Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система тестирования в вузе как механизм обеспечения повышения качества образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективный подход в вопросах оценивания предполагает усиление индивидуального контакта со студентом в целях расширения и углубления опроса по пройденному материалу. Такой путь вполне эффективен при оценивании учебных достижений отдельных студентов или малых групп в, отсутствии требований оперативности оценивания. Однако он становится непригодным при оценивании больших групп студентов в течение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования регионального комплекса образовательных услуг и обеспечения его качества
    • 1. 1. Региональный комплекс образовательных услуг и его структура
    • 1. 2. Предпосылки к использованию тестирования для эффективного контроля качества образовательных услуг
    • 1. 3. Сущность и понятие тестирования
  • Глава 2. Методические основы обеспечения повышения качества образовательных услуг
    • 2. 1. Нормативно-правовые основы применения тестирования для оценки качества образовательных услуг. Классификация тестов
    • 2. 2. Отечественный изарубежный опыт использования системы тестирования для оценки качества образовательных услуг
  • Глава 3. Основные направления совершенствования системы тестирования как механизма обеспечения повышения качества образовательных услуг
    • 3. 1. Пути совершенствования системы тестирования
    • 3. 2. Организация внутривузовскошсистемы тестирования.99'
    • 3. 3. Оценка эффективности внутривузовской системы тестирования

Система тестирования в вузе как механизм обеспечения повышения качества образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

f.

В последние годы в условиях интеграции России в мировое сообщество остро обозначились проблемы качества образования, идет поиск надежных средств, методов и технологий оценивания его результатов, соотносимых с международными стандартами. Для вхождения в число технологически, экономически и культурно развитых государств мира необходима модернизация отечественного образования. Концептуальные изменения, которые произошли в сфере образования в конце 90—х годов прошлого столетия, предоставили образовательным учреждениям ряд свобод для развития инновационных процессов, однако качество подготовки выпускников наших общеобразовательных' учреждений не всегда отвечает современным требованиям.

Объективный подход в вопросах оценивания предполагает усиление индивидуального контакта со студентом в целях расширения и углубления опроса по пройденному материалу. Такой путь вполне эффективен при оценивании учебных достижений отдельных студентов или малых групп в, отсутствии требований оперативности оценивания. Однако он становится непригодным при оценивании больших групп студентов в течение весьма ограниченного времени. Очевидна необходимость разрешения, по крайней мере, двух проблем: технологичность (скорость) оценивания и организация-системы тестирования со шкалированием результатов в виде, обеспечивающем нужную разрешающую* способность процедуры, оценивания: Тестирование является? здесь наиболее подходящей измерительной педагогической технологией — самой эффективной для таких массовых ситуаций из обширного арсенала разнообразных форм контроля учебных достижений.

Тестирование на основе педагогических измерений относится к высоким технологиям в образовании и является1 основным каналом воздействия на практику обучения, воспитания’и, развития личности:

Система независимого тестирования, вошедшая в отечественную образовательную практику с середины 90—х годов прошлого столетия, стала одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения, стандартизации требований на входе-выходе на разных уровнях обучения, обеспечения доступности профессионального образования для наиболее подготовленной молодежи, оценки эффективности, всей системы образования.

Значительный вклад в изучение вопросов управления услугами < социальной сферы, в том числе и-образования, внесли ученые Е. Н. Адыкаева, П. Ф. Анисимов, В: И. Байденко, B.C. Боголюбов, Е. Н: Геворкян, С. А. Мамонтов, А. П. Панкрухин, Л. Ф. Тывин, В1Б. Фраймович, B.C. Чекалин, Д. В. Шопенко.

Проблемы качества образования, его сущности, совершенствования-контроля за его повышением* исследуются в трудах B.C. Аванесова, В'. А. Болотова, В. И. Васильева, И: В. Ли, B.C. КабаковаВ.М. Кадневского, В. А. Караковского, А. С. Марковой, В. Г. Наводнова, С. В. Наумова, В. В. Николиной, В. М. Соколова, Т. Н. Тягуновой:

Однако остаются недостаточно изученными вопросы организации системы тестирования на вузовском уровне.

Цель исследования — теоретическое и методическое обоснование организации^ внутривузовской системы тестирования как механизма обеспечения повышения качества образовательных услуг.

Поставленную цель конкретизируют следующиезадачи исследования:

— раскрыть особенность регионального комплекса образовательных услуг;

— обосновать влияние тестирования на качество образовательных услуг- 4.

— проанализировать отечественный и зарубежный опыт использования системы тестирования для оценкикачества образовательных услуг;

— определить основные направления совершенствования системы тестирования;

— разработать внутривузовскую систему тестирования;

— предложить экономическое обоснование организации внутривувской системы тестирования.

Цель и задачи исследования

определили структуру диссертации, состоящей из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Предмет исследования — механизм обеспечения повышения качества образовательных услуг.

Объект исследования — качество образовательных услуг в вузе.

Теоретической и методической основой исследования являются положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых в, области образовательной деятельности, экономики и управления сферой услуг, управления качеством.

Информационной, базой исследования послужили нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений на различных уровнях, официальные статистические данные, аналитические материалы.

Элементы научной новизны выносимых на защиту положений:

1. Определена структура регионального комплекса образовательных услуг и выявлены тенденции его развития, что позволяет раскрыть ее сущность, обеспечив тем самым должную глубину видения и соответствующую эффективность решения рассматриваемой проблемы. Отличительной особенностью является выделение уровней в комплексе образовательных услуг.

2. Выявлены предпосылки к использованию тестирования для оценки качества образовательных услуг в вузе, обосновывающие правильность направления' исследования.

3. Уточнено понятие «тестирование», отличающееся выделением контроля, систематизации и активации, полученных студентом знаний, что позволило определить место тестирования в системе обеспечения качества образовательных услуг.

4. Предложена классификация тестов, позволяющая упорядочить процесс проведения исследования и учитывать характер взаимосвязей различных видов тестов при проведении их систематизации.

5. Разработана внутривузовская система-тестирования, определены ее цели и. задачичто* позволит контролировать и обеспечивать, качество образовательных услуг в вузе. Ее специфическим отличием является выделение фаз тестирования для учета различных целей тестирования.

6. Предложена схема формирования банка тестовых заданий по дисциплине, позволяющая подготовить тестовые материалы к сертификации, что обеспечит повышение качества образовательного процесса.

Практическая, значимость содержащихсяв" диссертациивыводов" и рекомендаций заключается в следующем:

— проанализирован региональный комплекс образовательных услуг;

— выявлены проблемы построения системы тестирования;

— обобщен отечественный и зарубежный, опыт использования системы тестирования для оценки качества, образовательных услугразработаны предложения по совершенствованию системы тестирования;

— предложены рекомендации по организации внутривузовской системы тестирования для контроля и обеспечения качества образовательных услуг.

Апробация основных положений диссертации проводилась на научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете (СПбГИЭУ). Результаты* б диссертационного исследования использовались при организации Центра тестирования СПбГИЭУ. По теме исследования опубликовано 13 работ общим объемом 1,96 п. л.

Заключение

.

В ходе выполнения диссертационной работы были получены следующие результаты:

1. Определена структура регионального комплекса образовательных услуг и выявлены тенденции его развития.

Согласно представленной статистике, количество дошкольных образовательных учреждений, за рассматриваемый период сокращается, в то время как число воспитанников в них неуклонно растет. Это свидетельствует об очень тяжелой обстановке в данном сегменте образования: в конце 90-х годов наблюдалось массовое закрытие детских садов, а-, в настоящее время, как следствие, — нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Количество дневных общеобразовательных учреждений и количество учреждений начального профессионального образования также сокращается. Вместе с этим уменьшается и численность обучающихся в них.

Число государственных (муниципальных) учреждений среднего профессионального образования за рассматриваемый период остается относительно стабильным, однако число обучаемых в них сокращается из-за недостаточной престижности этого образования в обществе.

Что касается количества государственных вузов и студентов, обучающихся в них, то здесь наблюдается тенденция к увеличению: высшее образование по-прежнему считается обязательным условием и залогом успешной профессиональной карьеры.

За последние Шлет наблюдается рост количества негосударственных учебных заведений, а также рост количества студентов в Центральном федеральном округе, в то время как по остальным округам существенного изменения не произошло.

Также мы выделяем уровни образования: общеобразовательный и профессиональный.

2. Выявлены предпосылки к использованию тестирования для оценки качества образовательных услуг в вузе, обосновывающие правильность направления исследования.

Основная обязанность вуза — оказание образовательных услуг высокого качества. Проблема повышения качества образования, а, следовательно, и качества подготовки выпускников является сегодня одной из актуальных в России. Качество образовательных услуг характеризуется результатами текущего контроля знаний’студентов.

При сложившейся системе обучения у преподавателя имеются большие возможности для того, чтобы сразу передать большой объем информации многочисленной студенческой группе. Приэтом очень ограничена возможность получения’в нужном, объеме сведений о том, как усваивается эта информация студентами.

Представляется, что именно система контролирующих и диагностирующих мероприятий, сочетающая традиционные и инновационные формы контроля* знаний, поможет преподавателям* объективно и своевременно оценить степень усвоения учебного материала, уровень подготовки' по дисциплине, качество и прочностьполученных знаний. Причем акцент в данномнаправлениицелесообразно делать на использование системы. компьютерного тестирования.*.

3. Уточнено понятие «тестирование», что позволило определить, место тестирования в системе обеспечения качества образовательных услуг.

Нами предлагается следующее определение тестирования: тестирование — это метод контроля, систематизации ' и активации полученных знаний, заключающийся в выполнении (решении) различных заданий и обеспечивающий повышение качества образования.

Контроль заключается в том, что, во-первых, студент может самостоятельно оценить уровень своих компетенций, во-вторых, преподаватель по результатам тестирования делает выводы по поводу того, какие темы (разделы) были не достаточно усвоены студентом с тем, чтобы в.

130 будущем уделить этим темам более пристальное внимание, и, в-третьих, по результатам тестирования можно судить о качестве предоставления образовательной услуги в целом (по основной образовательной программе).

Систематизация знаний у студента осуществляется в результате осмысления всего пройденного курса путем решения заданий по каждой теме.

Активация полученных студентом знаний происходит при решении тестовых заданий, требующих применения приобретенных навыков на практическом примере.

4. Предложена классификация тестов, позволяющая провести их систематизацию.

При использовании тестирования для обеспечения качества образовательных услуг важное значение приобретает классификация тестов. Нами предлагается классификация тестов по:

— форме представления;

— характеру тестов;

— однородности;

— цели тестирования;

— уровням;

— процедуре создания тестов;

— направленности тестов;

— форме тестового задания;

— методам интерпретации;

— специальным способностям.

С помощью тестирования можно достаточно полно оценивать подготовленность обучаемых, даже совмещать процесс выявления знаний с одновременным их пополнением.

5. Разработана внутривузовская система тестирования, определены ее цели и задачи.

Внутривузовская система тестирования как элемент внутривузовской системы оценки качества подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе включает совокупность стандартизированных тестовых заданий и программно-инструментальных средств, позволяющих:

— объективно оценивать качество учебных достижений студентов и уровень профессиональной подготовленности выпускников;

— осуществлять обработку и анализ результатов тестирования для различных пользователей, выявлять недостатки в методике преподавания отдельных дисциплин и подготовке специалистов;

— определять направления совершенствования учебного процесса в вузе и др.

Внутривузовская система тестирования позволяет реализовать основные цели тестирования:

— оценка уровня подготовки специалистов в вузе;

— совершенствование системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, итоговой аттестации выпускников в условиях активизации самостоятельной работы;

— широкое внедрение компьютерного тестирования;

— повышение требований к проведению самообследования при подготовке вуза к аккредитации новых ООП для вуза по направлениям подготовки (специальностям) и в период подготовки вуза к комплексной оценке деятельности;

— использование тестовых заданий студентами для выявления своей профессиональной компетентности при самоконтроле.

6. Предложена схема формирования банка тестовых заданий по дисциплине.

Этапы формирования банка тестовых заданий:

Первый этап — подготовительный.

Второй этап — формирование банка тестовых заданий по дисциплине.

В соответствии с установленным центром тестирования порядком, банк тестовых заданий по дисциплине должен быть представлен в виде двух разделов:

Раздел 1. Структура банка тестовых заданий.

Раздел 2. Содержание тестовых заданий.

Третий этап — проведение экспертизы тестовых заданий.

Четвертый этап — организация и проведение тестирования.

Тестирование студентов проводится по мере поступления тестовых заданий по дисциплине (нам) и в зависимости от целей тестирования.

Пятый этап — статистическая обработка результатов тестирования и их анализ.

Проводится оценка качества тестовых заданий, их корректировка и предлагаются мероприятия по совершенствованию тестирования.

Шестой этап — подготовка педагогических тестовых материалов к сертификации.

Экономические расчеты показали эффективность создания Центра тестирования в вузе и организации внутривузовской системы тестирования по сравнению с использованием Интернет-тестирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация внутривузовской системы тестирования позволит не только проводить регулярный контроль знаний студентов, но и реализовать механизм повышения качества образовательных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Rasch, G. Probabilistic Models for Some 1. telligence and Attainment Tests. With a Foreword and Afteword by B.D. Wright. The Univ. of Chicago Press. Chicago & London, 1980.
  2. The PISA 2003 Technical Report / Ed.R.Adamis and V.Wu. OECD, 2004.
  3. В. С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. — М.: Адепт, 1998.-217 с.
  4. Аванесов- В. С. Проблема психологических тестов. / Вопросы психологии, № 5, 1978 с. 97 107.
  5. В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982, 199 с.
  6. Е.Н. Модификация высшего образования как фактор новой экономики // Национальная инновационная система России проблемы становления и развития Сборник научных трудов. — 2006.
  7. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика. Кн. 1, 1982,320 с- Кн. 2, 296 с.
  8. П.Ф. О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования.
  9. , В. И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора // Высшее образование сегодня. 2003. — № 1. — С. 2−7.
  10. А. В., Зайцева JI. П. Тестирование как средство контроля на первом этапе обучения в неязыковом вузе. / Теория и методика преподавания германских языков. Куйбышев, 1978, с. 136−142.
  11. JI. В. Система тестов в американской методике. / Иностранные языки в школе, № 6, 1965, с. 51−61.
  12. Г. И., Высоцкая С. И., Григорьева 3. Г. Проверка качества знаний учащихся. / Качество знаний учащихся и пути их совершенствования. М., 1978, с. 90−161.
  13. М. С. К методике составления и проверки тестов. / Вопросы психологии, № 1, 1968- с. 57−66.
  14. М. С. Методологические предпосылки метода тестов. / Тесты (Теория и практика). Сб. 3, М., 1930, с. 3−36.
  15. В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний. / Советская педагогика, № 4, 1968, с. 52−60.
  16. Блэк Рекс. Ключевые процедуры тестирования. Планирование, подготовка, проведение, совершенствование: пер. с анг. М: Павлова- научн. ред. АГоловко. -М.: Издательство «Лори», 2006. 544 с.
  17. . В.А., Ефремова^ Н.Ф. Системы оценки качества-образования: учебное издание. М.: Университетская книга- Логос, 2007 — 192 с.
  18. Большая советская энциклопедия. 3-е издание. В 30 томах. М.: «Советская энциклопедия», 1969−1978.
  19. Т.А. К понятию образовательной услуги высшего учебного заведения // Юридическое образование и наука. 2003. — № 3. — 1920 с.
  20. Е.В. Модернизация качества высшего образования в России: стратегии, опыт, принятие решений. — М.: Высшая школа, 2005. — 261 с.
  21. А.Е., Концепция развития тестовой технологии контроля, уровня обученности студентов в системе профессионального образования России.
  22. С.А., Маяцкая И. Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография. — М.: Изд-во РГСУ, 2006. 115 с.
  23. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266−1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010).
  24. В.М. Генезис тестирования в истории отечественного образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Екатеринбург, 2006.
  25. В. А. Воспитание для всех. М.: Издательство НИИ школьных технологий, 2008.
  26. А. П. Регионализация высшего образования в стратегии регионального развития. Выступления и доклады на конф. Проблематика гуманитарных стратегий. Казань, 2003.
  27. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. М.: ПЕР СЭ, 2007.-416 с.
  28. Конференция «Болонский процесс-2009″ Левен. 28−29'апреля.
  29. Ли И.В., Гончарова Э. А. Предпринимательская деятельность в условиях развития рыночных отношений: учебное пособие. Минобразования и науки РФ. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — 141 с.
  30. Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. — 136 с.
  31. А. В., Наймушина О. Э. Тестология в образовании: вчера, сегодня, завтра Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 24. Инновации в высшей школе № 60 (2008).
  32. С.А. Качество как объект маркетингового управления образовательными услугами вуза / С. А. Мамонтов // Вестник Карагандинского государственного университета: Серия Экономика.- 2004. -№ 4 (36).
  33. С.А. Управление образовательными услугами: маркетинговый подход: монография / С. А. Мамонтов. Караганда: Болашак-Баспа, 2003.
  34. А.С. Технология массового тестирования студентов Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей. М., 1996.
  35. В.Г. Развитие системы тестирования. Доклад на семинаре. М., 2009.
  36. В.Г. Системы Интернет тестирования в профессиональном образовании: ретроспектива и перспективы. Доклад на семинаре. М., 2010.
  37. О сертификации качества педагогических тестовых материалов. Приказ Министерство образования РФ от 17 апреля 2000 г. № 1122.
  38. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Письмо Министерство образования РФ от 27 ноября 2002 г. № 14−55−996ин/15.
  39. Общая психология. Словарь / Под. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-251 с.
  40. В. И.' Надежность измерений и оценки’знаний, учащихся на основе элективных заданий. / Советская педагогика, № 7, 1970.
  41. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИСА-2003 // Отчет Национального фонда подготовки кадров / Под ред. Г. С. Ковалевой. М., 2004.
  42. Особенности национального тестирования» В. Г. Наводнов, К. Ю. Пастбин \ «Аккредитация в образовании» № 30−2009.137
  43. А.П. «Маркетинг образовательных услуг», Маркетинг в России и за рубежом, № 7−8, 1997.
  44. Педагогика: педагогические теории- системы- технологии. Учебное пособие / Под ред. Смирнова С. А. Mi, 1998.
  45. Н.Б. Организационно-методическое обеспечение разработки и использования тестовых заданий в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
  46. Положение о государственной аккредитации высшего- учебного заведения, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.12.1999 г. № 1323 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49).
  47. Порядок использования! дистанционных образовательных технологий. Утвержден Приказом Мииобрнауки России-, от 6 мая 2005 г. № 137.
  48. Потребители образовательных услуг вузов: маркетинговый портрет: монография / С. А. Мамонтов, Н. С. Дулатбекова. Караганда: Болашак-Баспа, 2005.
  49. Профессиональная подготовка учителя как условие эффективного функционирования системы управления развитием регионального- образования / С. В. Наумов, JI.B. Загрекова, В. В Николина. Н. Новгород:. Нижегород. гуманитар, центр, 2004. — 159 с.
  50. Дж. Педагогическое тестирование: проблемы^ заблуждения, перспективы. М.: Когито Центр, 1999, 142 с.
  51. Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов IX Всероссийское научно-методической конференции. — М.:ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.138
  52. Реклама и полиграфия. Опыт словаря справочника Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с.
  53. Российский статистический ежегодник, 2010.
  54. Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. М., 2007.
  55. В. Н. Основы тестологии в курсе повышения квалификации преподавателей иностранных языков. / Преподаватель, № 4, 1998, с. 62−63.
  56. В.М. Начала элементарной теории управления образовательными системами: Учеб. пособие. — Н. Новгород: Нижегород. гуманитар. Центр, 1999. 31 с.
  57. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М. Евелькин — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  58. Сравнительный анализ системы обеспечения единого экзамена в зарубежных странах //Отчет Центра сравнительной образовательной политики МО РФ. М., 2001.
  59. С. Экспериментальная психология. Т. II, М., 1960.
  60. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999.-№ 3.-С. 47−50.
  61. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 19 351 940.
  62. Тягу нова Т. Н. Философия и концепция компьютерного тестирования. М.: МГУП, 2003. — 243 с.
  63. Т.Н., Васильев В. И., Киринюк А. А. Требования к программно-дидактическим тестовым материалам и технологиям компьютерного тестирования. — М.: МГУП, 2005. — 29 с.
  64. Т.Н., Васильев В. И. Культура компьютерного тестирования. В V ч. 4.IV. Форма тестовой ситуации и формирование теста. М.: МГУП, 2002. — 83 с.
  65. Управление развитием региональных комплексов высшего профессионального образования: монография / B.C. Кабаков, В. Б. Фраймович, П. Д. Шимко. СПб: СПБГИЭУ, 2008. — 143 с.
  66. Управление социально-экономическим развитием региона: сборник научных трудов / Отв. ред. Д. В. Шопенко, В. Б. Фраймович. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. — 285 с.
  67. ФЭПО как инновационный подход в системе обеспечения качества образования. В. Г. Наводнов, А. С. Масленников, В. П. Киселёва \ «Аккредитация в образовании» № 24−2008.
  68. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов М., 2001.
  69. А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. -М., 1983.— 158 с.
  70. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: Изд-во РЦЭО МПУ, 1995.
  71. Энциклопедия кругосвет (URL: http://krugosvet.ru).
Заполнить форму текущей работой