Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Компьютерные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся основной школы на занятиях по математике: на примере решения арифметических задач с элементами историзма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имеется ряд диссертационных исследований, затрагивающих различные аспекты использования персонального компьютера в качестве средства обучения школьников математике. Так, например, персональный компьютер рассматривается в качестве средства контроля и коррекции знаний (Е. В. Скрыльникова, А. В. Слепухин, Е. А. Солобуто и др.), средства индивидуализации обучения (И. В. Дробышева и др.), средства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
    • 1. Педагогические возможности использования компьютерных технологий при обучении математике
    • 2. Развитие познавательного интереса школьников в современных условиях
    • 3. Роль арифметических задач с элементами историзма в процессе обучения учащихся 5−6 классов математике
  • Выводы по Главе 1
  • ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСТОРИЗМА
    • 1. Некоторые аспекты использования и разработки компьютерных программ учебного назначения
    • 2. Анализ имеющихся учебных средств по математике с точки зрения наличия материалов с элементами историзма
    • 3. Введение арифметических задач с элементами историзма в курс математики
  • 5−6 классов в условиях использования компьютерных технологий
    • 4. Педагогический эксперимент и его результаты
  • Выводы по Главе 2

Компьютерные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся основной школы на занятиях по математике: на примере решения арифметических задач с элементами историзма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе реформирования образования усиливается значение школы. Она должна не только вооружать учащихся определенным объемом знаний, но и формировать у них умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Новый подход к образовательному процессу требует разработки более совершенных методов обучения.

В условиях интенсивного развития информационных технологий актуальным является вопрос использования компьютерных технологий в учебном процессе школы и, в частности, при обучении математике.

К настоящему времени выполнен ряд исследований, раскрывающих возможности и методику эффективного использования компьютерных учебных средств при обучении школьников математике.

Вопросам использования информационных и, в частности, компьютерных технологий в образовании посвящены работы и исследования таких ученых, как Н. Б. Бальцюк, M. М. Буняев, И. В. Дробышева, А. П. Ершов, С. А. Жданов, Э. И. Кузнецов, Е. А. Мамонтова, JL П Мартиросян, В. JT. Матросов, Е. И. Машбиц, Е. Ю. Огурцова, С. В. Панюкова, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызина, В. А. Трайнёв, О. Б. Тыщенко [13 — 15, 27, 54, 58 — 62, 64, 92, 104, 107, 108, 125, 126, 143, 146,147, 163 — 166, 192,194, 197, 198,200] и др.

В указанных работах рассматриваются проблемы совершенствования образования в связи с применением информационных технологий, исследуются условия модификации учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса, развития дидактических принципов обучения, осуществляемого в условиях использования информационных технологий.

Имеется ряд диссертационных исследований, затрагивающих различные аспекты использования персонального компьютера в качестве средства обучения школьников математике. Так, например, персональный компьютер рассматривается в качестве средства контроля и коррекции знаний (Е. В. Скрыльникова [186], А. В. Слепухин [188], Е. А. Солобуто [191] и др.), средства индивидуализации обучения (И. В. Дробышева [54] и др.), средства совершенствования уроков систематизации и обобщения знаний (А. В. Якубов [219]), средства организации продуктивной (С. Г. Иванов [65]) и эвристической (Н. В. Матецкий [124]) учебной деятельности учащихся, средства развития творческих способностей учащихся (В. А. Самойлов [180]). Изучаются возможности компьютерных технологий и для развития логического мышления школьников (Н. Д. Есипова [63]), повышения эффективности процесса усвоения учебного материала (О. В. Даниленко [45]), интеграции знаний (Н. В. Василенко [28]).

Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно-ориентированном обучении рассматриваются в работах С. В. Панюковой [146, 147]. Проблемам применения компьютерных технологий в условиях личностно-ориентированного обучения посвящены и исследования Л. Ю. Кравченко [86] и Е. И. Гужвенко [39].

Различные вопросы методики преподавания математики на основе использования компьютерных технологий исследовались в работах Ю. С. Бра-новского, С. С. Кравцова, С. А. Кругликова, А. Ю. Лагунова, Е. А. Мамонтовой, М. Н. Марюкова, Р. Я. Рижняк, Е. Е. Хвостенко [26, 84, 88, 94, 104, 109, 162, 207] и др.

Применение компьютера как средства обучения невозможно без соответствующего программного обеспечения. Требования к педагогическим программным средствам представлены в работах ряда исследователей на методологическом (Б. С. Гершунский [33], Е. И. Машбиц [126], Н. Ф. Талызина [192, 194] и др.), дидактическом (И. В. Роберт [166] и др.), психологическом (Е. И. Машбиц [126], В. В. Рубцов [168] и др.) уровнях.

Научно-методические основы проектирования разветвлено-диалоговых обучающих систем отражены в докторской диссертации М. М. Буняева [27].

Вопросы визуальной организации информации в компьютерных средствах обучения изучены в исследовании Н. М. Ежовой [56].

Проблемы формирования профессиональной готовности будущего учителя математики к использованию компьютерных технологий в процессе обучения исследовались в работах Н. Б. Бальцюк, И. В. Гулидовой, JI. Ю. Кравченко, JI. П. Мартиросян, Е. 10. Огурцовой [14, 40, 86, 107, 143] и др.

Имеются исследования, посвященные изучению опыта других стран в использовании новых информационных технологий обучения в образовании (X. Конколь [79], О. Ю. Скрябина [187] и др.).

На основе анализа работ указанных авторов можно сделать вывод: внедрение компьютерных технологий в процесс обучения открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью и ее интенсификации. Компьютер позволяет, с одной стороны, оперативно предоставлять необходимые учебно-методические материалы как обучающему, так и обучаемому, с другой — организовывать различные формы и методы обучения.

На основании сделанного вывода представляется целесообразным изучение возможностей компьютерных технологий для развития познавательного интереса учащихся. В связи с этим нами был проведён анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития познавательного интереса.

В настоящее время имеется достаточно большое количество исследований, посвященных указанной проблеме. В работах Ю. К. Бабанского, J1. И. Божович, JL С. Выготского, Н. Г. Морозовой, С. JI. Рубинштейна, Г. И. Щукиной [9, 21, 22, 32, 134, 167, 212 — 215] рассматриваются основные методологические вопросы теории интереса, его воздействия на воспитание личности. Исследователями отмечается, что интерес имеет сложную психологическую структуру. В качестве теоретической предпосылки рассматривается интерес как специфическая направленность личности на конкретные предметы и явления действительности.

В исследованиях психологов и педагогов изучены этапы, уровни, проявления и возрастная динамика познавательного интересадоказано, что познавательный интерес формируется в учебно-познавательной деятельностивыделены предпосылки развития познавательного интереса, определены его источники в содержании учебного материала, в организации учебной деятельности и в отношениях между участниками учебной деятельности.

В качестве средств формирования и развития познавательного интереса учащихся предлагаются задачи (Г. П. Тикина, [195]), имитационные дидактические игры (Т. Л. Блинова, [19]), исследовательские задания (О. В. Охте-менко, [145]), телекоммуникации (С. 3. Алборова, [3]). Различные средства развития познавательного интереса рассматриваются в диссертациях Е. А. Обуховой [142] и Г. А. Яцковской [220].

П. С. Коркина [82] рассматривает проблемность в обучении математике как стимул развития у учащихся познавательного интереса. В. Ю. Сафонова [181] изучает возможности внеурочной работы по математике в 4 — 5 классах как важной формы воспитания интереса учеников к предмету.

Проблемы формирования познавательного интереса учащихся младших классов основной школы на основе системного подхода к обучению исследовались в работе Л. П. Кибардиной [76], в процессе самостоятельной работыв диссертации Я. Э. Малкова [101].

Различным аспектам проблемы формирования и развития познавательного интереса учащихся посвящены и диссертационные исследования М. И. Бе-коевой, С. А. Богданова, Б. Г. Друзь, Л. В. Елисеевой, О. В. Ивановой, А. К. Кадырова, Б. Н. Кузнецова, А. В. Кухарь, А. В. Пуляева, Т. Е. Рымановой [17, 20, 55, 57, 66, 72, 91, 93, 161, 179] и др.

Кроме того, для нас весьма интересными представляются работы Л. П. Мартиросян [107] и Ж. А. Мугаловой [135], исследовавших проблемы подготовки учителей к формированию познавательного интереса у школьников.

В настоящее время усилия многих ученых, педагогических коллективов и отдельных педагогов направлены на поиски наиболее эффективных методов развития познавательного интереса школьников. Широкое проникновение компьютерных технологий в образовательный процесс ставит проблему о целесообразности рассмотрения последнего в новых условиях.

Считаем, что в педагогике ещё недостаточно обоснованы подходы к развитию познавательного интереса учащихся в условиях применения компьютерных технологий.

Представляется важным исследовать возможности использования компьютерных технологий для развития познавательного интереса в младших классах основной школы. Необходимо учитывать то обстоятельство, что процесс падения интереса учащихся к предмету начинается именно с 5 класса. Поэтому здесь очень важно не только дать твёрдые знания начал математики, но и увлечь школьников этим предметом, не отпугнуть их излишней серьёзностью науки.

Основным разделом математики, изучаемом в 5 — 6 классах, является арифметика, а значительную часть деятельности учащихся при её изучении составляет решение текстовых задач. При этом школьники довольно часто испытывают определённые трудности, которые могут повлиять на их отношение к изучаемому предмету. В этом отношении компьютер может оказать существенную помощь при решении задач.

К настоящему времени имеется ряд исследований, посвященных проблеме обучения решению арифметических задач, например, работы Е. С. Казько, Р. Я. Рижняк, М. НСкаткина, Л. М. Фридмана [73, 162,. 183, 206] и др.

В данной работе в качестве содержания, на основе которого предлагается использование компьютерных технологий, рассматриваются арифметические задачи с элементами историзма.

Как известно, факты из истории математики способствуют формированию и развитию познавательного интереса, а среди арифметических задач имеется много задач с элементами историзма: необычных по фабуле, методам решения, развивающих жажду познания. Именно это и определило их выбор для реализации компьютерной поддержки.

Отметим, что вопрос о целесообразности использования элементов истории математики в процессе обучения не является новым. К нему на протяжении более 300 лет обращались известные математики: Дж. Валлис, А. К. Клеро, В. Г. Спенсер, А. Пуанкаре, В. В. Бобынин и др. [2].

Учебно-воспитательные возможности истории науки подчёркивают и такие учёные как И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина [98, 184, 215] и др.

В ряде работ (Г. И. Глейзер [34], К. А. Рыбников [176, 177] и др.) значение исторических сведений в процессе обучения математике реализовано через определение целей использования элементов истории науки в процессе обучения. В других исследованиях осуществлено осмысление значения историко-математического материала для формирования мировоззрения учащихся (Б. В. Гнеденко [35,36], А. В. Дорофеева [52] и др.), для развития интереса учащихся к математике (Д. И. Икрамов [68, 69] и др.), для формирования общей культуры школьников (Т. А. Иванова [67], О. В. Шабашова [211] и др.). Дидактические функции элементов-историзма исследовались в контексте решения ряда методических проблем: гуманитаризации математического образования (Т. А. Иванова [67]), профильной дифференциации обучения (И. М. Смирнова [189]) и др.

Для нас наиболее интересными представляются исследования В. А. Алексеевой [5] и С. В. Носыревой [141], содержащие методику отбора и использования историко-научного материала, в том числе и задач, в процессе обучения математике в школе, а также диссертация К. А. Малыгина [102], в которой изложена структура и содержание пособия по истории математики (теоретическое обоснование и практическое воплощение) для учителя средней школы.

Отметим, что многие авторы указывают на то, что история науки ещё не заняла подобающего места в практике школы. Это касается и сегодняшнего дня. В действующих учебниках и учебных пособиях по математике для средней школы содержится мало историко-научного материала, и в результате математика воспринимается школьниками как «готовое знание», а не как деятельность, направленная на получение новых знаний. [5].

В то же время в программах [158] указывается: «История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека».

Следует отметить, что в работах, посвященных рассмотрению вопросов использования элементов историзма на занятиях по математике в 5 — 6 классах, уделяется недостаточно внимания возможностям компьютерных технологий обучения.

В частности, практически нет работ, где была бы разработана методика обучения решению арифметических задач с элементами историзма в условиях применения компьютерных технологий, способствующая развитию познавательного интереса.

Указанное определило выбор темы исследования.

В данной работе на базе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы доказывается педагогическая целесообразность использования компьютерных технологий при решении арифметических задач с элементами историзма и изучении исторического материала с целыо развития познавательного интереса учащихся 5−6 классов.

Для содержания программно-методического обеспечения подобран материал из разных источников: учебников, занимательной литературы для учащихся, пособий для учителей, справочников, энциклопедий и Интернета. Некоторые из представленных задач имеют многовековую историю. Совершая исторические путешествия и решая арифметические задачи с элементами историзма в условиях применения компьютерных технологий, учащиеся смогут ощутить красоту и величие математики. Быть может, такие экскурсы помогут им осознать всю нелепость широко распространённого, но глубоко ошибочного представления о математике как о чём-то унылом, понять, почему математики, говоря о своей науке, нередко прибегают к эстетическим категориям.

Анализ научно-методических исследований по проблеме диссертации и современного состояния школьного математического образования позволяет говорить о существовании следующих противоречий:

— между требованиями современной педагогики, выдвигающей на первый план идею развития личности и рассматривающей учебные предметы, в частности математику, как средство развития учащихся, и ориентацией учителей на формирование у школьников, в основном, знаний и умений;

— между педагогическими возможностями использования компьютерных технологий при решении арифметических задач с элементами историзма и изучении исторического материала по математике с целью развития познавательного интереса, и практически отсутствием разработки соответствующей методики.

Вышесказанное делает актуальной тему исследования «Компьютерные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся основной школы на занятиях по математике (на примере решения арифметических задач с элементами историзма)».

Проблема исследования: поиск возможных путей использования компьютерных технологий в процессе обучения математике учащихся младших классов основной школы.

Объект исследования: процесс обучения математике в младших классах основной школы в условиях применения компьютерных технологий.

Предмет исследования: методика обучения решению арифметических задач с элементами историзма в 5 — 6 классах в условиях использования компьютерных технологий, ориентированная на развитие познавательного интереса учащихся.

Цель исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения решения арифметических задач с элементами историзма, способствующего развитию познавательного интереса учащихся 5−6 классов.

В ходе исследования была выдвинута и сформулирована гипотеза: использование педагогических возможностей компьютерных технологий для обучения решению арифметических задач с элементами историзма учащихся основной школы может способствовать развитию их познавательного интереса.

Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

— выявить возможность использования компьютерных технологий для формирования и развития познавательного интереса учащихся;

— изучить педагогические возможности использования арифметических задач с элементами историзма;

— разработать программно-методическое обеспечение решения арифметических задач с элементами историзма, способствующее развитию познавательного интереса учащихся 5−6 классов;

— экспериментально проверить эффективность разработанного программно-методического обеспечения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, философской, математической и методической литературы, работ по проблемам компьютерного обучения, работ по истории математики и истории методики преподавания математики, действующих школьных программ, учебников, задачников и учебных пособий по вопросам, относящимся к объекту и предмету исследованияизучение и анализ состояния исследуемой проблемы в школьной практике (наблюдение за процессом обучения математике, анкетирование и беседы с учителями математики и учащимися младших классов основной школы) — создание, отладка и испытание программных средств обученияпедагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в следующем:

— теоретически обоснована возможность применения компьютерных технологий обучения математике для формирования и развития познавательного интереса учащихся основной школы;

— показана целесообразность использования научно-исторического материала в качестве содержания компьютерных разработок, ориентированных на формирование и развитие познавательного интереса;

— разработано программно-методическое обеспечение решения арифметических задач с элементами историзма по отдельным темам курса математики 5−6 классов, включающее: математическое содержание с необходимыми научно-историческими сведениями, соответствующую компьютерную поддержку и методические рекомендации по использованию предложенного материала и разработанных компьютерных программ. Данное обеспечение способствует развитию познавательного интереса учащихся, повышению уровня их арифметической подготовки;

— даны рекомендации для самостоятельной разработки учителями аналогичных компьютерных программ учебного назначения.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

— разработанноев данном исследовании программно-методическое обеспечение может быть использовано учителями математики при проведении уроков и внеклассных занятий, при организации исследовательской деятельности учащихся;

— предложенные рекомендации по систематическому включению элементов историзма с компьютерной поддержкой в процесс обучения математике могут быть использованы методистами при составлении задачников, учебников и компьютерных программ по данному предмету, преподавателями педагогических вузов при подготовке будущих учителей к работе в 5 — 6 классах, а также при подготовке слушателей институтов повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность полученных в диссертационной работе результатов и выводов обеспечивается опорой на достижения современных психолого-педагогических и методических исследованийиспользованием разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачампоследовательным проведением педагогического эксперимента и положительными результатами экспериментального обучениявесьма высокой оценкой разработанного программно-методического обеспечения учителями, участвовавшими в проведении экспериментальной работы по материалам диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования получили отражение в сообщениях и докладах на научно-методических конференциях МПГУ в 2005 г. и в 2006 г., аспирантских семинарах кафедры теории и методики обучения математике МПГУ (2003 -2006 гг.), методических объединениях учителей математики школ № 376 и № 489 г. Москвы (2001 — 2006 гг.).

Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялось в ходе педагогического эксперимента в школах № 376 и № 489 г. Москвы в 2001 — 2006 гг. Отдельные результаты данного исследования внедрены на математическом факультете МПГУ при проведении занятий с магистрантами по курсу «Технологии профессионально-ориентированного обучения математике».

По теме диссертации опубликовано 7 работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Теоретические основы использования компьютерных технологий при обучении математике учащихся основной школы, способствующих развитию познавательного интереса;

2.Методика обучения учащихся 5−6 классов решению арифметических задач с элементами историзма в условиях применения компьютерных технологий.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по Главе 2.

I. Использование компьютера в качестве средства обучения предполагает наличие соответствующего программно-методического обеспечения. Поэтому одной из важнейших задач применения КТ в процессе изучения математики является разработка КПУН, реализующих различные педагогические функции, в том числе и развивающих ПИ у учащихся. В связи с этим:

1. Рассмотрены общие проблемы создания педагогически целесообразных КПУН, а также частные проблемы — использование компьютерной графики и построение диалога в обучающей программе;

2. Обоснован выбор программы PowerPoint для разработки КПУН и даны рекомендации учителям для создания собственных методических материалов с помощью PowerPoint;

3. Проведён анализ учебников, дополнительной учебно-методической литературы по математике для учителей и учащихся 5−6 классов, ресурсов Интернет с точки зрения наличия и использования элементов историзма;

4. Разработано программно-методическое обеспечение решения арифметических задач с элементами историзма, способствующее развитию ПИ учащихся 5−6 классов.

II. Решены вопросы организации и проведения педагогического эксперимента по проверке эффективности предложенного обеспечения.

На констатирующем этапе было выявлено, что многие ученики имеют слабые знания по математике, считают этот предмет достаточно трудным, не проявляют к нему интересаучащимся далеко не всегда интересно решать обычные задачи из’учебника.

На основе предложенного в диссертационном исследовании программно-методического обеспечения удалось повысить интерес учащихся к данному предмету.

КПУН и содержащиеся в них материалы отвечают указанным в диссертационном исследовании требованиям, соответствуют возрастным особенностям учащихся.

Данный эксперимент показал следующее:

— использование разработанного программно-методического обеспечения решения арифметических задач с элементами историзма приводит к положительным изменениям в уровне развития ПИ учащихся, а также в уровне усвоения учебного материала школьниками;

— предлагаемое программно-методическое обеспечение доступно учащимся и может быть использовано при обучении математике;

— доказана возможность включения дополнительных к учебнику задач с элементами историзма и сообщения научно-исторического материала в период времени, отведённого программой для изучения раздела или темы школьного курса математики.

На основании описанных выше результатов можно утверждать, что предложенное программно-методическое обеспечение решения арифметических задач с элементами историзма эффективно.

Заключение

.

В ходе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие основные выводы и результаты:

I. Проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных исследований, посвящённых проблемам использования компьютерных технологий (КТ) в образовании, формирования и развития познавательного интереса (ПИ) учащихся, а также использования элементов историзма при обучении школьной математике.

Данный анализ показал, что, несмотря на значительную работу, проведенную учеными в плане решения важнейших теоретических и практических вопросов, связанных с использованием компьютеров в процессе обучения, проблема применения и воздействия КТ на формирование и развитие ПИ учащихся 5−6 классов при обучении математике ещё недостаточно изучена. Кроме того, специально не исследовались вопросы использования элементов историзма с компьютерной поддержкой для повышения ПИ учащихся 5−6 классов.

В то же время, широкое применение КТ во всех аспектах человеческой деятельности, целесообразность использования компьютера в качестве средства обучения (в том числе и математике) позволили предположить, что он может выступать и средством, обеспечивающим развитие ПИ учащихся при обучении математике.

Тот факт, что исторический материал включён в учебники, и тем более имеется в дополнительных пособиях, конечно, ориентирует учителя на применение аналогичного ему в учебном процессе. Но здесь возникают определённые трудности, связанные с тем, что практически отсутствует методика использования исторического материала, в том числе арифметических задач с элементами историзма, на уроках математики с учётом возможностей КТ. Это ещё раз подтверждает актуальность нашей работы.

В связи с этим, была выдвинута гипотеза: использование педагогических возможностей компьютерных технологий для обучения решению арифметических задач с элементами историзма учащихся основной школы может способствовать развитию их познавательного интереса.

На основе анализа соответствующей проблеме исследования литературы, возможность использования КТ обучения при решении арифметических задач с элементами историзма для развития ПИ учащихся 5−6 классов теоретически обоснована.

II. Использование компьютера в качестве средства обучения предполагает наличие соответствующего методического и программного обеспечения. Поэтому одной из важнейших задач применения КТ в процессе изучения математики является разработка компьютерных программ учебного назначения (КПУН), реализующих различные педагогические функции, в том числе и развивающих ПИ у учащихся.

В связи с этим:

1. Изучены педагогические возможности использования элементов историзма при обучении школьников математике в условиях применения КТ. При этом выделены физиологические, психологические, педагогические и методические требования к соответствующим арифметическим задачам и материалам, ориентированные на развитие ПИ учащихся 5−6 классов;

2. Выделены основные аспекты использования и разработки КПУН. Обоснован выбор программы PowerPoint для самостоятельной разработки методических материалов и даны рекомендации учителям по созданию собственных разработок, содержащих арифметические задачи с элементами историзма, с помощью PowerPoint;

3. Разработано программно-методическое обеспечение, включающее:

— математическое содержание, основанное на использовании арифметических задач с элементами историзма, соответствующее конкретным темам курса математики 5−6 классов,.

— компьютерную поддержку для предложенных материалов,.

— методические рекомендации для учителя по применению данного обеспечения.

III. Проведён педагогический эксперимент по проблеме использования КТ при решении арифметических задач с элементами историзма для развития ПИ у младших подростков, в ходе которого осуществлена проверка выдвинутой гипотезы исследования и оценка эффективности разработанного программно-методического обеспечения.

Данный эксперимент показал следующее:

— использование разработанного программно-методического обеспечения приводит к положительным изменениям в уровне развития ПИ учащихся, а также в уровне усвоения учебного материала школьниками;

— предлагаемое программно-методическое обеспечение доступно учащимся и может быть использовано при обучении математике;

— доказана возможность включения дополнительных к учебнику арифметических задач с элементами историзма и сообщения научно-исторического материала в период времени, отведённого программой для изучения раздела или темы школьного курса математики;

— в ходе третьего этапа педагогического эксперимента была отмечена эффективность управления процессом обучения за счёт активности учащихся. Наблюдалось расширение кругозора учащихся. Рекомендуемая методика обучения решению арифметических задач с элементами историзма в условиях использования КТ оказала благоприятное воздействие на общее развитие учащихся, способствовала развитию творческих, исследовательских способностей.

На основании описанных выше результатов можно утверждать, что предложенное программно-методическое обеспечение решения арифметических задач с элементами историзма эффективно.

Таким образом, основные результаты теоретического и экспериментального исследования позволили подтвердить правильность выдвинутой гипотезы и решить поставленные задачи. Результаты свидетельствуют о том, что основная цель исследования достигнута. Разработанное программнометодическое обеспечение может быть успешно использовано учителями на занятиях по математике с целью развития познавательного интереса учащихся младших классов основной школы.

Проведённое исследование не исчерпывает проблемы использования КТ с целью формирования и развития ПИ учащихся при изучении математики. Постановка и предпринятая попытка решения намеченной проблемы создают условия для дальнейшего её изучения. Во-первых, начатое в рамках данной диссертации исследование может быть продолжено в 7 — 11 классах. Во-вторых, считаем целесообразным более широкое исследование возможностей использования не только компьютерных, но и, в целом, информационных технологий для обучения математике. С тематикой подобного рода мы связываем перспективы дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразовательных школ и в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  2. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Исто-рико математический и историко — методический аспекты. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4 / Под ред. Ю. А. Дробышева и И.
  3. B. Дробышевой.- Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2002. -320 с.
  4. С. 3. Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся: Дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 1999.
  5. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1993. — № 5.1. C.5−19.
  6. В. А. Методика отбора и использования историко-научного материала в процессе обучения математике в школе: (На материале изучения элементов теории чисел): Дис. канд. пед. наук. СПб., 1998.
  7. Арифметика для 5 и 6 классов средней школы / Пономарёв С. А., Страти-латов П. В., Сырнев Н. И. М.: Просвещение, 1966.
  8. Арифметика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000.
  9. Арифметика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001.
  10. Ю. К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989.
  11. Ю.Бабетов А. А. Информатизация: взгляд изнутри // Образование в современной школе. 2003. — № 4.
  12. П.Баврин И. И., Фрибус Е. А. Занимательные задачи по математике. М.:1. ВЛАДОС, 1999.-208 с.
  13. И. И., Фрибус Е. А. Старинные задачи. -М.: Просвещение, 1994.
  14. Н. Б. К вопросу о методологии компьютерных технологий обучения в системе школа-педвуз // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и в ВУЗе, Вып.9. М.: Прометей, МПГУ, 2004.-С.З-5.
  15. М.Бальцюк Н. Б. Элементы программирования в школьном курсе математики и связанные с ними вопросы методической подготовки учителя: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978.
  16. Н. Б., Буняев М. М., Матросов В. JI. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе: Учебное пособие. М.: Издательство «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.- 136 с. •
  17. М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. Спб: Свет, 1997.
  18. М. И. Становление доктрины познавательного интереса и её реализация в процессе обучения: (На примере Школьного курса математики): Дисс.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2001.
  19. В. М. Идейно-воспитательное значение исторических элементов в процессе преподавания математики в средней школе (4−8 классы): Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1961.
  20. Т. Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003.-180 с.
  21. С. А. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в дидактической компьютерной среде: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. — 206 с.
  22. Л. И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
  23. Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения // Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. Изв. АПН РСФСР, 1955, вып. 73. С.3−14.
  24. В. Г., Волович М. Б., Красс Э. 10., Левитас Г. Г. Оборудование кабинета математики. Пособие для учителей. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1981.-191 с.
  25. В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  26. Г. А., Извозчиков В. А., Румянцев И. А., Слуцкий А. М. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики // Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989.-C.3−33
  27. Ю. С. Совершенствование методической системы обучения математике в средней школе на основе использования персональных компьютеров: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990.
  28. М. М. Научно-методические основы проектирования разветвлено-диалоговых обучающих систем: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992.-350 с.
  29. Н. В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб., 2001.
  30. М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 190 с.
  31. Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999.
  32. . С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  33. Г. И. История математики в школе: IV VI классы: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1981.-239 с.
  34. . В. Краткие беседы о зарождении и развитии математики. М.-Л.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 2-я ф-ка дет. книги Детгиза в Лгр., 1946.
  35. . В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. -М.: Просвещение, 1982. 145 с.
  36. Н. Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2003.
  37. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 134 с.
  38. Е. И. Использование педагогических программных средств в целях повышения эффективности личностного ориентированного обучения (На прим. математики): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. -230 с.
  39. И. В. Педагогические основы адаптации будущих учителей к информационным технологиям в образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2000.
  40. В. А. Как помочь ученику полюбить математику? М.: Авангард, 1994.- 168 с.
  41. В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: ООО «Издательство «Вербум — М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.
  42. В. В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблема общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1978. С. 180−207.
  43. В. А. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Омск- 1992. 489 с.
  44. О. В. Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.
  45. И. Я. История арифметики. М.: Учпедгиз, 1959. 423 с.
  46. И. Я. Рассказы о математике. Л- 1982.
  47. И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 6 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1989. — 287 с.
  48. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 192 с.
  49. Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 5 класс. Ч. 1,2.- М.: Ювента, 2005.
  50. Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 6 класс. Ч 1, 2, 3. М.: Ювента, 2003.
  51. А. В. Страницы истории на уроках математики // Квантор. -Львов- 1991.
  52. Ю. А. Историко-математический аспект в методической подготовке учителя. Калуга: Изд-во КГПУ, 2004. — 155 с.
  53. И. В. Индивидуализация обучения математике с помощью компьютеров как средство повышения уровней знаний учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991.
  54. . Г. Формирование познавательных интересов к математике у учащихся младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1971.
  55. Н. М. Визуальная организация информации в компьютерных средствах обучения (На примере математики): Дис.. канд. пед. наук. Мурманск, 2004. — 196 с.
  56. Л. В. Развитие познавательного интереса как условие подготовки младших подростков к самообразованию: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1990.
  57. А. П. и др. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // ИНФО, № 1, 1995. С.3−20.
  58. А. П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. 1989. -№ 1- С.5−25.
  59. А. П. От компьютерной грамотности школьников к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. — № 2. — С.82−92.61 .Ершов А. П. Программирование вторая грамотность. Новосибирск, 1981. — 18 с.
  60. А. П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре -Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1998. — С.6−22.
  61. Н. Д. Развитие логического мышления младших школьников на внеклассных занятиях по математике с использованием ЭВМ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Орел, 2001.
  62. С. А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1992. 36 с.
  63. С. Г. Компьютерная поддержка решения математических задач как средство организации продуктивной деятельности учащихся: Дис.. канд. пед. наук. М., 2004. — 153 с.
  64. О. В. Развитие познавательного интереса к математике у учащихся химико-биологических классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Омск, 2006.-233 с.
  65. Т. А. Гуманитаризация общего математического образования. Н. Новгород, 1998.-206 с.
  66. Д. И. Методические рекомендации по повышению эффективности обучения математике. Ташкент- 1989.
  67. Д. И. Теория и практика развития математической культуры школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педвузов. -Ташкент- 1983.
  68. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛА-ДОС, 2001.-272 с.
  69. Информационные технологии и образование: Реферативный сборник. -М., 1996.
  70. А. К. Формирование познавательного интереса к математике у учащихся 4−8 классов общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1973.
  71. Е. С. Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5−6 классов с использованием коллективной формы организации учебного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1993.
  72. М. Б., Регуш Л. А. Психологические аспекты компьютеризации обучения // Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989. — С.33−44.
  73. Касаева 3. Элементы историзма при изучении геометрии в неполной средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1991.
  74. Л. П. Формирование познавательного интереса учащихся на основе системного подхода к обучению в 4 8 классах: (На материале математики): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ташкент, 1988.
  75. Г. М. Школа будущего: Компьютеры в процессе обучения: Перевод с англ. М.: радио и связь, 1987. — 177 с.
  76. Конколь Хенрык. Использование современных технических средств обучения в процессе изучения математики в Польше. Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-М., 1998.
  77. Концепция информатизации образования // Информатика и образование.1, 1999.-С.З-9.
  78. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4. — С.3−32.
  79. П. С. Проблемность в обучении математике как стимул развития у учащихся познавательного интереса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Саранск, 1994.
  80. Т. И. Гуманитаризация и компьютеризация образования как факторы формирования духовности личности (Философские и методологические аспекты): Дис.. канд. философских наук. -М.: 1995.
  81. С. С. Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа: Дис.. канд. пед. наук. -М.: 1999.
  82. А. Ю., Усенков Д. 10. Изучаем PowerPoint. -М.: Образование и Информатика, 2001. 40 е.: ил. Серия «информатика в школе»
  83. JT. Ю. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
  84. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Андреева Г. А., Вяликова Г. С., Тютькова И. А. М.: В. Секачёв, 2005. — 181 с.
  85. С. А. Методика преподавания математики с использованием информационных технологий и компьютерных продуктов учебного назначения: Дис. канд. пед. наук.-М., 2003.-228 с.
  86. В. А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968.-431 с.
  87. . Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе -Иркутск. Изд-во Иркутского ун-та, 1989. 132 с.
  88. . Н. Интерес к изучению математики и его воспитание у учащихся 5−7 классов средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Иркутск, 1956.
  89. Э. И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. дис.. д-рапед. наук. -М.- 1990.-277 с.
  90. А. В. Формирование познавательного интереса у учащихся к математике в процессе её изучения в 4 7 классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Киев, 1984.
  91. А. 10. Методика использования электронных таблиц при решении школьных математических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1997.
  92. А. В. К истории развития передовых идей в русской методике математики.-М.: Учпедгиз, 1951.- 151 с.
  93. Н. Д. Психологические способности младших школьников. М.: АПН РСФСР, 1955.-98 с.
  94. А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М.: Просвещение, 1983.
  95. И. Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1998. — 80 с.
  96. В. Н. Интерес к обучению в истории педагогической мысли и практике школ России // Актуальные вопросы формирования Интереса в обучении.-М., 1987.-С. 14−41.
  97. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Информатика и образование. 1989. -№ 3. — С.3−17.
  98. Я. Э. Формирование познавательных интересов учащихся 6−7 классов в процессе самостоятельной работы (на материале уроков и внеклассных занятий по физике и математике): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979.
  99. К. А. Структура и содержание пособия по истории математики для учителя средней школы (теоретическое обоснование и практическое воплощение): Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1966.
  100. К. А. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе. -М.: Учпедгиз, 1963.-224 с.
  101. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Педагогика, 1983.
  102. А. К., Орлов А. Б., Фридман JI. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  103. Мартиросян. JI. П. Методические подходы к обучению учителей использованию информационных технологий на уроках математики в процессе развития познавательного интереса учащихся (На примере курса информатики): Дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 203 с.
  104. Мартиросян J1. П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики // Информатика и образование. -2002. -№ 12. С.78−82.
  105. М. Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. 1998.
  106. Математика. 5 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2005.
  107. Математика. 5 класс: Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений / М. Б. Волович. Изд. 2-е, с уточнениями. — М.: Вентана-Граф, Мозаика-Синтез, 2006.
  108. Математика. 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Н. Б. Истомина. 2-е изд. — Смоленск: Ассоц. XXI в., 2001.
  109. Математика. 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2005.
  110. Математика. 6 класс: Учеб. для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений / М. Б. Волович. М.: Вентана-Граф, Мозаика-Синтез, 2006.
  111. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Э. Г.
  112. Гельфман и др. М.: Просвещение, 2003.
  113. Математика: Учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин-'В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 17-е изд., перераб. — М.: Мнемозина, 2005. — 280 с.
  114. Математика: Учеб. для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 16-е изд., перераб. — М.: Мнемозина, 2005. — 288 с.
  115. Математика: Учебник собеседник для 5 класса общеобразоват. учреждений / JI. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. — 4-е изд. -М.: Просвещение, 2001. — 368 е.
  116. Математика: Учебник собеседник для 6 класса общеобразоват. учреждений / JI. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 288 с.
  117. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева и И. Ф. Шарыгина. М.: Просвещение, 2005.
  118. Математика: Учебник для 5 класса средней школы / Нурк Э. Р., Тельг-маа А. Э. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 304 с.
  119. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева и И. Ф. Шарыгина. М.: Просвещение, 2006.
  120. Математика: Учебник для 6 класса средней школы / Нурк Э. Р., Тельг-маа А. Э.-М.: Дрофа, 1995.
  121. Н. В. Компьютерные задания как средство организации эвристической учебной деятельности учащихся в дистанционном обучении: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 2001.
  122. Матросов B. JL, Жданов С. А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя // Проблемы информатизации высшей школы. 1998, — № 1−2(11−12).-С.157−173.
  123. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1998.- 192 с. •
  124. Н. А. Психология обучения арифметике. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1955. -432 с.
  125. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов физ.-мат. спец. / А. Я. Блох, Е. С. Калинин и др.- Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
  126. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по физ.-мат. спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987.-416 с.
  127. Методические рекомендации по использованию истории математики в педагогических целях в 4-ом классе. Куйбышев, 1977.
  128. Минковский В. J1. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся VI кл.'-М.: Просвещение, 1966. 120 с.
  129. Н. И. Microsoft PowerPoint // Информатика и образование. -1997.-№ 1.-С.59
  130. В. М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе. 1990. — № 2. — С.47−52.
  131. Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. -48 с.
  132. . А. Подготовка студентов педколледжа к формированию познавательных интересов у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1999.
  133. Ф. Ф. Математическая шкатулка. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1961.- 168 с.
  134. С. М. Об основных формах и средствах введения элементов истории математики в курс восьмилетней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1966.
  135. Н. К. Методика решения задач с экономическим содержанием на факультативных занятиях по математике в старших классах средней школы с использованием вычислительного эксперимента: Дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 201 с.
  136. Л., Сергеева Т. О перспективных тенденциях разработки педагогических программных средств // Информатика и образование. 1990. -№ 5. — С.5−10.
  137. С. В. Методика использования старинных задач в процессе обучения математике: Дис.. канд. пед. наук. М., 2005. — 207 с.
  138. Е. А. Средства развития учебно-познавательных интересов у младших школьников: (на примере развития интереса к математике): Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1994.
  139. Е. Ю. Методическая подготовка будущих учителей математики к использованию персонального компьютера как средства обучения: Дис. канд. пед. наук.-М.- 1997.
  140. С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи. М.: Дрофа, 2002. — 176 с.
  141. О. В. Исследовательские задания как средство формирования познавательного интереса и развития математического мышления учащихся на уроках алгебры в основной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 2002.- 164 с.
  142. С. В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во РАО, 1998. — 120 с.
  143. С. Образование в просвещённом обществе. Новые технологии в школьном образовании в России // Компьютерные инструменты в образовании. 2000. — № 1. — С. З — 8.
  144. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
  145. Я. И. Живая математика / Под ред. В. Г. Болтянского. 9-е изд. — М.: Наука, 1970. — 160 с.
  146. Я. И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. М.: Издательство Русанова, 1994.
  147. С. С., Перли Б. С. Страницы русской истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник: 5−6 кл. -М.- 1997.
  148. Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. — 48 с.
  149. Е. С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспекты // Информатика и образование. 1996. — № 3. — С.87−91.
  150. Г. Н. Исторические задачи по элементарной математике. М.-1999.
  151. М. В. О педагогических основах обучения математике. М.: Учпедгиз, 1963.-200 с.
  152. Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и ВУЗе. Выпуск 9. М.: Прометей, МПГУ, 2004 — 150с.
  153. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. — М.: Дрофа, 2000.-320 с.
  154. Психология: Словарь / Сост.: JT. А. Карпенко. М.: Политиздат, 1990.
  155. Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. М., «Прометей», 1992. — 112 с.
  156. А. В. Пробуждение творческого интереса к математике у подростков и юных учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1970.
  157. Р. Я. Формирование у учащихся 5−6 классов умений решать задачи с использованием персонального компьютера: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1990.
  158. И. В. Концепция внедрения средств НИТ в учебный процесс общеобразовательной школы. М.: Ротапринт НИИ ШОТСО АПН СССР, 1990.-36 с.
  159. И. В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С.2−6.
  160. И. В. Средства новых информационных технологий школе // Информатика и образование. — 1989. — № 2. — С.61−66.
  161. И. В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. -36с.
  162. Рубинштейн С. JL Основы общей психологии. М., 1989.
  163. В. В. Компьютер в школе (опыт, проблемы и перспективы). Вступит, ст.: Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988.
  164. JT. О. PowerPoint на уроках математики в V классе // Журнал «Информатика и образование» № 3. М.: Изд-во «Образование и информатика», 2007. — С.74 — 82. — 0,79 п. л.
  165. JI. О. К вопросу о программно-методическом обеспечении изучения темы «Простые числа» в школьном курсе математики // Некоторые вопросы математики, информатики и методики их преподавания М.: МПГУ, 2006-С.291 — 293
  166. Л. О. Некоторые возможности применения компьютера при обучении школьной математике // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. Сборник статей. М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. -С. 106- 109.
  167. Л. О. Обучающие программы по арифметике на основе гипертекстов // Журнал «Математика в школе» № 3. М.: Изд-во «Школьная пресса», 2007. — С.68 — 75. — 0,91 п. л.
  168. К. А. Возникновение и развитие математической науки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  169. К. А. История математики. М.: МГУ, 1994.
  170. В. И. 25 000 уроков математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.
  171. Т. Е. Технологический подход к проектированию учебного процесса по математике, обеспечивающего формирование познавательного интереса у школьников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.-214 с.
  172. В. А. Компьютерная графика и мультипликация как средство развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб., 1999.
  173. В. 10. Внеурочная работа по математике в 4 5 классах как важная форма воспитания интереса учеников к предмету: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1987.
  174. В. В. Компьютерные технологии преподавания математических дисциплин: разработка и опыт применения: Сборник научных трудов.-М.: НИИВО, 1995.-256 с.
  175. M. Н. Обучение решению простых и составных арифметических задач. M., 1963.
  176. M. Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980.
  177. М. А. Хрестоматия по истории математики и её применение в школе для повышения эффективности преподавания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1973.
  178. Е. В. Компьютерные средства контроля знаний по математике в школе:'Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 135 с.
  179. О. Ю. Информационные технологии обучения в современном образовании США (гуманистический аспект): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
  180. А. В. Использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 159 с.
  181. И. М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-М.: МПГУ, 1995.
  182. Г. JI. Социально-философские проблемы развития электронной вычислительной техники //Вопросы философии. 1984. — № 11.
  183. Сол обуто Е. А. Применение педагогических программных средств для контроля знаний и умений учащихся в преподавании математики: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1998.
  184. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.
  185. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  186. Н. Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. -М.: Из-во МГУ, 1977. 64 с.
  187. Г. П. Задачи как одно из средств формирования познавательного интереса к математике у учащихся 4 класса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983.
  188. О. К., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. -М.:МГУ, 1986.-203 с.
  189. В. А. и др. Интенсивные педагогические и информационные технологии: В 2 т., М.: Прометей, 2000. Т.2. 257 с.
  190. В. А. Информационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации). М.: Прометей, 2003. — 280 с.
  191. И. Н. Социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
  192. О. Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2003. 175 с.
  193. А. Т. Педагогические основы использования принципа историзма на уроке математики в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1989.
  194. Е. И. Развитие познавательного интереса учащихся 5−6 классов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 177 с.
  195. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. -191 с.
  196. Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. М.: Просвещение, 1983, — 150 с.
  197. Л. М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. Учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей. М.: Школьная Пресса, 2002. — 208 с. — (Библиотека журнала «Математика в школе», вып. 15).
  198. Е. Е. Методика обучения алгебре и началам анализа в 10−11 классах гуманитарного профиля с использованием компьютера: Автореф. дис. канд. пед. наук. Махачкала, 2000.
  199. В. Д. Исторические экскурсы на уроках математики в средней школе. 2-е изд., исправл. и дополн. — Минск: Народная асвета, 1969.
  200. В. Д. Математические вечера в школе: Пособие для учителей. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: Учпедгиз, 1958.
  201. В. Д. Старинные задачи по элементарной математике. -Минск, 1978.
  202. О. В. Элементы истории математики как средство формирования общей культуры учащихся основной школы. На примере геометрии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.
  203. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  204. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 203 с.
  205. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  206. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962. — 230 с.
  207. Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
  208. С. Б., Селютина М. Б. Достоинства и недостатки электронныхучебников // Компьютерные инструменты в образовании. 2000. — № 1. -С.9−12.
  209. А. П. История математики в России. М.: Наука, 1968.
  210. А. В. Методика использования персональных компьютеров как средства совершенствования уроков систематизации и обобщения знаний по математике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992.
  211. Г. А. Развитие учебно-познавательных интересов младших подростков (на материале учебных дисциплин по математике): Дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1997.
Заполнить форму текущей работой