Разработка комплекса методик построения компьютеризированной системы управления качеством продукции на машиностроительном предприятии
Опыт международного промышленного развития, да и опыт передовых предприятий отечественного машиностроения в последней четверти XX века показал, что выполнение перечисленных необходимых условий уже недостаточно для удовлетворения постоянно растущих требований к качеству. Выяснилось, что эти необходимые компоненты качества должны быть дополнены такой организацией системы управления предприятием… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Обзор подходов к построению СМК на основе использования информационных технологий
- 1. 1. Принципы управления качеством
- 1. 2. Анализ СМК как субъекта управления
- 1. 3. Подходы к построению и совершенствованию 23 СМК на основе информационных технологий
- 1. 4. Выводы
- Глава 2. Функциональное моделирование — методологическая основа реализации процессного подхода
- 2. 1. Требования к моделям процессов
- 2. 2. Основные понятия о функциональном моделиро- 35 вании
- 2. 3. Сравнительный анализ методологий функцио- 46 нального моделирования и программных продуктов, их реализующих
- 2. 4. Типизация функциональных моделей деятельноста предприятия
- 2. 5. Типовые модели процессов
- 2. 6. Выводы
- Глава 3. Анализ и реинжиниринг процессов предприятия
- 3. 1. Принципы реинжиниринга бизнес-процессов 76 3.2. Количественная оценка вариантов реинжинирин- 80 га
- 3. 3. Выбор вариантов реинжиниринга
- 3. 4. Выводы
- Глава 4. Принципы построения системы информационной поддержки СМК
- 4. 1. Основные виды данных о качестве
- 4. 2. Основные определения компьютеризированной 97 системы управления качеством
- 4. 3. Методы реализации СИП КСМК
- 4. 4. Выводы
- Глава 5. Документирование процессов
- 5. 1. Разработка документов СМ К
- 5. 2. Утверждение документов
- 5. 3. Идентификация, учет, размножение и хранение 128 документов
- 5. 4. Выводы
- Глава 6. Опыт практического построения КСМК
- 6. 1. Реализация методик на Воронежском механиче- 132 ском заводе
- 6. 2. Типовой порядок выполнения работ
- 6. 3. Проекты нормативных документов по построе- 137 шло КСМК
- 6. 4. Программа подготовки специалистов 138 Основные результаты работы
- Список используемой литературы
Приложение 1 Функциональная модель процессов СК ВМЗ — электронное руководство по качеству
Разработка комплекса методик построения компьютеризированной системы управления качеством продукции на машиностроительном предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Повышение качества промышленной — машиностроительной, станкостроительной — продукции всегда было и остается актуальной народнохозяйственной проблемой. Эта проблема обостряется в условиях жесткой конкуренции, возникшей с переходом к рыночной экономике. Многие годы в отечественном машиностроении (станкостроении) внимание к проблеме качества носило по преимуществу декларативный характер. На практике же в этом направлении делалось очень мало, что привело к глубокому технологическому и организационному отставанию и, в конечном счете, к утрате конкурентоспособности машиностроительной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Сегодня обеспечение качества — синоним выживания любого отечественного предприятия в условиях рыночной конкуренции. Эта проблема приобретает особую значимость в связи со стремлением отечественных товаропроизводителей интегрироваться в мировую экономику, что непосредственно связано с необходимостью создания на предприятиях систем управления качеством, отвечающих международным стандартам ИСО 9000:2000, и их сертификации на соответствие этим стандартам.
Традиционно необходимым условием повышения качества промышленной продукции вообще и машиностроительной (станкостроительной) в частности является создание инфраструктуры и оснащение предприятия соответствующим технологическим оборудованием — высокоточным, высокопроизводительным, надежным, способным обеспечить самые прогрессивные технические требования к выпускаемым изделиям (см. рис. 0−1) [1, 8, 21].
Столь же необходимым условием выпуска качественной продукции является функционирование на предприятии службы технического контроля и оснащение этой службы контрольно-измерительным оборудованием, приборами и инструментами с должными метрологическими характеристиками.
Третье необходимое условие — наличие на предприятии квалифицированного персонала, способного обеспечить выполнение требований к качеству продукции.
Рагвнтне управления качеством S Щ о.
Т — инфраструктура, тбкмоппккм оборудование.
ТК — службы технического контроля, метролопие№Н" службы.
II персонал.
СУ — системы управления.
Рис. 0−1. Развитие управления качеством.
Опыт международного промышленного развития, да и опыт передовых предприятий отечественного машиностроения в последней четверти XX века показал, что выполнение перечисленных необходимых условий уже недостаточно для удовлетворения постоянно растущих требований к качеству. Выяснилось, что эти необходимые компоненты качества должны быть дополнены такой организацией системы управления предприятием и всеми его технологическими, организационно-деловыми и иными процессами, которая обеспечивала бы выполнение современных требований к качеству, трактуемых как «максимальное удовлетворение требований и ожиданий заказчика и других заинтересованных сторон».
В современной литературе и нормативных документах системы управления качеством принято называть системами менеджмента качества (СМК).
Выполнению необходимых условий качества посвящались усилия предприятий в рамках действовавшей в отечественной промышленности с 70-ых г. г. системы КС УКП.
Так, например, в этот период станкостроительные заводы оснащались оборудованием с ЧПУ, автоматизированными измерительными машинами и приборами, на заводах прецизионного станкостроения строились термоконстантные корпуса и т. д.
Эти усилия сохраняют актуальность и сегодня в связи с необходимостью коренного обновления основных фондов машиностроения.
История государственного регулирования качества продукции в России восходит к началу восемнадцатого века. Царь Петр I в Указе от 11 января 1723 года писал: «А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортится. Буде заминка в войске приключится при сражении по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутьями и нещадно по оголенному месту. «В то время это была одна из самых эффективно действующих систем качества.
В советский период разработки в области качества велись главным образом в военно-промышленном комплексе. Знак военной приемки на продукции означал ее высочайшее качество. В гражданском секторе экономики государство присваивало Государственный Знак Качества товарам, удовлетворяющим требованиям ГОСТов. Однако в условиях тотального дефицита товаров и услуг это присвоение часто носило формальный характер. Экономический кризис начала 90-х годов существенно ослабил роль государственного регулирования проблем качества. 10 лет назад большинство российских предприятий были далеки от понимания необходимости иметь сертифицированные системы качества для выхода на международный рынок [22]. Международные стандарты еще только начинали развиваться в этом направлениине было международных или общеевропейских законов об ответственности за качество. В таких условиях было естественным развитие национальной системы качества — комплексной системы управления качеством продукции (КС УЮТ). За последние годы ситуация коренным образом изменилась. В 80-е годы начала складываться международная система сертификации СМК. В 1996 году в России были приняты стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000:96. Сертифицированная международными органами СМК стала для предприятий главным «пропуском» на международный рынок.
Однако, многие предприятия, поверхностно ознакомившись с требованиями стандартов ИСО серии 9000:1996, приходили к выводу: «У нас все это есть». В результате вместо разработки принципиально новой СМК происходила упрощенная адаптация КС УКП к изменившимся требованиям. При этом не учитывалось, что по идеологии стандартов ИСО серии 9000 СМК должна быть взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество.
Как результат такого подхода к построению СМК, в России из 40 тысяч предприятий разного уровня и различных форм собственности СМК имеют около 81%, из них сертифицированы по различным требованиям порядка 10 тысяч предприятий, а сертификаты на соответствие международным требованиям имеют всего 352 предприятия (по данным Регистра систем качества на 15 сентября 2000 г.).
С выходом новой версии международных стандартов (МС) ИСО серий 9000:2000 предъявляются принципиально новые требования к построению СМК. В соответствии с этими требованиями СМК включает пять составляющих [25]:
• Разработка политики и целей в области качества;
• Планирование качества;
• Контроль качества;
• Обеспечение качества;
• Улучшение качества.
Реализация указанных составляющих возможна лишь на основе применения процессного подхода к построению СМК [22]. Применительно к СМК процессный подход состоит в том, чтобы в процедурах (структуре и функциях) СМК были отражены как сами процессы управления качеством продукции на всех этапах ее жизненного цикла (ЖЦ), так и взаимодействие этих процессов с другими процессами ЖЦ на основе связывающих их материальных, информационных и финансовых потоков [27]. Понятие процесса для СМК не является новым. Пункт 4.9 МС ИСО 9000:94 гласил: «Поставщик должен идентифицировать и планировать процессы производства, монтажа и обслуживания, непосредственно влияющие на качество продукции, а также обеспечить выполнение их в управляемых условиях.» Как видно из приведенной цитаты, процесс в терминах МС ИСО 9000:94 — это прежде всего производственный процесс. В новом понимании понятие процессного подхода охватывает в первую очередь процессы управления предприятием (в том числе и процессы СМК), производственные процессы, а тгйоке их взаимодействия с другими процессами ЖЦ. Это требует глубокого осознания структуры и взаимосвязей процессов, анализа их эффективности, построения принципиально новой системы управления процессами и предприятием в целом. Именно СМК задает для конкретных систем управления технологическими процессами цели, достижение которых обеспечивает выпуск продукции надлежащего качества. В этом смысле СМК может рассматриваться как надсистема по отношению к системам АСУ технологическими процессами. СМК, оснащенная средствами компьютеризированной поддержки, т. е. компьютеризированная СМК (КСМК), представляет собой автоматизированную систему управления.
Другой особенностью новых стандартов [9, 10, 11] является требование обязательного наличия информационной системы (ИС) сбора и анализа данных о качестве продукции на всех этапах ее жизненного цикла [27, 39]. ИС должна обеспечивать интегрированное взаимодействие всех подразделений предприятия с целью оперативного ретроспективного и прогнозного анализа качества продукции и анализа и планирования затрат на устранение несоответствий, оценки результативности принятых мер и т. д.
Современное состояние СМК на предприятиях оборонного комплекса РФ и их обеспеченность информационными системами описаны в [1, 58], где обобщены результаты аудиторских проверок СМК 187 предприятий.
Ни одна из обследованных СМК не имела ИС, в полной мере отвечающей требованиям МС ИСО 9000:2000. Выявлено следующее распределение функциональных возможностей ИС обследованных СМК.
Сбор информации о дефектах и причинах их возникновения: ¦ ведение журналов о дефектах продукции на отдельных этапах производства — 100%- использование ПЭВМ для сбора информации на отдельных этапах производства — 18%- использование локальных вычислительных сетей для сбора информации на отдельных этапах производства — 4%- наличие интегрированных информационных систем для сбора информации о дефектах продукции и составляющих ее комплектующих изделий, узлов, деталей и элементов — 0%.
Анализ информации о качестве продукции: постоянное использование ПЭВМ для анализа данных о дефектах продукции на различных этапах производства — 16%- наличие программно-технических средств для анализа данных о дефектах и использование их по мере необходимости -38%- отсутствие средств вычислительной техники для оперативного анализа данных о дефектах — 21%- наличие интегрированных информационных систем, обеспечивающих оперативный ретроспективный, текущий и прогнозный и анализ данных о качестве продукции, составляющих ее комплектующих изделий, узлов, деталей и элементов на всех этапах жизненного цикла — 0%.
В целом результаты обследования свидетельствуют о практическом отсутствии информационного обеспечения процессов управления качеством продукции. Следовательно, все обследованные СМК не соответствуют требованиям стандартов ИСО 9000:2000, т.к. управление качеством требует исчерпывающей информации и оперативного (по запросу) ретроспективного, текущего и прогнозного анализа такой информации.
Международной организацией по стандартизации ИСО с 2003 года намечен переход к сертификатам на СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000:2000. При этом действующие на предприятиях сертификаты соответствия стандартам ИСО 9000:1994 утрачивают силу.
Для предприятий, работающих с госзаказом, это означает невозможность его дальнейшего получения (в соответствии с положением о Госзаказе). Для предприятий, работающих на инозаказчика, это означает потерю экспортного рынка, и т. д.
Выход из этой кризисной ситуации состоит в построении на предприятии КСМК, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000:2000. КСМК должна существенно повысить эффективность управления качеством продукции в сравнении с традиционными действующими СМК за счет более четкой организации процессов предприятия и управления этими процессами.
Создание КСМК требует соответствующей научно-методической базы, в частности разработки типовых и программно-технических решений, адаптация которых к условиям конкретного предприятия должна сокращать время и стоимость создания СМК, соответствующих требованиям стандартов ИСО 9000:2000.
Она должна обеспечивать наглядную демонстрацию соответствия СМК предприятия требованиям стандартов ИСО 9000:2000, что позволит быстрее сертифицировать ее на соответствие этим требованиям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: для реализации принципов процессного подхода:
Разработать научно-обоснованную методику анализа процессов предприятия;
Разработать методику документирования процессов;
Для построения ИС поддержки СМК :
На основе анализа процессов предприятия разработать и апробировать методику построения системы информационной поддержки (СИП) СМК.
Изложенное выше позволяет сформулировать ЦЕЛЬ диссертационной работы:
1. разработать комплекс методик автоматизированного создания организационного и нормативно-методического обеспечения КСМК, основанных на применении процессного подхода;
2. разработать методику создания информационной системы сбора, регистрации, хранения и обработки данных о качестве.
Основные результаты работы.
1. Разработаны и апробированы оригинальные методики:
• методика классификации процессов предприятия и типовые функциональные модели основных классов этих процессов;
• методика реализации процессного подхода к разработке СМК, основанная на предложенной классификации и использовании типовых функциональных моделей процессов;
• методика сравнительной оценки эффективности стратегий реинжиниринга процессов предприятия в условиях ограничений на ресурсы;
• методика создания СИП КСМК.
2. Комплексное применение разработанных методик позволяет предприятиям снизить затраты труда и времени при разработке проекта КСМК, проведении ее экспертизы на соответствие требованиям стандартов по качеству серии ИСО 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО серии 9000:2001, анализе существующих СТП на непротиворечивость друг другу и выполняемым процессам (процедурам), разработке новых СТП и Руководства по качеству в виде электронных и бумажных документов, а также процессной матрицы ответственности, разработке проекта информационной системы сбора, регистрации, хранения и анализа данных о качестве.
3. Преимущества, получаемые предприятиями, в результате применения разработанных методик:
3.1. ФМ процессов позволяют наглядно демонстрировать процессный подход при разработке, применении и улучшении СМК.
3.2. Хранение описаний процессов в электронном виде в форме ФМ дает возможность внесения любых изменений в процессы, отслеживания этих изменений, оценки эффективности предлагаемых изменений без вмешательства в работу предприятия.
3.3. Автоматизированная генерация из ФМ разнообразных отчетов дает службе качества возможность автоматизированного получения СТП, Руководства по качеству и других документов СМК.
Список литературы
- Басмаджи Осама. Разработка организационных форм и методов систем стратегического управления качеством на малых и средних предприятиях. Автореферат диссертации на соискании ученой степени кандидата технических наук. Москва 2001. УДК 658.5.01
- Вендров А.В. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. Москва: «Финансы и статистика», 2000 г., 347 стр.
- Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1988.
- Гастев Ю.А. «Гомоморфизмы и модели. Логико-алгебраические аспекты моделирования» М.:Наука. 1975
- Гермейер Ю.Б. Введение в теорию исследования операций. М.: Наука, 1971.
- Голенко-Гинзбург Д.И., Лялина Г. И. Модель оптимального обслуживания пакета заказов со стоимостными параметрами. Методы менеджмента качества. № 9, 1999 года.
- Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия. Практическое руководство по CALS, М.: ВИМИ, 1998
- ГОСТ Р ИСО 9000:2001. СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ОСНОВЫ И СЛОВАРЬ.
- ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Системы менеджмента качества. Требования к системе менеджмента качества.
- ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Системы менеджмента качества. Методические указания по улучшению деятельности
- Демиденко А.А. Корпоративная система дифференцированного управления качеством продукции повышенной сложности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва 2000. УДК 338.242:621.002.2
- Завьялов В.Н.. Использование логических алгоритмов при разработке документации систем качества. Методы менеджмента качества. № 9, 1999 года.
- Опыт ЗАО «Производственное объединение «Трек», г. Миасс .www.bizbook.ru/
- Стандарты серии TL 9000 «Метрики системы качества»
- Зиндер Е.З. Новое Системное Проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг (часть 3 методы Нового Системного Проектирования). СУБД, N1−2,1996
- Ивлев В.А., Попова Т. В. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. Москва: «Научтехлитиз-дат», 2000 г., 282 с.
- Калянов Г. Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. Горячая линия. Телеком, 2000.
- Калянов Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. Москва. СИНТЕГ, 200, 212с.
- Компьютерно-интегрированные производства и CALS-технологии в машиностроении. Под ред. Б. И. Черпакова. М.: ВИМИ, 1999
- Круглое М., Сергеев С., и др. Менеджмент систем качества. Учебное пособие. М. МГТУ «Станкин», 1999
- Куликова И. Электронный офис торговой фирмы в системе СКАТ // КомпьютерПресс. 1995. N 9, стр.52−55.
- Ланге О. Оптимальные решения. Основы программирования. М.: Прогресс, 1967.
- Лапидус В.А. TQM три буквы, которые покоряют мир. Методы менеджмента качества. № 11,1998 года.
- Леоненков А. В. Самоучитель UML. СПб.: БХВ-Петербург, 2001.
- Круглое М.Г., Концепция формирования на российских предприятиях корпоративных систем все более высокого уровня, Стандарты и качество, № 3, 200 028 мЗ, http://www.m3.ru/
- А.И. Левин. Менеджмент или управление в чем разница?. Век качества, № 3, 2001.
- Марк Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. Москва, 1993 г.
- Методология IDEF0 / Стандарт. Русская версия. М., МетаТехноло-гия, 1993.32 МС ISO 9000:200 033 МС ISO 9001:200 034 МС ISO 9004:2000
- МЯТОДЫКА I ПАСЛЯДОУНАСЦЬ РАБОТ ПА ВЫЗНАЧЭНШ, КЛАС1ФЖАЦЫ1 I 1ДЭНТЫФПСАЦЫ1 ПРАЦЭСАУ I РАСПРА-ЦОУКЕ КАРТ ПРАЦЭСАУ. Метадычныя рэкамендацьп. ТК РБ 4.2-Р-05−2001.Минск 2001.
- Ойхман Е.Г., Попов Э. В., Реинжиниринг бизнеса, Москва. Финансы и статистика, 1997.
- Окулесский В.А., Портной В. О. «Развитие и совершенствование системы обеспечения качества продукции с использованием функционального и информационного моделирования». Информационные технологии в проектировании и производстве. № 2,2000.
- Хвастунов P.M. Об основных теоретических проблемах современной квалиметрии. Надежность и контроль качества. № 2, 1999 г.
- Окулесский В.А. Принципы построения системы информационной поддержки системы управления качеством. Век качества, № 5 2001г.
- Окулесский В. А. Левин А.И. К оценке эффективности реинжиниринга бизнес-процессов. Информационные технологии в проектировании и производстве. № 2, 2000, с. 25−28.
- Окулесский В. А. Портной В.О. Развитие и совершенствование системы обеспечения качества продукции с использованием функционального и информационного моделирования. Информационные технологии в проектировании и производстве. № 2, 2000.
- Окулесский В.А., A.M. Ивашин, В. Н. Горлов, Ю. И. Медведь. Менеджмент качества. Методы, технологии, системы. Методы менеджмента качества. Стандарты и качество. Май, 2000.
- Окулесский В.А., Левин А. И., Юденков А. Г. Количественная оценка характеристик бизнес-процессов в функциональных моделях сложной структуры. IV Международный конгресс «Конструкторско-технологическая информатика 2000», Труды конгресса, т.2, М.2000.
- Падучин А.Н. Развитие системы менеджмента качества на базе принципов TQM. Сборник материалов 10 международной конференции по менеджменту качества, Москва 16−18 мая 2000.
- Примеры внедрения и сертификации систем качества. Все о качестве. Выпуск 10.М. 1999 г.
- Процессный подход. НТК «Трек». Все о качестве. Зарубежный опыт. Выпуск 14. 2000 г.
- Р50.1.028−2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия. Методология функционального моделирования. М. 2001.
- Репин В.В. Сравнительный анализ нотаций. Описание нотации IDEF0, IDEF3.
- Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. «Аудит». ИО «Юнити», М.1997.
- Практическое руководство по CALS, М.: ВИМИ, 1998
- Руководство пользователя Design/IDEF для MS Windows / пер. с англ. МетаТехнология, 1995.
- СВИРИДОВ С., КУРЬЯН А., СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ, «Белорусский рынок» № 12, 1997
- Стинс комман, http://www.stinscoman.com/services/develop/
- Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд. СПб ун-та, 1997.
- Херсонский Н.С. «Компьютерные процедуры для сертификации по ИСО 9000», сборник материалов 10 международной конференции по менеджменту качества, Москва 16−18 мая 2000 г., с.27−28
- Черемных С В., Семенов И. О., Ручкин B.C. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. Москва: «Финансы и статистика», 2001.
- Черненькая JI.B. Автоматизированное управление качеством производства. Автореферат диссертации на соискание степени доктора технических наук. С.-Петербург. 1998.
- Швец В.Е. Совершенствование системы менеджмента качества на базе новых версий МС ИСО серии 9000:2000. Тезисы доклада. Третья международная конференция: «Открой новый мир качества» г. Ялта 17−20 июля 2000 г.
- Шеер Август-Вильгельм, Бизнес-процессы: основные понятия, теории, методы, Москва. Просветитель, 1999.
- Электронный офис. Описание системы электронного документооборота. ЭЛИС. М. 2000.
- A.-W. Scheer. ARIS Business Process Modelling. Berlin. 1999.
- D. Chen, G. Doumeingts. The GRAI-CIM reference model, architecture and methodology/ In: P. Bernus, L. Memes. Architectures for Enterprise Integration. London et. al. 1996
- D. Miers. Business Modeling and Analysis Tools in BPR. Richmond, Enix Ltd., v.3 1994
- Davenport Т.Н., «Process Innovation: Re-engineering Work through Information Technology». Harvard Business School Press, Boston, 1993.
- Draft Federal Information Processing Standards Publication 183, 1993 December 21
- Draft Federal Information Processing Standards Publication 184, 1993 December 21
- G. Cokins, A. Stratton, J. Helbling. An ABC Manager’s Primer. New York, IRVIN, 1992
- H. Oesterle. Business Engineering. Prozes und Systementwicklung. Band l: Entwurfstechniken. Berlin 1995.
- H.Kruppke. Software 2000 Modellierung und Generierung von individu-ellen Business Loesungen aus Basiskoponenten. Saarbruecken, 1997
- Hammer M. «Reengineering Work: Don’t Automate, Obliterate». Harvard Business Review, July August 1990.
- Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation. A Manifesto for Business Revolutions. Harper-Business, 1993
- K. Swenson, K. Irwin, «Workflow Technology: Tradeoffs for Business Process Re- engineering», Proc. of the Conf. on Organizational Computing Systems. Milpitas, CA, USA, 1995
- Landon C.G. Miller. Business Process Re-engineering: A Management Handbook. 199 578 http://www.LotusNotes.com
- MIL -STD-1840C26 June 1997
- Object Management Group: Common Business Object and Business Object Facility. OMG TC Document CF 1996
- Rational Software et. Al.: UML Semantic, Version 1.1,01/09/1997
- RW TUV конференции в городе Королеве 19−20 июня 2001
- T.W. Olle. Information System Methodologies: A Framework for Understanding. 2ndpubl. Wokingham, 1991
- WorkFlow Modeler. Interface languages manual. 1987−1998 Meta software corporation. 125 Cambridge Park Drive, MA 2 140
- WorkFlow Modeler. Setup Guide. 1987−1998 Meta software corporation. 125 Cambridge Park Drive, MA 2 140
- WorkFlow Modeler. Tutorial. 1987−1998 Meta software corporation. 125 Cambridge Park Drive, MA 2 140
- WorkFlow Modeler. User’s manual. 1987−1998 Meta software corporation. 125 Cambridge Park Drive, MA 214 088 http://www.locia-soft.ru/OS