Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Контекстуально-игровой и коммуникативный подходы в философии языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В методологическом аспекте игра представляет собой метафорический образ, инструмент, средство, модель познания других всеобщих феноменов бытия. Экспликация таких содержательных моментов игры, как многозначности, неутилитарности, свободы действия, открытости, реализации возможного, взаимосвязи напряжения, вдохновения и воображения, позволяют применить её к анализу явлений и процессов, в которых… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ О ЯЗЫКЕ
    • 1. Реконструкция инструментально-аналитического направления в постановке философских проблем языка
    • 2. «Игра» как познавательная модель в исследовании языка
  • ГЛАВА II. КОНТЕКСТУАЛЬНО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ И
  • КОММУНИКАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА
    • 1. Язык как контекстуальная игра и «говорение» бытия
    • 2. Коммуникативно-трансцендентальная игровая природа языка
    • 3. Методологическое применение контекстуально-игрового и коммуникативного понимания языка в философии искусственного интеллекта

Контекстуально-игровой и коммуникативный подходы в философии языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что философия гуманитарных наук, выдвигаясь в центр философской проблематики, остаётся на сегодня «не столько достижением, сколько программой, незавершенной задачей"1. Внутри самого философского анализа гуманитарных наук настоятельной потребностью является исследование его специфики, степени рациональности, трансцендентальности, научности. и самодостаточности.

В решении этих поставленных задач философии языка принадлежит одно из главных мест, ибо, по утверждению Л. А. Микешиной, «сегодня происходит аналитически-языковое или семиотическое преобразование трансцендентальной философии». В самой философии языка, на современном этапе её развития, существует многообразие подходов в выявлении «конституирующей роли языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структуре сознания и знания"3, что требует своего осмысления.

Необходимость изучения темы исследования обусловлена также потребностью, с одной стороны, реконструкции постановки философских проблем языка в различных философских системах в истории философии с позиций их современного понимания. С другой — потребностью применения полученных результатов исследования, на основе конструктивно-критического синтеза, к анализу современных, актуальных проблем философии языка.

1 Махлин В. Л. Философия гуманитарных наук // Философия. Методология. Наука: Коллективная монография. — М.: Прометей, 2004. — С. 192.

2 Микешина Л. А. Трансцендентальное измерение гуманитарного знания // Вопросы философии. — 2006. — № 1. — С. 55.

3 Огурцов А. П. Философия языка // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 4 / Ин-т. философии РАН. — М.: Мысль, 2001. — С. 238.

Особая роль в реализации данной задачи принадлежит исследованию таких подходов в философии языка, как контекстуально-игрового, коммуникативно-трансцендентального, ибо «языковая игра» предстаёт не только удобной абстракцией, дающей ключ к пониманию сложных языковых форм, но одновременно моделью «единства языкового употребления, «формы жизни», её фундаментальных отношений и событий, освоения мира"1.

Интерес к анализируемой теме связан с необходимостью осмысления проблем получения нового знания с помощью компьютерного 2 моделирования, а также стремительно развивающегося междисциплинарного движения, получившего название когнитивной науки, развитие которого «в философском плане было стимулировано идеями аналитической философии.» 3.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки проблем философии науки, анализа специфики гуманитарных наук, осмысления основных направлений философии языка в их становлении, развитии, конструктивно-критического синтеза и методологического применения полученных результатов к исследованию современных актуальных проблем философского и конкретно-научного познания.

Степень разработанности проблемы. Анализу актуальных проблем философии науки на современном этапе её развития посвящены работы Н. С. Автономовой, П. С. Гуревича, И. Т. Касавина, В. А. Лекторского, Л. И.

1 Микешина Л. А. Трансцендентальное измерение гуманитарного знания // Вопросы философии. — 2006. — № 1. — С. 56.

2 Марков В. Л. Получение нового знания методом компьютерного моделирования // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д. И. Дубровского и В. А. Лекторского. — М.: ИИнтеЛЛ, 2006. -С. 5.

3 Лекторский В. А. Философия, искусственный интеллект и когнитивная наука // Там же. — С. 21.

Махлина, Л. А. Микешиной, Н. С. Мудрагей, В. Н. Поруса, А. И. Ракитова, В. С. Стёпина, В. С. Швырёва, Н. С. Юлиной и др.

Исследование проблем философии языка нашло отражение в произведениях таких зарубежных и отечественных ученых, как В. В. Бибихина, А. Вежбицкой, Л. Витгенштейна, О. А. Донских, К. К. Жоль, М. С. Козловой, С. С. Неретиной, А. П. Огурцова, М. К. Петрова, В. И. Постоваловой, Д. И. Руденко, Е. Д. Смирновой и др.

Сам термин «философия языка» был введён в начале XX в. в работах П. И. Житецкого, А. Марта, К. Фослера, О. Функе, М. М. Бахтина, В. Н. Волошинова. В классической философии античности и Нового времени проблема языка, его соотношения с мышлением ставились Платоном, Аристотелем, Т. Гоббсом, Д. Локком, Г. В. Лейбницем, В. Гумбольдтом, в марксизме. В связи с возникновением в XX в. философии языка в рамках англо-американской аналитической философии возникают различные трактовки её понимания в контексте установки решения основных философских проблем путём исследования смысла и значения языковых выражений. Г. Фреге, Б. Расселом, Л. Витгенштейном, Д. Дэвидсоном, У. Куайном и др. философия языка рассматривалась как фундаментальная философская дисциплина, проясняющая функционирование языка как средства мышления и общения. Дж. Муром, вслед за ним в «лингвистическом анализе» Г. Райла, Дж. Л. Остина, Д. Сёрля и др. философия языка рассматривалась как концептуальный анализ, выявление смыслового богатства языка.

Другим направлением в понимании философии языка, как формальнологического анализа, явилась линия, идущая от Г. Фреге к Б. Расселу, Л. Витгенштейну, Р. Карнапу, переходящая в генеративную концепцию языка Н. Хомского. И, наконец, в современной философии, касающейся проблем природы и функций языка, философия языка представлена герменевтикой позднего М. Хайдеггера, философской герменевтикой Г. Г. Гадамера и П. Рикёра, «трансцендентальной парадигмой» К.-О. Апеля, теорией коммуникативного действия Ю. Хабермаса, структурным психоанализом Ж. Лакана.

Характеристика аналитической философии XX в., поставившей в центр внимания лингвистические проблемы, дана в произведениях JI.A. Бобровой, А. Ф. Грязнова, М. С. Козловой, В. Г. Кузнецова, В. М. Лейбина, В. А. Лекторского, И. С. Нарского, Т. Н. Панченко, В. В. Петрова, В. Н. Садовского, В. А. Смирнова, 3. А. Сокулер, В. И. Шамшурина, Н. С. Юлиной, А. А. Яковлева и др.

Инструментально-аналитический подход к пониманию соотношения мышления, языка и бытия имел место у таких зарубежных философов прошлого и современности, как Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. В. Лейбниц, Б. Рассел, «ранний» Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др., как духовного опыта — у В. Гумбольдта, «говорения» бытия, «опыта» мира в философской герменевтике — М. Хайдеггера, Г. Г. Гадамера, «коммуникативной общности» в критической герменевтике К.- О. Апеля, Ю. Хабермаса и др.

Понимание игры, как познавательной модели различных феноменов бытия, в том числе и языка, имело место в работах таких зарубежных и отечественных философов, как Р. Барт, Л. Витгенштейн, Г. Г. Гадамер, Ф. Гваттари, Ж. Делёз, Ж. Деррида, И. Кант, В. Е. Кемеров, Ж.- Ф. Лиотар, Платон, И. Пригожин, Л. Т. Ретюнских, К. Б. Сигов, И. Стенгерс, Э. Финк, 3. Фрейд, М. Фуко, М. Хайдеггер, Й. Хёйзинга, Ф. Шиллер, Д. Б. Эльконин и др.

Характеристика языка как контекстуальной, метафорической игры дана в трудах Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера, Г. Г. Гадамера, Э. Кассирера, Р. Якобсона, X. Ортега-и-Гассета, Д. Девидсона, П. Рикёра, Дж. Сёрля, А. Вежбицкой и др.

Диалектика взглядов Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера, Г. Г. Гадамера исследована такими философами, как A.B. Ахутин, A.B. Белобратов, Ю. И. Борсяков, Т. В. Васильева, Г. X. Вригт, П. Виттман, Н. П. Гринцер, И.Н.

Грифцова, А. Ф. Грязнов, В. Д. Губин, П. Кампиц, Г. С. Кнабе, М. С. Козлова, В. А. Лекторский, В. С. Малахов, JI.A. Микешина, A.B. Михайлов, В. И. Молчанов, В. П. Руднев, Е. Д. Смирнова, З. А. Сокулер, Э. Оезер, Т. А. Федяева, Р. Халлер и др.

Пониманию языка как коммуникативно-игровой культурной общности посвящены произведения таких зарубежных философов, как Э. Шпрангер, Я. Хинтикка, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, К.- О. Апель, М. Фуко, Ю. Хабермас и др.

Философские проблемы искусственного интеллекта, моделирования контекстуально-игровой и коммуникативной природы обыденного языка поставлены в работах А. В. Ворожцова, И. Н. Грифцовой, Н. Г. Горбу шина, Д. И. Дубровского, Е. Н. Ефимова, Ф. М. Кулакова, В. А. Лекторского, В. Л. Маркова, Л. А. Микешиной, И. В. Меркулова, М. Минского, Ф. М. Морозова, К. А. Павлова, Н. Н. Перцевой, Д. А. Поспелова и др.

Цель исследования — всесторонний анализ контекстуально-игрового и коммуникативного подходов в философии языка. Задачи исследования:

— реконструкция инструментально-аналитического направления в постановке философских проблем языка;

— анализ «игры» как познавательной модели в исследовании языка;

— изучение языка как контекстуальной «игры» и «говорения» бытия;

— рассмотрение коммуникативно-трансцендентальной природы языка;

— методологическое применение полученных результатов к анализу проблем философии искусственного интеллекта.

Методология исследования. В диссертации используются следующие традиционные и современные философские методы:

— сравнительный анализ различных подходов в философских учениях о языке в истории философии и современности;

— историко-философская реконструкция анализируемых проблем на основе критического анализа первоисточников с позиций современности;

— интерпретирующий синтез различных подходов в философии языка;

— контекстуально-герменевтическое выявление и понимание многогранной, неоднозначной сущности языка;

— экстраполяция полученных результатов на анализ современных актуальных проблем философии искусственного интеллекта.

Новизна результатов исследования:

— разграничены понятия философии языка, как раздела философии науки XX в., и постановки философских проблем языка в философских системах на различных этапах развития истории философии;

— философия языка определена как исследовательская область философии, изучающая соотношение языка и мышления, место и роль языка в познании, структурах сознания, знания и деятельности;

— проведена реконструкция инструментально-аналитического подхода в понимании соотношения языка и мышления в философских системах античности и Нового времени в их сопоставлении с аналитической философией XX в.;

— выявлены контекстуально-игровой и коммуникативно-трансцендентальный подходы в философии языка, осуществлён их конструктивно-критический синтез;

— предложено комплексное понимание языка как способа выражения мышления, духовного опыта человека, «говорения» бытия в формальнологическом, контекстуально-игровом и коммуникативном единстве;

— осуществлено методологическое применение полученных результатов исследования к анализу философии искусственного интеллекта, моделированию не только формально-логической, но и контекстуально-игровой и коммуникативной природы естественного языка.

Научно-практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью изучения основных направлений в философии языка, выявления многозначной, контекстуально-игровой, коммуникативной природы языка. Полученные результаты могут быть использованы в постановке и анализе основных проблем курса философии, спецкурсов по общим проблемам философии языка, философии искусственного интеллекта.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи и результаты исследования изложены автором в тезисах выступлений на научных и научно-практических конференциях: Всероссийской междисциплинарной конференции «Философия искусственного интеллекта» (Москва, 2005) — IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005) — Международной практической конференции «Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы» (Иваново, 2005) — Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Молодые исследователи — регионам» (Вологда, 2005) и др.

Основные положения диссертации отражены в следующих опубликованных работах:

1. Агафонов Е. А. Естественные и искусственные языки как специфическая форма объективации мышления // Актуальные проблемы современного философского исследования: Коллективная монография / Под ред. проф. Г. Н. Оботуровой. — Вологда, ВГПУ: Изд-во «Русь», 2003. — С. 79 — 86 (0,4 п. л.). Статья.

2. Агафонов Е. А. Речевая деятельность в контексте методологии «языковых игр» //Актуальные проблемы гуманитарного познания: Сборник научных трудов кафедр философии и истории, русского и иностранных языков. Выпуск 1. — Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2004. — С. 15 — 27 (0,7 п. л.). Статья.

3. Агафонов Е. А. Методологическая взаимосвязь философского и конкретно-научного познания // Молодые исследователи — регионам: Материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. В 2-х т. — Вологда: ВоГТУ, 2005. — Т. 1. — С. 124 — 125 (0,1 п. л.). Тезисы.

— 104. Агафонов Е. А. Многозначность языка искусственного интеллекта.

Материалы Всероссийской междисциплинарной конференции, г. М.,.

МИЭМ. — М.: ИФ РАН, 2005. — С. 241 — 243 (0,2 п. л.). Тезисы.

5. Агафонов Е. А. Соотношение языка и речи как эпистемологическая проблема // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: В 5 т. Т. 1. — М.: Современные тетради, 2005. — С. 54 — 55 (0,1 п. л.). Тезисы.

6. Агафонов Е. А. «Языковая игра» Л. Витгенштейна как методология гуманитарного познания // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конф. — Иваново, 2005. — С. 336 — 340 (0,3 п. л.). Статья.

— 109-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки основных проблем философии науки, анализа специфики гуманитарного познания, места и роли в них философии языка, осмысления контекстуально-игрового и коммуникативного подходов в философии языка, их конструктивно-критического синтеза, методологического применения полученных результатов к анализу современных проблем философского и конкретно-научного познания.

Разграничение понятий философии языка, как раздела философии науки, и постановки проблем языка в философских системах на различных этапах развития истории философии, позволяет сделать вывод, что становление и развитие философии языка представлено аналитической философией XX в. в динамике и многообразии её различных этапов, направлений и течений. Философия языка как исследовательская область философии изучает проблемы соотношения мышления, языка и бытия, места и роли языка, в познании, структурах сознания и знания.

Основные идеи инструментально-аналитического подхода к пониманию соотношения языка и мышления имели место в философских системах античности — Платона и Аристотеля, Нового времени — Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, Г. В. Лейбница, а также в аналитической философии XX в. — Г. Фреге, Мура, Б. Рассела, «раннего» Л. Витгенштейна, Р. Карнапа и др.

Противостоянием абсолютизированному инструментально-аналитическому подходу к пониманию соотношения языка и мышления в истории философии явилось учение В. Гумбольдта о языке как форме выражения духовного опыта человека и народа.

Аналитическая философия, объединившая различные концепции, школы и направления философии XX в., перевела философские проблемы в сферу языка и пыталась решить их на основе анализа языковых выражений, преодолеть резкую грань между философскими и частно-научными проблемами. Отличительной чертой аналитического подхода являлось стремление выработать методы анализа оснований знания с акцентом на исследование концептуальных и языковых средств и способов философской аргументации.

Однако уже на этапе неопозитивизма в аналитической философии возникают иные подходы, связанные с необходимостью анализа естественного, обыденного языка, его сложности, неоднозначности. Отражением этой потребности явилось введенное Витгенштейном понятие «языковой игры», что способствовало рассмотрению «игры» как познавательной модели постнеклассического дискурса.

В методологическом аспекте игра представляет собой метафорический образ, инструмент, средство, модель познания других всеобщих феноменов бытия. Экспликация таких содержательных моментов игры, как многозначности, неутилитарности, свободы действия, открытости, реализации возможного, взаимосвязи напряжения, вдохновения и воображения, позволяют применить её к анализу явлений и процессов, в которых человек, проявляя полноту экзистенции, выходит из эмпирического равновесия, удваивает, моделирует, оживотворяет, одушевляет предметный мир. В силу этого, именно образ игры находится в центре внимания постпозитивистского этапа философии языка, направленного на преодоление инструментализма, логицизма, абсолютизации роли однозначности, однолинейности в его понимании.

Языковая игра" становится одним из основных понятий философии языка «позднего» Витгенштейна, что позволило, с одной стороны, строго описывать факты, явления, с другой — произвольно, контекстуально создавать модель поведения человека, задавать самим построением текста способ его прочтения.

Язык как «игра» представляет собой систему межличностной коммуникации, которая, подчиняясь внутренним правилам и соглашениям, «глубинной грамматике», представляет собой выход за их пределы и переход к другим «языковым играм». Понимание языка как «игры» осуществлялось.

Витгенштейном путём введения понятия «семейного сходства», в котором описывается не абстрактная, всеобщая сущность языка, а реальное многообразие способов его описания.

Вслед за JI. Витгенштейном контекстуально-игровая природа языка рассматривалась в постнеклассической философии Э. Шпрангером, Я. Хинтиккой, а также в анализе метафоричности языка, как переноса свойств одного предмета, явления и аспекта бытия на другой по принципу их сходства или контраста, что нашло своё отражение в философии языка Э. Кассирера, Р. Якобсона, Д. Дэвидсона, Дж. Сёрля., А. Вежбицкой и др.

Новые подходы в философии языка были связаны с экзистенциально-философской герменевтикой М. Хайдеггера и Г.-Г. Гадамера, рассматривающих язык как «говорение», «слушание», «дом бытия», «опыт» мира, преднаходимость в нём, а так же в критической, трансцендентальной герменевтике и прагматике К.-О. Апеля и Ю. Хабермаса, в которых вводится понятие «трансцендентальной языковой игры», как коммуникативного сообщества, которое предвосхищает каждый, кто следует какому-либо правилу.

Полученное в результате комплексного исследования понимание соотношения языка, мышления и бытия, роли языка в структуре сознания, познания и деятельности позволило сделать вывод, что язык представляет способ выражения мышления, духовного опыта человека, «говорения» бытия в формально-логическом, контекстуально-игровом и коммуникативном единстве. Подобный подход к пониманию языка позволил методологически применить его к анализу познавательных моделей дискурса постструктурализма и постмодернизма Ж. Дерриды, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, М. Фуко и др., а также к анализу актуальных проблем философии искусственного интеллекта, в центре внимания которых находятся вопросы моделирования, поиска форм представления знания в компьютерных системах не только формально-логической, но и контекстуально-игровой, метафорической, коммуникативной природы языка.

Дальнейшими перспективными направлениями в разработке темы исследования является изучение таких проблем, как постановка контекстуально-игрового, диалогического характера языка в русской философии к. XIX — н. XX вроль методологии «языковых игр» в анализе актуальных проблем психологии, математики, когнитивных науксоотношения понятий «языковая игра» и «компьютерные игры" — специфика языка гуманитарных наук и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. С. // Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Вст. ст. — СПб., А — сад, 1994. — С. 7 — 27.
  2. Аналитическая философия в XX в. (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1988. — № 8. — С. 48 — 94.
  3. Аналитическая философия: Становление и развитие: Антология: (Пер. с англ., нем.). М.: «Дом интеллектуальной книги», «Прогресс -традиция», 1998. — 526 с.
  4. Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1969 — 1972.
  5. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. 76 — 93.
  6. К. . Трансформация философии // Пер. с нем. М.: Логос, 2001.-338 с.
  7. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т2. М.: Мысль, 1978. -687 с.
  8. О. Е., Кучер Е. Н. Нейролингвистическое прогнозирование как практическая область когнитивных наук // Вопросы философии. 2005. — № 1. — С. 82 — 100.
  9. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Пер с фр. М.: Прогресс, 1989.-616 с.
  10. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. -399 с,
  11. В. В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. — 409 с.- 11 414. Борсяков Ю. И. Язык в контексте проблемы соотношенияестественнонаучного и гуманитарного познания // Философия. Методология.
  12. Наука: Коллективная монография. М.: Прометей, 2004. — С. 304 -335.15. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века.
  13. Материалы обсуждения//Вопросы философии.- 1998. — № 1. — С. 110—121.
  14. Ф. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1971 — 1972.
  15. А. Язык, культура, познание. М.: Рус. словари, 1997. -411 с.
  16. А. Сравнение градация — метафора // Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. — М.: Прогресс, 1990. — С.• 133- 152.
  17. JI. О достоверности. Пер. Ю. А. Асеева, М. С. Козловой // Вопросы философии. 1991. — № 2. — С. 67 — 120.
  18. Витгенштейн JL Логико-философский трактат / Пер. с нем. М.: Изд-во иностр. литер., 1958. — 133 с.
  19. Л. Философские исследования // Языки как образ мира. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 568 с.
  20. Л. Философские работы. Часть I. Пер. с нем. М.: Издательство «Гнозис», 1994. — 612 с.
  21. Витгенштейн в контексте культуры XX века // Вопросы философии.• 1998. — № 5. — С. 21 — 119.
  22. Л. Человек и мыслитель. М.: Прогресс, 1993. — 350 с.
  23. В. Н. Философия и социология гуманитарных наук. -СПб.: Аста-пресс Ltd, 1995. 388 с.
  24. А. В. Критерии интеллектуальности искусственных1 систем // Философия искусственного интеллекта. М.: ИФ РАН, 2005. -С.271.273 с.- 11 527. Вригт Г. X. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992.-№ 8.-С. 80−91.
  25. Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2005. 350 с.
  26. Г.- Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. — 366 с.
  27. X.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  28. Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1972. — 371с.
  29. В. Физика и философия. Часть и целое. (Пер. с нем.). М. Наука, 1989.-399 с.
  30. Т. Избр. соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1965.
  31. Н. П. Языковое учение Платона в контексте идей Витгенштейна // Вопросы философии. 1998. — № 5. — С. 98 — 105.
  32. И. Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
  33. И. Н. Соотношение формальной и неформальной логики: философско-методологический анализ // Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. Москва, 1999.
  34. А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна: Критический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 172 с.
  35. А. Ф. Витгенштейн // Современная западная философия: Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Сост. и отв. ред.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: ТОН — Остожье, 2006. — С. 74 — 77.
  36. А. Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 39 с.
  37. В. фон . Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1984. 397 с.-11 641. Гумбольдт В. фон . Язык и философия культуры / Пер. с нем. М.:1. Прогресс, 1985.-451 с.
  38. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию / Пер. с нем. -СПб.: Владимира Даля: Фонд: «Ун-т», 2004. 398 с.
  39. Р. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1989.
  40. ., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998.-288 с.
  41. Д. Б. Феномены человеческого бытия. Мн.: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999. — 180 с.
  42. . Вокруг вавилонских башен / Пер. с франц. СПб.: Академический проект, 2002. — 111 с.
  43. . О грамматологии / Пер. с франц. Вступ. ст. Н. С. Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. — 51 le.
  44. . Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. — № 4. — С. 53 -57.
  45. В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории // Собр. соч. Т. 1. М., 2002.
  46. Д. И. Проблема духа и тела: Возможности решения. -Вопросы философии. 2002. — № 10. — С. 92 — 107.
  47. Д. Что означают метафоры // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. -М.: Прогресс, 1990. С. 173 — 193.
  48. А. 3. Джон Сёрл // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред. сост. J1. А Микешина. — М.: Прогресс — Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.-С. 931.
  49. К. К. Мысль. Слово. Метафора: Пробл. семантики в филос. освещении. Киев: Наук, думка, 1984. — 303 с.- 11 754. Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д.
  50. И. Дубровского и В. А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2006. — 448 с.
  51. Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. -М.: ИИнтеЛЛ, 2006. 440 с.
  52. История философии: Энциклопедия. -Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2002. 1376 с.
  53. И. Собр. соч. В 6 т. М.: Мысль, 1963 — 1966.
  54. И. Тартурская рукопись // Эстетика Иммануила Канта и современность. М.: Знание, 1991. — С. 55 — 62.
  55. Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М.: Прогресс, 1971. — 390 с.
  56. Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М., 1998. -С. 69−89.
  57. Э. Сила метафоры // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. М.: Прогресс, 1990. — С. 43 — 53.
  58. В. Е. Игра // Современный философский словарь / Под общей ред. д. ф. н. профессора В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — С. 244 — 245.
  59. М. С. Витгенштейн: особый подход к философии (к проблеме бессмысленности философских фраз) // Вопросы философии. -1998.-№ 5.-С. 42−48.
  60. М. С. Идея «языковых игр» // Философские идеи Л. Витгенштейна. М.: ИФ РАН, 1966. — С. 5 — 25.
  61. М. С. Специфика аналитической философии. Трудности интерпретации // Вопросы философии. 1988. — № 8. — С. 81 — 84.
  62. М. С. Философия и язык. (Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX в.) М.: Мысль, 1972. — 254 с.- 11 867. Кулаков Ф. М. Приложение к русскому изданию // Минский М.
  63. Фреймы для представления знаний / Пер. с англ. М.: Энергия, 1979. — С.122.144.
  64. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. — 288 с.
  65. И. История науки и ее рациональная реконструкция // Структура и развитие науки- Из Бестонских исследований по философии науки. М.: Республика, 1978. — 487 с.
  66. Г. В. Сочинения в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1984. -734 с.
  67. В. А. Л. Витгенштейн и некоторые традиции отечественной мысли // Вопросы философии. 1998. — № 5. — С. 23 — 28.
  68. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
  69. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
  70. Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов: Сб. ст. М.: Наука, 1989. — 286 с.
  71. Дж. Сочинения. В 3 т. М.: Мысль, 1985 — 1988.
  72. А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
  73. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: Сб.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 350 с.
  74. А. В. Кризис экзистенциональной парадигмы и его последствия в исследованиях искусственного интеллекта // Философия искусственного интеллекта. М.: ИФ РАН, 2005. — С. 300 — 304.- 11 980. Меркулов И. П. Искусственный интеллект // Философия:
  75. Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.1. С. 333−334.
  76. В. Л. Философия гуманитарных наук // Философия. Методология. Наука: Коллективная монография. М.: Прометей, 2004. — С. 187−216.
  77. Л. А. Трансцендентальное измерение гуманитарного знания // Вопросы философии. 2006. — № 1. — С. 49 — 66.
  78. Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. М.: Прогресс — Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.-464 с.
  79. Л. А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс — Традиция, 2002. — 624 с.
  80. Л. А. Философские идеи Людвига Витгенштейна. М.: РАН ИФ, 1996.-66 с.
  81. Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 212 с.
  82. М. Фреймы для представления знаний: Пер. с англ. М.: Энергия, 1979.- 151 с.- 12 090. Можейко М. А. Игра // История философии: Энциклопедия. Мн.:
  83. Интерпрессервис- Книжный дом, 2002. С. 375 — 379.
  84. М. А. Язык // История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Книжный дом, 2002. — С. 1396 — 1344.
  85. Ф. М. Гомогенизация, компьютерная метафора и поиски онтологии деятельности в когнитивной психологии // Наука глазами гуманитария / Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Прогресс — Традиция, 2005. -С. 429 — 446.
  86. Мур Дж. Э. Защита здравого смысла // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). Пер. с англ., нем. М.: «Дом интеллектуальной книги», «Прогресс — Традиция», 1987. — С. 130- 154.
  87. В. В. Вероятностная модель языка: О соотношении естест. и искусств, яз. 2-е изд. — М.: Наука, 1979. — 303 с.
  88. Наука глазами гуманитария / Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Прогресс — Традиция, 2005. — 688 с.
  89. Неопозитивизм // Современная западная философия: Словарь. 2-е изд. М.: Тон — Остожье, 2002. — С. 283 — 284.
  90. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН. -М.: Мысль, 2001.
  91. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2003. -№ 12.-С. 3−52.
  92. Н. Ф. Парменид чудо античной мысли и непреходящая идея инвариантов // Вопросы философии. — 2003. — № 5. — С. 81 — 95.
  93. А. П. Философия языка // Новая философская энциклопедия в 4 т. / Ин-т философии РАН. М.: Мысль, 2001. — С. 238 -240.
  94. Э. Мозг, язык и мир. Формализм против натурализма в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна // Вопросы философии. -1998.-№ 5.-С. 80−84. ^ 102. Павлов К. А. Существует ли неискусственный интеллект? //
  95. Вопросы философии. 2005. — № 4. — С. 76 — 85.
  96. М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. — 328 с.
  97. Платон. Сочинения. В 3-х т. М.: Мысль, 1968 — 1972.
  98. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1986. — 607 с.
  99. К. Логика и рост научного знания. Избр. работы. М.: Прогресс, 1983. — 605 с.• 107. Постовалова В. И. Язык как деятельность: Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М.: Наука, 1982 — 222 с.
  100. А. А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. — 268 с.
  101. А. Н. Язык, мышление, сознание: Психологич. аспекты. -Иваново: ИвГУ, 1988. 87 с.
  102. И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени / Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 239 с.
  103. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. М.: Прогресс, 1988. — 544с.
  104. . Логический атомизм// Аналитическая философия: ® Становление и развитие: Антология. Пер. с англ., нем. М.: «Доминтеллектуальной книги», «Прогресс традиция», 1998. С. 17−37.
  105. . Мое философское развитие // Проблема истины в современной западной философии. М., 1987.
  106. . Человеческое познание: Его сфера и границы. Киев.: ' Ника-Центр: Вист-С., 1997. — 555 с.
  107. Л. Т. Философия игры. М.: Вузовская книга, 2002.256 с.
  108. А. А. Введение в языкознание: Учебник для вузов /
  109. A. А. Реформатский- под ред. В. А. Виноградова. М.: Аспект — Пресс, 2002. -536 с.
  110. П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: «Academia — Центр», «Медиум», 1995. — 413 с.
  111. В. М. Возможна ли семиотика как самостоятельная работа? (методологический анализ семиотических подхода и исследований) // Вопросы философии. 2000. — № 5. — С. 63 — 75.
  112. В. П. Витгенштейн и XX век // Вопросы философии. 1998. -№ 5.-С. 37−41.
  113. В. 3. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки рус. культуры, 1999. — 541 с.
  114. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс. Изд. группа «Универс», 1993. — 54 с.
  115. Дж. Р. Перевернутое слово // Вопросы философии. 1992. -№ 4. — С. 58 — 69.
  116. Дж. Р. Метафора // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. М.: Прогресс, 1990. — С. 307 — 341.
  117. К. Б. Игра // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. -7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. — С. 195 — 196.
  118. Е. Д. Логика и «строительные леса» мира. Необычный мир «Трактата» Л. Витгенштейна // Вопросы философии. 1998. — № 5. — С. 62−67.
  119. Современная западная философия: Словарь 2-е изд. / Сост. Малахов
  120. B. С., Филатов В. П. М.: ТОН-Остожье, 2000. — 544 с.
  121. Сокулер 3. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в.: Курс лекций. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 169 с.
  122. Сокулер 3. А. «Жизнь и мир суть одно»: философия, логика и этика в «Логико-философском трактате» // Вопросы философии. 1998. — № 5. — С. 68 — 74.
  123. Сокулер 3. А. Проблема обоснования знания: (Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера). М.: Наука, 1988. — 175 с.
  124. Ф. де. Заметки по общей лингвистике / Пер. с фр. 2-е изд.- М.: Прогресс, 2000. 274 с.
  125. В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — 680 с.
  126. Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз.- М.: Прогресс, 1990. 512 с.
  127. Ст. Человеческое понимание / пер. с англ. М.: Прогресс, 1984.-327 с.
  128. Д. Н. Психология установки. Спб.: Питер, 2001.-416 с.
  129. Т. А. Людвиг Витгенштейн и Карл Краус // Вопросы философии. 1998,-№ 5.-С. 106−112.
  130. Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2004. — № 7. -С. 3−39.
  131. Философия. Логика. Язык.: пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1987. -331с.
  132. Философия искусственного интеллекта. Материалы Всероссийской междисциплинарной конференции, г. Москва, МИЭМ, 17−19 января 2005 г.- М.: ИФ РАН, 2005. 400 с.
  133. Философия Мартина Хайдеггера и современность // АН СССР, Ин-т Философии.-М.: Наука, 1991.-242 с.
  134. Философия. Методология. Наука: Коллективная монография. М.: Прометей, 2004. — 608 с.- 124 141. Философия науки: Общие проблемы познания. Методологияестественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред. сост. JI. А
  135. Микешина. М.: Прогресс — Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 992 с.
  136. Философские идеи Людвига Витгенштейна / Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 1996. — 168 с.
  137. Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — С. 357 — 403.
  138. Ф. Ф. Избранные труды. М.: Учпедгиз, Т. 1, 1956. -450 с.
  139. Г. Мысль: Логическое исследование // Философия, логика, язык: Пер. с англ., нем. М.: Прогресс, 1987.
  140. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989. — 447 с.
  141. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с франц. СПб., А — сад, 1994. — 406 с.
  142. Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — С. 40 — 52.
  143. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. М.: Наука, 2000. — 240 с.
  144. М. Путь к языку // Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  145. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. нидерл. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс — Академия», 1992. — 464 с.
  146. Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980.-447 с.
  147. Н. Язык и мышление / Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. унта, 1972.- 122 с.-125 154. Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В. С.
  148. Степина. М.: Канон +, 2004. — 816 с.
  149. Ф. В. Й. Философия искусства / Пер. М.: Мысль, 1966. -496 с.
  150. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. В 7 т. Т. 6. М.: Худ. лит-ра, 1957. — С. 251 — 358.
  151. Д. Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 359 с.
  152. Н. С. Аналитическая философия // Современная западная философия: Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Сост. и отв. ред.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: ТОН-Остожье, 2000. — С. 18−23.
  153. Язык и наука конца 20 века: Сб. ст. М.:Изд. центр РГГУ, 1995. -420 с.
  154. Р. Два аспекта языка и два типа фактических нарушений // Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. -М.: Прогресс, 1990. С. 110 — 132.
  155. .Л. Логико-гносеологические аспекты проблемы противоречия процесса познания. М., 1992.
  156. Apel К.-О. The transcendental conception of language-communication and the idea of fist philosophy // History of linguistic Thought and Contemporary Linguistics. Berlin New York.
  157. Fink E. Grundphenomene des menschlihen Dassein, Munchen, 1979.
  158. Funke O. Studien zur Geschichte der Sprachphilosophie. В., 1928.
  159. Habermas J. Habdlungs rationalitat und geselsehahtliche Rationalisierung // Theorie des kommunikativen, 1969.
  160. Marty A. Zur Sprachphilosophie. В., 1910.
  161. Peirce Ch. S. Collected papers. V. 1 8. Cambridge, Mass., 1931 — 1958.
  162. Reichenbach H. The rise of Scientific Philosophy. Berkley, 1951.- 126 169. Rorty R. Philosophy and Mirror of Nature. New York: Princeton, 1979.
  163. Spranger E. Lebensformen. Ein Entwurf, 1921.
  164. Spranger E. Kulturbegegnungen als philosophisches Problem. Stuttgart, 1948.
  165. Vossler K. Gesammelte Aufsatze zur Sprachphilosophie. B., 1925.
  166. Wittgenstein L. Remarks on the Foundations of Mathmatics. Oxford,
Заполнить форму текущей работой