Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика обучения будущих учителей информатики разработке информационных систем управления учебным процессом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном мире трудно переоценить значение информации: «кто владеет информацией — тот владеет ситуацией». В связи с этим особую важность приобретают процессы управления, в которых сосредотачиваются основные потоки информации, необходимой для осуществления любой деятельности. Совершенствование методов управления необходимо для ускорения принятия управленческих решений, поддержания актуальности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ
    • 1. 1. Анализ опыта применения информационных технологий в управлении образованием
    • 1. 2. Информатизация системы управления образовательным процессом школы
    • 1. 3. Условия развития готовности учителей информатики к применению средств ИТ в управлении школой
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ
    • 2. 1. Применение объектно-ориентированной методологии в обучении разработке информационных систем
    • 2. 2. Модель содержания обучения объектно-ориентированному анализу и проектированию
    • 2. 3. Описание методической системы обучения разработке информационных систем управления учебным процессом школы
    • 2. 4. Практикум по созданию информационных систем управления учебным процессом школы
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
    • 3. 1. Констатирующий и формирующий эксперименты
    • 3. 2. Описание и результаты формирующего эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Методика обучения будущих учителей информатики разработке информационных систем управления учебным процессом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход к информационному обществу сопровождается широким распространением информационных технологий (ИТ) во всех сферах жизни — в науке, производстве, оборонной сфере и других. Закономерно проникновение ИТ и в образование. Процесс информатизации образования призван решить многие задачи в этой области, в том числе и задачи управления образованием.

Рост количества информации, циркулирующей в обществе, имеет более высокий порядок, чем прирост эффективности усвоения этих объемов человеком. Данный факт определяет необходимость изменений программ подготовки в педагогических вузах специалистов в области информатики и информационных технологий. Такие специалисты должны: ориентироваться в огромных потоках сведений, выделять из них необходимую информациюбыстро адаптироваться к инновациям в области ИТ, быть всегда готовым вести занятия по программе, отличной от той, по которой учили егопостоянно повышать свою квалификацию, профессиональную компетентность в условиях быстрого устаревания содержания и структуры учебного материала по информатике.

В современном мире трудно переоценить значение информации: «кто владеет информацией — тот владеет ситуацией». В связи с этим особую важность приобретают процессы управления, в которых сосредотачиваются основные потоки информации, необходимой для осуществления любой деятельности. Совершенствование методов управления необходимо для ускорения принятия управленческих решений, поддержания актуальности данных в условиях непрерывного роста количества информации. Единственно возможным решением представляется использование средств ИТ в процессах управления. На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях внедряются информационные системы (ИС) управления, позволяющие автоматизировать и повысить качество работы административного персонала и преподавателей. Внедрение средств информационных технологий в систему управления образованием требует специалистов высокой квалификации, способных организовать этот процесс как в отдельном учебном заведении, так и в структурно более сложных образовательных системах. В программы подготовки и переподготовки учителей информатики включаются курсы обучения использованию средств ИТ в управлении образовательными процессами. Содержание подобных дисциплин недостаточно разработано, поэтому пока нет ощутимого результата в повышении уровня готовности педагогических кадров к внедрению информационных технологий в систему управления школой. Таким образом, имеется противоречие, проявляющееся с одной стороны в потребности школ в учителях информатики, готовых к разработке и использованию информационных систем управления образовательным процессом, с другой стороны — в отсутствии методических разработок, позволяющих осуществлять в педвузах подготовку специалистов соответствующего квалификационного уровня.

Цель научной работы: поиск путей развития готовности учителей информатики к применению средств информационных технологий в системе управления школой.

Объектом исследования является процесс подготовки учителей информатики в педагогическом вузе.

Предмет исследования: методика обучения учителей информатики разработке информационных систем управления учебным процессом школы.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют: ¦ Фундаментальные исследования в области педагогики и педагогической информатики (Акулова О.В., Баранова Е. В., Беляева А. П., Бороненко Т. А., Власова Е. З., Готская И. Б., Извозчиков В. А., Ершов А. П., Казакова Е. И., Кайнина JI. Л., Колин К. К., Кузнецов Э. И., Лапчик М. П., Лаптев В. В., Макарова Н. В., Радионова Н. Ф., Роберт И. В., Румянцев И. А.,.

Рыжова Н. И., Симонова И. В., Стефанова Н. JL, Тряпицына А. П., Фокин Р. Р., Швецкий М. В. и др.).

Исследования проблем эффективного управления работой учебного заведения с использованием средств ИТ (Боровков А. Б., Вербицкая Н. О., Кириллович В. А., Клебанович Д. М., Лозицкий И. Г., Маскин В. В., Монахова Л. Ю., Ризатдинова Г. X., Урнов В. А. и другие).

Работы, в которых рассматривается теория и практика обучения будущих педагогов применению средств информационных технологий в профессиональной деятельности (Аржанов И. Н., Веревка Н. В., Гогохия X. Н., Дашниц Н. Л., Кертанов Ю. X., Макарова С. В., Малев В. В., Сеничева Ю. М., Слинкин Д. А., Сметанников А. Л., Смирнова М. О., Шухман А. Е. и другие).

Исследования, посвященные разработке объектно-ориентированного подхода, его применению в образовании (Г. Буч, Д. Рамбо, А. Джекобсон, Т. Кватрани, П. Коуд, Ф. Круктен, Баранова Е. В., Фокин Р. Р., Степанов А. Г. и другие).

Автором исследования выдвигается гипотеза о том, что обеспечить развитие готовности учителей информатики к внедрению средств ИТ в управление образовательным процессом школы можно, если:

Выделить на основе анализа опыта работы средних общеобразовательных школ блок задач управления школой, от решения которых зависит успешность организации учебно-воспитательного процесса и качество учета его результатов.

Осуществлять обучение студентов решению средствами ИТ выбранных задач управления школой в три этапа: а) анализ задачи управленияб) проектирование информационной системы управления, позволяющей автоматизировать выполнение задачив) программная реализация информационной системы, — в соответствии с объектно-ориентированной методологией разработки программного обеспечения. Применять проектно-исследовательские методы обучения, позволяющие совершенствовать такие важные качества специалиста по разработке информационных систем, как аналитические и оценочные способности, способность находить наиболее рациональное решение поставленной задачи, навыки ведения дискуссии, умение работать в команде.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие основные задачи: На основе анализа научно-педагогической литературы и опыта работы учебных заведений выявить важнейшие задачи в сфере управления школой, требующие применения средств информационных технологий. Определить предпосылки, условия и этапы развития готовности учителей информатики к применению средств информационных технологий в системе управления школой (в существующих программах подготовки). Построить методическую систему обучения разработке информационных систем управления учебным процессом школы. Апробировать разработанную методическую систему.

В исследовании были использованы следующие методы: изучение научной литературы, изучение педагогического опыта, опрос, анкетирование, проведение педагогического эксперимента, обработка результатов эксперимента методами математической статистики, методы объектно-ориентированного анализа, проектирования, программирования.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Готовность учителя информатики к применению средств ИТ в управлении школой определяется следующими характеристиками: а) наличием у учителя представлений об организационной структуре управления учебно-воспитательным процессомб) умением разрабатывать информационные системы управления учебным процессом школыв) высоким уровнем информационной культуры, позволяющим учителю осуществлять самообразование в области ИТ и находить информацию, необходимую для выполнения своих профессиональных обязанностей.

2. Следующие задачи управления учебным процессом школы должны быть использованы для обучения студентов разработке информационных систем: а) ведение первичной учебной и персональной информацииб) ведение учебного планав) тематическое планированиег) распределение нагрузки учителейд) составление школьного расписанияе) учет успеваемости (ведение классных журналов). Изучение данных задач позволит учителю информатики самостоятельно решить средствами ИТ любую нестандартную проблему управления школой.

3. Обучение студентов решению профессиональных задач управления учебным процессом средствами ИТ включает три этапа: а) анализ задачи, б) проектирование информационной системы, позволяющей повысить качество выполнения данной задачи, в) программная реализация ИС.

4. Модель содержания обучения объектно-ориентированному анализу и проектированию, которая: а) отражает средства и методы построения объектных моделей информационных системб) четко структурирует учебный материал, что позволяет использовать ее как основу для разработки соответствующих учебных курсовв) является инвариантной относительно программных сред анализа и проектирования.

Научная новизна работы характеризуется следующими результатами:

Выделена предметная составляющая обучения студентов разработке информационных систем управления школой — задачи управления учебным процессом. Задачи основаны на самых актуальных в настоящее время проблемах управления школой и отражают наиболее характерные для данной сферы деятельности информационные процессы.

Обосновано включение этапа объектно-ориентированного анализа задачи в процесс обучения студентов разработке информационных систем управления учебным процессом и определено его содержание. Получение учителем информатики такого опыта поможет ему в дальнейшем самостоятельно выявлять проблемы в системе управления школой и находить информационные средства для их решения.

Разработана модель содержания обучения объектно-ориентированному анализу и проектированию информационных систем.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии современных педагогических знаний о подготовке учителей информатики: выявлены составляющие готовности учителя информатики к применению средств ИТ в управлении образовательным процессом школы, определены условия и этапы ее совершенствования. Расширена теория и методика преподавания информатики представлениями об обучении студентов разработке информационных систем управления учебным процессом школы.

Практическая значимость:

На основе проведенного объектно-ориентированного анализа задач управления учебным процессом разработаны учебно-методические материалы, включающие: характеристику проблемы, отраженной в конкретной задачеописание действующих лиц (активных субъектов) и функций, выполняемых ими в контексте задачиварианты использования будущей информационной системыцели и основные требования к системезадание на разработку информационной системынаборы данных, имитирующие «результаты» решения первых четырех задач управления учебным процессом. Материалы готовы к использованию в обучении студентов разработке информационных систем.

Разработан практикум по созданию информационной системы «Редактор расписания», включающий: демонстрационный пример, модель системы, описание действий по построению модели системы, индивидуальные задания по программированию.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях: «Педагогический дизайн» (С.Петербург, 2004 г.), «Теоретические и методические проблемы обучения в школе и вузе (математика, информатика)» (С.-Петербург — Мурманск, 2005 г.), «Современное образовательное пространство» (С.-Петербург, 2005), а также в пяти публикациях (общим объёмом 1,35 п. л.).

Структура диссертации. Диссертация (159 страниц машинописного текста) состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами.

Выводы по третьей главе.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о целесообразности внедрения методической системы обучения разработке информационных систем управления школой в существующие программы подготовки учителей информатики.

Проведение формирующего эксперимента позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу об условиях развития готовности учителей информатики к применению средств информационных технологий в управлении образовательным процессом школы.

Заключение

.

Данная работа посвящена изучению проблем развития готовности учителей информатики к применению средств информационных технологий в управлении школой. Была исследована методика обучения учителей информатики разработке информационных систем управления учебным процессом как одно из средств развития вышеуказанной готовности.

Нам удалость выделить предметную составляющую подготовки учителей информатики к применению средств ИТ в управлении школойблок задач управления учебным процессом, и сузить ее до пределов, позволяющих использовать данные задачи в обучении (в итоге осталось шесть задач, тесно взаимосвязанных, отражающих наиболее важные направления управленческой работы в школе).

Обосновано включение этапа анализа в процесс решения задачи управления учебным процессом (в процесс разработки информационной системы) — в соответствии с объектно-ориентированной методологией разработки программного обеспечения.

Разработана инвариантная составляющая содержания обучения объектно-ориентированному анализу и проектированию информационных систем в виде объектной модели содержания. Об актуальности данной разработки свидетельствует тот факт, что в действующих ГОС подготовки учителей информатики недостаточно представлен данный раздел знаний: предусмотрено изучение методов только объектно-ориентированного проектирования (без изучения методов анализа).

Методическая система обучения созданию информационных систем управления учебным процессом апробирована на студентах магистратуры РГПУ им. А. И. Герцена. Результаты педагогического эксперимента подтвержают успешность разработанной методики обучения.

Учебно-методические материалы, подготовленные в рамках диссертационного исследования, можно использовать при разработке содержания факультативных курсов, ориентированных на изучение проблем использования педагогами средств ИТ в образовании и управлении образованием.

Проблема развития готовности учителей информатики к применению средств ИТ в управлении школой требует дальнейших исследований, в частности, более глубокой проработки концепции использования проектно-исследовательских методов обучения (метода case-study и метода проектов) для развития указанной готовности. Нужно отметить, что эта тема достойна отдельного рассмотрения.

В рамках поставленных задач диссертационное исследование можно считать законченным. Оно может быть использовано как концептуальное средство совершенствования подготовки специалистов образования в области информационного менеджмента, например, разработки содержания ряда дисциплин специальности 351 400 «Прикладная информатика (в образовании)».

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. М., Гаджиев Г. М. Направления совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики. // Информатика и образование № 2,2006. — с. 98 — 102.
  2. О. В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.01. СПб., 2004.-42 с.
  3. Ю. П., Катаргин М. Ю., Сартасов Е. М. Корпоративная база данных для управления учебным процессом вуза. http://ito.edu.ru/2003/IV.html
  4. И. Н. Методика обучения объектно-ориентированному проектированию студентов педвузов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02. СПб., 2000. — 17 с.
  5. А.Я. Приемы программирования в Delphi. М.: Бином-Пресс, 2003.-784 с.
  6. А.Я. Программирование в С++ Builder 5. М.: Бином, 2002.-1152 с.
  7. Ахо А., Хопкрофт Д., Ульман Д. Структуры данных и алгоритмы: Пер. с англ.: М.: Вильяме, 2003. 384 с.
  8. Ю. К. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов. -Алма-Ата: Мектеп, 1989. 175 с.
  9. Г. И. Информационные модели систем организации учебно-воспитательного процесса // Информатика и образование № 12, 2003. -с. 123- 125.
  10. Е. В. Введение в язык UML. СПб.: Анатолия, 2003. — 51 с.
  11. Е. В. Классификация по уровням сложности практических заданий по информатике, предназначенных для реализации в объектно-ориентированных средах // Информатика исследования и инновации: Межвузовский сб. научн. тр. — СПб., 1999. Вып.З.
  12. Е. В. Теория и практика объектно-ориентированного проектирования содержания обучения средствам информационных технологий: Дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02. СПб., 2000.-36 с.
  13. Е. В., ЧислерН. А. Введение в программирование на языке Java: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Союз», 2001. — 91 с.
  14. БатищевП. С. 10-летний опыт составления расписания уроков на компьютере: оптимальное решение найдено программа «Экспресс-расписание». http://ito.edu.ru/2003/IV.htrnl
  15. А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1991. 205 с.
  16. В. Н. Информационные технологии в управлении образованием Волгоградской области. http://ito.edu.ru/2003/IV.html
  17. В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. школа, 1989.-141 с.
  18. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения: Учеб. пособие / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, А. М. Слуцкий, Е. А. Тумалева- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб.: Образование, 1995. 239 с.
  19. Т. А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики: Дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02.-СПб., 1998.-34 с.
  20. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++, 2-е изд.: Пер. с англ.: М.: Бином- СПб.: Невский диалект, 1999. 560 с.
  21. Н. О. Учебный процесс: информация, анализ, управление. -М.: Сентябрь, 1998.- 127 с.
  22. Н. В. Совершенствование подготовки студентов педвузов в области управления образовательным процессом в школе на основе применения информационных технологий: Автореф. дис. на соиск. учен, степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02. -М.: ИОСО РАО, 2001. 19 с.
  23. Е. 3. Теоретические основы и практика использования адаптивных технологий обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.08. СПб., 1999. — 42 с.
  24. Е. С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода. http://ito.edu.rU/2003/II.html#3
  25. В. И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. — 151 с.
  26. X. Н. Содержание подготовки учителей в области автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организационного управления: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02. М., 2002. — 23 с.
  27. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 100 Информатика. -М., 2005. (http://www.edu.ru/db/).
  28. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540 200 Физико-математическое образование. М., 2005.
  29. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351 400 «Прикладная информатика (по областям)». М., 2000.
  30. И. Б. Методическая система обучения информатике в условиях рыночной экономики: Дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02. -СПб., 1999.
  31. Н. JI. Методические подходы к подготовке педагогических кадров в области комплексного использования информационных и телекоммуникационных технологий в школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02. М.: ИИО РАО, 2003. -23 с.
  32. H.JI. Организация учебно-воспитательного процесса школы в условиях информатизации образования. http://ito.edu.ru/2005/Moscow/IV.html
  33. А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения, http://vshu.ru/ (2006)
  34. А. В. Развитие единой образовательной информационной среды Псковской области: проблемы, решения и результаты. http://ito.edu.ru/2003/IV.htrnl
  35. Г. Д., Ратобыльская Э. С. Моделирование процесса управления комплексной информатизацией системы образования района (города) // Информатика и образование № 3, 2003. с. 91 -95.
  36. JI. А. К вопросу об организации единой информационной среды в системе общего образования. http://ito.edu.ru/2003/IV.htrnl
  37. ЕршовА. П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования: (информатизация образования). -Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1990. -58 с.
  38. А. Н. и др. Проблемы и опыт использования информационных технологий в управлении образовательным комплексом. http://ito.edu.ru/2002/IV.html
  39. А. Н. Формирование информационной компетентности у будущих специалистов в области новых информационных технологий. http://ito.edu.rU/20Q3/I.html# 1
  40. Н. И., Загузова Е. Н. Основные направления диссертационных исследований по проблемам информатизации образования в 2000 году // Информатика и образование № 5, 2001. с. 22 — 29.
  41. Н. И., Загузова Е. Н. Основные направления диссертационных исследований по проблемам информатизации образования в 2002 2003 годах // Информатика и образование № 3,2004. — с. 101 -113.
  42. Н. И., Загузова Е. Н. Проблема информатизации образования в диссертационных исследованиях 1999 года. // Информатика и образование № 3,2000. с. 1−6.
  43. Н. И., Загузова Е. Н. Проблемы информатизации образования в диссертационных исследованиях 2001 года // Информатика и образование № 7,2002. с. 5 — 10.
  44. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие / Е. 3. Власова, Т. Ю. Ильина, А. В. Копыльцов- М-во образования РФ, Правительство Ленингр. обл., Ленингр. гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина. -СПб.: ЛГОУ, 2002.- 164с.
  45. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования: (проблемы методологии и теории) / Е. В. Баранова, Г. А. Бордовский, Т. А. Бороненко- под общ. ред. В. А. Извозчикова- РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1996. — 222 с.
  46. Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: Материалы 4-й Всеросс. оч.-заоч. науч.-практ. конф. 15−17 окт. 2003 г. Владивосток: Изд-во ВГУЭС: Дальневост. ун-т, 2004. — 258 с.
  47. Информационный подход как фундаментальный метод научного знания / Колин К. К.- Российская академия естественных наук, институт фундаментальной и прикладной информатики. М., 1998. — 22 с.
  48. Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентированный подход): Дис. на соиск. учен. степ, д.п.н: спец. 13.00.01. СПб., 1995. — 320 с.
  49. JI. JI. Метамодель непрерывного обучения информатике в адаптивной виртуальной среде профессиональной деятельности работников управления образованием: Дис. на соиск. учен. степ. д. п. н.: Спец. 13.00.02.-СПб., 2005.
  50. JI. JI. Развитие автоматизированной системы управления образованием территории. http://ito.edu.ru/2002/IV.html
  51. В. А., Матусевич O.JI. Программы для составления учебного расписания // Информатика и образование № 1,2002. с. 62−66.
  52. И. X. Информационные технологии в управлении образованием. http://ito.edu.ru/2002/IV.html
  53. И. X. Программа развития информационно-коммуникационных технологий в муниципальном общеобразовательном учреждении «средняя общеобразовательная школа № 3» города Глазова. http://ito.edu.ru/2005/Moscow/IV.html
  54. Т. Визуальное моделирование с помощью Rational Rose 2002 и UML.: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2003. — 192 с.
  55. Ю. X. Технология подготовки специалистов к использованию информационных систем в управленческой деятельности.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.08. М., 2002. — 22 с.
  56. В. А. и др. Интегрированная система управления учебным процессом. http://ito.edu.ru/2003/IV.html
  57. Н. В., Боровков А. Б. Системная компьютеризация управления школой. http://ito.edu.ru/2002/IV.html
  58. Н. В., Боровков А. Б. Эффективное управление современной школой с применением новых информационных технологий. Калуга 2002.
  59. Д. М. Использование сетевого программно-технологического комплекса «Параграф: учебное заведение XXI» в управлении учебным заведением. http://ito.edu.ru/2003/IV.html
  60. Д. М. Системный подход к применению информационных компьютерных технологий в образовательном учреждении. http://ito.edu.ru/2004/Moscow/IV.html
  61. Д. Э. Искусство программирования, том 1. Основные алгоритмы, 3-е изд., пер. с англ. Учебное пособие М.: Вильяме, 2000. — 720 с.
  62. А. Н., Востриков С. М. Мир InterBase. Архитектура, администрирование и разработка приложений баз данных в InterBase / Firebird / Yaffil. Изд. 2-е, доп. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2002. — 496 с.
  63. Н. К., Шабалтай А. А. Специализированный курс «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением». http://ito.edu.ru/2003/lV.html
  64. К. К. Информатика как наука: роль и место информатики в современной системе научного знания. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 12 с.
  65. К. К. О структуре и содержании образовательной области «информатика». // Информатика и образование № 10, 2000. с. 5 -10.
  66. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М., 2002. -28 с.
  67. А. С. Использование средств информационных технологий в управлении учебным процессом школы // Современное информационно-, образовательное пространство: Сб. науч. тр. СПб., 2005. — С. 16−25.
  68. А. С. Учитель информатики специалист по информационным технологиям в области управления образованием.
  69. А. С. Программно-методический комплекс для поддержки обучения студентов педвузов современным системам управления базами данных // Педагогический дизайн: Материалы научно-практической конференции 26 27 октября 2004 г. — СПб, 2004. — С. 31 -34.
  70. К. И. Структурно-функциональные особенности деятельности педагога по управлению образовательным процессом в современной школе.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н.: Спец. 13.00.08. -Ставрополь, 2003. 22 с.
  71. А. Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). М.: Образование и Информатика, 2003. — 231 с.
  72. В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат //Информатика и образование № 4, 2003. с. 21 — 27.
  73. Е. А. и др. Автоматизированная система информационно-аналитического обеспечения управления образовательным процессом (АСИОУ «Школа»). http://ito.edu.ru/2004/Moscow/IV.html
  74. Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: «Ось-89», 1999. 208 с.
  75. Э. И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. п. н.: Спец. 13.00.02.-М., 1990.-38 с.
  76. В. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого пед. университет, образования / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. — 505 с.
  77. ЛапчикМ. П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педвузах: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02. М., 1999. — 81 с.
  78. В. М. Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе: Пособие для директоров шк. М.: Центр «Пед. поиск», 2004. — 160 с.
  79. И. Г. Профессиональные решения в области информатизации образования // Информатика и образование № 5, 2001. с. 72 — 74.
  80. В. В. Информатизация методической системы обучения как средство обеспечения единства образовательной и кадровой политики.: Дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.01- 13.00.02.-М., 2002.
  81. Г. С., Мохов М. А. Информатизация управления образовательным процессом. http://ito.edu.ru/2003/lV.html
  82. Н. В. Методология обучения новым информационным технологиям. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1992.- 135 с.
  83. М. А. Информационное управление школой // Информатика и образование № 11, 2003. с. 76 — 78.
  84. МалевВ. В. Проектирование содержания и методики подготовки студентов педагогического вуза к использованию средств ИТ в профессиональной деятельности.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02- 13.00.08 Воронеж, 2000. — 23 с.
  85. А. В. Применение ИКТ в управлении образованием, как компонент развития единой образовательной среды. http://ito.edu.ru/2003/IV.html
  86. В. В. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования. М.: Аркти, 2004. — 69 с.
  87. А. И. Информационная система «Образование Пермской области». http://ito.edu.ru/2002/IV.html
  88. Министерство образования РФ. Специализация 30 109 Организация информатизации образования. // Информатика и образование № 4, 2002. -с. 5- 11.
  89. К. К. На пути к новой системе образования / К.К. Колин- Рос. акад. естеств. наук, Ин-т фундамент, и прикл. информатики. М., 1997. -40 с.
  90. О. JI. Новые информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса в колледже // Информатика и образование № 11,2003. с. 79 -83.
  91. Е. В. Научно-методические основы обучения проектированию и использованию баз данных при подготовке учителя информатики впедагогическом университете: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02 Минск, 1998. — 19 с.
  92. А. М. Докторская диссертация?: пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. М.: Эгвес, 1999. 120 с.
  93. И. О. Профессиональное программирование. Системный подход. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 512 с.
  94. Т. А. C/C++. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  95. Т. А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. — 393 с.
  96. Пак Э. Д. О принципах создания информационных систем для образовательных учреждений. http://ito.edu.ru/2004/Moscow/IV.html
  97. С. В. Содержание подготовки учителя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности // Информатика и образование № 10, 2003. с. 88 — 95.
  98. С. В., Рязанцева С. А. Автоматизация управления учебным заведением: проблемы и решения // Информатика и образование № 12, 2005. с. 86 — 93, № 1, 2006, — с. 68 — 76.
  99. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. д.п.н., проф. П. И. Пидкасистого. 3-е изд. — М.: Пед. общество России, 1998.-638 с.
  100. А. В. Методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02. М., 2001. — 52 с.
  101. И. П. Педагогика: Новый курс: Для студентов вузов, обучающихся по пед. спец.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. -М.: Владос, 2003.-573 с.
  102. Д. В. Информационно-технологические основы продуктивного управления образовательным процессом в вузе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.08. СПб., 2000. — 20 с.
  103. С. М. Модель информатизации школы: теоретическая концепция и методика реализации: Дис. на соиск. учен. степ. к. п. н.: Спец. 13.00.02. -СПб., 1997.-212 с.
  104. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова. М, 2001. — 438 с.
  105. РакитинаЕ. А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе.: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. д. п. н.: Спец. 13.00.02. М, 2002. — 48 с.
  106. ПЗ.Рамбо Дж. UML: Спец. справ.: Пер. с англ. / Джеймс Рамбо, Айвар Якобсон, Грэди Буч. СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002. — 652 с.
  107. Г. X. Циклограмма заместителя директора по УВР с использованием информационных технологий http://ito.edu.ru/2005/Moscow/IV.html
  108. И. В., Козлов О. А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование № 11, 2005. с. 3 — 9, № 12, 2005. — с. 4 — 13.
  109. И. В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02.-М, 1994.
  110. Е. JI. АРМ «Аспирантура РМАТ». http://ito.edu.ru/2003/IV.html
  111. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под. ред. В. В. Давыдова. М, 1999. — 670 с.
  112. Н. И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. п. н.: Спец. 13.00.02. СПб, 2000. -44 с.
  113. А. П. Образцы локальных актов по управлению школой. М.: Аркти, 2004. 206 с.
  114. Н. В. Методика преподавания раздела «Базы данных» в курсе информатики педвуза: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02 (информатика). СПб, 1995. — 12 с.
  115. A. JI. Роль информационных технологий в общем среднем образовании //Информатика и образование № 2, 2001. с. 2 — 6.
  116. Ю. М. Методическая подготовка учителя информатики в рамках проектов «Учебные планы» и «Секретарь деканата».: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02 СПб., 1997. — 17 с.
  117. И. В. Концептуальные модели обучения практико-ориентированных учащихся в условиях интернет-образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02 СПб., 2000. — 42 с.
  118. Д. А. Метод проектов при обучении программированию в курсе информатики: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02 (информатика). Екатеринбург, 2001. — 18 с.
  119. Смирнова М О. Методические аспекты подготовки магистров физико-математического образования к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02 М., 2002. — 17 с.
  120. Т. К. Теоретико-методологические основы проектирования методической системы учителя математики и информатики: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02 М., 2000. — 34 с.
  121. А. Г. Методология формирования содержания обучения информатике студентов экономических специальностей на основе объектно-ориентированного подхода: Дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02 (информатика). СПб., 2005.
  122. Н. Л. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы подготовки бакалавров и магистров в области знаний «Педагогические науки»: Метод, рекомендации /
  123. H. J1. Стефанова, Н. JI. Шубина- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Учеб.-метод. об-ние вузов России по пед. образованию. СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. — 101 с.
  124. JT. А, Королева Е. С. Использование ИКТ в организации единого информационного пространства образовательного учреждения (из опыта работы МОУ «Гимназия № 2» г. Перми). http://ito.edu.ru/2005/Moscow/IV.html
  125. JT. А, Суханов С. Г. Использование ИТ в управлении образовательным процессом (из опыта работы МОУ «Гимназия № 2» г. Перми). http://ito.edu.ru/2002/lV.html
  126. П. М. Методические аспекты профессиональной подготовки учителей специальности «Информатики».: Дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02 (информатика). М, 1998.
  127. О. А. Подготовка специалистов в области проектирования и применения информационных систем управления на базе ИКТ // Информатика и образование № 1, 2006. с. 65 — 67.
  128. ТрубинаИ. И, Липатов В. В., Рогозин Ю. И. Информационная основа управления образовательным учреждением //Информатика и образование № 2,2003. с. 128.
  129. А. Ю. О некоторых дискуссионных вопросах информатизации школы // Информатика и образование № 1,2006. -z.il 88.
  130. С. Р. Подготовка будущего учителя к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической, деятельности // Информатика и образование № 12,2003. с. 105 -107.
  131. Управление современной школой. Книга вторая: качество образования. / С. А. Лисицын, 3. Г. Найденов, А. Е. Марон и др. М, 2003. — 244 с.
  132. Управление современной школой. Книга первая: вопросы теории и алгоритмы управленческой деятельности. / С. А. Лисицын, А. Е. Марон, В. П. Топоровский и др. М, 2003. — 193 с.
  133. Управление школой: личность, идеи, оццт. Сборник статей. / Под ред. И. В. Головиной, к.т.н., Т. В. Щербовой, к.п.н. СПб., 2003. — 202 с.
  134. В. А. Для информатизации образовательного учреждения все решения уже существуют // Информатика и образование № 9, 2000. -с. 92−96.
  135. В. А. Информационная система «Журнал» // Информатика и образование № 5,2001.-е. 68−71.
  136. В. А. Расписание наиболее востребованный АРМ в образовании. // Информатика и образование № 4, 2001. — с. 47 — 52.
  137. В. В. Программирование баз данных в Delphi 7. Учебный курс. СПб.: Питер, 2003. — 459 с.
  138. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)» (утвержденная постановлением Правительства РФ от 28.08.2001 г. № 630, с изменениями от 23.10.2002 г., 06.09.2004 г.). http://www.edu.ru/legal/
  139. Р. Р. Метамодель обучения информатике в высшей школе.: Дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02. СПб, 2000.
  140. А. Г. Проектирование структуры и содержания информационно-технологической подготовки преподавателя высшей школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.08 Казань, 2000. — 16 с.
  141. Н. В. Анализ и синтез показателей при информационном дефиците. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 196 с.
  142. JI. Б. Управление процессом информатизации системы образования в условиях города. http://ito.edu.ru/2003/IV.html
  143. Е. И. Основные условия информатизации управленческой деятельности в образовательном учреждении. http://ito.edu.ru/2005/Moscow/IV.html
  144. А. В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. СПб., 2001. -536 с.
  145. М. В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования.: Дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.02.-СПб, 1994.
  146. А. Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: Спец. 13.00.02 М, 2000. -18 с.
  147. ШхацеваК. JI. Автоматизация управления учебным процессом, программный комплекс «АСУ-ВУЗ». http://ito.edu.ru/2002/IV.htinl
  148. Юров В. Assembler: Учебник. СПб.: Питер, 2002. — 624 с.
  149. BoochG. Object-Oriented Analysis and Design with Application. Second Edition. Benjamin/Cummings, 1994.
  150. CoadP, North D, MayfieldM. Object Models. Strategies, Patterns and Applications. Yourdon Press, Prentice Hall, 1995.
  151. Coad P, North D, Mayfield M. Strategies, Patterns and Applications. Second Edition. Yourdon Press, Prentice Hall, 1997.
  152. JacobsonI, Christenson M, JonssonP. and OvergaardG. Object-Oriented Software Engineering. Workingham, England: Addison-Wesley, 1992.
  153. Kruchten P. A Rational Development Process. Rational Software Corporation (http://www.rational.com/).
  154. Kruchten P. Software Architecture and Iterative Development. Santa Clara, CA: Rational Software Corporation, 1994.
  155. Rumbaugh J. et al. Object-Oriented Modeling and Design. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1991.
Заполнить форму текущей работой