Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Русская литература в контексте студенческой прессы России начала XXI века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российское литературоведение довольно подробно рассматривает многообразие взаимоотношений литературы и других искусств. Однако вопросу проявления русской (и зарубежной) литературы в журналистике не посвящено ни одной объемной содержательной работы. Среди публикаций, лишь частично затрагивающих интересующую нас тему, можно выдео лить статью «Литература вне литературных изданий», в которой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 1. 1. Возникновение и становление студенческой периодики в России
    • 1. 2. Российская студенческая пресса XXI века
    • 1. 3. Типология студенческой периодики России начала XXI века
    • 1. 4. Студенческая газета как оптимальное учебное СМИ

Русская литература в контексте студенческой прессы России начала XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русская литература — верный спутник и опытный наставник отечественной журналистики. Почти каждый российский писатель в той или иной степени сотрудничал с газетами и журналами. Историческое родство проявилось и в процессе становления в нашей стране высшего журналистского образования, традиционно связанного с филологическими факультетами.

Тексты современных средств массовой информации словно невидимыми нитями прошиты литературными мотивами, образами, цитатами, аллюзиями. «СМИ охотно и дружелюбно, без какого бы то ни было внутреннего сопротивления включают в свои пределы различные собственно художественные тексты. Даже та газета, что никогда не публикует отрывков из художественной прозы или стихов, с неизменной регулярностью использует в своих заголовках, в текстовых массивах образные осколочки — крылатые слова и выражения из литературных, художественно-исторических, песенных, киносценарных и т. д. источников"1.

Еще до рождения человек начинает воспринимать речь матери и то, что воспринимает она — продукцию сегодняшних масс-медиа. В детстве, научившись говорить и читать, современный человек всю жизнь совершенствует эти навыки, и главными помощниками в этом ему становятся литература и журналистика. В пору обретения основных знаний высшей школы, во времена студенчества учащиеся вузов изучают литературу как дисциплину и продолжают воспринимать литературные проявления (иллюстрации, экранизации, телесериалы, радиопостановки и т. п.) в современных масс-медиа.

Сегодня во всем мире наблюдается стабильное снижение интереса к чтению. Это волнует не только психологов, социологов, культурологов, по.

1 Прозоров В. В. Власть и свобода журналистики. М.: Флинта: Наука, 2005. С. 83−84. литологов, филологов, но и журналистов. При всем технологическом многообразии современных носителей информации чтение остается главным методом передачи данных людям, а утрата культуры чтения неизбежно приводит к дефициту знаний и конструктивных идей в обществе, к деградации нации.

В стремительно увеличивающем техническое разнообразие медиамире «чтение отошло на второй или даже третий план культуры — по сравнению с «видением» и «слышанием» артефактов аудиовизуальности и мультимедийное&trade-, что нашло свое буквальное подтверждение в резком падении массового интереса к чтению и снижении профессиональных навыков чтения"2. Осознание этого факта происходит не только в научной среде, но и в публицистической: «Мысль, выраженная более чем в пяти строках, кажется нам непривычно длинной. Мы разучаемся концентрироваться, нам все сложнее прочесть книгу, поскольку ей приходится конкурировать с обрывками новостей, текстов, картинок, видео, которые интернет оставил в вашем мозгу"3. Проблема отвыкания общества от чтения начинает если и не осознаваться обществом, то, по крайней мере, артикулироваться.

Всемирная ассоциация издателей газет и новостей (World Association of Newspapers and News Publishers) с 1991 года проводит программу приучения людей к чтению, особое внимание уделяя школьному и студенческому возрастам. Среди целей программы значится «оказание помощи приобретения знаний и аналитических навыков путем введения газеты в класс в качестве средств обучения"4. Ежегодно Ассоциация вручает Международную премию молодых читателей лучшим периодическим изданиям, ориентированным на аудиторию с 12 до 25 лет.

2 Кондаков И. По ту сторону слова: кризис литературоцентризма в России XXXXI веков // Вопросы литературы. 2008. № 5. С. 5.

3 Хахапин А., Фаликман М. 7 «вмятин», которые оставляет интернет в нашем мозге // Forbes: журнал [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.forbes.ru/tehno-slideshow/82 774-shokshou/slide/1 (дата обращения 04.06.2012). Загл. с экрана.

4 WAN-IFRA and Young Readers // World Association of Newspapers and News Publishers [Электронный ресурс]: [официальный Интернет-ресурс]. URL: http://www.wan-ifra.org/articles/2010/ 12/03/wan-ifra-and-young-readers (дата обращения 30.05.2012). Загл. с экрана.

Правительства разных стран решают проблему вовлечения молодёжи в процесс чтения по-своему. Во Франции существует бесплатная подписка на любую из газет для молодых людей, достигших 18-летнего возраста. В Голландии каждый студент получает бесплатную подписку на один журнал в течение пяти лет.

В современной России проблема снижения интереса к чтению у молодёжи решается и на государственном уровне. В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям создан и работает отдел пропаганды чтения, уделяющий большое внимание работе с молодёжью. С 2006 года в России на государственном уровне реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения». В документе, описывающем программу, говорится: «Главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению"5. Здесь наиболее важным признаётся процесс приобщения молодежи к чтению прессы как первому шагу в процессе выработки «привычки читать».

Доля молодежи среди всех возрастных групп населения Российской Федерации увеличивается: если в 1995 году молодые люди (возраста 15−29 лет) составляли 20,9% от общей численности населения страны, то в 2009 году — уже 23,3%, то есть 33 миллиона человек6. Треть из них (10 755 000 л человек) — это студенты7.

Тема настоящей диссертационной работы — отечественная литература в контексте студенческой прессы современной России.

Актуальность темы

обусловлена необходимостью исследования тревожной ситуации, связанной с заметным снижением интереса российской молодежи к восприятию прессы и художественной литературы, ситуации, при которой студен.

5 Национальная программа поддержки и развития чтения // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс]: [официальный Интернет-ресурс]. URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/newsandevents/newsagency/2007/02/item2003/main/cust om/00/0/fiIe.pdf. С. 1 (дата обращения 22.03.2012). Загл. с экрана.

6 Молодежь в России: 2010: статистический сборник / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: Статистика России, 2010. С. 11.

7 Там же. С. 70. ческая периодика становится для учащегося вуза чуть ли не единственным чтением (помимо обязательного).

Литература

оказывается все менее востребованной молодежью — в то же время постоянно увеличивающие свои тиражи студенческие газеты и журналы принимают активное участие в воспитании и поддержании устойчивого интереса студентов к русской классической и современной литературе. Молодые люди в обычной жизни постоянно встречаются с различными литературными образами, героями, цитатами — в рекламе, в средствах массовой информации, в современной песенной культуре, в повседневном общении. Таким образом, проявления литературы в студенческих газетах и журналах становятся для некоторой части российской молодежи своеобразным путем, мостиком в мир книг.

Помимо этого, актуальность темы подтверждается все более возрастающей в современном российском обществе ролью студенческой прессы, сформировавшейся сегодня в качестве особого типа периодики и недостаточно описанной в специальной научной литературе. Студенчество в современной России стало востребованной целевой группой, в лояльности которой заинтересовано большое количество коммерческих предприятий и политических сил. Денежные средства за рекламу, рассчитанную на студентов, в совокупности с растущими пиар-возможностями вузов приводят к появлению новых и развитию существующих студенческих газет и журналов.

Российская студенческая пресса в первые годы XXI века пережила бурный расцвет, немного снизивший свои темпы во время недавнего глобального экономического кризиса. Постоянно проводились и проводятся журналистские семинары, конференции, фестивали, на которых сотрудники редакций студенческих СМИ обмениваются опытом и выявляют в своих рядах лучших, на которых равняются остальные.

Однако какие-либо серьезные исследования российской студенческой прессы по сей день не опубликованы, научные и научно-популярные издания, посвященные интересующим нас вопросам, не выпущены. Вместе с тем существует довольно большой ряд отдельных статей и фрагментов работ в различных сборниках и журналах, в центре внимания которых находятся студенческие газеты и журналы. Уровень научной разработанности интересующей нас проблемы очевидно недостаточен.

Российское литературоведение довольно подробно рассматривает многообразие взаимоотношений литературы и других искусств. Однако вопросу проявления русской (и зарубежной) литературы в журналистике не посвящено ни одной объемной содержательной работы. Среди публикаций, лишь частично затрагивающих интересующую нас тему, можно выдео лить статью «Литература вне литературных изданий», в которой Александр Давыдов, Лев Данилкин, Вячеслав Курицын, Андрей Немзер, Татьяна Нестерова и Александр Нилин говорят «о литературе как таковой, — буквально о том, какие жанры и какие авторы годятся или не годятся для литературного отдела журнала „Плейбой“ („Космополитен“, „ОМ“, „Матадор“, „Воскресение“, „Химия и жизнь“)» и работу «Везде и кроме: Литература в СМИ"9 Инны Булкиной, посвященную литературным отделам нелитературных печатных СМИ.

С лингвистической точки зрения, проблема существования литературы на страницах периодики рассмотрена достаточно подробно: например, в диссертационных исследованиях О. П. Семенец «Прецедентный текст в языке газеты: динамика дискурса 50−90-х годов» (Санкт-Петербург, 2004), О. С. Боярских «Прецедентные феномены со сферой-источником „Литература“ в дискурсе российских печатных СМИ: 2004;2007 гг.» (Нижний Тагил, 2008), A.C. Драпалюк «Прецедентные феномены как один из способов интеллектуализации газетного текста» (Саратов, 2010). Вопросы использования цитатной речи и трансформации ее формальных и функциональных.

8 Давыдов А., Данилкин Л. и др.

Литература

вне литературных изданий // Знамя. 1999. № 5. С. 154−161.

9 Булкина И. Везде и кроме: литература в СМИ // Знамя. 2007. № 2. С. 204−209. признаков в текстах английских и американских СМИ исследуются в монографии В. В. Варченко «Цитатная речь в медиа-тексте"10.

Рассматриваемой нами проблемы касаются литературоведческие труды, посвященные взаимодействию автора и читателя (А.П. Скафтымов, Р. Барт, В. В. Прозоров и др.), месту литературы в ряду искусств (Аристотель, В. Г. Белинский, М. Берг и др.).

Журналистские тексты — это произведения чаще всего начитанных авторов, активно использующих при работе (с той или иной степенью осознанности) свою литературную (читательскую) память. При написании собственных текстов журналисты неизбежно взаимодействуют с известными им произведениями: «Всякое новое литературное произведение, всякое новое литературное предложение самим фактом своего рождения связывается с некой сознательно или спонтанно проступающей традицией"11. Художественная литература (и особенно, классическая её часть) становится для журналистов своеобразным источником живой воды, способной заметно «оживить» почти любой газетный материал. Таким образом — через литературное «усиление» — актуальные новости связываются с вневременными общечеловеческими ценностями.

Любой человек при знакомстве с литературным произведением становится «сотворцом» автору, как бы «воссоздавая» в себе текст. Журналист же, привыкший профессионально работать со словом, становится «сотворцом» автору не только при чтении, но и при последующих обращениях к его произведению во время подготовки уже своих текстов. «Литературное произведение для читателя — это одновременно и «вместилище» определенного круга чувств и мыслей, принадлежащих автору и им выражаемых, и «возбу.

12 дитель" (стимулятор) его собственной духовной инициативы и энергии". В этом смысле журналисты изначально гораздо более «возбудимы» («сти.

10 Варченко В. В. Цитатная речь в медиа-тексте. М.: Либроком, 2012. 240 с.

11 Прозоров В. В. До востребования.: избранные статьи о литературе и журналистике. Саратов: Изд-во СГУ, 2010. С. 18.

12 Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. С. 26. мулированы"), чем другие читатели. В повседневной работе они постоянно обращаются к своей остаточной читательской памяти, добавляя журналистским текстам черты «большой литературы».

О российской студенческой прессе как отдельной группе печатных СМИ начали говорить еще в конце XIX — начале XX века. Это было связано с последствиями введения в стране в 1884 году нового университетского устава, запрещавшего любые студенческие объединения как «рассадники вольнодумства». Закалившись в борьбе за гражданские свободы, студенчество стало заметной общественной силой, обладающей серьезным политическим оружием — нелегальной периодикой.

В 1916 году в свет вышел сборник «Путь студенчества», в котором исследователь С. Г. Сватиков предпринял первую в истории российской науки о журналистике попытку систематизации студенческой прессы13. Он выделил пять типологических групп изданий, выходивших в России после 1905 года: вузовские, земляческие, бальные, литературные и юмористические.

В 1927 году в Харькове выходит сборник «Студпресса и студкоровское движение», имевший прикладное значение для начинающих журналистов. Эта же тенденция — рассмотрение студенческой периодики с утилитарно-практической, учебно-вспомогательной точки зрения — сохранялась в России на протяжении всего XX века. Российская студенческая пресса как таковая интересовала исследователей журналистики крайне редко, встречаясь лишь в качестве отдельных упоминаний в контексте молодежных СМИ.

В современной науке о журналистике российская студенческая пресса почти не исследована. Отдельными гранями с диссертационным исследованием соприкасаются работы A.A. Грабельникова, Р. П. Овсепяна, A.A. Тер-тычного, М. В. Шкондина. Единственным объемным научным исследованием студенческой периодики является диссертационная работа Ю. А. Носо.

13 Сватиков С. Г. Студенческая печать с 1755 по 1915 г.: журналы, газеты, сборники и альманахи // Путь студенчества: сборник статей. М., 1916. С. 213−248. вой «Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект», защищенная в Ростове-на-Дону в ноябре 2007 года. В этой работе интересно и подробно прописана история развития российской студенческой прессы, дается её типология в каждом из четырех выделяемых исследователем периодов (1857−1905, 1905;1917, 1917;1990 и «после 1990 г.»)14. Однако, несмотря на заявленные среди других исследовательские задачи «выявить и охарактеризовать основные типологические модели в современной системе прессы для студенческой молодежиобозначить тенденции развития и перспективы отечественной системы печати для студентов"15, работа сфокусирована на Х1Х-ХХ веках, а нынешний XXI век почти не затрагивает. Обозначая объект исследования, Ю. А. Носова ограничила временные рамки так: «отечественные газеты и журналы с XVIII в. до начала XXI в."16.

Отмечая общий высокий уровень работы Ю. А. Носовой, мы все же не можем согласиться с ней в отдельных существенных, на наш взгляд, моментах представления типологии современной российской студенческой прессы. В качестве основных типологических моделей современных изданий для студенческой молодежи России в ее работе выделяется четыре: «студенческое факультетское (вузовское) издание» (с определенными оговорками классифицируется как самиздат), «корпоративное вузовское издание» (находящееся в зависимости от руководства института или университета), «городское студенческое издание» (межвузовское) и «межрегиональное студенческое издание» (федеральное). Нам кажется не вполне верным для построения подобной классификации неразграничение, смешение аудитор-но-целевых признаков периодических изданий с территориальными.

В предлагаемой Ю. А. Носовой типологии вообще не рассматривается учебная студенческая пресса, в России зародившаяся в 50-е годы прошлого.

14 Носова Ю. А. Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект: автореф. дис.. канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2007. 20 с.

15 Там же. С. 7.

16 Там же. С. 6. века и широко распространившаяся в последние годы. Кроме того, не выделяются и не учитываются такие территориальные разновидности студенческой прессы, как отделенческие (выходящие на отделении факультета), курсовые (выходящие на отдельном курсе) и групповые (выходящие в отдельной группе). В рамках одной типологической модели Ю. А. Носовой рассматриваются различные по своим характеристикам издания: во-первых, смешаны вузовские (выходящие в отдельном вузе) и факультетские (выходящие на отдельном факультете) печатные СМИво-вторых, совмещены федеральные (выходящие в большинстве российских субъектов Федерации) и межрегиональные (выходящие в нескольких российских субъектах Федерации) издания.

Еще один опыт классификации современной студенческой прессы представлен в статье саратовца К. А. Розанова «Типология современной студенческой прессы России"17, в создании которой в качестве научного консультанта принимал участие и автор данного диссертационного исследования. Классификационные выводы этой статьи сегодня нуждаются в серьезном уточнении и развитии — вследствие их соотнесения с системой реально существующих в России студенческих газет и журналов.

В данной диссертационной работе, пристально рассматривая объект исследования, мы определили 7 аудиторно-целевых и 10 территориальных разновидностей студенческой прессы, установили ее родовую принадлежность и место в общей системе современных российских средств массовой информации. В итоге была получена табличная система периодических студенческих изданий, определяющая 70 возможных видов студенческой прессы. Подробно это описывается в параграфе «Типология студенческой периодики России начала XXI века» первой главы настоящей диссертационной работы.

17 Розанов К. А. Типология современной студенческой прессы России // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых. Саратов: Научная книга, 2006. Вып. 9, ч. 1. С. 209−213.

Данное диссертационное исследование посвящено существенно важным (как для литературоведения, так и для журналистики) задачам, связанным с определением природы и бытования русской художественной литературы в особом типе современной периодики — студенческой прессе.

Целью диссертационного исследования является определение параметров уникального положения русской литературы в контексте студенческой прессы России первого десятилетия XXI века. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

• описание истории становления и современного состояния студенческой прессы России;

• выявление типологии студенческой периодики России начала XXI века;

• создание классификации всевозможных вариантов проявления литературы (литературных образов, сюжетов, крылатых слов и выражений, афоризмов и т. д.) в прессе;

• всестороннее анализ бытования русской литературы в студенческой прессе России начала XXI века.

Выявленные задачи обуславливают структуру диссертационного исследования. На решение первых двух задач отводится глава «Студенческая пресса современной России», посвященная подробному рассмотрению истории становления и современного состояния российской студенческой периодики. На решение следующих двух задач отводится глава «Русская литература в студенческой прессе», посвященная углубленному анализу многочисленных и разнообразных «проявлений» русской художественной литературы в студенческой периодике России начала XXI века. Заметим, что объем параграфов второй главы во многом обусловлен частотностью встречи того или иного вида существования литературы в студенческой прессе.

В первой главе рассматривается особый тип современной периодики (студенческая пресса) как потенциально готовый к теснейшему взаимодействию с художественной литературой (в первую очередь, русской). Вторая глава исследует степень, методы и формы реализации этого потенциала в студенческих газетах и журналах. Общий объем исследования — 193 страницы.

Согласно сложившимся традициям работа предваряется введением, определяющим основные положения изыскания, и завершается заключением, подводящим итоги исследования. Библиографический список включает 272 наименования работ, которые были востребованы в процессе исследования и нашли в нем то или иное отражение.

К основному диссертационному тексту присоединяется приложение, представляющее собой аннотированный указатель студенческих газет и журналов России начала XXI века. В приложении описано 414 печатных студенческих СМИ, выходивших в период 2000;2009 годов (всего было рассмотрено около 1500 изданий, на первый взгляд, подходящих для данного исследования — в итоге были исключены: интернет-версии студенческих газет и журналоврукописная периодикасугубо электронные газеты и журналышкольные, молодежные и вузовские издания, основной целевой аудиторией которых являются не студентыстуденческая пресса, выходящая на русском языке за рубежом). Указатель составлен на основе личных изысканий диссертанта в общественных и частных библиотеках, поисковых мероприятий в сети Интернет, непосредственного общения и электронной переписки с сотрудниками редакций, создания коллекции студенческой прессы на различных журналистских фестивалях, конференциях и т. д. На те студенческие газеты и журналы, которые упоминаются в основном тексте диссертационного исследования (таковых всего 126), даны постраничные ссылки.

Основной методологической базой работы стало применение общенаучных методов — системного, структурного, функционального, логического, а также совокупности литературоведческих и журналистских методов — типологического, статистико-библиографического, интервью и других. При обобщении, систематизации и интерпретации результатов наблюдений применялся описательный метод. Анкетирование и анализ полученных результатов так же находятся в числе методов, применявшихся в данном диссертационном исследовании.

Рассматривая в диссертационном исследовании русскую литературу в контексте студенческой прессы современной России, необходимо обозначить основные понятия, используемые в работе, — для уточнения смысла и превентивного устранения возможных вариантов толкования. Под «русской литературой» в данном диссертационном исследовании понимается созданная на русском языке художественная словесность. Студенческая пресса (или «студпресса») — это газеты и журналы, имеющие своей главной целью освещение студенческой жизни и направленные преимущественно на студенческую аудиторию. «Россия начала XXI века» в данной работе — это регионы Российской Федерации в 2000;2009 годы (включительно). Литературные проявления в прессе — это публикации литературно-художественных произведений и их сколько-нибудь значимых фрагментов, журналистские отклики на события литературной жизни, упоминание устойчивых (крылатых) литературных слов и выражений, мотивов и образов, тем и сюжетов, фамилий и имён известных литературных героев и их создателей и мн. др.

Таким образом, объектом диссертационного исследования являются номера студенческих газет и журналов, выходившие в России в первое десятилетие XXI века (с 01.01.2000 по 31.12.2009). Всего было изучено 645 номеров 251 студенческого печатного СМИ (в том числе 420 номеров 209 газет и 225 номеров 42 журналов). Определяющим фактором, позволяющим отнести то или иное печатное СМИ к студенческим, была непосредственная адресация издания к студентам как основной своей целевой аудитории и устойчивое внимание этого СМИ к студенческой жизни как основной своей тематике. В исследовании не учитывались студенческие рубрики и страницы «нестуденческих» изданий, приложения брались в расчет только при наличии устойчивых признаков отдельного издания (собственного логотипа и обложки, отдельной пагинации и выходных данных). Также не учитывались периодические издания, выходящие на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья. Необходимо указать, что объект исследования оказался труднодоступен — в России лишь некоторые студенческие периодические издания в исключительных случаях считают необходимым отправлять номера в библиотеки, большая часть вошедших в поле зрения работы номеров относится к частным коллекциям, наиболее полная из которых была собрана диссертантом в процессе профессионального общения с сотрудниками студенческих СМИ на различных молодежных журналистских фестивалях и форумах.

Предметом исследования стала русская художественная литература .во всех своих проявлениях на страницах студенческой прессы современной России. Каждый номер, попавший в исследовательское поле зрения, тестировался на наличие в нем литературных проявлений. При этом учитывался не только текст (скрытые и прямые цитаты, произведения малых форм, литературные рецензии и т. д.), но и графика (книжная реклама и реклама чтения вообще, литературные аллюзии в рисунках и фотографиях и т. д.) и концепто-образующие элементы издания (названия СМИ, рубрик, разделов и т. д.).

Диссертационное исследование не ставило пред собой задачи полного и всеобъемлющего охвата объекта и предмета научных изысканий — принципиальная невозможность учета всех номеров всех студенческих газет и журналов за 10 лет (как впрочем, и за любой другой период) очевидна настолько же, насколько очевидна невозможность регистрирования абсолютно всех проявлений русской художественной литературы на страницах студенческой (как, впрочем, и любой другой) прессы. Вместе с тем можно утверждать, что количество исследованных номеров и зарегистрированных литературных проявлений позволяет составить достаточно объективную и полную картину. Изучая частное, мы можем говорить об общем.

Положения, выносимые на защиту:

1. Студенческие периодические издания генетически восходят к выпускавшейся в учебных заведениях неофициальной «самиздатовской» периодике, вузовским стенгазетам и официальным печатным СМИ, а также к материалам студенческой тематики общественно-политической прессы.

2. Сложившиеся в последнее десятилетие жанрово-стилевые и проблемно-тематические параметры студенческой прессы, а также способы адресации, создания и распространения дают возможность относить её к самостоятельному структурному образованию в типологии современных СМИ. Относясь к области молодёжной периодики, студенческая пресса имеет общие структурно-содержательные поля с вузовской, учебной, корпоративной и самодеятельной прессой.

3. Массив студенческой периодики, функционирующей в современной России, может быть структурирован по аудиторно-целевому основанию (собственно студенческая, корпоративная, корпоративная официально-вузовская, корпоративная официально-вузовская учебная, учебная, самодеятельная учебная, самодеятельная пресса) и по территориальному основанию (федеральная, межрегиональная, региональная, городская, межвузовская, вузовская, факультетская, отделенческая, курсовая, групповая пресса).

4. Для современной российской студенческой прессы характерно устойчивое внимание к литературе, которая среди всех отображаемых сфер культуры занимает второе место, немного уступая музыке и значительно опережая театр, кинематограф, телевидение и изобразительное искусство. Учитывая факт многообразного и многоаспектного использования прессой словесности как основного контентообразующего материала, можно сделать вывод о том, что в современной российской студенческой периодике литература занимает лидирующее положение.

5. Русская художественная литература в печатных СМИ представлена как субъект публикации (художественные произведения, печатающиеся в полнотекстовом виде) — как «текст в тексте» (фрагменты журналистских материалов, апеллирующие к литературным реалиям, остаточной читательской памяти) — как художественная публицистика (произведения и приёмы, характерные одновременно художественной литературе и журналистике) — как объект рассмотрения прессы (журналистские отклики на события литературной жизни).

6. Литературные материалы на страницах студенческой прессы представлены в прямом воплощении (художественные и публицистические тексты и фрагменты текстов профессиональных и самодеятельных авторов) и в опосредованном (явные и скрытые цитаты, аллюзии и реминисценции в журналистских текстах, литературоцентричной графике, книжной рекламе, названиях СМИ и рубрик).

7. Современная социокультурная ситуация обуславливает динамику развития студенческой прессы последних лет с точки зрения воспринимающей стороны: из СМИ информационно-развлекательного характера студенческие газеты и журналы постепенно перемещаются в область изданий образовательно-познавательного направления, играющих существенную роль в формировании читателя русской литературы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые производится опыт комплексного исследования многообразных проявлений как литературы в прессе вообще, так и русской художественной литературы в особом типе современной российской периодики (студенческой прессе) в частности — взаимодополняющими методами двух наук: о литературе и о журналистике. Сегодня становится «всё более очевидной кровная корневая связь журналистики как науки с филологией, а журналистики как исследовательского объекта — с литературой"18, что находит отражение в данной диссертационной работе.

18 Прозоров В. В., Едина Е. Г. Филология и журналистика: степень родства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Филология. Журналистика. 2007. Т. 7, вып. 1. С. 53.

Теоретическая значимость особо заметна в трех аспектах исследования. Восполняется пробел в типологии современной прессы, не рассматривающей с необходимой подробностью такой тип периодики, как студенческая пресса. Создается классификация всех возможных проявлений литературы в печатных СМИ. Определяется уникальное положение, занимаемое русской художественной литературой в современной студенческой периодике России.

Практическая значимость работы находит свое отражение в работе редакций существующих и только создающихся студенческих газет и журналов. Частично результаты исследования уже вошли в учебно-методические комплексы курсов «Выпуск учебной газеты» и «Основы журналистики. Часть 2. Периодические издания», преподаваемые в Институте филологии и журналистики Саратовского государственного университета, и могут быть полезны разработчикам дисциплины «Выпуск учебной газеты» из других вузов России.

Отдельные фрагменты диссертационной работы (включая приложение) планируется разместить на специально созданном интернет-сайте, ссылки на который будут доступны на большинстве русскоязычных интернет-страниц, так или иначе затрагивающих вопросы студенческой прессы и существования литературы в СМИ. Это поможет редакциям студенческих газет и журналов точнее определить свое место в структуре современных студенческих периодических изданий России и наметить пути дальнейшего развития, повышая качество и конкурентоспособность своих СМИ.

Апробация основных положений работы успешно прошла в нескольких форматах: на лекционных и практических занятиях в Институте филологии и журналистики Саратовского государственного университета, в спецсеминаре профессора В. В. Прозорова «Актуальное и вечное в литературе и журналистике» (ИФиЖ СГУ), в семинарах на фестивалях молодежной и студенческой прессы, в выступлениях на научно-практических конференциях и публикациях в различных сборниках и журналах. Основные положения исследования опробованы в рамках учебных курсов «Выпуск учебной газеты» и «Основы теории журналистики. Периодические издания», преподаваемых диссертантом в ИФиЖ СГУ. Материалы диссертации докладывались на всероссийских и региональных научно-теоретических конференциях «Роль прессы в формировании в России гражданского общества» (Москва, 1999, 2000), «Журналистика в 2000 году» (Москва, 2000), «Актуальные проблемы студенческих, учебных и вузовских СМИ. Пути их решения. Перспективы» (Новосибирск, 2001), «Вузовские и студенческие средства массовой информации: Возможности, задачи, перспективы» (Москва, 2002), Всероссийская конференция «Студенческая пресса: прорыв на рынке традиционных изданий» (Санкт-Петербург, 2003). Работа обсуждалась на кафедре общего литературоведения и журналистики Саратовского государственного университета. Отдельные аспекты работы публиковались в научных изданиях по истории, теории и практике журналистики и литературы. Всего по теме исследования опубликовано 13 работ, в том числе 2 в журналах из списка ВАК.

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1994. С. 204.

2. Есин Б. И. История русской журналистики. М.: Флинта: Наука, 2000. С. 16.

3.

Литература

// Современный энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1997. С. 357.

4. Нусинов И.

Литература

// Литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1934. Т. 8. Стлб. 402.

5. Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 258.

6. Айхенвальд Ю.

Литература

и словесность // Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: в 2-х т. М. — Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А-П. Стб. 416−417.

7. Новые материалы о Г. А. Гуковском: к 50-летию со дня смерти // Новое литературное обозрение. М, 2000. № 4. С. 172.

8. Берг М. Литературократия: проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 268.

9. Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лот-ман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 205.

10. Лука. Поэзия ёк! // Фишка. Самара, 2005. № 12. С. 30.

11. Яковлев Е. Стихотворения // Зеркало. СПб., 2002. № 4. С. 68−69.

12. Владимирова С. Стихотворения // Зеркало. СПб., 2002. № 4. С. 70−71.

13. Место встречи // Студенческий меридиан. М., 2006. № 6. С. 34.

14. Люди хотят поэзию на. «От винта» // От Винта. М., 2007. 23 ноября. С. 5.

15. Ледяева К. Ксенечка-солнышко // Вечорка 31. Саратов, 2006. № 1. С. 31.

16. Зацепина В. Что жизнь? // ПРОдвижение. Брянск, 2008. № 7. С. 10.

17. Литвакова Д., Затворнюк Е. Стихотворения. // Студия. Калининград, 2008. № 51. С. 11.

18. Кокшарова А. Академии // Одиссей. Новосибирск, 2001. № 7. С. 1.

19. Почебут С. Человек // Проф.сот. СПб., 2004. № 4. С. 10.

20. Шушканов П. А. Черные ангелы // ПРОдвижение. Брянск, 2008. № 8. С. 11.

21. Нестеров М Розовое небо // Exclusive. М., 2007. № 1. С. 98−102.

22. Китаєва Е. Я знаю, что вернусь // Вечорка 31. Саратов, 2007. С. 12−13.

23. Мурылева С. Сказка про девочку с золотыми волосами // Вечорка 31, Саратов. 2007. С. 34−35.

24. Сидоркин В. Эх, рыбалочка!!! // Университетская набережная. Челябинск, 2000. № 3. С. 11.

25. Моргенштерн И. Г. Полная версия мемуаров о студенческой жизни 50-х годов минувшего века «111-я комната» // Зеркало. СПб., 2002. № 4. С. 24−31.

26. См.: Зощенко М. Великосветская история. Исповедь // Студенческий меридиан. М., 2006. № 9. С. 48−51- Зощенко М. Пять рассказов // Студенческий меридиан. М., 2006. № 7. С. 48−50- Зощенко М. Рассказы // Студенческий меридиан. М., 2006. № U.C. 48−50.

27. См.: Романов П. Рассказы // Студенческий меридиан. М., 2007. № 1. С. 48−50.

28. Цит. по: Есин Б. И. Чехов журналист. М.: Изд-во МГУ, 1977. С. 99.

29. Творческий клуб объединяет всех креативных студентов // Нос. СПб., 2006. № 8. С. 24. ъ Громова А. Каменная колыбель // ПРОдвижение. Брянск, 2007. № 6. С. 11.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой