Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Права и обязанности налогоплательщика. 
Упрощенная система налогообложения

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные… Читать ещё >

Права и обязанности налогоплательщика. Упрощенная система налогообложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Права и обязанности налогоплательщика Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

С юридической точки зрения, налог — установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Итак, рассмотрим права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Налогоплательщики как субъекты налоговых отношений Налогоплательщики — субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность, уплачивать налоги за счет собственных средств.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.

Налоговый кодекс предлагается установить в качестве самостоятельного налогоплательщика консолидированную группу налогоплательщиков. Это означает, что группа зависимых организаций будет платить консолидированные налоги, что позволит избежать налогообложения средств и имущества, перемещаемых в рамках этой группы (например, концерна). В настоящее время ст. 13 Закона РФ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» предусмотрено, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, работ, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков.

Кроме того, по законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.

2) Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.

3) Налогоплательщики — это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Как было отмечено выше, налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц — семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.

Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц. Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.

Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.

Согласно ст. 23 ч. 1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны:

уплачивать законно установленные налоги;

встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Итак, первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Она возникает в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность универсальна и распространяется на всех налогоплательщиков. В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком (а не налоговым агентом) законодательством установлены дополнительные требования. Так, налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет. Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать в качестве факультативных, поскольку они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности.

Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет. Данная обязанность касается предприятий и организаций. Хотелось бы отметить, что для исчисления налога во многих случаях необходимо вести специальный налоговый учет, который не совпадает с бухгалтерским. Вместе с тем бухгалтерский учет является основой для организации налогового учета.

Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Данная обязанность достаточно условна, поскольку налоговое законодательство не устанавливает порядок определения этих документов и сведений. Если в отношении документов какие-либо неясности не возникают, то в отношении сведений на практике иногда встречаются осложнения. Формально налогоплательщик обязан предоставить только те сведения, которые у него есть в наличии, т. е. для получения которых не надо производить каких-либо дополнительных действий. В противном случае обязанность должна заключаться не только в предоставлении, но и в получении сведений.

На практике многие налоговые органы требуют от предприятий предоставления справки о произведенных на предприятии исправительных проводках. Однако следует отметить, что учет производимых на предприятии исправительных проводок не предусмотрен никакими нормативными документами. Поэтому для получения этих сведений предприятию необходимо самостоятельно проводить дополнительные действия, что не вменено в обязанности налогоплательщика. Таким образом, если предприятие не ведет самостоятельно учет производимых исправительных проводок (т. е. данных сведений нет в наличии к моменту запроса), то оно не обязано предоставлять эти сведения.

Обязанность вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

Данная обязанность проистекает из специфической конструкции нормы Закона об основах налоговой системы, предусматривающей применение финансовых санкций. При сокрытии (неучете) иных (кроме дохода, прибыли) объектов налогообложения вносить какие-либо исправления в размере данного объекта в целях уплаты налога нет большой необходимости, поскольку в составе финансовых санкций взыскивается непосредственно сумма налога. В случае сокрытия прибыли сумма налога не взыскивается в составе санкций. Поэтому необходимо внести исправления в бухгалтерскую отчетность и увеличить налогооблагаемую прибыль.

Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта. Данная обязанность налогоплательщика не означает, что он должен подписывать акт проверки, поскольку изначально подписание акта — это право лица. Вместе с тем, отказываясь от подписания, налогоплательщик должен письменно изложить мотивы отказа.

Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица. Эта обязанность имеет принципиальное значение, поскольку от нее зависит возможность для налоговых органов провести заключительную проверку предприятия, установить налоговые обязательства и провести все мероприятия по их погашению. Если бы данная обязанность не была установлена, то интересы бюджета зависели бы от воли случая.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — помимо обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

об открытии или закрытии счетов — в пятидневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

об изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов).

На основании ст. 21 Налогового кодекса РФ (часть первая) налогоплательщики имеют право:

получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

требовать соблюдения налоговой тайны;

требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Выше перечисленные права не являются нововведением, они представлены и ранее действующим налоговым законодательством. Но надо отметить, что в Налоговом кодексе РФ нашла отражение норма, которая позволяет налогоплательщику представлять свои интересы по налоговым отношениям лично, либо через своего представителя. Тогда как институт представительства был предусмотрен только в Гражданском Кодексе РФ.

Налоговое обязательство налогоплательщика предусматривает постановку его на налоговый учет, ведение учета объектов налогообложения, исчисление, начисление, уплата налогов, составление отчетности и представление ее налоговым органам.

В Налоговом кодексе вводится понятие «налоговый агент», который в отношении своих обязанностей имеет статус как налогоплательщик. Налоговые агенты должны кроме исчисления, удержания, перечисления налогов, вести учет доходов налогоплательщика, удержанного и перечисленного индивидуального подоходного налога в бюджет, удерживаемого у источника выплаты персонально по каждому налогоплательщику и представлять налоговую отчетность в налоговый орган в установленном порядке.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

упрощенный ставка единый налог Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в установленном порядке (ст. 346.12 НК РФ).

Малые предприятия имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором малое предприятие подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ, не превысил 15 млн руб. (без учета НДС). Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 346.12 НК РФ). На 2015 год он был принят равным 1,147.

Некоторые предприятия и организации, даже будучи малыми, права, перейти на УСН не имеют в связи с существующими ограничениями по видам деятельности. Так не могут применить УСН следующие организации:

организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

банки;

страховые компании;

негосударственные пенсионные фонды;

инвестиционные фонды;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

ломбарды;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике, превышает 100 человек;

организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. Здесь учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ;

бюджетные учреждения (с 1 января 2006 года);

иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации (с 1 января 2006 года).

Организации и ИП, переведенные на особый режим налогообложения в форме единого сельскохозяйственного налога, а также являющиеся участниками СРП, не могут быть переведены на УСН.

Вместе с тем в 2004 году определенное исключение сделано для организаций и ИП, переведенных на уплату ЕНВД. т. е., если организация или индивидуальный предприниматель в установленном порядке были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то они могут применять и упрощенную систему налогообложения к оставшимся видам своей деятельности. При этом ограничения, которые устанавливаются к этим предприятиям по размеру дохода, численности работников, стоимости основных средств и нематериальных активов, будут определяться уже исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности. [6 С.536]

Объекты налогообложения при УСН Начиная с момента введения в действие главы НК, посвященной УСН, т. е. с 01.0103., налогоплательщикам предоставлено право выбирать по их желанию один из двух, в соответствии со ст. 346.14 НК РФ, объектов налогообложения доходы;

доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом выбор объекта налогообложения должен быть осуществлен налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором он впервые переходит на УСН. В случае желания налогоплательщика изменит избранный им объект налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН, он должен уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые им будет применена УСН. Налогоплательщик не может поменять объект налогообложения в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статьей 346.15 НК РФ установлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

доходы от реализации товаров, работ, услуг, от реализации имущества и имущественных прав (определяемые в соответствии со ст. 24 НКРФ). Эти виды доходов определяются в порядке, установленном НК РФ для расчета дохода от реализации по налогу на прибыль организаций;

внереализационные доходы (определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ), которые также определяются в порядке, установленном по налогу на прибыль организаций.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Среди таких доходов можно встретить имущество или имущественные права (как было уже замечено), полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, или полученные в порядке предоплаты товаров, работ, услуг и т. д. Этот список достаточно длинный (приблизительно 33 пункта). Не учитываются в составе доходов те доходы, которые получены в виде дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии с положениями ст. 214 и 275 НК РФ. При определении размера доходов индивидуальными предпринимателями должны учитываться все доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Если налогоплательщиком был выбран объект налогообложения «доходы за вычетом расходов», то возникает потребность учета произведенных налогоплательщиком расходов, т. е. налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы (ст. 346.16 НКРФ):

расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств;

расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;

расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемой (в том числе принятое в лизинг) имущество;

материальные расходы;

расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности*;

расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*;

суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов;

Расходы, помеченные звездочкой (*), принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254, 255, 263 -265 и 269 НКРФ.

проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями*;

расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности*;

суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации*;

расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации*;

расходы на командировки, в частности:

на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами)*;

суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации*;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов*;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы*;

плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке*;

расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги*;

расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие)*;

расходы на канцелярские товары*;

расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи*;

расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателе: (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных*;

расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания*;

расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов*;

суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 ст. 346.16 НК РФ). При реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров;

расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

судебные расходы и арбитражные сборы;

периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ;

расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговая база, налоговый период при УСН Исходя из того, что при упрощенной системе налогообложения налогоплательщик может выбрать один из двух вариантов объектов, существует два варианта определения налоговой базы:

когда объектом является доход, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя;

когда объект — доход, уменьшенный на величину расходов, тогда налоговая база — это денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенных на величину расходов.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в целях налогообложения по рыночным ценам.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Для налогоплательщиков, применявших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлена сумма минимального налога в размере 1% от суммы полученных ими доходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Это означает, что налогоплательщик, выбравший объектом доходы, уменьшенные на сумму расходов, в любом случае (даже при наличие убытков) заплатит в бюджет сумму налога в размере не меньше, чем 1% от полученных доходов. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличит сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущие периоды. Эти же налогоплательщики имеют право уменьшать налоговую базу на сумму убытков. Полученных по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых они применяли УСН и использовали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Установлено, что при этом убыток не может уменьшать налоговую базу более, чем на 30%, а оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более, чем на 10 налоговых периодов.

Под убытком понимается превышение расходов над доходами. [14, С. 235] убыток, полученный налогоплательщиком при общем режиме налогообложения, не может быть принят при переходе его на УСН, как и убыток, полученный при УСН, не может быть принят при возврате налогоплательщика на общий режим налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Таким образом, каждый налоговый период по единому налогу — календарный год включает в себя три отчетных периода, при этом налог исчисляется по итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом.

Налоговая ставка единого налога, порядок его исчисления и уплаты В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 10%.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.

Порядок исчисления единого налога:

Если в качестве объекта налогообложения были выбраны доходы, то по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Причем эти доходы должны быть рассчитаны нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно квартала, полугодия, 9 месяцев. Учитываются и ранее уплаченные суммы квартальных авансовых платежей по налогу. Сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, налогоплательщики уменьшают 1) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ; 2) на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом уменьшение налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не может быть более чем на 50%.

Если объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов, то по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, которые в свою очередь должны быть уменьшены на величину расходов. Последние должны быть рассчитаны нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев. Должны учитываться ранее уплаченные суммы квартальных авансовых платежей по налогу. Авансовые платежи по налогу засчитываются затем в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Квартальные авансовые платежи должны быть осуществлены налогоплательщиком не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Налоговые декларации представляются налогоплательщикамиорганизациями по истечению налогового или отчетного периода в налоговые органы по месту их нахождения. При этом налоговые декларации по итогам налогового периода представляются указанными налогоплательщиками не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщикииндивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются ими не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Форма и порядок заполнения налоговых деклараций утверждаются Минфином РФ.

Налоговый учет. Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Зачисление сумм налога. Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты соответствующего уровня и бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов.

Доходы от уплаты минимального налога. Они распределяются органами Федерального казначейства по следующим нормативам отчислений:

в бюджет ПФР (Пенсионный фонд России)-22%;

бюджет ФФОМС-5,1%;

бюджет ФСС России-30%.

Задача1

Рассчитать сумму сбора за пользования объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

В отчётном периоде в Северном бассейне выловлено 40 тонн сельди, 15 тонн сайды, 25 центнеров морского гребешка.

Решение: налоговые ставки на 2015 год (ставка сбора в рублях (за одну тонну)): сельдь — 400р., сайда — 50р., морской гребешок — 9000р.

Сумма сбора за сельдь = 400рЧ40т= 16 000р;

Сайда = 50рЧ15т= 750р;

Морской гребешок = 9000Ч2,5т=22 500р.

Задача 2. Рассчитать сумму транспортного налога.

На организацию в течение годы были зарегистрированы:

мотоцикл, мощностью — 18 л. с.;

грузовой автомобиль, мощностью — 130 л. с.

За налоговый период произошли следующие изменения:

в апреле зарегистрирован автомобиль легковой, мощностью 180 л. с.;

в сентябре зарегистрирован и снят с учёта парусное моторное судно, мощностью — 150 л. с.;

в октябре снят с учёта снегоход, мощностью — 60 л. с.

Решение: налоговые ставки на 2015 год: мотоцикл — 1р, грузовой автомобиль — 40р., автомобиль легковой — 50 р., парусное моторное судно — 100 р., снегоход — 50р.

Транспортный налог составит за мотоцикл = 18Ч1р=18р, Грузовой автомобиль = 130Ч40р.=5200р, Легковой автомобиль = 180Ч50р.=9000р, Парусное моторное судно = 150Ч100р=15 000р, Снегоход = 60Ч50р.=3000р.

Задача № 3

Рассчитать сумму налога на игорный бизнес. На начало месяца в организации было зарегистрировано: 8 игровых стола, 15 игровых автоматов и две кассы тотализатора. В отчётном месяце 10 числа зарегистрирован ещё один игровой автомат, а 28 числа — три игровых стола. 6 числа снят с учёта игровой стол, а 30 числа — игровой автомат.

Налог уплачивается по минимальным ставкам.

Решение: минимальные налоговые ставки — 1) за один игровой стол — 25 000 рублей; 2) за один игровой автомат — 1 500 рублей;3) за один процессинговый центр тотализатора — 25 000 рублей (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 319-ФЗ) Рассчитаем сумму налога по игровым столам:

8Ч25 000=200000

Рассчитаем сумму налога по игровым автоматам:

15Ч1500=22 500

Рассчитаем сумму налога по кассам тотализатора:

2Ч25 000=50000

Общая сумма налога на игорный бизнес, если количество объектов меняться не будет, ежемесячно будет составлять 272 500 рублей.

Предположим, что 10 февраля в дополнение к имеющимся 15 игровым автоматам установило 1 новый игровой автомат. После, 28 февраля в дополнение к имеющимся 8 игровым столам установили 3 новых игровых стола. Сумма налога по игровым автоматам и столам в феврале составит:

(15 + 1) х 1500рублей = 24 000 рублей и (8+3)Ч25 000=275000, сумма в феврале составит: 24 000+275000=299 000

Предположим, что 6 марта снят с учета 1 игровой стол. После, 30 марта снят с учета 1 игровой автомат. Сумма налога по игровым автоматам и столам в марте составит:

(16 — 1) х 1500рублей = 22 500 рублей и (11−1)Ч25 000=250000, сумма в марте составит: 22 500+250000=272 500р.

Список литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации на 01 января 2012 г. // Новосибирск: Сиб. уни. изд-во, 2012. — 302 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 27.12.2011) (принят Государственной Думой 21 октября 1994 года) // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система.

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая (в редакции от 01.03.2012 г.) /Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824// Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система).

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая (в редакции от 01.03.2012 г.) /Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340// Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О концепции развития России до 2020 года» // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система.

Приказ ФНС России от 15.12.2010 г. № ММВ-7−3/730@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения» // Российская газета от 7 июня 2010 г. № 123.

Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник — М.:ИТК «Дашков и К», 2010. — 318 с.

Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение. — М.: «Финансы и статистика», 2010. — 411 с.

Брызгалин, А. В. Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2010 год. / А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головкин — М.: «Налоги и финансовое право», 2010. — 513 с.

Волкова Е.С., Романовский М. В. Налоговое планирование. — С.-Пб.: «Питер», 2011. — 633 с.

Дудорин В. И. Управление экономикой и налоги. — М.: Менеджер, 2009. — 435 с.

Кваша Ю.Ф., Зрелов А. П., Харламов М. Ф. Налоги и налогообложение. — М.: Высшее образование, 2009. — 203 с.

Ковалев А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 308 с.

Ковалёва А.М., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 406 с.

Кузнецов С.Ю., Наумова Ю. А. Состав расходов учитываемых при налогообложении прибыли. — М.: Проспект, 2009. — 493 с.

Лапина О. Г. Налог на прибыль. — М.:АКДИ «Экономика и жизнь», 2009. — 400 с.

Морозова Л. Л. Налог на прибыль организаций: Практическое руководство. — СПб, Изд-во «Актив», 2010. — 256 с.

Налог на прибыль: Учёт согласно ПБУ 18/02 и главе 25 НК РФ / Под ред. Г. Ю. Касьяновой — М.: Информцентр 21 века, 2010. — 92 с.

Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина — М.: Аналитика-Пресс, 2010. — 40 с.

Налоги и налогообложение / Под ред. М. Романовского, О.Врублевской. -СПб.: Питер, 2009. — 526 с.

Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Д. Г. Черника. — М.: МЦФЭР, 2009. — 528 с.

Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника — 4-ое изд. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 298 с.

Подпорин Ю. В. Все о налоге на прибыль юридических лиц. — М.: «1ФКК», 2011. -288 с.

Барулин С. В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. — 2012. — № 1. — С.15−18

Грибкова И. В. Опыт налогового регулирования в зарубежных странах и возможность его использования в России // Налоговая политика и практика. — 2011. — № 7.-С.21−25.

Дубцова Н. Самые удобные налоговые системы мира // Расчет.- 2011.-№ 1-С.3−7.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой