Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационная восприимчивость как фактор развития трудового потенциала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Квалификация работников зависит не только от труда самого работника и от знаний и опыта предыдущих поколений, но и от трудового потенциала человека. Эти способности определяют дисперсию получения квалификации. Т. е., не каждый человек может за общественно необходимое время стать работником данной квалификации. Но при этом, чем больше выборка, т. е. чем больше количество людей обучается данной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. П
    • 1. 1. Методология исследования трудового потенциала
    • 1. 2. Сущность, структура и особенности трудового потенциала
    • 1. 3. Факторы, влияющие на формирование инновационной восприимчивости трудового потенциала
  • ГЛАВА 2. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Противоречия информационной экономики и их разрешение в ходе развития инновационной восприимчивости трудового потенциала
    • 2. 2. Роль экономического ресурса научного знания в системе воспроизводства инновационной восприимчивости трудового потенциала
    • 2. 3. Инфокоммуникации как инновационный ресурс и источник креативности трудового потенциала
  • ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 3. 1. Повышение образовательноемкости трудового потенциала как основа формирования его инновационной восприимчивости
    • 3. 2. Роль инновационности в формировании конкурентоспособного трудового потенциала
    • 3. 3. Формирование инновационной восприимчивости трудового потенциала в процессе совершенствования инфокоммуникаций

Инновационная восприимчивость как фактор развития трудового потенциала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в условиях модернизации российской экономики трудовой потенциал становится главным ресурсом инновационного производства, основным фактором формирующим систему экономических отношений, доминирующим ресурсом повышения конкурентоспособности. Инновационная восприимчивость трудового потенциала дает возможность минимизировать влияние внешней среды на воспроизводство, стабильно и устойчиво развивать экономику. Устойчивое экономическое развитие требует, в свою очередь, формирования оптимальных условий наращивания трудовых способностей работников к инновационной деятельности, как непрерывного источника создания конкурентных преимуществ страны. Накопление таких способностей становится общемировой тенденцией.

В условиях формирования и дальнейшего развития экономической системы нового типа существующие концепции трудового потенциала утрачивают свою актуальность. Их несоответствие стадии информатизации и экономической интеграции, перехода к инновационной экономике, отражение в них специфики экономических отношений XX века являются объективной предпосылкой к выработке новой системы взглядов на характеристики трудового потенциала, которая позволила бы по-новому раскрыть сущность этого явления, переосмыслить процесс его воспроизводства и оценить роль современного работника как экономического субъекта.

Степень научной разработанности проблемы. Концепция развития трудового потенциала является комплексной, особенный интерес для ее исследования имеют работы таких зарубежных ученых, как Смита А., Рикардо Д., Сэя Ж. Б., Бастиа Ф., Маркса К., Менгера К., Бем-Баверка Е., Визера Ф., Вальра-са Д., Маршалла А., Кларка Б., Пигу А., Фишера И., Шумпетера Й., Веблена Т., Гэлбрейта Дж., Тоффлера А., Кендрика Дж., Махлупа Ф., Свейби К.-Э., Белла Д., Друкера П., Беккера Г., Шульца Т. А также отечественных экономистов XX века: Анчишкина А. И., Гойло B.C., Дятлова СЛ., Иноземцева B. JL, Капелюшни-кова Р.И., Критского М. М., Цвылева Р. И., и др.1.

В то же время генезис научных идей и взглядов на развитие трудового потенциала характеризуется разнообразием подходов, отсутствием целостной концепции. Недостаточно изученными остаются такие теоретические аспекты, как структура, особенности воспроизводства совокупного трудового потенциала в современном российском обществе, конкурентное позиционирование трудовых ресурсов на рынке труда, характеристики трудового потенциала, соответствующие инновационной экономике. Имеющийся опыт развитых стран в области использования трудового потенциала в условиях перехода на инновационный путь развития не может быть в полной мере применим к сегодняшним российским условиям. Односторонность взглядов на содержание трудового потенциала и рациональный подход к анализу процесса воспроизводства трудовых качеств не позволяют найти существующим концепциям адекватного применения в условиях активного расширения творческой компоненты в деятельности субъектов российского общества в период модернизации. Этим обусловлена необходимость смены парадигмы содержания трудового потенциала в современной российской экономике.

Перед экономической наукой стоит задача расширения теоретического базиса, использования междисциплинарных подходов к развитию трудового по.

См: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. T.I. — Л.: Гос. соц.-экон. издат. 1935; Ри-кардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения (пер. с англ.- П.Н. Клюкина). — М.: Эксмо, 2007; Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии. Пер. E.H. Каменецкой. — М., 1996; Бастиа Ф. Экономические софизмы. Экономические гармонии / Пер. М. К. Бункиной.- М.: АНХ при Правительстве РФ. Дело, 2000;Маркс К. Капитал/Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23 Т.24- Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа политической экономии: К. Мен rep, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. — М.: Экономика, 2002; Вальрас Л. Etudesd’economiepolitiqueapplique (пер. П.Н. Клюкина)-М.1990; Маршалл А. Основы экономической науки / А. Маршалл- (предисл. Дж.М. Кейнспер. с англ. В.И. Бомкина). — М.: Эксмо, 2007; Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992. Пигу A.C. Экономическая теория благосостояния. — М., «Прогресс», 1985. Т. 1,2- Fisher! TheNatureofCapitalandlncome. L, 1927.1Иумпетер Й. А. Теория экономического развития. — М.: Прогресс. 2002; TofflerA. TheThirdWaveN.Y., 2000; МахлупФ. ПроизводствоираспространениезнанийвСША. — М.:Прогресс, 1996; SchultzT. CapitalFormationbyEducation // JournalofPoliticalEconomy, Vol. 68, 1960, pp. 15−83.

См также: Анчишкин А. И. Наука-Техника-Экономика. — М., 1989; Гойло B.C. Политическая экономия интеллектуального труда // Мировая экономика и международные отношения. — 1994. -N11- Дятлов С. А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. — СПб., 1992;Иноземцев В. Л., Кричевский Н. А. Экономика здравого смысла. -M.: Эксмо, 2009; Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности: методология, осн. Понятия, круг проблем. М.-ИМЭОД990- Критский М. М. Человеческий капитал. Л.:Из-во Ленинградун-та, 1991; Цвылев Р. И. Постиндустриальное развитие: уроки для России. — М.: Наука, 1996. тенциала в условиях информационно-технологического этапа развития социума. Означенная актуальность данной проблемы определила выбор темы диссертационного исследования, ее цель и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка нового концептуального подхода к исследованию инновационной восприимчивости как фактора развития трудового потенциала, позволяющего более полно раскрыть сущность данного явления, определить основы воспроизводства трудового потенциала, установить особенности этого процесса при переходе к инновационной экономике в России. Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:

1) систематизировать научные представления о сущности, функциях и эволюции трудового потенциала в отечественных и зарубежных экономических теориях;

2) исследовать направления развития трудового потенциала в контексте общецивилизационной динамики и смены экономических парадигм на макрои микроуровнях;

3) определить особенности формирования инновационной восприимчивости трудового потенциала творческого субъекта как главного фактора инновационного производства, способствующего преодолению противоречий информационной экономики;

4) выявить критерии инновационной восприимчивости трудового потенциала;

5) определить комплекс мер государственного регулирования, направленных на повышение инновационности образовательных услуг;

6) обосновать необходимость совершенствования системы инфокоммуни-каций на рынке труда для формирования инновационной восприимчивости, творческой активности, адаптивности, мобильности трудовых ресурсов.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений по поводу формирования и развития инновационной восприимчивости трудового потенциала в экономической теории и российской практике в связи с изменением содержания динамически развивающихся отношений субъектов отечественной экономики при переходе к информационному обществу, а также причины, тенденции и условия, детерминирующие этот процесс.

Объектом исследования выступают процессы формирования инновационной восприимчивости трудового потенциала, развивающейся в условиях информатизации и образовательноемкости экономики, конкурентного позиционирования трудовых ресурсов.

Область исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках п. 1.1 «Политическая экономия» раздела «Общая экономическая теория» п. 4.5. — «Стандарты научности и критерии оценки экономической значимости» Паспорта специальности ВАК 08.00.01 — «Экономическая теория».

Гипотезой исследования принято предположение о том, что трудовой потенциал будет обладать инновационной восприимчивостью как фактором, обеспечивающим его развитие, что адекватно требованиям информационной экономики, если будут:

— выявлены и разрешены противоречия, связанные с адаптацией трудовой деятельности к условиям информационной экономики в России, а также уточнены аспекты, определяющие методологию системных изменений в отечественной трудовой, коммуникационной и образовательной сферах;

— обеспечены необходимое инвестирование и институциональная поддержка развития трудового потенциала;

— создана адекватная институциональная среда формирования инновационной восприимчивости трудового потенциала на основе государственной поддержки, использования инновационных образовательных и инфокоммуникаци-онных технологий на рынках труда и образовательных услуг.

Методологическая основа работы базируется на принципах диалектической логики: объективности, единства и различия содержания и формысистемного подходастатистических методовэконометрического и сравнительного анализаметодов прогнозирования и моделированияпозитивного и нормативного подходов, индуктивного и дедуктивного методов исследования, структурно-функционального анализа. Важное значение при проведении исследования имели концепции теории полезности и ценности.

Теоретической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных экономистов, посвященные концепциям трудового потенциала, а также работы фундаментального характера представителей классических и современных течений экономической теории, философии, психологии, социологии.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Центра исследований проблем развития науки РАН, статистические данные Минэкономразвития России, Министерства образования и науки РФ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретико-экономическом обосновании необходимости формирования и развития инновационной восприимчивости как фактора развития трудового потенциала экономических субъектов современной российской экономики. Развитие трудового потенциала рассмотрено в виде экономической модели конкуренции за ограниченные ресурсы.

К числу наиболее существенных научных результатов, полученных лично автором исследования и имеющих характер новизны, относятся следующие:

1. Обоснованы новые тенденции развития трудового потенциала экономических субъектов современной российской экономики, формирующих трудовой потенциал как изменяющуюся самодостаточную систему, трудовой или предпринимательский ресурс, способный осуществлять творческую, нравственно-созидательную инновационную деятельность.

2. Выявлено, что адаптация отечественных трудовых ресурсов к условиям информационной экономики сопровождается противоречиями, связанными с высокой степенью технологической дифференциации отраслей экономики, зависимостью от импортных информационных технологий, недостаточным финансированием отечественной инфосферы, системной интеграцией интересов участников рынков труда и образовательных услуг, построением системы опережающего развития образовательноемкости трудового потенциала.

3. Доказано, что конкурентоспособность субъектов современного российского рынка труда определяется инновационной восприимчивостью образовательноемкого трудового потенциала, формированием инновационного типа мышления.

4. Определен критерий инновационности трудового потенциала: приведение видов труда различной сложности к единому измерителю посредством введения коэффициентов сложности трудавыявлены и структурированы факторы формирования инновационной восприимчивости трудового потенциала в современной российской экономике.

5. Раскрыта взаимосвязь инновационной восприимчивости трудового потенциала с потребительной стороной образовательной услуги. Определены необходимость повышения инновационности образовательных услуг, поскольку инновационная восприимчивость зависит от уровня образования и квалификации работника, и взаимообусловленность ценности образовательноемкого трудового потенциала со стоимостью и полезностью образовательной услуги как инновации на национальном и глобальном уровнях хозяйствования.

6. Выявлено, что развитие трудового потенциала для принятия инноваций требует создания организационной структуры, обладающей потенциалом восприимчивости к инновациям, организации межличностных отношений, способствующих преодолению сил сопротивления к инновациям. Появление новых инфокоммуникаций на рынке труда выступает источником креативности трудового потенциала при его конкурентном позиционировании.

Теоретическая значимость работы состоит в уточнении и дополнении ряда методологических положений по проблемам формирования и накопления инновационной восприимчивости трудового потенциала в России.

Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут использоваться как методологическая основа в дальнейшей разработке концепции трудового потенциала экономических субъектов при их конкурентном позиционировании на рынке труда.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, направлены на систематизацию методов, критериев, факторов, показателей повышения уровня конкурентоспособности отечественных трудовых ресурсов в современной российской экономике.

Теоретические результаты исследования развивают методологические вопросы накопления и реализации трудового потенциала страны для инновационной деятельности, использования трудовых ресурсов на микроуровне в целях увеличения стоимости компаний.

Практическая значимость работы. Выводы и результаты исследования доведены до уровня практических рекомендаций, направленных на развитие инновационных характеристик потенциала субъектов рынка труда, повышение его ценности в российском обществе. Материалы исследования могут быть применены для прогнозирования ситуации, складывающейся на российском рынке трудовых ресурсов.

Положения диссертации расширяют возможности преподавания экономической теории, поскольку проблемы инновационности трудового потенциала экономических субъектов раскрывают специфику отношений в отечественной трудовой, образовательной, интеллектуальной и информационной сферах.

Основные результаты проведенного исследования востребованы в научно-исследовательской деятельности коллектива кафедры «Экономической теории и прикладной математики» Педагогического института Южного федерального университета в преподавании курса «Экономическая теория» при проведении лекционных и семинарских занятий по темам «Рынок труда и заработная плата», «Предпринимательство и фирма».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования докладывались на Международных и Всероссийских конференциях, вошли в научные отчеты Минобразования России, отражены в опубликованных работах: журнальных статьях, тезисах, общим объемом 6,7 п.л., из которых 2,1 п.л. в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Объем и структура диссертации. Логика исследования определила структуру диссертации, которая включает в себя введение, три главы, девять параграфов, заключение, библиографический список. Логика исследования представлена на рис. 1.

выводы.

Как отмечалось выше, в обеспечении качества труда и инновационного трудового потенциала расходуются ресурсы всех уровней хозяйствования: экономики человека, экономики семьи, экономики предприятия, национальной экономики.

Причем с развитием инновационной экономики стоимость и полезность образовательной услуги (как инновации) и, соответственно, трудового потенциала, постоянно увеличивается, увеличивая качество труда и инновационные характеристики трудового потенциала.

Качественный индивидуальный конкретный труд выступает начальным, исходным для обобщения в коллективный труд для абстрагирования на национальном и глобальном уровнях хозяйствования, в конечном счете, определяющем величину национальной и глобальной стоимости образовательной услуги и образовательноемкого труда.

Являясь фактором стоимости, ценность труда зависит от двух составляющих: от полезности труда и от затрат труда. Мы рассматриваем эту проблему, как проблему оценки качественного результата применения труда. Учет компонентов этой оценки связан тем или иным способом со всеми уровнями хозяйствования (экономика человека, семьи, предприятия, национальной экономики).

Экономическая ценность труда органически связана с решением главной задачи экономики на всех уровнями хозяйствования — максимизации удовлетворения потребностей имеющимися ресурсами.

Ценность труда = Полезность труда / Стоимость труда.

Связь ценности труда с его полезностью дает качественную характеристику результата труда, а связь ценности труда со стоимостьюколичественную характеристику применяемого труда. Данный вывод хорошо коррелирует-ся с положениями классической экономической школы.

Качественная характеристика труда связана с потребительной стороной образовательной услуги, количественная — с меновой. О качественной, инновационной характеристике трудового потенциала, можно судить по уровню качества произведенной образовательной услуги.

Ценность труда проявляется в форме спроса на него, полезность — в форме качества труда, а стоимость — в форме цены труда, поскольку ценность как экономическая категория выражает отношения между продавцом и покупателем услуги по поводу удовлетворения потребностей за счет одного ресурса — труда.

Результатом качества трудового потенциала выступает качество труда, в информационной экономике — его инновационность, а количество затраченного труда предопределяет соответствующим образом его цену.

Несмотря на то, что время, затраченное на получение квалификации, может быть одинаковым, квалификация работников может быть абсолютно различна. Это обусловлено тем, что квалификация работника зависит не только от необходимого времени, но и от способностей и возможностей учителя, который передает опыт, знания, накопленными предыдущими работниками, действующим работникам. Поэтому при одном и том же общественно необходимом времени получения квалификации, квалификация работников у различных производителей будет различна. Следовательно, потребитель, оплачивая полезность труда, при его покупке, оплачивает полезность труда или опыт и знание, которые были переданы новым работникам предыдущим поколением работников, тем самым, способствует тому, чтобы данные знания и опыт сохранялись, распространялись и передавались следующим поколениям работников, так как труд предыдущего поколения полезен и востребован обществом. Поэтому потребительная стоимость труда, которая в данном случае оплачивается потребителем — это стоимость сохранения и поддержания опыта, знаний или труда предыдущих поколений.

Квалификация работников зависит не только от труда самого работника и от знаний и опыта предыдущих поколений, но и от трудового потенциала человека. Эти способности определяют дисперсию получения квалификации. Т. е., не каждый человек может за общественно необходимое время стать работником данной квалификации. Но при этом, чем больше выборка, т. е. чем больше количество людей обучается данной квалификации, тем больше вероятность того, что квалификация нужного количества работников будет равняться математическому ожиданию квалификации. А это повышает вероятность удовлетворения потребности общества в работниках данной квалификации. И когда данная вероятность становится равной единице, то данная потребительная стоимость становится равной нулю, т. е. потребности общества в работниках данной квалификации полностью удовлетворены, и общество больше не нуждается в дополнительных работниках данной квалификации. А значит, отпадает и необходимость в доплате за сохранение знаний и опыта работников предыдущих поколений, так как данный опыт и знания присутствуют у работников текущего поколения. Следовательно, данная потребительная стоимость перестаёт присутствовать в стоимости товара.

Развитие многообразия видов инновационной деятельности, в том числе, в сфере образовательных услуг, предназначенных для удовлетворения все более разнообразных потребностей общества и самого человека, приводит к тому, что возрастает многообразие специальностей. Это приводит к уменьшению выборки для получения работника определенной квалификации, а значит, к невозможности удовлетворения потребности общества в работниках необходимых квалификаций, что, в свою очередь, вынуждает производителей понижать квалификацию труда, необходимую для производства образовательной услуги. При этом при понижении квалификации труда, он одновременно вынужден повышать качество труда. Это обусловлено требованиями рынка, так как в условиях информационной экономики, труд должен иметь определенные потребительские свойства, в противном случае, она не найдет своего потребителя. Как это возможно? Одна из возможностей — это тиражирование результатов труда высококвалифицированного работника менее квалифицированными работниками.

Потребительная стоимость образовательной услуги, т. е. ее полезность, принимая как положительные, так и отрицательные значения, позволяет обществу сохранять, развивать либо отказываться от опыта и знаний предыдущих поколений в пользу более эффективного опыта и знаний. Что, в свою очередь, позволяет развиваться трудовому потенциалу. При этом величина данной потребительной стоимости определяет степень потребности либо невостребованности данных знаний и опыта.

Отрицательная величина потребительной стоимости образовательной услуги, или ее полезности, способствует уменьшению количества людей, желающих получить данную квалификацию. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению величины выборки, что уменьшает вероятность получения данной квалификации за текущее общественно необходимое время. Поэтому, если обществу необходимы данные образовательные услуги, то для повышения вероятности их получения, необходимо увеличивать время обучения, что приводит к увеличению общественно необходимого времени для получения данной квалификации и, следовательно, к увеличению количества труда, что, в свою очередь, приводит к повышению стоимости образовательной услуги. Результатом этого является замена человеческого труда, необходимого для создания услуги, в частности, продуктами медиа-индустрии.

Однако для того, чтобы медиа-продукты заменили труд определенной квалификации, они должно сами содержать в себе труд большей квалификации, т. е. содержать в себе больше знаний и, следовательно, больше труда, чем тот труд, который они заменяют. Это обусловлено тем, что труд, вложенный в медиа-продукты, является развитием труда, для замены которого они предназначены. Эти продукты концентрируют в себе все те знания или весь труд предыдущих и текущих поколений работников, необходимый для обеспечения выполнения работы данной квалификации, тем самым, сохраняя его для будущих поколений.

Применение многоплатформенного контента, цифровых технологий в образовании, он-лайн обучения и т. д. приводит к появлению положительной потребительной стоимости образовательной услуги, которая способствует распространению знаний, опыта или труда, вкладываемого в данные технологии и продукты, способствует дальнейшему развитию образования и инновационного трудового потенциала. Это повышает квалификацию работников, участвующих в работах по разработке и совершенствованию медиа-отрасли. При этом, для того, чтобы данные продукты обеспечивали заданные характеристики, они сами нуждаются в постоянном обслуживании квалифицированным работником. Так как медиа-продукты содержат в себе обширные знания и опыт многих поколений работников, то для изучения необходимого опыта и приобретения данных знаний работнику необходимо дополнительное время. Следовательно, его квалификация будет значительно выше, чем у работников, чей труд заменили данные образовательные продукты. Поэтому и происходит повышение квалификации труда, накопление инновационных характеристик трудового потенциала, но одновременно происходит и уменьшение количества труда, затраченного на производство. Так как данный труд присутствует в большем количестве изделий, следовательно, доля труда в единичном изделии уменьшается.

Таким образом, потребительная стоимость образовательной услуги и трудового потенциала является важнейшим фактором сохранения, поддержания знаний и опыта предыдущих поколений работников, а так же она позволяет развивать, распространять эти знания, опыт и накапливать новый опыт, что позволяет обществу обеспечивать базу для своего инновационного развития.

В современной экономической литературе компоненты оценок качества образовательной услуги и трудового потенциала на разных уровнях хозяйствования рассмотрены фрагментарно, несистемно. Для приведения их в систему необходимо исследовать учет компонентов оценок на всех пяти уровнях хозяйствования (экономики человека, семьи, предприятия, национальной и мировой экономики).

В условиях перехода к информационной экономике, глобализации и интернационализации высшего образования повышается академическая мобильность студентов. Основными поставщиками образовательных услуг становятся экстерриториальные организации, принадлежность которых к конкретной государственной системе образования становится важной только на этапе получения диплома об образовании. Студент имеет возможность выбирать для изучения модули, образовательные программы, курсы, разработанные разными учебными заведениями, расположенными в разных странах, а гарантом подтверждения и признания его знаний выступает договоренность между данными учебными заведениями о действии системы зачетных кредитов (зачетного перевода).1 Реализация принципов академической мобильности на межнациональном уровне возможна при применении стандартов и спецификаций, разрабатываемых корпорацией IMS (InstractionMagamentSystem), которые обеспечивают унифицированный технологический подход к формированию содержания образования на самых различных уровнях (от модуля до образовательной программы в целом).2.

Конвергенция интегрированных образовательных услуг способствует глобализации информационной инфраструктуры и информационно-интеллектуального трудового потенциала.

Способность к синергическому взаимодействию приобретает значение ведущей технологической проблемы как для поставщиков, так и для потребителей информационных ресурсов учебного назначения. Решение заключается в.

1 На практике существуют различные подходы к формированию кредитных баллов: действуют Европейская система ECTS в рамках Болонского соглашения, Американская система USCS, британская, азиатская и др.

В российской высшей школе система зачетных кредитов в настоящее время не имеет нормативно-установленного применения, однако в целях возможности участия России в общеевропейской интеграции образования уже формируются подходы к внедрению системы зачетных кредитов в практическую деятельность университетов.

2 На основе стандартов IMS специалистами разрабатывается система формирования учебного контента действующих российских программ высшего профессионального образования. Содержание программы представляется в виде схемы взаимосвязи между учебными модулями (курсами). На основе анализа взаимосвязей для каждого модуля (курса) формируется перечень опорных и терминальных модулей. Разрабатывается общая схема, представляющая структуру каждой образовательной программы в виде графа, на котором отражены основные связи между составляющими ее элементами. Анализ такого графа позволяет: наглядно в виде схемы представить индивидуальную образовательную траекторию каждого студента (или группы) — легко актуализировать содержательные взаимосвязи модулей в соответствии с развитием предметных областей. обеспечении условий для взаимного дополнения элементов одной образовательной системы в другую. То есть возникла необходимость привести условия протекания внутренних процессов и функций, выполняемые различными системами, к единому виду. Решение технологической части проблемы требует, чтобы все элементы традиционных систем накопления информации, обработки данных, разнообразных программно-аппаратных средств и форматы для ввода-вывода, передачи, хранения и обработки информационного продукта находились в полном соответствии со стандартами. Таким образом, разработка и внедрение стандартов на информационные и технологические средства, базы данных и сети является одним из важнейших факторов повышения инновационно-сти образовательных систем для накопления инновационного трудового потенциала страны. В связи с этим стандартизации взаимодействий становится архиактуальной.

В настоящее время российское высшее образование остро нуждается в разработке и внедрении унифицированных технологических решений, позволяющих учебным заведениям активно участвовать в международном процессе накопления инновационного трудового потенциала. К достижению желаемого результата ведет формализация процессов взаимодействия системных компонентов технологических образовательных систем, разработка стандартов на интерфейсы, форматы, обмен информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности учебного процесса в системе открытого образования.1 Разработка системы стандартов для унификации образовательных технологий облегчает решение проблем по созданию единого международного информационного образовательного пространства, формированию высокой ценности инновационного потенциала трудовых ресурсов.

1 На сегодняшний день основными организациями, ведущими разработки по развитию отраслевых стандартов, являются ADL, AICC, ALIC, ARIADNE, CEN/ISSS, EdNA, DCMI, CEN/ISSS, EdNA, DCMI, GEM, IEEE, IMS, ISO, PROMETEUS. Деятельность этих организаций направлена на: создание концептуальной модели стандартизации в системе открытого образования (IEEE) — разработку архитектуры технологических систем в образовании AICC, IMS, ISO/IECJTC1 SC36- разработку внутренних стандартов и спецификаций для корпоративного обучения и переподготовки персонала компаний (AICC) — решение задач в области телематики и мультимедиа в образовании для Европейского Сообщества (ARIADNE, PROMETEUS) — формирование учебного контента для учебных заведений, ориентированных на Интернет-обучение (проект SCORM) и так далее.

Основными потребителями образовательных услуг на мировом рынке являются, прежде всего, представители стран Азии, а также Западной Европы. По оценкам экспертов, к 2025 г. на Китай и Индию будет приходиться в совокупности более половины всего международного студенческого контингента (в настоящее время на них приходится соответственно 14,3% и 5,4% студентов, обучающихся за пределами своих стран), а общемировая численность иностранных студентов с 2005 по 2025 гг. увеличится, по нашим расчетам, более чем в 3 раза (при условии сохранения неизменности существующих программ и форм обучения третичного уровня образования и критериев категории «иностранные студенты» (рис. 3.1.1).

1950 1960 1970 1980 1990 2000 2005 2010 2015 2020 2025.

Рисунок 3.1.1. Оценка и прогноз общемировой численности иностранных студентов до 2025 г., млн. чел.

Источник: составлено автором на основе экспертных мнений.

Важный показатель конкурентоспособности национальных учебных заведений на мировом рынке высшего и послевузовского образования — доля национальных вузов, в которых обучаются иностранные граждане. В США она составляет свыше 95%, в Бельгии — 100%, в Великобритании, Германии, Франции, многих других европейских странах — 90−95%. В Российской Федерации иностранцы обучаются немногим более чем в половине высших учебных заведений (общее число российских вузов в 2005 г. составляло 1 068) и примерно в 5% их филиалов (общее число филиалов внутри страны — около 2,5 тыс.).1 Доля России в неакадемическом сегменте международного образования, а именно в.

1 Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы. Высшее образование в России. -2008. № 3. С.124−128. оказании платных услуг по обучению иностранцев русскому языку, невелика. Если совокупный годовой доход от курсов английского языка лишь в восьми англоязычных странах (в том числе в Ирландии, Новой Зеландии, на Мальте и в ЮАР) составляет около 10 млрд долл. (число ежегодно обучающихся на данных языковых курсах- 1,3 млн. чел.), то совокупная оплата всех иностранных граждан, приезжающих в Россию на курсы русского языка как иностранного (оценочно 20−25 тыс. чел. вне вузовской академической системы), а также обучающихся на платных курсах русского языка при представительствах Росзару-бежцентра в 39 странах (9,6 тыс. учащихся, общая годовая оплата — 2,2 млн долл.) по самым оптимистическим подсчетам не может превышать 50 млн долл. в год.1 По индексу общей конкурентоспособности, рассчитываемой швейцарской организацией «Всемирный экономический форум» на базе 200 различных показателей, Россия опустилась на 75-е место среди 117 стран, пропустив вперед себя Индонезию, Румынию, Казахстан. В лидирующей же группе по мировой конкурентоспособности национальной экономики находятся такие страны, как США, Финляндия, Швеция, Сингапур, Швейцария, Япония, Великобритания, Канада, Германия, Испания, Франция. Многие из них одновременно лидируют и на мировом рынке образовательных услуг, а их университеты отличает наивысшая в мире интенсивность сотрудничества в сфере НИОКР с частными компаниями.2.

Системообразующим фактором инновационности трудового потенциала становится его накопление на протяжении всей жизни человека. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в непрерывном образовании, представлена в таблице 3.1.1.

Там же, СЛ30−131.

2 Там же, С. 132.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Определено, что трудовой потенциал, характеризующийся инновационной восприимчивостью, заключает в себе не только возможность стабильно производить инновационную продукцию, но и способности к адаптации трудовых ресурсов на рынке труда в меняющихся условиях инновационной деятельности. Поэтому совокупный трудовой потенциал с инновационными характеристиками в современной российской экономике в работе рассматривается как стратегическая составляющая развития общества, изменяющаяся самодостаточная система, способная с течением времени осваивать разнообразные инновационные виды работ, выполнять функции инновационного или предпринимательского ресурса.

2. Определена тенденция объединения персонифицированных представителей трудового потенциала с инновационными характеристиками в целостную экономическую систему с определенной структурой, на которую оказывает существенное влияние ряд внешних условий: уровень развития инновационности макрои микросреды, наличие современных инфокоммуникаций на рынках труда и образовательных услуг, характер государственной инновационной политики, состояние институциональной, правовой среды, научно-технические, геоэкономические и прочие условия.

3. Установлено влияние процесса воспроизводства инновационной восприимчивости как фактора развития трудового потенциала на способность работать в системе «человек — инновационные факторы», «человек — конкретный коллектив инновационного предприятия», «человек — общество» .

Механизм воспроизводства инновационного трудового потенциала — это непрерывное взаимодействие совокупного спроса на новые знания, идеи, информацию, технологии и совокупного предложения инновационных продуктов и услуг, которое способен реализовать современный трудовой потенциал. Формируясь внутри национальной экономической системы, механизм воспроизводства трудового потенциала в инновационной экономике опосредован отношениями спроса и предложения на инновационный продукт и услуги. Основой механизма движения трудового потенциала служит взаимодействие субъектов рынка (производителей и потребителей инновационного продукта и услуг).

Инструментами, координирующими механизм развития инновационного трудового потенциала, являются: система профессионального образованиянаучная деятельность, инновационные системы коммуникаций и информационные системыинституциональные инструменты экономического развития.

4. Определены базовые методы мотивации формирования инновационной восприимчивости трудового потенциала: создание инновационного климатаиспользование мотивационных систем, включая формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности.

5. Доказано изменение качественных показателей функционирования экономики и трудового потенциала под влиянием развития информационных технологий. Причем противоречия информационной экономики разрешаются вместе с развитием инновационной восприимчивости трудового потенциала, являются источниками ее развития.

6. Обоснована необходимость организационной концепции развития инновационной восприимчивости отечественных трудовых ресурсов, цель которойформирование организационного, функционального, информационного и кадрового потенциала для успешного функционирования современной экономики. Основные взаимодействующие конъюнктурообразующие факторы, определяющие состояние исследуемой сферы и обусловливающие ее развитие, включают структурные преобразования в экономикесостояние образовательной и коммуникационной систем в странетенденции на рынке труда.

Реализация позитивных изменений в инновационной восприимчивости отечественных трудовых ресурсов как фактора их развития, по убеждению автора, должна рассматриваться в качестве главного приоритета социально-экономического развития России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (в редакции Федерального закона от 10.07.2000 № 92-ФЗ).
  2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.2004 г. № Зб-ФЗ
  3. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Под редакцией В. И. Шкатуллы. М., Юристъ, 2001.
  4. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект. 2000.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. / Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 1756-р- Приказ Минобразования России от 23.07.2002. № 2866.
  6. Материалы к парламентским слушаниям в Государственной Думе Российской Федерации по теме: «Проблемы законодательного регулирования экономических отношений в сфере образования». -М.: Министерство образования Российской Федерации. 2001. С. 36.
  7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (с изм. от 7 авг., 27 дек., 2000 г., 30 дек 2001.).
  8. О национальной доктрине образования Р. Ф. Постановление правительства от 4 октября 2001 г. № 751.
  9. Письмо Минобразования России ректорам подведомственных высших учебных заведений от 16.07.2001 г. № 39−56−56ин/39−20 «О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования».
  10. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
  11. Решение коллегии Минобразования России от 25.09.2001 г. № 14/1 «О программе «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования».
  12. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ».
  13. В., Степанова И. Конкурентоспособность показатель качества ВПО // Высшее образование в России. — 2007. — № 6. — с. 77−79.
  14. A.C., Бушуев В. В., Голубев B.C. Эргодинамическая модель человека и человеческий капитал // Общественные науки и современность. -2002.-№б.-С. 98−106.
  15. О. Высшее образование и структура российской экономики. /Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 27.
  16. В. Многомерный мир третьего тысячелетия // Мировая экономика и международные отношения. 2000.-№ 7. С. 30−38.
  17. А.И. Наука-Техника-Экономика. М., 1989.
  18. А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы. Высшее образование в России. 2008. № 3.
  19. М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М., Экономика, 2002.
  20. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий. // Открытое образование. 2006, № 5. С. 68−71.
  21. А. Между кристаллом и дымом. Исследования организации живой материи. Париж: Сей, 2003.
  22. Г. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики. 2003. -№ 3. С. 26−31.
  23. Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: Монография. М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве- ТЕИС, 2007.
  24. Д.А. Управление экономически обоснованным учебным процессом на основе модели усвоения знаний // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования в вузах» Самара, 2003. С. 109−111.
  25. В. Подготовка кадров условие инновационного развития национальной технологической базы // Высшее образование в России. — 2007.-№ 12. С. 19−24.
  26. Г. Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу 2006−2010 годов. //Высшее образование сегодня. 2005, № 12. С. 5−8.
  27. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение. М.: Вла-дос, 1997.
  28. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс. 1986.
  29. Л.П. «Учебная модель» для новой образовательной сре-ды.//Материалы XIV международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Сборник докладов. Том 1. Санкт-Петербург, 2008. С. 161−163.
  30. В., Жабрев Г. Болонский процесс попытка конкуренции // Высшее образование в России. — 2006. — № 4. С. 33−41.
  31. С.А., Куклин В. Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление: практика и анализ. 2003. -№ 3(26). С. 10−23.
  32. А., Булаев Н. Социально-правовые основы интеграции образования и науки. ЭКО, 2006, № 10. С. 117−125.
  33. И.С. Практика исследования рынков. М.: Бератор-Пресс, 2008.
  34. Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс. 1969. С. 23−82.
  35. М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. М., 1994
  36. Г., Подрейко А. Использование математических моделей в изучении педагогических процессов // Вестник высшей школы.- 2002. № 7. С. 18−20
  37. А., Бимроуз Дж. Инновационные образовательные технологии. (Проблемы практического использования) // Высшее образование в России. 2007.-№ 4. С. 98−100.
  38. Л. Наука и теория информации. Пер. с англ. М., 1960.
  39. В.П. Интеллектуальные ресурсы новой России: тенденции и перспективы // Россия и современный мир. 2002. № 4 (37).
  40. Э. Интеллектуальный капитал Пер. с англ. Под ред. Л. Н. Ковалик. -СПб., 2001.
  41. Е.М., Нестеров Л. И. Проблемы воспроизводства общественного богатства. Социально-экономический аспект. М., 1984.
  42. С.М., Дорошенко Ю. А. Методика оценки инновационной активности организации // Экономический анализ, теория и практика 2005, № 1.1. С. 2−8.
  43. В. Цель стимулирования разовый успех или каждодневный добросовестный труд? Человек и труд № 1, 2007.
  44. Валентей С, Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2. С. 90−102.
  45. К.К. Информационная теория стоимости. Новосибирск, 1996.
  46. М.Ю. Развитие научного знания как ресурса современной экономики. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. экон. наук. Саратов 2008.
  47. В., Тягунова Т. Новая парадигма оценки качества образования // Высшее образование в России. 2007. — № 2. — с. 19−23.
  48. Л., Мамцев А. Компетентностный подход при модульной технологии организации обучения в вузе. //Высшее образование сегодня. -2006, № 12. С.40−43.
  49. Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения. 1997. -№ 9. С. 74−86- -№ 10. С. 85−94.
  50. Л.Р. Особенности и противоречия формирования информационной экономики в России. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. экон. наук. Санкт-Петербург 2008.
  51. М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.
  52. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе. //Высшее образование в России. 2006, № 11. С. 39−46.
  53. В.И. О русской интеллигенции и образованности. М.: Современник, 1993.
  54. Н. Кибернетика и общество. Перевод. Общ.ред. и предисл. Э. Я. Кольмана. М, 1958.
  55. Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине. М., Наука, 1983.
  56. А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 20 082 016. у^^^.ехре11-.ш/рпп1188ие8/ехре11/2007/32/уу8811ееоЬгагоуаше2008
  57. В.А. О необходимости создания альтернативной экономической теории // Экон. наука совр. России. М, 2003, № 4. С. 132−135.
  58. Ю.С. Принципы . освоения историко-научного знания. //Материалы XIV международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Сборник докладов. Том 2. -Санкт-Петербург, 2008. С.129−130.
  59. Всемирная история экономической мысли: (В 6 т.) / Гл. ред. В. Н. Черковец идр.-М., 1997. Т. 2, Т. 6.
  60. П. Распутывая хитросплетения электронной экономики.//Эксперт. 2000, № 40.
  61. Высшее образование в России. 2006, № 8. С. 114. 120−129, 130−138.
  62. Высшее образование и рынок (по страницам EducationToday) // Вестник высшей школы.- 2003.- № 4. С.29−32.
  63. А.И. Финансирование образования: обзор мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 2. С. 101−116.
  64. Глобализация и конвертация образования: Технологический аспект. / Под общ.ред. проф. Ю. Б. Рубина. М. Маркет. 2004.
  65. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Под редакцией Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС корпорейшн, 2005.
  66. Я.И. «Квалифицированный труд и методы его измерения». «Экономика». М. 1972.
  67. Р. Мегауниверситеты России. //Высшее образование в России. -2006, № 5. С. 26−30.
  68. А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003 № 4. С. 113−121.
  69. В.А., Захаров В. В., Коваленко А. Н. Введение в системный анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  70. Ю.В., Олейников, А .Я., Филиппов E.H. Развитие и применение открытых систем в Российской Федерации //Информационные технологии и вычислительные системы. 1995, № 1
  71. А., Сурков С. Циклические явления в образовательной среде и экономический прогресс страны. //Менеджмент сегодня. 2006, № 5. С. 306 312.
  72. М.Ф., Стерликов П. Ф., Стерликов Ф. Ф. Ценность, полезность и стоимость образовательных услуг. М.: Экономические науки, 2003.
  73. Дж. К. Экономические теории и цели общества. М. 1982.
  74. Дж. Новое индустриальное общество: Пер с англ. М., 1969.
  75. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос. 2004.
  76. Диалектика собственности в современной экономике. Сборник научных трудов 1.-М., НКФ МГЭИ, 2005.
  77. А. Закономерности экономического развития (проблемы методологии) // Экономист. 2001. -№ 11. С. 71 -80.
  78. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.
  79. Г. Революция в обучении: Пер. с английского/ Гордон Драйден, ДжанеттВос.М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003.-672стр.
  80. H.H. Системы и системность в экономической теории // Вестник Финансовой академии. 2000. -№ 4. С. 22−26.
  81. С. и др. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития. //Высшее образование в России. 2006, № 11. С. 3−15.
  82. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  83. С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб., 1992.
  84. Евстигнеева JL, Евстигнеев Р. Проблема синтеза общеэкономической и институционально-эволюционной теорий//Вопросы экономики. 1998. -№ 8. С. 97−113.
  85. B.C. Рационализм и синергизм. М. 1997.
  86. В.А., Егизарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. -М.: Экономика, 1968.
  87. О. Дополнительность как инновационный подход к классификации и выбору методов обучения. //Инновации в образовании.2006,№ 4. С. 46−54.
  88. А., Пузиков В. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект // Высшее образование в России.2007.-№ 10. С. 108−112.
  89. В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. -2006.-№ 1. С. 3−14.
  90. Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов // Общество и экономика. 1997. № 7−8.
  91. Г. Высшее образование и бизнес: проблемы институционального взаимодействия. //Высшее образование в России. 2007, № 1. С. 137 145.
  92. Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 99−106.
  93. А.Л. Теория и методика систем интенсивного информатизиро-ванного обучения. Дидактические основы создания эффективных систем обучения. Разд. 1. Концепция систем интенсивного ин-форматизированного обучения: Учебное пособие. М.: МГИУ. 2003.
  94. Т. Формирование предпринимательского потенциала через призму бизнес-образования. //Человек и труд. 2007, №. С. 50−52.
  95. Н. Инновационная сфера: итоги столетия // Мировая экономика и международные отношения. 2001. -№ 8. С. 22−34.
  96. А., Шаповалов А. «Карьерная подготовка» менеджера. //Высшее образование в России. 2006, № 3. С. 93−96.
  97. О.В. О модернизации сферы высшего профессионального образования в России // Там же.-2005, № 1. С. 131−143.
  98. Исследование проблем и разработка путей становления и развития академических инновационных университетов в России. Отчет о НИР./ Научн. рук. Похолков Ю. П. Томск: Томский политехнический университет, 2003.
  99. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2002.
  100. К европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализированного мира // Высшее образование в России. -2007. № 9. С. 14−20.
  101. О., Андрюшкова О., Емелин Д., Козлова А. Интеграция профессионального и общего образования на основе е-Ьеагш^ // Высшее образование в России. 2007. — № 12. С. 94−98.
  102. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогноз будущего. -М.: Едиториол УРСС, 2003.
  103. О. Институт образования в современном мире: основные тенденции развития. //Социально-гуманитарные знания. 2006, № 6. С. 55−74.
  104. М., Крутий И., Кулешов К. Инвестиционная привлекательность национальной программы развития образования на основе информационно-коммуникационных технологий. //Проблемы теории и практики управления. 2006, № 3. С. 8−16.
  105. Н.Р., Шкавро C.JI. Самомаркетинг необходимое условие инновационного организационно-экономического управления вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2003. -№ 5−6 (28). С. 47−51.
  106. Дж. Совокупный капитал США и его формирование: Пер. с англ. / Общ.ред. и предисл. А. И. Анчишкина. М., 1978.
  107. Дж. Экономический рост и формирование капитала // Советско-американский симпозиум экономистов: Сб. докл. / Предисл. и общ.ред. Т. С. Хачатурова. М., 1978. С. 110−125.
  108. ПЗ.Кенэ Ф. Избранные экономические произведения: Пер. с франц. / Ред.-сост. А. И. Казарин. М., 1960.
  109. Н.И. Развитие инфокоммуникаций в России в условиях перехода к информационному обществу. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. экон. наук. Волгоград 2008.
  110. А.И. Образовательное антрепренерство. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн «. 2004.
  111. Н.Л. Формирование и развитие качественных характеристик трудовых ресурсов в российской экономике. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. экон. наук. Саратов 2008.
  112. В. О классификации компетенций. //Высшее образование сегодня. 2006, № 2. С. 20−22.
  113. В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. 2006. № 2.
  114. В.Т. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за». //Высшее образование в России. 2006, № 3. С. 24−31.
  115. К. О концепции модернизации российского образования // Вестник высшей школы. 2002. № 12. С. 16.
  116. Коммерсант. Social Report № 233 от 18.12.2007.
  117. А.Э. Рабочая сила в СССР: (Вопросы теории воспроизводства). -М., 1967.
  118. Коучинг: дорогое удовольствие или осознанная необходимость? Элитный персонал. № 36 (220). 19.09.2001.
  119. Г. А., Шайбакова Л. Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования. СПб.: ГФЭА, 1995.
  120. М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  121. В., Виноградова И. Рынок образовательных услуг: стратегия расширения. /Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 97.
  122. Кувшинов C.B. HI-Tech и новая парадигма образования XXI века. //Новые образовательные технологии в ВУЗе: пятая международная научно-методическая конференция. Сборник докладов. Часть 2. Екатеринбург, 2008. С. 217−219.
  123. C.B. Цифровая школа новый инструмент профессионализации школьников. /Бюллетень клуба авиастроителей, 2 (38)февраль 2008. С. 9499.
  124. Кувшинов СВ. HI-Tech и новая парадигма образования XXI века. //Новые образовательные технологии в ВУЗе: пятая международная научно-методическая конференция. Сборник докладов. Часть 2. Екатеринбург, 2008.
  125. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс. 1975.
  126. Лапин Н. М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. экон. наук. Тамбов 2008.
  127. Е.А. Воспроизводство трудового потенциала в экономике России. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. экон. наук. Воронеж 2008.
  128. Ф. Начальные системы политической экономии. СПб., 1891.
  129. В.Г. Предпринимательская деятельность высших учебных заведений. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн «, 2005.
  130. М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. М.: Высшая школа. КноРус. 2002.
  131. Г., Цысина Г. Тенденции развития рынка труда в странах Европейского союза. // МЭ и МО. 1999. № 11. С. 19−27.
  132. И. Диагностирование состояния высшей школы на территории // Вестник высшей школы. 2002. № 12. С. 18−24.
  133. Майбуров И. А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие
  134. России / Экономическая наука современной России. 2003. № 4. С. 62−69.
  135. К.Р., Брю C.JI. Экономикс: Причины, проблемы и политика: В 2 т./ Пер. с англ. М.: Республика, 2002.
  136. E.JI. Проблемы общественного труда в СССР. М. 1966. Сонин М. Я. Воспроизводство рабочей силы в СССР и баланс труда. — М.: Гос-планиздат. 1959.
  137. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в России: болон-ский вызов // Высшее образование в России. 2007. № 5. С. 80−83.
  138. Е. Проблемы привлечения внебюджетных средств вузами в РФ. // Финансы и кредит. 2006, № 24. С. 37−42.
  139. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. Т. 24. Т. 25. Ч. II. 26. Ч. I, III.
  140. О. Инновационное проектирование учебного процесса. //Высшее образование сегодня. 2006, № 2. С. 12−18.
  141. В. Человеческий фактор в современной капиталистической экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1986. -№ 8. С. 85−89.
  142. В.И. Образование и потребности экономики: международный аспект.// ЭКО. 1985. № 3. С. 123−132.
  143. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект-пресс, 1995.
  144. А. Принципы экономической науки. Т. 1,11.: Пер. с англ. М., Дело, 2003.
  145. Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  146. В. Информационная революция феномен «новой экономики» // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. -№ 2. С. 3−10.
  147. К. Основания политической экономии // Австрийская школа политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М.: Экономика, 2002.
  148. МилльДж.С. Основы политической экономии: Пер. с англ. / Общ.ред. А. Г. Милейковского. М., 1980. Т.1.
  149. . Системный подход к анализу программ подготовки специалистов. // Высшее образование сегодня. 2006, № 12. С. 44−45.
  150. А.И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода. СПб. ТИЭА. 1998.
  151. А. Современные тенденции становления информационного общества в мировой экономике и России // Общество и экономика. 2001. № 6. С. 32−46.
  152. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999.
  153. С. Управление конкурентоспособностью вуза: современные особенности // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 39−43.
  154. Набойченко С, Соболев А., Богатова Т. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 3−10.
  155. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. (Социально-экономические аспекты развития) / Рук.авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М., 2001.
  156. Дж., Абурден П. Мегатенденции, год 2000. Десять новых направлений 90-х годов / Современные зарубежные теории изменения социального развития. М., Дело, 2001.
  157. С.Я. Интеграция рынка труда и образовательных услуг как организационно-экономическая основа формирования конкурентоспособной рабочей силы (брошюра) М.: Изд-во МАГМУ.- 2008.
  158. С.Я. Национальный рынок труда: принципы его формирования и развития //Российское предпринимательство.- 2008. № 6, вып 2. С. 147−150.
  159. С.Я. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях //Кадровик. Кадровый менеджмент. -2008. № 7.- С. 65−75.
  160. С.Я. Рынок труда: наблюдается сокращение трудовых ресурсов // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008.- № 5.- С. 67−73.
  161. С.Я. Социально-экономические условия, влияющие на общероссийский и региональные рынки труда //Предпринимательство. 2008 .-№ 5. С. 51−56.
  162. Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 103−110.
  163. В. Опыт построения рейтинговых показателей вузов. / Высшее образование в Росси. 2006. № 2. С. 87−89.
  164. P.M. Эволюционный подход и перспективы развития информационной экономики // Эволюционная экономика и «мэйнстрим». -М., 2000. С. 112−119.
  165. А. Постиндустриальное общество общество знаний. Высшее образование в России. — 2008. № 3. С. 114.
  166. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. /Пер. с англ. М.: Фонд экон. книги. — 2002.
  167. Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) // Вопросы экономики. 2000. № 9. С. 136−157.
  168. Н. Оценка уровня конкурентоспособности специалистов. / Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 109.
  169. В. Технологическое соперничество на мировом рынке // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 7. С. 3−12.
  170. Образование как фактор социальной мобильности («круглый стол») // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 89−100.
  171. В.О. Эффективность социального инвестирования. Финансовый менеджмент 2010, № 2 стр. 105
  172. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 2000.
  173. A.A. Инвестиции в образовательный процесс как фактор динамического развития экономики. Казанская Наука, 25.12.2011.
  174. Оруджева A.A. Методология исследования трудового потенциала Экономические науки,
  175. A.A. Принцип непрерывности профессионального образования как системообразущий элемент теории накопления человеческого капитала. Всероссийская конференция МГТУ ГА, 2010.
  176. A.A. Роль высших учебных заведений в воспроизводстве человеческого капитала. Всероссийская конференция МГТУ ГА, 2010.
  177. A.A. Управление трудовыми ресурсами в условиях асимметричной информации о ЧК. Вестник Академии, 2011.
  178. A.A. Формирование инновационного трудового потенциала в ходе модернизации российской экономики. Вопросы экономики и права,
  179. A.A. Формирование инновационных характеристик трудовогопотенциала в процессе совершенствования инфокоммуникаций. Теоретическая экономика,
  180. A.A. Формирование новых качественных характеристик трудового потенциала в процессе глобализации экономики. Теоретическая экономика,
  181. A.A. Формирование человеческого капитала в системе непрерывного профессионального образования в условиях экономических реформ. Третьи найденовские чтения (Международная конференция). 19 апреля 2011.
  182. A.A. Энтропийный принцип повышения эффективности вложений в человеческий капитал. Вестник Академии, 2012.
  183. A.A., Гусева JI.JI. Детерминанты формирования и накопления человеческого капитала. Сборник РГУПС от 01.03.2010 (Всероссийская конференция).
  184. A.A., Костоглотов A.A., Андрашитов Д. С., Дерябкин И. В. Оценка индекса трендового прогнозирования на основе интерациональной регуляризации. Вестник МГТУ ГА№ 169, 2011.
  185. A.A., Таран В. Н. Моделирование изменения квалификации студентов в процессе обучения. Труды всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2009», РГУПС Ростов-на-Дону, 2009.
  186. A.A., Таран В.Н.Моделирование изменения квалификации студентов в процессе обучения. Труды всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2009» РГУПС, 2009.
  187. Отчёты Мирового банка о развитии мировой экономики, данные Госкомстата РФ, информация CeBit.
  188. A.C. Управление воспроизводством трудового потенциала. М., 1988.
  189. Р. Создание сетевых организационных структур// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. С. 76−81.
  190. А., Сухов С. Стратегическое управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2007. № 2. С. 9−15.,
  191. В. Экономические и статистические работы: I II. Пер. под ред. М.Смит. Предисл. Д.Розенберга. — М, 1940. С. 79, 164.
  192. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 2005.
  193. С. Людские ресурсы. Париж: Латэ, 2000.
  194. E.H., Евстигнеева ТА. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях. М.: НИИВШ, 1999.
  195. М. Международная конкуренция. М. Международные отношения. 1993.
  196. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Под общ.ред. Ю. Б. Рубина. М. Изд-во Маркет ДС Корпорейшн. 2005
  197. Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации: статистический информационно-аналитический сборник Минобразования PoccHH//http://stat.edu.ru/CD/intro.htm
  198. Проблемы реформирования высшей школы обсуждает Секция экономики ООН РАН Экон. наука совр. России. М., 2005, №. С. 156−158.
  199. Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей). Методические рекомендации Министерства образования и науки. М., 2009.
  200. В. Выступление на VIII съезде Российского союза ректоров // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 3−6.
  201. В. Не ждать перемен, а подтолкнуть преобразования. //Высшее образование сегодня. 2006, № 4. С. 2−6.
  202. В.В. Важные условия развития экономической теории //Вестн. Моск. ун-та. Сер 6, Экономика. М., 2003, № 3. С. 9−33.
  203. Российский экономический журнал. 2003, № 5−6, с. 34.
  204. Рубин Ю. E-Learning в России: от хаоса к глубокому укоренению // Высшее образование в России. 2006. № 3. С. 16−23.
  205. Рубин Ю. E-Learning: от экстремального обучения к упорядоченной системе // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 34−38.
  206. Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 26−43.
  207. А. Информатизация вуза ключевое направление ин-новационной образовательной программы // Высшее образование в России. — 2007. № 12. С. 8−13.
  208. Е., Родина Н., Хижнякова Е. Риски вложений корпоративных и частных инвесторов в образование: проблемы идентификации // Высшееобразование в России. 2007. № 5. С. 3−11.
  209. О.В. Маркетинг образовательных услуг // Российский рынок. Информационно-аналитический портал. Russian Market.ru 2003−2004.
  210. В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность // Высшее образование в России. -2006.-№ 7. С. 7−15.
  211. ., Максимов Н., Караваева Е. Классификация образовательных программ: состояние и перспективы обновления. //Высшее образование в России. 2006, № 1. С. 51−64.
  212. Самуэльсон, Пол Э., Нордхаус, Вильям Д. Экономика, 18-е издание.: Пер. с английского. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.
  213. . Инновация как средство экономического развития. М., Прогресс, 1990.
  214. Г., Ананич М. Современные подходы к подготовке кадров для инновационной деятельности. // Аваль. 2006, № 3. С. 124−127.
  215. . Основные течения современной экономической мысли: Пер. с англ. / Общ.ред. и вст. ст. А. М. Румянцева. М., 1968.
  216. В.В. Формирование и развитие творческого капитала в постиндустриальной экономике.Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. экон. наук. Иркутск 2008.
  217. .С. Новые начала политической экономии или о богатстве и его отношении к народонаселению. Пер. М., 1936. Т. 1.
  218. И.В. Воспроизводство индивидуального и общественного человеческого капитала в постиндустриальной экономике. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. экон. наук. 0рел-2008.
  219. И. Модели обучения. //Высшее образование в России. 2006, № 3. С. 97−99.
  220. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. T.I. JL: Гос. соц.-экон. издат. 1935.
  221. Современная экономика России: справочные и аналитические материалы/ Н. Бирюкова, Н. Вольчик, С. Жаворонков и др.: научный редактор Е. Т. Гайдар.- Москва: Проспект, 2010.
  222. Социально-экономические проблемы формирования и расширенного воспроизводства интеллектуального капитала в современной России. -М., РГСУ, 2007.
  223. Г. Реакция на неожиданность среды. //Экономика и жизнь. 2007, № 6. С. 31.
  224. Справочная информация по информатизации образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы www.fcpro.ru/component/option, comdocman/task, catview/gid, 79/dir, DESC/o rder, date/limit, 10/limitstart, 10/
  225. Дж. Экономическая теория информации // Теория фирмы // Под ред. Гальперина В. Н. СПб.: Экономическая школа, 1999.
  226. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 2002.
  227. Р., Гурбатов С, Петров А. Интеграция как путь повышения качества и востребованности образования // Высшее образование в России. -2006. № 1.С. 15−28.
  228. Р.Г., Бедный Б. И., Максимов Г. А., Миронос А. А. О совершенствовании системы подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2.
  229. С.Г. К методологии учета научного труда. JL: Изд. АН СССР, 1932.
  230. О.М. Человеческий капитал в условиях инновационной экономики. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. экон. наук. Казань 2008.
  231. О.С., Особенности развития информационного сектора экономики. СайтКапиталстраны. 02.12.2008 г.
  232. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. Ф. Бастиа. Экономические софизмы. Экономические гармонии / Пер.- сост., вступ. ст., коммент. М. К. Бункиной, A.M. Семенова. М.: АНХ при Правительстве РФ. Дело, 2000.
  233. Д., Ткачев И. Организация мониторинга качества деятельности вуза // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 36−40.
  234. А., Лалетин В., Столбова И. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационных технологиях обучения. //Высшее образование в России. 2007, № 1. С. 128−133.
  235. Т.Зимина. Изношенные кадры науки // Наука и жизнь. № 4. 2009. с. 14.
  236. Л.Г., Хорошилов A.B. «Информационные образовательные технологии и качество образования». Материалы Всероссийской конференции «Роль информационных технологий при обучении на программе MB А». -Москва. МЭСИ. 30−31 января 2003 г. С. 241−260.
  237. В., Ендовицкий Д. Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 10−18.
  238. Н.Е. История экономических учений. М. Владос, 1997 г.
  239. В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Среда интернет-обучения системы образования России: проект глобального виртуального университета. М.: Изд-во МЭСИ. 2000.
  240. В.П., Титарев Л. Г., Зайцева Ж. Н. Становление рынка образовательных продуктов и услуг в сети Интернет // Высшее образование сегодня. 2002. № 2. С. 9−14.
  241. А. Постижение истории. М., 1991.
  242. Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века / Реф. кн. АН СССР. ИНИОН. М., 1991.
  243. Управление инновациями в организации Учеб.пособие. A.A. Бовин, Л. Е Чередникова, В. А. Якимович. (Высшая школа менеджмента). -М., Омега-Л, 2006.
  244. А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М., 2003.
  245. Р. Ориентация обучения на конкурентоспособность // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 38−44.
  246. Р. Управление конкурентоспособностью вуза. /Высшее образование в России. 2006. № 9.
  247. П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука. 1978.
  248. Д. Мировая экономика. М.: Наука. 1997.
  249. Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. T.I. Вып. 1.- 1993.
  250. Дж. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ.ред. и вступ. ст. Р. М. Энтова. -М., 1993.
  251. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний инарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 32−45.
  252. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М., Наука. 1989.
  253. Р.И. Постиндустриальное развитие: уроки для России. М.: Наука, 1996.
  254. Цисарь И.Ф. MATLABSimulink. KoMnbioTepHoe моделирование экономи-ки.-М.: Соломон-Пресс, 2008 г. Финансовый менеджмент 2010, № 2.
  255. Е.Д. Совокупный человеческий капитал нации: (формирование и функционирование его на макро-, мезо-, микроуровнях): Учебное пособие. Иркутск, 1996.
  256. В.Н. О методологических принципах политической экономии как научной системы. М., Наука. 1965.
  257. А.Ю. Что происходит с современным НТП./ЭКО. 2006. № 4.
  258. В. К вопросу об интеграции науки и образования. Экономические и социальные проблемы России. Сборник научных трудов. Экономическая наука и экономическое образование в переходный период. 2006, № 14. С. 148−156.
  259. В. Конкурентоспособность специалиста. / Высшее образование в России. -2005. № 10.
  260. JT. Метаэкономика: интеграция материального и научного производства // Общество и экономика. 2000. № 1. С. 59−69.
  261. А.Е. Экономическая теория институтов. М.: Теис, 1997.
  262. Л.С., Злобина И. И. Закон мотивации деятельности и вероятностное моделирование человеческого капитала. М., 1995.
  263. К. Работы по теории информации и кибернетике: Пер. с англ. М., Прогресс, 1963.
  264. Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 2002.
  265. Н.С. Ценность и стоимость. Т. 1, 2. М.: Издательство стандартов, 1994.
  266. В. Человеческий и вещественный капитал: общность и различие // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 8. С. 55−61.
  267. В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С. 42−49.
  268. Эволюционная экономика и «мэйнстрим» / Редколл.: Л. И. Абалкин и др. -М., 2000.
  269. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. М., 2003.
  270. Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. -СПб.: Питер, 2005.
  271. Л. Благосостояние для всех. М.: Начало-Пресс, 2001.
  272. JI. Полвека размышлений: речи и статьи. М. 1993.
  273. Юнь О. Возможности вхождения России в мировое информационное сообщество // Экономист. 2001. № 12. С. 21−29.
  274. К. Смена парадигм в экономике по мере становления информационного общества // Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. Материалы ко II международной конференции (СПб. 15−17 марта 1995 г.). М., 1995.
  275. Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики // Избранные труды в 3-х книгах. Кн. 1. М.: Наука, 1997.
  276. Е.И. Освоение нового образовательного инструмента: метод вглядывания. //Материалы XIV международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Сборник докладов. Том 2. Санкт-Петербург, 2008. С. 189−191.
  277. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат. 2000.290. 2007 Performance Ranking of Scientific Papers for World Universities. Methodology. -www.heeact.edu.tw/ranking/EngTopl 00. htm
  278. Andrews K.M., Delahaye B.L. Influences on Knowledge Processes in Organisational Learning: The Psychosocial Filter Journal of Management Studies. 2007. N37(6).
  279. Arrow K. Information and Economic Behavior. Stockholm, 1997.
  280. Atlas of student mobility. N.Y., 2008. P. 12−52.
  281. Becker G.S. The Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. N.Y. 1964.
  282. Ben-Porath Y. The Production of Human Capital and the Life Cycle of Earnings // Journal of Political Economy. Aug. 1967. P. 18−35.
  283. Blaug M. Where we are now in the economics of education? Economics of education review? Vol. 4, № 1, 1985.
  284. Bork A. The computer in education in United States // Computer and education. 1994.V.8. N 4.
  285. Castells M. The Age of Information. Vol. 1: The Rise of the Network Society. -Oxford, 2006.
  286. Clark C. The conditions of economic progress. London, 1940.
  287. Commerce World, № 3, 2007, P. 47.
  288. Crawford R. In the Era of Human Capital. The Emergence of Talent Intelligence, and Kjiowledge as the Worldwide Economic Force and What it Means to Managers and Investors. L.-N.Y., 2006.
  289. Dissard W. The coming information age. N.Y., 1982.
  290. Fisher I. The Nature of Capital and Income. L, 1927.
  291. Foster J. Biology and Economics // The Elgar Companion to Institutional and Evolutionary Economics. Aldershot- Edward Elgar, 2004.
  292. Glaser H. Das Verschwinden der Arbeit. Die Chancen der neuenTatigtceitsge-sellschaft. Dusseldorf, 2008.
  293. Global Educational Digest 2006: Comparing educational statistics around the world. http:// www.UIS.UNESCO.org/publications/GED 2006.-P. 38.
  294. Higher education in the learning society: Rep. 12: Options for financing higher education: modelling and policy analysis. L., 2007.308. http://www.polit.ru/science/2007/12/18ratingprint.html
  295. International Herald Tribune. 2007. July 14.
  296. Knowledge Management in the Learning Society. Paris, 2006.311. Learning World, 2006, № 1.
  297. Layard R. Happiness: Lessons from a New Science. L.: Allen Lane. 2005.
  298. Machlup F. The Economics of Information and Human Capital. Princeton (N.Y.), 1984.
  299. McKenzie R. The Political Economy of the Educational Process. Boston, 1979.
  300. Mincer J. Investment in Human Capital and Income Distribution // Journal of Political Economy GB. 1958.
  301. Naisbitt G. Megatrends: ten new directions transforming our lives. N.Y. 2002.
  302. Nordhaug O. Human Capital in Organizations: Competence. Training and Learning. Oslo, 2003.
  303. Open Doors: Report on International Educational Exchange. N. Y., 2005. — P. 26, 70, 80- Atlas of Student Mobility. -N.Y., 2003. — P. 56.
  304. Schultz T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy, Vol. 68,1960,pp. 15−83.
  305. Schultz Т. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. N.Y., 1971.
  306. Shah Ch., Burke G. Future job openings: Australia in the Knowledge Economy. Centre for the Economics of Education and Training (CEET). Working Paper N 48. Melbourne (Australia): Monash University ACER. 2003.
  307. Stewart T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N.Y.-L., 2007.
  308. Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.
  309. The Global Competitiveness Report 2008−2009. 2008 World Economic Forum, p. 288.
  310. The ILO In Focus Programme on Socio-Economic Security a Medium-Term Work Plan. Geneva: ILO. 1999.
  311. The Virtual university? Knowledge. Markets and Management Edited by K. Robins and F. Webster. Oxford University Press, 2002.
  312. Toffler A. The Third Wave- N.Y., 2000.
  313. Truch E. Knowledge Management: Auditing and Reporting Intellectual Capital // Journal of General Management. 2007. Vol. 26. -№ 3. P. 26−40.
  314. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. http://www.gks.ru/freedoc/2006/b06ll/08−10.htm
  315. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. www.gks.ru. Социально-экономическое положение России за январь-март 2009 года.
  316. Материалы сайта http://www.gazeta.ru/fmancial, www.unido.ru
Заполнить форму текущей работой