Феномен одиночества: Опыт герменевтико-экзистенциального анализа
Исследования. Значительное количество современных философских и культурологических исследований направлено на прояснение того поразительного многообразия культурных, социальных и личностных схем, с помощью которых человек различных эпох и культур определяет свою самотождественность, определенность. Поэтому сколь бы высоко мы ни оценивали свое знание культурных и социальных «механизмов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философская аналитика и проблема одиночества
- 1. 1. Аналитика «философии жизни»
- 1. 2. Экзистенциально-феноменологическая аналитика
- 1. 3. Психоаналитика
- 1. 4. Аналитика «постмодернизма»
- Глава 2. Поэтика одиночества и структуры философской аналитики
- 2. 1. Топология человеческого самообладания. (Герменевтико-экзистенциальный анализ рассказа «Нора» Ф. Кафки как поэтического источника выявления целостной бытие-размерности существования человека)
2.2. Генеалогия человеческого самообладания в аспекте его бытия-к-другому. (Герменевтико-экзистенциальный анализ романа «Сто лет одиночества» Г. Маркеса как поэтического источника выявления дискретной бытие-размерности человеческого существования)
Феномен одиночества: Опыт герменевтико-экзистенциального анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Значительное количество современных философских и культурологических исследований направлено на прояснение того поразительного многообразия культурных, социальных и личностных схем, с помощью которых человек различных эпох и культур определяет свою самотождественность, определенность. Поэтому сколь бы высоко мы ни оценивали свое знание культурных и социальных «механизмов» человеческого бытия, строгий подход к изучению феномена одиночества не может прямо отталкиваться от «фактов» культурной и социальной «феноменологии». Это связано с тем, что понимание «фактов» и само их восприятие уже изначально является конструированием по одной из многочисленных концептуальных схем, которые определяют мировоззрение человекамежду «фактом» и тем аналитическим подходом, который фиксирует этот «факт», всегда существует определенное герменевтическое соответствие. Именно этим определяется актуальность герменевтико-экзистенциального исследования феномена одиночества, ориентированного на поиск и осмыслсихз специфики такого соответствия.
Герменевтико-экзистенциальный анализ одиночества разлагает рассмотрение каждой отдельной проблемы на три этапа. Первый этап включает в себя изучение «языка», на котором говорит одиночество, то есть выявление тех аналитических и поэтических конструкций, в которых может быть определен доступный нам бытийный горизонт проблемы одиночества. На втором этапе исследование движется к такому восприятию «культурной» и «социальной» феноменологии одиночества, которое не подменяется скрытыми схемами мышления (способами аналитики и поэтики), но непосредственно соотнесено с уже проясненным аналитическим полем изучаемого феномена. На третьем этапе происходит обратное движение от феноменологии одиночества к дискур-сивности одиночества, расширяющее ее концептуальное поле.
В современных исследованиях такому анализу были подвергнуты многие «традиционные» философские проблемы, и это принесло интересные результаты, что подтверждает актуальность такого подхода и для проблемы одиночества. Герменевтическое соотнесение «языка» и «феноменологии» одиночества позволяет прояснить экзистенциальное значение этой проблемы и поставить вопросы о том, почему человек вообще может быть одиноким? Что есть человек, могущий быть одиноким?
Степень разработанности темы. Различные аспекты исследуемой проблематики подробно разрабатывались в рамках «философии жизни», феноменологии, экзистенциальной философиии, психоанализа, структурализма. Исследования А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, З. Фрейда, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера, Х.-Г.Гадамера, Ж. П. Сартра, А. Камю, Э. Левинаса, А. Бергсона, К. Г. Юнга, Э. Фромма, В. Франкла, К. Леви-Строса, Ж. Лакана, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Делеза сформировали целый ряд подходов, позволяющих увидеть различные перспективы, в которых можно рассматривать проблему одиночества.
Анализ этих подходов и дальнейшее их развитие содержится и в исследованиях многих отечественных мыслителей. Среди них можно назвать Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, С. Л. Франка, Н. О. Лосского, ПА. Флоренского,.
A.Ф.Лосева, М. К. Мамардашвили, Ю. М. Лотмана, В. Я. Проппа, С. С. Аверинцева, М. М. Бахгина, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского, В. В. Бибихина, З. Н. Зайцеву, К. А. Свасьяна, В. И. Молчанова, Л. Ф. Чергова, П. П. Гайденко, Л. В. Карасева, М. К. Рыклина, И. А. Акчурина, В. А. Подорогу, Н. С. Мудрагея,.
B.П.Визгина, Г. Д. Левина, М. А. Кисселя. Социально-философским и социологическим аспектам проблемы одиночества посвящены исследования Н. Е. Покровского, Г. М. Тихонова, Ж. В. Пузановой, Л. И. Старовойтовой,.
C.В.Куртияна, Ю. М. Черепухина (см. Библиографический список).
Цель и задачи исследования
Цель настоящего исследования заключается в выявлении герменевтического соответствия между феноменологией одиночества и «языком» одиночества для определения и прояснения его культурных, социальных и экзистенциальных смыслов. ]Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть аналитические концепции, которые способны затрагивать различные аспекты проблемы одиночества для выявления наиболее оптимального подхода к изучению данного феномена;
— соотнести фшософско-анститическую дискурсивность, фиксирующую проблему одиночества с поэтикой данного феномена для получения наиболее полной картины «языка» одиночества;
— на основе герменевтико-экзистенциального анализа исследовать топологический смысл человеческой экзистенции в перспективе ее самообладания и проследить специфику генеалогии человеческой экзистенции в ракурсе ее «бытия-к-другому».
Методология диссертационного исследования. Методологической основой исследования является герменевтика М. Хайдеггера, рассматривающая язык в качестве одного из основных экзистенциалов, способных открыть прямой путь к пониманию человеческого бытия. Герменевтико-экзистенциальный анализ феномена одиночества опирается на структурно-семиотические методы исследования, позволяющие фиксировать одновременно большое количество смысловых значений текста, а также их развитие и трансформации.
Научная новизна работы заключается в опыте применения герменевтических процедур аналитики для более строгого концептуального определения проблемы одиночества и прояснения смыслов экзистенциальной, культурной и социальной феноменологии одиночества.
Для исследования поэтики одиночества был использован адаптированный к поставленным задачам структурно-семиотический метод анализа художественных текстов.
Научная новизна исследования раскрывается в основных положениях выносимых на защиту:
— феномен одиночества лишь недавно стал доступен философской аналитике. Постановка проблемы одиночества стала возможной только в тех философских подходах, которые сумели обосновать самостоятельность человека и его соотнесенность с Другим. С разных позиций, в разных отношениях и не всегда последовательно это произошло в «философии жизни», экзистенциально-феноменологической аналитике, психоанализе и постмодернизмеодиночество — это экзистенциальное и культурное событие человеческого существования, выявляющее истину человеческого бытия в качестве самообладания и бытия-к-другому, поэтому исследование феномена одиночества должно представлять собой аналитику проблем человеческого самообладания и бытия-к-другому.- герменевтико-экзистенциальный анализ пространства (топологии) человеческого существования доказывает, что проблема самообладания и, следовательно, одиночества имеет смысл только в том случае, если границы человеческого существования (его «конечность») понимаются не в качестве замыкающих человека, но, напротив, открывающих его миру, делающих последний «домом» человека, а взаимоотношения с другими людьми — культуройпосредством герменевтического анализа определено экзистенциальное значение таких модусов одиночества, как обособленность и недостаточность индивида в их культурной и социальной перспективах;
Теоретическая и практическая значимость настоящего диссертационного исследования состоит в прояснении и расширении концептуального поля, фиксирующего культурные, социальные и экзистенциальные аспекты феноменологии одиночества, что может быть использовано как при составлении программ и методик социометрических и психометрических исследований, так и для коррекции негативных эффектов, связанных с одиночеством. Выводы, полученные в исследовании могут быть использованы при подготовке спецкурсов по различным гуманитарным дисциплинам.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в публикациях и докладах на ежегодных научных конференциях, проводимых в Волгоградском государственном университете, а также на международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 1998 г.).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и четырех Приложений.
Заключение
.
Настоящее исследование проблемы одиночества проведено в качестве экспертной проверки герменевтического соответствия между экзистенциальной, культурной и социальной феноменологией одиночества и «языками» одиночества — аналитикой и поэтикой. Для реализации этой цели мы осуществили несколько операций.
Во-первых, мы рассмотрели возможности супцествуюгцш философских традиций для поиска аналитических подходов к проблеме одиночества. Результатом такого исследования стал вывод о том, что аналитика одиночества предполагает постановку и решение двух фундаментальных проблем — человеческого самообладания и бытия-к-другому. Это сильно ограничило круг философских школ, чьи выводы применимы к изучению интересующей нас проблематики.
Во-вторых, для расширения концептуального поля проблем человеческого самообладания и бытия-к-другому (в ракурсе проблемы одиночества) в исследование был включен герменевпшческий анализ художественных текстов, введший в круг исспедования поэтику одиночества. Для изучения поэтики одиночества был использован структурно-семиотический метод анализа.
В-третьих, концептуализация проблемы одиночеапва в горизонте проблем самообладания и бытия-к-другому включила в себя два вида анализа: топологический и генеалогический. Общим итогом рассмотрения является вывод о том, что событие одиночества представляет собой феномен, выражающий истину человеческого способа существования в качестве особого случая ограниченности, определенности «организации» сущего.
Границы" человека, «человеческого» не подобны границам других «вещей» — они являются «пределом» только для воздействий «извне», но суть «открытое место» «изнутри». Поэтому человек никогда не «просто повторяет», повинуется движениям «мировых» процессов, детерминируется ими, но способен обладать собой, отстраняться от мира, всегда имеет пространство для «маневра», свободного самоопределения.
Одиночество выражает два модуса такого существования человека: его «мирность» (бытие-для-мира) — как недостаточность, частичность и его «особость» (бытие-для-себя) — как обособленность, целостность. Исполнением этих размерностей человеческого одиночества является бытие-к-другому как полнота собственно человеческого существования. Движение от недостаточности и обособленности к полноте бытия — это история человеческого одиночества, в ходе которой оно по-разному проявляет себя, фиксируя различие способов человеческого расположения к миру. В частности, мы выделили три исторических модуса одиночества: бесполезность полезного, неоправдан-ность правого и неспособность к любви. Причем каждый последующий из них является углублением и обострением предыдущего и может прослеживаться как на личностном, экзистенциальном уровне, так и на уровне культурном.
Полученные выводы могут быть использованы при проведении конкретных исследований различных аспектов одиночества в качестве «социальной», «культурной», «межличностной», «психологической» проблемы. Для того чтобы операционализироватъ проблему, нужно четко различать понятия «одиночество», «чувство одиночества» и «понимание одиночества».
Понятие одиночества связано со способом существования человека как такового, в его «человеческом статусе». Причем это вовсе не означает, что смыслом существования человека является «робинзонада» и только наедине с собой человек максимально проявляет свою «человечность». Понятие «одиночество» всего-навсего фиксирует наличие «собственных границ» у человека, позволяющих ему, во-первых, «обладать собой», а во-вторых, иметь «Другого», т. е. иметь во вне себя такое сущее, которое как не является частью «мировой субстанции», также не есть и мое собственное отражение, создание. В этом смысле «другой», «друг», «возлюбленный» — это всегда гость из «неведомых миров», как об этом и писали «поэты» и чего почти никогда не понимали «философы». Это означает, что само по себе понятие одиночества не несет негативного смысла. Негация понятия одиночества происходит тогда, когда оно «отягощается» дополнительными смыслами, исходящими из культурной, социальной и психосоматической жизни человека.
Оптическая «одинокость» существования человека идентифицируется с ощущениями покинутости, оставленное! и, отчужденности и т. п., сама степень интенсивности которых при этом может быть весьма различной для разных времен и культур. Так, если представитель мексиканского племени индейцев-пастухов испытывает «чувство одиночества» после целого сезона одинокой жизни, в течение которого он не видит ни одного своего соплеменника, то для жителя большого современного мегаполиса для появления того же самого «чувства одиночества» вполне может хватить двадцати минут молчащего телефона.
Принято считать, что «чувство одиночества» является основанием, на котором формируется «понимание одиночества». Переживание покинутости, собственной ненужности якобы заставляют человека сформулировать понятие одиночества. Но разве одного экзистенциального переживания «никому ненужности» достаточно для того, чтобы сделать вывод: «следовательно, я одинок»? Но на каком, собственно, основании? Совершенно очевидно, что экзистенциальное переживание здесь несамостоятельно и корректируется логическим законом: целое равно сумме его частей. Раз я никому не нужен, значит я один. Само это направление мысли задается не экзистенциальным переживанием, а законами математической логики. Но это означает, что вовсе не «чувство одиночества» определяет такое «понимание одиночества», а как раз наоборот, определенное понимание одиночества отбирает некоторый ряд ощущений, чтобы выдать их за свое содержание.
Следовательно отказ от такого определения понятия одиночества вовсе не предполагает отречения от своего собственного экзистенциального опыта и замены его надуманными абстрактными спекуляциями. Наоборот, это необходимо, чтобы отказаться от надуманных абстрактных спекуляций и попытаться дать адекватное определение экзистенциального опыта.
Для этого, по нашему мнению, необходимо ввести два концептуальных регистра — одиночество как обособленность и одиночество как недостаточность. Эти регистры разделяют опыт переживания одиночества на две большие сферы распределения признаков, конкретный набор которых будет зависеть от тематического предмета исследования. При этом в поле внимания попадут в том числе и признаки, которые ранее либо не связывались с проблемой одиночества, либо имели очень неопределенную валидность.
Одиночество в качестве опыта существования человека имеет, по нашему мнению, свою инвариантную динамику, в которой можно выделить три основных этапа. Первый опыт одиночества — это опыт необеспеченности существования. Этот опыт может иметь различные воплощения, например: «меня не любят», «я не здоров», «я беден» и т. д. В культурном плане истории человека этот опыт выражен словами Екклезиаста: «все проходит», «ничто не вечно на земле».
Второй опыт одиночества — это опыт неоправданности правого, опыт испытания полномочий добра: «я одинок, потому что порочен», «я одинок, потому что порочно общество» и т. п. Главная тема здесь — тема несправедливости, неправды, беззакония. Культурная эпохальность этого опыта выражена словами Раскольникова: «тварь ли я дрожащая или право имею?».
Третий опыт одиночества — это опыт неспособности любить, найти себя в единстве с другим и другими. Это опыт суррогатов любви — секс, профессиональная, политическая и прочая корпоративность. Культурное измерение этого опыта может быть выражено словами Ж. Делеза об «альтруициде»: «Что такое робинзонада? Мир без другого».
Проводя исследования в той или иной тематической области проблемы одиночества, важно установить ту фазу динамики экзистенциального опыта, с которой связаны в каждом конкретном случае проявления проблемы одиноче-'.
169 ства. Это позволит, во-первых, определить комплекс актуально значимых в данном случае факторов, а во-вторых, спрогнозировать самую общую тенденцию дальнейшего развития ситуации.
Это важно также и для того, чтобы разработать специальные для каждого случая методы коррекции различных отрицательных эффектов, возникающих в ходе осуществления личного либо культурного опыта одиночества. При этом смыслом любых «методов коррекции» должно быть формирование такого личного, экзистенциального опыта, который можно выразить следующими словами: «Я одинок, следовательно, я не один. Я одинок, потому что у меня есть другие. Если бы я был один, я бы никогда не узнал, что такое одиночество». Формирование такой жизненной позиции есть не что иное, как переход от обособленности и недостаточности человеческого существования к полноте бытия-с-другим, в буквальном смысле ис-целение, ис-полнение Человека.
Список литературы
- Аверинцев С.С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. -364с.
- Адлер А. О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова. / Пер. с нем. И. В. Стефанович. СПб.: Университетская книга, 1997. — 388с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. М.: 1995.-296с.
- Аксенов Г. П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. — № 1. -С.42−50.
- Акчурин И.А. Топология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994.-№ 5.-С.143−149.
- Александер Ф., Се лесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней: Пер. с анг л. М.: Прогресс — Культура- Издательство Агентства «Яхтсмен», 1995 г. — 608 с.
- Амель К.О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. -№ 1. — С.76−93.
- Аронов P.A. О некоторых результатах постижения времени // Вопросы философии. 1994. -№ 5. — С.150−161.
- Аронов P.A. Театр абсурда: нужен ли он современной физике // Вопросы философии. 1997. — № 12. — С. 39−48.
- Ахутин A.B. Тяжба о бытии. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. -304с.
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр./ Общ. ред. Оболенской C.B.- Предисл. Гуревича А. Я. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Прогресс-Академия», 1992. — 528с.
- Барт Р. Основы семиологии. // Структурализм: «за» и «против»: Сб. Статей. Под ред. Е. Я. Басина, М. Я. Полякова. -М.: Прогресс, 1975. С.114−164.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 616с.
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. — М.: Сов. Россия, 1979.-320с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -414с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса М.: Худ. лит., 1990. — 541с.
- Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.АСугай. М.: Республика, 1994. — 528с.
- Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. М.: «Московский клуб», 1992 — 336с.
- Бердяев H.A. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990. — 175с.
- Бердяев H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М.: «Книга», 1991.-446с.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383с.
- Бибихин В.В. Язык философии. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993. -403с.
- Бибихин В.В. Мир. Томск: «Водолей», 1995 — 144с.
- Бибихин В.В. Свое, собственное // Вопросы философии. 1997. — № 2. -С.71−81.
- Благонравов Г. Новый русский М.Шелер? // Вопросы философии. 1995. -№ 10. — С. 154−179.
- Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии. 1993. — № 10. — С.69−92.
- Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15−18 вв. Т.З./ Пер. с фр. Л.Е.Кубеля- ветуп. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева.- М.: Прогресс, 1992. 679с.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. -412с.
- Буркхардт Г. Непонятная чувственность. Набросок антропологии чувственности // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. -320с.- С.124−156.
- Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. Международный философский журнал. 1992. -N1. С. 109−136.
- Визгин В.П. Идея множественности миров: Очерки истории. М.: Наука, 1988.-296с.
- Визгин В.П. Ницше глазами Делеза // Вопросы философии. 1993. — № 4. -С.47−48.
- Визгин В.П. Мишель Фуко теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. — 1995. — № 4. — С.116−126.
- Визгин В.П. Онтологические предпосылки «генеалогической» истории Мишеля Фуко // Вопросы философии. 1998. — № 1. — С.170−176.
- Визгин В.П. История и метаистория // Вопросы философии. 1998. — № 10. -С. 99−112.
- Воронин П.П. Разумность мироустройства глазами физика // Вопросы философии. 1990. — № 8. — С.36−38.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Всгуп. ст., сост. и ком-мент. В. В. Сапова. М.: Республика, 1994. — 368с.
- Габричевский А.Г. Пространство и время // Вопросы философии. 1994. -№ 3. — С. 134−147.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: Пер. с нем./ Х.-Г.Гадамер- Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.- 696с.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1997.-367с.
- Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. Критика философии М.Хайдеггера. М.: Высш. шк., 1963. — 119с.
- Гайденко П.П. Хайдегтер и современная философская герменевтика // Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М.: Издательство «Наука», 1978. С.27−81.
- Гайденко П.П. Порыв к трансцендентному. Новая онтология 20 века. М.: Республика, 1997. -295с.
- Гарсиа Маркес Г. Палая листва. Полковнику никто не пишет. Сто лет одиночества: Повести. Роман./Пер. с исп. Кемеровское кн. изд-во, 1989. — 480с.
- Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С.Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. 552с.
- Гефтер М.Я. История позади? Историк — человек лишний? // Вопросы философии. — 1993. — № 9. — С.3−15.
- Григорьян Б.Т. Философская антропология сегодня // Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М.: Издательство «Наука», 1978. С.81−130.
- Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас. // Вопросы философии. 1993. — № 3. С.28−46.
- Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. Пер. с англ. 2-е изд.- Москва: Изд-во Трансперсонального Института, 1993.-504с.
- Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994.- 278 с.
- Гроф С. Путешествие в поисках себя. Пер. с англ. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994- 342с.
- Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. -№ 3. — С. ЮМ 17.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в Феноменологическую философию (главы из книги).// Вопросы философии. 1992. — № 7. — С.136−185.
- Гуссерль Э. Собрание сочинений, т.1. Феноменология внутреннего сознания времени. Пер. с нем. М.: Издательство «Гнозис», 1994. 192с.
- Гуссерль Э. Переписка с В.Дильтеем // Вопросы философии. 1995. — № 10. -С.144.
- Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. Пер. с фр. М.Маяцкого. М.: А (1 Ма^пет, 1996.
- Гуссерль Э. Статьи об обновлении (Предисловие к публикации К.В.Бандуровского) // Вопросы философии. 1997. -N4. — С. 109−135.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб. «Наука», «Ювента», 1998. -315с.
- Делез Ж. Тайна Ариадны // Вопросы философии. 1993. — № 4. — С.48.
- Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. -384с.
- Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. ТЬеайгит рИПозорЫсит: Пер. с фр. М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. — 480с.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. -М.: Ин-т экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. 288с.
- Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. — № 4. -С.53−57.
- Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. — № 10. -С.129−143.
- Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. — 160с.
- Добротолюбие. В 5-ти томах.- М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.
- Древнекитайская философия. В 2-х томах. Т.1. М.: «ПринТ», 1994. -363с.
- Завадская Е.В. «В необузданной жажде пространства». (Поэтика странствий в творчестве О.Э.Мандельштама) // Вопросы философии. 1991. — № 11. -С.26−32.
- Зайцева З.Н. Мартин Хайдеггер: Язык и время // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем./Под ред. А. Л. Доброхотова. М.: Высш. Шк., 1991. — 192с. С.159−178.
- Игнатов А. Черт и сверхчеловек // Вопросы философии. 1993. — № 4. -С.35−47.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431с.
- Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. -255с.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр.- М.: Политиздат, 1990. -415с.
- Камю А. Творчество и свобода: статьи, эссе, записные книжки / Пер. с фр. М.: Радуга, 1990. 680с.
- Камю А. Счастливая смерть: Роман- Посторонний: Повесть- Чума: Роман- Падение: Повесть- Калигула: Пьеса- Миф о Сизифе: Эссе- Нобелевская речь. Пер. с фр. / Предисловие В.Ерофеева. Комментарии С.Зенкина. М.: Фабр, 1993.-574с.
- Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. О. Лосского. СПб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993. -477с.
- Каира Ф. Дао физики. СПб.: «ОРИС», «ЯНА-ПРИНТ», 1994. — 304с.
- Касавин И.Г. «Человек мигрирующий»: онтология пути и местности // Вопросы философии. 1997. — № 7. — С.74−84.
- Карасев Л.В. Знаки покинутого детства («постоянное» у А. Платонова) // Вопросы философии. 1990. — № 2 — С.26−43.
- Карасев Л.В. Мифология смеха // Вопросы философии. 1991. — № 7. -С.68−86.
- Карасев Л.В. Гоголь и онтологический вопрос /У Вопросы философии. -1993. № 8. — С.84−104.
- Карасев Л.В. Онтология и поэтика // Вопросы философии. 1996. — № 7. -С.55−82. /
- Карасев Л.В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. — № 9. — С.72−91
- Кафка Ф. Сочинения. В 3 т. Т.2: Рассказы, 1917−1924- Процесс- Замок: Романы: Пер. с нем./ Сост. и комент. Д. В. Затонского. М.: Худож. Лит.: Харьков: Фолио, 1995. — 559с.
- Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопросы философии. 1994. — № 11. — С. 171−188.
- Корнеев П.В. Эволюция философско-иррационалистического подхода к жизненному опыту // Философские науки. 1992. — № 1. — С.50−64.
- Коробов В.Б. Опыт функционального описания буддийской дхьяны /У Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990. -216с.
- Косевич П.В. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового Завета // Философские науки. 1992. — № 2. — С.49−62.9 В. Косевич П. В. Раннехристианская философская и теологическая мысль в отношении проблематики тела // Философские науки. 1992. — N3. — С.83−103.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. Специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. Волгоград: Комитет по печати, 1996. — 352с.
- Кузнецов В.И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. М.: Агар, 1996. — 384с.
- Кузьмин Н.В. Экстатическое время // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.67−79.
- Кузьмина Т.А. Проблема субъективности и способ ее анализа в современной буржуазной философии // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига: Зинатыс, 1988. — 334с.- С. 10−29.
- Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. Университетская книга, 1997. — 640с.
- Куртиян C.B. Одиночество как социальное явление: Автореф. дис. канд. филос. Наук-М.: 1995.
- Кьеркегор С. Наслаждение и долг: Пер. с дат. П.Ганзена.: Киев: AirLand, 1994.-504с.
- Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993. — 383с.
- Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — 624с.
- Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. Пер. с фр. / Перевод А. К. Черноглазова. М.: Издательство «Гнозис», 1995. 192с.
- Лакан Ж. Семинары. Кн.1: Работы Фрейда по технике психоанализа. (1953/1954).-М. 1998.-425с.
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н. С. Автономовой. М.: Высш.шк., 1996. — 623с.
- Ларичев В.Е. Сад Эдема. М.: Политиздат, 1981. — 398с.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л.Бессмертного- Послесл. А. Я. Гуревича. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 376с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. М.: Наука, 1983. -535с.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление М.: Республика, 1994. — 384с.
- Левин Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. 56−68.
- Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 265с.
- Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1993. № 4. — С.115−124.
- Лолаев Т.П. О «механизме» течения времени // Вопросы философии. -1996. -№ 1. С.51−56.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.-366с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982.-479с.
- Лосев А.Ф. Философия имени / Предисл. А.Л.Доброхотова- Послесл. В .И Лостовалова. -- М.: Изд-во МГУ, 1990. 269с.
- Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. / Сост. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. — 919с.
- Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. — 831с.
- Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. — 622с.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло / Сост. АЛ. Поляков, П. В. Алексеев, А.АЯковлев. М.: Республика, 1994. — 432с.
- Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А. П. Поляков М.: Республика, 1995. — 400с.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. -272с.
- Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: «Александра" — Т.1: 1992. -480с.- Т.2: 1992. -480с.- Т. З: 1993. -494с.
- Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство, 1996. — 846с.
- Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. 547с.
- Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественноисториче-ской гносеологии / Под ред. Ю. П. Сенокосова. М: Языки русской культуры, 1996.-304с.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке / Под ред. Ю. П. Сенокосова. -М.: Языки русской культуры, 1997. 224с.
- Молчанов В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдепера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зинатыс, 1988. — 334с.- С.81−101.
- Молчанов В.И. Cogito. Синтез. Субъективизм. // Вопросы философии. -1996. -№ 10. С.133−143.
- Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии -1990.-№ 6-С. 32−45.
- Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм. (Позиция и следствия) // Вопросы философии. 1991. — № 3. — С.3−28.
- Мотрошилова Н.В. «Картезианские медитации» Гуссерля и «Картезианские размышления» Мамардашвили (двуединый путь к трансцендентальному Ego) // Вопросы философии. 1995. № 6. — С.137−145.
- Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное философская проблема (читая А. Шопенгауэра) // Вопросы философии. — 1994. — № 9. — С.53−66.
- Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Издательская группа «Прогресс». — 1993. -280с.
- Никитин Е.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся Вселенная? /У Вопросы философии. 1991. — № 8. — С.324.
- Николис Дж. Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 85−89.
- Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. Пер. с нем.- М.: Мысль, 1990. Т.1. -829с. Т.2 829с.
- Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: «REFL-book», 1994.-352 с.
- Ницше Ф. Странник и его тень М.: «REFL-book», 1994- 400 с.
- Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху— М.: «REFL-book», 1994.-416с.
- Омельченко Н.В. Первые принципы философской атропологии. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1997. -196с.
- Пигалев А.И. «Онтология сознания» у Ж.-11.Сартра // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зинатыс, 1988. — 334с.- С.158−171.
- Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов.: Изд-во Саратовского университета, 1991.-150с.
- Пигалев А.И. Культурология: Курс лекций: В двух книгах. Кн.1. Волгоград: Издательство Волгофадского государственного университета, 1995. -216с.- Кн.2. — 1996. —220с.
- Пигалев А.И. Прерванная игра или Трудное возвращение в историю /У Вопросы философии. 1997. — № 8. — С.135−138.
- Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. — № 8. С.25−38.
- Плеснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С.Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. — 552с.
- Плотников Н.С. С.Л.Франк о М. Хайдеггере // Вопросы философии. -1995. -№ 9. С.169−185.
- Подорога В.А. Метафизика ландшафта: Коммуникативные стратегии в философской культуре 19−20 вв. М.: Наука, 1993. — 320с.
- Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию: материалы лекционных курсов 1992—1994 годов / Гл. ред. А.Т.Иванов- Оформл. Ю. АМарков- Ред. серии А.Иваиов. M.: Ad Marginem, 1995. — 339с.
- Подорога В. А, Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдегтер, М. Пруст, Ф.Кафка. M.: Ad Marginem, 1995.-426с.
- Покровский Н.Е. Одиночество и аномия: (Философские и теоретико-социологические аспекты): Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: 1996.
- Пригожин И. Философия нестабильности /7 Вопросы философии. 1991. — № 6.-С.46.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. Ленинград: «A.CADEMIA», 1928. -152с.
- Пузанова Ж.В. Одиночество и общение: (Философско-социологический аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: 1995.
- Родзянко Василий (епископ). Теория распада Вселенной и вера Отцов. -М.: Издательство «Православный паломник», 1996. 237с.
- Рубене М.А. Онтология и «ничто» у М.Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зина-тыс, 1988. — 334с.- С. 141−158.
- Рубенис A.A. Проблема онтологии и трансцендентальный идеализм // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зинатыс, 1988. — 334с.- С.62−81.
- Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368с.
- Рыклин М.К. Метафизика речи // Вопросы философии. 1991. — № 5. -С.20−24.
- Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма // Философские науки. 1992. -№ 3. — С.161−167.
- Сартр Ж.П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность /У Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т.АКузьмина. Рига: Зинатыс, 1988. — 334с.- С.318−321.
- Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов /Сост. и общ. ред. АА. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1989. — с. 319−344.
- Сартр Ж.П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. — № 3. -С.89−100.
- Сартр Ж. Г1. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. -480с.
- Сартр Ж.П. Проблемы метода: Пер. с фр.-- М.: Издательская группа «Прогресс», 1993, — 240с.
- Сартр Ж. П. «Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года». Пер. с фр. СПб.: Издательство «Алетейя», 1998.- 646с.
- Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Сочинения в 2 т.- Т.1. / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна- Пер. с нем.- М.: Мысль, 1990.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрика. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. — 656с.
- Сервера А. Кто есть человек. Философская антропология .// Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. — 320с.- С.75−101.
- Силичев Д.А. Ж.Деррида: Деконструкция, или философия в стиле постмодерн // Философские науки. 1993. — № 3. — С.103−118.
- Современная западная философия: Словарь- М.: ТОН Остожье, 1998.-544с.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: Логос, 1998. — 235с.
- Старовойтова Л.И. Одиночество: социально-философский анализ: Авто-реф. дис. канд. филос. наук. М.: 1995.
- Тихонов Г. М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург: 1992.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифологического. М.: Прогресс, 1995. — 624с.
- Тузова Т.М. Метод исследования ситуации в философии Ж.-П.Сартра: возможности феноменологической онтологии // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зинатыс, 1988.-334с.- С. Г71−191.
- Упанишады. В 3-х книгах. Кн.1. М.: «Наука», «Ладомир», 1992. — 239с.
- Фарре Л. Философская антропология // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. — 320с. С. 170−211.
- Флоренский П.А. Иконостас: избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. — 366с.
- Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. 336с.
- Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 608с.
- Франк С.Л. Реальность и человек / Сост. П. В. Алексеев М.: Республика, 1997.-478с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем.- М.: Прогресс, 1990, — 368с.
- Фрейд 3. Я и Оно. / Пер. с нем. М.: МПО «Меттам», 1990. — 56с.
- Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и ветуп. ст. А.М. Рутке-вича. -М.: Ренессанс, 1991. -296с.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992. -569с.
- Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия: Пер. с нем. М.: Надежда, 1993. — 171с.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997. 66! с.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997- 191с.
- Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997.
- Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Олимп, 1997. — 446с.
- Фридман И.И. Карнавал в одиночку // Вопросы философии. 1994. -№ 12. — С.79.
- Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунской, И. И. Каменкович. Общ. ред. и вступ. ст. В. И. Добренькова. М.: Прогресс, 1986.-238с.
- Фромм Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992. — 430с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. М.: АСТ — ЛТД, 1998. — 670с.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-са<1, 1994. 406с.
- Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. -208с.
- Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с фр. М.: Касталь, 1996. — 448с.
- Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: 1997. — 576с.
- Фуко М. История сексуальности Т.З. Забота о себе / Пер. с фр. Т. Н. Титовой и О. И. Хоми под общ. ред. А. Б. Мокроусова. — Киев: Дух и литера- Грунт- М.: КЕРЬ-Ьоок, 1998. 288с.
- Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. — № 3. -С.134−147.
- Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. /Под ред. А. Л. Доброхотова. М.: Высш. Шк., 1991. — 192с.
- Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары. // Логос. Философско-аналитический журнал. Выпуск 3. М. 1992.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. -447с.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / Составл., переводы, вступ. статья, примеч. А. В. Михайлова. М.: Издательство «Гнозис», 1993.-464 с.
- Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе // Вопросы философии. 1993. — № 10. -С.123−151.
- Хайдеггер М. Бытие и Время. / Пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Margi-nem, 1997. -451с.
- Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. Пер. с нем./ Перевод, послесловие О. В. Никифорова. М.: Издательство «Русское феноменологическое общество». 1997, 176с.
- Хенкстенберг Г. Э. К ревизии понятия человеческой природы // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк, 1995. — 320с.- С.211−250.
- Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности /У Вопросы философии. 1994. -N10. — С.112−123.
- Черепухин Ю.М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: 1995.
- Шелер М. О феномене трагического // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. Рига: Зинатыс, 1988. -334с.- С.298−318.
- Шестов Л. Сочинения в 2-х томах / Сост., науч. подготовка текста, вступ. ст. и примечания АВ.Ахутина. М.: «Наука», 1993. — 667с.
- Шопенгауэр А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии: Пер. с нем./ Ин-т философии.- М.: Наука, 1993 672 с.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2. Пер. с нем. М.: Наука, 1993.-669с.
- Щукин В.Г. Дом и кров в славянофильской концепции. Культурологические заметки // Вопросы философии. 1996. -№ 1. — С. 135−146.
- Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе. /Сост. и вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986.
- Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. — 320с.- С.265−295.
- Юнг К. Г. Йога и Запад: Сборник: Пер. с нем.- Львов: Мщатива- К.: Airland, 1994, — 230с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 336с.
- Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: Канон, 1994, — 320 с.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология: Пер. с англ. / Ред. В. В. Зеленский. -СПб.: МЦНК, «Кентавр», 1994.225
- Юнг К. Г. Синхронистичность: Пер. с англ. / Общ. ред. С. Л. Удовик. М., Киев: REFL-book, Ваклер, 1997. — 313е.
- Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии самости: Пер. с англ. / Общ. ред. С. Л. Удовик. М., Киев: REFL-book. Ваклер, 1997. -330с.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели про странства. времени и восприятия). — М.: Издательство «Гнозис», 1994. 344с.
- Яковенко С.И. Философия незамкнутости // Вопросы философии. 1996. — № 2.-С.41−50.
- Яних П. Человек и автомат: размышления о заместимости человека техническим устройством // Вопросы философии. 1996. — № 3. — С.29−34.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527с.