Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальная и многоаспектная проблема формирования мотивации учения обсуждается в литературе с разных позиций. Создание условий и ситуаций развертывания активности, учет прошлого опыта, внутренних и внешних факторов, влияющих на мотивацию, является предметом ряда научных исследований. Труды А. К. Марковой посвящены формированию мотивации учения школьников, В. Г. Леонтьев заостряет внимание… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы исследования динамики мотивации учения студентов в вузе
    • 1. 1. Теоретические подходы в исследовании потребностей и мотивов в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Мотивация учения студентов в вузе
    • 1. 3. Психологические особенности структуры мотивации учения студентов педагогического вуза
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование динамики мотивации учения студентов педагогического вуза
    • 2. 1. Организация, методы и методики эмпирического исследования
    • 2. 2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования мотивации учения студентов педагогического вуза
    • 2. 3. Динамика структурных элементов мотивации учения студентов педагогического вуза
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. Формирование мотивации учения студентов педагогического вуза
    • 3. 1. Пути и способы формирования мотивации учения студентов педагогического вуза
    • 3. 2. Модель формирования мотивации учения студентов педагогического вуза
    • 3. 3. Тренинг формирования мотивации учения студентов педагогического вуза и анализ его эффективности
  • Выводы по главе III

Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и её формирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современная система высшего педагогического образования функционирует и развивается в новых политических и социально-экономических условиях, которые определяют не только пути и направления ее развития, но и связанные с этим проблемы. Образовательный процесс в педагогических вузах осуществляется, с одной стороны, на фоне возрастающих требований к профессиональной подготовленности выпускников, с другой — на фоне падения престижа педагогической профессии и снижения профессиональной компетентности педагогов.

Совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлено многими факторами, среди которых одним из наиболее важных является мотивация учения студентов. Проблема мотивации учения студентов — одна из фундаментальных для педагогической психологии, ведь ее результатом являются успешное познание, удовлетворенность учением, овладение отношениями в учебном коллективе, а в конечном итоге — качество подготовки специалистов. Кроме того, будущие педагоги без знания путей и способов мотивирования учащихся не смогут в своей профессиональной деятельности развивать мотивацию учения школьников.

В отечественной психологии проблемы учения разрабатываются на базе культурно-исторической теории (Л.С. Выготский), принципа единства психики и деятельности (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), в рамках теории развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).

Учение студентов в вузе рассматривается в многочисленных исследованиях (B.C. Аванесов, H.A. Бакшаева, Б. А. Бенедиктов, A.A. Вербицкий, Р. В. Габдреев, М. И. Дьяченко, Г. В. Икрин, Л. Б. Ительсон, Л. А. Кандыбович, В. Т. Лисовский, В. Я. Ляудис, Е. К. Матлин, Н. М. Пейсахов,

С.С. Самыгин, С. Д. Смирнов, В. Я. Якунин и др.), однако остается малоизученным вопрос о взаимосвязи динамики мотивации учения студентов и смены видов деятельности учения.

В учении студентов разные мотивы действуют одновременно, преобладание той или иной группы мотивов и их взаимосвязь определяют психологические особенности структуры мотивации учения и ее динамику. Понятие «структура мотивации» в отечественной психологии применяется, когда речь идет о доминировании, иерархии мотивов, выделении основных групп и подгрупп мотивов (В.А. Бодров, Л. И. Божович, В.Г. Леонтьев). Динамика элементов структуры мотивации рассматривается в трудах Л. И. Божович и А. К. Марковой в плане смены доминирующих мотивов по их содержанию и иерархизации.

Актуальная и многоаспектная проблема формирования мотивации учения обсуждается в литературе с разных позиций. Создание условий и ситуаций развертывания активности, учет прошлого опыта, внутренних и внешних факторов, влияющих на мотивацию, является предметом ряда научных исследований. Труды А. К. Марковой посвящены формированию мотивации учения школьников, В. Г. Леонтьев заостряет внимание на формировании потребностей, A.A. Вербицкий и H.A. Бакшаева — на проблеме формирования учебной мотивации в контекстном обучении. В работах Р. И. Цветковой и Г. И. Щукиной рассматриваются общие вопросы формирования мотивации студентов.

Таким образом, несмотря на многочисленность исследований мотивации учения студентов, в существующих психолого-педагогических исследованиях основные понятия, описывающие мотивационную сферу (потребность, мотив, мотивация), трактуются расширительно, их классификации недостаточно четки, не определен характер динамики мотивации учения студентов в ходе обучения в вузе, не обоснована взаимосвязь мотивов и смыслов, отсутствуют модели формирования мотивации учения студентов, необходимые для разработки соответствующих программ.

В целом актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречий:

— между расширительной трактовкой основных понятий, описывающих мотивационную сферу (потребность, мотив, мотивация) и нечеткостью их классификаций;

— между взаимодействием мотивационных и смысловых составляющих в мотивации учения студентов педагогического вуза и неразработанностью в отечественной педагогической психологии понятия мотивационно-смысловых образований;

— между существованием взаимосвязи динамики мотивации учения студентов педагогического вуза и смены видов деятельности учения и недостаточной ее изученностью;

— между необходимостью формирования мотивации учения студентов педагогического вуза и отсутствием соответствующих моделей.

Проблема исследования заключается в выявлении особенностей и способа формирования мотивации учения студентов педагогического вуза.

Объект исследования: мотивация учения студентов.

Предмет исследования: структура, динамика и модель формирования мотивации учения студентов педагогического вуза.

Гипотезы исследования:

1. Структура мотивации учения студентов педагогического вуза объединяет познавательную мотивацию, мотивацию достижения успеха, личностные мотивационно-смысловые образования и реализуется в мотивационных стратегиях.

2. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза обеспечивается разным соотношением ее структурных элементов и сменой видов деятельности учения в процессе обучения в вузе.

3. Модель формирования мотивации учения студентов педагогического вуза носит комплексный характер и направлена на изменение соотношения структурных элементов мотивации учения и обеспечение психолого-педагогического взаимодействия субъектов процесса обучения.

4. Оценка эффективности модели формирования мотивации учения студентов педагогического вуза производится на основании выделенных критериев.

Цель исследования: выявление структуры и динамики мотивации учения студентов педагогического вуза, разработка и реализация модели ее формирования.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

1) теоретический анализ проблемы динамики и формирования мотивации учения студентов педагогического вуза;

2) определение структуры мотивации учения студентов педагогического вуза на всех курсах обучения;

3) исследование динамики мотивации учения студентов педагогического вуза;

4) разработка и апробация методики изучения мотивации учения студентов педагогического вуза;

5) разработка и реализация модели формирования мотивации учения студентов педагогического вуза.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: системный подход к анализу психических явлений (Б.Ф. Ломов), принцип развития (JI.C. Выготский), деятельностный подход к трактовке и изучению мотивации (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) и деятельности учения (И.И. Ильясов), положения о мотивационно-смысловых образованиях (Б.С. Братусь, Ю. М. Орлов, Б.А. Сосновский), концепции мотивации учения (Л.И. Божович, А. К. Маркова, В. Э. Мильман, Е. Ю. Патяева, П. М. Якобсон, В.А. Якунин).

В соответствии с предметом исследования использовались следующие методы: теоретическое моделирование процесса формирования мотивации учения студентов педагогического вуза с целью создания психолого-педагогических условий формирования мотивации ученияпсиходиагностический метод для изучения структуры мотивации ученияформирующий экспериментматематико-статистические методы (критерий Манна-Уитни, критерий Краскала-Уоллеса, корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ, критерий Вилкоксона).

Методики: методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» М. В. Овчинникова, С. А. Пакулинойметодика «Изучение мотивации достижения успеха» С.А. Пакулинойтест-опросник мотивационно-смысловых образований Ю. М. Орлова — Б. А. Сосновскогосемантический дифференциал Ч. Осгудаметодика «Конструктивность мотивации» О. П. Елисеева.

База исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2008 гг. в Челябинском государственном педагогическом университете (ЧГПУ). В пилотном исследовании приняли участие 390 студентов 1−5 курсов факультета психологии, факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности ЧГПУ, в формирующем эксперименте принял участие 21 студент факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности ЧГПУ.

Научная новизна исследования состоит: в определении структуры мотивации учения студентов педагогического вуза (познавательная мотивация, мотивация достижения успеха, мотивационно-смысловые образования);

— в определении мотивационно-смысловых образований как единства мотивов и личностных смыслов учения студентовв исследовании динамики мотивации учения студентов педагогического вуза и построении факторных структур мотивации учения на каждом курсе обучения;

— в разработке и реализации модели формирования мотивации учения студентов педагогического вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается: для общей психологии — в конкретизации основных понятий, описывающих мотивационную сферу (потребность, мотив, мотивация, мотивационно-смысловые образования) с позиций деятельностного подходадля педагогической психологии — в обосновании динамики мотивации учения студентов педагогического вуза в зависимости от смены видов деятельности учения (учебно-познавательная, учебно-исследовательская, учебно-профессиональная).

Практическая значимость исследования состоит:

— в разработке и апробации методики изучения мотивации учения студентов педагогического вуза, которая может использоваться в работе психологических служб вузов, преподавателями и студентами для диагностики актуальной мотивации учения;

— в применении модели формирования мотивации учения студентов в педагогических вузах при создании тренинговых и учебных программ для студентов;

— в использовании программы психологического тренинга для формирования мотивации учения студентов педагогического вуза.

Достоверность результатов исследования обусловлена непротиворечивостью исходных методологических положений, применением комплекса методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования, результатами эмпирического исследования, их внедрением, применением методов математической статистики с использованием компьютерной программы статистической обработки данных SPSS 13.0.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством выступлений на всероссийских (Челябинск, 2003, 2004) и международных (Пермь, 2005, Челябинск, 2007, Ростов-на-Дону, 2007) научно-практических и научно-методических конференцияхобсуждения на заседании кафедры общей и социальной психологии Курганского государственного университетаиспользования в учебном процессе Челябинского государственного педагогического университета и Московского педагогического государственного университета (филиал в г. Челябинске).

По материалам исследования опубликовано 10 научных работ общим объемом 2,8 п.л.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В структуру мотивации учения студентов педагогического вуза входят познавательная мотивация, мотивация достижения успеха и мотивационно-смысловые образования (достижение, познание, аффилиация, доминирование), которые реализуются в мотивационных стратегиях (интернально-объектная стратегия избеганияинтернально-субъектная стратегия сотрудничестваэкстернально-субъектная стратегия соперничестваэкстернально-объектная стратегия приспособления).

2. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза обеспечивается разным соотношением ее структурных элементов (познавательной мотивации, мотивации достижения успеха и мотивационно-смысловых образований) и сменой видов деятельности учения в процессе обучения в вузе (учебно-познавательная, учебно-исследовательская, учебно-профессиональная):

— на 1 и 2 курсах, на этапе учебно-познавательной деятельности, -направленность на учение при несформированности отношения к нему, удовлетворенность учением, мотивация достижения успеха;

— на 3 курсе, на этапе учебно-исследовательской деятельности, -удовлетворенность учением и мотивация достижения успеха;

— на 4 и 5 курсах, на этапе учебно-профессиональной деятельности, -динамический аспект мотивации учения, отражаемый в использовании мотивационных стратегий, замещает ее содержательную сторону.

3. Модель формирования мотивации учения студентов педагогического вуза включает целеполагающий, содержательный, организационнометодический и результативный компоненты, носит комплексный характер и охватывает работу по изменению соотношения структурных элементов мотивации учения и обеспечению психолого-педагогического взаимодействия субъектов процесса обучения.

4. Эффективность модели формирования мотивации учения студентов педагогического вуза рассматривается на основе следующих критериев: 1) развитость структуры мотивации учения- 2) увеличение диапазона средств, используемых для удовлетворения различных потребностей- 3) устойчивое положительное отношение к учению.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Текстовая часть изложена на 159 страницах, содержит восемь таблиц, 25 рисунков.

Список литературы

составляет 237 наименований, в том числе 15 на иностранном языке.

Выводы по главе III

1. Основными направлениями формирования мотивации учения студентов педагогического вуза являются: развитие целеполагания, приводящее к пониманию и принятию смысла учения, осознанию важности учения для собственной личности и будущей профессиональной деятельностисоздание ситуаций достижения успеха, предполагающих активность студента по самоизменениюосознание временной перспективы учения, объединяющей прошлый опыт, имеющиеся условия, профессиональные устремления и завершающейся созданием образа «профессионального будущего" — формирование положительного отношения к учению через развитие структуры мотивации учения.

2. Способы формирования мотивации учения студентов можно разделить на две группы: 1) педагогические- 2) психологические. В условиях вуза наиболее эффективным методом формирования мотивации учения студентов является психологический тренинг.

3. Работа по формированию мотивации учения включает три содержательных компонента: 1) комплексная диагностика мотивации учения студентов- 2) формирование мотивации учения студентов в ходе учебного процесса- 3) формирование мотивации учения студентов в ходе психологического тренинга.

4. Критериями эффективности модели формирования мотивации учения являются: 1) развитость структуры мотивации учения (развитие имеющихся и появление новых компонентов структуры мотивации учения студентов, связей между ними) — 2) увеличение диапазона средств, используемых для удовлетворения различных потребностей- 3) устойчивое положительное отношение к учению.

5. В соответствии с результатами диагностики испытуемые были разделены на две группы — экспериментальную (21 чел.) и контрольную (21 чел.). В них вошли студенты 3 курса факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета, у которых: 1) преобладает внешняя учебно-познавательная мотивация- 2) преобладает внешняя мотивация достижения успеха- 3) минимальный или максимальный уровень выраженности мотивационных стратегий. Использование критерия и Манна-Уитни не выявило статистически достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами.

6. После проведения тренинга появились статистически достоверные различия средних значений по критерию Манна-Уитни (при р<0,01) между экспериментальной и контрольной группами: внутренней учебно-познавательной мотивации, достижения, познания и отношения к учению.

7. В экспериментальной группе после проведения тренинга произошел ряд статистически достоверных при р<0,01 изменений средних значений по критерию Вилкоксона: внутренней и внешней учебно-познавательной мотивации, познания и его удовлетворенности, отношения к учению. В контрольной группе достоверных различий по критерию Вилкоксона не выявлено.

8. Из 18 элементов мотивационной структуры по количеству связей доминирующими в экспериментальной группе являются: внутренняя учебно-познавательная мотивация, отношение к учению, познание.

9. Объединение понятий, составляющих дендрограмму мотивационно-смысловых образований студентов экспериментальной группы, позволило выделить два кластера: 1) познание и достижение- 2) доминирование и общение.

10. По результатам факторного анализа мотивации учения и мотивационно-смысловых образований студентов в экспериментальной группе выделено 6 факторов: «Достижение успеха», «Мотивационные стратегии», «Познание», «Удовлетворенность», «Отношение к учению», «Аффилиация». В экспериментальной группе изменились состав факторов и факторные нагрузки элементов мотивационной структуры, связанных с познанием и внутренней мотивацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблемы динамики и формирования мотивации учения студентов педагогического вуза показал необходимость разработки и апробации модели формирования мотивации учения, направленной на изменение соотношения структурных элементов мотивации учения и обеспечение психолого-педагогического взаимодействия субъектов процесса обучения.

Результаты диссертационной работы позволяют сделать ряд выводов, подтвержденных данными эмпирического исследования.

Потребность есть состояние индивида, отражающее его нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Мотивом могут являться те психологические образования, которые выполняют соответствующую функцию. Мотивы являются опосредователями побуждения, направления и смыслообразования, осуществляемых в деятельности. Мотивационно-смысловые образования представляют собой сложную многофункциональную систему и являются важным показателем направленности личности студента.

Деятельность учения в вузе специально организуется с целью самосовершенствования и саморазвития ее субъекта — студента, освоения им системных знаний, отработки обобщенных способов действий и их применения в различных ситуациях. Весь период обучения в вузе можно разделить на последовательные этапы подготовки студентов к профессиональной деятельности, в каждом из которых организационные характеристики учения имеют свои особенности (учебно-познавательная, учебно-исследовательская, учебно-профессиональная деятельность), что приводит к изменениям в структуре мотивации учения студентов.

Структура мотивации учения студентов динамически объединяет познавательную мотивацию, мотивацию достижения успеха, личностные мотивационно-смысловые образования и реализуется в мотивационных стратегиях.

Основными направлениями формирования мотивации учения студентов педагогического вуза являются: развитие целеполагания, приводящее к пониманию и принятию смысла учения, осознанию его важности для собственной личности и будущей профессиональной деятельностисоздание ситуаций достижения успеха, предполагающих активность студента по самоизменениюосознание временной перспективы учения, объединяющей прошлый опыт, имеющиеся условия, профессиональные устремления и завершающейся созданием образа «профессионального будущего" — формирование положительного отношения к учению через развитие структуры учебной мотивации.

Модель формирования мотивации учения студентов педагогического вуза включает три содержательных компонента: 1) комплексную диагностику мотивации учения студентов- 2) формирование мотивации учения студентов в ходе учебного процесса- 3) формирование мотивации учения студентов в ходе психологического тренинга. При этом критериями ее эффективности являются: развитость структуры мотивации ученияувеличение диапазона средств, используемых для удовлетворения различных потребностейустойчивое положительное отношение к учению.

Эмпирическое исследование мотивации учения студентов педагогического вуза проводилось на базе Челябинского государственного педагогического университета (390 студентов 1−5 курсов факультета психологии, факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности). В соответствии с результатами психологической диагностики испытуемые были разделены на две группыэкспериментальную (21 чел.) и контрольную (21 чел.). В них вошли студенты, у которых: преобладают внешняя учебно-познавательная мотивация и внешняя мотивация достижения успеха, минимальный или максимальный уровень выраженности мотивационных стратегий.

По результатам использования критерия и Манна-Уитни наиболее существенны различия между показателями студентов 1−2 и 3−4 курсов, что подтверждает значимость соответствующих этапов обучения в вузе для формирования мотивации учения студентов. 1−2 курсы — период адаптации студентов к новым условиям обучения в вузе, 3−4 курсы — «экватор» обучения, переход от учебно-исследовательской к учебно-профессиональной деятельности.

Корреляционный анализ показал, что существуют плеяды связей внутри структурных элементов мотивации учения (например, в мотивационных стратегиях, мотивационно-смысловых образованиях, мотивации достижения успеха). Их соотношение на каждом курсе обучения различное. Наибольшее количество корреляций между изучаемыми переменными и, соответственно, самая сложная мотивационная структура наблюдается на 1 курсе. На 2 и 3 курсах количество связей примерно одинаково. Снижается количество корреляций на 4 и 5 курсах. На всех курсах учебно-познавательная мотивация связана с мотивацией достижения успеха. Они реализуется в большинстве своем в трех мотивационных стратегиях: сотрудничество, приспособление, соперничество.

Проведенный факторный анализ показал, что в факторной структуре мотивации учения наибольшее количество факторов имеет мотивация учения на 2 и 3 курсе (7 факторов), 6 факторов имеет мотивация учения на 1 и 5 курсах, самое меньшее количество факторов (5 факторов) в мотивационной структуре 4 курса, что подтверждает результаты корреляционного анализа.

После проведения тренинга появились статистически достоверные различия средних значений по критерию и Манна-Уитни между экспериментальной и контрольной группами: внутренней учебно-познавательной мотивации, достижения, познания и отношения к учению. В экспериментальной группе после проведения тренинга произошел ряд статистически достоверных изменений средних значений по критерию Н Вилкоксона: внутренней и внешней учебно-познавательной мотивации, познания и его удовлетворенности, отношения к учению. В контрольной группе достоверных различий по критерию Н Вилкоксона не выявлено.

Из 18 элементов мотивационной структуры по количеству связей доминирующими в экспериментальной группе стали: внутренняя учебно-познавательная мотивация, отношение к учению, познание.

Объединение понятий, составляющих дендрограмму мотивационно-смысловых образований студентов экспериментальной группы после проведения тренинга, позволило выделить два кластера: 1) познание и достижения- 2) доминирование и общение.

По результатам факторного анализа в экспериментальной группе выделено 6 факторов: «Достижение успеха», «Мотивационные стратегии», «Познание», «Удовлетворенность», «Отношение к учению», «Аффилиация». В экспериментальной группе изменились состав факторов и факторные нагрузки элементов мотивационной структуры, связанных с познанием и внутренней мотивацией.

Таким образом, результаты эмпирического исследования динамики мотивации учения студентов педагогического вуза, проведение психологического тренинга формирования мотивации учения, эффективность которого подтверждена использованием методов математической статистики, позволяют говорить о достижении цели исследования и подтверждении гипотез исследования.

Проведенное диссертационное исследование не исчерпывает всей глубины проблемы динамики и формирования мотивации учения студентов. Основные результаты реализации модели формирования мотивации учения студентов педагогического вуза связаны с эмоциональным переживанием новых мотивационных моделей, переоценкой жизненного опыта и становлением профессиональных мотивов и отсрочены во времени.

В связи с этим возможно продолжение исследовательской работы в направлении создания новых психодиагностических методик изучения мотивации учения студентов, а также создания новых и совершенствования существующих психолого-педагогических технологий и способов формирования мотивации учения студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебное пособие / B.C. Аванесов, A.A. Вербицкий, Л. Б. Ительсон. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 302 с.
  2. , A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение / A.M. Айламазьян // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 123−130.
  3. , Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Флинта, 2000. 296 с.
  4. , И.Р. Структура и развитие мотивов социального поведения / И. Р. Алтунина. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. — 112 с.
  5. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  6. А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти
  7. A.Н. Леонтьева / Под ред. A.B. Запорожца, В. П. Зинченко, О. В. Овчинниковой, O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 288 с.
  8. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /
  9. B.Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  10. , В.Г. О двустороннем характере мотивационно-смысловых образований личности / В. Г. Асеев // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-IV симпозиумов. М.: Ось-89, 2001.-С. 32−41.
  11. , В.Г. Проблема мотивации и личность / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности / Отв. ред. Е. В. Широкова. М.: Наука, 1974.-С. 122−130.
  12. , H.A. Психология мотивации студентов / H.A. Бакшаева, A.A. Вербицкий. М.: Логос, 2006. — 184 с.
  13. , Г. А. «Мотив»: уточнение понятия / Г. А. Балл // Психологический журнал. 2004. — № 4. — С. 56−65.
  14. , Б.А. Психология обучения и воспитания в высшей школе / Б. А. Бенедиктов, С. Б. Бенедиктов. Минск: Высшая школа, 1983. — 224 с.
  15. , О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии / О. Богословская // Высшее образование в России. 2006. — № 5. — С. 44−47.
  16. Бодров, В. А, Нелинейная модель мотивационной сферы личности / В. А. Бодров, Г. В. Ложкин, А. Н. Плющ // Психологический журнал. 2001. -№ 2. — С. 90−99.
  17. , Е.Д. Развитие идей H.A. Менчинской на современном этапе исследований психологии учения / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. 2004. — № 2. — С. 73−80.
  18. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  19. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 672 с.
  20. , Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-304 с.
  21. , И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И. И. Вартанова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 4. -С. 33−41.
  22. , И.А. Мотивация и контроль за действием / И. А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 144 с.
  23. , Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  24. , И.В. Основы технологии группового тренинга: Учебное пособие / И. В. Вачков. -М.: Ось-89, 2001. 224 с.
  25. , A.A. Проблема формирования мотивов в контекстном обучении / A.A. Вербицкий, H.A. Бакшаева // Вопросы психологии. 1997. -№ 3. — С. 12−22.
  26. , A.A. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / A.A. Вербицкий, Т. А. Платонова. -М.: НИИ высшей школы, 1986. 40 с.
  27. , B.K. Психологические механизмы биологической мотивации / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 208 с.
  28. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 284 с.
  29. , В.К. Психология развития мотивации / В. К. Вилюнас. -СПб.: Речь, 2006.-458 с.
  30. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  31. , К.Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  32. , В.Т. Психологический мониторинг в дистанционном образовании / В. Т. Волов, В. Ф. Сапов, A.B. Капцов. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 2000. — 231 с.
  33. , JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  34. , Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие / Т. В. Габай. М.: Академия, 2003. — 240 с.
  35. , Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 256 с.
  36. , Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов / Р. В. Габдреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. — 109 с.
  37. , О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровневого образования / О. В. Гаврилова: Дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 270 с.
  38. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 150 с.
  39. , Т.О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. -М.: Смысл, 2006.-336 с.
  40. Грабал, B. J1. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся / B. J1. Грабал // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 56−59.
  41. , В.В. Предметная деятельность и онтогенез познания / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 11−29.
  42. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.-.ИНТОР, 1996.-544 с.
  43. , В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 5−14.
  44. , В.В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // Начальная школа. 1999. -№ 7. — С. 12−18.
  45. , М.А. Дидактика / М. А. Данилов. М.: Изд-во АПН, 1957.- 520 с.
  46. , А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. 2003. — № 4. -С. 21−26.
  47. , И.А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. -М.: Наука, 1976.- 191 с.
  48. , C.B. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе / C.B. Дроздов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 21 с.
  49. , В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 2000. 320 с.
  50. , Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 73−78.
  51. , М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во Белорус, гос. ун-та, 1981. — 383 с.
  52. , О.В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. -СПб.: Речь, 2004.-256 с.
  53. , О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев.- СПб.: Питер, 2001. 560 с.
  54. , Н.В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности / Н. В. Елфимова // Вопросы психологии. 1988. -№ 4. — С. 82−87.
  55. , С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 106−107.
  56. , О.И. Успех как социокультурный феномен / О. И. Ефремова: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 1993. — 17 с.
  57. , Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека / Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 100−106.
  58. , С.С. Психология мотивации / С. А. Занюк. Киев: Эльга-Н, 2002.-352 с.
  59. , Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект, 2006. — 336 с.
  60. , Б.В. Личность и патология деятельности / Б. В. Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 99 с.
  61. , И.А. Педагогическая психология: Учебник / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2000.-384 с.
  62. , В.П. Миры сознания и структура сознания / В. П. Зинченко // Вопросы психологии 1991. — № 2. — С. 15−36.
  63. , В.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности / В. А. Иванников // Мир психологии. 2003. -№ 2.-С. 139−145.
  64. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В .А. Иванников. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 142 с.
  65. , Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности / Н. Л. Иванова: Дис.. д-ра психол. наук. Ярославль, 2003. — 408 с.
  66. Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
  67. , Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента / Г. В. Икрин: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1998. — 23 с.
  68. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  69. , Е.П. Сущность и структура мотива / Е. П. Ильин // Психологический журнал. 1995. — № 2. — С. 27−41. '
  70. , Б. Формирование профессиональной мотивации / Б. Илькевич // Aima mater (Вестник высшей школы). 2001. — № 8. — С. 11−15.
  71. , И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 245 с.
  72. , И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка / И. В. Имедадзе // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 90−97.
  73. , Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л. Б. Ительсон. Владимир: Владимир, гос. пед. ин-т, 1972. — 264 с.
  74. , С.Б. Мотивация труда / С. Б. Каверин. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. — 224 с.
  75. , С.Б. О психологической классификации потребностей / С. Б. Каверин // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 51−60.
  76. , В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие / В. Г. Казанская. СПб.: Питер, 2003. — 366 с.
  77. , В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта / В. Г. Каменская. СПб.: Детство-пресс, 1999. — 144 с.
  78. , М.А. О счастье / М. А. Каретко // Вопросы психологии. -1992.-№ 1−2.-С. 186−188.
  79. , В.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности студентов-первокурсников педагогических вузов / В. А. Карнаухов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Белгород, 1997. -23 с.
  80. , С.М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности / С. М. Кетько, С. А. Пакулина, A.B. Поминов. -Челябинск: Филиал Моск. пед. гос. ун-та, 2005. 232 с.
  81. , Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Г. Клаус. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  82. , В.А. Тренинг внутренней мотивации / В. А. Климчук. -СПб.: Речь, 2006.-76 с.
  83. , И.И. Основы педагогики высшей школы / И. И. Кобыляцкий. Киев: Вища школа, 1978. — 288 с.
  84. , А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  85. , В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. -М.: Наука, 1988.- 192 с.
  86. , В.И. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки / В. И. Ковалев, В. Н. Дружинин // Психологический журнал. 1982. — № 6. — С. 35−44.
  87. , A.C. Деятельностная парадигма смысла / A.C. Кравец // Вестник Воронеж, ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». — 2003. — № 1. -С. 160−188.
  88. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 512 с.
  89. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1976. -303 с.
  90. , Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1977. — 152 с.
  91. , М.М. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов в вузе / М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева // Психологический журнал. 1996. — № 4. — С. 134−140.
  92. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / АН. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  93. , А.Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 2001.-512 с.
  94. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 378 с.
  95. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  96. , В.Г. Психологические аспекты мотивации /
  97. B.Г. Леонтьев. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ин-та, 1992. — 216 с.
  98. , В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В. Г. Леонтьев. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ин-та, 1987.-92 с.
  99. , Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1992. — № 2. — С. 43−56.
  100. , Д.А. Общее представление о мотивации человека / Д. А. Леонтьев //Психология в вузе. 2004. -№ 1.-С. 51−65.
  101. , Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
  102. , Й. Процесс и структура человеческого учения / Й. Лингарт. М.: Прогресс, 1970. — 685 с.
  103. , В.Т. Личность студента / В. Т. Лисовский,
  104. A.B. Дмитриев. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1974. — 184 с.
  105. , Б.Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Ин-т практич. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  106. , B.C. Исследование мотивации профессионального развития / B.C. Лукина // Вопросы психологии. 2004. — № 5. — С. 25−32.
  107. , М. Учебная мотивация как показатель качества образования / М. Лукьянова // Народное образование. 2001. — № 8.1. C. 77−89.
  108. , К.Н. Диалектика субъекта и объекта / К. Н. Любутин, Д. В. Пивоваров. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. — 416 с.
  109. , В.Я. Формирование учебной деятельности студентов /
  110. B.Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 239 с.
  111. Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. М.: ПАРФ, 1998. — 496 с.
  112. , B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности / B.C. Магун. Л.: Наука, 1983. — 176 с.
  113. , B.C. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью / B.C. Магун // Вопросы психологии. 1978. — №. 6. — С. 86−94.
  114. , В.Б. Дидактическая характеристика учебно-исследовательской деятельности студентов / В. Б. Мандриков, М. А. Вершинин, И. В. Карасева // Вестник Волгоград, гос. мед. ун-та. 2006. — № 2. — С. 78−81.
  115. , С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / С. П. Манукян // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 130−133.
  116. , А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников /
  117. A.К. Маркова, А. Б. Орлов, JIM. Фридман. М.: Педагогика, 1983. — 65 с.
  118. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  119. , А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  120. , Т.А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. М.: Высшая школа, 1990. — 127 с.
  121. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003.-352 с.
  122. , Е.К. Некоторые психологические вопросы воспитания студентов / Е. К. Матлин. Минск: Высшая школа, 1976. — 159 с.
  123. , М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  124. , H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Избранные психологические труды / H.A. Менчинская. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-448 с.
  125. , B.C. Лекции по психологии мотивов человека /
  126. B.C. Мерлин. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1971. — 120 с.
  127. , В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. — № 5. -С. 129−138.
  128. , Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения / Р. К. Молинаускас // Социологические исследования. 2005. -№ 2.-С. 134−138.
  129. Мотивация личности: Сб. научн. трудов / Отв. ред. A.A. Бодалев.- М.: Изд-во АН СССР, 1982. 120 с.
  130. Мотивация познавательной деятельности / Под общ. ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. JL: Академия пед. наук СССР, 1972. — 117 с.
  131. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  132. , Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода / Е. Е. Насиновская // Психология в вузе. 2003. -№ 1−2.-С. 216−226.
  133. , P.C. Психология: Учебник / P.C. Немов: В 3 кн. М.: Владос, 2000. — Кн. 2. — 608 с.
  134. , В.В. Моделирование как метод психологии / В. В. Никандров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. -2001.- № 1.-С. 98−110.
  135. , Ж. Мотивация / Ж. Нюттен // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. — 284 с.
  136. , Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. М.: Смысл, 2004. — С. 15−110.
  137. , К. Галактика потребностей. Психология влечений человека / К. Обуховский. СПб.: Речь, 2003. — 296 с.
  138. , К. Психология влечений человека / К. Обуховский.- М.: Правда, 1971.-590 с.
  139. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 302 с.
  140. , Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие / Р. В. Овчарова. М.: Академия, 2003. — 448 с.
  141. , М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза / М. В. Овчинников // Новые педагогические исследования. Приложение к журналу «Профессиональное образование». -2007.-№ 5.-С. 151−155.
  142. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
  143. , А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1989. — № 5. -С. 27−34.
  144. , Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза / Ю. М. Орлов: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1984.
  145. , A.M. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда / A.M. Павлова // Мир психологии.-2005.-№ 1.-С. 170−177.
  146. , С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития / С. А. Пакулина: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 24 с.
  147. , С.А. Педагогика и психология самостоятельной работы студентов в высшей школе / С. А. Пакулина. Челябинск: Филиал Моск. пед. гос. ун-та, 2007. — 190 с.
  148. , Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации / Е. Ю. Патяева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1983. — № 4. -С. 23−33.
  149. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  150. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  151. Педагогика и психология высшей школы / Под. ред. С. С. Самыгина. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  152. Педагогическая психология: Учебник для вузов / Под ред. Н. В. Клюевой. М.: Владос, 2003. — 400 с.
  153. , JI.B. Мотивы выбора профессии: Книга для учителя / JI.B. Пенкрат. Минск: Народная асвета, 1986. — 53 с.
  154. , В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. СПб.: Питер, 2005.-480 с.
  155. , A.B. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
  156. , П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Пед. о-во России, 1999. — 354 с.
  157. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  158. , P.A. Мотивация спортивной деятельности / P.A. Пилоян. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 104 с.
  159. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-526 с.
  160. , A.A. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях // Развитие познавательных процессов в образовательных технологиях / Под ред. A.A. Плигина. М.: Генжер, 2006. -С. 37−61.
  161. , А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2003. -№ 2.-С. 122−132.
  162. Познавательная деятельность студентов-заочников и условия ее активизации: Сб. научн. тр. М.: МГЗПИ, 1985. — 161 с.
  163. , А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов / А. Ю. Попова: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 24 с.
  164. , JI.B. Развитие мотивационно-смысловой сферы студентов педвуза в процессе педагогической практики / JI.B. Попова: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1995. 16 с.
  165. , A.C. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов / A.C. Прутченков. М.: Пед. о-во России, 2000. — 192 с.
  166. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2001.-256 с.
  167. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1977. — 296 с.
  168. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л. Неймера. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.
  169. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.А. Межериков- Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  170. , A.A. Психология изучения личности / A.A. Реан. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 288 с.
  171. , З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 208 с.
  172. , М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов / М. Рогов // Высшее образование в России. 1998. — № 4. -С. 90−95.
  173. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 1999. 720 с.
  174. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1973. 424 с.
  175. , P.A. Основы научных исследований / P.A. Сабитов. -Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2006. 175 с.
  176. , Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. М.: ЭКМОС, 1999. — 352 с.
  177. , E.B. Мотивационный тренинг / E.B. Сидоренко. -СПб.: Речь, 2000.-234 с.
  178. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  179. , Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 128 с.
  180. , Н. Мотивационная основа педагогической деятельности / Н. Солнцева // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 90−99.
  181. , И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации / И. Л. Соломин. СПб.: ИМАТОН, 2001. — 111 с.
  182. , Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование) / Б. А. Сосновский. М.: Прометей, 1993. — 199 с.
  183. , Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психической структуре личности / Б. А. Сосновский: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1991.-289 с.
  184. , A.C. Структура удовлетворенности учебой студентов вуза / A.C. Спасский // Инновации в образовании. 2003. — № 5. — С. 63−77.
  185. , Л.Д. Педагогическая психология: Учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 542 с.
  186. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации / Отв. ред. Л. Б. Четырова. -Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2001. 180 с.
  187. , К.В. Мотивы поведения животных / К. В. Судаков. М.: Наука, 1971.-48 с.
  188. , П.С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся / П. С. Сухобская // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 45−48.155
  189. , Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 2003. — 288 с.
  190. , Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 133 с.
  191. Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тезисы докладов научной конференции 8−10 июня 1982 года. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1982. — 70 с.
  192. , Т.А. Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности / Т. А. Терехова: Дис.. д-ра психол. наук. -Новосибирск, 2000. 334 с.
  193. , Н.Д. Общение: диагностика и управление / Н. Д. Творогова. М.: Смысл, 2002. — 246 с.
  194. , Г. Л. Проблема осмысления действительности: Логико-философский анализ / Г. Л. Тульчинский. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1986.- 175 с.
  195. , Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка / Г. Л. Тульчинский. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1990. — 79 с.
  196. , A.A. Принятие мотива личностью / A.A. Файзуллаев // Психологический журнал 1985. — № 4. — С. 123−132.
  197. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.-590 с.
  198. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 815 с.
  199. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учебное пособие / Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2002. — 224 с.
  200. , К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / К. Фопель. М.: Генезис, 2004. — 256 с.
  201. Формирование духовных потребностей молодежи (проблемы мотивации) / Отв. ред. В. Г. Леонтьев. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ин-та, 1980.
  202. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В .Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
  203. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1989. — 248 с.
  204. , JI.M. Психологический справочник учителя / JI.M. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Совершенство, 1998. — 432 с.
  205. , Р. Мотивация поведения / Р. Фрэнкин. СПб.: Питер, 2003.-651 с.
  206. , Э.М. Моделирование иерархических систем (теоретический и методологический аспекты) / Э. М. Хакилов. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1986. — 160 с.
  207. , C.B. Значение слова «потребность» и его эквивалентов в индоевропейских языках / C.B. Харитонов // Психологический журнал. 2003. — № 3. — С. 105−113.
  208. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. СПб.: Питер, 2003.-860 с.
  209. , X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. -СПб.: Речь, 2001.-240 с.
  210. Хон, P.JI. Педагогическая психология / Р. Л. Хон. М.: Академический проект, 2005. — 735 с.
  211. , Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования / Р. И. Цветкова // Психологическая наука и образование. 2006. — № 4. — С. 76−80.
  212. , О.Н. Динамика мотивационно-смысловых образований студентов факультета начальных классов / О. Н. Чернова: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 19 с.
  213. , В.И. Мотивация учебной деятельности / В. И. Чирков. -Ярославль: Изд-во Ярослав, ун-та, 1991. 52 с.
  214. , В.И. Само детерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 116−138.
  215. , В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2001. 136 с.
  216. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-320 с.
  217. , Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления / Р. Х. Шакуров // Вопросы психологии. 2003. — № 5. — С. 18−33.
  218. , Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность / Р. Х. Шакуров. Казань: Центр инновац. технологий, 2001. — 180 с.
  219. , К. Студенты: становление личности / К. Штарке. М.: Прогресс, 1982. — 135 с.
  220. , П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения / П. Штомпка // СОЦИС. 2001. — № 3. — С. 3−13.
  221. , Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов / Е. Щепкина // Высшее образование в России. 1999. -№ 1. — С. 68−78.
  222. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. -146 с.
  223. , Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 224 с.
  224. , А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / Эсаулов А. Ф. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  225. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  226. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 317 с.
  227. , В.А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. — 639 с.
  228. , В.А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. М.: Логос, 1994. — 154 с.
  229. Brophy, J. Motivating students to learn / J. Brophy. Boston: McGraw Hill, 1998.-380 p.
  230. Buck, R. Human motivation and emotion / R. Buck. N.Y.: Wiley, 1988.-586 p.
  231. Covington, M.V. The will to learn: a guide to motivating young people / M.V. Covington. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998. — 420 p.
  232. Deci, E.L. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior / E.L. Deci, R.M. Ryan. N.Y.: Plenum, 1985. — 371 p.
  233. D’Ornyei, Z. Teaching and researching motivation / Z. D’Ornyei. -Harlow: Longman, 2001. 462 p.
  234. Ford, M. Motivating humans: goals, emotions and personal agency beliefs / M. Ford. Newbury Park: Sage, 1992. — 485 p.
  235. Intrinsic and extrinsic motivation: The search for optimal motivation and performance / Ed by C. Sansone, J.M. Harackiewicz. San Diego: Acad, press, 2000. — 489 p.
  236. Madsen, K.B. Modern theories of motivation. A comparative metascientific study / K.B. Madsen. Copenhagen: Munksgaard, 1974. — 472 p.
  237. Motivation science: social and personality perspectives / Ed. by E.T. Higgins, A.W. Kruglianski. Philadelphia: Psychology Press, 2000. — 454 p.
  238. Stipek, D. Motivation to learn: integrating theory and practice / D. Stipek. Boston: Allyn and Bacon, 2002. — 374 p.
  239. The handbook of self-determination research / Ed by E.L. Deci, R.M. Ryan. Rochester: Univ. of Rochester Press, 2004. — 480 p.
  240. Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research / B. Weiner. Newbury Park: Sage, 1992.
  241. Weiner, B. Theories of motivation / B. Weiner. Chicago: Markham, 1972.-474 p.
  242. Wlodkowski, R.J. Enhancing adult motivation to learn / R.J. Wlodkowski. San Francisco: Jossey-Bass, 1986.
  243. Young, P.T. Motivation and emotion / P.T. Young. N.Y.: Wiley, 1961.-648 p.159,i (1. CT t-
Заполнить форму текущей работой