Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические основы и условия развития малого предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России процесс реформирования экономики в исследуемый период (19 862 000 годы) происходил в сложных условиях противоборства старой административно-командной системы и новой, формирующейся системы государственного и муниципального управления. Особенно сильное негативное влияние противоборство оказывало на начальном этапе реформ в 1991;1993 годы. Положение усугублялось тем, что у руководства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические основы малого предпринимательства и концепция его развития в Российской Федерации
    • 1. 1. Развитие теоретических представлений о сущности предпринимательской деятельности
    • 1. 2. Роль, функции и место малых предпринимательских структур в системе рыночного хозяйства
    • 1. 3. Концепция развития малого предпринимательства при переходе к рыночным отношениям в России
  • Глава II. Исследование основных тенденций и проблем развития малого предпринимательства в процессе реформирования экономических отношений и систем управления
    • 2. 1. Тенденции развития малого предпринимательства в условиях изменения отношений собственности и приватизации
    • 2. 2. Становление и развитие сектора малого предпринимательства в российской экономике и его роль в решении актуальных проблем переходного периода
    • 2. 3. Вклад сектора малого предпринимательства в российскую экономику. Интересы предпринимателей и проблемы их реализации
  • Глава III. Государственная поддержка и регулирование малого предпринимательства как основа и необходимое условие функционирования рыночной экономики
    • 3. 1. Орга I / из, а и ион но-прае о вые и экономические основы создания системы государственной поддержки предпринимательской деятельности
    • 3. 2. Цели и приоритеты государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • 3. 3. Взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и объединений предпринимателей в развитии малого предпринимательства
  • Глава IV. Развитие региональной системы государственной поддержки малого предпринимательства (на примере Санкт-Петербурга)
    • 4. 1. Формирование инфраструктуры, организационных и экономических условий для развития малого предпринимательства в регионе
    • 4. 2. Особенности развития малого предпринимательства как важнейшей составляющей производственно-хозяйственного комплекса Санкт-Петербурга
    • 4. 3. Организация и основные элементы региональной системы государственной поддержки малого предпринимательства в сфере производства

Организационно-экономические основы и условия развития малого предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создание благоприятных организационно-экономических основ и условий для развития малого предпринимательства в ближайшее время и в долгосрочной перспективе может стать важнейшим фактором устойчивого социально-экономического роста и способствовать прогрессивному, динамичному развитию страны. Прежде чем занять достойное положение в группе стран — мировых лидеров экономики, Россия должна создать собственный развитый внутренний рынок, на котором главным действующим лицом станет цивилизованный предприниматель. В экономический оборот должна быть введена энергия частной инициативы и личного интереса всех российских граждан, имеющих желание и способности заниматься предпринимательством.

За период реформ в этой важнейшей сфере жизни общества были достигнуты существенные результаты. В России сформировался сектор малого предпринимательства, в котором производилось к 1999 г. около 12% ВВП1. Вместе с тем, и это обуславливает особую актуальность данной темы исследования, в малом предпринимательстве с середины 1990;х гг. обозначились серьезные проблемы, прекратился рост его доли в валовом внутреннем продукте, возникли нежелательные тенденции и факторы, оказывающие сдерживающее влияние. Развитие малого предпринимательства пошло по двум направлениям: первое направление — официальный, регистрируемый сектор, в котором произошло ухудшение основных параметров (сокращение численности занятых в целом, уменьшение получаемой прибыли, сокращение численности работающих на одном малом предприятии и другие) — второе направление — теневой, неучтенный в официальных показателях объем выполняемых работ (неучтенные доходы, зарплата, скрытая занятость и т. д.), который составлял более 25% ВВП2.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. // Российская газета. 1999. 31 марта. С. 4. Иванов Ю&bdquoМасанова И. Система национальных счетов в российской статистике // Вопросы экономики. 2000. № 2. С. 126.

Причины подобного положения заключаются в противоречивости политики государственного регулирования малого предпринимательства и жесткости мер налогового, финансового, экономического, административного характера, ставших барьерами на пути развития цивилизованного предпринимательства. Это препятствовало осуществлению предпринимательством своих функций в обществе, в том числе по решению важнейших социальных проблем (занятость, свобода выбора экономической деятельности, реализация способностей и всестороннее, гармоничное развитие личности и т. д.).

Во многом данное положение было связано с отсутствием целостной экономической стратегии и политики, современных концептуальных положений и действенной системы мер по поддержке малого предпринимательства с учетом традиционной российской непоследовательностью в проведении реформ, а также спецификой переходного периода (отсутствие согласия в общественевключенность большого количества людей в проводимые преобразованияжесткие подавляющие меры макроэкономического воздействияслабая обеспеченность предпринимателей капитальными объектами ^ собственности и другие). Государство не обеспечило благоприятные условия для развития предпринимательской активности в цивилизованном русле.

Следует констатировать, что политика государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности, являющейся базой успешного реформирования российской экономики, осуществлялась интуитивно, методом проб и ошибок, без всестороннего теоретического и методологического обоснования. Попытки использования зарубежных рецептов не дали ожидаемых результатов. Определенную проблему представляет невозможность прямого использования исторического опыта, традиций и культуры российского предпринимательства и меценатства в нынешних условиях.

Таким образом, логично констатировать, что в 90-е гг. в России еще не сложились ни достаточные экономические условия и стимулы, ни эффективная организационная среда деятельности малого предпринимательства.

В этой связи возникает необходимость глубокого исследования и анализа сложившегося в секторе малого предпринимательства положения и разработки научно аргументированных концептуальных организационноэкономических основ дальнейшего развития предпринимательской деятельности в России.

Состояние научной разработанности темы. Процессам развития индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса, анализу условий функционирования этого сектора экономики посвящено достаточно много фундаментальных научных работ, монографий, книг, статей, раскрывающих теоретические и практические вопросы становления, развития и укрепления сектора предпринимательской экономики. Если говорить о классиках экономической мысли, то актуальные и сегодня для данной проблематики положения, принципы, выводы высказывались целым рядом ученых: от Р. Кантильона, А. Смита и Д. Рикардо до А. Файоля, Д. Кейнса и Д. Кларка. Общая теория современного предпринимательства, методология выработки и реализации политики его государственной поддержки и регулирования исследуются в трудах зарубежных ученых М. Вебера, Д. Гэлбрейта, Л. Мизеса, А. Ослунда, П. Самуэльсона, М. Фридмена, Ф. Хайека, Р. Хизрича, В. Хойера,.

A. Хоскинга, И. Шумпетера, К. Эклунда, Л. Эрхарда и др.

Особенно большое внимание изучению современного предпринимательства уделяется учеными Англии, Германии, США, Японии. Во многих работах акцент делается на вопросах регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса на правительственном и муниципальном уровнях. Феномен свободного предпринимательства, создавший рыночное изобилие, возможности для реализации способностей личности и обеспечивший процветание развитых стран продолжают изучать многие современные зарубежные ученые, среди которых М. Питере, Б. Карлофф, Я. Корнай, Д. Мерсер. Содержательный практический опыт успешного предпринимательства содержится в трудах Н. Хилла, Д. МакКормака.

Вопросы теории и практики развития предпринимательства рассматриваются в трудах отечественных ученых, в том числе Л. И. Абалкина,.

B.Д. Ардзинова, А. И. Архипова, А. О. Блинова, Л. С. Бляхмана, И. П. Бойко,.

A.Л. Гапоненко, Ю. А. Львова, А. А. Одинцова, A.M. Омарова, Ю. М. Осипова,.

B.В. Радаева, П. В. Савченко, В. Ф. Уколова, Ф. И. Шамхалова, Е. Ф. Чеберко, В. М. Яковлева и др.

Теоретические вопросы отношений собственности, экономических интересов, экономических противоречий и функционирования рыночных механизмов получили развитие в исследованиях В. Н. Афанасьева, А. Е. Бусыгина, Г. В. Горланова, Н. Д. Колесова, В. В. Куликова, В. А. Пешехонова, М. В. Попова, В. Т. Рязанова, И. К. Смирнова, И. И. Столярова, В. В. Цакунова и других авторов.

Отдельные аспекты формирования и развития предпринимательской деятельности анализируются в работах Г. Г. Богомазова, А. Н. Буянкиной, А. В. Виленского, Ю. М. Ипатова, Б. Н. Ичитовкина, М. Г. Лапусты, И. И. Разумновой, Ф. Ф. Рыбакова, JI.C. Тарасевича, A.M. Ходачека, А. Ю. Чепуренко, Ю. И. Юданова и др.

Некоторые выводы отечественных и зарубежных ученых, государственных служащих и специалистов по данной проблематике нашли отражение в материалах, докладах и исследованиях международных организаций, в документах I Всероссийского съезда представителей малых предприятий (19−21 февраля 1996 г.), конференции «Малый бизнес — база экономических и политических реформ в России» (9−10 декабря 1996 г.), II международной конференции «Малое и среднее предпринимательство в России» (25−27 сентября 1997 г.), а также II Всероссийского съезда представителей малых предприятий (27−28 октября 1999 г.). Состояние малого предпринимательства и меры по его государственной поддержке в Российской Федерации ежегодно, начиная с 1996 г., анализируются в докладах Государственного комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства, а с 1998 г. — в докладах Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Большинство монографий, книг, материалов и документов посвящены главным образом социально-экономическим, финансовым, отчасти организационным аспектам малого предпринимательства на начальных этапах его становления и развития. Остаются недостаточно изученными аспекты отношений собственности, экономических интересов, условий, факторов и стимулов предпринимательской деятельности. Требует научного осмысления дальнейшая стратегия государства по созданию организационно-экономических условий, способствующих широкому развитию частнопредпринимательской инициативы на базе эффективного управления собственностью. Не в полной мере раскрыты механизмы рыночных связей и взаимовыгодного сотрудничества малого предпринимательства с крупным и средним производством в процессе реструктуризации, реформирования предприятий и формирования рыночной инфраструктуры. Недостаточно исследованными остаются вопросы применения прогнозирования и стратегического планирования, методов моделирования и программирования в управлении малым предпринимательством. Наконец, мало изученными остаются роль и функции регионального управления в поддержке и регулировании малого предпринимательства.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость темы, а также ее недостаточная разработанность предопределили цель и задачи исследования. Главная цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании концепции и разработке методологических основ дальнейшего развития малого предпринимательства как важнейшей социально-экономической сферы рыночной экономики, активно взаимодействующей с другими структурами экономической системы, инициативно способствующей прогрессивному, динамичному развитию страны, в исследовании новых форм и методов его организации, стимулирования, поддержки и регулирования на всех уровнях управления.

Такая целевая ориентация диссертации обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

— исследование подходов к оценке роли предпринимательства в социально-экономической системе общества в произведениях классиков экономической теории и трудах ученых-экономистов;

— обоснование концепции развития малого предпринимательства в России как важнейшей интегральной социально-экономической сферы рыночной экономики;

— уточнение государственной политики поддержки малого предпринимательства, разработка современных форм и методов его регулирования и развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления;

— формирование организационно-экономических механизмов государственной поддержки предпринимательства, основанных на развитии отношений собственности, кредитования, налогового регулирования, взаимодействия с крупным бизнесом, на обеспечении личного интереса и частнопредпринимательской инициативы;

— обоснование необходимости создания системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого предпринимательства и развития ее учебно-методической базы, организации всеобщего обучения населения основам предпринимательской деятельности;

— обоснование необходимости усиления роли государства в формировании новой экономической культуры предпринимательской деятельности;

— создание и обоснование экономико-математической модели реализации взаимовыгодных интересов государства и предпринимательских структур;

— исследование эффективности реализации программ государственной поддержки малого предпринимательства и уточнение критериев их оценки;

— разработка, обоснование и апробирование региональной системы государственной поддержки малого предпринимательства;

— выявление и обоснование перспективных направлений научных исследований, углубляющих и развивающих теорию, методологию и практику малого предпринимательства.

Объект исследования — малое предпринимательство как важнейшая социально-экономическая сфера народного хозяйства Россиидеятельность государственных и местных органов управления по его поддержке и регулированию в процессе перехода к рыночной экономике.

Предметом исследования выступают: организационно-экономические основы и условия развития малого предпринимательства, принципы разработки политики его государственной поддержки, регулирования, формы и методы ее реализации, а также результаты воздействия мер поддержки и регулирования на состояние сектора малого предпринимательства в процессе формирования рыночных отношений.

Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические взгляды и концепции ученых, глубоко исследовавших объективные законы экономического развития (отношения собственности, экономические интересы, роль и место государства в регулировании экономики, экономические противоречия, сущность и содержание экономического поведения субъектов хозяйствования), достижения отечественной и мировой мысли в области теории и практики предпринимательства, прикладные разработки по данной проблеме. Кроме того, диссертант опирается на официальные документы: законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие документы по вопросам государственной поддержки и развития предпринимательства, программы, а также на обобщение опыта становления и развития предпринимательства в России. При работе над диссертацией применялись методы научного обобщения, системного анализа, социологических обследований, экспертных оценок, экономико-математического моделирования, экономического, исторического и логического анализа, прогнозирования взаимодействия предпринимательской экономики и государственного управления.

В качестве информационной базы использованы статистические данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике, данные федеральных и региональных органов управления, передовой опыт субъектов Российской Федерации, данные о состоянии предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой, различные аналитические и справочные материалы.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе данного исследования, состоят в следующем:

• Сформулирована и научно обоснована интегральная концепция государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, адаптированная к современным условиям социально-экономического развития России в части целей, критериев, организационно-экономических, правовых, административных и других аспектов и факторов государственной политики в сфере предпринимательской деятельности. В основе концепции лежит учет взаимных интересов государства и предпринимателей по оздоровлению сектора малого предпринимательства.

Исследована социально-экономическая функция малого предпринимательства в России, которая в условиях отсутствия бюджетного финансирования, издержек и противоречий переходного периода помогла обеспечить вторичную занятость и выживаемость работников промышленности, строительства, науки, образования, культуры и других отраслей хозяйства, во многом снизила социально-экономическую напряженность в стране и ослабила действие негативных процессов (безработица, неплатежи, инфляция, разрушение экономических связей, перераспределение собственности, бюджетный дефицит и т. д.).

Выявлена и обоснована интегрирующая роль предпринимательства, укрепляющего своей деятельностью единое экономическое, правовое, информационное пространство России, обеспечивающего целостность Российского государства. Это обусловлено экономическими интересами предпринимателей, поскольку они в полной мере реализуются на едином развивающемся внутреннем российском рынке.

Исследованы и систематизированы факторы и условия, влияющие на развитие малого предпринимательства в России при переходе к рыночным отношениям, в частности введение частной собственности, свобода экономической деятельности, конкуренции, создание правовых, экономических и организационных основ, способствующих развитию предпринимательства в цивилизованной форме, стабильность принятого законодательства, устранение правовых, экономических и административных барьеров, сдерживающих развитие частной инициативы, эффективная правовая защита предпринимателей, проведение гибкой, стимулирующей цивилизованное развитие налоговой политики, эффективная государственная поддержка и регулирование малого предпринимательства и т. д. Разработана экономико-математическая модель и методика расчета возможностей выхода предпринимательских структур из теневого сектора за счет одновременного создания общих организационно-экономических условий, благоприятствующих цивилизованному предпринимательству, и ужесточения мер административно-правового характера за незаконную предпринимательскую деятельность.

В диссертации предложена и обоснована структура элементов, обеспечивающих формирование новой экономической культуры предпринимательства, обеспечивающей внедрение в России общепринятых международных правил и норм деловой этики. Для этого, по мнению автора, необходимы разработка фундаментальных методологических и теоретических основ предпринимательстваизучение и распространение мирового опыта цивилизованного предпринимательствасоздание законодательной базы и экономических условий, благоприятных для свободного предпринимательствадоверие и уважение к предпринимателям в обществевсеобщее обучение российских граждан, начиная со школьного возраста, основам предпринимательства и внесение в сознание российских граждан важности и необходимости соблюдения законодательства, выполнения принятых обязательств и обеспечения надежности добросовестных партнерских отношений.

В ходе исследования установлено, что успешно и эффективно на первом этапе перехода к рыночным отношениям развивалась внебюджетная предпринимательская деятельность (высших учебных заведений, учреждений науки, культуры, здравоохранения и пр.), обеспечившая наиболее полное использование производственно-технологических мощностей и ресурсов, повышение доходов персонала, обновление оборудования. В 1994;2000 гг. доходы от предпринимательской деятельности многих учреждений, учебных заведений в 5−10 раз превышали объемы бюджетного финансирования. Многие коллективы не только выжили в трудных условиях переходного периода, но и обеспечили устойчивое развитие своей деятельности.

В дополнение к существующим программам государственной поддержки и развития малого предпринимательства диссертантом предложен ряд конкретных организационно-экономических мероприятий (на 20 002 004 гг.), отличительной особенностью которых является ориентация поддержки не столько на предоставление субсидий, адресных льгот, сколько на создание общих благоприятных условий для развития предпринимательства. Среди этих мер: совершенствование и дальнейшее развитие нормативно-правовой базысоздание благоприятной для предпринимательства экономической среды через налоговую систему, развитие отношений собственности, арендные отношения, доступность кредитования и инвестирования, участие в выполнении государственных заказов, развитие гарантийных фондов, формирование инфраструктуры рынка, информационное обеспечение, развитие свободных экономических зон, лизинга, франчайзинга, траста и других рыночных механизмовподдержку государственных вузов, ведущих обучение кадров для рыночной экономики через бюджетное финансирование и государственный заказгибкость системы приоритетов и разнообразие форм поддержки применительно к разным отраслям, категориям предпринимателей и этапам их деятельностисодействие развитию саморегулирования и саморазвития предпринимательства через их союзы, общественно-политические движения и объединениярасширение прав и возможностей субъектов федерации и местного самоуправления в поддержке предпринимательства при сохранении единства целей, задач, правового, экономического, информационного пространства российского государствасодействие внедрению современных технологий предпринимательствасоздание базовых территорий и регионов для тиражирования, распространения и внедрения передового опыта развития предпринимательства.

Разработана и апробирована региональная система государственной поддержки малого предпринимательства, позволившая обеспечить целенаправленное воздействие органов власти на сферы предпринимательской деятельности в регионе и благоприятно влиять на развитие социально-экономической ситуации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения были использованы при разработке программы государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге и при подготовке проекта закона «О муниципальной поддержке предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге». Материалы диссертации были включены в научные отчеты, выполненные преподавателями СевероЗападной академии государственной службы по договорам с Комитетом экономики и промышленной политики администрации Санкт-Петербурга в 1998 и 1999 гг. Сформулированные теоретические выводы и предложения могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем развития предпринимательства, при подготовке законодательных и нормативных документов, программ поддержки предпринимательства в России, а также при подготовке модельных законов, определяющих государственную поддержку предпринимательства в странах Содружества Независимых Государств и в Союзе Белоруссия-Россия.

Некоторые рекомендации автора были реализованы в процессе разработки программ государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации (Ленинградская область, Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская область, Республика Коми, Мурманская область).

Материалы диссертации вошли в программы и используются в учебном процессе кафедры политической экономии Северо-Западной академии государственной службы и экономических кафедр ряда вузов Санкт-Петербурга по курсам «Основы предпринимательства», «Государственная поддержка и регулирование предпринимательства», изучаемым по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Мировая экономика».

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на теоретических семинарах и научных конференциях в Российском гуманитарном институте при Санкт-Петербургском Государственном университете, в.

Северо-Западной академии государственной службы, в Институте проблем региональной экономики.

Ряд научных и практических результатов докладывались соискателем на международных научных конференциях в Москве, в Санкт-Петербурге, на семинарах в Стокгольме, в Линчепинге, в Берлине, на втором съезде предпринимателей в Санкт-Петербурге (16−17 ноября 1998 г.), на секции второго Всероссийского съезда представителей малых предприятий в Москве (28−29 октября 1999 г.).

По договору с Политехническим институтом в г. Тампере (Финляндия) для финских специалистов прочитан спецкурс по материалам диссертации «Организационно-экономические и правовые условия развития совместного предпринимательства в России». Осуществляется обучение государственных служащих, руководителей законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и предпринимателей Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Коми, Республики Карелия, Архангельской области, Вологодской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области.

Отдельные выводы и рекомендации исследования нашли применение в практике организации внебюджетной предпринимательской деятельности в ряде вузов Санкт-Петербурга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование организационно-экономических основ и условий становления и развития малого предпринимательства в России, как комплексного социально-экономического сектора экономики позволило сформулировать основные теоретические положения, обосновать конкретные выводы и предложения, суть которых заключается в следующем:

1. На основе анализа развития определений категории предпринимательства в трудах ученых-классиков можно утверждать, что на разных этапах исторического развития общества определение сути предпринимательства содержало те особенности хозяйствования, которые являлись ведущими на каждом конкретном этапе социально-экономического развития общества. Таким образом, предпринимательская деятельность являлась органической, сущностной составной частью всей хозяйственной системы государства. Категория «предприниматель» рассматривает этого человека как деятельного, рискующего, инициативного и важнейшего субъекта экономического развития общества. Смена концепции социально-экономического развития общества соответственно изменяет отношение к предпринимательской деятельности со стороны государства и общества. В соответствии с этим изменялись и организационно-экономические условия предпринимательской деятельности.

2. Сущность малого предпринимательства нами рассматривается в совокупности с такими факторами экономического поведения человека, как предприимчивость, экономический интерес, личный интерес, самореализация, творчество, самосовершенствование, инициатива. Все эти качества могут быть реализованы и дать большой экономический эффект при благоприятных организационно-экономических и правовых условиях, а обществе. Эти условия, которые определяет государственная экономическая политика, могут вызвать к активной предпринимательской деятельности большие производительные силы государства и стать привлекательными для развития межгосударственных экономических отношений. Это естественно способствует прогрессивному экономическому и социальному развитию общества.

В России процесс реформирования экономики в исследуемый период (19 862 000 годы) происходил в сложных условиях противоборства старой административно-командной системы и новой, формирующейся системы государственного и муниципального управления. Особенно сильное негативное влияние противоборство оказывало на начальном этапе реформ в 1991;1993 годы. Положение усугублялось тем, что у руководства государства отсутствовала научно обоснованная концепция перехода к рыночной экономике. Не было понимания сущности экономических преобразований у громадного большинства населения страны. Оно не было сознательным, заинтересованным участником проводимых сверху преобразований. В этих условиях должна была развиваться предпринимательская инициатива снизу, поставленная на благоприятную организационно-экономическую и правовую почву. Однако политика государственной поддержки малого предпринимательства носила интуитивный, несистемный характер. Органы власти на федеральном уровне были убеждены, что надо развивать предпринимательство, быстрее создать слой собственников, которые станут опорой в борьбе со старой командной системой управления и союзником в проведении рыночных реформ. Этот подход определял политику, цели и задачи программ государственной поддержки малого предпринимательства, однако, органам власти не удалось сформировать эффективные организационно-экономические механизмы реализации принятых решений, постановлений и программ. В общую концепцию действий Президента Российской Федерации и Правительства РФ по осуществлению реформ малое предпринимательство не было введено. Оно шло отдельно. Руководство страны продекларировало его поддержку и обеспечило минимальными и довольно противоречивыми правовыми актами (законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации). Но предприниматели не получили знаний, необходимой финансовой поддержки, достаточного количества объектов собственности крупного капитала, в крупное производство их не ввели, а средств на формирование рыночной инфраструктуры, способствующей развитию цивилизованного предпринимательства у государства не оказалось, поэтому ее формирование растянулось по времени.

Сложились условия, при которых предпринимательство стало развиваться не внутри отраслей, а при отраслях экономики России.

4. Отсутствие у Правительства Российской Федерации экономической програм-" мы и стратегии перехода к рыночной экономике усугублялось отсутствием кадровой политики у Президента Российской Федерации. У Правительства Российской Федерации не было программы работы по подбору, подготовке, переподготовке, воспитанию кадров, способных обеспечить рыночные преобразования на важнейших направлениях экономического развития. На ответственные посты и должности попадали «знакомые», «верные», «рекомендованные» люди, но далеко не профессионалы, знающие что делать, способные организовать дело и обеспечить положительные результаты. Государство фактически отстранилось от участия в работе по подготовке, переподготовке кадров для работы в рыночных условиях и оценке результативности их работы. Таким образом, выпали важнейшие сектора, обеспечивающих функционирование системы управления. Государственная поддержка и регулирование малого предпринимательства оказались малоэффективными, непоследовательными и в ^ целом не обеспечили динамичного цивилизованного развития этого сектора экономики. В начале перехода к рынку государство надеялось получить в лице предпринимателей союзника рыночных преобразований, но уже во второй половине 1990;х годов оно получило серьезного оппонента своей политики, формирующегося в мощную общественно-политическую и экономическую силу в лице промышленников и предпринимателей.

5. В главном и основном интересы органов власти и предпринимателей сходны. Необходимо выработать и отладить действие организационных, экономических, административных и правовых механизмов, направленных на тесное взаимодействие органов власти и предпринимателей в процессе выработки и реализации политики поддержки, развития и регулирования предприниматель* ства, имея в виду обеспечение его динамичного цивилизованного развития, выход из теневого сектора и достижение к 2004 году не менее 25% от объема ВВП России. Этот прогноз сделан нами на основе расчета и моделирования условий, при которых капитал малого предпринимательства может перетекать из теневого сектора в легальный. При проведении политики государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, направленной на создание более благоприятных экономических условий и одновременное ужесточение мер борьбы с теневым бизнесом, за ближайшие пять лет можно добиться увеличения доли малого предпринимательства в ВВП более чем в два раза,.

6. Предпринимательская деятельность укрепляет экономическое единство государства. Деловым людям не нужны таможенные барьеры, запреты на перемещение товаров, сложные противоречивые нормативно-правовые акты и постановления, ограничивающие деловую активность. Предпринимательская деятельность естественно формирует единое экономическое пространство. Она объединяет территории, регионы в единый, тесно связанный производственно-хозяйственный механизм. Учитывая это, органы государственной власти должны укреплять, совершенствовать, поддерживать и развивать этот сектор, так как этим будет укрепляться единство и могущество российского государства.

7. Общими усилиями в России должна формироваться новая культура предпринимательства. Сюда входят: выработка теоретических основ предпринимательстваизучение и распространение мирового опыта цивилизованного предпринимательствасоздание законодательной базы и экономических условий, благоприятных для свободного предпринимательствазаконопослушаниедоверие и уважение к предпринимателям в обществевсеобщее обучение российских граждан основам предпринимательства, начиная со школьного возраста.

8. Предприниматели должны создать эффективный организационный механизм реализации их интересов в самой среде предпринимателей (добиваясь оздоровления этого сектора), в органах власти на всех уровнях и в обществе. Это должен быть профессиональный, хорошо отлаженный и эффективно действующий аппарат сотрудников на постоянной штатной основе, содержащийся за счет средств предпринимателей, умело проводящий интересы предпринимателей в принимаемых решениях, постановлениях, распоряжениях и других нормативно-правовых актах.

9. Основой дальнейшего развития малого предпринимательства в производственной, научно-технической и инновационной сферах должно стать развитие прав собственности и укрепление позиций предпринимателей как собственников объектов крупного производства, технологического и научно-технического оборудования. Возможности личного интереса, частнопредпринимательской инициативы должны в полной мере использоваться в процессе реструктуризации и реформирования крупного производства. Органы государственной власти должны создать благополучные условия для взаимовыгодного взаимодействия малого предпринимательства, крупного и среднего производства. Имущество неэффективных и неплатежеспособных предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также должно передаваться в собственность или доверительное управление предприимчивым предпринимателям.

10.Государство с участием предпринимателей должно вырабатывать и реализо-вывать политику поддержки развития и регулирования предпринимательства. Без эффективной государственной поддержки малое предпринимательство развиваться не сможет. Многие предприниматели прекрасно понимают и осознают это. Таков и мировой опыт. Но поддержка государства должна быть направлена на создание условий для внутреннего саморазвития предпринимательства и благоприятной внешней среды для его интенсивного развития и воспроизводства, на включение личных интересов, частнопредпринимательской инициативы граждан в общий процесс обустройства и реформирования России. Разработка и реализация политики поддержки, развития и регулирования этих процессов должны основываться на постоянном, конструктивном диалоге властей и предпринимателей, с соблюдением взаимовыгодных интересов. Опыт разработки и реализации политики развития предпринимательства в 1986;2000 годы убедительно показал, что все попытки провозгласить, разработать и реализовать программы, проекты, мероприятия, которые, казалось, должны содействовать развитию предпринимательской деятельности, так и останутся нереализованными, если совместными усилиями не будет создан и отлажен работающий механизм постоянного, взаимовыгодного взаимодействия между потребителями, предпринимателями и властью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы, аналитические материалы и отчеты
  2. Адрес поддержки. / Комитет экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга. СПб., 1998. — 94 с.
  3. Анализ тенденций развития регионов России в 1992—1995 годы. Программа Европейского Союза ТАСИС. М., 1999. — 144 с.
  4. Н. Страна по имени провинция. // Экспертный институт. Дискуссионные материалы. Вып. № 14. М., 1995. — 49 с.
  5. М. Уроки реформ. Различные стратегии перехода к рыночной экономике: как они осуществляются на практике. // Экспертный институт. Дискуссионные материалы. Вып. № 15. М., 1995. — 58 с.
  6. Доклад Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства «О конкурентной политике в Российской Федерации (1997 год I полугодие 1999 года)». — М., 1999. -376 с.
  7. Инновационные процессы в малом предпринимательстве. Аналит. справочник. М., 1999. — 75 с.
  8. Информационно-аналитический обзор «Поддержка малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге». № 1. СПб., 1998. — 56 с.
  9. Информационно-аналитический обзор «Поддержка малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге». № 2. СПб., 1999. — 55 с.
  10. Инфраструктура малого предпринимательства в научно-технической сфере. Рекомендации по созданию в регионах Российской Федерации организационных элементов инфраструктуры малого предпринимательства в научно-технической сфере. М., 1996. — 61 с.
  11. Как инвестировать в Санкт-Петербурге. / Комитет экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга. СПб., 1999. -112 с.
  12. Каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России. Вып. I. М., 1999. — 526 с.
  13. Лоббизм в России: этапы большого пути. Российский союз промышленников и предпринимателей. М., 1995. — 40 с.
  14. Малое предпринимательство в России. Сб. законопроектов. М., 1999. -56 с.
  15. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы. Аналит. сб. / Институт предпринимательства и инвестиций. М., 1999. — 160 с.
  16. Малое предпринимательство Санкт-Петербурга: опыт, проблемы, перспективы. Материалы II съезда малых предприятий и предпринимателей Санкт-Петербурга. 26−27 ноября 1997 года. СПб., 1998. — 94 с.
  17. Малый бизнес Москвы. М., 1997. — 240 с.
  18. Материалы Государственного Комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства к I Всероссийскому съезду представителей малых предприятий. М., 1996. — 120 с.
  19. Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации. Программа «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах». Москва, 24 марта 1995 г. 160 с.
  20. Материалы рабочего совещания по малым и средним предприятиям «Роль правительств в содействии развитию малых и средних предприятий в странах с переходной экономикой». Москва, 12−13 сентября 1995 г. — 140 с.
  21. Материалы III международного конгресса «Российский малый и средний бизнес». Москва, 23−25 ноября 1994 г. / Международный фонд поддержки экономических реформ России. М., 1994. — 154 с.
  22. Методологические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. М., 1997 — 45 с.
  23. От съезда к съезду. 1996−1999 годы. Информационно-справочный материал Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. — М., 1999.-32 с.
  24. Подготовка кадров для рыночной экономики: образовательные программы Морозове кого проекта. М.: Академия менеджмента и рынка- Перспектива, 1996. — 222 с.
  25. Проект концепции «Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России». Материалы ко II Всероссийскому съезду представителей малых предприятий. М., 1999. — 14 с.
  26. Российское предпринимательство. Приоритеты национальной экономики в 1995 году. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. М., 1995. — 140 с.
  27. Россия на пути к 2000 году. Доклад Экспертного института. М., 1995. -81 с.
  28. Стратегический план Санкт-Петербурга. СПб., 1998. — 112 с.
  29. Тезисы докладов I всероссийского съезда представителей малых предприятий. 20−21 февраля 1996 года. М., 1996. — 150 с. 3361. Докторские диссертации
  30. А. И. Аграрная сфера экономики России: проблемы трансформации в рыночную систему хозяйствования: автореф. дис. на соискание уч. ст. д.э.н. / РАН ин-т эк-ки М., 1992. — 42 с.
  31. В. Н. Диалектическая система категорий политической экономики: автореф. дис. на соискание уч. ст. д.э.н. / ГСПбУ СПб., 1991. -32 с.
  32. А. О. Региональная система поддержки малого предпринимательства в России: автореф. дис. на соискание уч. ст. д.э.н. / РАУ М., 1994. -37 с.
  33. А. Н. Государственное регулирование малого бизнеса в России: автореф. дис. на соискание уч. ст. д.э.н. / РАГС М., 1998. — 43 с.
  34. . Н. Малые формы хозяйствования: закономерности, возможности и пределы развития в условиях НТР (на примере индустриально-развитых стран): автореф. дис. на соискание уч. ст. д.э.н. / ГСПбУ СПб., 1991.-33 с.
  35. А. А. Управление защитой предпринимательства: автореф. дис. на соискание уч. ст. д.э.н. / РАГС М., 1995. — 44 с.
  36. В. Ф. Управление социально-экономической эффективностью бытового обслуживания: автореф. дис. на соискание уч. ст. д.э.н М., 1987. -50 с.
  37. В. В. Действие и использование экономических законов в условиях усиления социальной однородности общества: автореф. дис. на соискание уч. ст. д.э.н. М&bdquo- 1982. — 47 с.
  38. В. М. Теоретические и методологические проблемы становления предпринимательства: автореф. дис. на соискание уч. ст. д.э.н. / РАУ М., 1994. 46 с.
  39. Научные исследования и учебные пособия
  40. Л. И. Выбор за Россией. -М.: Ин-т эк-ки, 1998. 212 с.
  41. Он же. Знаки судьбы: разочарования и надежды. Сб. ст. М.: ИЭ, 1996. -289 с.
  42. Он же. К самоанализу России: переходные процессы в современной российской экономике. М.: ИЭ, 1995. — 204 с.
  43. Он же. Курс переходной экономики: уч-к для вузов по экономическим направлениям и специальностям. / Абалкин Л. И., Погосов И. А., Радаев В. В. и др. Под ред. Л. И. Абалкина. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997.-637 с.
  44. Он же. На перепутье: размышления о судьбах России. Сб. ст. М.: ИЭ, 1993.-247 с.
  45. Он же. Новая парадигма развития России (комплексное исследование проблемм устойчивого развития). / Л. И. Абалкин, В. В. Аксенов, Ю. П. Алтухов и др. Под ред. В. А. Коптюга. М.: Academia, 1999. — 459 с.
  46. Он же. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987. -189 с.
  47. Он же. Переход к рынку: борьба мнений. / Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Р. А. Белоусов и др. Отв. Ред. А. Г. Аганбегян. М.: Наука, 1993. — 191 с.
  48. Он же. Спасти Россию. М.: ИЭ РАН, 1999. — 254 с.
  49. Он же. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов: доклад. М.: ИЭ, 1996. — 318 с.
  50. I.Oh же. Экономичекая реформа: зигзаги судьбы и уроки на будущее. М.: ИЭ, 1995.-84 с.
  51. В. Д. Основы радикальной экономической реформы и предпринимательской деятельности в Российской Федерации. СПб: СПб. ин-т инж. ж.-д. трансп., 1992. — 127 с.
  52. А. И. Бизнес и банки в современной России: динамика, тенденции и закономерности развития. Сб. ст. / Под ред. А. И. Архипова. -ML: ИЭ, 1996. 137 с.
  53. Н.Афанасьев В. Н. Диалектика собственности: логика экономической формы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 244 с.
  54. А. Ш. Предприятие в условиях рынка. Сб. ст. / Под ред. Ахмедуева А. Ш. М.: ИЭ, 1994. — 141 с.
  55. А. Ш., Резников Л. Б., Якутии Ю. В. Проблемы перевода предприятий на полный хозяйственный расчет. / Под ред.
  56. Ахмедуева A. LLL, Городецкого А. Е. М.: БИ, 1987. — 243 с.
  57. А. Ш. Реформа механизма хозяйствования основного звена. Сб. ст. / Под ред. Ахмедуева А. Ш. М.: БИ, 1990. — 157 с.
  58. Ахмедуев A. LLL, Городецкий А. Е., Маневич Е. J1. Современнная концепция полного хозяйственного расчета. М.: БИ, 1988. — 52 с.
  59. А. Ш. Хозяйственный механизм предприятия в условиях перехода к рынку. Сб. ст. / Отв. ред. Ахмедуев A. LLL, ред. Попова О. В. -М.: БИ, 1991. 190с.
  60. А. О. Государство и бизнес: механизм реализации. Уч. метод. Пособие. / А. О. Блинов, А. А. Федулин, В. С. Мингалев. М.: ГАСБУ: Ин-т туризма и гостеприимства, 1998. — 356 с.
  61. Он же. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. 2-е изд. М.: Ось-89, 1998. — 335 с.
  62. Он же. Менеджмент предпринимательских структур. / А. О. Блинов, И. И. Санин. Подольск: Сатурн-С, 1999. — 430 с.
  63. Он же. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. / А. О. Блинов, И. Н. Шапкин. М.: МАЭП, 2000. — 149 с.
  64. Л. С. Предпринимательство в России: экономика и организация. Уч. пособие. СПб., 1995.
  65. Он же. Экономика фирмы. Уч. пособие. СПб., 1999. — 278 с.
  66. Он же. Основы функционального и антикризисного менеджмента. Уч. пособие. СПб., 1999. — 379 с.
  67. Л. С., Кротов М. И. Структурные реформы и экономическая интеграция: опыт и проблемы СНГ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 291 с.
  68. Г. Г. Российский путь в экономике. / Всерос. Науч.-прак. конф., 27−29 апреля 1995 г. Тезисы докл. и выст. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. -74 с.
  69. Он же. Российский путь в экономике. Сб. ст. Реш. гос. прогр."Народы России: возрождение и развитие". / Редкол.: Г. Г. Богомазов отв. ред. и др. — СПб.: Петрополис, 1996. — 285 с.
  70. А. Е. Интенсификация и обобществление производства в экономической системе социализма: закономерности развития идиалектика взаимодействия. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. -187 с.
  71. Он же. Формирование рыночных отношений: проблемы и перспективы. Сб. ст. / Под ред. Бусыгина А. Е., Степаненко В. И. М.: Луч, 1992. -149 с.
  72. А. Н. Государственная политика поддержки малого бизнеса. Уч. пособ. М.: РАГС, 1997. — 56 с.
  73. Дж. К. История экономической науки: прошлое как настоящее: реферат. -М.: ИНИОН, 1989. 16 с.
  74. Он же. Экономические теории и цели общества ./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.-406 с.
  75. И. Н. Международное коммерческое дело. Учебник. М.: Банки и биржи, 1996. — 501 с.
  76. Г. В. Радикальная экономическая реформа: социально-экономические результаты и проблемы. / Науч.-прак. конф., 6−8 апреля 1989 г. Тезисы докладов. Л., 1989. — 290 с.
  77. Он же. Экономические привелегии: источники и формы проявления. М.: Экономика, 1990, — 109 с.
  78. Г. В., Карпов В. В., Рязанов В. Т. Социалистическая предприимчивость. -М.: Экономика, 1988. 255 с.
  79. Государственная и корпоративная политика занятости. / Под ред. Т. Малевой. М., 1998. — 179 с.
  80. С. В. Государство и предпринимательство в России. СПб.: СПбЮИ, 1996.- 187 с.
  81. . Н. Под прессом большого бизнеса. Положение мелкого и среднего предпринимательства. М.: Политиздат, 1985. — 95 с.
  82. . Вызов лидеров (о проблеме лидерства в области управления). / Пер. со швед. М.: Дело, 1996. — 351 с.
  83. Он же. Деловая стратегия: концентрация, содержание, символы. //Маккей, Харви. Как уцелеть среди акул: опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки. / Пер. с англ. -М&bdquo- 1993.-366 с.
  84. Он же. Деловая стратегия: концентрация, содержание, символы. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 238 с.
  85. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. / Пер. с англ. П. П. Куракова-М.: Гелиос АРВ, 1999. 351 с.
  86. Дж. Б. Распределение богатства. / Пер. с англ. М.: Гелиос АРВ, 2000.-367 с.
  87. Н. Д., Щербина В. Ф. Разрешение экономических противоречий социализма. -М.: Экономика, 1988. 255 с.
  88. П. М., Рыбаков Ф. Ф. Экономическое реформирование России в XX веке (политико-экономическое исследование). СПб., 1996. — 240 с.
  89. Я. Дефицит. / Пер. с венг. М.: Наука, 1990. — 607 с.
  90. Он же. Запальчивый памфлет по поводу перехода к рынку. М.: МНИИПУ, 1990. — 129с.
  91. Он же. Путь к свободной экономике: страстное слово в защиту экономических преобразований. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. -147 с.
  92. В. И. Команда: формирование, управление, эффективность. -Пермь, 1999.-272 с.
  93. В. В. Актуальные проблемы труда и социальной политики. Сб. ст. / Гл. ред. Куликов В. В. М.: Отд. науч.-аналит. обобщения и вып. информ. мат-лов Ин-та труда, 1995. — 226 с.
  94. М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. Уч. пособ. -М.: ИНФРА-М, 1998.-318 с.
  95. М. Г., Скамай Л. Г. Основы предпринимательства. Уч. пособ. -М.: Финстатинформ, 1999. 162 с.
  96. М. Г. Основы предпринимательства. Уч. пособ. М.: ГАУ, 1992. -79 с.
  97. М. Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. Уч. пособ. М.: ИНФРА-М, 1998. — 223 с.
  98. Н. А., Столяров И. И. Государственное регулирование инвестиционной сферы. М: Высшая школа, 2000. — 148 с.
  99. Ю. А. Моделирование механизма управления производствомхозрасчетных предприятий. Сб. науч. тр. / Отв. Ред. Ю. А. Львов. Л.: ЛИЭИ, 1989, — 128 с. 60. Он же. Моделирование рыночных структур и процессов. Сб. науч. тр. -СПб., 1998.
  100. Он же. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «ФОРМИКА», 1992. — 382 с.
  101. МакКормак М. Секреты бизнеса для всех: чему до сих пор не учат в бизнес-школах. М.: Вече: ACT, 1997. — 387 с.
  102. А. Г. Оригинальные формы зарабатывания денег. М., 1998.
  103. Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. / Пер. с англ. Под ред. В. С. Запашвили. М.: Прогресс, 1991. — 453 с.
  104. Л. Антикапиталистическая ментальность. / Пер. с англ. Нью-Йорк: Телекс, 1992. — 79 с.
  105. Он же. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическаяментальность. / Пер. с англ. М.: Дело, 1993. — 230 с. 67. Он же. Индивид, рынок и правовое государство: Антология. — СПб.:
  106. Пневма, 1999. 195 с. 68. Он же. Социализм: экономический и социологический анализ. / Пер. сангл. М.: Catallaxv, — 1993. — 414 с. 69. Муравьев А. И. и др. Малый бизнес: экономика, организация финансы.
  107. Уч. пособие. СПб.: СПУЭФ, 1999. — 607 с. 70. Общий и специальный менеджмент: уч. пособ. В 2-х ч. / Под ред.
  108. А. Л. Гапоненко и А. Н. Панкрухина. М.: РАГС, 1997. — 540 с. 71. Омаров А. М. Предприимчивость в рыночной экономике. — М.: БИ, 1990.-80 с.
  109. Он же. Предприимчивость руководителя. М.: Политиздат, 1990. — 254 с. 73. Он же. Управление развитием рыночного механизма хозяйствования. Сб. ст. / Под ред. Проф. Омарова А. М. и Панкрухина А. П. — М.: РАГС, 1995. — 446 с.
  110. Ю. М. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству. / Гассиев А. А., Гурьянов К. В., Клепач А. И. И др. Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Междунар. Отношения, 1991. — 365 с.
  111. Он же. Переходы и катастрофы: опыт социально-экономичекого развития. / С. Н. Кабаков, А. Н. Клепач, В. И. Кузнецов и др. Под ред. Ю. М. Осипова, И. Н. Шургалиной. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 188 с.
  112. Он же. Принципы хозяйственной самоорганизации. / М. П. Афанасьев, С. Н. Бобылев, М. Бюргер и др. Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Изд-во МГУ, 1993.- 141 с.
  113. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. Учебник. М., 1996.-476 с. 79.0слунд А. Россия: рождение рыночной экономики. / Пер. с англ. М.: Республика, 1996.-429 с.
  114. Он же. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. Сб. ст. / Под ред. А. Ослунда, М. Дмитриева. М., 1996. — 168 с. 81.0слунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. / Пер. с англ. -М.: Республика, 1994. 172 с.
  115. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент). Уч. пособие. / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и стат-ка, 1997 — 527 с.
  116. Ю. В., Мисько О. Н. Введение в бизнес. (Практическое пособие для предпринимателей). Л.: Северо-Запад, 1991. — 229 с.
  117. В. А. Введение в политическую экономию. Уч. пособ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- 160 с.
  118. Он же. Совершенствование производственных отношений и хозяйственный механизм. Межвуз. сб. / Под ред. В. А. Пешехонова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 143 с.
  119. М. В., Долгов В. Г., Ельмеев В. Я. и др. Выбор нового курса: о путях выхода из кризиса в СССР. -М.: Мысль, 1991. 201 с.
  120. Психология предпринимательской деятельности. Развитие российского предпринимательства в начале 1990-х годов. / Под ред. В. А. Бодрова.1. М., 1995. 175 с.
  121. В. В. Новое предпринимательство в России: первые результаты исследования. -М.: БИ, 1993. 43 с.
  122. Он же. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контороля и деловая этика. М.: Центр полит, технологий, 1998. — 328 с.
  123. В. В. Становление нового российского предпринимательства (социологический аспект). Сб. ст. / Отв. Ред. В. В. Радаев. М.: ИЭ, 1993. -248 с.
  124. И. И. Малый бизнес и эффективность американской экономики. Науч.-анал. Обзор. М.: ИНИОН, 1990. — 42 с.
  125. Она же. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. / Под ред. Л. И. Евенко. М.: Наука, 1989. — 124 с.
  126. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. // Антология экономической классики .Т. 1. М., 1993. — 360 с.
  127. Россия: новый этап неолиберальных реформ: социальная и социально-политическая ситуация в 1-й половине 1997 года. / Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова. М.: Республика, 1997. — 367 с. 7 щг 5
  128. Ф. Ф., Ворожейкин В. Н. Антимонопольное регулирование: федеральный и региональный аспекты. СПб.: ПРОПО: Гидрометеоиздат, 1996. — 119 с.
  129. Те же. Демонополизация экономики как элемент рыночных отношений. — СПб.: Гидрометеоиздат, 1994. 165 с.
  130. Ф. Ф, Ворожейкин В. Н., Новиков Ю. С. Инвестиции и экономическая реформа. СПб., — Сыктывкар, 1997. — 441 с.
  131. Ф. Ф. Экономика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее.-СПб., 2000.-270 с.
  132. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. / Пер. с англ. М., 1997. -496 с.
  133. В. Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в Х1Х-ХХ вв. СПб.: Наука, 1998. — 696 с.
  134. В. Е. Современное предпринимательство (экономические и организационные основы- проблемы формирования и регулирования). М.: ОАО «Изд-во „Экономика“», 1997. — 223 с.
  135. Д. Рыночная экономика и Россия. / Пер с англ. М.: Экономика, 1995.- 331 с.
  136. П. А. Экономика: в 2-х т. М.: НПО «Алгон», 1997. -746 с.
  137. И. К. Метод исследования экономического закона движения капитализма в «Капитале» К. Маркса. JL: Изд-во ЛГУ, 1984. — 151 с.
  138. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. В 2-х т. / Пер. с англ. М.: наука, 1993. — 569 с.
  139. И. И. Личное потребление и социалистическое воспроизводство. М.: Высшая школа, 1983. — 272 с.
  140. Л. С. Макроэкономика. Уч-к для студентов вузов, обучающихся по напр. «Экономика». 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: СПбГУЭФ, 1997.-718 с.
  141. Л. С., Гребенников П. И. И др. Микроэкономика. Уч-к для студентов вузов, обучающихся по напр. «Экономика». 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: СПбГУЭФ, 1998. — 447 с.
  142. В. Ф. Народ, государство, инвестиции: стабильность развития. / Под ред. В. Ф. Уколова, А. М. Омарова. М.: Луч, 1999. — 639 с.
  143. В. Ф., Ситников П. И. Управление эффективностью услуг: развитие общественного и частного предпринимательства. М.: Московский рабочий, 1991. — 184 с.
  144. А. Общее и промышленное управление. / Пер. с фр. М.: Журн. «Контроллинг», 1992. — 111 с.
  145. М. Если бы деньги заговорили . / Пер. с англ. Под ред. Проф. М. К. Бункина. М.:Дело, 1998. — 157 с.
  146. Ф. Дороги к рабству. / Пер. с нем. М.: Экономика: МП «Эконов», 1992. — 175 с.
  147. Он же. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. / Пер. с англ. Под ред. У. у. Бартли III. М.: Новости, 1992. — 302 с.
  148. Он же. Познание, конкуренция и свобода: антология соч. / Под ред. Д. Антисери и Л. Инфантино. СПб.: Пневма, 1999. — 287 с.
  149. Он же. Частные деньги. М., 1996. — 229 с.
  150. Н. Думай и богатей. В 6-и ч. М.: Торг. Дом «Гранд» и др., 1999. — 1902 с.
  151. Р. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. / Пер. с англ. Под ред. В. С. Запашвили. М.: Прогресс, 1992.- 190 с.
  152. А. М. Управление экономикой в крупном гфде: вопросы теории и практики государственного регулирования. СПб.: Изд-во СпбГУ -ЭФ, 2000.-347 с.
  153. В. Как делать бизнес в Европе. Пособие для сотрудников внешнеторговых организаций, совместных предприятий, смешанных фирм, кооперативов. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991. — 253 с.
  154. А. Курс предпринимательства. / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. В. Рыбалкина. М.: Междунар. Отнош., 1993. — 349 с.
  155. Е. Ф. Предпринимательство как фактор обновления общества. J1.: Лениздат, 1991. — 170 с.
  156. Ф. И. Государство и экономика: власть и бизнес. М.: Экономика, 1999. — 415 с.
  157. Он же. Государство и экономика: основы взаимодействия. Учебник для вузов. М.: Экономика, 2000. — 381 с.
  158. Он же. Новое российское предпринимательство. М.: Экономика, 1994. 174с.
  159. Он же. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития. М.: ИЭ, 1996. — 363 с.
  160. Ф. И., Нечипоренко В. С. Государственная поддержка предпринимательства в России. Учеб. пособие. / РАГС. М.: Экономика, 1997. — 156 с.
  161. Ф. И., Котелко В. В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. М.: Экономика, 1997. — 351 с.
  162. Й. Капитализм, социализм и демократия. / Пер. с англ. М.:1. Экономика, 1995. 539 с.
  163. Он же. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). / Пер. с нем. Под ред. А. Г. Милейковского. М.: прогресс, 1982. — 455 с.
  164. К. ффективная экономика: шведская модель: экономика для начинающих и не только для них. / Пер. со швед. М.: Экономика, 1991.-347 с.
  165. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991−1997. М., 1998.- 1113 с.
  166. Эрхард J1. Благосостояние для всех. / Пер. с нем. М.: Начало-Пресс, 1991.-332 с.
  167. Он же. Полвека размышлений. Речи и статьи./ Пер. с нем. М.: Наука, 1993.-606 с.
  168. Ю. И. К вопросу об особенностях экономического развития и государственно-монополистического регулирования экономики в странах Северной Европы. М., 1971.- 19 с.
  169. Якокка J1. Карьера менеджера. / Пер. с англ. При участии У. Новака. Общ ред. и вступ. слово С. Ю. Медведкова. М.: Прогресс, 1990.- 384 с.
  170. В. М. Конструктивное предпринимательство. М.: Изд,-полигр. Аг-во «Трил», 1994. — 232 с. 1. Журнальные статьи
  171. А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов. // Российский экономический журнал (далее РЭЖ). — 1998. — № 3. — С. 53−57.
  172. В., Дьяконова J1. Безопасность предпринимательской деятельности в регионе. // Социально-политический журнал. 1998. — № 2. -С. 179−186.
  173. Т. А. Диверсификация деятельности малых предприятий. // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 130−137.
  174. Т., Буев В., Голикова В., Долгопятова Г. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей. // Вопросы экономики. 1994. — № 11.-С. 108−123.
  175. А. и др. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение. // Там же. 1997. — № 4. — С. 141−151.
  176. В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости. // РЭЖ. 1996. — № 10. — С. 40−49.
  177. И. П. Российские концерны: воссоздаем то, чего не было. // Вестник СпбГУ, 1999. Серия 5. Экономика. Вып. 1. С. 2240.
  178. В. Лизинг в малом предпринимательстве: организационно-правовое обеспечение. // Хозяйство и право. 1998. — № 7. — С. 100−108- № 8. — С. 81−90.
  179. Т., Редберн С. Государственные субсидии и интересы частного предпринимательства. // США. 1995. — № 2. — С. 332.
  180. Ю.Белов А. Государство и частное предпринимательство. // Право и экономика. 1998. — № 2. — С. 12−19.11 .Белокрылова О. Становление предпринимательских отношений в агро-сфере. // РЭЖ. 1994. — № 9. — С. 29−36.
  181. Н., Герчиков В. Управление персоналом в российском малом бизнесе.// ЭКО. 1996. -№ 12.-С. 140−163.
  182. Бизнес и наука: опыт взаимодействия. // Там же. № 8. — С. 155−160.
  183. Бизнес-инкубатор как инструмент содействия развитию муниципальной экономики. // Муниципалитет. 1998. — № 7−8. — С. 46−49.
  184. А. Малое предпринимательство и большая политика. // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 39−45.
  185. Он же. Помощь государства в развитии малого бизнеса в регионах России. //Бизнес, 1998,-№ 11−12.-С. 14−15.
  186. А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса. // РЭЖ. -1995.-№ 2.-С. 44−50.
  187. А., Расторгуев И. Малый бизнес силен своей инфраструктурой. // Бизнес. 1998. — № 2. — С. 30−31.
  188. Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации. // Мировая экономика и международные отношения (далее МЭМО). — 1998.-№ 6.-С.126−134.
  189. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства. // Вопросы экономики. 1999. — № 12. -С. 66−89.
  190. А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса. // Там же. 1997. — № 6. — С. 104−112.
  191. Он же. Этапы развития малого предпринимательства в России. // Там же. -1996.-№ 7.-С. 30−38.
  192. Н. П. Будет ли одухотворенным российское предпринимательство. // Социально-политический журнал. 1995. — № 5. — С. 194−200.
  193. JI. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса. // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 83−87.
  194. Л. Основные элементы московской системы поддержки малого бизнеса. // РЭЖ. 1996. — № 9. — С. 51−54.
  195. Она же. Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель. // РЭЖ. 1996. — № 8. — С. 81−82.
  196. И. Упрощенная система налогообложения. // Власть в России. -1998.-№ 24.-С. 5.
  197. А. В. и др. Мотивации и проблемы малого бизнеса: опыт сравнительного исследования в России и США. // Управление персоналом. -1998.-№ 8.-С. 44−52.
  198. Г. Е. Поддержка малого предпринимательства. // Финансы. -1995,-№ 2.-С. 17−18.
  199. Она же. Поддержка малого инновационного предпринимательства. // Экономист. 1996.-№ 5. — С. 74−81.
  200. ЗГЗубкова А. Проблемы регулирования трудовых отношений в малом бизнесе. // Хозяйство и право. 1999. — № 7. — С. 32−34.
  201. X. Роль и место малых и совместных предприятий в экономике России.// Власть. 1998,-№ 8−9.-С. 21−25.
  202. В. Налоги и предпринимательство. // Хозяйство и право. 1995. -№ 7. — С. 108−112- № 8. — С. 100−109.
  203. А., Мустафин А. Теория предпринимательства и эволюционная экономика. // Вопросы экономики. 1997. — № 11. — С. 106−120.
  204. Ф. Интернационализация среднего предпринимательства. // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 3. — С. 115−119.
  205. Н. Большой потенциал малого предпринимательства. // Человек и труд. 1999. — № 9. — С. 39−45.
  206. В. Г. Налоги в механизме стимулирования малого предпринимательства. // Финансы. 1997. — № 8. — С. 19−23.
  207. А., Колесникова JI. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения. // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 46−58.
  208. В., Орлова Д. Перспективы развития малого бизнеса (на примере Белогородской обл.). // Экономист. 1996. — № 6. — С. 54−60.
  209. Н. А. и др. Эффективность использования государственных средств в малом предпринимательстве. // Финансы. 1996. — № 6. — С. 15— 20.
  210. И. «Индустриальные округа» как альтернативный путь индустриализации. //МЭМО. 1998. -№ 6. — С. 117−125.
  211. Н. И., Веселова А. В. Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы. // Финансы. 1999. — № 1. — С. 26−30.
  212. Малое предпринимательство в кризисном обществе: Круглый стол. // СОЦИС. 1999. — № 7. — С. 78−90.
  213. Малое предпринимательство заявляет о себе (по материалам I Всероссийского съезда представителей малых предприятий). // РЭЖ. 1996. — № 3. -С. 50−58- № 4.-С. 29−36.
  214. В. Д. Малый бизнес в производстве. и в сфере услуг. // ЭКО. -1996. -№ 12.-С. 111−124.
  215. Мелкий бизнес в России периода реформ. // Там же. № 2. — С. 61−72.
  216. В. И., Салин В. Н. Малый бизнес: финансы и страхование. // Финансы. 1996. — № 5. — С. 47−50.
  217. А. Инвестиционная поддержка малого бизнеса. //РЭЖ. 1998. -№ 5.-С. 61−70.
  218. Неформальный сектор в российской экономике. // Предпринимательство в России. Приложение. -М., 1998.
  219. А. Кому начинать свое дело. // Наука и жизнь. 1997. — № 3. — С. 27.
  220. Он же. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы. // Вопросы экономики. 1997. — № 4. — С. 130−140.
  221. Он же. Проблемы малого предпринимательства. // Экономист. 1995. -№ 6. — С. 84−87.
  222. А. Ф. О порядке расчетов с бюджетом по налогу на прибыль малых предприятий. // Финансы. 1996. — № 6. — С. 28−29.
  223. С. Н. И мал золотник, и пока дорог. // Финансы. 1998. — № 4. -С. 28.
  224. Ю. А. Лизинг для малого предпринимательства. // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 2. — С. 135−137.
  225. Он же. Мировая практика определения критериев предприятий малого бизнеса. // Бизнес. 1996. — № 8−9. — С. 18−19.
  226. Он же. Прошлое и настоящее малого бизнеса в России. // Социально-политический журнал. 1994. — № 9−10. — С. 143−155- № 11−12. — С. 142 153.
  227. Он же. Эволюция малого предпринимательства в России. // Там же. -1996. -№ 2. -С. 40−52.
  228. М. Н. Организационно-экономические условия формирования конкурентоспособного малого предпринимательства. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 4. — С, 45−61.
  229. М. Н. Трансформация социальной структуры российского общества. // Социологические исследования. 1997. — № 7. — С. 3−19.61 .Савельев С. Не младший брат, а полноправный партнер. // Человек и труд. 1999. -№ 1. — С. 29−32.
  230. С. М. Налогообложение и малое предпринимательство. // Финансы. 1999. — № 10. — С. 34−35.
  231. Г. Формы финансирования малого инвестиционного бизнеса в США и Западной Европе. // РЭЖ. 1997. — № 5−6. — С. 78−83.
  232. С. Поддержка российского предпринимательства. // Вопросы экономики. 1999. — № 2. — С. 29−39.
  233. В. Т. Предпринимательство как особый вид деятельности. // Социологические исследования. 1994. — № 2. — С. 15−22.
  234. Е. А. Малая экономика в историческом диапазоне. // ЭКО.- 1996.-№ 7.-С. 150−160.
  235. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. -С. 100−103.
  236. Стратегия реформирования экономики России: аналитический доклад Института экономики РАН. // Вопросы экономики. 1996. — № 3. — С. 4−70.
  237. Е. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса. // Хозяйство и право. 1998. — № 5. — С. 20−27.
  238. Г. А., Шуткин А. С. Об упрощенной системе налогообложения для малого предпринимательства. // Финансы. 1996. — № 12. — С. 22−25.
  239. Н. Лизинговый аспект столичной системы поддержки малого предпринимательства. // РЭЖ. 1996. — № 11−12. — С. 60.
  240. И. Малый бизнес в регионах и государственная политика. // Российские регионы. 1998. -№ 6. -С. 14−15.
  241. А. Энциклопедия народного творчества. // Коммерсантъ-Деньги.- 1999.-№ 33.-С. 115−121.
  242. А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе. // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 59−71.
  243. Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства. // Экономист, 1995.-№ 10.-С. 88−91.
  244. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки. // РЭЖ. 1996. — № 5−6. — С. 65−76.
  245. А. С. Повышение эффективности использования государственных и привлеченных средств в малом предпринимательстве. // Финансы. -1998. -№ 11. -С. 9−11.
Заполнить форму текущей работой