Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Крестьянская семья во второй половине XIX века: На материалах Курской губернии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под влиянием времени происходили изменения в мировоззрении крестьянина. Теперь уважаемый человек должен был уметь писать, читать и считать. Родители стремились не только воспитывать моральные качества ребенка, но и дать ему образование. И действительно, с середины XIX в. мы можем наблюдать неуклонный рост числа грамотных в крестьянской среде. Это обуславливалось следующими факторами: отмена… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-экономическое положение крестьян после реформы 1861 года
    • 1. 1. Экономическое положение крестьянской семьи после реформы 1861 года
      • 1. 2. 0. сновные занятия крестьян
  • Глава II. Социальное положение и быт крестьянской семьи 2.1 .Состав и распределение хозяйственных функций в крестьянской семье
    • 2. 2. Жилищно-бытовые условия крестьянской семьи
    • 2. 3. Крестьянская одежда
  • Глава III. Традиции, нравы и обычаи крестьянской семьи во второй половине XIX века
    • 3. 1. Рождение детей в семье и их социально-экономическое значение
    • 3. 2. Приобщение детей в крестьянской семье к труду
    • 3. 3. Христианское мировоззрение в крестьянской семье
    • 3. 4. Развитие образования в крестьянской семье

Крестьянская семья во второй половине XIX века: На материалах Курской губернии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важнейших институтов любого общества является семья. Её развитие и функции неразрывно связаны с историей самого народа, т.к. семья — это основа его хозяйственной и производственной деятельности. Той или иной общественно-экономической формации всегда соответствовала определенная организация семьи. У народов, прошедших родовую стадию общественного развития, исторически универсальным явлением была так называемая большая семья. Она присуща всем восточным славянам и позже русскому народу, а с ее вторичным возникновением мы встречаемся в XIXначале XX вв. С переходом от одной общественно-экономической формации к другой происходили глубокие изменения в экономической и правовой основе семьи, ее духовно-психологическом и моральном облике.

Освещение различных типов семьи, особенно на ранних этапах ее развития стало возможным лишь в XIX вв. с появлением массовых источников, полных подворных описаний крестьянских хозяйств, позволивших проследить многообразие семейных коллективов, их развитие, степень сохранности у различных категорий населения во всех регионах России.

Изучение домашнего быта предшествующих поколений приобретает важное значение при теперешнем направлении исторических работ. На хозяйственную деятельность, семейные отношения, на сознание и психологию крестьян, их борьбу за подлинное равенство с другими сословиями и группами населения большое влияние оказывали общинные порядки.

Несмотря на достаточную степень изученности отдельных сфер жизни крестьян, их экономического положения, быта, духовного облика, традиций и новаций в воспитании детей, комплексный анализ проблем крестьянской семьи, особенно на региональном уровне, еще остаются фактически исследовательской целиной". Интерес историков к ее изучению вполне объясним, так как в XIX в. Россия оставалась преимущественно аграрной страной, крестьянское население преобладало, и во многом от его положения зависел уклад жизни русского народа. Семья составляла внутреннюю сущность крестьянствования и в глазах земледельца считалась первым условием благосостояния, так как именно в ней возникали узы духовного народного единения, памяти народа и его общей судьбы.

Сегодня потребность в изучении крестьянской семьи возрастает, ибо традиции прошлых поколений живы до сих пор, являются составной частью русской деревни. Сложилось понимание, что утрата прошлых семейных традиций отрицательно сказывается на нравственном и морально-психологическом климате.

До последнего времени практически отсутствовали специальные работы, в которых бы анализировалась динамика развития крестьянской семьи, как важнейшей составляющей общества. Региональные исследования, в комплексе изучения проблемы крестьянской семьи пореформенного периода способствуют уточнению и конкретизации общих тенденций и закономерностей, эволюции микрои макромира семьи, способствуют углублению и расширению общих представлений о духовном облике русской деревни. Изучение истории сельской семьи позволяет раскрыть представления крестьян о самом предназначении их бытия, трудовой деятельности, семейном укладе, социальных воззрениях и межсословных отношениях. Без всестороннего анализа широкого спектра жизнедеятельности крестьянской семьи невозможно полно представить социально-экономическую эволюцию русской деревни и возродить лучшие ее черты. Все это в совокупности и определяет актуальность предложенного исследования.

Научная разработанность темы.

К проблеме истории крестьянской семьи, ее бытовым традициям, особенностям духовной жизни в отечественной исторической науке ученые впервые обращаются в начале XX в.

Особый вклад в изучение проблемы социальной истории крестьянства внес Н. И. Костомаров. В его исследовании «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа"1 приведено множество фактов из жизни. и повседневного быта крестьян, и, едва ли не впервые, обстоятельно описана жизнедеятельность крестьянки, прорисованы детали женского костюма и женских украшений.

Проблема развития крестьянской семьи интересовала также краеведов и ученых-этнографов. В начале XX в. появляются подробные описания обычаев и обрядов, существовавших в семье в разных губерниях России.

Среди работ историков, изучавших семейные отношения, включая вопросы воспитания детей, приобщения их к трудовой деятельности, следует отметить работу этнографа А. Б. Терещенко «Быт русского народа». Этот труд опирается на древнерусские, арабские и греческие источники и содержит богатый фактический материал.

Определенный интерес для изучения нашей темы представляет работа И. И. Игнатович «Помещичьи крестьяне накануне освобождения».3 Автор раскрывает влияние перемен, происходивших в деревне после отмены крепостного права, на экономические условия существования крестьянской семьи.

Как видим, в историографии начала XX в. речь шла лишь об экономико-бытовой стороне жизни крестьянской семьи. Проводились отдельные исследования жилища и хозяйственных построек, которые отражали социальные условия жизни деревни.

1 Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Н. И Костомаров.- М., 1901.

2 Терещенко А. Б. Быт русского народа / А. Б. Терещенко. — М., 1997.

3 Игнатович И. И. Помещичьи крестьяне накануне освобождения / И. И. Игнатович — М., 1925.

В исследованиях советского времени проблемы жизни деревни во второй половине XIX в. освещаются более широко и многопланово. A.M. Анфимов в работе «Крупное помещичье хозяйство Европейской России» дает анализ изменения соотношения помещичьих и крестьянских земель в 50−60 годы XIX в. в Центральном Черноземье, о товарности растениеводства и найме рабочей силы.4.

Монография Б. Г. Литвака «Русская деревня в реформе 1861 года. Черноземный центр 1861−1895 гг.» посвящена значению реформы в капиталистической эволюции черноземного центра, ее влиянию на изменение экономического положения крестьян.5 Этот труд основан на изучении уставных грамот и выкупных актов. Автор осветил предреформенное положение в помещичьей деревне, последил ее влияние на изменение экономического положения сельских жителей.

Н.М. Дружинин в работе «Русская деревня на переломе 1861−1880 гг.» исследовал сложные социально-экономические процессы, которые переживала деревня в первое 20-летие после отмены крепостного права. Освобождение крестьян от крепостной зависимости создавало условия для развития капиталистических отношений, но на самом деле оно привело к тому, что большинство земельных наделов было сокращено и как следствиеразорение и обнищание крестьянства.6.

Монография В. Н. Фурсова «Классовая борьба в деревне центральночерноземных губерний в пореформенной России» помогла понять влияние.

4 Анфимов A.M. Крупное помещичье хозяйство Европейской России / A.M. Анфимов.- M., 1969.

5 Литвак Б. Г. Русская деревня в реформе 1861 года. Черноземный центр 1861−1895 гг. / Б. Г. Литвак — М., 1979.

6 Дружинин H.M. Русская деревня на переломе 1861 — 1880 гг. / Н. М. Дружинин. — М., 1978. особенностей экономической жизни крестьян на их быт и традиции. Впервые исследована социальная психология сельского населения в 60−70 гг. XIX в".7 В середине 80-х гг. в трудах И. М. Милоголовой нашла отражение тема эволюции форм семьи и особенностей распределения ролей в традиционной (неразделенной) русской семье ежедневных работах в крестьянских семьях различного типа, рабочих обязанностях мужчин и женщин, труде подростков.8.

Значительный вклад в исследование русской деревни внесла М. М. Громыко в работах «Мир русской деревни"9 и «Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в».10 Мария Михайловна изучала русскую деревню XIX в. по достоверным историческим материалам: архивным данным, описаниям современников, решениям общинных сходок, прошениям, письмам. Ею во взаимосвязи рассмотрены правовые, бытовые, хозяйственные, нравственно-религиозные особенности жизнедеятельности русского крестьянства. Исследования отличаются тщательным анализом обширнейшего фактического материала о материальной культуре и быте.

Описание обрядов, текстов молитв, писем святых отцов, именных календарей, словарей родства и других полезных советов содержится в книге из серии «Русский дух» — «Круг жизни», составителями которой являются Н. Будур и И. Панкеев. Авторы попытались по возможности полно раскрыть и показать наиболее важные обряды жизни русского народа. Мы можем найти здесь интересную информацию о том, как надо выбирать имя для ребенка, с чем этот выбор связан, как верно искать крестных отца и мать, каковы их обязанности, как подобает себя вести во время церковного таинства.11.

В исследованиях советского времени проблемы жизни деревни во второй половине XIX в. освещаются более широко и многопланово. Авторы.

7 Фурсов В. Н. Классовая борьба в деревне центрально — черноземных губерний пореформенной России / В. Н. Фурсов. — Воронеж, 1991.

8 Милоголова И. Н. Распределение хозяйственных функций в пореформенной крестьянской семье / И. Н. Малоголова. // Советская этнография. — 1991. — № 2. — С. 93−102.

9 Громыко М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. — М., 1991.

10 Она же. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. — М., 1986.

11 Панкеев И. А. Круг жизни / И. А. Панкеев. — М., 1999. обращаются к проблеме крестьянства центральночерноземных губерний. Здесь встречаются отдельные сведения о материальном положении и составе семьи. Их интересует не только экономическое положение, но и духовная, бытовая сторона жизни сельских жителей. К этому времени относятся исследования о крестьянском костюме, фольклоре, праздниках и обрядах.

На современном этапе большое значение приобретают работы Т. А. Листовой. Главной источниковедческой базой ее исследований являются сообщения корреспондентов Русского географического общества, Общества любителей естествознания, археологии и этнографии, Этнографического бюро В. Н. Тенищева, а также ответы с мест на анкету В. Н. Тенищева. Материалы собирались и самой Т. Листовой во время экспедиций в 1980 -1987 гг. в Смоленскую, Псковскую, Вологодскую, Пермскую (и что особенно важно для нас) в Белгородскую и Курскую области. Здесь раскрыт широкий круг вопросов, касающихся различных аспектов изучения семьи, быта, планировки построек, своеобразия крестьянских поселений. Она основываясь на анализе широкого фактического материала различных губерний России, показала общее и особенное в эволюции крестьянской семьи. Особое внимание уделено обрядам создания семьи, народным представлениям о ее предназначении, как основе благосостояния. Все поднимаемые ею проблемы правомерно увязаны с крестьянским.

1 'У традиционализмом и православием. В работе «Трудовое воспитание в крестьянской семье» Т. А. Листова останавливается на характеристике половозрастного разделения труда детей и подростков, обращает внимание на специфику обучения в разных возрастных группах отдельным видам работ. При этом она подчеркивает раннее участие детей в общем труде.13.

Эволюция мужской и женской одежды была представлена в разделах монографий Ф. М. Пармона «Композиция костюма"14 и «Русский народный.

12 Листова Т. А. Народный православный обряд создания семьи / Т. А. Листова. // Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков. — М., 2001. — С. 230−275.

13 Она же. Трудовое воспитание в крестьянской среде // Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков.-М., 2001.-С.182−199.

14 Пармон Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон. — М., 1994. костюм как художественно-конструкторский источник творчества", 15 в которых прослеживается развитие крестьянской одежды. Для костюма, по мнению автора, характерна взаимосвязь наслаиваемых друг на друга элементов, обеспечивавшая согласованность, удобство и комфортность, т. е. ансамблевое решение. Структурный анализ костюмов-образов исследованных регионов выявил его специфические черты. Крестьянский наряд отразил исторически сложившиеся представления народа о красоте и целесообразности.

Значимый материал по исследуемой теме содержится в энциклопедии коллектива авторов «Русская изба. Внутреннее пространство, мебель и убранство», 16 в которой основное внимание уделяется описанию интерьера жилого помещения, то есть интерьера теплого помещения дома и горницы. В энциклопедию включены сведения о традиционных способах организации жилого пространства, его планировке, значимых элементах жилища.

В работе использованы материалы архива Русского географического общества и архива Российского этнографического музея. Много ценных сведений содержится в газетных и журнальных публикациях XIX первой половины XX в., малодоступных широкому читателю.

Но в обобщенном виде проблема крестьянской семьи второй половины XIX в. не нашла отражение в современных исследованиях. Авторы фрагментарно обращаются к этой теме, при изучении различных сторон жизни крестьянства.

Историография исследуемой проблемы на региональном уровне специальными научными исследованиями также не представлена.

15 Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества / Ф.М. ПармонМ., 1994.

16 Русская изба: внутреннее пространство, мебель и убранство. — СПб., 1999.

Из этнографических работ следует выделить «Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда"17 A.C. Машкина и «Землевладение и.

1 б земледелие в Курской губернии" И. А. Вернера. Анализ социально-бытовой стороны позволил нам проследить возникающие различия в крестьянских семьях, порожденные имущественной дифференциацией сельского населения. Авторы особое внимание уделили жизни и быту обоянских крестьянок, детально описали праздничную и повседневную жизнь сельских жителей в целом.

Указанные труды сохраняют свою значимость для исследуемой проблемы по накопленному материалу до сегодняшнего дня. Они особенно ценны тем, что авторы жили в рассматриваемый период, следовательно, они описывали то, что им было близко, понятно, являлось частью жизни, которая их окружала.

П.Н Курындин в работе «Бюджеты крестьянских хозяйств» в достаточной степени изучил экономическое состояние крестьянского хозяйства, показал зависимость его состоятельности от размера земельного надела и числа мужских душ в семье, а также числа всех членов семьи.19.

При изучении материальной, бытовой стороны семьи для нас очень важны статистические сведения о количественном ее составе, величине земельного надела, количестве скота, приходящегося на семью. Но по данному вопросу отсутствуют монографические исследования, в вышеуказанной работе только косвенно содержатся сведения о тяжелом материальном положении крестьянства.

В 1927 г. Курским губернским обществом краеведения была предпринята проездка по северным уездам губернии (Дмитриевский, Льговский, Фатежский, Курский) с целью изучения быта жителей, называемых саянами. В работе Баранова С. Ф. «По саянским деревням. (Из.

17 Машкин A.C. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда / А. С. Машкин. // Этнографический сборник. — 1862, — Вып.5.

18 Вернер И. А. Землевладение и земледелие в Курской губернии / И. А. Вернер. // Русская мысль. Kh. IV — М., 1887.

19 Курындин П. Н. Бюджеты крестьянских хозяйств / П. Н. Курындин. Курск, 1927. воспоминаний о поездке)" автор анализирует их быт, традиции и особенности одежды.20 В «Известиях Курского губернского общества краеведения» № 1 за 1927 г. опубликован материал по изучению саянов и других групп населения губернии в отношении одежды, фольклора и говоров.21 Интерес для исследования представляет праздничное в деревнях время — «святки» и другие церковные праздники, а также глубокая осень и ранняя весна, «когда после тяжелой работы, одевшись в свои праздничные наряды многие «песельницы» с охотой пели свои песни.

При работе над данной темой в первую очередь интерес для нас представлял материал о социально-экономическом положении крестьян Курской губернии после реформы 1861 г. В сборнике «Прошлое Курской области» сделана попытка оценить результаты «освобождения» крестьян: «Курская губерния, которая вместе с губерниями Тамбовской, Орловской, вместе со Сванетией, Грузией и Средней Азией была тем районом, где освобождение крестьян приняло откровенно циничные формы грабежа. Отмечено что, ужасающая техническая и культурная отсталость становилась типичной для края в конце XIX в. Здесь дается анализ причин уменьшения крестьянских наделов, «вследствие роста населения, а также процесса развития капиталистических отношений, который приводил к обезземеливанию сельских жителей и сосредоточению земли у небольшой группы зажиточных владельцев». В качестве основного источника авторами использовались уставные грамоты.22.

Вышедший в 1965 г. сборник документов и материалов «Из истории Курского края» содержит богатый фактический материал о «мучительном освобождении курских крестьян от крепостной зависимости», об основных занятиях крестьян, о «нравах и обычаях местного населения».23.

Е.В. Еремина дает описание деталей костюма сел Великомихайловка,.

20 Баранов С. Ф. По саянским деревням / С. Ф. Баранов. (Из воспоминаний поездки). Известия Курского губернского общества краеведения. — Курск, 1927. № 1. — С.80.

21Там же. -С.83.

22 Прошлое Курской области. — Сб. Курск. Курское областное издательство.- 1940. — С. 68−73. Из истории Курского края. Разд. 1У. Курский край в период развития капитализма в России. — Воронеж 1965.-С. 262−294.

Тростенец, Киселевка и Подвислое Новооскольского уезда, который является свидетельством художественного вкуса, высокого мастерства и изобретательности умельцев края, создавших из домашних материалов бесконечное разнообразие орнаментов, цветовых и фактурных сочетаний, композиционных решений. Здесь же мы встречаем описание деталей костюма, которые отличали его от «наряда» девушек и женщин северных районов губернии. Примечательно то, что во многих исследованиях содержится подробное описание только женского костюма, совершенно нет упоминания о мужском.24.

В июле 1961 г. Курским областным краеведческим музеем была организована историко-бытовая экспедиция по районам области с целью сбора фактического, вещевого и иллюстративного материала, отражающего хозяйственный и домашний быт крестьян Курской губернии середины XIX начала XX вв. Сотрудники музея побывали в 18 селах 4 районов: Щигровского, Солнцевского, Обоянского и Суджанского. Здесь приобретены костюмы женские и мужские, предметы народного искусства, земледельческие орудия, различная утварь хозяйственная и домашняя.

В Курской губернии практически до конца XIX в. крестьяне и крестьянки носили наряды, отличавшиеся неповторимым многообразием, отразившим этническую и сословную неоднородность населения. В этом плане интерес представляет работа Т. Н. Арцыбашевой «Очерки культуры.

Курского края". Автор собрал, изучил и подверг анализу и систематизации сведения об истории Курского края, народном костюме, народных промыслах и религиозных традициях. В селах, где вместе жили потомки украинских и русских крестьян центральных, южных и западных губернией России, соединились привнесенные и местные традиции, переплелись и широко применялись многие компоненты одежды. В работе использованы.

24 Еремина Е. В. Народный костюм Новооскольского района / Е. В. Еремина. — Белгородская область вчера, сегодня, завтра. Материалы региональной научно-практической конференции (По материалам Белгородского уезда). — Белгород, 1999. — С. 100−101.

25 Арцыбашева Т. Н. Очерки культуры Курского края. Краеведческие материалы. / Т. Н. Арцыбашева. Вып.2. — Курск, 2000. — С.77−90. ставшие библиографической ценностью публицистические статьи и научные работы курских ученых и краеведов.

Из работ, посвященных рассматриваемой проблеме, необходимо выделить исследование М. С. Жирова, которое касается женского народного костюма. Автор показывает отношение самих крестьян к одежде, «в народе старинную одежду никогда не назовут костюмом или комплексом и даже л/ одеждой, а любовно скажут «наряд» или «обряд».

В монографической литературе и периодических изданиях содержались сведения о материальной культуре крестьянской семьи: жилище, надворных постройках, их общих чертах и особенностях строительства в разных территориях. Интерес представляет общее описание, детали и особые дополнения к традиционному повседневному и праздничному крестьянскому костюму.

Материалы, собранные П. В. Еремеевым наполнены простым очарованием народной речи и трогательными воспоминаниями,.

27 рассказанными душевно, с любовью к людям.

Культура Курского края рождалась во взаимодействии великорусской, украинской и белорусской этнических культур. Л. М. Чижикова в работе «Русско-украинское пограничье» отмечает, что этому «способствовало его „порубежное“ положение и миграции, связанные с поиском плодородных земель и религиозными мотивами».28 В силу этих причин сложилась самобытная региональная культура, объединяющая многие культурные формы. В описаниях курских сел второй половины XIX в. сравниваются украинские и русские крестьянские дома.

Самостоятельная хозяйственная деятельность объективно требовала определенных знаний, поэтому в русской деревне после реформы 1861 г. наметилась тенденция к росту уровня грамотности в крестьянской среде. Интересный анализ данной проблемы содержится в материалах.

26 Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины / М. С. Жиров. — Белгород, 2000.

27 Еремеев П. В. Обиход: Былинки / П. В. Еремеев. — М., 1990.

28 Чижикова Л. Н. Русско-украинское пограничье. История и судьба традиционно-бытовой культуры (XIX-XX вв.) /Л.Н. Чижикова — М., 1998. региональных научно-практических конференций: в 1998 г. в. г. Белгороде доклад Т. В. Масалитиной «Уровень грамотности крестьянства Курской губернии в конце пореформенного периода», в 2000 г. в. г. Воронеже доклад М. П. Шумаковой «Развитие образовательного уровня курского населения во второй половине XIX в».30.

Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании.

В «Белгородском краеведческом вестнике» опубликована статья Н. Е Масловой «Развитие народного образования в Шебекинском крае», где дается анализ уровня грамотности народа и сведения о первых специализированных сельскохозяйственных учебных заведениях.31.

Культурно-бытовая сторона жизни крестьянской семьи охарактеризована мимоходом в явлениях наиболее тесно соприкасающихся с санитарией. Мы можем предположить, что «главная причина этого — безземелье и сопутствующая ему материальная необеспеченность населения, плохое питание».32.

Нельзя не выделить особый вклад краеведов в изучение народной художественной культуры губернии. Наиболее полно представлен материал в книге Жирова М. С. «Народная художественная культура Белгородчины». В ней много глав посвящено семейно-бытовым обрядам и культурно-воспитательной традиции края, опирается на опыт жизни наших земляков.33 Однотипный материал изучается в двухтомнике «Рукотворная краса земли.

29 Масалитина Т. В. Уровень грамотности крестьянства Курской губернии в конце пореформенного периода / Т. В. Масалитина. (По материалам Белгородского уезда). — Белгородская область вчера, сегодня, завтра. //Материалы региональной научно-практической конференции. — Белгород, 1999. — С. 92−93.

30Шумакова М. П. Развитие образовательного уровня населения Курской губернии во второй половине XIX в / М. П. Шумакова. // Материалы VII региональной конференции по исторической демографии и исторической географии. — Воронеж, 2000. — С. 50−51 .

31 Маслова Н. Е. Развитие народного образования в Шебекинском крае / Н. Е. Маслова. // Белгородский краеведческий вестник. Вып.1. — Белгород, 2001. — С. 70−76.

32 Ученые записки Курского государственного педагогического института. Т.47. — 4.II. -Курск, 1968. — С. 57.

33 Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины. Учебное пособие / М.С. Жиров-Белгород, 2000.

Белгородской", составленного С. И. Ботовой 34 и книге В.ГТ. Кичигина «Народная культура юга России: Белгородская область».35.

В сборнике «История Белгородчины» В. В. Овчинников и Ф. П. Тройно отразили основные моменты пореформенного развития края, условия освобождения крестьян в губернии, пути эволюции сельского хозяйства, которые наиболее полно отразили содержание и развитие общественных отношений в сельскохозяйственном производстве после отмены крепостного права.36.

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о недостаточной разработке темы, поскольку обобщающих работ, в которых отражена социально — экономическая, бытовая, духовная жизнь крестьянской семьи до сих пор нет.

Цель данной работы заключается в том, чтобы воссоздать объективную историю жизни крестьянской семьи Курской губернии во второй половине XIX в., проследить тесную взаимосвязь экономики и быта, влияние различных факторов, накладывавших отпечаток на весь семейный уклад с решением следующих конкретно — исторических задач: исследовать социально — экономическое, правовое положение крестьянской семьи после отмены крепостного праваизучить представления крестьян о предназначении семьи и показать социальный статус мужчины и женщины в семейной экономике' и хозяйственной сфереопределить функциональную значимость, традиции и особенности в строительстве крестьянского жильяраскрыть роль раннего приобщения сельских детей к труду, как наиболее важной основы деревенского быта, подготовке их к самостоятельной взрослой жизни;

34 Ботова С. И. Рукотворная краса земли Белгородской / С. И. Ботова. Учебно-методическое пособие. Часть 1. -Белгород, 2000.

35 Кичигин В. П Народная культура Юга России: Белгородская область /В.П. Кичигин. // Опыт систематизации этнофольклорного материала. — Белгород, 2000.

36 Овчинников В. В., Тройно Ф. П. История Белгородчины. Краеведение / В. В. Овчинников, Ф. П. Тройно. -Белгород, 2003. определить место и роль религии в крестьянской семье, ее влияние на духовную жизньпоказать необходимость обучения грамоте, как составной элемент подготовки молодого поколения деревни к жизни, определить отношение к обучению самих крестьянрассмотреть традиционные черты, многообразие и разноплановость крестьянского костюма в сельской семье Курской губернии.

Хронологические рамки исследования охватывают пореформенный период с 1861 по 1900 гг., то есть время правового и духовного раскрепощения крестьян. В указанные годы произошла сословная либерализация отношений и наметилась тенденция одновременного противоборства и синтеза традиционализма и новаций в крестьянской семье.

Географические границы предлагаемого исследования охватывают территорию Курской губернии, наиболее типичной для ЦентральноЧерноземного региона, отличавшуюся аграрной специализацией, с преимущественно сельским населением и слабо развитыми городами.

Источниковую базу исследования составляют архивные и печатные материалы. Архивные материалы представлены документами, хранящимися в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА), фондах Государственного архива Курской области (ГАКО) и Государственного архива Белгородской области (ГАБО).

В фонде 1284 РГИА находятся сведения о хозяйственной деятельности крестьян, их взаимоотношениях со своими бывшими помещиками, с учетом внутрисословной стратификации дворян-помещиков. Здесь же имеются отчеты губернатора разных лет о положении в губернии: об итогах проведения реформы 1861 г., об урожае хлебов и других сельскохозяйственных культур, о причинах часто повторяющихся неурожаев в губернии. В ф. 1088 содержатся данные о положении крестьян края после.

37 РГИА.Ф. 1284. Оп. 223. Д. 163. Лл.3−4- Д. 191. Л.12- Д. 195. Л.6.

1 о отмены крепостного права и их выступлении в ответ на реформу. Для анализа состояния семьи мы использовали материалы ф.68 Государственного архива Курской области, а также жалобы крестьян в губернское по крестьянским делам присутствиям.39 Из ф.184 в исследование включены сведения об экономическом положении крестьян Суджанского уезда, из ф.1 о состоянии крестьянских хозяйств в Обоянском уезде.40.

Хозяйственная деятельность крестьян отражена в «Материалах губернского статистического комитета», где содержатся сведенияо распределении земель сельскохозяйственных угодий (с учетом пара), о количестве сдаваемой в аренду земли, площади посевов под различными культурами. Анализ указанных источников позволяет определить направленность хозяйственной деятельности местных крестьян и характер их семейной экономики, а также внутренний уклад семьи и ее имущественное положение. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что «благополучие крестьянского населения Курской губернии зависит от климата и почвы, а также от размера крестьянского землевладения, характера землепользования и средств для ведения сельского хозяйства, а также арендных отношений».41.

Важное значение для исследования представляют документы ф.66, где содержатся обращения крестьян в Курское губернское присутствие по вопросам размежевания земель, о восстановлении границ арендованных участков.42.

Материалы государственного архива Белгородской области применялись для изучения состояния крестьянского хозяйства (по материалам Старооскольского уезда (ф.25) и содержат сведения о функциональных обязанностях учителей (ф.80).43.

38 РГИА. Ф. 1088. Оп. 6. д. 1706. Л. 7−8.

39 ГАКО. Ф. 68. Оп.1. Д. 190. Л. 14-Оп. 2,. Д. 15. Л.6- Д. 151. Лл. 3−4- Д. 655. Л.1- Оп. 3. Д. 560. Лл. 5−6- Оп. 4. Д. 68- Л. 47- Оп.11. Д. 44. Л.66.

40ГАКО. Ф.1.0п. 1. Д. 5248. Лл. 34−36- Ф. 184. Оп. 1. Д. 6422. Лл. 4−7.

41 ГАКО. ф.4. Оп.1. Д. 55. Лл. 1−16.

42 ГАКО.Ф. 66. Оп.8. Д. 9. Л. 13- Д. 20. Л.41- Оп. 10. Д. 316. Л. 202- Оп. 13. Д. 729. Л.68.

43 ГАБО. Ф.25. Оп. 1. Д. 1. Л.4-Ф.80.0п. 1.Д. 171. Лл. 10−14.

Кроме архивных источников в работе использован «Домосторой» как свод правил поведения, которым должна была руководствоваться семья. В тексте источника, составленного Сильвестром, интерес для нас представляет духовно-нравственная основа воспитания детей в крестьянской семье, а также предлагаемые родителям советы о том, как правильно их растить. «Домострой», как исторический источник передает не только конкретные предписания, советы, рецепты для правильного ведения хозяйства, но и позволяет понять дух времени, почувствовать, чем жили и даже представить, о чем думали люди, живущие по предписанию рассматриваемого.

44 источника.

Основным опубликованным источником по хозяйственной деятельности помещичьих крестьян является «Извлечение из описаний помещичьих имений в 100 душ и свыше», 45 о числе крестьян в поместьях, количестве земель в господской и крестьянской запашках, площади сельскохозяйственных угодий. В отдельно вынесенных примечаниях в ряде имений отмечено число наемных рабочих, количество сданной в аренду земли и условия её найма. Анализ данного источника позволяет определить характер и направленность крестьянского хозяйства.

В «Курских губернских ведомостях за 1863 год» публикуются обращения крестьян в Курское губернское по крестьянским делам присутствие о рассмотрении выкупных договоров, о приобретении в собственность полевой земли крестьянами различных сел губернии, которые.

46 содержат сведения о денежной повинности за землю.

Рост числа выданных крестьянам свидетельств на жительство отражен в «Материалах высочайше учрежденной 16 ноября 1901 г. Комиссии по исследованию вопроса о движении с 1861 г. по 1900 г. благосостояния сельского населения среднеземледельческих губерний сравнительно с.

44 Домострой по списку императорского общества истории и древностей российских.- М., 1882.

45 Извлечение из описаний помещичьих имений в 100 душ и свыше. -Т.1. СПб., 1860.

46 Курские губернские ведомости, 1863 г. другими местностями Европейской России".47.

Материалы по крестьянскому и частному землевладению в Курской губернии" содержат сведения по численному составу крестьянских семей, изменениям состава семей в зависимости от промысла и разряда крестьян, об л о обеспечении крестьянских семей землей после реформы 1861 г.

Для изучения экономического положения крестьянской семьи особое значение имеют итоги статистических исследований по Курской губернии с 1862 г. 49 Целью земских статистов являлось определение доходности земель и выработка норм обложения земскими налогами, а также изучение общих экономических условий жизни населения. Земские статистики применяли, главным образом, экспедиционный метод, при котором первичные данные добывались посредством разъездов специальных агентов и осмотра ими исследуемого объекта. Широко использовались при этом планы имений, документы земских управ, волостных правлений, хозяйственные книги и арендные договоры, межевые планы, раздельные акты. Статистические данные характеризовались полнотою сведений и высокой степенью достоверности и представительности. В большинстве случаев привлекаемые данные были сопоставимы. Нас интересовали материалы по численному составу крестьянской семьи по различным уездам губернии, о распределении семей по числу рабочей силы, сведения о внутрисемейных отношениях в различных хозяйствах, которые резко отличались различными степенями экономической силы, благодаря различному обеспечению надельной землей. Эти данные дали возможность шире проследить зависимость между разными экономическими явлениями и обеспечением крестьянских семей землею и рабочим скотом.

Материалы «Статистического временника Российской империи» за 1881 г. показывают распределение фонда пахотных земель по отдельным.

47 Материалы высочайше учрежденной 16 ноября 1901 г. Комиссии по исследованию вопроса о движении с 1861 по 1900 гг. благосостояния сельского населения среднеземледельческих губерний сравнительно с другими местностями Европейской России. — Ч.1. СПб., 1903.

48 Материалы по крестьянскому и частному землевладению Курской губернии.-Курск, 1908;1909.

49 Курская губерния. Итоги статистических исследований. (Материалы подворной переписи 1882−1885 гг.)-Курск, 1887. видам сельскохозяйственных культур. Этот документ позволил выявить приоритеты крестьянской семьи при посевах отдельных культур, что в итоге подчеркивало предпочтение тех или иных злаков или технических культур, естественно с учетом товарности крестьянского хозяйства.50.

В «Сборнике статистических сведений за 1885 г.» предоставлены данные о подворной переписи в Белгородском уезде, которая послужила главным основанием для составления сведений о хозяйственном положении крестьянской семьи, о соотношении мужского и женского населения, о среднем составе крестьянских семей, о переписи земель, скота, птицы в крестьянских хозяйствах, а также об уровне грамотности в крестьянских семьях и колебание по отдельным уездам, местностям и группам крестьян в связи с характеристикой тех условий, которые управляют этими колебаниями, способствуя или задерживая развитие грамотности.51.

Достоверный фактический материал о жизни крестьянской семьи содержится в «Журнале курского помещика И.П. Анненкова». Здесь мы находим многочисленные факты семейной жизни крестьян: работы, которые выполняли крестьяне в имении помещика, крестины, именины. Автор не заносит на бумагу свое отношение к фактам, о нем можно догадываться по i косвенным данным. Дневник Анненкова — источник, проливающий свет на.

C’y многие явления в жизни России и Курской губернии.

В «Трудах императорского Московского общества сельского хозяйства» интерес представляет отчет Чуйкова о командировке в 1893 г. в Курскую губернию. Материал составлен по поручению Императорского Московского общества, которое на своем заседании 19 ноября 1892 г. приняло решение исследовать в сельскохозяйственном отношении Воронежскую и Курскую губернии. В отчете анализируются почвенно-климатические условия в крае, развитие земледелия и скотоводства,.

50 Статистический временник Российской империи. Сер.З.- Вып.4. Распределение земель по угодьям в Европейской России за 1881 год.-СПб., 1884.

51 Сборник статистических сведений по Курской губернии. Вып. 10, — Курск, 1885.

52 Журнал Курского помещика Анненкова. // Материалы по истории СССР. Вып. V. — М., 1975. обеспеченность крестьянских хозяйств рабочей силой.53.

Сведения о грамотности крестьян и их детей даны в материалах «Первой всеобщей переписи населения Российской империи» за 1897 г. 54 Структура источника позволяет изучить уровень образованности крестьян в различных возрастных категориях, в каком возрасте это образование получалось, кто выступал в роли учителей, и каково было численное соотношение грамотных и неграмотных крестьян в рассматриваемое время.

Санитарные условия крестьянского жилья, исследования питьевой воды в деревнях губернии, пищевого режима крестьянина, анализ высокой детской смертности особенно в зимнее время, обычаи и нравы сельского населения отражены в «Обзоре важнейших острозаразных болезней в Курском крае в 1886—1890 гг."55 и обсуждались на VII съезде земских врачей и представителей земств Курской губернии 28 мая — 4 июня 1899 г. 56.

В «Материалах по этнографии Курской губернии» мы встречаем описание крестьянских поселений, одежды, особенностей говора. Народный быт села рисуется в целостной картине с его историческим прошлым, нравами, обычаями, представлениями и народной поэзией. С бытовым описанием идет рядом усердное собирание устных памятников народной словесности.57.

Ценными дополнениями к имеющимся материалам являются и воспоминания пожилых жительниц сел Щиголек, Н.-Махове Суджанского района, записанные в 70−90 гг. XX в. Большинство из них выросли в многодетных семьях, сохранивших, в основном, традиционный семейный.

53 Курская губерния в сельскохозяйственном отношении. Отчет о командировке в 1893 году, от императорского Московского общества сельского хозяйства Чуйкова. (Труды Московского общества сельского хозяйства). — М., 1897.

54 Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. — Т. XX. Курская губерния. — СПб., 1904.

55 Обзор важнейших острозаразных болезней в Курском крае в 1886—1890 гг. — Курск, 1893.

56 Труды VII съезда земских врачей и представителей земств Курской губернии 28 мая-4 июня 1899 г. Курск, 1900.

57 Материалы по этнографии Курской губернии. Издание Курского губернского статистического комитета. -Курск, 1902. С. 484−487. быт. Их рассказы содержат не только впечатления детских лет, но и услышанные от мам и бабушек рассказы о жизни предыдущих поколений.58 Здесь же встречаются сведения об основных занятиях крестьян губернии.

Обширная группа источников опубликована в сборнике «Курский край в период развития капитализма в России»: рапорты уездных исправников губернатору о состоянии крестьянских хозяйств, о занятиях и нравах местных жителей, в которых подчеркивается что «большинство крестьянских семей занимаются земледелием, пашут землю плугом и сохой. Нравы жители имеют кроткие, сложения непроворного, любопытства весьма ограниченного».59 Здесь встречаются донесения Курскому губернатору о крестьянских волнениях в ответ на реформу 1861 г., сотрудников Жандармского управления о пьянках, драках, воровстве среди крестьян, которые позволяют сделать вывод о нравственности сельских жителей.

В работе мы использовали материалы по Грайворонскому, Корочанскому, Старооскольскому, Белгородскому уездам за 1860-е гг. Для нас значимы исторические сведения о домашнем быте, религиозном и нравственном состоянии крестьян. В подробностях характеризовались физические свойства великороссов и малороссов. Внешний вид позволяют проследить изменения в крестьянской одежде в связи с проникновением капиталистических отношений в сельское хозяйство. Вместе с тем, следует отметить, что низкий жизненный уровень, явное доминирование полупатриархального способа ведения хозяйства, консерватизм общественных отношений и другие факторы в вышеперечисленных уездах объективно сдерживали духовный рост крестьянского населения.60.

В «Восточнославянском этнографическом сборнике АН СССР» публикуются сведения об отдельных элементах мужской и женской праздничной одежды жителей Центрального Черноземья, однако описание.

58 Краеведческие записки. Вып.2.-Курск, 1963. — С. 179−185.

59 Из истории Курского края. Рразд. IV. // Курский край в период развития капитализма в России. — Воронеж, 1965. С. 262−264.

60 Крестьянское землевладение Белгородского, Грайворонского, Корочанского, Старооскольского уездов. -Курск, 1908. было скудным, без наглядного представления. 61.

Важный для нас материал — жалобы и прошения крестьян. Их ценность определяется тем, что они непосредственно исходят из среды крестьянства, выражая его внутренний мир, донося «в меньшем искажении, чем любые другие источники XIX в. голоса самых забитых и эксплуатируемых слоев населения России».62.

Представленный в периодике материал разносторонен и позволяет воссоздать наиболее объемную и живую картину прошлого нашего народа, осветить незатронутые в фундаментальных трудах аспекты жизни. Интересны статьи, опубликованные в журналах «Родина» и «Этнографическое обозрение».

Большой информативностью отличаются фольклорные источники, где в песенном наследии крестьян отражены их представления о добре и зле, нормах взаимоотношений между крестьянином и помещиком, семейном благополучии. Тексты курских народных песен однозначно указывают на проникновение в крестьянскую духовную культуру поэзии русских классиков XIX в. В частности, это переделанные на песенный лад, отдельные произведения A.C. Пушкина и В. В. Крестовского, в которых воспевается свобода и собственное достоинство.

Пословицы и поговорки в качестве источника передают народную мудрость, накапливаемую веками, поэтому использование их в тексте создает неповторимый колорит и образность речи. Их богатый потенциал необходим при рассмотрении вопросов о деторождении в крестьянской семье, о трудовом воспитании, и, несомненно, при изучении процесса обучения и воспитания детей средствами народного фольклора.63.

Перечисленные группы источников позволили при всестороннем и глубоком их изучении с достаточной полнотой, точностью и достоверностью показать отношение к семье как важнейшему и непременному условию.

61 Восточнославянский этнографический сборник АН СССР. — М., 1956.

62 Литвак Б. Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX-начала XX вв. / Б. Г. Литвак — М., 1979.-С. 238.

63 Пословицы. Поговорки. Загадки. // Составитель Мартынова A.H. — М., 1986. жизни каждого крестьянина. При работе над диссертацией мы стремились выявить документы, которые наиболее обстоятельно отражают исторический процесс исследуемого периода.

Многие источники впервые вводятся в научный оборот.

Методологическая основа и методы исследования.

Методологическую основу нашего исследования составили принципы историзма и научной объективности. Мы стремились рассмотреть конкретные явления как взаимосвязанные и изменяющиеся во времени, раскрыть объективные закономерности исторического развития крестьянской семьи. Автором выявлялась взаимосвязь единичного, особенного и общего. В ходе работы использовались следующие группы методов: общенаучные и специальные исторические. К общенаучным относятся такие, как последовательность и закономерность изложения фактов, их достоверность. Специальные исторические методы: это рассмотрение процесса в его динамике, развитие на протяжении определенного периода времени изучаемого процесса, выявление логических связей между составными частями. Нами также были исследованы конкретные явления внутренних процессов рассматриваемого периода. При этом применялся анализ текстов, документов, статистических данных и на их основе были сформулированы главные выводы и обобщения.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем: Впервые предпринята попытка собрать, проанализировать и обобщить весь экономический, краеведческий, этнографический материал и создать объективную историю жизни крестьянской семьи Курской губернии во второй половине XIX в., проследить тесную взаимосвязь экономики и быта, влияние различных факторов, накладывающих отпечаток на весь семейный укладисследованы представления крестьян о предназначении семьи, социальный статус мужчины и женщины в семейной экономике и хозяйственной сфере, уделяется особое внимание изучению традиций и обычаев, роли церкви и ее влиянии на духовную жизнь крестьянской семьираскрыта роль раннего приобщения сельских детей к труду, как наиболее важной основы деревенского быта, подготовке их к самостоятельной взрослой жизни, показана необходимость обучения грамоте, как составному элементу подготовки молодого поколения деревни к жизни и отношение к обучению самих крестьянрассмотрены традиционные черты, многообразие и разноплановость крестьянского костюма в сельской семье Курской губернии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения могут быть использованы в преподавании курса истории Отечества в средних и высших учебных заведениях, для разработки спецкурсов, методических пособий по проблемам истории Центрального Черноземья, а также в историко-краеведческой работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исторические события, в которых происходило развитие семьи, определялись переломным событием, реформой 1861 г., знаменовавшей собой начало новой эпохи в истории страны. Реформа давала простор для быстрого формирования новых капиталистических отношений. Но, будучи противоречивой и ограниченной, она сохраняла многие крепостнические пережитки в экономическом и политическом строе России, что способствовало ухудшению социально-экономического положения крестьян и усиливало социальные противоречия в деревне.

В пореформенный период наблюдается дальнейшее обнищание сельского населения. Главные причины — примитивная система земледелия, требовавшая постоянного введения в оборот новых земель, низкий уровень развития сельскохозяйственных орудий труда, малоземелье.

Основу крестьянской жизни составляла семья. Семья в глазах земледельца считалась первым условием благосостояния. Такое воззрение исходило из функций крестьянской семьи — организация хозяйственной деятельности, обеспечение многовековых знаний, опыта, народной культуры последующим поколениям. Семья в прошлом была производственной единицей, труд которой определял семейные отношения, поэтому крестьяне нуждались в семье, подрастающих детях.

Брак для крестьян представлялся еще и моральным долгом. Такие взгляды на семью поддерживались и церковью. Семейно-брачные отношения находились в поле зрения всего сельского общества, зависели от общественного мнения. Только женатые люди могли быть правомочными на сельских сходах, имели возможность получать в надел землю, завести самостоятельное хозяйство, для нормального существования которого необходимы и мужские, и женские руки при традиционном половозрастном разделении труда в семье и в обществе. Отсюда высокий уровень брачности в русской деревне в XVIIIXIX вв.

С развитием капиталистических отношений и при участии отдельных членов семей в капиталистическом производстве происходило ослабление семейных связей. Ориентация на деятельность вне семьи приводила к тому, что многодетность начинала терять свое экономическое значение. Но самым характерным явлением этого периода стали семейные разделы. Проживание родителей с женатыми сыновьями теперь нередко становилось кратковременным и было обусловлено нехваткой средств для полного раздела. Совместное же проживание семей братьев случалось совсем редко.

Размер земельного участка не являлся единственным показателем в определении имущественного и социального положения владельца данного хозяйства. Учитывалось также количество скота, особенно рабочего, наличие сельскохозяйственных машин, владение промысловыми предприятиями, обслуживаемыми самой семьей. И все же определяющую роль в Центральном Черноземье играл размер земельного участка.

В Курской губернии в пореформенное время семьи, имеющие надел в 9 десятин, находились в таких условиях, при которых они могли свести концы с концами, закончить свой годичный бюджет без дефицита. Все имеющие меньший надел неминуемо терпели больший или меньший дефицит, вынуждены сократить свои средства потребления, уменьшить количество питательных веществ в корме скота и отыскивать себе посторонние заработки вне своего хозяйства. Наоборот, семьи, у которых размер надела превышал 9 десятин, при среднем урожае, способны без нужды прокормить продуктами своего хозяйства себя и скот, и лишь при неурожае, вынуждены уменьшить потребление и искать посторонних доходов. Высокие достоинства почвы, в связи с благоприятными климатическими условиями определили главное занятие крестьянского населения Курской губернии — земледелие. Из различных отраслей обрабатывающей промышленности получили развитие те предприятия, которые находились в непосредственной и тесной связи с сельским хозяйством. Животноводство играло подчиненную роль по отношению к земледелию, носило преимущественно домашний характер и прежде всего обеспечивало хозяйство тягловой силой, а семьи продуктами питания Существенным дополнением бюджета крестьянской семьи являлись промыслы.

Крестьянский дом держался на работниках-мужчинах. По их числу содержали количество рабочего скота, устанавливалась площадь запашек и определялись размеры промысловых занятий. Полноценная крестьянская семья должна была включать двух взрослых работников мужского и женского пола, труд которых был необходим минимум для нормального функционирования тяглоспособного крестьянского двора.

На территории Курской губернии довольно пестрое по своему составу население, что нашло отражение в духовно — нравственной и бытовой сферах жизни. Этнографическое изучение традиционного жилища русских и украинцев показывает, что жилище — это сложный комплекс традиционной народной культуры. Порубежное положение губернии порождало взаимодействие великорусской, украинской и белорусской этнических культур. Во многих элементах домостроительства прослеживались черты одновременно свойственные и великороссам и малороссам. К ним относились: техника сооружения срубных стен, пола, общий архитектурный облик, соломенная четырехскатная крыша, бытование двух типов жилища (двухкомнатные и трехкомнатные дома), наличие духовой русской печи, строго традиционное расположение печи, стола, лавок и пр. Русские научились у украинцев мазать глиной и белить свои дома, строить печи с трубами. Следует отметить, что стены, обмазанные глиной, чаще встречались в украинских, чем русских селах. В русских же селах преобладали курные избы. Также широкое распространение получили белые печи с трубами. Об активизации процессов русско-украинских взаимовлияний в развитии тех или иных элементов жилища можно судить по тому, что уже с середины XIX в. встречались дома с традиционной южнорусской планировкой, а светлица была устроена по-русски. Формирование жилищно-бытовых условий крестьян определялось социально-экономическим положением, историческими традициями населения каждой местности.

Структура народного потребления в пореформенный период определялась традиционным характером сельскохозяйственного производства, имевшего зерновое направление. Пищевой рацион крестьян состоял из продуктов местного хозяйства, покупного было мало. Пища в течение всего года была скудной и однообразной. Все продукты растительного и животного происхождения производились непосредственно в хозяйстве. Летом овощи употребляли в свежем, а зимой — в соленом виде. В урожайные годы в меню семьи входило больше продуктов, в неурожайные годы в пищу использовали траву, мякину, желуди. Достаток крестьянского стола зависел от экономического состояния семьи.

Народный костюм Курской губернии необычайно интересен как национальный костюм, поскольку заключает в себе традиционные древние формы, приемы декора, способ ношения и другие самобытные черты. Покрой в одежде был одним и тем же для праздничной и будничной одежды. Использовались ткани простого переплетения — домотканые холст и шерсть. Женская одежда более разнообразна, от простых кофт и юбок до комплексов с сарафанами и поневами. Отличалась она и более богатым декором, мужская — более проста и состояла из рубах и портков. Многообразие тонально-ритмических и орнаментальных решений, композиционных построений и сочетаний форм обеспечивало разнообразие костюмов — комплексов Курской губернии.

Отношение к полу родившегося ребенка в крестьянской семье было неоднозначным. При довольно ровном отношении и любви к детям в русских семьях все-таки больше ждали рождения мальчиков, так как на каждого родившегося мальчика семье община выделяла земельный надел — главное богатство крестьянского хозяйства, хотя христианская мысль признавала равноценность души мужчины и женщины. Тем не. менее, в сознании крестьян мужская душа, в сравнении с женской, имела приоритет. Данное отношение подтверждают и материалы местного фольклора. Аграрный традиционализм опосредовал в вышеуказанном аспекте, как социальную психологию крестьян, так и их религиозные воззрения. Это являлось отражением стремления к росту количества мужских рабочих рук в семье, а следовательно и всего семейного достатка. То есть, в сыновьях родители видели изначально опору в хозяйстве и гарант спокойствия в старости.

Отличительной стороной воспитания детей в крестьянской семье было их приобщение с раннего детства к православию. Непременным свойством человека, отвечающего нравственному идеалу подавляющего большинства крестьян, являлась вера. Судили о ней по аккуратным посещениям церкви, по соблюдению постов и обрядов, по хождениям на богомолья, но особенно — по степени выполнения нравственных норм в целом.

Четкий отработанный ритм каждодневных работ в семье сочетался с их разумным распределением. Эта отлаженность заранее включала продуманные приемы поведения, и важнейшую роль здесь играло трудовое воспитание — постепенное подключение детей и подростков ко всем задачам семьи. На протяжении многих поколений складывалась система трудового воспитания детей и подростков отвечающая потребностям и специфике сельской жизни. Большую роль здесь играли местная традиция и социальный статус семьи. Старшее поколение родственников (бабушки, дедушки) более, чем родители, передавали семейные традиции и опыт внукам. Самым полноценным являлось воспитание, когда в семье присутствовало несколько поколений, и здесь важна роль не только старших, но и детей всех возрастов, ибо происходило их самовоспитание. Важной была психологическая готовность к труду — создавалась привычка к трудовой деятельности, где огромное значение имела похвала из уст родителей, она стимулировала дальнейшее развитие и совершенствование навыков. Нельзя сбрасывать со счетов и укоренившиеся у части крестьян представления о необходимости раннего физического труда у детей, якобы гарантировавшего их в последствии от трудностей реальной крестьянской жизни. Пределы возрастных рамок привлечения детей к трудовой деятельности зависели от ряда причин. Большое значение имело экономическое положение семьи, наличие трудоспособных взрослых. Чем беднее была семья, тем раньше детей приобщали к труду. При распределении нагрузок, в тоже время, всегда учитывались физические возможности детей и подростков.

Под влиянием времени происходили изменения в мировоззрении крестьянина. Теперь уважаемый человек должен был уметь писать, читать и считать. Родители стремились не только воспитывать моральные качества ребенка, но и дать ему образование. И действительно, с середины XIX в. мы можем наблюдать неуклонный рост числа грамотных в крестьянской среде. Это обуславливалось следующими факторами: отмена крепостного права, увеличение числа людей, которые могли обучать грамоте, стремление самих крестьян к грамотности и книжной культуре, распространение большего числа печатной продукции. Число грамотных юношей в среднем было в 4 раза выше, чем у девушек. Это однозначно показывает, что в крестьянской среде приоритет при обучении отдавался мальчикам, а не девочкам. Родители считали, что удел девочек, будущих матерей, должен замыкаться домом и семьей. Мужчины же — глава семьи, ведя хозяйство и выступая регулятором отношений собственной семьи с окружающим миром, с точки зрения родителей, естественно должен был быть грамотным. Отсюда и такие очевидные разрывы в уровне грамотности. Не только захожие грамотеи могли научить детей грамоте. Все больше открывалось в губернии школ частных, церковно-приходских, земских. Нередко родители находили учителей для своих детей, предоставляли кров, обеспечивали питание, договаривались об оплате. Таким образом, мы приходим к выводу: крестьяне не все сами были грамотны, но стремились дать образование своим детям.

Таким образом, семья в прошлом была основной производственной единицей, трудовая деятельность которой определяла семейные отношения, исходя из этого, крестьяне нуждались в семье и подрастающих детях. Каждый сельский житель знал, что семья — священный союз, через который человек поднимается до духовного единения с к такими его «формам как Родина и государство», понимая, что «семья — первооснова Родины». Домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех современных событий его истории, развития явлений общественной и политической жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой