Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Многонациональное купечество Среднего Поволжья во второй половине XIX – начале XX вв.: исторический опыт социокультурного развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Религиозность воспринималась в купеческой и предпринимательской среде как безусловная добродетель. Проявлением религиозности было строительство храмов, придомовых церквей и благотворительность. Сердцевиной менталитета русского купца-старообрядца можно назвать единство конкретного купца и старообрядческой общины, то есть наличие «конфессионально-экономической общности». Приспосабливаясь к жизни… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ОПЫТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Теоретические основы исследования
    • 1. 2. Историография проблемы
    • 1. 3. Классификация и анализ источников
  • ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВОЛЖСКОГО КУПЕЧЕСТВА
    • 2. 1. Воздействие природно-климатических условий
    • 2. 2. Социальная среда, оказавшая влияние на формирование средневолжского купечества
    • 2. 3. Экономический и политический факторы развития купечества края
    • 2. 4. Конфессиональный фактор и его роль в жизни купца
    • 2. 5. Этносоциальная характеристика и этнокультурные особенности средневолжского купечества
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕВОЛЖСКИХ КУПЦОВ
    • 3. 1. Взаимоотношения купечества и местных органов власти
    • 3. 2. Трансформация предпринимательской деятельности купечества и ее особенности в регионе
    • 3. 3. Общественная и просветительская деятельность
    • 3. 4. Благотворительность купечества
  • ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА И БЫТ СРЕДНЕВОЛЖСКОГО КУПЕЧЕСТВА. 334 4.1. Социокультурный портрет и духовный облик дореволюционного купца
    • 4. 2. Семейно-бытовые отношения купечества
    • 4. 3. Художественное воплощение образа купца в литературе и искусстве

Многонациональное купечество Среднего Поволжья во второй половине XIX – начале XX вв.: исторический опыт социокультурного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена характером политических, социально-экономических процессов в современном российском обществе. Десятилетия господства плановой экономики, запрет частной собственности нанесли огромный урон экономической деятельности в России. В условиях перестройки 1980;х гг. началось формирование правовых и экономических основ предпринимательства. Назревшая необходимость реформирования современного российского общества, переход бизнеса к цивилизованным формам деятельности активизирует восстановление лучших традиций российского купечества, поэтому исследование имеет не только научную, но и познавательную, воспитательную, прогностическую и практическую направленность.

Необходимость строительства нового общества с опорой на развитие среднего и малого бизнеса крайне важна в условиях утверждения рыночных отношений в стране. Предпринимательство становится основным элементом не только в экономической, но и общественно-политической и культурной жизни, что еще больше усиливает необходимость обращения к историческому опыту деятельности российского купечества в эпоху буржуазной модернизации во второй половине XIX — начале XX вв., когда сложилась благоприятная ситуация для развития товарно-денежных отношений во всех регионах огромной империи, активизировалась миграция населения, произошли существенные перемены в социальной структуре общества. Развивающиеся буржуазные отношения вытесняли патриархальный уклад жизни мещанского города и феодально-общинной деревни, а представители различных социальных и этнических групп пробовали свои силы в сфере торговли и предпринимательства, где главным субъектом оставалось купечество.

Население Российской империи в рассматриваемый период представляло достаточно пеструю мозаику различных народов и культур, поэтому изучение жизни и деятельности многонационального купечества на примере полиэтнического Средневолжского региона представляется особенно важным. Исследование этносоциокультурных аспектов взаимодействия власти, купечества и населения дает возможность обобщить исторический опыт и критически применить его в решении современных исследовательских и практических задач. Тем более что длительное время эта тема игнорировалась в советской историографии.

Актуальность данного исследования обусловлена также тем, что и современная Россия столь же многолика, как и столетие назад: в ней живут более ста народов со своими культурными традициями, языками и т. д. Как писал в одной из своих статей Президент Российской Федерации В. В. Путин, любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие1. Несомненно, и в настоящее время существуют региональные особенности экономического развития, продиктованные географическими, природно-климатическими, этнокультурными и другими условиями и факторами, поэтому результаты исследования особенностей жизни и деятельности многонационального купечества полиэтнического региона в пореформенную эпоху обязательно найдут применение в наши дни.

Объект исследования — многонациональное купечество полиэтнического Среднего Поволжья как особая социальная группа российского торгово-предпринимательского сословия в период его социокультурной трансформации.

Предметом исследования являются перемены в предпринимательской, общественной, культурно-бытовой сферах.

1 Путин В. В. Россия — национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января. жизнедеятельности купечества полиэтнического региона под воздействием общественно-политических, экономических, религиозных и социокультурных факторов в период буржуазной модернизации российского общества.

Хронологические рамки диссертации охватывают вторую половину XIX — начало XX вв., когда в России и, в частности, в Среднем Поволжье происходил переход от феодально-крепостнических порядков к индустриальному развитию, буржуазным отношениям. В этот период резко возросла мобильность населения, происходила деформация социальной структуры общества, быстрыми темпами формировались его основные классы — пролетариат и буржуазия. Купечество также претерпело глубокие качественные и количественные изменения, однако в целях большей ясности, логичности и последовательности при изложении материала автором допускается обращение к более ранним периодам российской истории. Указанные временные рамки позволяют проследить процесс эволюции у купеческого сословия, когда, по мнению М. К. Шацилло, происходило формирование новой социальной элиты, определяющим моментом которой стал реальный социально-имущественный статус. Верхней временной границей является начало XX в. (1917 г.), когда после Октябрьской революции на III Съезде Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, провозгласившая отмену сословий и сословных привилегий в России.

Территориальные границы исследования включают в себя пределы региона Среднее Поволжье — географического понятия, утвердившегося в историко-этнографических, социально-экономических и социокультурных исследованиях, проведенных во второй половине XX — начале XXI вв. В своих работах географические рамки в составе Казанской, Симбирской,.

2 Шацилло М. К. Эволюция социального облика российского предпринимательства М.: РООСПЭН, 2000. С. 208−228.

Самарской губерний неоднократно обосновывали и применяли такие исследователи, как П. С. Кабытов, Л. А. Таймасов, Н. Ф. Тагиров, Н. И. Таиров и др. Многие аспекты истории, этнографии, религии и конфессиональных отношений народов, населяющих эту территорию, всесторонне и глубоко изучались. В то же время купечество, его бытовой уклад, традиции, обычаи, т. е. материальная и духовная культура, а также выражение и проявление этих аспектов во взаимоотношениях с другими сословиями во второй половине XIX — начале XX вв. в полиэтническом регионе нуждаются в специальном анализе. (Приложение 2).

Указанные территориальные рамки позволяют выполнить задачи исследования. Для обеспечения объективности выводов и сравнительных характеристик автором при раскрытии данной проблемы привлекался материал из соседних региойов.

Цель исследования данной работы — комплексное изучение жизни и деятельности российского многонационального купечества Среднего Поволжья в условиях масштабных социально-экономических и общественно-политических процессов второй половины XIX — начала XX вв., научный анализ его социокультурной трансформации. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— разработать теоретические основы и методологию научной проблемы;

— выявить и проанализировать источники и научную литературу по данной теме с последующей её классификацией;

— рассмотреть воздействие природно-климатических, социально-экономических, этнокультурных и религиозно-конфессиональных факторов на формирование облика регионального многонационального купечества;

3 Кабытов П. С. Аграрные отношения в Поволжье в период империализма. Саратов: Изд—во Сарат. ун-та, 1982; Таймасов Л. А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX — начале XX века: монография. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2004. 523 е.- Тагирова Н. Ф. Рынок Поволжья (вторая половина XIX — начало XX в.) М: Изд-во Центра научных и учебных программ, 1999. 312 е.- Таиров Н. И. Татарская буржуазия Поволжья и Приуралья: социальная деятельность, благотворительность и меценатство (60-е гг. XIX в. — 1917 г.). Казань: Изд-во КГИИК. 2011. 280 с.

— определить воздействие конфессионального фактора на формирование ментальности и особых предпринимательских качеств у купцов;

— изучить динамику восприятия купечества в народном сознании и эпосевыяснить изменение облика регионального купца как предпринимателя-,.

— выделить основные особенности и направленность взаимоотношений купечества и властиохарактеризовать особенности общественной деятельности средневолжского купечества;

— исследовать мотивацию, направленность и итоги благотворительной деятельности купечества;

— проанализировать изменение ценностных и духовных приоритетов купечества в контексте масштабных перемен в пореформенной России;

— отразить направленность и организацию купеческого досуга;

— показать характер и особенности семейно-бытовых отношений купцовраскрыть художественное воплощение образа купца в изобразительном творчестве, литературе и драматургии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— впервые в отечественной историографии ставится проблема системного исследования многонационального купечества Среднего Поволжья в условиях масштабных перемен второй половины XIX — начала XX вв.;

— уточнено понятие «многонациональное купечество» в зависимости от территориальных, этнокультурных особенностей формирования торгово-предпринимательского сословия рассматриваемого региона в конкретный исторический период;

— изучен вклад отечественных и зарубежных исследователей в раскрытие различных аспектов жизнедеятельности российского купечестваособой новизной отличается тема трансформации многонационального купечества в условиях пореформенной России, его общественно-политической, благотворительной деятельности в полиэтническом регионе;

— предпринят комплексный анализ как позитивных, так и негативных тенденций социокультурных процессов в жизнедеятельности многонационального купечества;

— по-новому анализируется взаимодействие купечества с властью и многонациональным населением;

— представлена база данных национального состава купечества средневолжских губерний рассматриваемого периода;

— предложен авторский подход к проявлению благотворительности среди купцов различных этноконфессиональных групп;

— внесены существенные коррективы в историографическую концепцию рассмотрения многонационального купечества;

— дан аргументированный анализ исторических условий, факторов количественных ^ качественных изменений социально-экономического, культурного облика купечества Среднего Поволжья;

— в научный оборот введен широкий круг архивных документов и иные неопубликованные источники.

Указанные положения соответствуют пунктам: 4. История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и регионов, 15. Исторический опыт российских реформ, 25. История государственной и общественной идеологии, общественных настроений и общественного мнения Паспорта специальностей ВАК при Минобрнауки России.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования социально-экономического и культурного облика средневолжского купечества в дореволюционный период позволяют внести существенные коррективы в методологию реализации межрегиональных научных тем. Полученные сведения, обобщения и выводы, апробированные методы представляют интерес для использования исторического опыта при рассмотрении современных социально-экономических и культурных процессов в предпринимательской среде.

Делу культурного и духовного возрождения народов России во многом сможет оказать содействие политика местных органов власти и национально-культурных организаций, которые сумеют вовлечь в этот процесс современное предпринимательство. Опыт деятельности многонационального купечества в полиэтническом регионе и воздействия на социокультурные процессы 1 необходимо учитывать в государственных программах поддержки малого и среднего бизнеса.

Основные теоретические положения и материалы диссертации являются шагом в направлении дальнейшей научной разработки общих и специальных учебных курсов по истории Отечества, экономической истории, этнографии, истории культуры, социальной истории, истории Поволжья, а также при написании трудов обобщающего характера. Выводы и рекомендации, сформулированные по итогам работы и касающиеся деятельности провинциального купечества, лиц торгового сословия, принадлежащих к различным конфессиональным и этническим группам, будут полезны сотрудникам органов государственного и муниципального управления в их работе с современным предпринимательским корпусом. Материалы исследования могут быть использованы также при обновлении экспозиций краеведческих музеев Средневолжского края, музеев городского быта, купечества, городских сословий, истории просвещения и т. д. I.

А*.

Методология и методы исследования. Методологическую основу работы составляет системный подход, устоявшийся в традициях отечественной исторической науки. Его применение позволяет выявить комплекс условий и причин, порождающих определенные социокультурные явления, проследить на конкретных примерах взаимосвязь и взаимовлияние социально-экономического, общественно-политического, этнокультурных и других факторов исторического процесса. Автор опирался на общенаучные и специальные методы научного анализа, позволившие решить исследовательские задачи. Подробно теоретико-методологические основы исследования рассмотрены в первой главе диссертации.

Положения, выносимые на защиту.

1. Российское купеческое сословие в пореформенную эпоху претерпело значительные количественные и качественные изменения. Его ряды пополнялись выходцами из разных сословий и этноконфессиональных групп, а обновление происходило преимущественно за счет крестьян.

2. Формирование отличительных черт характера средневолжского купца, его менталитета, социокультурного облика происходило под воздействием различных природно-климатических, социально-экономических, этнокультурных, религиозных факторов.

3. Многонациональность и многоконфессиональность населения получила свое отражение не только во внешнем, антропологическом облике купцов, но и в их повседневной деятельности, одежде, привычках, поведении, мировосприятии и т. д.

4. Конфессиональная принадлежность купцов оказывала определяющее воздействие на уровень предпринимательской активности, на состояние морально-нравственного, психологического климата в обособленных купеческих сообществах, семьях, в ходе взаимоотношений с властными структурами и населением.

5. В условиях втягивания региона в общероссийский рынок и развития товарно-денежных отношений определились торговые предпочтения купцов разных поволжских народов. Так, если чуваши были в основном заняты реализацией продукции сельского хозяйства, то мордва предпочитала торговлю лесом и пиломатериалами, татары доминировали в торговле с Востоком, а купцы-евреи, помимо торговли, активно занимались ростовщичеством. Купцы русской национальности в силу своей многочисленности и общественного положения, были заняты во всех секторах предпринимательской деятельности.

6. Во второй половине XIX в. купечество стало активно участвовать в общественных делах, что проявилось в массовом выдвижении на выборные должности внутри сословия, активном участии в работе органов самоуправления — земствах и городских думах, вхождении в различные общественные советы.

7. В конце XIX — начале XX вв. купечество все большее участие принимало в политической жизни страны и региона, деятельности политических партий и общественных движений, нередко отмечаются факты оппозиционной политической деятельности, оказания финансовой поддержки в практической реализации политических программ.

8. Буржуазно-либеральный характер социально-экономических, общественных и этнокультурных процессов, рост грамотности способствовали развитию филантропия и меценатства в купеческой среде, причем благотворительность торгового сословия была направлена на широкие слои населения и носила действительно массовый характер и имела преимущественно корпоративную направленность, с проявлением некоторых этнокультурных и конфессиональных особенностей. Если православные купцы жертвовали деньги большей частью на общественные дела: в образование, медицину, строительство храмов, то купцы — мусульмане, старообрядцы, иудеи стремились помочь в первую очередь членам своей общины.

9. К концу XIX в. интеллектуальный уровень и благосостояние купечества постепенно приблизились к дворянскому и даже во многом превзошли его.

Степень достоверности и апробация результатов. Основные положения, результаты и выводы исследования были изложены в 42 публикациях, в том числе в трех монографиях, четырех учебно-методических пособиях, 35 научных статьях, из которых 13 изданы в рецензируемых журналах ВАК при Минобрнауки России, докладывались на научных форумах разного уровня: всероссийских научно-методических конференциях, проводимых в Ульяновске (2008, 2009), Сочи (2010), Чебоксарах (2012), конгрессах этнографов и антропологов России (Саранск-2007, 0ренбург-2009, Петрозаводск-2011), международных Стахеевских чтениях (Елабуга-2007, 2009, 2011), краеведческих научных чтениях, посвященных памяти С. Л. Сытина (Ульяновск) и просветителя Д. П. Ознобишина (Ульяновская область).

Структура исследования определяется целью и поставленными задачами, включает введение, четыре главы, заключение, список источников и литературы, а также приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, развитие и трансформация социокультурного облика средневолжского купечества во второй половине XIX — начале XX вв. происходило в условиях масштабных буржуазных преобразований, которые заставляли представителей различных социальных и этнических групп пробовать свои силы на предпринимательском поприще. Преобразование было обусловлено новой социально-экономической средой, складывающейся в период великих реформ Александра II. Отмена крепостного права ускорила процесс расслоения крестьян, многие из которых пополнили ряды предпринимателей.

Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства ускорили капитализацию торговли, объемы товарооборота, что активизировало купеческую деятельность. Быстрый рост доходов отдельных групп населения, способствовал в свою очередь развитию купеческого торгового и промышленного оборота. С другой стороны, демографический взрыв и как следствие аграрное перенаселение заставляло некоторых крестьян искать другие способы существования, в частности, испытать себя на ниве предпринимательства и торговли, что также способствовало увеличению купеческого оборота. На специализацию купечества во многом оказало воздействие развитие речного и железнодорожного транспорта. Несомненно, природно-климатические условия Среднего Поволжья, относимые к зоне «рискованного земледелия» в значительной степени определяли ориентированность большинства его представителей на торговлю сельскохозяйственной продукцией и частичную ее переработку. Благоприятное сочетание вышеуказанных факторов на рассматриваемой территории вело к более быстрой модернизации всей предпринимательско-купеческой деятельности.

Нами рассмотрены основные условия и факторы, влиявшие на выбор экономического направления, а также на внешний облик и внутренний, духовный мир регионального купечества. Исследование показало, что интенсификация сельского и городского предпринимательства приобрела должную динамику тогда, когда это позволили социально-экономические условия, то есть товарно-денежные отношения проникли во все сферы жизни и деятельности населения. В этих сложных и неоднозначных процессах формирования нового буржуазного общества большую роль играло купечество.

Анализ литературы и источников показал увеличение неоднородности социального состава купечества в рассматриваемом регионе. Усложняющиеся внешние условия, вызванные растущей конкуренцией, появление новых форм хозяйствования приводили к дифференциации купеческого сословия. Начиная с середины XIX в. и вплоть до начала XX в., наблюдалось значительное уменьшение его численности, что объясняется возросшими требованиями к купечеству со стороны государства и общества. Изменения произошли и внутри самого купеческого сословия. Во-первых, его ряды покинули лица, имевшие гильдейские свидетельства номинально, а также лица, не занимающиеся предпринимательством. Во-вторых, в связи с усилением требований к купцам первой гильдии усилился отток из этой категории. В-третьих, наблюдался значительный приток женщин в ряды купечества. В-четвертых, в купеческих рядах присутствовали представители всех народов и этносов, населяющих регионы. При абсолютном превалировании русских, в состав купечества входили татарские и еврейские семьи.

Политика государства по отношению к купечеству в рассматриваемый период претерпевала серьезные изменения, которые, однако, осуществлялись постепенно среди основных мер, предпринимаемых властями по отношению к купечеству, можно назвать всяческую поддержку «старательных людей», 1.

V. I обложение их значительными налогами и поборами, привлечение купечества к разработке нормативных законодательных актов, касающихся их деятельности, а также поддержку деятельности национального купечества путем внедрения ряда протекционистских мер и создание для купцов возможности находиться на государственной службе. В то же время нередко многие чиновники злоупотребляли своими обязанностями по отношению к купечеству, облагали их несправедливыми поборами.

В конце XIX — начале XX века государство активно внедряет купцов в систему социально-экономических отношений, приоритетно включая их в состав органов городского и земского самоуправления, создавая при их участии различные комиссии экономического характера (по выдаче патентов, по налогам и земским сборам).

В XIX — XX вв. существовала жесткая система «естественного отбора», отражавшаяся на численности и деятельности купцов. Её особенностями являлись: а) наличие жестких требований, сопровождавших выдачу гильдейских свидетельствб) устоявшаяся система банкротствав) наличие системы привилегий, отличавших купцов разных гильдийг) жесткие правила, регламентирующие создание и деятельность купеческих торговых и промысловых обществд) гарантированная государством защита сословных, наследственных и имущественных прав купечествае) четко определяемые размеры податей, уплачиваемых купцамиж) то, что государство не строило отношения с купеческими сообществами по национальному или конфессиональному признаку (за исключением отношений с еврейскими и старообрядческими купцами, деятельность которых была регламентирована особо. Купцов-старообрядцев Российское государство в течение нескольких веков лишь терпело, однако чиновники постоянно им чинили всякие препоны и неприятности). Регулирование профессиональной деятельности купцов со стороны государственных органов было эффективным, так как успешно предотвращало стихийность в торговых действиях. В то же время купцы были относительно свободны в своих делах. Государство никогда не занималось поддержкой и «экономическим спасением» обанкротившихся купцов. При потере гильдейского свидетельства права купеческого состояния утрачивались. Одновременно государство жестко прописывало местонахождение купцов и их предприятий. Купцы не имели права без увольнения от своих городских обществ причисляться в другие. Государство контролировало поведение купцов и их образ жизни.

Восприятие народа представителей купеческого сословия на рубеже веков остается негативным. В сохранившихся воспоминаниях очевидцы раскрывают факты жестокого и унизительного отношения купцов к рабочим своих фабрик и заводов. С точки зрения носителей капитала данное отношение было связано с проблемами и вопросами эффективного и продуктивного развития предпринимательской деятельности направленное увеличения дохода.

Менталитет российского купца включало в себя его мышление, поведение, а также отношение к окружающему миру, эмоциональные и ценностные ориентации. Составляющей менталитета российского купца является, во-первых, его характер, главными чертами которого выступают предприимчивость, хозяйственность и практическая смекалка, сила воли, стойкость, самообладание, трудолюбие, расчетливость, самобытность и целеустремленность, честность и порядочность, деловитость. Во-вторых, в содержание понятия менталитета входит духовный мир, включающий в себя религиозность, индивидуальное и коллективное сознание, а также мнения и представления, чувства и настроения купцов-предпринимателей данной эпохи, их отношение к своей торгово-производственной деятельности, к государству, закону, религии, социуму, истории и времени. В-третьих, не менее важной составной частью менталитета российского купца было наличие бессознательных элементов психики, которые придавали нравственному облику купечества осознанный характер. В-четвертых, этнические черты конкретно взятого этноса составляли глубинную психологическую основу менталитета российского купца, на основе чего вырабатывался общий «национальный характер» российского купечества, сутью которого являлся конечный результат взаимодействия глубинных компонентов традиционного, этнического, конфессионального и регионального факторов. В-пятых, важнейшим элементом менталитета российского купца является его практическая деятельность (экономическая и общественная). Доказано наличие устойчивой связи купеческого менталитета с традицией конкретного этноса, социальной и конфессиональной социальной группы. Так, купцы-старообрядцы были тесно связаны со своей конфессиональной общиной, находили в ней моральную и даже материальную поддержку, а когда вставали «на ноги», поддерживали свои общины материально. Установлены основные противоречия, оказавшие влияние на процесс формирования социокультурного облика купцов, которые мы подразделяем на 4 группы. Это противоречия: а) социального статусаб) корпоративного взаимодействияв) профессиональной деятельностиг) повседневной жизни.

Религия (независимо от конфессиональной принадлежности) играла первейшую роль в формировании социокультурного облика российского купечества. Во-первых, духовно-нравственная основа насыщала профессиональную деятельность купечества и являлась религиозным фактором. Во-вторых, религиозная этика способствовала развитию у купцов такого качества, как сострадание окружающим. В-третьих, служение интересам своей конфессиональной общины нередко было краеугольным камнем всей купеческой предпринимательской деятельности, особенно в среде купцов-мусульман.

Религиозность, как одна из характерных черт купеческой ментальности, делится на внешнюю, обрядовую, заключающую в себе приход в церковь, мечеть, синагогу, следование всем предписаниям и религиозным законам, поклонение священнослужителям и духовной организации в целом, и внутреннюю, когда в конфессиональном общественном сознании всегда присутствует вера. Купечество, принадлежащее к разным конфессиям, обладало сходными и различными религиозными чертами. Основными религиозными чертами характеристики купцов православного вероисповедания были: стремление быть избранными на руководящие церковные должности при православных приходахправославно-религиозное поведение и внешний обликоценивание своей деятельности в контексте «особой миссии, возложенной на них Богом и судьбой" — стремление видеть смысл своей жизни в соблюдении обрядов, постов, почитании храмов, икон и других святынь, возможности жертвовать часть своих доходов на церковные и монастырские нужды.

К православно-религиозным чертам купечества мы также относим участие в церковных празднествах, оформление завещания части имущества на нужды церкви, соблюдение православно-религиозных обрядов. Деятельность многих купцов была основана на христианских заповедях. Однако не все купцы руководствовались нормами православной религиозности в повседневной жизни и деятельности, у некоторых они проявлялись в номинальной форме. Нередко купцы все меньше и меньше руководствовались религиозными нормами в повседневной жизни по мере увеличения их богатства. В религиозности купечества имели место и негативные черты. К ним мы относим приверженность некоторых купцов к «суевериям и грубым заблуждениям», страсть к «чувственным наслаждениям», привязанность к «суетным и расслабляющим душу удовольствиям», случаи «непотребства», поступки, идущие вразрез с «духом церковности» (пьянство, грубость нравов, сквернословие, семейный деспотизм и т. п.). Это, на наш взгляд, связано с усиливающимся на рубеже XIX — XX вв. кризисом церкви как особой, вмонтированной в государственные институты организации в эпоху кризиса Российского государства и нарастающих проблем светской власти и управления.

В то же время, если для православных купцов религиозность нередко носила сопутствующий, побочный характер, была отражением своеобразной «дани традиции», то для православных христиан-старообрядцев религиозность была основным мерилом их деятельности. Во-первых, вся их предпринимательская деятельность строилась в интересах делегировавших их на купеческую деятельность старообрядческих общин. Во-вторых, старообрядческие братства строго контролировали всю повседневную деятельность купцов, придерживающихся раскольничьего обряда. В-третьих, именно в успешной предпринимательской деятельности старообрядцы видели возможность в условиях страшных, тотальных гонений сохранить свою веру. В-четвертых, у старообрядческих купцов религиозное сознание стояло на первом месте.

Ни у кого из купцов-христиан религиозный уклад не оказал такого влияния на купеческую деятельность, как у старообрядцев. Даже их повседневная жизнь отличалась более консервативным внешним видом, одеждой и бытом. В отличие от православных купцов, позволяющих отступления от православных ценностей, купцы-старообрядцы себе этого никогда не позволяли.

Особенности ментальности купечества разных этносов были основаны на национальных традициях, образе жизни, мифологии, а также на вере. Поскольку менталитет купечества формировался преимущественно на основе веры и религии, следовательно, допустимо говорить о купеческой ментальности и выделять православных христиан, купцов-мусульман, купцов-старообрядцев, купцов-иудеев. Внутри религиозных групп купечества существовали и национально-ментальные особенности, хотя они не носили ярко выраженного характера.

Профессиональные черты были присущи особенностям российского менталитета. Русский национальный тип в купечестве был представлен менталитетом купцов-православных и купцов-старообрядцев. На формирование национального православного русского купеческого менталитета огромное влияние оказали установки православной (никонианской) веры, так как православная церковь напрямую объединяла осуществление ключевых политических прав населения и выполнение гражданами основных обязанностей, с реализацией добропорядочным православным христианином обязанностей.

Социокультурному облику русских православных купцов были свойственны такие качества, как желание путем благотворительности смягчить «греховный» характер торгово-промышленной деятельностиотсутствие «культа обогащения».

Менталитет русского православного купца формировался под жестким воздействием со стороны государства и РПЦ, в результате чего купец был обязан подчиняться религиозным правилам повседневной жизни, поддерживаемым государством. Среди них следует назвать такие как: обязанность воспитывать детей в православииобязательное участие в церковных обрядах, праздникахвведение в повседневность церковных правилсоблюдение православных традиций.

Религиозность воспринималась в купеческой и предпринимательской среде как безусловная добродетель. Проявлением религиозности было строительство храмов, придомовых церквей и благотворительность. Сердцевиной менталитета русского купца-старообрядца можно назвать единство конкретного купца и старообрядческой общины, то есть наличие «конфессионально-экономической общности». Приспосабливаясь к жизни в условиях государственно-церковных преследований, купцы-старообрядцы сформировали свой особый менталитет, который состоял в понимании своей экономической деятельности как «средства спасения» единоверцев от воздействия «агрессивной внешней среды" — в бескорыстной благотворительности, основанной на адресной помощи ближнемув строгом подчинении по иерархической лестнице единоверцам, занимающим более высокое положениеглавным предназначением для них было не «добиться богатства любой ценой», а заслужить авторитет «бессребреника» и «трудолюба" — отвержение «бесовского образа жизни», которую распространяла, по их представлениям «сатанинская» никонианская веранадежда на поддержку общины старообрядцев в трудную минутунеудержимое желание обучить своих детей в университете, чтобы они, после получения высшего образования, заняли важные должности в бизнесе старообрядцев и проникли во властную государственную структурукупцы-старообрядцы стремились развить «свое торговое дело», где была помощь и содействие и отсутствовала недобросовестная конкуренция. Также непосредственно к менталитету купцов-староверов можно отнести их склонность создавать на своих предприятиях с рабочими-единоверцами религиозно-братские взаимоотношения. На ментальность купца-старообрядца оказывала влияние необходимость ведения «двойного» образа жизни. Всем старообрядцам и старообрядческим купцам, в том числе, был свойствен консерватизм.

Особым менталитетом отличались и купцы-христиане, исповедующие сектантство. Купцы, исповедующие скопчество, оказались на втором месте по капитализации после старообрядцев, так как «скопчество» оказалось выгодной формой религиозно-экономического сообщества. Работавшие на предприятиях или в торговых учреждениях скопцы умеренно ели, не пили спиртного, отличались покорностью и трудолюбием и, главное, не могли вернуться к нормальной жизни вследствие своего физического уродства.

Можно также говорить об особой этноментальности купцов-мусульман. За исключением религиозного компонента, ментальность мусульманского дореволюционного купечества была во многом близка ментальности православного купечества, так как мусульмане Поволжья были наиболее инкорпорированы в российскую социальную структуру и экономические отношения.

Новая социокультурная реформация мусульманского общества, частью которого было купечество, стремилась ликвидировать противоречие в отказе от безусловного фатализма улемов при интерпретации ключевых положений ислама и признания универсальности принципа «иджтихад» — право на субъективное истолкование религиозных законов и независимый поиск истины. В основе появившихся противоречий в мусульманской вероучительной практике лежали сдвиги в социально-экономической жизни и общественно-политических, идеологических принципах татарского народа, основной сущностью которых были эмансипация человека, вырабатывание личной инициативы, адаптация к развивающимся понемногу частнопредпринимательским отношениям и либерально-буржуазным реалиям. Привести в соотношение традиционного по своему содержанию для татарского внегородского социума некоторых принципов исламского вероучения с зарождающейся буржуазной социально-экономической системой вызывала потребность нового истолкования совокупности этнополитических, социально-экономических и нравственно-этических взаимоотношений на основе средневековых исламских традиций. Природная предприимчивость татарского купечества все чаще сталкивалась с нормами религии, ограничивающими независимость духа и личную инициативу. Все это вызывало необходимость внедрения в обыденную жизнедеятельность купечества светских норм и законов взамен отживших средневековых правил и установок. В связи с этим поднималась проблема о необходимости принятия права на «иджтихад» каждым верующим или властной структурой. В массовом общественном сознании татарских купцов, в определенном смысле слова, появилась функциональная двойственность. Она возникла как результат противодействия двух идейных направлений: понимания необходимости радикальной реформации мусульманского вероучения и приспособления его к развивающимся в татарском обществе буржуазным отношениямсохранения мощного консервативного пласта — силы традиций ислама, долгое время играющих роль функциональной защиты от проникновения чужеродных идей в татарскую этнокультурную и религиозную среду.

Основную численность купцов-иудеев составляли купцы еврейского происхождения иудейского вероисповедания. Основными чертами ее проявлениями было стремление любой ценой организовать ростовщический рынок капиталовс внедрением еврейских купцов в экономическую жизнь страны при их участии получило распространение «лжебанкротство». Важнейшей чертой менталитета еврейских купцов было умение бесконфликтно ладить с властями, находить с ними общий язык. Еврейское купечество всегда умело работать в условиях жесткой конкуренции и враждебного окружения, старалось вовремя уловить и использовать благоприятную экономическую конъюнктуру. В условиях производственно-финансовых неудач и крупных экономических потерь еврейское купечество никогда не впадало в депрессию и не теряло «присутствия духа». Ментальность евреев поддерживалась тем, что они знали, что в конкурентной борьбе с купцами-христианами их всегда поддержит кагал (еврейская община). Важной чертой ментальности евреев было умение скупать ценности за бесценок.

В русской и национальной художественной литературе нашел свое отражение процесс формирования духовного облика российского купечества. Так, в произведениях, относящихся к первой половине XIX в. (время формирования российского купечества, ориентированного на рынок и капиталистические отношения) создан в основном негативный облик купца, основными чертами которого является безудержная страсть к наживе любой ценой, жадность, стремление к мошенничеству и обману, семейный деспотизм, Постепенно дезавуируется сформировавшийся в XVIII—начале.

XIX в. облик бескорыстного, «удалого купца», например, образ купца Калашникова в поэме М. Ю. Лермонтова. Именно в это время писателями созданы картины купеческого «темного царства», писатели из числа радикально настроенных революционеров формировали образ купца как «социального врага», человека, готового ради корыстных целей переступить закон. Купца периода «первоначального капиталистического накопления» — не порвавшего со своими крестьянскими корнями, забитого и полуграмотного, способного на величайшие подлости ради «зарабатывания денег», описывают художественные произведения того времени.

Российские писатели пытаются развенчать укоренившиеся ранее в литературе отдельные положительные черты в характере купцов: силу «купеческого слова», бескорыстность, честность. Причем понятие «купеческая религиозность» некоторыми писателями трактовалась как психологическая девиация, когда при помощи молитвы купцы старались «замаливать многочисленные грехи». Писательские акценты начинают видоизменяться только к концу XIX — началу XX вв., когда в результате реформ Александра II и становления рыночной экономики менталитет купца приобрел совершенно новые черты. Многие писатели отмечают у купца дальновидность, широкий кругозор. Ряд литераторов обнаружили в купце черты, не свойственные купцам прежних времен, например, стремление к «одворяниванию», желание общаться с людьми из «высшего света», истинную религиозность, усиливающееся стремление к благотворительности, храмосозиданию, филантропии.

В литературных произведениях, относящихся к рубежу XIX—начала.

XX вв., прослеживается процесс изменений купеческого быта, который связан со стремлением гармонизировать отношения в семье и приблизить быт к показателям жизни «высших слоев». Изменяется отношение купечества к своему богатству, которое они уже «не готовы спустить в первом кабаке», а стремятся сберечь и приумножить. В произведениях русских писателей описывается резко возросшее стремление купечества к благотворительности, создаются образы купцов-патриотов, готовых бескорыстно пожертвовать свое имущество на пользу Отечеству.

Конец XIX — начала XX вв. в творчестве российских и советских писателей отличается тем, что нет абсолютно негативного отношения к купцу, создается образ купца, в котором отрицательные черты (жадность, самодурство, семейный деспотизм, непорядочность и проч.) соседствуют с такими положительными чертами в облике российского купечества, как самоотверженность, предприимчивость, стремление помочь ближнему, патриотизм, созидательная религиозность и т. п. Писатели отражают и перемены во взаимоотношениях купечества с властью: начинающего купца — - вчерашнего крестьянина в начале XIX в. власть всячески гнобит, а купец конца этого же века предстает в качестве «подельника», сообщника и партнера власти.

Таким образом, в эпоху реформ купечество оказалось открыто «духу перемен», меняясь вместе со всей страной, может быть, даже опережая здесь другие сословия. Конечно же, это был сложный и противоречивый процесс, в котором старое не сдавалось без борьбы, а новое нередко принимало совершенно неожиданные формы.

Теоретическая значимость исследования обусловливается постановкой и решением в новом научном ракурсе недостаточно изученной проблемы. Полученные результаты вправе стать основой для компаративистских исследований других локальных территорий и хронологических рамок. Зафиксированный опыт взаимодействия многонационального купечества провинции с действительностью и интерпретация этого опыта могут быть учтены в процессе регулирования современной предпринимательской деятельности государством. Работа вносит немаловажный вклад в изучение провинциальной городской полиэтнической культуры и разнообразных культурных практик, направленных на достижение развития этносоциокультурных процессов, а также на сохранение традиций национальной культуры. Важность исследования видится в изучении истории взаимодействия отдельной единицы или социальной группы, на примере купечества, и этносоциокультурной среды, а также в прогнозировании социально-экономического, политического, демографического развития современного общества. Изучение менталитета многонационального купечества Среднего Поволжья позволит скорректировать технологию анализа культуры этносов, а также усилить категориальный аппарат этносоциокультурной сферы в истории торгового сословия. Выводы, сделанные в результате проведенного исследования, применимы в специфических направлениях современных изысканий профессиональной жизнедеятельности российских предпринимателей, при разработке программ управленческой элитой в целях развития бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российский государственный исторический архив (РГИА)
  2. Главное управления по делам местного хозяйства // РГИА. Ф. 1288. -Он. 1.- Д. 2- Он. 2.-Д. 46.
  3. Земский отдел МВД // РГИА. Ф. 1291. — Оп. 120. — Д. 103.
  4. Канцелярия Министерства внутренних дел // РГИА. Ф. 1282. — Оп. 2. -Д-15.
  5. Общеземская организация // РГИА. Ф. 1482. — Оп. 1. — Д. 140.
  6. Особое совещание по устройству беженцев // РГИА. Ф. 1322 — 19 151 917. — Оп. 1.-Д. 1.-Л.31.
  7. Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел // РГИА. -Ф. 1287. Оп. 11. — Д. 220- Оп. 15. — Д. 1717- Оп. 30. — Д. 1923, 2124- Оп. 33. -Д. 1340- Оп. 38. — Д. 1168, 1223, 1273, 1339, 1521, 1563, 1641, 2145, 2156, 2496, 2497- Оп. 46. — Д. 833.
  8. А.Л. Данзаса // РГИА. Ф. 1284. Оп. 188. — Д. 9. (РГВИА, ф. 67)
  9. Домашнее духовное завещание елабужского купца 1-й гильдии потомственного почетного гражданина Д. И. Стахеева Текст. // РГИА. Ф. 799.-Оп. 4. — Д. 761. — Л. 3−4.
  10. Российский государственный архив древних актов (РГАДА)9. 1 -й Департамент Сената // РГАДА. Ф. 248. — 1752. — Оп. 113.
  11. Перечные ведомости податного населения // РГАДА. Ф. 571. — Оп. 1. -Д. 28.
  12. О благотворительной деятельности купцов // РГАДА. Ф. 2. — Д. 1770. -Оп. 1.-Д. 644.
  13. Центральный Главный исторический архив Санкт-Петербурга1. ЦГИА СПб.)
  14. Коллекция метрических книг старообрядческих церквей // ЦГИА СПб. Ф. 2295
  15. Петровское училище Петроградского купеческого общества // ЦГИА СПб. Ф. 320
  16. Петроградская духовная консистория // ЦГИА СПб. Ф. 19.
  17. Петроградская купеческая управа // ЦГИА СПб. Ф. 221
  18. Петроградский вдовий дом// ЦГИА СПб. Ф. 4
  19. Петроградский сиротский институт Имп. Николая I // ЦГИА СПб. -Ф. 10.
  20. Училище Общества распространения просвещения между евреями в России // ЦГИА СПб. Ф. 128
  21. Фонд Коллекция метрических книг мусульманского вероисповедания // ЦГИА СПб. Ф. 2274
  22. Отдел рукописей и редких книг Российской национальнойбиблиотеки
  23. Отдел рукописей и редких книг РНБ. Ф. В. С. Попова. — Оп. 1. — Д. 10.
  24. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО)
  25. Караваны // ГАОО. Ф. 64. — Оп. 8. — Д. 40.
  26. Оренбургская пограничная комиссия // ГАОО. Ф. 5. — Оп. 2. — Д. 1−5.
  27. Оренбургская таможня // ГАОО. Ф. 153. — Оп. 2. — Д. 12.
  28. Оренбургская экспедиция // ГАОО. Ф. 1. — Оп. 2. — Д. 48.
  29. Торговля // ГАОО. Ф. 166. — Оп. 1. — Д. 8.
  30. Торговля // ГАОО. Ф. 166. — Оп. 4. — Д. 18.
  31. Торговля с Индией и Китаем // ГАОО. Ф. 92. — Оп. 2. — Д. 14.
  32. Государственный архив Самарской области (ГАСО)
  33. Инспекция мелкого кредита Самарской конторы Государственного банка//ГАСО. Ф. 400. — Оп. 1.-Д. 67, 89, 92, 117, 136, 821.
  34. Самарская уездная земская управа // ГАСО. Ф. 372. — Оп. 1. — Д. 67, 76, 315.
  35. Самарское губернское по земским и городским делам присутствие // ГАСО. Ф. 175. — Оп. 1. — Д. 47, 94, 243, 409, 445- Оп. 2. — Д. 156.
  36. Государственный архив Саратовской области (ГАСарО)
  37. Канцелярия Саратовского губернатора // ГАСарО. Ф. 1. — Оп. 1. — Д. 9344, 9789.
  38. Саратовская губернская земская управа // ГАСарО. Ф. 5. — Оп. 1. — Д. 19, 89 — Оп. 2.-Д. 37, 67, 491.
  39. Саратовское губернское земское собрание // ГАСарО. Ф. 1107. — Д. 1, 16.
  40. Саратовское губернское по земским и городским делам присутствие // ГАСарО. Ф. 25. — Оп. 1. — Д. 98, 99.
  41. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО)
  42. Агентства Симбирских страховых обществ // ГАУО. Ф. 204. — Оп. 1. -Д. 4, 9, 76, 161.
  43. Духовные правления в г. Симбирске // ГАУО. Ф. 852. — Оп. 1. — Д. 1, 81,99.
  44. Городской общественный банк // ГАУО. Ф. 138. — Оп. 1. — Д. 5, 17, 21, 22.
  45. Директор народных училищ Симбирской губернии // ГАУО. Ф. 99. -Оп. 1.-Д. б.-Оп. 2.
  46. Земские суды // ГАУО. Ф. 753. — Оп. 1.
  47. Канцелярия председателя окружного суда // ГАУО. Ф. 454. — Оп. 29.
  48. Канцелярия симбирского губернатора (1821−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 76.- Оп. 1. Д. 27, 33, 34, 69, 129, 179, 190, 206, 272, 273, 280, 354, 369, 422, 428, 442, 457, 548.
  49. Канцелярия симбирского губернатора (1821−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 76.- Оп. 2. Д. 13, 183, 191, 309, 308, 317, 318, 339, 356, 408, 509, 517, 729, 772, 935, 981, 983, 1005, 1021, 1122, 1144, 1181, 1188, 1194, 1212, 1213, 1244, 1280, 1284, 1445, 1557, 1958.
  50. Канцелярия симбирского губернатора (1821−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 76.- Оп. 3. Д. 26, 63,78, 79.
  51. Канцелярия симбирского губернатора (1821−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 76.- Оп. 4. Д. 1, 2, 3, 6, 7, 10, 14, 16, 63, 105, 112, 113, 230, 242, 243, 246, 247, 248, 249, 396, 423- 450.
  52. Канцелярия симбирского губернатора (1821−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 76. -Оп. 5.-Д. 15, 16, 40, 42, 49, 50, 53,58,61,62, 63,65,71,73,88, 110, 114, 115, 127, 132, 137, 147, 161.
  53. Канцелярия симбирского губернатора (1821−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 76. -Оп. 6.-Д. 9, 10, 11,26.
  54. Канцелярия симбирского губернатора (1821−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 76.- Оп. 8. Д. 588.
  55. Конторы нотариусов в г. Симбирске // ГАУО. Ф. 107. — Оп. 1.
  56. Конторы нотариусов в г. Симбирске // ГАУО. Ф. 59. — Оп. 1.
  57. Конторы нотариусов в г. Симбирске // ГАУО. Ф. 641. — Оп. 1.
  58. Конторы нотариусов в г. Симбирске // ГАУО. Ф. 643. — Оп. 1.
  59. Конторы нотариусов в г. Симбирске // ГАУО. Ф. 69. — Оп. 1.
  60. Конторы нотариусов в г. Симбирске // ГАУО. Ф. 71. — Оп. 1.
  61. Мариинская женская гимназия // ГАУО. Ф. 148. — Оп. 1.
  62. Нотариус // ГАУО. Ф. 27. — Оп. 1.
  63. Общество охоты // ГАУО. Ф. 654. — Оп. 1.
  64. По расследованию причин пожара // ГАУО. Ф. 213. — Оп. 1.
  65. Сенгилеевский городовой магистрат // ГАУО. Ф. 746. — Оп. 1- Оп. 4. -Д. 40.
  66. Симбирская 1-ая мужская классическая гимназия // ГАУО. Ф. 101. -Оп. 1.
  67. Симбирская городская богадельня (1902−1904 гг.) // ГАУО. Ф. 635. -Оп. 1.-Д. 1.
  68. Симбирская городская дума // ГАУО. Ф. 144. — Оп. 1. — Д. 3, 10, 27, 56, 60, 65, 66, 71, 72, 74, 81, 89, 112, 115, 121, 123, 127, 128, 153, 157, 158, 162, 167, 171, 182, 192, 199, 206, 207, 221, 235- Оп. 2. — Д. 4, 5, 16, 18, 19, 23, 24, 28, 37,71.
  69. Симбирская городская исполнительная Комиссия общества Красного Креста по оказанию помощи пострадавшим от неурожая (1906−1907 гг.) // ГАУО. Ф. 826. — Оп. 1. — Д. 4.
  70. Симбирская губернская архивная комиссия // ГАУО. Ф. 732. — Оп. 2.
  71. Симбирская губернская земская управа (1866−1918 гг.) // ГАУО. Ф. 46. — Оп. 1. — Д. 40, 1119- Оп. 2. — Д. 365, 579, 598, 644, 906, 944- Оп. 7. — Д. 1- Оп. 10. — Д. 245- Оп.11. — Д. 4, 9, 33, 34, 57- Оп. 14. — Д. 82, 104.
  72. Симбирская духовная консистория // ГАУО. Ф. 134. — Оп. 4, 5, 7, 8, 22- Оп. 3. — Д. 693, 815, 1408- Оп. 8. — Д. 652, 506.
  73. Симбирская Казенная Палата // ГАУО. Ф. 156. — Оп 1.
  74. Симбирская палата гражданского и уголовного суда // ГАУО. Ф. 117. -Оп. 1.
  75. Симбирская палата гражданского суда // ГАУО. Ф. 317. — Оп. 3.
  76. Симбирская палата уголовного суда // ГАУО. Ф. 340. — Оп. 2, 5, 7, 9.
  77. Симбирская Ремесленная управа // ГАУО. Ф. 211. — Оп. 1.
  78. Симбирская ярмарочная исполнительная комиссия // ГАУО. Ф. 196. -Оп. 1.-Д. 27,30,38, 40.
  79. Симбирский городской сиротский суд // ГАУО. Ф. 174. — Оп. 1.
  80. Симбирский губернский благотворительный Комитет (1888−1897 гг.) // ГАУО. Ф. 42. — Оп.1. — Д. 3, 40, 41.
  81. Симбирский губернский предводитель дворянства (1862−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 477. — Оп. 1. — Д. 99, 342, 364, 467, 468, 554- Оп. 3. — Д. 135.
  82. Симбирский губернский статистический комитет // ГАУО. Ф. 48. — Оп. 1
  83. Симбирский магистрат (ратуша) // ГАУО. Ф. 32. — Оп. 1,3.
  84. Симбирский окружной суд // ГАУО. Ф. 1. — Оп. 1.
  85. Симбирский уездный суд // ГАУО. Ф. 116. — Оп. 1.
  86. Симбирское губернское жандармское управление (1856−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 855. — Оп. 1. — Д. 1097.
  87. Симбирское губернское по городским делам присутствие // ГАУО. Ф. 640. — Оп. 1. — Д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 20, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31.
  88. Симбирское губернское по делам об обществах присутствие // ГАУО. -Ф. 20. 1906−1917. — Оп. 1. — Д. 31, 50.
  89. Симбирское губернское по земским и городским делам присутствие (1892−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 84. — Оп. 1. — Д. 13, 17, 18, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 38, 39, 40, 43, 85, 1290.
  90. Симбирское губернское правление (1799−1918 гг.) // ГАУО. Ф. 88. — Оп. 2.
  91. Симбирское губернское правление (1799−1918 гг.) // ГАУО. Ф. 88. -Оп. 1. — Д. 872, 1253, 1336, 2094.
  92. Симбирское губернское правление (1799−1918 гг.) // ГАУО. Ф. 88. -Оп. 3. — Д. 76, 78, 205, 1208, 1450.
  93. Симбирское губернское правление (1799−1918 гг.) // ГАУО. Ф. 88. -Оп. 5. — Д. 492.
  94. Симбирское местное управление Российского общества Красного Креста (1870−1915 гг.)//ГАУО. Ф. 47. — Оп. 1.-Д. 4, 6, 15, 17, 18, 20, 23.
  95. Симбирское отделение Государственного банка // ГАУО. Ф. 187. — Оп. 2.
  96. Совет Симбирского городского Александровского Попечительного о бедных общества (1899−1917 гг.) // ГАУО. Ф. 631. — Оп. 1. — Д. 1, 3.
  97. Старший нотариус Симбирского окружного суда // ГАУО. Ф. 401. -Оп. 1.
  98. Установка телефонов // ГАУО. Ф. 492. — Оп. 1.
  99. Фонд личного происхождения А. В. Ястребов // ГАУО. Ф. Р-1941. -Оп. 34.
  100. Фонд личного происхождения А. Н. Блохинцев // ГАУО. Ф. Р-4062. -Оп. 1.
  101. Фонд личного происхождения П. С. Бейсов // ГАУО. Ф. Р-4061. — Оп. 1.-Д. 74, 169,313,205.
  102. Фонд мещанского старосты (1864−1915 гг.) // ГАУО. Ф. 143. — Оп.1. -Д. 36, 212, 240, 597, 648.
  103. Документы Симбирской палаты гражданского суда 1861 г. Текст. // ГАУО. Ф. 317. -Оп. 3. — Ед. хр. 41.
  104. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ)
  105. Братство Святителя Гурия // НА РТ. Ф. 160. — On. 1. — Д. 335, 553, 620.
  106. Государственная казенная инспекция // НА РТ. Ф.418. — On. 1. — Д. 240.
  107. Губернский статистический комитет // НА РТ. Ф. 359. — On. 1. — Д. 6, 90, 144.
  108. Губернское жандармское управление // НА РТ. Ф. 199. — Оп. 2. — Д. 56,61,72.
  109. Елабужский уезд // НА РТ. Ф. 22. — Оп. 2. — Д. 902.
  110. Казанская городская управа // НА РТ. Ф. 98. — On. 1. — Д. 89, 90,92.
  111. Казанская губернская казенная палата // НА РТ. Ф. 3. — Оп.З. — Д. 67,68.
  112. Казанская православная епархия // НА РТ. Ф. 4. — On. 1. — Д. 121 645, 122 760.
  113. Казанская уездная земская управа // НА РТ. Ф. 119. — On. 1. — Д. 1127.
  114. Казанское губернское по фабричным делам присутствие // НА РТ. -Ф.793.
  115. Казанское губернское правление // НА РТ. Ф. 2. — Оп.1. — Д. 113.
  116. Канцелярия Казанского губернатора // НА РТ. Ф. 1. — Оп. 4. — Д. 5138, 5482.
  117. Податный инспектор 1 участка г. Казани // НА РТ. Ф. 151. — On. 1. — Д. 4,7,19.
  118. Податный инспектор 5 участка г. Казани // НА РТ. Ф. 155.
  119. Пятое городское по промысловому налогу присутствие // НА РТ. -Ф.757.
  120. Опубликованные источники 2.1 Нормативные документы
  121. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях Текст. / сост., авт. вступ. ст. и прим. Ф. X. Гумеров. Уфа: Китап, 1999. -567 с.
  122. Объявление: Текст. постановление городской думы о назначении пособия учителю Симбирского 4-го мужского училища Лукьянову // Симбирские губернские ведомости. 1882. — 29 мая.
  123. Полное собрание законов Российской империи Текст.: собр. 2-е. -СПб.: Тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. Канцелярии, 1874. Т 14. — 760 с.
  124. Полное собрание законов Российской империи Текст.: собр. 3-е: в 33 т. Доп. к т. 12.-СПб., 1895.
  125. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года Текст.: в 38 т.-СПб., 1830.
  126. Постановление Симбирской городской думы по благоустройству города Симбирска Текст. // Симбирские губернские ведомости. 1871.-29 мая.
  127. Постановления думы о постановке столбов для определения «в натуре» границ кварталов в заволжских слободах Текст. Вторая дополнительная роспись города Симбирска на 1881 г. // Симбирские губернские ведомости. -1882. 16 августа.
  128. Постановления Карсунской городской думы о благоустройстве и торговле Текст. // Симбирские губернские ведомости. 1875. — 1 января.
  129. Постановления Симбирской городской думы по благоустройству города Симбирска Текст. // Симбирские губернские ведомости. 1871.-29 мая.
  130. Реформы Александра II Текст. / ред. JI. А. Плеханова — сост.: О. И. Чистяков, Т. Е. Новицкая. М.: Юрид. лит., 1998. — 460 с. — ISBN 5−72 600 902−9.
  131. Россия. Законы и постановления. Высочайше утвержденное 16-го июня 1870 г. Текст. Городовое Положение с объяснениями. СПб., 1873. — 296 с.
  132. Россия. Законы и постановления. Дополнительное постановление об устройстве гильдии и торговле прочих сословий Текст. СПб., 1824. — 52 с.
  133. Россия. Законы и постановления. Законы о состояниях Текст. М., 1872.-561 с.
  134. Россия. Законы и постановления. Об уничтожении сословий и гражданских чинов Текст.: декрет ВЦИК и СНК от 11 (24) ноября 1917 г.// Декрет Советской власти. 19 157. — Т. 1. — С. 71−72.
  135. Россия. Законы и постановления. Разъяснение, сделанное Министерством внутренних дел относительно некоторых статей Городового положения 11 июня 1892 г. Текст. СПб.: Изд. Хозяйств. Департ. МВД, 1894.-297 с.
  136. Россия. Законы и постановления. Свод законов Российской империи: Изд. 1876−1917 гг. Т. II, ч. 1. Общее губернское учреждение [Текст]. -СПб., 1876.— 135 с.
  137. Россия. Законы и постановления. Свод законов Российской империи: Изд. 1876−1917 гг. Т. IV. Уставы о воинской повинности [Текст]. СПб., 1876.-826 с.
  138. Россия. Законы и постановления. Свод законов Российской империи: Изд. 1876−1917 гг. Т. IX. Законы о состояниях [Текст]. СПб., 1876. — 312 с.
  139. Россия. Законы и постановления. Свод законов Российской империи :
  140. Изд. 1876−1917 гг. Т. V. Особое приложение к уставу о податях. Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов. Устав о гербовом сборе Текст]. СПб., 1887. — 219 с.
  141. Россия. Законы и постановления. Свод законов Российской империи: Изд. 1876−1917 гг. Т. II. Свод губернских учреждений [Текст]. СПб., 1892.-957 с.
  142. Россия. Законы и постановления. Свод законов Российской империи: Изд. 1876−1917 гг. Т. V. Устав о прямых налогах [Текст]. СПб., 1893. -296 с.
  143. Россия. Законы и постановления. Свод законов Российской империи: Изд. 1876−1917 гг. Т. IX. Законы о состояниях [Текст]. СПб., 1899. — 412 с.
  144. Россия. Законы и постановления. Симбирская городская дума. Обязательное постановление о взимании сборов с собак в пользу города Симбирска и об истреблении бесхозных собак Текст. Симбирск: изд. городской думы, 1908.
  145. Россия. Законы и постановления. Сызранская городская дума. Сборник обязательных постановлений Сызранской городской думы для местных жителей, утвержденный губернатором Текст.: собрано 1 июля 1909 г. -Сызрань, 1909.
  146. Россия. Законы и постановления. Устав Симбирского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов Текст. Симбирск: Типография Н. Г. Анучина, 1875. — 20 с.
  147. Сборник распоряжений и постановлений по общественному устройству в городах, с введением в них Городового положения Текст. СПб., 1878.
  148. Сборник, изданных Симбирской городской думой обязательных для жителей г. Симбирска постановлений за период с 3 мая 1871 г. по 31 июля 1895 г. Текст.-Симбирск, 1895.
  149. Симбирская городская дума Текст. Постановления о водопроводе, о денежных сбережениях на освещение улиц и присутственных мест и др. // Симбирские губернские ведомости. 1872. — 9 сентября.
  150. Статистические и справочные документы
  151. Адрес-календарь и памятная книжка Казанской губернии на 1903 год Текст. Казань, 1903.-601 с.
  152. Адрес-календарь Казанской губернии на 1905 год Текст. Казань, 1905. -361 с.
  153. Адрес-календарь лиц, служащих в Симбирской губернии Текст. -Симбирск: Губ. тип, 1875. 296 с.
  154. Адрес-календарь Оренбургского края с приложениями на 1849 год Текст. Оренбург: типография Штаба отдельного Оренбургского корпуса, 1849.-461 с.
  155. Адресная книга Казанской губернии на 1900 год Текст. Казань, 1900. -453 с.
  156. Альбом таблиц с данными двух переписей: 1912 и 1917 г. г. в г. Симбирске с пригородами Текст.: в 2 т. Симбирск: Симбирское стат. отделение, 1920.
  157. , К. Статистические очерки России Текст. / К. Арсентьев. -СПб., 1848.-143 с.
  158. , К. И. Начертание статистики Российского государства
  159. Текст. В 2 ч. / К. И. Арсеньев. СПб.: Тип. Имп. Воспитательного Дома, 1818−1819.
  160. , Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года Текст. / Н. Баженов-Симбирск: Типолитография А. Т. Токарева, 1903. -XXXIV, 372 с.
  161. Благотворительные учреждения Российской Империи Текст.: в 2 т. / сост. по высоч. повелению Собственной е. и. в. Канцелярией по учреждениям имп. Марии — ред. А. А. Тулубьев. СПб.: Типография СПб. акционерного общества печатного дела в России, 1900.
  162. , Г. К. Справочная книга для Казанской епархии Текст. / Г. К. Богословский. Казань, 1900. — 612 с.
  163. Ведомость о народонаселении России по уездам губерний и областей Текст.: составлен из всепод. отчетов губернаторов. 1846 г. СПб.: Тип. Э. Праца, 1850.-48 с.
  164. Вся Россия: справочная книга российской промышленности, торговли, сельского хозяйства, администрации, представителей общества и частных служащих и экономической деятельности Текст. Киев: Тов-во Фишер. — Т. 1. — 1290 стб., 832 стб., 1200 с.
  165. Вся Россия Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи на 1903 год Текст. -СПб.: изд. А. С. Суворина, 1902. 855 с.
  166. Доклад Симбирской городской управы Симбирской городской думе по вопросу об организации санитарной комиссии Текст. // Журнал Симбирской городской думы. 1901. — № 13.
  167. Дополнительная роспись города Симбирска на 1853 г. Текст. // Симбирские губернские ведомости. 1854. — № 7.
  168. Дополнительное расписание доходов города Сенгилея на 1879 г. Текст. // Симбирские губернские ведомости. 1879. — 2 октября.
  169. Ежегодник Министерства финансов Текст. Вып. 1907/1908. СПб.: Министерство финансов, 1909. — 250 с.
  170. Журнал Симбирской губернской оценочной комиссии по оценке фабрик, заводов, торгово-промышленных помещений и лесов. Текст. // Вестник симбирского земства. 1900. — № 4/5. — С. 152−159.
  171. История торговли и промышленности в России Текст. / под ред. П. X. Спасского. СПб, 1912. — Т. 1. — Вып. 5.-960 с.
  172. , В. М. Народы России в XVIII в.: численность и этнический состав Текст. / В. М. Кабузан. М., 1990. — 566 с.
  173. Календарь и памятная книжка Симбирской губернии на 1889 г. Текст. Симбирск: Губернская типография, 1890. — 313 с.
  174. Календарь Симбирской губернии за 1879 г. Текст. Симбирск: Губернская типография, 1880. — 76 с.
  175. Календарь Симбирской губернии за 1881 год. Текст. Симбирск: Губернская типография, 1881. — 75 с.
  176. , А. И. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба : в 2 ч. Ч. И. Симбирская губерния Текст. / А. И. Липинский. СПб.: Изд-во Воен. типографии, 1868. — 420 с.
  177. , П. Город Симбирск за 250 лет его существования Текст.: сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске / П. Мартынов. Симбирск: Типолитография А. Т. Токарева, 1898. — 420 с.
  178. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба: в 25 т. Т. 20, ч. 1. Симбирская губерния Текст. СПб.: Изд-во Воен. типографии, 1868. — 544 с.
  179. Материалы для статистики Российской Империи, издаваемые с1 ilвысочайшего соизволения при Статистическом отделении Совета Министерства внутренних дел Текст. В 3 т. СПб.: Министерство внутренних дел, 1839−1841.
  180. Народонаселение Текст. // Календарь Симбирской губернии на 1879 г. Симбирск, 1879. — С. 89−93.
  181. Народонаселение и пространство Симбирской губернии Текст. // Киевский народный календарь на 1866 г. Киев, 1866. — С. 51.
  182. Народонаселение Симбирской губернии в 1876 г. Текст. // Календарь Симбирской губернии на 1878 г. Симбирск, 1878. — С. 84−94.
  183. Население Симбирской губернии к 1 января 1917 г. Текст. // Исторический архив. 1962. — № 5. — С. 70. — ISSN 0869−6322.
  184. , Г. П. Статистическое обозрение внешней торговли России Текст. В 2 ч. / Г. П. Неболсин. СПб.: Тип. Департ. внешн. торг., 1850.
  185. Обзор Казанской губернии за 1901 год Текст. Казань: Тип. Губернской управы, 1902. — 108 с.
  186. Обзор Казанской губернии за 1903 год Текст. Казань: Тип. Губернской управы, 1904. — 109 с.
  187. Обзор Казанской губернии за 1908 год Текст. Казань: Губ. стат. ком., 1910.-94 с.
  188. Обзор Казанской губернии за 1913 год Текст. Казань: Губ. стат. ком., 1915.-108 с.
  189. Обзор Самарской губернии за 1913 год Текст. Самара: Губ. стат. ком., 1914.-148.
  190. Обзор Симбирской губернии за 1897 1914 гг. Текст.: стат. обзор. -Симбирск: Губернская типография, 1897. — 455 с.
  191. Обзор Симбирской губернии за 1912 год Текст. Симбирск: Губернская типография, 1913.-37 с.
  192. Обзор Симбирской губернии за 1915 год Текст. Симбирск: Губернская типография, 1916. — 35 с.
  193. Отчет о деятельности Симбирского губернского статистического комитета за 1868, 1869 гг. Текст. В 2 кн. Симбирск, 1869. — 344 с.
  194. Отчет по Курмышской ремесленной школе за 1874 г. Текст. // Симбирские губернские ведомости. 1875. — № 9.
  195. Памятная книга Казанской губернии на 1903 год Текст. Казань: Казанский губ. стат. ком., 1903. — 601 с.
  196. Памятная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии за 1901 г. Текст. Симбирск: Губернская типография, 1901. — 263 с.
  197. Памятная книжка Казанской губернии на 1861−1862 гг. Текст. Казань: Казанский губ. стат. ком., 1862. — 285 с.
  198. Памятная книжка Казанской губернии на 1891−1892 гг. Текст. — Казань: Казанский губ. стат. ком., 1892. 80 с.
  199. Памятная книжка Казанской губернии на 1901 год Текст. Казань: Казанский губ. стат. ком., 1901. — 458 с.
  200. По вопросам одиночным о переписи населения (о переписи населения в Симбирске 1912 г. и др.) Текст.: стат. сб. Симбирск: Оценочно-стат. отд. Симбирской гор. управы, 1913. — 236 с.
  201. Подворная перепись Симбирской губернии 1910−1911 гг. Текст. -Симбирск: Симбирское губернское Земство, 1912−1914. Вып. 1. — 180 с.
  202. , Н. И. К материалам для статистики Симбирской губернии Текст. / Н. И. Попов // Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Вып. II. Симбирск, 1866. — С. 47−50.
Заполнить форму текущей работой