Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Техника и человеческая экзистенция в современном обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные технологии все глубже вторгаются во внутренний мир человека, внося в него неизбежные изменения, меняют восприятие мира и формы человеческого общения. Речь идет не только об информационных технологиях. С момента появления индустриального производства и масштабной технологизации трудового процесса, началась экспансия технического подхода к человеку. Его поведение все больше приводилось… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ТЕХНИКИ
    • 1. 1. История стайовления и основные представители 11 философии техники
    • 1. 2. Анализ техники в экзистенциальной философии
  • ГЛАВА 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИКИ
    • 2. 1. «Технологический этос» в современных обществах
    • 2. 2. Технизация человека
    • 2. 3. Техника и экзистенция
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Техника и человеческая экзистенция в современном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена очевидным фактом глубочайшего и всестороннего воздействия техники на человеческое существование. Технический прогресс, открывая все новые и новые возможности и перспективы для человека, порождает в то же время новые риски и угрозы. Недаром современное высокотехнологичное общество называют «обществом риска» .

Однако когда идет речь о «рисках», сопряженных с техническим прогрессом, чаще всего имеются в виду возможные техногенные катастрофы или экологические проблемы. Несомненно, все это имеет огромное значение. Но, на наш взгляд, в современных технологичных обществах возникают и другие риски — «экзистенциальные риски», связанные с глубокими экзистенциальными проблемами современного человека.

Современные технологии все глубже вторгаются во внутренний мир человека, внося в него неизбежные изменения, меняют восприятие мира и формы человеческого общения. Речь идет не только об информационных технологиях. С момента появления индустриального производства и масштабной технологизации трудового процесса, началась экспансия технического подхода к человеку. Его поведение все больше приводилось в соответствие с машинным ритмом производственного процесса. Его мышление также должно было соответствовать изменившимся формам производства. Вслед за технологизацией производства началась технологизация досуга, развлечений, в конечном итоге, сформировался «технологический этос»: стиль поведения и мышления, согласно которому «технологический», функциональный подход применяется по отношению к любым формам человеческого существования.

Все меньше значения имеют те формы проявления человечности, которые не укладываются в рамки технологических процессов. Естественные формы поведения человека, например, общение с другими людьми, также подвергаются «технологизации». Человек привыкает относиться к себе «технологично»: он ищет «технологии» поиска друзей, воздействия на других людей, преодоления личностных кризисов, принятия решений, даже «технологии мышления». Таким образом, человек становится сам для себя (и, естественно, для других) объектом технических манипуляций. Новейшие же технологии предлагают все более совершенные средства для подобного манипулирования. Речь идет уже не просто о внешнем подчинении дисциплинарным нормам, но о манипулировании чувствами, мыслями и желаниями людей. Наиболее тревожным выглядит тот факт, что человек, по-видимому, сам охотно становится объектом технологического воздействия, поскольку в тотальной технологизации жизни видит легкий способ решения проблем. Этот тотальный технологизм пока еще не находит достаточного отражения в современных философских дискуссиях о роли техники.

На наш взгляд, современная экспансия технологического этоса коренным образом меняет экзистенциальную ситуацию человека, порождает новые, специфические проблемы. Поэтому философский анализ этого процесса представляет собой насущную необходимость.

Степень разработанности проблемы.

Философский анализ феномена техники имеет давнюю историю и в зарубежной, и отечественной философской традиции. Становление и развитие философии техники на Западе связывается с такими исследователями, как И. Бекман, Э. Капп, Э. Гартиг, А. Ридлер, Ф. Рело, Ф. Дессауэр, У. Вендт. Для проблемы нашего исследования наиболее важны работы тех авторов, которые посвящены не столько самому феномену техники, сколько её воздействию на общество, культуру и человека, здесь, прежде всего, следует назвать О. Шпенглера и JI. Мэмфорда, Ж. Эллюля, X. Ортегу-и-Гассета, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе, П. Сколимовски, К. Париса и др.

Большое значение для нашей работы имела «технократическая волна» западной социально-философской мысли, к наиболее ярким представителям которой можно отнести Т. Веблена, JI. Мэмфорда, Дж. Гэлбрейта, Д. Белла, М. Маклюэна, а также концепция информационного общества, основанная на революционном воздействии информационных технологий на современную цивилизацию (Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Ф. Уэбстер и др.).

Поскольку тема данного диссертационного исследованияэкзистенциальные аспекты техники, постольку особую важность для нас представлял анализ феномена техники, предпринятый представителями экзистенциализма, главным образом, К. Ясперсом и М.Хайдеггером. Опираясь на результаты этого анализа, мы пытаемся в своем исследовании следовать этому направлению мысли, концентрируясь не столько на обществе, сколько на человеке и изменениях в его экзистенциальной ситуации, происходящих под воздействием техники.

В отечественной науке и философии разработкой проблем, связанных с анализом роли техники в развитии общества, воздействия технического прогресса на все сферы социальной жизни занимались многие исследователи. Еще в начале XX века философскими аспектами техники занимались П. К. Энгельмейер, с деятельностью которого можно связать зарождение философии техники в России, известные религиозные мыслители П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков. Своеобразную роль в развитии человечества отводил технике один из наиболее ярких представителей русского космизма Н. А. Федоров. Собственно, все течение русского космизма видело в научно-техническом развитии человека продолжение природной эволюции, её закономерный этап. Обращался к проблеме техники и известный русский философ-экзистенциалист Н. А. Бердяев. Его отношение к роли техники в современном обществе, скорее, негативно.

Среди современных отечественных авторов, работавших и работающих в данной области знания, следует назвать: Г. М. Тавризян, Р. Ф. Абдеева, Ю. С. Мелещенко, Э.А. Араб-Оглы, А. И. Ракитова, В. Г. Афанасьева, И. А. Негодаева, С. В. Шухардина, А. Д. Урсула, B.C. Степина, Л. Ф. Кузнецову, Е. А. Шаповалова, Ю. Г. Волкова, B.C. Поликарпова, В. Г. Горохова, В. М. Розина, В. Н. Поруса, М. А. Розова, П. С. Гуревича и др.). Исследованием воздействия на общество и культуру информационных технологий занимаются Н. А. Носов, В. М. Розин, И. В. Корсунцева, А. В. Петров, В. Б. Тарасов и др. Моральными и этическими проблемами, связанными с развитием новейших технологий, занимаются А. А. Воронин, Б. Т. Юдин, П. Д. Тищенко, Ю. В. Хен .

Тем не менее, на современном этапе наблюдается все же определенный недостаток философских работ, посвященных проблемам философии техники, особенно, связанных с характером воздействия техники на личность, её поведение и мышление. В отечественной науке доминирует, скорее, изучение социальных и культурологических аспектов развития техники, но не её экзистенциальных аспектов. Именно экзистенциальным аспектам техники и посвящено данное диссертационное исследование. L.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что тотальная технологизация жизни в современных обществах способствует формированию «технологического этоса», враждебного по отношению к экзистенциальным проблемам личности, препятствующего их осознанию и решению.

Объектом исследования является технизированное современное общество как специфическая среда обитания человека.

Предметом исследования выступает влияние техники на человеческую экзистенцию.

Цели и задачи.

Цель исследования заключалась в проведении анализа воздействия техники на характер существования (экзистенции) человека в современных обществах.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— проанализировать специфику современных обществ с точки зрения огромной роли техники в их функционировании;

— проследить основные направления философского осмысления феномена техникипроанализировать специфику анализа техники в рамках экзистенциальной философии и обосновать его особую значимостьиспользуя концептуальный и методологический аппарат экзистенциальной философии, проанализировать воздействие техники на условия существования человека в современных обществах;

— установить, как технический способ мышления влияет на понимание сущности человека;

— проанализировать, каким образом тотальная технизация жизни соотносится с экзистенциальными проблемами и потребностями человека.

Теоретико-методологические основания исследования.

Теоретической базой исследования выступает теоретический, методологический и концептуальный аппарат экзистенциальной философии, представленный, главным образом, в работах К. Ясперса, М. Хайдеггера и О. Больнова.

Исследование опирается также на теории и концепции, разработанные в рамках философии техники XX века, при этом особое значение имеет концепция JI. Мэмфорда. В работе использовались также результаты социологического анализа феномена техники (концепции технологического детерминизма, технократии), концепции информационного общества, социологический анализ экзистенциальных дилемм, с которыми сталкивается современный человек, предпринятый Э. Гидденсом.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— показана научная продуктивность экзистенциального подхода к анализу воздействия техники на существование человека в современных технизированных обществах;

— установлен факт экспансии «технологического этоса» во все сферы социальной жизни, межличностной коммуникации, внутренний мир личности;

— проведен анализ изменений, которые претерпевает представление о сущности человека под воздействием распространения технологического этоса;

— выявлены факторы, способствующие социально-культурной элиминации экзистенциально насыщенных, проблемных сфер и состояний человеческого существования как незначимых и препятствующих эффективному «функционированию» человека в рамках технизированных социальных структур;

— показано, что специфика функционирования технизированных обществ препятствует осознанию и решению экзистенциальных проблем личности;

— установлено наличие фундаментального противоречия между логикой функционирования технической цивилизации и экзистенциальными потребностями личности.

Тезисы, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие тезисы:

1) Глубокое и всестороннее влияние техники на среду обитания человека делает необходимым анализ экзистенциальных аспектов техники.

2) Прогресс технологий, являющийся характерной чертой современных обществ, вызывает распространение «технологического этоса» на все сферы социальной деятельности, межличностных отношений и на саму человеческую экзистенцию.

3) Современные общества предстают как технические системы, а человек — как их элемент, выступающий в качестве работника (homo faber), потребителя или «сырья» для технической обработки.

4) Тотальная технизация современной жизни сопровождается социально-культурной элиминацией экзистенциально насыщенных, проблемных сфер и состояний человеческого существования (смерть, страдание, страх, тревога и др.), как незначимых и препятствующих эффективному «функционированию» homo faber в рамках технизированных социальных структур;

5) Подобные условия затрудняют осознание и, соответственно, разрешение экзистенциальных проблем, реальная значимость которых возрастает и стимулирует рост многие негативных тенденций, характерных для современных обществ, в частности — рост наркомании и алкоголизма, рост психических расстройств.

6) Редуцирование экзистенциальной проблематики в культуре современных технизированных обществ позволяет констатировать радикальный разрыв между логикой развития технизированных обществ и экзистенциальными потребностями личности.

Практическая значимость и апробация исследования. Результаты диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований поставленных проблем, а также в преподавании курсов философии техники, социологии и социологии управления. Результаты исследования отражены в научных публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы, включающего 120 названий. Объем диссертации 114 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная цивилизация есть цивилизация средств, но не целей, и в этом её специфика. Человек располагает мощнейшим арсеналом средств воздействия на природу, общество и самого себя. Однако он оказался в парадоксальной ситуации, когда отсутствует четкое представление не только о смысле отдельной человеческой жизни, но и ориентирах развития цивилизации в целом.

В то же время, новизна ситуации заключается в том, что современная технологическая цивилизация стала первой в истории глобальной цивилизацией, охватывающей самые разные культурные традиции. И вследствие этого возникает весьма специфическая проблема. На фоне возрастающего влияния западной цивилизации, прежде всего, в области экономики и технологии, усиливается стремление представителей иных культур к отстаиванию собственной идентичности. Это нередко приобретает форму возврата к ценностям традиционного образа жизни, иногда даже форму архаизации. В результате, новейшие технологии Запада служат орудием в руках тех, кто руководствуется в своей жизни совсем другими смыслами и духовными ценностями. Можно вообразить себе господство какой-либо фундаменталистской политической клики, опирающейся на мощь современного оружия. Пользоваться технологиями может любой. Какие цели поставит перед собой подобная группировка? Что сможет противопоставить ей цивилизованный западный мир, находящийся в ситуации ценностно-смысловой неопределенности? Не покажется ли фанатичная вера в любой догмат желаемым выходом из тупика релятивизма и потребительства?

Свой вариант смыслового кризиса переживает и современная Россия, политическая и интеллектуальная элита которой любит говорить о традиционных российсктгх ценностях и особом «третьем пути» России, но при этом не может внятно сформулировать, в чем именно заключается пресловутая российская специфика. Проблема смыслов универсальна, поскольку в современных условиях даже элита тех государств, которые пытаются возрождать традиционное наследие, должна осознавать, что возврат в прошлое полностью невозможен. Нельзя отказаться от уже пройденного исторического пути, и воссоздание «закрытого общества» на основе новейших технологий может быть лишь временным (и к тому же, катастрофическим).

Дальнейшее развитие глобальной цивилизации лишь на основе автоматически осуществляющегося прогресса науки и технологии означало бы лишь наращивание и усугубление уже существующих проблем. Необходимо некое новое мировоззрение, предполагающее новый ответ на вопрос, что представляет собой человек.

Любое новое мировоззрение вырастает из ситуации экзистенциального кризиса. Специфика современной технологической цивилизации в том, что она блокирует осознание значимости экзистенциальных проблем. В этом заключается своеобразный «вызов» (если использовать терминологию А. Тойнби), перед которым она оказалась. «Вызов» пришел не со стороны природной среды, ни стороны других цивилизаций, но со стороны самой человеческой экзистенции. Выход из этой парадоксальной ситуации может быть найден только в одном — более глубоком познании человека, его внутреннего мира. Современная технологичная цивилизация фактически игнорирует этот «мир» за его функциональной ненадобностью, не вырабатывает средств «культивирования», взращивания целостного, гармоничного человека. Она предпочитает манипулировать им как человеко-единицей, как послушным функционером и грамотным потребителем, который «выбирает лучшее». т.

От того, сумеет ли современный человек увидеть себя в каком-то ином качестве, несводимом к тому, чтобы быть винтиком Мегамашины, зависит направление дальнейшего цивилизационного развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998
  3. Адорно М. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1997
  4. Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М., 1989.
  5. А.И. Наука. Техника. Экономика. М., 1989
  6. X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
  7. Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992
  8. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.2005
  9. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999
  10. Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
  11. Бжезинский 3. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2005
  12. О. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.
  13. А. Третий или четвертый человек // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.
  14. А.А. Техника и мораль // Вопросы философии, 2004, № 10
  15. А.А. Миф техники. М., 2004
  16. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса // Социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976.
  17. Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999
  18. Э. Современность и самоидентичность // РЖ «Социология», 1994. Cep.ll. № 2.
  19. В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М, 2000.
  20. В.Г., Розин В. М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. М., 1983.
  21. .Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.
  22. П.С. Закономерности и социальные перспективы научно-технического прогресса // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
  23. Данилин A. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., 2003
  24. В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки, 2003. № 4
  25. Е., Петренко В. Постфрейдистская аналитика бессознательного и проблема субъективности. — http://identities.hl5.ru/participantstexts/zinchenko3.html
  26. .И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977
  27. В.Н., Патрушев В. И. Социальные технологии. М.: РАГС, 1999.
  28. Л.Г. Новая магическая эпоха http://www. sociology.kharkov.ua/docs/Esse.htm
  29. История теоретической социологии. В 4 т. М., 1998
  30. А. Бунтующий человек. М., 1990.
  31. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М., 2000
  32. .И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. Л., 1988
  33. И. Философия техники П.К. Энгельмейера" http://www.informika.ru/text/magaz/higher/496/7-l Oral .html
  34. В.П., Матяш Т. П., Фатхи Т. В. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2004
  35. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд. ACT, 2001 г
  36. С.С. Онтология точности и прогностичности // Вопросы философии, 2004, № 1
  37. Лем С. Сумма технологии. М., 2002.
  38. X. Размышления о современной технике. М., 1996
  39. Н. Реальность Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки, 2003. № 4
  40. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.
  41. М. Пресса: управление посредством утечки информации // Отечественные записки, 2003. № 4
  42. А. Опыт прочтения Кьеркегора в России и в Советском Союзе: от Льва Шестова до Пиамы Гайденко // Вопросы философии, 2004, № 1
  43. .В. Научное знание и прогресс цивилизации // Наука в культуре. М., 1998.
  44. Г. Одномерный человек. М.,
  45. Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970
  46. Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М., Мысль.
  47. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. М., 1999 г
  48. К. Что такое философия техники. — М., 1995.
  49. Модификация человека. Круглый стол института философии РАН и журнала «Человек» // Человек. 2006. № 5. С. 52.
  50. Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. — М., 1991
  51. Л. Техника и культура // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
  52. Наука и технология. М., 1990.
  53. И.А. Философия техники: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997
  54. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
  55. Новая технология и организационные структуры. М: Экономика, 1990.
  56. Н.А. Виртуальная философия. http://ideashistory.org.ru/pdfs/13nosov.pdf
  57. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997
  58. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2000.
  59. А.С. Искушение глобализмом. М., 2000
  60. К. Техника и философия // Это человек. Антология. М., 1995.
  61. М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д" 1992.
  62. B.C., Волков Ю. Г., Поликарпова В. А. Современная культура и генная инженерия. Философские размышления. Ростов н/Д., Изд-во РГУ. 1991.
  63. А.В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. М., 1989.
  64. В. Философия техники // Современная западная философия. Словарь М., 1991.
  65. В.Н. Наука как культура и наука как цивилизация // Наука в культуре. М., 1998.
  66. В.Е. Мак-Люэн Х.М. // Современная западная философия. Словарь. М., 1991
  67. В.Г., Урсул А.Д, Информатика, кибернетика, интеллект: Филосовские очерки. М., 1989.
  68. Г. В лабиринтах современного управления. М., Экономика, 1999.
  69. А.И. Роль науки в устойчивом развитии общества // Вестник РАН. -М., 1997. -№ 12.
  70. А.И. Заглядывая в будущее // Наука и жизнь. М., 1998. — № 12
  71. А.И. Наука в эпоху глобальных трансформаций (российская перспектива) // Наука в России: состояние и перспективы. М.: 1997.
  72. Дж., Антиеери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб., «Петрополис», 1994
  73. В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997. № 3.
  74. В.М. Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации М.2002
  75. В.М. Философия техники. Учебное пособие для вузов. М.: 2001
  76. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.
  77. Я.И. П.Тищенко. Био-власть в эпоху биотехнологий //Вопросы философии, 2004, № 5
  78. Е.Р. История промышленного переворота. Будапешт, «Корвина», 1979.
  79. .П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
  80. X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 245.
  81. JI.B. Башня науки или «падшая премудрость» // Наука в культуре. М., 1998.
  82. B.C., Горохов В.Г.,. Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.
  83. B.C., Горохов В. Г. Введение в философию науки и техники. М.: Градарика, 2003
  84. Г. М. Техника.Культура.Человек. М. 1986
  85. М. Голографическая Вселенная. М., 2004
  86. П.Д. Новейшие биомедицинские технологии: философско-антропологический анализ // Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире. М., Наука. 2004
  87. П.Л. Био-власть в эпоху биотехнологий. М., 2001.
  88. Э. Третья волна // http://exbicio.boom.ru.
  89. Э. Метаморфозы власти. М., Издательство «ACT», 2001.
  90. Э. Футурошок. СПб., Издательство «Лань». 1997.
  91. А. Возвращение человека действующего. М., 1998.
  92. А.Д. Космические перспективы автотрофности человечества // Общественные науки и современность. 1995. № 2.
  93. А.Д. На пути к экобезопаному устойчивому развитию цивилизации // Общественные науки и современность. 1994. № 4.
  94. Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
  95. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М., 1991
  96. В.П. Наука и мир человека. М., 1990.
  97. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989
  98. Философия техники: история и современность. М., 1997
  99. П.А. Органопроекция // Русский космизм. М., 1993
  100. И.Т., Юдин Б. Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986
  101. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
  102. М. Интеллектуалы и власть. М., 2006.
  103. М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
  104. М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
  105. Хен Ю. В. Евгеника: основатели и продолжатели // Человек, 2006, № 3
  106. В.В. Технические науки как объект методологического анализа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981
  107. Е.А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998
  108. М. Формы знания и образования // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994
  109. А. Третий Рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. М., 2005.
  110. О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. М., 1999
  111. О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Т.2. Всемирно-исторические перспективы. Минск, 1998
  112. С.В. Техника в ее историческом развитии. М., 1982
  113. Эко У. Наука, технология, магия http ://www.religare .ru/article45050.htm
  114. . Другая революция // Новая технократичсекая волна на Западе. М., 1986.
  115. . Технологический блеф // Это человек. Антология. М., 1995.
  116. .Г.- О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии, 2004, № 2
  117. Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.
  118. К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  119. К. Введение в философию. Минск, 2000.
Заполнить форму текущей работой