Формирование протонаучного комплекса знаний в Месопотамии и Древнем Египте: когнитивные и социальные основания
История науки для современных ученых-естественников — это, прежде всего область конкретных фактов, задача же философии науки, опираясь на рассмотрение конкретных фактов из истории науки, выявить их связь не только с принципами существования науки как явления, но и с принципами и методами самого мышления, порождающего научное знание. Французский философ и методолог Г. Башляр, указывая на особую… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава II. ервая: Формирование и развитие естествознания и точных наук в Древней Месопотамии
- Часть I. Хронология и общая история
- Часть II. Формирование отдельных отраслей знаний и особенности методологии познания
- 1. Обилие сведения о системе образования
- 2. Математические знания
- 3. Астрономические знания
- 4. Медицинские знания
- 5. Прочие отрасли естествознания
- Глава вторая. Формирование и развитие естествознания и точных наук в Древнем Египте
- Часть I. Хронология и общая история 81−91 Часть II: Формирование отдельных отраслей знаний и особенности методологии познания
- 1. Обилие сведения о системе образования
- 2. Математические знания
- 3. Астрономические знания
- 4. Медицинские знания
- 5. Прочие отрасли естествознания
- Глава третья. Проблемы эпистемологического статуса комплекса знаний народов Древней Месопотамии и Древнего Египта
- 1. Египетская проблема и Вавилонская проблема
- 2. Методологические аспекты исторической реконструкции
- 3. История протонауки и теория развития науки
Формирование протонаучного комплекса знаний в Месопотамии и Древнем Египте: когнитивные и социальные основания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. С ходом развития науки меняется не только сфера проблем и задач, стоящих перед учеными, но и отношение к ее прошлому, которое все в большей мере воспринимается не как некий статичный и застывший образ, а как динамично развивающееся направление в познании реальности. В многовековой истории развития науки наряду с периодами бурного развития и роста научного знания были и периоды длительной стагнации, и именно поэтому для получения целостного представления о науке необходимо рассматривать все этапы ее развития. Оценки событий прошлого науки все чаще подвергаются пересмотру вследствие выявления новых документов и фактов, расширения и углубления исследуемой тематики и критического переосмысления историко-научных концепций. Современные естествоиспытатели, сталкиваясь с новыми проблемами, в поиске ответов все чаще обращаются к прошлому науки. Однако, возможно, многие из ответов следует искать не в ближайшем прошлом, а в самих истоках научной мысли.
Периодизация истории науки отличается от периодизации общей социальной истории и имеет свою специфику. На хронологические рамки истории науки в каждом конкретном случае в первую очередь влияет личная позиция исследователя, та сумма историко-научных концепций, направлений и знаний, которых он придерживается в своей работе. По наиболее распространенному мнению то явление, которое мы называем наукой, возникло не ранее VII—VI вв. до н.э. в Греции, однако более жесткая точка зрения относит момент возникновения науки к XVII в. н.э. Именно эти периоды связаны в истории культуры с активизацией мыслительной деятельности, преобразившей протонаучное знание в собственно научное. Однако из виду упускается тот факт, что для активизации требуется предварительное кумулятивное накопление и апробация материала, и именно мыслители древневосточных цивилизаций выполнили эту аккумулирующую функцию, заложив базовые основы для будущего рождения науки.
Судя по всему, первыми исследователями и интерпретаторами культурного наследия древнеегипетской и древнемесопотамской цивилизаций были античные авторы, но даже для них, несмотря на временную и пространственную близость, явления духовной жизни этих народов, и в особенности египетского, во многом представлялись таинственными. Начиная с середины XIX в. и до 30-х годов XX в. интерес к исследованию культур Египта и Месопотамии переживает новый всплеск. Именно в этот период, связанный с бурной археологической деятельностью на Ближнем Востоке, появляются первые переводы древних текстов. В последнее время интерес западной науки к изучению древнейших цивилизаций Востока вновь возрастает, однако современные исследователи воспринимают трактовку текстов, данную «отцами» египтологии и ассириологии начала прошлого века, не как частное научное мнение, а как факт, даже не пытаясь пересматривать этот не вполне объективный, как мы продемонстрируем в диссертации, подход.
С нашей точки зрения, тема представляет интерес далеко не только для истории науки, но и для философии науки и истории философии. Междисциплинарные научные исследования становятся особенно востребованными в последнее время. Замыкаясь в рамках собственного категориального аппарата, соблюдая его классическую чистоту и узконаучную независимость, все труднее достигать результатов, адекватных требованиям современного научного познания. Философия как своеобразная универсальная область познания и одновременноформа мировоззрения, способна отражать окружающий мир во взаимосвязанном единстве и одновременно находить грани соприкосновения с любыми узкоспециальными проблемами, тем самым содействуя научной интеграции.
На пути исторической реконструкции древневосточных систем знаний и методов познания стоит целый комплекс трудноразрешимых проблем. Обозначим лишь некоторые, самые очевидные.
Наиболее значима проблема недостатка материала, и в особенности первоисточников, содержащих сведения о древнейшем естествознании. Другая существенная проблема — громадный временной диапазон существования древних цивилизаций. Хронологически зафиксированная история Древнего Египта и Месопотамии насчитывает около трех тысяч лет. Несомненно, что за этот период они претерпевали внутренние изменения. Факты, которые имеются в распоряжении историков, за редким исключением представляют собой случайную разрозненную смесь сведений из разных эпох и различных государств, как это имело место в истории Месопотамии. Каждая новая находка артефактов становится своеобразной сенсацией в мире археологов и историков, и в результате мы иногда сталкиваемся с попыткой экстраполяции суждений об одном единственном историческом факте на весь период развития цивилизации.
Возникновение естественнонаучных представлений в глубокой древности — одна из спорных и актуальных проблем истории и философии науки. Эмпирический материал для построения концептуальных моделей философия науки во многом черпается из истории научного познания. И от того, насколько адекватно отражаются сущностные проявления естествознания древних народов, во многом зависит наше представление о развитии науки в целом.
Другой аспект актуальности заявленной темы и ее отношения к философской проблематике можно обозначить как преемственно-исторический. Не секрет, что Древний Египет и Месопотамия в античном мире, где берет свое начало «родословная» современной западной философии и науки, почитались за достижения в области естествознания, астрономии и математики. Многие из античных философов посещали эти страны Древнего Востока в поисках мудрости жрецов. Среди греческих и позднее римских мыслителей мы находим многочисленные ссылки на этот факт. Возможно, истоки греческой философии следует искать в истории именно этих цивилизаций древности. Здесь открывается обширное поле исследовательской работы, как для истории философии, так и для философии науки. Протонаука Древнего Египта и Месопотамии — это тема, расположенная на стыке истории науки, философии науки и истории философии, и ее исследование в полной мере актуально в рамках философии науки, так как способствует пониманию истоков научного познания и его методологии.
Степень разработанности проблемы. Проблема онтологического и гносеологического статуса, места и роли протонаучного познания и его методологии у народов древнейших цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии в философской литературе отражена преимущественно фрагментарно и односторонне. На основании исследования имеющихся первоисточников уровень развития естествознания и математики в догреческий период оценивается в основном как довольно примитивный, имеющий сугубо практическую направленность и без какого-либо теоретического, рационального обобщения.
С другой стороны, есть тенденция относить все неясности к особенностям иррационального мировоззрения древних народов как носителей установок мифологической картины мира, либо разрешать их при помощи вольных допущений, например, ссылок на ошибки древнего переписчика. Однако из виду упускается тот факт, что в Древней Греции на протяжении всего периода ее существования также господствовала мифологическая картина мира, и тем не менее это обстоятельство не умаляет интеллектуальных заслуг древнегреческих мыслителей. Историей философии исследуются главным образом те связи, которые опосредованы точками соприкосновения с античной философией. Изложение материала по истории философии и науки в учебных пособиях по данным дисциплинам, как правило, начинается с периода античности, так как именно древнегреческая философия считается отправным пунктом научной эволюции.
Доказательство как теоретический метод обоснования эмпирических данных стало научным достоянием благодаря античной математике. Древневосточная математика и астрономия не привлекают внимание многих исследователей из-за отсутствия в текстах теоретически оформленных доказательств, и этот факт традиционно объясняется тем, что протонаука носила исключительно прикладной характер.
В рамках исследований в сфере истории и философии науки поиск и осмысление основ возникновения и развития науки — один из краеугольных камней. К настоящему моменту усилиями историков науки, ученых-естественников и философов науки создано огромное количество работ, превративших историю и философию науки в активно развивающуюся и перспективную отрасль знания. Однако в результате «смешения жанров» возникает ряд проблем методологического характера, актуальных для любого исследования, где между объектом исследования и ученым существует значительный временной разрыв. Как следствие возникает проблема методологического несоответствия: при отсутствии в изучаемых системах научных критериев, сходных с теми, что предъявляются к результатам познания в современном научном сообществе, древнюю методологию познания либо пытаются отождествлять с современной, либо игнорировать.
Заявленная тематика практически не отражена в зарубежных и отечественных работах по философии науки и техники. Исследование темы проводилось главным образом в рамках истории науки. В связи с этим в качестве основных источников для написания кандидатской диссертации использовались работы историков, историков науки, философов и языковедов.
Классические работы Д. Бернала, Б. Ван-дер-Вардена, Г. С. Вильямса, Г. Грапова, Г. Дильса, Д. Р. Дикса, Ф. К. Куглера, С. Я. Лурье, А. Лукаса, О. Нейгебауэра, А. Л. Оппенхейма, В. Папке, Р. А. Паркера, Т. Е. Пита, Т. Г. Пинчеса, А. Д. Сакса, Д. Н. Штрассмайера, Г. Сартона, В. В. Струве, К. Фогеляа также более современные работы этого же направления: А. Або, Д. В. Аносова, Дж. П. Бритона, А. А. Ваймана, А. Л. Вассоевича, И. Н. Веселовского, Дж. Д. Виера, Н. Т. Гамильтона, А. Джонса, Д. В. Дюка, В. Г. Гарзадьяна, Г. Е. Куртика, В. Г. Ламберта, С. Порполы, Д. Пингре, Е. Райнера, Н. М. Свердлова, Дж. Стила носят преимущественно историко-описательный характер.
В работе над диссертацией мы опирались на источники, представленные обширной научной литературой различных направлений, и в частности:
— по проблемам языкознания и лингвистики — Э. А. Бадж, А. Гарднер, Г. Грапов, Л. А. Липин, Н. С. Петровский, И. Ф. Фихман, Ж. Ф. Шампольон, А. Эрман;
— источники по истории философии — Аристотель, Геродот, Гиппократ, Диоген Лаэртский, Прокл, Страбон, исследования С. Я. Лурье о Демокрите и др.;
— исследования по общим философским и философско-научным вопросам, а также проблемам методологии истории науки, в которых рассматривается философско-научная проблематика, не имеющая прямого отношения к вопросу оснований и методов протонаучного познания: М. Бунге, М. Блок, Г. Вейль, В. И. Вернадский, П. П. Гайденко, В. П. Горан, Л. Я. Жмудь, H.A. Злобин, В. Ж. Келле, Н. И. Кузнецова, А. Ф. Лосев, С. Я. Лурье, С. Р. Микулинский, А. Л. Симанов, Г. Спенсер, В. С. Степин, В. Н. Самченко, Б. А. Старостин, Б. Рассел, Н. И. Родный, А. Н. Чанышев, Г. В. Хомелев, Н. В. Хорев, П. Фейерабенд.
Предмет, объект, основная цель и задачи исследования. Определение предмета, объекта, основных целей и задач работы обусловлено актуальностью исследований древнейших систем знаний для философии и истории науки.
Предметом исследования является процесс формирования и развития рациональных мировоззренческих и методологических оснований в области естествознания и математики догреческого периода как часть общего процесса исторического генезиса научного познания.
Объект исследования — интеллектуальные достижения народов Древней Месопотамии и Египта в области математики, астрономии, медицины и других областях естествознания.
Основная цель работы — провести методологический анализ когнитивных и социальных факторов, повлиявших на процесс формирования и развития комплекса рациональных знаний, накопленного древнейшими цивилизациями, и тем самым выявить эвристическое и философское значение протонаучного наследия для последующего развития научных представлений об окружающем мире. Кроме того, на основе этого анализа предполагается продемонстрировать значимость исследований в этой области для истории и философии науки. Реализация обозначенной цели достигается решением следующих задач:
— систематизация данных о возникновении, формировании и развитии математики и естествознания в древних культурах Месопотамии и Египта и реконструкция систем знаний на основании изученного эмпирического материала;
— анализ философско-методологических проблем и методов изучения протонауки Древнего Египта и Месопотамии, отражающих различные исследовательские направления в этой области философско-научного познания;
— выявление нормативной методологической специфики в протонаучной познавательной деятельности, характерной для культур древней Месопотамии и Египта;
— сравнительный анализ естественнонаучных представлений цивилизаций древнего Востока, древней Греции и, частично, современной науки в рамках различных философско-научных концепций, рассматривающих эти явления как исторически различные формы познавательной деятельности;
— определение статуса, роли и степени научности систем знаний древних народов Ближнего Востока и Египта с точки зрения различных концепций генезиса научного знания.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Решение сформулированных в диссертации проблем, и в частности, проблемы временного диапазона и методологических различий представляется возможным, если в качестве базовой нормативно-методологической предпосылки будет взят принцип историзма. Принцип историзма при затруднении понимания сущности предмета указывает на необходимость обращаться к его генезису и развитию, рассматривая изучаемое явление как следствие этих процессов. Этот принцип познания вытекает из законов развития материального мира. Например, если мы располагаем данными об астрономических расчетах в Вавилоне в период Средневавилонского царства, их необходимо рассматривать с учетом существования Старовавилонского и Нововавилонского царств и, соответственно, в контексте сведений об астрономии во времена этих периодов. Принцип историзма не является абсолютно исчерпывающим, а ход истории не всегда поступательно равномерен, однако, игнорируя этот важный методологический принцип, исследователь лишается возможности произвести какую-либо историческую реконструкцию, получая вместо истории бессвязный фрагментированный набор фактов.
Различие базовых онтологических представлений (в самом широком смысле как учений о бытии) является серьезным препятствием в правильном определении статуса системы знаний древнейших культур. Онтология, базирующаяся на космогонических мифах, где наибольшую ценность имеет то, что скрыто и освящено оккультной таинственностью, где «ученый» прежде всего мудрец и чародей, существенно отличается от онтологии, основанной на действии естественных законов природы, где ученый — это естествоиспытатель, а результаты познания, напротив, приобретают свою ценность, только будучи популяризированными и обоснованными в естественнонаучных рамках.
В отношении связи явлений представляется важным соблюдение принципа причинности, методологический статус которого играет наиболее важную роль в организации процесса познания. «Исторически принцип причинности был первым универсальным объяснительным принципом в научном познании». 1 Фиксируя универсальную генетическую взаимосвязь явлений и объектов, принцип причинности позволяет моделировать исторический процесс, что в нашем случае крайне существенно на фоне катастрофического недостатка эмпирических данных. «Как и во всякой другой науке, в истории особенно ценным было бы наличие у модели не только объясняющей, но и предсказывающей способности, то есть возможности на ее основе предполагать некие неизвестные доселе факты и даже указывать конкретные способы их обнаружения с последующим подтверждением этих предположений». Эта нормативно-методологическая основа научно-исследовательской работы также базируется на представлении о материальности мира. В данной работе мы также следовали принципу логической непротиворечивости в рассуждениях от автора, однако относительно использования фактического материала его применение существенно ограничивается в силу противоречивости и разрозненности первоисточников.
В диссертации широко используются методы исторической реконструкции и систематизации, сравнительно-исторического, структурно-типологического и социально-исторического анализа. Комплексный историко-научный методологический подход позволил наиболее полно отразить научную и философскую проблематику исследований в области древних систем знаний.
Научная новизна исследования.
1. Впервые в философско-научном контексте осуществлена систематизация разрозненных эмпиртеских данных о математике, астрономии, медицине и других элементах естествознания народов Древней Месопотамии и Древнего Египта и произведена реконструкция этих систем знаний.
2. Проведен критический анализ устоявшихся на сегодняшний день в историко-научных и философских кругах суждений об уровне развития математики и естествознания в Древнем Египте и Древней Месопотамии.
3. В рамках философско-методологического анализа рассмотрены некоторые спорные моменты в содержании древних текстов, что дало возможность выявить противоречия семантического характера в интерпретациях этих текстов у
1 Новейший философский словарь. — Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1999. — С. 546.
2 История Востока. В 6-ти т. — Т. 1. Восток в древности. — М.: Институт востоковедения РАН, 1999.-С. 15. отдельных авторов, имеющих решающее значение в определении статуса и исторической роли интеллектуального наследия народов Древней Месопотамии и Древнего Египта.
4. На основе анализа различных философских концепций генезиса научного познания показано, что существуют трудности в однозначном определении понятия «наука», и соответственно «протонаука», так как различные подходы в рассматриваемых нами концепциях возникновения науки как явления связаны с изначальным противопоставлением методологических установок и требуют полной прозрачности научной методологии.
5. Впервые рассматривается и обосновывается необходимость включения в историко-научные и философско-научные концепции генезиса научного знания темы протонауки народов древнего Востока как важного элемента общей концептуальной схемы истории и философии науки.
Результаты исследования содержатся в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту:
1. С помощью сравнительного анализа удалось выделить и сопоставить специфические особенности, которые, с одной стороны, сближают протонауку с западной научной традицией, а с другой — в своей общекультурной совокупности являются частью своеобразного социально-когнитивного феномена. Это дает основания утверждать, что древнегреческая натурфилософия не является прямым и непосредственным продолжением познавательных и методологических традиций Египта и Месопотамии, но вместе с тем когнитивный базис, в виде отдельных знаний народов древнего Востока определенной мере был воспринят и ассимилирован греческой натурфилософией.
2. Анализ историко-научных исследований по обозначенной тематике выявил необходимость корректировок в определении эпистемологического статуса и роли отдельных сфер протонаучных знаний, что служит достаточным обоснованием для критического пересмотра математических, астрономических и медицинских текстов и их значения для последующего развития математики и естествознания. Системы знаний народов древних цивилизаций Месопотамии и Египта имели свою специфику, которая наиболее ярко проявилась в математике, астрономии и медицине. Так в частности:
— рассмотрено, как на основе вавилонской шестидесятеричной системы счисления производились астрономические расчеты, что впоследствии имело важное значение для развития астрономии и геометрии в целом. Древнеегипетская система счисления, применительно к геометрии, реализовывалась прежде всего в измерении площадей и объемов, что оказало существенное влияние на развитие древнегреческой геометрии;
— показано, как древнеегипетский операциональный математический принцип бинарности соотносится с современными методами компьютерного программирования, не являясь вместе с тем их прямым и непосредственным прототипом;
— обоснован тезис о том, что возникновение медицины как самостоятельной области систематизированных рациональных знаний следует относить не к середине I т. до н. э., времени жизни Гиппократа, а как минимум на полтора тысячелетия ранее — времени создания египетского хирургического папируса Эдвина Смита.
3. Раскрыто методологическое несоответствие, которое проявляется главным образом в попытках исторической реконструкции систем знаний древних цивилизаций при помощи современной нормативной методологии. Таким образом, осуществляется искусственное соотнесение древних смысловых значений с современными научными достижениями, что приводит к ситуации, когда древние знания рассматриваются в рамках и с позиций современных критериев научного познания. Нами обосновывается вывод о том, что в данном случае необходимо учитывать особенности протонаучной методологии, что требует от современного исследователя дескриптивного методологического подхода, основанного на методе аналитического сравнения с целью выявить специфику познавательных принципов древних народов.
Научно-практическая значимость диссертационной работы. Собранный в процессе работы над диссертацией фактический материал, а также основные результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего философско-методологического анализа проблематики, связанной с изучением протонауки древних цивилизаций Египта и Месопотамии, и в частности:
— в исследованиях процесса развития протонаучных форм познания с целью выявления общих закономерностей научного познания и создания единой теории развития науки;
— при постановке задач, направленных на решение проблемы методологического соответствия дескриптивной методологии современного исследователя и нормативной методологии создателей исследуемого исторического материала;
— в историко-философских и историко-научных исследованиях с целью создания полномасштабных работ в области изучения древнейших цивилизаций;
— для практического использования в сфере философско-научных и историко-научных исследований в рамках конкретных научных дисциплин, таких как математика, астрономия, медицина и т. д.;
— при чтении курсов лекций по истории и философии науки, а также при подготовке специальных курсов по философской и историко-научной тематике для студентов, аспирантов и специалистов.
Апробация работы.
1. Основные положения диссертационного исследования неоднократно освещались в докладах на научных семинарах и конференциях: философско-методологических семинарах сектора истории философии и сектора философии науки Института философии и права СО РАН (2002 — 2005 гг.) — XLI Международной научной студенческой конференции: «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск: 2003 г.) — Летней философской школе НГУ: «Голубое озеро» (Новосибирск: 2002, 2004 гг.) — Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук: «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований в XXI веке» (Новосибирск: 2003, 2005 гг.) — IV Российском философском конгрессе: «Философия и будущее цивилизации» (Москва: 2005 г.).
2. Материалы и результаты диссертационной работы представлены в девяти научных публикациях, отражающих основное содержание, проблематику и направление исследования. (4, 5 печ. л.)
3. Диссертация обсуждалась на заседании сектора философии науки Института философии и права СО РАН 26 сентября 2005 г. и была рекомендована к защите.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История науки для современных ученых-естественников — это, прежде всего область конкретных фактов, задача же философии науки, опираясь на рассмотрение конкретных фактов из истории науки, выявить их связь не только с принципами существования науки как явления, но и с принципами и методами самого мышления, порождающего научное знание. Французский философ и методолог Г. Башляр, указывая на особую роль философии науки, отмечает: «Философия науки как бы тяготеет к двум крайностям, к двум полюсам познания: для философов она есть изучение достаточно общих принципов, для ученых жеизучение преимущественно частных результатов. Она обедняет себя в результате этих двух противоположных эпистемологических препятствий, ограничивающих всякую мысль: общую и непосредственную. Она оценивается то на уровне a priori, то на уровне a posteriori, без учета того изменившегося эпистемологического факта, что современная научная мысль проявляет себя постоянно между a priori и, а posteriori, между ценностями экспериментального и рационального характера». 1
Экстраполируя это утверждение на тот спектр проблем, который освещался в диссертации, можно отметить, что изучение систем знаний древних народов является одним из тех срезов из области конкретных фактов, который обогатит как исследования в области философии науки, так и предоставит ценный конкретно-исторический материал для историографии науки в целом. Историко-научный подход, как мы продемонстрировал в диссертации, может стать связующим звеном между философией науки, историей философии и историей конкретных научных дисциплин, наполнив их предметным содержанием.
В диссертации был рассмотрен протонаучный комплекс знаний народов древней Месопотамии и Египта с точки зрения различных исследовательских направлений и концепций историографии и философии науки. В ходе исследования мы пришли к определенным выводам относительно степени научности систем знаний цивилизаций Месопотамии и Египта как в отношении черт, которые сближают их с современной наукой, так и в отношении специфических качеств, присущих познавательным традициям. Удалось выделить признаки, сближающие протонауку
1 Башляр Г. Философское отрицание // Сб.ст. Новый рационализм. — Биробиджан, 2000. — С. 261 с современными научными традициями. В древних культурах Месопотамии и Египта в отношении результатов познания реализовывались следующие требования:
— выделение знаний, представляющих область рациональных познавательных интересов, из других форм духовного творчества;
— аккумуляция знаний, их сохранение и передача посредством письменных текстов, а не только вербально (через устную традицию и предметно через воплощение в образцах материальной культуры);
— систематизация знаний в области математики, астрономии, медицины посредством их приведения к общезначимым формам фиксации результатов познания — таблицы, примеры, задачи, представляющим некую единую совокупность сведений по определенной тематике;
— эмпиризм как опора на факт в процессе сохранения результатов познания, с тем отличием, что в современном естествознании эмпирические методы исследования являются как исходной основой, так и подтверждением теоретических обобщений, в древних египетских и месопотамских текстах описываемые факты не сопровождаются очевидными теоретическими выводами;
— коллективизм как социальная ориентация в организации системы производства знания. Если античная натурфилософия демонстрирует нам образцы преимущественно индивидуального творчества, то современная наука — это, прежде всего коллективная система познавательной деятельности. Научный коллектив — исходный пункт в развитии и формировании яркой индивидуальности современного ученого, однако если современная наука сочетает черты коллективизма и индивидуализма, то древневосточная протонаука отличалась «тотальным» коллективизмом.
В ходе диссертационного исследования достигнуты определенные конкретные результаты. Так, в первой и второй главах, которые являются практической частью работы:
— на основании изученного эмпирического материала осуществлена систематизация разрозненных эмпирических данных о математике, астрономии, медицине и других элементах естествознания и произведена реконструкция систем знаний народов Древней Месопотамии и Древнего Египта в философско-научном контексте;
— проведен критический анализ устоявшихся на сегодняшний день в историко-научных и философских кругах суждений об уровне развития математики и естествознания в Древнем Египте и Древней Месопотамии;
— в рамках философско-методологического анализа рассмотрены некоторые спорные моменты в содержании древних текстов, что дало возможность выявить противоречия семантического характера в интерпретациях отдельных авторов, имеющих решающее значение в определении статуса и исторической роли интеллектуального наследия народов Древней Месопотамии и Древнего Египта.
В третьей главе, которая является теоретической частью работы, мы, опираясь на всю сумму исследованного материала, достигли следующих результатов:
1. С помощью сравнительного анализа были выделены и сопоставлены специфические особенности, которые, с одной стороны, сближают протонауку с западной научной традицией, а с другой — в своей общекультурной совокупности являются частью своеобразного социально-когнитивного феномена. Это дало основания утверждать, что древнегреческая натурфилософия не является прямым и непосредственным продолжением познавательных и методологических традиций Египта и Месопотамии, но вместе с тем когнитивный базис, в виде отдельных знаний народов древнего Востока в определенной мере был воспринят и ассимилирован греческой натурфилософией.
2. Анализ историко-научных исследований по обозначенной тематике выявил необходимость корректировок в определении эпистемологического статуса и роли отдельных сфер протонаучных знаний, что служит достаточным обоснованием для критического пересмотра математических, астрономических и медицинских текстов и их значения для последующего развития математики и естествознания. Системы знаний народов древних цивилизаций Месопотамии и Египта имели свою специфику, которая наиболее ярко проявилась в математике, астрономии и медицине. Так в частности:
— рассмотрено, как на основе вавилонской шестидесятеричной системы счисления производились астрономические расчеты, что впоследствии имело важное значение для развития астрономии и геометрии в целом. Древнеегипетская система счисления, применительно к геометрии, реализовывалась прежде всего в измерении площадей и объемов, что оказало существенное влияние на развитие древнегреческой геометрии;
— показано, как древнеегипетский операциональный математический принцип бинарности соотносится с современными методами компьютерного программирования, не являясь вместе с тем их прямым и непосредственным прототипом;
— обоснован тезис о том, что возникновение медицины как самостоятельной области систематизированных рациональных знаний следует относить не к середине I т. до н. э., времени жизни Гиппократа, а как минимум на полтора тысячелетия ранее — времени создания египетского хирургического папируса Эдвина Смита.
3. Раскрыто методологическое несоответствие, которое проявляется главным образом в попытках исторической реконструкции систем знаний древних цивилизаций при помощи современной нормативной методологии. Исследователи в процессе интерпретации опираются на современные методологические установки, и как следствие возникает «конфликт методологий». Осуществляется искусственное соотнесение древних смысловых значений с современными научными достижениями, что приводит к ситуации, когда древние знания рассматриваются в рамках и с позиций современных критериев научного познания. Нами обоснован вывод о том, что в данном случае необходимо учитывать особенности протонаучной методологии, что требует от современного исследователя дескриптивного методологического подхода, основанного на методе аналитического сравнения с целью выявить специфику познавательных принципов древних народов.
В третьей главе диссертационного исследования, мы также пришли к выводам, закрепленным в следующих положениях:
— на основе анализа различных философских концепций генезиса научного познания показано, что существуют трудности в однозначном определении понятия «наука», и соответственно «протонаука», так как различные подходы рассматриваемых нами концепций возникновения науки как явления связаны с изначальным противопоставлением методологических установок и требуют полной прозрачности научной методологии;
— рассматривается и обосновывается необходимость включения в историко-научные и философские концепции генезиса научного знания темы протонауки народов древнего Востока как важного элемента общей концептуальной схемы истории и философии науки.
На сегодняшний день смысл, заложенный в разрозненных отрывках текстов, до конца не раскрыт. Очевидно, что они создавались на базе неких единых методологических оснований. Поэтому, в данном случае необходимо учитывать специфику протонаучной методологии, что требует от современного исследователя применения особого дескриптивного методологического подхода. Пример подобного подхода продемонстрирован в данной работе и заключается в аналитическом сравнении методологических систем с целью выявить специфику познавательных принципов и критериев древней методологии.
В диссертации показано, что в Вавилоне, Египте и Греции существовали различные методологические подходы и наиболее ярко эти различия видны на примере сравнения систем счисления и техники математических вычислений. Что касается Греции, то наша современная система счисления ведет свое происхождение от греческой и принципиально ничем не отличается от последней. В Вавилоне и Египте существовали принципиально другие — альтернативные нашей системы исчисления, и методы вычислительных операций в рамках этих систем существенно отличались от греческих. Так, например, в Вавилоне использовалась совершенно иная величина основания числового ряда — не десять как в Греции и современном мире, а шестьдесят. Историки не располагают ни одним письменным образцом вавилонских методологических предписаний, но очевидно, что без подобного руководства обучение столь сложной системе вычислений было бы невозможно. Для понимания нашего современника вавилонская техника счета требует особых пояснений, которые следует выстраивать на основе сравнительного анализа методов современной десятичной и древней шестидесятеричной систем счисления, не сводя одни к другим, но, выявляя специфику «неизвестного», в данном случае методологических оснований шестидесятеричной системы, на примере сравнения с «известным», то есть методологией десятичной системы счета.
Египетская методология арифметических расчетов радикально отличалась и от греческой, и от вавилонской, и была построена на принципах бинарности. Все математические операции осуществлялись при помощи удвоения числовых значений для их последующего сведения к процедурам сложения или вычитания.
— 195
Этот оригинальный принцип не нашел продолжения в греческой математике, однако при помощи сравнительно-методологического анализа мы обнаружили аналогии этому принципу в современной научно-технической практике. Как мы продемонстрировали в третьей главе, в основе египетской двоичной системы счисления и современных электронных систем счисления лежит единый математический метод удвоения, и обнаружение подобных параллелей способствует не только пониманию методологических аспектов протонауки, но и более глубокому осмыслению явлений современной науки и техники.
Расширение тематики исследований в области философии и истории науки за счет включения в него темы протонауки представляется вполне обоснованным, так как это дает возможность продемонстрировать историческую обусловленность возникновения науки как явления, имеющего свои генетические корни. Однако современное состояние освещения темы в научной литературе нельзя признать удовлетворительным из-за ряда проблем субъективного и объективного характера.
К числу объективных проблем относится разрозненность исследований. Протонаука древней Месопотамии и Египта практически нигде не описывается в полном объеме и достаточно подробно. На сегодняшний день имеется два основных вида научной литературы, где освещается обозначенная тема: тематические исследования и краткие очерки в рамках общей истории науки и философии. Объективная причина подобной ситуации имеет двоякий характер. Во-первых, исследованиям протонауки в рамках истории науки и философии науки не придается должного значения. Во-вторых, для данного направления не существует общей специализации, то есть история древней математики описывается в математической литературе, химии — в химической, и т. д.
Объективный характер имеет проблема обнаружения возможной связи между системой знаний Древнего Востока и последующим развитием натурфилософии в античном мире, однако пока ее решение ограничивается выдвижением гипотез.
Проблема субъективного характера — односторонность интерпретации текстов.
Основная работа по первичному переводу и интерпретации древних текстов была закончена к середине XX века, и с тех пор существенно не пересматривалась. К настоящему моменту сложилась ситуация, когда эти первичные трактовки просто переизлагаются. Например, вся современная научная литература по означенной теме «приводит» нас к интерпретациям Нейгебауэра, которые принимаются как
— 196факт без попыток их критического рассмотрения или пересмотра. Вместе с тем дешифровка смыслового значения неоднозначных данных в математических, астрономических и других текстах до сих пор представляет проблемную область.
Субъективная проблема соотнесения рациональных и иррациональных мировоззренческих аспектов преимущественно выражается через «опасности» социокультурного подхода. Действительно, анализ развития науки в рамках социокультурных процессов, несомненно, обогащает наше представление о древних системах знаний, но вместе с тем недопустимо связывать рациональное знание религиозно-мистическими трактовками. Подобные интерпретации приводят к тому, что исследуемый материал, описанный смесью религиозных понятий и научной терминологии, становится бессодержательным и в результате не соответствует требованиям, предъявляемым как к научным исследованиям, так и к религиозной литературе.
По нашему мнению тема протонауки древних цивилизаций Месопотамии и Египта требует дальнейшего философского осмысления с учетом всех сформулированных в работе проблем:
— проблема интерпретации текстов, касающаяся дешифровки смыслового значения труднообъяснимых фактов;
— проблема обнаружения возможной связи между системой знаний Древнего Востока и последующим развитием натурфилософии в античном мире;
— проблема соотнесения рациональных и иррациональных мировоззренческих, аспектов, требующая метамировоззренческого уровня рассмотрения;
— проблема эффективности методологических подходов в рамках изучения истории развития протонаучного познания в древнем мире;
— проблема построения теоретических моделей философско-научных и историко-научных исследований.
В дальнейшем разработка данной тематики и результаты, полученные в нашем исследовании, позволят более глубоко проанализировать историю протонауки как значимого явления в развитии научного познания в целом, а так же раскрыть методологическую функцию философии науки в изменяющихся представлениях о генезисе философии и науки.
Список литературы
- Антонова Е. В. Месопотамия на пути к первым государствам. М.: Наука, 1998
- Аристотель Сочинения в 4-х томах, Т. 3 М.: Мысль, 1981
- Ассириология и египтология. Сб.ст. под ред. Л. А. Липина Л.: ЛГУ, 1964
- Бадж Э.А. Мумия: материалы археологических исследований египетских гробниц. -М.: Алетейа, 2001 (1893)
- Башляр Г. Философское отрицание // Новый рационализм. Биробиджан: Тривиум, 2000. — С. 180 — 283
- Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М.: Наука, 1971
- Блок М. Антология истории или ремесло историка. М.: Наука. 1973
- Брестед Д. Г. История Египта, в II томах.-М: Изд-во Сабашниковых, 1915−1916
- Брестед Д. Г., Тураев Б. А. История Древнего Египта. В 2-х т. Минск: Харвест, 2000
- Бронштэн В. А. Клавдий Птолемей. М.: Наука. 1988
- Большая Советская Энциклопедия 1970−1977 г. г. Электронная версия на трех дисках. -М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002
- В преддверии философии: духовные искания древнего человека. Сборник статей под ред. Якобсона Т. — М.: Наука, 1984
- ВайманА. А. Длина окружности и площадь круга в древнеегипетской математике // Древний Египет. М.: Изд-во вост. лит., 1960. — С. 97 -102
- Вайнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука, 1986
- Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. Пер. Веселовского И. Н. -М.: Гос. изд-во физ. мат. литры, 1959
- Ван-дер-Вар ден Б. Пробуждающаяся наука: рождение астрономии. М.: Наука, 1991
- Вассоевич А. Л. Духовный мир народов классического Востока СПб.: Алетейя, 1998
- Вассоевич A.JI. Источники по истории науки: Хирургический папирус Эдвина Смита// Архив истории науки и техники. Вып. I.-M.: Наука, 1995. -С. 86−144
- ВейльГ. Пространство, время, материя. М.: Янус, 1996
- Вейс Г. История цивилизаций. М.: Эксмо-пресс, 1997
- Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981
- Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988
- Веселовский И.Н. Египетские деканы // Историко-астрономические исследования-М., 1969, вып.10. С. 39 — 62
- Видеоматериалы национального географического общества США по археологии. 1998 — 2004
- Виргинский B.C., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. М.: Просвещение, 1993
- Всеобщая история химии: Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. М.: Наука, Институт Истории Естествознания и Техники, 1980
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. -М.: Наука, 1980
- Геродот История. Перевод Г. А. Стратановского.-М.: Ладомир, 1999
- Гиппократ Избранные книги. Перевод В. И. Руднева. М.: Сварог и К, 1994
- Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х т. — М.: Центрполиграф, 1998
- Горан В. П. Что такое Философия? // Философия науки. 1996, № 1(2)-С. 3 -14-№ 1(3)-С. 3−15
- Декарт Р. Избранные произведения-М: Изд-во полит, лит., 1950
- Джильберт Э., Бьювел Р. Секреты пирамид.-М: Вече, 1996
- Дильс Г. Античная техника. М., Л.: ОНТИ-ГТТИ, 1934
- Диоген Лаэртский О жизни, речениях и изречениях знаменитых философов-М.: Мысль, 1998
- Древний Восток и античная цивилизация. Сб.ст. под ред. В. К. Афанасьева -Л.: Наука, 1988
- Древний Египет. Сб. Ст. под ред. В. В. Струве М.: Изд-во вост. лит-ры, 1960
- Древний Египет и древняя Африка. Сб. Ст. под ред. В. В. Струве М.: Наука, 1967
- Древний и средневековый Восток. Сб. ст. под ред. Д. Д. Васильева М.: Наука, 1987
- Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990
- Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем Пифагореизме. СПб.: ВГК, Алетейя, 1994
- Злобин Н. Культурные смыслы науки. М.: Наука, 1997
- Иллюстрированная история религий под ред. Проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей в двух томах М.: РФМ, СПВМ, Энико- 1899 г. (репринт 1992). Т.1
- Информация. Сб. ст., пер. с англ. А. В. Шилейко, М., 1968
- История Востока. В 6-ти т. Т. 1. Восток в древности. — М.: Институт востоковедения РАН — Изд-во вост. лит., 1999
- История науки в контексте культуры. Сб. ст. под ред. Гайденко П. П. — М.: Наука, 1990
- История становления науки: некоторые проблемы. Сб. ст. М.: Наука, Институт истории естествознания и техники, 1981
- Картер Г. Гробница Тутанхамона. М.: Изд-во вост. лит., 1959
- Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы. М.: Наука, 1988
- Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта.-М.: Фаир-пресс, 2002
- Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. М.: Наука, 1979
- Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.: Наука, 1983
- Колмогоров А.Н. Математика в её историческом развитии. М.: Наука, 1991
- Коростовцев М. А. Введение в египетскую филологию. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963
- Коростовцев М. А. Египетский язык. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1961
- Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. СПб.: Летний Сад — Журнал «Нева», 2001
- Коростовцев М. А. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. Т.1. -М.: Наука, Институт истории естествознания и техники, 1982. С. 120— 130
- Котрелл Л. Во времена фараонов. М.: Наука, 1982
- Кузнецова Н. И. Наука в её истории. М.: Наука, 1982
- Курант Р. Роббинс Г. Что такое математика?-М.: Просвещение, 1967
- Куртик Г. Е. Наблюдение и его интерпретация в астрологии и астрономии Древней Месопотамии. // Вопросы Истории Естествознания и Техники, 1989, № 1.-С. 36−47
- Кьера Э. Они писали на глине: рассказывают вавилонские таблички. М.: Наука, 1984
- Левин 3. И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. М.: Наука, 1972
- Ледли Р. С. Программирование и использование цифровых вычислительных машин.-М., 1966
- Ливрага Х.А. Фивы. М.: Новый Акрополь, 1994
- Липин Л.А. Аккадский язык. М.: Наука, 1964
- Липин Л.А. Словарь: Аккадский (вавилоно-ассирийский) язык. Вып.2. Л.: ЛГУ, 1957
- Липинская Я. Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М.: Искусство, 1983
- Логика истории и перспективы развития науки. Сб. ст. М.: Мысль, 1998
- Лосев А. Ф. История античной эстетики, Т. 1 -М.: Высшая школа, 1963
- Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М.: Изд-во иностр. лит., 1958
- Луркер М. Египетский символизм. М.: Золотой Век, 1998
- Лурье И.М. Хрестоматия древнеегипетских иератических текстов. Л., 1948
- Лурье И. М., Ляпунова К., Матье М., Пиотровский Б., Флиттнер И. // Очерки по истории техники Древнего Востока. М.Л., 1940.
- Лурье С. Я. К вопросу о египетских влияниях на греческую геометрию. // Архив истории науки и техники. М., 1933, Вып. 1. — С. 45−70
- Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л.: Наука, 1970
- Масюгин В.М. Становление цивилизации: о вещах и представлениях. -СПб., 1998
- Меркулов М. Медицина Древнего Египта.//Жур. «VITA: Традиции, Медицина, Здоровье», № 2, 1998
- Мерц Б. Мир древних египтян. М.: Терра, 1996
- Микулинский С. Р. Очерки развития историко-научной мысли. М.: Наука, 1988
- МонтэП. Египет Рамсесов. Перевод с фр. Мендельсона Ф. Л.,-М., 1989
- Море А. Цари и боги Египта. М.: Алетейа, 2001
- Наука и техника: вопросы истории и теории. Сб. Науч. Трудов. Л., 1972
- Нейгебауэр О. Лекции по истории античных математических наук. Т.1: Догреческая математика. Перевод Лурье С. Я. М.Л.: Объед. научно-тех. изд-во НКТП СССР, 1937
- Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.: Наука, 1968
- Новейший философский словарь. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1999
- Оппенхейм А. Лео Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации. -М.: Наука, 1990
- Очерки истории Древнего Востока. Сб. ст. под ред. Струве В. В. (авторы: Воробьев-Десятовский В. С., Липин Л. А., Петровский Н. С., Итс Р. Ф) — М.: Наука, 1956
- Памятники искусства Древнего Египта в Эрмитаже. Альбом Л., 1974
- Перепелкин ЮЛ. История древнего Египта. СПб.: Летний сад, Журнал «Нева», 1998
- Петровский Н. С. Звуковые знаки египетского языка как система. М.: Наука, 1978
- Петровский Н. С. Сочетание слов в египетском языке. М.: Наука, 1970
- Петровский Н.С. Египетский язык. Л.: ЛГУ, 1958
- Поэзия и проза Древнего Востока. Сборник переводов. М.: ГИХЛ, 1973
- Проблемы интерпретации в истории науки и философии. Сб. научных трактатов под ред. Горана В. П. — Новосибирск, 1985
- Проблемы интерпретации памятников культуры востока. Сб.ст. под ред. Литвинского Б. А — М.: Наука, 1991
- Прокл Комментарии к Первой книге «Начал» Евклида. М: Изд-во «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 1994
- Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998
- Родный Н. И. Очерки по истории и методологии естествознания. М.: Наука, 1975
- Руссо Ж. Ж. Избранные сочинения, Т. 1 М.: ГИХЛ, 1961
- Рыбников К.А. История математики. М.: МГУ, 1994
- Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М.: Наука, 1979
- Симанов А.Л., Потемкин В. К. Пространство в структуре мира. Н., 1990
- Солкин В. В. Сакральный аспект феномена знания в древнеегипетской традиции. // Сборник статей: Проблемы знания в истории науки и культуры. -СПб., 2001
- Спасский Б. И. История физики. -М.: МГУ, 1963
- Спенсер Г. Происхождение науки. СПб., 1998
- Старовавилонская культура. Сб. ст. Института востоковедения АН СССР. -М.: Наука, 1988
- Старостин Б. А. Параметры развития науки.-М.: Наука, 1980
- Страбон География. Пер. Г. А. Стратановского. -М.: Наука, 1964
- Струве В. В. Очерки по истории техники древнего Востока. М.Л., 1940
- Струве В. В. Значение некоторых из демотических папирусов ГМИИ им. A.C. Пушкина для истории и культуры Птолемеевского Египта. М.: Наука, 1955
- Струве В.В. Три демотических папируса ГМИИ. М., 1954
- Стучевский И.А. Колониальная политика Египта в эпоху XVIII династии. -М.: Наука, 1964
- Традиции и революции в истории науки. Сб. ст. под ред. П. П. Гайденко. М.: Наука, 1991
- Тураев Б.А. Древний Египет. СПб.: Летний сад, Журнал «Нева», 2000
- Тураев Б.А. История древнего Востока. Минск: Харвест, 2002
- Физика космоса. Маленькая энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1986
- Философско-религиозные истоки науки. Сб. ст. под ред. Гайденко П. П. — М.: Мартис, 1997
- Фихман И Ф. Введение в документальную папирологию. М.: Наука, 1987
- Холмянский Л.М. Материальная культура Древнего Египта. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1994
- Хомелев Г. В. Культура как источник жизненного смысла: мировоззренческое содержание, знаки и символы религиозно-философской культуры Востока. -СПб., 1997
- Хорев Н. В. Философия как фактор развития науки. М.: Наука, 1979
- Христианство. Словарь под ред. д. ф. н. Л. Н. Митрохина. М.: Республика, 1994
- Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 2001
- Шампольон Ж. Ф. и дешифровка египетских иероглифов. Сб.ст. -М.: Наука, 1979
- Шампольон Ф.Ж. О египетском иероглифическом алфавите. Перевод Лившица И.Г.-М.Л.: Наука, 1950
- Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965
- Эмери У. Архаический Египет. СПб.: Летний Сад — Журнал «Нева», 2001
- Юшкевич А.П. О достижениях китайских математиков//Историко-математические исследования. М., 1955, Вып.8. — С. 562 — 563
- Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М.: Наука, 1990
- AaboeA., Hamilton N. Т A Babylonian Venus Text Computed According to System A: ACT No. 1050 // Archive for History of Exact Sciences. SpringerVerlag. 1998, Vol. 53, num. 2. — P. 215−221
- Aaboe A., Hamilton N. T. Contributions to the Study of Babylonian Lunar Theory -Kgl. Dan. Vid. Selsk. Mat.-fys. Medd., 1979
- Beller E. A Newly-Discovered Ancient Value for the Length of the Year // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 1998, Vol. 52, num. 1. — P. 91−98
- Bemal J.D. Die Wissenschaft in der Geschichte. Berlin: Deutscher Verlag Wissenschaften, 1967.
- Breasted J.H. The Edwin Smith Surgical Papyrus. I—II Volumes. V. 1 Chicago, 1930
- Brentjes H., Brentjes B. Die Heerscharen des Orients. Brandenburg, 1991
- Britton J. P., Jones A. A New Babylonian Planetary Model in a Greek Source // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 2000, Vol. 54, num. 4. -P. 349−373
- Bunge M. Method, Model and Matter. Boston: Dordrecht, 1973
- Bunge M. Scientific Research 1. The Search for System. Berlin, New-York, 1967
- Dicks D.R. Early Greek Astronomy to Aristotle. Bristol: Thames and Hudson. 1970
- Duke D. W. Associations Between the Ancient Star Catalogues // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 2002, Vol. 56, num. 5. — P. 435−450
- Erman A. The Literature of the Ancient Egyptians- Poems, Narratives and Manuals of Instruction. Now York, 1927
- Erman A., Grapow H. Worterbuch der Aegyptischen Sprache. Leipzig, 1926
- Erman A. Die Litteratur der Agypter. -Leipzig, 1923
- Frankfort H. The Cenotaph of Seti I in Abydos. V. 2, London: Memoir 36 of the Egyptian Exploration Society, 1933
- Friedrich J. Entzifferung verschollener Schriften und Sprachen. Berlin: Springer, 1966
- Gardiner A.H. Egyptian grammar. -London, 1927 1950
- Gillings R. J. The recto of the Rhind Mathematical Papyrus: How did the ancient Egyptian scribe prepare it? // Archive for History of Exact Sciences. 1974, V.12
- Grapow H. Anatomie und Physiologie. Grundriss der Medizin der alten Agypter. -Berlin, 1954, Bd. 1
- Grapow H. Die medizinischen Texte in hieroglyphischer Umschreibung autographiert. Grundriss der Medizin der alten Agypter. Berlin, 1958, Bd.5
- Gurzadyan V.G. Astronomy and the Fall of Babylon //(Yerevan Physics Institute, Armenia and ICRA, University of Rome «La Sapienza», Italy) Sky & Telescope. -2000, V.100, N. l July. P. 40−45
- Gurzadyan V.G. On the Astronomical Records and Babylonian Chronology //(ICRA, University of Rome «La Sapienza», Italy and Yerevan Physics Institute, Armenia) Akkadica. 2000, V. l 19−120. — P. 175−184
- Heimpel W. The Sun at the Night and Doors of Heaven in Babylonian Texts // Journal of Cuneiform Studies. 1986, Vol. 38, num. 2. — P. 127 — 151
- Huber P. Early Cuneiform Evidence for the Existence of the Planet Venus. Scientists Confront Velicovsky. London: Corn. Univ. Press, 1977
- Jones A. A Likely Source of an Observation Report in Ptolemy’s Almagest // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 1999, Vol. 54, num. 3. -P. 255−258
- Jones A. Astronomical Papyri from Oxyrhynchus. Memoirs of the American Philosophical Society 233. Philadelphia. 1999
- Klima J. Gesellschaft und Kultur des alten Mesopotamien. Prag. Artia, 1964
- Kugler F.K. Die babilonische Mondrechnung. Freiburg im Breisgau: Herder, 1900
- Kugler F.K. Sternkunde und Sterndienst in Babel I. Munster in Westfalen: Aschendorff, 1907
- Lambert W. G. Cosmology of Sumer and Babylon: Ancient Cosmologies London, 1975
- Lucas A., Harris R. Y. Ancient Egyptian Materials and Industries. London, 1962
- Meissner B. Babylonien und Assyrien. Band 2.- Heidelberg, 1925
- Moesgaard K. P. Ancient Ephemeris Time in Babylonian Astronomy// Journal for the History of Astronomy. 1983, V. 14. — P. 47−60
- MontetP. Le drame d’Avaris. Paris, 1941
- Neugebauer O. A History of Ancient Mathematical Astronomy. Berlin- Heidelberg- New-York: Springer-Verlag, 1975
- Neugebauer O. Astronomical Cuneiform Texts London: Lund Humphreys, 1955
- Neugebauer O. Mathematische Keilschrifttexte. Berlin, 1935
- Neugebauer O. «Saros» and lunar velocity in Babylonian astronomy. Kobenhawn, 1957
- Neugebauer O. Die Grundlagen der agyptischen Bruchrechung. Berlin: Julius Springer, 1926
- Neugebauer O. Egyptian astronomical texts: V. 2 Ramesside star clocks. London, 1964
- Neugebauer O. Egyptian astronomical texts: V. l The early decans. London, 1960
- Neugebauer O. Egyptian Planetary Texts. Trans. Amer. Philos. Soc., 1942, V. 32
- Neugebauer O. Vistas in Astronomy. London, 1955, V. l
- Neugebauer O. Vorlesungen uber geschichte der Antiken mathematischen Wissenschaften. Bd. I Vorgriechischemathematic.-Berlin, 1934.
- Neugebauer O. Die Geometrie der agyptischen mathematischen Texte. QSB 1930 V. 1
- Neugebauer O. Lange O. Papyrus Carlsberg № 1.- Kopenhagen, 1940
- Neugebauer O. The exact sciences in antiquity. Providence, Brown univ. Press., 1957
- Neugebauer O., Sacks A. Some Atypical Astronomical Cuneiform Texts: I // Journal of Cuneiform Studies. 1976, V. 20. — P. 205
- Oppenheim L. A. Man and Nature in Mesopotamian Civilization // Dictionary of Scientific Biography, 1978, V. 15. P. 635−656
- Oppenheim L. A. New-Prayer to the «Gods of the Night"// Analecta biblica. 1959, Vol. 12.-P. 282−301
- Ostwald W. Die pyramide der Wissenschaften. Eine einfuhrung in wissenschaftliches denken und arbeiten. Stuttgart, Berlin, 1929
- PapkeW. Keilschriftserie mul APIN. Tubingen, 1978
- Parker R. A. Vienna Demotic Papyrus on Eclips- and Lunar-Omina. Providence: Crown Univ. Press, 1959
- Parker R. A. Two demotic astronomical papyri. Acta Orientalia, 1960, V. 25
- Parker R. A., Neugebauer O. Egyptian Astronomical Texts III. London: Lund Humphreys, 1969
- Parker R.A. Calendars of Ancient Egypt. University of Chicago Press, 1950
- Parpola S. Letters from Assyrian and Babylonian Scholars. Helsinki: Helsinki University Press, 1993
- Parpola S. Letters from Assyrian Scholars to the Kings Esarhaddon and Assurbanipal: pt.l.Texts. Kevelaer, Butzon and Berker, 1970
- Peet T. E. A problem in Egyptian geometry //The Journal of Egyptian Archaeology.-1931, v. 17.-P. 100−117
- Peet T. E. Mathematics in Ancient Egypt. Manchester, 1931
- Peet T. E. The Rhind mathematical papyrus. Liverpool, 1923
- Pinches T. G., Sachs A. J., Strassmaier J. N. Late Babylonian Astronomical and Related Texts. Providence: Brown Univ. Press, 1955
- Reeves N., Wilkinson H. R. The Complete Valley of the Kings. London: Themes and Hudson, 1996
- Reiner E., Pingree D. A New Babylonian Reports of Seasonal Hours // Archiv fur Orientforschung. 1974, Bd. 25. — S. 50 — 55
- Reiner E., Pingree D. Babylonian Planetary Omens. Part I. The Venus Tablet of Ammisaduqa. Malibu, Undena Publ., 1975
- Reiner E., Pingree D. Enuma Anu Enlil. Tablet 63: The Venus Tablets of Ammisaduga. Malibu, Undena Publ., 1975
- Sachs A., Hunger H. Fstronomical Diaries and Related Texts from Babylonia: Diaries from 652 B.C. to 262 B.C.: Vol.1 Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, 1988
- Sackman H. Computers, system science and evolving society. New York, 1967
- Sarton G. Introduction to the history of science. In two parts. Baltimore, 1927
- Steele J. M. A 3405: An Unusual Astronomical Text from Uruk // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 2000, Vol. 55, num. 2. — P. 103−135
- Steele J. M. Eclipse Prediction in Mesopotamia // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 2000, Vol. 54, num. 5. — P. 421−454
- Struve W. W., Mathematischer Papyrus des Staatlichen Museums der Schonen Kunste in Moscau. Berlin, 1930
- Swerdlow, N.M. Acronychal Risings in Babylonian Planetary Theory // Archive for History of Exact Sciences. Springer-Verlag. 1999, Vol. 54, num. 1. — P. 49−65
- Swerdlow, N.M. The Babylonian Theory of the Planets. Princeton, 1998
- Thureau-Dangin F. Esquisse d’une histoire du systeme sexagesimal. Paris: Geuthner, 1932
- Van der WaerdenB. L. Das Alter der babylonischen Mond // Archiv fur Orientforschung, bd. 20, 1963. S. 97
- Van der Waerden B.L. Greek Astronomical Calendars. // Archive for History of Exact Sciences. 1984, num. 2. — P. 102
- Van der Waerden B. L. Die Sichtbarkeit der sterne am Horizont. // Vierteljahrsschrift Naturforschende Gesellschaft. Zurich, 1954, V. 99
- Van der Warden В. L. Babylonische Methoden in agyptischen Planetentafeln. // Vierteljahrsschrift Naturforschende Gesellschaft Zurich. 1960, Bd. 105
- Van der Warden B. L. The Motion of Venus in Greek, Egyptian and Indian Texts. // Centaurus. 1988, Vol. 31, num. 2. — P. 105 — 113
- Vogel К. Kubische Gleichungen bei den Babyloniern? // Sitzungsberichte der mathematisch-naturwissenschaftlichen Abteilung der Bayerischen. Akademie der Wissenschaften zu Munchen. — 1934, Num.1. — S. 87 — 94
- Weir J. D. The Venus Tablets: A Fresh Aproach. // Journal for the History of Astronomy. 1982, Vol. 13, num. l.-P. 23−49
- Medicine In Old Egypt. Transcribed from the History of Science by George Sarton Edited and prepared by Prof. Hamed A. at Heidelberg, Germany, September 1998. http://www.frcu.eun.eg/www/universities/html/hamed 2.htm. 28.03.2005
- O’Connor J. J., Robertson E. F. History topic: Mathematics in Egyptian Papyri./ MacTutor History of Mathematics, December 2000 http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/HistTopics/Egyptianpapyri.html. 25.05.2005
- Pahor A L. Ear, Nose and Throat in Ancient Egypt. // University of Birmingham Medical School: Journal of Laryngology and Otology, 1992 -http://medweb.bham.ac.uk/histmed/index.html. 15.02.2005
- Robert A. Hatch Egyptian numerals for integer values. /University of Florida. Web Version February 1999. -http://www.clas.ufl.edu/users/rhatch. 28.03.2005
- The Internet Encyclopedia of Philosophy. http://www.utm.edu/research/iep. 21.11.2003
- Williams H. S. A History of Science. In five volumes. V. 1. http: www.Abika.com. 16. 04. 2003
- Аносов Д.В. Популярные лекции по математике на малом мехмате МГУ. -http://www.nature.ru/db/msg.html. 20.01.02
- Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой. -http://www.philosophy.ru/library. 03.05.01
- Древний Ближний Восток Истоки философского мышления. -http://www.ancient.holm.ru/topics htm. 11.05.02
- Концепции современного естествознания. -http://www.vfenges.vbg.ru/econlek/101/Sl.htm. 11.05.02
- Основные этапы развития естествознания. Институт Физики им. Л. В .Киренского, 1998−2001.http://www.kirensky.ru/master/pconcept/mepr.htm. 28.04.02
- Панасюк В. Ю. Демаркация и природа знания. М., 2001 -http://www.volodik.boom.ru/epistemologia.htm. 28.04.02
- Рациональность как предмет философского исследования. РАН. Институт философии — М., 1995 — http://www.philosophy.ru/library/rationalityhtml. 11.05.02
- Самченко В.Н. Философия науки и техники. 1999−2001. -http://www.openweb.rU/philos./fntl.htm. 28.04.02
- Степин В. С. Теоретическое знание. М., 1999 -http://www.philosophy.ru/library/stepin/01.html. 31. 03. 03
- Структура и динамика научного познания. -http://www.philosophy.rU/library/ftit./08.html. 11.05.02
- Фейерабенд П. Против метода: Очерк анархистской теории познания. -http://www.philosophy.ru/library. 21.04.03
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. -http://www.philosophy.ru/edu/ref7Chanyshev.html. 28.04.02