Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эволюция системы образования в колониальном Вьетнаме, 1856-1945 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зарубежной историографии исследований по этой проблеме также сравнительно немного — встречаются единичные работы, посвященные некоторым аспектам данной проблемы, прежде всего — исследователей из Франции и США. Однако эти работы, подчас, односторонни и тенденциозны. В них преувеличено значение внешнего фактора, то есть французского колониализма, повлиявшего на развитие просвещения во Вьетнаме… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Традиционное образование во Вьетнаме
    • 1. Образование во Вьетнаме в древности и в средние века. 15 1.1. Школы в древнем и средневековом Вьетнаме
    • 2. Школы
      • 2. 1. Государственные школы
        • 2. 1. 1. Общие сведения
        • 2. 1. 2. Особенности учебного процесса
        • 2. 1. 3. Учебные пособия. Экзамены
      • 2. 2. Частные школы
        • 2. 2. 1. Посвящение в ученики
        • 2. 2. 2. Дисциплина
        • 2. 2. 3. Занятия и каникулы.,.Г
        • 2. 2. 4. Плата за обучение
    • 3. Система конкурсных экзаменов
      • 3. 1. Краткая история
      • 3. 2. Регламент и правила проведения конкурсных экзаменов
      • 3. 3. Экзаменационный совет
      • 3. 4. Организация экзаменов
      • 3. 5. Процедура завершения экзаменов
        • 3. 5. 1. Церемония оглашения имен лауреатов экзаменов
        • 3. 5. 2. Процедура торжественного возвращения лауреатов конкурсных экзаменов в родные места
      • 3. 6. Программа конкурсных экзаменов
        • 3. 6. 1. Экзаменационные дисциплины
        • 3. 6. 2. Процедура экзамена
    • 4. Реформы конкурсных экзаменов и системы школьного образования в XVII веке
    • 5. Система образования в период правления Тэйшонов
    • 6. Образование в период правления Нгуенов (первая половина XIX века)
    • 7. Конкурсные экзамены как средство изменения социального характера органов власти во Вьетнаме (первая половина XIX века)
  • Глава 2. Политика французской администрации в области просвещения в конце XIX — начале XX вв
    • 1. Политика колониальной администрации в сфере образования (1858−1905)
      • 1. 1. Школьное образование. Аннамитские школы
      • 1. 2. Система образования в Индокитае
      • 1. 3. Альтернативные формы образования
        • 1. 3. 1. Деятельность Фан Бой Тяу и движение «Донг зу»
        • 1. 3. 2. Фан Тю Чинь и проблемы народного образования
        • 1. 3. 3. Тонкинская общественно-просветительская школа
        • 1. 3. 4. Национальная пресса, её роль в просвещении народных масс
    • 2. Реформа образования и правление генерал-губернатора
  • Поля Бо
  • Глава 3. Реформирование системы образования во
  • Вьетнаме в период 1917—1945 гг.
    • 1. Реформа в сфере начального образования в период
  • 1917−1918 гг
    • 1. 1. «Кодекс народного просвещения»
      • 1. 1. 1. План Франко-индокитайского образования
    • 2. Реформа Альбера Сарро и курс франко-вьетнамского сотрудничества
    • 3. М. Мерлен и программа «горизонтального образования»
    • 4. Александр Варенн и «эпоха реформ»
    • 5. Вьетнамская
  • литература как фактор модернизации национального образования
    • 6. Политика французских колониальных властей в сфере образования во время Второй мировой войны

Эволюция системы образования в колониальном Вьетнаме, 1856-1945 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие системы образования всегда представляло собой одну из важнейших задач любого государства. На протяжении многих веков эта задача решалась во Вьетнаме путем широкого развития традиционного начального образования и последующей системы конкурсных экзаменов на административные должности.

Однако переход страны под власть Франции означал фактическое разрушение этой системы и начало глубокого кризиса образования в стране. Анализ причин и самого процесса распада традиционной системы образования во Вьетнаме, рассмотрение усилий вьетнамского общества по формированию новой национальной системы образования, в условиях колониальной зависимости, является актуальной научной задачей. Это обусловлено тем, что сама по себе эта тема совершенно недостаточно изучена в современном вьетнамоведении, а, кроме того, существует необходимость опровергнуть все еще бытующий среди определенной части западных, особенно французских исследователей стереотип о том, что установление власти колонизаторов во Вьетнаме, было чуть ли не благом для вьетнамского общества, особенно в сферах образования и просвещения.

Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественном вьетнамоведении политика французских колониальных властей в сферах образования и просвещения анализируется, как самостоятельный объект изучения. В диссертации проводится обзорно-аналитическое исследование общей ситуации в сферах просвещения и образования во Вьетнаме на протяжении всего периода французского господства в стране, причем делается это на основе новых ранее малоизвестных и слабоизученных источников и документальных материалов.

Новизна содержится также и в результатах исследования, и в частностив выводе о том, что практически все действия колониальных властей по развитию образования в стране носили вынужденный характер и были приняты под прямым или косвенным давлением со стороны вьетнамского общества. Благих целей распространения достижений европейской цивилизации во Вьетнаме у колониальных администраторов никогда не было, в реальности они всегда руководствовались сугубо практическими интересами укрепления колониальной власти и максимально эффективной эксплуатациии страны.

В исследовании истинного характера колониальной политики в сфере образования и состоят основные цели и задачи настоящей работы. Автор стремился объективно и непредвзято подойти к этой проблеме, показать, как реально развивались события в этой сфере в период колониального господства.

Предметом настоящего исследования является система образования во Вьетнаме, анализ ее состояния и развития до и после установления в стране французского колониального режима. Исследование охватывает три основных уровня: а) реформа начального образования, б) создание системы среднего специального образования, и, наконец, в) создание структурных элементов высшего образования в стране.

К этому следует добавить, что действия французских властей по формированию новой системы образования в стране развивались неравномерно, ибо формально различные части Вьетнама — Кохинхина, Аннам и Тонкин, составлявшие соответственно южную, центральную и северную части страны, имели различный колониальный статус. Кохинхина считалась колонией, где вся власть принадлежала колониальному аппарату управления. Аннам и Тонкин считались протекторатами, где колонизаторы осуществляли свою власть посредством административного аппарата, формальным главой которого оставался вьетнамский император. И этот фактор, а также различные сроки попадания Юга, Центра и Севера страны под власть Франции, а также некоторые местные особенности в свою очередь оказали существенное влияние на развитие системы образования в разных частях страны.

Хронологические рамки настоящей работы связаны с анализом французской политики в рамках нескольких исторических периодов.

Первый период охватывает начальные годы установления французской власти на юге Вьетнама и вплоть до первых реформ в сфере образования, предпринятых в период губернаторства Поля Бо в 1905;1906 годах.

Второй период охватывает, главным образом, время между двумя мировыми войнами, когда вопросы развития системы образования в стране стали одними из главных требований образованного вьетнамского общества. Рассматривается то, как под его давлением французские власти вынуждены были шаг за шагом расширять масштабы народного образования в стране, уравнивать в правах европейцев и вьетнамцев, дипломы французских и вьетнамских высших учебных заведений.

Третий, заключительный период нашего анализа связан с 1940;1945 годами, когда в условиях Второй мировой войны и фактического установления власти Японии в Индокитае французская администрация во главе с генерал-губернатором Деку была вынуждена пойти на целую серию новых реформ, чтобы добиться поддержки своей власти.

Методологической основой диссертации является комплексный подход к проблеме развития образования во Вьетнаме, совмещающий в себе элементы двух подходов — социологического, который уделяет основное внимание анализу складывания системы образования в стране в контексте изменявшихся социально-исторических условий существования всего вьетнамского общества в целом, и культурно-исторического, который делает упор на культурно-цивилизационные особенности вьетнамского общества, особенно в период сложного перехода от эпохи империи к колониальному состоянию и, в конечном счете, возвращения к независимости в рамках демократической республики.

Источники и литература.

История вьетнамского просвещения (проблемы конфуцианского воспитания, развитие нового, современного образования во второй половине XIX — начале XX вв. и др.) российскими историками изучена ещё мало. В ряде работ имеются общие высказывания, посвященные частным вопросам исследуемого периода, опубликованы и отдельные статьи. Но нельзя не отметить, что специальных исследований в российской востоковедной литературе по этому вопросу пока нет. Отдельные работы, в основном обзорного характера, опубликованы только во Вьетнаме.

В зарубежной историографии исследований по этой проблеме также сравнительно немного — встречаются единичные работы, посвященные некоторым аспектам данной проблемы, прежде всего — исследователей из Франции и США. Однако эти работы, подчас, односторонни и тенденциозны. В них преувеличено значение внешнего фактора, то есть французского колониализма, повлиявшего на развитие просвещения во Вьетнаме. Национально-культурное наследие, педагогические воззрения вьетнамских мыслителей и просветителей (Ле Куи Дон, Нгуен Бинь Кхием, Фан Хюи Тю, Фан Тю Чинь, Фан Бой Тяу и др.) на систему образования и воспитания, как правило, или замалчиваются совсем, или лишь косвенно упоминаются.

Используя большой фактический материал, диссертант стремился показать, что история просвещения во Вьетнаме имеет многовековую историю, что борьба за современное образование во Вьетнаме во второй половине XIX — начале XX вв. явилась практическим осуществлением идей выдающихся вьетнамских мыслителей и по своей идейной направленности была антифеодальной и антиконфуцианской. Тем самым опровергается миф, распространенный в буржуазной историографии, что идея современного образования родилась якобы за пределами страны и была привнесена извне, исключительно благодаря французской колонизации.

Степень разработанности проблемы.

За последние десятилетия XX века перед вьетнамскими исследователями была поставлена актуальная задача по дальнейшему, более глубокому исследованию истории общественно-политических идей в контексте национальной культуры. В связи с чем роль образования привлекает особое внимание ученых различных гуманитарных специальностей.

Попытки написания истории национального образования во Вьетнаме уже предпринимались как западными, преимущественно французскими (Арди, Девиллер, Дюран, Ле Тхань Кхой, Майбон, Масперо, Монэ и др.), так и вьетнамскими исследователями (Дао Зюи Ань, Нгуен Хиен Ле, Тьыонг Тхау, Фан Хюи Ле, Чан Ван Зяп, Чан Ван Зяу, Чан Куок Выонг, Ха Ван Тан и др.).

Особого упоминания заслуживают две работы последних лет, связанные с проблематикой данной диссертации. Прежде всего следует назвать коллективное исследование трех авторов Нгуен Тиен Зоана, Хо Тхи Хонг и Хоанг Мань Кха «История образования во Вьетнаме до Августовской революции 1945 года» (под редакцией Нгуен Данг Тиена). В этом труде показан многовековой путь, который был пройден вьетнамской системой образования и вьетнамской школой, в нем весьма подробно исследуются все события и основные проблемы в истории воспитания и образовательных учреждений Вьетнама, начиная с древней истории и заканчивая современностью. Авторы представили в своей книге обширный фактический материал и предприняли попытку применить сравнительно-исторический метод исследования, однако так и не сумели выйти на уровень необходимых теоретических обобщений, а их исследование можно рассматривать как сборник ценныхи интересных документов по вышеобозначенным проблемам.

Другая книга по этой проблематике — «Конкурсные экзамены и образование во Вьетнаме» принадлежит историку Нгуен Куанг Тхангу и посвящена важной стороне жизни вьетнамского общества на протяжении многих веков.

Проблемам просветительского движения и созданию общественно-просветительских школ во Вьетнаме в первое десятилетие XX века посвящена монография известного вьетнамского историка Тьыонг Тхау «Тонкинская общественно-просветительская школа и движение за реформы в области культуры в начале XX века».

Рассматриваемая в данной диссертации проблема истории просвещения в Вьетнама практически не исследовалась российскими учеными. Можно назвать всего лишь несколько работ, в которых рассматриваются отдельные аспекты этого вопроса. Впервые вопросы французской колониальной политики применительно к Индокитаю были рассмотрены Н. А. Константиновым в книге «Школьная политика в колониальных странах» (1948), а также в статье О. В. Новаковой «Система образования в колониальном Вьетнаме» (сборник «Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Проблемы истории и экономики», 1969). Несколько статей о современном состоянии образования во Вьетнаме написаны Г. В. Шмелевой.

В 1970;1980;е годы в СССР были защищены кандидатские диссертации по проблемам образования во народно-демократическом Вьетнаме, главным образом по специальности «педагогика» и относящиеся к периоду уже после 1945 года (Чан Тхань Пон и др.).

Конечно, следует назвать и коллективные фундаментальные монографии по вьетнамской истории, изданные как в России, так и во Вьетнаме. Это — «Новая история Вьетнама», «История Вьетнама в новейшее время», «История Вьетнама» (Д.В. Деопик — 1-й том, О. В. Новакова и П. Ю Цветов — 2-й том) и др.

В связи с малоизученностью конкретно истории вьетнамского просвещения и системы образовательных учреждений особую роль приобрели работы российских востоковедов. Важными для понимания истории традиционных азиатских обществ стали работы китаистов В. М. Алексеева, JI.C. Васильева, А. А. Бокщанина, В. В. Малявина, японистов A.M. Конрада, Т. П. Григорьевой, Л. Д. Гришелевой, Н. И. Чегодарь и др.

Несомненно, при написании данной работы диссертант неоднократно обращался к исследованиям российских вьетнамистов как старшего поколения (Д.В. Деопик, М. А. Чешков, И. А. Огнетов, М. Н. Ткачев, Н. И. Никулин, А. И. Мухлинов, Г. Ф. Мурашева), так и поколения, вошедшего в российскую науку за последние два десятилетия (Г.М. Маслов, П. В. Познер, А. В. Никитин, А. Б. Поляков, A.JI. Федорин, В. И. Антощенко, К. Ю. Леонов, А.Л. Рябинин).

Автор активно использовал многочисленные статистические справочники, изданные в Индокитае в период французского колониального господства, а также периодические издания — как специализированные, узкоспециальные, так и широкого профиля.

Теоретическая и практическая значимость работы.

В теоретическом отношении материалы диссертации могут представить интерес для разработки общих и частных проблем развития стран дальневосточной цивилизации, объединенных конфуцианством, а также культурно-исторических проблем Вьетнама.

Фактический материал диссертации, а также выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, прежде всего — в высших учебных заведениях как для студентов востоковедных специальностей, так и для студентов широкого гуманитарного профиля, при подготовке общих и специальных курсов лекций, при написании учебников и учебных курсов, индивидуальных и коллективных монографий по истории и культуре Вьетнама, при изучении истории просвещения, общественно-политических движений страны.

Представленный в диссертации материал будет полезен и исследователям смежных с историей отраслей знаний (философии, истории педагогики, социологии, культурологии и т. д.), которые изучают различные проблемы средневекового и современного Вьетнама.

Проделанное исследование и полученные результаты, на наш взгляд, имеет несомненный практический интерес и могло бы внести определенный вклад в решении поставленных правительством СРВ задач перед отечественными учеными по изучению национальной культуры и просвещения.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационной работы опубликованы в ряде статей, посвященных различным вопросам эволюции системы образования во Вьетнаме. Так, в статье «Французская политика во Вьетнаме в сфере просвещения конец XIX начало XX века», опубликованной в журнале «Восток», No 6 за 2001 год, рассматривались проблемы, связанные с выработкой основных положений колониальной политики французских властей в сфере образования. В другой статье — ««Некоторые проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного в работе исследования можно сделать следующие основные выводы.

1. Борьба за развитие системы образования в стране являлась одним из наиболее существенных направлений национально-освободительного движения. Постановка вопросов образования в качестве приоритетных целей в процессе освободительной борьбы была во многом связана с тем, что политика Франции в области образования на протяжении практически всего периода колониального господства во Вьетнаме носила в целом антивьетнамский характер, так как преимущественно учитывала интересы упрочения власти метрополии, нежели интересы самого вьетнамского общества.

После разрушения традиционной системы образования в период колониального завоевания на протяжении нескольких десятилетий (с 1858 и вплоть до 1904;1905 годов) французские власти не предпринимали никаких существенных мер для восстановления образования во Вьетнаме. Колонизаторы прекрасно понимали, что управлять и господствовать в стране, где большинство населения неграмотно и лишено возможности получить знания, намного проще, чем там, где население образовано и обладает достаточным кругозором. Поэтому колониальная администрация всеми силами противодействовала развитию системы образования во Вьетнаме, а в 1906 году пошла даже на закрытие всех независимых от колониальной администрации общественных школ и, прежде всего, Тонкинской общественно-просветительской школы, арест большого числа сторонников культурной модернизации, выступавших с требованиями введения современных форм образования, распространения начальных и средних школ по всей стране.

2. Проведенный в диссертационной работе анализ показал, что большинство реформ в сфере образования проводилось колониальными властями вынужденно и во многом под давлением вьетнамского общественного мнения. Характерно, что все наиболее значимые реформы в сфере образования, проведенные во время правления французской колониальной администрации, по срокам совпадают с наивысшими пиками освободительной борьбы. Это касается и первой реформы в сфере образования, проведенной в период правления генерал-губернатора Поля Бо в 1904;1905 годах, и последующих реформ, в период второго губернаторского срока Альбера Сарро в 1917;1918 годах и недолгого губернаторства Александра Варенна в середине 1920;х годов. Наиболее характерным примером, подтверждающим этот вывод, может служить политика широкого компромисса колониальных властей с вьетнамским обществом, активно проводившаяся администрацией под управлением адмирала Деку в 1940;е годы, в период Второй мировой войны.

Совершенно очевидно, что только необходимость заручиться поддержкой вьетнамского общественного мнения перед лицом все более зримой японской оккупации Индокитая, заставила колониальные власти предпринять новые шаги в развитии образования, в расширении участия вьетнамцев в управлении страной и в уравнивании прав французов и вьетнамцев в различных сферах общественной жизни.

Нельзя не отметить также и того факта, что главную роль в модернизации страны и ее системы образования сыграла твердая и последовательная борьба за достижение этих целей со стороны наиболее передовых слоев вьетнамской интеллигенции. Политические и общественные деятели, такие, как Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь и другие, сумели не только убедить вьетнамское общество в необходимости модернизации, но и реально ее осуществить в условиях активного противодействия им со стороны колониальных властей.

3. На подготовку и реализацию программы модернизации национального вьетнамского образования, оказывали влияние несколько основных факторов: а) демонстрационный эффект социально-культурных достижений метрополии, б) опыт китайских и в) японских реформаторов.

Социально-культурные достижения Франции были очевидны, и, по всей видимости, желание достичь по меньшей мере сравнимого уровня во Вьетнаме стало первым импульсом для передовых представителей национальной интеллигенции в их требованиях проведения глубоких реформ.

Очевидно, что и сама идея всеобщего массового образования, и набор основных учебных предметов, и формы подачи учебного материала — все это было заимствовано из Франции. Что касается сферы идеологии, то здесь дело обстояло совершенно иначе. Колониальная метрополия (освобождение от власти которой объявлялось главной целью национальной борьбы) не могла выступать как объект для подражания в этой сфере. Здесь основными источниками программы преобразований в образовательной сфере стали Япония и Китай.

Надежды на Японию были связаны не только с ожиданием практической помощи в антиколониальной борьбе — поставка вооружения и обучение бойцов, но также и желанием повторить во вьетнамском варианте революцию Мейдзиглубокие социально-экономические и культурно-идеологические реформы, которые за короткое время буквально преобразили Японию.

Другим важным источником модернизационной программы являлись идеи китайских реформаторов, прежде всего — деятелей Синьхайской революции и особенно Сунь Ятсена. Его идеи освобождения от власти Запада путем многосторонней внутренней модернизации, использования западных идей и представлений получили огромный отклик в среде вьетнамской интеллигенции. Что касается сферы образования, то вьетнамские реформаторы полностью разделяли мнение китайских относительно того, что в учебном процессе необходимо отказаться от исключительного изучения конфуцианских трактатов и перейти к изучению конкретных школьных дисциплин по примеру европейских гимназий.

4. Результаты последовательной борьбы национальной интеллигенции за модернизацию вьетнамского общества и всей системы образования в стране оказали огромное влияние на развитие национальной культуры. Перемены, произошедшие в ней в конце XIX — первой половине XX века, носили глубокий и в некотором смысле — всеобъемлющий характер.

Страна быстро перешла на латинизированную письменность куок нгы, стали преподаваться совершенно новые учебные предметы, изменились господствующие в обществе взгляды и представления, стала развиваться национальная литература, которая опиралась уже не только на традиционно кофуцианские, но и на модернизированные культурные символы.

В то же время задача по формированию целостной системы всеобщего и равного образования, достижения массовой грамотности, открытия в стране высших учебных заведений по современным специальностям, так и не была решена в колониальный период. Только после победы в стране Августовской революции 1945 года и перехода власти в руки национального правительства во главе с Хо Ши Мином Вьетнаму удалось успешно и в достаточно короткие сроки решить эти проблемы.

Избранная библиография Источники.

На вьетнамском языке.

1. Сас nha khoa bang Viet Nam, 1075−1919. Ngo Due Tho chu bien. Ha Noi, 1993.

2. Dai Nam thuc luc. Nguyen Ngoc Tinh phien dich, Dao Duy Anh hieu dinh. Ha Noi, 1962.

3. Dai Viet lich trieu dang khoa luc. Sai Gon, 1963, 1968. T. I-II.

4. Dai Viet su ky toan thu. Ha Noi, 1967;1968. T. I-IV.

5. Le Quy Don. Dai Viet thong su. Sai Gon, 1971.

6. Le Quy Don toan tap. Ha Noi, 1977;1978. Т. IIII.

7. Ngo Cao Lang. Le trieu lich khoa tien si de danh bi Icy. Sai Gon, 1961. T. I-IV.

8. Ngo Thi Si. Viet su tieu an. Sai Gon, 1960.

9. Phan Huy Chu. Lich trieu hien chuong loai chi. Ha Noi, 1967. T. I-IV.

10. Viet su thong giam cuong muc. Ha Noi, 1966;1973. Tap I-XX.

На русском языке.

11. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972.

12. Краткая история Вьета (Вьет ши лыок). Перевод с вэньяня, вступительная статья и комментарий А. Б. Полякова. М., 1980.

13. Сыма Цянь. Записки историка. М., 1969.

Произведения руководителей вьетнамского государства.

14. Но Chi Minh. Но Chu tich ban ve giao due. Ha Noi, 1962.

15. Ho Chi Minh. Tuyen tap. Ha Noi, 1980. T. 1−2.

16. Nguyen Ai Quoc. Day la cong ly cua thuc dan Phap о Dong Duong. Ha Noi, 1962.

17. Nguyen Ai Quoc. Len an chu nghia thuc dan Phap. Ha Noi, 1959.

18. Nguyen Ai Quoc. Truyen va ley. Ha Noi, 1974. Pham Van Dong. Cong tac giao due va nguoi thay giao xa hoi chu nghia. Ha Noi, 1970.

Показать весь текст

Список литературы

  1. На русском языке
  2. В.М. Наука о Востоке. М., 1982.
  3. В.М. Современная реформа китайского образования // «Вестник Европы», 1910, май.
  4. В.И. Система должностей и титулов во Вьетнаме в XV—XVII вв.. и отражение в ней структуры господствующего класса // Вестник Московского университета. Серия XIII. Востоковедение. 1990. № 1.
  5. Э.О. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии. М., 1966.
  6. В.Г. Современная китайская философия. М., 1980.
  7. JI.C. История религий Востока. М., 1983.
  8. В .Я. Индокитай. М., 1947.
  9. Вьетнам. Справочник. М., 1969.
  10. Вьетнамская философия нового и новейшего времени. М., 1990.
  11. Вьетнам // Просвещение в странах мира. М., АПН СССР, 1967.
  12. Г. В. Революционная пресса Вьетнама, 1930−1945. М., 1977.
  13. Л.Д., Чегодарь Н. И. Японская культура нового времени. М., 1998.
  14. А.А., Ким Г.Ф., Хейфец А. Н. Новая история стран Азии и Африки. М., 1975.
  15. Ю.П. Политика Франции в Индокитае и образование Индокитайского союза (1858−1907). М., 1975
  16. Д.В. История Вьетнама. М., 1994. Часть 1.
  17. Д.В. Сравнительная роль города и деревни в формировании кадров лауреатов традиционных конкурсов (на материале Вьетнама XVI XVII вв.) // ОГК. 1972. Вып. 1.
  18. Зарождение национально-освободительного движения во Вьетнаме (XIX-начало XX вв.). М., 1973.
  19. Индокитай. Народное образование // Франция и ее владения. М., 1948.
  20. История Вьетнама. Пер. с вьетнамского. М., 1983.
  21. История Вьетнама в новейшее время. 1917−1965. М., 1970.
  22. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.
  23. История китайской философии. Перевод с китайского. М., 1989.
  24. Ким Индя. Школа и просвещение в Корее (1900−1945). Автореферат кандидатской диссертации. М., 1955.
  25. Конрад Н. И, Запад и Восток. М., 1972.
  26. Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980.
  27. Н.А. Школьная политика в колониальных странах. М., 1948.
  28. В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983.
  29. К.Ю. Сложность иероглифа как характеристика текста // Количественные методы в изучении стран Востока. М., 1986.
  30. Лим С. Ч. История развития системы народного образования Японии и политическая борьба за демократизацию (вторая половина XIX первая половина XX вв.). Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Южно-Сахалинск, 1999.
  31. Г. М. Феодальный Вьетнам (XIV начало XV в.). М., 1989.
  32. В.Ф., Шилтова А. П. Национально-освободительное движение во Вьетнаме. 1858−1945. М., 1958.
  33. А.И. Вьетнамская сельская община (вторая половина XIX -первая половина XX века) // Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1975.
  34. А.И. Народы Вьетнама // Народы Юго-Восточной Азии. М., 1966.
  35. С.А. Рабочий класс и национально-освободительное движение во Вьетнаме (1885−1930 гг.). М., 1967.
  36. Нгуен Фи Хоань. Искусство Вьетнама. М., 1982.
  37. А.В. О жанре «Лить чиеу хиен тьыонг лоай ти» // Древний и средневековый Восток. История философии. М., 1984.
  38. А.В. Общественно-политические воззрения Фан Хюи Тю -вьетнамского ученого-энциклопедиста конца XVII начала XIX в. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1985.
  39. О.В. Система образования в колониальном Вьетнаме // Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Проблемы истории и экономики. М., 1969.
  40. О.В., Цветов П. Ю. История Вьетнама. М., 1995. Часть II.
  41. Новая история Вьетнама. М., 1980.
  42. Пак В. П. Просветительское движение и система образования в Корее во второй половине XIX начале XX вв. М., 1982.
  43. П.В. Древний Вьетнам. Проблема летописания. М., 1980.
  44. А.Б. «Краткая история Вьета» как источник по истории Древнего Вьетнама // Вьет ши лыок (Краткая история Вьета). М., 1980.
  45. А.Л. Конкурсные экзамены как средство изменения социального характера органов власти и возникновение сословия родового дворянства во Вьетнаме в начале XIX // Государство в докапиталистических обществах Азии. М., 1987.
  46. А.Л. Рождение империи Нгуенов. М., 1988.
  47. А.Л. Социальная политика Нгуен Аня (Нгуен Тхе То) в Северном Вьетнаме в период образования последней вьетнамской империи (1802) // Социальные организации. М., 1985.
  48. В.Я. Страницы прошлого. М., 1987.
  49. Чан Тхань Пон. Развитие национальной школы в Демократической Республике Вьетнам. Автореферат на сосискание ученой степени кандидата педагогических наук. Государственный педагогический институт имени В. И. Ленина. М., 1970.
  50. М.А. Очерки истории феодального Вьетнама. М., 1967.
  51. . Очерк истории вьетнамского народа. М., 1957.
  52. Г. В. Очерки культурного строительства в Демократической Республике Вьетнам. М., 1976.
  53. Д.Дж. Е. История Юго-Восточной Азии. М., 1958.
  54. А.Л. Вьетнамская эпиграфика как исторический источник по периоду позднего средневековья и нового времени. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. МГУ им. М. В. Ломоносова.1. М, 1993.
  55. A.JI. Особенности вьетнамской эпиграфики и некоторые проблемы ее изучения как исторического источника // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1986. Т. II.
  56. А.Л. Экзаменационная эпиграфика во Вьетнаме в XV—XVIII вв.. // Вестник Московского университета. Серия XIII. Востоковедение. 1992. № 3.1. На вьетнамском языке
  57. Bui Van Nguyen. Nguyen Binh Khiem. Hai Phong, 1986.
  58. Cao Xuan Due. Quoc trieu dang khoa luc. Le Manh Lieu dich. Sai Gon, 1962.
  59. Cao Xuan Due. Quoc trieu huong khoa luc. Thanh pho Ho Chi Minh, 1993.
  60. Chuong Thau. Dong kinh nghia thuc va phong trao cai cach van hoa dau the ky XX. HaNoi, 1982.
  61. Chuong Thau. Phan Boi Chau toan tap. Hue, 1990.
  62. Chuong Thau, Dang, Huy Van. Nhung de nghi cai cach cua Nguyen Truong To cuoi the ky XIX. Ha Noi, 1961.
  63. Duong Kinh Quoc, Duong Trung Quoc. Viet Nam nhung su kien lich su. Ha Noi, 1981−1986. T. 1−3.
  64. Duong Manh Huy. Minh tam buu giam. Nha xuat ban Mui Ca Mau, 1996.
  65. Duong Trung Quoc. Viet Nam nhung su kien lich su (1858−1918). Ha Noi, 1999.
  66. Duong Quang Ham. Quoc van trich dien. Ha Noi, 1923.
  67. Duong Quang Ham. Viet Nam thi van hop tuyen. Sai Gon, 1968.
  68. Duong Quang Ham. Viet Nam van hoc su yeu. Sai Gon, 1958.
  69. Dam Van Chi. Lich su van hoa Viet Nam. Thanh pho Ho Chi Minh, 1992.
  70. Dang Thai Mai. Nguyen tac со ban cua nen giao due Viet Nam ngay nay // Giao due tap san, so thang 1−1946, HaNoi.
  71. Dang Thai Mai. Van tho cach mang Viet Nam dau the ky XX, 1900−1925. Ha Noi, 1964.
  72. Dang Viet Thanh. Phong trao Dong kinh nghia thuc mot cuoc van dong cach mang van hoa dan toe, dan chu dau tien о nuoc ta // Nghien cuu lich su, 1961, so 25.
  73. Dao Duy Anh. Chu nom, nguon goc cau tao — dien bien. Ha Noi, 1975.
  74. Dao Duy Anh. Lich su Viet Nam. Ha Noi. 1958.
  75. Dao Duy Anh. Trung Quoc su luoc. Sai Gon, 1958.
  76. Dao Duy Anh. Viet Nam van hoa su cuong. Sai Gon, 1951.
  77. Doan Thanh, Nguyen Kien. Phep thi Huong doi Le trung hung // Su dia Sai Gon, 1961, No 11.
  78. Doan Trung Con. Cac tong phai dao Phat. Nha xuat ban Thuan Hoa, 1995.
  79. Doan Trung Con Tam thien tu. Nha xuat ban Dong Nai, 1995.
  80. Doan Trung Con. Tam tu kinh. Nha xuat ban Dong Nai, 1995.
  81. Doan Trung Con. Tu thu Dai hoc, Trung dung, Luan ngu, Manh Tu. Sai Gon, 1950.
  82. Do Huy (chu bien). Chan Thien — Mi — Su thong nhat va da dang trong van hoa nghe thuat. Ha Noi, 1994.
  83. Hanh Huong. Le giao xua va nay. Nha xuat ban Dong Nai, 1995.
  84. Hoang Tinh Cua (Paulus). Tho me day con. Saigon, 1907.
  85. Hoang Xuan Han. Danh tu khoa hoc. Sai Gon, 1948.
  86. Hoang Xuan Hao. La Son phu tu. Paris, 1952.
  87. Hoang Xuan Han. Ly Thuong Kiet. Sai Gon, 1976.
  88. Huyen Quang. Luoc khao ve khoa cu Viet Nam. Sai Gon, 1960.
  89. Kim Dinh. Triet li giao due. Sai Gon, 1975.
  90. Lao tu. Dao due kinh. Thu Giang, Nguyen Duy Can dich va chu thich. Thanh phoHo Chi Minh, 1992.
  91. Le Quy Don. Kien van tieu luc. Ha Noi, 1962.
  92. Lich su Viet Nam. Ha Noi, 1971 -1985. Т. 1 -2.
  93. Luong Due Thiep. Xa hoi Viet Nam. Ha Noi, 1944.
  94. Ngo gia van phai. Hoang Le nhat thong chi. Ha Noi, 1964.
  95. Ngo Tat To. Kinh Dich (tron bo). Thanh pho Ho Chi Minh, 1991.
  96. Ngo Tat To. Leu chong. Ha Noi, 1963.
  97. Ngo Tat To. Van hoc doi Ly Van hoc doi Tran. Ha Noi, 1941.
  98. Nguyen Du. Truyen Kieu. Ha Noi, 1976.
  99. Nguyen Duy Can. Phat hoc tinh hoa. Thanh pho Ho Chi Minh, 1992.
  100. Nguyen Dang Thuc. Lich su triet hoc phuong Dong. Thanh pho Ho Chi Minh, 1991. T. 1−5.
  101. Nguyen Dang Thuc. Lich su tu tuong Viet Nam. Thanh pho Ho Chi Minh, 1993. Tap II.
  102. Nguyen Dinh Chu, Nguyen Kham. Van tuyen van hoc Viet Nam 1858−1930. Ha Noi, 1981.
  103. Nguyen Hi en Le. Dong kinh nghia thuc. Sai Gon, 1968.
  104. Nguyen Hien Le. Khong Tu. Hanoi, 1991.
  105. Nguyen Hien Le. Kinh Dich: dao cua nguoi quan tu. Ha Noi, 1992.
  106. Nguyen Hien Le. Nha giao ho Khong. Sai Gon, 1974.
  107. Nguyen Huu Sanh. Gia huan dien ca. Sai Gon, 1911.
  108. Nguyen Khac Vien. Ban ve dao Nho. Ha Noi, 1993.
  109. Nguyen Khanh Toan. Lich su Viet Nam. Ha Noi, 1971. T. I-II.
  110. Nguyen Lan. Lich su giao due hoc the gioi. Ha Noi, 1958.
  111. Nguyen Q. Thang. Khoa cu va giao due Viet Nam. Ha Noi, 1993.
  112. Nguyen Q. Thang, Nguyen Ba The. Tu dien nhan vat lich su Viet Nam. Ha Noi, 1992.
  113. Nguyen Tai Tu (chu bien) va tap the tac gia. Lich su Phat giao Viet Nam. Ha1. Noi, 1988.
  114. Nguyen Tien Doan, Ho Thi Hong, Hoang Manh Kha. Lich su giao due Viet Nam truoc Cach manh thang 8 -1946. Nguyen Dang Tien chu bien. Ha Noi, 1996.
  115. Nguyen The Anh. Viet Nam duoi thoi Phap do thi. Sai Gon, 1970.
  116. Nguyen The Anh. Kinh te va xa hoi Viet Nam duoi cac vua trieu Nguyen. Sai Gon, 1968.
  117. Ncmven The T, one. Nho hoc о Viet Nam. Ha Noi. 1995.
  118. Nguyen Van Kiem. Tim hieu xu huong va thuc chat cua Dong kinh nghia thuc // Nghien cuu lich su, 1966, so 6.
  119. Nguyen Van Trung. Chu nghia thuc dan Phap о Viet-nam, Sai-gon, 1963. Т. 1.
  120. Nguyen Vy. Tuan chang trai nuoc Viet (chung tich thoi dai tu 1900 -1970). Sai Gon, 1970. T. 1−2.
  121. Pham The Ngu. Viet Nam van hoc su gian uoc tan bien. Sai Gon, 1965. T. 1−3.
  122. Phan Huy Le. Lich su che do phong kien Viet Nam. Ha Noi, 1962. Tap II.
  123. Phan Huy Le va Vu Minh Giang (chu bien), tap the tac gia. Cac gia tri truyen thong va con nguoi Viet nam hien nay. Ha Noi, 1994−1996. T. I-II.
  124. Phan Ke Binh. Viet Nam phong tuc. Nha xuat ban Dong Thap, 1990.
  125. Phan Khoang. Trung Quoc su luoc. Sai Gon, 1970.
  126. Phan Khoang. Viet Nam Phap thuoc su (1862−1945). Sai Gon, 1971.
  127. Phan Tran Chuc. Viet Nam su hoc. Ha Noi, 1942.
  128. Phan Trong Bau. Giao due Viet Nam thoi can dai. Ha Noi, 1994.
  129. Su nghiep kinh te va van hoa 1945−1960. Ha-noi, 1960.
  130. Tim hieu xa hoi Viet Nam thoi Ly-Tran. Ha Noi, 1981.
  131. Tom tat so luoc su phat trien nen giao due Viet-nam (1945−1957). Ha-noi, 1958.
  132. Tran Dinh Huou. Nho giao va van hoc trung can dai. Ha Noi, 1995.
  133. Tran Quoc Vuong, Ha Van Tan, Phan Huy Le, Chu Thien, Vuong Hoang
  134. Tuyen, Dinh Xuan Lam. Lich su che do phong kien Viet Nam. HaNoi, 1960. T. I-III.
  135. Tran Trong Kim. Viet Nam su luoc. Sai Gon, 1970.
  136. Tran Trong Kim. Nho giao. Ha Noi, 1933.
  137. Tran Van Giap. Luoc khao ve khoa cu Viet Nam tu lchoi thuy den khoa Mau Ngo (1918). HaNoi, 1941.
  138. Tran Van Giap. Tim hieu kho sach Han Nom. Ha Noi. 1982−1990. T. 1 -2.
  139. Tran Van Giau. Gia tri tinh than truyen thong cua dan toe Viet Nam. Ha Noi, 1980.
  140. Tran Van Giau. Su phat trien cua tu tuong о Viet Nam tu the ky XIX den Cach mang thang Tam. HaNoi, 1973. T. I-II.
  141. Truong Ba Can. Nguyen Truong To con nguoi va tac pham. Thanh pho Ho Chi Minh, 1989.
  142. Truong Chinh, Dang Due Sieu. So tay van hoa Viet Nam. Ha Noi, 1978.
  143. Tu dien van hoa со truyen Viet Nam. Huu Ngoc chu bien. Ha Noi, 1995.
  144. Van Tan. Lich su Viet Nam so gian. Ha Noi, 1963.
  145. Ve su lanh dao cua Dang tren mat tran tu tuong va van hoa (1930−1945). Ha noi, 1960.
  146. Vu Dinh Hoe. Nhung phuong phap giao due о cac nuoc va van de cai cach giao due. HaNoi, 1945.
  147. Vu Khieu. Nguoi tri thuc Viet Nam qua cac chang duong lich su. Thanh pho Ho Chi Minh, 1987.
  148. Vu Khieu (chu bien) va nhieu tac gia. Nho giao xua va nay. Ha Noi, 1991.
  149. Vu Ngoc Khanh. Tim hieu nen giao due Viet Nam truoc nam 1945. Ha Noi, 1985.
  150. Vuong Kim Toan, Vu Lan. Hoi truyen ba Quoc ngu. Ha Noi, 1980.
  151. На западноевропейских языках
  152. Alberti J.B. L’Indochine d’autrefois et d’aujoud’hui. Paris, 1934.
  153. Allan. Encyclopedic pratique illustree des colonies francaises. Paris, 1932. T. I- II.
  154. Anthologie de la litterature vietnamienne. Hanoi, 1972−1974. T. I-III.
  155. Boudet F., Bourgeois R. Bibliographie de l’lndochine francaise. Hanoi, 19 131 926, 1927−1929. Vol. 1−3.
  156. Code de Г instruction publique. Hanoi, 1917−1918.
  157. Cordier H. Bibliotheca indosinica. Paris, 1912−1932. Vol. 1−4.
  158. Cordier G. Les trois ecritures utilisees en Annam: chu nho, chu nom et quoc ngu. Conference faite a l’Ecole coloniale le 28 mars 1925 // Bulletin de la Societe d’enseignement mutuel du Tonkin. Т. XV, No 1, Janv. mars, 1935.
  159. Cultru P. Histoire de la Cochinchine Francaise. Paris, 1910.
  160. Cury L. La societe annamite. Les lettres. Les mandarins. Le peuple. Paris, 1910.
  161. Devillers Ph. Histoire du Vietnam de 1940 a 1952. Paris, 1952.
  162. Doumer P. L’Indochine francaise. Souvenirs. Paris, 1905.
  163. Doumer P. Situation de l’Indo-Chine (1897−1901). Hanoi, 1902.
  164. Duboc. L’Indochine contemporaine. Paris, 1932.
  165. Durand M., Nguyen Tran Huan. Introduction a la litterature vietnamienne. Paris, 1969.
  166. Fournier-Vailly Ch. L’enseignement indigene en Indochine // Bulletin du comite de l’Asie francaise, No 89, Aout, 1908.
  167. Galembert J. de. Les administrations et les services publics indochinois. Ha noi, 1931.
  168. Gourdon Hi. Conference sur l’enseignement des indigenes en Indo-Chine II Bulletin du comite de l’Asie francaise, Avril 1910.
  169. Hardy H. Histoire de la colonisation francaise. Paris, 1928.
  170. Harmand Jules. Le probleme de l’instruction publique en Indochine // Revue politique et litteraire (Revue bleue). 16 Mai 1908, 23 Mai 1908.
  171. Ho Dac Khai. Les concours litteraires a Hue // Bulletin des Amis du Vieux Hue, 1916.
  172. Huard P., Durand M. Connaissance du Vietnam. HaNoi, 1954.
  173. Jumper Roy, Nguyen Thi Hue. Notes on the Political and Administratif History of Vietnam, 1802−1962. Saigon, 1962.
  174. Klobukowski (Gouv. gen). Deux discours sur l’enseignement en Indochine // Revue indochinoise, Octobre 1910.
  175. La Brosse P. Blanchard de. Une annee de reformes de 1'enseinement public en Indochine // Bulletin general de l’instruction public. Hanoi, No 2, Octobre 1925.
  176. Lacaze (Amiral). L’enseignement mutuel au Tonkin // Bulletin du comite de l’Asie francaise, Aout 1908.
  177. Le Breton. De la Cite d’Annam a l’Etat moderne. Le probleme scolaire. Comite d’action republicaine aux colonies francaises. Paris, 1934.
  178. Le Thanh Khoi. Le Viet-Nam: Histoire et civilisation. Paris, 1955.
  179. Loubet. L’enseignement en Indochine en 1929. Hanoi, 1929.
  180. Marr D. Vietnamese tradition on trial, 1920−1945. Berkeley, California, 1981.
  181. Maspero H. Un empire colonial francais l’lndochine. Paris — Bruxelles, 19 291 930. 2 vol.
  182. Maybon Ch. B. Histoire d’Anname, 1592−1920. Paris, 1920.
  183. Maybon Ch. B. L’lndochine. Paris, 1931.
  184. Monet P. Les francais et annamites. Paris, 1925.
  185. Nguyen Huu Khang. La Commune annamite. Paris, 1946.
  186. Nguyen Khac Vien. Vietnam, une longue histoire. Hanoi, 1993.
  187. Nguyen Van Huyen. Size ans d’essor de Г education national au Vietnam1945−1961). Hanoi, 1961.
  188. Nguyen Van Mai. L’education des jeunes filles annamites // Revue indochinoise, 30 Avril 1908.
  189. Robequain Ch. L’lndochine. Paris, 1952.
  190. Roberts. A History of French Colonial Policy (1870−1925). London, 1929. 2 vol.
  191. Sarraut A. La mise en valeur des colonies francaises. Paris, 1923.
  192. Schreiner Alfred. L’enseignement en Indochine // Revue indochinoise, 1907.
  193. Souverains et notabilites de l’lndochine. Ha-noi, 1943.
  194. Thompson V. The French Indo-china. London, 1937.
  195. Tran Van Trai. L’enseignement traditionnel en Annam. Paris, 1942.1. Периодические издания1. На вьетнамском языке218. Bach Khoa219. Que Huong220. Van hoc221. Van hoa va doi song222. Triet hoc223. Van- Su-Dia
  196. Nghien cuu lich su 235. Nghien cuu giao due1. На французском языке
  197. Bibliotheque coloniale internationale. 9 serie. Т. II. 1909.
  198. Journal officiel de l’lndochine francaise. II part. 10 Decembre 1896.
  199. Journal officielle l’lndochine francaise. 14 Aout 1905.
  200. Journal officiel de l’lndochine francaise. Mars 1906.1371. На русском языке230. Азия и Африка сегодня.231. Восток
  201. Информационные бюллютени Посольства ДРВ в СССР. 1966.
  202. Проблемы Дальнего Востока.
Заполнить форму текущей работой