Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физическое воспитание в гуманитарных вузах в условиях диалога как основы образования, ориентированного на личность студента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому не случайно ведущие специалисты нашей страны В. К. Бальсевич, (1988, 1995, 1996), Л. И. Лубышева (1988, 1992, 1996, 1997, 1998), В. И. Столяров (1988, 1991, 1998), М. Я. Виленский (1996, 1999), В. И. Ильинич (1995), и мн. др. обосновали не только необходимость перестройки системы физического воспитания, но и определили основные ее направления. Это, прежде всего, реализация принципов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Целесообразность использования личностного образования в процессе формирования физической культуры студентов гуманитарных вузов
    • 1. 1. Актуальность перестройки системы физического воспитания в высших учебных заведениях
    • 1. 2. Перспективные направления и пути перестройки системы физического воспитания в высших учебных заведениях
    • 1. 3. Целесообразность использования подходов личностного образования в физическом воспитании студентов вузов
    • 1. 4. Резюме
    • 1. лава 2. Задачи, методы и организация исследования
      • 2. 1. Задачи исследования
      • 2. 2. Методы исследования.,
      • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. Методика организации физического воспитания студентов вузов на основе личностного образования
    • 3. 1. Диалог как основа формирования физической культуры личности
    • 3. 2. Технология формирования физической культуры подрастающего поколения, основанная на социально ориентирующих играх
    • 3. 3. Модели человека физической культуры и технология их формирования в условиях диалогического взаимодействия студентов
    • 3. 4. Резюме
  • Глава 4. Экспериментальное обоснование методики организации физического воспитания студентов в учебном процессе гуманитарного вуза
    • 4. 1. Планирование и организация педагогического эксперимента
    • 4. 2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
    • 4. 3. Резюме
  • Выводы
    • 1. фактические рекомендации

Физическое воспитание в гуманитарных вузах в условиях диалога как основы образования, ориентированного на личность студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Системное преобразования внутреннего мира человека, формирование всесторонней, гармоничной, целостной и универсальной личности — для многих ученых такой путь представляется очевидным, как реальная возможность преодолеть кризис системы образования не только в нашей стране, но и во всем мире [63, 64, 160, 161].

В этом случае всестороннее развитие личности подразумевает освоение всех компонентов культуры как по родам деятельности (экономической, экологической, научной, управленческой, физкультурной, медицинской), так по базовым ее видам деятельности: моторной (культуры движений) и сенсорной (культуры чувств), речевой и языковой, трудовой и культуры свободной деятельности, в том числе и интеллектуальной культуры [116, 146J. Естественно, что физическое воспитание, как составная часть образования не может находится в стороне от процессов обновления.

Поэтому не случайно ведущие специалисты нашей страны В. К. Бальсевич, (1988, 1995, 1996), Л. И. Лубышева (1988, 1992, 1996, 1997, 1998), В. И. Столяров (1988, 1991, 1998), М. Я. Виленский (1996, 1999), В. И. Ильинич (1995), и мн. др. обосновали не только необходимость перестройки системы физического воспитания, но и определили основные ее направления. Это, прежде всего, реализация принципов гуманистической педагогики и психологии, где личность человека является высшей социальной ценностью, а ученик превращается из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности. Реализация указанных принципов уже получила широкую поддержку в передовых педагогических технология, в частности, в личностно ориентированном образовании [2, 3, 22, 40, 76, 78, 79, 134, 135, 136, 137, 170 и др.], так как это тот вид образования, где абсолютной ценностью как раз и является сама личность в её самобытности и целостности.

Перспективность использования основных положении личностно ориентированного образования подтверждается и в практике физического воспитания [179]. Однако детальные технологии, реально приближающие внедрение передовых идей формирования физической культуры личности в процессе ее физкультурного воспитания пока еще недостаточно разработаны, что и определяет актуальность диссертационного исследования.

Объект исследования: процесс физического воспитания в высших учебных заведениях гуманитарного профиля.

Предмет исследования: организационные формы построения физического воспитания в высших учебных заведениях.

Цель исследования: совершенствование методики физического воспитания студентов гуманитарных вузов в условиях диалога как основы личностного образования.

Гипотеза. Предполагалось, что методика физического воспитания в высших учебных заведениях гуманитарного профиля будет существенно способствовать формированию физической культуры личности, если в основе ее организационных форм будет положено диалогическое взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса.

Теоретико-методологические основы исследования: системный (Л. фон Берталанфи, А. И. Берг, П. К. Анохин, И. Б. Новик, Дж. Ван Гиг, В. Н. Садовский, В. М. Волкова, А.А. Денисов) и деятельностный (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Э. Эльконин, В.В. Давыдов) подходытеоретические основы личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, И. А. Колесникова, В.В. Сериков) — концепция культуры (ММ. Бахтин, B.C. Библер) — культурологическая концепция образования (Е.В. Бондаревская) — концепция формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева) — теория оптимального функционирования систем физического воспитания на разных этапах онтогенеза (Л.П. Матвеев, В. П. Филин, М. Я. Набатникова, В. Г. Никитушкин, С.В. Малиновский) — теория развития двигательных способностей (В.В. Кузнецов, А. А. Новиков, Б. Н. Шустин, В. Н. Платонов, Ю.В. Верхошанский).

Научная новизна заключается в том, что разработана методика физического воспитания студентов гуманитарных вузов, основанная на проектировании условий диалога, как важнейшего положения личностно ориентированного образования, а именно:

— определены компоненты содержания физического воспитания в диалоговом общении между преподавателями и студентами высших учебных заведений;

— разработано содержание теоретического курса физического воспитания в вузах на основе деловых игр;

— разработана учебная программа по физической культуре в гуманитарных вузах с содержанием теоретического курса в форме деловых игр.

Теоретическая значимость работы состоит в конкретизации общетеоретических представлений о возможностях использования положений и принципов личностно ориентированного образования в физическом воспитании студентов гуманитарных вузов. Доказано положительное влияние моделирования условий личностно ориентированного образования на формирование физической культуры личности. Получено экспериментальное подтверждение целесообразности использования игровых методов обучения в форме диалога на физкультурных занятиях для повышения эффективности физического развития и духовного становления студентов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы: при составлении программно-методических документов для кафедр физического воспитания высших учебных заведений гуманитарного профилядля коррекции основной направленности физического воспитания студентов вузовв целях индивидуализации процесса формирования физической культуры личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

— в процесс физического воспитания студентов высших учебных заведений необходимо учитывать и создавать условия личностного развития учащихся — общение в форме диалога;

— содержание теоретического курса физического воспитания в высших учебных заведениях представляется в форме деловых игр;

— вариативность теоретического курса учебных программ по физической культуре в вузах зависит от степени подготовленности и уровня знаний студентов.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Текст работы изложен на 169 страницах машинописного текста компьютерной верстки, содержит 7 таблиц, 5 рисунков, 7 приложений.

Список литературы

включает 192 источника, из них 12 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Одним из перспективных направлений оптимизации физического воспитания молодежи с целью формирования её физической культуры считается личностно ориентированный подход в образовании, который предполагает построение педагогического в особой коммуникативной среде. Особую роль в формировании физической культуры человека играет диалог, который предполагает прояснение своих ценностей физической культуры преподавателем и учеником через сопоставление их с ценностями других: ученых, спортсменов, писателей, поэтов, представителей различных культур (восточных и западных, древних и современных, и т. д.). При этом диалогичность предполагает равенство партнеров, причем, не в знаниях, не в опыте, не в уровне образованности, а в их ценностно-смысловом отношении.

2. Определяющими компонентами содержания теоретического курса современного физического воспитания, которые могут войти в его базовую основу, могут быть: интернализация учащимися универсальных общечеловеческих ценностей физической культурыдиалог между различными физическими культурами и народамиосвоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной физической культурыовладение основными видами двигательной активности различных мировых культур физического воспитанияформирование опыта гражданского поведения: участие в различных физкультурных и спортивных мероприятиях, проявление гражданских чувств, противодействие аморальным явлениям, отстаивание прав человека, в том числе в ситуациях риска, и др.- накопление опыта переживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения в условиях соревнований, спортивных состязанийуважения к правам и достоинству других людей и др.- овладение ситуациями реальной самостоятельности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения в процессе физического воспитания, организованного на основе ролевых игр.

3. Содержание теоретического курса по физическому воспитанию в гуманитарных вузах целесообразно представить в форме деловых игр, где моделирование условий диалога наиболее эффективно. Причем, построение таких занятий должно осуществляться основе принципов конструирования социально ориентирующих игр, таких как социально-ролевая и инновационная (продуктивная) игра. Одним из наиболее ярких примеров реализации условий диалога в процессе физического воспитания студентов гуманитарных вузов является игра «Диалог культур».

4. Для оптимизации технологии физического воспитания студентов гуманитарных вузов целесообразно использовать модели человека культуры, в которых представлены различные срезы культурного начала личности: свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность. За основу ее построения в, данном случае, принимается культурологическая концепция формирования физической культуры личности и концепция личностно ориентированного образования.

5. Разработанная методика физического воспитания на основе реализации положений и принципов личностно ориентированного образования в условиях его диалогичности является высокоэффективной, так как за время обучения в высшем учебном заведении (5 учебных семестра, 2,5 года) позволяет сформировать на достаточно высоком уровне основные компоненты физической культуры личности, характеризующие реальное (деятельное) отношения личности к своему телу, своему здоровью как ценности, и позволяющие реально их использовать для самосовершенствования своего физического развития.

6. Данная методика позволяет активно влиять на степень и характер творческого саморазвития студентов высших учебных заведений в сфере физической культуры: в основной группе за период эксперимента уменьшилось количество студентов с низким и средним уровнем регресса и остановленным саморазвитием. Кроме того, в этой группе 15% участников достигли очень высокого уровня прогресса, чего не наблюдалось ни в основной, ни в контрольной группах до эксперимента.

7. Предложенная методика физического воспитания оказывает положительное влияние и на физическое развитие молодежи: в основной группе статистически достоверные изменения произошли в показателях общих и специальных функциональных свойств организма (физическая подготовленность). Суммарный вклад процентного прироста их показателей составил величины 24,8% и 53,2% соответственно. Наиболее положительные результаты зафиксированы в показателях: глубины наклона туловища из положения стоя, 6-ти минутного бега, отношения ЖЕЛ к ДЖЕЛ и пробы с приседаниями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для эффективного использования результатов диссертационного исследования в практической деятельности высших учебных заведений необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Системообразующую роль в формировании физической культуры личности выполняет индивидуальный стиль ее деятельности. При этом необходимо учитывать, что одни и те же требования учащиеся могут выполнять при помощи различных приемов и способов. Причем, каждый студент выбирает такие приемы и способы, которые оптимально соответствуют его индивидуальным особенностям (потребностям, способностям, темпераменту, привычкам, настроению и т. д.). Наиболее полно и всесторонне формирование физической культуры проявляется в творческой деятельности. Охранительное отношение к индивидуальности, ее поддержке — необходимое условие целостности личности, ее физического и нравственного здоровья, эмоционального благополучия.

2. Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование дидактических игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.

3. Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности выявление личных проблем студентов, отслеживание процессов развития каждого из них. Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы человека, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особую роль в индивидуальной поддержке преподавателя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

4. Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. Не менее важно под держать студента в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других людей, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно важно поддержать волю учащегося, его способность к саморегуляции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни студентов цель обучения в системе образования // Теория и практика физической культуры. — 1993. -№ 9 -10. — С. 10−12.
  2. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. — 103 с.
  3. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тюмень, 1997.-49 с.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
  5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства X1Y- XY11 вв. / Состав, ред. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999. -556 с.
  6. Антология педагогической мысли России XY111 в. / Ред. коллегия Г. Н. Волков, С. Ф. Егоров, А. Н. Копылов. -М: Педагогика, 1985. 480 с.
  7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформы 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
  8. Е.А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентами: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М: ГЦОЛИФК, 1991. -22 с.
  9. А улик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд. — М.: Медицина, 1990. — 191 с.
  10. П.А. Школа йога: восточные методы психофизического самосовершенствования. -Минск: Полымя, 1991. 153 с.
  11. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  12. В.К. Фгоическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С. 22 — 27.
  13. Бальсевич В. К, Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 2−8.
  14. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи II Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1. — С. 23−25.
  15. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пос. для инженерно-педагогических и индустриально-педагогических техникумов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  16. С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. -25 с.
  17. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М.: Политиздат, 1991. — 412 с.
  18. М.Я. Общие законы развития человека. — Барнаул: Общество «Знание» РСФСР, 1989. 194 с.
  19. М.Я. Законы развития общества. Барнаул: Алтайское отделение ФО СССР, 1990. — 184 с.
  20. Е.В. Физические упражнения и развитие человека как личности // Ананьевские чтения 2000: Тезисы научно-практической конференции (25−27 октября 2000 года). — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. — С. 12−14.
  21. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.-Воронеж: Московский психолого-социальный институт- МОДЭК, 1997. — 349 с.
  22. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. Ростов — на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  23. И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени: Очерки социальной и культурной антропологии. М., 1997. -209 с.
  24. Ю.Н., Вавилов К. Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С.54.
  25. Н.Н. Физическая культура личности / проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты. / Отв. ред. В. И. Столяров. Кишинев: Штиинца, 1989. -110 с.
  26. М.Я., Минаев Б. Н. Пути компенсации дефицита двигательной активности и повышения физической работоспособности студентов // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 4. — С.54−58.
  27. М.Я., Ильинич В. И. Физическая культура работников умственного труда. М.: Знание, 1987. — 96 с.
  28. М. Я. Педагогические отношения в теории и практике физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 8. — С. 9 -11.
  29. М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1990. — 84 с.
  30. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве ВУЗа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 27−32.
  31. М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 10. — С.2−6.
  32. П. А., Моченов В. П. Новый этап в развитии физкультурно-спортивной работы среди учащейся молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С.24—26.
  33. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для педвузов. Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1997. — 133 с.
  34. .В., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
  35. JI.C. Собрание сочинении: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982, 1983. — Т. 1. — 487 с- - Т.З. — 368 с.
  36. В.М., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов. / Под ред. В. И. Жолдака. Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1991.-127.
  37. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. М., 1991. — выпуск 6. — С. 34.
  38. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  39. С.Н. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. -441 с.
  40. В.В. Проблемы субъекта в педагогике: Учеб. пособие. Л., 1991.-С. 23.
  41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 384 с.
  42. В. И. К вопросу о физической культуре в вузе // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 7. — С. 41 — 42.
  43. С. А. Эффективность средств и методов развития выносливости студентов в учебном процессе по физическому воспитанию: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: ГЦОЛИФК, 1991. -23 с.
  44. Гуревич Г1.С. Культурология: Учебное пособие. -М., 1996. -232 с.
  45. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. -423 с.
  46. А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. -378 с.
  47. П.К., Лебедева М. П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. — 2000. № 2. — С.50−54.
  48. С.А., Пирогова О. Я., Иващенко Л. Я. Самоконтроль физического состояния. К.: Здоровье, 1980. — 26 с.
  49. Г. История Дзен-буддизма: Индия и Китай. СПб: ТОО «ОРИС», ТОО «Яна-принтер», 1994. — 336 с.
  50. Ю.И., Левицкий В. В., Кравченко А. В., Завацкий Ю. Г. Опыт применения системного подхода в комплексной перестройке массовой физической культуры. // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 4. — С. 53−54 .
  51. Ю.Д., Гуревский И. М., Горбачев Е. Г. Педагогические принципы формирования программ по физической культуре для учащейся молодежи // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 8. -С. 24−25.
  52. Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития: История становления и развития экспериментальной психологии в России. М., 1990. — С.22−28.
  53. А. И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Омск, 1996. — 37 с.
  54. А.И., Миндиашвили Д. Г. Физическое воспитание студенческой молодежи: Учеб. пособие Красноярск: Красноярск, пед. гос. ун-т, 1996.-128 с.
  55. Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7.-С. 21−22.
  56. Г. К. Стратегия понимания физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 7. — С. 26−28.
  57. В.А. Самостоятельные занятия студентов физической культурой // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 4. — С. 22 -24.
  58. В. А. К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 7.-С. 15−17.
  59. А.Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих. М.: Медицина, 1991. -192 с.
  60. Г. Д. Физическое воспитание в вузе как часть физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С. 18 — 19.
  61. В.В., Орлова С. Н. Педагогика духовно-творческого развития личности. Красноярск: Краснояр. гос. технолог, академия, 1997. — 124 с.
  62. В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.: Аспект пресс, 1995. — 144 с.
  63. Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности: Учеб. пособие для пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983. -223 с.
  64. История боевых искусств. В 4-х томах / Под ред. Г. К. Панченко. — М.: Олимп- ООО «Издательство ACT». — Т. 1, 1997. — 480 е.- Т.2, 1996. — 464 е.- Т. З, 1997.-456 е.- Т.4., 1997.-512 с.
  65. История Древнего Рима: Учеб. для пед. Вузов / Под ред. В.И. Кузищи-на. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2000. — 383 с.
  66. История физической культуры и спорта: Учеб. для студентов ин-тов физ. культ / В. В. Столбов и др. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 359 с.
  67. П.Ф. Педагогика наука или искусство? // Избр. пед. сочинен. — М., 1982.-С. 49−52.
  68. Е. П. Актуальные вопросы теории непрерывного образования (к постановке проблемы) // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 7.-С. 10−13.
  69. С. Убегающий мир: перемены в мировом хозяйстве // Вестник высшей школы. 1991. — № 1. — С.39−47.
  70. Киселев В. И, Шарапова П. Х., Куликов В. П. Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность студентов // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 6. — С. 34 — 37.
  71. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). — М., 1974. -С.26−45.
  72. М. X. Факторы, определяющие физ культурно-спортивную деятельность студентов // Теория и практика физической культуры — 1996.- № 1.-С.12−13.
  73. Г. И. Физическое воспитание и образ жизни // Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С.72−78.
  74. И. А. О гуманитарности педагогических технологий // Интеграция педагогической науки и практики. СПб., 1997. — С. 79.
  75. А.Н. Личностное развитие девочек 11−12 лет в условиях игровой деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 1. — С. 18−21.
  76. Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград: Перемена. — 1999. — 195 с.
  77. Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Волгоград: ВГПУ, 2000. — 41 с.
  78. В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1. — С. 3−4.
  79. .Д. Влияние специальных знаний, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. -21 с.
  80. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер. с венг. -М.: Радуга, 1982.-399 с.
  81. .В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод, пособие. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 216 с
  82. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. М., 1980. — 268 с.
  83. Ф.Г., Чоговадзе А. В. Двигательная активность и физическая работоспособность студентов // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 10. — С. 62 — 64.
  84. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1975. -304 с.
  85. В. Г. К оценке индивидуальной кондиции человека // Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 10. — С 15−16.
  86. П.Ф. Избранные труды / Сост. Г. Д. Харабуга. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 358 с.
  87. Лечебная физическая культура и врачебный контроль: Учебник / Под ред В. А. Епифанова, Т. Л. Апанасенко. -М.: Медицина, 1990. 368 с.
  88. . Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
  89. А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 6. — С. 21−24.
  90. А.В., Стеблецов Е. А. Физическая культура студенческой молодежи: опыт, проблемы, перспективы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 3. — С. 17−19.
  91. Л. И., Грузных Г. М. О программных основах вузовского физического воспитания // Теория и практика физической культуры. — 1990. -№ 3. С. 42 -46.
  92. Л.И., Грузных Г. М. Теоретико-методологическое обоснование физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С.56 — 58.
  93. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  94. Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 58 с.
  95. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 5−11.
  96. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
  97. В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№ 1. — С. 18−25.
  98. С.В. Универсальная комплексная система подготовки в физическом воспитании студентов // Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 6. — С. 13−15.
  99. С.В., Сячин В. Д. Физическая культура в режиме труда, учебы и отдыха: Учеб.-методич. пособие. М.: РГАФК, 1999. -113 с.
  100. М.К. Как я понимаю философию. М.: «Культура», 1992. — 144 с.
  101. Ф.В., Зайцев Е. А., Варнахин В. М. Некоторые аспекты оптимизации процесса физического воспитания в вузах // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С.23 — 24.
  102. Э.В. Методы исследования в спортивной антропологии. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 199 с.
  103. Массовая физическая культура в вузе: Учеб. пособие/ И .Г. Берд-ников, А. В. Маглеваный, В. Н. Максимова и др.- Под ред. В.А. Масля-кова, B.C. Матяжова. -М.: Высшая школа, 1991. -240 с.
  104. А. П., Непопалов В. Н. Физическая культура: физическая культура или развитие человека? // Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 9. — С. 2−4.
  105. В.А., Коледа В. А. О критериях оценки функционального состояния учащейся и студенческой молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 2. — С. 11−14.
  106. В.В. Организация и методика комплексной оздоровительной тренировки легкоатлетической направленности студентов ВУЗа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1992. — 19 с.
  107. С.Д. Дидактические и учебно-ролевые игры в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Метод, рекоменд. -М., 1990.-40 с.
  108. Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человеческой сущности физической культуры. // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 16 — 24.
  109. .И. Здоровье и физическое состояние в системе ценностей студенческой молодежи // Физкультура и здоровье студента. М.: Издательство МГУ, 1988. — С. 27−34.
  110. P.M. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов 1−4 курсов технологического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук -М., 1988. 24 с.
  111. Общая теория статистики: Учеб. для экон. спец. Вузов / Под ред. A.M. Гольдберга, B.C. Козлова. М.: Финансы и статистика, 1985. -367 с.
  112. О введении в высших учебных заведениях общесоюзной базисной учебной программы по физической культуре: Приказ Госкомитета по народному образованию. М., 1990. — 28 с.
  113. С.С. Индивидуализация самостоятельных заданий по физическому воспитанию студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Мн., 1988.-22 с.
  114. Основы математической статистики: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. -176 с.
  115. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культуры / В. М. Выдрин, А. А. Гужаловский, В. Н. Кряж и др. / Под общ. ред. А. А. Гужаловского. М: Физкультура и спорт, 1986.-351 с.
  116. Г. П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического Вуза средствами физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1992. — 24 с.
  117. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. М.: МПУ, 1996. — 270 с.
  118. В.Н. Актуальные проблемы высшей школы и пути перестройки физкультурного образования И Теория и практика физической культуры. 1990. — № 4. — С. 5−6.
  119. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  120. B.C. Лекции по культурологии. М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997. — С.9−12.
  121. Н.И. Соционика и физическая культура // Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 9. — С. 7−8.
  122. В.В. Проблемы физкультурного образования студентов гуманитарных и технических вузов // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 4. — С.34 -37:
  123. Р. Законодательное формирование структур высшего образования: опыт Франции // Высшее образование в Европе. М., 1996. — С. 94−97.
  124. Г. Образование для свободы: Проект школы человеко-центрированного направления: Пер. с англ. М.: Изд-во РГГУ, 1997. -210 с.
  125. Э.В. Игра как способ поведения и необходимый момент построения культурного пространства // Мир психологии. 1998. — № 4. -С. 3−7.
  126. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  127. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика-1994.-№ 5.-С. 17.
  128. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. -150 с.
  129. В.В., Сафронова Е. М. Основы управления педагогическим системами. Волгоград, 1998. — 15 с.
  130. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. -271 с.
  131. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 308 с.
  132. Статистика: Курс лекций. М.: Инфра-М, 1998. — 312 с.
  133. Т.А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.
  134. В.И. К вопросу о теории физической культуры: (методологический анализ) // Теория и практика физической культуры. 1985. -№ 2.-С. 39−44.
  135. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры: Методологическая разработка для аспирантов и слушателей ВШТ ГЦОЛИФК. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 27 с.
  136. В.И. Почему люди не занимаются физкультурой и спортом? (социологический анализ причин физкультурно-спортивной пассивности населения) // Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта. Вып. 1. -М.: Знание, 1991. — С. 15−25.
  137. Столяров В. И, Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. -1998. № 5. — С. 11−15.
  138. А.И. Системологические основы образовательных систем. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — Часть 1. — 1994. — 284 е.- Часть 2. — 1994. — 321 с.
  139. У. Высшее образование и занятость: изменение условий с целью диверсификации высшего образования // Высшее образование в Европе. -М., 1996.-С. 62−72.
  140. Теория и методика спорта: учеб. пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997. — 416 с.
  141. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М.Я. Вилен-ский, К. Х. Грантынь и др.: Под ред. Б. А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1979.-360 с.
  142. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для сред, физ-культ. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Харабуги. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 320 с.
  143. Теория и методика физического воспитания / Под ред Б. М. Шияна. -М.: Просвещение, 1988.-223 с.
  144. Н. А. Самостоятельные занятия в системе физического воспитания студенток педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1988.-22 с.
  145. Г. С. Физическая культура учащейся молодежи: концептуальные основы научных исследований // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 4. — С. 35−36.
  146. Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 239 с.
  147. Физическое воспитание. Программа для высших учебных заведений. Утв. 4.04.1975 г. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 83 с.
  148. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М., 1994. — 54с.
  149. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 1999. — 448 с.
  150. Физическое воспитание: Учеб. для вузов / Н. И. Пономарев, В. И. Столяров, В. У. Агеевец и др. -М.: Высшая школа, 1983. 391 с.
  151. Физическое воспитание: Комплексная программа для вузов / Мин-во высшего и среднего спец. образования СССР. -М., 1987. 47 с.
  152. В.М. Актуальные проблемы развития системы образования И Труды СГУ. Специальный выпуск 19: «Воспитание. Образование. Карьера». — М., 2000. — С. 5−19.
  153. В.М. Новая стратегия развития образования в России // Экономика образования. -2000. — № 1. С. 6−11.
  154. Формирование духовной культуры студенческой молодежи / Л. А. Аза, В. И. Козачков и др. Киев: Выща шк., 1991. — 108с.
  155. Н.К. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: Автореф. дисс. док-pa пед. наук. -Краснодар, 1995 33с.
  156. Хейзинг Й. Homo ludens. Человек играющий: Пер. с нидерл. В. В. Ошиса. М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2001. — 352 с.
  157. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. -320 с.
  158. С. С. Открытая модель образования (синергетический подход) / Ин-т «Открытое общество». М.: Магистр, 1997. — 47 с.
  159. В.М. Настольная книга менеджера: Управленческая гумани-тарология. -М.: Финансы и статистика, 1992. 237 с.
  160. .Д. О природе человеческого действия // Вестник МГУ. сер. 14. Психология. 1989. — № 4. — С. 25−39.
  161. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1999. — С. 34−47.
  162. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−41.
  163. B.C., Никитин Д. В. Концепция физического воспитания в XXI веке // Россия на рубеже XXI века: ретроспектива, настоящее, будущее: Сб. науч. трудов. Воронеж: ВГИФК МГАФК, 1999. — С. 74−80.
  164. B.C. Структура системы физического воспитания детей и молодежи // Материалы научно-практической конференции «Философия в жизни волжан» (весна 2000 года). Волжский: МЭИ (ТУ) ВФ, 2000.-С. 61.
  165. B.C. Проектирование системы физического воспитания детей и молодёжи в различных образовательных учреждениях: Монография. Волгоград: ВолгГАСА, 2002. — 136 с.
  166. B.C. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. ВНИИФК, 2002. — 50 с.
  167. Ю.Л. Сочетание учебных и самостоятельных занятий, обеспечивающее должный уровень двигательной активности и физической подготовленности студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990.-18 с.
  168. Deptula M. Opinie dzieci i rodzicow о programie «Spojrz inaczei"// Problemy opekunczo-wychowawcze. 1997. -№ 8. — S. 12−17.
  169. Didieijean A., Cauzinille-Marmeche E. Eliciting self-explanations improves problem solving: What processes are involved? // Cahiers de Psy-chologie Cognitive Current Psychology of Cognition. Marseille: ADRSC. -1997. — V.16. -№ 3. -P. 325−351.
  170. Eljamal M., Stark J. Intellectual development: a complex teaching goal // Studies in higher education. Oxford. — 1999. — V. 24. — № 1. — P. 7−25.
  171. Hutchins R.M. The higher learning in America // Journal of higher education. Columbus. — 1999. -V.70. -№ 5. — P. 524−532.
  172. Grayson A., Clarke D., Miller H. Help-seeking among students: are lectures seen as a potential source of help? // Studies in higher education. Oxford. 1998. — V.23. -№ 2. — P. 143−155.
  173. Lungu S., Beliavskaya G. Analysis of informational teaching technologies // Informatologia. Zagreb. -1998. -№ 1−2. — P. 73−77.
  174. Moyer K. Governors polled on transforming higher education // The Heller Report. 1998, July. — № 9. — P. 23−34.
  175. Rau W., Durand A. The academic ethic and college grades: does hard work help students to «make the grade» // Sociology of Education. 2000. -V. 73, January. -№ 1. -P. 19−39.
  176. Schwartz D.I., Black T. Inferences through imagined actions: knowing by simulated doing // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. W. DC. АРА. — 1999. — V. 25. — № 1. — P. 116−136.
  177. Thomass J.R. Research methods in physical activity. Champaign (Illinois): Human Kinetics Books, 1990. -P. 130−138.
  178. Van Geert P. A dynamic systems model of basic development mechanisms: Piaget, Vygotsky, and Beyond // Psychological Review. Washington. DC: АРА. — 1998. — V. 105. — № 4. p. 634−677.
  179. Wolters С.A. Self-regulated learning and college students regulation of motivation I I Journal of Educational Psychology. Washington. DC: АРА. -1998. — V. 90. — № 2. — P. 224−234.1рило5кение i1. Аякета
  180. Определения уровня сформированности физической культуры
  181. Представляете ли Вы ценность своего здоровья?
  182. Хотите ли Вы укрепить свое здоровье?
  183. Хотите ли Вы иметь долгую и полноценную жизнь?
  184. Хотите ли Вы улучшить свое телосложение?
  185. Хотите ли Вы развить свои физические способности (силу, быстроту, выносливость и т. д.)?
  186. Хотите ли Вы стать привлекательным для противоположного пола?
  187. Хотите ли Вы подготовить себя для службы в Армии?
  188. Хотите ли Вы подготовить себя к трудностям будущей профессии?
  189. Есть ли у Вас желание регулярно, систематически (не менее 3 раз в неделю) заниматься физическими упражнениями?
  190. Есть ли у Вас желание заниматься регулярно конкретным, любимым видом спорта?
  191. Испытываете ли Вы при занятиях физическими упражнениями, играми чувство азарта?
  192. Получаете ли Вы чувство удовлетворения при занятиях физическими упражнениями?
  193. Испытываете ли Вы радость победы над соперником в спортивных играх?
  194. Занимаетесь ли Вы регулярно в спортивной секции, клубе и т. д.
  195. Делаете ли Вы каждое утро физическую зарядку?
  196. Занимаетесь ли Вы случайно физическими упражнениями, т. е. по мере возникновения желания?
  197. Считаете ли Вы, что основная причина, из-за которой люди не занимаются регулярно физическими упражнениями это нехватка свободного времени?
  198. Считаете ли Вы, что основная причина, из-за которой люди не занимаются регулярно физическими упражнениями — это незнание что, как и когда лучше и правильнее делать?
  199. Считаете ли Вы, что основная причина, из-за которой люди не занимаются регулярно физическими упражнениями это неумение рационально организовать свою деятельность?
  200. Является ли Вашей жизненной целью постоянное, гармоничное самосовершенствование?
  201. Испытываете ли Вы чувство, что Ваше физическое развитие недостаточное'.''
  202. Существуют ли у Вас проблемы со здоровьем?
  203. Нуждаетесь ли Вы в улучшении своего здоровья?
  204. Необходимо ли Вам увеличить свою физическую нагрузку?
  205. Хотели бы Вы как можно быстрее заняться своим здоровьем?
  206. Часто ли Вы задумываетесь над необходимостью своего физического совершенствования ?
  207. Часто ли Вы болели в течение нескольких последних недель?
  208. Хотели бы Вы улучшить свое здоровье и физическое развитие посредством физических упражнений?
  209. Хотели бы Вы улучшить свое здоровье и физическое развитие медицинскими препаратами?30.Ведете ли Вы ЗОЖ?
  210. Вести ЗОЖ Вас побуждает желание укрепить и сохранить свое здоровье?
  211. Считаете ли Вы, что ЗОЖ необходимое условие успешной профессиональной деятельности, творческой активности человека?
  212. Считаете ли Вы, что ЗОЖ гармонирует человека, позволяет переосмыслить жизненные ценности, осознать смысл своего существования?
  213. Считаете ли Вы, что если бы не необходимость, то у Вас не возни*- тто бы желание вести ЗОЖ?
  214. Стремитесь ли Вы творчески реализовать багаж знаний из области ЗОЖ в собственной жизни с учетом Ваших индивидуальных особенностей?
  215. Считаете ли Вы, что для поддержания здоровья на должном уровне достаточно придерживаться правил личной гигиены, а остальное не столь важно?
  216. Стремление вести ЗОЖ слито у Вас с потребностью, с желанием передавать свой опыт окружающим?
  217. Вести ЗОЖ у Вас возникает только в отдельных жизненных ситуациях?
  218. Интересно ли Вам узнать возможности своего организма?
  219. Хотели бы Вы иметь знания и умения для того, чтобы разработать свою индивидуальную программу улучшения здоровья и физического совершенствования?
  220. Занимаетесь ли Вы самостоятельно физическими упражнениями, кроме утренней гимнастики?
  221. Необходим ли Вам преподаватель или тренер для того, чтобы регулярно заниматься физическими упражнениями?
  222. Знаете ли Вы особенности своего организма?
  223. Считаете ли Вы себя физически хорошо развитым человеком?
  224. Умеете ли Вы бегать, прыгать, метать?
  225. Умеете ли Вы играть в спортивные игры?47. Умеете ли Вы плавать?
  226. Знаете ли Вы, как улучшить свое здоровье?
  227. Знаете ли вы, как правильно заниматься физическими упражнениями?
  228. Знаете ли Вы где и как можно совершенствовать свой дух и тело?
Заполнить форму текущей работой