известия: Наука. 2001.- № 4, 8 июня. — С. 3.
  216. Самарский статистический ежегодник. Стат сб. / Самарский ком. гос. стат. -Самара, 2001.-298 с.
  217. Г. В. Высшее образование в условиях глобализации экономики // Экономика образования. 2001. — № 6. — С. 39−45.
  218. Симкина J1. Г. Человеческий капитал в инновационной экономике.-СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 2000. 151 с.
  219. О. В. Основные факторы воспроизводства человеческого капитала // Экономическая социология. 2001. Т. 2. — № 1. — С. 43−87.
  220. Системогенетика образования, образовательные циклы и образовательное общество в XXI веке / Под ред. А. И. Субетто, В. В. Чекмарева.- Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 1998. 321 с.
  221. Е. М., Чекмарев В. В. Рынок образовательных услуг и его экономические субъекты // Экономика образования. 1999. — № 2.- С.61−69.
  222. Е. М., Чекмарев В. В. Субъекты рынка образовательных услуг и их экономическое поведение // Экономика образования. 1999. -№ 3. — С. 22−30.
  223. М.И. Политическая экономия высшего образования // Университеты как фактор формирования человеческого капитала. Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2003. — С. 184−193.
  224. М. И. Экономико-институциональная специфика сферы образования // Экономика образования. 1999. — № 1. — С. 25−27.
  225. В. Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 228 с.
  226. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соц-экгиз, 1962.-684 с.
  227. О.И. Приоритеты образования: взгляд законодателя // Высшее образование в России. 2002. — № 5. — С. 34.
  228. О. И. О регулировании экономических механизмов в сфере образования // Экономика образования. 2002. — № 2. — С. 17−21.
  229. Л. А. Актуальные вопросы конкуренции российских вузов на рынке образовательных услуг. Кострома: Изд-во КГСХА, 2001.- 189 с.
  230. Н. Мотивационная основа педагогической деятельности // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 90−99.
  231. Т. Н. Рынок услуг: методологические основы формирования и функционирования / Автореф. дис.. д-ра экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-39 с.
  232. Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ.- Под ред. Г. М. Куманина. М.: Изд-во МГУ: Инфра-М, 1997. — 720 с.
  233. Стратегия для России: образование // Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г.: Проект / Фонд «Центр стратегических разработок». http://www.kommersant.ru/Docs.
  234. С. Г. Эффективность образования в СССР // Экономическая газета. 1962.-№ 14.-С. 14−16.
  235. А.И. Системологические основы образовательных систем. Ч. 1. М.: Исслед. центр пробл. качества образ. МОРФ, 1994. — 284 с.
  236. А.И., Чекмарев В. В. Битва за высшее образование России: 1992−2003 гг. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. — 308 с.
  237. О.С. Структурные изменения в экономике: философия, институты, инвестиции. Брянск: Изд-во БГИТА, 1998. — 287 с.
  238. А. Г. Престижные профессии и вузы в США // США: экономика, политика, идеология. 1992. — № 8 (272). — С. 59−67.
  239. Л. С., Ковалев С. Г., Миропольский Д. Ю. Тезисы национальной доктрины высшего образования // Изв. Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов. 2000. — № 1. — С. 5−26.
  240. А. Ф. Концепция и основные структуры университетского экономического образования: Информационное обеспечение экономического образования: Сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — С. 3−4.
  241. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): вчера. сегодня. завтра. / М., Госкомвуз, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, «Логос».- М., 1994. -64 с.
  242. Ю. Г. Факторы личности, общества и государства в сравнительных исследованиях систем высшего образования // Сб. тез. междунар. конф. Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. -М., 1994. -С. 45−48.
  243. Ш. Стратегия технополисы / Пер. с англ.- Под ред. В. И. Дани-лова-Данильяна. — М.: Прогресс, 1989. — 344 с.
  244. О. Высшее образование для глухих // Известия: Наука. -2001.-8 июня.-С. 3.
  245. В. и др. Качество обучения в виртуальной среде // Высшее образование в России. 1999 — № 6. — С.21−25.
  246. А. Высшее образование: системный подход // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 42−48.
  247. Г. Г. Государственный или бюджетный? // Право и образование. 2000. — № 1 (2). — http://www.muh.rU/MAGS/mags.htm#2.
  248. С. Высшая школа как объект постклассической науки // Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С. 31−34.
  249. А. И. Об учебнике «Экономика и организация управления вузом» Под ред. д.э.н. Глухова В. В. // Экономика образования. 1999. — № 3. -С. 57.
  250. О. И. Экономические институты капитализма. СПб.: Лен-издат, 1996. — 704 с.
  251. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А.Д. Иванни-ков, О.П. Молчанова- Под. ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. -256 с.
  252. А. В. Проблемы моделирования и оценки экономической эффективности затрат на высшее образование // Современные проблемы и методы совершенствования управления. СПб.: СПбГТУ, 1997.- С. 256−262.
  253. A.B. Состояние и проблемы развития системы предоставления образовательных услуг в Российской Федерации // Экономика образования. 2002.-№ 4. — С. 21.
  254. В. Надо сделать расценки зависимыми от реальных знаний // Коммерсантъ: СПб., 2001. — № 97. — 6 июня. — С. 20.
  255. В. Сколько денег нужно на реформу подсчитать нельзя // Коммерсантъ. СПб., 2001. — № 75. — 26 апр. — С. 8.
  256. В. М. Высшее образование в Российской Федерации. М.: НИИВО, 2000.- 156 с.
  257. В. М. О концепции модернизации российской системы образования на период до 2010 года // Экономика образования. 2002. — № 1. -С. 7−15.
  258. Ю. Диплом с процентами // Деньги. 2001. — № 12 (316).- 28 марта. С. 62−64.
  259. Ю., Иванющенкова М. Дважды образованные // Деньги. -2000. № 41 (294). -18 окт. — С. 28−31.
  260. Ф. Великий разрыв / Пер. с англ.- Под. ред. A.B. Александровой.- М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. 480 е.
  261. Г. Р. Трудовые ресурсы Куйбышев, обл.: формирование, использование, планирование. Куйбышев: Кн. изд-во, 1988. — 172 с.
  262. Г. Р. Социальные проблемы экономически активного населения.- М., ИСПИ РАН, 1996. 156 с.
  263. Г. Р. (в соавт.). Самарско-Тольяттинская агломерация: современное состояние и пути устойчивого развития. М., Наука, 1996. — 208 с.
  264. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопр. экономики. 2001. — № 8. — С. 32−45.
  265. В. В. Проблемы формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. 1999. — № 1. — С. 36−48.
  266. В. В. Экономические проблемы сферы образования: Монография / Под общ. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, профессора М. И. Скаржинского. Ч. 1. Кострома: Изд-во КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996.-204 с.
  267. В. В. Экономические проблемы сферы образования. Монография / Под общ. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, профессора М. И. Скаржинского. Часть 2. Кострома: Изд-во КГПУ им. Н. А. Некрасова. — 1996. — 216 с.
  268. В. В. Предпринимательство в сфере образования. Кострома: Изд-во КГПУ им. Некрасова, 1995. — 72 с.
  269. В. В. Система экономических отношений в сфере образования. Кострома: Изд-во КГПУ им. H.A. Некрасова, 1998. — 417 с.
  270. Человеческий капитал России на рубеже XXI века / Под ред. И. В. Ильинского. СПб.: СПбГУТД, 1999. — 324 с.
  271. А. О бизнесе образовательных услуг // Экономика образования.- 1999.-№ 2.-С. 4−7.
  272. О. К. Образование как составляющая развития человеческого потенциала // Экономика образования. 1999. — № 2. — С. 22−42.
  273. Д. И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. М.: Высшая школа, 1988. — 174 с.
  274. А. М., Родионова JI. Н., Ванчухина JI. И. и др. Экономика высшей школы: опыт, проблемы, пути становления. Уфа: Полиграф-комбинат, 1998. — 196 с.
  275. М. Что-то образовалось // Коммерсантъ: СПб., 2001.- 2001. № 97. — 6 июня. — С. 20.
  276. JI. Подготовка менеджеров образования // Высшее образование в России. 1999. — № 6. — С. 26−33.
  277. JI. Менеджмент в сфере образования // Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С. 19−24.
  278. JI. А. Управление образованием. Омск: Изд-во Омск. ГПУ, 1994.- 100 с.
  279. Н. Блеск и нищета стандарта // Обучение и карьера в Санкт-Петербурге. 2000. — № 3. — С. 7−8.
  280. М. Интернет активный бизнес // Эксперт. — 2001.- № 3.- С. 47.
  281. В. Основа развития Кубанского региона // Народное образование.- 1996.-№ 2.-С. 4−7.
  282. В. Е., Взятышев В. Ф., Савельев А. Я., Романкова J1. И. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения) // Высшее образование в России. 1994. — № 2. -С. 13−37.
  283. В. П. Рынок образовательных услуг в современной России // Экономика образования. 1999. — № 2. — С. 53−60.
  284. В. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // МЭиМО. 1997. — № 11. — С. 127−135.
  285. В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования: Учебное пособие. М.: МПУ, 1995. — 201 с.
  286. Экономическая теория. 3-е изд. / Под ред. Добрынина А. И., Тарасевича Л. С. СПб.: Питер Ком, 1999. — 544 с.
  287. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред.В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: Изд-во РЭА, 2000. — 592 с.
  288. Экономическое обеспечение системы образования: Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год (отчетный доклад Министра образования) // Вестн. образования. 1996.- № 3. С. 33−40.
  289. Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей.- СПб.: Питер Ком, 1999. 759 с.
  290. О. А. Проблемы становления социально ориентированного типа макропропорциональности в российской экономике // Проблемы новой политической экономии. 1999. — № 4. — С. 69−81.
  291. В. К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 96−107.
  292. Ю. В., Пирогов С. В., Попов Б. Е. Закономерности и перспективы циклической динамики науки, культуры и образования. М.: АНХ, 1996.- 128 с.
  293. Т.А. Региональная система высшего образования: необходимость или дань моде? // Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Гос. тех. ун-та, 1996.- С.44−50.
  294. К. Современная техника // Новая техническая волна на Западе. М.: Прогресс, 1985.-368 с.
  295. Beare P. L. The comparative effectiveness of videotape, audiotape, and telelec-ture in delivering continuing teacher education // American Journal of Distance Education. 1989. — № 3 (2). — P. 57−66.
  296. Boadway R., Keen M. Efficiency and the Optimal direction of Federal-State Transfers. International Tax and Public Finance. 1996, vol.3. -P.137−155.
  297. Botkin J., Elmandjra M., Malitza M. Limits to Learning: Bridgind the Human Gap. N.Y., 1979, P.8.
  298. Commons John R. Institutional Economics. Madison: University of Wisconsin Press, 1959.-P. 963.
  299. Galbraith John Kenneth. American Capitalism: The Consept of Countervailing Power. London: Hamish Hamilton, 1952. 457 p.
  300. Huczynski A. A. Management Gurus. International Thomson Business Press. -1996.-340 p.
  301. Newschell R.E. Managment by sistems. N.J., — 1952. — P. 314.
  302. Nordhaus, W.D. The political business cicle. Review of Economic Studies, 1975.-610 p.
  303. Nozik, R. Anarchy, State and Utopia, Basil Blackwell, Oxford. 1974. 233 p.
  304. Parsons Kennet. Social Conflicts and Agricultural Programs. Journal of Farm Economics, XXIII, November, 1941. P. 743−764.
  305. Willis B. Distance education: A practical guide. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications. 1993. — 288 p.
  306. Wilson J., Mosher D. The Prototipe of the Virtual Classroom // Journal of Instructional Delivery System. 1994. — Summer. — P. 28−33.
Заполнить форму текущей работой