Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеологические факторы развития готовности педагогов к формированию здорового образа жизни школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи» (Краснодар, 2002) — международной научно-практической конференции «Здоровье в XXI веке» (Москва-Тула, 2002) — межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты» (Липецк, 2002) — межвузовской научно-практической… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕ ДЕНИЕ
  • Глава 1. Акмеологические и психолого-педагогические аспекты проблемы развития готовности учителя к формированию здорового образа жизни школьников
    • 1. 1. Подходы к определению понятия «готовность» учителя к профессиональной деятельности
    • 1. 2. Проблема готовности педагога к формированию здорового образа жизни школьников
  • Глава II. Характеристика акмеологических факторов развития готовности педагога к формированию здорового образа жизни школьников
    • 2. 1. Акмеологический подход к исследованию факторов развития готовности педагогов к формированию здорового образа жизни школьников
    • 2. 2. Эмпирическое исследование факторов развития готовности педагогов к формированию здорового образа жизни
  • ГЛАВА 3. Акмеологическая система развития готовности педагога к формированию здорового образа жизни
    • 3. 1. Акмеологическая модель развития готовности учителей к формированию здорового образа жизни школьников
    • 3. 2. Эффективность производственно-образовательной системы развития готовности педагога к формированию здорового образа жизни школьников

Акмеологические факторы развития готовности педагогов к формированию здорового образа жизни школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения делает актуальной тему поиска новых подходов в решении задач формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся, внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий. Профессиональная деятельность современного учителя, помимо основной, традиционной задачи — качественного образования, должна быть направлена на создание в педагогическом процессе благоприятных для здоровья школьника условий, поэтому актуальной является проблема развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников.

Готовность учителя к формированию ЗОЖ школьников напрямую связана с профессиональным образованием педагогов в области здоровья. Современная система дои последипломного педагогического образования не создает достаточных условий для подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в сфере охраны здоровья школьников, что усиливает научно-практическую потребность в обосновании акмеологической системы обучения специалистов образования в сфере формирования ЗОЖ обучающихся.

Актуальность проблемы оптимизации педагогической деятельности в сфере охраны здоровья школьников подчеркивается во многих официальных и литературных источниках. Имеется достаточное число исследований, посвященных вопросам подготовки педагогов к работе по охране здоровья школьников (Вайнер Э.Н., Волынская Е. В., Зайцев Г. К., Засобина Г. А, Захаревич КБ., Колесникова М. Г., Казин Э. М., Казначеев В. П, Колбанов В. В., Кураев Г. А., Лободин В. Т., Лисицын Ю. П., Назаров В. И., Насонова Е Е., Школа Е. О. и др.). Исследованию акмеологических аспектов формирования ЗОЖ посвящено, на наш взгляд, незаслуженно мало работ (Курдумякова В.М., Карасева Т. В., Максимова В. Н., Полетаева Н. М), что и послужило поводом к выбору темы данного исследования.

Актуальность избранной проблемы определила цепь исследованияобоснование системы развития готовности учителей к формированию ЗОЖ школьников на основе изучения акмеологических факторов.

Объект исследования — акмеологические факторы развития готовности педагога к формированию ЗОЖ школьников.

Предмет исследования — психологическое влияние акмеологических факторов на развитие готовности педагога к формированию ЗОЖ школьников.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретико-методологическую базу исследования развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников составляют идеи и научные положения, обусловленные: принципом единства сознания и деятельности (Выготский Л.С., Рубинштейн С Л., Леонтьев АН.), комплексным и системным подходом к анализу проблемы (Ананьев Б.Г., Кузьмина КВ., Ломов Б.Ф.), использованием акмеологических принципов анализа профессиональной деятельности и образования (Деркач А.А., Кириченко А. В., Кузьмина Н.В.), акмеологической концепцией образования (Бодалев А.А., Кузьмина Н. В., Реан А. А), акмеологическим пониманием здоровья, как интегральной целостности человека (Бодалев А.А., Ганжин В. Т., Деркач А.А.), положением о здоровье как условии развития и профессионального роста (Айзман Р.И., Вайнер Э. Н., Лисицын Ю.П.), социально-акмеологической концепцией валеологического воспитания (Максимова В. К, Полетаева КМ.).

Общая гипотеза исследования состоит в том, что развитие готовности учителей к формированию ЗОЖ школьников — сложно организованный процесс, ведущими детерминантами которого выступают акмеологические факторы. Системообразующими из них являются: направленность личности учителя на здоровьесберегающую деятельность и эффективность производственной образовательной системы в области здоровья.

Общая гипотеза определяет следующие частные гипотезы. Мы предполагаем, что развитию готовности учителей к формированию ЗОЖ школьников может способствовать:

— выявление и изучение акмеологических факторов, способствующих повышению уровня готовности педагогов к работе по формированию ЗОЖ школьниковкомплексная диагностика состояния и динамики основных показателей готовности педагогов к работе в сфере ЗОЖ школьниковсоздание структурно-функциональной модели развития готовности педагога к формированию ЗОЖ школьниковобоснование и внедрение акмеологической производственно-образовательной системы обучения педагогов в области здоровья;

— создание в процессе профессиональной деятельности акмеологических условий для творческой педагогической здоровьесберегакяцей деятельности, в том числе системы стимулирования мотивации педагогов к сохранению собственного здоровья и здоровья школьников.

В соответствии с целью поставлены и решались следующие задачи:

1. Обобщить концептуальные подходы к проблеме развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников.

2. Оценить состояние готовности учителей общеобразовательной школы к формированию ЗОЖ школьников.

3. Выявить акмеологические факторы, влияющие на развитие готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников в процессе профессиональной деятельности.

4. Разработать и апробировать акмеологическую модель развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников и комплексную методику оценки ее.

5. Обосновать основные направления развития готовности учителей в формировании ЗОЖ школьников с учетом акмеологических принципов.

Научная новизна состоит в том, что: -раскрыто акмеологическое содержание готовности педагогах формированию здорового образа жизни школьников, описаны критерии, показатели, уровни;

— выявлены акмеологические факторы развития готовности учителя средней школы к воспитанию ЗОЖ школьников- «-разработана акмеологическая модель развития готовности педагога к формированию ЗОЖ школьника;

— создана комплексная методика оценки готовности учителей к формированию ЗОЖ школьников с учетом акмеологических факторов- -обоснована акмеологическая система развития готовности педагога к формированию ЗОЖ в процессе профессиональной деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в профессиональной подготовке педагогов в сфере здоровья, что позволит сделать более эффективной работу по формированию ЗОЖ среди школьников. Предлагаемый диагностический комплекс может быть использован дня мониторинга личносгно-профессионального развития педагога в процессе профессионального образования в области здоровья.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании основных направлений по повышению готовности учителей в формировании ЗОЖ. Полученные данные о структуре и закономерностях формирования творческой готовности учителей общеобразовательных школ расширяют научные представления об особенностях личности педагога, как субъекта образовательного процесса в области здоровья и об акмеологических факторах личностно-профессионального развития педагогов.

Опытно-экспериментальная база и методика исследования. Работа выполнена на базе Шуйского государственного педагогического университета, школ города Иваново и Ивановской области. Исследованием было охвачено 125 учителей. Хронологические рамки исследования 2000 — 2004 год.

Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анкетирование и интервьюирование, статистический анализ полученных данных, педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертной оценки.

Организация исследования осуществлялась в 3 этапа:

На первом этапе (2000 — 2001гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Анализировалась научно-методическая литература по проблеме. Разрабатывалась программа и методика исследования, проводилась разработка комплексной методики оценки готовности учителей к работе по формированию ЗОЖ школьников.

На втором этапе (2001 — 2003гг.) проводилась комплексная оценка факторов развитая готовности учителей общеобразовательных школ к формированию ЗОЖ школьников. Нами было опрошено 125 учителей школ г. Иваново и Ивановской области с использованием диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированносги могивационнош, когнитивного, деятельносгного, креативного, рефлексивного компонентов. Разработана и внедрена модель повышения уровня готовности учителей к работе по формированию ЗОЖ школьников в процессе производственной деятельности с учетом акмеологических факторов. Анализировались результаты, полученные в ходе исследования, проводился сравнительный анализ готовности педагогов экспериментальной и контрольной групп.

На третьем этапе (2003 — 2004 гг.) осуществлены анализ и систематизация получетных данных, уточнены основные положения и выводы исследования, произведено оформление диссертации, даны практические решляендации для учреждений образования.

Достоверность и обоснованность результантов исследования н его выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, соответствием методов исследования его задачам, применением апробированного исследовательского инструментария и методов статистической обработки материала, проведением наблюдений, объемом исследовательского материала, экспериментальной проверкой полученных данных, а также успешным использованием разработок диссертанта педагогами общеобразовательных шкал.

Положения, выносимые на защиту:

1. Показателями развитая гопювносш учителя к формированию ЗОЖ школьников являются: осознанная потребность в здоровьесберегающей деятельностисложившаяся система активно обновляющихся знаний, умений и навыков в сфере охраны здоровьяадекватная оценка себя как субъекта образования в области здоровьяспособность к личносгно-профессиональному самосовершенствованию в области ЗОЖналичие творческого подхода к работе по формированию ЗОЖ Готовность учителя к формированию ЗОЖ школьников обладает акмеолошчесшй спецификой по сравнению с готовностью к другим видам педагогической деятельности, так как продуктивная деятельность педагога в этой области предполагает развитие личносгно-профессиональных качеств, которые определяют здоровьес^ерегающий стиль жизнедеятельности самого учителя.

2. Готовность педагогов к формированию ЗОЖ школьников находится на недостаточном для эффективной здравотворческой работы уровне, чему во многом способствует отсутствие непрерывного педагогического образования в области здоровья. Стандартные требования к додипломной подготовке педагоге" по вопросам здоровья не могут удовлетворить потребности практического образования. В соответствии с этим, ведущее значение в развитии готовности педагогов к работе в сфере ЗОЖ принадлежит производственной образовательной системе в области здоровья, построенной на акмеологических принципах.

3. Акмеологическая модель развития готовности педагога к формированию ЗОЖ школьников включает в себя последовательное осуществление целеполагания, целеосущесгаления и целеутверждения процесса профессионального образования в области здоровья учителей в условиях создания здоровьесберегающей образовательной среды и стимулирования деятельности по охране здоровья субъектов образовательного процесса Особенностью акмеологическош сопровождения развития готовности педагога к формированию ЗОЖ школьников является использование здоровьесберегающих технологий личносгно-профессионального развития учителя.

Апробация и внедрение результантов исследования.

Резулышы проведенного исследования представлены в материалах: международного конгресса валеологов «Здоровье человека» (Санкт-Петербург, 2002) — международной конференции «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, 2002) — региональной научно-практической конференции «Профессиональная подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе» (Шуя, 2002) — научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы модернизации общего среднего, вузовского и послевузовского образования» (Бирск, 2002);

Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи» (Краснодар, 2002) — международной научно-практической конференции «Здоровье в XXI веке» (Москва-Тула, 2002) — межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты» (Липецк, 2002) — межвузовской научно-практической конференции «Профилактика аддитивного поведения учащейся молодежи» (Шуя, 2003) — всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-социальный аспект» (Калуга, 2003) — научно-практической конференции «Здоровье населения, политика и технология развития здравоохранения» (Москва, 2003) — научно-практической конференции «Проблемы валеологического образования» (Липецк, 2003) — российско-белорусской научно-теоретической конференции «Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог» (Киров, 2003) — всероссийской научно-практической конференции «Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление» (Оренбург, 2003) — международного симпозиума «Теории и технологии качества образования в XXI веке: акмеологические и психолого-педагогические аспекты» (Кострома, 2004) — международной научно-практической конференции «Образование в XXI веке: Этика Религиоведение. Педагогика» (C.-Пегербург — Шуя, 2003) — межвузовской научно-практической конференции «Профилактика аддиктивного поведения учащейся молодежи» (Шуя, 2003) — международной научно-практической конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2004).

Разработанные научно-методические материалы использованы в ходе учебного процесса на кафедре здоровьесберегающих технологий в образовании Шуйского государственного педагогического университета, на кафедре общественного здоровья последипломного образования Ивановской государственной медицинской академии, Ивановского государственного педагогического колледжа, также для подготовки учителей естественного цикла в Ивановском институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, на факультете повышения квалификации преподавателей Ивановского государственного энергетического университета, для проведения научно-практических обучающих семинаров для учигегсей школ г. Иванова, Ивановского, Шуйского и Родниковского районов Ивановской области.

Выводы и рекомендации.

1. Современное состояние проблемы развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников характеризуется наличием множества нерешенных вопросов, нуждающихся в научно-практическом осмыслении: недостаточная методологическая разработанность подготовки педагогов к работе по формированию ЗОЖ, отсутствие системы непрерывного образования педагогов в области здоровья и условий для здоровьесберегающей педагогической деятельности.

2. Эффективная работа по развитию готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников основывается на понимании данной категории как совокупности структурно-функциональных элементов, обеспечивающих: ценностное отношение к деятельности по формированию ЗОЖ школьниковкомпетентность педагогов в вопросах формирования ЗОЖ школьниковнаправленность на здравотворческую деятельностьумелость в реализации здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, ответственность в осуществлении задач образования в области здоровья. Акмеологический анализ процесса развития готовности в ходе личностно-профессионального развития должен осуществляться с использованием комплексного подхода, примером которого может служить разработанный нами диагностический пакет.

3. Общее состояние готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников наход ится на недостаточном для современных требований уровне. Более 80% учителей имеют низкий и средний уровни готовности к здоровьесберегающей работе в шкале. Показатели готовности зависят от профиля педагогической деятельности: большая доля учителей с высоким уровнем готовности (27,3%) отмечена среди учителей физической культуры, ОБЖ и биологии. Далее следуют учителя начальных классов (21,7%). Наименьшие уровни готовности отмечены у учителей-предмегаиков.

4. В процессе структурного анализа готовности нами выявлена гетерохронносгь развития отдельных ее компонентов, которую необходимо учитывал" в процессе акмеологического сопровождения. Наименее сформированными являются рефлексивный и деятельносшый компоненты: более 50% учителей не могут адекватно оценил, процесс формирования ЗОЖ, не владеют навыками самоконтроля и самокоррекции образа жизни. В 92% случаев выявлено отсутствие осознания собственной ответственности за низкую готовность к формированию ЗОЖ У большинства педагогов отсутствуют навыки практической реализации системы мероприятий по формированию ЗОЖ школьников и здоровьесберегающих технологий в целом. В соответствии с этим, ведущим звеном в обобщенном алгоритме процесса развитая готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников является самооценочный элемент.

5. Ведущим субьекгивдо-обьеактивным фактором развития готовности педагога к формированию ЗОЖ школьников является производственно-образовательная система, построенная в образовательном учреждении на акмеологических принципах. Внедрение данной системы позволяет уменьшить долю учителей с низким уровнем готовности в два раза и, соответственно, увеличить количество педагогов с высоким и средним уровнем. Акмеологический подход должен лежать в основе интеграции многоэтапной системы обучения, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с практикой профессионального отбора, материального стимулирования, аттестации педагогов. Данная система должна включать подсистему мониторинга развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников на уровне контроля всех структур образовательного учреждения, а также самоконтроля.

6. Внедрению акмеологической модели развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников способствует реализация следующих акмеологических условий и факторов: разработка концепции образования в области здоровья, внедрение системы непрерывного профессионального образования в сфере ЗОЖ, создание здоровьесберегающей среды в школе, использование акмеологических, здоровьесберегающих технологий, охрана здоровья участников образовательного процесса, обучение здоровью школьников, педагогов и родителей, научно-исследовательская и инновационная деятельность педагогов, управление качеством образования с учетом критериев образованности педагогов в области здоровья.

Заключение

.

Аналитический обзор литературных источников и опыт собственных наблюдений позволяют говорить об актуальности проблемы развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников. Это связано с тем, что современная система дои последипломного педагогического образования не создает достаточных условий для подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в сфере охраны здоровья школьников, что усиливает научно-практическую потребность в обосновании акмеологической системы обучения специалистов в сфере формирования ЗОЖ обучающихся.

На основе проведенного аналитического анализа научно-методической литературы мы выделили и сформулировали основные теоретические положения, которыми руководствовались в процессе проведения эксперимента В данном исследовании мы отражены две системообразующие характеристики готовности педагога к формированию ЗОЖ школьника: способность к продуктивной профессиональной деятельности в сфере воспитания здорового, гармонично развитого ребенка и активность в обеспечении собственного здорового образа жизни.

Акмеологические факторы подразделяются на три основные группы. Субъективные психолого-акмеологические факторы готовности педагога к формированию ЗОЖ школьников соответствуют ее психологическим компонентам: мотивационный, когнитивный, рефлексивный, деятельносгный, креативный. Степень и соразмерность их развития в итоге определяют уровень готовности учителя к формированию ЗОЖ школьников. К субъективно-объективным факторам относятся особенности профессионально-образовательного маршрута в области здоровья. Объективные акмеологические факторы включают профессиональные особенности деятельности педагога, влияющие на эффективность работы в области здравотворчесгва. В ходе данного исследования нами выделены три группы педагогов в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, влияющих на работу по формированию ЗОЖ школьников: учителя ФК, ОБЖ и биологии, среди которых большая доля с высоким уровнем готовностидалее следуют учителя начальных классовнаименьшие уровни готовности отмечены у учителей-предметников.

Образовательную систему развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников мы рассматриваем как совокупность структурных и функциональных элементов, подчиненных цели продолжения образования и самообразования в области здравотворчества в течение всего образовательного маршрута. Структурные и функциональные элементы образовательной системы по развитию готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников содержат комплекс главных факторов развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников и критериев оценки качества образовательного процесса. В состав акмеологической системы развития готовности педагогов к формированию ЗОЖ школьников входят следующие структурные элементы: образовательные цели, научная и учебная информация, средства образовательной коммуникации, состав организаторов и преподавателей последипломного педагогического образования, состав учителей, критерии оценки качества образовательной системы.

Таким образом, данные исследования позволяют обосновать акмеологическое содержание категории «готовность педагогов к формированию ЗОЖ школьников» и разработать на основе факторного анализа ведущие векторы личностно-профессионального развития педагога в сфере здоровьесберегающих технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.- С. 194.
  2. Г. С. Профессии ональная мотивация в раннем акмеологичеком возрасте // Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. Вып. 5. СПб, 2000. С. 6.
  3. И. В. Акмеологические проблемы коррекционно-развивающего обучения // Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Шуя, 2001.-19с.
  4. И.В., Мальцева Л. Д. Инновации в педагогическом вузе // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров. Материалы международного симпозиума.- Москва-Кострома, 2002.- С. 10−11.
  5. Р.И. Валеологическая педагогика // Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. Липецк, 1999 — С. 9−11.
  6. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сб. науч. трудов. Вып. 1. / Отв. ред. Н. В. Кузьмина, Е. С. Гуртовой. М.-Шуя, 1998. С. 8.
  7. Г. Н., Шарипов Ф. В. Проблемы формирования моделей личности специалиста В кн.: Хозяинов Г. Н. «Формирование дидактической теории». М., 1984.178 с.
  8. М.Н. Идеал личности как критерий ее развития // Материалы международной научной конференции «Инновации в психолого-педагогической теории и практике». Шуя: ШГПУ, 2001. С. 6−7.
  9. .Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова М.: Педагогика, 1980.- 340с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С. 80.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М: Наука, 1997. С. 187 249,265 — 274, 336−337.
  12. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. С. 20, 47, 54 -55.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с.
  14. Г. Л Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование. // Валеология, 1996 № 2 — С. 9−14.
  15. Е.Г. Здоровье образования и образование здоровья. // Актуальные проблемы валеологии в образовании. Материалы первой Всероссийской науч.-практ. конференции. М., 1997 — С. 5556.
  16. Е.К. Социально-гигиенические аспекты валеологического образования и воспитания школьников-подростков. // Дисс. к.м.н. Иваново, 1999 — 150 с.
  17. Н.М., Савкин В. М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчесгва в регионах России). // Валеология, 1996 -№ 2-С. 35−37.
  18. А. Д. Греческо-русский словарь. М., 1991, — С.40−41.
  19. В.М. Личность и условия ее развития и здоровья // Проблемы развития и воспитания человека М., 1997. С. 97 -131.
  20. Е.Н. Формирование и развитие профессионально -нравственной культуры будущего учителя: Автореф. дис. .д-ра психол. наук М., 1995.- С. 36.
  21. Е.Н., Тюмасева З. И. Образовательные системы и системное образование: монография.- Калуга, 2003. 316с.
  22. Н.Н., Петровская JI. А Социально-психологический тренинг и познание человеком самого себя // Личность в системе коллективных отношений: Тез. докл. М.: Наука, 1980. С. 33 34.
  23. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.
  24. А. А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. 1995. № 3.
  25. В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала М., 1991.
  26. И.Б. Готовность студента педагогического факультета к решению педагогических и акмеологических задач// Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. Вып. 5. СПб, 2000. С. 4047.
  27. . Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  28. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. д-рапсихол. наук. М., 1995. 32 с.
  29. А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. 108 с.
  30. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Воронеж: МОДЭК, 1996. 390 с.
  31. К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека М: Педагогика, 1990. 196с.
  32. Э.Н. Валеология. Учебник для вузов. М., 2001 .-416с.
  33. Э.Н., Костикова М. Н., Ярошенко Н. Г. Педагог-валеолог. Методические материалы к подготовке специалиста Липецк, 1997 -72с.
  34. НА. Формирование у студентов педвузов готовности к воспитанию ответственного отношения младших школьников к учению: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1990, — 198с.
  35. Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры: Автореф. дис. .д-ра психол. наук -Спб., 1999.-50с.
  36. Л.Е. Творческий потенциал личности и уровни его самореализации // Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. Вып. 5. СПб, 2000. С.47−49.
  37. И. А. Формирование у студентов педвузов готовности к воспитанию ответственного отношения младших школьников к учению: Дис. .канд. пед. наук.-М., 1990.-С. 43.
  38. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. «Высшая школа», 1991. 207с.
  39. А.А. Гетерохронносгь развития профессионально важных качеств личности управленцев в ходе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. психол. наук. М, 2001. 25 с.
  40. Вишневский В. А, Обухов С. М., Григорьев В. А. К вопросу преподавания валеологии в ВУЗе. // Актуальные проблемы валеологии в образовании. Материалы первой Всероссийской науч.-практ. конференции. М., 1997. — С. 90−92.
  41. Е.В. Воспитание культуры здоровья в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза. Автороеф. дисс. канд. пед. наук.-Тула, 2004. -22с.
  42. В.Е. Составление и использование психологических характеристик в целях профориентации. JI, 1988. 234 с.
  43. С.А. Современные тенденции подготовки специалистов -валеологов широкого профиля. // Актуальные проблемы валеологии в образовании. Материалы второй Всерос. нач.-практ. конф. Липецк, 1999 — С. 54−56.
  44. С.Г., Гильмеева Р. Х., Дрешер Ю. Н. К структуре школьного валеологического образования. // Актуальные проблемы валеологии в образовании. Материалы первой Всероссийской науч.-практ. конференции. М., 1997 — С. 97−99.
  45. О.И., Климов Е. А и др. Информационно-поисковая система «Профессиография»: Метод, рекомендации. М., 1972
  46. М.Р. Мотивационные аспекты личностного самоопределения // Мотивационная регуляция деятельности и поведение личности. М., 1988. С. 25 46.
  47. М.Р. Психология личностного самоопределения: Дис.. д-ра психол, наук. М., 1996. 340 с.
  48. Т.А. Формирование валеологической компетентности учителя в системе повышения квалификации. Автороеф. дисс. канд. пед. наук Омск, 2000. — 20с.
  49. ГоловахаЕ.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1988.144 с.
  50. Головко-Гаршина Н. В. Производство как педагогическая система -В сб. Психология в управлении (сост. A.M. Зимичев). Л.: Лениздат., 1983. С. 128−147.
  51. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М: Педагогика, 1979,160 с.
  52. Ю.Н. Акмеология и акмеография. Воронеж, 1997.
  53. ПП. Формирование психологической готовности старшеклассников к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Киев, 1988.-13с.
  54. Е.С., Коссов Б. Б. Развитие личности как главная цель образования // Личность и образование: психологическая поддержка развития: Межвуз. науч.-метод. сб. Шуя: ШГПУ, 1999. С. 7 14.
  55. А.С., Лёшин ВВ. Развитие аутопсихологических способностей личности: Методы и технологии: Учеб.-метод, пособие. М.: Изд-во РАГС, 2000. 68 с.
  56. Н.Н. Мотивационно потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешностьпедагогической деятельности: Дис.. канд. психол. наук. Тверь, 1996. 173 с.
  57. А.А. Мегодолого прикладные основы акмеологичесих исследований.- М., 2000.-392с.
  58. А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Дисс. д-ра психол. наук. Л., 1981.
  59. А.А., Дьячков В. М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления. М.} МААН, 1997.
  60. А. А, Зазьпсин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: МААА, 1998. 178 с.
  61. Деркач А. А, Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала / Учебное пособие. М.: Йзд-во РАГС, 2000. 124 с.
  62. Деркач А. А, Кузьмина Н. В, Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. С. 11−12.
  63. Деркач А. А, Маркова, А К. Профессиограмма государственного служащего. М., 1999.
  64. Деркач, А А, Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. М.: РАГС, 1999. 578 с.
  65. Деркач, А А, Ситников АП Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / Ред. А, А Деркач, Е.АЯблокова. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.426 с.
  66. А. А., Щербина А. В. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. Монография. М., 1998. 98 с.
  67. В. И Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. Монография. М., 1997. 751 с.
  68. И.Ю. Проблемы и перспективы валеологического образования в педагогическом ВУЗе. // Проблемы и перспективы валеологического образования в педагогическом ВУЗе. Материалы круглого стола 1.03.2000г. Шуя, 2000 — С. 3−4.
  69. Дурай-Новакова К. М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности.: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1983.-46с.
  70. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: изд-воБГУ, 1976.176с.
  71. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. 2-е издание — Минск: изд-во БГУ, 1981. -383с.
  72. М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М., 1999.-624с.
  73. Т. А. Социально-психологические и акмеологические факторы профессиональной подгоовки госслужащих регионального управления // Автореферат дисс.. канд. психол. наук. Москва, 1998.-22с.
  74. В. В. Развитие профессиональной готовности учителя начальных классов к педагогическому общению с учащимися: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: РАУ, 1993, 22 с.
  75. ЗазыкинВ.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Дис.. д-ра психол. наук. М.: РАГС, 1994.
  76. Г. К. Здоровье школьников и учителей: Опыт валеологического исследования. СПб., 1995 — 54 с.
  77. Г. К. Школьная валеология. Научное обоснование и программное обеспечение. СПб., 1997 — 92 с.
  78. Г. А. Педагогическая валеология как область науки и образовательная дисциплина. // Проблемы и перспективы валеологического образования в педагогическом ВУЗе. Материалы круглого стола Шуя, 2000 — С. 4−10.
  79. Засобина Г. А, Минеева Л. Ю. Проблемы здоровья учащихся в подготовке учителя биологии. Иваново, 2002. 206с,
  80. И.А. Ценностно-мотивационные ориентации студентов -комплексный объект мониторингового исследования // Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России: Сб.науч. тр. М., 2000. С. 5−11.
  81. Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Психологический журнал. 1995. Т1б. № 2. С. 27−41.
  82. Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников. // Дисс.. к. п. н. Шуя, 2000 — 121 с.
  83. Э.М., Вашлаева Л. П. К вопросу решения проблемы здоровья учителя. // Валеология, 1998 № 4 — С. 20−24.
  84. Казначеев В. П Обоснование формирования программы общей и частной валеологии. // Валеология, 1996 № 4 — С. 76.
  85. В.П., Молчанов Л. В. Педагогическая валеология как способ активного управления скоростью естественно-биологического процесса старения: Мат. межрегион. Симпозиума «Медицинские и педагогические проблемы валеологии». Новосибирск, 1996 — С. 9−41.
  86. Л.В. Становление профессионального самосознания молодого учителя: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999.169 с.
  87. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. 1976. 286 с.
  88. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1995. 38 с.
  89. Л.Г. Проблемы педагогической валеологии и ее взаимосвязь с содержанием народного образования Автореферат дисс.. к. п. я. -Кемерово, 1998 — 22 с.
  90. А. В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология // Автореферат дисс.. д-ра психол. наук. Москва, 1999.- 50с.
  91. Е. А Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1997.- 295 с.
  92. Г. Е. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей: мотивационный аспект: Дис.. канд. психол. наук. М., 1993. 156 с.
  93. КозиевВ.Н. Психологический анализ профессионального самосознания: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1980.
  94. М.Г. Проектирование профессиональной подготовки валеолога в условиях педагогического колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУПМ, 1999.
  95. О.П. Формирование валеологических знаний и умений при обучении биологии в 9-м классе. // Автореферат дисс.. к. п. н. -СПб., 1999−17 с.
  96. Я. JI. Пути формирования социально-психологической готовности к труду //Формирование социально-психологической готовности к труду: Сб.науч.тр. Минск, 1987. — С. 3−11.
  97. Я. Л. Социально-психологическая готовность личности к труду как психолого-педагогическая проблема // Проблемы формирования социально-психологической готовности личности к труду: Сб.науч.тр.-Минск, 1981.-c.3−4.
  98. ЛВ. Акмеологичесие факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада: Автореф. дис. .канд. психол. наук-Шуя, 2001.-26с.
  99. Л.В. Теоретические основы воспитания психологической готовности студентов пединститута к профессиональной деятельности: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1987. 41с.
  100. Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996.- С. 54.
  101. .Б. Закономерности развития личности студентов. Личность студента-2001// Научно-методический сборник Шуя, 200с.
  102. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод.-М., 1998. С. 71.
  103. Краснощеченко И. П Формирование профессиональной готовности будущих учителей к руководству самопознанием школьников.: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1994.- С. 7.
  104. В. А. Психология математических способностей школьников: Автор, дис. .д-ра. психол. наук М.:МГПИ им. Ленина, 1974−48с.
  105. Н.Г. Механизмы самореализации личности // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров. Материалы международного симпозиума-Москва-Кострома, 2002. С. 103−106.
  106. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Учебно-мегодическое пособие. Минск, 1999.- 376с.
  107. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.- 144с.
  108. Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 20−27.
  109. Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 1995.- С 6.
  110. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища М.: Высш. шк., 1989. 167с.
  111. Кузьмина Н В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 118 с.
  112. Н. В. Данилов Н.А. Образовательная акмеология путь повышения качества подготовки специалистов образования // Материалы международной научной конференции «Инновации в психолого-педагогической теории и практике». Шуя: ШГПУ, 2001. С. 62−66.
  113. Л. В. Элективный курс педагогической валеологии в профессиональной подготовке учителя. // Дисс.. к. п. н. Шуя, 1999. -207 с.
  114. Кулюткин Ю Н. Психологическая природа деятельности педагога Творческая направленность деятельности педагога Д, 1978. 115с.
  115. Ю.Н., Сухобская Г. С. Функциональные роли учителя // Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1978. С. 19−24.
  116. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — 345с.
  117. А.Н. Философия психологии: Из научного наследия // Под ред. А. А. Леонтьева, ДА. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1994. 127 с.
  118. Н.А., Казин Э. М., Шорин Ю. П. и др. Комплексная оценка здоровья и профессионального развития лиц умственного труда. // Физиология человека. 1995 — № 5 — С. 147−150.
  119. В. Г. Педагогические условия формирования валеологической грамотности в процессе образования взрослых. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб. ИОВ РАО, 2000.
  120. .Ф. Психологические процессы и общение // методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.256−278.
  121. А.Р. Психология и историческая наука.- 8 кн. История и психология. М., 1971. — С.37.
  122. А.В., Маркова А. И., Медведь Л. В. От идеи «учитель здоровья» к реальному воплощению. // Школа здоровья. 1996 — Т. 3 -№ 4 -С. 100−101.
  123. В.Н. Акмеологический подход к проблеме здоровья школьника и валеологическому образованию. // Акмеология школьного образования. СПб., 2000 — С. 33−39.
  124. Мальцева Л. Д Развитие творческой готовности будущих учителей к использованию ЭВМ в учебном процессе: Дис. .канд. пед. наук.- Шуя, 2001.-С.9.
  125. М.К. Беседы о мышлении. Сб. Мысль изреченная.-М., 1991. С. 37.
  126. А. К. Психологическая готовность к выбору профессии // Психология профессионализма М.: Знание, 1996. — С. 218,228.
  127. А.К. Психология профессионализма М., 1996 308с.
  128. М.М., Старцева А. Г., Пачрина М. В. Новые подходы к формированию здорового образа жизни у школьников. // Валеологические аспекты образования. Барнаул, 1996.
  129. В.А. Готовность к школьному обучению// Психолого-педагогический словарь «Феникс».- Ростов -на Дону, 1998. — С.98,282.
  130. Минеева ЯД Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса: Дис.. канд. пед. наук.- Шуя, 2001 -С.50.
  131. Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.-200с.
  132. ЛМ. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  133. А.Г. Профессиональная адаптация выпускников педвуза: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Киев, 1983. -С.28.
  134. О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: Автореф. дис.. д-ра психол. наук М., 2000. 40с.
  135. В.Н. Личность и отношения человека // в кн. «Психология личности в трудах отечественных психологов». СПб., 2000.- С. 102.
  136. Мясищев В Н. Психология отношений. М., 1995. С.48−53.
  137. Насонова Е Е. Формирование индивидуального стиля деятельности педагога валеолога в процессе педагогической практики: Дис. .канд. пед. наук М., 2001.260с.
  138. Н.Е. Системогенетический анализ готовности к обучению: Монография. Ярославль: «Аверс Пресс», 2004. 338с.
  139. В.В. Проблемы личностного саморазвития // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования ипрофессионализации кадров. Материалы международного симпозиума.-Москва-Кострома, 2002. С. 37−39.
  140. Г. В. Личность в психологии. М.: КСП ± СПб: Ювента. При уч. «Ленато», СПб, 1998. — С. 103−112.
  141. Т.Г. Формирование готовности студентов к реализации функций социального воспитания учащихся средствами школьного курса истории// Автореферат дисс.. к. п. н. Кострома, 2002. — 18с.
  142. Т. С. Региональная модель подготовки и переподготовки учителя. Кемерово, 1996 — 130 с.
  143. .Д. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУП, 2003. — 616 с.
  144. ЛЕ. Профессиональная подготовка будущих специалистов образования к педагогической творчески-поисковой деятельности // Инновации в психолого-педагогической теории и практике. Материалы Межд. науч. конференции.- Шуя, 2001. С. 92−93.
  145. Е.В. Педагогические основы формирования здорового образа жизни будущего учителя // Автореферат дисс.. к. п. н. Шуя, 2001.-20с.
  146. К.Е. Развитие креативного потенциала студентов, будущих учителей технологии // Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. Вып.5., СПб., 2000. С. 229.
  147. АВ. К вопросу о профессиональной готовности преподавателя физической культуры: Юбилейный сб. науч. тр. ИФ АГПС МВД РФ Иваново: ИвГУ, 2001. С.126−127.
  148. Петленко В. П Валеологические критерии здоровья. // Материалы научного форума общественного движения «Здоровый мир». СПб., 1998-С. 13−16.
  149. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб., 1998.
  150. Л. А Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
  151. А.В. Введение в психологию. М.: Центр, Академия, 1995−496с.
  152. Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения среднего профтехучилища // Автореф. дис,. канд. психол. наук. Я, 1984. — 16 с.
  153. К.К. Вопросы психологии труда М.: Медицина, 1979. -128 с.
  154. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1981. 175 с.
  155. Н.М. Научно-практические основы валеологической педагогики: монография.- СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001,-210с.
  156. Н.В. Психологические факторы, влияющие на отношение учителей к педагогическим инновациям // Автореф. дисс. .канд. псих, наук. Шуя, 2002. — 23с.
  157. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общ. ред. А. А. Реана СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 320 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  158. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  159. А. А. Психологические познания педагогом личности учащегося. -М., 1990.
  160. А. А. Психолого-педагогический анализ проблемы выборов методов обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1983.
  161. М.И. Формирование импровизационной готовности у будущего учителя ДЛИ // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров. Материалы международного симпозиума- Москва-Кострома, 2002. С. 63−64.
  162. С. Л Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. -460с.
  163. С. Л Проблемы общей психологии/ Отв. Ред. Е. В. Шорохова Изд 2-е. М.: Педагогика, 1976. -412с.
  164. Р.З. Развитие творческой готовности у студентов классического университета к предстоящей педагогической деятельности // Инновации в психолого-педагогической теории и практике. Матер. Межд. науч. конф. Шуя, 2001.- С. 111−112.
  165. В.Н. Основания общей теории систем.- М., 1974.- С. 87.
  166. В. А. Подымова ЛС. Педагогика: инновационная деятельность. М.: «Изд-во Магистр», 1997. 224с.
  167. Сласгенин В. А Программно-целевой подход к формированию социально-активной личности учителя // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч.тр./ Под ред. В.А. Сластенина- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.- С. 5- 6.
  168. В. А. Формирование социально-активной личности учителя // Сов. Педагогика- 1981. № 4. — С. 79.
  169. В. А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. 1991. № 1.С. 3−21.
  170. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Учебное пособие.- М., 2002.-116с.
  171. С. В. Развитие готовности студентов к продуктивной социально-педагогической деятельности на основе акмеологического подхода: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- Шуя, 2002.-22с.
  172. Ф.И. Введение в акмеологию учителя физической культуры. Шуя, 1998. С. 9.
  173. Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода: Дис.. д-ра пед. наук. -СПб., СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафга. 297с.
  174. В. Н. Дидактические основы подготовки педагогических кадров к управлению развитием образования с использованием новых информационных технологий: (Региональный аспект): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. 25 с.
  175. Е.Б. Система жизненных отношений личности и общий психолого-педагогический принцип их развития // Деркач А. А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений. М., 1992. С. 7 45.
  176. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии, — СПб., 1995. С. 93−95.
  177. Ю.Г. Становление педагогического мастерства будущего учителя в процессе развития его рефлексивной позиции: Дис. .канд.пед.наук Одесса, 1989.137с.
  178. . Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Ярославль, 1995. 17с.
  179. С.Н. Акмеологический подход к анализу проблемы совершенствования профессионализма организатора здравоохранения в системе последипломного образования. / Под ред. А. А. ДеркачаИваново, 2001.115с.
  180. С.Ю. Валеологическое сопровождение воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. // Дисс.. к. п. н. -Шуя, 2000−125 с.
  181. АВ. Совместная деятельность школы и ВУЗа в валеологической воспитании школьников. // Проблемы и перспективы валеологического образования в педагогическом ВУЗе, Материалы круглого стола Шуя, 2000 — С. 16−20.
  182. ДН. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: изд-во Акад. Наук Груз. ССР, 1961. С. 82.
  183. Н.П., Пискарева И. Е. Готовность к инновационной деятельности // Краткий словарь по педагогической инноватике (с отраслевым библиографичесим указателем). Кострома, 1999.- С. 8.
  184. Г. А Валеологическая культура важнейший компонент личностного портрета педагога школы здоровья // Здоровье человека: Материалы Ш международного конгресса валеологов / Под ред. Проф. В. В. Колбанова — СПб., 2002. — С.209 — 211.
  185. Г. А. Особенности валеопрактики в условиях школы здоровья. Что такое валеологическая культура? // Здоровье человека: Материалы Ш международного конгресса валеологов / Под ред. Проф. В. В. Колбанова СПб., 2002. — С.207 — 209.
  186. А.Т., Джишкариани Г.Д Акмеологический подход и АСПД как средство повышения качества вузовской подготовки учителя // Проблемы повышения качества подготовки учителя (Материалы межвузовской научной конференции). Шуя, 1999.- С.252−254.
  187. С.Л. Акмеологические предпосылки совершенствования руководящей деятельности заведующего кафедрой физического воспитания вуза // Автореф. дисс. канд. псих. наук. СПб, 1999. — 23с.
  188. Ю.К. Научно педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Дисс. д-ра пед.наук.- Краснодар, 1998.-400с.
  189. В.М. Валеология: новый научно-практический подход к решению проблем сохранения и укрепления здоровья взрослых и детей, формирование здорового образа жизни. // Валеология, 1996 № 2 — С. 2529.
  190. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.183 с.
  191. . О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе. // Автореферат дисс.. к. п. н. СПб., 1997 — 19 с.
  192. Е.А. Развитие будущих учителей средствами обучения специальности. // Автореферат дисс.. к. п. н. Шуя, 1999. — 16 с.
  193. С. В. Формирование готовности студентов вуза к профессионально педагогическому самообразованию: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Шуя, 2002.-20с.
  194. А. Р. Акмеологические особенности продуктивных учителей начальных классов // Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Шуя, 2001.-23с.
  195. ПМ. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психол. журнал 1981 № 4. С 142−147.
  196. О.И. Программно-целевой подход к разработке комплекса профилактических мероприятий по охране детей. // Экология детства социальные и медицинские проблемы. — СПб., 1994 — С. 40−42.
  197. Demars М. Caries predictors suitable for mass screenings in children: a literature review. // Community Dent. Health 7:11−21, (1990).
  198. Gastley S. A new perspective on the health of Canadians. Department of National Health and Welfare Ottawa, 1994 — P. 32−48.
  199. Goldsmith Ed. The ecology of health. // Ecologist 1980 — Vol. 10 -№ 6−7-P. 235−245.
  200. Grout R.E. Health teaching in schools Philadelphia, 1958 — P. 359. Health wise Handbook. // Kaiser Permanent Ed. (South California Region). — 1995 -222 p.
  201. Katrun L. Braun. Health Scope: A model for a low cost health. Educational program using commercial TV. // Pub. Health, 1995 Vol. 110 -№ 4 — P. 483.
  202. Kolbe L.Y. Increasing The Impact of School Health Promotions Programs: Emerging Research Perspectives. // Y. Health Educ. 1986. 17(5). P. 47−52.
  203. Loomis E.G. New dimension in healing. // Brit. J. Holistic Med. 1984 — Vol. 1-P. 72−79.1. A
  204. Manoff R.K. Social marketing: new imperative for public health. -Praeger, New-York, 1986.
  205. Martin I.B. Ze SIDA jeunes, les valeurs. // Rev. Med. Suisse. 1989 -vol. 9,№ 4-P. 315−318.
  206. Martin I.B. Academic health Center. // Arch Intern. Med. 1995 155/19 — P. 2045−2048.
  207. Medina E., Kalmpffer A.M. Health damage caused by the Smoking habit in Chile. // Bull. Pan American Health Organiz. 1991 — Vol. 25 — № 3 — P. 248−257.
  208. Nilsen O. Community Health promotion: Concepts and lessons Health PoUcy. 1996 — 36/2 — P. 167−183.
  209. Noack H. Concepts of health promotion. // In: Measurements in Health Promotion and Protection. Copenhagen, 1987.
  210. Parkinson C. N., Le Compte H. The low of longer life. Alabama: Troy, 1980 — 242 p.
  211. Paul A. Zamarche. Our Health Paradigm. // Public Health Reports -1995 Vol. 110 — № 5 — P: 556−557.
  212. Perkin K.A., Grobe I.E., Fonte C. Et al Paradoxical effects of smoking on Subjective stress versus cardiovascular arousal in males and females. // Psychol. Abstr. 1993 — Vol. 80 — № 4 — P. 1517.
  213. Ruth E. Nowyack-Raymer. Use of Mouthguards and headgear in organized sports by school aged children. // Pub. Health Reports. — 1996 -Vol. 3-№l-P. 82−85.
  214. Weil T.P. Health services management manpower and educational needs with American health reform. // Health Serv. Manage. Res. 1996 — 9/2 — P. 78−89.
Заполнить форму текущей работой