Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структуры повседневности России 90-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика и теоретические основы исследования. Методологической основой диссертации выступает культурологический подход. Исследования повседневности, проводившиеся в рамках феноменологической социологии, экзистенциализма, герменевтики и других не дают достаточно адекватного и всестороннего понимания обыденной жизни человека. Любая из них строится на каком-то одном фундаменте, который в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
    • 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОГО МИРА
      • 1. 1. История изучения повседневности
      • 1. 2. Структуры повседневности
    • 2. ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
      • 2. 1. Политическое пространство
      • 2. 2. Экономическое прсстранство
      • 2. 3. Социальное пространство
      • 2. 4. Пространства индивидуальности
  • ГЛАВА II. ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 90-Х
  • ГОДОВ
    • 1. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
      • 1. 1. Жилище
      • 1. 2. Питание и здоровье
      • 1. 3. Свободное время и досуг
    • 2. ЖИЗНЕННЫЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
      • 2. 1. Любовь
      • 2. 2. Страх
      • 2. 3. Зависть
    • 3. СТИЛИЗАЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
      • 3. 1. Стилизация как вариант идентификации современных россиян
      • 3. 2. Стилевая дифференциация в современной России

Структуры повседневности России 90-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В XX веке в гуманитарном знании возрос интерес к осмыслению проблем повседневной жизни человека. Тогда как, философия издавна относилась к повседневному, как изначально враждебному всему рациональному. Классические философы считали повседневность слишком неопределенной сферой для исследования и изучения. Мир повседневного взаимодействия, деформирующий идеальные теоретические модели, представлялся скорее препятствием, чем основой для реализации их идей.

Интерес к изучению повседневности совпал с так называемым «антропологическим переворотом» в философии. С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Вебер и многие другие доказали невозможность описания многих явлений человеческого мира и природы, оставаясь на позициях классического рационализма. Все большую популярность стали приобретать убеждения, согласно которым история не обнаруживает себя безотносительно Человека, как субъекта истории. Впервые философы обратили внимание на те внутренние взаимосвязи между разнообразными сферами жизнедеятельности человека, которые обеспечивают развитие общества, его целостность и неповторимость на каждом временном этапе, отсюда все большую значимость приобретают исследования всего многообразия сознания, внутреннего опыта переживаний, различных форм повседневной жизни.

Повседневность, как одна из сфер жизнедеятельности человека, не существует изолированно, она тесно связана с общественно-политической, социально-экономической, художественной, и в то же время является важнейшим индикатором ситуации в обществе.

Анализ этой сферы — важная часть анализа любого общества, прогнозирования его дальнейшего функционирования и развития.

Последнее, однако, порождает особый интерес к теме и проблемам повседневной жизни в современной России. Политическая и социально-экономическая трансформация российского общества 90-х годов привела к упразднению прежней идеологии, единой и обязательной для всех, прежних институтов власти, были подвергнуты сомнению достоверности, ценностные ориентации и нормы, которые сложились и утвердились в обществе ранее. В результате многие россияне сегодня оказались в состоянии кризиса или даже потери идентичности, проявляющихся в различных формах депрессии и апатиибессмысленной жестокости, стремлении убежать от реального мира с помощью применения наркотиков и алкоголя. Все это приводит к выводу о необходимости поисков новых оснований для единства дезориентированных индивидов. Их не нужно выдумывать, потому что общество каким-то образом продолжает существовать, используя внутренние ресурсы самосохранения. Взамен разрушенных систем порядков и пространств повседневности, оно создает другие, обеспечивая выживание. Отсюда возникает актуальная в теоретическом и практическом отношении задача описания и изучения новой формы единства, основанного не на однородности, а на разнородности. .

Степень разработанности темы. В последнее время наблюдается повышенный научный интерес к проблемам повседневной жизни. Тема повседневности или обыденной жизни ныне часто фигурирует в философской и другой литературе, где исследователи обращаются к определенным аспектам жизни, истории и культуры.

Эти работы, безусловно, способствовали снятию табу на изучение обыденной жизни и развенчанию мифа, существовавшего в классической философии, представляющего повседневную жизнь как неистинную.

Своеобразная реабилитация повседневного в философской литературе происходит в работах С. Кьеркегора, Г. Зиммеля, М. Ве-бера, Л. Витгенштейна, 3. Фрейда, М. Хайдеггера, Г. Маркузе, Э. Гуссерля, который и ввел в философию понятие «жизненного мира».

Современный этап в развитии западных исследований повседневности связан с именем основателя феноменологической социологии Альфредом Щюцем. В своем фундаментальном труде «Структуры жизненного мира» А. Щюц проанализировал «особенности повседневного мира в его отличие от мира природы», рисуемого естественными науками, выделив и описав формальные структуры обыденного сознания и повседневности.

Исследованию повседневного мира посвящены исторические труды французской школы «Анналов» — Ф. Броделя («Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV — XVII в.в.), Л. Февра, М. Блоха, Ж. Дюби, Ж. Гоффа и другихисследования Б. Вандельфель-са, Э. Эриксона, И. Гофмана, Т. Лукмана, Э. Гидденса, П. Бергера, Н. Элиаса, Ф. Тенбрука, а также некоторые исследования Р. Барта, М. Фуко и др.

Российская историография повседневности представлена работами Ю. М. Лотмана, посвященными связи культуры и бытового поведения на примере российской исторической повседневности, серия работ посвящена изучению повседневного мира в эпоху средневековья: А .Я. Гуревич, ММ. Бахтин, Л. М. Баткин и другие. Е. В. Золотухи на-Абол и на в книге «Философия обыденной жизни» исследует экзистенциальные проблемы человека в повседневной жизни.

В рамках «понимающей» социологии повседневность исследует Л. Г. Ионин. В. Н. Горянова в своих работах занимается анализом характеристик обыденного сознания. П. С. Гуревич и Б. В. Марков исследуют различные стороны повседневности в рамках философской антропологии. Все перечисленные выше авторы внесли значительный вклад в исследование и изучение различных сторон повседневности. Тогда как сегодня практически отсутствуют философские исследования повседневности современной России, что делает данное исследование еще более актуальным.

Цель и задачи исследования

.

Целью данной работы является исследование содержания структур повседневности России 90-х годов.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

— выявить факторы, обусловившие изменение самоопределения индивидов в жизненном пространстве современной России;

— проанализировать содержание и характер лингвистической компетенции (обыденный язык) россиян как своеобразного индикатора идентичности;

— выяснить основные характеристики системы жизнеобеспечения (жилище, питание и здоровье, досуг) современных россиян;

— проследить влияние современного социокультурного кризиса на эмоциональную сферу человека;

— продемонстрировать механизм стилизации и самовыражения индивидов в современной России.

Научная новизна исследования может быть выражена в следующих положениях:

1. Выявлены изменения, произошедшие на всех уровнях современного повседневного бытия индивидов: в ориентации россиян в жизненном пространстве, ощущении времени и др.

2. Проведен анализ изменений в современном русском языке, как обыденном, так и литературном. Проанализирован процесс современного словои имяобразования как своеобразных индикаторов процесса идентификации современных россиян.

3. Выявлены не только характеристики системы жизнеобеспечения в целом, но и типологизированы современные жилые пространства, отношение россиян к своему здоровью и питанию, организации свободного времени.

4. Прослежены изменения, которые произошли в содержании и социальных акцентах жизненных экзистенциалов — любви, страха, зависти, выяснили влияние современного социокультурного кризиса на эмоциональную сферу человека.

5. Изучены особенности современного социокультурного кризиса, который для современных россиян обернулся кризисом идентичности, что позволило среди различных способов его преодоления выявить, характерный для слоя богатых, процесс стилизации обыденной жизни, как своеобразного варианта социальной идентификации в современном российском обществе.

Методика и теоретические основы исследования. Методологической основой диссертации выступает культурологический подход. Исследования повседневности, проводившиеся в рамках феноменологической социологии, экзистенциализма, герменевтики и других не дают достаточно адекватного и всестороннего понимания обыденной жизни человека. Любая из них строится на каком-то одном фундаменте, который в процессе развития концепции абсолютизируется. В связи с этим возникает необходимость своеобразного синтеза различных программ, что делает актуальным междисциплинарный подход, интегративную область гуманитарного знания. Культурология и является такой интегративной областью, образующейся на стыке многих наук: социологии, истории, психологии, этнографии и др. Кроме того, культорология, как особый способ философствования, возникает в связи с необходимостью преодолеть ограниченность и утопичность многих установок классического рационализма.

Культурологический подход предполагает особый тип научного объяснения. Здесь явления «прописываются» в культурном пространстве (культуре) и интерпретируются. Культурология и возникает одновременно с апологией повседневности. А современный интерес к последней, как замечает, в частности, Л. Ионин, вызван тем, что в конце XX столетия социальные стимулы общественного развития стали сменяться культурными. «Помимо аналитических рассуждений, — пишет Л. Ионин, — есть еще и окружающая повседневная реальность, анализ которой показывает, насколько «окультурилась», наполнилась культурным содержанием наша жизнь. Распались объективно значимые системы стратификации, пропали принудительно обязательные образы жизни, их место заняли разнообразные стили жизни, жизненные формы. (Ионин Л. Т. Социология культуры. М. 1998. С.5).

Тезисы, выносимые на защиту, таковы:

1. Под воздействием общественных трансформаций, произошедших в России в 90-е годы, у современных россиян наблюдается явление, определяемое как кризис идентичности, что выражается не только в изменении определения индивидов во времени и пространстве, но и в трудности адекватно средствами обыденного языка выразить повседневную реальность.

2. Современные системы жизнеобеспечения, по сравнению с предыдущим историческим периодом, существенно изменились: расширилась номенклатура используемых вещей и предоставляемых системой услуг, а тот или иной выбор индивидов является одновременно своеобразным символическим индикатором социального статуса. Государство практически отказалось от организации, планирования и контроля за работой системы жизнеобеспечения, что негативно сказывается на обыденной жизни россиян.

3. Общая дезориентация и нереализованность личных устремлений, проникновение рыночных отношений вследствие изменения социокультурных оснований российского общества, вызвали особую тревожность и враждебность общества, привело к деинтимизации человеческих отношений и чувств, апологию ранее запретного, пересмотр старых эротических норм, сделало актуальным существование зависти.

4. Потеря прежней идентичности вынуждает индивидов сопоставлять и выбирать, предлагаемые обществом, новые, ориентированные на запад, ценности и нормы. Данный кризис еще не преодолен, поэтому в повседневной реальности, наблюдается беспорядочное соединение различных ценностей, норм поведения, заимствованных из многих культурных парадигм.

5. Начало 90-х годов в России ознаменовано, с одной стороны, проникновением, как с Запада, так и с Востока, различных культурных и жизненных стилей. А с другой стороны — стремлением части современных россиян (богатые) идентифицировать себя с тем, или иным стилем жизни.

Научное и практическое значение результатов исследования состоит в более глубоком и всестороннем понимании особенностей функционирования и развития современной российской культуры и повседневности. Сопоставление и анализ фактов обыденной жизни россиян в предыдущий и современный исторические периоды поможет лучше понять проблемы, существующие в обыденной жизни россиян, а также процессы, происходящие сегодня во всех сферах общества и культуре с возможностью последующего прогнозирования многих тенденций и проблем, существующих ныне в повседневности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повседневность в различных своих формах: материально-практической (быт), в форме обыденной рефлексии (обыденное сознание) и в форме переживания, — характеризуется и являет собой устойчивость, стабильность, типичность, привычность. Оставаясь тождественной себе в различные моменты времени, тем не менее, в различные исторические эпохи наполняет свои структуры новым содержанием. .

Анализ содержания изменений, произошедших в структурах жизненного мира, позволяет отметить следующие явления:

1. В сложных политических, экономических и социальных коллизиях современной России проблема «человек и время», с одной стороны, актуализируется, а с другой — изменяется ощущение как внутреннего времени, так и темпоральные характеристики мира внешнего. Невероятное ускорение темпов жизни привело к восприятию времени даже не столько с позиций настоящего, сколько сиюминутного, — нарастание ощущения ситуативности, мозаичности, а значит мимолетности и непостоянства всего.

2. Можно констатировать изменения, произошедшие в трудовой этике, иерархии профессий, умений и навыков, а также, у части населения и новое отношение к труду. В условиях современного российского общества труд уже не является абстрактной ценностью, во многом служит гарантом выживания в создавшихся сложных условиях и ситуации крайней нестабильности.

3. Зафиксируем процесс «виртуализации» повседневности, когда в повседневную реальность «стремительно «врываются» реальности другого рода, искусственно созданные. Современные средства массовой информации, взяв на вооружение новейшие технологии, нередко пытаются заменить уже исторически сложившиеся характеристики повседневного мира и обыденного сознания, изменить статус обыденности ценностей, заменив их искусственно созданными. Искусственная реальность всячески навязывается, воздействуя (зачастую незаконно и запрещенными методами) на наше сознание и бессознательное.

4. Падение прежней идеологии легитимизировало ценности индивидуализма, экономического достатка и материального благополучия. В силу неукорененности данных ценностей в российской трудовой этике и непродуманности реформаторских целей и моделей, — в России пока не получила развитие этика повседневного трудолюбия, профессионального долга, самореализации личности в профессии, в противоположность к последним действующими являются любые (в том числе и незаконные, неморальные) принципы и средства в достижении материального достатка и благополучия.

5. Несмотря на сохраняющиеся у части россиян иждивенческие настроения и ориентацию на сильное государство, которое бы решило все проблемы, в обществе постепенно берут верх ориентация на личностную активность, возникает ощущение необходимости самоактуализации и самореализации как в жизни общественной, так и частной (повседневной).

6. Сдвиги, произошедшие в социальных идентификациях современной России, приводят к формированию у индивидов нёуве-ренности в себе, в завтрашнем дне. Отсюда желание россиян, всячески закрепиться и замкнуться внутри своего круга. Данному обстоятельству помогают осуществиться внешние признаки идентификации того или иного социального слоя, коими являются определенные потребительские стандарты, выработка особого языка (жаргона, сленга).

Следовательно, современная российская повседневность — повседневность общества транзитивного (переходного) типа, — являет собой разрушение прежних привычных способов и приоритетов, делает актуальным мир временных сиюминутностей, куда погружен индивид, находящийся в ситуации постоянного выбора, мгновенного принятия решений в постоянно меняющихся обстоятельствах жизни.

Первая половина 90-х годов также дала толчок изменениям, произошедшим в системе жизнеобеспечения человека: жилище, отношение человека к своему здоровью и питанию, проведению свободного времени.

Сегодня жилье индивида стало товаром, объектом купли-продажи и соответственно индикатором высокой материальной обеспеченности. В представлениях человека современной эпохи стали актуальными и востребованными совершенно новые критерии комфортности, сильно приближенные к западным образцам, где на первом месте теперь стоит высокое качество работ, оснащенность высококачественной сантехникой и инженерным оборудованием, сулящие индивиду удобство и уют.

В современных эстетических вкусах и требованиях, предъявляемых к жилищу, можно заметить широкий разброс мнений и вкусов: от стилей прошлых эпох до современной модернистской й постмодернистской эстетики. Но здесь же появились и новые проблемы, связанные с обеспечением безопасности жилища, актуальным являются дополнительные конструкции, установление сигнализации, дабы обеспечить в условиях современной криминогенной обстановки безопасность россиян.

В современной политике государства в области питания царит такое же вавилонское столпотворение, смешение, хаос, как и в коммерческих палатках, магазинах и экранах телевизоров: огромное изобилие и многообразие, но, зачастую, неизвестного происхождения, низкого качества и по баснословным ценам. Отсутствие продуманной политики в области питания и алкоголепотребления ведет к огромному числу отравлений, заболеваний, иногда даже с летальным исходом. Данное обстоятельство имеет огромные социальные. -последствия: усугубляет и так неблагоприятную криминогенную обстановку в стране, ведет к изменению генофонда россиян, а значит данная проблема должна, наконец, получить свое разрешение на государственном уровне и строиться теперь на иных, чем ранее, принципах.

Здоровье населения современной России с каждым годом ухудшается, что можно увидеть из массы социологических, психологических и медицинских исследований. При этом вызывает опасение и тревогу уровень смертности, рождаемости, уровень общей заболеваемости.

Следует отметить, что данное положение дел сложилось не только в силу непродуманности государственной политики, недостатками современной медицины, которая с каждым годом коммерциализируется, но и низким уровнем культуры поведения, слабой выраженностью в массовом сознании установок и ценностей здорового образа жизни, что является характерным абсолютно для всех слоев населения современной России. Поэтому назрела необходимость в новой стратегии борьбы за здоровье россиян — это, по всей видимости, должны быть мероприятия, направленные на воспитание у индивидов необходимости строить свою жизнь в соответствии со здоровым образом жизни, а также создание более индивидуализированной и внимательной медицины.

Ориентация на материальную обеспеченность и ценности самореализации, смыкаясь на признании высокой значимости микросоциальных отношений и качества микромира людей, как таковых, ведут к повышению роли досуга, который уже сегодня выступает важнейшим символическим индикатором социального статуса индивидов и даже целых социальных слоев общества. Объем досуга, его функциональное и качественное наполнение стали определять социальное положение весьма характерным образом: досуг слоя богатых отличается большим разнообразием, интеллектуальностью, качеством его проведениядосуг малообеспеченных слоев россиян весьма беден, его основу занимает просмотр телевизионных программ, фильмов, реже занятие спортом, увлечением хобби.

Таким образом, основная масса россиян современной России в своей повседневной жизни отдают предпочтение материалистическим ценностям, т. е. ценностям физической и психологической безопасности и материального благополучия. Богатые и молодежь, во-первых, всячески дистанцируются от социальной культуры предыдущих поколений, являясь приверженцами постматериалистических ценностей — самовыражения и качества их повседневной жизни.

Конец 80-х и российская современность ознаменованы явлением «сексуальной революции». Последняя привела к деинтимизации человеческих чувств и отношений. В стране издается огромное количество печатной и видеоэротической продукции, которая при отсутствии соответствующей цензуры, зачастую, относится к порнографии. Кроме того, средствами массовой информации в сфере чувств и переживания искусственно формируются структуры, ориентированные на получение и удовлетворение сексуального удовольствия от текста, видеодискурса.

Сексуальная революция" поставила вопрос о пересмотре проблемы соотношения нормального и ненормального — были сняты моральные и правовые запреты с отклоняющихся форм полового поведения. Выход на арену ранее запретного совпал со смещением в ценностях высокого и низкого, важного и неважного. Современная массовая культура всячески эксплуатирует в своих целях «высокие» чувства и идеалы (любовь, дом, честь, патриотизм и пр.), значение и смысл существования.

Под воздействием социально-экономических и политических катаклизмов у большинства россиян произошли изменения на всех уровнях и сферах повседневного бытия: во взаимоотношениях с ближайшим окружением, в самоопределении индивидов в жизненном пространстве и др., может быть определено как кризис идентичности. Освобождаясь от прежней идентичности, индивиды вынуждены сопоставлять и выбирать, предлагаемые обществом, новые ориентированные на Запад, ценности и нормы поведения. Данный процесс еще не закончен, идет «болезненно» , — в обыденном поведении можно увидеть смешение различных установок и норм (и советских и прозападных и др.).

В России сегодня можно отметить тенденцию к стилизации повседневности. Но стремление к стилизации своей обыденной жизни у многих россиян (малообеспеченные слои населения) расходится с возможностями сделать свою жизнь, соответствующей тому или иному жизненному стилю. Данная возможность отмечается только у слоя богатых. Отметим особенность идентификации данной категории населения России с западным стилем жизни: идентификация идет по «витринному» типу, так как в основном, усваиваются внешние признаки и атрибуты (одежда, жилье и др.), не соответствующие внутреннему содержанию, самоощущению индивидов, основу которого составляет сочетание и западных, и советских норм и ценностей.

В заключении, зафиксируем, что российское общество сегодня находится на переломном этапе развития. В современную эпоху катаклизмов, хоторая поглотила Россию, разрушаются устойчивые смысловые структуры жизненного мира, а на смену им приходят новые. При этом содержание изменений обуславливают следующие три группы факторов:

1. Факторы внутреннего развития, такие, как экономическая модель развития, социальная динамика изменений, происходящих в государственном устройстве и политическом режиме и др.

2. Исторические факторы, национальные русские факторы развития культуры и особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались и образовывались ныне живущие поколения россиян.

3. Влияние на современные российские культурные процессы общемировой, в первую очередь, западной социокультурной ситуации (постмодернизм).

В результате — общество под влиянием процессов социального расслоения, идеологического противостояния целого спектра позиций, утрачивает всякую общность, в том числе и общность культурной ориентации. В этой ситуации возникает необходимость.

134 выработки некой единой системы ценностей — национальной идеи, в духе которой функционировали бы и средства массовой информации, и воспитывалось бы новое поколение, и осуществлялись бы политические, социальные и экономические преобразования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Ашмарин И. И., Степанова Г. Б. Человеческий потенциал России: факторы риска.// Человек. 1997 — № 1.
  2. Е.К. К проблеме формирования среднего класса в России.// Вопросы экономики. 1998 № 7.
  3. Э. Человек как предмет философии.// Вопросы философии. 1989- № 2.
  4. А. Восставший «Ъ». //Знамя. 1995 № 4.
  5. А. Наука жить. Киев: «Port-royal». 1997.
  6. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект-пресс. 1998.
  7. А.В. Материалистические / постматериалистические ценности в России.// ОНС. 1994 № 6.
  8. В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). Свердловск. 1991.
  9. М. Владимирцы конца XX века: обыденное поведение. Владимир. 1998.
  10. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга. 1997.
  11. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» его бытия.// Психологический журнал. 1993 -№ 2.
  12. А.И. Введение в культурологию. Учебное пособие. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей. 1993.
  13. А. Ценности общества и возможность реформ в России.//ОНС. 1994-№ 1.
  14. А. Социально-культурные проблемы развития России. Философский аспект. М.: Прогресс. 1992.
  15. Л.В., Чирикова А. Е. Бизнес-элита России. Образ мировоззрения и типа поведения.// Социс. 1995 № 4.
  16. В., Фили Ф., Шэйман Ш. Расходы населения на медицинскую помощь и лекарственные средства.// Вопросы экономики. 1998-№ 10.
  17. М.М. К философии поступка.// Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984−1985. М.: Наука. 1985.
  18. Т. Культура и власть. М.: Аспект-Пресс. 1991.
  19. В.А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // ОНС. 1996 -№ 3.
  20. . Система вещей. М.: «Мысль». 1995.
  21. А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности.// Психологический журнал. 1996 № 10.
  22. О.В. Ценностный мир России. Ростов-на-Дону. Издательство СКНЦВШ. 1998.
  23. Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное.// Материальная цивилизация, экономика и капитализм 15−18 в.в. в 3-х Т. М.: Прогресс. 1991. Т. 1.
  24. А. Россия от настоящего к будущему: взгляд социального психолога.// Общество и экономика. 1999 № 3−4.
  25. И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных.// Социс. 1998 № 1.
  26. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: «Питер». 1999.
  27. В поисках социальной парадигмы (круглый стол).// Социс. 1995 -№ 10.
  28. ВайсЖ.М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1997.
  29. . Повседневность как плавильный тигль ра-яГ «циональности.//Социо-Логос. Общество и сфера смысла. М.: Прогресс. 1991.
  30. Л. Философские исследования.// Философские работы. М.: Гносиз. 1994.
  31. Ю.Г. Идеологическое затмение? // Социс. 1994 -№ 10.
  32. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: „Мысль“. 1988.
  33. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат. 1991.
  34. Г. Театральность нашей жизни и театр.// Свободная мысль. 1997 № 11.
  35. М. Машина и винтик: История формирования советского человека. М.: Прогресс. 1994.
  36. М.Б. Студенчество и кинематограф.// Социс. 1996 № 8.
  37. В.Н. Обыденное сознание как философская категория. Пермь. 1993.
  38. П. Подводные рифы плюрализма.// Свободная мысль. 1997-№ 5.
  39. Л.Г. Социология повседневности Альфреда Щюца.// Социс. 1988- № 2.
  40. Л., Дубин Б. Идеология бесструктурности.// Знамя. 1994 -№ 11.
  41. П.С. Вселенная по имени Человек.// Свободная мысль. 1991 -№ 14.
  42. А .Я. Историк и история. К 70-летию Ю. Л. Бессмертного.// Одиссей 1993. М.: 'Мысль». 1994.
  43. П.С. Человек как объект социально-философского анализа.// Философские науки. 1989 -№ 11.
  44. П.С. Страх молитва души.// Философские науки. 1992 — № 2.
  45. П.С. Философия культуры. Учебное пособие. М.: Аспект-пресс. 1996.
  46. П.С. Философская антропология. Учебное пособие. М.: Вестник. 1997.
  47. Э. Кризис европейского человечества и философия.// Вопросы философии. 1986 № 3.
  48. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979.
  49. В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1997.
  50. Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия. 1989.
  51. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. 1979. Т.2.
  52. ДерридаЖ. Позиции. М.: Прогресс. 1999.
  53. Диета для новой Америки.// Путь к себе. 1998 № 4.
  54. Дискин И.С.,. Авраамова Е. М. Адаптация населения и элит.// ОНС. 1997- № 12.
  55. Доклад академика Д. С. Львова на заседании Президиума РАН.// Новая и новейшая история. 1996 № 4.
  56. Д. По ту сторону государства и права.// Знамя. 1994 № 5.
  57. Т. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании.//ОНС. 1997-№ 4.
  58. В.П. Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии.// Социс. 1996 № 9.
  59. Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей. Социс. 1999 № 7.
  60. Евроремонт. Дизайн. Интерьер. М.: Пилигрим. 1998.
  61. .С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс. 1997.
  62. Г. Г. Государственная политика как фактор алкоголизации населения.// Социс. 1997 № 8.
  63. М.В. Становление информационного общества: методологические и концептуальные предпосылки анализа. Диссертация на соискание канд. филос. н. РГУ. 1994.
  64. М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦВШ. 1999.
  65. H.H. Самобытный вариант модернизации.// Социс. 1995- № 11.
  66. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус.// ОНС. 1995 № 1.
  67. Заславская Т-И. Социальная структура современного российского общества.// ОНС. 1997 № 2.
  68. Т.И. Социально-трансформационная структура России.// Общество и экономика. 1999 № 3−4.
  69. Г. Избранное. Созерцание жизни. М.: «Юристъ». 1996.
  70. A.A. Посткоммунистическая Россия. М.: «Республика». 1996.
  71. Золотухина-Аболина Е. В. Этика. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: «Март». 1998.
  72. Золотухина-Аболина Е. В. Постмодернизм: распад сознания.// ОНС. 1997-№ 4.
  73. Золотухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни (экзистенциальный анализ). Ростов-на-Дону. 1994.
  74. Л.К., Шапинский В. А. Постмодернизм. М.: Политиздат. 1993.
  75. В. Порча языка и невроз пуризма.// Знание-сила. 1998-№ 5.
  76. Д.В. Критическая теория и виртуальные общества.// Социс. 1999 № 1.
  77. Л.Г. Понимающая социология. Исторический и критический анализ. М.: Наука. 1979.
  78. Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений).// Социс. 1995 № 10.
  79. Л.Г. Историзм повседневности.// Структура культуры и человек в современном мире. М.: Институт философии. 1987.
  80. Л.Г. Культура и социальная структура. // Социс. 1996 -№ 3.
  81. Л.Г. Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России). // Социс. 1995 -№ 2.
  82. Л.Г. Повседневность как непраздник и неидеал.// Художественный журнал. 1997 № 17.
  83. Л.г. Социология культуры. М.: «Логос». 1998.
  84. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис». 1996.
  85. Г. З. К поэтике обитаемого пространства.// Человек. 1995-№ 11.
  86. П. Радикализация, но не по «парижскому» сценарию.// Свободная мысль. 1997 № 7.
  87. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян.// Полис. 1994 № 1−2.
  88. М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М.: Политиздат. 1990.
  89. С.Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен.// Человек. 1995 № 3.
  90. И.М. Советское и западное: возможен ли синтез.// Полис. 1995- № 5.
  91. И.М., Лапкин В. В. Социально-политическая риторика в постсоветском обществе.// Полис. 1995 № 4.
  92. Г. С. Диалектика повседневности.// Вопросы философии. 1989- № 5.
  93. Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург. 1992.
  94. В. Переходное сознание переходного периода.// ОНС. 1994- № 1.
  95. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: «Олимп». 1998.
  96. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат. 1984.
  97. И.Д. Россия в ожидании (Очерк теоретической социологии послеоктябрьского периода). Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦВШ. 1993.
  98. Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов.// Вопросы философии. 1994 -№ 1.
  99. Красна Москва не углами, а ларьками.// Огонек. 1997 № 3.
  100. Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Прогресс. 1996.
  101. М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека.// Вопросы философии. 1997 № 2.
  102. И.В. Формирование бизнес-элиты. // ОНС. 1996 -№ 2.
  103. Культурология. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1998.
  104. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: «Университетская книга». 1997.
  105. Культурология. XX век: антология. Философия и социология культуры. М.: ИНИОН. 1994.
  106. П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Перевод с нем. С. С. Панкова. СПб.: Б.С.К. 1998.
  107. A.B. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат. 1985.
  108. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян.// Социс. 1996-№ 5.
  109. Н.И. Ценности как компонента социокультурной эволюции современной России.// Социс. 1994 № 6.
  110. А.Н. Исследование динамики эмоционального отношения российского потребителя к рекламе.// Вопросы психологии. 1996-№ 4.
  111. А.Н., Боковиков А. К. Отношение российских потребителей к конкуренции товаров отечественных и зарубежных фирм.// Психологический журнал. 1996 № 1. Т. 17.
  112. Ю.А. Структура социальная.// Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1979. Т.5
  113. Т.Г. Философия. Вводный курс. Учебник для вузов. М.: «Экспертное бюро». 1998.
  114. А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев: «Collegium». 1994.
  115. Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб.: «Искусство». 1994.
  116. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гносиз. 1992.
  117. Ю.М., Успенский П. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XIX века).// Ученые записки Тартуского гос. Ун-та. Таллинн. 1977. Вып 414.
  118. Ю.М., Успенский Б. А. О семантическом механизме культуры.// Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 Т. Таллинн. 1992. Т.1.
  119. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс. 1973.
  120. М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж. 1993.
  121. МайерсД. Социальная психология. СПб.: «Питер». 1997.
  122. Маркарян Э, С. Теория культуры и современная наука. М.: «Мысль». 1983.
  123. .В. Философская антропология. СПб.: «Лань». 1997.
  124. .В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. Санкт-Петербург: «Алетейя». 1999.
  125. М. Этюды исторического оптимизма.// Знамя. 1994 № 5.
  126. А. Психология бытия. М.: Рефл-Бук. 1997.
  127. И., Шишлова Т. Новое время новые дети? // Москва. 1996- № 4.
  128. Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс. 1996.
  129. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука. 1988.
  130. Л.М. Личность и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях.// Вопросы психологии. 1997 № 4.
  131. К.Х. Введение в социальную философию. М.: «Высшая школа». 1997.
  132. C.B., Руденко В. Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения.// Социс. 1994 -№ 11.
  133. К. Психология зависти.// Психологический журнал. 1997-№ 6. Т. 18.
  134. О. Семейный портрет в новом интерьере.// Москва. 1994- № 7.
  135. Вл. Ноблесс оближ.// Новый мир. 1997 № 7.
  136. Образ человека XX века. М.: «Прогресс». 1988.
  137. Орлов, А С. Социология рекреации. М.: Наука. 1995.
  138. Э.А. Современная городская культура и человек. М.: «Мысль». 1987.
  139. Основы социальной работы. Учебник для вузов./ Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: «Инфра». 1998.
  140. В.П. От номенклатуры и буржуазии: «новые русские». // Полис. 1993 № 2- 1993 — № 3.
  141. A.A., Яковенко И. Г. Пьянство.// Человек. 1997 № 2.
  142. В., Рябов В. Как живешь, Россия? //Москва. 1994 № 9.
  143. В.Н., Краснопевцева Т. И. Русский вопрос в современной России.// Вопросы философии. 1995 № 6.
  144. И.А. Американские фильмы на российском экране.// Социс. 1994- № 10.
  145. И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя.// Социс. 1996 № 2.
  146. В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка.// Психологический журнал. 1994 № 5, Т. 15.
  147. Постмодернизм и культура. М.: Аспект-Пресс. 1991.
  148. Проблемы человека в западной философии. Сборник философских текстов. М.: Наука. 1988.
  149. В. В. Что значит принять предпринимательское решение?//ОНС. 1995 -№ 3.
  150. В.В., Шкаратан О. М. Социальная стратификация. М.: Аспект-пресс. 1996.
  151. Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни. // Вопросы экономики. 1998 -№ 5.
  152. К. По ту сторону наслаждения.// Свободная мысль. 1994-№ 12−18.
  153. В. Сексуальная революция. Перевод с нем. В.А. Брун-Цехового / Общ. ред. В. П. Наталенко. СПб.: «Университетская книга». 1997.
  154. Риск исторического выбора в России, (материалы круглого стола).// Вопросы философии. 1994 № 5.
  155. Россия в XX веке: Историки мира спорят. М.: Прогресс. 1994.
  156. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер». 1998.
  157. В.О. Социология переходного периода.// Социс. 1994-№ 11.
  158. Русский язык конца XX столетия (1885 -1995). М.: Наука. 1996.
  159. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: «Дело». 1998.
  160. Е.П. Российская идентичность. // ОНС. 1997- № 1
  161. Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Политиздат. 1995.
  162. З.В. Образ прошлого в символическом сознании россиян.// Социс. 1999 № 1.
  163. Л.А. Социальная символика России.// Социс. 1998 -№ 7.
  164. Так говорит молодежь. Словарь молодежного сленга. По материалам 70−90-х годов. 2-е издание, исправленное и дополненное. СПб.: «Фолио-Пресс». 1998.
  165. B.C. Богатые в постсоциалистической России.// ОНС. 1996-№ 6.
  166. Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе.// ОНС. 1997 № 5.
  167. В. Антропология российских трансформаций.// Общество и экономика. 1999 № 3−4.
  168. Л. Джейн, Пристли Джудит. Социология. Вводный курс / Перевод с англ. М.: Издательство «ACT». 1998.
  169. А. Футурошок. СПб.: «Лань». 1997.
  170. Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена. // Психологический журнал. 1998 № 1. Т. 19.
  171. В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фактор.// Полис. 1993 № 4.
  172. Успенский П.А. Historia sub specie semiotica!.// Культурное наследие древней Руси. М.: Наука. 1976.
  173. С.А. Поле пола.//Женщина. Тендер. Культура. М.: Прогресс. 1999.
  174. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: «Университетская книга». 1998.
  175. Философия. Учебник для вузов./ Под ред. В. П. Кохановского. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1995.
  176. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990.149
  177. B.C., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX -XX в.в. Учебное пособие. М.: Прогресс. 1996.
  178. Щюц А. Структуры повседневного мышления.// Социс. 1988 -№ 2.
  179. Т. Бедность в богатой России.// ОНС. 1994 № 2.
Заполнить форму текущей работой