Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Создание системы Государственных трудовых резервов и ее развитие в годы Великой Отечественной войны на Южном Урале: 1940-1945 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С первых месяцев войны началась срочная эвакуация учебных заведений трудовых резервов из районов, над которыми нависла угроза захвата врагом. Большое количество эвакуированных училищ разместилось на Южном Урале (в Челябинскую область всего прибыло 99 учебных заведений, в Чкаловскую — 28). В восточных районах страны, куда переместилась основная промышленная база, произошло заметное увеличение… Читать ещё >

Содержание

  • I. Создание и развитие системы Государственных трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны на Южном Урале
  • 1. Трудности создания училищ и школ фабрично — заводского обучения и их значение для экономики

2. Развитие сети и контингентов учебных заведений трудовых резервов в годы войны. a) Эвакуация и развитие учебных заведений. Организация новых школ ФЗО и училищ. b) Мобилизация молодёжи в учебные заведения Государственных трудовых резервов.

3. Материально — бытовые условия жизни подростков в училищах и школах

II. Учебно-воспитательная работа в ремесленных, железнодорожных училищах и в школах ФЗО в годы войны.

1. Организация учебной и методической работы в ремесленных, железнодорожных училищах и в школах ФЗО.

2. Военно-физическое воспитание учащихся. Особенности воспитательного процесса в учебных заведениях трудовых резервов.

III. Патриотический вклад учащихся, работников и выпускников Государственных трудовых резервов Южного Урала в дело победы.

1. Учащиеся — фронту.

2. Выпускники училищ и школ ФЗО на промышленных предприятиях и стройках.

Создание системы Государственных трудовых резервов и ее развитие в годы Великой Отечественной войны на Южном Урале: 1940-1945 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, которая являлась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил страны. Проходят десятилетия, а интерес к её истории все так же велик. Каждое вступающее в жизнь новое поколение заново осмысливает героические и трагические страницы минувшего, воздает должное бессмертному подвигу народа-победителя, извлекает для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Исследование же истории системы профессионального образования в годы Великой Отечественной войны является актуальной и имеет практическое и научно-познавательное значение, так как позволяет всесторонне изучить опыт организации и управления профессиональным образованием в экстремальных условиях.

Война явилась проверкой для всей страны, она послужила экзаменом и для советской системы профессионального образования. Неотъемлемой частью в Великую Победу вошли трудовые и ратные усилия учащихся и работников трудовых резервов. Из стен школ ФЗО и училищ вышли миллионы молодых рабочих, ковавших победу в тылу. Рядом с взрослыми кадровыми рабочими трудились у домен и мартенов, в рудниках и на нефтепромыслах, у станков сотни юношей и девушек — питомцы учебных заведений Государственных трудовых резервов.

Южный Урал в 1941 — 1945 гг. был важным источником обеспечения промышленности тыла молодыми рабочими.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1940 г. по 1945 г. Нижняя временная граница определяется тем, что именно в 1940 г. начинает зарождаться Государственная система трудовых резервов. 4.

Верхний рубеж обусловлен окончанием Великой Отечественной войны. Этот период стал начальным этапом становления системы профессионально — технического образования и определил тенденции её дальнейшего развития.

Территориальные рамки исследования. Выбор в качестве объекта исследования Челябинской и Оренбургской (Чкаловской называлась с 1938 по 1957 гг.) диктовался рядом обстоятельств. В годы войны в состав Южного Урала входили четыре административно-территориальные единицы: БАССР, Чкаловская, Челябинская и Курганская области. Курганская область не была включена в объект исследования, так как только в феврале 1943 г. выделилась из состава Челябинской области. Из этих административно-территориальных единиц в промышленном отношении более развитой была Челябинская область, которая производила в 1940 г. общеуральского производства чугуна — 67,4%, стали — 59,8%, проката — 62,1%,' а в 1945 г. от общесоюзного производства соответственно — 34,7%, 28,1% и 29,5%>. После Челябинской области по уровню развития промышленности в годы войны шла Чкаловская область, куда было перебазировано 90 промышленных предприятий. Большое количество эвакуированных предприятий требовало подготовки за короткий срок значительного количества квалифицированных кадров, поэтому эвакуированные воспитанники трудовых резервов и учебные заведения направлялись в наиболее развитые в промышленном отношении.

1 Митрофанова А. В. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны (1941 -1942). М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 157.

2 Подсчитано по данным: Страна Советов за 50 лет. Стат. сборник. М., 1967. С. 74- Партийная организация Челябинской области в Великой Отечественной войне. 1941 — 1945: Сб. документов и материалов. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. С. 343. 5 области. В 1941 — 1942 гг. из районов военных действий было эвакуировано на Южный Урал, по неполным данным, — 12,3 тыс. учащихся, из них 7 тыс. в Челябинскую область.1 Южный Урал одновременно являлся кузницей квалифицированных рабочих, где было подготовлено за годы войны 45% всех учащихся системы трудовых резервов Урала. Челябинская и Чкаловская области подготовили за годы войны 78%, Башкирия — 20% и Курганская область 2% всех учащихся системы ГТР Южного Урала.

Историография проблемы. Низшее профессиональное образование, как одно из важнейших звеньев образования и как один из активных факторов экономического и социального прогресса общества, привлекает к себе внимание исследователей на протяжении всей истории существования, особенно в поворотные моменты истории. Историографический анализ темы проведен с учетом общей ситуации в изучении истории Великой Отечественной войны. До недавнего времени в литературе доминировала точка зрения о трех периодах историографии войны: к первому относились военные годы, ко второму — первое послевоенное десятилетие, начало третьего связывалось с XX съездом партии. В дискуссиях 60−80-х высказывалась идея об общности литературы военных и послевоенных лет.3 Также обосновывалось все.

1 Павленко Г. К. Деятельность партийных организаций Южного Урала по подготовке квалифицированных рабочих в системе трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны. (1941 — 1945). Дис.. канд. ист. наук. Челябинск, 1979. С. 22. «См. приложение 1, таблица 4.

3 Беляков А. П. Историография трудового подвига советского рабочего класса в период Великой Отечественной войны // Некоторые проблемы истории советского общества (Историография). М., 1964. С. 203- История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941;1945. Т. 6. М., 1965. С. 403 и др. 6 более дробное деление историографических этапов: после военных летбуквально по десятилетиям.1 Эти же тенденции проявились в работах начала 90-х годов.2.

Кулиш В. М. предложил всю советскую историографию войны разделить на 4 периода: 1 — 1941 — сер. 50-х годов- 2 — сер. 50-х — сер. 60-х, 3 — сер. 60-х — сер. 80-х и четвертый период — сер. 80-х — 1990;е г. Аналогичную периодизацию предлагает и Томан Б. А.4.

В историографических трудах справедливо подчеркивалось, что историки должны учитывать весь комплекс вопросов, характеризующих ступени в изучении тех или иных проблем.5 Но на практике, в конечном счете, за основные вехи периодизации брались события в жизни КПСС: съезды, пленумы ЦК, так как именно их решения способствовали или ослаблению политического режима в стране, или его ужесточению.

1 Васильев А. Ф. Обеспечение партией экономических предпосылок для победы Советского Союза в Отечественной войне: К историографии вопроса //Вопросы истории КПСС. 1967. № 7. С. 93- Козыбаев М. К. Казахстан — арсенал фронта. Алма-Ата, 1970. С. 8 и др. ~ Томан Б. А. Великая Отечественная: Известное и неизвестное //Вопросы истории КПСС. 1990. № 9. С. 85−93- Савушкин JI. М. Идеология советского тыла: Проблемы и противоречия. 1941;1945. Воронеж- 1990. С. 16- Дементьев Б. П. Исторический опыт идеологической работы коммунистов в годы Великой Отечественной войны (на материалах партийных организаций Урала): Автореф дис.. д-ра исторических наук. JI. 1990. С. 4−6.

5 Кулиш В. М. Советская историография Великой Отечественной войны //Россия XX век. Советская историография. М.: Российск. гос. гуманит. унт, 1996. С.274−315.

4 Томан Б. А. Новое фундаментальное издание по истории Великой Отечественной войны //Новая и новейшая история. 2000. № 6. С. 4.

5 Анисков В. Т. Подвиг советского крестьянства в Великой Отечественной войне: Историографический очерк. М., 1979. С. 10- Евланова М. Н. Некоторые вопросы историографии советского тыла периода Великой отечественной войны //Вклад Урала в победу над фашистской Германией. Свердловск, 1986.С. 42 и др. 7.

Наряду с традиционными подходами в современной литературе имеются предложения рассматривать в историографии истории войны 2 периода: 1 — с 1941 г. до середины 80-х гг., 2 — со второй половины 80-х гг., когда уменьшилась зависимость от идеологического диктата научных знаний, стали формироваться альтернативные концепции.1.

Автор придерживается периодизации, данной в программе МГУ по истории Отечества и в работах ряда уральских историков, которая полагает, что в настоящее время в истории исследований войны правомерно различать 2 качественно разных периода.2.

Первый, длившийся с 1941 г. до рубежа 80−90-х гг., — советский период историографии войны. В его рамках возможно выделение тех или иных этапов, но их количество и границы для характеристики концептуальной направленности исследований принципиального значения не имеют. На всем протяжении названного периода научный поиск осуществлялся в русле единой методологической модели, в исследованиях господствовала официальная концепция.

Второй период, начавшейся с рубежа 80−90-х гг., может быть определен как переходный. В корне изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране. С ликвидацией властной.

1 Барсенков А. С. Основные этапы изучения советского общества в исторической науке // Вестник МГУ: Серия 8. История 1990. № 2. С. 17−22- Потемкина М. Н. Проблемы эвакуации и эвакуированного населения на Урале в годы Великой Отечественной войны. 1941;1945: Автореф. дис. .канд. ист. наук. Челябинск, 1994. С. 4. Исторический факультет. Историческое образование. Программа общих курсов. Отечественная история 20 века. М.: издательство МГУ. 1998. Палецких Н. П. Социальная политика Советского государства на Урале в период Великой Отечественной войны. Автореф. дис. д-ра ист. наук. Челябинск, 1996. С. 10−11- Корнилов Г. Е. Историография истории Урала в годы Великой Отечественной войны //Урал в стратегии второй мировой войны. М-лы Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2000.С.24. 8 монополии КПСС ушел прежний политико-идеологический диктат. Комплекс ведущихся исследований по истории войны с точки зрения концептуальных подходов, обобщающих оценок уже не представляет собой монолита. Но было бы преждевременно говорить о наличии в историографии истории войны методологического плюрализма. Идет сложный процесс идейно-политического самоопределения исследователей, новой, на этот раз разноплановой, политизации исторической науки.

В советском периоде историографии данной проблемы обычно выделяли 3 этапа: 1 — с 1940 г., с создания системы ГТР, и до середины 50-х годоввторой — с середины 50-х и до середины 60-х годов и третий — с середины 60-х и до конца 80-х годов.

Для первого этапа была характерна идеализация советской действительности, так как в то время культ личности Сталина, приняв безудержный характер и достигнув своего апогея, довлел над творческими силами интеллигенции и не давал возможности им раскрыться. Самые общие высказывания и замечания Сталина становились непререкаемыми постулатами в написании истории Великой Отечественной войны. Для их подтверждения ученые подбирали факты, документы и другие материалы, а нередко подгоняли их. Именно с тех пор и на долгие годы прочно вошли в практику советских историков задача «показать превосходство.» (социализма, советской экономики, советского государственного и общественного строя.).

На начальном этапе, в конце 1940 года — первой половины 1941 года, к проблеме создания системы трудовых резервов в стране обращались, прежде всего, государственные служащие сферы народного образования. 9.

Их работы носили научно — популярный, пропагандистский или публицистический характер.1.

Первые публикации, отражающие подготовку рабочих в училищах и школах ФЗО, появились в годы Великой Отечественной войны. Среди них выделяются статьи и выступления М. И. Калинина, секретарей обкомов и.

3 4 горкомов партии и работников государственных трудовых резервов. В военные годы также вышел ряд брошюр.5 Эти выступления, статьи и брошюры носили, прежде всего, агитационно-пропагандистский характер.

В годы войны появилось огромное количество материалов периодической печати, основанных на личных наблюдениях корреспондентов газет и журналов, которые были составлены непосредственно в училищах и школах ФЗО, в мастерских и на предприятиях, расположенных в тыловых районах нашей страны, в частности в Челябинской и Чкаловской областях. Эти работы были в основном публицистического характера. Они рассказывали о трудовых подвигах рабочего класса, но не анализировали их, так как главная задача в тот сложный период была в поднятии морального духа советского народа на борьбу с врагом. Ограничившись лишь констатацией фактов, работы.

1 Зорохович Я. С., Болотин И. А. О государственных трудовых резервах. Смоленск, Смолгиз, 1940., Кедров Г. Государственные трудовые резервы страны Советов. М., 1941 и др.

Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М., 1945. Он же. Статьи и речи (1941 — 1946 гг.), М., 1975. о.

Партийное строительство. 1943. № 1, 4, 7- 1944. № 15, 16.

4 Кузминов И. Подбор и подготовка новых промышленных рабочих в условиях войны // Большевик. 1942. № 11- Москатов П. Воспитание молодых рабочих // Большевик. 1942. № 7, 8- Моренов П. Новый призыв в школы и училища Государственных трудовых резервов // Блокнот агитатора. 1944. № 26 и др.

5 Кедров Г. Государственные трудовые резервы страны Советов. М., 1941. Логинов А. Молодые отряды рабочего класса СССР. М., 1944. Мовшович Г. М. Отечественная война и подготовка рабочих кадров. М., 1945 и др.

10 военной поры не являлись историческими исследованиями. Однако ценность их бесспорна. Эти издания с годами все больше превращаются в своеобразный источник, являющийся носителем не только фактов, но и духа своего времени. Именно в них заложена основа для дальнейшего изучения данной тематики.

Важное значение для исследования проблемы имеет вышедший в конце войны сборник документов по трудовым резервам.1.

После окончания войны было положено начало научному освещению вопроса подготовки квалифицированных рабочих. Во второй половине 40 — х — начале 50-х годов опубликовано было несколько книг. В них приводились данные о количестве подготовленных кадров в системе трудовых резервов в годы войны, анализ учебных программ, раскрывалась история профессионально — технического образования.

В эти же годы были защищены 2 кандидатские диссертации.3 Для всех работ, вышедших до XX съезда КПСС, характерны узкая источниковая база, схематизм, цитатничество, возвеличивание роли Сталина, идеологическая направленность. Уровень научного анализа оставался невысоким.

1 Государственные трудовые резервы. Сборник официальных документов. М., 1945. Золоторев Ю. Е. Трудовые резервы Страны Советов. М., 1947; Москатов Г1. Г. Государственные трудовые резервы — основной источник пополнения рабочего класса СССР. М., 1955; Веселов А. Н. Низшее профессиональнотехническое образование в РСФСР. М., 1955 и др.

3 Клименко В. И. Ленинский комсомол — верный помощник партии в коммунистическом воспитании трудовых резервов в период Великой Отечественной войны. Киев, 1953; Рямзина В. Н. Борьба Коммунистической партии Советского Союза за подготовку и политическое воспитание трудовых резервов в период Великой Отечественной войны (по материалам Пермской области). Д., 1954.

Возможности нового осмысления истории появились после XX съезда КПСС. Началась «оттепель» в исторической науке. Этот десятилетний отрезок времени характеризуется повышением методологического и научного уровня исследований о войне и, в частности, истории системы государственных трудовых резервов (ГТР), преодолением наслоений субъективизма, иллюстративности и схематизма в изложении. Заметно расширяется источниковая база проблемы, больше используются архивные и статистические материалы. Шире становится круг проблем, изучаемых историками. Также начинает исследоваться данная проблема на региональном уровне.

В этот период выходит фундаментальный труд — шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941;1945 гг. (1960;1965 гг.) — заметно выделявшийся не только огромным фактическим материалом, в основной массе впервые введенном в научный оборот, но и комплексным подходом к важнейшим проблемам истории. Одно из главных достижений авторского коллектива заключалось в том, что были предприняты первые попытки аналитического подхода к истории войны.

Книги, вышедшие до 1960 года, в большей степени были обращены к современности.1 В своей работе Веселов А. Н. отметил формирование кадров техников в промышленности Российского государства, обратил внимание на необходимость изучения истории профессионального образования и показал возможности исследований в данном направлении. Этот труд представляет для нас определенный интерес, так как дает методику исследования темы.

1 Блинчевский Ф. Л., Зеленко Г. И. Профессионально — техническое образование в СССР. М., 1957; Забелин Н. Н. Народнохозяйственное значение государственных трудовых резервов. М., 1959; Веселов А. Н. Профессионально — техническое образование в СССР. М., 1961 и др.

Многие важные вопросы получили освещение в работе экономистов.1 Они уделили внимание обоснованию места и роли системы профессионально — технического образования в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Тульчинский Л. И., Савина В., Ушаков Г. высказали мысль о необходимости создания научного подхода в планировании материальных средств профессионального образования, а также расширения источников его финансирования.

Значительный вклад в разработку проблемы истории рабочего класса был внесен известными историками.3.

Митрофанова А. В. впервые наиболее глубоко проанализировала количественные и качественные изменения, произошедшие в системе трудовых резервов в годы войны, привела интересный фактический материал о трудовом героизме воспитанников училищ и школ ФЗО в ходе социалистического соревнования. Имеется фактический материал об учебных заведениях и Южного Урала, в частности Челябинской и Чкаловской областей.

1 Сонин М. Я. Подготовка квалифицированных рабочих на производстве. Изд. 2-е, М., 1954; Шигалин Г. И. Народное хозяйство СССР в период Великой Отечественной войны. М., 1960.

Тульчинский Л. И. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР. М., 1968; Савина В., Ушаков Г. Планирование и финансирование расходов техникумов и вузов. М., 1969.

3 Митрофанова А. В. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны (1941 -1942). М., 1960; Она же. Изменение численности и состава рабочего класса Урала в годы Великой Отечественной войны // Из истории рабочего класса Урала. Пермь, 1961; Морехина Г. Г. Рабочий класс фронту. М., 1962; Куманев Г. А. Состав рабочих железнодорожного транспорта СССР в годы Великой Отечественной войны // Формирование и развитие советского рабочего класса (1917 — 1961). М., 1964; Тельпуховский Б. В. Обеспечение промышленности рабочими в первый период Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1958. № 1 и другие.

В период «застоя» вышла книга Котляра Э. С. 1, которая впервые наиболее полно рассмотрела развитие трудовых резервов страны именно в годы войны. Она имела как историческую, так и педагогическую направленность. В книге раскрывались вопросы состояния сети учебных заведений в военное время, постепенное совершенствование учебного процесса, идейного и военно-физического воспитания учащихся, показана роль и социальные функции трудовых резервов, подробно описана производительная деятельность училищ для фронта и тыла, даны примеры коллективного и личного трудового и ратного подвига учащихся и работников училищ и школ в годы войны. В 1985 г. выходит еще одна его работа, рассказывающая о героических страницах истории ГТР, выпускниках РУ и ЖУ и школ ФЗО, их подвигах и трудовой отваге." Достаточно емко рассматриваются учебные заведения профессионально-технического образования и роль профсоюзов в их организации и деятельности в работе Булгакова А. А.

В конце 1950 — х — начале 1970 — х гг. появляются диссертационные исследования по истории профессионального образования в союзных республиках4 и ряд диссертаций на. региональном материале.3.

1 Котляр Э. С. Государственные трудовые резервы СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1975. О Котляр Э. С. Войной, опаленная смена. М., 1985.

Булгаков А. А. Профессионально-техническое образование и профсоюзы. М., 1973.

4 Бырка Г. Подготовка кадров высшей и средней квалификации в Молдавской ССР в годы социалистического строительства (1940 — 1958 гг.): Автореферат дис. канд. ист. наук. Кишинев, 1968; Ибрагимкулова Б. И. Среднее специальное образование в Киргизии за годы советской власти: Автореферат дис.канд. ист. наук. Фрунзе, 1967 и др.

5 Копайгора Н. В. Деятельность КПСС по упрочению и развитию государственной системы трудовых резервов в период Великой Отечественной войны. Дис. канд. ист. наук М., 1965; Кортелева Э. А.

Методологической основой всех диссертаций служила марксистская философия, что неизбежно приводило к преувеличению роли политических структур, влияющих на развитие среднего профессионального образования.

В эти годы так же вышло несколько брошюр, посвященных партийному и комсомольскому руководству системой трудовых резервов.1 В 1979 году была защищена кандидатская диссертация Павленко Г. К., которая освещала деятельность партийных организаций Южного Урала по подготовке квалифицированных рабочих кадров в системе трудовых резервов в годы войны. В этой диссертации автор обобщила опыт работы партийных организаций Южного Урала по совершенствованию форм и методов партийного руководства подготовкой квалифицированных рабочих в системе трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны, изучила организационно.

Деятельность Пермской областной партийной организации по созданию и развитию государственной системы трудовых резервов накануне и в годы Великой Отечественной войны. Дис. .канд. ист. наук. Пермь, 1977.

1 Копайгора Н. В. Деятельность партии по укреплению и развитию государственных трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны. М., 1965. Грачева О. Н. Партийные организации Урала в борьбе за улучшение профессионально — технического обучения в годы Великой Отечественной войны // Учен. зап. Свердловского пединститута. 1965. № 65- Утенков В. М. О некоторых вопросах обучения и воспитания молодых рабочих в годы Великой Отечественной войны // Научные труды кафедры философии Московского государственного заочного пединститута. М., 1976. Вып. 49- Кортелева Э. А. О партийном руководстве социалистическим соревнованием в системе государственных трудовых резервов Пермской области в годы Великой Отечественной войны //Учен, зап. Пермского университета. 1974. № 340 и др. Павленко Г. К. Деятельность партийных организаций Южного Урала по подготовке квалифицированных рабочих в системе трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны. (1941 — 1945). Дис. .канд. ист. наук. Челябинск, 1979.

15 партийную работу в училищах и школах ФЗО, показала сроки перестройки партийной работы, раскрыла вопросы партийного руководства внутрисоюзной работой комсомольских организаций училищ и школ ФЗО, рассмотрела работу партийных организаций по идейно-политическому воспитанию учащихся, руководство партийных организаций социалистическим соревнованием в училищах и школах ФЗО. Из шести параграфов диссертации только один посвящен патриотическому вкладу воспитанников трудовых резервов Южного Урала в дело победы над фашистской Германией. Типичная черта этого исследования — чрезмерная идеологическая направленность.

Вклад трудовых резервов Урала в дело Победы рассматривается также частично в сборнике «Урал — фронту», вышедшего в 1985 году под редакцией А. В. Митрофановой. Глава третья, написанная доктором исторических наук П. Г. Агарышевым, посвящена обеспечению индустрии Урала кадрами. Он рассматривает привлечение нового пополнения на производство, подготовку рабочих кадров, особенно в системе ГТР, и их труд на промышленных предприятиях региона, а также заботу о материально-бытовых нуждах тружеников города.

Таким образом, за период 1970 — х — начала 1980;х годов появились работы по отдельным звеньям системы профессиональной школы, проблемам организации и содержания обучения. Была поставлена задача системного анализа истории профессионального образования как целостного развивающегося объекта.

Во второй половине 1980 — х изучение низшего и среднего профессионального образования, с одной стороны, приобретает более систематический характер, расширяется круг вопросов, связанных с экономикой, политикой в среднем звене профессиональной школыс другой — вопросы, непосредственно связанные с историей, освещаются.

16 достаточно редко.1 Авторам удалось осмыслить большой и ценный фактический материал, систематизировать представление о механизмах управления профессиональным образованием.

В эти годы выходят ряд работ доктора исторических наук, профессора J1. И. Футорянского, посвященных вкладу Оренбуржья в победу над фашистской Германией, в которых рассматривается подготовка молодых рабочих, их героический труд на промышленных предприятиях Оренбурга.

В 90-е годы были защищены две кандидатские диссертации по материалам Башкирии: одна по педагогике Бикбаевым М. М., который исследовал начальное звено системы профессионального образованияпрофессионально-техническую школу с педагогической точки зрения, и вторая по истории Маркеловой JI. Н.4, которая рассмотрела среднее звено профессионального образования.

1 Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917 — 1980) /Под. редакцией П. П. Костенкова. Новосибирск, 1986; Атакишев А. М., Сулейманов Р. Д., Керимов С. М. Развитие среднего специального образования в Азербайджане (1920 — 1985 гг.). Баку, 1990 и ДР.

Футорянский JI. И. Вклад оренбуржцев в Великую Победу (Материал в помощь пропагандистам, лекторам, политинформаторам). Оренбург, 1985; Он же. Оренбуржье — Великой Победе. Оренбург, 1994; Он же. В годы Великих испытаний. Тыл и фронт едины. Прибытие эвакуированных и перевод промышленности на военный лад //История Оренбуржья. Учебное пособие под ред. JI. И. Футорянского. Оренбург, 1996. С.260−265- Он же. Труд рабочих во имя Победы. Там же. С. 265−268 и др.

3 Бикбаев М. М. Становление и развитие профессионально-технического образования республики Башкортостан в 1940;1990 годы. Дис. .канд. пед. наук. Уфа, 1999.

4 Маркелова JI. Н. Становление и развитие среднего профессионального образования республики Башкортостан в 1925;1985. Дис.. канд. ист. наук. Оренбург, 2001.

К 55 — летию Победы над фашисткой Германией состоялись Всероссийские и региональные конференции, посвященные вкладу Урала в победу над врагом. В ряде выступлений авторы затрагивали проблему обеспечения промышленности рабочей силой.1.

Анализ имеющейся литературы показывает, что вопросы создания, становления и развития системы ГТР Южного Урала в годы Великой Отечественной войны, были изучены только в русле партийного руководства подготовкой рабочих кадров, но не были еще предметом комплексного и специального исследования в отечественной историографии. Актуальность, научная и практическая значимость этой проблемы, слабая её изученность обусловили выбор темы данного исследования.

Цели и задачи исследования. Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, автор ставит целью изучить пути становления и развития, основные направления и особенности функционирования системы Государственных трудовых резервов на Южном Урале в 1940 — 1945 годы.

В соответствии с этой целью выдвигаются следующие задачи: рассмотреть причины создания системы ГТР и трудности организации училищ и школ фабрично — заводского обученияизучить сложности развития сети учебных заведений трудовых резервов в годы войны;

1 Футорянский JI. И. Оренбургский край — одна из баз уральского арсенала в годы Великой Отечественной войны // Урал в стратегии второй мировой войны. Материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 2000. С. 174 — 180- Павленко Г. К. Роль ПТО Южного Урала в принудительном обеспечении рабочей силой промышленности 1941 — 1945 гг. II 55 — летию Победы. Тезисы докладов региональной научной конференции «Роль Урала как арсенала Победы». Челябинск, 2000.С.51−53.

18 показать, как происходила мобилизация молодежи в учебные заведения Государственных трудовых резервовисследовать особенности учебного и воспитательного процесса в учебных заведениях трудовых резервов в условиях войныопределить вклад Челябинской и Чкаловской областей в подготовке трудовых резервов страныпроанализировать условия жизни и быт подростков в училищах и школах ФЗОпоказать патриотический вклад учащихся, работников и выпускников Государственных трудовых резервов Южного Урала в дело Победы.

Источниковую базу исследования составили документы, выявленные автором в центральных и местных архивах, материалы периодической печати, сборники документов по истории войны и по истории партийных и комсомольских организаций региона и воспоминания. В сборниках имеется немало документов, ярко передающих дух времени, рассказывающих о деятельности партийных органов по руководству промышленностью, системой ГТР, о героическом труде рабочего класса, в том числе выпускников школ ФЗО, РУ и ЖУ.1 Однако эти сборники носят научно-популярный характер, а статистические сведения, которые в них содержатся за период войны, крайне бедны и отрывочны.

1 Урал ковал Победу (под ред. П. Г. Агарышева). Чел., 1993; Подвиг оренбуржцев: Документы и материалы об участии трудящихся Оренбургской области в Великой Отечественной войне (1941 — 1945 гг.). Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 1969; Юность поколений: Документы, материалы и воспоминания по истории Оренбургской областной организации ВЛКСМ (1919;1970). Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1973; Летопись свершений: Хроника Челябинской областной организации КПСС, 1883 — 1985. Кн. 1: 1883 — 1945. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1987; Партийная организация Челябинской области в Великой Отечественной войне. 1941 — 1945: Сб. документов и материалов. 2-ое изд., перераб. и доп. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1981. и др.

Основной источниковой базой послужили неопубликованные архивные материалы. Автором изучены документы 16 фондов двух центральных и трех местных архивов: Государственный архив Российской федерации (Г АРФ) — Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) — Государственный архив Оренбургской области (ГАОО), Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО) и Общий государственный архив Челябинской области (ОГАЧО, который создан на базе слияния бывшего Центра документации новейшей истории Челябинской области (ЦДНИЧО) и государственного архива). Наиболее ценными являются материалы фондов главного и областных управлений ГТР1, где содержатся годовые отчеты областных управлений трудовых резервовпереписка местных партийных и советских органов с Главным управлением трудовых резервов, ГУТР с ЦК ВКП (б) — приказы, постановления ГУТР о призыве в школы ФЗО, РУ и ЖУсправки об итогах призыва и работы Чкаловского и Челябинского УТРоб изменениях контингента учащихся, о количестве выпущенных молодых рабочихдокладные записки о питании и обеспечении одеждой и обувью учащихсягодовые бухгалтерские отчеты и отчеты за период войны и т. д. Большую ценность для раскрытия деятельности системы ГТР, вопросов о работе учеников РУ, ЖУ и школ ФЗО на производстве, о бытовых условиях жизни учащихся, организации комсомольско-молодежных бригад и политико-воспитательной работы среди учащихся системы трудовых резервов представляют документы фондов обкомов, горкомов ВКП (б) и ВЛКСМ. Значительную ценность представляют также.

1 Г АРФ. Ф. 9507, ГАОО. Ф. 2458 и ОГАЧО. Ф. 1515.

2 ЦДНИОО. Ф. 371 — Чкаловский обком партии, фонд 267 — Чкаловский горком партии, фонд 1697 — Чкаловский обком ВЛКСМ, фонд 210 -Чкаловский горком ВЛКСМОГАЧО. Ф.288 — Челябинский обком партии;

20 фонды облисполкомов и горисполкомов1, которые содержат стенографические отчеты и протоколы пленумов, совещаний по вопросам функционирования Чкаловского и Челябинского УТР. Часть материалов была почерпнута автором из фонда ЦК ВКП (б) РГАСПИ (фонд 17), где содержатся материалы бюро, пленумов обкомов, горкомов партии, докладные записки в ЦК ВКП (б), справки обкомов партии об обеспечении учащихся училищ и школ ФЗО одеждой, обувью, питанием, о состоянии материально-бытового обслуживания молодых рабочих. Также содержатся сводки НКВД о росте преступности среди учащихся училищ и школ ФЗО и информации начальников областных управлений трудовых резервов о ходе призыва молодежи в учебные заведения государственных трудовых резервов.

Недостатки и пробелы архивных материалов в процессе работы удавалось в определенной мере восполнить обширным материалом центральной и местной печати. Газеты «Правда», «Чкаловская коммуна», «Челябинский рабочий» и «Орский рабочий» в передовых и редакционных статьях, корреспонденциях, заметках, очерках и репортажах давали широкую картину героического подвига учащихся и выпускников РУ, ЖУ и школ ФЗО, размаха социалистического соревнования среди них.

Значительную роль в изучении исследуемой проблемы играют воспоминания бывших учащихся РУ, ЖУ и школ ФЗО, работавших в годы войны на предприятиях Южного Урала. С этой целью автором были использованы воспоминания подростков, имеющиеся в архиве клуба «Поиск» (школа № 25 г. Оренбурга, руководитель Удотов J1. Г.). Кроме того, использованы воспоминания Степанова А. А., работавшего на.

Ф. 92 -Челябинский горком партииФ. 485- Челябинский обком ВЛКСМ, Ф. 488 -Челябинский горком ВЖСМ. ТАОО. Ф. 1014- ОГАЧО. Ф. 274, 220.

Чкаловском заводе № 170, и Изюмченко В. П., которая в годы войны трудилась на Чкаловском заводе № 545, собранные автором исследования.

Все виды источников используются в комплексе, на основе их критического анализа. Это позволило преодолеть неполноту и односторонность тех или иных источников, полнее раскрыть тему диссертации.

Методологической основой исследования являются диалектический метод и принципы историзма, объективности, конкретности и системноструктурного подхода к изучаемой проблеме. Были использованы статистический, проблемно-хронологический и критико-аналитические методы, позволяющие рассматривать деятельность южно-уральской системы ГТР на фоне общесоюзного процесса создания и развития ГУТР.

В структуре методологических принципов исследования нельзя не выделить описательный метод, позволяющий дать представления или о факте истории, или о процессе как таковом, а также документально-иллюстративный метод, вводящий в употребление документы прошлой эпохи. Наряду с названными в работе использовались и другие конкретно-исторические методы исследования — сравнительно — исторический, историко-типологический. А также методы математической статистики.

Научная новизна. Диссертация является первым комплексным исследованием развития системы профессионально-технического образования Южного Урала в годы Великой Отечественной войны. На основании обобщения большого фактического материала в работе показано становление системы профессионально-технического образования, подведены итоги работы Чкаловской и Челябинской областных управлений государственных трудовых резервов по подготовке квалифицированных рабочих и дан сравнительный анализ роли Южного Урала в подготовке кадров для промышленности в уральском и.

22 общесоюзном масштабе. В научный оборот впервые введены новые архивные данные и статистические материалы. В ходе исследования уточнен ряд фактических и статистических данных, содержащихся в материалах.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что её результаты дополняют характеристику вклада трудовых резервов Южного Урала в разгром фашизма и могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории Урала в 1940;1945 гг. Фактический и цифровой материал, выводы и положения диссертации могут быть использованы в краеведческой работе, при чтении спецкурсов по истории Урала в годы Великой Отечественной войны, в лекционной работе, в деле патриотического воспитания молодежи, а также при создании музеев боевой и трудовой славы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

270 Заключение.

В связи с бурным развитием промышленности в СССР в 30 — е годы школы фабрично — заводского ученичества не смогли удовлетворить потребности индустрии в обеспечении квалифицированными кадрами. Поэтому, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О Государственных трудовых резервах» создавалась принципиально новая система подготовки квалифицированной рабочей силы в масштабах всей страны. Ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО, созданные накануне Великой Отечественной войны, позволили государству централизованно готовить молодых рабочих нужных профессий.

При образовании новых школ и училищ Государственных трудовых резервов было много сложностей: с кадрами, с общежитиями, с материально техническим обеспечением и т. д. Только, в Чкаловской области 85% ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО были организованы вновь.

С началом Великой Отечественной войны остро встал вопрос о кадрах. Особенно тяжело с кадрами было в первый военный год, когда не существовало брони для высококвалифицированных рабочих, многие из которых были мобилизованы на фронт. Без обучения сотен тысяч юношей и девушек производственным профессиям в системе трудовых резервов было бы намного труднее решать проблему рабочих рук, удовлетворять нужды фронта. Созданные незадолго до войны училища и школы трудовых резервов обеспечивали постоянный приток квалифицированной рабочей силы. В суровой военной обстановке сотни тысяч мальчишек и девчонок овладевали профессиями в учебных заведениях государственных трудовых резервов.

С первых месяцев войны началась срочная эвакуация учебных заведений трудовых резервов из районов, над которыми нависла угроза захвата врагом. Большое количество эвакуированных училищ разместилось на Южном Урале (в Челябинскую область всего прибыло 99 учебных заведений, в Чкаловскую — 28). В восточных районах страны, куда переместилась основная промышленная база, произошло заметное увеличение числа училищ и школ. Пик роста учебных заведений Чкаловской и Челябинской областей приходится на 1942 г., когда их число увеличилось с 58 в 1940 г. до 122, или на 210,3%, потом идет на убыль.1 Это так же объяснялась тем, что расширилась сеть училищ и школ, готовивших кадры для тех отраслей промышленности, которые играли особо важную роль в обороне страны, так как в данных областях находились важные промышленные предприятия. Соответственно в эти годы резко возросло количество учащихся. Наибольшего роста количество учащихся достигло также в 1942 г., когда их число увеличилось в Чкаловской области в 3 раза, а по Челябинской — в 2,5 раза по сравнению с довоенным 1940 годом, потом идет их сокращение. В 1942 г. количество учащихся учебных заведений ГТР Южного Урала (Чкаловской и Челябинской областей) составляло по сравнению с довоенным годом 263%, в 1943 г. — 228,1%, в 1944 г. — 154,8%, в 1945 г. — 99,1%. В 1943 г. происходит сокращение числа школ ФЗО в Челябинской области, а в 1944 г. в Чкаловской, что было связано со слабой материально-технической базой этих учебных заведений, которые не могли обеспечить должный уровень подготовки кадров, поэтому их закрывали. В отличие от школ ФЗО число училищ, в основном, оставалось стабильным на протяжении всей войны. В Чкаловской области количество школ и училищ в конце.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ):
  2. Фонд 9507 Учреждение по руководству профессионально -техническому образованию в СССР. 1940 — 1988 гг.
  3. Российский государственный архив социально политической истории (РГАСПИ):
  4. Фонд 17. Центральный комитет ЦК ВКП (б).
  5. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО): Фонд 2458 областное управление ГТР-
  6. Фонд 1014 Чкаловский областной исполнительный комитет- Фонд 1003 — Чкаловское областное статуправление.
  7. Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО):
  8. Фонд 371 Чкалдовский обком ВКП (б) — Фонд 267 — Чкаловский горком ВКП (б) — Фонд 1697 — Чкаловский обком ВЛКСМ- Фонд 210 -Чкаловский горком ВЛКСМ.
  9. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО):
  10. Фонд 1515 Челябинское областное управление трудовых резервов-
  11. Фонд 274 Челябинский облисполком-
  12. Фонд 220 Челябинский горисполком-
  13. Фонд № П 288 Челябинский обком КПСС-
  14. Фонд № П 92 Челябинский горком КПСС-
  15. Фонд № П 485 Челябинский обком ВЛКСМ-277
  16. Фонд № П 488 Челябинский горком ВЛКСМ.
  17. Архив клуба «Поиск» (школа № 25, Оренбург, руководитель У дотов).
  18. Опубликованные документы и материалы
  19. А. Произведения руководителей коммунистической партии и советского государства
  20. Н. И. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988. 499 с.
  21. Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1948. 192 с.
  22. М. И. Статьи и речи (1941 1946). М.: Политзидат, 1975. 672 с.
  23. В. И. На дорогу // Полн. собр. соч. Т. 17. С. 354 365.
  24. В. И. Военная программа пролетарской революции // Полн. собр. соч. Т. 30. С. С. 151−199.
  25. В. И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // Полн. собр. соч. Т. 34. С. 151 199.
  26. В. И. Речь на проводах первых эшелонов социалистической армии (14 января 1918 г.) //Полн. собр. соч. Т. 35. С. 216 217.
  27. В. И. Социалистическое Отечество в опасности! // Полн. собр. соч. Т. 35. С. 357 358.
  28. В. И. Тяжелый, но необходимый урок //Полн. собр. соч. Т. 35. С. 393 -397.
  29. В. И. Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком 24 августа 1919 г. // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 151 159.278
  30. В. И. Очередные задачи Советской власти. // Полн. собр. соч. Т. 36. С. 165 -208.
  31. И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Доклады, речи, выступления и приказы. 5- ое изд. М.: Госполитиздат, 1952. 208 с.
  32. А. С. Все для фронта, все для победы. Уфа: Башгосиздат, 1941. 12 с.
  33. Е. М. Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. М.: ОГИЗ. Госполитиздат, 1942. 169 с.
  34. Е. М. Советский тыл самый прочный и надежный. М.ЮГИЗ. Госполитиздат, 1943. 23 с.
  35. Б. Опубликованные документы и материалы центральных партийных, государственных органов и общественных организаций
  36. Государственные трудовые резервы. Сборник официальных документов. М., 1945.
  37. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917 1947 гг. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. Вып. 1. 320 с- Вып. 2. 303 с.
  38. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам (1917- 1957 годы): Сб. документов. Т. 2: 1929- 1945 гг. М.: Госполитиздат, 1957. 888 с.
  39. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898 1986. (9-ое изд., доп. и исправл. Т. 7: 1938 — 1945. М.: Политиздат, 1985. 574 с.
  40. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 1967. Т. 2. М.: Известия, 1968. 896 с. Сборник указов, постановлений и распоряжений 1941 — 1945 гг. Челябинск, 1945. 564 с.
  41. Сборник Указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1944. JL: Ленинград. Газетно-журнальное и книжное изд-во, 1945. 283 с.
  42. Социалистическое соревнование в СССР (1918 1965 гг.): Доку менты и материалы. М.: Профиздат, 1965. 495 с.
  43. Трудовое законодательство военного времени: Сб. 2-ое изд., доп. М.: Изд-во ВЦСПС. Профиздат, 1943. 191 с280
  44. Третий пятилетний план развития народного хозяйства Союза ССР (1938 1942 гг.)/ Государственная плановая комиссия при Совнаркоме СССР. М.: Госполитиздат, 1939. 386 с.
  45. В. Опубликованные документы и материалы местных партийных, государственных органов и общественных организаций
  46. Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы. 1918 1941. — Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 1985. 176 с.
  47. Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы. 1942 1987. Челябинск: Юж. — Урал. кн. изд-во, 1989. 192 с.
  48. Ленинская поступь пятилеток: Из истории развития промышленности и рабочего класса Челябинской области: Сб. документов и материалов. Т. 1: 1929−1950 гг. Челябинск: Юж.-Урал, кн. изд-во, 1986. 358 с.
  49. Летопись свершений: Хроника Челябинской областной организации КПСС, 1883 1985. Кн. 1: 1883 — 1945. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1987. 320 с.
  50. Партийная организация Челябинской области в Великой Отечественной войне. 1941 1945: Сб. документов и материалов. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. 367 с.
  51. Партийная организация Челябинской области в Великой Отечественной войне. 1941 1945: Сб. документов и материалов. 2-ое изд., перераб. и доп. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1981. 350 с.
  52. Подвиг оренбуржцев: Документы и материалы об участии трудящихся Оренбургской области в Великой Отечественной войне (1941 1945 гг.). Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 1969. 217 с.
  53. Россия, которую мы не знали. 1939 1993.Хрестоматия. Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 1995. 432 с.
  54. Юность поколений: Документы, материалы и воспоминания по истории Оренбургской областной организации ВЛКСМ (1919−1970). Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1973. 277 с. 1. Периодическая печать
  55. Правда орган ЦК ВКП (б). М., 1940 — 1945. Пропагандист: Журнал ЦК, МК и МГК ВКП (б). М., 1940−1945. Советская педагогика: Ежемесячный журнал Академии Педагогических Наук РСФСР. М., 1940−1945.
  56. Челябинский рабочий: орган Челябинского обкома ВКП (б) и областного Совета депутатов трудящихся. Челябинск, 1940−1945. Чкаловская коммуна: Орган Чкаловского обкома ВКП (б) и областного Совета депутатов трудящихся. Чкалов, 1940−1945.
  57. Статистические и справочно-информационные издания
  58. Великая Отечественная война 1941 1945 гг.: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. 832 с.
  59. Достижения Советской власти за 40 лет в цифрах: Стат. сб. М.: Статиздат, 1946. 166 с.
  60. Народное хозяйство СССР: Стат. сб. М.:Госстатиздат, 1956.262 с. Народное хозяйство РСФСР: Стат. сб. М.:Госстатиздат, 1957.372 с. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет: Стат. ежегодник ЦСУ при Совете Министров РСФСР. М.: Статистика, 1977. 367 с.
  61. Народное хозяйство Челябинской области и города Челябинска: Стат. сб. Челябинск: Госуд. статист. Изд-во, 1957. 167 с. Народное хозяйство Челябинской области: Стат. сб. Челябинск: Госстатиздат, 1960. 178 с.
  62. Народное хозяйство Чкаловской области: Стат. сб. Чкалов: Кн. изд-во, 1957. 139 с.
  63. Оренбургская область за 25 лет: Стат. сб. Оренбург: Кн. Изд-во, 1960. 203 с.
  64. П.Г. В забой, как в бой. Челябинск. 1972.
  65. Г. П. Партийное руководство подготовкой женских рабочих кадров на Урале в годы Великой Отечественной войны (1941 1945 г. г.) — Сборник научных трудов Магнитогорского горно -металлургического института, 1973, вып. 127.
  66. Т.Х. Помощь трудящихся Уфы фронту в годы Великой Отечественной войны / Страницы истории Башкирии. Уфа, 1974. Ахмадиев Т. X. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны. Уфа: Башкирск. Кн. изд-во, 1984. 280 с.
  67. Р. С. Советы Башкирской АССР в годы Великой
  68. Отечественной войны. Уфа: Башкирск. ун-т, 1989. 80 с.
  69. Р. С. Республика Башкортостан в годы Великой
  70. Отечественной войны. Уфа: Изд-во БГУ, 1994.318 с.
  71. Р. С., Исхакова Г. Р. Республика Башкортостан в годы
  72. Великой Отечественной войны (к историографии проблемы)
  73. Республика Башкортостан в XX в. Теория. Методология.
  74. Историография: Сб. научных трудов. Уфа, 1998. С. 154−162.
  75. Аюпов Р. С. Деятельность Башкирской партийной организации пообеспечению промышленности республики кадрами рабочих в годы
  76. Великой Отечественной войны / Роль социалистической индустриализации в развитии автономных республик Российской Федерации. Уфа, 1974.
  77. А. 3. В едином боевом лагере. Очерк о работе Оренбургской областной партийной организации в годы Великой Отечественной войны. 1941−1945 гг. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1965. 88 с.
  78. И. И., Русинов В. А. Победа ковалась в тылу: Трудовой подвиг рабочего класса в годы Великой Отечественной войны. М.: Профиздат, 1985. 264 с.
  79. К.А. Комсомол первый помощник партии в подготовке и воспитанию трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны / Ленинский комсомол — боевой помощник КПСС в годы Великой Отечественной войны. М., 1957.
  80. А.Ф. Новейшие исследования по истории промышленности и рабочего класса СССР периода Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1957. № 6.
  81. А.Ф. Деятельность партийных организаций по обеспечению промышленности рабочими кадрами в первый период Великой Отечественной войны. Научные доклады высшей школы // Исторические науки. 1960. № 4.
  82. А.Ф. Партийное руководство подготовкой рабочих кадров в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории КПСС. 1975. № 2.
  83. Великая Отечественная война 1941−1945 гг. Проблемы историографии. СПб, 1996.
  84. Великий подвиг труда: Воспоминания о славных делах трудящихся Челябинской области в годы Великой Отечественной войны. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1970. 430 с.
  85. А.Н. Низшее профессионально техническое образование в РСФСР, М&bdquo- 1955.287 с.
  86. А.Н. Профессионально техническое образование в СССР. М., 1961. 435 с.
  87. А. Н. Из истории низшего профессионально-технического образования в России // Учен. зап. Курский пед ин-т, 1949. Вып. 2. С. 135−166.
  88. А. Н. Из истории профессионального образования в дореволюционной России //Профессионально-техническое образование. 1962. № 10. С. 23−26.
  89. Война. Народ. Победа. 1941−1945: Статьи, очерки, воспоминания. М.: Политиздат, 1976. Кн. 1. 223 е.- Кн. 2. 206 с. Вопросы историографии рабочего класса СССР. М., 1970. Вопросы истории профессионально-технического образования. М., 1983. 145 с.
  90. И.Е. Очерк историографии рабочего класса СССР. М., 1975.
  91. Воспроизводство рабочей силы и повышение эффективности использования трудовых резервов. М., 1971. Все силы молодежи на помощь фронту. М., 1942. Великий подвиг труда. Челябинск, 1970.
  92. И.Ф., Чурилин М. Е. Флагман отечественной индустрии. М., 1978.
  93. Государственные трудовые резервы СССР. М., 1950. Государственные трудовые резервы. Сборник официальных, руководящих материалов. М., 1945.
  94. Грачева О. Н. Партийные организации Урала в борьбе за улучшение профессионально технического обучения в годы Великой
  95. Отечественной войны. // Учен. зап. Свердловского пединститута, 1965, № 65.
  96. .П. Роль Урала как арсенала Победы в годы Великой Отечественной войны // 55 летию Победы. Тезисы докладов региональной научной конференции. «Роль Урала как арсенала Победы». Челябинск, 2000.
  97. М.Н. Из опыта работы партии по подготовке рабочих кадров в годы Великой отечественной войны // Сб. научных трудов Челябинского политехнического института. 1968. № 58.
  98. М. Н. рабочий класс фронту: Историографический очерк. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984. 113 с.
  99. В.А. К вопросу об источниках современного рабочего класса и определение понятия «культурно технического роста» // Вопросы историографии рабочего класса. М., 1970.
  100. В.А. Особенности восстановления народного хозяйства. // Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Кн. 2. М., 1974.
  101. Н.Н. Народнохозяйственное значение государственных трудовых резервов. М., 1959.
  102. За знамя ГКО. В помощь комсомольским агитаторам во Всесоюзном социалистическом соревновании ремесленных училищ, железнодорожных училищ, школ фабрично заводского обучения. М., 1942.
  103. Т.Г. Подготовка рабочих кадров в системе трудовых резервов Западной Сибири (1941 1945) // Известия Сибирского отделения Академии наук СССР. Серия общественных наук. Новосибирск, 1971. № 1.
  104. Ю. Е. Трудовые резервы Страны Советов. М., 1947. Зорохович Я. С., Болотин И. А. О государственных трудовых резервах. Смоленск: Смолгиз, 1940.
  105. А.А. Организация политико-воспитательной работы среди молодежи и рабочих на промышленных предприятиях в первыйпериод Великой Отечественной войны. // Учен. зап. Московского библиотечного института. 1960. Вып. 7.
  106. Н. И. Завод воин: Из дневника партийного работника. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1975. 100с.
  107. JI. Резервы трудовые резервы боевые. Владивосток, 1970.
  108. JI. Я. Корни мужества. Владивосток, 1980.
  109. Из опыта работы ордена Ленина треста «Магнитострой». М., 1949.
  110. И. Ясный путь. М., 1945.
  111. Историография Великой Отечественной войны: Сб. статей. М.: Наука, 1980. 288 с.
  112. Историография советского тыла периода Великой Отечественной войны. М., 1976.
  113. История Урала. В 2 х томах. Т.2. Пермь, 1977.
  114. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 19 411 945. В 6-титомах. М., 1960- 1965.
  115. История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 5. Кн. 1. М.: Политиздат, 1970. 723 с.
  116. История второй мировой войны 1939 1945 г. г. В 12 — ти томах, т.т. 1 — 10. М., 1973 — 1979.
  117. История социалистической экономики СССР. В 7 ми томах. Т. 5: Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны 1938- 1945 г. г. М.: Наука, 1978. 565 с.
  118. Г. Государственные трудовые резервы страны Советов. М., 1941.
  119. В.П. Идеологическая работа партийных организаций среди тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Горький, 1975.
  120. И.П. Партийные организации Урала в борьбе за решение проблемы кадров на железнодорожном транспорте в годы Великой Отечественной войны // Учен. зап. Московского пединститута им. В. И. Ленина. 1970, вып. 368.
  121. А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Проблемы тыла и всенародной помощи фронту. М.: Наука, 1982. 328 с.
  122. Э.А. О партийном руководстве социалистическим соревнованием в системе государственных трудовых резервов Пермской области в годы Великой Отечественной войны // Учен, зап. Пермского университета, 1974. № 340.
  123. Н.В. Деятельность партии по укреплению и развитию государственных трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны. М., 1965.
  124. Культурное строительство СССР. Статистический сборник. Госстатиздат: М., 1956.
  125. Г. А. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны. М., 1963.
  126. Н.Н., Постовойтов В. К. Государственные трудовые резервы СССР. Материалы для лекторов к 15 летию гос. труд. Резервов. М., 1955.
  127. В. П. Забота партийных и комсомольских организаций Урала об улучшении материально-бытовых условий рабочей молодежи (1941−1945) // Урал в период Великой Отечественной войны (19 411 945 гг.): Информ. мат-лы. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1986. С. 6366.
  128. Летопись Челябинского тракторного 1929−1945 гг.). М.: Профиздат, 1972. 376 с.
  129. Н.П. Черная металлургия Урала в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945): Очерки истории строительства. М., 1960. 282 с.
  130. М. И. Организаторская работа партии в промышленности в первый период Великой Отечественной войны (1941−1942 гг.). Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. 222 с.
  131. А. Молодые отряды рабочего класса СССР. М., 1944. Луначарский А. В. Единая трудовая школа и политехническое образование. М., 1956.
  132. А.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.
  133. Н.Н. Борьба коммунистической партии за обеспечение промышленности квалифицированными рабочими кадрами в период Великой Отечественной войны (1941 1945). // Науч. зап. Ленинградского финансово — экономического института. 1957. Вып. 17.
  134. А. В. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны (1941 -1942). М.: Изд-во АН СССР, 1960. 486 с.
  135. А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1971.575 с.
  136. Г. М. Отечественная война и подготовка рабочих кадров. М., 1945.
  137. Молодые хозяева земли. Челябинск, 1977.
  138. П. Новый призыв в школы и училища государственных трудовых резервов. // «Блокнот агитатора». 1944.
  139. Г. Г. Рабочий класс фронту: Подвиг рабочего класса СССР в годы Великой Отечественной войны 1941−1945. М.:Соцэкгиз, 1962. 480 с.
  140. Р.Г. Великая битва за металл (1941 1945). М., 1974. Москатов П. Г. Воспитание молодых рабочих. // Большевик. 1943. № 7−8.
  141. М.С. Трудовые подвиги уральцев в годы Великой Отечественной войны // Социалистическое строительство на Урале. Свердловск, 1957.
  142. М.С. Деятельность партийных организаций Урала по подготовке промышленных кадров в период Великой Отечественной войны // Из истории партийных организаций Урала. Свердловск, 1966.
  143. Ю.П. Фронтовые бригады на предприятиях г. Златоуста.(1941 1945 г. г.) // 55 — летию Победы. Тезисы докладов региональной научной конференции. «Роль Урала как арсенала Победы». Челябинск, 2000.
  144. Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС. 2-е изд., перераб. и доп. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1983. 416 с.
  145. Очерки истории Челябинской областной партийной организации. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. 500 с.
  146. Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 2. Уфа: Башкирск. кн. изд-во, 1966. 643 с.
  147. В.Д. Деятельность партийных организаций Урала по разрешению проблемы кадров для промышленности в первый период Великой Отечественной войны// Деятельность КПСС по созданию материально технической базы коммунизма. Челябинск, 1976.
  148. В. Д., Павленко Г. К. Юность, опаленная войной // Южноуральцы в боях и в труде. Челябинск, 1995. С. 156−164.
  149. Г. К. Роль ПТО Южного Урала в принудительном обеспечении рабочей силой промышленности 1941 1945 г.г. — 55 -летию Победы. Тезисы докладов региональной научной конференции. «Роль Урала как арсенала Победы». Челябинск. 2000.
  150. Н.С. Испытание на зрелость. М., 1977.
  151. А.Е. Новые рабочие и Великая Отечественная война. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1943.128. Победители. Уфа, 1975.
  152. Подвиг трудового Урала.: Сб. статей. Свердловск: Сред. -Урал. кн. изд-во, 1965. 295 с.
  153. Почему наше училище стало одним из лучших // Все силы молодёжи на помощь фронту. М., 1942.
  154. Профессионально техническое образование в СССР (1917 — 1958) Библиографический указатель. Под ред. Липатовой. М., 1960.
  155. Профессионально техническое образование в СССР. Библиографический указатель (1959 — 1967) под ред. Липатовой М., 1970.
  156. Профессионально техническое образование в СССР (1917 — 1972) Хроника основных событий. Л., 1972.
  157. Профессионально-техническое образование в СССР. М., 1972. Рогачевская Л. С. Этапы развития социалистического соревнования. М., 1978.
  158. В. П. Золотые Звезды Оренбуржья. Биографический справочник. Челябинск, Южно Уральское книжное издательство, 1989.
  159. Т.Ш. Все для фронта, все для победы. Уфа, 1975. Свиридов А. О. О подготовке металлургов // Производственное обучение, 1945. № 5 6.
  160. М. Г. Козлов Л.А. Кразнознаменный Копейск. Челябинск, 1974.
  161. З.В. Трудовые подвиги рабочей молодежи Челябинской области в годы Великой отечественной войны // Сб. трудов кафедры истории КПСС Челябинского политехнического института. 1961. Вып. 4.
  162. С. Л. Тельпуховский В.Б. Рабочий класс СССР. (1938 -1965). М., 1971. 534.с.
  163. Советский тыл в Великой Отечественной войне /Под общей ред. П. Н. Поспелова. Кн.1: Общие проблемы. М.: Мысль, 1974. 300с.- Кн 2: Трудовой подвиг народа. М.: Мысль, 1974. 367 с.
  164. Советский тыл в первый период Великой Отечественной войне. М.: Наука, 1988. 422 с.
  165. Советский тыл в период коренного перелома в Великой Отечественной войне, ноябрь 1942 1943. М.: Наука, 1989. 392 с.
  166. М.Я. Подготовка квалифицированных рабочих на производстве. М-Куйбышев: Госпланиздат, 1942.
  167. М.Я., Мирошниченко Б. Подбор и обучение рабочих кадров в промышленности. М.: Госпланиздат, 1944.
  168. М.Я. Подготовка квалифицированных рабочих на производстве. Изд. 2-е, М., 1954.
  169. . Советская экономика в Великой Отечественной войне. М.: Госпланиздат, 1945. 39 с.
  170. .В. Обеспечение промышленности рабочими в первый период Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1958. № i.e. 24−44.
  171. Трудовые резервы СССР. Сборник официальных материалов. (Состав. Розоваров М.С.) М.: Госюриздат, 1950.
  172. Трудовые резервы Родине. Сборник. (Ред. составитель Н.В. Студенецкий). М.: Профтехиздат, 1961.
  173. Урал фронту/П. Г. Агарышев, М. Н. Евланова, А. Г. Наумова и др.- под ред. А. В. Митрофановой. М.: Экономика, 1985. 344 с.
  174. Урал ковал Победу (под ред. П. Г. Агарышева). Чел., 1993.
  175. Н. Индустриализация Башкирии. Уфа, 1944.
  176. В.М. О некоторых вопросах обучения и воспитания молодых рабочих в годы Великой Отечественной войны// Научныетруды кафедры философии Московского государственного заочного пединститута. М., 1976. Вып. 49.
  177. Формирование и развитие советского рабочего класса Башкирской АССР. Т. 2. Уфа, 1971.
  178. Футорянский J1. И. Вклад оренбуржцев в Великую Победу (Материал в помощь пропагандистам, лекторам, политинформаторам). Оренбург: общество «Знание», 1985. 20 с. Футорянский J1. И. Оренбуржье Великой победе. Оренбург: ОГПИ, 1994. 54 с.
  179. Л. И. Труд рабочих во имя Победы //История Оренбуржья. Учебное пособие под ред. Л. И. Футорянского. Оренбург, 1996. С. 265−268.
  180. Л. И. Оренбургский край одна из баз уральского арсенала в годы Великой Отечественной войны // Урал в стратегии второй мировой войны. Материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 2000. С 174- 180.
  181. Я. Е. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941−1945 гг. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Мысль, 1985. 494 с. Челябинская область в Великой Отечественной войне. Челябинск, 1975.
  182. А. В. Новый взгляд на проблему трудовой дисциплины в промышленности СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны //История советской России: Новые идеи, суждения. Тюмень, 1991. 4.2. С. 39−41.
  183. Г. И. Народное хозяйство СССР в период Великой Отечественной войны. М., 1960.
  184. Н.А. Состав рабочих Урала в годы Великой Отечественной войны // Формирование и развитие советского рабочего класса (1917 1961). М., 1964.
  185. В. И. Оренбургская партийная организация в годы Великой Отечественной войны //Ученые зап. ОГПИ. Вып. 25. Оренубрг, 1967. 186 с. Эстафета великого подвига. М., 1969.
  186. И.А. Коммунисты Урала во главе разрешения проблемы промышленных кадров, повышение культурно технического уровня в начальный период Великой Отечественной войны. Учен, зап. Пермского университета. 1974. № 340.
  187. И. А. Рабочий класс Урала в годы Великой Отечественной войны: Партийное руководство решением проблемы кадров. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1987. 200 с.
  188. VI. Диссертации и авторефераты
Заполнить форму текущей работой