Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Среднее художественное образование в России: традиции и инновации: середина 1980-х — 2005 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность диссертационного исследования обусловлена также существенной ролью художественного образования в контексте решения задачи гуманитаризации образования и воспитания российской молодежи, реализации программ культурного развития регионов и международных культурных связей. Значение художественного образования в процессе социально-экономической модернизации определено в «Концепции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Среднее специальное образование художественного профиля в контексте программ модернизации образовательной системы России в 1985—1991 гг.
    • 1. Л. Система среднего художественного образования в середине
  • 1980-х гг.: организация, результаты и перспективы развития
    • 1. 2. Образовательная политика правительства России в 1985—1991 гг. и эволюция среднего художественного образования
    • 1. 3. Социально-профессиональная и культурно-ментальная специфика педагогических кадров среднего художественного образования
  • Глава 2. Институциональная структура и особенности функционирования системы среднего художественного образования в Российской Федерации в 1990-е-2005 гг
    • 2. 1. Развитие среднего художественного образования в период становления рыночной экономики: проблемы выживания учебных заведений и трудоустройства выпускников художественных школ и училищ
    • 2. 2. Инновации в структуре и содержании среднего художественного образования: обновление нормативной и учебно-методической базы, типы учебных заведений, образовательные направления
    • 2. 3. Становление подготовки кадров по художественным специальностям в многопрофильных колледжах
  • Глава 3. Среднее художественное образование в контексте социально-экономического и культурного развития России в конце 1990-х — 2005 гг
    • 3. 1. Подготовка специалистов среднего звена по художественным специальностям в контексте государственной стратегии и концепций развития российского образования в XXI веке
    • 3. 2. Среднее художественное образование в современных структурах непрерывного образования и региональных образовательных системах
    • 3. 3. Роль художественных ссузов в системе образования и воспитания и формировании культурно-эстетической среды российского общества

Среднее художественное образование в России: традиции и инновации: середина 1980-х — 2005 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется возрастающим значением среднего профессионального образования в процессе социально-экономической модернизации России и формирования информационного общества, что нашло отражение в содержании «Основных направлений социально-экономической политики правительства Российской Федерации», «Национальной доктрины образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», и других документах, определяющих вектор развития отечественного образования.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена также существенной ролью художественного образования в контексте решения задачи гуманитаризации образования и воспитания российской молодежи, реализации программ культурного развития регионов и международных культурных связей. Значение художественного образования в процессе социально-экономической модернизации определено в «Концепции художественного образования в Российской Федерации» (2001 г.) и государственных программах поддержки, возрождения и развития народных художественных промыслов на федеральном и региональном уровне. Реализация современных задач среднего художественного образования требует комплексного осмысления исторического опыта его развития в период реформ второй половины 1980;х — начала 2000;х гг., анализа проблем, достижений и перспектив данного образовательного сектора к 2005 г.

Степень разработанности темы. Историография проблемы среднего художественного образования в России формировалась на протяжении нескольких десятилетий по двум основным направлениям — история профессионального образования и история отечественной культуры и искусства как сфер деятельности специалистов со средним художественным образованием.

Фактологическая и теоретическая база развития в России средней профессиональной школы в XX веке включает обширный комплекс исследований, в том числе, работы O.JI. Аникст, И. К. Воеводского, С. Я. Батышева, Д. И. Чупрунова, Н. Н. Кузьмина, Ш. М. Мунчаева и других авторов1, посвященные становлению системы профессионального образования в дореволюционной России и в СССР. Преобладание технических специальностей в начальном и среднем профессиональном образовании и его тесная связь с промышленностью, обусловила соответствующую тематическую направленность данных научных исследований, в которых основное внимание уделялось проблемам подготовки специалистов технического профиля. Общие вопросы развития среднего художественного и художественно-педагогического образования затрагивались в контексте изучения системы средних специальных учебных заведений, готовивших кадры для легкой промышленности и сферы обслуживания, а также в ходе изучения истории педагогического образования в СССР2.

Проблематика подготовки кадров среднего звена для художественной промышленности затрагивалась в публикациях по истории народного декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов3.

В 1990;е — 2000;е гг. отечественная историография среднего профессионального образования выходит на новый методологический уровень, расширяется источниковая база исследований. Внимание ученых привлекают проблемы реформирования и модернизации среднего профессионального образования на основе существующего исторического опыта и внедрения новых образовательных парадигм и принципов управления образованием, эволюции профессиональной школы в условиях рыночных отношений. В том числе, необходимо упомянуть труды A.M.

Новикова, В. И. Жукова, П. Ф. Анисимова, В. М. Жураковского, которые определили ведущие тенденции в новейшей историографии среднего профессионального образования4.

На рубеже XX—XXI вв.еков данная проблематика приобретает все большую актуальность в контексте решения задач социально-экономической модернизации страны и реализации образовательной политики Российской Федерации5. Во второй половине 1990;х — 2000;е гг. проблемы развития среднего профессионального образования, включая художественное, становятся предметом обсуждения на научных конференциях и семинарах6. Выходят в свет статьи и монографии П. Ф. Анисимова, В. М. Зуева, А. И. Михащенко, В. А. Штурбы, В. П. Попова, в которых на основе научной объективности создается целостная картина эволюции среднего профессионального образования в России в XX веке7.

Большое внимание в этот период специалисты уделяют инновационным типам учебных заведений, вопросам становления непрерывного образования, формированию региональных образовательных систем, развитию социального партнерства в образовательной сфере, включая деятельность средних специальных п учебных заведений художественного профиля. В том числе, следует выделить работы Т. В. Челышевой, Е. Г. Вакуленко, В. Ф. Максимович, Н. Б. Смирновой, и др., в которых анализировались проблемы эволюции художественного образования в условиях образовательной реформы в России9.

В конце 1990;х — начале 2000;х гг. выходят в свет исследования Е. А. Сергеева, А. А. Сойникова и др., в которых анализируется исторический опыт развития среднего гуманитарного образования, проблемы подготовки специалистов в области культуры и искусства10. В 2000;е гг. выходят в свет учебные пособия для педагогических и художественных вузов по истории художественного образования в мире и России, в которых затрагиваются и отдельные аспекты развития средней художественной школы. В частности, следует упомянуть учебное пособие С. В. Анчукова, посвященное становлению и современному состоянию художественно-педагогического образования в России и за рубежом, изданное Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена11. В 2006 г. была издано учебное пособие Н. К, Шабанова, посвященное развитию художественно-промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX—XX вв. 12. Вопросы подготовки кадров со средним художественным образованием для сферы сервиса отражены в работах В. П. Попова и др.13.

Частично проблематика среднего художественного образования затрагивалась в работах, посвященных начальной, общеобразовательной и высшей школе14. Тема истории художественного образования разрабатывается в конце 1990;х — 2000;е гг. в рамках диссертационных исследований. В том числе, развитию художественного образования в Алтайском крае во второй половине XX века, посвящена работа В.И. Бочковской15.

Некоторые аспекты истории подготовки кадров со средним художественным образованием освещались в диссертациях искусствоведческого, педагогического, экономического профиля. В том числе, в диссертации А. Г. Толмачева была дана краткая характеристика художественного образования по подготовке квалифицированных кадров специалистов народных промыслов, представлен обзор нормативных документов, определявших развитие народного искусства в современной России, показана специфика учебных заведений системы предприятий народных художественных промыслов16. Важное научное значение имеют исследования Т. В. Челышевой, Е. Г. Вакуленко, Н. П. Манжос, Т. В. Толбузиной и др.17.

В 1990;е — 2000;е гг. было подготовлено несколько изданий, посвященных истории народных художественных промыслов, в которых освещались некоторые вопросы подготовки профессиональных кадров мастеров народного декоративно-прикладного искусства. В частности, следует выделить книгу В. Я. Короткова, посвященную тульским.

-" 18 оружеиникам и их путям к художественному мастерству .

Важное значение для научного освоения темы среднего художественного образования в России в XX — начале XXI вв. имели публикации и научные форумы, посвященные развитию отечественного дизайна19. В то же время, историография различных направлений среднего художественного образования только начинается зарождаться, практические отсутствуют работы, посвященные таким видам среднего художественного образования, как художественное моделирование косютма, парикмахерское и визажное искусство и т. п.

Ценная информация по теме диссертационного исследования содержится в публикациях по истории художественных училищ России:

О П.

Саратовского, Пензенского, Екатеринбургского и др.". Материалы о становлении и деятельности художественных сссузов и реализации художественного образования в педагогических училищах и колледжах представлена во 2-м томе «Истории среднего художественного образования в России», подготовленной коллективом авторов под руководством В. М. Жураковского.21.

В этот же период выходят в свет издания, посвященные истории педагогических училищ и колледжей, в которых раскрываются некоторые аспекты развития среднего художественного образования в различных регионах России в XX веке22.

Материалы по истории и деятельности художественных училищ и колледжей, работе художественно-графических отделений учреждений среднего педагогического образования регулярно публиковались на страницах журнала «Среднее профессиональное образование» («Специалист»).

В вышеназванных монографиях, статьях, учебных пособиях, диссертациях проблематика среднего художественного образования затрагивается фрагментарно, либо в одном из частных аспектов проблемы, хронологические рамки большинства работ не поднимаются выше начала 1990;х гг.- новейший этап развития средней художественной школы России почти не исследовался в отечественной историографии.

Иностранная историография художественного образования в России представлена исследованиями по проблемам развития современных образовательных систем, затрагивающими вопросы участия Российской Федерации в международных образовательных программах, а также работами по истории русского народного искусства и дизайна23.

Таким образом, к настоящему времени создан историографический комплекс, раскрывающий различные аспекты проблемы среднего профессионального образования в России в XX — начале XXI вв. Однако тема развития среднего художественного образования в середине 1980;х -2005 гг. не ставилась и не исследовалась в качестве комплексной научной проблемы.

Объектомдисс ертационногоисследования являются законодательные акты и нормативные материалы, регулировавшие сферу среднего художественного образования в конце 1980;х — 2000;е гг., институциональные структуры среднего художественного образования, их типы, направления и формы обучения, учебные программы, учебно-методическая база, материально-техническое обеспечение, кадры преподавателей и учащихся художественных школ, училищ и колледжей.

Предметом диссертационного исследования является деятельность центральных и местных органов власти, научно-методических центров, художественных вузов СССР и Российской Федерации, по развитию среднего художественного образования, процесс эволюции структуры и содержания художественного образования в условиях формирования рыночной экономики, развитие механизмов управления и финансирования системы среднего художественного образования в конце 1980;х — 2000;е гг.

В диссертации не рассматриваются направления среднего художественного образования, обеспечивающие подготовку специалистов в сфере музыкального и театрального искусства, балета, народного фольклора и пр., которые обладают особыми присущими только им типологическими свойствами и являются предметом специального изучения24. Проблемы их развития в данной работе затрагиваются косвенно в общем контексте анализа государственной политики и организации среднего художественного образования в России во второй половине 1980;х-2005 гг.

Хронологические рамки исследования. Диссертация охватывает период с середины 1980;х гг. что позволяет оценить результаты развития среднего художественного образования в советский период и специфику его эволюции в годы перестройки общественно-политической и социально-экономической системы страны, по 2005 г., когда система среднего профессионального образования России выходит на новый уровень развития в рамках региональных образовательных систем и структур непрерывного образования.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма, научной объективности и системности. Исследование выполнено с использованием проблемно-хронологического, системно-структурного, логического и историко-логического методов.

Использование сравнительно-исторического и проблемно-хронологического методов исследования позволяет взаимосвязано проанализировать и осмыслить динамику и специфику изучаемых процессов и явлений на разных этапах эволюции системы среднего художественного образования в России.

Системный принцип предполагает изучения среднего художественного образования в России как целостного явления, анализ фактов во всей их совокупности и взаимосвязи и опирается на современные научные подходы к исследованию данной темы.

Методологическая задача исследования заключается в достижении оптимального сочетания конкретного, эмпирического изложения исторического материала и его теоретической, проблемно-содержательной реконструкции, выявлении сущности и внутренней логики развития среднего художественного образования в середине 1980;х-2005 гг.

Развитие среднего художественного образования России в середине 1980;х — 2005 гг. изучается в контексте общих социально-экономических и культурных процессов, в динамике эволюции отечественной образовательной системы и сфер использования кадров со средним художественным образованием.

Цель и задачи исследования

Целью данной диссертации является изучение и анализ эволюции среднего художественного образования в России середины 1980;х — 2005 гг. во всех его основных аспектах: правовом, структурном, организационном, финансовом, кадровом, учебно-методическом, социальном, культурном.

Для достижения указанной цели соискателем поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние системы среднего художественного образования в России к середине 1980;х гг. охарактеризовать его структуру, содержание, основные типы учебных заведений, количественные и качественные показатели.

2. Исследовать влияние образовательных концепций и законодательных и нормативных актов, определявших развитие средней специальной школы России во второй половине 1980;х — 1991 г. на развитие среднего художественного образования.

3. Проанализировать организационную и финансовую специфику функционирования среднего художественного образования Российской Федерации в условиях политических и социально-экономических реформ 1990;х.

4. Изучить эволюцию структуры и содержания среднего художественного образования в контексте развития рынка образовательных услуг, рассмотреть важнейшие образовательные направления и формы обучения в средней профессиональной школе по художественным специальностям, эволюцию учебно-методического процесса в 1990;е — 2000;е годы,.

5. Проанализировать динамику количественных и качественных характеристик педагогического корпуса системы среднего художественного образования России во второй половине 1980;х — 2005 гг.

6. Проанализировать проблемы качества подготовки и специфику трудоустройства выпускников средних специальных учебных заведений художественного профиля в рассматриваемый период.

7. Раскрыть роль и место среднего художественного образования в процессе эволюции социальной структуры российского общества, реализации культурно-просветительных и молодежных программ.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, что позволяет показать эволюцию среднего художественного образования в СССР и на постсоветском пространстве и исследовать данную проблему в контексте развития культурных связей России и стран СНГ и Балтии в 1990;е — 2005 гг.

Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования.

В диссертации использованы справочные и статистические издания, отражающие динамику количественных и качественных характеристик системы среднего художественного образования в 1980;х — 2005 гг.: обзорная информация Министерства местной промышленности о народных художественных промыслов, статистические справочники, энциклопедии, библиографическая литература25.

Важнейшую группу опубликованных источников по теме диссертации составляют законодательные и нормативные материалы, в которых отражена государственная образовательная и культурная политика России в рассматриваемый период, в том числе, «Закон об образовании» 1992 г., концепции среднего профессионального и художественного образования, культурной и молодежной политики, и др.26 Существенное значение для диссертационного исследования имеют приказы Министерства образования РФ об утверждении государственных образовательных стандартов среднего художественного образования, опубликованные протоколы и отчеты, обзорные материалы Министерства образования и Министерства культуры РФ, доклады министров, в которых отражена проблематика развития отечественной художественной школы в.

11 рассматриваемый период .

В диссертации используются сборники документов и материалов,.

28 посвященные проблемам развития профессионального образования, опубликованные материалы советов директоров средних специальных учебных заведений, научных центров, занимавшихся проблемами среднего художественного образования29.

В диссертационном исследовании использованы материалы периодической печати, в том числе бюллетени Государственного комитета СССР по народному образованию, Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, журналы: «Среднее профессиональное образование» («Специалист»), «Искусство и образование», «Декоративное искусство», «Художник», электронный журнал «Педагогика искусства» и др.

Источники мемуарного характера представлены, главным образом, в сборниках документах и материалов, посвященных истории учебных заведений художественного профиля. В том числе, следует выделить сборник публицистических и мемуарных материалов «Истоки» о народном промысле «Гжель"30. В диссертации использованы также воспоминания и публицистические произведения ведущих модельеров и дизайнеров России31.

Основу диссертации составляют документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), в том числе фонды Министерства высшего и среднего профессионального образования СССР (Ф.Р-9606), Совета министров РСФСР (Ф. А-259), Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР (Ф.А-605), Министерства местной промышленности РСФСР, Министерства бытового обслуживания РСФСР, Министерства культуры РСФСР (Ф.А-501) и др. В протоколах коллегий Минвуза и Министерства культуры РСФСР, отчетах управлений учебными заведениями отраслевых ведомств, статических обзорах, служебной переписке, материалах совещаний директоров учебных заведений содержится информация о деятельности художественных училищ, их финансовом положении, профессиональном уровне и менталитете педагогических кадров, трудоустройстве выпускников и т. п.

В диссертации использованы текущие архивы Министерства науки и образования и Министерства культуры и массовых коммуникаций, в которых отражена политика Российской Федерации 1990;х — начала 2000;х гг. в области художественного образования. В работе используются также официальные сайты органов управления образованием и культурой, где опубликованы новейшие законодательные и методические документы по проблематике среднего художественного образования, информационные и образовательные порталы, содержащие сведения о истории и деятельности средних специальных учебных заведений художественного профиля, материалы электронных конференций по проблемам художественного образования и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной историографии осуществлено комплексное изучение проблемы развития среднего художественного образования в России в середине 1980;х — 2005 гг. во всех основных аспектах: законодательном, финансовом, организационном, кадровом, научно-методическом, социально-экономическом и культурном.

В диссертационном исследовании представлена авторская концепция эволюции среднего художественного образования в России в период середины 1980;х — 2005 гг.- исследован процесс и результаты изменения его организации, структуры и содержания.

Впервые проанализировано развитие традиционных и новых типов средних специальных учебных заведений художественного профиля в рассматриваемый период, изучена специфика их функционирования на рынке образовательных услугпоказано развитие востребованных художественных специальностей в многопрофильных колледжах и училищах культуры и искусств (моделирование одежды, дизайн, флористика и пр.) — определено место среднего художественного образования в системе подготовки квалифицированных кадров для художественной промышленности, сферы педагогики, культуры, сервиса.

В диссертации раскрывается роль среднего художественного образования по отношению к другим уровням художественного образования и в российской системе образования в целом, его значение для сохранения традиций отечественной художественной школы и моделирования новых организационных и педагогических систем художественного образования.

В исследовании показано значение художественных училищ и колледжей и центров непрерывного художественного образования для формирования культурной среды в городах и регионах России, художественного просвещения и эстетического воспитания молодежи в условиях поликультурного общества.

Автор доказывает, что среднее художественное образование представляет собой не только систему подготовки профессиональных кадров для различных областей жизни и деятельности российского общества, но и социально-культурный феномен, характеризующийся устойчивыми связями между сферами искусства, культуры, экономики и быта.

В диссертации вводится в научный оборот значительное количество архивных источников по изучаемой проблеме.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов при подготовке учебных пособий и научных статей по проблемам отечественной истории, лекционных курсов и монографических исследований.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в процессе разработки концепций и модернизации системы среднего профессионального образования, а также культурно-просветительных проектах.

Апробация исследования. Вынесенные на защиту положения диссертации прошли научную апробацию в————университете———-на заседаниях кафедры.. В 2007;2008 гг. автором опубликовано 8 работ по теме диссертации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, основные направления и специфика эволюции отечественной системы среднего художественного образования в рассматриваемый период определялись, во-первых, общими тенденциями образовательной и культурной политики СССР и Российской Федерации, во вторых, спецификой подготовки кадров творческих профессий.

Художественное образование в большей степени, чем другие сферы среднего и высшего профессионального образования, изначально ' содержит элементы непрерывности, предусматривает зарождение профессиональных интересов и проявление способностей к профессии в школьном и даже дошкольном возрасте, демонстрирует незначительность различий социального статуса между специалистами со средним специальным и высшим художественным образованием, авторитет которых базируется, прежде всего, на конкретных творческих достижениях.

Творческая профессия, оказывая значительное влияние на образ жизни и менталитет преподавателей, студентов и выпускников учреждений среднего художественного образования, объединяла их в своеобразную социально-культурную группу, тесно связанную с миром искусства и культуры и, в то же время, с промышленностью, архитектурой, сферой обслуживания. Средняя художественная школа, выделяясь по содержанию образования и ментальным характеристикам участников, из общей системы среднего профессионального образования России, в то же время, представляла собой многообразную и внутренне неоднородную картину. Ее элементы тяготели к различным социальным и экономическим структурам общества, в которых была востребована деятельность кадров со средним художественным образованием: общему и дополнительному художественному образованию, музейному делу, предприятиям художественной и легкой промышленности, строительству и архитектуре, рекламному бизнесу, СМИ и т. п.

Это многообразие приобрело новый смысл в условиях создания и реализации на рубеже XX—XXI вв.еков современных концепций и стратегии развития российского образования. Постановка перед средним профессиональным образованием задачи подготовки компетентного специалиста с творческим мышлением, способного не только к механическому исполнительству, но и к самостоятельной постановке и решения задач, в полной мере соответствовало методологии среднего художественного образования, его участия в удовлетворении многообразных эстетических потребностей российского общества.

Отказ от технократической концепции в образовании, в том числе, среднем профессиональном, повысил социально-общественный статус средней художественной школы, увеличил шансы на рост интереса к данному образовательному направлению в молодежной среде, обусловил расщширение государственной и частной поддержки в рамках социального партнерства, укрепление позиций учреждений среднего художественного образования на рынке образовательных услуг.

Важнейшими результатами эволюции системы среднего художественного образования в рассматриваемый период стало преодоление организационного и финансового кризиса в рамках всей образовательной системы, сохранение существующей сети художественных училищ и формирование инновационных образовательных центров и систем.

Одним из главных элементов модернизации среднего художественного образования в 1990;е — 2000;е гг. стало создание структур непрерывного художественного образования и творчества в регионах России при участии учреждений высшей школы.

Следует подчеркнуть, что взаимодействие высших и средних учебных заведений художественного профиля имело творческий характер, проявлявшийся в устройстве выставок, театров моды и других формах, где художники-педагоги высшего звена показывали пример художественного поиска, мастерства, преданности искусству. Публичность подобных акций, интерес к ним со стороны общественности, местной прессы и т. п., значительно повышали социальный статус художественного образования, способствовали формированию организационных и деловых связей учебных заведений и студентов, приобретению талантливыми молодыми художниками, скульпторами, дизайнерами известности в России и за рубежом, их профессиональной, творческой реализации.

Художественные училища и колледжи в 1990;е — 2005 гг. стали участниками ряда международных образовательных проектов с участием колледже и вузов, предприятий художественной промышленности, музеев, вузов Германии, Дании и других стран.

В начале XXI века среднее профессиональное образование художественного профиля в современной России решает задачи развития личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и народной культуры и подготовки специалистов творческих профессий, востребованных в художественной промышленности, сфере сервиса, педагогике. Учреждения среднего художественного образования, независимо от их профиля, подготовили ряд художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, которые получили известность своей индивидуальной творческой деятельностью, успешно проводили персональные выставки в России и за рубежом.

При этом проблема трудоустройства выпускников средней профессиональной школы была решена далеко не полностью. Данная ситуация в рассматриваемый период была связана с сохранением крайне тяжелого материального положения и низкого социального статуса учителей и преподавателей системы начального профессионального образования, что вело к отказу молодых специалистов с дипломами учитель рисования и черчения" или «художник-мастер» идти на педагогическую работу. Сократилось в течение 1990;х гг. число детских художественных школ и других художественно-образовательных учреждений, где могли трудоустраиваться выпускники художественных ссузов. С другой стороны развитие рыночной экономики стимулировало возникновение структур частного предпринимательства, корпоративных, муниципальных и других учреждений, где специалисты со средним художественным образованием получали интересную работу и достойные заработки. Несмотря на значительное развитие среднего дизайнерского образования и подготовки модельеров и стилистов, на российском рынке сохраняется высокий спрос на специалистов художественно-технологического профиля.

В конце 1990;х — 2000;е гг. возросла востребованность мастеров декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, благодаря политике регионов по поддержке традиционной культуры в Сибири, на Алтае, на Крайнем Севере. Существенно возросли возможности трудоустройства и творческой реализации иконописцев, реставраторов и мастеров декоративно-прикладного искусства, участвовавших в процессе возрождения в России православной церкви и церковного искусства. В то же время, продолжало сохраняться тяжелое положение ряда уникальных народных промыслов, что препятствовало участию молодых выпускников художественных ссузов в их возрождении и развитии.

Следует подчеркнуть, что специфика профессиональной творческой реализации студентов и выпускников художественных ссузов определялось не только качеством полученного образования, но и, личными художественными способностями. Талантливый реставратор или гравер получал значительно большие возможности для заработка, чем плохой дизайнер. В данном контексте большое значение приобретало включение в программы художественных ссузов преподавание основ маркетинга, права и других дисциплин, которые помогали молодым художникам реализовать свои произведения на российском и зарубежном рынке. Важную роль играла и политика самих учебных заведений, часть которых в рассматриваемый период сделала частью своей деятельностью заботу о трудоустройстве выпускников.

В целом, анализ источников позволил сделать вывод о существенном значении среднего художественного образования в общественно-культурной жизни страны во второй половине 1980;х — 2005 гг. В 1990;е гг. возрастает социально-экономическая роль среднего художественного образования в связи с ростом востребованности ряда художественных специальностей на рынке труда, обусловленным тенденцией к эстетизации и индивидуализации быта, модернизации городской среды и пр.

Государственная политика России в отношении среднего художественного образования к 2005 г. находилась в стадии становления. Существующие программные документы были адресованы, прежде всего, системам начального и высшего художественного образования, при том, что сектор средней профессиональной школы приобретал приоритетное значение в образовательной политике страны. Большое значение приобрела разработка взвешенного подхода к модификации системы художественного образования в соответствии с Болонским процессом.

Важнейшими задачами среднего профессионального образования России в XXI веке стало создание траектории развития, позволяющей сочетать традиции системы с преимуществами инноваций в условиях глобализирующегося мира, участие в сохранении и развитии единства и многообразия информационного и культурного пространства Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники опубликованные
  2. Документы органов власти и управления13.23. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 1718 февраля 1988 г. М., 1988.13.24. О Программе развития непрерывного педагогического образования на 2001−2010 годы: Приказ Министерства образования
  3. Источники неопубликованные
  4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
  5. Ф.Р-9606 Министерство высшего и среднего профессионального образования СССР.21.60.On 1. Д. 802. Jl.212−213- Д. 4272. Л. 16. 2.1.61.On.3. Д. 852. Л.94−98.
  6. Ф.Р-9661. Государственный комитет СССР по народному образованию.21.62. Оп.1. Д. 72. Л.
  7. Ф. А-259. Совет министров РСФСР.21.63. Оп.1. Д. 5385. Л.132.
  8. Ф.А-605. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР.21.64. Оп.1. Д. 8748. Л.114- Д. 8789. Л.124.
  9. Ф. А.642 НИИ художественной промышленности21.65. Оп.1. Д. 529. Л.44- Д. 993. Л.17, 22- Д. 1007. Л.21−25. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР.21.66. Оп.76. Д. 2725. Л.17.
Заполнить форму текущей работой