Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

О методологической роли категории труд в образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центре современных образовательных парадигм, а не только в теориях воспитания и обучения, стоит человек, стремящийся к самодетерминации, к творческому самосозиданию. Образовательная парадигма, по мнению автора, — это тип бытия и мышления, господствующий в тот или иной исторический период жизнедеятельности общества, опирающийся на некоторые базовые принципы. Образовательная парадигма уходит… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава. 1. От идеи деятельности к категории труд
    • 1. Введение принципа деятельности в философию
  • Г. В. Лейбницем
    • 2. Место категории деятельности в философии
  • Имануила Канта
    • 3. Гегель: от принципа деятельности к категории труд
  • Глава II. О методологической роли категории труд в некоторых современных философских системах
    • 1. Марксистское понимание труда, как сущностного качества человека
    • 2. Экзистенциально-психологическое обоснование труда
    • 3. Труд в философии существования Ж.П. Сартра
  • Глава III. Труд и его основные свойства
    • 1. Труд и деятельность
    • 2. Труд — сущностное качество человека
    • 3. Основные отличительные признаки труда
  • Глава IV. Взаимодействие труда с некоторыми видами человеческой деятельности
    • 1. Единство процессов управления и исполнения в труде
    • 2. Творческий характер труда
    • 3. Общение — коммуникативная функция труда

О методологической роли категории труд в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человек — существо, которое в силу специфики своего бытия находится всегда в состоянии преобразующей деятельности и при этом пытается осмыслить свое существование в природно-космическом универсуме и истории. Понять себя ему дано через осмысление своей созидательно-преобразующей сущности, в которой изменяется не только внешний, но и внутренний мир.

Одной из основных целей данного исследования является обоснование философского характера понятия труд, что позволило бы включив его в категорийный аппарат объяснить многие проблемы, связанные с пониманием человека. В частности, понятие труд позволяет, конкретизируя деятельностный подход распространенный сегодня в психолого-педагогической литературе, рассмотреть процесс обучения и воспитания со стороны самосовершенствования, самосозидания личности в процессе изменения и изучения окружающей человека деятельности.

Актуальность предлагаемого внимания читателя диссертационного исследования заключается в обращении к недостаточно изученной проблеме — методологической роли категории «труд» в организации и осуществлении образовательных процессов, понимания учебной деятельности обучаемого как созидающего себя человека. Понятие «труд» стало широко использоваться в изучении общественных явлений сравнительно недавно. Только на рубеже 17 и 18 столетий это понятие начинает упоминаться в характеристике человеческого существования некоторыми английскими учеными, и то в большей мере изучающими экономические взаимоотношения людей. Английские экономисты рассматривали труд с точки зрения производственно-экономической жизнедеятельности общества. Так, А. Смит в основу своего исследования положил трудовую теорию стоимости, считая законом определение стоимости затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенному в них количеству труда. Однако Смит был еще далек от мысли рассматривать философский статус категории «труд» как субстанции рождающей и созидающей не только богатства людей, но и самого человека.

Философский аспект категории «труд» впервые подчеркнул Гегель, рассмотрев его как предметную деятельность сознания. К. Маркс, обосновывая в своих работах формационный подход во взглядах на общественную историю и раскрывая экономическую анатомию капитализма, был вынужден акцентировать основное внимание на экономическом содержании труда. Вместе с тем, в различных работах, особенно в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.», им изложены философские характеристики труда. Они позволяют делать вывод не только о том, что труд является источником удовлетворения потребностей человека, но и о том, что труд выступает как универсальное понятие, охватывающее собой все стороны сугубо человеческой деятельности, и что он является основным фактором самосозидания человека.

Категория «труд» привлекает пристальное внимание со стороны исследователей, занимающихся проблемами не только гуманитарных наук, но и естествознания. Но при этом во многих исследованиях наблюдаются элементы редукционизма, упрощения содержания интересующего нас понятия. Это упрощение заключается в сведении понятия труд к материальным видам производства, когда его только как предметную деятельность. При этом предметность отождествляют как правило с материальной вещественностью. Иногда это упрощение обусловлено тем, что общественный характер труда рассматривается преимущественно в виде совместной деятельности индивидов. Редукционизм в понимании труда привел к тому, что во многих гуманитарных науках, в частности в педагогических, труд в большей мере рассматривается через призму общественных работ, сугубо профессионально-материальной деятельности отдельных индивидов. Такая методологическая установка является довольно распространенной при организации образовательного процесса.

В связи с изменениями, происходящими на просторах постсоветского социального пространства в общественно-политической, экономической и других сферах жизни, складыванием новых отношений в системе мирового бытия, как никогда, актуальным становится поиск качественно новых парадигм в организации и осуществлении образовательного процесса, который, став в XX столетии всеобщим для определенной возрастной когорты, неуклонно приобретает статус всеобщности для всего населения. Образование становится необходимостью для каждого отдельного человека.

Необходимость самосовершенствования личности в процессе всей его жизни требует новых принципиальных подходов к исследованию личности, а также выявления тех мотивационно-мировоззренческих, ценностных и идеологических установок, формирование которых в сознании человека позволило бы ему выступать в качестве субъекта улучшения своего собственного образовательного уровня.

С помощью категории «труд» как философского понятия представляется возможным объяснить и осмыслить содержание многих современных мировоззренческих ориентаций человека, ценностных установок, поведенческих принципов, способов социализации личности, в которых человек независимо от его возрастных особенностей перестает быть традиционно принимаемым объектом педагогического воздействия в процессе образования и становится равноправным субъектом, творящим свою собственную жизнь.

Привлечение на уровне теоретического анализа некоторых аспектов экзистенциального исследования дает возможность преодолеть тенденцию, имевшую место в недавнем прошлом и представлявшую человеческий труд только в качестве материально-предметной, преобразующей внешний мир деятельности. Кроме того, выявление позитивных констант экзистенциализма позволяет более глубоко проникнуть в особенности индивидуального существования и предназначения человека, наконец, понять труд как процесс самосозидания личности. Это необходимо также в связи с тем, что в рамках современного социального устройства человек нуждается в приобретении новых качеств, строя отношения с окружающими его людьми: умение отойти от «психологии маленького человека», от сугубо исполнительных начал, развить способность принимать решения, осуществлять выбор, определять свое предназначение в нестандартных ситуациях.

В сфере образования, как, собственно, и в других сферах, современного существования людей в условиях информационной наполненности, возрастания количества свободного времени у индивида приобрела большое значение проблема выбора, воспитания способности человека выбирать направление своих действий, своей жизненной позиции и жизнедеятельности, а также способность быть ответственным за эти свои действия.

Немаловажное значение имеет теоретический анализ соотношения понятия «труд» с категориями «деятельность», «управление», «исполнение», «общение», «творчество», «свобода», «дисциплина», «речь» и «язык». Все явления социальной жизни, обозначаемые данными понятиями, развивались параллельно с трудом, находясь в органической связи с ним, взаимно детерминируя друг друга. Рассмотрение их в отрыве друг от друга, вне связи с трудом приводят к излишнему абстрагированию и упрощению как самого труда, так и неразрывно связанных с ним характеристик человеческого существования, обозначаемых данными понятиями. Комплексное исследование позволяет сделать вывод о том, что труд человека как свободное творчество, наполненный самодисциплиной, содержащий в себе единство управления и исполнения, неразрывно связан с самосозиданием личности и в то же время с ее высочайшей ответственностью.

В центре современных образовательных парадигм, а не только в теориях воспитания и обучения, стоит человек, стремящийся к самодетерминации, к творческому самосозиданию. Образовательная парадигма, по мнению автора, — это тип бытия и мышления, господствующий в тот или иной исторический период жизнедеятельности общества, опирающийся на некоторые базовые принципы. Образовательная парадигма уходит корнями в онтологию человека и, следовательно, ее нужно определять через сущностные качества последнего, как способ существования культуры и внутри нее форму и способ воспроизводства людьми собственных родовых жизненных ресурсов. Эта проблема может весьма успешно решаться в случае принятия категории «труд» не в качестве только предметно преобразующей деятельности, а в качестве объяснительного принципа, объединяющего в себе все стороны человеческой жизни и позволяющего отдельному индивиду измененять окружающую среду и менять отношение к ней и, главное, с высокой ответственностью осуществлять свое собственное созидание.

В научной литературе, в том числе в философских работах, исследования, связанные с понятием «труд» и его использованием в учебно-воспитательных процессах, представлены достаточно широко. Вместе с тем многие из них страдают, во-первых, определенной степенью редукционизма, обусловленного не в последнюю очередь идеологическим прессом, разделяющим людей на «людей труда», «творческую интеллигенцию» и т. п. Можно было предположить, что творческая интеллигенция это не люди труда. Во-вторых, многие исследователи использовали понятие «труд» для обоснования теоретических положений, касающихся доказательств частных проблем той или иной гуманитарной науки. В этих работах не обращалось особого внимания на уточнение дефиниций этого понятия. Смысл этого понятия как бы заранее представлялся ясным, a priori. В-третьих, многие работы были посвящены исследованиям онтогенеза труда, выяснению его появлению на базе изучения поведения высших животных, в частности обезьян. Часто делались ссылки на классиков марксизма, порою на официальные документы партийно-государственного аппарата, авторы заведомо полагали, что проблемы труда это тривиальный вопрос, решенный классиками марксизма и не требующий дальнейшего тщательного анализа.

За последнее десятилетие интерес к философскому содержанию категории «труд», к деятельно преобразующей природе человека возрос. Это обусловлено качественными изменениями, происшедшими в производственно-экономической и интеллектуальной сферах человеческого бытия, а также увеличенным вниманием к этому понятию, проявляющемуся в современных западноевропейских философских школах и направлениях, в частности в экзистенциализме. Несомненную теоретическую ценность в связи с этим имеют работы В. В. Давыдова, К. М. Долгова, М. С. Кагана, А. В. Маргулиса, А. Л. Никифорова, Р. С. Батищева, Б. Ф. Ломова, Э. Г. Юдина, Э. С. Маркаряна, В. Н. Сагатовского, И. И. Чангли, К. А. Славской, Л. Г. Джахая, П. П. Гайденко, Б. Ф. Сикорского, В. А. Подороги, Б. Э. Быховского, С. А. Исаева, Ю. Н. Давыдова, М. А. Кисселя,.

B.С.Готта, Г. А. Ключарева, Б. А. Воронович, В. В. Бесчеревных.

В разработку вопроса о связи понятия «труд» с категориями, описывающими его характеристики в процессе реализации, значительный вклад внесен исследованиями Р. Ф. Абдеева, В. А. Лекторского, С. Василева,.

C.С.Дзарасова, И. Б. Новик, Л. А. Петрушенко, Л. М. Веккер, В. Д. Моисеева,.

A.Г.Спиркина, В. Ф. Овчинникова, Ю. Шарковина, В. М. Саковнина,.

B.Д.Парыгина, Л. М. Архангельского, К. Н. Любутина, ИЛ. Лойфмана, М. В. Демина, Б. Г. Ананьева, Е. И. Кукушкиной, Г. А. Брутян.

О методологической роли категории «труд» и использовании этого понятия в разработке педагогических и образовательных концепций писали в своих работах Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, М. Н. Скаткин, А. Г. Костяшкин, И. Ф. Харламов, В. А. Сластенин, И. С. Кон, О. Н. Крутова, М. А. Данилов, В. А. Караковский, В. А. Сухомлинский, Г. И. Щукина, И. Я. Лернер, В. Д. Шадриков.

Несомненный интерес для разработки философской трактовки категории труд в качестве самосозидающей детерминанты человека, понимания последнего как творчески совершенствующего себя субъекта представляют работы мыслителей экзистенциального направления С. Кьеркегора, Ж. П. Сартра, А.Камю.

Цель данного диссертационного исследования состоит в проведении социально-философского анализа феномена труда и на этой основе в выявлении методологической роли категории «труд», используемой для разработки и решения проблем современного образовательного процесса, содержащего новые модели воспитания и обучения.

Для достижения этой цели ставятся и решаются следующие задачи:

— осуществить теоретический анализ становления понятия «труд» как философской категории;

— выявить имеющиеся в философской литературе подходы к пониманию труда и его роли в становлении и развитии человека в процессе образования;

— определить соотношение категории «труд» с другими понятиями, описывающими активность человека;

— раскрыть особенности методологического использования категории «труд» в организации и осуществлении воспитания человека как субъекта;

— определить гуманистический потенциал экзистенциального видения понятия труд в объяснении существования человека;

— определить содержание интегральной природы труда по отношению ко всем другим видам деятельности человека;

— обосновать необходимость использования некоторых аспектов экзистенциальной концепции роли труда в становлении саморазвивающегося человека.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы объективного анализа привлеченной литературы по теме, всесторонности рассмотрения имеющихся идей и направлений по рассматриваемой проблеме. При этом общую методологическую основу составляют известные философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности реального мира, а также общественной, деятельно-творческой сущности личности как целостной системы и о многофакторном характере ее развития. В качестве частной методологической основы используется системно-целостный подход в рассмотрении труда как интегрирующего понятия по отношению к другим видам человеческой активности. Труд, возникнув в социальной среде, охватывает собою и обусловливает характер всех других видов человеческой деятельности, в то же время детерминируется ими. Это обусловливает необходимость использования в ходе исследования принципов единства исторического и логического, преемственности и изменчивости.

Основой теоретического анализа стали работы философов, педагогов и психологов, разрабатывающих теории и концепции личности, деятельности, общения, творчества, управления, исследующих труд, практику.

Научная новизна проведенного исследования состоит:

— в выборе направления и постановке самой проблемы исследования, состоящей в социально-философском анализе социального феномена труда и в обосновании его как философской категории;

— в доказательстве того, что труд, объединяющий в своем содержании элементы управления и исполнения, творчества и дисциплины, напряжение воли индивида и необходимость общения, является объяснительным принципом не только производственно-экономической деятельности, но и образования, в котором человек может быть понят как субъект не только со стороны обучающего, но и со стороны обучаемого;

— в разработке методологической основы применения понятия «труд» в образовательной деятельности, которая осмысливается как целостный трудовой процесс;

— в выявлении взаимодополняющих элементов марксистской концепции труда как общественной предметной деятельности и идей экзистенциализма о труде как о процессе самосозидания личности;

— в определении места понятия «труд» среди других категорий, объясняющих механизмы взаимодействия человеческих индивидов и раскрывающих причины их активности;

— в выявлении причин редукционизма, упрощения содержания категории «труд» в концепциях образования и производственно-экономической деятельностив связи с наполнением содержания категории «труд» определенными идеями экзистенциализма становится возможным воспитание личности как созидающей свою личную жизнь с соответствующей ответственностью за это самосовершенствование;

— в применении теоретических элементов экзистенциальной концепции труда для разработки основных позиций философии образования.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемый в диссертации подход к формированию концептуального объяснения образовательного процесса как трудовой деятельности обучаемого и обучающего можно использовать при разработке модели образовательной политики государства по обеспечению повышения ответственности личности за собственное совершенствование своего культурно-профессионального уровня к моменту достижения ею периода автономности.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы для формирования региональной стратегии Правительства Российской Федерации в сфере образовательного процесса, разработки теории личности, концепций учебно-воспитательной деятельности. Приведенные в диссертации теоретико-методологические обоснования объяснительного принципа использования труда в формировании личности представляют интерес для педагогической общественности в области организации воспитательной работы в учреждениях образования.

Наконец, теоретические положения диссертации, связанные с разработкой новых подходов в организации образования, могут составить базу философско-этической концепции воспитания и стать основанием для разработки философии образования.

Обоснование содержания мировоззренческих ориентаций человека как активно преобразующего окружающую действительность и лично себя может быть использовано для понимания процессов социально-духовного развития на современном этапе.

Материалы диссертации могут быть использованы для создания учебника по учебному курсу «Философия образования», при подготовке нормативного курса философии в разделах, касающихся проблем человеческого сознания и его происхождения, общественного сознания, человек и общество, личность.

Предлагаемые в диссертации подходы в рассмотрении труда как методологической базы образовательных процессов могут представлять основание для концептуального содержания нового учебного курса в рамках интеграции философии и теории педагогики, способны разъяснить роль активно творящей, самосозидающей личности обучаемого, сформировать философско-педагогическое понимание будущих специалистов роли активно творящей, самосозидающей личности обучаемого в процессе их обучения в высшей школе.

Материалы исследования использовались при разработке автором спецкурса «Использование категории „труд“ при анализе социально-исторических явлений», читаемого на историческом факультете ГорноАлтайского университета с 1982 года по настоящее время, а также спецкурса «Методологическая роль категории „труд“ в образовательном процессе», читаемого на историческом, биологическом и географическом факультетах Горно-Алтайского университета с 1991 года по настоящий период.

В 1986 году некоторые теоретические положения данного исследования были использованы при проведении социологического исследования «Социальная диагностика сел в районе строительства Катунской ГЭС», представленного в исполнительные органы Республики Алтай, что явилось одним из оснований для вывода о несвоевременности претворения в жизнь гигантского проекта, нарушающего экологическую обстановку в центре азиатского континента.

Данные, полученные в процессе исследования, были использованы при написании учебного пособия «Предмет философии» в 5 п.л., который вышел в свет в 1995 году и пользуется успехом у студентов и преподавателей алтайских вузов.

Результаты исследования были предметом выступления на международных, республиканских, региональных конференциях: Горно-Алтайск (1994;95), Иркутск (1989), Калуга (1992), Пенза (1995), Ховд, Монголия (1993).

По материалам диссертации опубликованы две монографии объемом 11, 25 п.л. и 9 п.л., а также более 20 работ, представляющих статьи и тезисы докладов общим объемом около 15 п.л.

Основные выводы, которые можно сделать в заключении могут содержать в себе положение о том, что труд представляет собой многогранный процесс, объясняющий человека как единственное преобразующее окружающую природу и себя существо. Труд выступает в качестве основополагающего атрибута в появлении и существовании человека.

В данном диссертационном исследовании предпринята попытка рассмотреть понятие труд как органическое единство материально-предметных и духовных преобразовательных действий людей. Труд не только предметная, но и духовная деятельность. Этим он отличается от поведения биологических существ, в том числе обладающих психикой, т. е. животных, и от физической работы, которую выполняют автоматы и технические устройства, а также стихийные природные силы.

I Труд неразрывно соединяет в себе мыслительные операции чувственного и логического уровней с непосредственным манипулированием и работой мышц в процессе преобразования. Сам процесс преобразования представляет собой тоже двоякое действие. С одной стороны, это изменение окружающей человека действительности, с другой, изменение человеком самого себя. Относительно отдельного человеческого индивида вторая сторона выступает как его самосозидание. Поэтому труд, с одной стороны, это процесс опредмечивания мышления субъекта, а с другой, процесс отражения и формирование образно-логических целей, в которых человек реализует свои творческие возможности и утверждает себя в окружающем его мире. Сами целенаправленные операции осуществляются как система управления. В этом смысле управленческая функция — необходимый элемент всякого трудового процесса, осуществляемого не только на уровне какой-либо общности людей, но и на уровне отдельного человека. От характера и качества управления зависит уровень развития человека как личности.

Единство управления и исполнения, или управленчески исполнительская функция, в процессе труда объединяет духовную и материально-преобразующую составные человеческой целенаправленной деятельности. Целенаправленность труда совместно с управлением и исполнением обусловливает сосредоточение духовных и физических возможностей человека на опредмечивание решения поставленной задачи.

В современном мире нет возможности искусственно разделять труд на исполнительную деятельность индивидов, т. е. работу и управление, как творческую, а по своему фактическому предназначению элитарную деятельность определенной группы людей. Качественно новые орудия труда, построенные на базе сложных информационно емких технических устройств требуют для своего использования человека, умеющего осуществлять одновременно процесс управления и исполнения в своих отношениях с окружающим миром. Искусственный разрыв управления и исполнения на уровне индивида ведет к деградации общества в целом, к невозможности воспользоваться современными орудиями труда всему социуму. Все это требует новых парадигм в организации образовательного процесса.

Объединение управленчески исполнительных функций на уровне человеческого индивида немыслимо без понимания труда как творческой деятельности. Творчество при этом выступает как существенное функциональное свойство труда, обеспечивающее ему продуктивность в изменении окружающего мира, создании орудий, приемов и методов этого изменения. В то же время творческая компонента выступает основополагающим элементом самосозидания человеческого индивида. Творчество, с одной стороны, дисциплинирует человека, позволяя ему сосредотачивать все интеллектуальные и физические силы на достижение сознательно поставленной цели, с другой стороны, оно выступает как свобода, при которой на основе познания необходимостей, действующих в мире, выбираются наиболее приемлемые, оригинальные пути достижения цели.

Для успешного осуществления труда как творчества требуется усвоение индивидом определенной части общественного опыта преобразования действительности. Это усвоение не просто накопление фактов в сознании отдельного человека, оно есть самосозидание личности. Здесь осуществляется двоякий процесс. С одной стороны, осваиваются общепринятые знания о действительности, но с другой, комплекс этих общепринятых знаний в каждом конкретном индивиде неповторим, так как он обусловлен индивидуальными биопсихологическими, социальными, наконец, пространственно-временными факторами личности, проявляющей себя по отношению к другим в общении на общем фоне деятельности.

Само общение выступает важнейшей коммуникативной функцией труда. Оно и потребность, и необходимое условие вовлечения человека в труд. Общение и труд взаимно детерминируют друг друга. В этом смысле они две неразрывные стороны одного и того же процесса. Пронизывая всю деятельность людей и будучи тесно связанным с отношением между ними, общение, следовательно, составляет атрибутивную, функциональную характеристику труда.

Труд и деятельность соотносятся как род и вид. Если с помощью понятия деятельность объясняется как вся активность человека, охватывающая собой биологические, психические и социальные элементы жизни, преломляясь через осознание, а порою и оставаясь неведомыми в глубинах познания индивидов, то труд охватывает собой социальную составляющую, базирующуюся на целенаправленных процессах преобразования. Труд — орудийная деятельность. В качестве орудий выступает вся очеловеченная, или, как ее еще называют, вторая природа.

Эта вторая природа содержит в себе не только материальные, но и духовные образования, в том числе умение людей вызывать в других людях положительные и отрицательные эмоции. Отдельный человеческий индивид с момента рождения включен в очеловеченную природу, в орудийную деятельность. Вся жизнедеятельность человеческого индивида может рассматриваться как трудовая деятельность. В методологическом отношении это требует значительного пересмотра основных теоретических положений в организации образовательного процесса. В первую очередь это требует тщательного уточнения философско-мировоззренческих взглядов на природу труда со стороны всех участников процесса образования.

В труде не только созидается окружающая человека действительность, но созидается и совершенствуется он сам. Автор считает необходимым рассмотреть труд как общественную деятельность не только с точки зрения совместной, коллективной работы, но в большей степени как накопление знаний, умений, навыков во времени, передающихся от поколения к поколению, в результате чего отдельный индивид вынужден быть творцом для общества только после усвоения достаточного количества общечеловеческого опыта. Для личности это усвоение общечеловеческого опыта осуществляется как труд и соответственно как творчество, для общества эта деятельность выступает как образовательный процесс.

Приобретение трудом статуса философской категории было сложным процессом в истории научной мысли. Нужно отметить, что и сегодня в гуманитарных, естественных и философских науках нет не только единого подхода к описанию этого понятия, но нет и сколько нибудь единого осмысления, единства в понимании того, что можно относить к понятию труд. Это не случайно. Понятием труд философы заинтересовались совсем недавно. Оно не в состоянии за короткий срок охватить собой умонастроения людей. «Нельзя думать, что великая идея только и ждет доброго дядю, который позаботится воплотить ее в практику. Это детский взгляд на историю идей. Идеал, чтобы укорениться в жизни, нуждается в росте постепенно возникающих всеобщих традиций, способных удержать на себе груз его практических воплощений» .1 Сказанное Уайтхедом о возникновении, развитии и охвате человечеством всех идей совершенно справедливо и для понятия труд. с.

1 Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. С. 411.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: МЛТИ, 1992. — 119 с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 447 с.
  3. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Наука, 1968. — 387 с.
  5. Анисимов С. Ф, Духовные ценности. М.: Мысль, 1988. 265 с.
  6. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  7. П.К. Опережающее отражение действительности. // Ленинская теория отражения и современность. Москва — София, 1969. — 130- 136 с.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М., 1975. -447 с.
  9. JI.H. Этно психологические аспекты труда учителя. Омск, 1992. 38 с. 10.Аристотель. Политика1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -158 с.
  10. А.Т. Деятельность и установка. М., 1979. 151 с. 13 Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
  11. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -80 с.
  12. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. Авторский кол-в под руководством B.C. Леднева и М. Р. Леонтьевой. М.:1993.-35 с.
  13. Г. С. Неисчерпаемые вопросы и границы применимости категории деятельности. //Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. 21−35 С.
  14. H.A. Самопознание. М.: Международные отношения. 1990. -336 с.
  15. А. Здравый смысл и классическое образование. // Вопросы философии № 1, 1990. 163−168 С.
  16. H.A. На путях к биологии активности. //Вопросы философии, 1965, № 10.
  17. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с. 21 .Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: ЛГУ, 1970. 135 с.
  18. Бок Д. Университеты и будущее Америки. М.: МГУ, 1993. — 126 с.
  19. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. — 399с.
  20. Г. А. Познание и язык. // Теория познания. -М.: 1991. т. 2 — 294с.
  21. .Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972. 240 с.
  22. С. Теория отражения и художественное творчество. М.: Прогресс, 1970. — 496 с.
  23. ИВ. Человеческая субъективность. Ростов н/Д., 1984. — 137 с. 28 .Веккер JT.M. К сравнительному анализу психической регуляции ирегулирования в автоматах. // Вопросы философии № 2, 1963. 34−47 с.
  24. В.И. О деловой этике и этикете. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 176 с.
  25. Взаимодействие науки и образования в СССР. Сост. Л. Э. Венцковский. -М.: Наука, 1984.- 166 с. 31 .Винделъбанд.В. О свободе воли. М., 1905. — 187с.
  26. Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958. 359 с.
  27. ЪЪ.Волков И. П. Учим творчеству. В кн. «Педагогический поиск». М.: Педагогика, 1989. — 101−143 с.
  28. КН. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  29. Вопросы школоведения. По ред. М. И. Кондакова и П. В. Зимина. М.: Просвещение, 1982. — 288 с.
  30. В.К. Развитой социализм: труд и НТР: Очерки теории труда.-М., 1984.-240 с.
  31. JI.C. Мышление и речь // Выготский J1.C. Собр.соч. Т. 2., -М., 1982.
  32. P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М.: Наука, 1972.-221 с.
  33. Гак Ю. В. Активизация человеческого фактора: Самоутверждение через эффективный труд// Науч. докл. высш. шк. Филос. науки. М., 1987. -№ 6. — С. 13 — 20.
  34. А.И., Полянская Г. И. Система образования в США. М., 1988. -149 с.
  35. Г. Философия духа. М.: Мысль, 1977. — 472 С.
  36. Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 1. М.: Мысль, 1970. — С. 501.
  37. Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 2. М.: Мысль, 1971. — С. 248.
  38. Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 3. М.: Мысль, 1972. — С. 371.
  39. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. т.2. М.: Мысль, 1971. С. 306, 324, 296, 343,30, 7.
  40. Гегель Г. В. Ф. Философия духа. // Соч. т.4. 41. Герман Ш. М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982.-224 с.
  41. .С. Образование и будущее: Россия во мгле. Бийск, 1993. -72 с.
  42. С.И. основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа-Пресс», 1995. 447 с.
  43. Г. И., Чуракова Р. Г. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
  44. A.A. Образная сфера личности // Психол. журн. М., 1987. — Т. 8, № 3. — С. 33 -42.
  45. B.C., Кмогарев Г. А. Понятийное мышление и становление единой науки о человеке. // Философские науки № 11, 1989- № 8, 1990. 16−29 и 17−27 с.
  46. P.A. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970. — 270 с.
  47. В.В., Лузинский В. М. Учитель в зеркале психологии. М.: 1993. -67 с.
  48. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1972. 372 с.
  49. Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия, 1989. -319 с.
  50. М.В. Анализ закономерностей человеческого общения. // Вестник МГУ, серия 7. Философия № 1, 1989. 3−15 с.
  51. В.Г., Скринец A.B. Человек в мире машин. Киев, 1983. — 216 с.
  52. Дидактика средней школы. Под редакцией М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982. 319 с.
  53. Т., Долее М. Философский анализ целесообразности приспособления. В кн.: Философские вопросы современного естествознания (физика, математика, биология). — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. С. 106−114.
  54. K.M. От Кьеркегора до Камю. М.: Искусство, 1990. — 399 с.
  55. K.M. От Кьеркегора до Камю. М.: Искусство, 1990. 389 с.
  56. О.В. Очерки по философии образования. М.: 1995. — 239 с.
  57. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы. Ж. Высшее образование в России, № 3,1994.-10−20 с.
  58. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.- 388 с. 73,Дробницкий О. Г. Теоретические основы этики Канта. // Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. 103−151 с.
  59. Духовная активность в жизнедеятельности общества. Л., 1984. — 121 с.
  60. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  61. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  62. Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. — 270 с.1 $.Жан Пиаже. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  63. Е.С. Психология управления, М.: АНХ СССР, 1989. 93 с.
  64. Ш.Завадский КМ. Основные формы организации живого и их подразделения. В кн.: Философские проблемы современной биологии. -М.: Наука, 1966. — С. 29−47.81 .Занков JI.B. Дидактика и жизнь.-М.:Педагогика. 1968. 240 с.
  65. В.И. Организационно-педагогическая деятельностьруководителя школы. М., 1992. — 114 с. 83. Здравомыслов A.C. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986. 223 с.
  66. E.H. Искусство общения. В кн. «Педагогический поиск». М.: Педагогика, 1989. — 211−279 с.
  67. ИВ. Потребность и мотив в поведении человека В кн. Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 449 — 455.
  68. CA. «Диалектическая лирика» С. Кьеркегора. Предисловие к кн. С. Кьеркегор «Страх и трепет». М.: Республика, 1993. 5−12 с. 91 .Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. -Л: ЛГУ, 1971.- 768 с.
  69. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 247 с. 93Камшилов М. М. Эволюция биосферы. — М.: Наука, 1979. — 2 изд. — 256 с. 94Камю А. Творчество и свобода. Сборник. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
  70. Кан-Калик В. А. Учитель о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  71. И. Критика чистого разума. // Соч. в 6 т., т.З. М.: Мысль.
  72. И. Критика чистого разума. Сочинения в шести томах, т. 3. М.: Мысль, 1964. С. 69 — 799.
  73. И. Соч. в 6 т., т. 2. С. 166, 173.
  74. И. Соч. в 6 т., т. 5. С. 177, 195, 462, 134.
  75. М.А. Философская эволюция Ж.П. Сартра. Л., 1976. — 239 с. 105. Клапаред Э. Чувства и эмоции. В кн. Психология эмоций. Тексты. — М.: МГУ, 1993.-С. 97- 106.
  76. JI.O. О диалектике процесса обучения. -М.: Педагогика, 1979.- 19 с.
  77. И.О. Проблемы теории обучения. -М.: Педагогика, 1984. -256 с.
  78. В.П., Немировский В. Г. Методологический анализ понятия психологического климата.- Красноярск, 1986.- 40 с.
  79. Кон КС. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 336 с.
  80. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993. 139 с. 111 .Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. Раб. группа под руководством А. Н. Тихонова. М.: Пресссервис, 1994. — 100 с.
  81. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974. — 568 с.
  82. Копнин П. В. Диалектика, логика, наука.-М.:Наука, 1973.-464 с.114Краних Э. М. Свободные вальдорфские школы. М.: Парсифаль, 1993. -40 с.
  83. А.Г. К проблеме авербального мышления. В ж.
  84. Н.В., Холодовская Е. И. О преодолении исторической альтернативы «теология механицизм» в решении проблемы органической целесообразности. — В кн.: Философские вопросы современного естествознания. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. С. 189 -203.
  85. Е.И. Познание. Язык. Культура. -М.: Наука, 1984. 263 с.
  86. Культура труда в социальном развитии рабочего класса. Минск: Наука и техника, 1984. — 220 с. 121 .Къеркегор С. Наслаждение и долг. СПб, 1884. — 387 с.
  87. С. Болезнь к смерти // Страх и трепет. М.: Республика, 1993. -255 -351 с. 123 .Къеркегор С. Понятие страха // Страх и трепет. М.: Республика, 1993. -115−250 с.
  88. С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993 15−114 с. 125 Легостаев И. И. Проблемы диагностики стандартов высшего образования. — М.: Прометей, 1995. — 140 с.
  89. О.В. О взаимоотношении языка и мышления. В ж. Философские науки. 1990. — № 2. — С. 37 — 40.
  90. Г. В. Избранные философские сочинения, под ред. В. П. Преображенского. М., 1890. 537 с.12%.Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. Перевод П. С. Юшкевича. М.-Л., 1936. 470 с.
  91. Г. В. Элементы сокровенной философии о совокупности вещей. Казань, 1913. 192 с.130Ленин В. И. Философские тетради. Поли. собр. соч. т.29.
  92. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 358 с.132Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. М.: Мысль, 1965.- 574 с.133Лефевр А. Введение в эстетику. М.: И.Л., 1954. — 120 с.
  93. В.И., Кузнецова С. С., Кулькевич С. В. Всегда ли прав учитель. М.: Педагогика. — 1990. — 160 с.
  94. А. Кант и теория познания немецкого просвещения. Философские науки, № 3, 1976. С. 114 122.
  95. Личность в социалистическом обществе. Под редакцией М. В. Демина, Л. Ганзела. М.: Мысль, 1988. — 349 с.
  96. КН. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. Свердловск, 1973. -187 с.
  97. КН. Проблемы человека и философская антропология. В кн. Историко-философские исследования. — Свердловск, 1975. — 3−17 с.
  98. КН., Чупин П. П. Человек мир — философия. — Свердловск, 1972.- 152 с.
  99. Г. Г. Теоретическая философия Готфрица В. Лейбница. М.: Издательство МГУ, 1973. 264 с. 145 .Мамардамвили М. Т. Форма превращения. // Философская энциклопедия, т.5. М.: Наука, 1970. 386−387 с.
  100. Н.М. Проблемы экологии.- М.: Знание, 1989. -48 с.
  101. JI. С. К вопросу об определении понятия жизнь. В кн. Философские проблемы современной биологии. — M., JL: Наука, 1966. С. 99−118.
  102. A.B. Диалектика деятельности и потребностей общества. -Белгород, 1972. 192 с.
  103. К. Причинность и взаимодействие. В кн.: Диалектика и современное естествознание. — М.: Наука, 1970. С. 253 — 262.
  104. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.- 180 с. 151 .Маркс К. Капитал. Собрание сочинений т. 23. 907с.152Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.42. 43 — 174 с.
  105. К. экономические рукописи 1857−1859 годов. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.46. 5 — 394 с.
  106. КС. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183 с. 155 .Маръенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  107. КВ. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
  108. К. Основные проблемы социологии мышления.- Тбилиси, 1973.-438 с.
  109. О. Поведение животных. М.: Мир, 1982. 360 с.
  110. М. Свет и цвет в природе. М.:Наука, 1969. -360с.
  111. В.В. Компьютеризация: Проблемы и перспективы. (Социал. Аспект). Филос. науки. М., 1987. — № 7.-С.26- 36.161 .Мисабишвили Ш. В. Диалектика общего и особенного в социальном развитии. Сухуми, «Алашара», 1971. 247 с.
  112. КС. Готфриц Лейбниц. М.: Мысль. 1972. 237 с.
  113. Наука и нравственность. Сост.: Толстых В. И. М.: Политиздат, 1971. — 440 с.
  114. М.: Мысль, 1965.- 142 с. 173. НТР, труд, управление. Л., 1984. — 201 с.
  115. А.Овчинников В. Ф. Творчество как единство репродуктивной и продуктивной деятельности. // Вестник МГУ, серия 7. Философия № 1,1989.- 15 -22 с.
  116. Г. К. Философия истории: основные подходы // Природа идух: мир философских проблем. СПб, 1995.- 67−83 с. 17б. Ожогин В. И. Философия культуры и культура философии.
  117. Новосибирск, 1995. 52 с. Ill. Осипов Г. В., Коваленко Ю. П., Щепанов Н. И. Социология. — М.: Мысль, 1990.-447 с.
  118. В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. -М.: Наука, 1982. 385 с.
  119. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 1971.-318 с.
  120. Педагогика: учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  121. Педвуз и маркетинг. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. М.: МГОПУ, 1995.- 106 с.
  122. A.B. Преемственность и развивающее обучение. Челябинск: Факел, 1994. — 165 с.
  123. Л.А. Принцип обратной связи. М.: Мысль, 1967.- 275 с.
  124. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. — 302 с.
  125. С. После коммунизма. М.: Молодая гвардия, 1990. — 255 с.
  126. Г. В. Избранные философские произведения. -М.: 1957, т. 3 -615 с.
  127. Плотон. Соч. т. З (1). М.: Мысль, 1971.
  128. Г. А. Совершенствуем систему воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1989. 174 С.
  129. Подготовка специалиста в области образования. Под редакцией ГА. Бордовского. Санкт-Петербург: Образование, 1994. — 209 с. 190 .Подорога В А. Метафизика ландшафта. М.: Наука, 1993. 320 с.
  130. Политическая экономия. Медведев В. А., Абалкин Л. И. и др. М.: Политиздат, 1988. — 735 с.
  131. Предложения по основным направлениям перестройки трудового воспитания в школе. (ВНИК «Школа»), М., 1988. 17 с. 193 .Природа научного познания: логико-методологический аспект (Лекторский В.А., Стенин B.C. и др.). Минск, БГУ, 1979. — 272 с.
  132. Проблемы развития науки и научного творчества. Под редакцией М. М. Карпова. Ростов-на-Дону, 1971. — 208 с.
  133. Профессиональное мастерство учителя. Новосибирск, 1993. — 38 с.
  134. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М.: Новая школа, 1995. — 96 с.
  135. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — 220 с.
  136. .Я. Обыденное знание: опыт филос. осмысления. JL, 1987.- 153 с.
  137. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 272 с.
  138. А.Б. Гражданское становление школьников. В кн. «Педагогический поиск». М.: Педагогика, 1989. — 311−373 с.
  139. С.Л. Оценка эмоций. Арзамас-16, Философская мысль, 1992. -18 с.
  140. С.А. Основы общей психологии. М., 1989. — 323 с.
  141. С.Л. Основы общей психологии: В. 2 т., т. 2 М.: Педагогика, 1989 — 328 с.
  142. С чего начинается личность. Под редакцией Р. И. Косолапова. М.: Политиздат, 1984. — 360 с.20%.Сагатовский В. Н. Вселенная философа. М.: Молодая гвардия, 1972. -224 с.
  143. В.Н. Деятельность как философская категория. В кн.: Методологические проблемы исторического материализма. Барнаул, 1976.- 115−121 с.
  144. .П. Экзистенциализм это гуманизм. — В кн. Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989. — 319−345 с.
  145. М.- Л., 1925,-176 с. 214. Скаткин М. Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М.: Просвещение, 1984. — 192с.
  146. Л.В. Культура самосознания. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  147. В.В. Социально-педагогические основы управления регионализацией образования. Автореферат канд. диссертации. -Красноярск, 1995. 21 с.
  148. Г. Л. Советский человек. М.: Политиздат, 1980. — 464 с.
  149. Г. Л. Человек и компьютер: Социал.-филос. аспекты автоматизации упр. и обработки информ. М., 1981. — 192 с.
  150. В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1973. 187 с.
  151. С.М. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1978. — 96 с.
  152. . Избранные произведения, т.1. М.: Мысль, 1957, 678 с.
  153. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
  154. В.И. Структура биогеоценозов и их динамика. В кн.: Структура и формы материи. — М.: Наука, 1967. — С. 560 — 578.
  155. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. -338 с.
  156. Дж. Определение личности. Арзамас-16, Философская мысль, 1992. — 15 с.
  157. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России. Ж. Высшее образование в России 1994, № 3. 3−10 с.
  158. В.И. Искусство и мораль. М.: Политиздат, 1973. — 440 с.
  159. Тугаринов В.77. Философия сознания.- М.:Мысль, 1971. 198 с.
  160. А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. -111 с.
  161. УёмовА.И. Вещи, свойства и отношения. М., Изд-во АН СССР, 1963. — 184 с.
  162. Х.Узнадзе Д. И. Психологические исследования. М., 1966. — 451 с.
  163. Управление исследованиями и инновациями. Сост. А. Форти. М.: Наука, 1993.- 144 с.
  164. Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976. — 95 с.
  165. Л. история философии, т.2. М.: Мысль, 1974.
  166. Философско-психологические проблемы развития образования. Под редакцией В. В. Давыдова. М.: Интор, 1994.-128 с.
  167. Формирование у студентов творческого мышления, профессиональных умений и навыков. Под редакцией Н. С. Виноградова. М.: 1975. — 162 с.
  168. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. В кн. Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — 94−143 с.
  169. Фрейд 3. Психологические этюды / Сост. Д. И. Донской, Ф. В. Круглянский. Минск: Попурри, 1997. 602 с.
  170. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  171. Г. А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Знание, 1994. — 70 с.
  172. ЧанглиИ.И. Труд. М.: Наука, 1973. 486 с.
  173. Н.М. Деятельностный подход к изучению информации и общества. // Диалектический материализм и философские вопросы естествознания. М.: МГПИ, 1981.-96- 103 с.
  174. Г. И. От общей теории развития человека к формированию личности школьника в процессе обучения. В кн. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. — Ленинград: J И НИ, 1985. 3−15 с.
  175. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  176. БД. Введение в психологию развития. М.: 1994. — 166 с.
  177. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, т.20
  178. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф., Собрание сочинений, т.21 С. 274
  179. Этнические стереотипы поведения / Под ред. Батбурина А. К. Л., 1985.-323 с.
  180. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Мысль, 1978.-318 с.
  181. Robertson I. Sociology. New York.: Worth publishers, inc. 981. — 680 p.
  182. , K.L., & Eckland, B.K. High school context and college selectivity: Institutional constraints in education stratification. Social Forces, 1977, 56(1), 166−168.
  183. , C.M., & Kimball, S.T. Family and community in Irland. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1948.
  184. Brandwein, R.F., Brown, C.A., & Fox, E.M. Women and children last: The social situation of divorced mothers and their families. Journal of Marriage and the Family, 1974, 36, 498−514.
  185. Brooks, H. Scientific concepts and cultural change. Daedalus, Winter 1964.
  186. , L., & Rindfuss, L. Children’s experience of matiral disruptions.
  187. Discussion Papers, DP no. 512−578. Madison, Wise.: University of Wisconsin, Institute for Research on Poverty, 1978.
  188. Can schools ban books? Newsweek, March 15, 1982, p. 82.
  189. Clark, B.R. Educating the expert society. San Francisco: Chandler, 1962.
  190. Coleman, J.S. The concept of educational equality. Harvard Educational Review, 1968, 7−23.
  191. Collins, R. Functional and conflict theories of education. American Sociological Review, 1971, 1002−1019.
  192. Deem, R. Women and schooling. London: Routledge and Kegan Paul, 1978.
  193. Geertz, C. The interpretation of culture. New York: Basic Bookc, 1973.211 .Gordon, M. Assimilation in American life. Now York: Oxford University Press, 1964.21Kerr, C. et al. Industrialism and industrial man. Cambridge: Harvard
  194. University Press, 1960. 219. Kidwell, C.S., & Swift, D.W. Indian education. In D.W. Swift (Ed.),
  195. , M., & Seligson, T. The high school revolutionaries. New York: Random House, 1970.
  196. Parsons, T. The social system. Glencoe, III.: Free Press, 1951.
  197. , T., & Bales, R.F. Family, socialization, and interaction process. Glencoe, III.: Free Press, 1955.
  198. Pavalko, R.M. Sociology of education: A book of readings. Itasca, III.: Peacock Publishers, 1968
Заполнить форму текущей работой