Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История театрального искусства Западной Сибири: тенденции и проблемы развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1970;е годы появляется ряд публикаций по проблемам театра, в которых анализируются вопросы взаимоотношения театра и зрителя, проблемы воплощения на сцене образа положительного героя. Именно в этот период в сферу исследовательских интересов стал попадать, во-первых, процесс создания спектакля, во-вторых, робко, но все же рассматривалось развитие театрального искусства в контексте социальных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1965−1979)
    • 1. 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
    • 1. 2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
    • 1. 3. КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
  • ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1965−1979)
    • 2. 1. РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА
    • 2. 2. ГАСТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
    • 2. 3. ТЕАТР И ОБЩЕСТВО: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

История театрального искусства Западной Сибири: тенденции и проблемы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интерес к проблемам духового развития общества в исторической науке достаточно велик. В последнее десятилетие, характеризующееся отсутствием идеологического контроля со стороны государства, в центре внимания исследователей оказались проблемы роли и места художественной культуры в жизни общества, тенденции культурной политики советского государства, теория и практика взаимоотношений власти и интеллигенции.

Театр, как вид синтетического искусства представляет собой неисчерпаемый объект для исследования духовной жизни общества. Материально-техническая база театра, его кадровый потенциал, творческий процесс, практика взаимоотношений со зрителями и властью — проблемы, позволяющие в полном объеме раскрыть процесс духовного производства общества. При этом особую значимость имеет анализ специфики развития театрального искусства во время его расцвета. Общепризнанно, что пик расцвета советской культуры приходится на шестидесятые и семидесятые годы. Именно в эти годы советская система управления учреждениями культуры проявляет себя в чистой и завершенной форме. В духовной сфере утвердился принцип централизма. Централизованное управление распространялось не только на организационно-правовую сторону деятельности театра, но и на творческий процесс. Партийное руководство диктовало определенную идеологию, донесение которой в сознание масс возлагалось на работников духовного производства. Современный взгляд на театральное искусство середины шестидесятых и семидесятых годов XX века позволяет выявить как позитивные составляющие духовного производства общества, так и комплекс проблем, препятствовавших дальнейшему развитию театра. Особый интерес представляет исследование деятельности провинциальных театров, в частности, театров Западной Сибири. В 19 651 979 годах театральная Сибирь становится заметным явлением в духовной жизни страны. Именно в эти годы отделения Всероссийского театрального общества выросли численно. Театры улучшили материальную базу, пополнились квалифицированными кадрами. Был накоплен уникальный опыт работы с населением, организациями, промышленными предприятиями.

Учитывая, что тенденции общественного развития совпадают с направленностью общественного процесса, функционирование художественной культуры наиболее приближено к процессу социализации личности, посредством искусства личность в ходе социализации включается в процесс исторического развития человечества через включение в процесс развития конкретной социальной среды. Исследование деятельности провинциальных театров позволяет выявить различные векторы развития советского социума.

Развитие западносибирского театра в настоящее время характеризуется разнообразием организационных форм, поиском своего места в новой экономической ситуации, материальными трудностями, проблемами, связанными с изменением социального статуса аудитории, определенным воздействием массовой культуры и средств информации — все эти явления требуют своего научного обоснования, делают актуальным критическое осмысление исторического опыта предшествующего периода. Без должной оценки прошлого нельзя решить задачи, выдвигаемые современностьюпостроить политику государства в целом и региональных властей в частности в сфере духовной жизни так, чтобы она была адекватна требованиям естественного творческого процесса и отвечала культурным запросам общества.

Историография темы. Изучая историографию данного вопроса в советский период, необходимо отметить, что до середины 1950;х годов история культуры не выделялась в самостоятельную отрасль знаний и существовала в рамках истории советского общества. Изучением, анализом проблемы развития театрального искусства середины 1960;х — 1970;х годов начали заниматься относительно недавно. В обширной и разноплановой литературе, посвященной культурной политике советского государства этого периода, вопросы развития театрального искусства Западной Сибири освещались крайне незначительно.

Первый период историографии (1920;первая половина 1930;х годов) характеризуется преобладанием среди опубликованной литературы работ общего плана, в которых впервые дается анализ опыта партийно-государственного руководства культурой, анализируются основные принципы государственной политики в области театра. Публикации 19 201 930;х годов в большей степени носят агитационно-пропагандистский, просветительский, публицистический характер. Их отличает, свойственный эпохе, категоризм оценок общественных и культурных явлений.

Проблемам культурного строительства посвящены работы Н. К. Крупской,.

1 2 А. С. Бубнова. Особо следует отметить труды A.B. Луначарского, уделившего самое пристальное внимание проблемам театра. Анализируя государственно-партийную политику в области театра как составную часть культурной революции, Луначарским сконструированы основные элементы государственной театральной политики, освещены некоторые аспекты организационного и репертуарного устройства советского театра.

1 Крупская Н. К. Главполитпросветработа и искусство // Правда. — 1921.-13 февраляБубнов A.C. Третий год пятилетки и основные задачи культурного строительства,-Свердловск — Москва, 1931.

2 Луначарский A.B. Диалог об искусстве // Всероссийский Совет пролеткульта.- М., 1919; Луначарский A.B. Театр и революция, — М., 1924; Луначарский A.B. Наши задачи в области художественной жизни. // Луначарский A.B. Собрание сочинений в 7 тт. Т. 7, — М., 1967; Луначарский A.B. Сб. статей, — Л., 1926.

Первые попытки обобщения партийно-государственной работы в области театра предпринял Р. Пельше В этот же период публикуются сборники справочных материалов, посвященных театральному искусству2.

Второй период (вторая половина 1930 — 1950;х гг.) в развитии исторической науки отличается сокращением историко-искусствоведческих публикаций по сравнению с предыдущим десятилетием. В эти годы вышли в основном труды театроведческого характера, рассматривающих проблемы репертуара театров. На первый план выдвигается принцип «идейности» репертуара, а партийно-государственная политика и организационные проблемы театральной жизни остаются в стороне. Из публикаций, посвященных государственной театральной политике, можно выделить работы Ю. Ю. Осноса, Б.И. Ростоцкого3.

Третий период в изучении вопроса охватывает вторую половину 1950;х-1980;е гг. Наиболее благоприятные условия для развития советской исторической науки были созданы после XX съезда КПСС. Тогда же в качестве самостоятельного направления определилась история советской культуры. Публикации первых специальных исследований по истории культуры относятся ко второй половине 1950;х годов 4. В этот же период.

1 Пельше Р. Проблемы современного искусства, — М., 1927 — Пельше Р. Наша театральная политика, — М.- Л., 1929.

2 Имас М. И. Актеры в социалистическом строительстве, — М., 1930 — Имас М. И. Промфинплан театра. — М., 1931; Боярский Я. Очередные вопросы художественного производства (Стенограмма доклада на первой Всесоюзной актерской конференции).- М.- Л., 1930; Театральный и музыкальный справочник по СССР на 1930 год.- М.- Л., 1930.

3 Оснос Ю. Ю. Вопросы ранней истории советского театра // Театр. — 1941. — С. 108 — 120- Оснос Ю. Ю. Политика партии и советского государства в области театра // Театральный альманах: сб. статей и материалов. Кн. 8. М., 1948. — С. 1- 40- Ростоцкий Б. И. Основные этапы развития советского театра // Советский театр. — 1947.-С. 33−94- Ростоцкий Б. И. Исследования о советском театре: Доклад, суммирующий работы, предоставленные по совокупности на соискание ученой степени доктора искусствоведения, — М., 1966.

4 Каган М. С. Политика коммунистической партии в области искусства в период перехода от капитализма к социализму // История искусств.- Л., 1955; Ким М. П. 40 лет советской культуры, — М., 1957.-388 с. появляется ряд статей о театре В дальнейшем круг исследований, посвященных проблемам развития советской культуры, значительно расширился. С середины 1960;х годов предметом самостоятельного изучения становится историография советской культуры, основателем которой явилась Л. М. Зак, опубликовавшая ряд работ по данной теме .

На базе достижений историографии культуры в 1970;е гг. стала возможной постановка методологических проблем, разработка общей концепции советской культуры. М. П. Ким явился разработчиком функциональной концепции культуры и ее социального предназначения 3. Научное обоснование системного подхода к исследованию культурных процессов способствовали выделению ее основных понятий и категорий4.

Философско-социологическое осмысление культуры представлено в работах Иовчука М. Т., Когана Л. Н., Злобина Н. С., Маркаряна Э. С., Арнольдова А. И., Уледова А. К., Петрова Ю. В. 5. Выдвинутые ими теоретические положения о структурных элементах духовной культуры, общей и специальной культуре определили спектр дальнейших исследований.

1 Театр и драматургия, — Л., 1959. 452 е.- Театр и жизнь, — Л.: Искусство, 1957. 421 е.- Театральное наследство. Сообщения. Публикации.- М.: Искусство, 1956. 538 с.

2 Зак Л. М. История культурного строительства в советской историографии (1956;1963) // Вопросы истории, — 1964, — № 2- Зак Л. М. История изучения советской культуры, — М., 1981.

3 Ким М. П. Советская культура как предмет исторического изучения // Вопросы истории,-1974.-№ 11 — Ким М. П. Проблемы социалистической культуры // Культура развитого социализма: Вопросы теории и истории, — М., 1979 — Ким М. П. Культурное возрождение — закономерность становления социалистической культуры: Доклад на XVI Международном конгрессе исторических наук, — М., 1985.

4 Егоров А. Г. Проблемы эстетики, — М., 1978 — Художественная культура: понятия, термины: справочник, — М.: Знание, 1978, — 206 с.

5 Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура. Исторический опыт и современные проблемы.- М., 1979 — Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс, — М., 1980 — Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука, — М., 1983 — Арнольдов А. И. Социалистическая культура. Теория и жизнь, — М., 1984 — Уледов А. И. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования, — М., 1980 — Петров Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства, — Л., 1980.

Особый интерес для исследования составляют труды общетеоретического характера, дающие представление о произошедших изменениях в советском обществе в середине 1960;1970;х годов, касающиеся общественно-политической атмосферы того времени, идеологии, социально-экономического и духовного развития страны.

Литература

1960;1970;х годов базировалась на теории построения в стране «развитого социалистического общества». Официальная доктрина провозглашала СССР государством «подлинной демократии», чья политическая система обеспечивала эффективное участие трудящихся в государственной жизни, соблюдение равных прав и свобод граждан, их обязанностей перед обществом и т. д. Формирование у советских людей коммунистического мировоззрения декларировалось одной из основных задач всей идейно-политической работы. Этой позиции придерживались все авторы, труды которых были изданы в 1960;1980;х годах.

Авторы литературоведческих и искусствоведческих работ 1960 — начала 1980;х годов исходили из основного теоретического постулата КПСС о том, что советский деятель искусства несет политическую ответственность за свое творчество как «острейшее идеологическое оружие». Основываясь на методе «социалистического реализма», художник был обязан руководствоваться в своей деятельности принципами партийности и народности2.

1 История Коммунистической партии Советского Союза.- М., 1979. 800 е.- Развитой социализм: проблемы теории и практики, — М.: Политиздат, 1979. 400 е.- История СССР. Эпоха социализма 1917;1978, — М., 1979.

2 Ермаков В. Т. Советская культура как предмет исследования // Вопросы истории, — 1973.-№ 11. С. 20 — 34- Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории,-М., 1978 — Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. -Свердловск, 1974 — Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы, — М., 1979 — Баллер Э. А. Коммунизм. Культура. Человек, — М., 1979 — Лукин Ю. А. Идеология и художественная культура,-М.Д982 — Лукин Ю. А. Культурная политика КПСС на современном этапе. М., 1984 — Малафеев П. А. Россия: Советы и культура, — М., 1974 — Шкодин М. Городские театры РСФСР // Экономика и организация театра, — М., 1971 — Пригодич З. К. Партийное руководство художественной культурой на этапе зрелого социализма, — М., 1984.

В 1960;е годы Ленинградским институтом театра, музыки и кинематографии были собраны и изданы материалы, отражающие историю становления организационных форм советского театра и его взаимоотношений с государством за 50 лет, начиная с 1917 года Документы, освещающие организационно-экономические процессы, происходившие в советском театре в последующие годы, до сих пор не изучены. Можно выделить работы, посвященные теоретическим проблемам совершенствования театрального руководства и финансирования театров. Исследование Н. В. Перебиной рассматривает влияние бюрократической системы на театральный процесс, анализирует «остаточный принцип» финансирования учреждений культуры как явление социальное, раскрывает состояние реального театрального процесса на рубеже 1970;1980;х годов, выявляя основные тенденции противоречия в его развитии, определяет причины трудностей в области управления сферой театрального искусства, показывает состояние органов руководства и управления в указанный период2.

Вопросам оплаты артистического труда посвящена диссертация Е. А. Левшиной. В ней дана оценка действовавшего в 1970;е годы порядка оплаты актерского труда с точки зрения его соответствия требованиям сценического творчества. Автор анализирует формирование принципов оплаты труда творческого состава от момента возникновения русского профессионального театра до 1970;х годов включительно 3.

1 Советский театр. Документы и материалы. 1917;1967 гг.- Л., 1968.

2 Перебина Н. В. Современный театральный процесс: управление и основные тенденции развития: дис. канд. искусствоведения,-М., 1988.

3 Левшина Е. А. Организация оплаты артистического труда и творческое состояние драматического театра: дис.канд. искусствоведения, — М., 1980.

Теоретическим вопросам театрального финансирования и управления посвящены так же монографии Ю. О. Когана, Н. И. Семянниковой, И. Д. Безгина, Ю.У. Фохт-Бабушкина и других.

В 1970;е годы появляется ряд публикаций по проблемам театра, в которых анализируются вопросы взаимоотношения театра и зрителя, проблемы воплощения на сцене образа положительного героя. Именно в этот период в сферу исследовательских интересов стал попадать, во-первых, процесс создания спектакля, во-вторых, робко, но все же рассматривалось развитие театрального искусства в контексте социальных явлений, наблюдающихся в жизни общества. Социология театра развивалась, прежде всего, в русле социологического изучения театральной аудитории. Стремясь активизировать другие аспекты этой научной отрасли, Совет по социологии театра и Кабинет по совершенствованию управления театрального дела Союза театральных деятелей РСФСР провели 27−28 октября 1988 года совещание, посвященное изучению социальных условий творческой деятельности в театре. На нем рассматривались вопросы социальных условий деятельности актеров и режиссеров, профессионального театрального образования и другие. Материалы совещания дали основу сборнику «Социальные условия творческой деятельности в театре"3.

Большой вклад в изучение культуры Сибири вносят сибирские исследователи. Монографии В. Л. Соскина и Л. И. Боженко, вышедшие в.

1 Социологические исследования театральной культуры села: Сб. ст.- Свердловск, 1978,100 е.- Социологические исследования театральной жизни: Сб. ст. — М.: ВТО, 1978. 220 е.- Фохт-Бабушкин Ю. У. Социальные условия творческой деятельности в театре, — М., 1990.298 с. — Театр в свете социологических исследований: Сб. науч. трудов, — Л., 1990. 136 с.

2 Захаров В. З. Театр как вид искусства, — М., 1970 — Рожкова В. Ф. Время — герой — артист,-М., 1973 — Театр и наука. Современные направления в исследовании театра, — М.: ВТО, 1976, — 305 с. — Театр и молодежь. Опыт социологического исследования, — М.:ВТО, 1977,291 с. — Ягодовская А. Г. Типология образа героя наших дней в советском искусстве 60−70-х гг. // Советское искусствознание, — М. Д979.

3 Социальные условия творческой деятельности в театре, — М., 1990, — 162 с.

1960;1970;х годах, дают представление о развитии сибирской культуры в годы революции, гражданской войны и первые годы НЭПа, а так же затрагивают вопросы историографии культуры Сибири.

В конце 1980 — начале 1990;х годов были опубликованы исследования, в которых дается характеристика развития социокультурного пространства периода «застоя» с критических позиций. В данной литературе имеет место преобладание эмоционального восприятия действительности над конкретными фактами. При этом вопросы культурной политики специально не рассматривались. Историки стремились исследовать причины, показать настроение кризисных явлений в экономике и политике, в социальной сфере, в духовной жизни общества, наконец, в деятельности самой партии .

Много внимания исследователями уделялось вопросам развития советской культуры в изучаемый период. Она помогает понять политику партии и государства по отношению к художнику, получить представление о.

1 Соскин В. Л. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны, — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1961 — Соскин В. Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа, — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1971 — Боженко Л. И. Из истории культурного строительства в Сибири в 1920;1925 гг.(развитие кино и театра).-Томск, 1963 — Соскин В. Л. Основные итоги и задачи изучения истории культурного строительства Сибири (1917;1937 гг.) // Историческая наука в Сибири за 50 лет, — Новосибирск, 1972 — Историография культуры и интеллигенции советской Сибири: Сб. статей, — Новосибирск, 1978. Бутырина В. П. Партийное руководство литературой и искусством Сибири в 1919;1932 гг: автореф. дис. канд. ист. наук, — Новосибирск, 1973 — Леляков А. П. Партийное руководство развитием театрального искусства Западной Сибири (1928;1941): автореф. дис.канд. ист. наук,-Томск, 1974.-21 с.

2 Тоталитаризм как исторический феномен, — М., 1989. 234 с. — На пороге кризиса. Нарастание застойных явлений в партии и обществе.- М., 1990.-447 с. — Тоталитаризм и социализм, — М., 1990, — 144 с. — История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства, — М., 1991. 364 с. — Горинов М. М, Данилов А. А., Дмитриенко В. П. История России. Ч.З.- М., 1994.-192 с. — Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия.- М.: Росспэн, 1995. культурной жизни того времени. Проблемам литературы и искусства были посвящены работы А. Г. Дубровина, Ю. А. Лукина, М. М. Руковицина и др.

Для исследователей второй половины 1980;х годов характерен поиск новых методов управления в сфере культуры, связанных с изменением социально-экономических условий в стране 2. В работах этого периода анализируется система управления культурой, выдвигаются новые предложения по формированию культурной политики в стране, с учетом переосмысления исторического прошлого.

Проблемам партийного руководства художественной культурой посвящены работы A.B. Русецкого, Ш. В. Хакимова, Г. В. Тугусовой, Д. А. Блажите написанные на материалах различных территорий страны 3. Некоторые из исследователей делают попытку не только осмыслить политику партии в области художественной культуры, но раскрывают проблемы, способствовавшие возникновению кризисной ситуации в дальнейшем.

1 Дубровин А. Г. О партийности художественного творчества: теоретические вопросы, — М.: Просвещение, 1978 — Лукин Ю. А. Политика КПСС в области художественной культуры,-М.: Знание, 1985 — Рукавицын М. М. Народность и партийность искусства, — М.: Знание, 1978 — КПСС о культуре, просвещении и науке, — М.: Политиздат, 1963.

2 Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры, — М., 1986 — Жидков В. И. Перестройка системы управления в сфере культуры,-М., 1988 — Мельников А. П., Селиванчик Н. И. Научное управление культурой в социалистическом обществе, — Минск, 1988.

3 Русецкий А. В. Опыт и проблемы реализации политики КПСС в области художественной культуры в 80-е гг. (на материалах Коммунистической партии Белоруссии): автореф. дис.. д-ра ист. наук, — М., 1990 — Хакимов Ш. В. Деятельность партийных организаций Татарии по руководству художественной культурой (1966;1985): автореф. дис.канд. ист. наук, — Казань, 1989 — Тугусова Г. В. Деятельность КПСС по повышению роли литературы и искусства в военно-патриотическом воспитании молодежи 1975;1985 (на примере Московской городской и областной партийных организаций): автореф. дис. канд. ист. наук, — М., 1987 — Блажите Д. А. Деятельность Коммунистической партии Литвы по развитию художественной культуры в Республике 1961;1970 гг.: автореф. дис. канд. ист. наук, — Вильнюс, 1989 — Партийное руководство культурным строительством в Западной Сибири. Сб. науч. трудов, — Новосибирск, 1984 — Манякин С. И. Сибирь далекая и близкая: записки партработника, — М., 1985 — Буртяк Г. Я. Заботясь о духовном богатстве. Из практики партийного руководства культурным строительством, — М., 1985.

Особый интерес представляют работы, касающиеся организации театрального процесса. Исследователи театра 1980;х годов отмечали существенные недостатки сложившейся системы управления театрально-зрелищными предприятиями. С точки зрения некоторых авторов, индустриализированный подход к искусству, основанный на планировании не только хозяйственной, но и творческой деятельности театра не соответствовал специфике творчества и социальным функциям искусства .

Четвертый этап историографии вопроса, охватывающий период с 1990;х годов и по настоящее время, характеризуется расширением проблематики исследований в области вопросов культуры, в том числе театра.

С начала 1990;х годов появляются работы, главным образом, публицистического характера, авторы, которых пытаются объективно оценить творчество «запрещенных» ранее писателей, художников, режиссеров. Внимание ученых привлекают темы «русского зарубежья», анализ и осмысление произведений прежде «запрещенных», насильственно отторгнутых, директивно изъятых из русской культуры. Особый интерес представляет исследование Е. В. Лаптевой, посвященное анализу концепции советской культуры 1970;начала 1990;х годов в англоамериканской советологии. Данная работа содержит богатый теоретический и фактический 2 материал, ранее не известный или малоизвестный исследователям .

1 Дадамян Г. Г. Организационно-экономические проблемы управления и функционирования социальноэкономического института театра // Проблемы перспективного планирования и управления в сфере художественной культуры, — М.: ВТО, 1979, — С. 100 — 103 — ФохтБабушкин Ю. Долгосрочное планирование развития сети учреждений художественной культуры // Перспективное планирование и управление в сфере художественной культуры, — М.: ВТО, 1981, — С. 38 — 51- Левшина Е. А. О совершенствовании планирования деятельности театра // Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищными предприятиями, — М.: ВНИИ искусствознания, 1984, — С. 42 -53.

2 Лаптева Е. В. Культура СССР 1970; начало 1990 гг. в интерпретации англо-американской советологии: дис.канд. ист. наук, — Пермь, 1995, — 226 с.

Историография данной проблемы не многочисленна. Она затрагивалась преимущественно специалистами, изучающими театр, как вид искусства и потому носила фрагментарный характер. Особый интерес представляют работы B.C. Жидкова. Ему принадлежит труд «Театр и время — от Октября до перестройки», специально посвященный вопросам истории управления театрами и функционировании сценического искусства в обществе. Автор раскрывает историю организационного становления советского театра в чрезвычайно широких хронологических рамках (от 1917 года до наших дней), что не дает ему возможности достаточно глубоко изучить каждый из периодов. Наиболее детально автором представлены 1920;1930;е годы. Освещение же последнего периода носит самый общий, поверхностный характер. Это можно в определенной степени объяснить слабой разработкой источниковой базы 1960;1980;х годов Подробно проблемы взаимоотношений театра и партийно-государственных органов 1960;1970;х годов раскрывает монография Кузнецовой Е.И.

В данной диссертации также использованы исследования, поднимающие вопросы репертуарной политики государства в 1970;е годы. К ним относятся работы Е. А. Левшиной и Б. И. Кудрявцева 3. Авторы дают анализ репертуара за последние десятилетия, вскрывают его динамику, выделяют собственно театральные и социально-привлеченные пути его формирования. Кроме того, поднимается вопрос о допустимости, границах, методах государственного.

1 Жидков B.C. Управление театрами: на пути к оптимальной системе // Вопросы управления и экономики учреждений культуры.- М., 1989. Вып.2, — С.20−30- Жидков B.C. Управление как согласование интересов// Пути совершенствования хозяйственного механизма управления в сфере культуры.- М.: ИздАРТ, 1995.-320 е.- Жидков B.C. Театр и время: от Октября до перестройки.- М.: СТД РСФСР, 1991. 291 с.

2 Кузнецова Е. И. Государство и театр: экономика, организация, творчество: Середина 1960;х-1980;х годов, — М.: Тровант, 2000. 154 с.

3 Левшина Е. А. Театральный репертуар и зритель: дис.. д-ра искусствоведения.-Л., 1990, — 370 е.- Кудрявцев Б. Н. Репертуар драматических театров Ленинграда 1970;1980;х годов: тенденции развития и проблемы исследования: дис. канд. искусствоведения.-Л., 1991. 214 с. регулирования репертуара и принципы формирования зрительской аудитории.

Проблемам реализации творческого потенциала деятелей театра в исследуемый период посвящена работа Т. С. Золотниковой. Цель ее 1 закрепить историческую картину эпохи, воплощенную в личностях. Проблемы развития театра в социокультурном контексте времени нашли отражение в работе Ивинских ГЛ., Шороховой Л. Г. и других2.

В 1990;х-2000;х годах значительный вклад в изучение истории культуры региона внесли сибирские исследователи Бовтун B.C., Бовтун О. П., Бортников С. Д, Литвинова O.A., Попова Е. А., Штальбаум Ю. К. В целом они охватывают широкие временные рамки с 1920 по 1990 гг. и содержат ценный фактический материал по развитию материальной базы театров и художественных учебных заведений, подготовке и закреплению кадров, з творческой деятельности и другим вопросам .

1 Золотникова Т. С. Проблема личности в советском театре 1960;1980;х годов: актер и режиссер: дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения.- М., 1992.

2 Ивинских Г. П. Театр в социокультурном контексте времени (на примере художественной практики Пермского академического театра драмы. 1967;2001 гг.): автореф. дис. канд. фил. наук, — М, 1995, — 18 е.- Шорохова Л. Г. Искусство в зеркале омской прессы 1960;х годов (попытка анализа) // Третьи омские искусствоведческие чтения. 26−28 февр. 1999 г.: сб. материалов.- Омск, 1999, — С. 25 — 28. Культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX — XXI начало века): Материалы V Всерос. науч. конф. (Омск, 29 сентября 2003 г.).- Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. 412 е.- Проблемы культуры городов России: Материалы третьего всероссийского науч.-практ. семинара.-Омск: Изд-во ОМГПУ, 1997. 185 е.- Городская культура Сибири: динамика культурно-исторических процессов: сб. науч. трудов / отв. ред. Д. А. Алисов.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001, — 201 с.

3 Баландин Л. На сцене и за кулисами. Пути театра «Красный факел"(1920;1970 гг.).-Новосибирск, 1972; Бовтун B.C. Развитие учреждений культуры в сибирском регионе (1970;1990 гг.): автореф. дис. д-ра искусствоведения, — СПб., 1992, — 44 е.- Бовтун О. П. Развитие театрального искусства Западной Сибири: опыт и проблемы (1980;1990 гг.): автореф. дис.канд. ист. наук.- Кемерово, 2000; Бортников С. Д. Художественная интеллигенция Сибири (1961;1980). — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та искусств и культуры, 1997. — Литвинова O.A. Развитие театрального искусства в Западной Сибири в период НЭПа (1921;1928 гг.): автореф. дис.канд. ист. наук. — Кемерово, 2004; Попова Е. А. Развитие театрального искусства Западной Сибири в 1929;1941 гг.: автореф. дис. .

Большим вкладом в изучении музыкальной культуры региона, в том числе в изучении музыкальных театров, явился выпуск трехтомника «Музыкальная культура Сибири», подготовленного сотрудниками Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Монографию отличает современный подход к изложению фактов Определенный интерес для исследования представляет труд Мохонько А. П., раскрывающий основные периоды становления музыкального театра Кузбасса.

На основе анализа литературы можно сделать вывод о том, что в области истории развития театрального искусства накоплен немалый опыт исследования, как в целом по стране, так и по сибирскому региону. Необходимо отметить, что многие аспекты проблемы, такие как экономическая деятельность театров, вопросы государственной репертуарной политики, роли театральной интеллигенции, проблема «театр и зритель» требуют переосмысления. Поскольку многие исторические труды, как общего, так и специального плана несут на себе отпечатки своего времени и не лишены конъюнктурное&trade-. Анализ данной литературы позволяет понять константы государственной идеологии исследуемого периода, а так же представления того времени о роли и значении культуры и, в частности, театра в жизни общества. Однако можно констатировать недостаток обобщающих исследований, анализирующих весь базовый комплекс вопросов развития театральной жизни Западной Сибири с середины 1960;х — 1970;х годов с учетом новых исторических подходов.

Объектом исследования является театральная культура Западной Сибири в 1965;1979 гг. ист. наук. — Кемерово, 2004; Штальбаум Ю. К. Театральное искусство Кузбасса: учеб. пособие. — Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 2000,156 с.

1 Музыкальная культура Сибири XX века. Т. 3, — Новосибирск, 1997.

Предмет исследования — государственная театральная политика, структура государственного управления театральным делом, экономические условия функционирования театров, творческая деятельность театров, театральная интеллигенция как социально-профессиональный слой, театральная аудитория.

Цели и задачи исследования. Исходя из степени изученности проблемы, ее актуальности, имеющейся базы источников, целью диссертационного исследования является изучение и анализ основных направлений и особенностей развития театральной культуры Западной Сибири, установление взаимосвязи между государственной театральной политикой и искусством. В связи с заявленной целью выдвигаются следующие задачи:

1. Выявить основные тенденции и особенности творческой деятельности западносибирских театров;

2. Проследить изменения, происходившие в создании материально-технической базы театрально-зрелищных предприятий;

3. Отразить организационно-структурные изменения в формировании кадрового состава сферы театрального искусства;

4. Установить формы работы с театральной аудиторией;

5. Определить роль театра в общественной жизни региона.

Территориальные рамки исследования охватывают Западносибирский экономический округ, включающий в себя Омскую, Томскую, Кемеровскую, Новосибирскую области и Алтайский край. Выбор региона был обусловлен его значительным влиянием на экономический и культурный уровень жизни страны. В 1965;1979 годах Западная Сибирь располагала достаточно развитой сетью учреждений искусства и культуры. Здесь работало 24 театра, из которых 1 театр оперы и балета, 10 драматических театров, 4 театра музыкальной комедии, 4 театра юного зрителя, 6 кукольных театров.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1965 г. по 1979 г. Эти годы наиболее ярко характеризуют идеологическую и культурную политику советского государства. В области театрального искусства данный период характеризуется наличием сформировавшейся системы управления, основанной на административнокомандных методах руководства. В финансовой и организационной деятельности театров утвердился плановый метод ведения хозяйства.

Вместе с тем, этот период можно условно разделить на два этапа. Для первого этапа 1965;1970 гг. была характерна преемственность творческих традиций, заложенных в период «оттепели». На сцене театров продолжались попытки, свойственные «шестидесятникам», создания образа современного героя, человека, посвятившего себя служению людям. Театральная интеллигенция активно стремилась выразить свою гражданскую позицию в рамках «социалистического реализма». Второй этап 1970;1979 гг. характеризуется значительным усилением идеологического контроля над деятельностью учреждений искусства и культуры, ужесточением критериев отбора репертуара. В январе 1969 года ЦК КПСС принял постановление «О повышенной ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политическим уровнем публикуемых материалов и репертуара», значительно повлиявшее на творческую деятельность театров. Окончательно идеологический диктат правящей партии над художественным творчеством утвердился в 1972 году после принятия постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», прямо предписывающее не выходить за рамки официально установленной трактовки драматических произведений.

Методологической основой исследования являются фундаментальные принципы исторической науки, диалектический, конкретно-исторический, историко-генетический, историко-сравнительный, системно-структурный подход к анализу предмета исследования.

Принципы научного познания использовались автором для осмысления процессов характеризующих театральную жизнь западносибирского региона. Диалектический подход к театральному искусству нашел выражение в принципах историзма, объективности и всесторонности изучения предмета. Общие (основные) методологические принципы, отражающие основные законы действительности и ее познания, послужили основой выдвижения гипотез, приемов и методов исследования.

Применение логического метода в данном исследовании позволило проанализировать источники, позволившие установить степень изученности проблемы в отечественной историографии, определить цель и задачи.

Конкретно-исторический метод исследования, предусматривающий изучение явлений с учетом исторических условий, хронологической последовательности и специфичности, в которой они протекали, использовался при анализе источников и литературы. Этот метод позволил выявить предпосылки развития театрального искусства Западной Сибири, установить особенности характеризующие систему управления театрально-зрелищными предприятиями.

Историко-генетический метод позволил последовательно раскрыть изменения в театральной жизни региона, показать причинно-следственные связи и закономерности ее развития, а отдельные события и личности охарактеризовать в их индивидуальности.

Историко-сравнительный метод использовался автором для критического анализа литературы по истории театрального искусства. Сравнение взглядов на развитие театрального искусства в различных исторических условиях открывает возможность для объяснения рассматриваемых фактов, раскрытия сущности театрального процесса.

Системно-структурный подход позволил рассмотреть внутренние механизмы функционирования и развития театрального искусства как общественно-исторической системы. При использовании данного метода были выявлены элементы и системообразующие признаки театрального искусства, а также характер взаимосвязи компонентов системы и их свойств.

Статистический метод применялся для анализа материально-технической базы театрально-зрелищных предприятий Западной Сибири, обеспеченности кадровым потенциалом, финансовой деятельности театров.

Применение различных методов научного познания позволило поставить и решить широкий круг вопросов, связанных с изучением проблем развития театрального искусства Западной Сибири.

Источниковой базой исследования послужили материалы архивов. Основной фактический материал был взят из фондов Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), а также Центра документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО), Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО), Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК), государственных архивов Кемеровской области (ГАКО), Новосибирской области (ГAHO) и Омской области (ГАОО). Документы характеризуются большим многообразием и включают стенограммы и протоколы партийных конференций, пленумов, заседаний бюро краевых, областных, городских и районных комитетов партии, первичных партийных организаций. Материалы этой группы содержат ценные фактические сведения, отражающие взаимоотношения партийных органов, органов государственной власти и театров.

Многочисленные материалы о развитии театрального искусства Западной Сибири 1965;1979 годов содержат фонды управлений культуры Новосибирского облисполкома (ГАНО. Ф.Р. 1375), Кемеровского облисполкома (ГАКО. Ф.Р. 1131), Омского облисполкома (ГАОО. Ф.Р. 2111),.

Алтайского краевого управления культуры (ЦХАФ АК. Ф.Р. 1041). Документы включают годовые бухгалтерские отчеты, годовые статистические отчеты, справки о творческой деятельности театров. Недостающие сведения, связанные с тем, что материал в обозначенных фондах отложился неравномерно, восполнили документы из фондов комитетов профсоюза работников искусств, а также фондов отдельных театров.

Обширный материал о состоянии театрального искусства Западной Сибири содержится в центральной периодической печати исследуемого периода: газетах «Советская культура», «Советская Россия», «Известия», «Правда». А также в областных, краевой и городских газетах Западной Сибири: «Алтайская правда» (Барнаул), «Молодежь Алтая» (Барнаул), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Вечерний Новосибирск» (Новосибирск), «Молодость Сибири» (Новосибирск), «Кузбасс» (Кемерово), «Комсомолец Кузбасса» (Кемерово), «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк), «Красное знамя» (Томск), «Молодой ленинец» (Томск), «Омская правда» (Омск), «Молодой Сибиряк» (Омск), «Вечерний Омск» (Омск) и др.

Материал для исследования проблемы, касающейся творческой деятельности театров, содержат журналы «Театр», «Театральная жизнь», «Сибирские огни» и др. Статьи в указанных газетах и журналах стали существенным дополнением к материалам архивных источников.

Последнюю группу источников составляют воспоминания деятелей театров и театральных критиков. Количество работ мемуарного характера немногочисленно, однако позволяет оценить специфику актерского труда и психологический климат художественной интеллигенции середины 60−70-х годов XX века.

Таким образом, сбор и критический анализ источников дает полную документальную основу для решения цели и задач исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что в данном исследовании с учетом современных требований впервые рассматривается развитие театральной культуры Западной Сибири в 1965;1979 годах. Автор ввел в научный оборот значительный круг архивных и документальных источников, что позволило обратиться к аспектам, не освещенным до настоящего времени в литературе. В работе были выявлены и проанализированы такие важные направления как государственная театральная политика, организация и структура управления театральным делом в регионе, функционирование театров в условиях планового хозяйства, деятельность по повышению театральной культуры в обществе, сотрудничество театров с местными драматургами и композиторами, зарубежные связи западносибирских театров.

Практическая значимость работы определяется тем, что она является существенным дополнением в исследовании истории развития театрального искусства Западной Сибири. Ее материалы могут быть использованы для написания обобщающих исследований по истории культуры западносибирского региона, при разработке спецкурса по истории театрального искусства Западной Сибири, истории отечественной театральной культуры, при создании областных и краевых программ по развитию культуры и искусства, а также в практической деятельности театров.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры «История Отечества» Алтайского государственного технического университета. Основные положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях и сообщениях на всероссийской научно-практической конференции «Духовные истоки русской культуры» (Рубцовск, 2005), первой региональной конференции, посвященной памяти профессора В. И. Неверова (Барнаул, 2005), III Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 80-летию со дня рождения профессора В. И. Неверова (Барнаул,.

2010). Частичные выводы отражены в статьях «Проблемы взаимоотношений общества и театров Алтая середины 60−70-х годов XX века» (Барнаул, 2005), «Материально-техническое оснащение театров Западной Сибири середины 19 601 970;х годов» (Барнаул, 2011).

Структура диссертации подчинена логике исследования, поставленным цели и задачам. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе анализа источников, отражающих сведения о театральной жизни Западной Сибири в середине 1960;х-1970;х годов, автор диссертации сформулировал следующие выводы:

1. Театрально-зрелищные предприятия находились в зависимом положении, как от центральных, так и местных властей. Деятельность театров контролировалась партийными и исполнительными органами государственной власти. Самостоятельность в принятии как творческих, так и хозяйственных решений была минимальна. Любая инициатива творческих работников проверялась и утверждалась множеством инстанций. Театральное искусство продолжало развиваться, несмотря на жесткие ограничения по форме и содержанию. Для реализации творческого потенциала коллективы искали инновационные решения. На сценах западносибирских театров появились «производственная драматургия», «деревенская тема». Продолжалась работа над образами классической драмы. Зрительскую аудиторию радовали комедийные постановки. Существенно разнообразили репертуар исторические, военно-патриотические произведения, национальная драматургия. Театры активно участвовали в процессе создания новых оригинальных произведений в сотрудничестве с местными авторами.

2. За 1960 — 1970;е годы произошло удорожание театрального производства. Это связано с ростом заработной платы работников театров, увеличивавшейся неоднократно. Произошло увеличение расходов на содержание и ремонт зданий, так как были введены новые более дорогие театральные здания, а также существенно переоборудованы старые помещения. Театральное производство было убыточным. Деятельность, направленная на решение идеологических задач изначально предполагает значительный перекос спроса и предложения. Расширение аудитории, заявленное высшим политическим руководством, как основополагающий принцип деятельности театров, требовало превышения предложения над размером реализованного спроса. Театральное обслуживание всех групп советского общества способствовало увеличению числа выездных и гастрольных спектаклей. Экономическая убыточность компенсировалась из бюджетов различного уровня. Финансирование театрально-зрелищных предприятий Западной Сибири позволяло решать первостепенные задачи — выплату невысокой заработной платы, содержание и ремонт зданий, постановку спектаклей с минимальной сметой затрат на оформление и реквизит. Вместе с тем развитие материально-технической базы, в целом, имело положительную динамику. Велось существенное культурное строительство, обновлялись дорогостоящее техническое оборудование и автопарк.

3. В середине 1960;1970;х годах происходит становление профессиональных кадров театральной интеллигенции Западной Сибири. Творческие коллективы пополнились квалифицированными кадрами за счет местных выпускников и специалистов, приезжавших из других регионов.

Профессионализм западносибирских театральных деятелей позволил укрепиться региону в статусе заметного явления духовной жизни не только страны, но и мира. Многие работники театров были награждены почетными званиями, знаками отличия, премиями. Несмотря на то, что имели место факторы, затрудняющие развитие творческой личности в театре, присутствовали проблемы материального и бытового характера, в целом, благодаря усилиям партийных и исполнительных органов государственной власти, театральной интеллигенции были предоставлены оптимальные условия для самореализации.

4. Формы работы со зрительской аудиторией были достаточно разнообразны. Каждый театр имел постоянных поклонников своего творчества, так называемую группу «театралов». Однако для реализации государственной театральной политики и решения внутритеатральных проблем зрительскую аудиторию нужно было формировать. Тем более, что театр середины 19 651 970;х гг. вынужден был конкурировать с другими видами искусств — телевидение, кино, эстрада и др. Для этих целей приходилось постоянно взаимодействовать с потенциальной зрительской аудиторией, жителями региона. Популяризация театрального искусства велась путем встреч театральных коллективов с различными группами населения, культурного обслуживания в рамках договорных отношений с промышленными предприятиями, шефской помощи самодеятельному творчеству. Творческие встречи оставались наиболее распространенной формой общения с потенциальной театральной аудиторией. Востребованы у жителей региона были тематические недели, экскурсии по театру, конференции, семинары, лектории, университеты культуры.

Непосредственный разговор с людьми позволял творческим коллективам лучше понять художественные вкусы и потребности зрителей, глубже изучить характеры героев, воплощаемых на сцене.

5. Западносибирские театры принимали активное участие в жизни региона. Взаимодействие театра с обществом осуществлялось в границах понятия «театральная жизнь». Творческие работники были задействованы во многих социальнозначимых проектах. Театральные коллективы содействовали организации празднования юбилейных и памятных для советской власти дат, проведению фестивалей, декад, недель культуры регионального масштаба. Актеры и режиссеры принимали участие в «субботниках», общественных движениях сбора средств в фонд помощи развивающимся странам. Многочисленные массовые мероприятия театров, направленные на формирование зрительской аудитории повышали уровень культуры жителей региона. Несмотря на то, что театры развивали общественные связи под давлением партийных органов, этот процесс оказывал положительное влияние как на социокультурное развитие Западной Сибири, так и на творческую деятельность театров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально-документальный материал
  2. О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению концертного обслуживания населения РСФСР: постановление Совета Министров РСФСР от 25 января 1973 года № 36 // Собрание постановлений правительства РСФСР. 1973. — № 5. — Ст. 19. — С. 66−75.
  3. О структуре и штатах центрального аппарата Всероссийского театрального общества (ВТО): постановление Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1972 года № 756 // Собрание постановлений правительства РСФСР. 1973.-№ 1. — Ст. 5.-С. 11−13.
  4. Об организации государственного института культуры в г. Кемерове: постановление Совета Министров СССР от 11 июля 1969 года № 417 // Собрание постановлений правительства РСФСР. 1969. — № 18. — Ст. 96. -С. 319.
  5. О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции: постановление ЦК КПСС от 4 января 1967 года // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986).-М, 1986.-Т. 11. 1966−1970.-С. 123−139.
  6. О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик: постановление ЦК КПСС от 21 февраля 1972 года // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986).-М., 1986.-Т. 12. 1971−1975. С. 184−200.
  7. О работе с творческой молодежью: постановление ЦК КПСС от 12 октября 1976 года // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций пленумов ЦК (1898−1986). М&bdquo- 1987.-Т. 13. 1976−1980.-С. 137−140.
  8. О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1977 года // Об идеологической работе КПСС. М., 1983.-С. 463−469.
  9. Положение о Министерстве культуры РСФСР от 25 декабря 1970 года № 720 // Собрание постановлений правительства РСФСР. 1971. — № 1. -Ст. 5.-С. 8−16.
  10. Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии. М.: Изд-во Министерства культуры СССР, 1969.
  11. Положение об отделе культуры исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся от 29 февраля 1972 года № 125 // Собрание постановлений правительства РСФСР. 1972. — № 9. — Ст. 39. — С. BIBS.
  12. XXIII съезд КПСС. Москва. 29 марта 8 апреля 1966 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций пленумов ЦК (1898−1986). -М., 1986.-Т. 11. 1966−1970.-С. 9−89.
  13. XXIV съезд КПСС. Москва. 30 марта 9 апреля 1971 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций пленумов ЦК (1898−1986). -М., 1986.-Т. 12. 1971−1975.-С. 15−126.
  14. XXV съезд КПСС. Москва. 24 февраля-5 марта 1976 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций пленумов ЦК (1898−1986). М., 1987. — Т. 13. 1976−1980. — С. 9−91.
  15. Вопросы театра, 72: сб. статей и материалов. М.: ВТО, 1973. — 415 с.
  16. Всесоюзное театральное общество между XII и XIII съездами. М.: ВТО, 1975.-95 с.
  17. Информация президиума правления ВТО. М.: Типография МК СССР, 1974.-Вып. 1.- 106 с.
  18. Информация президиума правления ВТО. М.: Типография МК СССР, .-Вып. 2.-112 с.
  19. Культурное шефство на селе // Советская культура. 1971. — 21 сентября. — С. 2.
  20. Материалы XII съезда ВТО. 12−14 мая 1970 г. М:. Типография МК СССР, 1971.- 175 с. 1. Архивные документы
  21. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ).
  22. Фонд 5. Отдел культуры ЦК КПСС.
  23. Опись 36. Дела 63, 151, 155.1. Опись 60. Дела 60, 63.1. Опись 61. Дело 85.1. Опись 62. Дело 87.1. Опись 63. Дела 140, 147.
  24. Опись 64. Дела 129, 130, 131.1. Опись 66. Дело 229.
  25. Опись 67. Дела 191, 195, 196.1. Опись 73. Дела 424, 433.1. Опись 76. Дела 288, 289.1. Опись 77. Дело 192.1. Опись 84. Дело 154.
  26. Опись 9. Дело 1129. Опись 23. Дело 258, 781.
  27. Опись 25. Дела 217, 251, 256, 273, 276, 300, 328, 338, 388, 391, 394, 414, 442, 443, 445, 447, 473, 495,499, 506, 507, 530, 533, 571, 582, 607, 657, 680, 691. Опись 36. Дела 71, 121,312,411,544.
  28. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК).
  29. П. 1. Алтайский крайком КПСС.1. Опись 117. Дело 291.1. Опись 119. Дело 113.1. Опись 121. Дело 375.
  30. Опись 125. Дела 43, 101, 187.
  31. Фонд 260. Алтайский краевой театр драмы.
  32. Опись 2. Дела 111, 112, 113, 121, 124, 125, 127, 129, 130, 131, 132, 135, 134, 136, 137, 138, 139, 140,141, 142, 144,149, 150, 153, 154, 155, 170, 171, 172, 174.
  33. Р. 1552. Алтайский краевой театр юного зрителя.
  34. Опись 1. Дела 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 38, 39, 40, 41, 47,48, 49, 50, 51, 52, 58, 60, 62, 65, 66, 67, 68, 69, 70.
  35. Р. 1041. Алтайское краевое управление культуры.
  36. Опись 1. Дела 543, 565, 567,591, 592, 593,623, 624, 627, 657, 658,735, 738, 834, 849, 860, 874, 886.
  37. П. 4717. Первичная партийная организация Алтайского краевого театра драмы.
  38. Опись 1. Дела 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,21, 22, 23.
  39. П. 9593. Первичная партийная организация Алтайского краевого театра юного зрителя.
  40. Опись 1. Дела 4, 5,6, 7,8,9, 10, 11, 12, 13. 14, 15, 16, 18, 19, 20.
  41. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Фонд Р. 786. Управление культуры Кемеровского облисполкома. Опись 1. Дела 317, 328, 342, 356, 368, 403, 447.
  42. Р. 963. Кемеровский областной театр кукол им. А.Гайдара. Опись 1. Дела 22, 30.
  43. Р. 984.Кемеровское отделение Всероссийского театрального общества.
  44. Опись 1. Дела 163, 166, 172, 176,178, 191, 192,197, 199, 202, 203, 209,210, 214, 218,219, 233а, 234, 235, 236, 242, 252, 254, 257, 271, 276, 278, 280, 281, 284, 286, 289, 291,293.
  45. Опись 3. Дела 4, 5,7, 8, 10.
  46. Р. 1131. Театр оперетты Кузбасса.
  47. Опись 1. Дела 82, 98, 121, 136, 153, 155, 165, 167, 181,204, 217,221. Опись 2. Дело 1.
  48. Государственный архив Новосибирской области (ГAHO). Фонд П. 4. Обком КПСС.
  49. Опись 66. Дело 73. Опись 68. Дедо56. Опись 69. Дела 139, 140. Опись 72. Дело 88. Опись 75. Дело 211. Опись76. Дело 154.
  50. Опись 82. Дела 143, 145. Опись 85. Дела 117,267.
  51. П. 583. Первичная партийная организация театра «Красный Факел». Опись 1. Дела 39, 40, 41, 45, 47, 49, 51, 53.
  52. П. 586. Первичная партийная организация театра юного зрителя. Опись 1. Дела 24, 25, 27, 29, 31, 32, 33.
  53. П. 1327. Первичная партийная организация Новосибирского театра музыкальной комедии.
  54. Опись 1. Дела 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
  55. Р. 1375 Управление культуры Новосибирского обкома.
  56. П. 8365. Партийная организация управления культуры.
  57. Опись 1. Дела 38, 39, 40, 41, 42,44, 45,46, 47, 48, 49а.
  58. П. 8405. Первичная партийная организация Государственного академического театра оперы и балета.
  59. Опись 1. Дела 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,41, 42,43, 44.
  60. П. 9962. Первичная партийная организация Новосибирского областного драматического театра.1. Опись 1. Дела 14, 15.
  61. Государственный архив Омской области (ГАОО). Фонд Р. 46. Театр кукол.
  62. Опись 1. Дела 99, 103, 163, 170, 183,211. Фонд 688. Театр юного зрителя. Опись 2. Дела 37, 114, 115. Фонд 1203. Театр драмы. Опись 1. Дело 201.
  63. Р. 2111. Управление культуры Омского обкома.
  64. Опись 1. Дела 217, 218, 219, 237, 239, 242, 243, 244, 309, 310,311, 313, 326, 402, 403, 406, 407, 426, 515, 516, 517, 519, 637, 638, 639, 640, 663, 684, 690, 719, 781,833.
  65. Р. 2156. Музыкальный театр.
  66. Опись 2. Дела 66,91,92,113, 131, 148, 154, 188, 229, 239, 254, 269, 337.
  67. Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО). Фонд П. 17. Омский областной комитет КПСС.
  68. Опись 1а. Дела 204, 205,328, 333, 337, 353, 362, 547, 679, 713, 893,1005, 1212, 1291, 1522, 1726, 1732, 1839, 2146, 2363,2364, 2517, 2718, 2816, 2950, 3053, 3227.
  69. П. 2738. Омский областной драматический театр. Опись 1. Дела 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40. Фонд П. 3416. Омский театр музыкальной комедии. Опись 1. Дела 40, 41,46, 49, 50.
  70. П. 4886. Омский театр юного зрителя. Опись 1. Дела 27, 28, 29, 30.
  71. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦЦНИТО). Фонд 607. Томский обком КПСС.
  72. Опись 1. Дела 3331, 3376, 3377, 3380, 3439, 3470, 3545, 3658, 3659, 3684, 3685, 3793, 3787, 3873, 3875, 3909, 3981,4023,4117, 4152, 4521,4522, 4671, 4672, 4673.
  73. Опись5. Дела 69, 70, 71,72, 73, 197, 198, 199, 201, 202,225. Опись 7. Дела 71, 72, 75. Опись 8. Дела 50, 51, 52,53, 54.1. Периодическая печать51 Газеты:
  74. Молодость Сибири. Новосибирск, 1965 — 1979. Омская правда. — Омск, 1965 — 1979. Правда. — М., 1965 — 1979. Советская культура. — М., 1965 — 1979. Советская Сибирь. — Новосибирск, 1965 — 1979. 5.2. Журналы:
  75. Музыкальная жизнь. М., 1965 — 1979. Советская музыка.- М., 1965 — 1979. Театральная жизнь.- М., 1965 — 1979. Театр. — М., 1965 — 1979.
  76. Монографии, брошюры, статьи
  77. А., Паротиков Д. Призванный временем: очерк истории Алт. краев, театра драмы. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981. — 108 с.
  78. А. Г. Империя Кремля. Минск: Полифакт, 1991. — 107 с.
  79. Алтайский Государственный театр драмы / упр. культуры Алт. крайисполкома. Барнаул, 1983. — 26 с.
  80. В. П. Идеологическая эффективность культуры. Киев: Выща школа: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988. — 188 с.
  81. JI. А. На сцене и за кулисами: путь театра «Красный факел"(1920−1970). Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. — 303 с.
  82. JI. А. С чего театр начинается. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. — 195 с.
  83. Э. А. Коммунизм. Культура. Человек. М.: Сов. Россия, 1984. -272 с.
  84. И., Орлов Ю. Театральное искусство: организация и творчество. -Киев: Мистецтво, 1986. 150 с.
  85. Боженко J1. И. Театр / Л. И. Боженко, Б. Р. Бережков, В. А. Зубарева // Родной край: очерки природы, истории, хозяйства и культуры Томской области. Томск, 1974. — С. 334 — 350.
  86. ЗЛО Бортников С. Д. Художественная интеллигенция Сибири (1961−1980 гг.).- Барнаул: Изд-во Алт. гос. ин-та искусств и культуры, 1997. 136 с.
  87. И. Л. Драматургия верна времени. М.: Просвещение, 1983, — 159 с.
  88. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия / Ю. В. Аксютин, О. В. Волобуев, А. А. Данилов и др. М.: РОССПЭН, 1995. -400 с.
  89. М. Экономическая реформа и театр // Театр. 1969. — № 4.- С. 62 68.
  90. А. Избранное. М.: Улисс, 1994. — 224 с.
  91. И. Н. Тоталитарное искусство.- М.: Галарт, 1994. 294 с.
  92. Городская культура Сибири: динамика культурно- исторических процессов: сб. науч. тр. / отв. ред. Д. А. Алисов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.-201 с.
  93. Г. Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М.: ВТО, 1982. — 152 с.
  94. В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н / Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1979. — 264 с.
  95. В. Н. Театр уж полон. Зритель и сцена глазами социолога и театрального критика. JI.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1982. -191 с.
  96. В. С. В условиях реформы // Театр. 1970. — № 5. — С. 75 — 78.
  97. В. С. Театр и время: от Октября до перестройки. М.: СТД РСФСР, 1991.-291 с.
  98. В. С. Культурная политика и театр. М.: APT, 1995. — 320 с.
  99. Зак Л. М. История изучения советской культуры. М.: Высшая школа, 1981.- 176 с.
  100. В. Т. Советская культура как предмет исследования // Вопросы истории. 1973. — № 11. — С. 20 — 34.
  101. В. И. Театральная Лениниана. М.: Просвещение, 1990. — 143с.
  102. М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. — 208 с.
  103. История СССР: эпоха социализма. М.: Высшая школа, 1985. — 479 с.
  104. История русского советского драматического театра: в 2 кн. Кн.2. 19 451 980-е годы / К. J1. Рудницкий и др.- под общ. ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Просвещение, 1987. — 271 с.
  105. Ким М. П. О культуре как предмете исторического изучения // Вопросы истории. 1974. -№ 11. — С. 32 -38.
  106. КПСС о культуре, просвещении и науке: сб. документов. М.: Политиздат, 1963. — 552 с.
  107. Е. И. Государство и театр: экономика, организация, творчество. Середина 1960-х-начало 1980-хгодов: монография. -М.: Тровант, 2000. 154 с.
  108. Культура развитого социализма: Некоторые вопросы теории и истории: сб. ст. / редкол.: В. Д. Есаков и др. М.: Наука, 1978. — 459 с.
  109. Культурное строительство в Сибири, 1941−1977: сб. документов / сост. Е. Т. Артемов и др. Новосибирск: Кн. изд-во, 1987. — 261 с.
  110. Культурное строительство на Алтае, 1941−1977: документы и материалы: в 2 т. Т. 2 / сост. И. П. Саблин и др. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990. — 264 с.
  111. А. П. Из истории формирования театральной интеллигенции в Западной Сибири в 1930—1940 гг.. // Из истории советской интеллигенции. -Новосибирск, 1974.-С. 124−130.
  112. Ю. А. Идеология и художественная культура. М.: Искусство, 1982. — 247 с.
  113. Культурная политика КПСС на современном этапе: курс лекций / Ю. А. Лукин, А. Г. Плиев, Ч. Г. Гусейнов и др. М.: АОН, 1984. — 165 с.
  114. М. Н. Противостояние. Театр, век XX: традиции авангард.- М.: Молодая гвардия, 1991. 318 с.
  115. П. А. Россия: Советы и культура. М.: Советская Россия, 1974.-208 с,
  116. А. П. Музыкальный театр Кузбасса. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 276 с.
  117. Г. Ф. Обыкновенное чудо: о Новосиб. театре юного зрителя.- Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1980. 175 с.
  118. Некоторые вопросы партийного руководства культурным строительством в Сибири: межвуз. сб. / Алт. гос. ун-т- редкол.: В. И. Неверов (отв. ред.) и др. Барнаул: АГУ, 1985. -211 с.
  119. Новосибирск театральный: сборник. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. — 258 с.
  120. Омский областной театр драмы // Русский драматический театр: энцикл. / под ред. М. И. Андреева и др. М., 2001. — С. 332 — 333.
  121. Ю. М., Сундстрем Л. Г. Сетевое планирование в театре. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1972. — 65 с.
  122. Д. Г. Рубцы на сердце / вступ. ст. И. Свободной. Барнаул: Алт. Дом печати, 2008. — 625 с.
  123. Пригодич 3. К. Партийное руководство художественной культурой на этапе зрелого социализма. M.: АОН при ЦК КПСС, 1984. — 200 с.
  124. Проблемы культуры городов России: материалы третьего всерос. науч.-практ. семинара, Ишим, 8−9 окт. / отв. ред. Д. А. Алисов, Н. А. Томилов. -Ишим- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. 183 с.
  125. H. М. Омский историко-краеведческий словарь: Исторические портреты. Хранители памяти. Памятники истории и культуры. События, связанные с историей Омского Прииртышья. М., 1994. — С. 262 — 263.
  126. Пути совершенствования хозяйственного механизма управления в сфере культуры: сб. ст. М.: ИздАРТ, 1995. — 320 с.
  127. Рабочий класс СССР и проблемы культурного строительства на Алтае (1917−1980гг.): межвуз. сб. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 150 с.
  128. Расскажем о театре сами: письма зрителей Новосиб. ТЮЗу: к 60-летию театра: сб. ст. / сост. Т. Афанасьева и др. Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. -148 с.
  129. М. И. Актеры и роли. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968.- 190 с.
  130. М., Вершинина И. Новосибирский академический. -Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. 158 с,
  131. M. М. Народность и партийность искусства. М.: Знание, 1978. — 112 с.
  132. Л. Д. Идет театральный поезд. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. — 32 с. 3. 62 Самохвалов А. Н. Исповедь провинциального актера / авт. предисл. И. Свободная. Барнаул: Алт. Дом печати, 2008. — 493 с.
  133. Д. М. Учет и отчетность в театре. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние. — 45 с.
  134. А. М. Предлагаемые обстоятельства: из жизни русского театра второй половины XX века. М.: Артист, Режиссер, Театр, 1999. — 351с.3. 65 Соболевский А. В. Театр открывает занавес. Минск: Нар. асвета, 1970.- 127 с.
  135. Советский театр для детей, 1918−1972: указ. лит. / сост. Э. И. Зерницкая, В. С. Кищерякова, Н. Д. Самойлова, Н. В. Шашкова. М.: ГБЛ, 1978. — 330 с.
  136. . Новая система формирования творческих коллективов // Экономика и организация театров. Вып. 5. — М., 1979. — С. 3 — 10.
  137. Социологические исследования театральной жизни: сб. ст. /ред.-сост. Н. А. Хренов. М.: ВТО, 1978. — 220 с.
  138. Социологические исследования театральной культуры села: сб. ст. / отв. ред. Л. Н. Коган, В. И. Волков. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1978. — 96 с.
  139. Социально-экономические проблемы художественной культуры: экон. аспекты управления: сб. ст. / М-во культуры СССР, ВНИИ искусствоведения- под. ред. А. я. Рубинштейна. М.: Б. и., 1987. — 208 с.
  140. Социальные условия творческой деятельности в театре: сб. ст. на основе материалов заседания Совета по социологии театра, 27−28 октября 1988 г. / под ред. К. Бабушкина. М.: Б.и., 1990. — 288 с.
  141. В. Электротеатр «Новый», драма, ТЮЗ // Томский вестник.- 1995. 1 июля. — С. 4.
  142. В. И. Театр уж полон.: из истории Томского драматического. Томск: Б.и., 1995. — 127 с.
  143. . В. Материально-техническое снабжение театрально-зрелищных предприятий. JI.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1978. — 49 с.
  144. Театр в свете социологических исследований: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.
  145. A. Клявина- Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. Л.: ЛГИТМиК, 1990. — 135 с.
  146. Театр и зритель: Проблемы социологии театрального искусства: по материалам симпозиума «Актуальные проблемы организации, экономики и социологии театра». (Москва, 13−15 ноября 1972 г.) / ред. Н. А. Хренов. М.: ВТО, 1973.-267 с.
  147. Театр и город: сб. ст. / ред.-сост. А. я. Альтшуллер, Б. 3. Докторов- ред.
  148. B. С. Жидков. М.: ВТО, 1986. — 158 с.
  149. Театр и жизнь: некоторые проблемы театрального процесса в Белоруссии 70−80-х годов / В. И. Нефед, Р. Б. Смолский, Т. Е. Горобченко и др. Минск: Наука и техника, 1989. — 295 с.
  150. Театр и молодежь: опыт социол. исслед. / А. Н. Алексеев, О. Б. Божков, В. Л. Владимиров и др. М.: ВТО, 1979. — 291 с.
  151. Театр и наука: Современные направления в исследовании театра / ред.-сост. Н. А. Хренов. М.: ВТО, 1976. — 309 с.
  152. Театр и школа: сб. ст. Вып. 8 / сост. Т. А. Горячева. — М.: ВТО, 1980. -167 с.
  153. Театральный Свердловск: сб. ст. / сост. H. Н. Зенова. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1989. — 236 с.
  154. Театры для детей на современном этапе: сокр. стеногр. выездного заседания президиума правл. ВТО в Ленинграде. 1 окт. 1971 г. М.: ВТО, 1971.-98 с.
  155. Тоталитаризм и социализм: сб. ст. / отв. ред. В. П. Перевалов. М.: ИФАН, 1990.-144 с.
  156. Тоталитаризм как исторический феномен: сб. ст. / редкол.: А. А. Кара-Мурза (отв. ред.) и др. М.: Филос. о-во СССР, 1989. — 395 с.
  157. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. — 235 с.
  158. Р. Л. Основы управления театрально-зрелищными предприятиями. Л.: ЛГИТМиК, 1978. — 69 с.
  159. М. Городские театры РСФСР // Экономика и организация театра. Вып.1. — Л.: Искусство, 1971. — С. 27 — 33.
  160. Экономика и организация театра. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1971.- 176 с.
  161. Эстетическое воспитание трудящихся Советской Сибири: исторический опыт и современность. Новосибирск: Ротапринт РПО СО ВАСХНИЛ, 1989. — 168 с.
  162. С. В. Омский драматический. Омск: Омское кн. изд-во, 1983. — 192 с.
  163. Диссертационные исследования
  164. Е.Я. Возрастание роли театрального искусства в формировании всесторонне развитой, гармоничной личности в процессе коммунистического строительства: автореф. дис. канд. ист. наук.-Ярославль, 1986.- 20 с.
  165. B.C. Отечественная наука в 1950-е середине 1970-х годов: Динамика социокультурных процессов: автореф. дис. д-ра ист. наук.-Екатеринбург, 1998.- 42 с.
  166. И.Д. Организационные проблемы коллективного художественного творчества в театре: дис. д-ра искусствоведения.- Киев, 1990.- 387 с.
  167. И.Д. Организация и творчество /Некоторые вопросы управления театром: дис.канд. искусствоведения.- J1., 1974.- 216 с.
  168. B.C. Развитие учреждений культуры в сибирском регионе (19 701 990 гг.): автореф. дис. д-ра ист. наук.- Омск, 1996, — 43 с.
  169. О.П. Развитие театрального искусства Западной Сибири: опыт и проблемы (1980−1990 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук.- Кемерово, 2000,24 с.
  170. Т.С. Проблема личности в советском театре 1960−1980-х гг. Актер и режиссер: автореф. дис. д-ра искусствоведения.- СПб., 1992.- 44 с.
  171. Г. П. Театр в социокультурном контексте времени (на примере художественной практики Пермского академического театра драмы. 19 672 001 гг.): автореф. дис.канд. культурологи.- М., 2003.- 26 с.
  172. Ю.О. Вопросы совершенствования управления творческо-производственными процессами: дис.канд. экон. наук.- Киев, 1979.- 295 с.
  173. O.E. Театр юного зрителя как специфический социокультурный институт: автореф. дис.канд. фил. наук.- М., 1995.- 18 с.
  174. В.Н. Проблемы взаимодействия администрации и художественного руководства в театре: дис. канд. исусствоведения, — JL, 1985.- 196 с.
  175. З.М. Роль советского театрального искусства в атеистическом воспитании: автореф. дис. канд.фил. наук.- М., 1981.- 24 с.
  176. Е.В. Культура СССР 1970-нач. 1990-х годов в интерпретации англо-американской советологии: дис.канд. ист. наук.- Пермь, 1995.- 226 с.
  177. Е.А. Организация оплаты артистического труда и творческое состояние драматического театра: дис.канд. искусствоведения.- Л., 1986.232 с.
  178. Е.А. Театральный репертуар и зритель: дис. д-ра искусствоведения.- Л., 1990.- 370 с.
  179. А.П. Партийное руководство развитием театрального искусства в Западной Сибири (1928−1941): автореф. дис. канд. ист наук.- Томск, 1974.21 с.
  180. O.A. Развитие театрального искусства в Западной Сибири в период НЭПа (1921−1928): автореф. дис.канд.ист.наук.- Кемерово, 2001.- 36 с.
  181. C.B. Театр и процесс социализации молодежи: автореф. дис. канд. искусствоведения.- М., 1985.- 22 с.
  182. В.П. Проблемы воплощения народного характера в русском советском театре семидесятых годов: автореф. дис. канд. искусствоведения.- Л. 1982.- 24 с.
  183. З.М. Социалистический образ жизни и драматический театр 70-х годов (идейно-нравственные аспекты): автореф. дис. канд. искусствоведения.- JL, 1980.- 20 с.
  184. A.M. Творческое развитие областного драматического театра в условиях комплексного планирования его деятельности: автореф. дис. .канд. искусствоведения.- J1., 1986, — 26 с.
  185. Е.А. Развитие театрального искусства Западной Сибири в 19 291 941 гг.: автореф. дис. канд. ист.наук.- Кемерово, 2004, — 28 с.
  186. В.П. Взаимообогащение националных сценических культур. (На материале русской и белорусской драматургии и театра 70-х годов): автореф. дис. канд. искусствоведения.- М., 1979.- 25 с.
  187. Н.И. Финансы театральных организаций: дис. канд. экон. наук, — Л., 1978.- 163 с.
  188. .Ю. Проблемы формирования творческого состава драматического театра: автореф. дис. канд. искусствоведения.- Л., 1981.- 24с.
  189. A.A. Проблема создания современного советского спектакля. (На материале драматургии и театра 70-х гг.): автореф. дис. канд. искусствоведения.- М., 1980.- 25 с.
  190. Л.Г. Проблемы организации творческого процесса в театре: Подготовка новых постановок в драматическом театре: дис. канд. искусствоведения.- Л., 1980.- 175 с.
  191. Организационная структура драматического театра
  192. Отдел сиабягения^^Зг^^ ю Завхоз^комендант) Гл. администратор Гл. инженер
  193. Подразделения пост, части Произв. мастерские Обслуживающий техн. персонал АдминистратЖвная часть1. Техническая часть
  194. Здание Алтайского краевого драматического театра (1960-е годы)
  195. Здание Кемеровского областного драматического театра (1960-е годы)
  196. Сводные таблицы доходов и расходов театров Западной Сибири
  197. Доходы и расходы драматических театров (в тыс. рублей, в год)
  198. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас.
  199. Дох. доходы театра Рас. — расходы театра
  200. КФ Новосибирский театр «Красный факел»
  201. НОДТ Новосибирский областной драматический театр
  202. КДТ Кемеровский драматический театр
  203. ПДТ Прокопьевский драматический театр
  204. НДТ Новокузнецкий драматический театр
  205. АКДТ Алтайский краевой драматический театр
  206. БДТ Бийский драматический театр
  207. РДТ Рубцовский драматический театр
  208. Доходы и расходы театров музыкальной комедии (в тыс. рублей, в год)
  209. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас.
  210. Дох. доходы театра Рас. — расходы театра
  211. Доходы и расходы театров кукол (в тыс. рублей, в год)
  212. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас.
  213. Дох. доходы театра Рас. — расходы театра
  214. Доходы и расходы театров юного зрителя (в тысячах рублей, в год)
  215. Дох. Рас. Дох. Рас. Дох. Рас.
  216. Дох. доходы театра Рас. — расходы театра
  217. Таблицы затрат на постановку спектаклей театрами Западной Сибири
  218. Годовые затраты на постановку спектаклей драматическими театрамив тыс. рублей)
  219. КФ Новосибирский театр «Красный факел»
  220. НОДТ Новосибирский областной драматический театр
  221. КДТ Кемеровский драматический театр
  222. ПДТ Прокопьевский драматический театр
  223. НДТ Новокузнецкий драматический театр
  224. АКДТ Алтайский краевой драматический театр
  225. БДТ Бийский драматический театр
  226. РДТ Рубцовский драматический театр
  227. ОДТ Омский драматический театр
  228. Годовые затраты на постановку спектаклей театрами юного зрителяв тыс. рублей)
  229. Год Алтайский ТЮЗ Новосибирский ТЮЗ Омский ТЮЗ1965 3.5 1.71 966 1.2 3.5 1.31 967 1.3 3.5 1.31 968 1.8 3.5 1.31 969 2.8 1.31 970 2.1 3.3 2.31 971 2.0 2.31 972 3.3 1.31 973 1.81 974 3.31 975 4.0 1.71 976 1.2 4.0 1.71 977 4.0 1.71 978 1.2 4.0 1.71 979 4.0 1.7
  230. Годовые затраты на постановку спектаклей театрами музыкальной комедиив тыс. рублей)
  231. Годовые затраты на постановку спектаклей театрами куколв тыс. рублей)
Заполнить форму текущей работой