Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем общеизвестно, что проблема качества жизни актуальна в тех обществах, уровень жизни которых находится в целом на удовлетворительном уровне, когда проблема физического выживания не стоит для населения столь остро. Одновременное сочетание данных состояний общества, как правило, снимает значимость изучения данной проблемы в том или ином социуме. Имеется несколько точек зрения на то… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основания социально-психологического контекста качества жизни
    • 1. 1. Генезис методологических оснований и классификация понятий качества
    • 1. 2. Общеметодологические характеристики современного
    • 4. квалитативизма
      • 1. 3. Концептуальные подходы к определению социально-психологической сущности качества жизни
      • 1. 4. Социально-психологические направления в исследованиях проблем качества жизни
  • Глава II. Социально-психологические параметры н методы измерения качества жизни
    • 2. 1. Структура социально-психологических факторов качества жизни
    • 2. 2. Социально-психологические критерии качества жизни
    • 2. 3. Методология и методы социально-психологического исследования качества жизни
  • Глава III. Эмпирическое исследование социально-психологических параметров качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества
    • 3. 1. Организация и методическое обеспечение ' эмпирического исследования
    • 3. 2. Исследование социально-психологических парциальных параметров качества жизни в различных социальных группах
    • 3. 3. Социально-психологическое качество жизни в различных социальных группах
    • 3. 4. Проявление парциальных параметров социальноличностного качества жизни в социальных группах
    • 3. 5. Социально-экономическое качество жизни
    • 3. 6. Направленность и ограничения качества личной свободы в социальных группах.'
    • 3. 7. Качество средовых условий жизнедеятельности в социальных группах
    • 3. 8. Изучение качества здоровья в социальных группах
    • 3. 9. Качество потребностно-мотивационной сферы в социальных группах
  • ЗЛО. Качество жизненных ценностей в социальных группах
    • 3. 11. Социально-психологические особенности качества жизни на уровне эпохи и общества
    • 3. 12. Исследование проявлений качества самореализации в социальных группах
    • 3. 13. Исследование парциально-параметрических проявлений качества жизни на макрорегионалыюм уровне в российском обществе
    • 3. 14. Социально-психологические основания доктрины управления качеством жизни

Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследовании. Российское общество переживает сегодня важный этап своего развития: .происходит осмысление, корректировка, а в ряде случаев кардинальное изменение государственной стратегии, которая переориентируется на обеспечение возможностей перехода к принципиально лучшему качеству жизни людей. Определяются приоритеты, намечаются новые цели, выбираются наиболее результативные и эффективные технологии их достижения.

Качество жизни становится главной целью социально-экономической политики страны, критерием успешности деятельности всех сфер и уровней управления, а его последовательное улучшение провозглашается общенациональной идеей, способной существенно изменить весь ход развития России в XXI веке.

Вместе с тем общеизвестно, что проблема качества жизни актуальна в тех обществах, уровень жизни которых находится в целом на удовлетворительном уровне, когда проблема физического выживания не стоит для населения столь остро. Одновременное сочетание данных состояний общества, как правило, снимает значимость изучения данной проблемы в том или ином социуме. Имеется несколько точек зрения на то, к какому типу общества относится Россия. Наиболее распространенные две из них являются противоположными. Первая — для нашей страны в настоящее время применима скорее стратегия кризисного управления, нежели стратегия качества жизни, т.к. перед большинством населения стоит проблема выживания. Поэтому на современном этапе, прежде чем внедрять концепцию управления, необходимо подготовить к этому общество. Вторая, противоположная первой, — за последние годы несколько улучшена экономическая ситуация, в стране, достигнута некоторая стабильность (A.JI. Журавлев, Г. М. Зараковский, Г. М. Головина, Т. П. Савченко, В. А. Хащенко и др.). В своей работе мы руководствовались второй позицией, подкрепленной не только наблюдающимся ростом социальноэкономического развития российского общества, но и внедрением приоритетных государственных проектов, направленных па существенное улучшение качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества в целом. Вследствие этого решение социально-психологических проблем качества жизни в настоящий момент является приоритетными. Без явной и конкретной их «прописке» в очередной среднесрочной, а затем и в долгосрочной правительственных программах, Российскому обществу вряд ли удастся наладить действенную работу по повышению качества жизни населения.

Однако этот процесс происходит слишком медленно и противоречиво. Ход реформ и реализация государственных проектов пока не обеспечивает поддержание высоких и устойчивых темпов социально-экономического роста, повышение конкурентоспособности российской экономики, реальное увеличение качества жизни большинства населения.

На наш взгляд комплексное изучение социально-психологических параметров качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества дает возможность глубже проникнуть в структуры потребностпо-мотивационного, ценностно-целевого, социально-личностного, социально-психологического пространства личности, семьи, средовых условий жизнедеятельности и общества в целом. И такой подход позволит расширить научные знания о взаимосвязи инвариантных и специфических индикаторов качества жизни в различных социальных группах, а также прогнозировать и корректировать процесс государственного регулирования качества жизни населения России. Данное исследование актуально и в том отношении, что процесс взаимодействия личности, социальных групп и общества в целом характеризуется все возрастающими тенденциями автопомизации и социальной дифференциации и, тем самым, дает основание предполагать, что парциалыю-параметрические индикаторы качества жизни детерминируются не только социально-экономическим благополучием, как объективным критерием качества жизни, но и субъективными условиями, т. е. изменением ценностных систем в различных социальных группах (молодежи, рабочих/служащих, пенсионеров. Таким образом, актуальность исследования обусловлена социальной значимостью изучения психологических особенностей качества жизни, недостаточной разработанностью методологических оснований измерения качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества, структуры парциальных социально-психологических параметров качества жизни, а также слабой изученностью его проявлений в различных социальных группах.

Состояние и степень разработанности проблемы. Несмотря на давность изучения данной проблемы, как в зарубежной, так и отечественной психологии, до сих пор не удалось конкретизировать само понятие «качество жизни» и тем самым эффективно использовать его индикаторы и парциальные параметры в практике государственной статистики. Отсутствие единой трактовки «качества жизни» существенно отражается как на выделении операциональных индикаторов и парциальных параметров, так и на методах его оценки. На практике это выражается в том, что некоторые авторы определяют качество жизни либо с позиции объективного характера его показателей (Дж. Форрестер, Д. Белл), либо через субъективные ощущения людей (А. Мишелл, Дж. Логотетти, Р. Кантор). Многие исследователи применяют для оценки одновременно как объективные, так и субъективные показатели (К. Терюн, С. Маккол, Ф. Копверс, А. Кэмбелл, В. Роджерс, B.C. Янтарев, С. И. Попов).

Ряд авторов (В.А. .Хащенко, А.В. Баранова) к «единицам» анализа структуры качества жизни относят осознаваемые элементы психологического отношения личности к среде: когнитивные (представления, знания), конативные (мотивационно-потребностные состояния сознания), эмотивные (переживания, оценки, чувства). В настоящее время акцент больше делается на изучении и операционализации психологических факторов качества жизни, определяемом с одной точки зрения как интегральное свойство жизнедеятельности людей, как уровень соответствия характеристик жизненных процессов, ценностей и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их социумов (Г.М. Зараковский, О. Т. Балуев, Б. И. Давыдов, В. И. Кулайкин, В. А. Паномаренко, П. В. Ушаков и др.).

Данные авторы, следуя операциональному подходу к изучению качества жизни, рассматривали ее как совокупность жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека, удовлетворенность людей жизныо, социальными отношениями и окружающей средой.

Эффективность исследований качества жизни во многом зависит и от определения валидности критериев и надежности используемых методик. Так, несмотря на содержательное сходство в критериальной основе качества жизни, наблюдается достаточный разброс в. его количественном диапазоне. Одни авторы выделяют в структуре качества жизни три блока: здоровье, благосостояние и социально-личностное благополучие (Г.М. Зараковский), другие — шесть компонентов: экономическое, социально-психологическое и личностное благополучие, личная свобода, безопасность и комфорт условий жизни (В.А. Хащенко, А.В. Баранова), третьи — два типа кластеров (Г.М. Головина, Т.Н. Савченко), четвертые качество жизни рассматривают как совокупность показателей уровня жизни, качества среды, качества здравоохранения, включая индикаторы здоровьесберегающей культуры населения и уровень профилактики здоровья населения, качество населения, качество системы образования (А.И. Субетто).

Вместе с тем следует отметить, что полиструктурные проявления парциальных параметров качества жизни и их индикаторов на уровне личности,. социальных групп и общества изучены недостаточно глубоко. Поэтому нередко возникает противоречие между формальными, количественными и содержательными показателями, духовными и гедонистическими мотивами и ценностями, неравнозначностью проявления доминирующих парциальных параметров качества не только в различных социальных группах, но и между уровнями личности и общества.

Все это определило цель, задачи и логику диссертационного исследования.

Объект исследования. Проявления парциальных социально-психологических параметров качества жизни в' различных социальных группах.

Предмет исследования. Социально-психологические параметры качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества.

Задачи исследования:

1. Систематизировать теоретико-методологические и прикладные основания социально-психологического контекста качества жизни.

2. Определить парциальные социально-психологические параметры качества жизни и на этой основе разработать общую парцняльно-параметрическую структуру качества жизни.

3. Разработать диагностический инструментарий, для изучения парциально-параметрических особенностей качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества.

4. Выявить специфику проявлений количественных и содержательных индикаторов качества жизни в исследуемых группах.

5. Проанализировать инвариантные и специфические парциально-параметрические проявления качества жизни па уровне личности, социальных групп и общества.

Исследовательские гипотезы:

— Социально-психологические параметры качества жизни характеризуются инвариантностью и специфичностью проявления на уровне личности, социальных групп и общества.

— Качество жизни определяется иерархическим взаимодействием инвариантных и специфических социально-психологических парциальных параметров и ценностно-целевых кластеров на уровне личности, социальных групп и общества. Социально-психологические проявления параметров качества жизни имеют слабую взаимосвязь с социально-демографическими факторами.

Цель исследования. Выявление социально-психологических параметров качества жизни и изучение их проявлений на уровне личности, социальных групп и общества.

Теоретико-методологической основой исследования явились принципы детерминизма, развития, системности, идеи социального, деятельностного и личностного опосредования качества жизни (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К.А. АбульхановаСлавская, А. А. Деркач и др.) — концептуальные основания качества жизни (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Д. Форрестер, К. Терюн, А. Кэмбелл, А. И. Субетто, Г. М. Зараковский, В. И. Гордеев, Ю. С. Александрович, В. А. Хащенко и др.) — социально-психологические особенности межличностного взаимодействия (Г.М. Андреева, Е. С. Кузьмин, А. Л. Свенцицкий, А. Л. Журавлев, А. Г. Донцов, B.C. Агеев, А. Г. Асмолов, Н.Н. Обозов) — смысложизненные ориентации и ценности (В. Франкл, Ж. Нюттен, М. Рокич, Г. М. Зараковский, И. Г. Дубов, H. I I. Толстых, Г. В. Акопов, Н. А. Журавлева, В. И. Медведев, М.А. Шабанова) — базовые составляющие духовно-нравственного потенциала личности и общества (М. Аргайл, К.А. Абульханова-Славская, И. С. Коп, Б. Д. Парыгин, Г. М. Зараковский, М. И. Воловикова и др.) — закономерности влияния средовых факторов на жизнедеятельность личности и группы (А.Л. Журавлев, А. С. Чернышев, Г. М. Головина, Т.Н. Савченко) — методологические подходы и критерии квалиметрии жизни (А.Н. Субетто, Г. С. Никифоров, В.И.. Гордеев, Ю. С. Александрович, И. Г. Дубов, Н. Н. Толстых, Ю. А. Левада, З. Ф. Дудченко, Н. Е. Водопьянова.

Е.В. Давыдова, А. А. Давыдов, В. А. Хащенко, А. В. Бобков, Н. П. Фетискин, Г. М. Головина, Т. Н. Савченко и др.).

Эмпирическое исследование социально-психологических параметров качества жизни проводилось на межрегиональном (Москва, Север, Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток) и региональном — на примере Костромского региона.

Выборка характеризовалась по следующим параметрам: половозрастные особенности, место проживания (село, поселок, город, райцентр, областной центр), социальный слой, материальное положение, состояние здоровья и др.

В ходе пилотажных исследований и естественного эксперимента было занято 2400 человек. Исследование проводилось в течение 1999;2006 г.

Решение поставленных целей и задач исследования осуществлялось в рамках следующих этапов:

Теоретико-проектировочный этап (1999;2001 г. г.), включающий анализ специальной литературы и теоретико-методологическую разработку проблемы исследования, выбор и изучение специфики объекта и предмета исследования, подбор и разработка валидного методического инструментария, пилотажную апробацию репрезентативности базовых методик.

В ходе данного этапа вырабатывалась гипотеза, определялись цели, задачи и методологические основы эмпирического исследования. С этой целью нами был обобщен опыт изучения качества жизни, накопленный в ИГ! РАН, ВНИИТЭ, ВЦИОМ и представленный в работах АЛ. Журавлева, В. А. Хащенко, Г. М. Зараковского, Ю. А. Левада, З. Ф. Дудченко, Н. Е. Водопьяновой, И. Г. Дубова, Н. Н. Толстых, Р. Ингльхарта и др.

В течение второго этапа исследования (2002;2004 г. г.) продолжался сбор и анализ отечественной и зарубежной литературы, но теме диссертационной работы. Основное место на данном этапе было отведено пилотажным исследованиям, апробации методик в комплексе их валидности репрезентативности, а также естественному эксперименту по изучению социально-психологического контекста качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества в целом. Первоначально качество жизни изучалось на макроуровне и основывалось на исследовании трех ее базовых составляющих «здоровье», «социально-личностное благополучие» и «благосостояние» (2002;2003 г. г). На данном этапе выполнения работы осуществлялась предварительная систематическая обработка результатов и апробация полученных материалов на различных научных собраниях (Москва, Ярославль, Кострома).

Третий этап (2005;2006 г. г.) посвящен обобщению и обработке эмпирических результатов с помощью статистического пакета «Статистика» (версия 5А), обоснованию надежности и достоверности полученных данных, касающихся, полифакторных проявлений качества жизни в различных социальных группах, а также систематизации интерпретационных подходов к оценке качества жизни, оформлению текста диссертации, формулировке выводов, практических рекомендаций по итогам эмпирического исследования.

Методы исследования определялись его целями и задачами. В ходе эмпирического исследования применялись следующие методы: теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы по квалиметрии жизни, наблюдение, опрос, тестирование, интервью. На основе обобщения диагностического опыта измерения качества жизни нами была создана методика «интегральной оценки качества жизни», включающая базовые шкалы, используемых в работах Г. М. Зараковского, 10.А. Левады, И. Г. Дубова, Н. П. Толстых и др.

Особенностью предложенной методики явилось то, что выделенные нами шкалы характеризовались повышенным уровнем обобщенности (за счет включения в них относительно идентичных шкал и индикаторов) н акцентированным социально-психологическим контекстом па качестве жизни. На этой основе нами было выделено 13 парциальных параметров качества жизни: социально-личностное качество жизни, социально-экономическое качество жизни (такое название шкалы сопряжено с включением в нее аспекта, связанного с функционально-монетарной культурой), качество средовых условий жизнедеятельности, качество здоровья, социально-психологическое качество жизни, качество эпохи, качество самореализации, качество личной свободы, качество досуга, качество жизненных ценностей и целей, качество потребпостно-мотивационной сферы. Все эти качества оценивались на уровне личности, социальных групп и общества в целом.

Комплекс исследовательских методов и методик включал в себя и ряд апробированных опросных методик: «Опросник оценки качества жизни» З. Ф. Дудченко, «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни» Н. Е. Водопьяновой, «Опросник оценки жизненных целей и ценностей» Н. Н. Толстых. Основываясь на эмпирических данных нами были выделены кластеры жизненных целей и ценностные факторы. Кроме того, нами использовался и ряд вербальных и невербальных проективных методов: «Тематическое сочинение» и «Визуальная рефлексия качества жизни».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются отправными теоретико-методологическими положениями, материалами собственных эмпирических исследований на репрезентативной выборке из 2400 человек, применением диагностического комплекса взаимодополняемых методов и методик исследования, их адекватностью поставленным задачам, объекту и предмету исследования, количественным и качественным анализам эмпирических данных.

Обоснование надежности и достоверности полученных данных, касающихся полифакторных проявлений качества жизни в различных социальных группах производилось с помощью статистического пакета «Статистика» (версия 5А).

Научная новизна: определены методологические основания качества жизни на уровне личности, социальных групп и обществапредложена эмпирическая структура социально-психологических парциальных параметров качества жизнивыявлены парциальные проявления параметров качества жизни на уровне личности, социальных групп и обществаобоснована методология социально-психологического измерения качества жизнивыделена кластерная и факторная структура качества жизненных целей и ценностей в социальных группахразработана эмпирическим путем Доктрина управления качеством жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: обобщены методологические основания квалитативизмасистематизированы социальнопсихологические критерии качества жизни человека и обществарасширены критериальные представления качества жизнираскрыты структурные компоненты квалиметрии и методы социально-психологического измерения качества жизни на уровне личности, социальных групп и обществаопределена парциально-параметрическая структура качества жизни.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы диссертации могут быть использованы не только в отраслях, институтах, центрах и лабораториях качества, но и в образовательной и социальной работе. Эмпирический материал диссертации стал основой разработки Доктрины государственного регулирования качества жизни населения России. Ее положения могут быть эффективно использованы при разработке концепции молодежной политики и реализации приоритетных государственных проектов как на уровне отдельных муниципальных и общественных учреждений и организаций, так и на региональном и общероссийском уровне.

Для практических психологов и специалистов, занимающихся проблемами качества жизни, особый интерес представит и обширный психодиагностический инструментарий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на международных конгрессах, симпозиумах и конференциях (г.г. Солоники (Греция), Москва, Ярославль, Кострома, Иваново). Основные положения работы. заслушивались на заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (2000;2001 гг.), института педагогики и психологии Ярославского государственного педуниверситета им. К. Д. Ушинского (2003), кафедры психологии Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова (1999, 2002;2006 гг.).

Материалы диссертации стали основой для разработки спецкурса «Психологические основы качества жизни» и учебно-методического пособия «Психодиагностика качества жизни» (2006 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

— Проявления качества жизни на личностном уровне характеризуются большей широтой диапазона и количественной выраженностью парциальных социально-психологических индикаторов.

Качество жизни в социальных группах определяется в большей ' степени специфическими парциальными индикаторами, обусловленными социальной, профессиональной, личностно-деятельностпой направленностью, потребностно-мотивационной и ценностно-целевой идентичностью.

Отличительными особенностями качества жизни общества служат неспецифические социально-значимые инвариантные проявления потребностно-мотивационных и ценностно-целевых парциальных параметров.

Базовые социально-психологические параметры качества жизни характеризуются ортогональностью по отношению к. социально-демографическим факторам.

Наиболее значимыми парциальными параметрами качества жизни являются: социально-психологическое, социально-личностное, социально-экономическое качество жизни, качество личной свободы, качество средовых условий жизнедеятельности, качество здоровья, качество потребностно-мотивационной сферы, качество смыложизненных ценностей и целей, качество самореализации, качество эпохи и общества.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Основное содержание работы изложено на 251 странице. Диссертация содержит 47 таблицы, 14 рисунков, 18 приложений.

Список литературы

включает 263 источника, из которых 133 на иностранном языке.

выводы.

1. Социально-психологическую структуру качества жизни составили следующие парциальные параметры: социально-психологическое качество (0,52) — социально-личностное качество (0,64) — социально-экономическое качество (0,71) — качество личной свободы (0,43) — качество среды жизнедеятельности (0,42) — качество здоровья (0,83) — качество потребпостпо-мотивационной сферы (0,69) — качество жизненных ценностей и целей (0,65) — качество самореализации (0,54) — качество эпохи и общества (0,40).

2. На личностном уровне проявления социально-психологических ' параметров качества жизни по широте диапазона и количественной выраженности оказались, на статистически значимом уровне, выше, но сравнению с парциальными индикаторами групп учащихся (0,65) — рабочих/служащих (0,60) — пенсионеров (0,88) и уровне общества (0,76).

3. Проявления социально-психологических параметров на уровне социальных отличались меньшей широтой диапазона интраинвариантных индикаторов (0,37), т. е. большей специфичностью и количественной выраженностью парциальных показателей качества жизни. Наибольшие различия были характерны для групп учащихся и пенсионеров, но отношению к уровням личности (0,57 и 0,82), общества (0,78 и 0,64), рабочих и пенсионеров (0,53).

4. Социально-психологические параметры качества жизни на уровне общества характеризовались меньшим количественным диапазоном и большим разбросом в выраженности их величин. Параметрическая инвариантность показателей качества жизни общества с другими представителями социальных групп наблюдалась по парциальным индикаторам, социально-экономического благополучия семьи и социального успеха. Доминирующими специфическими парциальными индикаторами • качества жизни для общества оказались: социальная защищенность (0,38), правовая защищенность (0,54), общественная деятельность (0,49), традиционализм (0,55) и безопасность (0,57).

5. В исследуемых группах наряду с высокими и средними опенками индикаторов качества жизни, ориентированных на экономическое благосостояние, успех, здоровье, семью, безопасность, социальную поддержку и профессиональный успех отмечались и низкие значения таких индикаторов качества жизни как самореализация, духовно-нравсгвенная жизнь, самосовершенствование, социальная активность.

6. Косвенное влияние качества эпохи и общества на качество жизни социальных групп выразилось в инвариантных позитивных проявлениях уверенности в улучшении жизни (60%), проектировании жизни на ближайшее время (60%).и отдаленное будущее (50%), направленность на достижение успеха (3,4 балла) и деятельпостной включенности в реализацию жизненных планов (45−64%). Негативные воздействия параметров качества эпохи и общества выразились в неудовлетворенности резким расслоением общества на богатых и бедных (3,6−4,1 балла), высокие показатели напряженности в стране (28−60%), незащищенность (3,5 балла).

7. Социально-демографические факторы не оказали специфическое влияние на качество жизни социальных групп и имели инвариантные ориентации, связанные с достижительной направленностью, качеством семьи, экономическим благополучием и минимальной выраженностью индикаторов политической и социальной активности.

8. Парциальные индикаторы, составляющие структуру социально-психологических параметров качества жизни, послужили основанием для разработки Доктрины управления качеством жизни населения России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е., Логинов Д. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки // Мониторинг общественного мнения. Информация, анализ, экономические и социальные перемены. 2002. — № 3. -С. 13−17.
  2. Авторское свидетельство № 1 809 455. Способ оценки психологической совместимости испытуемых. Международная классификация изобретений G09B7/07. Описание изобретения к патенту. М.: ВНИИГПЭ, 1993. — 16 с.
  3. Ъ.Агаева Ф. Н. Тенденции развития управленческих отношений в условиях выхода из кризиса: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1993.
  4. В. С. Социальная идентичность личности // Социальная психология. Хрестоматия. Составители: Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. -М., 1999.-С. 349−356.
  5. С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения' субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни населения регионов России. М., 2002. — № 11. — с. 5
  6. Г. В., Быкова Н. Л. Исследование динамики смысложизненных ориентаций / Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни / Под ред. В. Э. Чудновского и др. М.: Ось-89, 2001.
  7. Г. А., Аистова М. Д., Бокичева А. Г. и др. Антикризисное управление предприятием: концепция, реструктурирование, инфраст руктура: Учебное пособие. Тверь, 2000.
  8. Антикризисное управление. Материалы региональной научно-практической конференции. Тверь, 2000.
  9. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова. — М.: Закон и право- Юнити, 1995.
  10. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003.
  11. Антология русского качества / Под. ред. Б. В. Бойцова, Ю. В. Кряпева.
  12. М: Редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество», 2000. -432 с.
  13. Анг (иферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. М.: 1994. — Т. 15. — № 1. — С. 3−19.
  14. М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.
  15. А. В. Здоровье человека: очерк современного состояния вопроса.// Проблемы психологии и эргономики. Тверь-Ярославль, 1999. — № 3 1. — С. 7577.
  16. В., Масловский-Мстиславскнй П.С. Качество жизни: сущность и показатели. Человек и труд. М., 1996. — № 6.
  17. В. Н., Масловский-Мстиславскнй П. С. Качество жизни: концепция и измерение. М. 1998. — 20 с.
  18. В. Ю. Эволюционная теория поведения. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001.
  19. Бондаренко Наталья. Типология личного потребления России //Мониторинг общественного мнения. Статья вторая. 2002. -№ 4 (60). -С. 40−49.
  20. В.К. Интегральный показатель качества жизни // Народонаселение. 2001. — № 3. — С. 102.
  21. А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 3. — С. 30 — 37.
  22. Л. П. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978.
  23. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер-Ком, 1999. — 528 с.
  24. В. В. Человек и общество в условиях социально-политических преобразований. Минск, НАН Беларуси. Институт социологии, 1999. 262 с.
  25. В. М. Жизненные ценности молодежи республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект // Психологический журнал. М., 2002.-Т. 23.-№ 1.-С. 101−112.
  26. Вечерняя Москва, 2002, 5 сентября.
  27. В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни.// Психологический журнал. М., 1997. — Т. 18. № 3, с. 26−35.
  28. М. И. Первая книга о счастье в отечественной психологии // Психологический журнал. -2002. Т. 23. -№ 3. -.С. 136 -138.
  29. М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2003.-311 с.
  30. М.Г. и др. Квалиметрия жизни (Проблемы измерения качества жизни и направления их решения). Материалы краткосрочного семинара. JL 1991.-с. 67−73.
  31. Г. М. Удовлетворенность жизнью и стили поведения //Материалы Всероссийского съезда Российского психологического общества. -СПб: Российское психологическое общество, 2003.
  32. В.И., Александрович Ю. С. Качество жизни. СПб., 2001. — 198 с.
  33. Л. и др. Опыт многомерного описания материально-экономической дифференциации населения // Мониторинг общест венного мнения: Экономические и социальные перемены М., 1998. — № 1.
  34. Л. Мониторинг общественного мнения. М., 1999. — № 6.
  35. Е. Е., Давыдова А. А. Измерение качества жизни. М.: Изд-во РАН, 1993.
  36. . И., Пономарей ко В. А., Балуев О. 71, Ушаков Г. Б. Радиационный риск, здоровье, качество жизни: медико-психологические и социально-экологические аспекты // Авиакосмическая и экологическая медицина. Т. 27, № 12. -М., 1993.
  37. А. А., Лоэ/скин Г. В., Спасенников В. В: Автоматизация процедуры обследования при использовании 16-факторного личностного опросника Кеттелла//Психологический журнал,-М., 1984.-Т. 5.-№ 6.-С. 106−110.
  38. О. С. Экономическая психология. Учебное пособие. СПб. 1999. 98 с.
  39. Н.А. качество жизни населения различных регионов России // Уровень жизни населения регионов России. М., 2002. — № 2. — С. 23.
  40. И. А. Представление о счастье в российском менталитете. -СПб, Алетейя, 2001.
  41. И. А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе. // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. А. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., Изд-во РАН, 1997. — С. 187−223.
  42. X. Экономические представления подростков // Иностранная психология. 1997. № 9. С. 25−36.
  43. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1998 / Программа развития ООН. / Под общей ред. проф. 10.Н. Федорова. -М.: Права человека, 1998.
  44. П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М: Издательский дом «Вильяме», 2001.
  45. Н. П. Человек и его место в истории жизни // Биология человека и социальный прогресс. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1982.
  46. П. М. Потребности человека. -М.: Мысль, 1990.
  47. А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дисс. в виде научного доклада. докт. психол. наук. М., 1999. — 132 с.
  48. Г. М. Социально-личностное благополучие -деятельностный компонент структуры качества жизни // Качество жизни и российское предпринимательство. Труды ВНИИТЭ, серия «Качество жизни», вып, 1.-М.: ВНИИТЭ, 2002. С. 23г34.
  49. Г. М. Духовность как особый аспект качества жизни населения // Качество жизни и духовная культура. Труды ВНИИТЭ, серия «Качество жизни». Вып. 4. — М.- ВНИИТЭ, 2002. — С. 49−59.
  50. Г. М., Зацарный Н. И. Особенности личностной составляющей групп // Физиология человека. М., 2000, том 26, № 2.
  51. Зараковский Г. М, Степанова Г. Б. Психологический потенциал индивида и популяции. // Человек. № 1. М.: 1998. — С. 50−59.
  52. Г. М, Степанова Г. Б. Психологический потенциал: индивидуальный и популяционный // Человек. М., 1998. — № 3.
  53. В.М., Гармашев А. А. Управление предприятием в условиях кризиса. Белгород: Центр социальных технологий, 1996.
  54. Здоровье человека: социогуманитарные. и медико-биологические аспекты / Под ред. Б. Г. Юдина. М.: Институт человека, 2003.
  55. И. И. Качество жизни: политико-экономические проблемы. Автореф. дис.. канд. экон. наук.'- М., 1990. 27 с.
  56. М.С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. М.: MAAII, 2002.
  57. В. П., Спирин Е. А. Космоплаиетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1991.
  58. Качество жизни — главный критерий социально-экономического развития России / Сборник докладов М.: ВНИИТЭ, 2002.
  59. Качество жизни: государственное регулирование и социальное партнерство / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. М.: ВНИИТЭ, 2003.
  60. Качество жизни: критерии, оценки. Отечественный и зарубежный опыт / Материалы Международного научного семинара. М.: ВНИИТЭ, 2002.
  61. Качество жизни: критерии, оценки / Сборник докладов М.: ВНИИТЭ, 2003.
  62. Качество жизни регионов России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 2003. — 28 с. (Гл. редактор В. И Патрушев)
  63. Качество жизни: Россия XXI века. / • Тезисы Всероссийской конференции. М.: ВНИИТЭ, 2000.
  64. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 2000.
  65. Качество жизни и российское предпринимательство / Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. М .: ВНИИТЭ, 2001.
  66. Г. В. Организационно-управленческие и экономические условия социально-психологической адаптации беженцев к новому месту проживания: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001.
  67. А.В. Организационная психология кризисного периода // Прикладная психология. 1999. — № 2. — С. 1 -14.
  68. М.В. Лидерский потенциал антикризисных управляющих: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2003.
  69. Г. Б., Тамбовцев B.JJ. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М., 1997.
  70. М. О методике расчета индекса сопиапьных настроений // Мониторинг общественного мнения. М., 2003, № 2.
  71. А.Б., Муравьев АИ. Антикризисный менеджмент: Превентивные методы управления. СПб.: Питер, 2001.
  72. Левада 10. Мониторинг общественного мнения. М., 2000. — № 2.
  73. Р. Человеческая индивидуальность, наследст венность и среда. Перев. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1993. — 207 с.
  74. А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1983.
  75. О. В. Психологическая готовность руководителей среднего звена к деятельности в неблагоприятных ситуациях: (На примере аппарата управления Буровой компании): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002.
  76. Лю Бэнь-Цзэ. Индикаторы качества жизни в городских агломерациях США. Статистический анализ //Качество жизни: концепции и практика. Реферативный сборник. Отв. ред. Л. И. Турусова. М., 1978. — С. 73−94.
  77. Г. М., Новиков В. В. Психологическое управление в кризисном обществе. СПб.: Алетейя, 1999.
  78. К. Экономические рукописи 1857−1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»). В 2-х ч. Ч. 1. М.: Политиздат, 1980.
  79. А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.
  80. Медведев В. К, Зараковский Г. М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата. // Физиология человека. Т.20. — № 6. — 1994. — С. 5−15.
  81. Ментальность россиян / Под ред. И. Г. Дубова. М., 1997. — 369 j.
  82. Методика оценки качества жизни / ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 2000.
  83. Методы реструктуризации персонала кризисного предприятия / Под ред. А. Е. Половинкина. СПб.: СПбГУЭФ- Международная академия информатизации, 2000.
  84. В.Э. Мотивационный профиль личности. В кн.: Практикум, но психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990.
  85. Н. Н. Социализм и разумные потребности личности. М.: Политиздат, 1982.
  86. Е. Б. Личность и организация. М. 1996. — 112 с.
  87. П.С. Вопросы теории и методики анализа качества жизни // Уровень жизни населения регионов России. 2002. — № 2. — с. 5
  88. Научный отчет по теме «Разработка доктрины государственного регулирования качества жизни населения России на основе прогрессивных социальных технологий». Минпромнауки Российской Федерации, ВНИИТЭ. -М. 2002. (№ государственной регистрации: 1 200 205 974).
  89. . Мотивация, действие и перспектива будущего 1 Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2004. — 607 с.
  90. О стратегии российского развития: аналитический доклад / Под ред. В. И. Толстых. М.: Российский путь. 2003.
  91. К. Галактика потребностей. Психология влечений человека -СПб.: Речь, 2003.
  92. Организация работы по выводу предприятия из кризисной ситуации: Итоговая деловая игра: Методическое пособие / Науч. ред. И.Л. Бори-ссико. -Воронеж: ВГТУ, 1998.
  93. В. В. Человек и его потребности. М., 2006. — 158 с.
  94. В. В., Васильева Т. С. Человек, ускорение, научно-технический прогресс. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989.
  95. ОшимаМ. Показатель здоровья // Человеческий фактор. В 6-ти томах. Под ред. Г. Салвенди. Том 3. Пер. с англ. М.: 1991. — С. 364−366.
  96. В.Ф. Основы исихосемантики: Учебное пособие. Смоленск, •. Изд-во СГУ, 1997.-400 с.
  97. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. — М.: Изд-во МГУ 2002. 214 с.
  98. В. П., Познякова Е. В. Исследование сберегающего поведения жителей Москвы //Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред А. Л. Журавлев и Е. В. Шорохова. М., ИП РАН, 1998-С. 31−42.
  99. В. Д. Психология и экономика: Социально-психологические очерки. М: Сов. Россия, 1989. 304 с.
  100. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа./ Под ред, Л. Г. Дикой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. — 358 с.
  101. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М. 1999. — 584 с.
  102. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2000. — С. 481 -515.
  103. Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. -№ 1,2.- М., 2001. 128 с.
  104. ПО.Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина, в 2 т. М.- • Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — т. 1. — С. 312.
  105. В. В. Экономическая социология. М.: Аспект пресс, 2000. -368 с.
  106. Раздел проекта «Методика оценки качества жизни (общие положения)» / Рук. работ М. В. Федоров. М.: ВНИИ Технической Эстетики, 1999.
  107. Ростовский В.П. Социально-психологические проблемы безработ ицы
  108. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. A. J1. Журавлев, Е. В. Шорохова. -М.: «Наука», 1999.-206 с.
  109. Я.И. Качество населения. О сущности и структуре понятия. М.: СОЦИС, 1998. — № 9 — С. 87−91.
  110. С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Г. 2. М.: 11сда-гогика, 1989.
  111. В.Н. Анализ активной и пассивной адаптации различных групп населения к условиям рыночной экономики // Россия на пути реформ: XXI век. Челябинск, 2000. — С. 185−194.
  112. Т. Н., Головина Г. М. Экология человека: теоретическое и экспериментальное исследование качества жизни. М.: Институт психологии РАН, 1996.
  113. Т. И., Головина Г. М. Восприятие.экологической опасности // Труды ИП РАН. М.: Институт психологии PAI f, 1997.
  114. Т. И., Соколов Е. Я. Мотивация и удовлетворенность жизнью // Методы исследования психологических структур и их динамики. -М.: Институт психологии РАН, 2001.
  115. Н.П. Влияние индивидуального и группового статуса на социализацию личности старших школьников. Дисс.. канд. психол. наук. -Курск, 1995.-171 с.
  116. Н.В. Антикризисное управление компанией. — М.: Питер, 2003.
  117. Е. Н. Адаптация населения в современной экопомг-чо.-ситуации // Социологические исследования. 1995. — № 4. — С. 82−87.
  118. В. М. Психологические основы экономики. М.: ЮНИТ, 1999.-215 с.
  119. Социальная сфера России: социологический анализ (1990 2000 гг.) / Под ред. В. И. Жукова. М.: Изд-во МГСУ, 2001.
  120. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. / Под ред. A.JI. Журавлева и Е. В. Шороховой. М.: Изд-во
  121. Институт психологии РАН", 1998.-295с.
  122. Социально-личностное благополучие деятельностный компонент структуры качества жизни // Качество жизни и российское предпринимательство. Труды ВНИИТЭ. Вып. 1. Серия «Качество жизни». -М.: ВНИИТЭ, 2002. С. 23−421.
  123. Социально-экономические аспекты концепции «качества жизни»: Реферативный сборник. Вып. 5. Серия: Социально-экономические проблемы развитых капиталистических стран /' Огв. ред. О. Б. Осколкова. -М., 1977.250 с.
  124. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России / www.treskin.com / Помещено Friday, January 24 от editor.
  125. В. В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. М.: Институт психологии РАН, 2002. -202с.
  126. В. В. Власть и национальная доктрина. Диалог философа и богослова о геополитике и безопасности социума'. Статья вторая. Журнал «МОСТ», Информационно-аналитический центр РосБизнесКонсалтинг. С116, 2002-№ 51-С. 2−24.
  127. В. В. Власть и национальная доктрина. Диалог философа и богослова о геополитике, и безопасности социума. Статья первая. Журнал «МОСТ», Информационно-аналитический центр РосБизнесКонсалтинг. СПб., 2002.-№ 50.-С. 31 -34.
  128. Статистическая классификация болезней, травм и причин смерти. М., 1984.
  129. Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологических исследований. Спецнрактикум по социальной психологии, М.: Изд-во МГУ, 1993. — 179 с.
  130. А.Н., Пахомова В. А. Анатомо-эргономический атлас. М.: Изд-во МГУ, 1999.-192 с.
  131. А.И. Гуманизация российского общества. СПб., 1992. — 156 с.
  132. А.И. Качество жизни: грани проблемы. СПб., 2004. — 169 с.
  133. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. -М.,'1992. 172 с.
  134. О.В. Социально-психологические проблемы и феномены кризисной организации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996.
  135. Е.М. Антикризисное управление как наука и образовательная дисциплина // Вестник университета. Серия «Развитие образования в области менеджмента». М.: ГУУ, 2000, № 1. С. 59 — 72.
  136. Е. А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. ЯРГУ, 2003.
  137. Ю.Г. Ситуационный антикризисный тренинг: Учебно-. методич. пособие. М.: РАГС, 2003.
  138. Э. Психоанализ и религия- Искусство любить- Иметь или быть? Киев: Ника-Центр, 1998.
  139. XaufeHKO В. А. Социально-психологический подход к анализу экономического самосознания личности // Фундаментальные проблемы современной психологии. Материалы 111 съезда Российского психологического общества. СПб., 2003. С. 164−168.
  140. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. Под. ред. И. Г. Фролова. -М., 1999. 176 с.
  141. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения. М.: Институт человека РАИ, 2002.
  142. В. Г. Человек и его потребности: Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003.
  143. Е.В. Социально-психологические детерминанты эффективности управления кризисной организацией: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2003.
  144. М. А. Ценность и «цена» свободы в процессе социальной адаптации к рынку //Социологические исследования. 1995. — № 4. — С. 8897.
  145. Anderson T. P. Quality of life of individual with disability. — Arch. Phys. Med. Rehabil. 1982. Vol. 63, p. 55.
  146. Anderson T. P. An alternative frame of reference for rehabilitation: the helping process versus the medical model. — Arch. Phys. Med. Rehabil. 1975. Vol. 56, p. 101−104.
  147. Andrews F. M. Research of the quality of life. The University of Michigan, 1986.
  148. Andrews F. M, Withey S. B. Developing measures of perceived life quality: results from several national surveys // Social indicators research.
  149. Dordrecht, 1974. Vol. 1,№ 1. P. 1−26.
  150. Andrews F. M, Withey S. B. Social indicators of well-being: ainerican perception of life quality. -N.Y.: Plenum Press, 1976.
  151. Annas G. J. The Rights of Hospital Patients. N. Y., 1982.
  152. Aring C. D. Sympathy and empathy. — JAMA, 1958. Vol. 167, p. 448 552.161 .Arnold R. M, Povar G. J., Howell J. D. The humanities, humanistic behavior and the humane physician: a cautionary note. — Ann. Intern. Med. 1987. Vol. 106, p. 313−318.
  153. Aylward G. P., Pfelffer S. I., Wright A. Outcome studies of low birth weight infants published in the last decade: A metaanalysis. — J. Pediatr. 1989. Vol. 115, p. 515−520.
  154. Bayer L. M., Bayley N. Growth diagnois. ¦ The University of Chicago Press, 1959.
  155. Becker M. C, Abrams K. S., Onder J. Goal setting: a joint patient-staff method. — Arch. Phys. Med. Rehabil. 1974. Vol. 55, p. 87−89.
  156. Belief P. S., Mahoney M. J. The importance of empathy as an interviewing skill in medicine. JAMA, 1991. Vol. 266, p. 1831 -1832.
  157. Bergner M. Quality of life, health status, and clinical research. — Med. Care, 1989! 27 Suppl. 3. p. 148−156.
  158. Birch H. G, Belment L. Auditory-visual integration in normal and retarded readers. —Amer. J. Orthopsychiatr, 1964. Vol. 34, p.852−861.
  159. Birch H. G, LeffordA. Intersensory development in children. — Monogr. Soc. Res. Child. Devel., 1963. M> 28, p. 1−47.
  160. Blondis T. A., Roizen N. J., Snow J. H. el al. Developmental Debilities. A Continuum. — Clin. Pediatr., 1993. Vol. ?, p. 492−498.
  161. Book H. E. Is empathy cost-efficient? — Am. J. Psychotherapy, 1991. Vol. 45, p. 21−30.l.Brody B. A. Ethical problems in placement of patients. — Curr. Con. Rehab. Med., 1986. Vol. 2, p. 17−18.
  162. Brody В. A. Justice in the allpcations of public resources to disabled citizens. Arch. Phys. Med. Rehabil., 1988. Vol. 69, p. 333−336.
  163. Buscaglia L. Living, Loving and Learning. N. Y., 1982.
  164. Campbell A., Corners P. E., Rodgers W. L The quality of american life. N.Y.: Russell Sage Foundation, 1976.
  165. Cohen E. S. Autonomy and paternalism: two goals in conflict. — Law Med. Health Care, 1985. bl. 13, p. 145−150.
  166. Diehl V., Kalle A-Kv. Kruse Т., SommerH. Lebensqualitat als Bewertungskriterium in der Onkologie, in Scholmerieh P. Thews G.: «Lebensqualitat» als Bewertungskriterium in der Medizin. — Stuttgart, G. Fischer Verlag., 1990. P. 155.
  167. Ditesheim J. A., Templeton J. M. Short-Term v Long-Term Quality of Life in Children Following Repair of High Imperforate Anus. — J. Pediatr. Surg., 1987. Vol. 22, No 7, p. 581−587.
  168. Doll E. E. Vineland Social Maturity Scale. — Circle Pines, Minnesota, 1965.
  169. Doll E. A. The measurement of social competence. A manual for the Vineland Social Maturity Scale. Minneapolis, 1953.
  170. Elsberg C. A. The Edwin Smith Surgical Papyrus and the diagnosis and treatment of injuries to the skull and spine 5000 years ago. — Ann. Med. Hist., 1931. Vol.3, p. 271−279.
  171. ErakerS. A., KirachtJ. P., Becker M. H. Understanding and improving patient compliance. Ann. Intern. Med., 1984. bl. 100, p. 258−268.
  172. Evans R. L., Hendrics R. D., Bishop D. S., et al. — Prospective payment for rehabilitation: effects on hospital readmission, home care, and placement. — Arch. Phys. Med. Rehabil., 1990. Vol. 71, p. 291−294.
  173. Ewald U. What is the actual cost of neonatal intensive care. — ¦¦ lull. J. Technol. Ass. Health Care, 1991. 7 Suppl. 1. P. 155−161.
  174. Flanagan J. C. Measurement of quality of life: current state of art. — Arch. Phys. Med. Rehabil., 1982. Vol. 63, p. 56−59.1 85Fahrenberg J., Hampel R. Das Freiburger Personlichkeitsinventar (FRJ). Hogrefe. Gottingen, Testzentrale, 1994. 26 s.
  175. Frankenburg W. K., DoddsJ. D. The Denver Developmental S^r.:ning Test.—. Pediatr., 1967. VoJ. 71, JV
  176. Freed M. M. Quality of life: the physician’s dilemma. — Arch. Phys. Med. Rehabil., 1984. Vol 65, p. 109−111.
  177. Fiirlow T. W. Clinical etiquette: a critical primer. — JAMA, 1988. Vol. 260, p. 2558−2559.
  178. Gadamer H. G. Plato. Symposium 204. Die Idee des Guten zwischen Platon und Aristoteles. —Heidelberg, 1978. S. 76.
  179. Gans J. S. Hate in the rehabilitation setting. —'Arch. Phys. Med. Rehabil., 1983. Vol. 64, p. 1.76−179.
  180. Gardner B. P., Theocleous F., Watt J. IV. H., et al. Ventilation or dignified death for patients with high tetraplegia. — Br. Med. J., 1985. Vol. 291, p. 1620−1622.
  181. Gaylin W. Still, a person owns himself. — New York Times. Opinion-Editorial page. Desember7, 1982.
  182. Gilgoffl. S. Living with a ventilator. West J. Med., 1991. Vol. 154, p. 619−622.
  183. Gill Т. M., Feinstein A. R. A Critical Appraisal of the Quality of Quality-of-Life Measurement. — JAMA, 1994. Vol. 272, Me 8, p. 619−626.
  184. Glatzer W., Mohr H. Quality of life: concepts and measurement //Social Indicators research. 1987. Vol. 19. № 1. P. 15−24.
  185. Haas J. F. Admission to rehabilitation centers: selection of patients. — Arch. Phys. Med. Rehabil., 1988. Vol. 69, p. 329−332. ¦
  186. HalsteadL. S., HalsteadM. G. Chronic Illness and Humanism:
  187. Rehabilitation as a Model for Teaching Humanistic ancj. Scientiiic Health Care. —r Arch. Phys. Med. Rehabil., 1978. Vol. 59, N<> 2, p. 53−57.
  188. Harvey R. F, Jellinek H. M. Functional Performance Assessment: Л Program Approach. — Arch. Phys. Med. Rehabil., 1981. Vol. 62, № 9, p. 456 461.
  189. Herbison G. J. Ethics and rehabilitation: introduction. — Arch. Phys. Med. Rehabil., 1988. Vol. 69, p. 311.
  190. Horn W. Leistungsprufsystem (LPS). Hogrefe. Gottingen. Testzentrale. 1983. -19 s.
  191. Hubatch L. M., Jonson C. J., Kistler D. J. et al. Early language abilities in high-risk infants. — J. Speech Hear. Disord., 1985. Vol. 50, p. 195−207.
  192. Hunt S. M., McKenna S. P., McEven J. et al. A quantitative approach to perceived health status: a validation study. — J. Epidemiol. Comm. Health., 1980. Vol. 34, p. 281−286.
  193. Inlemational Association of Applied Psychology. News Letter. 1996. Vol. 8. Issue 2.
  194. Jonsen R., SieglerM., Winslade W. J.: Clinical Ethics. A Practical Approach to Ethical Decisions in Clinical Medicine. N. Y, 1982.
  195. Kass L. R. The Hippocratic Oath: Thoughts on Medicine and Ethics. —207. Annapolis, 1980.
  196. KarnofskiD. A., Burhenal J. H. Clinical Evaluation of Chemotherape. utic
  197. . N. Y., 1949. P. 191−205.
  198. Kato Т., Kanto K., Yoshino H. et al. Mental arid Intellectual Development of Neonatal Surgical Children in a Long-Term Follow-Up. — J. Pediatr! Surg., 1993. Vol. 28, N9 2, p. 123−129.
  199. Knobloch H., Pasamanick B. Gesell and Arnartruda’s developmental diagnosis. 3d ed. — Hagerstown M. D., Harper and Row, 1974. 538 p.
  200. Kottke F. J. Philosophic considerations of quality of life for disabled. -Arch. Phys. Med. Rehabil., 1982. Vol. 63, p. 60−62.
  201. Lagerstrom M., Bremme К., Eneroth P. Long-term development lor girls and boys at age 16−18 as related to birth weight and gestational age. — Int. J. Psychophysiology, 1994. Vol. 17, p. 175−180.
  202. Lidz C. W., Appelbaum P. S., MeiselA. Two models of implementing consent. — Arch. Intern. Med., 1988. Vol. 148, p. 1385−1389.
  203. Lindahl E., Miehelsson K. Neurodevelopmental Significance of Minor and Major Congenital Anomalies in Neonatal High Risk Children. —Neuro-pediatrics, 1986. Vol. 17, p. 86−93.
  204. Lipowski Z. I. Physical illness, the individual and the Coping Process. -Psych. Med.,.1970. Vol. 1, p. 91−102.
  205. Lloyd B. W., Wheldall K., Perks D. Controlled study of intelligence and school performance of very low birthweight children from a definit geographical area. Dev. Med. Child Neural., 1988. Vol. 30, p. 36−42.
  206. Loonies G, McKenzie L. The use of QUALYs in Health Care decision making. Soc. Sci. Med., 1989. Vol. 28, p. 299−308.
  207. Lowe J., Papile L. Neurodevelopmental performance of very-low-birthweight infants with periventricular, intraventricular hemorrhage. — Am. J. Dis. Chid., 1990. Vol. 144, p. 1242−1245.
  208. Ludman L., Spitz L., Lansdown R. Intellectual Development at 3 Years of Age of Children Who Underwent Major Neonatal Surgery. — J. Pediatr. Surg., 1993. Vol. 28,№ 2,p. 130−134.
  209. Ludman L., Spitz L., Lansdown R. Developmental Progress of Newborns Undergoing Neonatal Surgery. — J. Pediatr. Surg., 1990. Vol. 25, N? 5, p. 469 471.
  210. Lukeman D., Melvin D. Annotation: The Preterm Infant: Psychological Issues in Childhood. J. Child Psychol. Psychiat., 1993. Vol. 34, Ne 6, p. 837−849.
  211. Manificat S., Guilland-Bataillie J. M, DazordA. La qualite de vie chez 1, enfant atteint de maladie chronique. Revue de la literature et conceptuels. — Pediatrie, 1993. Vol. 48, N9 7−8, p. 519−527.
  212. Marti-Ibanes F. The Epic of Medicine. N. Y, 1962.
  213. Maynard F. M., Muth A. S. The choice to end life as a ventilator-dependent quadriplegic. Arch. Phys. Med. Rehabil., 1987. Vol. 68, p. 862−864.
  214. Mclntyre К. M. Metdikolegal aspects of decision making in resuscitation and life support. CVR & R, 1983. Vol. 4, p. 46−56.
  215. McNeil T. F., Blenow G., Cantor-Graae E. et a/. Minor congenital malformations and mental characteristics during childhood: High-Risk and Normal-Risk Groups. — Amer. J. Orthopsychiat, 1993. Vol. 63, JM° 3, p. 472 480.
  216. MeranJ. G. Lebensqualitat — Anspruch und Lebensqualitat — Anspruch und Wirklichkeit als medizinischer Parametr versus Lebensqualitat als subjektbe-zogene Wirklichkeit. WMW, 1992. B. 142, H. 23/24, S. 539−543.
  217. Mulhern R. K., Heideman R. L., Khatib Z. A., et al. Quality of survival among children treated for brain stem glioma. — Pediatr. Neurosurg., 1994. Vol. 20, No 4, p. 226−232.
  218. Papper S. The undesirable patient. — J. Chron. Dis., 1970. Vol. 22, p. 777−779.
  219. Piers E. V. The Piers-Harris Children’s Self Concept Scale. — Naciiviiie, Tennessee, 1969.
  220. President’s Commission for the Study of Ethical Problems in Medicine and Biomedical and Behavioral Research: Deciding to Forego Life-sustaining Treatment. — Washington, 1983.
  221. Reidy K., Crozier K. S. Refusing treatment during rehabilitation: a model for conflict resolution. — West J. Med., 1991. Vol. 154, p. 622−623.
  222. Relman A. S. Assessment and accountability: the third revolution in ' medical care. N. Engl. J. Med., 1988. Vol. 319, Ng 18, p. 1220−1222.
  223. W. В., Rogers R.A.A follow-up study of the preschool readiness experimental screening scale (the PRESS). — Clin. Pediatr., 1975. Vol 14, p. 253.
  224. Roland-Cachera M. F, Sempe M., Guilloud-Bataille M., Patois E., Pequignot-Guggenbuhl F., Fautrad V. Adiposity indices in children \ The Amer. J. Of Clin. Nutr. 36, 1982. P. 178−184.
  225. Suruga К., Miyazawa JR., Kimura K., et al. A Study on More Than 20 Years of Postoperative Follow-Up in Pediatric Surgical Cases. — J. Pedialr. Surg., 1990. Vol. 25, № 8, p. 731−736.
  226. Szasz T, Hollender M. — A contribution to the phylosophy of medicine: three basic models of the doctor-patient relationship.— Arch. Intern. Med., 1957. Vol. 97, p. 585−592.
  227. Tanner J. M, Goldstein H., Whitehouse R. //. Standards for children’s height at age 2−9 years, allowing for height of parents. — Arch. Of Disease in Childhood, 1970. 45, p. 755−762.
  228. TarlovA. R. Increasing supply of physicians, changing structure of health services system, and future practice of medicine. — N. Engl. J. Med, 1983. Vol. 308, p. 1235−1244.
  229. Tejani A., Dobias В., Nangia B. S. et al. Growth. Health, and Development After Neonatal Gut Surgery: A Long-term Follow-up. Pediatrics, 1978. Vol. 61, Ne 5, p. 685−693.
  230. Terhune K. W. Probing Policy relevant questions on the quality of life. QOL-EPA-P. 11−22.
  231. Terman L. M. The Intelligence of school children. How children after on ability the use of mental tests a school grading and the proper education of exeptional children. — London, Sydney, 1921.
  232. The Quality of Life / Ed by Nussbaum M. Sen A. -Oxford: Clarendon press. 1995.
  233. Valman H. B. Intelligence after malnutrition caused by neonatal resection of ileum. Lancet, 1974. Vol. 1, p. 425.
  234. Winick M. Cellular growth during early malnutrition. — Pediatrics. 1971. Vol. 47, p. 969.
  235. Rusk H. A. A World to Care For. N. Y.1972.
  236. Rusk H. A. Preventive medicine, curative medicine-then rehabilitation. — NewPhys., 1964. Vol. 13, p. 165−167.
  237. Scfield G. R. Ethical Considirations in Rehabilitation Medicine. — Arch. Phys. Med. Rehabil., 1992. Vol. 74, N<> 8, p. 341−346.
  238. Siherstein В., Kilgore К. V., Fisher W. P. et al. Applying Psychometric Criteria to Functional Assessment in Medical Rehabilitation: 1. Exploring Unidi-mensionality. — Arch. Phys. Med. Rehabil., 1991. Vol. 72, № 8, p. 63 1−637.
  239. Simonds J. F., Silva P., Aston L. Behavioral and psychiatric assessment of preterm or full-term low birth weight children at 9−11 years of age. — Dev. Beh. Pediatr., 1981. Vol. 2, p. 82−88.
  240. Smith R. S., Hoppe R. B. The patient’s story .: integrating the patient — and physician-centered approaches to interviewing. — Ann. Intern. Med., 1991. Vol. 115, p. 470−477.
  241. Sneider G. L. Thirty years of mechanical ventilation, changing implications.—JAMA, 1983. Vol. 143, p. 745−749.
  242. Somers A. R. Long-term care for the elderly and disabled: a new health care priority. N. Engl. J. Med. 1982. Vol. 307, p. 221−226 .
  243. Spaemann Ch. Lebensqualitat und Schicksal. — WMW, 1992. B. 142, H. 23/24, S. 533−536.
  244. Spelman E. V. On treating persons as persons, — Ethics., 1978. Vol. 88, p. 150−161.
  245. Spitzer W. O., DobsonA. J., HallJ. etal. Measuring the quality of life of cancer patients: a concise QL-Index for use by physicians. — J. Chron. Dis., 198! Vol. 34, p. 585−597.
  246. Steiniger U., Theile H. Functionsdiagnostic im Kindesalter und function saus-sagende Specialdiagnostic. — VEB Georg Theime Leipzig, 1979. 792 S.
  247. Zinn W. M. Doctors have fillings too. JAMA, 1988. Vol. 259, p. 32 963 298.
  248. Zola I. K. Denial of Emotional Needs to People with Handicaps. — Arch. Phys. Med. Rehabil., 1982. Vol. 63, N9 2, p. 63−67.
  249. Zwierlein E. Die Lehre von der Lebensqualitat und die Heiligkeit des Lebens WMW, 1992. B. 142, S. 527−532.
  250. Оценка качества жизни (З.Ф. Дудченко)1. Инструкция
  251. Деньги, материальный достаток
  252. Довольны ли вы благосостоянием вашей семьи0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 совершенно нет полностью да
  253. Довольны ли вы своим личным заработком0 10. 20 30 40 50 60 70 80 90 100 совершенно нет полностью да
  254. Квартира, жилищные условия
  255. Довольны ли вы размерами жилой площади0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 совершенно нет полностью да
  256. Довольны ли вы благоустроенностью квартиры (мебель, бытовые приборы и т. д.)0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 совершенно нет полностью да
  257. Экология, быт в районе проживания
  258. Довольны ли вы климатическими условиями в месте проживания (ветер, влажность, температура и т. д.)0 10−20 30 40 50 60 70 80 90 100 Совершенно нет полностью да
  259. Довольны ли вы экологическими условиями в месте проживания (шум, пыль и т. д. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 совершенно нет полностью да
  260. Довольны ли вы бытовыми условиями в месте проживания (магазины, услуги и т. д.)0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 совершенно нет полностью да4. Семья
  261. Насколько вы считаете свою семейную жизнь счастливой 0 10 20 30, 40 50 60 70 80 90 100 совершенно нет полностью да5. Питание
  262. Довольны ли вы разнообразием потребляемых продуктов питапш О 10 -20 30 40 50 60 70 80 90совершенно нет полностью да
  263. Довольны ли вы количеством пищи, потребляемой за сутки 0 10. 20 30 40 50 60 70 80 90 100совершенно нет
  264. Любовь, сексуальные чувства
  265. Довольны ли вы своей сексуальной жизныо 0 10 20 30 40 50 60полностью да70 8090
  266. Развлечения, отдых, спортивные занятия7 1. Довольны ли Вы своим суточным сном. 0 10 20 30 40 50 60полностью да70 80 90 100совершенно нет7 2 Довольны ли вы своей физической активностью 0 10 20 30 40 50 60 70полностью да80
Заполнить форму текущей работой