Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Национально-психологические особенности калмыков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методики этой проблематики включали использование: — этнопсихологического опросникаспециально адаптированного теста измерения потребности в общенииспециально-адаптированного теста-вопросника измерения потребности в достиженияхспециально адаптированного теста измерения ценностных ориентациив). Показателей оценки национальной специфики коммуникативноповеденческой сферы национальной психики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАЛМЫКОВ
    • 1. Осмысление сущности национальной психологии как предпосылка изучения национально-психологических особенностей калмыков
    • 2. Характеристика факторов, оказавших влияние на формирование психологии калмыков.5 $
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАДИ0НАЛЬН041^Рг1ШЙ"ЯЕСКИХ. --Не
  • ОСОБЕННОСТЕЙ КАЛМЫКОВ
    • 1. Программа исследования национально-психологических особенностей калмыков
    • 2. Характеристика результатов исследования национальнопсихологических особенностей калмыков

Национально-психологические особенности калмыков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современный этап развития общества в России требует новых подходов и решений вопросов которые ставит перед нами социальная практика межнациональных отношений. Вместо всестороннего анализа существовавших острых проблем в данном вопросе чаще всего констатировали гармонию в этой сфере, нерушимую дружбу народов, а действительность диктует что, необходимо видеть все: и реальную конфликтность, и недостаточность взаимопонимания между представителями различных наций и этносов и потребности в тщательном регулировании взаимопонимания между ними. Как следствие этого деформации и ошибки в подходах к оценке роли национального фактора в духовной жизни конкретных народов, развитии родного языка, традиций и культуры негативно влияли на взаимопонимание и взаимоотношения людей.

В современных условиях от людей, живущих в современном обществе и следовательно имеющих какое-либо влияние на процессы современного общества, требуются разносторонние научные знания и особенно глубокое понимание психологических аспектов этой деятельности. Сегодня приобретает все большую значимость новая отрасль науки — этническая психология, которая занимается изучением и анализом психологических особенностей представителей различных национальных общностей.

Поэтому актуальны исследования психологического своеобразия психики представителей конкретных народов и его учет в жизнедеятельности.

Сегодня всякая деятельность в условиях конкретной республики или национального региона нашей страны немыслима без опоры на знание и учет национально-психологических особенностей.

На необходимость учета национальнопсихологических особенностей в воспитании разных племен и народов указывали зарубежные этнографы / Р. Бенедикт, М. Мид, Г. Плосс, М. Рид, Д. Уайтинг и др. /. Они отмечали уникальность этнических признаков, присутствующих в культурной жизни народа — особенностей языка, быта, религии, философии жизни, в зависимости от разных исторических и климатических условий возникновения этноса.

Посильный вклад в решение этой задачи должна вносить этнопсихология. Первая из них еще очень молода как наука, а вторая, начав развиваться на рубеже XX века, за тем оказалась по ряду причин вне круга интересов отечественных ученых. После развернувшихся, сначала в конце 60-х, а затем в начале 80-х годов, дискуссий по вопросу нации, проблемы национальной психологии, ее роли в жизни и деятельности людей, места в структуре общественного, в том числе и политического, сознания вновь стали привлекать внимание философов, историков, этнографов, филологов и представителей других наук (.

Баграмов Э. А., Богатырев П. Г., Бромлей Ю. В., Воробьева Н. Н., Джандильдин Н., Козлов В. Н., Кон И. С., Королев С. И., Филатов В. Н. и др.) — Были опубликованы работы теоретической направленности, намечены пути исследования составных элементов психологии нации, рассмотрены вопросы структуры и природы этого явления, его влияния на развитие этнических и политических процессов в обществе (Агеев В. С., Дробижева Л. Н., Душков Б. А., Кон И. С., Ладанов И. Д., Луганский Н. И., Ниязалиев Ш., Поршнев Б. Ф., Феденко Н. Ф. и др.). Была заложена серьезная основа для последующего развития важной области научного знания.

За последние два десятилетия отечественная этнопсихология значительно продвинулась вперед в деле изучения психологических особенностей представителей разных народов мира и некоторых этнических общностей России, значительный прогресс достигнут в вопросе учета национально-психологической специфики людей при анализе межнациональных отношений, политических и других процессов в обществе (Аллахвердянц Э. Н., Гаврилов В. А., Деркач А. А., Крысько В. Г., Куликов В. Н., Куликов И. Д., Кцоева — Солдатова Г. X., Мулдашева А. Б., Науменко Л. И., Оконешникова А. П., Резников Е. Н., Саракуев Э. А., Серова И. И., Сушков И. Р., Шихирев П. Н. и др.). В то же время, до сих пор мало исследований на стыке психологии и политологии, которые позволяют правильно осмысливать этнопсихологические детерминанты таких явлений, как политический климат в стране, специфика функционирования взглядов и настроений в общественно политической деятельности представителей тех или иных народов, особенности их политического ангажирования. Своеобразие реагирования на политические реалии в государстве и т. д.

Все это обусловило выбор темы диссертации: «Национально — психологические особенности калмыков «.

Объект исследования — национально психологические особенности калмыков.

Предмет исследования — специфика проявления национально — психологических особенностей калмыков в их жизни, поведении и деятельности.

Цель исследования — выявить и описать основные национально — психологические особенности калмыков, изучить специфику их проявления в наиболее значимых областях жизни представителей этой нации и показать их влияние на поведении и деятельности.

Гипотеза исследования — для калмыков характерны свои национально — психологические особенности, которые сформировались и закрепились под воздействием конкретных социально-исторических, политических, экономических, культурных и природных факторов. Эти особенности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового взаимодействия калмыков, а также влияют на конкретные стороны их жизни и деятельности. исследования :

1.В рамках изучения национально психологических особенностей калмыков уточнить методологический подход к пониманию сущности и содержания национальной психологии, её форм и своеобразия проявления в жизни и деятельности людей;

2. на основе гносео-исторического подхода выявить и описать факторы и условия, оказавшие влияние на формирование и закрепление важнейших национально-психологических особенностей калмыков;

3. разработать программу и адаптировать существующие методики для стандартного этнопсихологического исследования национально-психологических особенностей калмыков;

4. осуществить комплексный сравнительный анализ полученных с помощью гносео-исторического подхода и в результате стандартного этнопсихологического исследования наиболее значимых черт национальной психологии калмыков и дать их общую характеристику;

5. показать специфику проявления национальнопсихологических особенностей калмыков в их жизни и деятельности.

Методологической основой исследования явились разработанные, развитые и конкретизированные в трудах российских ученых кардинальные положения о целостном процессе формирования всесторонне и гармонично развитой личности с определенными национально-психологическими особенностямиметодологические принципы психологической наукиидеи и высказывания о социально-исторической природе национальная психологии, о детерминирующих ее объективных факторах, о влиянии национальной психологии одного народа на психологию других.

Теоретической основой исследования стали работы, раскрывающие, в частности, научные основы психологии личности и психологии различных общностей, их роль в жизни и деятельности людей (К.А. АбульхановаСлавская, В. Г. Ананьев, БрушлинскийА.А. Бодалев, JI.C. Выготский, А. Г. Ковалев, А. А. Леонтьев, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др).- социально-психологическую сущность национальной психологии (Г.М. Андреева, Ю. В. Арутюнян, Э. А. Баграмов, К. В. Бромлей, Л. Ф. Дашдамиров, Н. Джандильдин, Л. М. Дробижева, Б. А. Душков, В. И. Козлов, И. С. Кон, С. И. Королев, В. Г. Крысько, Н. М. Кузнецов, Ш. Ниязалиев, Б. Ф. Поршнев, Ю. В. Решетов, Г. В. Старовойтова, В. П. Трусов, П. Н. Шихирев и др.), основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования (B.C. Агеев, Н. В. Бахарева, А. Бороноев, А. Х. Гаджиев, Л. М. Дробижева, В. Г. Крысько, Г. У. Кцоева, А. П. Оконешникова, В. Ф. Петренко, Г. В. Старовойтова и.

ДР-).

Методы исследования. Для изучения национально — психологических особенностей калмыков и их учета в различных условиях жизни и деятельности была разработана и применена комплексная методика стандартного этнопсихологического исследования, сочетавшаяся с использованием гносео — исторического подхода, включавшего теоретическое и практическое обобщение научных идей и взглядов о национальной психологии калмыков, изложенных в исторической, психологической, педагогической, этнографической, философской и методической литературе (проанализировано 370 источников) — контент — анализ специальных научных источников, произведений калмыцкого поэтического, этического, фольклорного творчества (проанализировано 260 источников) — беседы и интервью с калмыками в различных районах Калмыкии (всего опрошено 1200 человек) — специальное тестирование и моделирование жизни и деятельности калмыков (использовано всего 12 методик) — общее количество респондентов составило 650 человек.

Исследование проводилось с 1993 по 1997 годы на территории Республики Калмыкия. Исследованием были охвачены 1850 человек.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались исходными методологическими позициями автора, применением апробированного инструментария, проведением повторных исследований, взаимопроверкой данных, сравнением с выводами других исследований.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— дана сущностная характеристика национальнопсихологических особенностей людей и оценена возможность учета в различных сферах их жизнедеятельности;

— обоснован принципиально новый подход к исследованию и анализу национально — психологических особенностей калмыков;

— выявлены и проанализированы факторы, оказавшие воздействие на национальную психологию калмыков: своеобразие их исторического и политического развития (до и после вхождения в состав России), специфику их культурных традицийособенности религиозного сознания калмыков;

— впервые проведено стандартное этнопсихологическое исследование калмыков;

— представлен целостный и всесторонний анализ национально-психологических особенностей представителей калмыков;

— проанализированы конкретные формы проявления национально-психологических особенностей калмыков в их политической, экономической, общественной и культурной жизни и деятельности.

Научная обоснованность и достоверность результатов применяемых методик определяется: достоверностью и проверенностью исходных методологических позицийпроверкой общих теоретических положений посредством соотнесения их с полученными результатамианализом и обобщением данных разнообразных источников, содержащих информацию о национально — психологических особенностях калмыковприменением совокупности надежных методик стандартного этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачамиспользованием апробированного инструментария, повторных исследований, взаимопроверкой данных, репрезентативностью полученной выборки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— выделены основные сферы исследования национально — психологических особенностей представителей определенной национальной группы;

— выявлены и представлены в комплексном виде национально — психологические особенности калмыков;

— реализован принцип сочетания стандартного этнопсихологического исследования с гносео историческим подходом к анализу национально психологических особенностей калмыков;

— подобран (адаптирован и апробирован) комплекс методик стандартного этнопсихологического исследования;

— разработаны практические рекомендации по совершенствованию взаимодеятельности представителей различных этнических групп с учетом национально-психологических особенностей.

Кроме того, результаты проведенного исследования позволяют: по новому взглянуть на историю, социально-экономическое развитие Калмыкии и психологии её народаболее точно прогнозировать и оценивать перспективы политических, экономических и социальных перемен в республикев ее общественной жизни (в комплексе с данными исследований других наук) — совершенствовать процесс межличностного общения с представителями калмыцкого этноса, что важно для данного этапа нашей жизни.

Внедрение и апробация результатов исследования. Содержание диссертации, выводы н научно-методические рекомендации докладывались на конференциях Института Молодежи, Российского психологического общества, на страницах журнала «Мир психологии», на заседаниях кафедры педагогики и психологии личности Института молодежи, в Московском институте национальных и региональных отношений.

Результаты исследования внедрялись в практику путем: чтения специально подготовленного курса, проведения по нему семинарских занятий и практических занятий на психологическом факультете Института молодежи и в Московском институте национальных и региональных отношенийподготовки к изданию «Этнопсихологического словаря».

На защиту выносятся следующие положения:

Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально — психологических особенностей.

Понятие «национально — психологические особенности «является подчиненным по отношению к понятию «национальная психология «как к общему, как к одному из признаков нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национальнопсихологические особенности — динамическими компонентами национальной психологии.

В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции. В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно — фоновые, интеллектуально — познавательные, эмоционально — волевые и коммуникативно — поведенческие национально психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.

Национально — психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения их своеобразия к какомуто общему знаменателюспособность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленностьбольшая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивостьмногообразие.

Проведенное исследование показало, что под воздействием многих факторов у калмыков сформировались следующие национально — психологические особенности: •- под влиянием исторического, социально политического и экономического развития — стойкость в достижении поставленных целей, верность данному слову, выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым, способность переносить большие трудности, самостоятельность, независимость, сплоченность, чувство единой национальной принадлежности;

• - под влиянием специфики культурного развитияуважительное отношение к старшим и младшимуважение достоинства других людей, стремление во всех отношениях с другими людьми соблюдать порядочность и честность;

— под влиянием религиозного развития — стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, стремление к самосозерцанию, самоконтроль, самоуспокоенность, трезвость мысли и рационализм, довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в желаниях и мечтах, определенная настойчивость при достижении реально существующих целей, жесткость при достижении реальной перспективы, уважительное отношение ко всякому живому существу, человеку в особенности, умеренность, стремление к гармонии, уравновешенность.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

1. Стандартное этнопсихологическое исследование национально — психологических особенностей калмыков включало изучение их: национального самосознания, специфики их национальной самоидентификации, потребностно — мотивационной сферы их национальной психики, их ценностных ориентаций и установок, их национальных (авто и гетеро) стереотипов, коммуникативно — поведенческой сферы их национальной психики и общения.

Комплекс методик, направленных на изучение национально-психологических особенностей через посредство исследования указанных выше феноменов, должен изначально быть ориентирован на учет: а) Показателей проявления национальнопсихологических особенностей и национального самосознания калмыков ими своей национальной принадлежности- - представлений об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках- - представлений о своей и «чужой» национальной психологии- - самоотношения калмыковпроявление их национального локуса контроля (переживания своего «я») — - этнических стереотипов- -приверженности к национальным ценностям: языку, культуре, обычаям, традициям, ценностям.

Методики этой проблематики исследования должны включать использование: — этнопсихологического опросника- - специально адаптированного опросника исследования самоотношения (МИС) — - специально адаптированного теста Люшер. б) Показателей в измерении национальной специфики потребностей и мотивов калмыков: национальных предпочтений определенных видов деятельности- - интенсивности, регулярности и продолжительности занятий этими видами деятельности- -национальных отличий в намерениях выбора калмыками конкретных видов деятельности.

Методики этой проблематики включали использование: — этнопсихологического опросникаспециально адаптированного теста измерения потребности в общенииспециально-адаптированного теста-вопросника измерения потребности в достиженияхспециально адаптированного теста измерения ценностных ориентациив). Показателей оценки национальной специфики коммуникативноповеденческой сферы национальной психики и общения калмыков: — межличностной перцепции и рефлексии в группе- - нормативных эталонов и ценностей группы- - восприятия индивидом группы- - направленности личности в группе. Методики исследования этих феноменов включали использование: — специально адаптированного опросник оценки способов реагирования на конфликтные ситуацииспециально адаптированного теста исследования мотивации поведенияметодики исследования восприятия индивидом группыметодики исследования нормативных предпочтений в группеопросного листа для руководителей трудовых многонациональных коллективов.

2. Проведенное стандартное этнопсихологическое исследование национально — психологических особенностей калмыков показало: этноконсолидирующими признаками калмыков являются родной языкнародные обычаи, обряды, культура, общее историческое прошлое, религию, черты характера и психология.

Неявными признаками калмыки считают черты внешнего облика, внешнее поведение, родственные связи.

— большинство калмыков ориентировано на сочетание ценностей своей национальной культуры с достижениями культуры других народов, с положительными ориентациями на межнациональное дружеское общение.

Это проявляется прежде всего в хорошем знании истории, искусства, деятелей культуры своего народа и других народов. Сравнительная ориентация на сугубо национальные ценности у городских жителей менее выражена, чем у сельских, т. е. последние в большей мере сохраняют национальное своеобразие, проявляют интернациональную и ассимилляционную ориентацию. своими положительными национально-психологическими особенностями калмыки считают национальную гордость и чувство национального достоинства, уважение старших, мягкость характера, доброту, щедрость, мужество, любовь к красоте и хороший эстетический вкус, честность, человечность, интернационализм, рассудительность, душевное равновесие, жизнерадостность, благородство и гостеприимство, чувство национального достоинства, уважение к родному языку, любовь к своим родным местам, сплоченность, беззлобность, гостеприимство, доброта, простота, скромность, честность, мужество, храбрость, прямота, настойчивость, покладистость. калмыки отрицательно относятся к таким, качествам, которые время от времени проявлются в их психологии: неуважение к родному языку, разрозненность, завистливость, отход от национальных традиций и обычаев, замкнутость, упрямство, злопамятство, холодность, неуважение к старшим по возрасту, высокомерие, хвастливость, этноцентризм, боязнь досужих разговоров, слабая сплоченность, местничество. в числе положительных характерологических признаков, приписываемых калмыкам представителями других национальностей, проживающих на территории Калмыкии оказались: выносливость, душевное равновесие, приспособляемость, хладнокровие, упорство и настойчивость в достижении цели, редкая терпеливость, умеренно выраженная эмоциональность, взаимопонимание, взаимовыручка, любовь к родным местам, гостеприимство, преданность дружбе, трудолюбие, уважение к старшим и обычаям, любовь к национальным обычаям и традициям, исполнительность, приверженность традициям, дисциплинированность, стойкость, мужество и смелость, чувство национального достоинства, спокойный нрав, смелость и решительность, покладистость. в числе отрицательных характерологических признаков, приписываемых калмыкам представителями других национальностей проживающих на территории Калмыкии чаще всего назывались: упрямство, высокомерие, хвастливость, отчужденность, замкнутость, вспыльчивость, местничество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование национальнопсихологических особенностей калмыков позволило сделать следующие выводы:

1. Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально-психологических особенностей. Понятие «национально-психологические особенности» является подчиненным по отношению к понятию «национальная психология» как к общему, как к одному из признаков нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально-психологические особенности — динамическими компонентами национальной психологии.

В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции. В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно — фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национальнопсихологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.

Национально-психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения их своеобразия к какому — то общему знаменателюспособность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленностьбольшая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивостьмногообразие.

Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде социально-психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально-психологических особенностей.

Понятие «национально — психологические особенности «является подчиненным по отношению к понятию «национальная психология» как к общему, как к одному из признаков нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально-психологические особенности — динамическими компонентами национальной психологии.

В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции.

В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно — фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национальнопсихологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.

Национально-психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения их своеобразия к какомуто общему знаменателюспособность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленностьбольшая по сравнению с другими психологическими.

2. Использование гносео — исторического подхода к изучению психологии калмыков показало, что под воздействием многих факторов у калмыков сформировались следующие национально-психологические особенности:

Под влиянием исторического, социально-политического и экономического развития — стойкость в достижении поставленных целей, выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым, способность переносить большие трудности, самостоятельность, независимость, сплоченность, чувство единой национальной принадлежности;

— Под влиянием специфики культурного развитияуважительное отношение к старшим и младшимуважение достоинства других людей, стремление во всех отношениях с другими людьми соблюдать порядочность и честность;

— Под влиянием религиозного развития — стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, стремление к самосозерцанию, слабая забота о бедных людях, любовь к удовольствиям, самодовольство, самоуспокоенность, трезвость мысли и рационализм, довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в желаниях и мечтах, определенная настойчивость при достижении реально существующих целей, жесткость при достижении реальной перспективы, уважительное отношение ко всякому живому существу, человеку в особенности, умеренность, стремление к гармонии, уравновешенность.

3. Стандартное этнопсихологическое исследование национально — психологических особенностей калмыков может включать изучение их: национального самосознания, специфики их национальной самоидентификации, потребностно — мотивационной сферы их национальной психики, их ценностных ориентаций и установок, их национальных (авто и гетеро) стереотипов, коммуникативно — поведенческой сферы их национальной психики и общения.

Комплекс методик, направленных на изучение национально — психологических особенностей через посредство исследования указанных выше феноменов, должен изначально быть ориентирован на учет: а) Показателей проявления национально психологических особенностей и национального самосознания калмыков ими своей национальной принадлежностипредставлений об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках;

— представлений о своей и «чужой» национальной психологии- - самоотношения калмыков — проявление их национального локуса контроля (переживания своего «я»);

— этнических стереотипов- - приверженности к национальным ценностям: языку, культуре, обычаям, традициям, ценностям.

Методики этой проблематики исследования должны включать использование: — этнопсихологического опросника- - специально адаптированного опросника исследования самоотношения (МИС) — - специально адаптированного теста Люшераб) Показателей в измерении национальной специфики потребностей и мотивов калмыков: — национальных предпочтений определенных видов деятельностиинтенсивности, регулярности и продолжительности занятий этими видами деятельности- - национальных отличий в намерениях выбора калмыками конкретных видов деятельности.

Методики этой проблематики включали использование: — этнопсихологического опросникаспециально адаптированного теста измерения потребности в общенииспециально-адаптированного теста-вопросника измерения потребности в достиженияхспециально адаптированного теста измерения ценностных ориентацийв). Показателей оценки национальной специфики коммуникативноповеденческой сферы национальной психики и общения калмыков: — межличностной перцепции и рефлексии в группе- - нормативных эталонов и ценностей группы- - восприятия индивидом группы- - направленности личности в группе.

Методики исследования этих феноменов включали использование: — специально адаптированного опросник оценки способов реагирования на конфликтные ситуацииспециально адаптированного теста исследования мотивации поведенияметодики исследования восприятия индивидом группыметодики исследования нормативных предпочтений в группеопросного листа для руководителей трудовых многонациональных коллективов.

4. Проведенное стандартное этнопсихологическое исследование национально-психологических особенностей калмыков показало: этноконсолидирующими признаками калмыков являются родной языкнародные обычаи, обряды, культура, общее историческое прошлое, религию, черты характера и психология.

Неявными признаками калмыки считают черты внешнего облика, внешнее поведение, родственные связи.

— большинство калмыков ориентировано на сочетание ценностей своей национальной культуры с достижениями культуры других народов, с положительными ориентациями на межнациональное дружеское общение.

Это проявляется прежде всего в хорошем знании истории, искусства, деятелей культуры своего народа и других народов. Сравнительная ориентация на сугубо национальные ценности у городских жителей менее выражена, чем у сельских, т. е. последние в большей мере сохраняют национальное своеобразие, проявляют интернациональную и ассимилляционную ориентацию. своими положительными национально-психологическими особенностями калмыки считают национальную гордость и чувство национального достоинства, уважение старших, мягкость характера, доброту, щедрость, мужество, любовь к красоте и хороший эстетический вкус, честность, человечность, интернационализм, рассудительность, душевное равновесие, жизнерадостность, благородство и гостеприимство, чувство национального достоинства, уважение к родному языку, любовь к своим родным местам, сплоченность, беззлобность, гостеприимство, доброта, простота, скромность, честность, мужество, храбрость, прямота, настойчивость, покладистость. калмыки отрицательно относятся к таким, качествам, которые время от времени проявлются в их психологии: неуважение к родному языку, разрозненность, завистливость, отход от национальных традиций и обычаев, замкнутость, упрямство, злопамятство, холодность, неуважение к старшим по возрасту, высокомерие, хвастливость, этноцентризм, боязнь досужих разговоров, слабая сплоченность, местничество. в числе положительных характерологических признаков, приписываемых калмыкам представителями других национальностей, проживающих на территории Калмыкии оказались: выносливость, душевное равновесие, приспособляемость, хладнокровие, упорство и настойчивость в достижении цели, редкая терпеливость, умеренно выраженная эмоциональность, взаимопонимание, взаимовыручка, любовь к родным местам, гостеприимство, преданность дружбе, трудолюбие, уважение к старшим и обычаям, любовь к национальным обычаям и традициям, исполнительность, приверженность традициям, дисциплинированность, стойкость, мужество и смелость, чувство национального достоинства, спокойный нрав, смелость и решительность, покладистость. в числе отрицательных характерологических признаков, приписываемых калмыкам представителями других национальностей проживающих на территории Калмыкии чаще всего назывались: упрямство, высокомерие, хвастливость, отчужденность, замкнутость, вспыльчивость, местничество.

Направлениями дальнейшего исследования в рамках данной проблематики могут быть: изучение влияния национальной психологии калмыков на политические, экономические и другие процессы, происходящие в Калмыкии в настоящее времявыработка практических рекомендаций по учету национально-психологических особенностей калмыков для их использования представителями других российских регионов и народовразработка психолингвистических методов анализа национально-психологической специфики жизни и деятельности калмыковвыявления наиболее действенных способов и приемов воспитания калмыков с учетом их национально-психологических особенностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акты исторические, т. V. дополнения к историческим актам 1670−1676, № 9, СП б., 1857.
  2. Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей."Живая старина", вып. Ill IV. 1896 г.
  3. Акты исторические, т. XI11. Дополнения к историческим актам 1678, № 1, СП б., 1862.
  4. Акты исторические, т. X. Дополнения к историческим актам № 49, СП б., 1862
  5. С. М. Киргизское население Синьцзяно -Уйгурской автономной области Китайской народной республики. Труды Киргизской археолого этнографической экспедиции, М., 1958 г.
  6. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности, — М.: Наука, 1980 — 336 с.
  7. B.C. Тесты в социологическом исследовании. -М.1 Наука, 1982 199 с.
  8. Г. О. Происхождение калмыцкого народа., М. Э. 1994.
  9. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983 — 144 с.
  10. Ю.Агеев B.C. Влияние Факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. -1985. № 2. — С. 135−140.
  11. П.Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 3542
  12. B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований // Психологический журнал. 1988. — № 3. -Стр.35−42.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука., 1977. — 380 с.
  14. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.-432с.
  15. С. А. Об условности понятия этнопсихология. // Советская этнография. 1983. — № 2. — С.82−84.
  16. С. А. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса // Советская этнография. 1983. — № 2.- С.22−32.
  17. Ю.В. Изучение культурного взаимодействия народов СССР. М.: Наука, 1973 — 13 с.
  18. Ю.В. Опыт социально-этнического исследования// Советская этнография. 1968. № 4. — С. 313.
  19. Ю.В., Дробижева JI.M., Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987. — 303 с.
  20. Ю.В., Дробижева JI.M. Социально-культурное развитие и сближение наций в СССР на современном этапе. М.: Знание 1972. 31 с.
  21. Ю.В., Дробижева Л. М. Советский образ жизни: общее и национально-особенное // Советская этнография. 1976. — № 3. — Стр.10−23.
  22. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.: Мысль, 1976 156 с.
  23. А.Г. Деятельность и установка, М.: МГУ, 1979 — 191 с
  24. Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология.- М.: Мысль, 1966. -327 стр.
  25. Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М.: Наука, 1973 — 14с.
  26. Н. В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей. В кн. Социальная психология / Под. ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. -Л.: ЛГУ, 1977. — С. 219−226.
  27. В. Описание истории калмыцкого народа. «Красный архив», 1939, т 3.
  28. В. В. Историко географический обзор Ирана. СП — б., 1903.
  29. В. В. Монгольская империя и Чагатайское государство. Соч., т. II, ч. 2, М., 1964.
  30. Бартольд. Очерки истории Семиречья. Сочинения, т. II, ч. 1, М., 1963.
  31. Батур Убаши — Тюмень. Сказание о дербен — ойратах (на калм. языке). Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ, составленная А. Позднеевым, изд. 3, 1915.
  32. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. — 199с.
  33. А. А. Личность и общение, М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  34. А.А. О психологических основах восприятия личности // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С.19−27.
  35. А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. -188 с.
  36. А.В. Методологические проблемы исследования национальной психологии: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1962 — 14с.
  37. Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику// Советская этнография. -1985. № 3. — С.67- 75.
  38. Ф. (барон). Кочующие и оседло живущие в Астраханской губернии инородцы. «Отечественные записки», т. 47, 1846, № 7−8, 1847, № 7.
  39. Л. Л. и Эрдниев У. Э.Калмыки. «Народы Европейской части СССР», Т.П. М., 1964 (серия «Народы мира»)
  40. . Я. Монголо ойратский героический эпос Пгр-Москва, 1923.
  41. . 3. Общественный строй монголов. Л., 1934.
  42. В. В. Астраханские калмыки. «Русский антропологический журнал», М., 1903,№ 1.
  43. Вопросы методики этнографических и этносоциологических исследований. М., 1970. — 138 с.
  44. JI.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.- С. 326.
  45. А.К. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов — на — Дону — РГУ. 1982. — 181 с.
  46. П.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев: Вища шк., 1984 — 152с.
  47. Г. Очерки жизни калмыков на Тереке. «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». Вып. 29.
  48. Грумм Гржимайло Г. И. Описание путешествия в Западный Китай. Географиздат. М., 1948 г.
  49. Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.
  50. Л. Н. Хунну. М., 1960.
  51. Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: 1992., С. 511
  52. Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М.- 1993. С. 544
  53. Л. Н.Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М.- 1993. С. 576
  54. А.Ф. Национальные моменты индивидуального сознания: Автореф. дис. канд. филос.наук. М., 1968. — 19с.
  55. А.Ф. Национальная и интернациональная формы социального бытия личности: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1977 -45с.
  56. А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977.- № 3. — С.3−13.
  57. А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. 1983. — № 2. — С. 62−74.
  58. А.Ф. Актуальным проблемам -комплексный реалистический подход// Советская этнография. 1983. -№ 4. — С.79
  59. А.А., Крысько В. Г., Саракуев Э. А., Этнопсихология. Уч.- мет. пос. в 2-х томах, М.: Институт молодежи 1992.
  60. Н. Природа национальной психологии. -Алма-Ата: Казахстан, 1971. 302с.
  61. Ф.Т. Особенности социально-психологического климата в многонациональном производственном коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1989. — 21с.
  62. Донцов А, И. Психология коллектива. М., МГУ, 1984. -208с.
  63. Древнемонгольские города. М., 1965.
  64. Т.М. Язык и социальная психология. М.: Выс. школа, 1980. — 224с.
  65. JI.M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Советская этнография. 1971. — № 3. — С. 3−15.
  66. Дробижева JI .И .Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений // Советская этнография. 1974, — № 4. — С.15−26.
  67. Л.М. Актуальная задача: союз с социальными психологами // Советская этнография. 1983. № 4. — С.63−67.
  68. JI.M. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований // Психологический журнал. 1988. — Т.9. — № 4. — С. 26−34.
  69. Я. JI. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 13 марта 1892 года. Казань, 1898 г.
  70. .А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 5.- С. 43−52.
  71. И. А. Астраханские калмыки (наблюдения и заметки). Астра хань, 1892.
  72. Иакинф (Н. 3. Бичурин). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV века до настоящего времени, СП б, 1893.
  73. А. А. Монголы торгоуты, М., 1893.
  74. Калмыки в Отечественной войне 1812 г. Сборник документов, Элиста, 1964.
  75. Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. Документы и материалы. Элиста, 1966.
  76. Калмыцкая степь Астраханской губернии по исследованиям Кума Маныческой экспедиции. СП — б., 1867.82."Калмыцкие народные сказки", Элиста, 1961.
  77. X. Б. Будда ламаизм и его последствия. Астрахань, Калмиздат, 1928.
  78. Карпини Плано. История монголов. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.
  79. А.Ш. Дербетский говор. Фонетико морфологическое исследование. Элиста, 1963.
  80. Е.И. Социальная структура и национальное самосознание: Автореф. дис. канд. филос. наук. М, 1971- 19с,
  81. Книга Марко Поло. Географиздат. М., 1956.
  82. С. А. Джангариада героическая поэма калмыков.
  83. С. А. Сокровенное сказание. Монгольский обыденный сборник, т. 1.
  84. К. Статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии, Астрахань, 1868.
  85. В. JI. Джангариада и Джангарчи. Филология и история монгольских народов. М., 1958.
  86. Ковалев А, Г. Мотивы поведения и деятельности. М.: Мысль, 1988. — 207с.
  87. В.Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография.- 1983. № 2. — С.74−80.
  88. З.Н., Шелепов Г. В. Национальный характер и проблемы его исследования // Советская этнография. -1973. № 2. — - с. 69−83.
  89. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -384 с.
  90. Кон И.С. К проблеме национального характера. В кн. История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анциферовой. — М.: Наука, 1971, — С.122−159.
  91. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  92. Кон И. С. Нужна помощь психологов // Советская этнография. 1983. — № 3. — 0.75−78.
  93. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. 335 с,
  94. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов: Автореф. дне, канд. ист. наук. М., 1965, — 1 бс.
  95. А. Умственное и нравственное развитие донских калмыков и особенности их быта. Новочеркасск, 1873.
  96. В.Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств. М.: ВПА, 1987 -131с.
  97. И.М. Об обыденных этнокультурных психологических представлениях // Советская этнография.- 1983- № 2. С.84−87.
  98. и.М. Методологические проблемы этнопсихологических исследований //Вопросы философии. 1985. — № 2. — С.157 — 162.
  99. Е.С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967.- 173с .
  100. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал, 1986. Т.7, — № 2. — - С. 41−51,
  101. В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография. 1983. -№ 4, — С.75−79.
  102. В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания. В кн.: Социальная психология и общественная практика. Отв. ред. Е В Шорохова, В. П. Левкович. — М.: Наука, 1985. — С.138−153,
  103. Ю.Леонтьев А. А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография. 1983. — М' 2, -С.80−82.
  104. А.А. Психология общения. Тарту: ТГУ. 1974. — 219с. 112. Леонтьев А. Н. Психология познавательной деятельности. — М.: МГУ, 1978. — 151с.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. «М.: Политиздат, 1975. 302с.
  106. А.Н. Человек и культура. М.: МГУ, 1967. -114с. Леонтьев А. Н. Личность и деятельность. — М.: МГУ, 1977. — - 122с.
  107. Леонтьев А. Н, Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: МГУ, 1971. — 38с.
  108. И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российской империи. СП б., 1771 — 1805.
  109. Пб.Лигети. Монгольские элементы в диалектах хазара в Афганистане. «Краткие сообщения института народов Азии», вып. 54, М., 1964.
  110. Н.А. Исследование этнопсихологического своеобразия познавательной деятельности студентов. В кн.: Этническая психология. Отв .ред. Н. Н. Андреева. -М. УДН, 1 984. — с. 34−49
  111. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
  112. И9.Лурия А. В. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. — 819с.
  113. Материалы по истории русско монгольских отношений 1607−1636 г. под редакцией Златкина и Н. В. Устюгова. М., 1959.
  114. Материалы статистико экономического и естественно -исторического обследования калмыцкой степи Астраханской губернии, ч. 1, Астрахань, 1910.
  115. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. М.: МГУ, 1981. — 294с.
  116. Методы исследования межличностного восприятия Под ред. Г. М. Андреевой и B.C. Агеева М.: МГУ, 1984. — 103
  117. Миссионерский сборник статей и заметок о калмыках и киргизах, кочующих в Астраханской губернии. Астрахань, 1910.
  118. Монголо ойратские законы 1640 года. СП — Б., 1880.
  119. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987. 361с.
  120. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР / Отв. ред. Е. В. Тарасов. М. Наука, 1982,1520.
  121. JI. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СП Б, 1852.
  122. Н. И. Подробные сведения о волжских калмыках, СП Б, 1839.
  123. Ниязалиев Ш, Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. Фрунзе: Кыргызстан, 1986. — - 108с.133 .Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 1989.- 320.
  124. Опыт этносоциологического исследования образа жизни / Под ред. Ю. В. Арутюняна. М.: Наука, 1980. — 270с.
  125. Ю.М. и др. Измерение потребности в общении с помощью вопросника. В кн.: Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Отв. ред. М. М. Нудельман. — М.: МГПИ, 1974. — С.96−105.
  126. Д. А. Состав и классификация фонем Калмыцкого языка. Калмгосиздат, Элиста, 1963.
  127. П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи, ч. 1, СП б, 1773.
  128. Н. Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Астрахань, 1922.
  129. Н. Н. Этюды по истории приволжских калмыков, ч. I-IV. Дела земельные, Калмиздат, Астрахань, 1932.
  130. В.Ф. Введение в экспериментальную психосематику: исследование Форм репрезентации в обыденном сознании, М.: МГУ, 1983. — 176с.
  131. В. Ф. Алиева JI.A. Исследование этнических стереотипов с использованием методики «множественных идентификаций» // Психологический журнал. 1987. — Т.8. — № 6. — - С.21−36.
  132. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255с.
  133. К. К. О системе психологии, М.: Мысль, 1972,-*
  134. А. М. Астраханские калмыки и их отношение к России до начала нынешнего столетия. ЖМНП, ч. СС XIV, 1886.
  135. А. М. Калмыцкие сказки. Записки восточного отдела Императорского русского археологического общества, СП б, 1888, т. III, вып. 1-Й, III-IV. СП — б, 1889, т. IV, вып. MI- III-IV, СП — б, 1891, т. VI 1895, 1896, т. X.
  136. .Ф. Социальная психология и история, М,: Наука, 1979. — 232с.
  137. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. — 13с.
  138. А. В., Краткие замечания о приволжских калмыках. СП б., 1839.
  139. П.С. К вопросу о социально экономическом строе калмыков. Журнал «Истории СССР», 1963, № 6.
  140. Н. М. Из зайсанга через Хами в Тибет. Географиздат, Москва1948.
  141. Н. М. Монголия и страна тангутов. Географиздат, Москва. 1940.
  142. Н. М. Путешествия. СП Б., 1900.161 .Прозрителев Г. Военное прошлое наших калмыков. Ставрополь, 1912.
  143. Е.Н. Учет национальной психологии в воспитательной работе. В кн. Педагогические аспекты социальной психологии/ Отв. ред, Я. JI. Коломинский, -Минск, 1978, — С.42- -43 .
  144. A.M. Этнопсихология и смежные науки // Советская этнография, 1983, — № 4. — С.68−75,
  145. Рубрук Гильом. Путешествие в восточные страны. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. Географиздат, 1957.
  146. Э.А. Национально-психологические особенности студентов и их учет в воспитателоьной деятельности преподавателей ВУЗа.: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1991.- 20с.
  147. Социальная политика и национальные отношения / Под ред. В. Ф. Провоторова. М: Мысль, 1982, — 213с.
  148. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского, -М.: Просвещение, 1987. 222с .
  149. Г. В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии. В кн. Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Е. З. Шорохова, В .П .Левкович. — И.: Наука, 1985. — С. 127−136.
  150. Г. В. К исследованию этнопсихологии городских жителей // Советская этнография. 1976. — № 3. — 0.45−57.
  151. Г. В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. 1983. • № 3. ¦ С.78−85.171 .Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском городе. JL: Наука, 1987. — 174с.
  152. Г. Г. и Эрдниев У. Э. Опыт анализа социальной терминологии Доклад на VII международном конгрссе антропологических наук, М., 1964.
  153. Н. Нынешнее состояние калмыцкого народа с присовокуплением калмыцких законов. СП б, 1810.
  154. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. -306 с.
  155. . X. Монгольские языки и диалекты. М., 1960.
  156. Н. В. Калмыки в первой половине XIX века. «Записки» Калмыцкого НИИЯЛИ, вып. 1, Элиста, 1960.
  157. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977 — 205 с.
  158. А. П., Филлипов Л. С. Этнические стереотипы. -В кн.: Этническая психология / Отв. ред. Н. Н. Андреева. -М.: УДН, 1984. С.3−21.
  159. Н. Н. Калмыки Западного улуса. «Антропологический журнал». М., 1935, № 1.
  160. Е. Калмыки в русской армии XVII в. и 1812 г., г. Пятигорск, 1912.
  161. Шара туджи. Монгольская летопись XVII века. Пер. Н. П. Шастиной, M.-JL, 1957.
  162. У. Э.К вопросу об основном занятии предков калмыков. «Записки» Калмыцкого НИИЯЛИ, вып. 4. Серия историческая, Элиста, 1964.
  163. У. Э. О так называемых калмыцких родах. «Ученые записки» Калмыцкого НИИЗЛИ, вып. 5. Серия историческая. Дооктябрьский период. Эли ста, 1967.
  164. У. Э. Этнический состав и проблема происхождения калмыков. «Ученые записки» Калмыцкого НИИЗЛИ, вып. 5. Серия историческая. Дооктябрьский период, Элиста, 1967.
  165. Ф. М. Обозрение мероприятий правительства к распространению христианства между калмыками. Астрахань, 1883.
  166. П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979. — 299с.
  167. Этническая психология / Отв. ред. Н. Н. Андреева. М.: УДН, 1984. — 77с.
  168. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. Л., Наука, 1985. — 325с.
  169. Этнопсихологические проблемы развития личности / Отв. ред. А. С. Байрамов. Баку: АзГУ 1985, — 140 с.
  170. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования Отв. ред. Ю. В. Арутюнян, И. Д. Ковальченко, М.: Наука, 1984, — 255 с, 1. Uи"л je ния
  171. Состояние национального языка в выборочной совокупности (%)
  172. Свободно говорят, читают и пишут на родном языке 15,0 Свободно говорят, но не читаюти не пишут на родном языке 25,0
  173. Понимают и могут объясниться на родном языке 35,0
  174. Говорят дома только на родном языке 1,5
  175. Говорят дома в основном на родном языке 2,5 Дома говорят в одинаковой степении на родном и на русском языках 19,0
  176. Желание более углубленно изучать родной язык 97,0
  177. Обратился бы к человеку своей национальности на родном языке 09,0 Обратился бы к человеку своей национальности на русском языке 64,7
  178. На каком языке обращаться зависит от конкретной ситуации 34,4
  179. Результаты исследования локуса контроля1. Статистики | Значения JJK
  180. Максимальная варианта внутреннего ЛК И
  181. Минимальная варианта внутреннего ЛК 5
  182. Максимальная варианта внешнего Ж -7
  183. Минимальная варианта внешнего ЛК -4
  184. Внутренний локус- контроля (%%) 57,8
  185. Внешний локус- контроля (%%) 37,2
  186. Нулевые значения ЛК (%%) 4
  187. Средняя арифметическая внутреннего Ж 4,5
  188. Средняя арифметическая внешнего Ж -2,5
  189. Признаки отличия представителей разных национальностей
  190. Этнодифференцирующие признаки1. Ранговое место
  191. Черты характера и психология Особенности поведения Культурные традиции и обычаи Национальный язык Религия Внешний вид3 3 3
Заполнить форму текущей работой