Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуально-психологические особенности саморегуляции личности подростков, склонных к бродяжничеству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

A.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская^ и др.) — принципы развития и системного изучения личности (Л.В. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.), а также значимость исследования, определяется его включенностью в контекст субъектно-деятельностного подхода, имеющего богатые традиции в отечественной психологии. Основными характеристиками субъектной активности является её творческий характер… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы саморегуляции и индивидуально-типических особенностей личности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Анализ направлений и подходов к определению саморегуляции личности
    • 2. 1. Методический замысел подготовки и проведения исследования
    • 3. 1. Программа личностно-ориентированного тренинга, направленного на формирование осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству
    • 1. 2. Психологические закономерности и механизмы ^ саморегуляции личности
    • 1. 3. Индивидуально-психологические особенности личности подростков, склонных к бродяжничеству
  • Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей личности и стилевых особенностей саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству
    • 2. 2. Основные результаты эмпирического исследования, их анализ и интерпретация
  • Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности* программы формирования осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству
    • 3. 2. Анализ результатов формирующего экспериментального 145 исследования

Индивидуально-психологические особенности саморегуляции личности подростков, склонных к бродяжничеству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В системе постоянно меняющихся социальных и экономических условий жизни проблема социальной адаптации подростков, а именно бродяжничества, приобретает особую актуальность. Научная и общественная значимость проблемы бродяжничества и путей ее преодоления находит подтверждение в теоретических и прикладных исследованиях различных областей современной науки: правовых, социологических, педагогических, психологических и др.

Научные исследования, проведенные на подростках, склонных к бродяжничеству, носят в основном социологический или психолого-педагогический. характер и представляют статистические данные о причинах побегов подростков из дома, возрастных границах бродяжничества, об особенностях семейной ситуации и др. Тем не менее, экспериментальных исследований, направленных на изучение индивидуально-психологических особенностей личности! подростков, склонных к бродяжничеству, явно недостаточно.

Отечественные и зарубежные ученые рассматривают бродяжничество как социально-психологический феномен (А.Г.Абрамова, М.И. Р. Блэкборн, Буянов, A.B. Быков, А. В. Гоголева, И. Ф. Дементьева, И. В. Дубровина, О. П. Карпова, В. В. Ковалев, А. М. Кожина, Ю. А. Клейберг, А. К. Осницкий, JI. М. Семенюк, Т. И. Шульга, и др.). Однако проблема бродяжничества не получила еще должного развития" с точки зрения индивидуально-психологических особенностей личности и стилевых характеристик саморегуляции поведения.

С точки зрения общей психологии склонность, к бродяжничеству рассматривалась двояко: и как асоциальная склонность личности, и как выбор> образа жизни, жизненного пути, человека. Склонность, как избирательная направленность личности на какую-либо, деятельность, изучалась в отечественной психологии Е. П. Ильиным, Н. Д. Левитовым, A.B. Орловым, С. Л. Рубинштейномкак проявление социальной направленности личности — K.K. Платоновымкак патологическое проявление личностиЮ. ВБытко, В. В. Ковалевым, В. В: Королевым, С. И. Кургановым, Ф. И. Ивановой, A.G. Личко, С. А. Беличевой, В. А. Емельяновым и др. Особый интерес для психологической науки представляет бродяжничество как образ жизни в рамках определения человеком жизненного пути. К этой проблеме в отечественной психологии первыми обратились Б. Р. Ананьев, Л. С. Рубинштейн, H.A. Рыбников и др.

Актуальность исследования обусловлена еще и тем обстоятельством, что знание индивидуально-психологических особенностей саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, имеет перспективу применения полученных данных в психокоррекционной работе с детьми, а также углубления и расширения: психологических знаний о механизмах подростковой безнадзорности и беспризорности, рост которой представляет собой не только негативное социальное явление, но и социальную опасность.

Состояние научной разработанности проблемы;

Теоретические и практические проблемы представлены: исследованиями, посвященными психологиисаморегуляциив отечественной и зарубежной науке (К.А.Абульханова-Славская, А. Адлер, Б. Р. Ананьев, П. К. Анохин, Г. Ю. Айзенк, H.A. Бернштейн, А. В. Брушлинский, Е. Галантер, Л. Гримак, О. А. Конопкин, А. Крауклис, Е. М Коноз, Ю. Куль, Л. Н. Леонтьев, Дж. Миллер, В. И. Моросанова, К. При брам, G. Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, В. Д. Шадриков, и др.). субъективный подход к исследованию психикичеловека (К.А.Абульханова-Славская, H.A. Бернштейн, С. Л. Рубинштейн, и др.) — концепция индивидуального стилясаморегуляции произвольной активности человека В. И. Моросановойпсихологические труды^. рассматривающие личностные аспектысаморегуляциипроизвольной активности человека (Б.Г.Ананьев, А. А. Асмолов, А. А. Бодалёв, А. В. Брушлинский, О. А. Конопкин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. А. Ошанин, А. В-Петровский, В. А. Петровский, С.Л.Рубинштейн^ В. И. Слободчиков, Е. О:Смирнова, А. А. Смирнов, Б. А. Сосновскищ и др.) — структурнофункциональный подход к изучению > процессов саморегуляции (О.А.Конопкин, В. И. Моросанова, В. И. Степанский и др.) — психологическая концепция об осознанной саморегуляции личности (Б.В.Зейгарник, О. А. Конопкин, Ю. А. Миславский и др.) — обобщённая модель регуляции психической деятельности (Ю.Я.Голиков, А.Н.Костин) — концептуальная модель регуляторного опыта человека (А.К.Осницкий) — уровневая схема регуляции жизнедеятельности (Г.Ш.Габдреева) — научная школа О. А. Конопкина, в рамках развития осознанной саморегуляции личности, применении дифференцированного подхода к исследованиям проблем бродяжничества.

Обоснованию содержания понятия, уровню сформированности и возможным причинам проявления и развития саморегуляции, а также её индивидуальных стилей посвящены работы зарубежных авторов (А. Адлер, Г. Ю. Айзенк, Л. Гримак, А. Крауклис, Х. Хекхаузен'и др.). В отечественной психологии существенное место в своих исследованиях данной проблеме уделили К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, H.A. Бернштейн, Г. И. Ефремова, O.A. Конопкин, Б. Ф. Ломов, В. И. Моросанова, И. В. Плахотникова, O.A. Прохоров и др.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью психологических исследований индивидуальных особенностей саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, в его взаимосвязи с личностно-характерологическими особенностями и недостаточной их изученности. Стремление изучить указанное противоречие, большая практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловили выбор темы, объекта, предмета данного исследования и определили его значимость.

Объект исследования — саморегуляция поведения подростков, склонных к бродяжничеству.

Предмет исследования — индивидуально-психологические особенности саморегуляции личности подростков, склонных к бродяжничеству.

Цель исследования — изучить индивидуально-психологические особенности саморегуляции личности подростков, склонных к бродяжничеству.

Гипотеза исследования — подростков, склонных к бродяжничеству, характеризует специфический уровень личностных особенностей, таких как: избегание ответственности, выраженность мотива смены деятельности, дезадаптивные формы активности, гипертимная акцентуация характера и низкий уровень развития саморегуляции поведения.

Специально разработанная программа личностно-ориентированного тренинга, направленная на формирование саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, может привестик изменению их индивидуальных способов саморегуляции, а также к формированию осознанной саморегуляции, которая способствует через регуляторный опыт формированию личностных качеств.

Задачи исследования,.

1. На основе результатов теоретических исследований в отечественной и зарубежной психологической науке уточнить сущностные характеристики индивидуальных особенностей саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, в ее взаимосвязи с личностно-характерологическими особенностями.

2. Эмпирическим путем исследовать уровни развития индивидуально-психологических особенностей личности и стилевых особенностей саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству.

3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи уровней-развития индивидуально-психологических особенностей личности и стилевых особенностей саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству.

4. Разработать и осуществить экспериментальную проверку эффективности программы личностно-ориентированного тренинга, направленного на формирование осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству.

5. По результатам исследования разработать рекомендации для практических психологов, специалистов социально-реабилитационных центров и социальных приютов для детей и подростков.

Теоретико-методологическая основа исследования. Исходными теоретико-методологическими основаниями стали принципы, разрабатываемые в отечественной психологии: принципы детерминизма и деятельностной обусловленности психических явлений (С.Л. Рубинштейн,.

A.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская^ и др.) — принципы развития и системного изучения личности (Л.В. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.), а также значимость исследования, определяется его включенностью в контекст субъектно-деятельностного подхода, имеющего богатые традиции в отечественной психологии. Основными характеристиками субъектной активности является её творческий характер, способность к саморегулированию и самоорганизации (С.Л.Рубинштейн, Н. А. Бернштейн, К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.). Исследования саморегуляции раскрывают психологические механизмы развития человека как субъекта деятельности фундаментальной в методологическом плане и требующей разработки конкретно в психологическом плане проблемы современной науки (О.А.Конопкин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий и др.). Актуальным для субъектного подхода к исследованию психики человека является изучение роли личности в саморегуляции произвольной активности человека (К.А.Абульханова-Славская, В. А. Иванников, Т. В. Корнилова,.

B.И.Моросанова, А. А. Обознов, Т. И. Шульга и др.).

Для. достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические методы, математические методы анализа данных.

Методы исследования.

Для решения задач, поставленных в диссертации, были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследованияэмпирическое исследованиеколичественный и качественный анализ полученных результатов, эксперимент. Психодиагностическими методиками, используемыми в исследовании были: «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Дж.Роттер, в адаптации Е.Ф.Бажина), «Оценка уровня притязаний» (В. К. Гербачевский), «Волевой самоконтроль» (А.Г.Зверков и Е.В. Эйдман), опросник К. Леонгарда-Н. Шмишека.

Для обработки результатов исследования использовались статистические методы (корреляционный анализ данных (линейный коэффициент корреляции Пирсона) — проверка достоверности различий (t-критерий Стьюдента), пакет программ STATISTICA for Windows, а также качественный метод — аналитическое сравнение.

Выборка исследования. В исследовании принимали участие 152 подростка социального приюта для детей и подростков «Алтуфьево» Департамента социальной защиты города Москвы и 74 подростка из общеобразовательных школ города Москвы (контрольная группа). Возраст испытуемых составлял 13−17 лет.

Этапы исследования.

Первый этап (2006;2007 гг.) — теоретико-аналитический — изучение научно-методической литературы по проблеме исследования, определение его концептуального аппарата, формулирование рабочей гипотезы.

Второй этап. (2007;2008 гг.) — эмпирический — психологическая диагностика: выявление индивидуальных различий между выборками, анализ и статистическая обработка полученных данных, а также определение роли и значения личностных качеств в формировании индивидуальных особенностей саморегуляции поведения изучаемых групп подростков.

Третий этап (2008 — 2009 гг.) — интерпретационный — теоретическое осмысление данных эмпирического исследования, их анализ, обсуждение и обобщение.

Надежность, достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась теоретико-методологической базой исследования, выбором адекватных задачам и целям исследования методических средств, достаточным объемом и репрезентативностью выборки испытуемых, применения методов статистической обработки данных, развернутой интерпретации количественных и качественных результатов.

В ходе исследования решена научная задача, которая состояла в изучении индивидуальных особенностей саморегуляции поведения подростков, склонных к, бродяжничеству, в их взаимосвязи с личностнохарактерологическими особенностями.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Обобщены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему индивидуально-психологических особенностей личности и ** ч* «саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству.

21 Выявлены и исследованы индивидуально-психологические особенности г личности подростков, склонных к бродяжничеству, такие как избегание личностной ответственности, выраженность мотива смены деятельности, низкий уровень волевого самоконтроля, гипертимная и возбудимая акцентуации характера.

3. Эмпирическим путем^ выявлены стилевые особенности саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, такие какиндивидуальные особенности планирования целей, особенности моделирования значимых условий их достижения, программирования действий, оценивания и коррекции результатов и регуляторно-личностных свойств: гибкости и самостоятельности.

4. Эмпирически доказано существование взаимосвязииндивидуально-психологических особенностей личности и стилевых особенностей саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, определяющейся уровнем сформированности индивидуальной саморегуляции произвольной активности, а именно особенностями планирования целей, моделирования значимых условий их достижения, программирования действий, оценивания и коррекции результатов и регуляторно-личностными свойствами: гибкость и самостоятельность.

5. Разработана и экспериментально апробирована программа личностно-ориентированного тренинга, направленного на формирование осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству. На основе результатов исследования разработаны рекомендации для практических психологов и специалистов социально-реабилитационных центров, социальных приютов для детей и подростков:

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования позволяют раскрыть индивидуально-психологические особенности личности, и стилевые особенности саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству.

На основе анализа отечественных и зарубежных концепций саморегуляции конкретизировано понятие стилевых особенностей саморегуляции произвольной активности подростков, склонных к бродяжничеству, проанализированы характеристики и уровни развития индивидуально-психологических особенностей личности и стилевых особенностей саморегуляции, а именно индивидуальные особенности планирования целей, моделирования значимых условий, программирования действий, оценивания и коррекции, 1 результатов, регуляторно-личностных свойства: гибкость, самостоятельность и общий уровень, развитости индивидуальной^ саморегуляции.

На основе теоретико-методологического анализа обобщены и систематизированы научные представления об индивидуально-психологических особенностях личности подростков, склонных к бродяжничеству, характеризующихся избеганием ответственности, неадекватной самооценкой, эмоционально-волевой незрелостью, социогенным инфантилизмом, трудностями социальной адаптации. Теоретически обоснована взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности и стилевых особенностей саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству.

В научный оборот введены новые эмпирические данные о взаимосвязи стилевых особенностей саморегуляции подростков, склонных к бродяжничеству, с личностно-характерологическими особенностями, такими как — избегание ответственности, мотивы смены деятельности, дезадаптивные формы активности, гипертимная и возбудимая акцентуации характера. Обоснована Программа личностно-ориентированноготренинга, направленного на формирование осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству.

Практическая значимость исследования определяется тем, что создана научная основа для разработки программ личностно-ориентированного тренинга, направленного на формирование осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству.

Разработана и апробирована Программа^ личностно-ориентированного тренинга, направленного на формирование осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, включающая три основных блока: мотивационный, личностный и поведенческий, представленные стратегиями преодоления социально нежелательного поведения, направлена на повышение степени осознанности саморегуляции, путем совершенствования процессов планирования жизненных целей, моделирования, значимых условий их достижения, осознанного создания программ действий и критериев оценивания результатов этих действий в соответствии с внешними условиями и индивидуальными ресурсами, а также создания условий для развития регуляторно-личностных свойств: самостоятельности и гибкости.

Программа личностно-ориентированного тренинга, направленного на формирование осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, необходима при решении научно-практических задач по оказанию психологической, помощи подросткам, склонным к бродяжничеству, их родителям, практическим: психологам, педагогам, специалистам социально-реабилитационных центров, социальных приютов для детей и подростков.

Теоретические результаты, исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсовлекцийспециальных курсов по дисциплинам «Психология развития», «Основы социально-психологического консультирования" — а также при разработке психологических программ повышения. квалификации специалистов социального профиля.

Основные положения-, выносимые на защиту:

1. Подростков, склонных к бродяжничеству, характеризует специфический уровень, личностных особенностей, выраженный рядом таких характеристик, как освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведенияи моральных границ, рост саморазрушающего поведения, отсутствие чувства психологической защищенности, которое ослабляет потребность подростка в общении, деформирует ее, либо редуцирует, а также избегание ответственности, мотив смены деятельностинизкое развитие волевого самоконтроля, гипертимная и возбудимая акцентуации характера.

Т. Индивидуально-типические профили саморегуляции подростков, склонных к бродяжничеству, характеризуются" низким развитием, процессов моделированиязначимых-, условий" достижения цели и" оцениванием результатов действий при низком общемуровне саморегуляции, что приводит к возникновению высокой тревожности, чувству напряженности в ситуациях общения и, как следствие, к крайне малой эффективности деятельности. Низкий уровень развития регуляторно-личностного свойства — гибкости, приводит к неспособности адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. При низком уровне развития общей саморегуляции потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформированавыражена зависимость от ситуации и мнения окружающих людейвозможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей снижена по сравнению с подростками с высоким уровнем регуляции.

3. Индивидуально-психологические особенности личности, подростков, склонных к бродяжничеству, такие как избегание личностной ответственности, гипертимная и возбудимая акцентуации характера, мотив смены деятельности, дезадаптивные формы активности, имеют взаимосвязь со стилевыми особенностями саморегуляции поведения, выраженными определенной степенью сформированности индивидуальной саморегуляции произвольной активности, а именно индивидуальными особенностями планирования целей, моделирования значимых условий их достижения, программирования действий, оценивания и коррекции результатов и регуляторно-личностными свойствами: гибкость и самостоятельность.

4. Повышение уровня осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, посредством специально разработанной и’экспериментально апробированной программы личностно-ориентированного тренинга предполагает совершенствование процессов планирования жизненных целей, моделирования> значимых условий их достижения, осознанного создания программ действий и критериев оценивания результатов этих действий в соответствии с внешними условиями и индивидуальными ресурсамисоздание условий для развития регуляторно-личностных свойств: гибкости и самостоятельности.

5. В работе практического психолога, специалиста социальных приютов, при разработке стратегий и программ психокоррекционной работы с подростками, склонными к бродяжничеству, необходимо учитывать индивидуальные особенности саморегуляции подростков, склонных к бродяжничеству, в его взаимосвязи с личностно-характерологическими особенностями.

Апробация и внедрение результатов исследований. Результаты исследования, теоретические и эмпирические данные нашли свое отражение в научных докладах и тезисах, изложенных автором на VIII Всероссийском социально-педагогическом* конгрессе «Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы» (Москва, 2008) — VIII Международном социальном конгрессе «Россия в многополярном мире: новые реалии и перспективы развития» (Москва, 2008) — в материалах межвузовского сборника научных трудов «Ученые записки» (Москва, 2006) — в материалах сборника статей «Вопросы гуманитарных наук» (Москва, 2008) — в материалах межвузовского сборника научных трудов «Социальная политика и социология» (Москва, 2009) — на заседании кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета.

Материалы диссертационного исследования отражены в 7 публикациях автора.

Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили логику изложения материала и общую структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 235 наименований, из которых 17 — на иностранном языке. В качестве иллюстраций в тексте диссертации содержится 18 таблиц, 13 рисунков и 5 приложений.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИССЕРТАЦИИ.

Результатом диссертационного исследования явились следующие выводы:

1. Подростков, склонных к бродяжничеству характеризует специфический уровень личностных особенностей, выраженный рядом таких характеристик, как освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, рост саморазрушающего поведения, отсутствие чувства психологической защищенности, которое ослабляет потребность подростка в общении, деформирует ее, либо редуцирует, а также избегание ответственности, мотив смены деятельности, низкое развитие волевого самоконтроля, гипертимная и возбудимая акцентуации характера.

2. Закономерной и отличительной чертой подростков, попадающих в детские приюты, является отсутствие мотивов, связанных с временной перспективой, более или менее отдаленным будущим. Это имеет разные конкретные формы выражения — от чисто детской непосредственности, неумения держать себядо нежелания задуматься над своими жизненными планами даже в случае острой необходимости. У большинства подростков, прибывающих в детские приюты, самооценка занижена. Интеллектуальные интересы бедны, не развиты учебные умения’и навыки.

3. Индивидуально-психологические особенности личности, подростков, склонных к бродяжничеству, такие как избегание личностной ответственности, гипертимная и возбудимая акцентуации характера, мотив смены деятельности, дезадаптивные формы активности, имеют взаимосвязь со стилевыми, 1 особенностями саморегуляции поведения, выраженными определенной степенью сформированности> индивидуальной саморегуляции произвольной активности, а именно индивидуальными ¦ особенностями планирования целей, моделированием значимых условий их достижения, программированием действий, оцениванием и коррекцией результатов и регуляторно-личностными свойствами: гибкость и самостоятельность.

4. Специфику индивидуально-психологических особенностей личности подростков, склонных к бродяжничеству, составляет сочетание следующих характеристик: избегание личностной ответственности, неадекватная самооценка, дефицитарная мотивация при полном отсутствии мотивации роста и развития, дезадаптивные формы активности, асоциальная личностная позиция, искаженность ценностно-смысловой структуры, деформация социальных связей:

5. Индивидуальная" саморегуляции личности подростков, склонных к бродяжничеству, характеризуется недостаточным развитием функциональных звеньев: моделирование значимых условий достижения целейособенности контроля, коррекции и оценивание своей активностирегуляторно-личностное свойство — гибкость и степень осознанной саморегуляции, что выражается в трудностях планирования своей деятельности, когда не продумываются пути и способы достижения целей, что приводит к высокой тревожности, чувству напряженности в ситуациях общения и, как следствие, к крайне малой эффективности деятельности. В общении такие подростки болезненно мнительны, стараются держаться обособленно. Им свойственна низкая социальная адаптивность, которая является препятствием к самореализации, к самоорганизации в трудных жизненных обстоятельствах и именно наличие данных факторов способствует самовольным уходам подростков из дома и лежит в основе систематического бродяжничества.

6. Основными результатами применения специально разработанной программы личностно-ориентированного тренинга, направленного на формирование осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, являются значимые позитивные сдвиги в показателях: индивидуальные особенности планирования целеймоделирование значимых условий достижения целейособенности программирования действийособенности контроля и оценки результатов своей активностирегуляторно-личностных свойствах: гибкость и самостоятельность и как следствие, общей саморегуляции произвольной активности. Таким образом, программа, личностно-ориентированного" тренинга, направленная на формирование осознанной саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, может быть рекомендована практическим психологам и специалистам социальных приютов для детей и подростков, а также социально-реабилитационных центров.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу, правильность постановки задач и.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В структуре личности подростков, склонных к бродяжничеству, существуют ярко выраженные особенности личностных качеств, которые формируют регуляторные особенности саморегуляции поведения, учёт которых позволяет эффективно строить коррекционно-развивающую работу, усилить коррекционно-развивающий эффект психологического сопровождения подростков, склонных к бродяжничеству.

2. Психологическая коррекция стилевых особенностей саморегуляции личности подростков, склонных к бродяжничеству: индивидуальных особенностей планирования целей, моделирования значимых условий достижения целей, особенностей программирования действий, особенностей контроля и оценки результатов своей активности, будет способствовать психологической коррекции индивидуальных особенностей в личностной сфере, а также способствовать повышению уровня осознанной саморегуляции произвольной активности подростков, склонных к бродяжничеству. Что позволит предотвращать в поведении подростков, склонных к бродяжничеству: высокую тревожность, чувство напряженности в ситуациях общения и, как следствие, повышать эффективность развития и деятельности.

3. Комплекс выявленных закономерностей в механизме формирования стилевых особенностей саморегуляции и личностно-психологических характеристик подростков, склонных к бродяжничеству, может быть использован при разработке коррекционных программ социально-психологической помощи и успешной коррекции деформаций личности.

4. Полученные психологические характеристики, эмоциональной сферы взаимосвязи личностных качеств и стилевых особенностей саморегуляции поведения подростков, склонных к бродяжничеству, определят выбор адекватных методов психологической коррекции и восстановительного обучения для оптимизации психических процессов и улучшения социальной адаптации подростков. л г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности.М., Наука, 1973.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности//Проблемы психологии личности.М., 1982. С. 32−41
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1992.
  4. Адаптация и социализация детей, лишённых семейного окружения: Материалы обл. науч.-практ.конф. (6−8 дек. 1994 г.) Кемерово, 1995.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., Фонд «За экон. грамотность», 1995.
  6. A.B. Психорегулирующая тренировка. М., ФК и С, 1979.
  7. A.B. Себя преодолеть! М., 1979.
  8. Л.С., Белова С. М., Георгис Д. Ж., Николаева Л. С. Развитие отношений с семьёй как основа профилактики социального сиротства. -М.:РБООИ, 2002, 66 с.
  9. Л.С. Социальная реабилитация подростков//семья в Росси.1995. № 2.
  10. Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. М., 1990.
  11. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
  12. .Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально дезадаптированных подростков: Дис. в виде науч. Доклада д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977.
  14. .Г. Человек как предмет познания. СПб., Питер, 2001.
  15. А.Д. Отношение к школе и учению //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту.-М., 1987. Гл И.
  16. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978.
  17. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем/Шринципы системной организации функций. М.: Наука, 1981. С.4−8.
  18. К. Драмотерапия и личностные расстройства: эхо насилия.//Драмотерапия: практические исследования. / Пер. с англ. -М.:ЭКСМО-Пресс, 2002.-е. 11−27.
  19. Ю.М., Бородин C.B. Преступность и психические аномалии. -М.: Наука, 1987.-205с.
  20. A.JI. Беспризорные дети России//Социс, № 9, 2003, с.61−72.
  21. В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личности. М., 1976.
  22. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  23. В.М., Микадзе Ю. В. Обучение и воспитание «детей группы». Хрестоматия. М., 1996.
  24. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. -М.: Просвещение, 1991.
  25. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. дис. д-ра псих. наук. М., 1989.
  26. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  27. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. JL: Наука, 1988.
  28. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
  29. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., Медицина, 1966.
  30. В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М., Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЕК“, 1997.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.
  32. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1979.№ 2 (а).
  33. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1979.№ 4 (б).
  34. Л.И., Неймарк М. С. „Значащие переживания“ как предмет психологии//Вопросы психологии, 1972.№ 1.
  35. Е.И. Время реакции человека. М., 1964.
  36. Большой психологический словарь/Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.-СПб.-М., 2003.
  37. Дж. Привязанность. М., 2003.
  38. Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей, — М., 2004
  39. . У. Два мира детства. -М., 1976.
  40. Е.С. Семья без родителей: Социально-педагогическая система Германа Гмайнера.-М., 1993.
  41. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.-Спб, 1999.
  42. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  43. БФ „Женщины и дети, прежде всего“. Программа „Мы сами“, часть 1. -М., 2006.
  44. А.В., Шульга Т. И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков М. УРАО. 2001.
  45. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб. бПитер Ком, 1998.
  46. Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста.-СПб.-М., 2004.
  47. Введение в практическую социальную психологию/Ред. Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, О. В. Соловьёва. М., Смысл, 1996.
  48. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  49. З.И. Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1993.
  50. Вы решили усыновить ребенкаавт.Г. С. Красницкая и др. М., 2001.
  51. Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч.: в 6 т. -М., 1982.Т.2.
  52. Л.С. История развития высших психических функций//Собрание сочинений: В 6 томах. Т.З.- М.: Педагогика, 1983.- 328с.
  53. Л.С. //Собрание сочинений: В 6 томах. Т.4.- М.: Педагогика, 1984,-242с.
  54. Л.С. Проблема возраста. Собр.соч.: В 6 т. -М., 1984. Т.4.
  55. Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка./ Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., А. А. Пузырея. -М.: Педагогика, 1982.- С. 161−165.
  56. Ю.Б. Общаться с детьми. Как? М., 1995.
  57. М. Психология и психиатрия: Терминологический словарь.-СПб., 2003.
  58. . Что такое психология: в 2-х т. Т.2: Пер. с франц.-М.:Мир, 1992-С.126−214.
  59. Ю.Я., Костин А. Н. Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности/ЯТроблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Изд-во „Институт психологии РАН“, 1999. С.6−80.
  60. A.A. Образная сфера человека. М., 1992.
  61. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности. Дисс.. канд. психол. наук, -М., 1995.
  62. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987.
  63. Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально-гуманистической психологии.//Вопр. Психол., 1994. -№ 1.-С.92−96.
  64. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Автореф. Дисс. Канд. Психол. Наук. М., 1983.
  65. Н.И. Психологическая готовность к школе. -СПб., 2004. •
  66. Л. Психологический тренинг саморегуляции. М., 2008.
  67. В.В. Личности надо выделаться// С чего начинается личность? М., 1979.
  68. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  69. Данилова Е. Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9−11 лет: Автореф.дис.канд.психол.наук.-М., 1990. 71., Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб, 1992.
  70. М. Мыслительная деятельность детей.-М., 1985.
  71. Дети „группы риска“. Материалы Междунар. Конф. СПб., 2001.
  72. Дети улицы. Подростково-молодёжные альтернативы (знакомство, пути взаимодействия, профилактика и реабилитация). Спб,: Изд-во АМИР, 2000, с. 10 (Борисов В. А. Современное состояние беспризорности и безнадзорности).
  73. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 385−404.
  74. И.С. Кон. Девиантное поведение /Психология ранней юности.-М.: Просвещение, 1989-е., 23 7−254.
  75. В.А. Улица-подросток-воспитатель. М., 1991.
  76. И.М. Развитие способности к психическому самоуправлению у детей с дезадаптивным поведением. Дисс.. канд. психол. наук. — Казань, 1997.-25с.
  77. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
  78. А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
  79. .В. Личность и патология деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1971.
  80. .В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1981. № 2. — С. 9−14.
  81. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии//Психол.ж. 1988. Т. 11 № 2. С. 122−132.
  82. Е.В. Личность и саморегуляция поведения//Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференц. психофизиологии: Сб. науч. тр./НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М, 1979. — С. 24−27.
  83. Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних. Дисс. док-ра психол. наук. Ленинград, 1969.
  84. М.А., Мастеров Б. М. Саморегуляция во взаимодействии//Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Смысл, 1996.
  85. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: МГУ, 1991, — 142с.
  86. В.А. Задачи социальной службы помощи детям//Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., 1992.
  87. Игнатьева Н. Д. Сравнительно еизучение особенностей личности детей: Автореф.дис.канд.психол.наук.-Л., 1981.
  88. Е.П. Психология воли. Спб.: Питер, 2000.
  89. В.А., Орёл В. И., Середа В. М. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. -СПб: Изд-во АМИР, 2002, 105 с.
  90. Н. Дети на обочине//Законность. 1992. № 11.
  91. H.A. и др. Диагностические аспекты профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Методические рекомендации.-М., 1989
  92. Г., Бокум Д. Психология развития.-СПб., 2004.
  93. М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений.-СПб.: Питер, 2005.-304 е.: ил.-(Серия „Детскому психологу“)
  94. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
  95. O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект)//Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5−12.
  96. O.A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности//Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18−26.
  97. Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского .-М., 1985.
  98. В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения/В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  99. Кун Д. Основы психологии.-СПб., 2002.
  100. ЛангеймерИ., Матейчек -3. Психическая депривация в детском возрасте.-Прага, 1984.
  101. O.E., Чепурных Е. Е., Майоров А. Н., Золотухина В. И. Дети улиц. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад/Под ред. Майорова А.Н.М.:Интеллект-Центр. 2001. С.16−19.V162
  102. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения//Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.-М.Д983.Т.1.
  103. Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности. // Гуманитарные проблемы современной психологии. 2005, № 7. — С. 16−21
  104. A.B. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999. 108: Лившиц Е. Социальные корни беспризорности. М., 1925.
  105. A.A. Дети без родителей. М., 1987
  106. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс.-Ростов н/Д: Книжное изд-во, 1991.-224 с.
  107. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  108. Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С. Выготского//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. „Психология“. 1983. № 1. С. 31−40.
  109. Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие .- Ростов н/Д!: Феникс, 2000, — 576 с. -(Учебники „Феникса“),
  110. Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.- СПб.: Речь, 2008.-192 с.
  111. Е.И. Саморегуляция поведения, ее развитие и формирование у социально дезадаптированных подростков: Диссертация. кандидата психологических наук, Омск, 2001.
  112. Математическая статистика для психологов: Учебник/О.Ю. Ермолаев.-М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.-336 с. -(Библиотека психолога).
  113. Методическое пособие для психологов, работающих в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. М., Издано с участием рекламного агентства „4ТЕ Арт“, 2002, 68 стр.
  114. Мид М. Культура и мир детства.-М., 1988.
  115. МКБ 10. Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994.
  116. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте (в соответствии с МКБ-10). -М.: Смысл, 2003, с. 358.
  117. В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности//Вопросы психологии. 1991. № 1. 121−127.
  118. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции и произвольной активности человека//Психол.ж. 1995. Т. 16 № 4. С. 26−36.
  119. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.
  120. В.И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека//Вопросы психологии.2000 № 2. С. 118−127.
  121. В.И. Опросник „Стиль саморегуляции поведения“ (ССПМ): Руководство. М.: Когито-Центр, 2004. — 44 с. (Психологический инструментарий).
  122. Моросанова В. И, И. В. Плахотникова, Е. А. Аронова и др.- Под. ред. В. И. Моросановой. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека. М.: Психологический ин-т РАО, 2006.-320 е.: ил. -(Фундаментальные исследования в психологии).
  123. В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых „трудных“ детей в условиях массовой школы (в связи с задачами коррекционной работы). Дис.канд.психол.наук.-Л., 1979.
  124. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка.-СПб., 2003.
  125. И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.
  126. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков.-М., 1972.
  127. Г. С., Филимоненко Ю. И., Нольшин А. К. Психологические аспекты саморегуляции состояний. Л., 1986.
  128. H.A. Реализация свободы, в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков: Автореф. дис. к. пс. наук. Тобольск, 2005.
  129. Н. Развитие личности ребенка. Спб., 2002.
  130. Л. Возрастная психология. М., 1996.
  131. Р.В. Технологии практического психолога образования. М-, 2001
  132. Олиференко Л Я., Шульга Т. Н., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей „группы риска“. Mi, 2002.
  133. Основы социально-психологической теории г Учебное пособие, для социологов, психологов, преподавателей и студентов. Под- общей ред. A.A. Бодалева и А. Н. Сухова.-М.: Международная педагогическая ¡-академия, 1995. -.77−92.
  134. Н.Г. Психодрама: помощь детям» пережившим насилие//Педагогика, 2001.- № 3.-С. 86−96.
  135. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения/ Под. ред- М.Н. Лазутовой- М., 1995.
  136. Павлов И. П Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных- Полн. Собр. Соч. M.-JI., 1951. Т.З.
  137. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  138. ., Инхельдер Б. Психология ребенка. СПб., 2003.
  139. В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: «Приз», 1994.-320 с. .
  140. А.К. Психологические факторы произвольной саморегуляции состояний. Автореф. Канд. Дис. Л., 1983.
  141. Практическая психодиагностика (Методики и- тесты)/ Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом:"Бахрах", 1998.
  142. M. Д. Динамика развития саморегуляции поведения у мальчиков воспитанников социальных приютов. // Психологическая наука и образование — 2008, № 1 — С. 5 — 13
  143. A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте//Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. — М., 1984.
  144. A.M., Толстых H.H. Совместна работа педагога и психолога по изучению личности учащегося//Психологическая служба в школе. -Таллин, 1983.Т.1.
  145. A.M., Толстых H.H., Юферева Т. Н. Подростковый возраст//Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.
  146. A.M., Толстых H.H. Дети без семьи. Ml, 1990 (б).
  147. A.M., Толстых H.H. Выделение категорий трудных детей//Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.Ч.Ш, гл. 1.
  148. A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. 2-е изд.-СПб.: Питер, 2005.-400 е.: ил.-(Серия «Детскому психологу»).
  149. Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних: в помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации/Ютв.ред. K. MI Иващенко-М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002.
  150. А. О. Методы психической саморегуляции. Казань, 1990.
  151. А. О. Интегрирующая функция психических состояний//Психол. ж. 1994. Т. 15. № 3. С. 136−146.
  152. А. О. Психический состояния и’их функции. Казань, 1994.
  153. А. О. Модель регуляции психических состояний. Серия «Психология». Нижнекамск, 2002.
  154. А. О. Функциональная структура регуляции, психических состояний //Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического’общества. М., 2002. Т. 9. Выпл.2.
  155. А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕР СЭ, 2005.- 352 с.
  156. Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под. ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1980.
  157. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Сост. Никишина В. Б., Василенко Т. Д. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 208 с. — (Социальная работа).
  158. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/О.Н. Истратова, Т. В1 Эксакусто.-375, 1. е.: ил. (Психологический практикум).
  159. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.-М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.-160 с.
  160. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. И общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе.-СПб.: Питер, 2002.-384 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  161. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В .Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74−77.
  162. Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб. Литер, 1998.
  163. Развитие ребенка/Под ред.А. В. Запорожца и Л. А. Венгера.-М., 1968.
  164. Ч. Критический словарь психоанализа. -СПб., 1995.
  165. М. Помощь трудным детям. М.: Апрель Пресс, 1999.-423 с.
  166. А. Большой толковый психологический словарь: В 2 т.-М., 2000.
  167. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999.
  168. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека.-М., 1994.
  169. Российская педагогическая энциклопедия/Гл.ред. В. В. Давыдов.-М., 1993. Т.1.
  170. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Ан СССР. 1957.
  171. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  172. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
  173. Руководство практического психолога (психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы)/ Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  174. Руководство практического психолога (психологические программы ' развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте) /Под ред.
  175. И.В. Дубровиной. М., 1995.
  176. Т.Я., Цымбал Е. И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л. Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.
  177. Г. В., Шульга Т. И. Социальная адаптация беспризорных и безнадзорных детей и технологии работы с ними: Методические рекомендации. М.: Изд-во УРАО, 2004.-128 с.
  178. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975.
  179. Л.С. Трудные дети. М.-Воронеж, 1998.
  180. Словарь русского языка: В 4 т./Под ред. Е. И. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1987. Т.З.С.695.
  181. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.
  182. Словарь практического психолога /В.Б. Шапарь. -М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Торсинг», 2004. 734, 2. с. — (Библиотека практической психологии.)
  183. Социально-педагогические методы оценки социального развития ' дезадаптированных подростков//Вестн. психосоциол. и коррекц.-реабилитац.1. Работы. 1995 № 1.
  184. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности//Под общ. ред. Г. М. Иващенко. М.: Просвещение, 2002.
  185. Г. А. Сознание и самосознание. М., 1972.
  186. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/Под ред.С. Ю. Циркина.-СПб., 1999.
  187. Э. П. Психологические основы дисциплины. Учебное пособие. — М.: МО РФ, 1993.-236 с.
  188. Ю.И. Показатели успешности психической саморегуляции состояний/ЛЗестник ЛГУ. 1982.№ 23. С. 78−79.
  189. А.Н. К вопросу о причинах эмоционального дискомфорта ребёнка в процессе обучения в школе и возможностях эмоциональной саморегуляции/УПсихология психических состояний. Казань, 2003. С. 313.
  190. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991.
  191. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций//История психологии. М.: МГУ, 1992.
  192. А.Я. Теория и методика эмоциональной регуляции учебной деятельности. Одесса: АстроПринт, 1999.
  193. Е. Психологический стресс. М., 1996.
  194. Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.
  195. Г. Т. Семья глазами ребенка.-М., 1989.
  196. A.C. Рефлексия в развитии и становлении человека//Ежегодник Росс. Психолог. Об-ва. Психология и её приложения. Т.9. Вып.1. М., 2002. С. 47−49.
  197. Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003.
  198. Л.В. Программа психологической реабилитации школьников. М., 1996.
  199. Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М., 1954.
  200. Т.И., Л .Я. Олиференко. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки.
  201. М.: Изд-во УРАО, 1997. 100 с. с
  202. Шульга Т.И., JI.Я. Олиференко. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй: Метод. Рекомендации специалистам. М., 1999.
  203. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска» М.: Изд-во УРАО, 1999.-104 с.
  204. М., Смекал В. Диагностика воспитательных и учебных затруднений в педагогико-психологическом консультационном деле// Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  205. В.И. Формирование индивидуального стиля саморегуляции состояния в процессе обучения. Автореф. Дисс. Канд. Наук. М., 1994.
  206. Эмоциональная регуляция учебной деятельности/ Под ред. А. Я. Чебыкина. М., 1988.
  207. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3 т.-М., 1982−1984.
  208. Э. Идентичность: Юность и кризис.-М., 1996.
  209. Юнг К. Аналитическая психология//История зарубежной психологии. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  210. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.
  211. И.В. Депривированные дети: Проблемы здоровья и адаптации. Иркутск. Изд-во ИГПУ, 2002−160 с.
  212. Н.Н. Психологические основы саморегуляции и самоорганизации социальных систем. Самара, 1995.
  213. Н.Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности. Автореф. Дисс. Доктора наук. СПб., 1998.
  214. Personality reflection and introspection in youtli/Gootkina № l//Workshop «Socio Cognitive Dev. Child», Moscow, 11−14 May, 1993: Abstr. — M., 1993. C- 77.
  215. Brandt A. Giistav Psychologie und Psychopathologie fiir sociale Berufe.-Darmstadt: Druck und verlangs -Gesellschaft, 1975. 41 Is.
  216. Dunn J. Distress and comfort. Cambridge. 1977. 218. Kuhl J. Motivation, Konflikt und Handlungskontrolle. Berlin- Heidelberg- N. Y.: Springer, 1983.
  217. J., Beckmann J. (eds). Action control: From cognition to behavior. Berlin- Heidelberg- N. Y.: Springer, 1985.
  218. Lexikon der Psychologic / Red: Prof W. Arnold, Prof H. Eysenck, Prof R. Meili. Bern: Bechtermiinz, Verl., 1996. — 3 Bande.
  219. , J. «Complexity-simplicity as a personality variable in cognitive and preferential behaviour» Dorsey Press, Homewood, IL, 1961.
  220. Bobic, M., Davis, E., and Cunningham, R. «The Kirton adaption-innovation inventory», Review of Public Personnel Administration (19:2), Spring 1999, pp 18−31.
  221. , J.M. «The issue of cognitive style in MIS/DSS research», 1991.
  222. , M. «Adaptors and innovators: a description and measure», Journal of Applied Psychology (61:5) 1976, pp 622—629.
  223. , M.J. «Field Dependence and Adaption Innovation Theories», Perceptual and Motor Skills, 1978, 47, pp 1239 1245.
  224. Kirton, M. J. Adaption and innovation in the context of diversity and change Routlcdge, London, 2003, P. 392
  225. , M.J. «Using cognitive style measurements to forecast user resistance», 14th Annual conference of the National Advisory Committee on Computing Qualifications, Napier, New Zealand, 2001, pp. 95−100.
  226. , E. R., & Deary, I. J. (2006). Examining wholistic-analytic style using preferences in early information processing. Personality and Individual Differences, 41, 3−14.
  227. , G. «Styles and Strategies of Learning», British Journal of Educational Psychology (46:11) 1976, pp 128—148.
  228. Riding, R.J., and Cheema, I. «Cognitive styles — An overview and integration.», Educational Psychology (11:¾) 1991, pp 193—215.
  229. Riding, R.J., and Sadler-Smith, E. «Type of instructional material, cognitive style and learning performance.», Educational Studies (18:3) 1992, pp 323—340.
  230. Witkin, H.A., Moore, C.A., Goodenough, D.R., and Cox, P.W. «Field dependent and field independent cognitive styles and their educational implications», Review of Educational Research (47:1), Winter 2007.
  231. Yarrow L.Y. Maternal deprivation // The child: his psychological and cultural development// J. Normal development. I Normal development and psychological assessment. 2002. 5. 14. r
Заполнить форму текущей работой