Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальные факторы формирования здоровья школьника: На примере г. Улан-Удэ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящей работе разработан подход к изучению здоровья ребенка в рамках социологической науки на семейном уровне через понятие качество жизни. Интегрирующая функция категории качество жизни семьи способна аккумулировать объективные и субъективные характеристики условий жизнедеятельности семьи. На основе теоретических исследований, выполненных в первой главе диссертационной работы разработана… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Исследование феномена «здоровье» в общественных науках
    • 1. 2. Развитие основных подходов к изучению социальных факторов здоровья человека
    • 1. 3. Здоровье ребенка как объект исследования социологической науки
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
    • 2. 1. Общая концептуальная схема воздействия социальных факторов на формирование здоровье ребенка
    • 2. 2. Формирование системы показателей качества жизни семьи для оценки воздействия на состояниё здоровья ребенка
    • 2. 3. Основные гипотезы исследования
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
    • 3. 1. Демографическая ситуация в Республике Бурятия
    • 3. 2. Состояние здоровья детей школьного возраста
  • ГЛАВА 4. РОЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА-ШКОЛЬНИКА
    • 4. 1. Характеристика состояния здоровья и качества жизни семьи школьника города Улан-Удэ
    • 4. 2. Социально-демографические портреты семьи здорового и больного ребенка
    • 4. 3. Оценка показателей условий жизнедеятельности семей тубинфицированных детей

Социальные факторы формирования здоровья школьника: На примере г. Улан-Удэ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За последние несколько лет в России сложилась кризисная обстановка со здоровьем населения. Уходящее десятилетие отмечено ростом заболеваемости, смертности, падением рождаемости и бурным ростом социально обусловленных болезней. Особенную тревогу вызывает тот факт, что заболеваемость затрагивает наиболее уязвимые слои населения: детей и подростков.

А ведь здоровье населения, а тем более подрастающего поколения, считается непревзойденной ценностью общества и основным критерием его благополучия. Являясь следствием многих социально-экономических, экологических, политических, демографических, культурных, нравственных факторов, здоровье детей является и условием устойчивого развития общества, так как для решения многих проблем, стоящих перед обществом необходим определенный уровень физического и нравственного здоровья населения.

Познание закономерностей формирования здоровья является важной научной и методологической задачей, решение которой дает возможность управления процессами здоровья. Изучение основных факторов здоровья и механизма их влияния на здоровье человека особенно актуально в современный период острого экономического и социального кризиса общества.

Республика Бурятия на сегодняшний день по социально-экономическому положению относится к депрессивным, или критическим регионам России. Формирование здоровья детей в республике, в частности, в г. Улан-Удэ, происходит под воздействием экстремальных факторов социально-экономической среды.

Таким образом, решение непростых проблем здоровья детей и подростков важно само по себе, и как одно из условий стабилизации всего российского общества.

Степень разработанности проблемы. Проблема влияния социальных факторов на здоровье человека изучалась в рамках таких наук как философия, социальная гигиена, демография, социология здоровья и медицины, социология семьи, психология.

Глубокому анализу подвергались проблемы дефиниции понятия здоровья в общественных науках в работах Ф. Н. Блюхера, П. Д. Тищенко, Е. Н. Кудрявцевой, [22, 129, 63, 64]. Социальная обусловленность здоровья изучалась в работах А. М. Анохина, Ю. М. Комарова, Ю. П. Лисицына, Д. У. Нистрян, Н. И. Сачук [5, 59, 60, 65, 68, 91, 110], в работах А. И. Антонова, Н. В. Зверевой, М. В. Медкова, Н. В. Маляровой, М. С. Мацковского, посвященных образу жизни семьи [7, 74, 82]. Отдельным направлением стало изучение самосохранительного поведения человека, разрабатываемого в исследованиях А. И. Антонова, И. В. Журавлевой, И. Т. Левыкина, Л. С. Шиловой и Н. В. Лакомовой [7, 8, 9, 11, 46, 47, 48]. Разносторонний анализ проблем здоровья проводится в исследованиях экологии человека под руководством академика В. П. Казначеева [54, 55, 62, 102, 150]. Общей предпосылкой исследования здоровья является то, что здоровье является результатом жизнедеятельности человека, отражением его социальной деятельности, и феномен здоровья является общественно-научной категорией. Социально-экономическое развитие региона, уровень развития социальной инфраструктуры, в частности, институтов здравоохранения региона, являющиеся одними из основных условий формирования здоровья и качества жизни населения, изучены в работах Ю. Б. Рандалова, Ц. Б. Будаевой, С. Б. Найдановой, П. Ж. Хандуева, И. И. Думовой [25, 41, 88, 89, 90, 105, 134].

На сегодняшний день в России сложилась парадоксальная ситуация с изучением формирования здоровья: ухудшение здоровья практически никак не стимулировало развитие медико-демографических исследований в этом направлении, в том числе в наиболее отсталой области, какой представляется методология оценки состояния здоровья населения. Хотя не существует общепринятого определения феномена здоровье, разработаны подходы к этому определению, а также к определению феномена «здоровье семьи».

В исследованиях, как правило, изучается взрослый человек. Практически не изучена социальная обусловленность здоровья ребенка в рамках социологии, в то время как существует множество фактов, показывающих наличие неблагоприятных факторов условий жизнедеятельности детей в школе и в семье [12, 111, 112, 120, 121, 149].

Таким образом, для изучения формирования здоровья ребенка, как сложного многостороннего объекта, необходимо учитывать, что это не застывшее состояние, детерминированное совокупностью факторов, а состояние, подверженное изменениям при малейших воздействиях внешних условий, среди которых определяющими являются семья и качество ее жизни.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является выявление социальных факторов, воздействующих на формирование здоровья ребенка-школьника и определение степени их влияния.

Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных методологических и эмпирических задач исследования:

— разработать методику и инструментарий изучения социальных факторов формирования здоровья ребенка как члена семьи;

— описать демографическую ситуацию в Республике Бурятия и составить общую картину здоровья детей и подростков региона по медико-демографическим показателям;

— произвести оценку здоровья детей школьного возраста, выявить структуру видов патологии и установить наиболее социально обусловленные виды патологии;

— построить иерархию социальных факторов здоровья по степени их влияния на показатели здоровья ребенка-школьника и установить социально-демографические характеристики семей, имеющих наилучшие и наихудшие показатели здоровья детей- - составить социально-демографический портрет семьи ребенка инфицированного туберкулезом.

Объектом исследования является совокупность социальных факторов здоровья ребенка. Социальные факторы в широком смысле это комплексное влияние всего социального, то есть общественного на здоровье человека. Процесс воздействие общества на здоровье человека начинается с момента зарождения человека и продолжается в течение всей его жизни, трансформируясь под воздействием воли и сознания человека.

Предмет исследования составляют характеристики качества жизни семьи и их воздействие на состояние здоровья ребенка. Именно в семье в концентрированном виде проявляется взаимосвязь практически всех факторов здоровья ребенка. Условия жизнедеятельности семьи являются базовыми для формирования здоровья ребенка.

Информационную базу исследования составили статистические данные Госкомстата Российской Федерации, Госкомстата Республики Бурятия, официальная статистическая информация отделов и управлений мэрии г. Улан-Удэ, Министерства здравоохранения Республики Бурятия, результаты социологического исследования самостоятельно выполненного автором в г. Улан-Удэ1. В качестве методов сбора информации использованы анкетный опрос и анализ документов.

Инструментарий исследования. Основными целевыми источниками информации явились анкета «Семья», предназначенная для заполнения взрослыми членами семьи и «Карта здоровья ребенка» [прил.1], составленная на основе данных школьных медицинских карт учащихся.

Выборка. В процессе двухступенчатого отбора учащихся для обследования на первой стадии отбирались школы в трех районах города Улан-Удэ по территориальному местоположению, численности учащихся и.

1 Исследование проведено при поддержке гранта РГНФ 99−02−00−265а. наличию данных медицинских профилактических осмотров 1996/1997 и 1997/1998 учебных годов. На второй стадии отбирались классы в этих школах случайным образом по «названию» класса, в каждом отобранном классе обследованию подвергались все ученики класса. Пилотаж был проведен в г. Бердске Новосибирской области.

Полученные данные обработаны с применением статистического пакета SPSS.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— представлена методология анализа социальных детерминант здоровья ребенка как члена семьи;

— проведен анализ заболеваемости и общего состояния здоровья детей школьного возраста Республики Бурятия (РБ) и г. Улан-Удэ;

— изучено действие отдельных социально-демографических факторов на различные виды патологии детей школьного возраста;

— изучены условия жизнедеятельности семьи школьника г. Улан-Удэ;

— составлены социально-демографические портреты здоровых и больных детей;

— составлен портрет семьи инфицированного туберкулезом ребенка-школьника.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что она представляет собой самостоятельное завершенное научное исследование одной из актуальных проблем формирования здоровья ребенка. Материалы данной работы могут быть использованы при разработке курса лекций по социологии медицины и общественного здоровья. Отдельные положения диссертационной работы используются в учебном процессе Новосибирского государственного университета в курсе «Основы демографии» для студентов, обучающихся по специальности «Социология». Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выводы и рекомендации направлены на совершенствование деятельности учреждений образования и здравоохранения с целевой ориентацией на сохранение и укрепление состояния здоровья учащихся.

Публикации. Основные положения диссертационной работы изложены в девяти научных публикациях:

1. Раднаева Д. Б., Соболева С. В., Садовой М. А. и др. Социально-демографические и гигиенические аспекты в проблеме вертебральной патологии детей Сибири // Материалы Ассамблеи «Здоровье населения Сибири». — Москва, 1994. -0,2 п.л.

2. Раднаева Д. Б., Соболева С. В. Методика определения совокупности социальных характеристик, воздействующих на здоровье, уровень и структуру заболеваемости ребенка (члена семьи). — Новосибирск, ТОО «Социум-здрав» НМИ, 1996. — 1,0 п.л.

3. Раднаева Д. Б. Социальные факторы здоровья: теория и методология изучения / Методическое пособие. — Новосибирск: НГУ, 1997. — 1,5 п.л.

4. Раднаева Д. Б., Соболева С. В. Демографическая ситуация в Сибири как индикатор устойчивого социально-экономического развития региона // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Экология и экономика: региональные проблемы перехода к устойчивому развитию. Взгляд в XXI век». — Кемерово, 1997. — Т. 1. — С. 89−99. — 0,1 п.л.

5. Radnaeva D. В. The Siberian family: health and quality of life // Resume 7th Biennial conference «The making of health policies in Europe» — Rennes, France, August 27−29. — 1998, Prevenu editions. — P. 132. — 0,1 п.л.

6. Раднаева Д. Б., Найданова С. Б., Хандажапова Л. М. (БИП СО РАН) Особенности функционирования семьи в условиях кризиса // Рынок: проблемы переходной экономики. Тезисы докладов Второй Всероссийской конференции «Рынок: проблемы переходной экономики», посвященной памяти профессора В. А. Первушина (90 лет со дня рождения) 18−19 мая 1999 года. — Новосибирск: НГАСУ, 1999. — С. 97−99. — 0,2 п.л.

7. Раднаева Д. Б., Найданова С. Б., Хандажапова JI. М., Мункуева М. М. Семья в условиях экономической реформы // Труды международной научно-практической конференции «Экономические реформы в России: проблемы, перспективы развития». — Улан-Удэ, 1999. — Т. 2. — С. 1.54−157. -0,2 п.л.

8. Раднаева Д. Б., Найданова С. Б., Хандажапова JI.M., Мункуева М. М., Особенности жизнеобеспечения семьи в Бурятии // Тезисы докладов V международной научно-практической конференции «Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири (Сибресурс — 5−99)» 28−30 сентября, -Омск, 1999. — С. 225−227. — 0,1 п.л.

9. Раднаева Д. Б. Здоровье подрастающего поколения как условие устойчивого развития региона // Байкальский регион: проблемы устойчивого развития. — Улан-Удэ, 2000 (в печати) — 1,0 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая результаты, полученные в настоящей работе, можно сделать следующие теоретические, методологические и эмпирические выводы:

1. Проведенный анализ исследований феномена здоровья в общественных науках показал, что, хотя на сегодняшний день не существует согласия по поводу общепринятого определения понятия «здоровье», выработаны основные направления к разрешению проблемы создания «позитивного» определения здоровья. Изучены проблемы здоровья отдельных групп населения по регионам, профессиональным группам населения, субъективные оценки здоровья населением, структура самосохранительного поведения, а также роль здоровья в жизнедеятельности людей в условиях кризисного состояния общества. Все исследователи единодушно считают социальные факторы главными в формировании здоровья человека. При этом практически не разработана проблематика здоровья ребенка в рамках социологии здоровья и социологии семьи.

2. В настоящей работе разработан подход к изучению здоровья ребенка в рамках социологической науки на семейном уровне через понятие качество жизни. Интегрирующая функция категории качество жизни семьи способна аккумулировать объективные и субъективные характеристики условий жизнедеятельности семьи. На основе теоретических исследований, выполненных в первой главе диссертационной работы разработана методика изучения социальных факторов формирования здоровья ребенка школьного возраста, основанная на подходе к проблеме социальной обусловленности здоровья через концепцию качества жизни семьи. В предложенной методике разработаны система индикаторов, отражающая социально-демографические характеристики семьи, условия жизнедеятельности и субъективные оценки этих условийинструментарий исследованияа также расчет интегрального показателя здоровья школьника и его факторов методом регрессионного анализа.

3. Анализ демографической ситуации в Республике Бурятия и городе Улан-Удэ показал, неблагоприятную динамику основных социально-демографических показателей. Современные тенденции рождаемости, заболеваемости и смертности обуславливают ежегодное снижение общей численности населения республики. Несмотря на снижение информативной ценности показателей заболеваемости, наблюдается беспрецедентный рост инфекционной заболеваемости населения. Одним из наиболее быстро распространяющихся во все слои общества инфекционных заболеваний в Республике Бурятия является туберкулез.

Состояние детей и подростков школьного возраста характеризуется высокими показателями заболеваемости органов дыхания, инфекционными заболеваниями, болезни кожи и подкожной клетчатки, нервной системы. Оценка состояния здоровья школьников города Улан-Удэ и Республики Бурятия в целом позволяет прогнозировать его дальнейшее ухудшение, если не будут предприняты меры социально-медицинской защиты. Уровень заболеваемости детей остается на высоких цифрах без тенденции к снижению. С возрастом ребенка нарастает частота хронических патологий: хронических тонзиллитов, хронических заболеваний пищеварительной системы. Несмотря на статистическое снижение общей заболеваемости такими болезнями, как психические расстройства, болезни системы кровообращения и болезней органов дыхания, наблюдается выраженная тенденция к росту заболеваемости детей болезнями эндокринной системы, органов кровообращения, растет число врожденных аномалий.

4. Проведенный регрессионный анализ показал, что наиболее значимыми показателями, воздействующими на общее состояние здоровья ребенка являются: возраст ребенка, состояние здоровья родителей, тип семьи, возраст матери при рождении ребенка, факторы жилищных условий, фактор дохода семьи, фактор здоровья ребенка при рождении и общий уровень удовлетворенности условиями жизнедеятельности семьи. Наиболее социально обусловленными являются патология органов дыхания, патология мочеполовой системы, патология нервно-психической сферы, вертебральная патология и патология органов пищеварения.

5. В целом подтверждены гипотезы о том, что социально-демографические показатели семьи, такие как неполный тип семьи, низкий образовательный уровень родителей и более чем тридцатилетний возраст матери при рождении ребенка отрицательно сказываются на здоровье ребенка, а также частично подтверждена гипотеза о приоритете фактора материального благосостояния перед другими факторами.

Существенно значимым социально-демографическим показателем семьи явился возраст матери при рождении обследуемого ребенка: чем меньше этот показатель, тем меньше вероятность таких заболеваний детей, как патология зрения и сколиоз. Образовательный уровень родителей по результатам исследования факторов здоровья подростков оказывает неоднозначное влияние. Было установлено, что у детей и подростков в семьях, где родители имеют высшее образование и относятся к категории служащих имеет место тенденция к повышению заболеваемости органов зрения и вертебральной патологией и к снижению заболеваемости патологиями органов кровообращения и заболеваниями кожи.

Ценность здоровья занимает значимое место в структуре терминальных ценностей семьи и оказывает влияние на показатели здоровья детей и взрослых в семье. Если для семьи здоровье ее членов является основной ценностью, то в этой семье существует осознанная забота о здоровье детей и низкий уровень заболеваний органов дыхания, нервно-психической сферы, патологии кожи и зубочелюстной системы у детей по сравнению с другими семьями.

Материальное положение семьи, взаимодействуя практически со всеми показателями условий жизнедеятельности семьи оказывает существенное влияние на наличие двух самых социально-обусловленных видов патологии детей — мочеполовую патологию и патологию органов дыхания.

6. Социально-демографическим портретом семьи здорового ребенка являются менее чем 30-летний возраст матери при рождении обследуемого ребенка, высокая самооценка состояния здоровья родителей наряду с высоким местом ценности здоровья в системе ценностей, удовлетворенность жилищными условиями, низкий уровень безработицы среди родителей и благоприятный психологический климат в семье, что в целом подтверждает одну из гипотез исследования.

7. Социально-демографический портрет семьи тубинфицированного ребенка составляют такие показатели, как пониженный образовательный статус родителей, высокая доля безработных среди отцов, низкий материальный достаток семей, что частично подтверждает выдвинутую гипотезу исследования. При этом можно говорить о распространении эпидемии не только в бедных слоях общества, но и в средние слои, вызванного ухудшением экономического положения населения, сокращением медицинских профилактических осмотров, недоступностью для многих лекарственных препаратов для лечения даже начальных стадий туберкулеза.

Таким образом, на основе результатов данной диссертационной работы можно сделать рекомендации для проведения дальнейших исследований в области исследования социальной обусловленности здоровья ребенка и для улучшения положения детей школьного возраста в г. Улан-Удэ:

Теоретические:

— Необходимо продолжение изучения социальной обусловленности здоровья человека как члена семьи, так как именно в семье происходит формирование и развитие состояния здоровья человека. Разработка проблемы определения понятия «здоровье семьи», изучение социальной обусловленности здоровья семьи как социального института и как социальной группы являются перспективными направлениями исследований проблем здоровья.

— На региональном уровне возможно изучение национальных и культурных особенностей формирования здоровья человека, в частности, ребенка.

— В целом, интересным представляется разработка нового направления исследований здоровья человека — изучения нравственных (моральных) составляющих феномена здоровья.

Методологические:

— Для комплексного исследования социальных факторов здоровья семьи необходима объективная медицинская оценка состояния здоровья всех членов семьи. Это позволит выявить как механизмы обусловленности здоровья условиями жизнедеятельности семьи, так и пути проникновения различных заболеваний в семью и наследственные каналы трансляции заболеваний.

— Требуется более тщательное изучение психологического климата семьи как одной из основных составляющих качества жизни семьи, а также исследование психологических особенностей формирования болезненных состояний человека.

— Рекомендуется изучение грамотности членов семьи в вопросах профилактики и лечения заболеваний, а также комплексное исследование отношения членов семьи к проблемам здоровья.

— В целях усовершенствования методики сбора данных, более содержательным представляется интервьюирование всех взрослых членов семьи с применением методов психологического тестирования.

Практические:

— Важной рекомендацией для органов образования является формирование валеологической службы в школе. Система образования с нарастающими требованиями к учащемуся, общество с повышенными требованиями к детям и подросткам не в состоянии сегодня защитить их здоровье. Эта проблема ложится на плечи семьи и на самого ребенка. Таким образом, необходима профессиональная помощь в деле сохранения здоровья подрастающего поколения.

— Органам здравоохранения можно рекомендовать широко внедрять правила профилактики инфекционных заболеваний, в особенности, туберкулеза. При этом необходимо ориентироваться не только на взрослое население, но и на детей. Массовое распространение грамотности в отношении профилактики и лечения заболеваний способно снизить остроту проблемы распространения заболеваний.

— Другой важной рекомендацией органам здравоохранения и образования является усиление контроля над деятельностью медицинских кабинетов в школах. Проведение эмпирического исследования выявило в некоторых школах отсутствие у многих детей медицинских карт, недостаточность информации в картах, а также отсутствие медицинских сестер, работающих на постоянной основе в школах.

— Органам социальной защиты семьи рекомендуется разработать программу социальной помощи семье, в основе которой необходимо положить принцип семейной профилактики, семейного оздоровления. Исследование показало, что почти половина опрошенных семей в вопросе заботы о здоровье надеются на помощь государства. Таким образом, помощь социальных служб может помочь сохранить демографический потенциал республики и способствовать формированию и укреплению здоровья детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Проблемы изучения структуры самосохранительного поведения // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни. М.: ИС АН СССР, 1989. С. 25−31.
  2. Н.А., Ступаков Г. П., Ушаков И. Б., Полунин И. Н., Зуев В. Г. Экология, здоровье, качество жизни (очерки системного анализа) М. -Астрахань: Изд-во АГМА, 1996.
  3. С.В. Об оценках здоровья населения и реализации потребности в его укреплении и профилактике заболеваний // Демографическое поведение: опыт социологического изучения. М., 1990.-С. 49−62.
  4. О.А., Случевский И. И. НТР, здоровье, здравоохранение. -М.: Медицина, 1984.
  5. A.M. Медицинская социология и проблема человека // Вестник АМН СССР, 1980. — № 4. — С. 4.
  6. А.И. Социология рождаемости. М.: Статистика, 1980. -271с.
  7. А.И., Зверева Н. В., Медков В. М., Сиротенко Ю. В. Двухдетная семья в Москве образ жизни и репродуктивное поведение // Семья и дети. — М., 1982. — С.33−60.
  8. А.И., Зотин В.А, Медков В. М. О первом опыте изучения самосохранительных установок // Материалы Всесоюзной конференции «Проблемы демографической политики в социалистическом обществе». -Киев, 1982.
  9. А.И. Здоровье и поведение. Семья и общество. — М. -Ростов-на-Дону, 1984.
  10. Ю.Антонов А. И. Опыт исследования установок на здоровье и продолжительность жизни // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни. М.: ИС АН СССР, 1989. — С. 41−57.
  11. П.Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.-304 с.
  12. Л.Т., Сердюковская Г. Н. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария. 1996. — № 2 — С. 22−27.
  13. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Параничева Т. М. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранения Российской Федерации. 1997. — № 3. — С. 29−32.
  14. В.А. О семейной экономике // ЭКО (Экономика и организация промышленного производства). 1997. — № 4. — С. 113 123.
  15. И.Г. Социология. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1999. — 72 с.
  16. Н.К., Лоранский Д. Н., Водогреева Л. В., Дедовских Н. В. Медико-социальные аспекты формирования здоровья в современных условиях // Здравоохранение РФ. 1996. -№ 1. — С. 30−33.
  17. М.С. Демографические факторы здоровья. М.: Статистика. — 1984.-С.10.
  18. Бестужев-Лада И. В. О методологии анализа и прогноза образа жизни //Социологические исследования, 1975, -№ 1.-С. 186−189.
  19. Бестужев-Лада И.В., Батыгин Г. С., Гришаева Н. П. Категория «качества жизни» как отражение противоречий современного буржуазного общества // Социологические исследования, 1976. № 2. — С. 141−151.
  20. Бестужев-Лада И. В. Методологические проблемы исследования качества, уровня и образа жизни // Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М., 1978.
  21. Бестужев-Лада И. В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования // Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. -М.: Мысль, 1986. С. 178−196.
  22. Ф.Н. Основания социальной ценности здоровья // Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М., 1989. -С. 15−20.
  23. Е.Б. Политика, дети и рынок // Социологические исследования. 1993.-№ 2.-С. 44−51.
  24. Н.Н. Введение в валеологию науку о здоровье. — Д., 1987.
  25. Ц.Б. Использование времени городским населением Бурятии / БНЦ СО РАН. Улан-Удэ.: Изд-во БНЦ, 1993. 85 с.
  26. К.А., Слученко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. М.: Медицина, 1979.
  27. Э.К. Образ жизни городской семьи. -М., 1981.
  28. А.Г. Трудное возрождение демографии // Социологический журнал. 1996. — № ½. — С. 93−117.
  29. А.А. Изучение качества жизни в социологическом исследовании: основные направления социологических исследований. / Методологическое пособие. Вып. 4. — М., 1986.
  30. А.Г. Семья объект демографии. — М.: Мысль, 1986.
  31. В.Е. Медико-социальные основы здоровья. Комсомольск-на-Амуре, 1996.
  32. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984. — 136 с.
  33. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 272 с.
  34. С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Кишинев: «Штиинца», 1991. — С. 19−39.
  35. О.В. Семья единица комплексных социально-гигиенических исследований // Сов. Здравоохранение, 1986. — № 10. -С. 9−14.
  36. О.В., Кича Д. И., Важнова Т. В., Хило Е. В. Здоровье -основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи // Здравоохранение Российской Федерации. 1996. — № 4. — С. 26−30.
  37. С.В., Елизаров В. В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. 1994. — № 9−10. — С. 45−53.
  38. И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот // Социологические исследования. 1991. -№ 8.
  39. Н. Социология медицины // Философская энциклопедия. М., 1970. -Т. 5.
  40. Доклад «Состояние здоровья населения и санитарно-эпидемиологическая ситуация в республике Бурятия в 1996 году». -Центр Госсанэпиднадзора в РБ. Улан-Удэ, 1996.
  41. И.И. Социально-экономические основы управления природопользованием в регионе. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 161 с.
  42. A.M. Здоровье, образ жизни и готовность молодежи к трудовой и репродуктивной функции. СПб., 1993.
  43. С.П. Моделирование процессов воспроизводства здоровья: научный обзор. М.: ВНИИМИ, 1983.
  44. С.Г. Социальная защита семей с детьми в Бурятии // Проблемы детства в Бурятии: состояние и перспективы. Сб. ст. -Улан-Удэ, 1996. С.23−33.
  45. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / Отв. Ред. А.И. Антонов-М.: Наука, 1990.- 128 с.
  46. И.В., Левыкин И. Т. Образ жизни и региональные особенности отношения к здоровью // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни. М.- ИСИ АН СССР, 1989. -С. 6−25.
  47. И.В., Шилова Л. С. Изменение отношения к здоровью населения СССР // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни населения СССР и Финляндии. М., 1992.
  48. И.В., Лакомова Н. В., Шилова Л. С. Отношение населения к здоровью. М.: ИС РАН, 1993.
  49. Заболеваемость и смертность от инфекционных и паразитарных заболеваний в Республике Бурятия (Аналитическая записка № 12−4) -Госкомстат России, Госкомстат Республики Бурятия. Улан-Удэ, декабрь 1998.
  50. Т.В. Отклоняющееся поведение и употребление подростками наркотиков // Социологические исследования. 1992. — № 7.
  51. А.Е. Социальная среда и психическое здоровье населения // Социологические исследования. 1992. — № 1.
  52. К.И., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. литер., 1989.-448 с.
  53. A.M., Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Социология медицины. Киев: Здоровье, 1981.- С.40−82.
  54. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983.-С. 9.
  55. В.П. Антропоэкология и здоровье: концептуальная модель // Методологические проблемы экологии человека Новосибирск: Наука, СО, 1988.
  56. Л.Л. Условия труда: методологические вопросы комплексного исследования. Новосибирск: Наука, 1978. — С. 48.
  57. И.Д., Сошнев А. Н. Комплексная оценка здоровья человека // Гигиена и санитария. 1994. -№ 9. — С. 34−35.
  58. В.З. Некоторые методологические предпосылки к оценке здоровья трудовых коллективов // Медицина и демография. Сб. науч. тр.- Москва-Новокузнецк. 1984.-С. 207.
  59. Ю.М., Школьников В. М. Медико-географический анализ смертности за рубежом. М., 1989. — С. 181.
  60. Ю.М. Социальные факторы и здоровье населения. Научный обзор. М.: ВНИИМИ, 1988.
  61. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М. :Наука, 1988. — 286 с.
  62. В.Н. Системный подход к прогнозу здоровья и управлению им // Методологические проблемы экологии человека. -Новосибирск: Наука, СО, 1988.
  63. Е.Н. Здоровье человека понятие и реальность. // Общественные науки и здравоохранение. — М.: Наука. — 1987. — С.32.
  64. Е.Н. Философско-методологические аспекты измерения прямых характеристик здоровья // Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М. 1989. — С. 71−84.
  65. Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. М.: Экономика, 1979.
  66. Ю. П. Книга о здоровье. М.: Медицина, 1988.
  67. Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. -М.: Мысль, 1988. — С. 22.
  68. Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины. М., 1982.
  69. Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции. М., 1992.
  70. Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации. 1998., № 2. — С. 49−52.
  71. Д.Н., Бастрыкин С. В. и др. Некоторые особенности проявления отношения личности к здоровью в условиях города // Социально-гигиенические аспекты научно-технического прогресса. -М, 1980.
  72. И.И. Детство: социально-культурная традиция // Социологические исследования. 1995. — № 4.
  73. Н.В. К определению понятия «образ жизни семьи» // Семья и социальная структура социалистического общества. М., 1980. -С.159−169.
  74. Н.В. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. 1991. — № 4.
  75. В.Т. Среда и здоровье населения Крайнего Севера // Социологические исследования. 1994. — № 7. — С. 62−65.
  76. Ю.Г., Матвеев П. В. Гуманитарные основы общественного здоровья / Методическое пособие. Новосибирск: НГУ, 1993.
  77. А.О., Сидоров П. И., Тараскина З. И., Селиванова Л. И. Социальная экология туберкулеза в Архангельской области.// Здравоохранение РФ. 1997. -№ 2. — С. 27−29.
  78. Л.Г. Концептуальные основы изучения взаимодействия объективных и субъективных факторов здоровья человека // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни. М.- ИС АН СССР, 1989. С. 31−41.
  79. Л.Г. Методологические проблемы изучения общественного здоровья // Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М. 1989. — С. 62−70.
  80. Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. -Новосибирск: Наука, 1992. С. 79.
  81. М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.
  82. А.Р. Социология семьи. Новосибирск: Издательство НГУ, 1995.
  83. М.М., Сетко Н. П. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей // Гигиена и санитария. М.:Медицина, -1999. № 1,-С. 29−31.
  84. С.А., Камаев И. А., Ананьин С. А., Перевезенцева А. Ф. Факторы, формирующие здоровье подростков-школьников, проживающих в условиях малого города // Здравоохранение Российской Федерации. 1998, № 3. — С. 37 — 40.
  85. Г. Ф. Здоровье человека в свете экологии // Социологические исследования. 1994. -№ 11. — С. 11−17.
  86. И.Б. Совершенствование системы охраны здоровья как фактор гармонизации образа жизни работницы-матери. Автореферат дис. канд. социол. наук по спец. 22.00.04. — Казань. 1995. — 23 с.
  87. С.Б. Качество жизни населения Республики Бурятия в условиях реформ. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. — 1999. -183 с.
  88. С.Б., Боноев П. А., Цыденова Н. Д. Здравоохранение / Республика Бурятия. Краткий энциклопедический словарь. Улан-Удэ, Изд-во БНЦ СО РАН. — С. 277−283.
  89. Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях НТП // Здоровый образ жизни: социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев: Штиинца. 1991. — С. 40−58
  90. НТР, здоровье, здравоохранение. М.: Медицина, 1984. — С. 139
  91. Н.А. Здоровье как предмет теоретико-медицинского и философского исследования // Философские вопросы медицины и биологии. Киев, 1984.- Вып. 16.-С. 16.
  92. Отношение человека к здоровью. М.: ИС РАН, — 1993.
  93. Н.В., Попов В. Ф., Шиленко Ю. В. Здоровье социальная ценность: вопросы и ответы. — М.: Мысль, 1989. — 236 с.
  94. В.П., Сахно А. В. Социология медицины: объект, предмет, перспективы развития // Социологические исследования. 1982, — № 3. — С. 24−32.
  95. В.П. Здоровье и качество жизни: методологические подходы к измерению // Квалиметрия жизни (Проблемы измерения качества жизни и направления их решения). JI. 1991. — С. 42−46.
  96. Л.Е., Малинский Д. М. Метод комплексной вероятной оценки состояния здоровья населения. // Советское здравоохранение. 1971. — № 3. — С.28.
  97. Г. А. Субъективная оценка как показатель здоровья работающих // Здравоохранение Российской Федерации. 1997. — № 2.-С. 44−45.
  98. Г. А., Петров В. П., Турлыбеков Ж. Г. Научно-технический прогресс, окружающая среда и здоровье населения. М., 1984.
  99. Проблемы семьи и детства в современной России // Материалы научно-практической конференции. Ульяновск, декабрь, 1991. — М.: Прометей, 1992. -4.1,4. II.
  100. . Б. Понятие «уровень здоровья» в исследованиях по экологии человека // Методологические проблемы экологии человека. Новосибирск: Наука, 1988. — С. 23−35.
  101. .А. Проблемы здоровья и смертности населения Бурятии. Автореферат дисс. канд. экон. наук. М., 1996.
  102. Д.Б. Социальные факторы здоровья: теория и методология изучения / Методическое пособие. Новосибирск: НГУ, 1997. — 32 с.
  103. Ю.Б., Будаева Ц. Б. Социальная инфраструктура региона: проблемы развития (на примере Бурятской АССР). Новосибирск: Наука, 1989.-72 с.
  104. Г. И. Развитие личности школьника в детском общественном объединении // Вестник БГУ. Серия 7: Педагогика, психология. -Вып. 1. Улан-Удэ: Изд-во БГУ. — С. 5−54.
  105. Г. И., Белокопыпов В. В. и др. Значение социально-гигиенических факторов и анамнестических данных в донозологической диагностике// Здравоохранение Российской Федерации.-1988.-№ 4.-С. 4.
  106. JI.K. Семья в Бурятии. Итоги социологического исследования // Проблемы детства в Бурятии: состояние и перспективы. Улан-Удэ, 1996. — С. 33−41.
  107. А.В. Теоретико-методологические и медико-социальные проблемы общественного здоровья. Автореферат дисс. д-ра мед. наук в форме научного доклада. -М., 1992.
  108. Н.И., Лакиза-Сачук Н.Н. Социально-демографическая дифференциация здоровья населения пенсионного возраста. // Экономические, экологические, демографические проблемы здоровья человека. М., 1984. — С.29−30.
  109. К.Б. Изучение комплексного влияния социально-гигиенических факторов на здоровье детей // Социологические исследования в медицине и здравоохранении. Рига, 1981. — С. 2930.
  110. Н.В. Роль образа жизни семьи в формировании здоровья ребенка. Автореферат дисс. канд. социол. наук, по спец. 22.00.04 -Казань, 1997.
  111. Семья в Бурятии. Стат. сб. Улан-Удэ: Госкомстат РБ, 1998. — 96 с.
  112. Семья. Здоровье. Общество. М.: Мысль, 1986.
  113. Г. Н. Принципы изучения и оценки состояния школьников при массовых осмотрах // Гигиена детей и школьников. -М, 1977.-С. 3−13.
  114. .А. и др. Человек -труд техника. — Харьков, 1975.
  115. Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид // Социологические исследования. 1997. -№ 1.
  116. .Я. Народное здоровье и социология. М.: Мысль., 1965.
  117. .Я. О социальных факторах здоровья населения (краткое содержание). М.: ЦОЛИУВ. 1968. — 16 с.
  118. С.В., Раднаева Д. Б., Садовой М. А. и др. Социально-демографические и гигиенические аспекты в проблеме вертебральной патологии детей Сибири // Материалы Ассамблеи «Здоровье населения Сибири». Москва, 1994.
  119. С.В., Раднаева Д. Б. Методика определения совокупности социальных характеристик, воздействующих на здоровье, уровень и структуру заболеваемости ребенка (члена семьи). Новосибирск: ТОО «Социум-здрав» НМИ, 1996. — 34 с.
  120. С.Л. Социология и медицина: Исследования ученых Прибалтики // Социологические исследования. 1980. — № 3. -С.222−225.
  121. П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ. М., Институт социологии РАН, 1993. — С. 162.
  122. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Лекции. М.: Медицина, 1973.-С. 3−6.
  123. С.М. Медико-социальные характеристики здоровья семьи и диспансеризация. М., 1990.
  124. Н.Ю. и др. Оздоровление труда работников малоподвижных профессий. -М.: Наука, 1979.
  125. С.П. Внутрисемейное общение показатель здоровья семьи // Социально-культурная деятельность на пороге XXI века: история, теория, технологии. — Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1999. — С. 106−111.
  126. П.Д. О философском смысле феноменов здоровья и болезни // Здоровье человека как предмет социально-философского познания. -М. 1989.-С. 4−14.
  127. И.Н. Здоровый ребенок: справочник педиатра. Минск, 1994. -С. 28.
  128. Е.Н., Кузьмин В. А. и др. Проблемы формирования механизма социальной защиты семьи в условиях адаптации к рынку // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. — М., 1993.
  129. Дж. Мировая динамика. М.: Прогресс, 1978.
  130. ИЗ.Халбаев А. С. О здоровье учащихся // Проблемы детства Бурятии: состояние и перспективы. -Улан-Удэ, 1996.-С. 113−116.
  131. П.Ж. Прогнозирование экономического развития региона (аспекты структурной политики). Новосибирск: НГУ, 1996. — 177с.
  132. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографические исследования). М.: Статистика, 1978. — 223 с.
  133. А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. — 367 с.
  134. А.Г. Социологическая революция и семья // Социологические исследования. 1994. — № 6. — С. 74−87.
  135. А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. М., 1988.-С.24.
  136. В. В., Зубков В. И. Оценка уровня гигиенических знаний населения // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 102 105.
  137. Г. И. Здоровье населения как социально-гигиеническая проблема // Общество и здоровье человека М.: Медицина, 1973. -С.5−26.
  138. Г. И., Апостолов Е. Условия жизни и здоровье населения. М.: Медицина. — 1975. — С. 18.
  139. А.Д. Медико-экологические и социальные факторы здоровья городского населения Северо-Востока России. Магадан, 1992.
  140. Ю. Ш. Человек: социально-экологические аспекты здоровья. Ташкент, 1989.
  141. Н.В. Социологический анализ реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореферат дисс. канд. социол. наук по спец. 22.00.04 — Саратов, 1997.
  142. Е.Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях. М.: Медицина, 1986.
  143. JI.C. Трансформация самосохранительного поведения // Социологические исследования. 1999 — № 5. — С. 84- 92
  144. А.И. Вымирающая деревня. Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежского уезда. 2-ое изд., Спб., — 1907. — С.219−220.
  145. Е. И. Социально-экологические факторы здоровья детей // Социологические исследования. 1997. — № 8. — С. 92−97.
  146. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск: Наука. — 1987.
  147. А.Г. Методологические подходы к «измерению здоровья» // Здоровье человека в условиях НТР. Методологические аспекты-Новосибирск: Наука. 1989. — С. 27.
  148. З.А. Семья как малая социально-психологическая группа // Семья в России. 1996. — № 3. — С. 60−65.
  149. Baranowski Т, Nader P.R. Family health behavior // Health, illness, and families: A life-span perspective. New York: Wiley., 1986.
  150. Brener R. The Economy and Health Policy in Modern Society. 1982.
  151. Dasgupta P., Weal V. On measuring the quality of life // World development. Oxford, 1992 — Vol. 20. — № 1. — P. 119−131.
  152. Evans D.R. Enhancing quality of life in the population at large // Social indicator’s research Dordrecht. Etc., 1994. — Vol. 33. — P. 47−88.
  153. Gochman, D. C. Family determinants of children’s concept of health and illness // Health, illness, and families: A life-span perspective. New York: Wiley, 1986.
  154. Horley J., Little B. R. Affective and cognitive components of global subjective well-being measures // Social indicator’s research. 1985. -Vol. 17.-№ 2.-P. 189−197.
  155. Parmenter T.R. Quality of life as a concept and measurable entity // Social indicators research. Dordrecht. Etc. — 1994. — Vol. 33. — P. 9−46
  156. Parsons Т., Fox R. Illness and modern urban American family. // J. Soc. Issues. 1958.-№ 8.-P. 31−49.
  157. Sociology as Applied to Medicine. -London: Bailliere Tindall, 1987.
  158. Sallis J. F., Nader P. R. Family Determinants of Health Behavior // Health Behavior: Emerging research perspectives. New York: Plenum Press, 1988.-P. 107−119.1. ПРИЛОЖЕЦЦЕ I
  159. Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук1. Анкета1. Семья1. Номер анкеты1. Р^йон1. Школа № 1998 год1. Уважаемые родители !
  160. Институт экономики СО РАН проводит социологическое обследование здоровья школьников и их^ семей. Выбраны классы в школах города, где дети прошли медицинское обследование. Ребёнок, который принес. домой эту анкету^считается обследуемым ребенком.
  161. Сначала немного о Вашем ребенке:1. Пол ребенка:1. мальчик2. девочка1. здоровым2. с родовой травмой3. с асфиксией4. недоношенный5. другое (укажите, что именно)4. Вес ребенка при рождении
  162. Не могли бы Вы вспомнить, какую оценку получил ребенок при рождении по шкале Апгар в баллахбаллов.1. О не могу вспомнить
  163. Вспомните, пожалуйста, какими заболеваниями перенес Ваш ребенок в дошкольном возрасте:
  164. Как в целом учится ребенок в школе ?1отлично2. отлично и хорошо3. хорошо4. хорошо и удовлетворительно5. удовлетворительно6. неудовлетворительно
  165. Если ребенок не успевает в учебе, как Вы думаете, с чем это прежде всего связано ?1. нет интереса к учебе2. невнимательность, несобранность3. нет способностей4. по болезни5. другое (что именно)6. затрудняюсь ответить
  166. Оцените, пожалуйста, состояние здоровья Вашего ребенка (отметьте на шкале)
  167. Толрождения обследуемого ребенка3. Ребенок родилсягод.1
Заполнить форму текущей работой