Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические и психофизиологические особенности девушек 14-17 лет с разным темпом полового созревания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует также подчеркнуть, что подростковый возраст является по-своему уникальным, особо восприимчивым к влиянию социальных факторов, драматичным и, во многом, определяющим этапом жизни, когда завершается процесс формирования как организма, так и личности в целом, а также многих сознательных и бессознательных установок, которые в дальнейшем проявят себя в поведении взрослого человека. Бурное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВУШЕК С РАЗНЫМ ТЕМПОМ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
    • 1. 1. Особенности полового созревания и психосексуального развития девушек в подростковом возрасте
    • 1. 2. Психологические и психофизиологические особенности девушек -подростков
      • 1. 2. 1. Сенсомоторная интеграция как психофизиологическая основа когнитивной и двигательной деятельности
      • 1. 2. 2. Особенности сексуального поведения современных подростков
      • 1. 2. 3. Социально-психологические последствия незапланированной беременности девушек-подростков
  • Выводы по аналитическому обзору литературы
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика основных этапов, объекта и базы экспериментального исследования
    • 2. 2. Методика исследования
    • 2. 3. Методы статистической обработки результатов
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Медико-биологические характеристики выборки как основание разделения девушек на группы с разным темпом полового созревания
    • 3. 2. Описание специфики сенсомоторной интеграции девушек 14лет с разным темпом полового созревания
    • 3. 3. Сравнительный анализ психологических особенностей девушек
  • 14−17 лет с разным темпом полового созревания
  • ЗАОписание результатов многомерного статистического анализа

Психологические и психофизиологические особенности девушек 14-17 лет с разным темпом полового созревания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время вопросы репродуктивного здоровья населения, в целом, и подрастающего поколения, в частности, приобрели стратегическое, общегосударственное значение. В последние годы в отечественной и зарубежной научной литературе все большее внимание уделяется различным факторам формирования репродуктивного здоровья и потенциала девушек, как будущих матерей. Под репродуктивным потенциалом понимается возможность девушки при вступлении в детородный возраст воспроизводить здоровое потомство. Состояние репродуктивного здоровья подростков во многом определяется условиями и образом жизни. По данным В. К. Юрьева (1998, 2000), удалось установить влияние более 30 медико-социальных факторов на репродуктивное здоровье девушек.

Следует также отметить, что способность подростков к репродуктивной функции свидетельствует о достижении лишь биологической (анатомической и физиологической) половой зрелости. Существуют представления о том, что в течение некоторого времени девушки, будучи биологически зрелыми, не достигают необходимой социальной, эмоциональной и психологической самостоятельности, обеспечивающей полноценное воспитание родившегося ребенка (Гуркин Ю.А., 2001; Кулаков В. И., 2005).

В современной России пока еще не сложилась государственная система формирования половой культуры молодежи, под которой понимают навыки ответственного сексуального поведения, доступа к достоверной информации и адекватным медико-социальным услугам в данной сфере. Это приводит к росту в подростково-юношеском возрасте нежелательных беременностей, абортов, росту инфекций, передающихся половым путем, включая такие смертельно опасные, как ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты (Скрипкин Ю.К., Аковбян В. А., 1999).

Следует также подчеркнуть, что подростковый возраст является по-своему уникальным, особо восприимчивым к влиянию социальных факторов, драматичным и, во многом, определяющим этапом жизни, когда завершается процесс формирования как организма, так и личности в целом, а также многих сознательных и бессознательных установок, которые в дальнейшем проявят себя в поведении взрослого человека. Бурное развитие и преобразование личности сопровождается существенными качественными морфофункциональными и психическими изменениями, специфическими особенностями, учет которых во многом определяет полноценное психическое развитие подростка, взаимодействие с ним на разных этапах. У разных подростков эти изменения происходят в разное время, т. е. подростковая популяция характеризуется высокой гетерогенностью темпа созревания и развития, в том числе и полового (Выготский Л.С., i960, 1984; Эльконин Д. Б., 1971; Леонтьев А. Н., 1975; Алешина Ю. Е., Волович A.C., 1991; Асмолов А. Г., 2002, 2007).

По мнению И. С. Кона (2001, 2004), половое развитие является тем стержнем, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические.

I" изменения — все это отражается на психоэмоциональных состояниях подростков.

На современном этапе определенные социо-культурные преобразования привели к заметным изменениям тех условий, в которых происходит взросление подростков. В результате сегодня проблемы поведения подростков, формирования их личности, связанные с половым созреванием, стоят в обществе довольно остро. Сексуальный дебют сопряжен у подростков со многими проблемами, обусловленными социальной незрелостью — отсутствием ответственности за свое поведение и осознанного отношения к здоровью, которое может привести к его ухудшению. Многие современные подростки проявляют рискованное сексуальное поведение, к основным опасным факторам которого относятся: психоэмоциональные и психосоматические расстройствазаболевания, передающиеся половым путем (3 111 111) и ВИЧ-инфекциянезапланированная беременностьскрытое и явное сексуальное насилиедругие формы рискованного поведения проституция, зависимости, промискуитет), что порождает девиации в становлении личности (Таланкин Л.Н. с соавт., 2005). Соответствующая тенденция характеризует ситуацию не только в нашей стране, но и в других странах мира. Вместе с тем в литературе недостаточно сведений о влиянии различного темпа полового созревания подростков на психофизиологические и психологические свойства, а также репродуктивное здоровье. Современных теоретических и практических данных недостаточно для однозначного описания этой проблемы. Именно этим обусловлена актуальность данной работы, формулировка цели и задач исследования.

Цель исследования: оценить статус здоровья, количественно-качественные характеристики сенсомоторной интеграции, темпераментальные, характерологические и личностные свойства девушек 14−17 лет с разным темпом полового созревания.

Объект исследования: девушки 14−17 лет с разным темпом полового созревания (учащиеся государственных средних общеобразовательных учреждений и ССУЗа), проживающие в мегаполисе.

Предмет исследования: репродуктивное здоровье, специфика сенсомоторной интеграции и особенности темпераментальнохарактерологических уровней личности девушек 14−17 лет с ускоренным, средним и замедленным темпом полового созревания.

Гипотеза исследования: Вариации темпа полового созревания (его ускорение и замедление) у девушек подросткового возраста с нормативным интеллектуальным развитием проявляются в психофизиологических параметрах сенсомоторных реакций: скорости и их качестве, в психологических особенностях и могут определять рискованное сексуальное поведение.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. Выполнить теоретический анализ проблемы, посвященной психологическим и психофизиологическим особенностям девушек 14−17 лет с разным темпом полового созревания.

2. Сформировать группы девушек с разным темпом полового созревания на основании собеседования и анализа анамнестических данных по медицинским картам испытуемых.

3. Выявить специфику психофизиологических параметров сенсомоторных реакций у девушек 14−17 лет с разным темпом полового созревания.

4. Описать психологические особенности девушек 14−17 лет с ускоренным и замедленным темпом полового созревания по сравнению с их сверстницами, имеющими средний темп полового созревания.

5. На основании полученных результатов сформировать блок психодиагностических методик, позволяющий выделить группу девушек-подростков с вероятным рискованным сексуальным поведением, и разработать проект методических рекомендаций для педагогов, работающих с учащимися старших классов общеобразовательных учреждений.

Методологическая основа исследования. Общей теоретической базой исследования выступают научные работы, раскрывающие проблемы теории личности (Мясищев В.Н., 1935; Леонтьев А. Н., 1974, 1975; Зейгарник Б. В., 1981; Асмолов А. Г., 1996), в том числе психического развития личности в подростковом возрасте (Божович Л.И., 1968, 1979; Выготский Л. С., 19 821 984; Фельдштейн Д. И., 1982, 1987; Эльконин Д. Б., 1967, 1991; Дубровина И. В., 1987), а также полового и психосексуального развития подростков (Мастере У. и Джонсон В., 1979; Кинзи А., 1948, 1953; Кон И. С., 1981, 19 931 997; Исаев Д. Н., 1986; Колесов Д. В., 1986, 2003), теории формирования пола (Геодакян В.А., 1987, 1989; Вейнингер О., 1992).

Для решения поставленных цели и задач в соответствии с гипотезой и объектом исследования, а также с учетом возрастных особенностей подростков было проведено диагностическое исследование с использованием следующих методов:

1. Сбор и анализ анамнестических данных (на основании собеседования и по медицинским картам испытуемых).

2. Компьютерная программа комплексной рефлексометрии «Исследование физиологических характеристик испытуемого на. потоки стимулов контролируемой временной организации» (разработка В. Г. Каменской, В.М. Урицкого), включающая блок из пяти рефлексометрических задач — для выявления специфики сенсомоторной интеграции.

3. Психодиагностические методики: опросник В. М. Русалова на исследование структуры темперамента (ОСТ) — исследование механизмов психологических защит (опросник Келлермана — Плутчика — Конте «Индекс жизненного стиля» в адаптации В.Г. Каменской) — многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттелламетодика диагностики акцентуаций характера по К. Леонгарду — X. Шмишеку.

Для доказательства принадлежности выборки обследуемых девушек к генеральной совокупности подростков мегаполиса в отношении интеллектуального развития использовались: «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена- «Направленный ассоциативный эксперимент» (разработка В. Г. Каменской, C.B. Зверевой).

Экспериментальная база: в эксперименте, который проводился с 2005 по 2010 гг. на базе Молодежной консультации «Ржевка» (ГУЗ ДТП № 68), Красногвардейского административного района г. Санкт-Петербурга приняли участие 136 девушек 14−17 лет. Участие в исследовании было добровольным (Приложение 1).

В ходе исследования испытуемые были разделены на 3 группы:

• в 1 группу вошли 30 девушек (22%) с ускоренным темпом полового созревания (средний возраст менархе 10,8 ± 0,4 лет),.

• во 2 группу вошли 90 девушек (67%) со средним темпом полового созревания (средний возраст менархе 12,5 ± 0,5 лет),.

• в 3 группу вошли 16 девушек (11%) с замедленным темпом полового созревания (средний возраст менархе 14,1 ± 0,3 лет).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены теоретическим анализом поставленной проблемырепрезентативным объемом выборки (136 человек) — применением психологических, а также инструментальных методов, адекватных поставленной цели, задачам диссертационного исследования и возрасту испытуемыхприменением необходимых методов статистической обработки данных, в том числе многомерного анализакачественным анализом полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Существуют статистически значимые взаимосвязи между темпом полового созревания и количественно-качественными показателями сенсомоторных реакций у девушек — подростков. Девушки со средним темпом полового созревания характеризуются более точными сенсомоторными реакциями в ответ на стимулы, включенные в динамически организованную серию, при решении скоростных задач.

2. Девушки с разным темпом полового созревания характеризуются различиями в сенсомоторных реакциях в условиях уменьшения межстимульных интервалов в скоростных сериях: у девушек с ускоренным и средним темпом полового созревания время реакции на сенсорные стимулы сокращается при снижении качества выполнения скоростных задач. В группе девушек с замедленным темпом полового созревания отмечается достоверное снижение числа фалыыстартов и пропусков и возрастание значения времени реакции на сенсорные стимулы.

3. Качество выполнения, выражающееся в числе ошибок в более трудных тормозных заданиях, основанных на дифференцировочных реакциях на стимулы зрительной модальности, которые осуществляются с участием лобно-моторных систем, у девушек с ускоренным темпом полового созревания не соответствует аналогичным показателям их сверстниц со средним и замедленным темпом созревания, что свидетельствует о недостаточно сформированных механизмах торможения в данной группе девушек.

4. Группы девушек 14−17 лет, имеющие вариации темпа полового созревания (ускорение или замедление) обладают специфическим сочетанием личностных свойств и качеств, определенным типом акцентуации характера, что определяет относительно высокую вероятность формирования у них рискованного сексуального поведения по сравнению с девушками со средним темпом полового созревания.

Научная новизна исследования. Впервые установлено, что вариации темпа полового созревания сочетаются с особенностями психофизиологических параметров сенсомоторных реакций на потоки сенсорных стимулов с разной динамической организацией межстимульных интервалов, такими как скорость реагирования на стимулы зрительной и слуховой модальности при уменьшении межстимульного интервала и качество выполнения дифференцировочной задачи.

Уточнено, что вариации темпа полового созревания сопрягаются с рядом специфических личностных черт, в том числе типом акцентуации характера и особенностями системы психологических защит.

Расширено представление о том, что как ускорение темпа полового созревании, так и его замедление, создают предпосылки для формирования рискованного сексуального поведения и снижения репродуктивного здоровья девушек-подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации представлений о гетерогенности девушек одного и того же возрастного диапазона по скорости полового созревания.

Доказано, что темп полового созревания связан с психофизиологическими и индивидуально-личностными характеристиками девушек-подростков.

Выявлено, что как ускоренное, так и замедленное, половое созревание коррелирует со спецификой количественных и качественных характеристик сенсомоторных реакций.

Доказано, что вариативность темпа полового созревания (как его ускорение, так и замедление) у значительной части девушек подросткового возраста формирует вероятность рискованного сексуального поведения.

Практическая значимость исследования. Полученные данные о психологических и психофизиологических особенностях девушек с разным темпом полового созревания могут быть использованы практикующими педагогами-психологами, клиническими психологами в учреждениях образования и здравоохранения для профилактики дезадаптации и девиантного поведения подростков, а также для выявления групп подростков по рискованному сексуальному поведению и своевременного психологического сопровождения или начала психокоррекционной работы с ними, а также для составления индивидуального маршрута сопровождения школьника на разных этапах обучения в школе.

Также исследовательский теоретический материал и диагностический комплекс, выявляющий взаимосвязь психофизиологических и психологических особенностей развития девушек с разным темпом полового созревания, может быть использован при разработке лекционных курсов и проведении практических занятий по дисциплинам: «Психофизиология», «Психология человека», «Детская практическая психология», «Психодиагностика», «Психология развития» и «Психология девиантного поведения». Помимо этого, полученные материалы могут войти в состав психологических дисциплин, читаемых в рамках курсов повышения квалификации учителей общеобразовательных школ и гимназий в Санкт-Петербургской государственной академии последипломного педагогического образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные в диссертационном исследовании результаты прошли обсуждение на заседаниях кафедры психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А. И. Герцена (2005 — 2010 гг.) — были представлены на различных международных и всероссийских конференциях и форумах: на международном психологическом форуме «Молодые — молодым», г. Санкт-Петербург, 25−27 августа 2005 г.- на Первом Международном Форуме «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма», г. Санкт-Петербург, 5−7 июня.

2006 г., посвященном диагностике и профилактике школьной дезадаптациина конференции, посвященной 20-летнему юбилею кафедры психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, май.

2007 г.- на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения», г. Санкт-Петербург, 25−27 ноября 2008 г.- на Круглом столе, посвященном проблемам диагностики, коррекции и профилактики аддиктивных форм поведения и развития, г. Санкт-Петербург, 2008 г.- на научно-практическом семинаре «Психологическое здоровье и социальная адаптация», г. Санкт-Петербург, 2009 г.- на Международной конференции «Клиники, дружественные к молодежи. 10 лет. Продолжение следует», г. Санкт-Петербург, 2010 г.

Результаты исследования используются в профилактической и психокоррекционной работе с подростками на базе Молодежной консультации «Ржевка» (ГУЗ ДТП № 68) Красногвардейского административного района г. Санкт-Петербурга.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографии, и приложений. Основной текст диссертации занимает 163 страницы, общий объем диссертации 196 страниц. Библиография состоит из 326 наименований, из них 260 работ отечественных авторов и 66 -иностранных. Основной текст диссертации сопровождается 12 таблицами, 10 рисунками, также работа содержит 5 приложений.

выводы.

1. Обнаруженная гетерогенность выборки девушек подросткового возраста по темпу полового созревания оказывается связанной с психофизиологическими параметрами сенсомоторной интеграции, как проявлениями свойств нервной системы, и темпераментально-характерологическими характеристиками и выявляетсяв поведенческих реакциях и статусе здоровья.

2. Обнаружены статистически значимые взаимосвязи между темпом полового созревания и изменениями количественно-качественных показателей сенсомоторных реакций на уменьшения межстимульных интервалов в скоростных фрактальных сериях рефлексометрической программы, а именно: в группах девушек с ускоренным и средним темпами полового созревания время реакции на зрительные и слуховые стимулы сокращается, а число фальшстартов и пропусков возрастает. У группы с замедленным темпом полового созревания при снижении величины межстимульного интервала время реакции на цвет и звук увеличивается, а количество фальшстартов и пропусков достоверно уменьшается.

3. В хаотических сериях снижено влияние средней величины межстимульных интервалов на значения времени реакции, которое было типичным для фрактально организованных серий. При уменьшении межстимульного интервала величина среднего времени реакции (ВР) достоверно уменьшается только у группы девушек со средним темпом полового созревания и достоверно увеличивается у группы девушек с замедленным темпом полового созревания. Нет достоверных изменений ВР на зрительные и акустические стимулы у всех групп. В группе девушек с замедленным темпом созревания при изменении межстимульного интервала достоверно уменьшается число пропусков и фальшстартов.

3. Выполнение сложной дифференцировочной задачи всеми девушками независимо от темпа полового созревания сопровождается снижением скоррелированности отдельных сенсомоторных реакций между собой.

4. Значения времени реакции на звуковые раздражители в большинстве случаев достоверно меньшие, чем на зрительные стимулы в группах девушек со средним и замедленным темпом полового созревания. Исключение составляет группа девушек с ускоренным темпом полового созревания: у нее ВР на акустические стимулы достоверно больше, чем на зрительные. Этот факт может свидетельствовать о недостаточном развитии селективного внимания у данной группы девушек.

5. У группы девушек со средним темпом полового созревания время центральной задержки достоверно меньше и находится в зоне отрицательных величин по сравнению с аналогичным показателем у испытуемых с ускоренным и замедленным темпом полового созревания. С учетом существенного возрастания числа пропущенных стимулов и максимального количества фалыистартов, можно судить о недостаточно качественном выполнении сложной и простой задач с фрактальной структурой межстимульных интервалов данной группой испытуемых.

6. Обнаружены определенные различия численных показателей выполнения скоростных и дифференцировочных заданий девушками исследуемых групп: у всех испытуемых необходимость выполнять скоростные реакции на серии с короткими межстимульными интервалами сопровождается уменьшением точности реакции. Причем самое существенное падение точности отмечено в группе девушек со средним темпом полового созревания.

7. Обнаружено сходство в структуре темперамента испытуемых с нормативным интеллектуальным развитием. Зафиксировано единственное достоверное отличие в уровне предметной эргичности, которое выделяет группу девушек с ускоренным темпом полового созревания.

8. Оценка индивидуально-психологических особенностей девушек 1417 лет свидетельствует о том, что группы испытуемых с ускоренным и замедленным темпами полового созревания имеют определенные противоречия по сочетанию максимально выраженных черт в структуре личности, что может отражать внутриличностные противоречия у некоторых испытуемых в данных группах. В группе девушек со средним темпом полового созревания менее вероятно возникновение эмоционально-личностных девиаций, так как структура их личностных черт находится в зоне нормативной выраженности.

9. Девушки 14−17 лет, имеющие ускорение темпа полового созревания, в отличие от их сверстниц со средним и замедленным темпом, характеризуются достоверно более частым использованием психологической защиты вытеснение и обладают определенными типами акцентуации характера: гипертимным и неустойчивым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ литературы показал, что темпы полового созревания девушек очень индивидуальны, подростки развиваются неравномерно, некоторые в чем-то опережают сверстниц, а некоторые в чем-то отстают от них. Темп полового созревания, как правильное последовательное протекание пубертата, является важным залогом здоровья и благополучия женщины, как будущей матери. Исследования специфики полового созревания и психосексуального развития в подростковом возрасте представлены в литературе довольно широко и наглядно (Кон И.С., 1973, 1989, 2001; Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1986; Лосева М. В., 1989; Centerwall Е., 2001; Колесов Д. В., 2003; Добряков И. В., 2005).

Относительно психологических и психофизиологических особенностей развития подростков известно, что в этом возрасте резко возрастает потребность самоутверждения, складывается рефлексирующая личность. При этом возникает несоответствие социально-психологических запросов и функциональных возможностей организма, следствием чего могут явиться отклонения в здоровье и поведенческая дезадаптация, эмоциональные и нервно-психические нарушения, различные формы девиаций, в том числе и рискованная сексуальная активность (Peele S., Brodsky А., 1975; Дубровина И. В., 1987; Выготский Л. С., 1984; Кле М., 1991; Souza у Machorro М., 2002; Снайдер Д., 1995; Kuno Т. И др., 2002; Куликов A.M., 2005).

Следствием рискованного сексуального поведения и отсутствия в России целенаправленной системы по половому просвещению молодежи является резкий рост подростковых беременностей, завершающихся абортами и родами (Левитас С. Г., 1990; Прохорова О. В., 1997; Коновалов В. А., 2002; Толстов В. Г., Нагаев В. В., 2003; Olausson P.O., Haglund В., 2004), увеличение количества инфекций, передающихся половым путем, включая такие смертельно опасные, как ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты (Скрипкин Ю.К., Аковбян В .А., 1999). жизни, промискуитетом, незапланированной беременностью, более частым заражением инфекциями, передающимися половым путем (ИППП).

В нашем исследовании решена важная задача подбора блока психодиагностических методик, позволяющих разработать психодиагностические критерии для проведения своевременной диагностики, что дает возможность выделять группу риска по девиантному сексуальному поведению в более раннем возрасте, и, при необходимости, начинать психокоррекционную работу или психологическое сопровождение данной группы девушек-подростков.

С нашей точки зрения, эта тема должна иметь продолжение, поскольку требуется более четкий ответ относительно влияния замедленного темпа полового созревания на рискованную сексуальную активность подростков. К сожалению, выборка девушек с замедленным темпом полового созревания была малочисленной, что затруднило сравнительный анализ групп.

Важным аспектом научной работы является ее практическое приложение. Нами сделана попытка оформления проекта методических рекомендаций для педагогов, работающих с учащимися по вопросам профилактики рискованной сексуальной активности у подростков (Приложение 5). Данные рекомендации представлены в виде алгоритма, их необходимо расширять и дополнять. Также, на наш взгляд, актуально написание методических рекомендаций для родителей с целью разъяснения различных аспектов полового воспитания детей и подростков и важности их роли в нем, которые помогли бы оптимизировать родительско-детское взаимодействие и общение и гармонизировать взаимоотношения в семье. Возможно, данное исследование, касающееся изучения психологических и психофизиологических особенностей девушек с разным темпом полового созревания, поможет реализовать эти намерения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.B. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии.-1987. — № 5.- С. 70 — 78.
  2. , Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. ВУЗов, 4-е изд., стереотип. / Г. С. Абрамова- М.: ИЦ «Академия», 1999.- 672 с.
  3. , В.А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. СПб: Издательство Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
  4. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 111 — 131.
  5. , Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, A.C. Волович // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 74 — 82.
  6. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. — 400 с.
  7. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина- Перевод с англ. СПб.: Питер, 2006. — 687с.
  8. , Ю.М. Криминальная патопсихология / Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан. М.: Наука, 1991. — 248 с.
  9. Аркин, Е А. Родителям о воспитании / Е. А. Аркин. М., 1957.
  10. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  11. , А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: «Смысл», 2007. — 528 с.
  12. , Р.Т. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Т. Байярд, Д. Байярд- Пер. с англ. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  13. , А.Н. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин / А. Н. Баранов, A.JI. Санников, Р. В. Банникова. Архангельск: Изд-во АГМА, 1997.-177с.
  14. , А.З. Особенности полового созревания школьниц г. Нальчика с различным уровнем их физического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук / А. З. Бейтуганова. М., 1999. — 22с.
  15. , С.А. Сложный мир подростка / С. А. Беличева. Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. — 129 с.
  16. , С.А. Этот «опасный» возраст / С. А. Беличева. М.: Знание, 1982. — 94 с.
  17. , В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии / В. В. Белоус // Психологический журнал. 1981.-т. 2.,№ 1.-С. 45 — 55.
  18. Бестужев-Лада, И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. М.: Политиздат, 1984.
  19. , В.М. Личность и условия ее развития и здоровья / В. М. Бехтерев. СПб., 1905.
  20. , В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства / В. М. Бехтерев. СПб., 1909.
  21. , П.П. Очерки детской сексуальности / П. П. Блонский // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т. 1. / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  22. , П.П. Трудные школьники: 2-е изд. / П. П. Блонский. М.: Работник просвещения, 1930. — 131 с.
  23. , В.В. Рождаемость: социально-психологические проблемы / В. В. Бойко. -М.: Мысль, 1985. 238 с.
  24. , В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление помощь /В.В. Бойко. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. — 160 с.
  25. , Л.И. Психологические особенности развития личности подростка/ Л. И. Божович. М.: Знание, 1979. — 38 с.
  26. , Е.В. Особенности течения беременности, родов и послеродового периода в подростковом возрасте / Е. В. Брюхина, Е. Ю. Мазная, Л. Ф. Рыбалова // Мать и дитя: Материалы II Рос. форума. М., 2000. -С. 21 -22.
  27. , Е.И. Время реакции человека / Е. И. Бойко. М., 1964.
  28. , Г. С. Сексопатология: Справочник / Г. С. Васильченко. -М.: Медицина, 1990. 576 с.
  29. , О. Пол и характер / О. Вейнингер- Пер. с нем. М.: «Терра», 1992.-480 с.
  30. , И.Г. Личностные и индивидные особенности студентов, осваивающие различные образовательные программы: Автореф. дис.. канд. психол. наук / И. Г. Викторова. СПб., 2003. — 24 с.
  31. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгунской. -М.: Просвещение, 1967. 360 с.
  32. , Б.С. Психология подростка / Б. С. Волков. М.: Педагогическое общество в России, 2001. — 160с.
  33. Воспитателям о сексуальном просвещении подрастающего поколения / Авт.- сост. Н. В. Анненкова. Курск, 2000. — 138 с.
  34. , Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-351с.
  35. , Л.С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т.-Т.4.-М., 1984.
  36. , Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  37. , JI.B. Репродуктивное поведение населения Российской Федерации в современных условиях / Л. В. Гаврилова. — М.: МЕДпресс, 2000. -160 с.
  38. , А.Г. Плоды запретов: подростки и секс / А. Г. Гадасина. — М.: «Просвещение», СПб: изд-во «Союз», 2002. 160 с.
  39. , П.Б. / П.Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков / В кн. Психология индивидуальных различий- Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288 — 318.
  40. , В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека /
  41. B.А. Геодакян // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 171 — 189.
  42. , В.А. Эволюционная логика дифференциации полов: Автореф. дис.. докт. биол. наук / В. А. Геодакян. М.: Изд-во АН СССР, 1987.-40 с.
  43. , В.А. Эволюционная теория пола // Природа, 1991. № 8.
  44. , З.Ш. Гинекологическая патология детского и подросткового возраста / З. Ш. Гилязутдинова, И. М. Боголюбова, И. А. Гилязутдинова. Казань, 1994. — 243 с.
  45. Гинекология от пубертата до посшенопаузы / Под ред. ЭК. Айламазяна. М: «Медпресоинформ», 2006.- 512 с.
  46. , Ю.Б. Психология индивидуальных различий / Ю. Б. Гиппенрейтер, В .Я. Романов. -М.: ЧеРо, 2000. 780 с.
  47. , С.И. Психогенные факторы в возникновении бесплодия /
  48. C.И. Глущенко, А. Г. Киселев // Материалы- конференции Психиатрия консультирования и взаимодействия. 2004.
  49. , Ж. Что такое психология: в 2-х т. / Ж. Годфруа- Пер. с франц. -М.: Мир, 1992.-496 с.
  50. , С.И. Сексуальное поведение и субкультурная дифференциация полов / С. И. Голод // Социологический журнал.- 1994.- № 4. С. 127 — 134.
  51. Голод, С.И. XX век и тенденция сексуальных отношений в России / С. И. Голод. СПб.: изд-во «Алетейя», 1996. — 192 с.
  52. , Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии / Г. Гримм. М.: Медицина, 1967. — 291 с.
  53. , И.Н. Задержка полового развития у девочек (дифференциальная диагностика различных патогенетических вариантов и принципы терапии): Метод, пособ. / И. Н. Гоготадзе. СПб.: ООО ПК «Гаванский», 2006. — 32 с.
  54. , Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов / Е. В. Гублер. Л.: Медицина, Ленингр. отд., 1978. — 294 с.
  55. , Ю.А. Гинекология подростков. Руководство для врачей / Ю. А. Гуркин. СПб.: Фолиант, 2000. — 568 с.
  56. , Ю.А. Основы ювенильного акушерства / Ю. А. Гуркин, Л. А. Суслопаров, Е. А. Островская. — СПб.: Фолиант, 2001. — 352 с.
  57. , H.H. Психофизиология / H.H. Данилова. М.: Аспект-Пресс, 2002. — 373 с.
  58. , Ю.А. Эволюционная тенденция к андрогинии как отражение секулярного тренда / Ю. А. Даринский, Е. А. Скворцова, Л. А. Рудкевич // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб., 2007. -Вып. 73. — С.78 — 80.
  59. , М. Подросток / М. Дебесс. СПб.: Питер, 2004. — 127 с.
  60. , И. И. Половое развитие детей: норма и патология / И. И. Дедов, Т. В. Семичева, В. А. Петеркова. М.: Колор Ит Студио, 2002. — 232 с.
  61. , И.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи / И. Ф. Дементьева. М., Наука, 1991. — 111 с.
  62. , М. Сексуальное поведение российской молодежи по данным массовых социологических опросов / М. Денисенко, Ж.-П. Далла Зуанна // Население и общество. 1999. — № 36.
  63. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. — М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1999.- 183 с.
  64. , А.Б. Кто в семье психотерапевт? / А. Б. Добрович. М.- Знание, 1985.-80 с.
  65. , Т.В. Подросток / Т. В. Драгу нова. М.: Знание, 1976. -223с.
  66. , И.В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни / И. В. Дубровина // Вопросы психологии. 1981. — № 4.1. С. 146−151.
  67. , И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  68. , Н.В. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2000. -144с.
  69. , Т.А. Психология личности в контексте оптимизации деятельности педагога высшей школы: Метод, рекомендации / Т. А. Емельянцева. Минск: БелМАПО, 2004. — 61 с.
  70. , Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний / Д. Д. Еникеева. — М.: Академия, 1998. — 299 с.
  71. , Д.Д. Сексуальность детей и подростков / Д. Д. Еникеева. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. 416 с.
  72. , И.В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания, передающиеся половым путем / И. В. Журавлева // СОЦИС. -2000. № 5. — С. 66 — 74.
  73. , И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И. В. Журавлева. М.: ИС РАН, 2002.
  74. , В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса / В. И. Журбин // Вопросы психологии. 1990. — № 4.
  75. , С.А. Сексуальная деструктивность несовершеннолетних / С. А. Завражин. М.: Прометей, 1996. — 81 с.
  76. , Г. К. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев, Т. Г. Хаптанова // Вопросы психологии. -2002 г.- № 3.-С. 33 -40.
  77. , C.B. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте тендерных различий: Дис. докт. психол. наук / C.B. Зверева. СПб., 2006.
  78. Здоровая молодежь здоровое общество / Под ред. JI.H. Таланкина, Г. С. Корчагиной, A.M. Куликова, Л. П. Симбирцевой, Ю. М. Шикина. — СПб.: Нордмедиздат, 2005. — 368 с.
  79. , Е.И. Новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся России / Е. И. Иванова // Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. М., 2000 — С. 17−31.
  80. , Н.П. Установки по отношению к началу половой жизни / Н. П. Ивченкова, A.B. Ефимова, О.П. Аккузина^ // Вопросы психологии. — 2001.-№ 3.-С. 49- 57.
  81. , Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2001.- 464 с.
  82. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  83. , Д.Н. Половое воспитание детей и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. М.: Медицина, 1980. — 184 с.
  84. , В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии / В. Е. Каган. Л.: ЛПМИ, 1986. — 387 с.
  85. , Э.М. Комплексное лонгитюдное исследование особенностей физического и психофизического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов развития / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова,
  86. Т.В. Душенина, А. Р. Галлеев // Физиология человека. — 2003. Т. 29. — № 1. -С. 70 — 76.
  87. , В.Г. Дифференциальная психодиагностика развития речи у детей и их девиаций с опорой на специфику динамических процессов сенсомоторной интеграции / В. Г. Каменская // Материалы межд. конгресса по детской психиатрии. М., 2001. — С. 175 — 179.
  88. , В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта/ В. Г. Каменская. СПб., 1999. — 143 с.
  89. , В.Г. Возрастные и тендерные особенности системы психологических защит в подростково-юношеском возрасте / В. Г. Каменская, C.B. Зверева // Психологический журнал. — 2005. Т. 26. — № 4. — С. 77 — 88.
  90. , В.Г. Психофизиология развития интеллекта. Теоретическое. и экспериментальное исследование: Монография / В. Г. Каменская, JI.B. Томанов. СПб.- Елец: изд-во ЕГУ им. И. Бунина, 2008. — 256 с.
  91. .Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвасарский. JL, 1982.
  92. , А. Сексуальное поведение самца человека (Sexual Behavior in the Human Male) / А. Кинзи. 1948.
  93. , А. Сексуальное поведение самки человека (Sexual Behavior in the Human Female) / А. Кинзи. 1953.
  94. Кле, M. Психология подростка: Психосексуальное развитие / М. Кле. -М., «Педагогика», 1991. 171 с.
  95. , В.Ф. Физическое и половое развитие здоровых девочек в процессе созревания репродуктивной системы / В. Ф. Коколина //Акушерство и гинекология. -1991.- № 1.- С. 34−37.
  96. , А.Г. Психологические особенности человека / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Т. 1. — Л., 1957.
  97. , Д.В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов. М.: Флинта, МПСИ, 2000. -176 с.
  98. , Д.В. Современный подросток. Взросление и пол / Д. В. Колесов. М.: МПСИ: Флинта, 2003. — 197 с.
  99. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
  100. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Наука.- 1988, — 270 с.
  101. Кон, И. С. Сексуальность и культура / И. С. Кон. СПб.: СПбГУП, 2004.- 104 с.
  102. , В. А. Медико-социальные аспекты проблемы регулирования рождаемости в современных условиях / В. А. Коновалов, B.C. Курников // Мать и дитя: Материалы IV Рос. форума. М., 2002 — 4.1. — С. 43−44.
  103. , Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. — Вып.1. — С. 8 — 15.
  104. , Ц.П. Личностные расстройства и их современная терапия / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2005.-Т. 3. — № 3. — С. 232−237.
  105. , Ц.П. Мифология пола / Ц. П. Короленко. Красноярск, 1994.
  106. , Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2002 — 992 с.
  107. , А.П. О подростках / А. П. Краковский. М.: Педагогика, 1970.-271с.
  108. , М.Н. Проблема ребенка в современной молодой семье / М. Н. Краснова // Семья в России. М.: Чебоксары, 2001. — № 1. — С. 33 — 41.
  109. , Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. 608 с.
  110. , Э. Теория темпераментов / В кн.: Гиппенрейтер Ю. Б, Романов В. Я. Психология индивидуальных различий. -М.: ЧеРо, 2000. — С. 341 351.
  111. , П.Н. Научное обоснование службы охраны репродуктивного здоровья девушек-подростков: Автореф. дисс.. докт. мед. наук / П. Н. Кротин. СПб., 1998.- 39 с.
  112. , П.Н. Медико-социальная помощь подросткам в сохранении репродуктивного здоровья / П. Н. Кротин, A.M. Куликов // Справочник фельдшера и акушерки. 2006.- № 10.- С. 47−55.
  113. Крупко — Болынова, Ю. А. Патология полового развития девочек и девушек / Ю. А. Крупко — Болыпова. — Киев: Здоровье, 2006. — 255 с.
  114. Кулавский, В. A. Me дико—социальные аспекты охраны репродуктивного здоровья / В. А. Кулавский, JI.A. Даутова // Мать и дитя: материалы IV Рос. Форума. М., 2002. — Ч. 1. — С. 50 — 52.
  115. , В.И. Гинекология / В. И. Кулаков, В. Н. Серов, A.C. Гаспаров. -М.:МИА, 2005.-616 с.
  116. , С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод. пособие / С. А. Кулаков. СПб., 1996.
  117. , И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. М.: Университет Российской Академии образования, 1996. — 175 с.
  118. , В.Н. Правовое поведение: Норма и патология / В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1982. — 287 с.
  119. , Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биол. спец. ВУЗов / Г. Ф. Лакин. -М.: «Высшая школа», 1990. 352 с.
  120. , К.С. Подростки с нарушением в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика трудных подростков / К. С. Лебединская. М., 1988.
  121. , С.Г. Проблема беременности у подростков: пути решения / С. Г. Левитас // Вторая Всесоюзная конференция по гинекологии детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1990.
  122. Лев Старович, 3. Секс в культурах мира / 3. Лев — Старович- Пер. с пол. — М.: Мысль, 1991.-255 с.
  123. , К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Киев: Паукова думка, 1981.-311 с.
  124. , Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева. Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998.
  125. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1975.-227 с.
  126. , А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения / А. Е. Личко, М. Я. Иванов. М.: «Фолиум», 1995. — 64 с.
  127. , А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  128. , А.Е. Диагностика характера подростков: ПДО. Краткое руководство / А. Е. Личко. СПб.: «Фарматекс», 2001 — 57 с.
  129. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  130. , Р. Здоровье подростков. Справочник для родителей / Р. Лопес. -СПб.: Изд-во Будущее Земли, 2004. 512 с.
  131. , O.K. Половое воспитание детей и подростков в семье / O.K. Лосева. М., 1990. — 35 с.
  132. Н.В. Медико-социальные исследования полового поведения подростков Новосибирской области за 5 лет (1994 1998) / Н. В. Лузан // ИППП. — 1999. — № 3.
  133. , Г. Х. Сексуальное воспитание детей и подростков / Г. Х. Лявшина. М.- СПб.: Изд-во Диля, 2003. — 128 с.
  134. , Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать-ребенок»: первый год жизни / Е. Е. Ляксо // Психологический журнал. 2005. — т.26. -№ 3. — С. 94−106.
  135. , У. О любви и сексе / У. Мастере, В. Джонсон, Р. Кол один. -СПб., 1991.
  136. , В.П. Оценка развития подростков: Метод, рек. / В. П. Медведев, A.M. Куликов, Л. А. Чернова. СПб., 1996. — 30 с.
  137. , Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника / Л. А. Медникова // Начальная школа плюс До и После М.: «Баласс», 2008. -№ 1. — С. 72−75.
  138. , И.Б. Репродуктивное здоровье девочек-подростков: Автореф. дис.. канд. мед. наук / И. Б. Медведева. — Бишкек, 2000. — 24 с.
  139. , В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособие /В.Д. Менделевич. М.: МЕДпресс-информ, 2001.
  140. , В.Г. Диагностика акцентуированных черт характера и типов акцентуаций у школьников / В. Г. Меньшиков. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. института, 1993. — 112 с.
  141. , B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. — М. Воронеж: МОДЭК, 1996.-448 с.
  142. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1988.- 429 с.
  143. , Б.Е. Катамнез девушек подростков перенесших искусственный аборт / Б. Е. Микиртумов, Н. В. Шамарин // Актуальные вопросы детской и подростковой гинекологии. СПб, 1998.- С. 208 — 209.
  144. , H.H. Ростовые процессы у русских детей и подростков Севера Европейской части Российской Федерации / H.H. Миклашевская, Е.З. Година//Вопросы антропологии. 1992. — № 86. — с. 53 — 70.
  145. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой.- М.: Педагогика, 1989.-288 с.
  146. , А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях / А. Н. Михайлов, B.C. Ротенберг // Вопросы психологии. 1990. — № 5.
  147. , И.Н. Амбивалентность личности: Морально-психологический аспект / И. Н. Михеева. М.: Наука, 1991. — 128 с.
  148. Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития / Материалы межрегион, науч.-практ. конф. — Киров: НОУ «Центр соц.-психол. помощи детям, подросткам и молодежи», 2004. —124 с.
  149. , И.Л. Мотивация вступления в брак и внутрисемейные ценности современной молодежи / И. Л. Москвичева // Молодежь в условиях соц.-экон. реформ: Материалы междунар. науч.-практ. конф.- СПб., 1995. -Вып. 1.-С. 104−105.
  150. , С.М. Женщина на пороге XXI века: тендерные исследования социально-экономических проблем / С. М. Моор. Тюмень: Изд-во Тюменского Государственного университета, 1999. — 243 с.
  151. , А. Я и мое тело / А. Найк. М.: ACT, 2000. — 240 с.
  152. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие / А. Д. Наследов. СПб., 2004. — 392 с.
  153. Наследов, А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных / А. Д. Наследов. СПб.: Питер, 2008. — 416 с.
  154. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В. Д. Небылицын. -М.: Просвещение, 1966. 156 с.
  155. , В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М.: Прогресс, 1976. — 128 с.
  156. , Е.И. Психофизиология: Учебник для вузов / Е. И. Николаева. 2-е изд. — М.: Пер СЕ, 2003. — 544 с.
  157. , И.М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, P.M. Грановская. СПб.: Речь, 2001. — 507с.
  158. , А. Нарушения сексуального поведения / А. Нохуров. М.: Медицина, 1988. — 3-е изд. — 224 с.
  159. , Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.
  160. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 155 с.
  161. , Ю.М. Половое развитие и воспитание / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1993. — 239 с.
  162. , М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. СПб.: «Питер», 2000. — 288 с.
  163. , И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. — М.- Л.: АН СССР, 1951.- Т. 3, кн. 2.
  164. , А.И. Девочке, девушке, женщине / А. И. Панченко, JI.B. Эрман. СПб.: Педиатрический медицинский институт, 1992. — 80 с.
  165. ПДО для подростков: Краткое рук-во / Под ред. Л. И. Вассермана. М.- СПб.: ФАРМиндекс, 1994. — 68 с.
  166. , Е.И. Половое созревание девочек и механизмы формирования его задержки (клинико-экспериментальные исследования): Автореф. дис.. докт. мед. наук / Е. И. Плехова. М., 1987. — 24 с.
  167. , A.B. Критерии социальной дезадаптации подростков по данным психологического обследования. Автореф. дис. .канд. психол. наук / A.B. Полегенько. — СПб., 1995. — 22 с.
  168. Половое воспитание. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  169. , Л. Сексуальная жизнь подростков: открытие тайного мира взрослеющих мальчиков и девочек / Л. Понтон. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. — 272 с.
  170. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. — 688 с.
  171. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара: Изд. дом Бахрах м, 2001. — 672 с.
  172. , A.M. Подросток в учебнике и в жизни / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. -М.: Просвещение, 1990. 205 с.
  173. Прогрессивные цветные матрицы. Исследование интеллекта у детей: Метод, пособие. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1992.
  174. , Н.Я. Физиологические особенности роста и развития детей и подростков / Н. Я. Прокопьев, A.A. Важенин, C.B. Соловьев. Сургут: РИИЦ «Нефть Приобья», 2002. — 152 с.
  175. , О. В. Особенности течения беременности и родов у юных / О. В. Прохорова // Здоровье подростков на пороге 21 века: тезисы докладов науч.- практ. конф. СПб., 1997 — С. 34 — 36.
  176. Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С. Т. Посоховой. М.- СПб.: Сова, 2005. — 671 с.
  177. Психодиагностика. Теория и практика / Под ред. Н.Ф. Талызиной- Пер. с нем.-М.: Прогресс, 1986. 208 с.
  178. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов / Под ред. Л. И. Вассермана. — СПб.: ПНИ, 1998. — 49 с.
  179. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. — т. 1 — 312 с.
  180. Психологическое здоровье и социальная адаптация: Сборник материалов науч.-практ. семинара / Под ред. В. Г. Каменской. СПб.: «7 СТУДИЯ РИК», 2009. — 382 с.
  181. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 238 с.
  182. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  183. Д.Я. Подросток и семья: Учеб. пособие по детской и возрастной психологии / Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2002. — 656 с.
  184. РАН ИКСИ «Перестройка глазами россиян: 20 лет спустя»: Аналитический доклад. М.: Социс, 2005. — № 9. — С.23−36.
  185. , Т.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков / Т. А. Ратанова // Психологический журнал. -1999.-Т. 20.-№ 2.-С. 90−101.
  186. , A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие / A.A. Реан. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  187. , Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т. А. Репина // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 158.
  188. , Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т. А. Репина // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 62 — 70.
  189. Репродуктивное здоровье детей и подростков // Медицина. 2005. -№ 1.-С. 8−9.
  190. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М.: «Прогресс», 1994.
  191. , В.Е. Психическая травма / В. Е. Рожнов, Ф. В. Бассин, М. А. Рожнова / В кн.: Руководство по психотерапии. 2-е изд. — Ташкент, 1979. — С. 24−43.
  192. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И: В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 1988. — 336 с.
  193. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. В 2-х т. — М., 1989.
  194. , JI.A. Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии: Автореф. дис.. докт. психол. наук / Л. А. Рудкевич. СПб., 2000.
  195. Руководство по сексологии / Под ред. С. С. Либиха СПб.: Питер, 2001. -480 с.
  196. , В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. -1985.-№ 1.-С. 19−32.
  197. , В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека / В. М. Русалов // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 11. С. 10−21.
  198. , В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и способностей человека / В. М. Русалов //В кн.: Проблемы психологии личности. М.: Просвещение, 1982. — С. 198 — 204.
  199. , В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. — Т.7. — № 4. -С. 23 — 35.
  200. , М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: В 2-х кн. / М. Р. Сапин, З. Т. Брыксина. -М.: Академия, 2000.
  201. , И.В. Проблемы утверждения здорового образа жизни семьи / И. В. Сапожникова // Молодая семья и реализация активной социальной политики в регионе. — Свердловск, 1990. — С. 125 133.
  202. , И.А. Психофизиологические характеристики и психолого-педагогические условия интеллектуальной готовности к обучению в школемальчиков и девочек 6−7 лет: Автореф. дис. канд. психол. наук / И.А.
  203. Сергеева. СПб., 2003. — 24 с.
  204. , В.Ф. Характер и деструктивное поведение / В. Ф. Сержантов. СПб.: Ривьера, 1993. — 133 с.
  205. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 355 с.
  206. , В.А. Роль медико-социальных, эпидемиологических и конституционно-психологических факторов в формировании групп риска по ИППП среди подростков: Автореф. дис.. канд. мед. наук / В. А. Скибицкий. — Новосибирск, 2000. 24 с.
  207. , Ю.К. Общество и инфекции, передаваемые половым путем: поиск решений / Ю. К. Скрипкин, В. А. Аковбян, Л. И. Тихонова // Вести дерматол. венерол. 1999. — № 6. — С. 20 — 22.
  208. , Д. Курс выживания для подростков / Ди Снайдер. М.: «Горизонт», 1995.
  209. , Е.Т. Психотерапия: теория и практика: Учеб. пособие для вузов / Е. Т. Соколова — 4-е изд., стер. (Высшее профессиональное образование). М.: ИЦ Академия, 2010.-368 с.
  210. , В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции / В. В. Столин // — Психол. журнал, 1981. № 3.
  211. , Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу- Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1982. — 231 с.
  212. , М.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей различных конституционных типов: Автореф. дис.. канд. биол. наук / М. А. Суботялов. Новосибирск, 2002. -22 с.
  213. , С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук / С. С. Суровцева. СПб., 2004. — 26 с.
  214. , Д. Влияние коммуникации между сверстниками на их развитие / Д. Тадж // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 32 — 35.
  215. , Л. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели / Л. Тархова. -М.: Знание, 1997.-255 с.
  216. , В.А. Психология лечебного процесса / В. А. Ташлыков. Л., 1984.
  217. , Б.М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Б. М. Теплов. — М., т. I, 1956. 411 с.
  218. , Л.Н. В семье растет дочь / Л. Н. Тимощенко. — М.: Знание, 1978.-96 с.
  219. , O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. М.: Изд-воМГУ, 1984.-272 с.
  220. , Е.Г. Психологические особенности восприятия межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте: Учеб.-метод. пособие / Е. Г. Товбаз. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПУ, 2001. — 68 с.
  221. В.Г. Психология подростковой беременности / В. Г. Толстов В.В. Нагаев. — Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 2003. 160 с.
  222. , JI.B. Методы психофизиологической диагностики: Учеб. пособие / Л. В. Томанов. СПб.: «Милена», 2006. — 103 с.
  223. , А.Н. Физическое развитие и половое созревание девочек-якуток: Автореф. дис.. канд. мед. наук / А. Н. Тролукова. М., 2006. — 22 с.
  224. , Л.Г. Оценка степени полового развития девочек / Л. Г. Тумилович, Г. П. Сальникова // Акушерство и гинекология. 1975. — № 3. — С. 54 — 56.
  225. , Д. Чудо секса / Д. Уилки, Б. Уилки. — М.: Изд-во Смирна, 2004. 126 с.
  226. , В.М. Фрактальные структуры в биологии / В. М. Урицкий, Н. И. Музалевская // Биомедицинская информатика. СПб., 1990. — С.48 — 62.
  227. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Г. Аркелова.- М.: Высшая школа, 1990. 304 с.
  228. Федер, Ф: Фракталы / Ф. Федер. М., 1991. — 187 с.
  229. Физическое и половое развитие детей и подростков. Основные функциональные показатели и нормативы лабораторных исследований. — Пермь: Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «ПГМА МЗ РФ», 2003. — 90 с.
  230. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. В. И. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184 с.
  231. , А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 140 с.
  232. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд. Минск, 1990. — 164 с.
  233. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. M.: АСТ, 2009. — 288 с.
  234. , Э. Иметь или быть / Э. Фромм. М.: АСТ, 2008. — 320 с.
  235. , Э. Искусство любить / Э. Фромм. СПб: Азбука-классика, 2006.-224 с.
  236. , Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы / Г. Хельмиус. СПб.: Нордмедиздат, 2003.- 128 с.
  237. , Н.М. Молодая семья. Гармония интимной жизни / Н. М. Ходаков. JL: Лениздат, 1991. — 95 с.
  238. , Е.Ю. Факторы среды и индивидуально-психологические различия старших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. Ю. Ходакова. М., 2004. — 21 с.
  239. , А. Гинекология детского и подросткового возраста / А. Хубер, Г. Д. Хирше. М., 1981. — 295 с.
  240. , Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб: Питер, 2000. -608 с.
  241. , К. Женская психология / К. Хорни. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 1993. — 222 с.
  242. , А.Г. В семье сын и дочь / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. -М.: Просвещение, 1985. 240 с.
  243. В.М. Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов / В. М. Ченегин. Волгоград: Изд-во ВГИФК, 1988. — 35 с.
  244. , О.В. Анализ причин материнской смертности в субьектах Российской Федерации / О. В. Шарапова, О. С. Филиппов, Е. В. Гусева, О. Г. Фролова, Л. П. Королева // Мать и дитя: Материалы IX Рос. форума. М., 2007. — С. 642.
  245. , У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным: В кн.: Гиппенрейтер Ю. Б, Романов В. Я. Психология индивидуальных различий / У. Шелдон. М.: ЧеРо, 2000. — С. 461 — 471.
  246. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  247. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — с. 6 -20.
  248. Энциклопедия половой жизни (на русск. яз.) Вильнюс, 1990:
  249. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  250. , В.К. Методология оценки, и состояния репродуктивного потенциала девочек и девушек / В. К. Юрьев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 4. — С. 3−5.
  251. , В.К. Основные медико-социальные проблемы репродуктивного здоровья девочек / В. К. Юрьев // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии: Тезисы докладов 1-й всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1993. — С. 6 — 8.
  252. , И.О. Молодая семья: сущность, специфика типология / И. О. Ястребова // Социальные и гуманит. исследования: традиции и реальности: Межвуз. сборник научных трудов. Саранск: СВМО, 2000. — С. 427 — 433.
  253. Abel, S.M. Discrimination of temporal gaps / S.M. Abel // Journal of the Acoustical Society of America, 52. 1972. — Pp. 519−524.
  254. Abel S.M. Duration discrimination of noise and tone bursts / S.M. Abel // Journal of the Acoustical Society of America, 51.- 1972. Pp. 1219−1223.
  255. Adolescents, unwanted pregnancy and abortion. Policies, counseling and clinical care. USA, 2004.
  256. Ainsworth, M.D. An ethological approach to personality development / M.D. Ainsworth, T. Bowlby // Amer. Psychologist. 1991. — V.46. — P. 251 — 259.
  257. Altermat, E.R. Bias or Responsibility? Sex and Achievement Level Effects on Teacher’s Classroom / E.R. Altermat, J. Jovanovich, M. Perry. Sweden, 2005.
  258. Aks, D.J. Temporal and Spatial Patterns in Perceptual Behavior: Implication for Dynamical Structure / D.J. Aks // Chaos and Complexity in Psychology. -N.Y.-London, 2009. Pp.132−177.
  259. Bancroft, J. Sexual Addiction, Sexual Compulsivity, Sexual Impulsivity or What? Towards a Theoretical Model / J. Bancroft, Z. Vukadinovic // J. Sex Res. 2004, Aug. V.41., N 3. — Pp. 225−234.
  260. Bergman, Y. Breaking Through. A Guide to Sexual and Reproductive Health and Rights / Y. Bergman. Sweden. Stockholm, 2004.
  261. Berngham, W.X. The study of adolescence / W.X. Berngham. USA, 1891.
  262. Black, D.W. Characteristics of 36 subjects reporting compulsive sexual behavior / D.W. Black, L.L.D. Kehrberg, D.L. Flumerfelt, S.S. Schlosser // American Journal of Psychiatry, 1997. V. 154., №. 2. — Pp. 243−249.
  263. Boman, S. What’s love gotta do with it? Reflections on psychotherapeutic work with the buyers and sellers of sex / S. Boman, E. Green. Sweden, Stockholm, 2004.
  264. Buonomano, D.V. Temporal information transformed into a spatial code by neural network with realistic properties / D.Y. Buonomano & M.M. Merzenich // Science, 267. 1995. — Pp. 1028−1030.
  265. Carlson, N.R. Physiology of Behavior / N.R. Carlson. Boston, London, Toronto, Sydney, Tokio, Singapure: Allyn and Bacon, 1994.
  266. Carnes, P.J. Contrary to Love / P.J. Carnes. Hazelden Publishing and Education, Center City, Minnesota, 1989.
  267. Centerwall, E. Sexualities. Exploring sexuality as cultural phenomena / E. Centerwall. — Sweden, Solna, 2001.
  268. , E. «Love! You can really feel it, you know!» Talking about sexuality and personal relationships in school / E. Centerwall. Sweden, Solna, 2000.
  269. Chandra, P. S. High-risk sexual behavior and sensation seeking among heavy alcohol users / P. S. Chandra, V.A. Krishna, V. Benegal, J. Ramakrishna // Indian J. Med. Res. 2003, Feb. V. l 17. — Pp. 88−92.
  270. Chaos and Complexity in Psychology. The Theory of Nonlinear Dynamic Systems. N.Y.- London, 2009. — 527 p.
  271. Children, Youth and Unsafe Abortion. UNICEF. State of the World’s Children, 1999.
  272. Coleman-Kennedy, C. Assessment and diagnosis of sexual addiction / C. Coleman-Kennedy, A. Pendley // J. American Psychiatric Nurses Association, 2002. V.8. N5. — Pp.143−151.
  273. Di Meglio, L.A. Disorders of puberty: inactivating and activating molecular mutations / L.A. Di Meglio, O.H. Pescovitz // J. Pediatr, 1997, Jul- 131(1 Pt. 2). -Pp. 8−12.
  274. Eliasson Per Elis. Men, Women and Violence. Understanding and changing violent behavior / Eliasson Per Elis. Sweden, Stockholm, 2001.
  275. Everitt, B.J. Interactions between the amygdala and ventral striatum in stimulus-reward associations: Studies using a second-order schedule of sexual reinforcement / B.J. Everitt, M. Cadon, T.W. Robbins // Neuroscience, 1989. V. 30. — Pp.63−75.
  276. Fergusson, D.M. Conduct problems and attention deficit behavior in middle childhood and cannabis use by age 15 / D.M. Fergusson, M.T. Lynskey, L.J. Horwood // Australian and New Zealand’Journal of Psychiatry, 1993. V.27, N 4. -Pp. 673−682.
  277. Fraisse, P. Perception and estimation of time / P. Fraisse // Annual Review of Psychology, 35. 1984. — Pp. 1−36.
  278. Friedman, H.L. Reproductive health in adolescents / H.L. Friedman // World. Health Stat. Q. 1994. — Vol. 47. — № 1. — Pp. 31−35.
  279. Ghirri, P. Final height in girls with slowly progressive untreated central precocious puberty / P. Ghirri, U. Bottone, M. Gasperi, M. Bernardini, L. Coccoli, Giovanelli R, Boldrini // Gynecol Endocrinol, 1997, Oct- 11(5). Pp. 301- 305.
  280. Golomok, S. Gender Development / S. Golomok, R. Fivush. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
  281. Hedlung, E. Rape. Guide to Victim Care / E. Hedlung M. Gothberg. -Sweden, Stockholm, 2005.
  282. Heart and Minds: Self-esteem and the Schooling of Girls / Ed. By J. Kenwey, S. Wills. Falmer Press. London, 1990.
  283. Hill et Monks. Adolescence and Youth in Prospect / Hill et Monks. I.P.C., 1977.
  284. Hollis, G. Origin of Order in Cognitive Activity / G. Hollis, H. Kloos, G. Van Orden // Chaos and Complexity in Psychology. N.Y.- London, 2009. — Pp. 206−241.
  285. Jackson, S. Developmental research on adolescence: European perspectives for the 1990s and beyond / S. Jackson, H.A. Bosma // British journal of Developmental Psychology, 1992. 10.
  286. Janoff-Bulman, R. Rebuilding shattered assumptions after traumatic life events: coping processes and outcomes / R. Janoff-Bulman // In: C.R.Snyder (Ed.) Coping: The psychology of what works. NY: Oxford University Press, 1998.
  287. Johansson, A. Adolescent sexual and reproductive health and rights. Abortion an international perspective / A. Johansson. — Sweden, Stockholm, 2005.
  288. Kapamadzija, A. Children’s knowledge of sex and contraception / A. Kapamadzija, A. Bjelica, D. Segedi// J. Med Preg., 2001, Jan-Feb- 54(1−2). Pp. 5357.
  289. Kelso, J.A. Cognitive coordination dynamic / J.A. Kelso // The dynamical systems approach to cognition / Ed. by W. Tschacher and J.P. Dauwalder, 2000. -Pp. 43−67.
  290. Kernberg, P. Mechanisms of defense: Development and research perspectives. The evolution of concert / P. Kernberg // Bulletin of the Menninger Clinic. 1994.-V. 58.-Nl.
  291. La France, M. The nonverbal display of psychological androgyny / M. La France and B. Carmen // Journal of Personality and Social Psychology, 1980. v. 38. — Pp. 36−49.
  292. Laaser, M. Faithful and True: Sexual Integrity in a Fallen World / M. Laaser. New York, 1998.
  293. Mahfouz, A.A. Teenage pregnancy: are teenagers a high risk group / A.A. Mahfouz, M.M. el. Said et al. // Europe. J. Obstetr., Gynecol. Reprod. Biol. -1995.-Vol. 59, № 1.-Pp. 17−20.
  294. Maternal Health Implications for Children and Adolescents. — Population Reference Bureau. The World’s Youth, 2000.
  295. McCauley, A. Meeting the Needs of Young Adults /А. McCauley, C. Salter //Popul, Rep. 1995. Vol. 41. — № 10. — Pp. 26 — 31.
  296. Michon, J.A. The compleat time experience. In J.L. Jackson (Eds.) / J.A. Michon // Time, Mind and Behavior. Berlin: Springer, 1985. — Pp. 21−52.
  297. Mitrani, L. Identification of short time intervals under LSD25 and mescaline / L. Mitrani, S. Shekerdjiiski, A. Gourevitch & S. Yanev // Activas Nervosa Superior, 19.- 1977.-Pp. 103−104.
  298. Munsterberg, H. Beitrage zur experimentellen Psychologie, Heft 2. / H. Munsterberg. Freiburg, Germany: Akademische Verlagsbuchhandlung von J.C.B. Mohr, 1889.
  299. Olausson, P.O. Premature death among teenage mothers / P.O. Olausson, B. Haglund and others // В JOG: an International Journal of Obsterics and Gynaecology, 2004. V. l 11, — Pp. 793−799.
  300. Peele, S. Love and addiction / S. Peele A. Brodsky. N.Y.: A Signet Book. New American Library, 1975.
  301. Plutchik, R. A structural theory of ego defenses and emotions / R. Plutchik, H. Kellerman, H.R. Conte / Izard C.E. Emotions in personality and psychopathology. NY, 1979.
  302. Rammsayer, T.H. Temporal information processing and memory / T.H. Rammsayer. Vancouver, Canada: The International Society for Psychophysics, 1994. -Pp.48−53.
  303. Rammsayer, T.H. Experimental evidence for different timing mechanisms underlying temporal discrimination / T.H. Rammsayer. Padua, Italy: The International Society for Psychophysics, 1996. — Pp. 63- 68.
  304. Rammsayer, T.H. Duration discrimination of filled and empty auditory intervals: cognitive and perceptual factors / T.H. Rammsayer & S.D. Lima // Perception and Psychophysics, 50. 1991. — Pp. 565−574.
  305. Rammsayer, T. Sensory and cognitive mechanisms in temporal processing elucidated by a model system approach / T. Rammsayer // Time and Mind II: Information processing Perspectives. Chapter 6. Germany: Hogrefe &Huber Publishers, 2003. — Pp. 97−113.
  306. Raviv, M. Personality characteristics of sexual addicts and pathological gamblers / M. Raviv // Journal of Gambling Studies, 1993. V.9. — Pp. 17−30.
  307. Rawson, R. Stimulant abuse and compulsive sex / R. Rawson, A. Washton // Presentation at the 29th Annual Scientific Conference of the American Society of Addiction Medicine. New Orleans, LA, April 17, 1998.
  308. Riley, M. Variability and determinism of motor behavior / M. Riley, M. Turney // J. of motor behavior, 2002. V. 34. — Pp. 154−167.
  309. Schwartz, M.F. Sexual compulsivity as post-traumatic stress disorder: treatment perspectives / M.F. Schwartz // Psychiatric Annals, 1992. V.22. — Pp. 333−338.
  310. Smith, L.B. Underreporting sensitive behaviors: the case of young women’s willingness to report abortion / L.B. Smith, N.E. Adler, I.M. Tsshann // J. Health Psychol., 1999, Jan. vol. 18, N 1. — Pp. 37- 43.
  311. Souza у Machorro, M. Sex «addiction»: compulsion and controversy / M. Souza у Machorro // Ginecol. Obstet. Mex. 2002, Oct. V.70. — Pp. 477−490.
  312. Spivey, M. The continuity of mind / M. Spivey. L., 2007. — 290 p.
  313. Sturt, M. The psychology of time / M. Sturt. London: Kegan Paul, 1925.
  314. Teenage pregnancy: a problem or what? Commentary // BJOG: an International Journal of Obsterics and Gynaecology, 2004. V. l 11. — Pp. 763−764.
  315. Time and Mind II: Information processing Perspectives / Edited by Hede Helfrich. Germany: Hogrefe &Huber Publishers, 2003. — 248 p.
  316. Trad, P.V. Mental health of adolescent mothers / P.V. Trad // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. -1995. 34(2). — Pp. 1 ЗОНІ.
  317. Yasue, S. Calculation of the power law index for time series by means of its fractal dimension / S. Yasue, K. Munakato, H. Kato, S. Mori // Fractals, 1996. V. 4. — Pp.70−84.164
Заполнить форму текущей работой