Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие региональной экономики на основе совершенствования управления малым бизнесом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С началом экономической реформы в России в экономической литературе получили определенное отражение проблемы управления развитием малого предпринимательства. Этому вопросу посвящены работы как ряда научных и общественных организаций, в числе которых ведущее место принадлежит Институту социологии РАН, Российской ассоциации развития малого предпринимательства, Российской экономической академии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Место и роль малого бизнеса в системе региональной экономики
    • 1. 1. Предпринимательство как основополагающий фактор развития малого бизнеса
    • 1. 3. Влияние малого бизнеса на формирование регионального бюджета
  • Глава II. Исследование региональных проблем развития малого бизнеса
    • 2. 1. Структурно-отраслевой анализ малого бизнеса в системе региональной экономики
    • 2. 2. Исследование причин, сдерживающих развитие. предприятий малого бизнеса
  • Глава III. Пути совершенствования механизма управления развитием малого бизнеса на региональном уровне
    • 3. 1. Совершенствование инфраструктурного обеспечения развития. малого бизнеса в регионе
    • 3. 2. Формирование региональных ассоциативных форм.!. функционирования предприятий малого бизнеса
    • 3. 3. Совершенствование управления развитием малого бизнеса на. региональном уровне

Развитие региональной экономики на основе совершенствования управления малым бизнесом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс перехода экономики России на рыночные рельсы хозяйствования сопровождается крупными структурными преобразованиями. Во-первых, на смену отраслевого управления пришла система корпоративного управления. Во-вторых, сфера местного хозяйства, обслуживания населения перешла в компетенцию малого бизнеса. Малое предпринимательство как бы приняло на свои плечи весь комплекс социально-экономических проблем региона. В-третьих, с учетом общемировых тенденций крупный бизнес начинает все в большей степени использовать возможности малого бизнеса для ориентации его на изготовление комплектующих изделий и оказания разного рода услуг.

В целом же малый бизнес в новых рыночных условиях приобрел ярко выраженный региональный характер, занимая все более заметное место в решении социально-экономических проблем субъектов федерации и муниципалитетов.

В подавляющем большинстве публикаций, посвященным исследованиям малого бизнеса, в основном анализируются его характерные особенности (роль в экономике, инновационность и т. п.). В то же время недостаточно исследованы региональные процессы его развития, направления и механизмы управления этими процессами.

Именно потребность в научном осмыслении роли малого предпринимательства в качестве одного из важнейших комплексных факторов социально-экономического развития регионов предопределила актуальность данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Приоритет экономической мысли по проблемам предпринимательства в силу объективных причин принадлежит зарубежным ученым-экономистам, внесшим основной вклад в разработку теории и концепции предпринимательства. Сам термин «предприниматель» был введен в научный оборот в 18 веке английским ученым Р. Катильоном. Понятие «предприниматель» встречается в работах А. Смита, Ж.-Б. Сэя и др.

Качественно новую страницу в исследовании сущности предпринимательства внесли Р. Джадц, Д. Кейнс, Д. Кларк, К. Маркс, Т. Питере, Б. Карлоф, Я. Карнаи, Д. Мерсер, Р. Хизрич, А. Хоскинс, И. Шумпетер и др., а также современные экономисты Ф. А. Хайек, М. Фридман, К. Макконнелл, С. Брю.

Большое внимание изучению современного предпринимательства уделяется учеными Англии, Германии, США, Японии. Во многих работах акцент делается именно на вопросах государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства на государственном и муниципальном уровнях.

С началом экономической реформы в России в экономической литературе получили определенное отражение проблемы управления развитием малого предпринимательства. Этому вопросу посвящены работы как ряда научных и общественных организаций, в числе которых ведущее место принадлежит Институту социологии РАН, Российской ассоциации развития малого предпринимательства, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Академии менеджмента и рынка и других, так и отдельных ученых. В данном контексте следует выделить работы: В. Афанасьева, А. Блинова, А. Виленского, Э. Горбунова, М. Лапусты, JI. Колесниковой, А. Новицкого, В. Радаева, И. Разумновой, Ф. Шахмалова, А. Шулуса и т. д.

В то же время методологические и практические вопросы управлением развития малого бизнеса, особенно на региональном уровне, исследованы явно недостаточно. Это касается, прежде всего, особенностей государственной протекционистской политики по отношению к малому предпринимательству и комплекса вопросов, связанных с его государственной поддержкой, направленных на обеспечение эффективного развития этого сектора рыночной экономики, увеличение его вклада в преодоление социально-экономического кризиса и создании предпосылок для подъема и повышения эффективности экономики регионов России.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют работы классиков экономической теории, современных зарубежных и отечественных представителей экономической науки по исследуемой проблеме, методы системного, сравнительного, прогнозного и структурного анализа. В процессе исследования использовались нормативные правовые акты < Российской Федерации и Нижегородской области, регламентирующие деятельность сектора малого предпринимательства в Нижегородской области.

В ходе исследования использовались материалы, отражающие состояние малого предпринимательства и практику управления его развитием в странах с развитой рыночной экономикой.

Эмпирическую базу исследования составляют статистическая отчетность по малому предпринимательству Российской Федерации и социологические исследования и материалы обследования малых предприятий в Приволжском федеральном округе и Нижегородской области.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование роли малого бизнеса в развитии региональной экономики и разработка методических основ и практических рекомендаций по совершенствованию механизма управления малым бизнесом на региональном уровне.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач: исследовать влияния малого бизнеса на социально-экономическое развитие региона- / исследовать динамику развития и существующий механизм управления малым бизнесом на региональном уровнеобосновать приоритетные направления совершенствования управления развитием малого бизнеса в регионеисследовать вариантные подходы к развитию малого бизнеса и направления интеграции малых предприятий с корпоративными структурами в отраслевом комплексе регионаразработать региональную организационную структуру управления малым бизнесом и определить организационно-экономические условия ее эффективного функционирования.

Объект исследования — малый бизнес в структуре региональной экономической системы. I.

Предмет исследования — совокупность организационно-экономических отношений, складывающихся в процессе функционирования, развития и управления малым бизнесом в регионе.

Научная новизна исследования заключается в разработке системной методологии повышения социально-экономической эффективности региональной экономики посредством развития малого бизнеса.

В ходе исследования получены следующие результаты, имеющие научную значимость:

— показано, что в условиях рынка малый бизнес становится важным фактором социального и экономического развития территорийопределено его возрастающее влияние на формирование регионального бюджета;

— выявлены, систематизированы и проанализированы факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в регионе (несовершенство законодательной базы, организационные трудности в получении кредита, низкий уровень профессионализма кадров, ориентация преимущественно на текущую деятельность, неэффективность организационного механизма управления и др.);

— определено влияние инфраструктурного обеспечения малого бизнесасформулированы понятия инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и определен ее составразработан механизм создания инфраструктуры малого бизнеса по внебюджетным направлениям;

— предложены подходы развития малого бизнеса, определены пути инте* грации малых предприятий между собой и с крупными корпоративными структурами в отраслевом комплексе региона;

— предложена схема региональной организационной структуры управления малыми предприятиями, предусматривающая взаимодействие предприятий малого бизнеса с разной степенью их интеграции, региональных и местных органов управления, Фондом поддержки предпринимательстваопределены направления совершенствования нормативно-правового обеспечения малого бизнеса на ч федеральном и региональном уровне.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в > возможности применения разработанных автором методических положений и рекомендаций при разработке законодательного и нормативно-методического обеспечения процесса управления развитием малого предпринимательства, направленного на более полное использование его потенциала для развития региона.

Целесообразно использование материалов диссертации в преподавании отдельных экономических дисциплин в высшей школе, системе подготовки и переподготовки специалистов региональных органов управления, практической деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающих управление развитием малого предпринимательства, а также менеджеров предпринимательский * структур.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и вы-v воды диссертационного исследования изложены в 5 публикациях общим объемом 6 п.л. Соискатель принял участие в создании Нижегородского регионального фонда поддержки малого предпринимательства, а также в научно-практических семинарах и конференциях, посвященных развитию малого бизнеса.

Материалы исследования нашли применение в подготовке нормативной правовой базы, обеспечивающей управление развитием малого предпринимательства в Нижегородской области.

Основные положения исследования использовались при разработке Концепции социально-экономического развития Нижегородской области до 2005 года и региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Автор разработал и читает курс «Основы организации малого бизнеса» в Нижегородском коммерческом институте. I.

Заключение

.

Выполненные в диссертации исследования позволили сформулировать следующие основные выводы и предложения.

1. Вследствие недостаточной и во многом противоречивой социально-экономической политики, прежде всего, в части государственного регулирования хозяйственного механизма сектор малого предпринимательства в России за десятилетний период совершил почти полный цикл от «бурного старта» и экономического роста (1989;1996 гг.) к стагнации и кризисному состоянию (19 971 999гг.) и не сумел прочно закрепиться на легальном рынке в качестве малых предприятий, имплантированных в реальный сектор экономики. Поэтому, несмотря на известные позитивные сдвиги в обеспечении государственной поддержки малого предпринимательства и формировании общего благоприятного предпринимательского климата, делать вывод о том, что в настоящее время в России создана комплексная система государственной поддержки малого предпринимательства, пока рано. Основными факторами сдерживающими ее создание являются: неразработанность концептуально-правовой базынедостаточно приспособленная к осуществлению целенаправленной экономической политики поддержки предпринимательской деятельности организация государственного управления и ресурсного (в первую очередь — финансового) обеспеченияпостоянное перераспределение координирующих функций между органами поддержки малого предпринимательства и т. д.

2. В Нижегородской области формируется новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия приобретают черты, характерные для малого бизнеса в рыночной экономике. Вместе с тем пропеченный в исследовании анализ показывает, что уровень развития малого предпринимательства в области еще отстает от среднероссийских показателей и область можно отнести к группе регионов России, характеризующихся начальной стадией развития малого предпринимательства.

Сложившаяся в области система государственной поддержки малого бизнеса характеризуется с одной стороны наличием нормативной правовой базы, с другой — отсутствием условий и реально действующих механизмов ее реализации. В связи с этим назрела объективная необходимость совершенствования механизма управления его развитием, реализация которого позволит обеспечить решение задач на качественно новом уровне. В этой связи необходима консолидация финансовых, юридических и административных служб в рамках центра развития малого бизнеса.

3. Для создания в области особой финансовой базы, направленной на стимулирование развития малого предпринимательства, с использованием внебюджетных источников предлагается создать систему гарантирования банковских кредитов, а также привлечь такой новый нетрадиционный источник финансирования как лизинг, в том числе лизинг «под ключ».

4. Наиболее сложную задачу финансовой поддержки малого предпринимательства — микрокредитование могут решить общества взаимного кредитования, создаваемые малыми предприятиями для аккумулирования временно свободных денежных ресурсов, на основе полного товарищества. Целесообразно привлечение в них также других юридических и физических лиц, но при этом доля уставного (складочного) капитала малых предприятий — членов полного товарищества должна быть не менее 51%.

5. Состояние экономики регионов России, дефицит бюджета определяют сегодня приоритет фискальной функции налогов по отношению к регулирующей. Здесь целесообразно отметить единый социальный налог для малых предприятий, уплачивающих единый налог на вмененный доход.

6. С целью обеспечения дальнейшего развития малого бизнеса в экономике регионов России необходимо в первую очередь обеспечить совершенствование и дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, определяющей все аспекты его деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях. В исследовании предлагается начать эту работу с федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который в настоящее время морально устарел н требует внесения множества уточнений и дополнений, отражающих изменения в этом секторе экономики.

7. Закон о государственной поддержке малого предпринимательства следует дополнить специальными статьями, регулирующими и стимулирующими процесс интеграции малого и крупного предпринимательства. В частности, крупные корпоративные структуры, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров и пр.), должны иметь целевые налоговые льготы. Полученные таким образом средства должны расходоваться только на оговоренные в законе цели в области взаимодействия с малыми предприятиями и оказания им технической и иной помощи.

В целях снижения на малые предприятия налогового бремени, повышения их инвестиционной активности целесообразно сохранить действующие налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства, а также предусмотреть сохранение статуса малого предприятия на срок до трех лет за предприятиями, превысившими нормативную численность в результате увеличения объемов производства.

Предлагается рассмотреть вопрос об отмене или существенном уменьшении ставки налога на наследство и дарение, что способствовало бы стабилизации положения малых предприятий, нередко построенных на «семейных» началах.

8. В малых городах развитие малого бизнеса должно вестись в рамка четкой стратегии развития городов со стороны муниципальной власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. 1991. № 29. — С.6−7.
  2. О., Горбунов В. Л., Каганов В. Ш., Калиничев В. Л., Ломоносова Т. В. Технология построения бизнес-инкубаторов. М.: Логос, 1999.
  3. Т. Маркетинг для бизнес-инкубаторов: задачи и возможности // Предпринимательство в России. М. 1997. № 1. С. 57−41.
  4. Американское предпринимательство в информационную эру // Научно-аналит. обзор. М.: ИНИОН РАН, 1993.
  5. Анализ внешней среды развития предпринимательства: Аналитический справочник. М.: Ресурсный центр МП, 1998.-168 е.,
  6. В.К. Основы предпринимательского права России. М., 1992.
  7. Н.В. Предпринимательство в России // Власть. 1995.1.
  8. Т.П., Ерошин В. И., Пуденко Т. И. Основы предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (учебно-методические пособия для российского бизнеса). М.: КОНСЭКО, 1998. 336 с.
  9. Л. Малый бизнес убивают монополисты, коррупция и законодательство // Деловой мир. 1996. 20 января. С. 5.
  10. Базовая модель региональных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса: Методическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (учебно-методические пособия для российского бизнеса). М.: ЦСиЭИ, 1998.-64 с.
  11. В.Х. Предпринимательство и становление смешанной экономики в России // Социально-политический журнал. 1993. № 9/10.
  12. А.О. Малое предпринимательство Организационно-правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1997. С. 335.
  13. JI. Условия регулирования малого бизнеса //Экономист. 1999. № 2. С.75−78-
  14. К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  15. Д. Большая поддержка малого бизнеса: Опыт Дании//Бизнес. 1995. № 1. С.26−27.
  16. А. А. Маркетинг малого предприятия: Практ. пособие. К.: ВИРА-Р, 1998.
  17. А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник. М., 1994.
  18. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики. 1999. № 12. С.66−78-
  19. А., Каганов В. Ш. Поддержка малого бизнеса: стратегия развития // Предпринимательство в России. 1996. № 3. С. 4−9.
  20. Н.М., Катырин С. Н., Лепе Л. Н. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. М. Торгово-промышленная палата РФ, 1997.
  21. Введение в франчайзинг / Под ред. С. А. Спилинга. СПб.: СПбДНТП, 1992.
  22. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне: Аналитическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). М.: ИСАРП, 1998.-282с. -
  23. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 1999. № 7.
  24. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гар-дарика, 1998.
  25. Влияние налоговой системы на деятельность частного и малого бизнеса: Методическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). М.: ИСАРП, 1998.- 85 с.
  26. Воздействие государственного и местного регулирования на предпринимательство (оценка предпринимателей): Аналитическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). М.: ИСАРП, 1998. — 94 с.
  27. В.Д. Лизинг в малом предпринимательстве:
  28. В.Д. Рынок лизинговых услуг. М., 1999. с. 374.
  29. Е.Н. Малые предприятия вопросы становления и развития. // Деньги и кредит. 1999. № 4.
  30. Г. К. Предпринимательство. М., 1992.
  31. Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998.
  32. В.Я., Швайдар В. А., Купряков В. М. и др. Курс предпринимательства. М.: ЮНИТИ, 1997.
  33. Государственная поддержка предпринимательства: концепции, формы и методы // Общество и экономика. 1995. № 12. С.78−121- 1996. № х/г. С. 118−186.
  34. Гражданский Кодекс РФ. Ст. 1027−1040.
  35. М.И. Предпринимательство в современной экономике // Общество и экономика. 1993. № 4.
  36. В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. М., 1999.
  37. В.П. Экономика предприятия и предпринимательство / Учебн. пособие. М., 1994.
  38. А.А., Стерлин А. Р., Тулин Н. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992.
  39. С.З., Крупное В. И. Как организовать свое дело: малый бизнес в США. М.: Новости, 1990. <
  40. Законодательное регулирование развития малого предпринимательства: Аналитический справочник. М.: Ресурсный центр МП, 1998.— 172 с.
  41. В.А. Государственное регулирование предпринимательский деятельности. М., 1994.
  42. О. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности: японский опыт // Маркетинг. 1990. № 31.
  43. Интегрированная программа Комиссии ЕС по поддержке МСП и ремесленных предприятий (пер. с англ.). М.: Ресурсный центр МП, 1998.168 с.
  44. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России: Справочник. М.: Ресурсный центр МП, 1998. — 291 с.
  45. А.Д., Качанов В. М. Малое предпринимательство в России. Состояние, проблемы, перспективы. М., 1999.
  46. Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М., 1998.
  47. В.Ш., Васильев А. В. и др. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В. Ш. Каганова. М.: Академия менеджмента и рынка, 1995.
  48. В.Ш., Рыбин М. Сеть бизнес-инкубаторов: приоритетная программа//Предпринимательство в России. 1995. №¾. С.30−35.
  49. С. Концепции предпринимательства // Российский экономический журнал. 1992. № 3. С. 143−156.
  50. Г. В., Пеньков К. И., Солоничева В. Я., Ходырев Г. М. Малый бизнес в США и России. Региональный аспект. Н. Новгород, 1996.
  51. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1993.
  52. Ф. Интернационализация среднего предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 3.
  53. Кикабидзе Э. Подходы Японии к развитию малого бизнеса в
  54. России // Проблемы Дальнего Востока. 1996. № 5. С. 53−57.
  55. М. Особенности предпринимательства в переходной экономике // Экономист. 1999. № 1. С 76−82.
  56. А., Колесникова JI. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. 1996. № 7.
  57. Г. Франчайзинг: Организация малого бизнеса // США и Канада. 2000. № 4. С. 102−118.
  58. Д. Кооперация мелких товаропроизводителей как инструмент хозяйственного управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3. С. 114−118.
  59. Культура российского предпринимательства / Кармин Н. А., Стенин B.C., Панарин А. С. М., 1997.
  60. . Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
  61. И.Т. Предпринимательство и рынок v— важнейший экономический и социально-культурный феномен современности. М., 1994.
  62. О.И. Формы поддержки малого предпринимательства социально-экономический аспект). М.: ГАСБУ, 1998. 223с.-г.
  63. M.B. Стратегия формирования малых предприятий // Регион: экономики и социология. 1997. № 2.
  64. Ш. Как правительство Японии поддерживает малый и средний бизнес / Бизнес. 1995. № 8. С.26−27.
  65. В.И. Региональные и местные налоги. М.: Главбух, 1998.-156с.-
  66. К., Брю С. Экономикс. Принципы. Проблемы и политика. М.: Изд. «Республика», 1992. 399 с.
  67. Малое предпринимательство: управление и организация. М.: ООО Издательство Консалтинговой компании «ДеКа», 1997. 376 с.
  68. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы развития. Аналитический доклад. М.: РАРМП, 1996.
  69. Малый бизнес в США // Малые предприятия. 1999. № 5. С. 13.
  70. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. (Аналитический доклад). М. РАРМП, 1996. 292 с.
  71. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 1996.
  72. Международное предпринимательство. М.: Наука, 1982. 320с.-
  73. Методологические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. М.: ИСАРП, 1997.-38 с.
  74. И. О критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям) // Лизинг-Ревю. 1998. № 3.
  75. К. Сирополис. Управление малым бизнесом. М.: Дело, 1997.
  76. В., Шереги Ф. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся // Российский экономический журнал. 1999. № 9/10.
  77. О введении на территории Нижегородской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Закон Нижегородской области № 45 от 14.05.99.
  78. О введении на территории Нижегородской области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Закон Нижегородской области от 26.03.96. № 23.
  79. О государственной поддержке малого предпринимательства в
  80. Нижегородской области. Закон Нижегородской области от 09.12.97. № 99.
  81. О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ. Закон РФ № 88 от 14.06.95.
  82. О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон Верховного Совета РФ № 445−1,446−1 от 25.12.90.
  83. О Программе поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области на 1996−1997 г. г. Постановление Администрации Нижегородской области N229 от 09.08.96.
  84. О Программе поддержки малого предпринимательства в Нижегородской области на 2000 2001 г. г. Постановление Администрации Нижегородской области № 94 от 05.04.2000.
  85. О развитии лизинга в инвестиционной деятельности. Постановление Правительства РФ N 633 от 29.06.95.
  86. О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса. Постановление Правительства РФ N 1434 от 29.12.94.
  87. О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996−1997 годы. Постановление Правительства РФ N 1256 от 18.12.95.г.
  88. Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ. Постановление Правительства РФ N1319 от 01.12.94.
  89. Об организации работы по поддержке малого предпринимательства в области в 1994 году и до 1999 года. Постановление Губернатора Нижегородской области N 45 от 07.04.94 г.г
  90. Организация поддержки малого бизнеса (Морозовский проект) / Под ред. В. Ш. Каганова. М.: Академия менеджмента и рынка, 1995. 128 с.
  91. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы //ЭЖ. 1997. № 4. С.131−140.
  92. Основы предпринимательского дела / Под ред. М. Ю. Осипова.1. М.: МГУ, 1992.-216с.
  93. А.П. Маркетинг: Учебник. М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1999.
  94. Н. У малого бизнеса проблемы немалые // Финансовая Россия. 1998. № 30.
  95. А.С., Шепеленко Г. И. Малые предприятия. М.: Гардари-ка, 1996.
  96. С.Д. Пути развития современного предприниматель. ства / Рос. Академия управления. М.: Луч, 1993.
  97. И.В., Калужная С. В. Малый бизнес в России и за рубежом: Проблемы становления и развития: Учеб. Пособие / Моск. гос. акад. печати. М.: Изд-во МГОП. Мир книги, 1994. 87с. — Библиогр.: 41 назв.-
  98. Предпринимательская деятельность в России // Сборник законодательных и нормативных актов. М., 1991.
  99. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. М., 1997.
  100. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития / РАН, Институт экономики. М., 1996.
  101. Предпринимательство в России: Сущность и организационные формы Госкомвуз России. Новгород, 1995.
  102. Предпринимательство: история, стратегия развития / Ред. Шакирова B.C. М., 1993,
  103. А.А. Перестройка организации работы малого бизнеса в России Бизнес и политика. 1998. № 5/6.
  104. Ю. Мировая практика определения критериев предприятий малого бизнеса // Бизнес. 1996. № 8−9. С. 18−19.
  105. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных градообразующих предприятий / Аналитическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). М.: ИСАРП, 1998.— 142 с.
  106. Развитие малого бизнеса основе реорганизации крупных предприятий: Методическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (учебно-методические пособия для российского бизнеса). М.: КОНСЭКО, 1998. -144с.
  107. Разработка стратегии и основных направлений поддержки малого бизнеса: Методическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус» (учебно-методические пособия для российского бизнеса). М.: КОНСЭКО, 1998. -96 с.
  108. И.И. Малые фирмы в США: экономика и управление. М.: Наука, 1989.-124с.-
  109. И.И. Мелкое предпринимательство в промышленности США // Проблемы теории и практики управления. 1990. № 3- С 60−63-
  110. Региональное управление (зарубежный опыт). М.: РАУ, 1993.-179с.
  111. Ю.А. Эволюция малого бизнеса в условиях Рос* сии // Бизнес. 1999. № 4.
  112. О.Н. Менеджмент в мало" бизнесе: Теоретич. курс авториз. излож. для студентов. М.: МЭГУ, 1994. 162с.-
  113. В.М. Ресурсы развития непроизводственной сферы. М., 1975.
  114. Р. Культура предпринимательства. М., 1992.
  115. С., Михеев Ю., Крайнев В., Крайнев А. Взаимодействие (алого предпринимательства с крупным производством // Журнал для акционеров. 1999. № 4. С. 10−15-
  116. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993. 569 с.
  117. В.Т. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социологические исследования. 1994. № 2.
  118. Советы организаторам малого бизнеса: Учебно-методическое пособие. УДЦ МИПК НГАСУ. Н. Новгород, 1998.
  119. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2.• 118. Статистика рынка товаров и услуг/ Отв. ред. И.К. Беляевtский. М.: Финансы и статистика, 1997.
  120. Статистический анализ динамики малого предпринимательства и эффективности малого бизнеса как сектора российской экономики: Аналитический справочник. М.: Ресурсный центр МП, 1998.- 114с.
  121. Статистический обзор № 1 социально-экономического развития Тюменской области / Тюменский областной комитет государственfной статистики. Тюмень, 2000.
  122. Д. Роль малых и средних предприятий в международных инвестициях // В сб. Иностранные прямые инвестиции в малые и средние предприятия и с помощью малых и средних предприятий в странах с переходной экономикой. М.: Информарт, 1996.
  123. Н. Портрет представителя малого бизнеса (по материалам социологических исследований) // Власть. 1996. № 9. С. 3944.
  124. А. и Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  125. Услуги по организации бизнес-тренингов в России / Аналитический справочник. 2-й выпуск. Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). М.: КОНСЭКО, 1998. 352 с.
  126. Услуги по подбору персонала в России / Аналитический справочник. Серия «Бизнес Тезаурус» (аналитические справочники для российского бизнеса). М.: КОНСЭКО, 1998. — 464 с.
  127. Участие малых предприятий в государственных заказах: Аналитический справочник. М.: Ресурсный центр, 1998. — 56 с.
  128. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»: Принят Государственной думой 12 мая 1995 г. М., 1995.
  129. Федеральный Закон от 29.11.98. № 164-ФЗ «О лизинге» // СПС «Консультант Плюс: версия Проф" —
  130. Федеральный Закон от 29.12.95. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» // СПС «Консультант Плюс: версия Проф" —
  131. Федеральный Закон от 31.07.98. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход по отдельным видам деятельности» //СПС «Консультант Плюс: версия Проф».
  132. Е.Ф. Лизинг: Справочное пособие. М.: ПРИОР, 1998.
  133. Ф.А. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 36−42
  134. В. Кооперация малых и средних предприятий // Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 94 115.
  135. И.В. Маркетинговые исследования в сфере услуг. Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1998.
  136. А. Государство и малый бизнес: опыт Испании // Человек и труд. 1994. № 8.
  137. О.В. Специфика маркетинга на малых предприятиях // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1998. № 3.
  138. Ф.И., Котилко В. В. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России / Научн. ред. Н. Н. Филиппов. М., 1997.
  139. Ф.М., Котилко В. В. Предпринимательство в России. М.: Экономика, 1997. 351с.
  140. Д., Бркджес Д. Основы управления малым бизнесом: Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997.
  141. А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ // РЭЖ. 1997. № 5−6.
  142. Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982
  143. Эффективное управление бизнес-ассоциациями. Серия «Бизнес Тезаурус». М.: ИСАРП, 1998. -194 с.
  144. А. Типы конкурентной стратегии: «биологические подходы к классификации компаний» // Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 10. С. 51−65.
  145. В.М. Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода / РАУ, Центр проблем рыночной экономики. М., 1994.
Заполнить форму текущей работой