Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов: социальный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российская военная социология также определилась с тематикой лидерства в военных структурах. Егоров Л. Г., Иванов В. В., Ведерников В. Н., Серебрянников В. В., Образцов И. В. квалифицируют лидерство в контексте функционирования вооруженных сил как социальной организации. Лидерство как фактор становления качеств будущего офицера, решающее условие выполнения профессиональных обязанностей, требует… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико — методологические основы исследования лидерских качеств в межличностных коммуникациях курсантов
    • 1. 1. Межличностные коммуникации курсантов как объект социологического анализа
    • 1. 2. Лидерство в малой социальной группе
    • 1. 3. Лидерские качества как совокупность индивидуально — типологических и социально -психологических свойств личности
    • 1. 4. Выбор и обоснование методов исследования
  • Глава 2. Исследование влияния лидерских качеств на эффективность межличностных коммуникаций в курсантском коллективе
    • 2. 1. Межличностные коммуникации в системе 104 социальных взаимодействий
    • 2. 2. Выявление лидерских качеств курсантов как 121 социальный процесс
    • 2. 3. Влияние лидерства на характер социальных 137 коммуникаций в воинском коллективе

Влияние лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов: социальный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. К числу важнейших направлений научного поиска, открывающих перспективу совершенствования внутриколлективных отношений и повышения уровня эффективности воинской деятельности, относятся исследования в социальных, социально-психологических и социологических сферах этой деятельности. За этим стоит осознание того факта, что эффективное управление воинским коллективом, успешное решение назревших социальных проблем предполагает глубокое знание и учет не только хозяйственных, технических, но и социальных основ воинской деятельности, тех межличностных отношений, которые формируются между членами коллектива, факторов, из которых складывается климат внутри самой группы, влияющий определенным образом на уровень взаимоотношений в воинском коллективе, воинскую дисциплину и межличностные коммуникации.

Современная динамичная действительность, стремительные изменения, происходящие в обществе и вооруженных силах, требуют от человека умения общаться с окружающими не только на функциональном, «вертикальном» уровне, но что не менее значимо, и на межличностном, «горизонтальном» уровне.

Одним из факторов, оказывающих влияние на межличностные коммуникации в курсантском коллективе, является наличие и уровень развития определенных качеств у членов этого коллектива. Важное место среди них занимают лидерские качества курсантов.

Как известно, не все курсанты обладают такими определенными качествами, которые бы позволили им более эффективно осуществлять межличностные коммуникации в коллективе, степень развития коего является одним из показателей уровня социального взаимодействия в воинском подразделении. Это объясняется рядом причин, и в первую очередь, отсутствием или слабой выраженностью этих качеств у членов данного коллектива, необходимых для успешного взаимодействия в группе.

В данном исследовании нами будет рассмотрена такая группа личностных качеств, как лидерские.

Большинство проведенных на сегодняшний день исследований раскрывают лишь отдельные стороны этой проблемы, не затрагивая общих закономерностей, механизмов влияния лидерских качеств на межличностные коммуникации в курсантском коллективе, что обусловливает затруднения в работе командиров и офицеров воспитательных структур в этом направлении. Изучение проблемы показывает, что: должностные лица не имеют четкого представления о личностных качествах курсантов, в том числе лидирующих в данной группепревратно истолковывается лидерство (существует определенный стереотип мышления и соответственно ему неверное понимание и даже устойчивая тенденция к подавлению лидерских проявлений, что оказывает негативное влияние не только на групповые, межличностные процессы, общение, на саму учебную деятельность и ее результаты, но в итоге и на развитие личности будущего офицера в целом).

Таким образом, потребность войсковой практики в научно обоснованных рекомендациях по диагностике, учету и коррекции лидерских проявлений курсантов, недостаточная теоретическая разработанность проблемы влияния лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов обусловили выбор темы и определили актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Социологический дискурс лидерства достаточно полно разработан в отечественной и зарубежной социологической науке.

Лидерство, как условие существования социальной организации, впервые было обозначено немецким мыслителем М. Вебером. Классификация лидерства, предложенная М. Вебером, относится к социальному макроуровню: понятия социальной рационализации и легитимности вывели «лидерство» на уровень генерализации, социально-типологического анализа. В концепции М. Вебера лидерство отражает влияние соционормативной среды, характера социальной ориентации. М. Вебер выявил взаимосвязь процесса социального управления с механизмом авторитета, бюрократизации, легальности. В веберовской интерпретации социально-психологические качества лидерства редуцируются в социальной мотивации лидера и принимаются во внимание сложившимися нормами социальных коммуникаций.1.

Идеи М. Вебера нашли развитие в работах А. Вебера, Ж. Гурвича, К. Левина, Н. Винкельмана, которые показали различие легальности и легитимности, что в переводе на язык межличностных коммуникаций привело к пониманию обоснованности «формального» лидерства, лидерства по назначению, его укреплением «традиционными», корпоративными элементами малой группы. Ориентация М. Вебера на социологию понимания, сознательное субъективное мотивирование действия побудило к исследованию «этики ответственности» лидерства (И. Вайс, Р. Бендикс).

1 Вебер М. Избранное. МЦ 1994. С. 83.

Социально-когнитивные проблемы лидерства переосмысливались в концепции человеческих отношений (Э. Мэйо, А. Смолл), оставаясь на американской традиции «социологического эксперимента». Так называемые «хоторнские исследования» ознаменовали поворот к изучению влияния групповых факторов. Было выявлено, что лидерские качества могут целенаправленно формироваться: лидерство выступает как носитель социальных изменений, которые позволяют малой группе адаптироваться в новой социальной среде и по возможности избежать конфликтных ситуаций.

В теории интегративного обмена П. Блау, комбинирующей социальный бихевиоризм и социологизм, сделана попытка выйти за пределы чисто поведенческого уровня.1 Процесс обмена, по мнению П. Блау, является последовательным переходом от межличностного обмена к социальной структуре и, далее, к социальному изменению. Оперируя категорией «вознаграждение», Блау приходит к выводу, что внутри малой группы существует конкуренция, социальная дифференциация. Если концепция «человеческих отношений» предложила критерии лидерства на основе «способностей к сотрудничеству» и «бесконфликтному поведению», потенциальные лидеры в теории обмена наделены качеством разделять, используя поощрение: в конечном счете, те, кто располагает наибольшими возможностями поощрения, становятся лидерами. Анализ П. Блау был обращен в равной мере как к эмерджентным (творческим) группам, так и целевым, к которым можно отнести и учебное подразделение в военном вузе.

Существенный вклад в теории лидерства американской социологии был внесен на выявлении недостаточности «рационального лидерства» М. Вебера. Современная социологическая мысль, мультипарадигмальная по.

1 Блау П. Исследование формальных организаций // Американская социология. М., 1972. С. 8. теоретико-методологическим основаниям, исходит из релятивной природы лидерства, анализирует культурно-символические, интеракционистские, коммуникативные и институциональные факторы лидерства. «Прорывным» в исследовании лидерства можно назвать коррелятивный анализ социальных и социально-психологических качеств, выявление механизма трансформации индивидуальных качеств в способности убеждения, ответственности, зависимости, которые воспроизводят социальную практику лидерства.

Российские исследователи Крыштановская О. В., Щербина В. В., Радугин A.A., Кравченко А. И., Шамшурин В. И., Козлова H.H., Григорьев С. И., Тощенко Ж. Т. определили проблему лидерства, как интегральную для социологического анализа проблем переходного периода. Накоплен значительный теоретически и социально практический материал осмысления лидерства в политической, социальной и культурной сферах жизни общества.

Социально — психологическая традиция лидерства опирается на работы Андреевой Г. М., Кона И. С., Теслюка Н. В., Леонтьева А. Н., Рубинштейна СЛ., Платонова К. К., Теплова Б. М. и других. Особенностью подхода отечественных социальных психологов к проблемам лидерства можно назвать соотнесение поведенческих характеристик и мотиваций с глубинными деятельностными и социально — ценностными идентификаторами личности, выявление социальных взаимоотношений, благоприятных для раскрытия лидерского потенциала.

Заслугой российских ученых Волкова Ю. Г., Понеделкова AT., Хунагова Р. Д., Милованова Ю. Е., Самыгина С. И. является установление влияния нормативной, идеологической, структурно — интегральной институциональности на характер и формы проявления лидерства в малой социальной группе. Организационное направление в социологии, связанное с Пригожиным А. И., развивает концепцию функционального предназначения лидерства. Это свойственно работам Радаева В. В., Зубкова С. А., Мостовой И. В., Удальцова М.В.

Российская военная социология также определилась с тематикой лидерства в военных структурах. Егоров Л. Г., Иванов В. В., Ведерников В. Н., Серебрянников В. В., Образцов И. В. квалифицируют лидерство в контексте функционирования вооруженных сил как социальной организации. Лидерство как фактор становления качеств будущего офицера, решающее условие выполнения профессиональных обязанностей, требует интегрального подхода, что выражено в работах Табунова Н. В., Ковалева А. Г., Глоточкина А. Д., Полянского М. С. Военные социологи приходят к выводу, что существует некоторая взаимозависимость между подавлением лидерских качеств, функциональным принуждением и ростом «дедовщины», неуставных отношений. Негативный аспект лидерства обещает быть перспективным, так как современная военная среда подвержена влиянию неформальных контактов (Марченко И.И., Меркулов М.В.).

Обзор широкого спектра научных публикаций, отражающих социологический и социально-психологический анализ лидерства, дает основание утверждать, что существуют «лакуны» в выявлении лидерства как цели и условия межличностных коммуникаций в военной среде на уровне малой группы. Как следствие, конфликтность в воинском коллективе, обусловленная расхождением между функциональным, формальным лидерством и претензиями на лидерство в силу определенных социально — психологических характеристик и наличия достиженческой мотивации. Требуется осмысление моделей оптимизации потребностей социальной организации в лидерах — функционерах и лидерском потенциале малой группы.

Объектом исследования является межличностные коммуникации в малых социальных группах курсантов высших военных учебных заведений МО РФ.

Предметом исследования выступают лидерские качества курсантов военных учебных заведений при межличностных коммуникациях в малых социальных группах.

Целью исследования является анализ характера и направленности лидерства на уровне малой социальной группы в процессе межличностных коммуникаций и способов повышения функциональных характеристик воинского коллектива на основе рационального использования лидерского потенциала малой социальной группы.

Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих исследовательских задач:

1. выявить и охарактеризовать основные социологические подходы в исследовании лидерства и проявлении лидерских качеств на уровне малой социальной группы;

2. определить характер лидерства, его влияние на стабильность и конфликтность межличностных коммуникаций;

3. дать классификацию лидерства на основании критериев эффективности и эмерджентности;

4. проанализировать роль лидерства в вооруженных силах, социальные последствия лидерства для выполнения профессиональных задач и поддержания «воинской солидарности» ;

5. охарактеризовать вторичную социализацию курсантов через формирование лидерских качеств;

6. исследовать позитивные и негативные формы проявления лидерских качеств в межличностных коммуникациях на уровне курсантского учебного подразделения.

Теоретико — методологической основой диссертации являются принципы структурно — функционального, институционального и коммуникативного анализа теории социальных статусов, большое значение придается парадигмальным положениям, разработанным в исследовании социальных и социально — психологических качеств лидерства Ядовым В. А., Радаевым В. В., Ивановым В. В. В диссертации апробирована модель «экстровертного поведения», что позволило выявить процедуры поощрения и стигматизации лидерства в межличностных коммуникациях курсантов.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на известные теоретические положения, сопоставлением полученных данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимным дополнением, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки, репрезентативной выборкой испытуемых.

Гипотеза исследования. Лидерство в малой социальной группе, курсантском подразделении выполняет функцию интеграции для выполнения определенных задач в условиях стабильности межличностных коммуникаций и одновременно предоставляет возможности постепенных изменений социальных статусов и ролей, восходящей социальной мобильности.

Экспериментальной базой были Новочеркасский военный институт связи (НВИС), Военный университет министерства обороны (ВУ МО), Московский военный институт (МВИ). В эмпирическом исследовании были задействованы 268 курсантов различных курсов.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (сентябрь 1999 г. — июнь 2000 г.) — изучение, анализ литературных источников, посвященных проблеме влияния лидерских качеств на межличностные коммуникации в малой группе, разработка модели дифференциации лидерских качеств в межличностных коммуникациях курсантов, составление плана констатирующего эксперимента.

2 этап (июль 2000 г. — октябрь 2000 г.) — осуществлялся выбор инструментария для эмпирического исследования в соответствии с принятой теоретической моделью, обоснование выборки и проведение пилотажного исследования. Проведено эмпирическое исследование с использованием следующих методик: модульная методика диагностики межличностных конфликтов, индивидуально-типологический опросник, экспертный опрос, наблюдение.

3 этап (ноябрь 2000 г. — январь 2001 г.) — статистическая обработка эмпирических данных на ПК, с использованием программ IBM PC-Excel 7.0, Statistica 5.0, их логический анализ и интерпретация, формулировка теоретических выводов и практических рекомендаций, написание текста диссертации.

Научная новизна диссертации может быть сформулирована следующим образом:

1. рассмотрены основные социологические подходы в исследовании лидерства на малой социальной группе, выделены формальные и неформальные аспекты лидерства;

2. проведен анализ лидерства как механизма интеграции и инновации в деятельности малой социальной группы;

3. определен основной тип лидерства на основании критериев эффективности, ответственности, убежденности;

4. охарактеризованы особенности лидерства в вооруженных силах, выявлены две группы лидерских качеств в межличностных коммуникациях — социально-психологические и индивидуальнотипологические, как взаимовлияющие и взаимодополняющие друг друга;

5. проанализированы основные этапы «вторичной» социализации курсантов и условия формирования лидерства в связи с изменением ролевых установок и ценностных предпочтений личности;

6. исследованы последствия унификации межличностных коммуникаций в связи с требованиями нормативности и обоснована модель «развивающейся личности» как адекватной роли лидерства в малой социальной группе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ лидерства целесообразно осуществлять с позиций «рациональной организации» М. Вебера, нормативного детерминизма Т. Парсонса, номинации Р. Мертона: лидерство объясняется в терминах функциональности и интеграции. Достоинством названных позиций можно считать отказ от упрощенного, линейного объяснения лидерства на основе аскриптивности и психологической предрасположенности. Исследование лидерства в малой социальной группе требует признания модели структурирования исходных значений Дж. Мида и социальной дифференциации П. Блау.

2. Лидерство наряду с выполнением функций интеграции и агрегирования интересов оказывает влияние на принятие в межличностных коммуникациях инновационных образцов: стереотип социального поведения преодолевается действиями социальных субъектов, лидеров заинтересованных в достижении престижных позиций через использование формального и неформального социального капитала.

3. Лидерство на уровне малой социальной группы нуждается в иных критериях по сравнению с веберовской классификацией «традиционалиста», «рационалиста», «харизматика». Предлагается схема «экстраверта», «новатора», «коммуникатора», что связано с уровнем институционализации межличностных коммуникаций, характером внешних социальных влияний и социальной референцией малой социальной группы.

4. Лидерство в вооруженных силах определяется эластичностью межличностных коммуникаций и специализированным, функциональным характером социальных взаимодействий. Принцип субординированного социального поведения включает нормативную достиженческую мотивацию: на уровне малой социальной группы в личности формируется авторитарность, навыки и умения командования, ответственность.

5. В малой социальной группе, курсантском учебном подразделении в процессе межличностных коммуникаций интернализируются нормы и ценности военной службы, что коррелирует с определенным набором социально-психологических и индивидуально-типологических лидерских качеств. Обосновывается, что на лидерство претендуют личности с повышенной достиженческой мотивацией и достаточным потенциалом социальной адаптивности.

6. Социальная дифференциация внутри малой социальной группы характеризуется неодинаковостью социально-психологических и индивидуально-типологических качеств курсантов. Исследовательская модель направлена на анализ нивелировки, стандартизации межличностных отношений: лидерство балансирует между «конструктивным конформизмом» и «умеренным инноваторством», при иных условиях возрастает дисфункциональность выраженная в перераспределении лидерских ролей на уровне неуставных отношений, а также отношения механической солидарности, что влечет закрытость к социальным изменениям и ригидностью социального поведения военнослужащих.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования:

1. Методика исследования влияния лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов позволит преодолеть затруднения в работе командиров подразделений и должностных лиц воспитательных структур по снижению влияния «аномийного» лидерства на межгрупповые и межличностные формы взаимодейстия, учебную деятельность и ее результаты в курсантских подразделениях, на развитие личности будущего офицера в целом.

2. Результаты социологического анализа влияния лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов могут быть использованы в военно-педагогическом процессе военного учебного заведения при изучении курсов социологии, психологии и педагогики, а также для разработки учебно-методических материалов, ориентированных на разъяснение роли лидеров в межличностных коммуникациях на уровне военной среды и формирование у курсантов лидерских качеств.

3. Методику исследования влияния лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов целесообразно использовать в ходе повседневной деятельности командиров подразделений и офицеров воспитательных структур, на учебных занятиях, а также в исследовательской практике.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Новочеркасского военного института связи (НВИС) в процессе деятельности командиров подразделений и офицеров воспитательных структур по снижению негативного влияния на групповые и межличностные социальные процессы, общение и результаты учебной деятельности курсантов.

Основные идеи и результаты исследования обсуждались. и получили одобрение профессорско-преподавательским составом кафедр политологии и социологии ИППК при РГУ, гуманитарных и социально-экономических дисциплин НВИС при подготовке научных публикаций по теме исследования.

Теоретические и экспериментальные положения исследования внедрены в учебные программы по дисциплинам «Социология», «Психология и педагогика», используются в процессе, обучения курсантов Новочеркасского военного института связи.

Выводы работы докладывались в ходе учебных занятий с различными категориями военнослужащих, на учебно-методических сборах командного и преподавательского состава НВИС, реализованы в рекомендациях командованию НВИС по совершенствованию профессиональной подготовки курсантов.

Материалы исследования изложены автором в 5 публикациях общим объемом 1,5 п.л.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и 8 приложений. Общий объем диссертации 181 страница.

Выводы по параграфу:

1. На данной выборке при данных условиях значимая корреляционная связь между показателями предмета и объекта проявилась по следующим шкалам: агрессивностьтревожностьмастерство, умелость, квалифицированностьпринципиальность, последовательностьколлективизм, чувство товарищества.

2. Корреляционная связь лидерских качеств: агрессивностьтревожностьпринципиальность, последовательностьколлективизм, чувство товарищества и индивидуального индекса конфликтности является прямой, положительной.

3. Корреляционная связь лидерского качества: мастерство, умелость, квалифицированность и индивидуального индекса конфликтности является сильной, обратной, отрицательной, что свидетельствует о необходимости наращивания усилий по профессионализации межличностных коммуникаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реформирование Вооруженных Сил, усложнение задач, стоящих перед ними, определяют все более высокие требования к профессиональной деятельности офицеров. Основную нагрузку по их обучению, воспитанию, развитию несут высшие военные учебные заведения. Важным моментом в этом процессе является формирование профессионально важных качеств у обучаемых, в их числе и лидерских.

В процессе институционализации межличностных коммуникаций лидерство определяет возможности перехода социальных общностей к новым формам социальной самореализации. В отличие от власти лидер не столько управляет, сколько предлагает членам конкретной социальной группы схемы участия в управлении.

Лидерство не относится к дару божьему, но в нем проявляется сочетание индивидуально-типологических и социально-психологических качеств. Каждый человек может стать лидером, но не каждый становится им: потенциал лидерства неодинаков как на уровне общества, так и на уровне малой социальной группы. Наше диссертационное исследование опровергает мнение об абсолютной управляемости извне или внутреннем беспорядке малой социальной группы.

Лидерство на социальном микроуровне зависит от эффективных совместных субъективных действий. Харизматик, традиционалист, бюрократ едины в признании отдаленности лидера от тех, кто является объектом лидерства, массы индивидов. Малая социальная группа дает шанс на единение лидера и членов группы. Лидер обладает возможностью принимать решения, если уверен, что его действия поддерживаются большинством членов группы. Он должен быть своим, разделять ценности и представления группы, верить в ее коллективное сознание. Иначе мы получаем постоянное соперничество дезадаптированных индивидов.

Лидерство в курсантских подразделениях подтверждает старую истину, что назначение лидера — только первый шаг к признанию лидерства. Интегрированные на основе функциональных критериев, курсанты вовлечены в межличностные контакты, формальные отношения переводятся на язык ценностей и смыслов нативной социальной среды. Для лидера недостаточно отдавать приказы и распоряжения, он должен учитывать мнения подчиненных. Идеальная ситуация совпадения формального и неформального лидерства предсказуема. Подразделение эволюционирует, становится социально зрелым, если курсанты осознают востребованность лидерства в будущей профессиональной деятельности. Наверное, военному сообществу необходимо понимание лидерства как института интеграции: формальный командир может дезорганизовать работу подразделения своим неумением использовать личные и профессиональные качества подчиненных.

Лидерские качества процессуальны: если новобранцы ценят физическую силу и стиль общения, то старшекурсники оценивают профессиональные и коммуникативные качества. Ясно, что требуется формирование лидерства, поддержка в курсантах тех качеств, которые помогают им стать лидерами. И здесь не следует пренебрегать некоторыми игровыми моментами, потому что формализация лидерства отвращает от управления потенциальных лидеров.

В современных условиях курсанты должны осознавать, что от наличия лидерства зависит их социальная и профессиональная карьера, что социально — психологические качества являются обязательным условием профессионального роста, но без достиженческой мотивации трудно добиться социального самоопределения, актуализации личностных способностей и ожиданий.

Малая социальная группа есть кратчайший путь к ценностной гармонии, устраняющей конфликты различных общественных ценностей.

Лидерство является эффективным инструментом утверждения коллективных ценностей профессиональной ответственности в условиях индивидуальной свободы, выбора личностью своих профессиональных и социально — ценностных предпочтений. Быть лидером сложно, но не быть лидером означает невостребованность личности в совместной социальной деятельности, когда успешная работа определяется отношением каждого к своим профессиональным обязанностям.

Лидерство выполняет в обществе и охранительную и стабилизирующую функции: малая социальная группа не может обходиться без внутреннего социального контроля при помощи лидера. Наше исследование показывает, что в современных условиях реформирования российских вооруженных сил лидерство является институтом сбережения и рационального использования психологических и социоадаптивных ресурсов. В зависимости от того, как мы будем относиться к лидерству, реформирование обретет «верхушечный» смысл или превратится в процесс, связанный с изменением условий профессиональной деятельности и ценностных диспозиций военнослужащего.

Вооруженные силы нуждаются в новой генерации лидеров, социально ответственных и имеющих способности к диалогу личностях. Воспитание лидерства реализуется не отдельными пожарными мерами, а связано с поощрением лидерства дифференцированным отношением к социально-личностным и индивидуально-психологическим качествам курсантов.

Для этого предлагаются модульные методики индивидуально-типологического опроса, диагностики межличностных конфликтов. Курсантское подразделение представляет синкретную малую социальную группу и ясно, что ее изучение не может ограничиваться лидерством. Однако, феномен лидерства дает познавательную парадигму дальнейшим.

152 исследовательским усилиям в анализе социальных микрофакторов. Дополнение действующей социологической теории микроуровнем, ведет к позитивным подвижкам в преодолении вечной социологической дихотомии «общество — личность» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологическом исследовании. — М., 1982. -200 с.
  2. Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М., 1996. — 144 с.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990. — 239 с.
  4. Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий //Социс. 2000. № 8.
  5. С.А. Лидерство в межличностном общении в учреждениях интернатного типа: Дис.. .канд. психол. наук. М., 1992. — 165 с.
  6. Американская социологическая мысль: Тексты / Под общ. ред. Добренькова В. И. М., 1994. — 496 с.
  7. .Г. Проблема «человеческого фактора» в управлении // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  8. Г. М. Социальная психология. М., 1988. 324 с.
  9. М.Н. Понятие эффективности и его философский смысл // Ученые записки кафедр общественных наук. Философские и социологические исследования. Вып. 1. Л., 1971. — 46 с.
  10. Ю.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. -М., 1999.-551 с.
  11. П.Аристотель. Рассуждения Аристотелевы о добродетелях и пороках. -СПб., 1787.-45 с.
  12. Аристотель. Этика Аристотеля. СПб., 1908.
  13. И.Афанасьев В. Г., Гименский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества СПб., 1995.
  14. С.А., Львов В. М., Наумов В. В., Оганян K.M. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб., 1999. — 640 с.
  15. С.А. Проблемы диагностики лидерства в учебных группах ввуза / 2-я межвузовская научно-методическая конференция. СПб., 1992.
  16. И.С. Социально-философская антропология. М., 1994. — 256 с.
  17. О.Я. Социально психологические особенности эффективного стиля руководства командиров учебных подразделений: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. — М., 2000.
  18. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. — 366 с.
  19. Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. -Екатеринбург, 2000. 320 с.
  20. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1980. — 263 с.
  21. П. Исследование формальных организаций // Американская социология. -М., 1972.
  22. В. А. Моральные качества личности. Воронеж, 1974.
  23. В.А. Социально психологические свойства личности: Учебное пособие. — Л., 1983.
  24. A.A. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.
  25. Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
  26. Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением: обзор исследований в США // Социальная психология за рубежом. М., 1974.
  27. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб., 1999. — 528 с.
  28. М. Избранные произведения. М., 1990.
  29. М. Избранное. Образ общества. М., 1994. — 792 с.
  30. А.Й. Социально психологическое исследование лидерства в малых группах: Дис.. канд. психол. наук. — JL, 1973. — 153 с.
  31. М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Н.Новгород, 1997.
  32. И.П. Социальная психология малых групп и коллективов: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. Л., 1978.
  33. И.П. Социометрические методы в социально психологических исследованиях. — JL, 1970. — 139 с.
  34. И.П., Емельянов Ю. Н. К критике «теории черт» лидерства // Человек и общество вып. XI. — Л., 1972.
  35. Ю.Г. Личность и гуманизм. Социологический аспект. -Челябинск, 1995.
  36. Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Ростов-н/Д., 2001. — 576 с.
  37. Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов A.B. Социология. М, 2000.
  38. О.Д. Имя и профессия // Социс. 2000. № 2.
  39. Г. Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия // Социс. 2000. № 9.
  40. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  41. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.
  42. .М. Личность и нарушения общения. -М., 1987.
  43. А.О., Ложкин Е. В., Спасенников В. В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операционных аспектов взаимодействия операторов // Психологический журнал. 1986. № 1.
  44. А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991.
  45. В.А. Формирование командирских качеств у курсантов военных училищ: Автореф. дис. .канд. пед. Наук. -М., 1966.
  46. С.Е. Личностный фактор политического лидерства: региональный аспект // Социс. 2000. № 9. С. 136−138.
  47. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис.. канд. психол. наук. -М, 1991. -241 с.
  48. Диагностика индивидуально-психологических качеств личности в процессе общения. СПб., 1995.
  49. И.А. Влияние лидерских качеств на межличностное общение: социальный аспект // Путь в науку. Ростов-н/Д., 2001.
  50. И.А. Лидерство в малой социальной группе как альтернатива homo globalis /У Материалы конференции «Северный Кавказ в условиях глобализации». Майкоп, 2001.
  51. И.А. Социальный порядок как парадигма лидерского поведения в малой социальной группе // Материалы I Всероссийской межвузовской научной конференции «Становление нового социального порядка в России». Краснодар, 2000.
  52. И.А. образ лидерства в современной духовной жизни российского общества // Материалы конференции «Духовные ценности и правовая культура». Ростов-н/Д., 2001.
  53. И.А. Проблема лидерства в малой социальной группе военнослужащих // Материалы конференции «Северный Кавказ: власть и силовые структуры в конфликте генном-регионе». Новочеркасск, 2000.
  54. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994.
  55. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.
  56. Э. Социология и теория познания. М., 1980.
  57. Э. Норма и отклонения // Рубеж. 1992. № 2.
  58. А .Г. О национальной безопасности и военно-политической стратегии государства// Социс. 1994. № 3.
  59. А.Г. Проблемы военной социологии // Социс. 1995. № 1.
  60. Ю.Н. Социально психологическое исследование организаторского потенциала руководителя: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Л., 1975.
  61. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера: Автореф. дис. .докт. психол. наук. — М., 1982.
  62. Н.С. Лидерство в малых группах: Дис.. канд. психол. наук. -Л., 1969. -220 с.
  63. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
  64. Ю.М. Эффективность делового общения. -М., 1988. 77.3енгер X. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать.
  65. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия. М., 1995. — 384 с. 78.3иммель Г. Созерцание жизни. -М., 1996. — 104 с.
  66. В.В. Системный взгляд на природу дедовщины // Социс. 1995. № 1.
  67. В.Н. Социодиагностика общественной жизни. М., 1995.
  68. Н.Ф. Влияние личности преподавателя на курсантов в педагогическом общении: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1982.
  69. Ильчиков М.З.', Смирнов Б. А. Социология воспитания. -М., 1996. 114 с.
  70. Р. Культурный подвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
  71. А. Личность и социальная структура // Американская социология. М., 1972.
  72. A.A., Стрелков Д. Г. Актуальные проблемы социализации молодежи. Н. Новгород, 1994. — 24 с.
  73. Как провести социологическое исследование. М., 1985.
  74. И. Сочинения: т.4, ч.2. М., 1965.
  75. В.О. Социальная коммуникация как фактор формирования ценностных ориентаций военнослужащих. СПб., 1993. — 129 с.
  76. А.Г. Обеспечение социально психологической устойчивости воинских подразделений: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1993. — 207 с.
  77. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. 2000. № 3.
  78. В.П. психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе: лвтореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1979.
  79. М., Стюарт А. Статистические выводы и связи. М., 1973. -899 с.
  80. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации // Социс. 1995. т.
  81. М.М. Социология. СПб., 1910.
  82. A.A. Молодые патриоты и граждане новой России. Социологический очерк. СПб., 1999.
  83. Э.А. Личность как субъект и объект социального развития. -СПб., 1992.
  84. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  85. Л. Основы конфликтологии. -М., 1999.
  86. А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним // Американская социология. ML, 1972.
  87. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д., 1998.
  88. .И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3.
  89. .И. Политологическая теория лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2.
  90. Кричевский E. J1. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2.
  91. E.JI. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. 1977. № 6.
  92. A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982.- 157 с.
  93. В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). М., 1992.
  94. JI.H. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997. -315с.
  95. В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1991.
  96. Т.Н. Социология воспитания. М., 1989.
  97. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980. — 391 с.
  98. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Андреевой Г. М. М., 1972.
  99. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  100. А.Н. О творческом пути Л.С. Выготского // Выготский Л. С. Собр. соч., т. 1 -М., 1982.
  101. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  102. .Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981.
  103. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. -М, 1991. -280 с.
  104. Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.
  105. К. Человек и общество в период преобразования. М., 1991.
  106. М. Технология и эффективность социального управления. -М., 1982.
  107. Д. Общая социология. Ростов н/Д., 1992. — 272 с.
  108. Математические методы в социологии. СПб., 1993.
  109. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений т. 20. М., 1978.
  110. Р. Структура личности // Экспериментальная психология. -М., 1975.
  111. И.В. Происхождение и сущность «дедовщины» в армии // Социс. 1993. № 12.
  112. B.C. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности // Социальная психология личности. М., 1979.
  113. Методики социально-психологической диагностики личности и группы.-М., 1990.
  114. Методы социальной психологии / Под ред. Кузьмина Е. С., Семенова В.Е.-Л., 1977.
  115. Т. О социологии малых групп // Американская социология. -М., 1972.
  116. Ю.Е. Лидерство в малых группах, управлении и политике. Ростов-н/Д, 1996. — 116 с.
  117. Н.К. Герои и толпа. СПб., 1896.
  118. Моделирование социальных процессов. СПб., 1993.
  119. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994. — 250 с.
  120. Моральные ценности и личность. М., 1994. — 176 с.
  121. Дж. Социометрия. М., 1958. — 244 с.
  122. М.П. О религиозности российской молодежи // Социс. 1998. № 6.
  123. П., Нойман II., Шторм Р. Таблицы по математической статистике. М., 1982. — 278 с.
  124. В.Д. Основные свойства нервной системы. М., 1966.
  125. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Андреевой Г. М., Яноушека Я. М., 1987. — 46 с.
  126. И.П. Полн. собр. соч. Т. 5. -М., 1993.
  127. С. Типы морального сознания молодежи // Социс. 1997. № 10.
  128. Т. О структуре социального действия. М., 2000.
  129. В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности (вопросы теории и методики). М., 1991.
  130. A.A. Компетентность в общении. М., 1989. — 216 с.
  131. Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1971.
  132. В.А. Технология карьеры. М., 1995.
  133. М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах: (социально психологическое исследование). Дис.. канд. психол. наук. -М., 1991.
  134. В.Г. Государственный служащий современной России. Социально-политический анализ деятельности и ценностных ориентаций: региональный уровень. Ростов-н/Д., 1997. — 320 с.
  135. Прикладная социальная психология / Под ред. Сухова А. Н., Деркача A.A.-М, 1998.
  136. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.- 159 с.
  137. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера / Под ред. Бархаева Б. П. М., 1998.
  138. Т. Принципы совершенной деятельности. М., 1993.
  139. Рабочая книга социолога. M., 1977.
  140. В.В., Шкоратон О. И. Социальная стратификация. М., 1995.
  141. М.А., Тильмон Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
  142. C.JT. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  143. С.И. Психология менеджмента в системе рыночных отношений. Ростов-н/Д., 1994.
  144. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов-н/Д., 1997.
  145. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
  146. В., Дерюгин Ю. Социология армии. М., 1996.
  147. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.-365 с.
  148. . Технология поведения // Американская социологическая мысль, 1994.
  149. В.В. Боевые искусства Востока как досуговые интересы молодежи // Социс. 2000. № 3.
  150. Словарь прикладной социологии. // Под. ред. Давидюка Д. П. -Минск, 1979.-317 с.
  151. Н. Социология. М., 1994. — 688 с.
  152. A.M. Методы активного обучения. M., 1991.
  153. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998 -512с.
  154. Современная западная социология. Словарь. М., 1990. — 156 с.
  155. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Под общ. ред. Согомонова А. Ю. М., 1992. — 543 с.
  156. Социальная идентификация личности. М., 1994.
  157. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. — 488 с.
  158. С.Г. Социология. Человек как объект и предмет социологического изучения // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6.
  159. . Избранные произведения. М., 1957.
  160. Статистические методы анализа информации в статистических исследованиях М., 1979. — 319 с.
  161. А.Н. Психологические особенности деятельности офицера-связиста в стрессовых ситуациях: Дис.. канд. психол. наук. М., 1990.
  162. .М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М., 1962.
  163. Д. Структура социологической теории. М., 1985.
  164. Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 1994.
  165. А. Опыт конкретно-исторической психологии личности. -СПб., 2000.-288 с.
  166. .Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности. // Социс. 2000. № 2.
  167. А.Ф., Федотова А. П. Социологическая служба.-JI., 1985 -143 с.
  168. А.К. Социологические законы. М., 1975. — 296 с.
  169. Л.И. Психология организаторских способностей. М., 1968.
  170. В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности. Дис.. канд. психол. наук. М-., 1987.
  171. Философский энциклопедический словарь. М., 1989 — 815 с.
  172. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  173. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. -М, 1987.-236 с.
  174. Фрейд 3. Анализ человеческого «Я» / «Я» и «Оно». М., 1990.
  175. Э. Иметь или быть. M., 1993.
  176. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -СПб., 2000.-377 с.
  177. Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.
  178. М. Социальные классы и морфология. М., 2000. — 506 с.
  179. М. Составные части лидерства // Политология вчера и сегодня. Вып. 2. M., 1990.
  180. В.Е. Номинативная шкала личностных качеств // Социологические исследования, 1981, № 2, с. 124 128.
  181. К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 720 с.
  182. Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. M., 1984.
  183. Р.Д. Проблемы рациональности в политике и управлении. -Ростов-н/Д., 1995.
  184. A.C. Социально психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов): Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М&bdquo- 1980.-45 с.
  185. В.И. Отношение призывников к службе в армии по контракту: социальный аспект // Социс. 1994. № 3.
  186. Й. Диагностика психического развития. Прага., 1978.
  187. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. — 234 с.
  188. Т. Социальная психология. Ростов-н/Д., 1998.
  189. П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  190. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления.-М., 1993.
  191. Юл Д.Э., Кендэл М. Д. Теория статистики. М., 1960.
  192. Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973.
  193. В.А. Социологическое исследование, методология, программы, методы. Самара, 1995.
  194. Arguris С. Interpersonal competence and organizational effectiveness. Homtwjd, 111. 1962.
  195. Aron R. La sociologie allemande contemporaine. P., 1935.
  196. Baldwin J.D., Baldwin J.I. Behavior principles in every life 2 Ed Englewood Clists. -N.Y., 1986.
  197. Bales R. Interaction process analysis: A method for the stady of small groups. Cambridge, 1950.
  198. Blake R.R., Mouton J.S., Bryson E. The military leadership grief // Military Review. / 1980. N7. P. 13 36.
  199. Blau P. Exchange and power in social life N.Y., 1964.
  200. Cassidy Tony, Dillon Rhami Type A behavior, problem solving stale and health in male and female managers // Brit. J. Health Psycho. 1977, N 3, V. 217−227 c.
  201. Coole C. Sociological theory and social research. N.Y., 1930.
  202. Fiddler F.E. The contingency model and the dynamics of the leadership process. In: Advances in Experimental Social Psychology. -N.Y., 1978.
  203. Goffman E. Embarrassment and social organization. // American Journal of Sociology, 1956−1957.
  204. Group problem solving. In: Handbook of Social Psychology. N.Y., 1969. V. 4.
  205. Group effectiveness in creative problem. Journal of Psychology. 1966, V. 62, N1.
  206. Hall W.E. Toward a general theory of leadership. Human Relations. 1974, N4, V. 27.
  207. Homans G.G. Fundamental social process. // In NJ Smelser Sociology: -N.Y., 1973.166
  208. Homans G.G. Sentiments and Activities. -N.Y., 1962.
  209. House R.J., Mitchell T.R. Path goal of leadership. -N.Y., 1975.
  210. Keri S., Schriesheim C.A., Murphy C., Stogdill R.M. Toward a contingency theory of leadership based up on consideration and initiating structure literature. -N.Y., 1974. V. 12.
  211. Lilcert R. New patterns of management. N. Y., 1961.
  212. Mayo E. The social problems of an industrial civilization. Boston, 1945.
  213. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934.
  214. Moor W.E. Sosial change. Englewood, 1963.
  215. Morse N.C., Reamer E. The experimental change of major organizational variable. Journal of abnormal and Social Psychology. 1956, N 1. V. 52.
  216. Selvin H.C. The effects of leadership. N.Y., 1960.
  217. Stogdill R.M. Handbook of Leadership. N.Y., 1974.
  218. The nature of group cohesiveness. N.Y., 1968.
  219. Victor H. Room and Philip W. Yetton. Leadership and Decisionmaking. University of Pittsburgh Press. Pittsburgh, 1973.
  220. Wilpert B. Organizational behavior// Anna. Pev. Psycho. 1995. V.46.1. ОПРОСНЫЙ лист
  221. Уважаемые товарищи С целью изучения взаимоотношений в коллективе просим вас оценить членов вашего коллектива. Оценк, а дается в шкале +5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5.
  222. При оценке можно использовать любой балл, например +4, +1, 0, -1, -3 и др.
  223. Оцените ваше отношение к каждому члену вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:5 отношусь в высшей степени положительно-1. О отношусь нейтрально--5 отношусь в высшей степени отрицательно-т.о. трудно оценить.
  224. Оцените, как к вам, на ваш взгляд, относится конкретный член вашего коллектива, в шкале от +5 до -5, где:5 отношусь в высшей степени положительно-1. О отношусь нейтрально--5 отношусь в высшей степени отрицательно-т.о. трудно оценить.
  225. Оцените выполнение должностных обязанностей каждым членом вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:5 отлично знающий дело, умеющий организовать свою работу и работу подчиненных, очень работоспособный-
  226. О качество выполнения должностных обязанностей среднее--5 совершенно не знающий дела, не умеющий его организовать, не работоспособный-т.о. трудно оценить.
  227. Оцените нравственные качества каждого члена вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:5 человек исключительно порядочный, честный-
  228. О нравственные качества не выраженыни в положительную, ни в отрицательную сторону--5 человек исключительно непорядочный, нечестный-т.о. трудно оценить.
  229. Оцените профессиональные знания каждого члена вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:5 обладает отличными профессиональными знаниями-
  230. О уровень профессиональных знаний средний--5 не обладает практически никакими профессиональными знаниями-т.о. трудно оценить.
  231. БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ !
  232. БЛАНК ОЦЕНКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
  233. Выделите выбранный вами вариант работы с бланком:
  234. A) Работаю по предложенному вами списку, моя фамилия в списке под №-
  235. Б) Работаю по списку, но не подписываюсь-
  236. Себе ставьте оценки, близкие к нейтральным.1. Мое отношение к:1. Шкала 5 + 4 + 3 + 2 г+ 1 0 -1 -2 -→ — :> -4 51
Заполнить форму текущей работой