Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование концепта «Олимпиада» Сочи-2014" в региональном дискурсивном пространстве: лингвориторический подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подводя итог, можно сделать вывод о ведущей роли СМИ в формировании основных когнитивных и культурных граней концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «. Именно СМИ способствуют максимально быстрому расширению познавательных границ языковыми средствами, эффект от которых очевиден на примере диаметрально противоположных точек зрения. Налицо зависимость сферы концепта-инновата от складывающейся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы лингвориторического исследования формирования концепта в региональном дискурсивном пространстве
    • 1. 1. Региональная языковая личность как субъект дискурсивного пространства и носитель общественного языкового сознания в условиях внедрения инновации: лингвориторический подход
    • 1. 2. Средства массовой информации (СМИ) как инструмент формирования общественного мнения и языкового сознания в региональном дискурсивном пространстве
    • 1. 3. Термин «концепт» и его производные: соотношение понятий как теоретическая призма рассмотрения регионального дискурсивного пространства в условиях инновации «Олимпиада „Сочи-2014“»
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Коннотативная поляризация репрезентаций событийного ме-диаконцепта-инновата «Олимпиада „Сочи-2014“» в дискурсе региональных печатных СМИ
    • 2. 1. Эмоционально нейтральная лексическая репрезентация событийного ме-диаконцепта-инновата «Олимпиада „Сочи-2014“» в дискурсе региональных СМИ
    • 2. 2. Мелиоративный вектор интерпретации в формировании содержательно-смыслового поля концепта «Олимпиада „Сочи-2014“» в дискурсе региональных СМИ (лексемы-репрезентанты с положительными коннотациями)
    • 2. 3. Пейоративный вектор интерпретации в формировании содержательно-смыслового поля концепта «Олимпиада „Сочи-2014“» в дискурсе региональных СМИ (лексемы-репрезентанты с отрицательными коннотациями)
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Специфика вербализации и функционирования событийного концепта-инновата «Олимпиада „Сочи-2014“» в двух формах лингворито-рической объективации регионального дискурсивного пространства
    • 3. 1. Технология воздействия на реципиента в текстах олимпийской тематики региональных печатных СМИ: лингвориторические стратегия и тактика
    • 3. 2. Контексты СМИ и данные респондентов как формы выражения общественного языкового сознания в региональном дискурсе: ядро и периферия в репрезентации концепта-инновата «Олимпиада „Сочи-2014“»
  • Выводы по третьей главе

Формирование концепта «Олимпиада» Сочи-2014" в региональном дискурсивном пространстве: лингвориторический подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью изучения специфики вербализации концептов в дискурсивном пространстве определенного региона, а также вопросов, связанных с бытованием общественного языкового сознания в условиях внедрения инноваций дискуссионного характера. Анализ системы репрезентаций формирующегося концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «на материале текстов региональных средств массовой информации (СМИ) и реакций респондентов позволяет установить особенности субъекта дискурсивного пространства — региональной языковой личности — как носителя общественного языкового сознания в его территориальной модификации, выявить систему средств воздействия на него со стороны СМИ в ситуации нововведения с неоднозначными социально-экономическими и экологическими последствиями. Значимость предпринятого изучения концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «на стадии его формирования в региональном дискурсивном пространстве в ситуации трансформации статуса г. Сочи от летнего курорта России до столицы зимних Олимпийских игр определяется также комплексным характером лингвориторического подхода (A.A. Ворожбитова). Данный подход базируется на пересечении уровней структуры языковой личности (вербально-семантический, лингвокогнитивный, мотивационный) (Ю.Н. Караулов и др.), этапов универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову» (инвенцияизобретение, диспозиция — расположение, элокуция — языковое оформление) (H.A. Безменова, А. К. Михальская и др.), идеологических аспектов речемысли-тельного процесса (этос, логос, пафос) (М.Р. Львов, О. И. Марченко, Ю. В. Рождественский и др.).

Объектом исследования является дискурсивное пространство Большого Сочи1 в инновационной ситуации подготовки к зимней Олимпиаде 2014 г.;

1 Муниципальное образование город Сочи, или «Большой Сочи», включает районы: Адлерский, Хостинский, Центральный, Лазаревский. В узком понимании Сочи — только Центральный район. предметом — лингвориторические особенности репрезентации формирующегося концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в региональном дискурсивном пространстве.

Цель работы — исследовать лингвориторические аспекты репрезентации концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в региональном дискурсивном пространстве. Данная цель предопределила постановку следующих задач:

1) определить теоретико-методологические основы изучения вербализации концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в региональном дискурсивном пространстве как инновационно-дискуссионного смыслового спектра с учетом лингвориторического подхода;

2) выявить особенности структуры и функционирования концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в дискурсе региональных печатных СМИ в период «олимпийской гонки» (2005;2007 гг.) и после получения статуса олимпийского города (2007;2010 гг.);

3) раскрыть основные черты лингвориторического инструментария воздействия региональных печатных СМИ на реципиента в аспекте репрезентации концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «как инновационного;

4) установить специфику выражения в региональном дискурсивном пространстве двух основных форм репрезентации концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «: контексты СМИ и данные респондентов (реакции, суждения).

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что изучение с позиций лингвориторического подхода репрезентаций в региональном дискурсивном пространстве (на материале контекстов СМИ и реакций респондентов) формирующегося концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «, который присутствует в ментальных представлениях совокупной региональной языковой личности в качестве конструкта, определяющего многие стороны ее жизнедеятельности с момента присвоения городу олимпийского статуса в июле 2007 г., позволит выявить особенности вербализации данного концепта, определить стратегию и тактики СМИ в его репрезентации и установить определенные закономерности бытования общественного языкового сознания в условиях внедрения социокультурного феномена инновационного типа.

Материал исследования — тексты печатных сочинских СМИ олимпийской тематики за 2005;2010 гг. (электронная версия, около 3000 контекстоврепрезентантов концепта, содержащих словоупотребления с корнем «-олимп-») и результаты психолингвистического эксперимента (285 анкет, 2009 г.).

Теоретико-методологическую основу работы составили системный подход, достижения в области антрополингвистики (Г.И. Богин, Ю. Н. Караулов и др.), лингвокогнитологии (А.П. Бабушкин, H.H. Болдырев, В. И. Карасик, Е.С. Куб-рякова, Г. Г. Слышкин, И. А. Стернин и др.), лингвокультурологии (Н.Д, Арутюнова, В. А. Маслова, А. Вежбицкая, С. Г. Воркачев, Ю. С. Степанов и др.), неориторики (H.A. Безменова, М. Р. Львов, О. И. Марченко, А. К. Михальская, Ю. В. Рождественский и др.) — работы, посвященные публицистическому функциональному стилю и языку СМИ (E.J1. Вартанова, A.A. Грабельников, М. Н. Кожина, Г .Я. Сол-ганик и др.), языковой экспрессии (Е.М. Вольф, В. Н. Гридин, В. Н. Телия и др.) — интегративная лингвориторическая парадигма (A.A. Ворожбитова).

Методами исследования выступили контекстуальный, концептуальный, лингвориторический анализанкетирование, опрос, психолингвистический (свободный ассоциативный) экспериментописательный, сопоставительный, количественный методыметодики сплошной выборки, наблюдения, описания, языкового и внеязыкового соотнесения.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— впервые выделен и проанализирован в лингвориторической парадигме формирующийся концепт «Олимпиада «Сочи-2014» «, который постулирован как событийный медиаконцепт-инноват, актуализированный в общественном языковом сознании в качестве долговременного информационного повода;

— введен в научный оборот значительный пласт актуального в социокультурном плане регионального эмпирического материала письменной и устной речи, содержащего комплекс репрезентаций концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «;

— формирующийся концепт «Олимпиада «Сочи-2014» «исследован в рамках системы инвентивных сегментов данного когнитивно-эмотивного образования в региональном языковом сознании с позиций мелиоративного и пейоративного векторов интерпретаций;

— выявлены основные черты лингвориторического инструментария воздействия региональных печатных СМИ на коллективного реципиента (стратегия / тактика) в аспекте репрезентации концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в уточнении понятий концепт, макро- / микроконцепт, событийный концепт, медиаконцептв обосновании терминов долговременный информационный повод, концепт-инноват, медиаконцепт-инноват, коннотативная поляризация, мелиоративный / пейоративный интерпретационный вектор;

— в выделении инвентивных сегментов, структурирующих смысловое поле исследуемого событийного медиаконцепта, в качестве денотативной основы инвентивно-элокутивной координации для коннотативно поляризованных интерпретационных векторов (мелиоративного / пейоративного) речемыслитель-ной деятельности региональной языковой личности;

— в формулировании определений общей лингвориторической стратегии и тактик региональных СМИ по воздействию на общественное языковое сознание в условиях внедрения инновации дискуссионного характера;

— в трактовке двух источников репрезентаций формирующегося концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «- контекстов СМИ и реакций респондентов — в качестве основных способов самовыражения субъекта регионального дискурсивного пространства, носителя общественного языкового сознания, в инновационной ситуации;

— в установлении в рамках регионального дискурсивного пространства интегральных компонентов и дифференциальных признаков контекстов СМИ и реакций респондентов, репрезентирующих концепт «Олимпиада «Сочи-2014» «.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его результаты в преподавании вузовских курсов по теории языка, социолингвистике, психолингвистике, стилистике, филологическому анализу текста, методикам лингвистического исследования, риторике, русскому языку и культуре речи, основам журналистского мастерствав спецкурсах и спецсеминарах, реализующих региональный компонент высшего образования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении факультативных курсов в рамках регионоведения в старших классах образовательных учреждений г. Сочи в целях создания условий для становления региональной языковой личности в качестве гостеприимного хозяина уникального по своим природным ресурсам города-курорта федерального значения, получившего олимпийский статус.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирующийся концепт «Олимпиада «Сочи-2014» «, фиксирующий инновационный социокультурный феномен государственного и мирового значения, выступает тематической доминантой регионального дискурсивного пространства. Он является долговременным информационным • поводом для СМИ и предметом живых обсуждений граждан, в силу чего квалифицирован нами в качестве событийного концепта-инновата, имеющего ярко выраженный дискуссионный характер. Концепт-инноват — ментальный комплекс, обра-зующии принципиально новыйаисолюiно или oiHuCHiejibHo, i.e. ь рамках сложившейся ситуации) смысловой спектр, приобретающий, в случае неоднозначных последствий нововведения, дискуссионный характер и генерирующий коннотативную поляризацию интерпретацийв качестве медиаконцепта-инновата внедряется в общественное языковое сознание посредством СМИ, чаще всего властными структурами. При анализе медиаконцепта-инновата должна учитываться современная корреляция характеристик СМИ по степени свободы выбора точки зрения при освещении инновации (позиция властисуждения независимых экспертовмнения граждан).

2. Лингвориторические особенности репрезентации событийного концепта-инновата «Олимпиада «Сочи-2014» «в региональном дискурсивном пространстве выявляются на базе инвентивно-элокутивной координации. Основой для коннотативно поляризованной вербализации (мелиоративный и пейоративный векторы интерпретации) объективно служат опорные инвентивные сегменты. «Заявка" — «Капиталовложения», «Строительство олимпийских объектов», «Городская инфраструктура», «Экология», «Федеральная власть», «Региональная и местная власть», «Сочинцы», «Специалисты», «РЯ-деятельность», «Контроль», «Безопасность», «Спорт». Контексты-репрезентанты концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в СМИ носят дискуссионный, зачастую полемически заостренный характер при освещении широкого спектра политических, социально-экономических, экологических, культурно-массовых аспектов его содержаниядинамика представленности комплексов коннотативно поляризованных лексико-семантических репрезентаций обусловлена этапностью подготовки к Олимпиаде и степенью независимости СМИ от городских властей.

3. В условиях социокультурной инновации с неоднозначными социально-экономическими, экологическими последствиями лингвориторическая стратегия региональных СМИ при формировании общественного мнения заключается в целенаправленном, «векторном» продуцировании концентрированного спектра ценностных смыслов коллективного реципиента в избранном идеологическом ключе. Инвентивная тактика региональных СМИ нацелена на дифференциацию лексико-семантической реализации концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «на необходимое и достаточное количество инвентивных сегментов, раскрывающих социально значимые содержательные пласты. Диспозитиеная тактика базируется на активизации и выдвижении в рамках общей архитектоники дискурса масс-медиа определенных инвентивных сегментов^ в тот или иной временной отрезок (в период «олимпийской гонки» (2005;2007 гг.) и после получения статуса олимпийского города (2007;2010 гг.). Элокутивная тактика заключается в использовании разнообразных приемов риторического воздействия при создании выразительного публицистического текста (уровень коммуникативной деятельности) с эксплицированной коннотативной доминантой (уровень языковых операций: лексический и синтаксический аспекты).

4. Сопоставительный анализ в лингвориторической парадигме контекстов СМИ и реакций респондентов как основных проявлений региональной ЯЛ в ситуации внедрения инновации с неоднозначными последствиями позволил выявить ядро концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «, включающее интегральные компоненты, характерные для обеих форм бытования общественного языкового сознания: 1) контрарная актуализация ассоциативно-вербальной сети при элокутивном воплощении восторженного / негодующего пафоса {пафосно-вербалъно-элокутивные параметры) — 2) логосные противоречия («решение экологических проблем» / «обострение экологической ситуации» и др.) с тезаурусной опорой на прецеденты на фоне четкости инвентивной сегментации (логосно-тезаурусно-инвентивные параметры) — 3) этос альтернативных мотиваций (национальная идея, престиж России, инвестиционный подъем и др. // неграмотное планирование, экологические последствия, олимпиада как миф и др.) определяющих архитектонику диспозитивной организации дискурса исследуемого периода или его части {этосно-мотивационно-диспозитивные параметры).

5. Периферию концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в региональном дискурсивном пространстве характеризуют дифференциальные компбненты:

В СМИ: 1) наличие эмоционально нейтральных контекстов-репрезентантов как фона для выражения противоположного пафосаразнообразие ассоциативно-вербальной сети, соседство положительной / отрицательной оценочной лексикиширокий спектр тропов и фигур на уровне элокуции- 2) частичная ло-госная нейтрализация тезиса / антитезисаусложненный тезаурусвариативность коннотаций в рамках одного инвентивного сегмента, информационно-содержательное расширение- 3) разноплановость этосных приоритетов: государственного, регионального, личностно ориентированногомотивационная установка на активное формирование общественного мнениядиспозитивная вариативность на базе сосуществование двух коннотативных векторов.

В реакциях респондентов: 1) непримиримость на уровне пафоса, отсутствие нейтральной оценки на фоне однозначного выбора одного из двух типов коннотацийограниченность ABCстереотипность используемых выразительных средств- 2) четкость логосных противопоставленийупрощенный тезаурус, включающий широко известные прецедентные феноменыоднозначное воеприятие инвентивных сегментов «РИ-деятельность», «Экология" — 3) категоричность в отстаивании избранного этосного ориентирастремление выразить свое личное мнениедиспозитивный монизм в плане устойчивости реакций того или иного типа.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования и полученные результаты обсуждались на заседаниях и научных семинарах кафедры русской филологии Социально-педагогического факультета СГУТиКДна межвузовской и Всероссийской научно-практических конференциях студентов и аспирантов «Дни науки Социально-педагогического института СГУТиКД» (Сочи, 2010, 2011) — на Всероссийских научно-методических конференциях «Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе» (Сочи, 2010, 2011) — на ряде Международных научно-практических конференций: «Стратегии социально-экономического развития рекреационных территорий» (Анапа, 2010), «Языковые измерения: пространство, время, концепт» (Москва, 2010), «Когнитивная лингвистика и вопросы языкового сознания» (Краснодар, 2010), «Риторика как предмет и средство обучения» (Москва, 2011) — «отражены в статьях в межвузовских сборниках научных трудов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (194 единицы), включающей список используемых словарей.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. Формирование общественного мнения и языкового сознания на региональном уровне в рамках событийного медиаконцепта-инновата «Олимпиада «Со-чи-2014» «силами совокупной профессиональной языковой личности журналистского сообщества региональных СМИ происходит на уровне трех групп лингвори-торических параметров: пафосно-вербально-элокутивныхлогосно-тезаурусно-инвентивныхэтосно-мотивационно-диспозитивных. Лингвориторическая стратегия региональных СМИ в формировании общественного мнения заключается в целенаправленном, «векторном» продуцировании концентрированного спектра ценностных смыслов коллективной языковой личности реципиента в избранном идеологическом ключе, включая этосный, логосный, пафосный аспекты. Оно осуществляется путем конструирования в рамках топоса «противопоставление» {инвентивный уровень) и глобальной фигуры антитезы (элоку-тивный уровень) посредством риторического выдвижения (диспозитивный уровень) различных аспектов привлекательно-позитивного или отталкивающе-негативного имиджа предстоящего события (Зимние Олимпийские игры 2014 г.). Соответствующая вариативная интерпретация действительности внедряется в сознание коллективного реципиента на всех уровнях структуры региональной языковой личности — вербально-семантическом, лингвокогнитивном, мотива-ционном — с помощью различных приемов риторического воздействия, системно организованных в рамках лексико-семантического наполнения структуры медиаконцепта «Олимпиада «Сочи-2014» «, насыщаемого положительными (мелиоративными) или отрицательными (пейоративными) коннотациями.

2. Лингвориторические тактики региональных СМИ, в соответствии с тремя этапами универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову», распределяются на три группы: инвентивная, диспозитивная, элокутивная тактики — направленные на получение наибольшего (с точки зрения воздействия на реципиента) коммуникативного эффекта в масштабах региона. Инвентивная тактика печатных СМИ направлена на дифференциацию лексико-семантического поля концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «на необходимое и достаточное количество инвентивных сегментов, раскрывающих социально значимые содержательные пласты концепта и продуцирование достаточного количества микротем и числа ключевых слов-репрезентантов в публицистических контекстах для раскрытия событийного концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в газетно-журнальном медиапространстве в рамках избранной (положительной или отрицательной) интерпретации действительности. При положительной интерпретации ракурс подачи отдельных негативных моментов формируется с позиций их в целом несущественного и легко устранимого характера, выполняя функцию придания объективности изложения. При отрицательной интерпретации положительные стороны социокультурной инновации нивелируются посредством акцентирования негативных проявлений, связанных с реализацией олимпийского проекта.

Диспозитиеная тактика региональных СМИ базируется на активизации и выдвижении в рамках общей архитектоники дискурса масс-медиа определенных инвентивных сегментов в тот или иной временной отрезок.

Элокутивная тактика региональных СМИ заключается в использовании разнообразных приемов риторического воздействия, направленных на создание выразительного публицистического текста (уровень коммуникативной деятельности) с эксплицированной коннотативной доминантой (уровень языковых операций: лексический аспект). В риторическом аспекте коннотативная универсалия в рамках дискурса СМИ реализуется в виде инвентивно-элокутивной координации, где одни и те же инвентивные сегменты получают различное элокутивное наполнение — в зависимости от характера эмоциональной оценочное&trade-, субъективного взгляда продуцента дискурса на исследуемый событийный медиаконцепт.

3. Сопоставительный анализ репрезентаций концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в региональном дискурсивном пространстве (контексты СМИ / реакции респондентов как основные проявления региональной языковой личности и формы бытования общественного языкового сознания в ситуации внедрения инновации с неоднозначными социально-экономическими и экологическими последствиями) в лингвориторической парадигме позволил выявить ядро концепта, включающее интегральные компоненты, характерные для обеих форм и дифференциальные компоненты, характеризующие контексты СМИ и реакции респондентов как периферию концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в региональном дискурсивном пространстве.

На основе выводов, сделанных по материалам третьей главы диссертации, были сформулированы третье — пятое положения, вынесенные на защиту, которые представлены во введении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщим ход и результаты проведенного исследования.

В первой главе диссертации — «Теоретико-методологические основы лин-гвориторического исследования формирования концепта в региональном дискурсивном пространстве» — с позиций лингвориторического подхода рассмотрен субъект дискурсивного пространства — региональная языковая личность, носитель общественного языкового сознания в инновационной ситуацииохарактеризованы средства массовой информации (СМИ) как инструмент формирования общественного мнения и языкового сознания в региональном дискурсивном пространствеустановлено соотношение базовых понятий как теоретической призмы рассмотрения регионального дискурсивного пространства в условиях внедрения инновации «Олимпиада «Сочи-2014» «. ;

Во второй главе — «Коннотативная поляризация репрезентаций событийного медиаконцепта-инновата «Олимпиада «Сочи-2014» «в дискурсе региональных печатных СМИ» — установлены принципы группировки и анализа исследуемого текстового материалаопределены базовые инвбнупивные сеглъентпы (ИС), раскрывающие содержательно-смысловой спектр изучаемого концептапредставлена его эмоционально нейтральная лексическая репрезентация в дискурсе СМИ как исходный пункт коннотативной поляризации (положительная / отрицательная оценочная экспрессия) — охарактеризованы, с учетом временных этапов, мелиоративный и пейоративный векторы интерпретации концептуального содержания в дискурсе региональных СМИ в рамках выделенных ИС.

В третьей главе — «Специфика вербализации и функционирования событийного концепта-инновата «Олимпиада «Сочи-2014» «в двух формах лингво-риторической объективации регионального дискурсивного пространства» -охарактеризована технология воздействия на реципиента в текстах олимпийской тематики региональных печатных СМИв системе ранее выделенных ин-вентивных сегментов репрезентации концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в сопоставлении представлены контексты СМИ и реакции респондентов на одноименный стимулданные формы самовыражения региональной языковой личности проанализированы в аспекте ядра (интегральных компонентов) и периферии (дифференциальных признаков) концепта-инновата «Олимпиада «Сочи-2014» «в региональном дискурсивном пространстве.

Событийный концепт «Олимпиада «Сочи-2014» «, будучи ментальным проявлением социокультурного феномена инновационного типа, характеризующегося событийностью — Зимней 0лимпиады-2014, является концептом-инноватом, т. е. концептом, отражающим новое понятийное пространствоимея изначально дискуссионный характер, он стимулирует коннотативную поляризацию интерпретационных векторов. Если медиаконцепт является когнитивной категорией медиатизированной культуры, целенаправленно вводимой посредством СМИ в общественное языковое сознание, носителем которого в данном случае выступает совокупная региональная языковая личность, то «Олимпиада.

Сочи-2014″ «есть не что иное, как событийный медиконцепт-инноват, активно внедряемый в жизнь с помощью системы СМИ, в том числе печатных. Исследовать событийный концепт-инноват в региональном дискурсивном пространстве возможно на основе анализа контекстов СМИ и данных респондентов (реакций, мнений, развернутых суждений), которые зачастую находятся под воздействием журналистского слова. Технология воздействия СМИ на сознание региональной языковой личности проанализирована нами в рамках лингвори-торической парадигмы с позиций трех группах параметров: пафосно-вербально-элокутивныхлогосно-тезаурусно-инвентивныхэтосно-мотивационно-диспозитивных. В рассмотренных контекстах-репрезентантах концепта представлены и охарактеризованы: пафос СМИ (восторженный / негодующий) — ассоциативно-вербальная сеть, включающая лексические и синтаксические операцииэлокуция, характеризуемая частотными тропами и риторическими фигурамилогос, подразумевающий деление ассоциативно-интерпретативных компонентов ИС на две группы по принципу «тезис / антитезис" — тезаурус, опирающийся на прецедентные феномены, известные массовому читателюинвенция, представленная системой ИС, различающихся содержательно-смысловым наполнениемэтос, выражающий позицию власти и жителей Сочимотивация, направленная на использование концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в качестве долговременного информационного повода, позволяющего активно воздействовать на реципиентадиспозиция, выражающаяся в доминировании нейтральных и мелиоративных / пейоративных контекстов в разные периоды освещения в СМИ анализируемого медиаконцепта-инновата.

Контексты СМИ — репрезентанты событийного медиаконцепта-инновата «Олимпиада «Сочи-2014» «- дифференцированы нами в соответствии с тремя принципами: периодизации, сегментации, векторизации. При этом учитывались такие факторы, как особенности содержания и функционирования концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «в разные временные отрезки (до / после признания Сочи столицей Зимних Олимпийских Игр) — тематическое разнообразие проблем, освещаемых в СМИ в связи с Олимпиадойналичие двух полярных коннотативных полюсов и соответствующих векторов интерпретации содержательно-смыслового поля концепта-инновата (мелиоративный / пейоративный), обнаруживаемых на фоне нейтральных лексических реализаций. Если для первого исследуемого периода «олимпийской гонки» (2005;2007 гг.) доминирующим инвентивным сегментом является ИС «Заявка», то для второго (2007;2010 гг.) характерен целый спектр ИС: «Капиталовложения», «Строительство олимпийских объектов», «Городская инфраструктура», «Экология», «Федеральная власть», «Региональная и местная власть», «Сочинцы», «Специалисты», «РЯ-деятельность», «Контроль», «Безопасность», «Спорт».

Выявление базового ядра и периферии, или интегральных компонентов и дифференциальных признаков, в двух формах репрезентации общественного языкового сознания в условиях социокультурной инновации — на основе сопоставления таких продуктов речемыслительного процесса региональной языковой личности, как корпус контекстов СМИ и результаты анкетирования респондентов, содержащих лексемы-репрезентанты событийного концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «, позволило сделать ряд общих выводов.

Как в устных реакциях респондентов, так и в письменных журналистских текстах широко представлено базовое ядро (интегральные компоненты) событийного концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «, включающее: 1) образный компонент: а) перцептивный: многолюдность, огромные спортивные комплексы и др.- б) когнитивный: спорт, актив, футбол, прогресс, иностранцы и др.- 2) интерпретационное поле: а) оценочную зону: реакции с положительными коннотациями (превалируют): отличноздорово, Оле — Оле — Оле! Россия, вперед!- спорт надо развиватьоздоровление нациивнимание всего мираа также ряд реакций с отрицательными коннотациями — бред полный, этого не должно быть, эх, мечты, мечтыгоре, бардак, выселение, апокалипсисбудут сносить домаповреждение хрупкой экологииузаконенное уничтожение Кавказского заповедника, перенаселение, выселение жителей, страдающие души и др.- б) утилитарную зону: олимпийские объекты останутся жителям, это способствует развитию круглогодичного курортного сезона, а значит и материальное состояние местных жителей улучшитсяприбыль от приезжихдостойная зарплата + стабильностьв) регулятивную зону: развитие инфраструктурыпоступление денег в казну городаобмен опытомг) социально-культурную зону: город станет красивееразвитие туризма на международном уровнетеперь мы сможем позиционировать Сочи на международном рынке спортивного туризмад) энциклопедическую зону: международный уровень, спортивные соревнования, олимпийские объектые) паремиологическую зону: не было печали, залезли не в свои сани.

К периферии (дифференциальным признакам реакций респондентов и контекстов СМИ) событийного концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «нами отнесено следующие особенности: 1) информационное содержание контекстов СМИ шире, так как включает те инвентивные сегменты, которые не представлены в реакциях респондентов («Федеральная власть», «Заявка») — 2) информационное содержание контекстов СМИ характеризуется вариативностью коннотаций, в отличие от реакций респондентов, фиксирующих, например, однозначное восприятие таких инвентивных сегментов, как «PR-деятельность» положительное (повышение престижа РФ) — «Экология» — отрицательное (уничтожение природы). Так, в СМИ, наряду с положительными и отрицательными, наблюдаются стилистически нейтральные контексты, а в реакциях респондентов при анализе аргументированного ответа наблюдается либо положительная, либо отрицательная оценка. Нейтральные же реакции (мне это безразлично, это меня не интересует и др.) присутствуют только в контекстах без аргументации, в противовес реакциям с положительными (отлично, супер и др.) и отрицательными (ужас, катастрофа, полный бред, кошмар и др.) коннотациями.

В работе ядро и периферия исследуемого концепта по результатам сопоставительного анализа охарактеризованы в рамках трех групп ЛР параметров. Проведенный анализ позволяет заключить, что совокупная региональная языковая личность как единый феномен включает в качестве своих компонентов «профессиональную» (представители журналистского сообщества, при освещении инновации транслирующие позицию редколлегии) и «непрофессиональ-нуя» («рядовые» сочинцы, выражающие свое личное мнение) — данные составляющие имеют как общие, так и дифференциальные признаки. При. характеристике их проявлений топ «противопоставление» используется в качестве инвен-тивной основы исследовательского дискурса на двух уровнях: во-первых, лежит в основе ЛР сопоставления двух форм бытования общественного языкового сознанияво-вторых, задает два полюса вариативных интерпретаций действительности согласно мелиоративному и пейоративному векторам речемысли-тельного процесса с соответствующими коннотативными доминантами.

В результате исследования предлагаются ориентировочные формулировки принципов, или закономерностей, бытования общественного языкового сознания на региональном уровне в условиях масштабной инновации с неоднозначными социально-экономическими и экологическими последствиями:

1. Принцип двух основных форм репрезентации той или иной инновации в качестве одноименного концепта-инновата в региональном дискурсивном пространстве, в общественном языковом сознании: позиции СМИ / мнения граждан — продуктов речемыслительного процесса с учетом двух основных составляющих совокупной региональной языковой личности, профессиональной (журналистское сообщество, транслирующее установки правящих сил — офиц. власти и олигархии) / непрофессиональной («рядовые» граждане, мыслящие в рамках структуры концепта-инновата: а) исходя из личных наблюдений и опытаб) в рамках внедряемого медиаконцепта).

2. Принцип структурного единства регионального дискурсивного пространства, общественного языкового сознания в его территориальной модификации, технологии риторического воздействия дискурса СМИ в решках трех групп ЛР параметров: пафосно-вербально-элокутивных, логосно-тезаурусно-инвентивных, этосно-мотивационно-диспозитивных.

3. Принцип ведущей роли СМИ в оценке и интерпретации инновационного проекта для общественного языкового сознания в условиях корреляции характеристик региональных СМИ в аспекте свободного выбора точки зрения в освещении того или иного медиаконцепта и мнений граждан (позиции власти / владельцев изданий / простого населения).

4. Принцип мелиоративной / пейоративной поляризации интерпретаций внедряемой инновации с неоднозначными социально-экономическими и экологическими ттоспедг. твиями к ттексико-семантическом наполнении стоуктуюы одг-1 — ~. 1. щ/ У х ноименного концепта по антитезисной модели топа «противопоставление» «Добро (польза) / Зло (вред)».

5. Принцип инвентивной дифференциации лексико-семантического поля концепта-инновата с выделением базовых инвентивных сегментов как опорных пунктов альтернативных интерпретаций действительности.

6. Принцип диспозитивного выдвижения инвентивных сегментов: а) наиболее характерных для периода прогнозирования инновации и периода ее реального внедрения (временной аспект архитектоники регионального дискурсарепрезентанта концепта-инновата) — б) наиболее показательных с точки зрения избранной коннотативной доминанты (положительная /отрицательная) для интерпретации концепта-инновата в мелиоративном или пейоративном ключе (оценочный аспект архитектоники регионального дискурса).

7. Принцип элокутиеного насыщения структуры концепта-инновата лексемами с положительными / отрицательными коннотациями на фоне нейтральной лексики как «денотативной» в аранжировке (для СМИ) тропов и фигур специализированных технологических средств речевого воздействия.

Подводя итог, можно сделать вывод о ведущей роли СМИ в формировании основных когнитивных и культурных граней концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «. Именно СМИ способствуют максимально быстрому расширению познавательных границ языковыми средствами, эффект от которых очевиден на примере диаметрально противоположных точек зрения. Налицо зависимость сферы концепта-инновата от складывающейся социально-экономической ситуации вокруг подготовки олимпийских игр, от позиции и роли власти, как местной, так и федеральной, от того, насколько эффективно будет представлены эта позиция в средствах массовой информации, а также от темпов ускорения информационного обмена. Если условно-позитивные стороны концепта «Олимпиада «Сочи-2014» «отражают мнения власти, то негативные — мнения общественных деятелей и населения города Сочи. Исследование ЛР аспектов репрезентации в региональном дискурсивном пространстве концепта «Олим-пиаля «Сочи-2014» «позволяет внести вклад в оазоаботку теооетико ' А, А •> X методологических проблем бытования общественного языкового сознания в условиях внедрения социокультурного феномена инновационного типа на примере дискурсивной ситуации Большого Сочи. Это имеет важное значение для языкознания и гуманитарной науки в целом, позволяет делать практикоориен-тированные выводы в социокультурном плане и образовательном аспекте.

Перспективы усматриваются в дальнейшем развитии теории региональной языковой личности, территориальной модификации общественного языкового сознанияв рассмотрении стратегии и тактики СМИ в формировании общественного мнения в условиях инновации с неоднозначными последствиями на новом фактическом материалепри анализе других концептов-инноватов дискуссионного характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (К вопросу о предмете социолингвистики). Л., 1975.
  2. О.В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: МГУ, 2003. С. 89−99.
  3. Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002. 394 с.
  4. Ю.Д. Избранные труды: В 2-х томах. М.: Языки русской культуры, 1995. 766 с.
  5. Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993. С. 3−7.
  6. Н.Л. Лискуос // Большая Российская энциклопедия 2002.* г 1 г i у х
  7. Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
  8. Аскольдов, С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. проф. В.П. Не-рознака. М.: Academia, 1997. С. 262−269.
  9. А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. Автореф. докт. фил. наук. Воронеж: ВГУ, 1998.42 с.
  10. А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 360 с.
  11. В. П. Психолингвистика. М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2009. 416 с.
  12. H.A. Очерки по теории и истории риторики. М.: Наука, 1991. 213 с.
  13. Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1980. 318 с.
  14. Г. И. Современная лингводидактика: Учебное пособие. Калинин: Изд-во КГУ, 1980.61 с.
  15. В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. М.: ЛКИ, 2008. 280 с.
  16. H.H. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2000.172 с.
  17. Е.Л. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние // Pro et Contra. Том 5. № 4. 2000. С. 61−81.
  18. А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.
  19. А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. 411 с.
  20. В.В. Опыты риторического анализа // О художественной прозе. М., 1980. С. 120−146.
  21. A.A. Основы риторики. М.: Академический проект, 2003. 302 с.
  22. С.Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. Серия лит-ры и языка 2001. Т. 6. № 6. С. 47−58.
  23. С. Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17. Вып. 2. Краснодар, 2003. С. 268−276.
  24. С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Матер. Межвуз. сб. науч. тр. «Теоретическая и прикладная лингвистика». Вып. 3. Воронеж, 2002. С. 79−95.
  25. A.A. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Монография. Сочи: СГУТиКД, 2000. 319 с.
  26. A.A. Теория текста: Антропоцентрическое направление. М., 2005. 367 с.
  27. Т.А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство. Ижевск: Удмурт, ун-т, 2006. С. 4415.
  28. В.В. Журналистика. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. М.: КноРус, 2009. 491с.
  29. Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.-Харьков, 2001.
  30. Е.И. Языковое сознание: тендерная парадигма. М.-Харьков: ИД «ИЖЭК», 2003. //textology.ru/article.aspx?ald=43
  31. A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. Монография. М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. 336 с.
  32. Л.А. Концепт, или Отчего Америка концепт, а Финляндия -нет? // Филолог. 2002, № 1. С. 56−58.
  33. Е.С. Языковые средства презентации системно-структурной организации события как глобальной категории политического газетного текста. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Ставрополь, 2010. 24 с.
  34. С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004. 288 с.
  35. В.З. Семиотика событийности в СМИ // Язык средств массовой информации. Часть 2. М.: МГУ, 2004. С. 126−159.
  36. Ю.Д. Социальная лингвистика. К основам общей теории. М., 1977.
  37. Д.Д. Влияние средств массовой информации на политическую ситуацию (на примере предвыборных кампаний в Краснодарском крае в 19 962 005 гг.). Автореф. дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 24 с.
  38. Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Едиториал УРСС, 2005. 288 с.
  39. Т.С. Информационный подстиль //Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: МГУ, 2003. С. 290−318.
  40. Т.И. Социолект: стратификационное исследование. Автореф.. дис. д-ра филол. наук. СПб., 1995. 50 с.
  41. Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. С-Пб.: Алетейя, 2003.
  42. C.B. Дискурс современной прессы как смысловое поле формирования ценностных ориентиров коллективной языковой личности (микрокон-цептосфера «Богатство»). Дис.. канд. филол. наук. Нальчик, 2009. 270 с.
  43. A.C., Ворожбитова A.A. Дискурсивное пространство Сочинского региона как объект лингвориторического исследования: Монография. Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. 212 с.
  44. И. Языковое сознание // Постмодернизм. Словарь терминов. http://terme.rU/dictionary/l 79/word/%DF%C7%DB%CA%CE%C2%CE% C5+%D 1%CE%C7%CD%C0%CD%C8%C5/
  45. JI.Г. Композиционная поэтика публицистики: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. 144 с.
  46. В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. 1996. С.3−16.
  47. В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград, 2001. С. 3−16.
  48. В.И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 75−80.
  49. В.И., Стернин И. А. Предисловие // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. С. 5−6.
  50. В.И. Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009. 406 с.
  51. Ю.Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 3−8.
  52. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002. 264 с.
  53. Ю.Н. От структуры ассоциативного словаря к структуре языковой способности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Филология. Журналистика. 1994а. № 1. С. 15−26.
  54. P.C. Когнитивные и зпистемические аспекты представления мира в языке (на материале кабардинского, русского и английского языков). Авто-реф. дис.. докт. филол. наук. Нальчик, 2010. 50 с.
  55. П.Н. Информационная культура общества. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: РАГС, 2010. 208 с.
  56. А.Г. Теория и практика массовой информации. М.: КНОРУС, 2009. 432 с.
  57. Н.И. Интенциональные категории публицистического текста: на материале периодических изданий 2000−2008 гг. Автореф. дис.. докт. фи-лол. наук. М., 2008. 57 с.
  58. Н.И. Общие особенности публицистического стиля // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: МГУ, 2003. С. 269 289.
  59. М.А. Новостной анонс в сети Интернет как речевой жанр дискурса СМИ. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Ижевск, 2009. 25 с.
  60. В. В. Философия русского слова. СПб.: ЮНА, 2002. 448 с.
  61. Г. В. Объективная картина мира в познании и в языке. М., 1990.
  62. М.Э. Критерии выявления публицистических жанров // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: МГУ, 2003. С. 181 188.
  63. , О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо, 2003. 349 с.
  64. В.Г. Русский язык на газетной полосе. М.: Изд-во МГУ, 1971. 268 с.
  65. Ф. и др. Маркетинг мест. С-Пб.: Стокгольм, шк. эконом, 2005.
  66. В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
  67. Л.Е. Система журналистских жанров //Основы творческой деятельности журналиста/Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 125- 168.
  68. Н.Д. Система инвариантных знаковых языковых выражений событийных отношений // sun.tsu.ru/mminfo/63 105/335/image/335−018.pdf 2009. С. 18−24.
  69. Е.С. Язык и знание. М.: Языки славянской культуры 2004. 560 с.
  70. Е.С., Цурикова JI.B. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации. Часть 2. М.: МГУ, 2004. С.126−159.
  71. Е.М. Публицистический стиль: новые черты. М., 2008. 79 с.
  72. Т.А. К проблеме публицистического стиля и письменного дискурса СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 13 (194). Филология. Искусствоведение. Вып. 43. С. 94−98.
  73. A.A. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971. С. 7−19.
  74. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
  75. A.B. Специальные информационные операции и пропагандистские кампании // http://psyfactor.org/infops.htm 2011.
  76. A.A. К проблеме языковедческого описания публицистического функционального стиля // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: МГУ, 2003. С. 161−166.
  77. Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антол. / Под общ. ред. В. П. Нерознака. М., 1997. С. 280−287.
  78. E.H. Актуальность комплексного подхода к изучению языка и культуры // Язык и национальные образы мира. Матер. Междунар. науч. конф. (20−21 марта). Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. С. 231−233.
  79. М.Р. Риторика. М.: Изд. Центр «Academia», 1995. 256 с.
  80. С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центрконцепта. Архангельск, 1997. Вып. 1. С. 11−35.
  81. Е.Г. Русский спортивный дискурс: теория и методология лингвокогнитивного исследования. Автореф. дис.. докт. филол. наук. Омск, 2011 // http://dibase.ru/article/702 201 lmalyshevaeg
  82. , О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры / О. И. Марченко. М.: Наука, 1994. 191 с.
  83. В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2006. 296 с.
  84. А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10−11 классов общеобразоват. школ. М.: Просвещение, 1996. 416 с.
  85. Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект-Пресс, 2000. 207 с.
  86. JI.H. Антропологическая ниша в языковой науке / Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики: тез. докл. и сообщ. межд. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995. С. 11−12.
  87. В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск, 1998.
  88. В.П. Типы языковых реальностей: Ареальная общность. (Предварительные замечания) // Изв. РАН. СЛИЯ. Т. 48. 1989. № 5. С. 401−409.
  89. С.Е. Устная народная культура и языковое сознание (электронное издание). Ч. 2 // Интернет-ресурс, http://philologos.narod.ru/nikitina /Part02. htm
  90. K.B. Технологии речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ (на материале газет США). Дис.. канд. филол. наук. Уфа, 2006. 197 с.
  91. Л.Б. Синхронная социолингвистика. М.: Наука, 1976. 168 с.
  92. Л.Р. Когнитивные основания организации синонимического ряда // Филология и культура: Матер. 3-й Междунар. науч. конф. 16−18 мая 2001 г. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. Ч.З. С. 4819.
  93. Олимпийские игры // http://ru.wikipedia.org/wiki/
  94. О.В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиа-концепта // Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 6 (96). С. 78−82.
  95. О. В. К проблеме изучения медиаконцептов в современной лин-гвоконцептологии // Взаимодействие языка и культуры в коммуникации и тексте: сб. науч. ст. Вып. 10. Красноярск, 2010а. С. 93−97.
  96. O.B. Миромоделирующий потенциал регионально маркированного медиаконцепта: концепт НЕФТЬ в томской медиасфере // Вестник ТГПУ. 201 Об.-Филология № 4(12). С. 33−41.
  97. О.В. Роль культурного и вербального прототипов в дискурсивно-стилистической эволюции медиаконцепта //Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 3 (105). С. 59−64.
  98. Е.Д. Скрытое воздействие средств массовой информации на массовое сознание как социально-философская проблема: Дис.. канд. филос. наук. М., 2004. 154 с.
  99. М.И. Эффективная коммуникация: история, теория, практика. Словарь-справочник. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 960с.
  100. И.М. Концепт «столица» как основание для конструирования образа территории (на материале пермских печатных СМИ) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология, журналистика. -2007. Вып. 2. С. 201−205.
  101. М.В. Методология концептуальных исследований // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. С. л л 1 а1 -г—XJ.
  102. Е.В. Прагматика современного газетного текста // Русская речь. 2006. № 3. С. 8−82.
  103. М.В. Печатные СМИ как фактор социализации массового сознания в условиях информатизации российского общества: социолого-синергетический подход. Дис.. канд соц. наук. М., 2007. 230 с.
  104. З.Д. Концептуальная природа абстрактных понятий // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2003, № 1. С. 132−141.
  105. З.Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT, Восток-Запад, 2007. 315 с.
  106. Попова 3. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 191 с.
  107. Н. «А теперь, . о другом ."// Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. М.: Авантиплюс, 2004. С. 273−283.
  108. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Л.: ЛГУ, 1987.
  109. И.И. Региональное языковое сознание как основа модели региональной языковой личности // Вестник ОГУ. 2005. № 11. С. 106.
  110. A.B. Анаграммы как явление языка: Опыт системного осмысления. М.- Пенза: Ин-т языкознания РАН, 111 НУ им. В. Г. Белинского, 1995. 380 с.
  111. A.B. Языковая личность в плане субстратного подхода // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сб. статей- Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: Ин-т языкознания РАН, 1998. С. 23−29.
  112. С.С. Концепт „Событие“ и способы его вербальной репрезентации в СМИ. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. СПб., 2006. 22 с.
  113. Ю.В. Общая филология. М.: Фонд „Новое тысячелетие“, 1996. 326 с
  114. Ю.В. Теория риторики: Издание 2-е, испр. М.: Добросвет, 1999. 482с.
  115. Л.С. Влияние СМИ на общественное сознание лингвистическими средствами: Дис.. канд. филол. наук. М., 2007. 158 с.
  116. С.А. Лингвистический анализ новостных газетных статей (оценочный аспект). Автореф. дис.. канд. филол. наук. Тамбов, 2007. 22 с.
  117. А.П., Копнина Г. А. Экспрессивные средства в языке современной газеты // Язык средств массовой информации. Часть 2. М.: МГУ, 2004. С. 285−306.
  118. Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование // Вестник ВГУ. Серия „Лингвистика и межкультурная коммуникация“. Воронеж, 2004. № 1.С. 29−34.
  119. З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие / З. С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Савова, O.A. Сальникова. М.: Флинта: Наука, 2009. 320 с.
  120. Т.Н. Языковая личность как методологическая проблема / Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики: тез. докл. и сообщ. межд. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995. С. 36−37.
  121. Г. Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе // Stylistika. Opole 1995. IV. С. 152−163.
  122. Г. Я. Практическая стилистика русского языка. М.: Издательский центр „Академия“, 2006. 304 с.
  123. Г. Я. Публицистический стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 312−315.
  124. Г. Я. Стилистика публицистической речи // Язык средств массовой информации. Часть 2. М.: МГУ, 2004. С. 268−284.
  125. Средства массовой информации постсоветской России / Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, И. И. Засурский. М.: Аспект Пресс, 2002. 303 с.
  126. Ю. С. Константы. Словарь русской культуры (Опыт исследования). М.: Школа „Языки русской культуры“, 1997. 824 с.
  127. Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века. Сб. статей. М.: РГГУ. 1995. 432 с.
  128. И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1979. 150 с.
  129. И.А. Язык и национальное сознание // Логос. 2005. № 4 (49). С. 156−170.
  130. И.А. Коммуникативное и когнитивное сознание // С любовью к языку: Сб. науч. тр. М.- Воронеж, 2002. С. 44−51.
  131. Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М.: Изд-во „Европа“, 2007. 473 с.
  132. В.А. Язык СМИ как объект филологического исследования и как предмет медиалингвистики // Язык средств массовой информации: сб. обзоров: отв. ред. H.H. Трошина. М., 2007. С. 14−30.
  133. B.B. Концепты „жизнь“ и „смерть“ в системе языка и сознании разноязычных носителей (на материале фразеологизмов): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Кемерово, 2008. 21 с.
  134. В.Н. Коннотация // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 236.
  135. Теоретические проблемы социальной лингвистики. М., 1981.
  136. A.B. Инновация как социокультурный феномен. Автореф. дис.канд. философ. наук. М., 2006. //http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/abstract/TerkinaAV/
  137. A.A. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2010. 352 с.
  138. Н.И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.,
  139. АПТ /"I О f?. Т1С 1у7 i. juu-j1j.
  140. H.A. Эмотивный смысл высказывания и операторы его порождения // URL: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/trofimoval l78154160.pdf. 2011
  141. Устав города Сочи Краснодарского края. Сочи, 2004. 55 с. // Официальный сайт Городского Собрания Сочи, http://www.gs-sochi.ru/?m=5
  142. P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2001. 320 с.
  143. Н.Ю., Ворожбитова A.A. Лингвориторические параметры российского эзотерического дискурса рубежа XX-XXI вв.: Монография. Сочи: РИО СГУТиКД, 2005. 116 с.
  144. З.К. Лингвориторические параметры советского официального дискурса периода Великой Отечественной войны (на материале передовыхстатей газеты „Правда“)»: Дис.. канд. филол. наук. Сочи: СГУТиКД, 2007. 212 с.
  145. A.M. Политические манипуляции, или покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 144 с.
  146. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / Ин-т языкознания- Отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1991. 214 с.
  147. Черепанова JI. J1. Дискурс региональных СМИ: психолингвистический аспект. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Пермь, 2007. 20 с.
  148. JI.O. Гештальтная структура абстрактного имени // НДВШ. 1995. № 4. С. 73−84.
  149. , JI. О. Термин «дискурс»: поиски означаемого / JI. О. Чернейко // Вестник МГУ. Серия 10, Журналистика. 2006. № 2. 34−41
  150. Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России: Автореф. дис. канд. филол. наук. Барнаул, 2005. 36 с.
  151. Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 296 с.
  152. Что такое «инновации»? 2011 // http://www.dist-cons.ru/modules/innova/seetionl .html
  153. C.B. Формирование социальной оценки (на материале спортивного дискурса): Автореф. дис. канд. филол. наук. Ижевск, 2010. 26 с.
  154. А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1977.
  155. А.Ю. Дискурсивный анализ материалов массовой коммуникации // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Вып. 1. Ростов н/Д: ИУ-БиП, 2002. С. 185−192.
  156. В.Я. Событие и текст. М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
  157. Е.И., Арчакова Е. С. Тезаурусные связи и структура концепта // Язык, коммуникация и социальная среда. Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 2002. Вып. 2 С. 19−25.
  158. М.И. Журналист и его произведение. М., 1998. 96 с.
  159. Этнокультурная специфика языкового сознания. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2003. Изд. 2-е. 256 с.
  160. Язык и национальное сознание. Вып. 1. Воронеж, 1998. 198 с.
  161. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воронеж, 2002.
  162. Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: ИЯ РАН 1993. 174 с.
  163. Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. М.: Флинта: Наука. 2008. 232 с.
  164. Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. 320 с.
  165. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 2001. 576 с.
  166. Большая олимпийская энциклопедия. Т. 1−2 /' Автор-составитель В Л. Штейнбах. М.: Олимпия Пресс, 2006. 784+968 е.: ил.
  167. Большая российская энциклопедия. 2007. Т. 9. 767 с.
  168. Большая энциклопедия: В 62 томах. Т. 33. М.:ТЕРРА, 2006. 592 с.
  169. Большой Толковый словарь русского языка / Составитель и главный редактор С. А. Кузнецов. СПб.: НОРИНТ, 1978. 1536 с.
  170. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины / Под ред. А. Ф. Трешникова. М.: Советская энциклопедия, 1986. 432 с.
  171. JI.JI., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. Изд. второе, испр. и доп. М.: Высшая школа, 1995. 188 с.
  172. Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: МГУ, 1997. 245 с.
  173. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
  174. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия: РИПОЛ классик, 2004. 1456 с.
  175. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М., 1984.
  176. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1993. 960 с.
  177. С.Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., испр., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  178. Д. Е., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 339 с.
  179. Словарь ассоциативных норм русского языка (САНРЯ) / Под ред. A.A.тт и я и im т 1 rmi—i
  180. Леонтьева, ivi.: ivn у, 1У/ / .
  181. Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. ред. В. В. Бурцева, Н. М. Семенова. 4-е изд., стереотип. М.: Русский язык Медиа, 2007. 817 с.
  182. Словарь методических терминов / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. Языковая концептуализация мира. М., 1997.
  183. Словарь по экономике и финансам // http://slovari.yandex.ru/~KHHra/ Экономика%20и%20финансы
  184. Словарь русского языка в 4-х томах. Т. IV. М.: Русский язык, 1988. 603 с.
  185. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. 590 с.
  186. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильчев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев. М.: Советская Энциклопедия 1983. 840 с.
Заполнить форму текущей работой