Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй этап — (2006 — 2007) — основной. Предусматривал уточнение методических положений, лежащих в основе исследования: уточнение рабочей гипотезы, проведение констатирующего исследования, определение содержания этапов опытно — поисковой работы, осуществление разработки комплекса коррекционных мероприятий, проведение опытно — поискового исследования и проверка его эффективности. Кроме этого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Предпрофессиоыальный этап профессионально-трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта в системе коррекциои, но го образования
    • 1. 2. Сравнительная характеристика учащихся с нарушением интеллекта к освоению профессии в зависимости от условий обучения
    • 1. 3. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО — трудовом обучении (ПО МАТЕРИАЛАМ АНАЛИЗА ИСТОЧНИКОВ)
  • ГЛАВА II.
  • ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация и методика констатирующего исследования
    • 2. 2. Анализ результатов исследования
  • ГЛАВА III.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СТОЛЯР, СБОРЩИК ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ").

3.1. Опытно-поисковая работа по созданию адаптивной образовательной среды для учащихся с нарушением интеллекта в условиях НПО.

3.2. Результаты опытно-поисковой работы.

Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Социально-экономические преобразования в обществе в условиях рыночной экономики предполагают существенное изменение содержания и организации учебного процесса в системе начального профессионального образования (далее в тексте НПО) с целью повышения качества подготовки молодых специалистов различных профессий. Существующие профили профессионально-трудового обучения в специальных общеобразовательных (коррекционных) школах (далее в тексте СОКШ) не ориентированы на рыночную экономику с ее специфическими производственными условиями и отношениями. Это делает особенно актуальной проблему профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, проблему их реабилитации и социальной адаптации.

Одной из основных своих задач Министерство образования и науки считает создание условий, обеспечивающих доступность, адаптивность системы образования к особенностям учащихся с нарушением интеллекта и их успешную социализации.

Катамнестические данные СОКШ города Екатеринбурга свидетельствуют, что 75% выпускников СОКШ поступают в учреждения НПО (профессиональное училище).

Учреждение НПО является государственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Главной задачей учреждения НПО является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения образовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

В своей деятельности учреждения НПО руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образования, типовым положением об образовательных учреждениях и своим Уставом.

Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждении НПО регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых федеральным органом управления образованием.

Проблема трудового обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта исторически привлекала внимание большого количества ученых и практиков в связи с ее высокой значимостью в деле адаптации и социализации данной категории учащихся в самостоятельной жизни (Л.С.Выготский, А. Н. Граборов, А. А. Гнатюк, Г. М. Дульнев, Е. А. Ковалева, В. В. Коркунов, C. JL Мирский, В. А. Шинкаренко и др).

Подавляющая часть исследователей отмечает исключительную важность трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта для формирования и коррекции у них жизненно необходимых функций: двигательной, коммуникативной, познавательной, мотивационной и т. д. (Т.А. Власова, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский, Н. Г. Морозова, М. С. Певзнер, Б. И. Пинский, Ж. И. Шиф и др.).

В последнее годы особую актуальность приобрели вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц с нарушением интеллекта. Способствует этому значительное количество публикаций, так или иначе затрагивающих данную проблему и инициирующих научные исследования в данном направлении (Г.В. Безюлева, А. Т. Глазунов, B.C. Гринько, С. Н. Кавокин, В. В. Коркунов, Н. Н. Малофеев, Т. И. Саломатова, Е. М. Старобина, Е. Е. Чепурных, Л. П. Чикинова, А. М. Щербакова и др). Однако до настоящего времени проблема профессиональной подготовки детей с нарушением интеллекта остается острой, а систему начального профессионального образования для этой категории лиц нельзя считать сформировавшейся окончательно.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена как необходимостью общего развития и коррекции данной категории учащихся, так и потребностями в их профессиональной реабилитации после окончания школы.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена существующим противоречием между социально производственными требованиями работодателей к работнику и недостаточным уровнем подготовленности учащихся с нарушением интеллекта к выполнению социально-производственных функций.

Актуальность темы

на научно — теоретическом уровне связана с необходимостью разработки и. теоретическим обоснованием процесса педагогической коррекции в системе начальной профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта, ориентированной на повышение эффективности и совершенствования профессионального образования данной категории лиц с ограниченными возможностями, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике.

На научно — методическом уровне актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью совершенствования процесса начальной профессиональной подготовки с учетом коррекционной технологии и недостаточной разработанностью данной технологии в общей структуре профессионального обучения учащихся с нарушением интеллекта, осуществляемой педагогами учреждений начального профессионального образования (далее в тексте НПО).

С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования, заключавшаяся в разработке, теоретическом обосновании и внедрении коррекционной технологии, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях системы НПО.

Важность и актуальность исследуемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили основанием для формирования темы исследования: «Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования».

В исследование введено ограничение: условия профессиональной подготовки учащихся рассмотрены на контингенте с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10 Р-70) в учреждении НПО по образовательной программе «Столяр, сборщик изделий из древесины».

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и апробация коррекционной технологии, ориентированной на повышение эффективности учебной деятельности и совершенствование профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО.

Объект исследования — начальная профессиональная подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО (профессиональное училище).

Предмет исследования — процесс совершенствования профессионального обучения учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО (профессиональное училище) на основе использования коррекционной технологии.

Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу.

Расширение границ доступности к качественному образованию лиц с нарушением интеллекта и освоение ими стандартов начального профессионального образования окажется возможным, если в учебно-воспитательном процессе учреждений НПО будут использоваться специальные технологии, направленные на коррекцию процессов саморегуляции I деятельности учащихся и показавшие свою эффективность в системе специального коррекционного обучения. Содержание профессиональной подготовки учащихся в этом случае должно включать в себя коррекционную технологию, которая по всей вероятности может обеспечивать: оценку исходного, промежуточного и итогового уровня сформированности механизмов саморегуляции деятельности у учащихся с нарушением интеллекта в учреждении НПОразработку и выбор педагогических методов и приемов, ориентированных на коррекцию и совершенствование механизма саморегуляции в целом и отдельных его компонентов (определение целей и постановка задач деятельности, формирование профессиональных навыков труда и общетрудовых умений у учащихся, введение в учебно9 производственный процесс мотивообразующих факторов, специальное обучение производственному взаимодействию в процессе коллективного труда и др.).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования: теоретический анализ литературы, освещающий вопросы профессионально — трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта в системе коррекционного и начального профессионального образования, уточнение понятия «коррекционная технология в профессиональном обучении» применительно к указанной категории учащихся;

— проведение сравнительного анализа подготовленности учащихся с нарушением интеллекта к профессиональной деятельности в зависимости от условий обучения;

— разработку содержания коррекционной технологии, ориентированной на повышение эффективности профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта и внедрение ее в образовательный процесс НПО;

— определение эффективности коррекционно-обучающей технологии в условиях ее реализации в учреждении НПО.

Методологической и теоретической базой исследования являются:

— теоретические положения профессионального образования, изложенные в трудах таких ученых как С .Я. Батышев, B.C. Леднев, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.;

— теория образовательных технологий и методики профессионального образования (А.С.Белкин, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Г. В. Селевко, H.H. Тулькибаева, Н. Е. Эрганова и др.);

— психологические основы деятельности и личностно ориентированного профессионального образования (H.A. Алексеев, P.A. Брионис, Е. П. Верещак, П. Я. Гальперин, А. Т. Глазунов, А. П. Гозова, З. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. Д. Карцев А.И. Климов, Н. В. Кузьмина, Е. А. Мартынова, Б. И. Пинский, Н. С. Пряжников, А. Д. Сазонов, В. В. Сериков, В. Д. Симоненко, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская, и др.);

— положения современной специальной педагогики и психологии о единстве законов развития нормального и аномального ребенка, представленные в трудах Т. А. Власовой, JI.C. Выготского, В. И. Лубовского, А. Р. Лурия, Н. Н. Малофеева, и др.- теория и методика профессионально-трудового обучения в коррекционном образовании (Г.М.Дульнев, A.A. Гнатюк, А. И. Иваницкий, Е. А. Ковалева, H. JL, В. В. Коркунов, Я. Я. Кравалис, C.JI. Мирский, У. М. Муртузалиева, K.M. Турчинская, и др.);

— особую роль в нашем исследовании сыграли работы ученых по проблемам образования личности с ограничениями жизнедеятельности (Т.А. Власова, J1.C. Выготский, И. Г. Еременко, В. П. Кащенко, А. Р. Лурия, М. Монтессори, H.H. Малафеев, Н. М. Назарова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, Б. М. Пинский, Г. Я. Трошин, Д. И. Фельдштейн, и др).

Совокупность теоретического исследования с решением практических задач обусловила выбор методов работы, включающих теоретические методы: анализ психолого — педагогической и специальной литературы, документальных материалов, синтез эмпирического и теоретического материала, обобщениеэмпирические методы: непосредственные, непрерывные и открытые педагогические наблюдения, включающие изучение особенностей интеллектуальных нарушений подростков, изучение медицинской документации на подростков, педагогическое исследование, включающее этапы: констатации, проведения опытно — поискового исследования, направленного на формирование профессиональных навыков и общеинтеллектуальных умений учащихся с нарушением интеллектаметод сравнения исходных показателей профессиональной готовности и общеинтеллектуальных навыков учащихся с нарушением интеллекта с конечными результатами педагогической работы.

База исследования: Исследование проводилось на базе ГОУ НПО СО.

Профессиональное училище № 71″ Верх — Исетского района г.

Екатеринбурга. В исследовании участвовали 78 подростков в возрасте 15−20 лет, страдающие легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10 Р-70), которые обучались в группах коррекции учреждения НПО общего назначения.

Исследование проведено в три этапа с 2005 по 2008 годы.

Первый этап — (2005;2006) — подготовительный. Был посвящен изучению и анализу педагогической, психологической, медицинской и специальной литературы, раскрывающей состояние проблемы исследования, определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, осуществлен подбор контингента исследуемых, разработана методика проведения констатирующего исследования.

Второй этап — (2006 — 2007) — основной. Предусматривал уточнение методических положений, лежащих в основе исследования: уточнение рабочей гипотезы, проведение констатирующего исследования, определение содержания этапов опытно — поисковой работы, осуществление разработки комплекса коррекционных мероприятий, проведение опытно — поискового исследования и проверка его эффективности. Кроме этого проводилось систематическое анкетирование, направленное на определение профессиональной готовности, учебной мотивации.

Третий этап — (2007 — 2008) — обобщающий. На этом этапе проводилось теоретическое осмысление полученных результатов опытно — поисковой работы, их обобщение и описание, формулирование выводов, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

— получены новые данные об особенностях процесса формирования и коррекции профессиональных навыков и приемов труда у учащихся с нарушением интеллекта, которые существенно расширяют представления о профессиональных возможностях данной категории лиц;

— научно обоснована необходимость использования коррекционной технологии в профессиональном обучении лиц с нарушением интеллекта в учреждении НПО.

Теоретическая значимость исследования:

— нашло теоретическое обоснование понятие «коррекционная технология в начальном профессиональном образовании» в отношении учащихся с нарушением интеллекта;

— получены данные, подтверждающие необходимость использования коррекционных технологий в профессиональной подготовке лиц с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО общего назначения.

Практическая значимость исследования:

— разработана, апробирована и рекомендована для практического использования педагогическая технология, включающая в себя оценку сформированности профессиональных и общеинтеллектуальных навыков учащихся с нарушением интеллекта и систему коррекционных мероприятий на основе проведенной оценки с учетом индивидуальных возможностей каждого подростка в условиях учреждения НПО;

— создано и внедрено в практику работы учреждения начального профессионального образования общего типа научно-методическое обеспечение коррекционной работы с подростками, страдающими нарушением интеллекта, разработанное с учетом индивидуальных проявлений дефекта;

— предложены практические рекомендации для педагогов работающих с данной категорией подростков, направленные на формирование у них профессиональных навыков и общеинтеллектуальных умений в процессе овладения рабочимигпрофессиями.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается методологической разработанностью теоретических позиций, основанных на использовании современных данных медицины, психологии и педагогикиадекватностью методов теоретического и эмпирического исследования целям и задачам работыподтверждением выдвинутой гипотезы исследования результатом проведенной работыличным участием автора на всех этапах работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме докладов и сообщений представлялись на V Международной научно-практической конференции: «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования», на VII Международной научнопрактической конференции: «Педагогические системы развития творчества:

Российскому дополнительному образованию — 90 лет" (г. Екатеринбург, 2006 ,.

2008 г. г.) — на межрегиональных научно-практических конференциях:

Актуальные проблемы специальной и лечебной педагогики" (г. Екатеринбург,.

2007, 2008 г. г.), «Научно-методическое сопровождение региональной системы начального и среднего профессионального образовании: педагогический поиск» (г. Камышлов, 2007 г.) — в научно-методических сборниках:

Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования", «Педагогические системы развития творчества:

Российскому дополнительному образованию — 90 лет" (г. Екатеринбург, 2006, 2008 г. г.) «Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии» (г. Екатеринбург, 2007 г.), «Научно-методическое сопровождение региональной системы начального и среднего профессионального образовании: педагогический поиск» (г. Екатеринбург, 2008 г.), «Актуальные проблемы современной педагогики» (г. Екатеринбург, 2008 г.), «Индивидуальный подход к учащимся с нарушением интеллекта» (г. Екатеринбург, 2008 г.) — сборнике для поступающих «Колледжи. Техникумы. Лицеи. Училища. Курсы» (г. Екатеринбург, 2006 г.) — в журналах «Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования», «Уральский мебельщик» (г. Екатеринбург, 2008 г.) — обсуждались на заседаниях кафедры профессионально — педагогического образования РГППУ, временного научно-исследовательского объединения «Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья по образовательной программе «Основы профессионально — педагогической деятельности учреждений профессионального образования» Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального образования Свердловской области» (г. Екатеринбург, 2007, 2008 г. г.), заседаниях методического объединения специальной общеобразовательной (коррекционной) школы № 73 (г. Екатеринбург, 2007, 2008 г. г.). Результаты исследования внедрены в практику работы ресурсного центра профессионального образования строительного профиля и в специальной общеобразовательной (коррекционной) школе № 73. (г. Екатеринбург).

На защиту выносится:

1. Коррекционная технология, ориентированная на повышение эффективности учебной деятельности и совершенствование процесса профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования общего типа, включающая в себя:

• Оценочно-диагностический механизм готовности учащихся с нарушением интеллекта к освоению рабочей специальности;

• Методику обучения технико-технологическим знаниям, умениям и навыкам в условиях учреждения НПО;

• Учет индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися;

• Процедуры промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков по избранной специальности и корректировка индивидуальных программ обучения.

2. Организационно-педагогические условия реализации предложенной педагогической технологии, способствующие развитию и формированию профессиональных навыков и общетрудовых умений учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка,.

Созданные педагогические условия реализации предложенной технологии, способствующие развитию профессиональных и общеинтеллектуальных знаний, умений и навыков, позволяют учащимся коррекционных групп находиться в одном ученическом коллективе с учащимися групп, получающими среднее образование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сложившаяся организационная система профессионального обучения учреждения НПО имеет на сегодняшний день ряд существенных недостатков, которые не позволяют учащимся с нарушением интеллекта в полной мере реализовать имеющиеся возможности по усвоению ими доступных профессий.

В диссертационном исследовании было выявлено, что успешность усвоения учебного материала в процессе профессионального обучения учащихся с нарушением интеллекта во многом зависит от организации и содержания процесса обучения и использования наиболее эффективных в коррекционном отношении педагогических технологий.

Можно предположить, что перестройка организации обучения в специальных группах учреждения НПО в соответствии с указанными положениями приведет к еще более высоким показателям профессиональной подготовленности учащихся с нарушением интеллекта.

В результате анализа специальной медицинской и психолого-педагогической литературы выявлена необходимость разработки педагогической технологии направленной на формирование профессиональных и общеинтеллектуальных навыков, оказывающей комплексное коррекционное воздействие, включающей в себя оценку развития познавательной сферы, психических функций с учетом индивидуальных возможностей учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО (профессиональное училище).

Таким образом, результаты теоретико — поискового исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

Педагогическая технология была построена на основе принципа коррекционной направленности процесса профессиональной подготовки и включала в себя следующие этапы:

• оценку уровня сформированности профессиональных и общеинтеллектуальных навыков выпускников СОКШ;

• разработку коррекционно-развивающих методов и приемов, ориентированных на совершенствование коррекционной направленности процесса профессиональной подготовки и формирование профессиональных и общеинтеллектуальных навыков учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения НПО;

• практическую реализацию разработанных коррекционно-развивающих методов и приемов, в условиях интеграции усилий педагогов, психологов, медицинских работников и родителей;

• контроль эффективности реализации коррекционно-развивающих методов и приемов, их корректировку в условиях учреждения НПО.

При формировании профессиональных и общеинтеллектуальных навыков необходимо учитывать характер индивидуальных проявлений дефекта.

Внедрение педагогической технологии по развитию профессиональных и общеинтеллектуальных навыков позволило достоверно повысить познавательную активность учащихся с нарушением интеллекта.

Диссертация не претендует на полноту изложения всех вопросов, стоящих перед учреждениями НПО, осуществляющими профессиональную подготовку учащихся с нарушением интеллекта. Актуальными остаются вопросы кадрового обеспечения системы НПО высококвалифицированными специалистами, способными творчески трудиться с данным контингентом.

143 учащихся, необходимости совершенствования процесса производственной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в учебно — производственных мастерских учреждения НПО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю. П. О совершенствовании трудового обучения воспитания и профориентации школьников Текст. / Ю. П. Аверчиев // Школа и производство. 1978. -№ 5. — С. 16−21.
  2. , М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения Текст. / М. В. Алпатов. М.: Искусство, 1976. — 288 с.
  3. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст.: дидакт. аспект / Ю. Е. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  4. , С. Я. Производственная педагогика Текст.: учеб. для работников, занимающихся проф. обучением на пр-ве / С. Я. Батышев. — М.: Машиностроение, 1984. 672 с.
  5. , С. Я. Профориентация учащихся — важнейшая социальная проблема Текст. / С. Я. Батышев // Школа и производство. — 1977. № 7. -С. 22−25.
  6. , В. С. Педагогика Текст.: учеб. для инженер.-пед. спец. / В. С. Безрукова — Екатеринбург, обл. ин-т развития регионал. образования. — Екатеринбург: [б. и.], 1994. -340с.
  7. , Г. В. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью Текст.: метод, рекомендации / Г. В. Безюлева, В. А. Малышева, И. А. Панынина. М.: Центр НОУ ИСОМ, 2003. — 136 с.
  8. , Г. В. Профессиональная подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья Текст. / Г. В. Безюлева // Профессиональное образование. — 2005. — № 8. — С. 21−22.
  9. , А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) Текст. / А. С. Белкин, В. С. Ткаченко — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2004. — 208 с.
  10. Ю.Билякович, Л. И. Вопросы профессионально-трудовой подготовки в 9классах вспомогательной школы Текст. / Л. И. Билякович //
  11. Дефектология. 1972. — № 4. — С. 50−53. П. Бодеман, И. О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы Текст. / Бодеман // Дефектология. — 1982. — № 3. -С. 30−33.
  12. , Л. В. Работа классного руководителя по профориентации Текст. / Л. В. Ботякова. Таллинн: Валгус, 1976. — 145 с.
  13. , И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении Текст. / И. Н. Бухтиярова // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 108−114.
  14. , Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся Текст. / Г. В. Васенков // Дефектология. — 1998.-№ 4.-С. 40−46.
  15. , Г. В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта Текст. / Г. В. Васенков // Дефектология. 2004. — № 3. — С. 60−66.
  16. Введение в педагогическую деятельность Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. А. С. Роботовой. — М.: Академия, 2000. 208 с.
  17. , К. Профессиональное обучение в специальном образовании Текст. / К. Вили, Ж. Белле — под науч. ред. Л. М. Шипицыной — пер. с флам. А. Папаниной. — СПб.: Питер, 2002. 52 с.
  18. , А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе Текст. / А. А. Виноградова // Образование и наука. 2008. — № 3. — С. 37−48.
  19. , М. Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии Текст. / М. Д. Виноградова. М.: Педагогика, 1972. — 156 с.
  20. , С. Е. Этюды православной этики Текст. / С. Е. Вогулкин. — Екатеринбург: Изд-во Урал, гуманитар, ин-та, 2004. 125 с.
  21. , Е. С. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учащихся в коррекционно-развивающем профессиональном образовании Текст.: метод, рекомендации / Е. С. Волощук, С. П. Захаров. — Екатеринбург: [б. и.], 2005. — 27 с.
  22. , Л. С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1983. Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. — 368 с.
  23. , А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду Текст. / А. А. Гнатюк // Дефектология. — 1986. — № 6. — С. 8−13.
  24. , А. А. Совершенствование производственного обучения выпускников вспомогательной школы Текст.: 13.00.03: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Гнатюк — Моск. пед. гос. ин-т им. В. И. Ленина. — М., 1987.-23 с.
  25. , А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника Текст. / А. Е. Голомшток. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  26. , А. Е. Содержание и методы профориентационной работы в школе Текст. / А. Е. Голомшток, О. Е. Черник, Л. В. Ботякова. — М.: Педагогика, 1972. 176 с.
  27. , В. С. Социально-экономические основы формирования начального профессионального образования в переходный период Текст. / В. С. Гринько. М.: АПО, 2002. — 20 с.
  28. , К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы Текст. / К. М. Гуревич. — М.: Наука, 1965. 272 с.
  29. , А. И. Профессиональная ориентация умственно отсталых учащихся на сельскохозяйственные профессии Текст.: метод. рекомендации / А. И. Даний. — Кишинев: Штиница, 1986. — 126 с.
  30. , И. Ученый, педагог, художник Текст. / И. Данилова // Художник. 1983. — № 3. — С. 39−40.
  31. , Т. А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида Текст. / Т. А. Девяткова // Дефектология. 2004. — № 3. — С. 72−75.
  32. , А. А. Создание адаптивной образовательной среды Текст. / А. А. Десятов // Профессиональное образование. 2006. — № 1. — С. 23−24.
  33. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе Текст.: пособие для учителя, психолога, дефектолога / С. Г. Шевченко [и др.]. М.: Школ. Пресса, 2005. — Кн. 1. — 96 с.
  34. , В. Е. Психическое здоровье детей Текст. / В. Е. Дружинин. -М.: Сфера, 2002. 64 с.
  35. , Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе Текст. / Г. М. Дульнев. — М.: Просвещение, 1965. 185 с.
  36. , Г. М. Формирование личностных качеств у учащихся вспомогательной школы и процесс трудового обучения Текст. / Г. М. Дульнев // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / под ред. Г. М. Дульнева. М., 1971. — С. 56−82.
  37. , М. И. Психологический словарь-справочник Текст. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Харвест — М.: Аст, 2001. — 576 с.
  38. , В. И. О критериях оценки качества диссертационных исследований Текст. / В. И. Загвязинский // Образование и наука. — 2008. -№ 2.-С. 19−23.
  39. , JI. А. Вариант профессиональной подготовки выпускников школы VIII вида в условиях села Текст. / JI. А. Егорова, В. Г. Мелешко // Дефектология. 2003. — № 3. — С. 86−87.
  40. , А. И. Пути совершенствования профессионально-трудовой и профориентационной работы вспецшколах Текст. /А. И. Иваницский
  41. Вопросы дефектологии в Молдавской ССР: сб. ст. Кишинев, 1981. — С. 105−113.
  42. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушением интеллекта Текст. / И. А. Магомедова [и др.] // Дефектология. 2005. — № 4. — С. 78−80.
  43. , А. Воспитание и обучение не по стандарту Текст. / А. Карпов. — СПб.: Сатисъ Держава, 2007. 96 с.
  44. , Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников Текст.: метод, рекомендации для кл. рук. / Г. А. Карпова — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 1996. — 40 с.
  45. , В. П. Воспитание и обучение трудных детей Текст.: из опыта санатория-шк. д-ра В. П. Кащенко / В. П. Кащенко, С. Н. Крюков. — М.: [б. и.], 1999.-45 с.
  46. , В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатковхарактера у детей и подростков Текст.: учеб. пособие для студентовсред, и высш. пед. учеб. заведений / В. П. Кащенко. — М.: Академия, 1999.-304 с.
  47. , Е. А. Путь в профессию Текст. / Е. А. Климов. — Л.: Педагогика, 1974.-65 с.
  48. , Н. Л. Самооценка учащихся вспомогательной школы и уровень их притязаний в процессе профессионально-трудовой подготовки Текст. / Н. Л. Коломинский // Дефектология. — 1970. — № 2. — С. 70−74.
  49. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
  50. , В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации Текст.: монография / В. В. Коркунов — Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 1998. — 124 с.
  51. , В. В. Организация и содержание трудового воспитания во вспомогательной школе Текст.: метод, рекомендации / В. В. Коркунов — Свердлов, гос. пед. ин-т. Свердловск: [б. и.], 1986. — 133 с.
  52. , В. В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ Текст. / В. В. Коркунов — Свердлов, гос. пед. инт. Свердловск: [б. и.], 1990. — 134 с.
  53. , В. В. Формирование коллективных отношений у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудовогообучения Текст.: 13.00.05: дис.. канд. пед. наук / В. В. Коркунов — Свердловлюс. пед. ин-т. М., 1983. -160 с
  54. Коррекционная педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. С. Кукушина. М.: МарТ — Ростов н/Д: МарТ, 2004. -352 с.
  55. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии Текст.: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 1998. — 144 с.
  56. , С. А. О физиологических основах производственного обучения Текст. / С. А. Косилов. М.: Высш. шк., 1981. — 79 с.
  57. , Г. С. Развитие и воспитание Текст. / Г. С. Костюк // Общие основы педагогики / под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. М., 1967. -С. 123−135.
  58. , Я. Я. Организация профессионально-трудового обучения во вспомогательных школах Латвийской ССР Текст.: из опыта работы / Я. Я. Кравалис, В. Н. Тайвиш. — М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
  59. , Я. Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе — залог успешной подготовки к жизни Текст. / Я. Я. Кравалис //
  60. Дефектология. 1976. — № 5. — С. 43−47.
  61. Креативный менеджмент стратегия управления и образования 21 века Текст.: материалы Рос. науч.-практ. конф., 7−8 окт. 2004 г., г. Екатеринбург. — Екатеринбург: [б. и.], 2004. — 245 с.
  62. Критерии врачебно-трудовой экспертизы и пути социально-трудовой реабилитации больных олигофренией в степени дебильности Текст.: метод, рекомендации для врачей ВТЭК. — Л.: Наука, 1980. 124 с.
  63. , М. И. Подведение учащихся к выбору профессии — один из путей формирования положительных черт личности Текст. / М. И. Кузьмицкая // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / под ред. Г. М. Дульнева. М., 1971. — С. 22−31.
  64. , Г. П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта Текст.: метод, пособие / Г. П. Кулишова. М.: АРКТИ, 2006.- 106 с.
  65. , В. С. Системное развитие школы Текст. / В. С. Лазарев. — М.: Пед. о-во России, 2003. 301 с.
  66. , В. С. Содержание образования Текст.: учеб. пособие / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1989. — 360 с.
  67. , Б. Т. Философия воспитания Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.-281 с.
  68. , Л. П. Профессиональная ориентация школьников с нарушением слуха Текст. / Л. П. Лопотько // Дефектология. — 2005. — № 4. С. 74−77.
  69. , А. В. О воспитании и образовании Текст. / А. В. Луначарский. — М.: Педагогика, 1976. — 636 с.
  70. , Н. А. Единый государственный экзамен: опыт оценки образовательной инновации Текст. / Н. А. Лызь, М. В. Радомская // Педагогика. 2007. — № 5. — С. 32−42.
  71. , Г. П. Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения (на материале швейного дела) Текст. / Г. П. Мерсиянова. — Киев: Наук, думка, 1961. 145 с.
  72. , А. Я. Проблемы социально-трудовой адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья Текст. / А. Я. Миндель // Профильное образование. — 2006. № 1. — С. 25−29.
  73. , С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательной школе Текст. / С. Л. Мирский // Дефектология. — 1986. № 1.-с. 44−47.
  74. , С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе Текст. / С. Л. «Мирский.г-М.^^Прасвещение^ 1988.-224 с.
  75. , С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе Текст.: пособие для учителя / С. Л. Мирский. -М.: Просвещение, 1966. — 104 с.
  76. , У. М. Опыт организации трудового обучения во вспомогательной школе Текст. / У. М. Муртузалиева // Дефектология. -1978.-№ 2.-С. 51−55.
  77. , У. М. Повышение роли производительного труда в целях совершенствования профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе Текст.: 13.00.05: автореф. дис.. канд. пед. наук / У. М. Муртузалиева. М., 1980. — 19 с.
  78. , У. М. Сочетание профессионально-трудового обучения с производительным трудом во вспомогательной школе Текст. / У. М. Муртузалиева. Махачкала: Дагучпедгиз, 1978. — 59 с.
  79. , Л. Г. Профориентационная работа во вспомогательной школе-интернате Текст. / Л. Г. Нагорнюк // Дефектология. 1979. — № 4. — С. 26−30.
  80. , А. А. Педагогические условия профориентационной работы с подростками, страдающими церебральным параличом Текст. / А. А. Наумов // Образование и наука. — 2008. № 3. — С. 97−105.
  81. , Ю. М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов Текст. / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников.-.М: [б. и.] 2000.- 168 с.
  82. , Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. 288 с.
  83. , Е. П. Профориентация выпускников с нарушением интеллекта Текст. / Е. П. Николаева // Актуальные проблемы специальной и лечебной педагогики: материалы науч.-практ. конф. / сост. И. С. Линькова [и др.]. — Екатеринбург, 2007. — С. 156−161.
  84. Об образовании Текст.: закон РФ. М.: ОМЕГА-Л, 2005. — 47 с.
  85. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития Текст.: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов [и др.] - под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2000. — 272 с.
  86. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе Текст.: пособие для учителей и студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Шк.-Пресс, 1994. — 416 с.
  87. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. — М.: Рус. яз., 1989.-750 с.
  88. Организационно-методические основы профессиональной подготовки лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии Текст.: метод. рекомендации / Е. М. Старобина и др. СПб.: Питер, 1997. — 124 с.
  89. , А. Б. Психологии личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики Текст.: учеб. пособие / А. Б. Орлов. — М.: Академия, 2002. 272 с.
  90. Осложненное поведение подростков Текст.: психол.-пед. сопровождение, коррекция / авт.-сост. Т. А. Шишковец. М.: 5 за знания, 2006. — 192 с.
  91. Основные направления развития образования в Свердловской области на 2004−2007 годы Текст.: концептуал. подходы. — Екатеринбург: [б. и.], 2004. 45 с.
  92. Основные положения государственного стандарта начального профессионального образования (ОСТ 9 от 01.01.93) Текст.: приказ № 215 М-ва образования РФ от 22 июня 1994 // Вестник образования. — 1994,-№ 7.-С. 6−14.
  93. , Н. И. Формирование профессиональной компетентности Текст. / Н. И. Острикова // Специалист. 2004. — № 12. — С. 34−39.
  94. , Е. М. Формирование мотивов выбора профессии Текст. / Е. М. Павлютенков. Киев: Рад. шк., 1980. — 144 с.
  95. , А. С. О профессиональной подготовке детей с проблемами в развитии в Приморском крае Текст. / А. С. Пайкова // Дефектология. — 2003.-№ 3.-С. 90.
  96. , В. П. Школа и качество: выбор будущего Текст. / В. П. Панасюк. СПб.: КАРО, 2003. — 384 с.
  97. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России,-2000.-— 638 с.
  98. Педагогика: теории, системы, технологии Текст.: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 2007. 512 с.
  99. , Ю. И. Современная клиническая психиатрия Текст. / Ю. И. Попов, В. Д. Вид. М.: Эксперт. Бюро-М, 1997. — 491 с.
  100. , Т. Н. Определение путей внедрения в практику новых образовательных технологий: моделирование Текст. / Т. Н. Прейзенорф // Метод проектов: сб. ст. / под ред. JI. Я. Олиференко. М., 2002.-С. 115−124.
  101. Профессиональная педагогика Текст.: учеб. для студентов вузов. — М.: Проф. образование, 1997. 512 с.
  102. Профессиональное образование в Свердловской области: основные направления и пути развития Текст. — Екатеринбург: [б. и.], 2004. — 116 с.
  103. , Н. С. Профессиональное и личностное &bdquo-самоопределение Текст.7"Н.С. Пряжников — Моск. психол.-социал. ин-т. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с.
  104. Психология Текст.: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  105. , Ф. JI. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей Текст. / Ф. JI. Ратнер, А. Ю. Юсупова. -М.: ВЛАДОС, 2006. 175 с.
  106. , Е. В. Совершенствование трудового обучения в школе VIII вида Текст. / Е. В. Сайко // Дефектология. 2005. — № 4. — С. 81−82.
  107. , Л. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях Текст.: учеб. пособие для преподавателей учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  108. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражения Текст. / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 461 с.
  109. , П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида Текст. / П. Н. Серов // Дефектология. 2006. — № 4. — С. 46−49.
  110. , Н. М. Трудовая адаптация учащихся с нарушением развития в рамках школьного трудового центра Текст. / Н. М. Сидорова // Дефектология. 2003. — № 3. — С. 87−89.
  111. , В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения Текст. / В. Д. Симоненко.— M. l1. Педагогика, 1985. 136 с.
  112. , В. П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности Текст.: учеб. пособие / В. П. Симонов. — М.: МГОУ, 2004. -185 с.
  113. Совершенствование профессиональной подготовки инвалидов в учебных заведениях Министерства труда РФ Текст.: метод, рекомендации / Е. М. Старобина [и др.]. М.: Логос, 1994. — 215 с.
  114. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ Текст. / Кишинев, гос. пед. ин-т. им. И. Крянгэ — отв. ред. X. С. Замский. Кишинев: Штиница, 1990.- 169 с.
  115. Социальная психология Текст.: учеб. пособие / под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987. -224 с.
  116. , М. И. Профессиональный авторитет и самоутверждение преподавателя Текст. / M. Н. Станкин // Специалист. 2004. — № 10. — С. 13−16.
  117. , Е. М. Особенности профессиональной подготовки лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии Текст.: обзор, информ. / Е. М. Старобина, Ю. В. Рысев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. М., 1998. — Вып. 5. — С. 78−89.
  118. , Е. М. Профессиональная подготовка в условияхреабилитационного центра для умствешю . отсталыхДТекст./ЕМ.
  119. , О. В. Мамонтова. СПб.: Питер, 1997. — 123 с.
  120. , Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью Текст.: метод, пособие / Е. М. Старобина. — М.: НЦ ЭМАС, 2003.- 120 с.
  121. , В. К. О содержании профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида в сельской местности Текст. / В. К. Сухарев // Дефектология. 2003. — № 3. — С. 78−81.
  122. , О. А. Реабилитация учащихся с ограниченными возможностями в процессе начального профессионального образования Текст.: 13.00.05: дис.. канд. пед. наук / О. А. Сычугова — Шадрин, гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2005. — 206 с.
  123. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении Текст.: сб. науч. тр. / отв. ред. С. JI. Мирский. — М.: Изд-во АПН СССР, 1983. 99 с.
  124. , Г. Я Антропологические основы воспитания: сравнительная психология нормальных и ненормальных детей Текст. / Г. Я. Трошин. Петроград: Типография Б.В.С., 1915. — Т. 1: Процессы умственной жизни. — 245 с.
  125. , Т. П. К вопросу об изменении структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта Текст. / Т. П. Трубачева, Н. А.
  126. Семенайт // Дефектология. 1998. — № 4. — С. 38−42.
  127. , Б. К. Коррекционная направленность методов обучения . детей с нарушением развития Текст. / Б. К. Тупоногов // Дефектология.^.2005.-№ 3.-С. 15−19.
  128. , К. М. Профориентация во вспомогательной школе Текст. / К. М. Турчинская. Киев: Наук, думка, 1976. — 178 с.
  129. Типовые положения об образовательных учреждениях Текст. — М.: ACT: Астрель, 2005. 254 с.
  130. , Е. Воспитание детей Текст.: пер. с англ. / Е. Уайт. — Заокский: Источник жизни, 2002. — 640 с.
  131. , Е. Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе Текст. / Е. Е. Федорова // Педагогика. 2007. — № 5. — С. 71−75.
  132. , Д. И. Человек в современном мире — тенденции и потенциальные возможности Текст. / Д. И. Фельдштейн // Образование и наука. 2008. — № 3. — С. 3−12.
  133. Формы профессиональной ориентации детей-инвалидов Текст.: метод, рекомендации / сост. С. А. Стаценко. — М.: Педагогика, 1997. — 124 с.
  134. , А. М. Подходы к трудовой и допрофессиональной подготовке подростков с множественными нарушениями развития Текст. / А. М. Царев // Дефектология. 2004. — № 3. — С. 67−71.
  135. , А. П. Психологическое консультирование по &bdquo-профессиональной ориентацииТекст. / А. П.Чернявская. — М.1. ВЛАДОС, 2001. 69 с.
  136. , Е. П. Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья Текст. / Е. П. Хохрина // Дефектология. 2003. — № 2. — С. 25−34.
  137. , В. Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  138. , В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании Текст. / В. С. Швырев. М.: Наука, 1978. — 382 с.
  139. , Н. И. Социальная психология в образовании Текст.: учеб. пособие / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1995. — Ч. 1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — 544 с.
  140. , С. Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР Текст. / С. Г. Шевченко // Дефектология. — 1998.-№ 5.-С. 16−20.
  141. , Е. Ю. Трудоспособность как одна из категорий ограничений жизнедеятельности при олигофрении в зависимости от типа дефекта Текст. / Е. Ю. Юшкова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1999. -№ 3. — С. 14−17.
  142. , П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности Текст. / П. М. Якобсон // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 4. — С. 141−149.
  143. , Д. И. О состоянии и путях повышения качествадиссертационных исследований по педагогике и психологии Электронный ресурс. / Д. И. Фельдштейн. — Режим доступа: http ://www/pirao/ru/
Заполнить форму текущей работой