Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория правового стимулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы исследования нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: «Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений» (сентябрь 1996 года, г. Ростов-на-Дону), «Власть и управление» (апрель 1997 года, г. Ростов-на-Дону), «Государственность и право республики в составе РФ» (апрель… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие, сущность правового стимула
    • 1. 1. Понятие и соотношение потребностей, интересов, мотивов и стимулов
    • 1. 2. Понятие, структура, виды правовых стимулов
    • 1. 3. Понятие и соотношение правового стимула, стимулирующего правоотношения, социально-правовой активности личности
    • 1. 4. Правовые стимулы и ограничения: диалектика взаимодействия
  • Глава 2. Становление и развитие института правовых стимулов в российском и зарубежном законодательстве
    • 2. 1. Вознаграждение
    • 2. 2. Государственные награды
    • 2. 3. Правовые поощрения
    • 2. 4. Продвижение по службе
    • 2. 5. Премия
    • 2. 6. Правовые льготы
    • 2. 7. Грант
  • Глава 3. Понятие, сущность правового стимулирования
    • 3. 1. Понятие, особенности правового стимулирования
    • 3. 2. Правовое и нормативное стимулирование
    • 3. 3. Средства правового стимулирования
    • 3. 4. Виды и типы правового стимулирования
    • 3. 5. Совершенствование законодательной техники как способ повышения эффективности правового стимулирования

Теория правового стимулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования и степень ее разработанности.

Управление экономическими, социальными процессами постоянно усложняется и ставит новые задачи перед юридическими науками, законодательной и правоприменительной деятельностью.

В последние годы большое внимание привлекают исследования отраслевых проблем правового регулирования в области гражданского, предпринимательского, финансового права. Это закономерный процесс, обусловленный повышением роли и значения права в жизни нашего общества. Вместе с тем развитие прикладных направлений юриспруденции предполагает и дальнейшее развитие теории права и государства как фундаментальной отрасли правоведения. Перед юридическими науками стоят сложные задачи, обусловленные возрождением российской государственности. Все это требует проведения глубокого исследования многих ставших уже традиционными вопросов теории государства и права. Для того чтобы успешно выполнять функции фундаментальной отрасли права, теория государства и права должна постоянно развиваться, обновляться, обобщая и анализируя богатейший опыт общественной жизни. Разработка новых отраслевых направлений должна сочетаться с разработкой фундаментальных положений теории государства и права.

Научные исследования только тогда эффективны, когда есть теснейшая, неразрывная связь с развитием и обновлением выводов общей теории права и государства.

Новые направления оформляются в научном аспекте, опираясь на знания общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Этим обеспечивается единство правового регулирования, а также эффективное использование всего богатства правового инструментария. Решение конкретных, частных вопросов возможно лишь на основе их глубокого теоретического осмысления.

Современный этап развития российского общества предъявляет особые, повышенные требования к юридическим наукам. Как никогда актуальным является изучение права как системы гарантированных государством публичных возможностей человека, важнейшей социальной ценности, основного регулятора поведения индивида, гаранта стабильного развития общественных отношений.

Сегодня роль права и закона в жизни общества меняется. На первый план выдвигается стимулирующая роль законодательства, имеющая определенные особенности, связанные с предметом регулирования. Российские реформы лишний раз подтвердили, что рыночная экономика самостоятельно настраивается слишком долго. Первые результаты показали недостаточную эффективность применяемых методов. Концепция проводимой реформы требует внесения в нее серьезных изменений: усиления роли субъективного фактора, формирования мощной системы правовых стимулов. Одним из направлений общественных преобразований должно стать создание на научной основе такой системы законодательства, которая бы в полной мере отражала сущность права, позволяла с помощью правовых стимулов достигать максимального социального эффекта в интересах человека. Перед юридической наукой ставится задача разработать новые методы управления экономическими и социальными процессами, развить и обновить традиционные способы воздействия на общественные отношения, изучить природу мотивационно-стимулирующих механизмов, получающих в последние годы все большее распространение.

Практика государственного строительства в РФ выявила острую необходимость в проведении глубокого анализа закономерностей создания, развития и функционирования системы правового стимулирования. Выявление этих закономерностей позволит обществу и государству оказать существенное влияние на формирование механизма саморегуляции поведения человека. Правовые стимулы представляют собой сильнейший рычаг мотивационного давления, важнейшее средство воспитания современного человека. Правовое стимулирование является, таким образом, эффективным инструментом государственного управления, способом разрешения существующих экономических и социальных проблем.

Правовое государство немыслимо без высокоразвитой четко работающей правовой системы, способной своевременно реагировать на все изменения в жизни общества. Стимулирующее воздействие законодательства — это объективно складывающаяся закономерность общественного развития, в силу которой происходит усиление действия права, повышение его значимости и ценности.

Между тем недостаточное внимание теоретиков к проблемам правового стимулирования не только не способствует развитию теории права и государства как науки, но и отрицательно сказывается на правотворческой, правоприменительной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает научное направление, изучающее эффективность правового регулирования, место права и закона в мотивации правомерного поведения, соотношение различных правовых средств воздействия на формирование правомерного поведения индивида. Потребности развития общества настоятельно требуют разработки и реализации теории правового стимулирования. Представленная работа — это исследование правового стимулирования в аспекте функционального подхода. Правовое стимулирование рассматривается с точки зрения законодателя. Правовой стимул изучается как правовой институт, представляющий совокупность юридических норм, цель введения которых — вызвать дополнительную мотивацию в пользу правомерного поведения, превышающего обычно предъявляемые к нему требования.

Важность данного научного направления подчеркивалась еще в работах представителей русской юридической науки. Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и многие другие русские ученые внесли существенный вклад в анализ движущих мотивов и стимулов человеческого поведения. Высоко оценивал миссию права как средства воспитания добродетельного человека основатель «психологической школы права» Л. И. Петражицкий. Он исходил из того, что право есть «психический фактор общественной жизни», и оно воздействует на общественные отношения, то есть регулирует их по преимуществу психологическими средствами. Действие права, по мысли Л. И. Петражицкого, «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики."1. Он был убежден, что право способно решать такие задачи, как рационализация индивидуального и массового поведения посредством стимулирующей правовой мотивации, совершенствование человеческой психики и, следовательно, самого человека путем укрепления его социальных склонностей.

К сожалению, в дальнейшем проблемы правового стимулирования были преданы забвению. В течение долгого периода отечественная юридическая наука не уделяла им должного внимания.

В наше время заслуга нового открытия темы правовых стимулов принадлежит А. В. Малько, который впервые исследовал правовое стимулирование на информационно-психологическом уровне действия права2.

В последние годы интерес к проблемам правового стимулирования значительно возрос. В работах ряда ученых отмечаются различные аспекты действия правовых стимулов. В частности, профессор Г. В. Мальцев впервые обратил внимание на стимулы как основу экономической власти в обществе3.

Весомый вклад в исследование общетеоретических проблем правового.

1 Петражицкий Л. И.

Введение

в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1907. С. 6.

См: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов: Изд-во СГУ, 1994.

3 См.: Право и политика современной России. М.: Былина, 1996; Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999. стимулирования внесли С. С. Алексеев, В. М. Баранов, В. Н. Кудрявцев, М. Н. Марченко, Ю. А. Тихомиров, Д. Ю. Шапсугов и другие.

Вместе с тем еще не выработана в концептуальном виде общая теория правового стимулирования как специального научного направления в составе аналитической юриспруденции. В настоящее время в российской юридической науке еще не исследованы в должной мере особенности стимулирующих правоотношений, благодаря которым они могут и должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности правоотношений. До сих пор остаются вне зоны серьезного внимания теоретиков понятия «заслуги» и «награды», хотя, наряду с правонарушениями, они являются фактами социальной жизни, играющими весомую социальную роль.

Недостаточная разработанность теории правового стимулирования при неоспоримой значимости системного характера данного правового явления для всего механизма правового регулирования предопределила выбор темы исследования.

Таким образом, актуальность изучения правовых стимулов обусловлена: во-первых, существенными изменениями в жизни российского государства, связанными с проведением в стране правовой реформы, требующей высокой социальной и правовой активности всех членов обществаво-вторых, необходимостью последовательного проведения через весь курс теории права и государства особенностей современного правопонимания, в основе которого лежит разграничение права и законав-третьих, недостаточной разработанностью теории правового стимулирования, что находит негативное отражение в теории и практике государственного строительства в РФв-четвертых, потребностью в теоретическом обосновании предложений, направленных на повышение эффективности воздействия правовых стимулов на сознание и психику индивида с целью усиления мотивации правомерного поведения.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационной работы является комплексный анализ закономерностей создания, развития и функционирования системы правового стимулирования как целостного правового явления. В соответствии с намеченной целью исследования автором поставлены следующие задачи:

— провести ретроспективный анализ сложной динамики правового стимулирования в прошлом, преемственно развивающейся в современных условиях;

— разработать понятийный аппарат, отражающий процесс создания, развития и функционирования системы правового стимулирования, адекватной потребностям развития современного российского общества, государства и личности;

— осуществить системно-аналитическое и функционально-историческое исследование основных видов правовых стимулов;

— сформулировать специальные принципы правового стимулирования;

— выделить особенности стимулирующего правоотношения, провести анализ его структуры и основных элементов;

— разработать основы типологии правового стимулирования;

— раскрыть диалектическую взаимосвязь правового стимулирования и социально-активного поведения личности;

— выявить содержание и объем понятий правового и нормативного стимулирования;

— изучить практику реализации правовых стимулов и разработать предложения по совершенствованию стимулирующих элементов механизма правового регулирования.

Методологическая, нормативная, теоретическая основы исследования.

В качестве методологической основы диссертации были использованы разнообразные методы познания как общенаучного, так и специальноюридического характера, а именно: логический, системный, социологический, лингвистический, историко-правовой, сравнительно-правовой, методы толкования права, а также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, научной классификации, экспертных оценок и прогнозирования.

Применение указанных методов дало возможность многоаспектно, объективно — исторически изучить, проанализировать, обобщить и резюмировать весьма сложные процессы правового стимулирования.

Нормативной основой исследования явилось законодательство дореволюционной России, СССР, Российской Федерации. Автор также посчитал необходимым привлечь в значительном объеме памятники права, изучение которых позволило выявить основные этапы становления и развития представлений о правовом стимулировании, что, в свою очередь, нашло адекватное отражение в закономерностях построения стимулов как правовых институтов, обусловленных особенностями конкретного исторического этапа развития государства и права. Отдельно подвергались анализу международные конвенции и иные источники международного права, содержащие нормы-стимулы. Автором уделено должное внимание зарубежному опыту правового воздействия на сознание и психику человека посредством правовых стимулов, а также возможности его использования в практике строительства правового государства в Российской Федерации.

Содержащиеся в работе выводы и положения опираются на теоретический фундамент, созданный трудами выдающих ученых прошлого и настоящего.

Ценным источником при проведении исследования стали работы профессора А. В. Малько, который впервые рассмотрел правовое стимулирование на информационно-психологическом уровне действия права1. Необходимым методом познания стимулов и ограничений стало понятие «двоичность информации», которое, по мнению автора, «помогает глубже и в гораздо более широком контексте понять данные информационно-психологические феномены, участвующие в действии права"2. Особое внимание автор уделил критериям, позволяющим разграничить правовые стимулы и правовые ограничения. Таких критериев два:

— предмет воздействия — конкретные интересы субъектов правахарактер воздействия — благоприятный (обещание либо предоставление ценности) и неблагоприятный (угроза либо лишение ценности).

Профессор А. В. Малько исследовал правовые стимулы и правовые ограничения как парные категории. Он пришел к весьма убедительному выводу, что правовой стимул в информационно-психологическом смысле слова есть «правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Наиболее общие признаки реализации правовых стимулов заключаются в том, что они:

1) связаны с благоприятными условиями для осуществления интересов личности, так как выражаются в обещании предоставления ценностей, а иногда в отмене или снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения, рекомендации;

3) выражают собой положительную правовую мотивацию;

4) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей;

1 Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов: Изд-во СГУ, 1994.

2 Там же. С. 31.

5) предполагают повышение позитивной активности"1.

Профессор А. В. Малько продолжает исследование природы правовых стимулов. В своих многочисленных публикациях он высказывает весьма оригинальные идеи о сущности правовых льгот, поощрений, привилегий2. В частности, вызывает интерес авторское определение правовой льготы. Под правовой льготой понимается «правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовым льготам присущи следующие признаки:

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. ."3.

Огромный интерес также вызывает мнение профессора А. В. Малько об институте правовых поощрений. Трудно не согласиться с тем, что «возникновение и эволюция правовых форм поощрения, их качественное изменение и количественный рост всегда были зависимы, производны от состояния базисных отношений. Объем правового поощрения, как и масштаб.

1 Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов. Изд-во СГУ, 1994. С. 43−44.

2 См.: Правоведение, 1994;2002 гг.

3 Проблемы теории государства и права: Учебное пособие /Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Юристь, 2002. С. 391−392. принуждения, обусловлен в своей основе сущностью государства и права"1.

Огромное влияние на наше исследование оказали труды профессора Г. В. Мальцева, который одним из первых обратил внимание на проблему взаимоотношений власти и права. «Поскольку власть человека над человеком имплицитно содержится в общественном отношении, имеющем характер взаимодействия или социального обмена, постольку прочность этой власти может рассматриваться как гарантия устойчивости отношений. В себе самой власть несет известные санкции, то есть способы реагирования системы на согласие или отказ исполнять доминирующую волю. Устойчивое отношение базируется на позитивных санкциях — вознаграждениях и иных стимулах, на балансе взаимных удовлетворений участников. Хотя власть — это всегда взаимное воздействие сторон друг на друга, властеотношение все же асимметрично в том смысле, что властвующий осуществляет больший контроль над подвластным. Поэтому здесь особенно сложно уравновесить, стабилизировать на общеприемлемом уровне интересы, ожидания, ролевые функции участников, каждый из которых должен знать, ради чего он подчиняется другому, каков смысл интеракции в целом"2.

Источником нашего исследования стали также выводы Г. В. Мальцева о взаимосвязи права и экономической власти. «Современная экономика с возрастанием ее индустриально-технической мощи и информационной оснащенности превращается, причем в быстро прогрессирующем темпе, в сферу интенсивных, влиятельных властеотношений. Сталкиваются и сливаются мощные потоки экономической, юридической и политической власти, все виды власти в сфере экономики синтезируются, трансформируются и переходят друг в друга: экономическая власть превращается в политическую, а политическая власть действует как власть экономическая"3. Г. В. Мальцев выделяет особенности экономической.

1 Киселева О. М., Малько А. В. Институт правового поощрения в России: историко-юридический аспект// Правоведение, электронная версия. 1999. № 3.

2 Право и политика современной России. М.: Былина, 1996. С. 14.

3 Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. — М.: Прометей, 1999. С. 340. власти: «Наиболее общей характеристикой экономической власти, органической и организационной, является то, что она основана на стимулах и интересах, на взаимной заинтересованности людей в способностях и продуктах деятельности друг друга. В экономическом отношении властвующий доминирует в той мере и до тех пор, пока он обладает ресурсами, в которых заинтересован подвластный. Ресурсное опосредствование экономического властеотношения и его ресурсное обеспечение — это существенные моменты формирования и развития систем экономической власти. Человек соглашается подчиниться властным требованиям своего экономического партнера лишь за определенное вознаграждение, за платуничто, кроме блага, необходимого для удовлетворения какой-либо жизненной потребности, не должно удерживать людей в рамках экономического отношения. Но это благо, вернее, заинтересованность в его получении, является мощным и надежным стимуломчерез усиление заинтересованности в благе расширяется и усиливается сама экономическая власть"1.

Исследования, проведенные профессором Г. В. Мальцевым, приводят к печальным выводам. Сегодняшняя экономическая власть основана на стимулах, широкое использование которых позволяет создать атмосферу «авторитарного всемогущества денег, богатства». Нам было весьма интересным рассмотреть данный аспект действия стимулов и попытаться разработать предложения, реализация которых позволит исключить использование стимулов в целях, противоречащих интересам человека и общества.

Содержащиеся в работе выводы базируются также на трудах известного теоретика, профессора Д. Ю. Шапсугова, который впервые в юридической науке разработал и обосновал учение о нормативной юридической системе.

Введение

этой новой категории обусловлено необходимостью проведения через весь курс теории права и государства.

1 Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. — М.: Прометей, 1999.С. 341−342. особенностей современного правопонимания, и, в первую очередь, разграничения права и закона, понятийного выражения и закрепления этого разграничения. Д. Ю. Шапсугов в своей работе специально подчеркнул, что «эта идея оказалась плодотворной для решения вопроса о соотношении права и государства. С этой точки зрения не право, а юридическая норма производна от государства и является инструментом, используемым государством для организации общественных отношений и управления обществом. Право же выступает как критерий для анализа и оценки содержания юридических норм и деятельности государства"1. Методологической основой нашего исследования стало предложение профессора Д. Ю. Шапсугова разграничивать юридическую норму и норму права. «Норма права выступает как конкретный измеритель социальных качеств самого человека, мера наличной возможности его самореализации, определяемая составом и содержанием принадлежащих субъекту конкретных правомочий (полномочий), а не просто как правило его внешнего поведения». Разграничение нормы права и юридической нормы позволяет более четко определить их роль, функции, задачи в системе правового обеспечения интересов человека.

Теоретическую базу исследования составили труды таких выдающихся правоведов, как С. С. Алексеев, Г. В. Атаманчук, В. М. Баранов, В. М. Ведяхин, Ю. И, Гревцов, В. П. Казимирчук, Д. А. Керимов, В. М. Корельский, В. Н. Кудрявцев, В. И. Курилов, В. М. Лебедев, О. Э. Лейст, Е. А. Лукашова, А. В. Малько, Г. В. Мальцев, Л. С. Мамут, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, B.C. Нерсесянц, В. И. Новоселов, В. В. Оксамытный, В. Д. Перевалов, В. Н. Протасов, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, P.O. Халфина, Д. Ю. Шапсугов, Л. С. Явич.

Комплексный характер проблем правового стимулирования потребовал.

1 Шапсугов Д. Ю. Теория права и государства: Учебное пособие по курсу теории права и государства, ч. II. Ростов н/Д, 2001. С. 23.

2 Шапсугов Д. Ю. Теория права и государства: Учебное пособие по курсу теории права и государства, ч. II. Ростов н/Д, 2001. С. 25. изучения специальной литературы по философии, психологии, экономике, освещающей различные аспекты данной темы. Использованы теоретические подходы таких известных отечественных и зарубежных ученых, как М. С. Каган, П. К. Анохин, В. П. Кузьмин, В. Г. Афанасьев, А. Н. Аверьянов, C.JI. Рубинштейн, В. Г. Асеев, Е. П. Ильин, А. В. Петровский, А. В. Карпов, Э. А. Уткин, X. Хекхаузен, М. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Особо следует выделить работы П. А. Сорокина, давшего неординарную оценку понятий «услуга» и «награда».

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются памятники права, заложившие основы представлений о правовом стимулировании, современное отечественное и зарубежное законодательство, а также теория и практика правового стимулирования. Предмет диссертационного исследования составляют закономерности построения, функционирования и развития системы правового стимулирования.

Научная новизна диссертационного исследования.

Предложено новое перспективное научное направление исследования права в современном обществе — теория правового стимулирования в ее функциональном аспекте.

Научная новизна работы обусловлена тем, что в рамках общей теории права и государства это практически одно из первых комплексных исследований вопросов правового стимулирования, в основе которого лежит разграничение права и закона.

Впервые правовой стимул рассмотрен как разновидность нормы права и как разновидность юридической нормы. На общетеоретическом уровне осуществлено системно-аналитическое и функционально-организационное исследование основных видов правовых стимулов (Государственная премия, государственные награды, правовые льготы, поощрения, должности, вознаграждения, гранты). Данные правовые институты рассмотрены в историко-правовом разрезе, позволившем определить тенденции дальнейшего развития правового стимулирования.

Изучен юридический состав социально-активного правомерного поступка. Разработано новое понимание его субъективной стороны. Впервые понятие «отличия» рассмотрено как парная категория понятия «вины». Предложены критерии разграничения понятий «заслуги» и «юридически признанной заслуги».

Анализ стимулирующего правоотношения позволил, в отличие от предыдущих исследований, дать определение стимулирующего правоотношения, выделить особенности его структурных элементов.

С использованием данных философии, социологии, психологии исследован механизм правового стимулирования, раскрыты его особенности. Показана диалектическая взаимосвязь правового стимула и правомерной мотивации. Впервые в юридической науке проведено разграничение правового и нормативного стимулирования, определены условия эффективного воздействия правовых стимулов на психику и сознание человека, сформулированы специальные принципы правового стимулирования.

Научная новизна находит свое выражение в следующих положениях и выводах, выносимых на защиту:

1. Правовой стимул есть закрепленная в норме права публичная возможность лица удовлетворить потребности и интересы путем использования своего субъективного права и (или) исполнения юридических обязанностей, а также получить награду в виде различных материальных и иных благ, как закономерное следствие правомерного поведения, превышающего обычно предъявляемые требования.

2. Классификации правовых стимулов по следующим основаниям:

— в зависимости от стимулируемого субъекта — на индивидуальные и коллективные;

— по характеру положительных санкций — на абсолютные и относительные.

3. Понятие стимулирующего правоотношения как формы общественного отношения, которую последнее приобретает при урегулировании его правовыми стимулами, где стимулируемые и стимулирующие субъекты выступают в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей.

Стимулирующее правоотношение отличается по своему субъектному составу, который включает в себя две категории субъектов стимулирующего и стимулируемого. Объектом стимулирующего правоотношения выступает сознание стимулируемого субъекта.

4. Осуществление правовых стимулов есть проявление социально-правовой активности личности, под которой понимается разновидность правомерного поведения, направленная на как можно лучшее, наиболее эффективное осуществление правовых предписаний для максимального удовлетворения личных и общественных интересов, полной реализации своих способностей.

5. Структура социально-активного правомерного поступка соответствует традиционной конструкции, однако существенно отличается характеристиками субъективной стороны, представленной мотивами, целями, отличиями лица.

Отличия, как элемент субъективной стороны, представляют собой субъективное, внутреннее, не навязанное извне отношение человека к общественно полезному поступку и его результатам, в основе которого лежит желание человека добиться успеха.

Отличия и вина как элементы субъективной стороны деяния являются симметричными оценочными понятиями, выполняющими сходные функции (отличия связаны с положительным поведением с точки зрения права, винас отрицательным). Отличия — это зеркальное отражение вины.

6. Понятие заслуги как поступка, который по сравнению с обычным правомерным поведением характеризуется добровольным перевыполнением лицом своих прав и (или) более качественным сверхисполнением возложенных на него обязанностей, следствием чего является возникновение социально — полезного результата.

7. Награда становится «действующим» элементом правового стимула только в том случае, если ее основание — заслуга — получает юридическое признание.

Юридическое признание заслуги — это юридически значимое действие, выражающееся в том, что общество и государство официально констатируют общественно полезный характер совершенного поступка (поведения), его сверхрезультативность, а также необходимость выразить субъекту свою благодарность в виде награды, имеющей форму морального, материального или социального блага. Юридически признанная заслуга характеризуется:

— позитивной ответственностью субъекта;

— добросовестным исполнением лицом прав и обязанностей на уровне, превышающем обычно предъявляемые требованияофициальным признанием полезности совершенного поступка, обусловленной его социальной значимостью;

— юридически гарантируемой возможностью получить субъектом соответствующее благо.

8. Общая схема правового стимулирования правовой стимул — внешняя среда — ценности, внутренние установки потребности личности интерес i мо^ив позитивная ответственность социально-активный правомерный поступок награда.

Правовое стимулирование не только формирует правомерную мотивацию, но и способствует появлению у лица позитивной ответственности, которая выступает одновременно и как условие эффективного воздействия правовых стимулов на психику и сознание человека, и как результат такого воздействия.

9. Разграничение правового и нормативного стимулирования.

Правовое стимулирование — это процесс воздействия на сознание и психику человека имеющихся реальных правомочий, связанных с реализацией субъективного права либо с получением лицом награды за свое правомерное поведение, превышающее обычно предъявляемые требования.

Нормативное стимулирование — это процесс воздействия на сознание и психику человека юридических норм, закрепляющих определенные средства с целью усиления мотивации поведения, в развитии которого заинтересована конкретная власть.

10. Специальные принципы правового стимулирования:

— единства правового стимулирования;

— обоснованности правового стимулирования;

— комплексности правового стимулирования;

— публичности правового стимулирования;

— атрибутивности правового стимулирования;

— конкретности и своевременности правового стимулирования;

— индивидуализации правового стимулирования.

11. Правовое стимулирование есть система, элементы которой — цель правового стимулированиязнания о правовом стимулированииправовой стимулсубъект правового стимулированияобъект правового стимулированияпредмет правового стимулированиясредства правового стимулированияпринципы правового стимулированиямеханизм правового стимулирования — взаимодействуя между собой, придают правовому стимулированию такие качества, которые позволяют ему существовать в качестве устойчивого правового явления.

12. Классификации систем правового стимулирования: а) по сферам общественной жизни — система правового стимулирования развития экономики, социальной сферы, культурыб) по видам деятельности — система стимулирования правотворческой, правоохранительной, иной деятельности.

13. Правовое стимулирование есть длящийся во времени единый процесс, состоящий из нескольких логически взаимосвязанных между собой стадий:

— юридического закрепления правовых стимулов в соответствующих нормативно-правовых актах;

— доведения информации о правовых стимулах до субъектов правового стимулирования;

— воздействия правовых стимулов на психику и сознание человека с целью усиления мотивации правомерного поведения;

— реализации юридических норм, закрепляющих правовой стимул;

— юридического признания заслуг лица.

14. Обоснована необходимость выделения видов и типов правового стимулирования. Воздействие каждого правового стимула как публично-правовой возможности на психику и сознание человека представляет собой отдельный вид правового стимулирования.

15. «Тип правового стимулирования» представляет собой характеристику различных видов правового стимулирования, имеющих один общий для всех существенный признак.

Разработано несколько оснований типологии правового стимулирования :

— по стимулируемому субъекту — государственный, муниципальный, общественный типы;

— в зависимости от характера получаемых благ — материальный, нематериальный, смешанный;

— по количеству используемых правовых стимулов — простой и комплексный.

16. Каждому этапу развития общества и государства соответствует своя система правовых стимулов, обусловленная материальными и социально-культурными условия жизни. Изменения материальных и социально-культурных условий жизнедеятельности общества приводят к модификации институтов правового стимула. Это может выражаться в появлении новых видов стимулов, исчезновении устаревших, наполнении их новым содержанием, отражающим специфику государственной и общественной жизни.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что разработанные автором положения могут рассматриваться в качестве подходов к решению проблем стимулирования правомерного поведения, а также учитываться при анализе актуальных проблем теории права, правовой культуры, правового государства.

Предложенная автором концепция раскрывает новые возможности познания правоотношений, имеет значение для развития теории правовой нормы, теоретических аспектов реализации права. Функциональный подход, лежащий в основе исследования, подчеркивает значимость формы права и способствует более эффективному использованию её потенциала.

Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы как для дальнейших теоретических исследований, так и для разработки государственной политики, направленной на активизацию человеческого фактора. Сформулированные автором рекомендации могут стать основой дальнейшего совершенствования института правовых стимулов, практики его применения, подготовки учебных, методических и учебно-методических пособий по проблемам правового регулирования. Таким образом, имеющиеся в диссертации обоснованные выводы и предложения теоретического и прикладного характера могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной работе не только органов государственной власти и управления, но и в деятельности всех субъектов права.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования обсуждены и апробированы на заседании кафедры теории и истории права и государства Ростовского юридического института Северо-Кавказской академии государственной службы. Положения диссертации используются в процессе преподавания курсов: «Теория государства и права», «Финансовое право», спецкурса «Теория и история правового стимулирования» в СевероКавказской академии государственной службы, Ростовском государственном университете и других вузах Юга России.

Материалы исследования нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: «Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений» (сентябрь 1996 года, г. Ростов-на-Дону), «Власть и управление» (апрель 1997 года, г. Ростов-на-Дону), «Государственность и право республики в составе РФ» (апрель 1996 г., г. Нальчик), «Основные проблемы становления и развития системы местного самоуправления в городах АГЮР» (июнь 1995 года, г. Ростов-на-Дону), «Обычное право и его роль в формировании современной правовой культуры» (апрель 1999 года, г. Майкоп), «Образование и наука — основной ресурс развития в третьем тысячелетии» (май 2001 года, г. Ростов-на-Дону), «Проблемы современного федерализма» (февраль 2002 года, г. Ростов-на-Дону), «Корпоративная социальная политика на современных российских предприятиях: проблемы, опыт, перспективы» (март 2003 года, г. Москва), «Российская государственность: истоки, становление, развитие, проблемы» (апрель 2003 года, г. Орел), «Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы» (май 2003 года, г. Ростов-на-Дону).

Результаты исследования были использованы автором при проведении экспертиз и составлении проектов нормативных актов по поручению.

Законодательного Собрания Ростовской области, администрации Ростовской области, органов местного самоуправления.

Основные аспекты предлагаемой диссертанткой концепции правового стимулирования отражены более чем в 25 публикациях, в том числе в монографиях «Актуальные проблемы формирования правомерного поведения субъектов налогообложения» (10 п.л.), «Стимулирование правомерного поведения: теоретико-правовое исследование» (16,9 п.л.), «Теория правового стимулирования» (15 п.л.).

Структура и объем исследования.

Цели и основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру и логику работы, которая состоит из введения, трех глав с выделением 16 параграфов, заключения, а также списка использованных нормативных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1) Влияние на человека внутренней побудительной силы в виде мотива и внешней в виде правового стимула изучается многими науками. Но среди них особое значение имеют юридические науки, представляющие и рассматривающие право как систему гарантированных возможностей человека развивать себя и все сферы общества.

Теория правового стимулирования является перспективным научным направлением, развивающимся в рамках теории права и государства. Как и любая другая научная деятельность, она нацелена на получение новых знаний о разнообразных гранях действия права.

Теория правового стимулирования представляет собой совокупность развивающихся и взаимосвязанных понятий и категорий, концептуально отражающих процесс воздействия правовых стимулов на психику и сознание человека с целью усиления мотивации правомерного поведения.

2) Право, воздействуя на сознание и волю людей, определяет линию их поведения, способствует укреплению правопорядка в обществе различными средствами, среди которых выделяются благодаря своему энергетическому потенциалу правовые стимулы.

Социальное предназначение правовых стимулов состоит в том, чтобы усилить мотивацию правомерного поведения. Ценность правового стимула заключается в его содержании, поскольку данный правовой институт способствует выбору наилучшего варианта поведения, формирует механизм саморегуляции поведения. Правовой стимул в принципе нельзя нарушить. Он содержит положительные предписания, выполнение которых поощряется государством. Но только от самого субъекта зависит, использовать правовой стимул или нет, стать участником данных правоотношений или остаться пассивным наблюдателем.

3)Стимулирующее значение имеют те правовые институты, которые создают подлинную, глубокую заинтересованность субъекта в результатах правомерного действия. К широкому кругу правовых стимулов, действующих на институциональном уровне, можно отнести различные виды поощрений и наград, льготы и премии, разные вознаграждения, почетные звания, степени, ранги.

4) Сегодня институт стимулирования превратился в своеобразный наркотик, без которого не может обойтись не только государство, но и любая приличная компания. Более того, именно на уровне субъекта хозяйствования наблюдается повышенный интерес к проблемам мотивации. Считается, что организация, не сумевшая заинтересовать своих сотрудников, обречена на провал и полный крах. Это породило даже новое направление бизнеса по производству всевозможной «мотивирующей продукции».

5) Правовое стимулирование имеет глубокие исторические корни. Уже на ранних этапах развития общества человек не только осознал невиданную «силу» награды, но и стал активно использовать ее в своих целях. Награда, таким образом, стала константой, стрежнем стимулирования. В древности в качестве награды выступал не только любой предмет быта — оружие, дом, шкуры, одежда, не только животные, но и сами люди.

Институт наград способствовал зарождению кастовости. У греков, римлян, германцев знатное происхождение имело цену, далеко превосходившую реальную силу и значение личности. У римлян не прощались рабские корни, у германцев различия в происхождении были основой для глубокого правового неравенства. По мнению П. А. Сорокина, с которым мы полностью согласны, именно на этой почве «возникли и держались такие институты, как касты, свойственные древности и являющиеся не чем иным, как внешним проявлением этой неограниченности наград во времени"1.

Рост социального взаимодействия, выражающийся в усложнении социальных отношений, отразился и на сути «наградного права». Человек.

1 Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали /Вступ. ст., сост. и примеч. В. В. Сапова. С. 319. постепенно перестает выступать в качестве предмета награды. Первоначально это выразилось в ограничениях по распоряжению жизнью рабов, затем в предоставлении рабам права жаловаться на жестокость и злоупотребления господ, затем законодательно определенных возможностях освобождать рабов помимо воли его собственника. Конец средневековья окончательно развеял представления о человеке как о предмете награды. Человек признается самоценностью.

Развитие социальных процессов привело и к тому, что награды стали ограничиваться во времени — они перестали передаваться по наследству. Французская Декларация прав человека и гражданина открыла новую эру.

Правовой строй современных государств строится на принципе равенства всех перед законом, публичности, равного доступа к занятию государственных и общественных должностей. Вопросы присвоения новых более высоких званий, получения вознаграждений и премий решаются не стихийно, а в соответствии с письменными нормативно-правовыми актами или иными источниками права.

Изменилась социальная ценность многих поступков. Сегодня широкое распространение получили публично-правовые институты, оказывающие психологическую, материальную помощь лицам, оказавшимся в бедственном положении в силу различных причин. Обязанность оберегать своего господина за определенное вознаграждение трансформировалась в конституционную обязанность защищать Родину. Следовательно, некоторые действия, которые ранее совершались только под воздействием наград, стали осуществляться добровольно, стали внутренним делом человека.

6) Российское законодательство весьма слабо учитывает возможности правового стимулирования, нормативная база противоречива и явно недостаточна. На наш взгляд, слабое использование потенциала правовых стимулов обусловлено, прежде всего, тем, что в Конституции России практически нет норм-стимулов. В связи с этим в Основной закон страны предлагается внести следующие изменения и дополнения:

Пункт 3 статьи 37 изложить в следующей редакции:

Государство признает за всеми гражданами право на труд и поощряет условия, которые делают это право реальным.

Каждый имеет право: а) на вознаграждение, соответствующее количеству, характеру и качеству труда на основе принципа равной оплаты за равный трудпри этом размер вознаграждения должен быть не ниже установленного государством прожиточного минимума, обеспечивающего свободное и достойное существование человека и его семьиб) на организацию работы в условиях, позволяющих наиболее полно раскрыть возможности и способности человеческой личностив) на получение работы в нормальных санитарно-гигиенических и безопасных условияхг) на своевременное получение вознаграждения.

Государство обязано обеспечить данные права человека всеми законными способами.

Трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом труде получает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение".

Дополнить Конституцию статьей 38−1.

Молодежь пользуется особой защитой государства в реализации своих экономических, социально-культурных прав.

Молодежная политика должна быть направлена на развитие личности молодых, создание необходимых условий для их эффективного включения в активную жизнь российского общества, пробуждения в них стремления к свободного творчеству и воспитания в них сознательного желания служить обществу.

В достижении этих целей государство поощряет и поддерживает молодежные организации".

Статья 40 пункт 2 изложить в следующей редакции:

Государство, чтобы обеспечить право на жилище, обязано:

— разрабатывать программы и осуществлять жилищную политику, нацеленную на обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан, эффективное использование и охрану жилищного фонда, развитие соответствующей транспортной сети и социальной инфраструктуры территории;

— стимулировать инициативу каждого, направленную на разрешение существующих жилищных проблем;

— поощрять жилищное строительство;

— стимулировать индивидуальное жилищное строительство;

— стимулировать приобретение собственного жилья".

Статью 43 дополнить новым пунктом: «Государство поощряет образование, всесторонне улучшает условия работы государственных и муниципальных образовательных учреждений, поощряет учащихся, проявивших особые дарования».

Статью 44 изложить в следующей редакции:

Национальная культура составляет одну из основ правового государства. Российская Федерация оберегает все гуманистические ценности национального культурного наследия и мировой культуры, стимулирует культурную жизнь российского общества, развитие творческих талантов каждого.

Поощрение свободы литературного, художественного, научного, технического творчества являются обязанностью государства.

Каждый имеет право на пользование достижениями культуры и на творчество.

Государство обязано:

— стимулировать и обеспечивать равный доступ каждого к способам и средствам культурной деятельности, поощрять инициативы, способствующие индивидуальному и коллективному творчеству в его многообразных формах и проявлениях большему распространению произведений и объектов культуры высокого уровня,.

— содействовать сохранению и приумножению культурного наследия, превращая его в фактор неповторимости культурного бытия".

Дополнить статью 74 пунктом следующего содержания:

Экономическая и социальная политика Российской Федерации нацелена на стимулирование экономического роста, гармонизированного развития всех субъектов Федерации, справедливого распределения национального продукта, охраны окружающей среды и улучшения качества жизни российского общества".

Следует подчеркнуть, что важно не только законодательно закрепить правовые стимулы, но и создать условия их эффективной «жизни». Как показало проведенное исследование, правовые стимулы могут функционировать только при наличии:

— Юридического закрепления и реальной реализации института прав и свобод человека и гражданина.

— Законодательного установления института правовых ограничений, диалектически взаимодействующего с институтом правовых стимулов.

— Четкого юридического закрепления круга правовых обязанностей лица.

Настоящая работа не претендует на конечное решение проблем правового стимулирования. Требуют дальнейшего научного внимания, такие вопросы, как:

— анализ закономерностей создания, развития и функционирования системы правовых ограничений как целостного правового явления и создания на этой основе теории правовых ограниченийанализ правовой природы норм-антистимулов, разработка предложений по устранению и предупреждению их появления;

— изучение российского и зарубежного законодательства с целью выявления новых видов правовых стимулов, а также диалектических взаимосвязей между ними.

Решение этих и других вопросов окажет существенное влияние на теорию и практику правового стимулирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ11. Конституция Российской Федерации: Официальный текст с историко-правовым комментарием. М.: Издательская группа ИНФРА М -НОРМА, 2002.
  2. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 31. Ст. 3824.
  3. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Издательско-книготорговый центр «Юринформ», 2002.
  5. Российской Федерации"//Российская газета. 2002. 3 июля.
  6. Федеральный закон «О службе в таможенных органах
  7. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 554// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3056.
  8. Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин государственных служащих федеральной государственной службы МНС РФ и его территориальных органов. Приложение № 2:
  9. Утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2001 г. № 876// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 30. Ст. 3157.
  10. Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. № 353 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1036.
  11. Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской
  12. Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.
  13. Н.Н., Левченко В. Н., Мартышкин О. В. История политических учений М.: Юрист, 1994.
  14. С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития — надежда и драма современной эпохи. М.: «Статут», 2000.
  15. С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М.: «Статут», 1999.
  16. С.С. Философия права. М., 1997.
  17. JT.B. Демократический контроль как государственно-правовой институт (история, теория, практика): монограф./ Рост. гос. экон. акад. -Ростов-на-Дону, 1997.
  18. JT.B., Смоленский М. Б. Антропономия права. Ростов н/Д, 1998.
  19. С.С. Теория права. Издательство БЕК, Харьков, 1994.
  20. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.
  21. Н.Н. Основы философии права. СПб, 1999.
  22. И.Д. Теория как форма организации научного познания. М., 1979.
  23. Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1997.
  24. П.К. Философские аспекты теории функциональнойсистемы. М., 1990.
  25. Антология мировой философии. М., 1969.
  26. Аристотель. О душе. М., 1937.
  27. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., «Мысль», 1976.
  28. Л.И. Локальное правовое регулирование (теоретическое исследование). Л.: Издательство ЛГУ, 1985.
  29. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. -М.: Славянский диалог, 1996.
  30. В.Г. Системность и общество. М., 1980.
  31. В.К. Теория современного советского права/ НВШ МВД РФ. Н. Новгород, 1991.
  32. М.В. Дорога к свободе. М., 1994,
  33. В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
  34. В.М. Правовые формы поощрения в развитом социалистическом обществе: сущность, назначение, эффективность // В помощь лектору / (Отв. за вып. А.М.Витченко). Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1975.
  35. П.П., Русских В. В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Учебное пособие.- Ростов-на-Дону. 1999.
  36. В.А., Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь. СПб, 2000.
  37. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.: Издательство Московского ун-та, 1991.
  38. Д.И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения /Под ред. Ш. З. Уразаева- Тащкенскийполит, институт им. Абу Райхана Беруни.- Ташкент: Фан, 1989.
  39. Bertalanffy L. General system theory. Foundations, development, aapplications. N. Y. 1968.
  40. В.И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). М.: ОАО «Издательство Экономика», 1997.
  41. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-Е. М., «Советская Энциклопедия», 1972.
  42. Большой юридический словарь / Под ред. А .Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М., 2001.
  43. А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М.: Российское право, 1992.
  44. Р.Ф. Акты управления (Значение, проблемы исследований, понятие).- М.: Изд-во МГУ, 1987.
  45. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб, 1999.
  46. В.М. Правовое регулирование рыночных отношений. Самара, 1992.
  47. A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб, 1999.
  48. А.Б. Теория государства и права. М., 1998.
  49. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
  50. В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Учебное пособие. Тверь: Тверск. ун-т, 1992.
  51. Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.
  52. Власть силы, сила власти. М., 1996.
  53. JI.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА-М. -НОРМА, 1997.
  54. О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М.: ИГПАН, 1993.
  55. А.Д. Логика. Для педагогических учебных заведений. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998.
  56. В.В. Хозрасчет. Труд. Стимулы. М., 1989.
  57. А.Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом / Под ред. канд. экон. наук Р. Т. Юлдашева. М.: Издательский центр «АНКИЛ»: Издательский Дом «ИНФРА-М», 1997.
  58. Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). Проблемы истории и теории. М., 2001.
  59. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России/ Отв. ред. В. Г. Хорос. М., 1998.
  60. Гражданское общество: истоки и современность / Научный ред. И. И. Кальной. СПб, 2000.
  61. Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Ленинград. Изд-во Ленинградского университета, 1981.
  62. А.С. Социология правового сознания. М., 2001.
  63. Ф.А. Акты применения права. Саратов. 1995.
  64. Е.В. К вопросу об иммунитете в Англии 13 века. В сборнике: Средние века. Выпуск 3. М., 1951.
  65. Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.
  66. А.П. Диалектика правоотношения /Под ред. В. О. Тененбаума, — Саратов: Изд-во СГУ, 1983.
  67. В. Русские награды XVIII начала XX века. М., 1997.
  68. В.В. Догма римского права. СПб, 1901.
  69. В.М. Права человека и власть закона. М.: Российская правовая академия Министерства юстиции РФ, 1995.
  70. И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2001.
  71. Е.А. Логика: Учебник. — 2-е изд., переб. и доп.- М.: Издательство БЕК, 2001.
  72. Ю.В. Логика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Логос, 2001.
  73. В.Г., Бутов В. И. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89, 1997.
  74. В.Г. Кризис власти в Российской Федерации, его экономические основы и пути преодоления// Актуальные вопросы русского процесса трансформации. Бохум: 1994.
  75. Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Питер, 2000.
  76. И.А. О сущности правосознания / Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: «Рарочь», 1993.
  77. И.А. Метафизика власти и закона. М., 1998.
  78. В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования /Научный ред. С. С. Алексеев.- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980.
  79. История Древней Греции. М., 1986.
  80. История политических и правовых учений. Учебник/Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. М.: ИКД «ЗерцалоМ», 2001.
  81. История политических и правовых учений: Учебник для вузов/Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В. С. Нерсесянца, 3-е изд., стереотип. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ), 2001.
  82. История политических и правовых учений: Хрестоматия /Под ред. В. П. Малахова. М., 2000.
  83. История инквизиции. Средневековые процессы о ведьмах. М., 2001.
  84. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М., Политиздат, 1974.
  85. В.П. Социально-правовая активность личности. В книге «Социализм и личность». М. 1979. С. 17.
  86. С.С. Материальное стимулирование рабочих и служащих на современном этапе (Правовые вопросы). М.: Знание, 1967
  87. А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000.
  88. Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999.
  89. Д.А. Методология права. М., 2001.
  90. .А. Философия и социология права. СПб, 1998.
  91. В.И. Материальное стимулирование производственных коллективов в промышленности. Минск, 1979.
  92. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  93. М.Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования. Волгоград, 1998.
  94. И.Ю. Идея правового государства: История и современность. СПб: СПб ун-т, 1993.
  95. И.Ю. Право и политика. СПб, 1996.
  96. С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и допечатанное. М.: Юрайт, 1998.
  97. С.А., Малько А. В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М., 1999.
  98. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: БЕК.
  99. Р.И. Локальные нормы трудового права и материальное стимулирование. Львов: «Вища школа», Изд-во при Львовском университете, 1973.
  100. Н.М. Стимулирование в системе методов государственного хозяйственного управления //Актуальные вопросы современной юридической науки. Саратов, 1978. 4.1.
  101. Н.И. «Введение в логику». М., 1967.
  102. Конституция и закон: стабильность и динамизм / Отв. ред. В. П. Казимирчук. М., 1998.
  103. Конституции зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Издательство БЕК.
  104. Конституции стран СНГ и Балтии: Учебное пособие/ Сост. Г. Н. Андреева М.: Юристь, 1999.
  105. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1904.
Заполнить форму текущей работой