Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Фактор семьи в процессе нравственного формирования личности будущих офицеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность данного исследования обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, в условиях развивающегося общества происходит эволюция ценностных установок, выражающаяся, в частности, в изменении отношения к воинской службе, актуализируется проблема формирования нравственных качеств воинов еще до призыва или поступления в военно-учебное заведение, иначе — в семьево-вторых, изменения, происходящие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Семья в жизни человека и общества
    • 1. 1. Историческое развитие семьи: онтологический и гносеологический аспекты
    • 1. 2. Нравственный потенциал семьи российского общества
    • 1. 3. Семья и армия: историко-философская ретроспектива и нравственный аспект взаимодействия
  • Глава 2. Семья и факторы военной службы в деле формирования нравственности личности
    • 2. 1. Особенности современной семьи будущего курсанта
    • 2. 2. Семейные факторы и их влияние на формирование нравственных качеств курсантов
    • 2. 3. Внутренние и внешние противоречия семьи как факторы ее развития
    • 2. 4. Задачи и пути обеспечения единства семьи и общества в деле нравственного становления будущих офицеров

Фактор семьи в процессе нравственного формирования личности будущих офицеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В обстановке глубоких перемен, формирования иной, отличной от прошлой, ценностно-нормативной системы общества, в общественной жизни России усиливается внимание к весьма противоречивым явлениям и процессам, которые происходят в различных ее сферах, в том числе и военной.

Бесспорно, что проблемы формирования государственной политики в области строительства и реформирования Вооруженных Сил связаны с изменениями, происходящими в обществе. А поскольку армия пополняется молодыми людьми, входящими в нее из семьи, без переходных ступеней, то ее роль и значение выступают практическим и духовным факторами в деле воспитания офицера Российской армии.

В ряду системообразующих признаков семьи стоит нормативностьсовокупность моральных и правовых норм и требований, обусловливающих стабильное функционирование и развитие как общества, так и данного его особого элемента. Она обеспечивает собой непрерывное функционирование процесса взаимодействия «семья — индивид — армия», выступая его объективным фактором. Но поскольку у каждого элемента этого взаимодействия появляются интересы свои, собственные, то нормативность одновременно интерпретируется и общественным мнением, и индивидуальным, и корпоративным сознанием как аксиологическая проблема, как нравственные оценки поступков и поведения личности в армейской среде.

Проблемам соотношения и взаимодействия интересов семьи и государства по вопросу обеспечения его безопасности, которое осуществляется с помощью разнообразных правил и норм, в том числе моральных, анализу роли и значения семьи в процессе формирования нравственных качеств будущих офицеров, противоречиям этого процесса, основным направлениям их разрешения посвящена эта работа.

Актуальность данного исследования обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, в условиях развивающегося общества происходит эволюция ценностных установок, выражающаяся, в частности, в изменении отношения к воинской службе, актуализируется проблема формирования нравственных качеств воинов еще до призыва или поступления в военно-учебное заведение, иначе — в семьево-вторых, изменения, происходящие в семье, в системе ее ценностей и норм, обостряют проблему формирования морально-волевых качеств будущих воинов, в частности — будущих офицеровв-третьих, строительство и реформирование Вооруженных Сил России1 предусматривает повышение требований к характеристикам элементов, составляющих боевой потенциал армии, в том числе к морально-волевым качествам военнослужащихв-четвертых, для управления процессом формирования нравственных качеств будущих офицеров необходимо обладать пониманием закономерностей воздействия семьи на нравственное формирование личностив-пятых, некоторые общемировые тенденции и процессы, в л частности, наступление эры глобализации, акгуализация проблем сепаратизма3, международного терроризма, в том числе и в России4, существующие военные угрозы5 повышают роль и значение силовых структур.

Это, в свою очередь, ведет к усилению требований к военнослужащим, в том числе по вопросу совершенствования морально-волевой составляющей боевого потенциала армиинаконец, планируемое формирование армии на контрактной основе не ослабляет, а, напротив, усиливает роль семьи как первичного носителя представления об армии и ее общественном предназначении.

1 См. Иванов С. Военная реформа как необходимая часть преобразований в России // Красная Звезда. — 2001. -25 январяАктуальные задачи развития Вооруженных сил: Доклад министерства обороны РФ // Красная Звезда. — 2003. — 11 октября.

2 См. Глобализация: военный аспект // Красная Звезда. — 2004. — 20 марта.

3 См. Романченко Ю. К чему ведет сепаратизм. // Ориентир. — 2004, — № 4. — С. 9 — 11.

4 См. Романченко Ю. Место России в миротворческом процессе // Ориентир. — 2003, — № 12. — С. 13.

5 См. Кулаков В. Ф. Интересы нашей Родины — превыше всего // Ориентир. — 2003, — № 12. — С. 6- Колганов A.M. Российская военная мощь — незаменимый фактор защиты национальных интересов // Ориентир. — 2004, — № 1. -С.10.

При анализе процесса формирования личности в семье, ее нравственной составляющей, важно выявить механизм выработки и принятия семьей определенной системы нравственности, которая затем передается личности в процессе ее воспитания. В связи с этим можно предположить, что выработка семьей нравственных норм, которыми она руководствуется в своей деятельности, осуществляется в условиях и под непосредственным влиянием взаимодействия ее с другими элементами общественной системы в процессе реализации не только своих интересов, но и осознания интересов этих других общественных формирований: общества, государства, армии. Нравственные нормы при этом выступают универсальным регулятором их отношений, необходимым условием наиболее полной реализации интересов каждого из элементов социальной структуры.

Проблема изучения семьи, различных аспектов ее жизнедеятельности, имеет свой генезис и свою историю. В России она стала активно развиваться на рубеже XIX — XX веков6. В начале Советского периода семейная проблематика рассматривалась, в основном, в русле педологических концепций, представленных трудами ряда авторов, таких как Н. Рыбникова, И. А. Арямов, Л. И. Одинцова, С. И. Нечаева, В. Е. Смирнова, A.M. Гельмонт и других7.

В этот период и период культа личности изучение семьи, как и многие другие социально-философские проблемы, носило, зачастую, одностороннюю направленность, во многом увязывалось с идеологическими воззрениями того времени8, чем ослаблялись объективные факторы ее воздействия на личность.

Новый импульс научному осмыслению этого социального феномена положили процессы нарастающего кризиса института брака и семьи, обусловившие ряд негативных тенденций в общественной жизни. Это рост.

6 См., например: Ковалевский М. М. Очерк происхождения семьи и собственности. СПб., 1895- Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал Литературы, науки и общественной жизни, — 1916. — № 1, 2. -С. 171.

7 См. Рыбникова Н. Крестьянский ребенок. Очерки по педологии крестьянского ребенка. М., 1930; Арямов И. А., Одинцова Л. И., Нечаева С. И. Дитя рабочего. М., 1930; Смирнова В. Е. Рабочий подросток. Очерки психологии юношеского возраста. М., 1926; Гельмонт А. М. Педагогика среды и методы ее изучения. М., 1930.

8 См. Дорохина О. В. Партийно-государственная идеология социалистических преобразований семьи в послереволюционной России // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология, — 1996. — № 2. числа разводов9, снижение рождаемости, и, как следствие, падение уровня прироста населения, установка на сознательное безбрачие и т. д. И в настоящее время интерес к семье, ее проблемам, продолжает оставаться высоким.

Вопросы изучения, анализа развития и изменения семьи, ее влияния на формирование личности и общества в целом в начале и с 60-х годов XX века получили реальное освещение в исследованиях отечественных ученых: А. И. Антонова, С. И. Голода, М. М. Ковалевского, В. Я. Титаренко, М. С. Мацковского, А. Г. Харчева и других10.

Изучение процесса нравственного формирования личности в семье как научная и практическая проблема охватывает предметную область в основном четырех наук: социальной философии, социологии, психологии и педагогики. Каждая из них сформировала свой подход, отличающийся предметом и методами исследования.

Особую ценность имеют работы, содержащие методологические и методические обоснования и подходы к изучению и методике анализа процесса формирования нравственности в семье. Рассмотрению этих вопросов посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А. Адлера (Австрия), А. Г. Апресяна, К. Бейкера (США), Э. Гидденса (Великобритания), Г. Н. Гумницкого, Т. А. Гурко, А. Г. Назаретяна, В. Райха (Австрия), Ю. М. Смоленцева, В. В. Форсовой, К. Хорни (США), Н. Д. Шимина и других11. Для диссертационного исследования работы вышеназванных авторов имеют важное общетеоретическое и методологическое значение. В этом аспекте также важное.

9 См. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России. М., 2004. С. 106.

10 См.: Антонов А. И. Системное представление семьи как объекта исследования // Семья в России. — М., -1998. — №¾- Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1996; Ковалевский М. М. Очерки происхождения семьи и собственности. СПб., 1895- Мацковский М. С. Социология семьипроблемы теории, методологии и методики. M., 1989; Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М, 1987; Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

11 См: Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М., 2002; Апресян А. Г. Природа морали // Философские науки. — 1998. — № 3 — 4- Бейкер К., Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии. -1991. — № 6- Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социологические исследования. -1992, — № 7- Гумницкий Г. Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности. М., 1983; Гурко Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы II Социологические исследования, -1995. — № 10- Назаретян А. П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс // Вопросы философии, -1992. — № 3- Райх В. Анализ личности. СПб., 1999; Смоленцев Ю. М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., МГУ, 1989; Форсова В. В. Православные семейные ценности // Социологические исследования, -1997. — № 1- Хорни К. Недоверие между полами II Психологический журнал. Т. 14. -1993, — № 5- Шимин М. Д. Социально-философские проблемы семьи. Воронеж, 1996. методологическое значение для автора представляют труды В. О. Бернацкого, посвященные проблематике взаимодействия и реализации интересов.

10 общественных формирований .

Определенную ценность представляют также работы и исследования А. Г. Абрамовой, В. И. Бойко, C.B. Быкова, И. А. Колесниковой, Е. С. Меньшиковой, Н. Д. Никандрова, В. П. Петрова, П. А. Сорокина, В. И. Филатова, A.B. Шестаковича, JI.B. Яссмана и других13. В этих трудах рассматриваются вопросы формирования нравственных качеств в семьях различных типов, становления целостной личности, другие актуальные проблемы, связанные с жизнедеятельностью семьи, видоизменением морали как социального явления.

Для анализа социальной особенности жизнедеятельности семьи в военной сфере диссертантом исследованы работы ряда военных ученых: А. Ф. Евченко, П. В. Разова, JI.B. Певеня и других14.

В целях сбора и анализа эмпирического материала, иллюстрирующего динамику социальных процессов по теме диссертации, автором был использованы работы В. Ф. Анурина, И. А. Бутенко, И. Ф. Девятко, Ю. Н. Толстова, Ю. Н. Тюрина и A.A. Макарова, В. А. Ядова, которые раскрывают методологию и методику проведения социологического исследования15.

12 См. Бернацкий В. О. Интерес: познавательная и практическая функции. Томск, 1984; Бернацкий В. О. Интересы и их роль в обществе. Омск, 1990; Бернацкий В. О. Овсянникова И.А. Социальная философия. Омск, 1998.

13 См.: Абрамова А. Г. К проблеме духовного и нравственного воспитания личности // Обновляющаяся Россия: формирование нового гуманитарного пространства. Саранск, 1997; Бойко В. И. Семья: социальная обусловленность демографического воспроизводства // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, -1999. -№ 1- Быков C.B. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков. Тольятти. 2003; Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств. М., 1998; Меньшикова Е. С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал, -1993, Т. 14. — № 6- Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика,-1998. — № 3- Петров В. П. Здоровье семьи: социально-философский и нравственный аспекты. Л., 1989; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Филатов В. И. Социально-онтологические основы целостности личности. М., 2001; Шестакович A.B. Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье. Минск, 1989; Яссман Л. В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д-ра психол. наук. М.: Ак. МВД. 1998.

14 См.: Евченко А. Ф. Семья молодого офицера Советских Вооруженных Сил: проблемы становления и укрепления. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. М., ВПА, 1991; Евченко А. Ф., Разов П. В. Социология семьи военнослужащего. М., 1999; Певень Л. В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи // Социологические исследования. -1997, — № 5.

15 См. Анурин В. Ф. Эмпирическая социология. М., 2003; Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998; Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. M., 2002; Как провести социологическое исследование. М., 1990; Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. М., 1998; Тюрин Ю. Н., Макаров A.A. Анализ данных на компьютере. М., 2003. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2003.

Наконец, для данного исследования важны социально-правовые аспекты проблематики нормативной регламентации комплекса нравственных качеств военнослужащих, необходимых для их профессиональной деятельности. Они нашли свое отражение в конкретных законодательных актах РФ и в нормативно-правовых источниках высшего военного управления16.

Изучение и анализ литературы свидетельствуют о том, что социально-философские исследования нравственного потенциала семьи будущего офицера весьма немногочисленны, что не позволяет сформировать целостную систему и добиться сравнения результатов изучения данной проблемы. При этом необходимо отметить, что в ряде исследований при изучении процессов нравственного формирования личности, жизнедеятельности семьи, использовались, в основном, социологические и педагогические аспекты, тогда как рассматриваемые категории являются, прежде всего, социально-философскими, характеризующими важнейшие социальные явления.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы, объекта и предмета, целей и задач диссертационного исследования.

Объектом исследования является семья будущего офицера, носитель определенных социальных свойств и системы нравственных нормативов.

Предмет исследования — процесс выработки и формирования семьей нравственных качеств личности будущих офицеров, осуществляемый в условиях взаимодействия интересов таких общественных формирований, как семья, государство, армия.

Цель диссертационной работы: раскрыть механизм порождения семьей собственной системы нравственности, которая вырабатывается в условиях реализации ее интересов, выявить пути и средства разрешения противоречий между семьей и государством, семьей и армией во взаимореализации их интересов и дать рекомендации, способствующие решению проблемы.

16 См. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994. формирования нравственной личности для выполнения обязанностей воинской службы.

Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач: проведение анализа роли и значения семьи в социализации личности и выявление ее основных направленийопределение базовых социально-философских категорий и понятий, составляющих концепцию нравственного формирования личности семьейпроведение анализа современного состояния семьи, ее структуры, особенностей и тенденций изменения и развитияопределение и выявление основных противоречий между влиянием семьи и факторами военной службы в процессе формирования нравственных качеств личности будущих офицеровосуществление типологизации основных нравственных качеств личности и определение условий и факторов влияния семьи на их формированиепоиск и теоретическое обоснование основных направлений разрешения противоречий в процессе воздействия семьи на формирование нравственных качеств курсантов. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что семья как элемент социальной действительности является одним из определяющих факторов, влияющих на формирование нравственных качеств личности. Выработка семьей системы нравственных установок и ценностей осуществляется в процессе взаимодействия ее интересов с интересами общества и других общественных формирований, государства и армии в том числе.

Можно выделить следующие частные гипотезы:

1. Семья, будучи общественным формированием, является носителем особой нормативности.

2. Нормативность семьи определяется внутренними и внешними факторами, вырабатывается в результате взаимореализации интересов ее и других общественных формирований.

3. Процесс нравственного формирования личности в семье недостаточно учитывается и используется в современных условиях, что снижает, в частности, качественные показатели профессионального отбора.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют концептуальные положения теории системного подхода, аксиологический метод, методы восхождения от абстрактного к конкретному, логического и исторического анализа, принцип взаимореализации интересов общественных формирований. В диссертации автор опирается также на работы отечественных и зарубежных ученых, научный интерес которых включает исследуемую проблематику.

В работе широко использовались материалы научно-практических и теоретических конференций, данные конкретных военно-социологических исследований, проведенных рядом органов военного управления и воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ.

Эмпирическую базу исследования составили анализ социально-статистических данных и положений по проблемам, приводимым в документах, информационно-аналитических сборниках и материалах конференций.

Кроме того, в ряде военно-учебных заведений Сибирского военного округа в период с декабря 2003 по апрель 2004 года с использованием разработанной автором методики было проведено военно-социологическое исследование17. В общей сложности было охвачено 22 воинских коллектива звена «взвод (учебная группа) — рота (курс) — батальон (факультет)». В исследовании использовался комплекс социологических методов сбора и получения первичной информации: анкетный опрос, изучение документов, а.

17 См. Приложения к диссертационному исследованию по теме: «Фактор семьи в процессе нравственного формирования личности будущих офицеров». С. 161. также вторичный анализ результатов проведенных ранее военно-социологических исследований по данной проблеме.

Обработка данных, полученных в ходе исследования, осуществлялась на ЭВМ с использованием пакета прикладных программ SPSS Answer Tree 3.0. Для анализа данных использовались методы математической статистики: расчет среднего значения, вычисление моды, медианы, дисперсии признака. Для выявления статистической зависимости между переменными применялся кластерный анализ.

Диссертационное исследование опиралось на содержательный анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и особенности прохождения военной службы, которые, в свою очередь, обусловливают определенные требования к морально-волевой составляющей личности военнослужащего.

Научная достоверность теоретических выводов и практических рекомендаций по исследуемой проблеме обеспечена: опорой на теоретико-методологическое обоснование сущности семьи, ее роли в нравственном формировании личностиразработкой и применением обоснованной модели социологического исследованияиспользованием данных исследований и выводов смежных наукприменением математико-статистических методов обработки и анализа данных военно-социологического обследованиясоотнесением результатов обследования и эмпирических материалов проведенных ранее исследований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: на основе исследования сущности и специфики нравственного потенциала семьи дано теоретическое и эмпирическое обоснование ее места и роли как системного формирования, обеспечивающего «поставку» обществу нравственно ориентированных новых членов и выполняющего ряд других важнейших функцийобоснован механизм выработки семьей комплекса нравственной нормативности в соответствие с ее мироощущением, потребностями и интересамипоказан процесс взаимореализации интересов общественных формирований семьи и государства по вопросу воинской службы, осуществляемый путем координации их интересов более широким формированием — самим обществомна основании анализа результатов эмпирических исследований выявлены состояния и динамика влияния семьи на формирование нравственности личности, зависимость состояния качественных характеристик нравственности личности от первичной родительской семьиопределены современные приоритеты нравственных качеств личности офицера по оценкам респондентов — курсантов и кадетвскрыты основания противоречия между воздействием семьи на личность в процессе формирования ее нравственных качеств и факторами военной службыуказаны основные направления и пути разрешения диалектических противоречий в процессе воздействия семьи на формирование нравственных качеств курсантовразработаны конкретные предложения и рекомендации органам управления военного образования и воспитательных структур в плане дальнейшего совершенствования отбора кандидатов для обучения в военных ВУЗах с учетом семейного фактора.

Структура диссертации подчинена общему замыслу работы, цели и логике исследования. В соответствии с концепцией исследования диссертация состоит из введения, двух глав, первая из которых включает три, втораячетыре параграфа, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение

.

Социально-философский анализ семьи как среды и субъекта нравственного формирования личности, показывает особую актуальность ее исследования в связи с возрастанием роли и значения этой общественной формы в процессе становления личности, процедуре передачи, привития индивиду системы нравственных установок, в частности, определяющих его отношение к воинской службе.

В работе рассмотрены роль и значение семьи в нравственном формировании личности. Проанализированы также механизм выработки семьей определенной системы нравственных ценностей и процесс привития, передачи этой системы члену семьи.

На всем протяжении человеческой истории семья в ряду разнообразных элементов общественной системы занимала существенное место. Начиная с периода Античности, несмотря на различия в приоритетах, мыслители всех эпох с поразительным единодушием отмечали большое значение семьи в деле становления и развития отдельной личности и общества в целом. И в современном обществе семья является важным звеном организации системы нравственного воспитания, нравственного становления личности. Именно в семье у ее членов формируются многие важные и необходимые для жизни качества.

Говоря о взаимоотношениях семьи и вооруженной организации обществаармии, было показано, что в различные исторические периоды они строились по-разному. Особенностью современного состояния отношений семьи и армии в России является то, что они имеют как никогда сложный и противоречивый характер. Это заключается в следующем: с одной стороны, общество, и семья в том числе, осознают важность и необходимость существования и всемерного укрепления армии как части общественной структуры, обеспечивающей его безопасность, с другой — семья в основном негативно воспринимает перспективу воинской службы, предстоящей молодому человеку в соответствии с законодательством.

Формирование личности ребенка в семье — двуединый процесс. Наряду с выработкой семьей системы ценностей происходит ее передача, привитие молодому члену семьи в процессе его воспитания. При этом семья не единственный субъект воспитания личности. В деле воспитания воина, особенно будущего офицера, своеобразными субъектами этого процесса являются государство и армия как отдельный элемент общественной структуры.

Факторами становления в семье собственной нравственности и, в последующем, нравственного формирования личности в семье являются ее (семьи) внутренние и внешние противоречия. К первой группе можно отнести противоречия между супругами, сложившиеся в результате общественного разделения труда, различий в физиологии мужчины и женщины. К ним можно отнести также противоречия между родителями и детьми, оформившиеся под влиянием различий в возрасте, знаниях, социальном опыте поколений, воспитательными установками взрослых членов семьи и школы, между старыми и новыми обычаями, традициями и т. д.

К другим группам противоречий в семье можно отнести противоречия духовного и телесного, крайних форм чувственного — любви и ненависти. В сфере хозяйственно-бытовой деятельности семьи можно выделить противоречие между полным юридическим равенством и фактическим неравенством супругов. Наконец, процесс семейного воспитания также содержит в себе противоречия, вызванные разными методами, применяемыми родителями в случае их несогласованности.

Противоречия внешнего свойства, между семьей к обществом, наиболее наглядно проявляются сегодня в сфере воспроизводства населения, а также в несогласованности интересов семьи и других, вступающих с ней в отношения, общественных формирований. В частности, по мнению диссертанта, несогласованность интересов семьи и государства по вопросу его вооруженной защиты приводит к тому, что интересы семьи в этом взаимодействии, как формирования менее весомого и значимого, учитываются не в полной мере. И семья, в свою очередь, также игнорирует интересы армии и государства, что проявляется в изменении семейной идеологии и морали по вопросу воинской службы.

Выход из сложившейся ситуации автору видится, прежде всего, в скоординированности интересов семьи и армии, семьи и государства с преимущественным учетом и реализацией интересов семьи. Этот процесс должен осуществляться более широким, а именно, предельно широким общественным формированием — самим обществом через его разнообразные формальные и неформальные институты: право, общественные и научные организации, средства массовой информации, семейную и военную политику.

Диссертационное исследование осуществлялось в интересах совершенствования системы отбора кандидатов для обучения в учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, использования в управлении и обеспечения эффективности воспитательного процесса в системе военного образования и в войсках.

В ходе исследования были подготовлены и высказаны как в материалах диссертации, так и в публикациях по теме диссертационного исследования практические рекомендации и предложения, которые могут быть использованы для приращения военно-социальных знаний по проблемам формирования нравственности военнослужащих, в том числе, курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств военной организации общества, совершенствования учебно-воспитательного процесса, методики воспитания военнослужащих как в теоретическом плане, так и в военно-социальной практике управления войск.

В дальнейшей теоретической разработке и исследованиях проблем нравственного формирования семьей личности военнослужащего целесообразно выделить следующие направления: исследование и разработка обоснованной комплексной методики изучения и использования нравственного потенциала семьи в процессе формирования личности будущего военнослужащего, в частности, будущего офицераанализ содержания и механизма выработки и принятия семьями различных типов системы нравственных норм, необходимых и востребованных в дальнейшем для прохождения воинской службы офицерамиисследования социальных факторов и условий выработки системы нравственности общественными формированиямиадаптация имеющейся методики, формулирующей и обосновывающей роль семьи в нравственном формировании будущих офицеров, для других категорий военнослужащихуглубление и систематизация знаний о процессе выработки семьей и дальнейшего формирования ей у личности нравственных качеств на примере зарубежных армийПредложения и рекомендации организационно-практического характера могут быть адресованы для их реализации на трех уровнях: федеральном, институциональном, личностном.

Федеральный уровень (Государственная Дума, Министерство образования, Совет безопасности): разработать на законодательном уровне пакет законодательных актов, учитывающих и гарантирующих реализацию интересов сторон-участниц отношений по вопросу воинской службыпродолжать работу по обоснованию и юридическому обеспечению возможности прохождения контрактной и альтернативной гражданской служборганизовать, в целях обеспечения правового поля военной службы, работу независимой коллегии военных адвокатов в каждом крупном военном гарнизонеукрепить и расширить сеть организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодежипредусмотреть в программе школьного обучения раздел начальной военно-патриотической подготовки школьниковрасширить рекламную деятельность, направленную на пропаганду силы и мощи российской армии и особой роли и места в ней офицера, формирование положительного образа военной службы как конституционного долга каждого гражданина;

На институциональном уровне: в рамках функционирования системы военного образования усилить структуры по профессионально-психологическому отбору кандидатов для обучения, учитывая при этом фактор семьи абитуриентапереработать должностные обязанности воспитательных структур Министерства обороны Российской Федерации с усилением акцента на работу с семьямиуправлениям воспитательной работы видов и родов войск Вооруженных Сил Министерства обороны РФ в процессе своей деятельности уделять больше внимания изучению состояния работы с семьями призывников и кандидатов на обучение в системе учебных заведений Министерства обороны РФ.

Рекомендации в учебно-педагогической области: для более полного и комплексного ознакомления курсантов с проблемами жизнедеятельности семьи в тематические планы по курсу «Политология и социология» предусмотреть изучение раздела «Семья как социальный институт и форма общественной жизни», исходя из расчета: 8 часов (лекции — 4 часа, семинарские занятия — 4 часа). Для курсантов высших военно-учебных заведений в рамках этого же курса разработать специальный курс «Социальные аспекты жизнедеятельности семьи военнослужащего» из расчета 30 часов лекции — 6 часов, семинарские занятия — 4 часа, деловая игра — 6 часов, практическое занятие — 6 часов).

Завершая изложение проведенной работы, автору диссертации представляется вполне логичным и правомерным обозначить ряд путей и направлений дальнейшего развития темы.

Во-первых, представляется целесообразным подробно и полно раскрыть идеи и взгляды зарубежных военных ученых, особенно современных, на проблему формирования нравственности воинов.

Во-вторых, необходимо подвергнуть более глубокому анализу факторы выработки нравственности современным поколением курсантов в современных условиях.

В-третьих, дальнейшее развитие темы должно предусматривать рассмотрение влияния на нравственное становление личности других общественных форм жизни.

Диссертант отдает себе отчет в сложности и многоплановости проблем, поднятых в работе. В их решении нами сделаны лишь первые шаги, а многие проблемы только намечены и обозначены. Тем не менее автор надеется, что данное диссертационное исследование послужит дальнейшему развитию социально-философской теории общественных формирований и военно-философского знания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Г. К проблеме духовного и нравственного воспитания личности. / А. Г. Абрамова // Обновляющаяся Россия: Формирование нового гуманитарного пространства. Саранск, 1997. — С. 232 — 235.
  2. М. Мид и многоголосие универсальности / М. Абулафиа // Вопросы философии. 1995. — № 5. — С. 143 — 156.
  3. А. Исповедь. / А. Августин. М., Канон +, 2000. — 464 с.
  4. Аврелий Августин: Исповедь блаженного Августина, епископа гиппонского. М., АСТ, 2003. — 440 с.
  5. А. А. Браки и разводы в России / А. А. Авдеев // Народонаселение. 1999.-№ 1.-С. 27−43.
  6. А. Воспитание детей : Взаимодействие полов: Пер. с англ. / А. Адлер Ростов н. / Д.: Феникс, 1998. — 413 с.
  7. А. Очерки по индивидуальной психологии. / А. Адлер.- М.: Когнито-Центр, 2002. 220 с.
  8. Т. Проблемы философии морали / Теодор Адорно. М.: Республика, 2000. — 239 с.
  9. Актуальные задачи развития Вооруженных сил РФ: Доклад министерства обороны РФ // Красная Звезда. 2003. — 11 октября.
  10. А. И. Влияние супружеских взаимоотношений на число детей в семье / А. И. Антонов // Семья и личность. М.: Наука, 1981. — 246 с.
  11. А. И. Второй ребенок / А. И. Антонов, В. Н. Медков. М.: Мысль, 1987. — 299 с.
  12. А.И. Депопуляция и кризис семьи в постсоветской России: Кто виноват и что делать? /А. И. Антонов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. 1995. — № 6.-С. 18−26.
  13. А. И. Микросоциология семьи : Методология исследования структур и процессов / А. И. Антонов. М.: Нота Бене, 1998. — 359 с.
  14. А. И. Семья: какая она и куда движется / А. И. Антонов // Семья в России. 1999. — № 1−2. — С. 30−40.
  15. А. И. Семья, рыночная экономика, государство: кризис социальной политики / Антонов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. 1995. — № 6. -С. 87−103.
  16. А. И. Системное представление семьи как объекта исследований / А. И Антонов // Семья в России. 1998. — № 3−4. -С. 52−68.
  17. А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. Н. Медков. М.: МГУ, 1996. — 304 с.
  18. А. И. Социология рождаемости / А. И. Антонов. М.: Статистика, 1990. — 271 с.
  19. А. И. Стратегия фамилистических исследований и политики «семейной приватизации» / А. И. Антонов // Семья в России. 1995. — № 1−2.
  20. А. И. Судьба семьи в России XXI века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. М.: Грааль, 2000. -416 с.
  21. В. Ф. Эмпирическая социология / В. Ф. Анурин. М., Академический проект, 2003. 288 с.
  22. А. Г. Мораль / А. Г. Апресян // Философские науки. 1998. — № 3−4.-С. 99−111.
  23. А. В. Российская семья в период реформ / А. В. Артюков // Семья в России. 1998. — № 3−4. — С. 34−51.
  24. В. Н. Личность, семья, общество: взаимодействие в социальных условиях / В. Н. Архангельский, О. В. Кучмаева // Семья в России. -1996. № 2. — С. 64−84.
  25. В. И. Гражданское общество как проблема коммуникативного действия / В. И. Аршинов, Н. Г. Савичева. М., Прогресс-Традиции, 2003. 584 с.
  26. В. И. Феномен воспитания: этос и этика: Очерк первый /
  27. B. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Ведомости Тюмен. Гос. Нефтегаз. инта. 1998. — Вып.11. — С. 29−63.
  28. В. Р. Омский кадетский корпус : История и современность. Омск: Ом. Дом печати, 2003. 176 С.
  29. К. Теория семейных систем М. Боуена / К. Бейкер. // Вопросы психологии. — 1991. — № 6. — С. 155−164.
  30. В. Г. Полн. собр. соч. Т. 9 / В. Г. Белинский. М.: АН СССР, 1955. — 803 с.
  31. В .О. Интересы и их роль в обществе / В. О. Бернацкий. Омск: ОмПИ, 1990. — 36 с.
  32. В.О. Интерес : познавательная и практическая функции / В. О. Бернацкий. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1984. — 168 с.
  33. В. О. Социальная философия/ В. О. Бернацкий, И. А. Овсянникова. Омск: ОмГТУ, 1998. — 88с.
  34. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью / И. В. Бестужев-Лада. -М.: Мысль, 1998.-301 с.
  35. Бестужев-Лада С. Упразднение семьи / С. Бестужев-Лада // Власть. -1996. -№ 10.-С. 59−61.
  36. В. И. Семья: социальная обусловленность демографического воспроизводства / В. И. Бойко // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. — № 1.1. C. 53−59.
  37. Большой толковый социологический словарь: Пер. с англ. -. М.: Вече: АСТ, 1999. 544 с.
  38. И. А. Организация прикладного социологического исследования / И. А. Бутенко. М.: Тривола, 1998. — 228 с.
  39. С. В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков / С. В. Быков. Тольятти, 2003. — С. 56−58.
  40. Н. Семья как философская проблема / Н. Васильева // Сила первого взгляда. -М.: Наука, 1998. С. 39−48.
  41. Ю. А. Социальное развитие человека : Фактор денег /Ю. А. Васильчук // Общественные науки и современность. 2001. — № 4. — С. 5−30.
  42. Военный энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2. М.: БРЭ: Рипол-Классик, 2001.-816 с.
  43. Воинское воспитание в истории Российской армии // Ориентир. 2003. — № И.-С. 46−50.
  44. А. Г. Почему изменилась российская семья / А. Г. Волков // Семья в России. 1999. — № 1−2. — С. 40−50.
  45. С. В. Русский офицерский корпус / С. В. Волков. М.: Воениздат, 1993,-368 с.
  46. В. О. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей / В. О. Гаврилов. -СПб.: Питер, 2004. 464 с.
  47. Г. Сочинения / Г. Гегель. Т. 4. — М.: Соцэкгиз, 1959. — 440 с.
  48. Г. Философия права / Г. Гегель. М.: Мысль, 1990. — 524 с.
  49. С. И. Основы педагогики : Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Мысль, 1995. — 232 с.
  50. Э. Пол, патриархат и развитие капитализма / Э. Гидденс // Социологические исследования. 1992. -№ 7. — С. 135 — 140.
  51. Глобализация: Военный аспект // Красная Звезда. 2004. — 20 марта.
  52. . И. Студенческая семья / Б. И. Говако. М.: Мысль, 1988. — 158 с.
  53. С. И. Будущая семья: какова она?: Социально-нравственный аспект /С. И Голод. М.: Знание, 1990. — 62 с.
  54. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России / С. И. Голод. СПб.: Алетейя, 1996. — 202 с.
  55. С.И. Моногамная семья: Кризис или эволюция? / С. И. Голод // Социально-политический журнал. 1995. — № 6. — С. 74 — 87.
  56. С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ / С. И. Голод. СПб.: Петрополис, 1998. — 272 с.
  57. С.И. Современная семья: Плюрализм мнений / С. И. Голод // Социологический журнал. 1996. — № 3−4. — С 17−22.
  58. С. И. Стабильность семьи : Социологический и демографический аспекты / С. И. Голод. Л.: Наука, 1984. — 136 с.
  59. А. Армия России: 11 потерянных лет / А. Гольц. М.: Захаров. — 224 с.
  60. Государственная оборона России: Императивы русской военной классики: Российский военный сборник. М., 2002. — 639 с.
  61. Г. Н. Нравственное воспитание : Цель, условия, закономерности / Г. Н. Гумницкий. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  62. Л. А. Ценностные ориентации : Тендерный аспект / Л. А. Гусейнова И Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 130−133.
  63. Т. А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей / Т. А. Гурко // Социологические исследования. 1996. — № 3. — С. 81−90.
  64. Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы / Т. А. Гурко // Социологические исследования. 1995. — № 3. — С. 95 — 99.
  65. И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. -М.: Университет, 2002. 295 с.
  66. Демографический ежегодник России 2000. М.: Госкомстат РФ, 2000. -403 с.
  67. Домострой. М.: Сов. Россия, 1990. — 304 с.
  68. О. В. Партийно-государственная идеология социалистических преобразований семьи в послереволюционной России / О. В. Дорохина // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1996. — № 2. — С. 78 — 87.
  69. Т. А. Влияние внутрисемейных фактов на формирование индивидуальности / Т. А. Думитрашку // Вопросы психологии. 1991. — № 1. -С. 135−142.
  70. А. Ф. Семья молодого офицера Советских Вооруженных Сил : Проблемы становления и укрепления: Дисс.. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1991.
  71. А. Ф. Социология семьи военнослужащего / А. Ф. Евченко, П. В. Разов. М.: Воениздат, 1999. — 98 с.
  72. А. Семья и армия / А. Евченко, Ю. Фененко // Ориентир. 2001. -№ 4. — С. 56 — 59.
  73. Женщина, брак, семья до начала нового времени: Демографические и социокультурные аспекты. М.: Наука, 1993. — 160 с.
  74. С. Е. Рождаемость и брачность в России / С. Е. Захаров, Е. И. Иванов // Социологические исследования. 1997. — № 7. — С. 70−80.
  75. А. Г. Социология российского кризиса / А. Г. Здравомыслов, М.: Наука, 1999. — 351 с.
  76. О. М. Российская семья на европейском фоне / О. М. Здравомыслова, М. Ю. Арутюнян. М.: Эдитуриал УРСС, 1998. — 176 с.
  77. В. П. Формирование личности офицера / В. П. Иванов. М.: Воениздат, 1986. — 160 с.
  78. С. Военная реформа как необходимая часть преобразований в России / С. Иванов // Красная Звезда. 2001. — 25 января.
  79. М. В. Внутрисемейное воспитание / М. В. Иванова // Батыревский филиал Чувашского государственного университета центр науки, образования и культуры южных районов Чувашской республики, — Чебоксары, 1999, С. 96 -97.
  80. Т. Б. Семья и общество: тенденции взаимодействия / Т. Б. Казаринова // Семья в России. 1999. — № 1 — 2. — С. 61−71.
  81. И. Соч.: В 6 т. Т. 6. / И. Кант. М.: Мысль. — 1966. — 743 с.
  82. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 1990. -287 с.
  83. А. Сквозь десятилетия: тревожный путь семьи 1945−1990 и дальше, дальше / А. Карлсон // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. — № 3. — с. 80 -94.
  84. Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л. В. Карцева II Социологические исследования. 2003. — № 7. — С. 92 — 99.
  85. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников: Дополнение к государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для Омского танкового инженерного института. Омск: ОТИИ, 2003. — 52 с.
  86. Г. И. Государственная семейная политика современной России / Г. И. Климантова. М.: Дашков и К0, 2004. — 192 с.
  87. М. М. Очерки происхождения семьи и собственности / М. М. Ковалевский. СПб., 1895.-168 с.
  88. М. М. Сочинения : В 2 т. Т.1. Социология / М. М. Ковалевский. СПб.: Алетейя, 1997. — 288 с.
  89. И. А. Семья как социокультурная среда формирования личности И. А. Козырева // Человек: Многомерность дискуссивных практик. -Сыктывкар, 1998. — С. 140−146.
  90. А. М. Российская военная мощь незаменимый фактор защиты национальных интересов / А. М. Колганов II Ориентир. — 2004. — № 1. — С. 9 -10.
  91. И. А. Воспитание человеческих качеств / И. А. Колесникова // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 56−68.
  92. Н. И. Логический словарь / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1971. -658 с.
  93. Конституция Российской Федерации. СПб., 2000. — 48 с.
  94. Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации // Воин России. 1998. — № 4. — С. 2.
  95. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная Звезда. 2003. — 5 июля.
  96. А. П. Дворянство в пореформенной России, 1861 1904 г.г. / А. П. Корелин. — М.: Наука, 1979. — 304 с.
  97. В. М. Система воспитания кадет и юнкеров в военной школе Российской Империи конца XIX начала XX века / В. М. Коровин, В. А. Свиридов // Военно-исторический журнал. — 2002. — № 9. — С. 34−38.
  98. С. В. Опыт анализа насилия в семье / С. В. Кочеткова // Социологические исследования. 1999. — № 12. — С. 114−117.
  99. . Зачем в семье мужчина? / Б. Кочубей // Знание сила. — 1990. -№ 8. — С. 34−40.
  100. Э. М. «Я» в развитии ребенка, подростка и молодого человека / Э. М. Краник // Человек. 1999. — Вып. 6. — С. 29−43.
  101. А. Традиции русского офицерства / А. Кривицкий. М.: Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1945. — 108 с.
  102. Кризис семьи и депопуляция в России: («круглый стол») // Социологические исследования. 1999. — № 11. — С. 50−57.
  103. Р. Патриотизм источник духовной силы Российского воина / Р. Кузнецов // Ориентир. — 2003. — № 12. — С. 51 — 54.
  104. А. И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи / А. И. Кузьмин // Семья в России. 1996. — № 1. — С. 14−30.
  105. В. Ф. Интересы пашей Родины превыше всего / В. Ф. Кулаков // Ориентир. — 2003. — № 12. — С. 4 — 10.
  106. В. Замороженные / В. Куликов, М. Горбунов // Российская газета. -2004.- 16 января.-С. 2.
  107. В. Н. Леон Баттиста Альберти / В. Н. Лазарев // Леон Баттиста Альберти. М.: Наука, 1977. — 192 с.
  108. О. Л. Социальный портрет семьи в современном фольклоре / О. Л. Лебедь // Социологические исследования. 1999. — № 11. — С. 136−138.
  109. В. И. Полн. собр. соч. Т. 1 / В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1979. -662 с.
  110. А. Л. Из истории философского представления о браке и семье / А. Л. Литвинова // Семья как объект философского и социологического исследования. Л.: Наука, 1974. — 150 с.
  111. . Т. Законы формирования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании / Б. Т. Лихачев // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 3. — С. 157−168.
  112. В. Духовные ценности общегосударственного значения / В. Лукьянова, Н. Рыжов // Ориентир. 2002. — № 1. — С. 71 — 73.
  113. Г. П. Человек в системе образования и воспитания: антропологический подход / Г. П. Любимова // Проблемы человека в современной науке. Н. Новгород, — 1999. — С. 178−182.
  114. А. С. Соч.: В 4 т. Т. 4 / А. С. Макаренко. М.: Правда, 1987. -573 с.
  115. С. Как растить патриотов? / С. Манюков // Военное образование. 2003. — 20 — 26 декабря. — С. 2.
  116. К. Соч.: В 50 т. Т. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1955.-486 с.
  117. К. Соч.: В 50 т. Т. 18 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1961.-807 с.
  118. К. Соч.: В 50 т. Т. 21 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1961.-745 с.
  119. К. Соч.: В 50 т. Т. 23 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1960.-907 с.
  120. К. Соч.: В 50 т. Т. 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1974.-535 с.
  121. К. Соч.: В 50 т. Т. 46 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1968. — 559 с.
  122. М. С. Социология семьи : Проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. М.: Наука, 1989. — 116 с.
  123. Е .С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия / Е. С. Меньшикова // Психологический журнал. -1993. Т.14. — № 6. — С. 110−116.
  124. А. Р. От сожительства к семье: Взгляд на трансформацию института брака сквозь призму женских историй / А. Р. Михеева // Общество и экономика: Социальные проблемы трансформации. Новосибирск, 1998. С. 169−184.
  125. Е. Л. Возможность формирования нравственной личности в рамках педагогической системы Эльконика Давыдова / Е. Л. Михеева // Антропологические подходы в современном образовании. — Новокузнецк, 1999. -С. 61−64.
  126. В. Е. Забытые традиции русского офицерского корпуса / В. Е. Морихин // Военно-исторический журнал. 2004. — № 1. — С. 44 — 52.
  127. А. В. Воспитание как социальный институт / А. В. Мудрик // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 1997. — № 2. — С. 122−129.
  128. А. В. Воспитание как социальная проблема / А. В. Мудрик, А. Ю. Тупицын // Семья в России. 1999. — № 1 — 2. — С. 100−110.
  129. Мужчина и женщина. Кто лучше? (в %) // Аргументы и факты. 2004. — № 11 (1220).-С. 24.
  130. А. П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс / А. П. Назаретян // Вопросы философии. 1992. — № 3. — С. 82 — 89.
  131. На службе Отечеству. М.: Русь РКБ, 1998. — 255 с.
  132. Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3−10.
  133. Л. Н. Воспитывать Человека / Л. Н. Николаев. М.: Педагогика, 1983.- 144 с.
  134. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1 М., 2000. — 722 с.
  135. Новейший философский словарь. Минск: Интерпрессервис, 2001. — 1280 с.
  136. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1994. 428 с.
  137. О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М.: Воениздат, 1990. — 368 с.
  138. И. Ф. Изменения во взглядах студентов на семью / И. Ф. Ознобкина, В. Е. Федоринов // Теоретические и научно-методические проблемы гуманитарных дисциплин. Воронеж, 1997. — С.39−42.
  139. А. Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции / А. Б. Орлов // Магистр, 1996. № 1. — С. 5264.
  140. О положении семей в Российской Федерации, 1994−1996 гг. / О. И. Волжина, JI. С. Алексеева, В. Н. Архангельский и др.- НИИ семьи. М., 1998. -183 с.
  141. К. Женщина в зеркале позднесредневековой агиографии / К. Отиц // Женщина, брак, семья до начала нового времени: Демографические и социокультурные аспекты. М.: Наука, 1993. — 154 с.
  142. Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям // Президент. 2000. — 6 — 16 марта. — С. 1.
  143. Офицерский корпус Русской Армии: Опыт самопознания: Российский военный сборник. Вып. 17. М.: Военный Университет, 2000. — 634 с.
  144. А. П. Томская семья: особенности развития и формирования нравственной культуры личности / А. П. Ощепкова, М. 3. Этштейн / Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1995. 111 с.
  145. JI. В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи / JI. В. Певень // Социологические исследования. 1997. — № 5. — С. 21 — 26.
  146. JI. В. Особенности перехода к профессиональной форме организации вооруженных сил / Л. В. Певень // Социологические исследования. 2003. — № 12.-С. 62−66.
  147. В. И. Воспроизводство населения и семья. В. И. Переведенцев // Социологические исследования. 1982. — № 12. — С. 80 — 87.
  148. В. П. Здоровье семьи: социально-философские и нравственные проблемы / В. П. Петров. Л.: Знание, 1989. — 15 с.
  149. Е. П. Проблемы нравственного воспитания молодежи в современной педагогике / Е. П. Писачева // Поиск молодых. Уссурийск, 1998. -С. 134−138.
  150. Платон. Государство / Платон. М.: Мысль, 1994. — 656 с.
  151. А. В. Об этическом смысле антитезы: «Мораль для человека» или «Человек для морали» / А. В. Прокофьев // Вопросы философии. 1998. — № 6. — С. 29−39.
  152. Л. М. Отцы и их дети после развода / Л. М. Прокофьева // Социологические исследования. 2002. — № 6. — С. 111−115.
  153. И. В. Семья в социальной философии Сократа, Платона и Аристотеля / И. В. Проневская // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 1998. — № 4. — С. 129−137.
  154. М. В. Семейная политика в России XX в.: Историко-социальный аспект / М. В. Рабжаева // Общественные науки и современность. 2004. — № 2. -С. 166−176.
  155. Развитие современной семьи: Социальные, демографические и правовые аспекты. Кишинев: Штиинца, 1990. — 203 с.
  156. А. В. Обоснование морали / А. В. Разин // Человек. № 1. — 2000. -С. 92−104.
  157. В. Анализ личности / В. Райх. СПб.: Ювента, 1999. — 333 с.
  158. . История западной философии / Б. Рассел. Ростов н / Д: Феникс, 2002.-992 с.
  159. Реформирование России: Реальность и перспективы / Под ред. Г. В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 2003. — 470 с.
  160. В.М. Беседы о любви и семейных взаимоотношениях / В. М. Родин // Социально-политический журнал. 1993. — № 4. — С. 102−108 — № 7. — С. 86 -92.
  161. Ю. К чему ведет сепаратизм. / Ю. Романченко // Ориентир. -2004.-№ 4. -С. 9−11.
  162. Ю. Место России в миротворческом процессе / Ю. Романченко // Ориентир. 2003. — № 12. — С. 13 — 15.
  163. M. М. Кризис семьи как органа воспитания / M. М. Рубинштейн // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 1997. — № 3. — С. 56−64.
  164. Н. В. Моральные отношения и их структура / Н. В. Рыбакова. -Л.: ЛГУ, 1974.-120 с.
  165. С. Р. Семейные традиции в воспитании / С. Р. Рыгзанов // Высшая школа: Гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания. Ч. 3: Психология, Педагогика. Чита, 1996. С. 39−42.
  166. Т. В. Человек семья — общество: парадигма переходности. / Т. В. Свадьбина // Проблемы человека в современной науке. — Новгород, 1999. — С. 97−109.
  167. Семья в кризисном обществе. М.: РАН, 1993. — 94 с.
  168. Семья в России: Последняя треть XX века. М.: Статистика, 2001. — 320 с.
  169. Семья в Российской Федерации. М.: Статистика, 1994. — 429 с.
  170. Семья: Книга для чтения: В 2 т. Т.2. М.: Политиздат, 1991. — 526 с.
  171. И. Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте / И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 1420.
  172. Г. Н. Рождение этосферы /Г. Н. Симкин // Вопросы философии. -1992. -№ 3.- С. 95−103.
  173. А. Б. Новые тенденции структурных изменений семьи / А. Б. Синельников // Семья в России. 1996. — № 2. — С. 17−29.
  174. A. M. Нравственное воспитание: проблемы и перспективы в формировании духовности. /А. М. Склярова // Проблемы человека в меняющемся мире. СПб., 1997. — С. 124−131.
  175. Ю. М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. / Ю. М. Смоленцев. М.: МГУ, 1989. — 200 с.
  176. В. Н. Гражданственность как основа нравственного воспитания / В. Н. Снетков // Моделирование экономических и социальных процессов. -СПб., 1998.-С. 137−143.
  177. С. С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века / С. С. Соловьев // Социологические исследования. 2003. — № 12. — С. 50 — 61.
  178. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  179. Справочник партийного работника. Вып. 18. М.: Политиздат, 1978. — 407 с.
  180. И. Н. Роль воспитания в процессе антропосоциогенеза / И. Н. Степанова // Новые идеи в философии. Вып. 8. Пермь, 1999. — С. 164 — 167.
  181. С. П. Диалектика нравственной целостности личности / С. П. Суровягин // Человек и мир. Вып. 2. Тюмень, 1995. — С. 3 — 6.
  182. США: Проблемы семьи: Реферат, сб. М.: ИНИОН, 1990. — 127 с.
  183. В. Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. М.: Мысль, 1987. -325 с.
  184. Ю. Н. Измерение в социологии / Ю. Н. Толстова. М.: Инфра-М, 1998.-224 с.
  185. Э. Третья волна / Э. Тоффлер // США: Экономика, политика, идеология. 1982. — № 10. — С. 99 — 109.
  186. Ю. Н. Анализ данных на компьютере / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров. М.: Инфра-М, 2003. — 544 с.
  187. . Семья и проблемы демографии / Б. Урманис // Молодая семья. Вып. 18. М., 1977. — С. 15 — 23.
  188. С. Поле пола: в центре и по краям / С. Ушакин // Вопросы философии. 1999. — №. 5. — С. 71 — 85.
  189. Файнбург 3. И. Эмоционально-культурные факторы функционирования семьи / 3. И. Файнбург // Социологические исследования. 1981. — № 1. — С. 143 -151.
  190. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22. Ст. 2331.
  191. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13. Ст. 1475. ст. 23, п. 1, ст. 24, п. 1, 2.
  192. Ю. Ф. Проблема понимания кризиса семьи / Ю. Ф. Федотова // Социологические исследования. 2003. — № 11. — С. 137 — 141.
  193. В. И. Социально-онтологические основания целостности человека / В. И. Филатов. М.: Изд-во МГУК, 2001. 311 с.
  194. Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Н. Г. Филонов // Педагогика. 1999. — №. 8. — С. 45 — 51.
  195. Философские учения о человеке и современные стратегии образования и воспитания // Новые идеи в философии. Вып. 7. Пермь, 1998. — С. 121−123.
  196. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. — 815 с.
  197. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  198. H. А. Семья как субъект творчества межличностных отношений / Н. А. Фомиченко // Социально-политические процессы в современной России. Тверь, 1995. С. 107 — 116.
  199. А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. М.: Мысль, 1979. — 325 с.
  200. А. Г. Нравственность и семья / А. Г. Харчев. М.: Наука, 1981. -212 с.
  201. А. Г. Семья как фактор воспроизводства социальной структуры социалистического общества / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский // Фундаментальные программы и методики семьи. М., 1986. С. 37 — 39.
  202. А. Г. Современная семья и ее проблемы : Социально-демографические исследования / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. М.: Статистика, 1978. — 223 с.
  203. А. Г. Социология воспитания / А. Г. Харчев. М.: Политиздат, 1990. — 220 с.
  204. К. Недоверие между полами / К. Хорни. // Психологический журнал. Т. 14. 1993. — № 5. — С. 125 — 132.
  205. В. Каким быть будущему офицеру? / В. Чернов. // Ориентир.-2002.-№ 5.-С. 26−27.
  206. Н. Ф. Суды офицерской чести / Н. Ф. Чистяков // БСЭ. 3-е изд. -М., 1976.-Т. 25.-С. 153.
  207. В. С. Отцы и дети / В. С. Шамраев, Т. А. Лукьянова // Социологические исследования. 1996. — № 4. — С. 125 — 127.
  208. В. Ф. Истоки и смысл российской цивилизации. М., Фаир -Пресс, 2003. 624 с.
  209. Э.А. Проблема нравственного менталитета личности / Э. А. Шарипова // Вестн. Башкир. Ун-та. Уфа, 1998. — № 3. — С. 37−39.
  210. А. В. Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье. / А. В. Шестакович. Минск, 1979. — 63 с.
  211. H. Д. Значение семьи в системе коммунистического нравственного воспитания. / Н. Д. Шимин // Социально-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания. Горький, 1979. — 89 с.
  212. Н. Д. Семья как общественное явление. / Н. Д. Шимин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — 188 с.
  213. Н. Д. Социально-философские проблемы семьи / Н. Д. Шимин. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1996. 135 с.
  214. С. В. Формирование правосознания в процессе обучения и воспитания / С. В. Широ // Проблемы социально-гуманитарного знания. -Волгоград, 1999. С. 33 — 37.
  215. О. В. Диагностика особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на развитие личности ребенка / О. В. Шматко // Социально-политические, психологические и экономические проблемы: История и современность. № 5. М., 1997. — С. 80 — 101.
  216. А. Ф. Защита Отечества и интересы семьи: социально-философский анализ проблемы / А. Ф. Щеглов // Материалы Второй Российской конференции «Естественные науки в военном деле». Науч.-метод. сб. Вып. 50. Ч. 2. Омск: ОТИИ, 2001. С. 87 — 90.
  217. А. Ф. Нравственность и офицерский корпус России / А. Ф. Щеглов // Ом. науч. вестн., 2003. № 5. — С. 24 — 27.
  218. А. Ф. Семья и отношения полов: история, тенденции, перспективы / А. Ф. Щеглов // Общество. Тендер. Культура: Материалы международной научно-практической конференции. Омск. 21−22 сентября 2001 г. Ч. 2. Омск: ОмГУ, 2001.-С. 118−123.
  219. А. Ф. Философско-социологический анализ института семьи: генезис, противоречия, тенденции развития / А. Ф. Щеглов // Сб. рефератов депонир. рукописей. Серия Б. Вып. 55. М.: ЦВНИ МО РФ, 2001. — ИНВ. № 54 478.
  220. Я. Элементарные понятия социологии./ Я. Щепаньский. М., 1969.-240 с.
  221. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. М. Политиздат, 1985. — 238 с.
  222. Энциклопедия военной мысли. М.: ЭКСМО, 2002, — 736 с.
  223. В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. М.: Добросвет, 2003. — 596 с.
  224. Языком цифр // Аргументы и факты. 2004. — № 10. — С. 10.
  225. Л. В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних : Автореф. дис.. д-ра психол. наук. / Л. В. Яссман. М.: Ак. МВД, 1998.
Заполнить форму текущей работой