Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка комплекса методик построения компьютеризированной системы управления качеством продукции на машиностроительном предприятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опыт международного промышленного развития, да и опыт передовых предприятий отечественного машиностроения в последней четверти XX века показал, что выполнение перечисленных необходимых условий уже недостаточно для удовлетворения постоянно растущих требований к качеству. Выяснилось, что эти необходимые компоненты качества должны быть дополнены такой организацией системы управления предприятием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор подходов к построению СМК на основе использования информационных технологий
    • 1. 1. Принципы управления качеством
    • 1. 2. Анализ СМК как субъекта управления
    • 1. 3. Подходы к построению и совершенствованию 23 СМК на основе информационных технологий
    • 1. 4. Выводы
  • Глава 2. Функциональное моделирование — методологическая основа реализации процессного подхода
    • 2. 1. Требования к моделям процессов
    • 2. 2. Основные понятия о функциональном моделиро- 35 вании
    • 2. 3. Сравнительный анализ методологий функцио- 46 нального моделирования и программных продуктов, их реализующих
    • 2. 4. Типизация функциональных моделей деятельноста предприятия
    • 2. 5. Типовые модели процессов
    • 2. 6. Выводы
  • Глава 3. Анализ и реинжиниринг процессов предприятия
    • 3. 1. Принципы реинжиниринга бизнес-процессов 76 3.2. Количественная оценка вариантов реинжинирин- 80 га
    • 3. 3. Выбор вариантов реинжиниринга
    • 3. 4. Выводы
  • Глава 4. Принципы построения системы информационной поддержки СМК
    • 4. 1. Основные виды данных о качестве
    • 4. 2. Основные определения компьютеризированной 97 системы управления качеством
    • 4. 3. Методы реализации СИП КСМК
    • 4. 4. Выводы
  • Глава 5. Документирование процессов
    • 5. 1. Разработка документов СМ К
    • 5. 2. Утверждение документов
    • 5. 3. Идентификация, учет, размножение и хранение 128 документов
    • 5. 4. Выводы
  • Глава 6. Опыт практического построения КСМК
    • 6. 1. Реализация методик на Воронежском механиче- 132 ском заводе
    • 6. 2. Типовой порядок выполнения работ
    • 6. 3. Проекты нормативных документов по построе- 137 шло КСМК
    • 6. 4. Программа подготовки специалистов 138 Основные результаты работы
  • Список используемой литературы

Приложение 1 Функциональная модель процессов СК ВМЗ — электронное руководство по качеству

Разработка комплекса методик построения компьютеризированной системы управления качеством продукции на машиностроительном предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение качества промышленной — машиностроительной, станкостроительной — продукции всегда было и остается актуальной народнохозяйственной проблемой. Эта проблема обостряется в условиях жесткой конкуренции, возникшей с переходом к рыночной экономике. Многие годы в отечественном машиностроении (станкостроении) внимание к проблеме качества носило по преимуществу декларативный характер. На практике же в этом направлении делалось очень мало, что привело к глубокому технологическому и организационному отставанию и, в конечном счете, к утрате конкурентоспособности машиностроительной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Сегодня обеспечение качества — синоним выживания любого отечественного предприятия в условиях рыночной конкуренции. Эта проблема приобретает особую значимость в связи со стремлением отечественных товаропроизводителей интегрироваться в мировую экономику, что непосредственно связано с необходимостью создания на предприятиях систем управления качеством, отвечающих международным стандартам ИСО 9000:2000, и их сертификации на соответствие этим стандартам.

Традиционно необходимым условием повышения качества промышленной продукции вообще и машиностроительной (станкостроительной) в частности является создание инфраструктуры и оснащение предприятия соответствующим технологическим оборудованием — высокоточным, высокопроизводительным, надежным, способным обеспечить самые прогрессивные технические требования к выпускаемым изделиям (см. рис. 0−1) [1, 8, 21].

Столь же необходимым условием выпуска качественной продукции является функционирование на предприятии службы технического контроля и оснащение этой службы контрольно-измерительным оборудованием, приборами и инструментами с должными метрологическими характеристиками.

Третье необходимое условие — наличие на предприятии квалифицированного персонала, способного обеспечить выполнение требований к качеству продукции.

Рагвнтне управления качеством S Щ о.

Т — инфраструктура, тбкмоппккм оборудование.

ТК — службы технического контроля, метролопие№Н" службы.

II персонал.

СУ — системы управления.

Рис. 0−1. Развитие управления качеством.

Опыт международного промышленного развития, да и опыт передовых предприятий отечественного машиностроения в последней четверти XX века показал, что выполнение перечисленных необходимых условий уже недостаточно для удовлетворения постоянно растущих требований к качеству. Выяснилось, что эти необходимые компоненты качества должны быть дополнены такой организацией системы управления предприятием и всеми его технологическими, организационно-деловыми и иными процессами, которая обеспечивала бы выполнение современных требований к качеству, трактуемых как «максимальное удовлетворение требований и ожиданий заказчика и других заинтересованных сторон».

В современной литературе и нормативных документах системы управления качеством принято называть системами менеджмента качества (СМК).

Выполнению необходимых условий качества посвящались усилия предприятий в рамках действовавшей в отечественной промышленности с 70-ых г. г. системы КС УКП.

Так, например, в этот период станкостроительные заводы оснащались оборудованием с ЧПУ, автоматизированными измерительными машинами и приборами, на заводах прецизионного станкостроения строились термоконстантные корпуса и т. д.

Эти усилия сохраняют актуальность и сегодня в связи с необходимостью коренного обновления основных фондов машиностроения.

История государственного регулирования качества продукции в России восходит к началу восемнадцатого века. Царь Петр I в Указе от 11 января 1723 года писал: «А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортится. Буде заминка в войске приключится при сражении по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутьями и нещадно по оголенному месту. «В то время это была одна из самых эффективно действующих систем качества.

В советский период разработки в области качества велись главным образом в военно-промышленном комплексе. Знак военной приемки на продукции означал ее высочайшее качество. В гражданском секторе экономики государство присваивало Государственный Знак Качества товарам, удовлетворяющим требованиям ГОСТов. Однако в условиях тотального дефицита товаров и услуг это присвоение часто носило формальный характер. Экономический кризис начала 90-х годов существенно ослабил роль государственного регулирования проблем качества. 10 лет назад большинство российских предприятий были далеки от понимания необходимости иметь сертифицированные системы качества для выхода на международный рынок [22]. Международные стандарты еще только начинали развиваться в этом направлениине было международных или общеевропейских законов об ответственности за качество. В таких условиях было естественным развитие национальной системы качества — комплексной системы управления качеством продукции (КС УЮТ). За последние годы ситуация коренным образом изменилась. В 80-е годы начала складываться международная система сертификации СМК. В 1996 году в России были приняты стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000:96. Сертифицированная международными органами СМК стала для предприятий главным «пропуском» на международный рынок.

Однако, многие предприятия, поверхностно ознакомившись с требованиями стандартов ИСО серии 9000:1996, приходили к выводу: «У нас все это есть». В результате вместо разработки принципиально новой СМК происходила упрощенная адаптация КС УКП к изменившимся требованиям. При этом не учитывалось, что по идеологии стандартов ИСО серии 9000 СМК должна быть взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество.

Как результат такого подхода к построению СМК, в России из 40 тысяч предприятий разного уровня и различных форм собственности СМК имеют около 81%, из них сертифицированы по различным требованиям порядка 10 тысяч предприятий, а сертификаты на соответствие международным требованиям имеют всего 352 предприятия (по данным Регистра систем качества на 15 сентября 2000 г.).

С выходом новой версии международных стандартов (МС) ИСО серий 9000:2000 предъявляются принципиально новые требования к построению СМК. В соответствии с этими требованиями СМК включает пять составляющих [25]:

• Разработка политики и целей в области качества;

• Планирование качества;

• Контроль качества;

• Обеспечение качества;

• Улучшение качества.

Реализация указанных составляющих возможна лишь на основе применения процессного подхода к построению СМК [22]. Применительно к СМК процессный подход состоит в том, чтобы в процедурах (структуре и функциях) СМК были отражены как сами процессы управления качеством продукции на всех этапах ее жизненного цикла (ЖЦ), так и взаимодействие этих процессов с другими процессами ЖЦ на основе связывающих их материальных, информационных и финансовых потоков [27]. Понятие процесса для СМК не является новым. Пункт 4.9 МС ИСО 9000:94 гласил: «Поставщик должен идентифицировать и планировать процессы производства, монтажа и обслуживания, непосредственно влияющие на качество продукции, а также обеспечить выполнение их в управляемых условиях.» Как видно из приведенной цитаты, процесс в терминах МС ИСО 9000:94 — это прежде всего производственный процесс. В новом понимании понятие процессного подхода охватывает в первую очередь процессы управления предприятием (в том числе и процессы СМК), производственные процессы, а тгйоке их взаимодействия с другими процессами ЖЦ. Это требует глубокого осознания структуры и взаимосвязей процессов, анализа их эффективности, построения принципиально новой системы управления процессами и предприятием в целом. Именно СМК задает для конкретных систем управления технологическими процессами цели, достижение которых обеспечивает выпуск продукции надлежащего качества. В этом смысле СМК может рассматриваться как надсистема по отношению к системам АСУ технологическими процессами. СМК, оснащенная средствами компьютеризированной поддержки, т. е. компьютеризированная СМК (КСМК), представляет собой автоматизированную систему управления.

Другой особенностью новых стандартов [9, 10, 11] является требование обязательного наличия информационной системы (ИС) сбора и анализа данных о качестве продукции на всех этапах ее жизненного цикла [27, 39]. ИС должна обеспечивать интегрированное взаимодействие всех подразделений предприятия с целью оперативного ретроспективного и прогнозного анализа качества продукции и анализа и планирования затрат на устранение несоответствий, оценки результативности принятых мер и т. д.

Современное состояние СМК на предприятиях оборонного комплекса РФ и их обеспеченность информационными системами описаны в [1, 58], где обобщены результаты аудиторских проверок СМК 187 предприятий.

Ни одна из обследованных СМК не имела ИС, в полной мере отвечающей требованиям МС ИСО 9000:2000. Выявлено следующее распределение функциональных возможностей ИС обследованных СМК.

Сбор информации о дефектах и причинах их возникновения: ¦ ведение журналов о дефектах продукции на отдельных этапах производства — 100%- использование ПЭВМ для сбора информации на отдельных этапах производства — 18%- использование локальных вычислительных сетей для сбора информации на отдельных этапах производства — 4%- наличие интегрированных информационных систем для сбора информации о дефектах продукции и составляющих ее комплектующих изделий, узлов, деталей и элементов — 0%.

Анализ информации о качестве продукции: постоянное использование ПЭВМ для анализа данных о дефектах продукции на различных этапах производства — 16%- наличие программно-технических средств для анализа данных о дефектах и использование их по мере необходимости -38%- отсутствие средств вычислительной техники для оперативного анализа данных о дефектах — 21%- наличие интегрированных информационных систем, обеспечивающих оперативный ретроспективный, текущий и прогнозный и анализ данных о качестве продукции, составляющих ее комплектующих изделий, узлов, деталей и элементов на всех этапах жизненного цикла — 0%.

В целом результаты обследования свидетельствуют о практическом отсутствии информационного обеспечения процессов управления качеством продукции. Следовательно, все обследованные СМК не соответствуют требованиям стандартов ИСО 9000:2000, т.к. управление качеством требует исчерпывающей информации и оперативного (по запросу) ретроспективного, текущего и прогнозного анализа такой информации.

Международной организацией по стандартизации ИСО с 2003 года намечен переход к сертификатам на СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000:2000. При этом действующие на предприятиях сертификаты соответствия стандартам ИСО 9000:1994 утрачивают силу.

Для предприятий, работающих с госзаказом, это означает невозможность его дальнейшего получения (в соответствии с положением о Госзаказе). Для предприятий, работающих на инозаказчика, это означает потерю экспортного рынка, и т. д.

Выход из этой кризисной ситуации состоит в построении на предприятии КСМК, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000:2000. КСМК должна существенно повысить эффективность управления качеством продукции в сравнении с традиционными действующими СМК за счет более четкой организации процессов предприятия и управления этими процессами.

Создание КСМК требует соответствующей научно-методической базы, в частности разработки типовых и программно-технических решений, адаптация которых к условиям конкретного предприятия должна сокращать время и стоимость создания СМК, соответствующих требованиям стандартов ИСО 9000:2000.

Она должна обеспечивать наглядную демонстрацию соответствия СМК предприятия требованиям стандартов ИСО 9000:2000, что позволит быстрее сертифицировать ее на соответствие этим требованиям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: для реализации принципов процессного подхода:

Разработать научно-обоснованную методику анализа процессов предприятия;

Разработать методику документирования процессов;

Для построения ИС поддержки СМК :

На основе анализа процессов предприятия разработать и апробировать методику построения системы информационной поддержки (СИП) СМК.

Изложенное выше позволяет сформулировать ЦЕЛЬ диссертационной работы:

1. разработать комплекс методик автоматизированного создания организационного и нормативно-методического обеспечения КСМК, основанных на применении процессного подхода;

2. разработать методику создания информационной системы сбора, регистрации, хранения и обработки данных о качестве.

Основные результаты работы.

1. Разработаны и апробированы оригинальные методики:

• методика классификации процессов предприятия и типовые функциональные модели основных классов этих процессов;

• методика реализации процессного подхода к разработке СМК, основанная на предложенной классификации и использовании типовых функциональных моделей процессов;

• методика сравнительной оценки эффективности стратегий реинжиниринга процессов предприятия в условиях ограничений на ресурсы;

• методика создания СИП КСМК.

2. Комплексное применение разработанных методик позволяет предприятиям снизить затраты труда и времени при разработке проекта КСМК, проведении ее экспертизы на соответствие требованиям стандартов по качеству серии ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО серии 9000:2001, анализе существующих СТП на непротиворечивость друг другу и выполняемым процессам (процедурам), разработке новых СТП и Руководства по качеству в виде электронных и бумажных документов, а также процессной матрицы ответственности, разработке проекта информационной системы сбора, регистрации, хранения и анализа данных о качестве.

3. Преимущества, получаемые предприятиями, в результате применения разработанных методик:

3.1. ФМ процессов позволяют наглядно демонстрировать процессный подход при разработке, применении и улучшении СМК.

3.2. Хранение описаний процессов в электронном виде в форме ФМ дает возможность внесения любых изменений в процессы, отслеживания этих изменений, оценки эффективности предлагаемых изменений без вмешательства в работу предприятия.

3.3. Автоматизированная генерация из ФМ разнообразных отчетов дает службе качества возможность автоматизированного получения СТП, Руководства по качеству и других документов СМК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Басмаджи Осама. Разработка организационных форм и методов систем стратегического управления качеством на малых и средних предприятиях. Автореферат диссертации на соискании ученой степени кандидата технических наук. Москва 2001. УДК 658.5.01
  2. А.В. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Москва: «Финансы и статистика», 2000 г., 347 стр.
  3. Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1988.
  4. Ю.А. «Гомоморфизмы и модели. Логико-алгебраические аспекты моделирования» М.:Наука. 1975
  5. Ю.Б. Введение в теорию исследования операций. М.: Наука, 1971.
  6. Голенко-Гинзбург Д.И., Лялина Г. И. Модель оптимального обслуживания пакета заказов со стоимостными параметрами. Методы менеджмента качества. № 9, 1999 года.
  7. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия. Практическое руководство по CALS, М.: ВИМИ, 1998
  8. ГОСТ Р ИСО 9000:2001. СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ОСНОВЫ И СЛОВАРЬ.
  9. ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Системы менеджмента качества. Требования к системе менеджмента качества.
  10. ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Системы менеджмента качества. Методические указания по улучшению деятельности
  11. А.А. Корпоративная система дифференцированного управления качеством продукции повышенной сложности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва 2000. УДК 338.242:621.002.2
  12. Завьялов В.Н.. Использование логических алгоритмов при разработке документации систем качества. Методы менеджмента качества. № 9, 1999 года.
  13. Опыт ЗАО «Производственное объединение «Трек», г. Миасс .www.bizbook.ru/
  14. Стандарты серии TL 9000 «Метрики системы качества»
  15. Е.З. Новое Системное Проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг (часть 3 методы Нового Системного Проектирования). СУБД, N1−2,1996
  16. В.А., Попова Т. В. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. Москва: «Научтехлитиз-дат», 2000 г., 282 с.
  17. Калянов Г. Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. Горячая линия. Телеком, 2000.
  18. Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. Москва. СИНТЕГ, 200, 212с.
  19. Компьютерно-интегрированные производства и CALS-технологии в машиностроении. Под ред. Б. И. Черпакова. М.: ВИМИ, 1999
  20. М., Сергеев С., и др. Менеджмент систем качества. Учебное пособие. М. МГТУ «Станкин», 1999
  21. И. Электронный офис торговой фирмы в системе СКАТ // КомпьютерПресс. 1995. N 9, стр.52−55.
  22. О. Оптимальные решения. Основы программирования. М.: Прогресс, 1967.
  23. Лапидус В.А. TQM три буквы, которые покоряют мир. Методы менеджмента качества. № 11,1998 года.
  24. А. В. Самоучитель UML. СПб.: БХВ-Петербург, 2001.
  25. М.Г., Концепция формирования на российских предприятиях корпоративных систем все более высокого уровня, Стандарты и качество, № 3, 200 028 мЗ, http://www.m3.ru/
  26. А.И. Левин. Менеджмент или управление в чем разница?. Век качества, № 3, 2001.
  27. Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. Москва, 1993 г.
  28. Методология IDEF0 / Стандарт. Русская версия. М., МетаТехноло-гия, 1993.32 МС ISO 9000:200 033 МС ISO 9001:200 034 МС ISO 9004:2000
  29. МЯТОДЫКА I ПАСЛЯДОУНАСЦЬ РАБОТ ПА ВЫЗНАЧЭНШ, КЛАС1ФЖАЦЫ1 I 1ДЭНТЫФПСАЦЫ1 ПРАЦЭСАУ I РАСПРА-ЦОУКЕ КАРТ ПРАЦЭСАУ. Метадычныя рэкамендацьп. ТК РБ 4.2-Р-05−2001.Минск 2001.
  30. Е.Г., Попов Э. В., Реинжиниринг бизнеса, Москва. Финансы и статистика, 1997.
  31. В.А., Портной В. О. «Развитие и совершенствование системы обеспечения качества продукции с использованием функционального и информационного моделирования». Информационные технологии в проектировании и производстве. № 2,2000.
  32. P.M. Об основных теоретических проблемах современной квалиметрии. Надежность и контроль качества. № 2, 1999 г.
  33. В.А. Принципы построения системы информационной поддержки системы управления качеством. Век качества, № 5 2001г.
  34. В. А. Левин А.И. К оценке эффективности реинжиниринга бизнес-процессов. Информационные технологии в проектировании и производстве. № 2, 2000, с. 25−28.
  35. В. А. Портной В.О. Развитие и совершенствование системы обеспечения качества продукции с использованием функционального и информационного моделирования. Информационные технологии в проектировании и производстве. № 2, 2000.
  36. Окулесский В.А., A.M. Ивашин, В. Н. Горлов, Ю. И. Медведь. Менеджмент качества. Методы, технологии, системы. Методы менеджмента качества. Стандарты и качество. Май, 2000.
  37. В.А., Левин А. И., Юденков А. Г. Количественная оценка характеристик бизнес-процессов в функциональных моделях сложной структуры. IV Международный конгресс «Конструкторско-технологическая информатика 2000», Труды конгресса, т.2, М.2000.
  38. А.Н. Развитие системы менеджмента качества на базе принципов TQM. Сборник материалов 10 международной конференции по менеджменту качества, Москва 16−18 мая 2000.
  39. Примеры внедрения и сертификации систем качества. Все о качестве. Выпуск 10.М. 1999 г.
  40. Процессный подход. НТК «Трек». Все о качестве. Зарубежный опыт. Выпуск 14. 2000 г.
  41. Р50.1.028−2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия. Методология функционального моделирования. М. 2001.
  42. В.В. Сравнительный анализ нотаций. Описание нотации IDEF0, IDEF3.
  43. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. «Аудит». ИО «Юнити», М.1997.
  44. Практическое руководство по CALS, М.: ВИМИ, 1998
  45. Руководство пользователя Design/IDEF для MS Windows / пер. с англ. МетаТехнология, 1995.
  46. СВИРИДОВ С., КУРЬЯН А., СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ, «Белорусский рынок» № 12, 1997
  47. Стинс комман, http://www.stinscoman.com/services/develop/
  48. М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд. СПб ун-та, 1997.
  49. Н.С. «Компьютерные процедуры для сертификации по ИСО 9000», сборник материалов 10 международной конференции по менеджменту качества, Москва 16−18 мая 2000 г., с.27−28
  50. Черемных С В., Семенов И. О., Ручкин B.C. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. Москва: «Финансы и статистика», 2001.
  51. JI.B. Автоматизированное управление качеством производства. Автореферат диссертации на соискание степени доктора технических наук. С.-Петербург. 1998.
  52. В.Е. Совершенствование системы менеджмента качества на базе новых версий МС ИСО серии 9000:2000. Тезисы доклада. Третья международная конференция: «Открой новый мир качества» г. Ялта 17−20 июля 2000 г.
  53. Шеер Август-Вильгельм, Бизнес-процессы: основные понятия, теории, методы, Москва. Просветитель, 1999.
  54. Электронный офис. Описание системы электронного документооборота. ЭЛИС. М. 2000.
  55. A.-W. Scheer. ARIS Business Process Modelling. Berlin. 1999.
  56. D. Chen, G. Doumeingts. The GRAI-CIM reference model, architecture and methodology/ In: P. Bernus, L. Memes. Architectures for Enterprise Integration. London et. al. 1996
  57. D. Miers. Business Modeling and Analysis Tools in BPR. Richmond, Enix Ltd., v.3 1994
  58. Т.Н., «Process Innovation: Re-engineering Work through Information Technology». Harvard Business School Press, Boston, 1993.
  59. Draft Federal Information Processing Standards Publication 183, 1993 December 21
  60. Draft Federal Information Processing Standards Publication 184, 1993 December 21
  61. G. Cokins, A. Stratton, J. Helbling. An ABC Manager’s Primer. New York, IRVIN, 1992
  62. H. Oesterle. Business Engineering. Prozes und Systementwicklung. Band l: Entwurfstechniken. Berlin 1995.
  63. H.Kruppke. Software 2000 Modellierung und Generierung von individu-ellen Business Loesungen aus Basiskoponenten. Saarbruecken, 1997
  64. M. «Reengineering Work: Don’t Automate, Obliterate». Harvard Business Review, July August 1990.
  65. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation. A Manifesto for Business Revolutions. Harper-Business, 1993
  66. K. Swenson, K. Irwin, «Workflow Technology: Tradeoffs for Business Process Re- engineering», Proc. of the Conf. on Organizational Computing Systems. Milpitas, CA, USA, 1995
  67. Landon C.G. Miller. Business Process Re-engineering: A Management Handbook. 199 578 http://www.LotusNotes.com
  68. MIL -STD-1840C26 June 1997
  69. Object Management Group: Common Business Object and Business Object Facility. OMG TC Document CF 1996
  70. Rational Software et. Al.: UML Semantic, Version 1.1,01/09/1997
  71. RW TUV конференции в городе Королеве 19−20 июня 2001
  72. T.W. Olle. Information System Methodologies: A Framework for Understanding. 2ndpubl. Wokingham, 1991
  73. WorkFlow Modeler. Interface languages manual. 1987−1998 Meta software corporation. 125 Cambridge Park Drive, MA 2 140
  74. WorkFlow Modeler. Setup Guide. 1987−1998 Meta software corporation. 125 Cambridge Park Drive, MA 2 140
  75. WorkFlow Modeler. Tutorial. 1987−1998 Meta software corporation. 125 Cambridge Park Drive, MA 2 140
  76. WorkFlow Modeler. User’s manual. 1987−1998 Meta software corporation. 125 Cambridge Park Drive, MA 214 088 http://www.locia-soft.ru/OS
Заполнить форму текущей работой