Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Специализированная психологическая помощь детям с конституционально-психотипологической предиспозицией в период адаптации к школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. Выявлена совокупность качественных и количественных психологических показателей в конституциональном личностном континууме от диапазона психологической нормы-акцентуации до диапазона ПАЛ, характерных для младших школьников. Экспериментально-психологические исследования обнаружили у младших школьников, располагающихся в диапазоне психологической нормы-акцентуации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы конституционально-психотипологической предиспозиции личности в российской психологии
    • 1. 1. Исследование проблемы конституциональной предиспозиции личности в российской психологии
    • 1. 2. Типы и свойства нервной системы как основы индивидуально-психотипологических различий
    • 1. 3. Конституционально-континуальная изменчивость личности как проблема психического и психологического здоровья в детском возрасте
    • 1. 4. Взаимовлияние факторов, формирующих аномальную. личностную изменчивость
    • 1. 5. Психологические проблемы у учащихся в период адаптации к школьному обучению
  • ГЛАВА 2. Материал, методы исследования и специализированная психологическая помощь младшим школьникам, имеющим конституционально-психотипологическую предиспозицию личности
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Психологические методики исследования
      • 2. 2. 1. Опросник для определения черт темперамента А. Томаса и С. Чесс
      • 2. 2. 2. Тест для выявления тревожности B.C. Мерлина
      • 2. 2. 3. Теппинг-тест О. Черниковой (в модификации А. И. Вайнштейна, В. П. Жура, Л.В. Кармановой)
      • 2. 2. 4. Методика диагностики темперамента Айзенка
      • 2. 2. 5. Экспериментальная методика Ю. А. Самарина «Перенос кубиков»
    • 2. 3. Нейропсихологические методики исследования
    • 2. 4. Методы психолого-математического анализа исследования
    • 2. 5. Программа специализированной психологической помощи в виде комплексной методики психологического сопровождения младших школьников
      • 2. 4. 1. Пассивная и активная арттерапия
      • 2. 4. 2. Активная арттерапия
      • 2. 4. 3. Пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией

      ГЛАВА 3. Результаты экспериментально-психологического исследования и эффективности психологического сопровождения как вида специализированной психологической помощи учащимся, имеющим конституционально-типологическую органическую предиспозицию личности.

      3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ обследованных младших школьников.

      3.1.1. Анализ анамнестических данных обследованных групп, полученных из карт развития ребенка.

      3.2. Сравнительный многомерный психологический анализ аномальной личностной и поведенческой изменчивости младших школьников.

      3.2.1. Анализ результатов исследования тревожности у младших школьников экспериментальных групп.

      3.2.2. Сравнительные данные анализа исследования конституционально-типологической предиспозиции у младших школьников.

      3.2.3. Анализ показателей характеристик темперамента в экспериментальных группах.

      3.3. Анализ эффективности психологической помощи учащимся в условиях адаптации к школе.

Специализированная психологическая помощь детям с конституционально-психотипологической предиспозицией в период адаптации к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные неблагоприятные социальные условия существования искажают психологическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Особенно заметна ранимость конституциональных психологических механизмов адаптации и компенсации при их взаимодействии с внешней средой (Б.С. Братусь, 1995; В. Н. Дружинин, 1995; В. П. Зинченко, 1996; О. А. Ахвердова, 1998; К. С. Гюлушанян с соавт. 2005). Адекватные или менее адекватные ответные личностные и поведенческие, психологические и психосоматические реакции школьников зависят преимущественно от конституционально-психотипологической пре-диспозиции, которая обуславливает целостный ответ личности как интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, 1986; В. М. Русалов, 1987; В. В. Белоус, 1999; И. В. Боев, 2000).

Современные социальные условия требуют создания системы специализированной психологической помощи детям и подросткам (В.В. Сто-лин, 1987; Д. И. Фельдштейн, 1994; Ю. А. Алешина, 2000; К. Роджерс, 2000; Н. Н. Волоскова, 2001; А. И. Тащева, 2001; Н. Н. Ерошенко, 2002; Э. М. Козлова, 2003), включая психоаналитические методы (Б.Е. Егоров, 2005; А. Фрейд, 1995; X. Лейнер, 1996), в т. ч. метод символдрамы (Я.Л. Обухов, 1997,2005), комбинированные методов специализированной психологической помощи (Л.И. Макадей, 2004; О. А. Рогожина, 2003).

Среди наиболее актуальных проблем особое место занимают связанные с психологическим и психическим здоровьем на уровне адаптивных психологических реакций или аномальных психотипологических реакций у детей младшего школьного возраста, особенно в первом — втором классах.

Как и любой другой психологический процесс адаптация имеет свои стадии. Фалигеев В. В. выделяет три стадии адаптации. Первая стадия адаптации связана с усвоением норм, принципов и правил условий среды, к которой происходит приспособление. Это ознакомительная стадия, на которой происходит получение информации о нравственных ценностях и позициях. Вторая стадия формирует моральную мотивацию, является переходным этапом адаптации, который характеризуется улучшением настроения и эмоционального фона личности. Третья стадия является завершающей, связана со стабилизацией, т. е. свидетельствует о завершение процесса адаптации (Фалигеев В.В., 1993).

В период адаптации к совокупности новых социально — биологических свойств и особенностей, наблюдается конституционально детерминированное дозревание отдельных систем относительно друг друга (психофизиологической, нейроэндокринной, нейрохимической, биологической, интеллектуально-мнемической, эмоциональной, волевой и т. д.), что часто сопровождается психотипологической и конституционально-типологической личностной изменчивостью за пределы границ статистической и вероятностной нормы, в континууме от психологической нормы-акцентуации до пограничной аномальной личности (ПАЛ) и далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О.А. Ах-вердова, 1998; Н. Н. Волоскова, 2001; Я. В. Луковка, 2002; Э. В. Терещенко, 2002).

Возникает необходимость определения степени выраженности конституционально-психотипологической предиспозиции личности у учащихся в период адаптации к школе для разработки принципиально новых конституционально-ориентированных подходов (О.И. Боев, 2005) к специализированной психологической помощи младшим школьникам.

Объективная регистрация закономерностей формирования аномальной личностной и поведенческой изменчивости невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии (Шадриков В.Д., 1982; Ломов Б. Ф., 1994), лишь, после чего возможна постановка проблемы об адекватной психологической помощи.

Цель исследования — разработка вариантов психологической помощи младшим школьникам на фоне различной степени выраженности конституционально-психотипологической предиспозиции личности.

Объект исследования — человек как целостное системное образование в субъектно-объектных отношениях.

Предмет исследования — аномальная личностная изменчивость младшего школьника, требующего адекватной специализированной психологической помощи.

Задачи исследования:

1. Разработать и провести индивидуально-психологическую дифференциальную диагностику учащихся 7−8 лет в условиях адаптации к начальной школе, выделив испытуемых с конституционалыю-психотипологической предиспозицией личности.

2. Определить и разработать оптимальные методы специализированной психологической помощи, направленной на восстановление конституционально-психологических механизмов адаптации и компенсации младших школьников.

3. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализированной психологической помощи младшим школьникам, имеющим конституционально-психотипологическую предиспозицию личности.

Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что одинаковые социальные условия среды обитания субъекта подразумевают взаимодействие последних с психолого-биологическими основами человека. Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с внутренними является или психологическая гармонизация субъекта, совершенствование конституционально-психотипологической структуры личности, или появление признаков аномальной личностной изменчивости. Неблагоприятное влияние социальных факторов на структуру личности выявляет степень выраженности конституциональной детерминированности вероятностной психотипологической изменчивости. Специализированная психологическая помощь должна быть адресована к стабилизации механизмов психологической защиты личности школьника.

Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к психотипологической структуре индивидуальности, предполагающем, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы реагирования в условиях адаптации к более сложной деятельности, изменяя или нарушая характер компенсаторных и адаптационных возможностей личности, что предопределяет проблему оказания психологической помощи.

Методологическую и теоретическую основы исследования составили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом «как процессе» (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. И. Донцов, К. К. Платонов, А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, Б.М. Теплов) — идея о системной, межфункциональной организации человеческой психики и сознания (JI.C. Выготский) — представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Б.С. Братусь, В. Н. Дружинин, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, В.П. Зинченко) — концепция системогенетического подхода в психологии (Е.А. Климов, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, В.А. Пономаренко) — генетическая теория типов (, Э. Кречмер, К. Конрад, А. Ф. Лазурский, У. Шелдон) — континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский) — учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е. Личко, К. Леонгард, Г. К. Ушаков) — концепция об аномальной личностной изменчивости и пограничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально-континуального пространства (И.В. Боев, О.А. Ахвердова) — аномальной личностной изменчивости органического происхождения (Н.Н. Волоско-ва) — учение о конституции и иерархических уровнях человеческой индивидуальности (В.П. Казначеев, В. Д. Небылицин, Б. А. Никитюк, B.C. Мерлин, В.М. Русалов) — отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной психологической помощи (И.В. Боев, О. А. Ахвердова, Н. Н. Волосоква, Э. М. Козлова, Н. В. Ерошенко, JI.B. Лысенко).

Основой диссертационного исследования послужили также работы в области нейропсихологии, физиологии, эмбриологии, гигиены, психофизиологии, нейрофизиологии, психиатрии.

Материал и методики исследования. В экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 250 детей в возрасте 7−8 лет, составивших три группы обследования: 1 группа (основная — 85 человек) — дети с сочетанной конституционально-психотипологической пре-диспозицией и органической предиспозицией высшей нервной деятельности (ВНД), которые располагались в диапазоне пограничной аномальной личности (ПАЛ) — 2 группа (сравнительная — 100 обследованных) — дети с конституционально-психотипологической предиспозицией личности, имеющие психологические проблемы в период адаптации к школе и относящиеся к диапазону психологической нормы-акцентуации- 3 группа (контрольная — 65) — практически здоровые дети, успешно усваивающие программу школьного общеобразовательного учреждения и характеризующиеся социально-приемлемым стереотипом поведения. Обследование проводилось на базе Межвузовской лаборатории экспериментальной психологии Ставропольского государственного университета и муниципальных школьных общеобразовательных учреждений г. Армавира, что позволило объективизировать эффективность предлагаемых методов психологической помощи.

Для реализации поставленной цели и задач использованы методы и методики психологического, патопсихологического обследования и математические методы обработки полученных результатов. Опросник для определения черт темперамента А. Томаса и С. Чесс, тест выявления тревожности B.C. Мерлина, теппинг-тест О. Черниковой, методика диагностики темперамента Айзенка, экспериментальная методика «Перенос кубиков». Экспериментальные данные подтверждались анамнестическими данными и наблюдением, которое велось по программе изучения индивидуально-типологических особенностей детей Л. И. Уманского, адаптированного варианта к младшим школьникам.

С целью статистического обоснования влияния конституционально-психотипологической предиспозиции и/или органической предиспозиции ВНД на проявления диагностируемых качеств в группе больных детей мы использовали непараметрический аналог дисперсионного анализа — критерий Краскелла-Уоллиса (Kruskal-Wallis test). Для более глубокого патогенетического анализа структуры взаимосвязи изучаемых признаков нами использовался иерархический анализ — метод дендрограмм. В качестве меры различия между исходными признаками мы использовали критерий 1-г, где г — коэффициент линейной корреляции, что позволяет однозначно толковать выявленное сходство между признаками как положительную связь между ними. Оценка статистической достоверности разницы между средними значениями при сравнении групп проводилась при помощи t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни.

Специализированная психологическая помощь основывалась на концепции сотрудничества в психологическом консультировании (К. Роджерс), адаптированной к случаям школьной дезадаптации О. Н. Усановой (1995) — принципах лечебной педагогики Н. Е. Поляковой (1995), методе реконструктивной психотерапии В. Н. Мясищева (1961) в модификации Э. М. Козловой (2003) и пассивной и активной арт-терапии, разработанной Н.Н.

Волосковой для подростков (2001) и адаптированной нами к младшим школьникам.

Результаты сравнительного психологического исследования всех детей подверглись сплошной математической обработке с использованием критерия X — квадрат, исходя из нулевой гипотезы (К. Браунли, 1982), что никакого различия между сравниваемыми группами нет.

Организация исследования. Экспериментально-психологические исследования проводились в несколько этапов:

1. Поисково-теоретический (1999;2001 гг.) — был направлен на изучение и анализ психологической, научно-методической и специальной литературыбыла уточнена тема исследования, разработан план работы, проводился отбор методов и средств для дальнейшего исследования.

2. Опытно-экспериментальный (2001;2004 гг.) — на данном этапе проводился констатирующий эксперимент с изучением конституционально-типологических и психотипологических особенностей практически здоровых детей и детей, испытывающих психологические проблемы в период адаптации к школе. Формирующий эксперимент, включающий оказание специализированной психологической помощи младшим школьниками в период адаптации к обучению в школе.

3. Обобщающий (2004;2005 гг.) — проводился статистический анализ и систематизация результатов исследованияуточнялись теоретические положенияпроверялась эффективность экспериментальных методикполученные результаты в виде графиков подвергались интерпретации, практический материал оформлялся в диссертационную работу.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальная образовательная среда обитания в виде нового коллектива сверстников, учителя, сложной учебной программы, новых требований, взаимодействуя с конституционально-психотипологической предиспозицией личности, детерминирует проявление аномальных личностных, психологических и поведенческих нарушений у младших школьников.

2. Предлагаемый комплекс психологических методов диагностики позволяет на высоко достоверном уровне определить степень выраженности стабильности-нестабильности конституциональных психологических механизмов компенсации и дезадаптации у младших школьников.

3. Конституционально-психотипологическая предиспозиция у младших школьников проявляется признаками дизонтогенеза психического развития, в первую очередь — речевогодезадаптации в микросоциальной средедекомпенсации, включающей проявления сниженной или повышенной психической активности, колебаниями эмоционального фона, нарушениями ритмичности и психологической коммуникативности.

4. Учащимся, имеющим конституционально-психотипологическую предиспозицию, необходима специализированная психологическая помощь, направленная на восстановление конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации личности, что служит профилактикой вероятностных личностных и поведенческих аномалий в школьном возрасте.

Научная новизна исследования. Выявлена совокупность качественных и количественных психологических показателей в конституциональном личностном континууме от диапазона психологической нормы-акцентуации до диапазона ПАЛ, характерных для младших школьников. Экспериментально-психологические исследования обнаружили у младших школьников, располагающихся в диапазоне психологической нормы-акцентуации, признаки конституционально-типологической недостаточности ВИД, провоцирующиеся значимыми факторами стрессирования образовательной среды. Возникающее взаимодействие внутренних и внешних факторов обуславливало аномальные личностные и психологические реакции детей с тенденцией к негативному дрейфу в сторону границ диапазона ПАЛ. Для испытуемых диапазона Пал была характерна психотипологическая предиспозиция личности, сочетанная с конституционально-типологической органической недостаточностью ВНД, с преобладанием пяти характеристик темперамента: ритмичности, снижение концентрации внимания и адаптивности, снижение порога чувствительности к раздражителям умеренной силы, повышению числа отрицательных реакций при появлении нового раздражителя, затрудненной контактности с окружающими на фоне психологической уязвимости.

Выявленные различия в надежности функционирования психологических и личностных механизмов компенсации и адаптации у младших школьников детерминированы конституционально-психотипологическими факторами, которые могут быть осложнены сочетанием с конституционально-типологической органической недостаточностью ВНД, что в совокупности позволяет достоверно прогнозировать на индивидуальном уровне большую или меньшую сохранность психологического и психического здоровья подростков.

Теоретическая значимость исследования. На эмпирическом и экспериментально-психологическом уровнях раскрыты интимные психологические механизмы, лежащие в основе психической декомпенсации и дезадаптации у младших школьников. Доказано, что надежность конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации у учащихся в период адаптации к школе зависит от степени выраженности психотипологической предиспозиции личности коморбидной конституционально-типологической недостаточности ВНД с преобладанием нарушений темпераментальных характеристик.

Доказано, что восстановление устойчивых конституциональных психологических механизмов защиты личности в условиях адаптации к начальному обучению в школе зависит от своевременности, адекватности и временной экспозиции методов специализированной психологической помощи младшим школьникам, которую необходимо профилактически использовать детям, располагающимся в диапазоне психологической нормы-акцентуации. Дети, относящиеся к диапазону ПАЛ, нуждаются в оказании системной, патогенетической по сути, психологической помощи в виде психокоррекции.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан стандартный набор психологических диагностических методов, доступных психологам и другим специалистам, которые позволяют объективизировать аномальную конституционно-обусловленную психотипологическую изменчивость у младших школьников, что дает основание для обязательного применения специализированной психологической помощи.

Экспериментально-психологическая диагностическая модель в виде сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВИД и психотипологической предиспозиции личности представляет собой необходимое условие формирования аномальной личностной и поведенческой изменчивости у младших школьников. Настоящая модель может быть использована в практической работе психологов, клинических психологов и других специалистов общеобразовательных школ при составлении индивидуального психологического профиля младшего школьника и прогнозирования устойчивости-неустойчивости психологического и психического здоровья.

Разработанная программа психологического сопровождения как вида комплексной специализированной психологической помощи, направлена на сохранение и восстановление конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации, что способствует профилактике и нивелировке аномальных личностных и поведенческих расстройств в структуре фрустрационных переживаний и девиантного поведения в период адаптации к школе, а также невротических нарушений у младших школьников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными теоретико-методологическими положениями, лежащими в основе экспериментально-психологического и психокоррекционного исследования, использованием стандартного комплекса апробированных психологических методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборкизначимостью полученных результатов при использовании психологического сопровождения младших школьников, а также экспериментальных данных, основанных на качественном и количественном анализе с применением современных методов обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикаций научных статей и тезисов: Международной научно-практической конференции «Технологическое образование сельских школьников в современных условиях». (Армавир, 1999;2000) — V Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства экономики» (Тула, 1999) — Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-педагогическая работа в современных условиях» (Армавир, 2002) — Сборник научных трудов «Личность XXI века: теория и практика» (Ставрополь, 2006.

Результаты диссертации использованы при чтении лекций в Армавирском филиале Краснодарского краевого института дополнительного профессионально-педагогического образования и чтении курсов по выбору в Армавирском государственном педагогическом университете. Психологические программы и техники практического психолога внедрены в систему психологической работы специалистов общеобразовательных школ г. Армавира.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 168 страницах машинописного текста. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложенийиллюстрирована 5.

выводы.

1. Личность младшего школьника, имеющая конституционально-типологическую предиспозицию, взаимодействует с социально-стрессовыми факторами в условии ях адаптации к общеобразовательной школе, что приводит к актуализации конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации, которые проявляются на феноменологическом и патопсихологическом уровнях в виде аномальной личностной и поведенческой изменчивости.

2. Наиболее яркими феноменологическими признаками аномальной личностной изменчивости являются дистимические и тревожные переживания, нарушения формирования навыка письма и чтения, дезадаптивный и непатологический девиантный стереотип поведения, сочетающийся с холерической или меланхолической структурами темперамента. Обнаруженная неблагоприятная сочетание личностной изменчивости с типами темперамента требует оказания специализированной психологической помощи с использованием триады специалистов: психолог — клинический психологпсихоневрологв случаях сангвинического или флегматического темперамента у младших школьников, возможно ограничиться привлечением психолога и психоневролога или психолога и клинического психолога, учитывая прогностически более благоприятное сочетание.

3. Младшие школьники распределяются в конституционально-континуальном пространстве личности в диапазоне психологической нормы-акцентуации с признаками конституционально-типологической органической предиспозиции ВНД, обусловливающей трудности формирования навыка письма и чтения, фрустрационные переживания, и в диапазоне пограничной аномальной личности с признаками сочетанной конституционально-типологической органической предиспозиции ВНД и психотипологической предиспозиции личности, детерминирующей дезадаптивное поведение.

4. При оказании специализированной психологической помощи необходимо учитывать феноменологические признаки дезадаптивного поведения по комплексным психологическим показателям активности, адаптивности, интенсивности, настроения, ритмичности, приближения или контактности с окружающимидезадаптивные формы поведения с соответствующими фрустрационными переживаниями в младшем школьном возрасте.

5. Разработана программа комплексной и комбинированной специализированной помощи, направленной на восстановление конституциональных механизмов психологической компенсации и адаптации, повышение личностной толерантности к социальным стрессорам в начальных классах общеобразовательной школы с использованием концепции сотрудничества, принципов лечебной педагогики, реконструктивной психотерапии и пассивной и активной арт-терапии. Разработанная нами программа включает применение методик и техник психокоррекции и психотерапии, адекватных конституционально-психотипологическим основам младшего школьника.

6. Эффективность и адекватность разработанной специализированной психологической помощи, адресованной к аномальной личностной и поведенческой изменчивости учащихся в условиях адаптации к школе, может быть объективизирована с помощью стандартного набора личностных и клинических опросников, позволяющих провести многомерный психологический анализ, регистрирующий позитивную или негативную аномальную личностную и поведенческую динамику испытуемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Успешность человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденной и приобретенной способности ко всему многообразию жизни в любых условиях.

В период адаптации к совокупности новых социально-биологических свойств и особенностей, наблюдается конституционально детерминированное дозревание отдельных систем относительно друг друга (психофизиологической, нейроэндокринной, нейрохимической, биологической, интеллектуально-мнемической, эмоциональной, волевой и т. д.), что часто сопровождается психотипологической и конституционально-типологической личностной изменчивостью за пределы границ статистической и вероятностной нормы, в континууме от психологической нормы-акцентуации до пограничной аномальной личности (ПАЛ) и далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О.А. Ах-вердова, 1998; Н. Н. Волоскова, 2001; Я. В. Луковка, 2002; Э. В. Терещенко, 2002).

Возникает необходимость определения степени выраженности конституционально-психотипологической предиспозиции личности у учащихся в период адаптации к школе для разработки принципиально новых конституционально-ориентированных подходов (О.И. Боев, 2005) к специализированной психологической помощи младшим школьникам.

Объективная регистрация закономерностей формирования аномальной личностной и поведенческой изменчивости невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии (Шадриков В.Д., 1982; Ломов Б. Ф., 1994), лишь, после чего возможна постановка проблемы об адекватной психологической помощи.

Представленное исследование посвящено изучению проблемы специализированной помощи младшим школьникам с конституционально-психотипологической предиспозицией, которая обеспечивает целостный ответ личности как интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, 1986; В. М. Русалов, 1987; В. В. Белоус, 1999; И. В. Боев, 2000).

Целью исследования является разработка вариантов психологической помощи младшим школьникам на фоне различной степени выраженности конституционально-психотипологической предиспозиции личности.

Для достижения поставленной цели и задач использованы методы и методики психологического, патопсихологического обследования и математические методы обработки полученных результатов: опросник для определения черт темперамента А. Томаса и С. Чесс, тест выявления тревожности B.C. Мерлина, теппинг-тест О. Черниковой, методика диагностики темперамента Айзенка, экспериментальная методика «Перенос кубиков». Экспериментальные данные подтверждались анамнестическими данными и наблюдением, которое велось по программе изучения индивидуально-типологических особенностей детей Л. И. Уманского, адаптированного варианта к младшим школьникам.

С целью статистического обоснования влияния конституционально-психотипологической предиспозиции и/или органической предиспозиции ВНД на проявления диагностируемых качеств в группе больных детей мы использовали непараметрический аналог дисперсионного анализа — критерий Краскелла-Уоллиса (Kruskal-Wallis test). Для более глубокого патогенетического анализа структуры взаимосвязи изучаемых признаков нами использовался иерархический анализ — метод дендрограмм. В качестве меры различия между исходными признаками мы использовали критерий 1-г, где г — коэффициент линейной корреляции, что позволяет однозначно толковать выявленное сходство между признаками как положительную связь между ними. Оценка статистической достоверности разницы между средними значениями при сравнении групп проводилась при помощи t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни.

Анализ результатов исследования младших школьников показал, что у младших школьников, имеющих конституицонально-типологическую органическую недостаточность ВНД и психотипологическую предиспози-цию, в условиях адаптации к школе актуализируются психологические механизмы декомпенсации и дезадаптации, выражающиеся на феноменологическом и экспериментально-психологическом уровнях индивидуальной аномальной личностной изменчивостью. Основными внешними проявлениями индивидуально-типологической органической предиспозиции ВНД и психотипологической предиспозиции младшего школьника является нарушение формирования навыка письма и чтения, сочетающиеся с дезадап-тивными формами поведения.

Специализированная психологическая помощь основывалась на концепции сотрудничества в психологическом консультировании (К. Роджерс), адаптированной к случаям школьной дезадаптации О. Н. Усановой (1995) — принципах лечебной педагогики Н. Е. Поляковой (1995), методе реконструктивной психотерапии В. Н. Мясищева (1961) в модификации Э. М. Козловой (2003) и пассивной и активной арт-терапии, разработанной Н. Н. Волосковой для подростков (2001) и адаптированной нами к младшим школьникам.

Результаты сравнительного психологического исследования всех детей подверглись сплошной математической обработке с использованием критерия X — квадрат, исходя из нулевой гипотезы (К. Браунли, 1982), что никакого различия между сравниваемыми группами нет.

В результате реализации программы специализированной помощи наблюдалась достоверная обратная динамика патопсихологических субдепрессивных и астенических проявлений у обследованных младших школьников. В процессе применения комбинированных и комплексных методов и техник психокоррекции и психотерапии указанные расстройства нивелировались у половины школьников (р<0,01), страхи отмечались у 35% испытуемых по сравнению с 58,5% школьников (р<0,05) до профилактики, тревожность соответственно — у 13% по сравнению с 44% младших школьников (<0,01).

Результаты настоящего диссертационного исследования позволяют рекомендовать психологам, клиническим психологам, логопедам, социальным педагогам, учителям начальных классов, преподавателям соответствующих специальностей высших учебных заведений, специалистам, занимающимся проблемами практической психологии, адекватно планировать и реализовывать комбинированные и комплексные методики и техники психокоррекции и психотерапии в структуре специализированной психологической помощи. Организация психологической помощи направлена на своевременное восстановление и сохранность конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации детей к условиям школы. Своевременная психологическая диагностика и адекватная психокоррекция, адресованная к механизмам конституциональной психологической защиты, позволили создать условия гармоничного психического развития младшего школьника, повысив саморегуляцию и самоконтроль за поведением и учебой, что в значительной степени сохраняет психическое и психологическое здоровье школьников. Разработанные приемы специализированной психологической помощи в форме индивидуальных психокор-рекционных занятий, тренингов и бесед активно восстанавливают конституциональные механизмы адаптации и компенсации личности младших школьников. Учителям младших классов необходимо использовать при формировании навыка письма и чтения ритмизированное письмо, упражнения для развития чувства ритма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980. С. 53 — 65, 93−103, 210- 222.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Междун. Пед. академия. 1994. — 237 с.
  3. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976. — 272 с.
  4. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. -150 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.288 с.
  7. А. Психологическое тестирование: В 2-х книгах. Педагогика, 1982.-320 с.
  8. Т.Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения //Вопросы психологии. 1993, № 1. С. 47−53.
  9. Л.И. Принцип связи психики и деятельности //Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — С. 89 -111.
  10. В.М. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001.- 256 с.
  11. В.М. Тревожность у детей. СПб.: Питер, 2004 — 253 с.
  12. О.А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков // Монография. М., 1998.154 с.
  13. О.А., Боев И. В., Волоскова Н. Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. Ставрополь, 2000. — 272 с.
  14. О.А., Волоскова Н. Н., Белых Т. В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. СПб, 2004. — 168 с.
  15. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  16. А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.-256 с.
  17. С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1993. -199 с.
  18. Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития //Вопросы психологии. -1997. № 1. С.19−25.
  19. М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.-298 с.
  20. М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
  21. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  22. И.В. Пограничная аномальная личность. Монография. Ставрополь, 1999.-362 с.
  23. И.В., Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. Ставрополь. — 2001. — 380 с.
  24. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1976. № 6. — С. 43−45.
  25. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
  26. .С. Аномалии личности. -М.: Мысль, 1988.-301 с.
  27. Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. М., 1983. — 4.2. — С. 274−276.
  28. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  29. Л.Ф., Морозов С. М. Справочник по психологической диагностике. -Киев, 1989. -197 с.
  30. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психолотческое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 136 с.
  31. М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992. -255 с.
  32. М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Центр, ин-т усовершенствования врачей, 1976. — С. 20.
  33. З.И. Изучение личности школьника. Ярославль: Академия развития. 1996. 208 с.
  34. З.И. Изучение личности школьника учителем. Екатеринбург, 1997.-176с.
  35. Н.Н. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. Монография. 2001. 215 с.
  36. Вопросы развития и воспитания личности школьника /Под ред. Даниловой В. Л. М.: Новая школа, 1994. — 298 с.
  37. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 288 с.
  38. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для слуд. высш. учеб. заведений /Г.В. Бурменская,
  39. Е.И.Захарова, О. А. Карабанова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416 с.
  40. И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. -М., 1995.-56 с.
  41. JI.C. Лекции по психологии. Лекция 4. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. Соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. -С.416−436.
  42. Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. -М.: Педагогика, 1983.-432 с.
  43. Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2000. -1008 с.
  44. Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии //Собр. соч.: в 6 т. -М.: Педагогика, 1983. -Т.5. -368 с.
  45. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 345с.
  46. Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. -Собр. соч. т. 1.-М., 1982.
  47. В.И. Воспитание ребенка. М: Педагогика, 1988. — 220 с.
  48. В.И. Нервные дети. Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
  49. В.И. Практическая психотерапия. СПб.: АО «Сфера», 1994.-160 с.
  50. В.И. Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков. М.: Просвещение, 1990. — 288 с.
  51. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977. — 272 с.
  52. Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. — 210 с.
  53. И.Н., Игнатьева Н. Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Выпуск 7. М.: Фоли-ум, 1994.-64 с.
  54. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994. — 192 с.
  55. Л.А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. -Свердловск, 1987, 75 с.
  56. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. -М., 1990.
  57. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. -М.: Медицина, 1978.-296 с.
  58. С.А., Пермякова В. А., Насонова В. И. Методы научно-психологических исследований в дефектологии. Иркутск, 1983. — 73 с.
  59. И.В. Школьная психологическая служба. М.: Знание, 1991.-115с.
  60. И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: изд. центр «Академия», 1995. — 170 с.
  61. .Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств. М., 1995. — 50 с.
  62. Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.- 170 с.
  63. Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование, 2002, № 8, с. 99 -105.
  64. Н.Н. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации//Неврологический журнал, 1998, Т. 3 № 6. с. 13 -17.
  65. А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Избр. психолог. труды: в 2-х т. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — С.223−258.
  66. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JL: Медицина, 1982.-216 с.
  67. А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.109 с.
  68. А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988.248 с.
  69. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М.: Просвещение, 1993.-192 с.
  70. В.В. Психология детства. М.: Школа-пресс, 1996. — 333с.
  71. .В. Личность и патология деятельности. М., изд-во МГУ, 1971.-100 с.
  72. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., изд-во МГУ, 1980. — 157 с.
  73. .В. Патопсихология. М.: изд-во Моск. ун-та, 1986. — 286с.
  74. Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе // Дети с временными задержками в развитии / Под ред. Власовой Т. А., Певзнер М. С. М.: Педагогика, 1971. — С.63−67.
  75. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-40 с.
  76. B.C. Формирование личности школьника. М.: Академия, 1984.-157 с.
  77. ГЛ. Групповые методы психотерапии и психокоррекции //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
  78. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 312 с.
  79. Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 1998. — С. 4−6.
  80. Т.Н. Школа, семья и общественность. М., 1992. — 277 с.
  81. .Д. Неврозы: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1980.-448 с.
  82. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 304 с.
  83. Ф. Психотерапия детей и подростков. СПб., 2002. — 432 с.
  84. М. Изучение личности учащихся. М.: Владос, 1991. — 204 с.
  85. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.608 с.
  86. А.А., Кухарева Т. А. Психологические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Р-на-Д.: Ростов, 2003. — 295 с.
  87. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск, 1984. — 366 с.
  88. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы / Под ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. -СПб., 2000.-С. 108.
  89. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. М.: Наука и техн., 1993. -478 с.
  90. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  91. Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2002. -198 с.
  92. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьников.-М., 1988.
  93. С.А. Когнитивно-поведенческая психотерапия как метод лечения и психопрофилактики личностных расстройств у детей и подростков //Журн.обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева 1995 № 2. -С.27−28.
  94. Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности. М.: Сфера, 1996. — 240 с.
  95. К., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Пер. с чешского. Прага: Авиценум, 1984.334 с.
  96. Н.Т. Школа и здоровье учащихся. Минск: Рост, 1998.158 с.
  97. В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: изд-во Моск. ун-та, 1985.-168 с.
  98. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. — 424с.
  99. Н.Д. психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1. с. 131 -138.
  100. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принципы развития в психологии. М., 1978. — С. 196−211.
  101. К. Акцентуированные личности. Киев, Выща. шк., 1989.374 с.
  102. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: изд-во Моск. унта, 1971.-38 с.
  103. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: изд-во Моск. ун-та, 1981.-584 с.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  105. А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.
  106. А.И. Самооценка школьника. -М., 1976. 64 с.
  107. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  108. А.Е. Психопатии и акцентуации xapaicrepa у подростков. Л: Медицина, 1977. — 208 с.
  109. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.-416 с.
  110. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. М.: Педагогика, 1993. — 104 с.
  111. В.И. Выявление нарушений развития как задача психологической диагностики в школе // Психодиагностика и школа. Таллинн, 1980. — С. 39−46.
  112. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: изд-во Моск. ун-та, 1973. -374 с.
  113. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. -М.: Межд. пед. академия, 1994.-368 с.
  114. Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Владос, 1997.-157 с.• 114. Мудрик А. В. Личность школьника. СПб.: Питер, 1995. — 95 с.
  115. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  116. B.C. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1985.
  117. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 476 с.
  118. В.Н. Личность и неврозы. Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1960. -426 с.
  119. П.А. Проблема «ненормативного» психического развития //Вопросы психологии. -1994 № 6. — С. 49−56.
  120. А.П. Личность, психическая адаптация и творчество. -Ереван, 1980.
  121. ИМ., Грановская Р. М. Психологическая зашита у детей. СПб.: Речь, 2000. — 208 с.
  122. Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков. М., 1985. — С.42−55.
  123. Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков //Общение и формирование личности школьника. Сб. М: Педагогика, 1987. -149 с.
  124. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Новая школа, 1995. — 344 с.
  125. Общая психодиагностика / Под ред. АА. Бодалева, В. В. Столина. М.: изд-во МГУ, 1987. — 356 с.
  126. Р.В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей: Автореф. на соиск. канд дисс. М., 1995. — 23 с.
  127. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  128. Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с ЗПР. Комсомольск — на Амуре, 1997. — С.8−35.
  129. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск, Сиб. отд-ние, 1981. -178 с.
  130. В.А. Внутренний мир личности и искусство. Екатеринбург, 1990.
  131. И.Л. Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии //Вопросы психологии. -1999. № 3. С. 107−116.
  132. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М., 1982. 168 с.
  133. . Избранные психологические труды.-М., 1969.-419с.
  134. Г. Н. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков. М.: Медицина, 1962. -125 с.
  135. Г. Н. Нервные заболевания у школьников и их предупреждение. М.: Медицина, 1966. — 47 с.
  136. Н.К. О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомо-торных реакций на световые стимулы различной модальности при изменении эмоционального состояния //Диагностика психических состояний в норме и патологии.-Л., 1980.
  137. A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Педагогика, 1987. — 165 с.
  138. А.М. Тревожность у детей и подростков. М.: Новая школа, 2000.-240 с.
  139. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.-158 с.
  140. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике жизни. М.: Знание, 1990.-79 с.
  141. Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М.: АПН СССР, 1985.
  142. А.О. Особенности психических состояний личности в обучении //Психологический журнал. Т. 12, № 1,1991. С. 47−55.
  143. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  144. Психология: Словарь /Под общ. Ред. А. В. Петровского, М.ГЛрошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  145. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. -М., 1990.
  146. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.ДКарвасарского. -С-Пб, Питер, 1999.
  147. Психологическое сопровождение школьников: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Э.М.Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  148. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. J1.M. Шипицыной. -М.: Владос, 2003.-528 с.
  149. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., Москва — Харьков — Минск, 2000. — 398 с.
  150. Й., Поппер П. Секреты личности (пер. с венг.). М.: Педагогика, 1983. -157 с.
  151. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.-529 с.
  152. М.С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Томск, 1988.
  153. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  154. В.Е., Свешников А. В. Эмоционально-стрессовая эстетопси-хотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985.
  155. Е.С., Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  156. СЛ. Основы общей психологии. М.: Педагогика, Т.1, 1989. С. 254−265.
  157. К. Групповая психотерапия. /Пер. с англ. Л. В. Трубициной. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  158. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических особенностей. -М.: Наука, 1979.-352 с.
  159. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Речь, 1996.-237 с.
  160. Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения подростков. Тверь, 1995.
  161. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. -М., 2000.
  162. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. СПб.: Речь, 2002. — 208 с.
  163. С.Б. Предболезненные психические расстройства. Ленинград: Медицина, 1987.181 с.
  164. Г. Н., Гельница Г. Психогигиена детей и подростков. -М.: Медицина, 1985.
  165. П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М.: Прогресс, 1984.-160 с.
  166. Т.П. Неврозы у детей и их предупреждение и лечение. М.: Медизд., 1958.-216 с.
  167. Е.Е. Реактивные состояния (психозы и неврозы) у детей и подростков. М.: Гос. науч. исслед. ин-т психиатрии МЗ РСФСР, 1962. — 176 с.
  168. Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966.-150 с.
  169. А.А. Детские рисунки. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической диагностике /Под ред. И. И. Ильясова, ВЛ.Ляудис. — М., 1980. — С. 53−63.
  170. Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. М., 1990,80 с.
  171. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: изд-воМГУ, 1980.-176 с.
  172. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., изд-во МГУ, 1989. — 213 с.
  173. Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств // Вопросы психологии, 1995.- № 2. С. 92−105.
  174. Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Аргус, 1995. — 360 с.
  175. А.С. Профилактика детских неврозов. М.: изд-во МГУ, 1988.-200 с.
  176. Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги. М.: Просвещение, 1983. — 200 с.
  177. В.Г. Индивидуальный подход при разрешении конфликтных ситуаций // Конфликты в школьном возрасте и пути их преодоления и предупреждения. М.: МОПИ, 1986. — 127 с.
  178. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  179. М.К. Практическая психология для педагогов и родителей. Спб.: Пшос, 2000. — 352 с.
  180. О.Н. Дети с проблемами психического развития. НПЦ «Коррекция», М., 1995. С. 70−77.
  181. В.В. Психологическая адаптация. Кемерово: КТИ, 1993.177 с.
  182. Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 2000. — 236 с.
  183. Д.И. Психология становления личности. М.: Знание, 1990.-289 с.
  184. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985. № 6. — С. 26−37.
  185. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М., 1983. — 256 с.
  186. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  187. В. А. Нейропсихологическая диагностика. М., 1994.
  188. Е.Д., Батова НЯ. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М.: изд-во МГУ, 1992. — 180 с.
  189. К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. — 430с.
  190. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Учебное пособие для студентов и слушателей спецфакультетов: Сост. Астапов В. М. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 264 с.
  191. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физк. И спорт, 1988. — 272 с.
  192. Г. А., Мастеров Б. И. Психология саморазвития. М.: Спарк, 1995.-400 с.
  193. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -160 с.
  194. Ю.С. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Методическое пособие. Балашов: Изд-во Ба-лашовского пединститута, 1998.
  195. Ю.С. Онтогенетически-ориентированная психотерапия детей и подростков (на модели лечения заикания) //Психокоррекция: теория и практика. М.: НПЦ «Коррекция», 1995. — С. 66−92.
  196. Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. -162 с.
  197. Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение при интегрированном обучении детей с проблемами в развитии //Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СП., 1998. -С. 11−14.
  198. Л.М. Социальная и педагогическая интеграция: проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья //Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001.Ч.1.-С. 15−19.
  199. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. -М.: Медицина, 1988. 272 с.
  200. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В.Лебединский, О. С. Никольская, Е. В. Боенская, М. М. Либлинг. М.: Изд-во МГУ, 1990.-197 с.
  201. Э.Г., Юстицкий В. В. Использование игровой психотерапии для коррекции нарушений поведения у подростков //Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983.-С. 122−128.
  202. П.М. Изучение чувств у детей и подростков (развитие нравственных оценок у школьников). Психология чувств. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. -Часть 2.-238 с.
  203. Aronoff G.M., Evans W.D. Doxepin as an adjunct in the treatment of chronic pain //J. clin. Psychiat., 1982, Vol. 43, № 8, Sec. 2. P. 42−43.
  204. Borgna E. Psicopatologie e clinica della «depressio sine depressione». //Riv. Sper. Freniat, 1969,93, M-6. P. 1276−1290.
  205. Engel G. L, Schmale J. Psychoanalytic theory of somatic disorder. //J. Amer. Psychoanal. Ass. V. 15, 1967. P. 344−365.
  206. Hess W.R. Von Beziehungen zwishen Phisiologie und Psychiatrie //Schweiz. med, Wschr., 1965, 95, № 10. S. 317−319.
  207. Lesse S. The Multivariant Masks of Depression //Am.J.Psychiat., 1968, vol.124, № 11, supp. P.35−40.
  208. Mouren M.-C. Pour ou contre la depression masquee chez 1 (enfant //Neuropsychiatr. Enfance, 1982,30, № 10/11. P. 563−570.
  209. Negri M. de, Moretti G. Quelques aspects des depressions infantiles //Acta paedopsychiat., 1972, vol. 38, № 7/8. P. 182−190.
  210. Nissen G. Depressive Syndrome im Kindes und Jugendalters. New York, 1971.
Заполнить форму текущей работой