Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Национальная идея и ее специфические особенности в условиях обретения независимости (опыт Таджикистана)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

М., 1998. — С. 14- Бердяев H.A. Больная Россия // Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. — М., 1998. — С. 97- Бердяев H.A. Судьба России. — М., 2004. — С. 140−141- Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья. — С. 263. занимающихся исследованием собственно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
    • 1. Теоретико-методологические аспекты вопросов национальной идеи
    • 2. Национальная идея и ее специфические особенности
  • ГЛАВА 2. МЕСТО НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ
    • 1. Приобретение независимости и вопросы национальной идеи
    • 2. Таджикская национальная идея: проблемы и перспективы

Национальная идея и ее специфические особенности в условиях обретения независимости (опыт Таджикистана) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последнее десятилетие XX века Таджикистан оказался ввергнутым в глубокий социокультурный кризис и вступил на путь радикальной модернизации. На исходе советской эпохи культурная политика государства утратила роль ключевого механизма формирования, конструирования идентичности. Более того началось разложение самого государства, в результате его границы были пересмотрены, а суверенитет потребовал подтверждения.

Процесс демократических реформ в стране сопровождается ростом национального самосознания, стремлением народов к самостоятельному устройству основ общественной жизни. Вместе с тем, этот же процесс в условиях социально-экономического кризиса и политической нестабильности, обусловленных наследием прошлого, геополитическими и психологическими последствиями распада СССР, находит свое специфическое проявление в жизни народов различных регионов .в виде открытых и скрытых этнических конфликтов и войн, росте числа беженцев и переселенцев, обострении проблем «разделенных народов». Наиболее сложным в этом отношении является регион Средней Азии.

В условиях государственной независимости, роста культурно-исторического самосознания, в этих новых государствах, заметно повысился интерес людей к своей национальной идее, к своим национальным особенностям.

Актуальность национальной проблематики и идеи на государственном уровне обусловлена как поиском новых критериев коллективной идентичности, так и выработкой национальной стратегии. Таким образом, произошла легитимация новых для таджиков критериев национальной идеи.

Следовательно, актуальность данной проблемы вытекает, прежде всего, из необходимости осознания новых духовных и социальнополитических преобразований, которые происходили в Таджикистане после обретения государственной независимости, в нахождении духовно-нравственной основы консенсуса и консолидации таджикской нации. Исследование данной проблемы имеет огромную практическую значимость по той причине, что только осмыслив национальную идею, мы можем достаточно четко представить себе то, как движется таджикское общество в русле самоопределения и саморазвития, постепенно интегрируясь в современную мировую цивилизацию.

В Таджикистане исследуемая проблема еще не была предметом социально-политического анализа, но ей посвящен ряд статей в периодической печати, в научных сборниках.

Говоря о национальной идее и ее особенностях, возникает вопрос для чего и для кого нужны национальная идея и в чем ее сущностей роль в жизни и развитии общества? Эти мысли кратко можно выразить следующим образом: во-первых, любое государство или общество, которое строит свое будущее, обязательно должно опираться в этом на свою национальную идею. Естественно, что государственная система, ее управление и проводимая политика, прежде всего, должны строиуься на основе конкретно сформулированной идеологии. То есть противоестественно такое положение, когда сначала строится государство, а затем появляется идеология. Нужно это хорошо осознать. То есть сначала появляется идея, затем на ее основе возникает идеология, на основе идеологии строится система политики.

Если критически взглянуть на сегодняшнюю жизнь, политику можно увидеть аналогичное положение. Напрашивается такой вывод: еще раз конкретизировать свои ответы на вопросы, прежде всего, какое мы хотим построить общество, каким представляем свое будущее, а потом уже необходимо объединять людей вокруг этих благих целей, эти цели и представляют национальную идею. Люди не должны забывать, что общество, которое не опирается на свою национальную идею, обречено, оно непременно сойдет со своего пути.

Степень научной разработанности темы. Национальная идея в современных теоретико-методологических исследованиях рассматривается с самых различных позиций, однако до настоящего времени в научной литературе нет единства мнений относительно определения сущности и специфической особенности этого сложного социально-политического феномена.

В рамках конструктивизма национальная идея рассматривается как акт сознательных усилий человека, при этом подчеркивается ее процессуальный характер и дискурсивная природа. В отечественной науке идеи конструктивизма развивают В. А. Тишков, В. А. Ачкасов, А. Г. Здравомыслов, B.C. Малахов, C.B. Соколовский и др.1 Данный подход наиболее предпочтителен для данного диссертационного исследования.

Размышления К. Н. Леонтьева и H.A. Бердяева о национальной идентичности практически не являлись предметом специальных исследований. В основном данный аспект социально-философских и культурологических взглядов обоих философов современные: .авторы у. затрагивают «обзорно», в контексте рассуждений о «национальной идее», «национальном характере» и пр. Среди немногочисленных авторов,.

1 Ачкасов В. А. «Миф Запада» в российской политической традиции: поиск идентичности // Россия и Грузия: Диалог и родство культур. Сборник материалов симпозиума. Вып. 1. — СПб., 2003. — С. 48 — 55- Здравомыслов А. Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. — М., 1998; Малахов B.C. Скромное обаяние расизма. — M., 2001; Соколовский C.B. Этничность как память: парадигмы этнологического знания // Этнокогнитология. Вып. 1. Подходы к изучению этнической идентификации. — М., 1994. — С. 9.

36- Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. — М., 1997; Он же. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. — М., 2003.

2 Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К. Н. Избранное. — М., 1993. — С. 68 — 84- Леонтьев К. Н. Письма к Владимиру Сергеевичу Соловьеву // Леонтьев К. Н. Избранное. — М., 1993. — С. 371- Леонтьев К. Н. Культурный идеал и племенная политика. Письма к Астафьеву // Леонтьев K.H. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872 — 1891). — М., 1996. — С. 601 — 602- Леонтьев К. Н. Письма к Владимиру Сергеевичу Соловьеву // Леонтьев К. Н. Избранное. — М., 1993. — С. 350- Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции.

Введение

 — М., 1998. — С. 14- Бердяев H.A. Больная Россия // Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. — М., 1998. — С. 97- Бердяев H.A. Судьба России. — М., 2004. — С. 140−141- Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья. — С. 263. занимающихся исследованием собственно «национальных» аспектов философского творчества К. Н. Леонтьева, следует отметить П. С. Кобелева и C.B. Хатунцева, в центре внимания которых — взгляды мыслителя на проблему национализма. В работах Б. И. Буйло, Р. Н. Кима и Д. Я. Смаль получил освещение ряд «специальных» аспектов рефлексии Н. А. Бердяева по поводу нации и национализма. Рассмотрены проблема взаимосвязи национализма и культуры, национализма и мессианизма, понятие народа-нации1. Выбранный в диссертационном исследовании ракурс рассмотрения проблемы национальной идеи в соотнесении с социально-политическим кризисом в Таджикистане обусловил обращение к работам политологов и обществоведов таких, как Зокиров Г. Н., Махмадов А. Н., Шарипов С. И., Шамолов А., Шоисматуллоев Ш., Сафаров С. С., Асадуллоев И. К., Гиёев К. и т. д.2.

Также в большинстве высказанных мнений по. поводу разработки национальной идеи содержатся весьма интересные предложения: в, статье Абдурофеъ Рабиева о том, есть ли у таджиков идеи, ведущие их к о спасению и возрождению. Т. Абдужаббор считал, что без объединительной национальной идеи невозможно достичь консолидации народа, что после.

1 Буйло Б. И. Николай Бердяев: национализм и культура. // Изв. вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. — Ростов н/Д., 2003. — № 5. — С. 6 — 14- Ким Р. Н. Николай Бердяев о взаимодействии национализма и мессианизма // Христианство на Дальнем Востоке: материалы международной научной конференции. В 2 ч. — Владивосток, 2000. — Ч. 2. — С. 22 — 25- Кобелев П. С. Современное значение взглядов K.H. Леонтьева на проблему национализма // Социальная теория и современность. — M., 1993. Вып. 12. — С. 68 — 72- Смаль Д. Я. Понятие народа-нации в контексте русской идеи Н. Бердяева // Современный социализм: методология изучения, противоречия, перспективы развития. Тезисы республиканской межвузовской научной конференции (Гродно, 4−6 декабря 1900 г.). В 2 ч. — Гродно, 1990. — Ч. 2. — С. 207 -211- Хатунцев C.B. «Цвет жизни»: (К.Н. Леонтьев о национализме и национальной политике) // Подъем. — Воронеж, 2002. — № 10. — С. 194 — 206- Он же. К. Н. Леонтьев о национализме и национальной политике // Страницы истории и историографии Отечества. Сб. науч. трудов. Вып. 3. — Воронеж, 2001. — Вып. 3. — С. 128 — 143.

2 См.: Зокиров Г. Н. Политология. — Душанбе, 2010; Махмадов А. Н. Политология. — Душанбе: Ирфон, 2010; Махмадов A.H., Асадуллоев И. К. Национальные интересы Таджикистана. — Душанбе: Авесто, 2009; Асадуллоев И. К. Политика, религия и философия. — Душанбе, 2009; Шарипов С. И. Таджикистан: демократизация политических отношений. — Душанбе, 2000; Шамолов А. Национальная идея или идеология национальной независимости Таджикистана. // Проблемы формирования национальной идеи в Республике Таджикистан. — Душанбе: Ирфон, 2007. — С. 9−21- Шамолов А. Идеяи миллй — поя ва бунёди вавдат. // Вахдати миллй — омили рушди чомеаи муосири Точикистон (Маводи конференсияи илмй аз 21 июни соли 2010). — Душанбе, 2010. — С. ЗЗ — 43- Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смена поколений. — Душанбе: Ирфон, 2006; Гиеев К. Национальные интересыДушанбе, 2004.

3 См.: Абдурофеъ Рабиев. Еояхо, замонахо ва миллатхо // Миллат. — № 1 (19).- 5 январи соли 2006. обретения национальной независимости необходима неустанная забота об укреплении и развитии государства, обеспечении его безопасности. Для этого, развивая экономику, науку и технику, реформируя систему образования, повышая политическую культуру и образование, необходимо поднять уровень национального самосознания. Он считал, что успешное развитие Таджикистана нельзя представить вне соблюдения демократических принципов свободного общества.1.

Заслуживает внимания точка зрения А. Турсунова по проблемам дальнейшего совершенствования государственного устройства Республики Таджикистан. Укреплению государственности, на его взгляд, препятствуют такие пороки, как местничество и коррупция, с которыми правительство смирилось или ведет неэффективную борьбу, кроме того, отсутствие должного обеспечения принципа разделения властей и недостаточное соблюдение принципа конституционной законности. В связи с этим он предлагает законодательные способы борьбы с местничеством, механизмы регулирования, порядок занятия государственных постов по -¿-очереди представителями регионов или на основе регионального конуса. 1.

А. Турсунов рассматривает различные модули, способствующие национальной консолидации. Он выделяет роль религии и языка в национальном объединении. Анализируя современное состояние персидского языка, составной частью которого является таджикский язык, полагает, что он в нынешнем своем виде не может выполнить свою консолидирующую функцию, ибо этому мешает лингвистический регионализм и тенденция к его провинциализации. В отношении ислама он склонен думать, что в Таджикистане религия ещё далеко не исчерпала свой объединительный потенциал, необходимо духовное перерождение каждой.

1 См.: Тоэуфи Абдучаббор. Миллат ва ормони он // Миллат.- № 2 (20). — 12 январи соли 2006. личности, равно как и народа в целом, которое представляется невозможным без одухотворяющего участия религии.1.

М. Шакури рассматривает национальную идею как отражение сущности исторического бытия нации, специфических особенностей ее духовной жизни и поэтому она способна показать каким должен быть путь нации в будущее. Если она будет определена правильно, то она будет судьбоносной, исторической и созидательной для нации. Каждый шаг общества в будущее должен исходить из того, какова эта национальная идея.2.

Таким образом, проблема национальной идеи, заявленная в данном диссертационном исследовании, требует комплексного социально-политического осмысления, поскольку изучение лишь отдельных ее аспектов не позволяет сформировать о ней целостного представления. ^.

Исходя из этого, объектом диссертационного исследования являются условия и причины актуализации национальной идеи в условиях независимости Таджикистана. ?

Предметом исследования — изучение национальной идеи и определение её специфических особенностей. ' II.

Цель и задача исследования состоит в определении специфики, места и роли национальной идеи и её специфических особенностей в условиях независимости. Реализация поставленной цели обусловила постановку следующих исследовательских задач:

— показать теоретико-методологические аспекты вопросов национальной идеи;

— охарактеризовать национальную идею и её специфические особенности в условиях трансформации общества;

— проанализировать процесс приобретения независимости и вопросы национальной идеи;

1 Акбар Турсун. Рохи начот кучост? // Миллат. — № 11 (29). — 23 март ва № 12 130). — 30 марта соли 2006.

2 См.: В поисках своего пути. // Азия плюс. 27 апреля 2006 г. -С. 8.

— исследовать таджикскую национальную идею и её проблемы и перспективы развития.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования обусловлена спецификой комплекса социально-политических принципов ориентирующихся на анализ феномена национальной идеи и её специфических особенностей в условиях независимости Таджикистана.

В диссертационном исследовании использовались историко-политические и культурологические подходы, вне которых невозможно раскрыть специфику феномена национальной идеи и его специфических интерпретаций. В ходе работы над диссертацией были применены также методы интерпретирующего и сравнительного анализа. Автор опирается на научные труды зарубежных и отечественных авторов в данной области.

Научная новизна диссертационной работы заключается^ прежде всего, в самой постановке вопроса и политологическом анализе, материала. Диссертационное исследование позволило провести, исследование современной политической жизни Таджикистана, определить специфические особенности национальной идеи в условиях независимости, ещё и тем, что в ней: показаны теоретико-методологические аспекты вопросов национальной идеи;

— определены понятие «национальная идея» и ее специфические особенности в условиях трансформации общества;

— проанализирован процесс приобретения независимости и вопросов национальной идеи;

— исследованы особенности таджикской национальной идеи и её проблемы и перспективы развития.

Основные положения, выносимые на защиту, связаны с поставленной целью и решением задач исследования. При исследовании проблемы национальной идеи как социально-политического феномена эти положения формируются следующим образом:

1. Национальная идея определена как социально-политический и социокультурный феномен, предполагающий сознательное определение нации и народа на основе мировой глобализации и столкновения цивилизаций в зависимости от того, что понимается под национальной идеей в данном социально-политическом контексте.

2. Национальная идея, будучи производной, от объективно заданного нравственного идеала, не может быть выдумана субъективно. Она не может в одно и тоже врет иметь несколько различных по сути формулировок. Она является актуализированной целью по достижении конкретного национального нравственного идеала. -тг.

3. Поскольку Таджикистан сегодня не относится к числу ведущих стран в экономическом плане, очень трудно найти рациональные аргументы против эмиграции людей из страны, особенно это относится к молодежи. Национальная идея, пожалуй, могла бы стать одним из немногих цементирующих страну материалов: человек мог бы хотя бы себе самому объяснить, почему он не уезжает в другую, более успешную страну, почему не желает обеспечить своих детей более перспективным будущим.

4. Концепция национальной идеи не должна быть чисто духовной или наоборот, чисто технократической. Поскольку в целом она будет составлена на основе политических, экономических, этических и других знаний. С учетом существующего в обществе плюрализма, различных интересов, есть ценности, которые свойственны всему обществу. Расцвет ислама, например, может быть лишь одной из составных частей концепции национальной идеи, но не ею самой.

Она должна обеспечить не только единство государственной политики, но также и политические, экономические, социальные и правовые гарантии граждан. Сейчас основой национальной идеи должны стать достижение подлинной независимости, единство нации, создание демократичного общества и прогресс таджикского общества.

5. Осуществление национальной идеи таджикского народа на современном этапе в одних случаях сводится к восстановлению первичных общественных функций таджикского языка, особенно в сфере образования. В других случаях интеграции народов республики в более широкие экономические и политические сообщества, конечно, при сохранении национальной самостоятельности и национального своеобразия.

6. Национальная идея — это, прежде всего превращение страны," общества и личности в нечто значимое и сильное во всех * отношениях перед угрозой каких угодно испытаний, отвечающее-требованиям и уровню высших достижений национальногои * мирового развития, что не может не быть национальным спасением от слабости, отсталости и исторического прозябания.

Теоретическая и практическая ценность диссертации заключается в том, что научные выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут стать основой для правильного понимания сущности и специфических особенностей проблемы национальной идеи и укрепления государственной и национальной независимости Таджикистана.

Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы в разного рода комплексных программах, в научно-исследовательских учреждениях, в реализации Концепций национальной идеи страны и т. д.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что основные её материалы могут быть применены при чтении лекционных курсов и семинарских занятий по политологии, конфликтологии и этнополитологии.

Апробация работы. Тема исследования «Национальная идея и её специфические особенности в условиях обретения независимости» выполнена на кафедре «Политические процессы Таджикистана» в ТНУ. Полученные в диссертации выводы, нашли практическое применение в учебном процессе, в лекциях и практических занятиях по курсам политологии, конфликтологии, этнополитологии и других разделах политических наук на отделении политологии ТНУ.

Основные положения диссертационной работы отражены в публикациях автора, докладывались на республиканских" — и международных научно-практических конференциях. На республиканской конференции по теме «Язык и национальное самопознание» (июль 2008 г.), международной конференции «Таджикистан-Китай: культурно-исторические предпосылки •. и стратегические перспективы» (май 2010 г.), Республиканской конференции «Политическая независимость: проблемы, противоречия и их решения» (май 2011 г.).

Диссертационная работа обсуждена на заседаниях кафедры «Политические процессы Таджикистана» в ТНУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Подводя итоги, отметим, что ключевым понятием данного диссертационного исследования является понятие национальной идеи и её специфические особенности в условиях обретения независимости. В данной работе определение понятия национальной идеи формулируется с позиций конструктивистского подхода, делающего акцент на то, что функционирование национальной идеи как категориальной сущности в национальной духовной цивилизации выявляется в эпоху формирования наций, когда всякая национальность была представлена как самостоятельное немалое государство, и направлении к формированию национальных государств выступали все яснее и преднамереннее.

Конкретизацией данного определения служит указание на проективную природу национальной идеи, которая рассматривается как целевая конструкция. Следовательно, национальная идея формируется и развивается на основу изучения основных интересов, которые отражают суть национального бытия. Она образует идеальную форму будущего бытия нации и пути ее достижения. Таким образом, национальная идея обосновывается как продукт национальной духовной культуры нации и движущей силы развития национальных и освободительных движений.

В популяризации того или иного проекта национальной идеи особая роль принадлежит национализму. В рамках конструктивизма национализм рассматривается как определенная система идей и действий, признающая нацию важнейшей формой бытия социокультурной общности и направленная на отстаивание ее прав и интересов. Очевидно, что национализм содержательно обусловлен тем или иным проектом национальной идентичности, являясь масштабным организованным социальным действием, направленным на его реализацию.

Важно обратить внимание на отсутствие общепринятой дефиниции «нации» в таджикской и российской интеллектуальной традиции. Это обстоятельство обусловило важность исследования такого смыслового комплекса, как идея нации, а также необходимость реконструкции индивидуально — социально-политического подходов к ее интерпретации. В контексте данного исследования рассмотрены наиболее показательные для проектов национальной идеи в условиях независимости.

Необходимо отметить, что в современной научной литературе имеет место определенный беспорядок с использованием понятий «идея нации» и «национальная идея». В подавляющем большинстве отечественных исследований они употребляются как взаимозаменяемые. Зачастую даже в словарных и справочных изданиях по этнонациональным проблемам указанные понятия вообще отсутствуют. Численно невелик круг отечественных авторов, пытающихся аргументировать их смысловое различие. Поэтому уточнение содержания данных понятий представляется методологически необходимым.

В контексте идеи нации определяются критерии национальной идентификации, а значит, устанавливается определенный порядок коллективной жизни, система смысловых связей, выходящая за границы индивидуального сознания и связывающая его с другими субъектами коллективного взаимодействия. Критериями национальной идентификации может выступать тот или иной набор компонентов, единиц самоопределения, совокупность которых и определяет смысловое единство национальной идентичности. Цель идеи нации состоит в выборе и обосновании обобщающей жизненной перспективы социокультурной общности, в упорядочивании отношений внутри данной общности и ее сохранении как таковой.

Авторские интерпретации идеи нации наиболее созвучны т.н. этнической парадигме нации, базовые принципы которой были заложены представителями немецкой философской мысли (Гердер, Фихте), а впоследствии составили методологический каркас примордиалистской «национальной» теории.

Как известно, национальная идея трактуется нами как политическое обоснование ментальных характеристик и смысла бытия конкретной социокультурной общности, которая номинируется как нация. Получается, что содержательное оформление национальной идеи зависит от трактовки идеи нации: для того, чтобы социокультурную общность категорировать как нацию, необходимо иметь представление о том, что такое нация вообще, а также о том, насколько эта общность отвечает «параметрам» нации. Но это возможно только в теории, потому что на I практике, как правило, формулирование двух интересующих нас идей происходит параллельно по принципу взаимодополнительности.

Каждая трактовка национальной идеи также, как и идеи нации, предполагает осуществление субъективноинтерпретативного акта со стороны человека, стремящегося к осмыслению окружающей его социокультурной реальности. В зависимости от мировоззренческих приоритетов интерпретатора национальная идея может наполняться различным содержанием: например, утилитарно-прагматическим, направленным на закрепление или достижение необходимого определенным социально-политическим силам уровня интегрированности коллектива.

Содержание национальной идеи всегда конкретно исторично и конкретно культурно, принадлежит определенному социокультурному «организму», осваивает свой собственный «национальный» мир. Национальная идея — это «автомодель» социокультурной общности, идеальная оценочная конструкция о себе самой, о жизни у «нас», о нашем прошлом, настоящем и будущем.

Важно заметить, что на уровне специализированных теорий и интерпретация идеи нации и национальной идеи может являться органической частью какой-либо идеологической системы, становясь инструментом определенной политики. С политико-идеологической точки зрения, эти идеи можно определить как важную часть социально-политического и культурного проекта, программы объединения, сплочения той или иной социокультурной общности.

Однако следует учесть, что и идея нации и национальная идея, как правило, не отличаются политико-идеологической индифферентностью, а имманентно содержат, и следовательно, отражают соответствующую позицию интерпретатора.

Как показывают анализы и исследования, представление нации в мировом сообществе имеет разные компоненты. Национальная идея является одним из важных компонентов этого представления. Она должна со своей специфической особенностью отражать общий характер нации среди других мировых субъектов. В связи с этим, можно увидеть, что важнейшим требованием национального интереса Таджикистана является недопущение исключения страны из мирового развития. Задача внешней политики заключается в умении создавать такие международные отношения в обширном регионе, которые будут способствовать укреплению курса Таджикистана как светского государства, на создание правового демократического государства.

Для того чтобы национальная идея определяла будущий государственный курс, нужно использовать идеи таджикской нации в пользу самого государства. Особенными вопросами этой проблемы являются такие, как всеобщее развитие страны, укрепление консолидации народных масс, формирование современной национальной идентичности и решение ряда жизненно важных проблем. Кроме того, национальная идея относится к области общественного и индивидуального сознания, формирующего институты общества на пути преодоления национального кризиса и достижения оптимальных отношений в обществе и государстве. Она охватывает все существенные сферы общественной жизниполитику, систему власти, этническую жизнь, экономику, культуру и все вопросы национальной безопасности.

Таким образом, для таджикской нации тоже она должна выполнить определенные задачи. На данный момент важнейшей задачей национальной идеи для таджикского народа является устранение коррупции и местничества.

Какую бы мы ни взяли общенациональную задачу, как бы она ни была главной на том или другом отрезке времени, она всегда является задачей национального спасения в виду исключительно проблемного и неустойчивого развития стран региона Центральной Азии и Афганистана. Слишком много угроз даже в условиях мира и относительного спокойствия. И это несмотря на действие мощных стабилизирующих факторов — СНГ, ООН, ОБСЕ, ШОС, ОИК и другие. Можно сказать, что многие угрозы, возникавшие на протяжении столетий, осуществились и осуществляются и сегодня. История народа была крайне мучительной.

Только так в контексте сказанного можно понять национальную идею. Это превращение страны, общества и личности в нечто значимое и сильное во всех отношениях перед угрозой каких угодно испытаний, отвечающее требованиям и уровню высших достижений национального и мирового развития, что не может не быть национальным спасением от слабости, отсталости и исторического прозябания.

Поэтому под национальной идеей нельзя понимать только одну идею, хотя главной задачей всегда является национальное спасение. Национальная идея как одна идея или система идей, ценностей, задач получает воплощение во всевозможных явлениях общества — структуре, организации, институтах. То есть мы имеем дело с идеей и мерой ее материализации в социуме, например, в системе и характере образования, политики государства, экономики, культуры и так далее.

Существует мнение о том, что национальная идея может быть единой для всех политических сил, классов, социальных слоев даже в развернутом виде как целостная и конкретная система идей по многим направлениям. Однако в условиях плюрализма это невозможно. В обществе свободном от тоталитаризма абсолютное большинство населения не может быть охвачено национальной идеей в развернутом виде по всем направлениям жизни нации. На деле же конкретно она чаще охватывает всех людей только в ограниченной направленности и для определенного периода времени. Это происходит тогда, когда нация концентрируется на самом главном в данный период времени, но без широкой политической конкретизации всего содержания национальной идеи, где не может быть полного единства в ее понимании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Н. Население Ферганской долины (к становлению этнографической номенклатуры в конце Х1Х-начале XX века) //Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. М.: Наука, 2004. — 270 с.
  2. Р. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М.: Славянский диалог, 2001. — 479 с.
  3. Р. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. — 656 с.
  4. P.A. Страны и народы: происхождение названий / P.A. Агеева- отв. ред. Э. М. Мурзаев- АН СССР. М.: Наука, 1990. — 254 с.
  5. Альтерматт Урс. Этнонационализм в Европе / Урс Альтерматт- пер. с нем. С. В. Базарновой- Рос. гос. гуманитар, ин-т. — М.: Изд-во РГГУ, 2000. 366 с.
  6. . Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон- пер. с англ. В. Г. Николаева. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — 286 с.
  7. Ю. В. Русская социально-политическая мысль XIX-начала XX века: К. Н. Леонтьев / Ю. В. Андронов, А. Г. Мячин, А. А. Ширинянц- под ред. Д. В. Ермашова- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: Университет: Воробьев, 2000. — 224 с.
  8. Антология политической мысли. Т. 1. — М.: «Мысль», 1997.
  9. Г. Ш. Национальная идея как феномен российской политической культуры: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук: / Г. Ш. Арвеладзе. Ставрополь, 1999. — 23 с.
  10. Аристотель. Политика. М.: 000"Изд-во ACT", 2002.
  11. Н.Р. Национальная идея таджикского народа как предмет социально-философского анализа. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, кандид. филос. наук. Душанбе, 2004. — 22 с.
  12. С. Н. Идея нации в контексте интеллектуальной истории / С. Н. Артановский // Интеллигенция и нравственность / НИИВО.-М., 1993.-С. 70−91.
  13. С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов- отв. ред. Ю. В. Бромлей- АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1989. — 246 с.
  14. Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, JI. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект-пресс, 1998.-271 с.
  15. И.К. Политика, религия и философия. Душанбе: Эджод, 2009. — 35 с.
  16. В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора / В. А. Ачкасов // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. — Т. И., — № 1.
  17. В.А. «Миф Запада» в российской политической традиции: поиск идентичности // Россия и Грузия: Диалог и родство культур. Сборник материалов симпозиума. Вып. 1. СПб., 2003. — С. 48 — 55.
  18. В. А. «Миф Запада» в российской политической традиции: поиск идентичности / В. А. Ачкасов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сб. материалов симп. / под ред. В. В. Парцвания. -СПб., 2003. Вып. 1. — С. 48 — 55.
  19. Е. В. Русская философия и кризис идентичности / Е. В. Барабанов // Вопросы философии. 1991. — № 8. — С. 102−116.
  20. Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993−1997 гг.).
  21. П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: Медиум, 1995.-323 с.
  22. Н. А. Духовный кризис интеллигенции / Н. А. Бердяев- сост. и коммент. В. В. Сапова. М.: Канон+, 1998. — 400 с.
  23. Н. А. Судьба России: сочинения / Н. А. Бердяев- сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Шкоды. М.: Эксмо, 2004. — 735 с.
  24. Н. А. Русская идея: основные проблемы рус. мысли XIX в. и нач. XX в. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: Сварог и К, 1997. -541 с.
  25. И. С. Методологическая несостоятельность христианских концепций нации / И. С. Болотин // Роль субъективной диалектики в исследовании общественных явлений: межвуз. сб. науч. тр. М., 1981.-С. 83 -92.
  26. В. X. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья: учеб. пособие для вузов / В. X. Болотоков, А. М. Кумыков / под ред. Б. А. Амосова. — М.: Логос, 1998.-264 с.
  27. О. В. Этническая группа и государство как субъекты социального взаимодействия: социопсихологический и биополитический аспекты / О. В. Борисова, А. В. Олескин // Общественные науки и современность. — 2004. — № 3. — С. 132 142.
  28. Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-412 с.
  29. . И. Николай Бердяев: национализм и культура / Б. И. Буйло // Изв. вузов Сев.-Кавказ. региона. Общественные науки. 2003. -№ 5.-С. 6−14.
  30. А. А. Идея нации в свете русской социально-философской мысли / А. А. Вальков- науч. ред. В. Н. Бондаренко- Башк. гос. ун-т. Уфа: Изд-во БГУ, 1996. — 98 с.
  31. С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  32. Э. Нации и национализм / Э. Геллнер- пер. с англ. Т. В. Бердиковой, М. К. Тюнькиной- ред. и послесл. И. И. Крупника. М.: Прогресс, 1992.-319 с.
  33. . В. Поиск русской национальной идентичности / Б. В. Гройс // Вопросы философии. 1992. — № 1.
  34. М. Н. Идентификация идентичности: этносоциол. очерки / М. Н. Губогло. М.: Наука, 2003. — 765 с.
  35. A.B. Русская идея и ее творцы. М., 2003.
  36. Демократия: конфликтность и толерантность. Воронеж, 2002.
  37. К. Национальные интересы Таджикистана и вопросы безопасности//"Джунбиш"-, 1998. 19 сен.
  38. М.С. Национализм. Словарь-справочник. М., 1998- Межнациональные отношения. Термины и определения. Словарь-справочник. — Киев, 1991- Национальные отношения. Словарь.- М., 1997.
  39. М. В. Идентичность человека: соц.-филос. аспекты / М. В. Заковоротная- Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк.- Рост.-на-Дону гос. ун-т. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ BLU, 1999. — 199 с.
  40. А.Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию этнополитической динамики России. М., 1998- Малахов B.C. Скромное обаяние расизма. — М., 2001.
  41. Г. Конфликтология (на тадж. языке). Душанбе, 2002.
  42. С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория и практика. М.: Праксис, 2007.
  43. Идентичность и толерантность: сб. статей / отв. ред. H. М. Лебедева- Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. H. Н. Миклухо-Маклая. М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2002.-415 с.
  44. Х.У. Традиции и новации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2006.
  45. Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. Душанбе: Ирфон, 2004.
  46. И. Русская идея, М., 1992. — С. 437 — 438.
  47. JI.T. Социология культуры. Национальный миф. — М. С. 159.
  48. Иосиф вакс. Национальная идея США, России и Израиля. http://world.lib.ru/w/waks je/nacidea.shtml
  49. С.Г. «Нация» и «этнос» как объекты социально-философского исследования / С. Г. Кагиян // Философские науки. 2003.-№ 8.-С. 36−58.
  50. С.Г. Нации, этносы и национализм: опыт социал.-филос. и методол. анализа / С. Г. Кагиян- Акад. гуманитар, исслед. М.: Гуманитарий, 2003. — 294 с.
  51. Калашников B. JL, Мурин В. Б. Категория национальных отношений. -М.-С. 113, 174.
  52. И.В. Интерсубъективность культуры // Человек как субъект культуры. М., 2002. — С. 157.
  53. , А. Национальные движения и национальная политика в Российской империи: опыт систематизации (XIX в. 1917 г.) / А. Каппелер // Россия в XX веке: проблемы нац. отношений. — М., 1999.
  54. Ким Р. Н. Николай Бердяев о взаимодействии национализма и мессианизма // Христианство на Дальнем Востоке: материалы международной научной конференции. В 2 ч. Владивисток, 2000. -Ч. 2.-С. 22−25.
  55. П.С. Современное значение взглядов К.Н. Леонтьева на проблему национализма // Социальная теория и современность. М., 1993. Вып. 12.-С. 68−72.
  56. , А. Нация в истории и современности / А. Козинг. — М.: Прогресс, 1978.-290 с.
  57. , В.И. Этнос. Нация. Национализм: сущность и проблематика / В. И. Козлов. М., 1999. — 341 с.
  58. , Н.В. Нация и культура: социально-философский анализ / Н. В. Кокшаров. Н. Новгород: Изд-во НовГУ, 1997. — 139 с.
  59. , Н.В. Этничность. Этнос. Нация. Национализм Nation. Nationalism. Multiculturalism: библиогр. справ. / Н. Кокшаров- С.-Петерб. им. В. Б. Бобкова фил. Рос. тамож. акад. — СПб.: Сказ, 2003.- 118 с.
  60. С.Н. Русская идея: сущность и смысл. — Н. Новгород, 2003.
  61. , И.Е. Национальное «Я» и политический национализм / И. Е. Кудрявцев // Политические исследования (Полис). 1997. — № 2.1. С. 77−94.
  62. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе. 2003.
  63. , Е.В. «Национальное» как феномен Нового времени: хронотоп новоевропейских культур: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. / Е. В. Левашева. Казань, 2000. — 21 с.
  64. , О.Ю. Идея нации в интерпретации либералов и консерваторов / О. Ю. Малинова // Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт: материалы междунар. науч. конф. Самара, 2002. — С. 143 — 155.
  65. Межнациональные отношения в условиях социальной нестабильности: сб. ст. / РАН- Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) — отв. ред. Э. X. Панеш. — СПб.: МАЭ, 1994.-166 с.
  66. А.Н. Политическое поведение: социальные факторы и формы проявления. Душанбе, 2000.
  67. А.Н., Хидирова М. Межтаджикский конфликт и его особенности. Куляб: Фарханг, 1997.
  68. А.Н., Асадулаев И. К. Национальный интерес Таджикистана. (Методическое руководство). Душанбе, 2009.
  69. И.В. Национализм как социокультурный феномен // XXI век: проблемы культуры: Сб. ст. М., 2002. — С. 51 — 64.
  70. О.Ю. Идея нации в интерпретации либералов и консерваторов // Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт. Самара, 2002. — С. 143 — 153.
  71. В.М. О национальной идее. Вопросы философии, 1997, № 12.-С. 3.
  72. М. Ислам и Иран: история взаимоотношения. — Пер. с перс., примеч. М. Махшулова. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2008. — 480 с.
  73. А. Роль политических партий в формировании гражданского общества // Общественно политический и теоретический журнал. № 1−2., 2007.
  74. Е.А. Национализм: история и современность. М., 1997.-С. 12.
  75. Нации и национализм // Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.- Пер. с английского. М.: Праксис, 2002.
  76. Национальная политика России: история и современность / С. В. Кулешов, Д. А. Аманжолова, О. В. Волобуев и др.- науч. центр «Руссика». М.: Рус. мир, 1997. — 678 с.
  77. Низомулмулк. Сиёсатнаме (на таджикском языке). Душанбе: Адиб, 1989.
  78. О теоретиках конструктивизма и инструментализма. Подробнее см.: Арутюнян Ю. В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1998.
  79. С., Олимов М. Таджикистан на пороге перемен. М., 1999. -С.З.
  80. Т. Социальные институты и структуры \ В кн. Социология: Хрестоматия. М.: Гардарики, 2003.
  81. Политологический словарь. Российская академия управления. Ч. 2. -М.: Луч, 1994.
  82. , Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы / Э. А. Поздняков. -М.: Прогресс: Культура, 1994. 123 с.
  83. Проблемы культурной идентичности: материалы междунар. теорет. семинара / отв. ред. Т. М. Шатунова. — Казань, 1998. 99 с.
  84. Проблемы формирования национальной идеи в Республике Таджикистан. (Материалы научно- практической конференции). — Душанбе: Ирфон, 2007. 260 с.
  85. , C.B. Национальная идея как форма концептуализации национального самосознания: автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. филос. наук. / С. В. Путилов. Чита, 1999. — 21 с.
  86. Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации.- Т. 1. Душанбе: Ирфон, 2006.
  87. Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации.- Т. 5. Душанбе: Ирфон, 2006.
  88. Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации.- Т. 6. Душанбе: Ирфон, 2006.
  89. Э.Ш. Независимость Таджикистана и возрождение нации.- Т. 7. Душанбе: Ирфон, 2007.
  90. Э.Ш. Таджикистан: десять лет независимости и национальное единство. Душанбе, 2001. — Ч. 1. — С. 161−163.
  91. Э.Ш. Таджики в зеркале истории / Книга 2. Из Арийцев до Сомонидов. Душанбе: Ирфон, 2002.
  92. Э. Таджикистан: опыт истории и открытость будущему. \ «Вахдат». № 3., 2001.
  93. Э. Наша цель национальное единство. — Душанбе: Ирфон, 1997.
  94. , Н.С. Национальная идея как императив разума / Н. С. Розов // Вопросы философии. 1997. — № 10. — С. 13 — 29.
  95. С. Социально-политические особенности национальных и религиозных проектов в Таджикистане. / В кн. Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии. -Душанбе: Ирфон, 2006.
  96. , В.Ю. Национализм патриотизм: попытка переосмысления понятий / В. Ю. Селиванова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. — 2003. — № 1. — С. 88 — 95.
  97. , Д.Я. Понятие народа нации в контексте русской идеи Н. Бердяева / Д. Я. Смаль // Современный социализм: методология изучения, противоречия, перспективы развития: тезисы республик, межвуз. науч. конф. — Гродно, 1990. — Ч. 2. — С. 207 — 211.
  98. C.B. Этничность как память: Парадигмы этнологического знания // Этнокогнитология. Вып. 1. Подходы к изучению этнической идентификации. М., 1994. — С. 9 — 36.
  99. В. О русской идее. Вопросы философии, 1996, -№ 6.-С. 21.
  100. , Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. / Ю. И. Сохряков- Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. — М.: Наследие, 2000. — 256 с.
  101. , И.В. Национальная идентификация в переходных обществах: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. / И. В. Татаренко. М., 2003. — 23 с.
  102. С.А. Теоретические парадигмы этничности и нации в зарубежной социологии // Россия и социальные изменения в современном мире. Ломоносовские чтения 2004 г. Сборник научных докладов в 2-х тт. М., 2004. — Т. 1. — С. 125 — 131.
  103. Теория и практика развития социалистических наций / Т. Ю. Бурмистрова, Ю. А. Ургалкин, Г. А. Мельникова и др.- под ред. Т. Ю. Бурмистровой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 176 с.
  104. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997- Он же. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. — М., 2003.
  105. , T.B. Идея нации в политической культуре Франции: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. / Т. В. Тульчинская. М., 1998. — 18 с.
  106. , В.И. Нация до национального государства: ист.-социолог. очерк Центр. Европы XVIII в.- нач. XX в. / В. И. Фрейдзон. Дубна: Феникс, 1999. — 94 с.
  107. Р. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане: Автореф. дисс. канд. полит, наук. Душанбе, 1999.
  108. С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004.
  109. , C.B. К. Н. Леонтьев о национализме и национальной политике / С. В. Хатунцев // Страницы истории и историографии Отечества: сб. науч. трудов. — Воронеж, 2001. — Вып. З.-С. 128- 143.
  110. С.И. Таджикистан: демократизация политических отношений. Душанбе, 2000.
  111. , Р. И. Национальная идея как предмет социально-философского анализа: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. / Р. И. Щукина. Пермь, 2002. — 22 с.
  112. Философая энциклопедия. Т. 4. — С. 224.
  113. И.Г. Учение о человеке и об обществе. Антология мировой философии. Т. 2. -М.: Мысль, 1971. — С. 236 — 237.
  114. X. Э.Ш. Рахмонов бунёдгузори давлати муосири тол>икон // «Президент Э.Ш. Рахмонов основатель современного государство таджиков». Душанбе, 2006. — 231с.
  115. О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки. 1991. № 12.
  116. Этническая толерантность в поликультурных региона России. // Отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М.: Изд-в РУДЫ, 2002.
  117. Allworth, Edward. Central Asian Publishing and the Rise of Nationalism. New York. New York Public Library. 1965.
  118. Allworth, Edward. Muslim Communities Remerge: Historical Identity, Politics and Opposition in the Former Soviet Union and Yugoslavia. Durham and London: Duke University Press 1994.
  119. Beeman, William O. «The Struggle for Identity in Post-Soviet Tajikistan,» Middle East Review of International Affairs, 1999. 3(4) online version.
  120. Berry J.W., Kalin R. Multicultural and ethnic attitudes in Canada: An overview of the 1991 national survey // Canadian Journal of Behavioural Science. 1995. V. 27 (3). P. 301−320.
  121. Berry J.W., Kalin R. Reciprocity of Inter-Ethnic Attitudes in a Multicultural Society // International Journal of Intercultural Relations. 1979. № 3. P. 99−112.
  122. Berry J.W., Pleasants M. Ethnic tolerance in plural societies// Paper given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism, Potsdam, 1984.
  123. Bogardus E.S. Stereotypes versus sociotypes // Sociological and Social Research. 1950. № 34. P. 286−291.
  124. Centlivres, Pierre and Micheline Centlivres-Demont. «Tajikistan and Afghanistan: The ethnic groups on either side of the border» in Jalili, Mohammad- Reza et al (eds.). Tajikistan: the Trials of Independence. New York. St. Martin’s Press.
  125. Fukuyama F. Trust. The Social Vitues and the Creation of Prosperity. N.Y., 1996 // Свободная мысль. 1998. № 1. С. 125- 126.
  126. Hosking G. The Russian Constitutional Experiment. — Cambridge, 1973.
  127. Johnson, Lena. Tajikistan in the New Central Asia: Geopolitics, Great Power Rivalry and Radical Islam. I.B. TAURIS. London. New York. 2007.
  128. , B.A., «The Problems of the Ethnic History of Central Asia in the 2nd millennium B.C.,» Journal of Central Asia. International Association for the Study of Cultures of Central Asial981 vol. IV (1). P. 131- 141.
  129. Motyl, Alexander. Thinking Theoretically About Soviet Nationalities: History and Comparison in the Study of USSR. New York Columbia University Press 1992.
  130. Rakowska-Harmstone, Teresa. Russia and Nationalism in Central Asia: the Case of Tajikistan. Published in Cooperation with the Institute for Sino- Soviet studies. The George Washington University. Baltimore: Johns Hopkins Press. 1970.
  131. The Revival of Nation and the Independence of Tajikistan, edited by Mehmet Mesut Ata. Dushanbe.2005.
  132. The Transformation of Central Asia: states and societies from Soviet Rule to independence//ed.by Pauline Jones Luong/7 Cornell University Press. 2004.
Заполнить форму текущей работой