Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная роль руководителя в системе организационно-управленческих процессов отраслевых структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономическое направление в решении этих проблем связано, прежде всего, с появлением в 20 веке специализированной науки управленияменеджмента. Основателем этой науки называют теоретика и практика организационно-управленческих процессов Ф. Тейлора, который внес в систему организации и управления производственных процессов свою теорию рационализации. Главная направленность этой теории заключалась… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Социологическая концепция социальной роли руководителя в системе управленческой деятельности
    • 1. 1. Социальная роль руководителя: базисные принципы, специфика, субъектно-объектные взаимодействия
    • 1. 2. Отраслевые структуры как вид социальной организации
    • 1. 3. Статусно-ролевые функции руководителя отраслевых социальных организаций
  • 2. Организационно-управленческие процессы отраслевых структур на современном этапе развития России
    • 2. 1. Общие закономерности организационно-управленческих процессов,
    • 2. 2. Социально-экономическая обусловленность специфики организационно-управленческих процессов з нефтяной промышленности
  • 3. Принципы и методика исследования личностных качеств руководителя как основы реализации его статусно-ролевых функций
    • 3. 1. Разработка инструментария исследования личностных качеств руководителя
    • 3. 2. Критерии эффективности деятельности руководителя
    • 3. 3. Индикаторы измерения эффективности деятельности руководителя
  • 4. Социологический анализ социальной роли руководителя
    • 4. 1. Индивидуальный портрет руководителя как субъекта динамики нефтяных отраслевых структур
    • 4. 2. Социальный портрет руководителя (по результатам экс

Социальная роль руководителя в системе организационно-управленческих процессов отраслевых структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Трансформация социально-экономических и социально-политических отношений последнего десятилетия XX в. вызвала необходимость теоретического осмысления происходящих процессов, как важнейшей основы выявления тенденций перспективного развития России. Это и обусловило появление многочисленных публикаций, посвященных анализу причин распада советского общества. Раскрывая системность факторов, детерминирующих глобальность и направленность изменений, затронувших все сферы жизнедеятельности общества, обществоведы акцентируют внимание на приоритетности либо макроэкономических, либо политических воздействий.

Рассмотрение же влияния на динамику общества формы и содержания деятельности управленческих структур, как правило, ограничивается политической властью. В тени остаются организационно-управленческие процессы отраслевых структур, в том числе личностные характеристики их руководителей. В то время как именно от них во многом зависит не только эффективность и жизнеспособность той или иной отрасли, но и перспективы развития российского общества в целом. Особенно значимыми для стабилизации современной социально-экономической ситуации и ее улучшения являются успешное руководство и результативность деятельности таких ключевых для экономики добывающих и перерабатывающих промышленных структур как нефтяная, газовая, горная и др.

Поэтому выбор диссертанта пал на проблему организационно-управленческой деятельности отраслевых (нефтяных) структур при вычленении в качестве предмета — статусно-ролевых функций руководителя, прежде всего, социальных.

Актуальность данной постановки проблемы в диссертационном исследовании подтверждается явно недостаточной степенью изученности 5 социальной роли руководителя отраслевых структур, о чем свидетельствует проведенный диссертантом анализ литературы, посвященный различным аспектам деятельности управленческих систем.

Научные концепции таких феноменов, как власть, лидерство, менеджмент, руководство, элита, можно классифицировать по различным признакам. В диссертации классификация проводится по предметно-дисциплинарному признаку. В этой связи выделяются следующие основные направления: философское, социологическое, социально-психологическое, экономическое, которые придают свою специфику вышеперечисленным понятиям при разработке авторами категориального аппарата и осмыслении значимости его в познании социальной действительности.

Так представители философского направления (Конфуций, Платон, Аристотель, Ж. Боден, Т. Кампанелла, Дж. Вико, Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Бебель, П. Барт, П. Боранецкий, Н. Бердяев, Ф. Теннис, К. Мангейм, С. Булгаков. П. Лавров, Н. Михайловский, Р. Дарендорф, Г. Ашин, А. Карпушин, Ю. Федоров и др.), по-разному трактуя содержание категорий власти, элиты, лидера и др., базировались на общефилософском понимании самого процесса управления как неотъемлемой стороны становления и развития человеческого общества, и отдельных социальных общностей в частности. Характеризуя субъект управления, будь это общность ли, в целом, группа личностей или отдельная личность, философы наделяли этот субъект властными полномочиями, как обязательным атрибутом управления, при этом по-разному рассматривая источник власти (Бог, высший дух, народ, отдельные группы, личности и т. д.).

Социально-психологическое направление (Г. Андреева, О. Березки-на, И. Волков, Л. Гозман, Г. Дилигенский, Н. Жеребова, В. Зацепин, М. Лоринг, Б. Парыгин, А. Свеницкий, К. Левин, С. Миллер, В. Крамник, Б. Рейвен, А. Маслоу и др.) вычленяет из проблемы: «управление — общест6 во» личностные характеристики субъекта и объекта властных воздействий. Отсюда, основной акцент на ментальность героя и толпы, на различные методы воздействия лидера на массы. Например, рассматривая стратегии самопрезентации политического лидера, В. Рейвен вычленяет такие, как очарование, запугивание, подчеркивание общности, самодемонстрация и др. Стратегия воздействия, по мнению психологов, находится в прямой зависимости от легитимности или узурпированности власти, а также конкретной общественной ситуации (экстремальная, обычная, успешная, кризисная и т. д.). Определенная группа социальных психологов, рассматривая взаимодействие лидера и подчиненных на уровне малых групп независимо от отраслевой принадлежности, обосновывают эффективность управленческой роли лидера спецификой психических процессов в системе субъект-но-объектных отношений конкретной группы (И. Кон, Ч. Кули, К. Левин и ДР-).

Экономическое направление в решении этих проблем связано, прежде всего, с появлением в 20 веке специализированной науки управленияменеджмента. Основателем этой науки называют теоретика и практика организационно-управленческих процессов Ф. Тейлора, который внес в систему организации и управления производственных процессов свою теорию рационализации. Главная направленность этой теории заключалась в разработке методов профессионального отбора кадров, их обучения, расстановки для достижения партнерского сотрудничества руководителя и подчиненного. Эта теория заложила фундамент социального управления в структуре промышленных предприятий. Подход Тейлора был продолжен административной теорией А. Файоля с предложенными им 14 принципами управления, среди которых наряду с порядком, равенством, инициативой, развитием корпоративного духа, был принцип необходимости подчинения индивидуальных интересов общей цели предприятия. Идеи Ф. Тейлора, А. Файоля, А. Рейли, Г. Саймона о необходимости введения в качестве главного закона организационно-управленческих процессов принципа координации, где главным субъектом, реализующим этот принцип, выступает лидер и его команда, были развиты такими теоретиками менеджмента 50−80-х годов 20 столетия, как Д. Макгрегор, В. Шмидт, Р. Лайкерт с их теориями стилей руководства, и нашли своеобразное завершение в работах таких авторов классических курсов по менеджменту, как П. Друкер, М. Мескон, Д. Грейсон, И. Ансофф, К. СГДелл, Д. Борман и др. В России основоположником управленческой науки можно считать А. Богданова. Среди современных авторов по менеджменту большой интерес представляют работы Р. Акбердина, А. Кибанова, А. Атаева, В. Бовыкина, А. Богатко, Э. Короткова, А. Егоршина и др. Характерной чертой этого направления является ориентация деятельности руководителя и всей организационно-управленческой системы на экономические показатели. Партнерство руководства и подчиненных, реализация доктрины «человеческих отношений» Э. Мэйо, формирование мотивационной структуры деятельности работника рассматриваются представителями этого направления как необходимое средство достижения главных целей предприятия — экономической.

Несколько по-иному подходят к решению проблемы руководитель-подчиненный в организационно-управленческих процессах социологиГв классических социологических теориях (М. Вебер, Т. Адорно, Г. Маркузе, П. Сорокин, Т. Парсонс, X. Шельский, Р. Арон, Э. Фромм, Б. Бернхэйм, Г. Зиммель, В. Парето, Г. Тард, Р. Михельс и др.) заложены основы понимания статусно-ролевых функций руководителя как социальных, и самого организационно-управленческого процесса, как управления личностями и социальными общностями в их интересах. Идеи классиков нашли свое развитие в фундаментальных работах ведущих российских теоретиков в области социологии управления таких, как Ж. Тощенко, В. Давыденко, М. Руткевич, А. Здравомыслов, 3. Голенкова, А. Силин, О. Барбаков, Ю. Волков, Р. Яновский, В. Гречихин, Г. Давидюк, В. Ядов, В. Мансуров, Р. Рывкина, Т. Заславская, Н. Дряхлов, В. Бакштановский, А. Кравченко, Т. Гви-шиани, Л. Аверьянов, И. Бестужев-Лада, А. Пригожин, Г. Осипов, Д. Су-хиненко и др.

По мнению диссертанта, подход к управлению с позиций социологического анализа субъектно-объектных отношений существенно отличает его сторонников от теоретических взглядов представителей других направлений. Такое социологическое видение проблемы особенно значимо на современном этапе развития человечества с его глобализацией и доминированием информационной технологии. Именно этот подход дает возможность преодолеть тенденцию превращения человека в роботоподобное существо, являющееся объектом политического манипулирования и инструментом получения прибыли субъектов управленческих процессов в отраслевых структурах.

Проведенный в диссертации анализ многоплановой литературы по проблемам субъектно-объектных отношений в организационно-управленческих процессах показал, что до сих пор нет четкого разделения содержания категорий субъектов управленческой деятельности. И пока нет работ, в которых бы были представлены результаты теоретико-прикладного исследования социального взаимодействия руководителя и подчиненных в системе управленческой деятельности отраслевых структур. Такого типа работы рассматривают обычно отношение к политическим руководителям — взаимодействие лидера и масс, героя и толпы. Современная ситуация в России, ее стабильность и динамика в значительной мере определяется не только и не столько государственными политическими руководителями, сколько «промышленными генералами». Необходимость в/разработке идеальной модели личностных качеств такого руководителя, ориентирующей его на гуманистическое выполнение своей социальной роли во имя интересов и потребностей человека/ и недостаточ9 ное изучение социальной роли руководителя отраслевых структур определило выбор диссертантом темы исследования.

Объектом исследования являются организационно-управленческие процессы отраслевых структур

Предмет исследования — социальная роль руководителя отраслевых структур.

Цель диссертационного исследования — разработка концептуальной модели социальной роли руководителя отраслевой структуры и механизма ее реализации.

Поставленная цель выполняемой работы конкретизируется следующими задачами:

— уточнение категориального аппарата;

— систематизация принципов статусно-ролевых функций руководителя;

— определение отраслевой структуры как социальной организации;

— разработка методики социологического анализа личностных качеств руководителей как основы реализации их статусно-ролевых функций;

— формирование индивидуального и социального портретов руководителей различного уровня управления в отраслевой нефтяной структуре;

— разработка прогнозной модели личностных качеств руководителя, необходимых для реализации его статусно-ролевых функций.

Теоретической и методологической основой работы послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области теорий социологии управления, политики, экономики, социальной психологии, развития неравновесных систем, системных подходов к обществу, моделирования социальных процессов.

Эмпирическая база и методы исследования. В качестве нее выступили законодательные акты Российской Федерации по нефтяной отрасли, документы органов государственного, регионального и местного управления по.

10 вопросам управления нефтяными структурами, данные органов статистики по социально-экономическому развитию нефтяных компаний, регионов, где эти компании работают, вторичный анализ материалов исследования российских и зарубежных социологов по проблемам управления обществом, в целом, управления предприятиями, в том числе, нефтяными, по вопросам взаимодействий руководителя и подчиненных на предприятиях, а также результаты проведенных автором и при участии автора экспертных опросов в различных нефтяных компаниях, среди специалистов и ученых в области управления Тюменской области, г. Тюмени, которые проводились на основе формализованных анкет, разработанных автором, так и в режиме свободного интервью.

В процессе исследования автор сформулировал, методологически обосновал и методически решил ряд положений, которые в целом определяют научную новизну работы:

— проведено уточнение категориального аппарата, в том числе таких ключевых для решения поставленной проблемы понятий, как «руководитель», «менеджер», «лидер», «элита», «социальное управление», «социальная роль руководителя», «социальное взаимодействие» и др.;

— систематизированы парадигмальные принципы статусно-ролевых функций руководителей;

— доказано, что отраслевое предприятие является социальной организацией и определен в качестве основного для такой организации — человеческий ресурс;

— выявлена специфика организационно-управленческих процессов нефтяной промышленности;

— разработана методика социологического анализа личностных качеств руководителей как основы реализации их статусно-ролевых функцийи.

— на основе контент-анализа прессы и экспертного опроса составлены индивидуальный и социальный портреты руководителей различного уровня управления в отраслевой нефтяной структуре;

— разработана прогнозная модель личностных качеств руководителя, необходимых для реализации его статусно-ролевых функций. Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его материалов при разработке системы взаимодействий руководителя и подчиненных при управлении отраслевой структурой, в возможности формирования модели реализации социальной роли руководителя через его статусно-ролевые функции, а также в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области социологии, управления предприятиями и др.

Материалы и результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы в курсах социологии, менеджмента и в практике управления отраслевыми структурами любого уровня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование, анализ литературных источников, статистических материалов, а также собственные социологические исследования позволяет автору работы сделать ряд соответствующих выводов.

Во-первых, социальная роль руководителя как социальное воздействие в процессе взаимодействия можно характеризовать как многоаспектное действие, направленное, как правило, не только и не столько на множество отдельных индивидов, а на социальные группы, входящие в определенную организацию. По принципу характера действия, социальное воздействие руководителя — это, прежде всего, сознательное, целенаправленное, многостороннее взаимодействие, состоящее из различных по длительности актов (действий), предусматривающих активизацию объектов воздействия (личностей и социальных групп) на основе стимуляции интересов, потребностей, формирования ценностных ориеитаций для повышения эффективности результатов взаимодействия. ^.

Во-вторых, ключевым понятием трактовки диссертантом социологической концепции социальной роли руководителя в системе управленческой деятельности является социальное действие (воздействие) субъекта процесса управления, направленное на специфический объект — личность и социальные группы в рамках определенной формально институированной организации, созданной для удовлетворения общественно значимых потребностей. При этом возникает особый вид взаимодействия — социальное взаимодействие, где степень активности субъекта и эффективность его деятельности обу.

304 словлены преобразованием объекта в равноправного субъекта интеракцион-ного процесса.

В-третьих, подход к социальной роли руководителя, связанный с пониманием его управленческой функции, как управления людьми — субъектами деятельности общества, отрасли, подразделений и т. д. и важнейшими ресурсами — человеческими, единственно способными сохранять, изменять, умножать все другие ресурсы (а при антисоциальном и неэффективном управлении их разрушать и уничтожать) представляет собой один из ведущих базисных принципов социологической концепции социальной роли руководителя.

В-четвертых, значимость нравственной мотивации субъектов социального взаимодействия в отраслевых социальных организациях обусловлена, на взгляд диссертанта, такими существенными базисными принципами социологической концепции социальной роли руководителя как: во-первых, необходимостью для реализации этой роли формирования ценностных ориента-ций обоих субъектов социального взаимодействия на основе восприятия другого как своей личностной цели, а не средстваво-вторых, формированием ценностной ориентации отраслевой социальной организации по принципувсе ее работники (от первого руководителя до каждого исполнителя) — цель, а не средство общепроизводственной деятельности, и, наконец, в-третьих, этот принцип — человек-цель, а не средство, должен быть ведущим в обществе, для всех его социальных институтов, включая политику, право, экономику и т. д., и, следовательно, всех социальных организаций, регулируемых нормами соответствующих социальных институтов. Именно эти принципы, по мнению •автора диссертации, определяют социальную направленность статусно-ролевых функций руководителя всех структур, в том числе и отраслевых.

В-пятых, автор диссертационного исследования определяет системный организационно-управленческий процесс отраслевой структуры как трехуровневую систему взаимодействия субъекта и объекта управленческого воздействия со своими статусно-ролевыми функциями структурированную в социализированное агентство социального института управления как аппарат управления отраслевой структурой. Собственно организационно-управленческим процессом можно назвать определенные методы, мероприятия и конкретные действия, осуществляемые субъектом управления для оптимизации процесса достижения поставленной субъектом управления управленческой цели и реализации ее (цели) в функциональных действиях объекта управления в интересах всех социальных групп и каждой личности отраслевой структуры.

В-шестых, разработка социологической концепции социальной роли руководителя отраслевой структуры дала возможность разработать принципы моделирования статусно-ролевых функций руководителя как субъекта организационно-управленческого процесса на основе результатов авторского социологического исследования.

Проведенный социологический анализ исследования социальной роли руководителя во взаимосвязи с его статусно-ролевыми функциями, а также результаты экспертного опроса и контент-анализа личностных качеств руководителя отраслевой структуры (в данном случае, нефтяного предприятия) позволили диссертанту не только построить поисковые модели личностных качеств руководителя разного уровня управления, но и определить важнейшие закономерности, которые способствуют или, наоборот, мешают выполнению руководителем социальной роли.

В-седьмых, на основании проведенного в первой главе социологического анализа автор считает, что руководитель, то есть тот, кто стоит во главе социальной организации, должен быть одновременно профессионально подготовленным менеджером и лидером. Тогда при определенных условиях, когда его статусно-ролевые функции реализуются специальным набором личностных качеств, руководитель может быть причислен к категории элиты. На взгляд автора, именно управленческая элита может исполнить социальную роль руководителя организации. Поэтому автор предлагает принципы формирования такой элиты в социальном прогнозном моделировании личностных качеств руководителя отраслевой структуры. Особенность сформированных автором моделей формирования комплекса личностных качеств управленческой элиты заключается в том, что, субъект моделирование: качественные составляющие руководителя (руководитель, менеджер, лидер) в качестве объекта берет самого себя (комплекс личностных качеств, присущих каждой составляющей), а затем формирует один общий сгруппированный комплекс личностных качеств управленческой элиты. При наличии обратной связи для корректировки комплексов, модели получаются достаточно мобильными, приспосабливаемыми к современным и будущим условиям деятельности отраслевых социальных организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Я. Социология: что она знает и может. — М.: Социолог, 1993. — 119с.
  2. Р.З., Кибанов А. Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учеб. пособие. М.: ГАУ, 1993.
  3. Актуальные проблемы социологии управления (Материалы «круглого стола») // Социол.исследов. 1998. — № 2. — с. 98−107.
  4. С. Неформальные отношения в процессе производства: взгляд изнутри // Социологические исследования. -1995. № 2. — с. 12−19.
  5. Н. Эволюция систем управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2. — с. 103 — 107.
  6. О.Б. Обследование и диагностика организационных структур // Городское управление. -1998. № 11. — С. 23−27
  7. A.A. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. М.: Мысль, 1978. — 295 с.
  8. Американская социологическая мысль. Мертон Р. и др. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1994. — 496с.
  9. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.- 376 с.308
  10. П.Андрианов Д. Л., Ярушкин И. Б., Гилев А. Б., Ширай И. В. Использование имитационных моделей при прогнозировании социально-экономических последствий реструктуризации отрасли. //Прогноз. -1999.-№ 3.- с.34−53.
  11. .А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. — 136 с.
  12. И. Новая корпоративная стратегия. С.-Петербург: Питер, 1999.-416 с.
  13. К.Д. Качественный регрессионный анализ в социологии (методическое пособие). М.: Наука, 1990.- 230 с.
  14. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс и Универс, 1993.-608с.
  15. В. Е. Стратегическое планирование на предприятии. Учеб. пособие. С.-Петербург: С.-Петербург, ун-т экономики и финансов, 1992.54 с.
  16. A.A. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. -М.: Экономика, 1988. -251 с.
  17. Ф.Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства. М.: Экономика, 1971. — 76с.
  18. A.C. Россия: критика исторического опыта (социокультурный словарь). М., 1991. — 257с.
  19. Н.П. Теория социального управления. Киев, 2000. — 178с.
  20. В. Менеджмент и стратегическое управление. Учеб. пособие. Москва: Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана, 1998.- 24 с.
  21. К.А., Бусыгин В. П. Математика плановых решений. М.: Наука, 1980.-224 с.309
  22. К. А., Матюшок В. М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика). Москва: Российский университет дружбы народов, 1999.- 183 с.
  23. Т. 3., Голикова И. В. Социально-психологические и организационные основы управления персоналом Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 1997.
  24. К.Г., Мансуров В. А. Интеллигенция и власть. М.: АН СССР, 1991.- 190 с.
  25. К.Г., Барбаков О. М. Социум и личность: методология взаимодействия //Налоги, инвестиции, капитал. 2000. — № 5−6. — с. 2−12.
  26. В.А., Голобокова Г. М., Юлбин М. Менеджмент. Учебно-методическое пособие. Магадан, Международный Педагогический Университет в г. Магадане (Россия) Университет Штата Аляска г. Ан-коридж (США), 1997 — 76с.
  27. Е.Е., Воропаева Ю. А., Долгов П. П., др. Многокритериаль-ность и неопределенность в задачах планирования экономической деятельности предприятий. Учеб. пособие. С.-Петербург: С.-Петербург, гос. техн. ун-т, 1998, — 39 с.
  28. Г. С., Девятко И. Ф. Миф о «качественной социологии //Социологический журнал.- 1994. № 2. — с.28−42.
  29. В. О промышленных предприятиях //Русский вестник. -1856.- № 3.
  30. С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования //Социология: 4 М. -1991. № 2. — с. 5−19.
  31. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. Москва: Статистика, 1980.- 263 с.310
  32. П. Исследование формальных организаций /В кн.: Американская социология. М., 1972.
  33. Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев: Наукова Думка, 1990.- 240 с.
  34. В. И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). М.: Экономика, 1997. — 368с.
  35. А.Н. Системы управления развитием предприятия (СУРП). -М: Финансы и статистика, 2001. 240 с.
  36. А. А. Всеобщая организационная наука (тектология). 4.1. -С.-Петербург: Изд-во М. И. Семенова, 1912.- 255 с.
  37. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. М.: АО «Ассиана», 1996. — 204 с.
  38. В. Г. Математические методы оптимального управления. -Москва: Наука, 1966.- 346 с.
  39. Г., Стефано П. Гибкий менеджмент фактор рентабельности /Пер. с итал. — М.: Экономика, 1990. — 126 с.
  40. Д., Воротина JL, Федерман Р. Менеджемент: предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург, 1992. — 910с.
  41. А. М. Власть в городе. М.: Знание, 1995. — 224с.
  42. П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко.-М.: 1993.-336с.
  43. С.М., Крысин Н. И. Роль нефтяной промышленности в развитии экономики городов Тюменского Севера. Тюмень: Вектор Бук, 2000. — 140 с.311
  44. С.М. Резервы повышения эффективности управления в нефтяных компаниях// Горный вестник. 1997. — № 3. — с.86−92.
  45. К. Будущее России: возможное, невозможное. Вопросы экономики, 1994, № 4.-с. 16−17.
  46. Г. В.Д.Шашин и развитие науки. М.: Научно-техническое общество нефтяников и газовиков им. акад. И. М. Губкина, 1996.
  47. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -880 с.
  48. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  49. М. Хозяйство и общество /В кн.: Арона Р. Развитие социологической мысли. М.: Изд-во «Прогресс», 1993. — с. 546−561.
  50. П. Искусство менеджмента. Новые идеи для мира хаотических перемен /Пер. с англ. М.: Новости, 1993. — 224 с.
  51. Вексельберг К //Компания. 2001. — № 41
  52. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. — 496с.
  53. В. А. Организация стратегического управления на предприятии. Москва: Центр экономики и маркетинга, 1996.- 147 с.
  54. О. Стратегическое управление. Учебник для студентов по спец. и направлению Менеджмент. Москва: Гардарика, 1998.- 292 с.
  55. Н.М. И проснешься боссом: Справочник по психологии управления: В 3 кн. Новосибирск: Экор, 1994. — 554 с.
  56. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для ВУЗов./ Под ред. Проф. В. И. Добренькова. М.: Гардарика, 1998. — 432с.
  57. Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы //Социол.исслед. 1997. — № 1. — с.22−33.312
  58. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. — 222с.
  59. В.И., Лезина З. М. Голосование в малых группах. Процедуры и методы сравнительного анализа. М.: Наука, 1991. — 192 с.
  60. Ворет И, Ревентлоу П. Экономика фирмы. Учебник. М.: Высшая школа, 1994. — 272 с.
  61. М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: «Советская Россия» совм. С МП «Октябрь», 1991. — 624с.
  62. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер .- М.: Дело, 1990. -292 с.
  63. A.C. Моделирование и прогнозирование в социальном управлении /Учебное пособие. Тюмень, ТюмГНГУ, 2001. — 110 с.
  64. A.C. Эффективность социального управления Тюмень, Вектор Бук, 2001.
  65. И. Ярмарка тщеславия: Консолидированные итоги работы нефтяных компаний в 2000 году //Нефть и капитал. 2001. — № 12. — с.65−70.
  66. . Этические ценности капиталистической формации и реформирование социализма// Этика бизнеса. М.: МГУ, 1992. — с. 20−24.
  67. Гвардейцы капитала //'Эксперт. 2000. — № 18.
  68. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. -СПб.: У ЭФ, 1995.-216 с.
  69. Л.Н. Менеджмент. Учебник. М. «Банки и биржи». ЮНИТИ, 1995.- 480с.
  70. С. В очередной раз на те же грабли? (К оценке стратегии развития Российской Федерации до 2010 года Фонда «Центр стратегиче313ских разработок»)./Российский экономический журнал, № 5−6, 2000. -с.10−41.
  71. В. В., Глущенко И. И. Исследование систем управления. -Железнодорожный, Моск. Обл.: НПЦ «Крылья», 2000.- 416 с.
  72. В.А., Яковлев И. Л. Менеджмент: социально- гуманитарное измерение. СПб: ИЭУ, 1996. — 15 с.
  73. Годовой отчет ЛУКОЙЛ за 2000 г. -М., 2001.
  74. Годовой отчет Славнефть за 2000 г. М., 2001.
  75. Годовой отчет Сургутнефтегаз за 2000 г. М., 2001.
  76. Годовой отчет ТНК за 2000 г. М., 2001.
  77. Годовой отчет ЮКОС за 2000 г. М., 2001.
  78. Дж. Теории революции, революции 1989−1991 годов и траектория развития «новой» России./Вопросы экономики, № 1, 2001. -с.117−124.
  79. З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в Рос-сии./Социологические исследования, № 10, 1998. с.77−84.
  80. Е. Альтернативный социологический словарь. Киев: Ин-т социологии НАН Украины, 2000. — 46с.
  81. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП «Сувенир», 1993. — 487 с.
  82. М. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело, 1993. — С. 164−168.314
  83. Н. Б., Минько Э. В., Прохоров В. И. Методы исследования операций в моделировании организационно-экономических задач. Учеб. пособие для вузов. Москва: МАИ, 1992.- 239 с.
  84. Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. -Москва: Экономика, 1991.- 282 с.
  85. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: МГУ, 1988. — 232с.
  86. Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право. Интегрированные системы управления. Москва: ЭКМО, 1998.- 336 с.
  87. Г. П.- Прикладная социология. Минск: Вышэйн. школа, 1979. — 220с.
  88. В. И. Механизмы группового выбора. Москва: Наука, 1991.172 с.
  89. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. -М.: Финансы и статистика, 1997. 368 с.
  90. П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. Москва: Фаир-Пресс, 1998.- 288 с.
  91. П. Практика менеджмента. М.-С-Пб.-Киев: Издат. Дом «Вильяме», 2000. — 398 с.
  92. П. Задачи менеджмента в XX: пер. с англ.: уч. пос. Москва.: изд. Дом «Вильяме», 2000. — 272 с.
  93. У. Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Москва: Дело, 1996.- 271 с.315
  94. JI. И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США (теория и практика формирования). Москва: Наука, 1983.- 350 с.
  95. А.П. Управление персоналом. 2-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 1999.-624 с.
  96. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Вып.2 /Госкомтруд СССР. — М.: Экономика, 1989. — 27с.
  97. Еженедельник «Профиль» подборка материалов за 1999−2001 годы.
  98. H.A., Хидекель Б. З. Словарь социально-политических терминов. Ростов-на-Дону, 1995. — 67с.
  99. В. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. Учеб. пособие. Москва: Финпресс, 1998.- 192 с.
  100. П. В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М.: Российская экономическая академия, Деловая книга, 1998. — 232 с.
  101. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 2000 — 576с.
  102. Журнал «Эксперт» подборка материалов за 1995−2001 годы.
  103. Журнал «Компания» подборка материала за 1999−2001 годы.
  104. Журнал «Деловые люди» подборка материалов за 1998−2001 годы.
  105. Т.И. Перестройка как социальная революция /Социология перестройки. М.: Наука, 1990. — 32с.
  106. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. — 448 с.
  107. А.Г. Методология и процедура социологического исследования. М.: Мысль, 1969. — 208 с.
  108. В.В., Ленский Е. В. Задачи и организационные основы менеджмента. М.: ТОО «Корона-принт», 1996. — 256 с.
  109. Дж., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. М.: Дело, 1993. — 304 с.
  110. А. М. Рынок и стратегия развития предприятия. С. Петербург: С.-Петербург, ун-т экономики и финансов, 1993.- 164 с.
  111. B.C., Богачев В. Ф., Осипов А. П. Кадры хозяйственный руководителей. Л.: Лениздат, 1982. — 182 с.
  112. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу /Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Е. Шереги. М.: Политиздат, 1990.-288 с.
  113. Р. Рубежи менеджмента. Книга о современной культуре управления. Москва: Олимп-Бизнес, 1999.- 302 с.
  114. A.M., Оленев Н. И., Примак А. Г., Фалько С. Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 1998. — 256 с.
  115. . Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы /Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991. -239 с.
  116. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих /Госкомтруд СССР. М.: Экономика, 1987. — 221 с.
  117. Дж. Модели и эксперименты в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. — 269с.
  118. Е.М. Курс лекций по социальному управлению коллективом. Хабаровск, 2001.317
  119. В.И. Искусство управления. Учебник. М.: Издательство Бек, 1997.-288с.
  120. М. И., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями. Учеб. Пособие. С.-Петербург, ун-т экономики и финансов. С. Петербург: Любавич, 1996.
  121. В.Д. Управление организационной культурой. М.: Изд-во МГУ, 1991.-186 с.
  122. В.П. Курс лекций по менеджменту. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998.-210 с. 125. Коммерсантъ. март 2001.126. Компания. 2001. — № 14.
  123. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 384с.
  124. Т.К. Государство на различных этапах трансформации командно-административной системы в социально рыночное хозяйство. /Вестник Московского Университета. Серия 6: Экономика, № 2, 2001. -с.57−74.
  125. Я. «Путь к свободной экономике»: десять лет спустя (переосмысливая пройденное)./Вопросы экономики, № 12, 2000. с.41
  126. Э.М. Концепция менеджмента: М.: Инжиниринго-консалтинговая компания «Дека», 1997 304 с.
  127. Э.М. Исследования систем управления. М.: Дека, 2000. -288 с.
  128. П., Норт Д., Мэйфилд М. Объектные модели. Стратегии, шаблоны и приложения. Лори, 1999. — 430 с.
  129. А.И. Социология менеджмента: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. — 366 с.318
  130. Г. Лучший год российской нефтянки //Нефтегазовая вертикаль. 2001. — № 12.-с. 42−47
  131. Краткий словарь по социологии. //Под ред. Д. М. Гвишиани и др. М.: Политиздат, 1988. — 479с.
  132. Р.Л. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в ежедневной работе. — 2е изд., доп. и перер. — М.: Дело, 1996.-384 с.
  133. Круглов Д, С., Лысиков В. В. Формирование профессионального руководителя в условиях инновационной деятельности. Саратов: СГУ, 1997.
  134. М. И. Стратегическое управление компанией. Учеб. для студентов вузов по экон. и технол. спец. Москва: Рус. деловая лит., 1998.- 767 с.
  135. Крупные промышленные предприятия: перестройка управления и трудовых отношений (монографические исследования 1992−1995гг.) / Под. ред. В.Кабалиной. М.: ИМЭМО РАН, 1996.
  136. В. Назначили локомотивом и пустили под откос (Государственное регулирование нефтегазового комплекса России)./Нефтегазовая вертикаль, № 1, 2000.
  137. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Москва: Прогресс, 1981.- 302 с.319
  138. Г. О., Доннел С. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. М., 1981. — С. 365.
  139. JI.A., Лепе Л. Н., Семенов П. М. Разработка бизнес-плана предприятия. М.: Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы, 1996. — 90 с.
  140. Курс экономической теории.((Под. общ. ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: АСА, 1997.
  141. И. Д. Психология управления рыночными структурами. М.: УЦ «Перспектива», 1997. — 145с.
  142. И.Д. Практический менеджмент: Секреты современного бизнеса. Ч. III. Управление персоналом. М.: «Ника», 1992.
  143. Л. А. Проектирование структур производственных организаций / Современное управление: Энциклопедический справочник. Т. 2. Москва: Издатцентр, 1997.- 576 с.
  144. P.E., Разу М. Л., Старостин Ю. Л. Обучение менеджеров: творчески использовать зарубежный опыт! // Экон. науки. 1991 — № 5 — С. 48−52.
  145. .Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Дело, 2000. — 392 с.
  146. Е.А. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием. -М.: 1998.
  147. Р., Вахитов Г. Водный фактор в интенсификации нефтедобычи: (Два фрагмента из опыта разработки площадей Ромашкинского нефтяного месторождения) // Нефть России. 1998. № 7. — С. 22 — 27.
  148. Р., Галустов А., Вахитов Г. Кто виноват? и что делать? / Нефть России, сентябрь 1999, № 9.320
  149. В. Современные теории организации. Генезис, состояние, проблемы, перспективы. М. 1991.
  150. Р.Г. Бизнес-план. М.: Финансы и статистика, 1998. — 160 с.
  151. К., Энгельс Ф. Сочинения (в 30-ти томах) 2-е изд., Т. 39 М., Политиздат, 1961. — 713с.
  152. Е.В. Управление персоналом предприятия: Уч.пос. /Под ред. П. В. Шеметова. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 312 с.
  153. May В. Экономика и революция: уроки истории./ Вопросы экономики, № 1, 2001, с.124−137.
  154. К. Личное качество предпосылка всякого другого качества. -Дания: ТМИ Паблишинг, 1988. — 192 с.
  155. А. Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях развития рыночных отношений. Казань: Казан.гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева, 1995.- 163 с.
  156. Менеджмент. Учебник. /Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. — 504 с.
  157. Менеджмент организации. Учебное пособие./ Под ред. З. П. Румянцевой и H.A. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1996. — 432с.
  158. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Москва: Дело, 1994.-701с.
  159. Методические основы оценки эффективности труда служащих /Госкомтруд СССР. М.: Экономика. 1989. — 48 с.
  160. Г. Р. Менеджмент, достижение цели. Управление на основе здравого смысла. Методика обратной связи. Планирование личныхдействий. Как быстрее попасть туда, куда направляетесь. С. Петербург: Информ. издат. агентство *Лик', 1992.- 133 с.
  161. Р.Г. Методология эффективности в менеджменте и маркетинге. Учебное пособие. СПб, 1997.
  162. Н.К. Избранные труды по социологии в 2-х томах. Т. 2. Герои и толпа. С-Пб.: изд-во «Алетейя», 1998. — 406с.
  163. В. И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы работы руководителя. Москва: Московский рабочий, 1975.493 с.
  164. H.H. Математические модели экономической науки. М.: Знание, 1973.-64 с.
  165. Д. А. Устойчивость принципов оптимальности /Ред. Моисеев Н. Н. Москва: Наука, 1987.- 280 с.
  166. Е. Б. Модели и методы управления персоналом /Ред. Моргунов Е. Б. Москва: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.- 464. с
  167. Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. М.: Фолиум, 1995. — 368 с.
  168. Наследники //Собеседник. 2000. — 20 сентября.
  169. Нефтегазовый комплекс России. Обзор отрасли. М.: Инвестиционная компания «Аккорд-М», июнь 1998.
  170. Н. Экономические принципы разработки нефтяных месторождений в работах акад. А. П. Крылова. // Вестник АН СССР. -1988.-№ 8.
  171. Л. Значение методологии: три основных подхода// Социологические исследования. 1998. — № 3. — с. 122−134.322
  172. Jl.В. Способы кодирования и анализа качественных данных (пер. Малышевой М.) // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях, М.: МЦГИ, 1997. с. 66−85.
  173. Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение /Пер. с англ., под ред. Ю. Н. Контуровского. СПб: Изд-во «Питер, 2000. — 448 с.
  174. Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред проф. А.Г. Эфен-диева. М: ИНФРА-М, 2000. — 654 с.
  175. В. Ю. Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000. // Менеджмент в России и за рубежом. -1999. № 6.-с. 8−10.
  176. С.П. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. -М.: Рус.яз., 1990.-917 с.
  177. Р. Основы менеджмента. М.: Изд-во «Финпресс», 1999. — 252 с.
  178. А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М.: Наука, 1979. — 296 с.
  179. А.И. Учебник по менеджменту. М., 2001. — 346с.
  180. Оценка работников управления /Под ред. Г. Х. Попова. М.: Московский рабочий, 1976. — 351 с.
  181. М.А. Методы диагностики, формирования и развития организационной культуры. М.: К.Д.М. 1995.
  182. А.И. Подбор и расстановка управленческих кадров. Горький: Вого-Вят.кн.изд-во, 1976. — 151 с.
  183. С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — 448 с.323
  184. Т. Система координат действий и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем /Американская социологическая мысль. М., 1996, с.462−478.
  185. Парсонс Т. Теория действий
  186. В., Селуянов Ф. Черный рынок. Закат империи «ЛУКойла» //Стрингер. 2000. — июнь.
  187. Платон. Теэтет //Платон. Соч. в 3 т. М., 1970. — Т.2.
  188. Г. О модели будущего России./Вопросы экономики, № 12, 2000. -с.107−119.
  189. Г. Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985.- 355 с.
  190. Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. Москва: Наука, 1986.- 288 с.
  191. Практическая психология: Учебник /Под ред. Тутушкиной М.К.- СПб., 1998.
  192. Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период. М: РОССПЭН, 1997. 424с.
  193. А. Проблема синергии организационных культур в русско-американских совместных предприятиях //Менеджмент. 1995. -№ 1. -с. 60−77.
  194. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. — 257 с.
  195. А.И. Социологические проблемы управленческих решений. -М.: Знание, 1984.-47 с.
  196. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы /АН СССР. Инст-т социолог.исслед. М., Мысль, 1978. — 272с. У
  197. Прогностика. Общие понятия. Объект прогнозирования. Аппарат прогнозирования. Терминология, вып. 92. /Отв.ред. В. И. Сифоров. М., Наука, 1978, — 32с.
  198. Психология управления: учебное пособие / Под ред. А. В. Федорова -Л.: ЛЕТУ, 1991.
  199. Психологические тесты для деловых людей / сост. Н. А. Литвинцева -М.: Изд-во АО «Бизнес-школа» «Интел-синтез», 1996.
  200. В. Дубинка в руках аппарата./ ЭКО, 1990, № 1. с. 153−157.
  201. В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Уеб.пос. М.: Аспект Пресс, 1997. — 268 с.
  202. A.A., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций PI управления. Воронеж: Воронеж, гос. арх.-строит. акад., Воронеж. высшая школа предпринимателей, 1995.
  203. П.В. Трансформация профессионализма //Человеческие ресурсы. 1998. -№ 3. — с.20−23.
  204. . М. Оптимизация управленческих решений. Москва: Те-ис, 2001.-264 с.
  205. А. Мир сказок Оле-ЛУКойле-2 //Новая газета. —1999. 20 декабря.
  206. Г. Философия истории. СПб, 1908. — 185 ч.
  207. Н.М. Место и роль государственной промышленной политики как регулятора взаимодействия фирм./Вестник Московского университета: серия 6: Экономика, № 3, 1999. с. 19−39.
  208. Рой О. М. Современный менеджмент. Основные функции и методы. Курс лекций. Омск, 1996.325
  209. Н.И. Категория цели: проблемы исследования. М.: Мысль, 1980.- 127 с. .
  210. C.B. Целевое управление в корпорациях. Управление изменениями. Монография. М., 2001. — 267с.
  211. З.П., Саломатин H.A., Акбердин Р.З, и др., Менеджмент организации: Учебное пособие М.: ИНФРА — М. 1995.
  212. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: изд. «Дело», 1998. — 432с.
  213. В. Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. Москва: Дело, 1998.- 333 с.
  214. Т. Управление по результатам /Пер. с финс. М.: Прогресс, 1993. — 318 с.
  215. А.Л. Материальное производство и управление. Социально- психологические проблемы научно- технического прогресса. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 227 с.
  216. М. Сущность и содержание теории менеджмента. /Теория управления, № 3, 1998. с. 15−21.
  217. О. В поисках пути. /Нефть России, № 3, март 2000.
  218. А.Н. Управление персоналом. Тюмень: Вектор Бук, 1995. — 233 с.
  219. А.Н. и др. Организационное поведение. / Под ред. Э.М. Корот-кова. Тюмень: Вектор Бук, 1998. — 177 с.
  220. Р. Стать лучщим или проиграть. М.: Изд-во «ЛОРИ», 2000. -142 с.
  221. Н. Социология. Пер. С англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.326
  222. Г. Имитационные модели и анализ трудно формализуемых данных. PC Week / Russion Edition, № 26 — 27 (200 — 201), 13 — 26 июля 1999 г.
  223. A.M. Менеджмент: основы организации. Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999. — 248 с.
  224. Советский энциклопедический словарь /Гл.ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. -1632 с.
  225. Современная американская социология /Под ред. В. И. Добренькова. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 296 с.
  226. М.С. Управление как технический ответ на вызов естественных регулятивов.// Кредо. 1997. — № 1. — с. 33−43.
  227. П.А. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. — 367 с.
  228. П. Система социологии М., 1993 г.
  229. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издат. группа ИНФРА-М, 1998. -488 с.
  230. Социология: Учебник для вузов /В.Н. Лавриненко, H.A. Нартов, O.A. Шабанова, Г. С. Лукашева- Под ред. В. Н. Лавриненко М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 349 с.
  231. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие /Г.В. Осипов, Л. Н. Москвичев, A.B. Кабыща и др. /Под ред. Г. В. Осипова, Л.Н. Москвиче-ва. -М.: Аспект Пресс, 1996. 461 с.
  232. Социология управления и организации: современные подходы. Сб.научн.статей. Саратов: СГТУ, 1999.327
  233. Социология: словарь-справочник. Т.4 Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика / Под ред. Г. И. Осипова. -М.: Наука, 1991.
  234. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии /Под ред. Ю. Н. Давыдова и Г. В. Осипова. М.: Наука, 1986. — 512 с.
  235. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: АО «Бизнес-школа» «Интел-синтез», 1995.
  236. Ю., Гришин А. Проблемный анализ тенденций в экономике переходного периода. Вопросы Экономики, 1994, № 4.
  237. Е. Экономические реформы в России: взгляд в буду-щее./Вопросы экономики, № 6, 2001. с.4−14.
  238. П.Б. Социальная и экономическая история России. Париж, 1952.-387с.
  239. О. Как рассеиваются мифы. Оборотная сторона «экономического чуда» //Новая газета. 2000. — 14 августа.
  240. Сургутнефтегаз: по материалам годового отчета./Нефтегазовая вертикаль, № 12, июль 2001. с.89−93.
  241. М., Гомзиков В., Семин Е. Динамика конечной нефтеотдачи пластов // Геология нефти и газа. 1989. — № 7.
  242. Е.П. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии, методики. М.: Наука, 1989. — 230 с.
  243. . Управление научно-техническими новвоведениями: Сокр. Пер. С англ. / Авт. Предисл. и науч. Ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.-271 с.
  244. Теория переходной экономики. // Под ред. В. В. Герасименко. М. 1997.
  245. Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М.: Вестник, 1997.-336 с.328
  246. Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации: Из опыта американских корпораций /Пер. с англ. м.: Экономика, 1990. — 204 с.
  247. .Т. Социология. М.: Прометей, 1994. — 385 с.
  248. .Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1998. — 511с.
  249. .Т. Элита? Кланы? Касты? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? //СОЦИС. 1999. — № 1. — с. 123−133.
  250. М. В. Социология управления. М.: ИНФРА — М., 1998.
  251. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1998. — 154 с.
  252. Управление организацией: учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.:ИНФРА — М, 1998.- 669 с.
  253. Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 220 с,
  254. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибано-ва. -М.: ИНФРА-М, 1997. 517 с.
  255. Управление трудом и социальными процессами: Уч.пос. /Под общ.ред. Е. Д. Катульского и В. Н. Якимова. М.: Фонд им. И. Д. Сытина, 1996. -239 с.
  256. Э.А. Справочник кризисного управляющего. М.: Тандем, 1999. — 432 с.
  257. Э.А. Контроллинг: Российская практика. М.: Финансы и статистика, 1998. — 240 с.
  258. С.Г., Носов В. М. Контроллинг на предприятии. М.: Об-во «Знание» России, 1995. — 80 с.
  259. Т. Нефтяной бизнес в России: взгляд из-за рубежа./Нефть России, № 6, июнь 1999.
  260. Ю.М. Социальная психология: Курс лекций. Новосибирск, 1999. 528с.
  261. Философия власти. /Гаджиев К.С. и др. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1993. -271 с.
  262. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983. — 740 с.
  263. A.B., Фирсов Ю.Н. Особенности российского и западного менеджмента
  264. X. Контроллинг от, А до Я: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1998. — 240 с.
  265. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  266. Дж.Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр.пер. с англ. /Авт. вс.ст. и науч.ред. JI.A. Конарева. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
  267. Г. М. Методы прогнозирования в социалистической экономике. М.: Прогресс, 1971. — 400 с.
  268. Р. Лидер будущего. // Искусство управления. 2000. — № 4. — с 88−95.
  269. К., Коротков Э. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
  270. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием. //Проблемы теории и практики управления.2000.-№ 4.-с. 22−25.
  271. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  272. Д. Единое нефтепространство России./Нефть России, № 2, февраль 1999.
  273. A.M. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике: разработка управленческих решений: Учеб.пос. М.: Финансы и кредит, 2001. — 320 с.
  274. Человек играет на трубе //Профиль, 2000. — 17 июля.
  275. Н. Вагит Алекперов и его команда //Нефть и капитал. 2000. — № 7−8.
  276. В. Какую модель мы выбираем? // Экономика и жизнь, май, 1990, № 21. с.3−14.
  277. С. Прерванный диалог. Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1998.
  278. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса /Пер. с нем., 4-е изд. М.: Прогресс, 1993. — 240 с.
  279. C.B. Управление персоналом современной организации: учебно-методическое пособие. М: АО «Бизнес-школа» «Интел-синтез», 1996.
  280. И. Харизма руководителя и управленческие архетипы. // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 4. — с. 45−50.
  281. К. Новая философия бизнеса: В 3-х томах. Москва-Берлин: Московский издательский дом,. 1998 г. Т. З, Конкуренция и ее границы. 433 с.
  282. В.И. Социальная психология менеджмента. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1997. — 216 с.
  283. В.В. Социология организаций // Социологические исследования. 1998. -№ 8. — с.116−125.331
  284. Экономика: Учебник. 3-е изд., перер. и дополн. /Под ред. A.C. Булатова.- М.: Юристъ, 2001. 896с.
  285. Экономика переходного периода. // Под ред. В. В. Радаева. М. 1995.
  286. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991 1997,/Под ред. Е. Гайдара и др. -М.: Ин-т экономических проблем переходного периода, 1998. — 1120с.
  287. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебник. / Под ред. Проф. А. Г. Грязновой, проф. Т. В. Чечелевой М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 326с.
  288. Экономическое содержание централизованно планируемых предприятию показателей. / А. И. Ротштейн и др. JL: Лениздат, 1966 — 42с.
  289. Г. Двенадцать принциов производительности: Пер. с англ. /науч. Ред. B.C. Кардаш. 2-е изд. — Москва.: Экономика, 1992. — 216 с.
  290. В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет.- 1999.-595 с.
  291. В.А. Социально-структурные общества как субъекты жизнедеятельности. //Социолог, исслед. 1989. — № 6. — с. 16−18.
  292. Янг С. Системное управление организацией. Москва: Сов. Радио, 1972.- 455.
  293. Е. Новая эпоха, старые тревоги, (взгляд либерала на развитие России) ./Вопросы экономики, № 1, 2001. с.4−26.
  294. Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. М.: Экономика, 1989. — 132с.
  295. Babbage С. On the economy of machinery and manufactures (Ред. 1835). -London: Routledge/Thoemmes Press, 1993. 408p.332
  296. Birs D. Is your company too big. / Business week, march 27, 1989. p.84−94.
  297. Buffa E. Modern Production Management. 4th ed. New York: Willey. -2000, 476 p.
  298. Cameron R. E. A consise economic history of the world. New York: Oxford University Press, 1993. — 454 p.
  299. Drucker P. Concept of the Corporation. New York: The John Day Company, 1976. — 297 p.
  300. Duncan W. J. Great ideas in management: lessons from the founders and foundations of managerial practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1989. -286p.
  301. Duncan W. J. Management: ideas and actions. New York: Oxford Univ Press, 1999. — 269p.
  302. Fayol H. General and industrial management. London: Sir Isaac Pitman and Sons, 1969.- 11 Op.
  303. Follet M. P. Mary Parket Follet Profit of Management: A Celebration of Writings from the 1920s. — McGraw-Hill, 1996. — 336p.
  304. Fouraker L., Siegel S., Bargaining and Group Decision Making. New York: McGraw-Hill Co. — 1992, 329 p.
  305. Gantt H. L. Gantt on management: guidelines for today’s executive /Ред. Rathe A. W. New York: American Management Association, 1961. — 288p.
  306. F. В., Gilbreth L. B. Applied motion study- a collection of papers on the efficient method to industrial preparedness. Easton, Pa.: Hive Publishing Company, 1973. — 220p.
  307. Harris P., Moran R. Managing Cultural Differences: High-Performance Strategies for Today’s Global Manager. Houston: Gulf. — 1999, 402 p.
  308. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of the Mind, Intercultural Cooperation and its Importance for Survival. Maidenhead: McGraw-Hill Co. — 1991,302 p.
  309. Lapidus M., Corbin M. Business in the Russian Free Market. Kansas City, KS: The MIR House, Inc. — 1999, 290 p.
  310. Lewis R. When Cultures Collide: Managing Successfully Across Cultures. -London: Nicholas Brealey Publishing Limited. 2000, 331 p.
  311. Maira A., Scott-Morgan P. Accelerating Organization. New York: McGraw-Hill Co.- 1997, 306 p.
  312. McClelland D. C. The Achieving Society. New York. — 1976.
  313. Newman H. Strategic Groups and the Structure-Performance Relationship. -Review of Economics and Statistics. Vol. LX, August 1998, pp. 417−427.
  314. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: The Free Press, A Division of Macmillan Publishers Co., Inc. — 1999, 396 p.
  315. Schelling T. The Strategy of Conflict. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2000, 296 p.
  316. Skinner W. The Focused Factory. //Harvard Business Review, May/June, 1994, pp. 113−121.
  317. Taylor F. W. Principles of scientific management. New York: Norton, 1967. — 144p.
  318. The social legacy of Communism. / Ed. By J.R. Millar, S.L. Wolchik. New York: Cambridge University Press, 1994. — 404 p.
  319. Tichy N. Control Your Destiny or Someone Else Will. New York: Bantam Boubleday Publishing Group, Inc. — 1993, 703 p.334
  320. Weber M. Yesammelte Anfsatze zur Soziologie und Sozialpolitic Tubingen. 1924, — 175c.335
Заполнить форму текущей работой