Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эстетическое воспитание старшеклассников средствами лирической музыки на факультативных занятиях по музыкальному искусству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обратим в связи с этим внимание на тот факт, что в методических пособиях, касающихся вопросов эстетического воспитания школьников средствами литературы, специфика формирования эстетического восприятия драматических, эпических и лирических произведений всегда четко оговорена. Трудно, например, представить возможность осуществления полноценного анализа) романа Л. Н. Толстого «Война и мир» методами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами лирической музыки как педагогическая проблема
    • 2. Особенности восприятия лирической музыки старшеклассниками
    • 3. Концепция формирующего.*эксперимента
  • ГЛАВА I. I, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ' ЛИРИКИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
    • 1. Формирование эстетического восприятия лирической музыки у старших школьников
    • 2. Педагогические условия эстетического освоения учащимися содержания лирических произведений

Эстетическое воспитание старшеклассников средствами лирической музыки на факультативных занятиях по музыкальному искусству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы тем более возрастает в связи с тем, что в современных музыковедческих исследованиях убедительно доказана необходимость дифференциации музыкального содержания по родовым признакам: драма, лирика, эпос./148- 226/. Категория рода, согласно им, существенно обогащает эстетические представления о типах и формах, в которых совершается приобретение слушателем дополнительного жизненного опыта и прежде всего присвоение ценностных установок произведения. Это открывает совершенно новый аспект в музыкально-эстетическом воспитании школьников. Недопустимым, в частности, становится использование в практической работе идентичной методики анализа музыкальных произведений различной родовой организации. Недифференцированный подход при реализации соответствующих типов установок /лирической, драматической, эпической/ в процессе подготовки учащихся к восприятию приводит не только к формализму и существенным смысловым натяжкам при анализе музыки, но и снижению интереса школьников к данному виду искусства.

Обратим в связи с этим внимание на тот факт, что в методических пособиях, касающихся вопросов эстетического воспитания школьников средствами литературы, специфика формирования эстетического восприятия драматических, эпических и лирических произведений всегда четко оговорена. Трудно, например, представить возможность осуществления полноценного анализа) романа Л. Н. Толстого «Война и мир» методами поэтики или наоборот. В художественно-педагогических же анализах музыкальных произведений родовые различия учитываются, к сожалению, не всегда. Игнорирование этого приводит к формализму и неправомерному ограничению музыкального содержания, так называемыми, «жизненными образами», поверхностному восприятию,' невысокой интенсивности связанных с ним эстетических переживаний, бездоказательным эстетическим оценкам и суждениям школьников, нивелированию воспитательной функции музыки в целом.

Решение этих и смежных с ними вопросов не нашло еще должного освещения в специальной и методической литературе. В имеющихся же работах, а также программах факультативных курсов музыка классифицируется лишь по жанровым признакам. В учебном пособии «Основы эстетики и искусствознания». /155/ они группируются, например, следующим образом: музыкальная героика, музыкальный эпос, музыкальная фантастика, музыкальная лирика. Последняя, в свою очередь, подразделяется на вокальные и инструментальные жанры, среди которых авторы акцентируют внимание лишь на песне, романсе и ноктюрне, что явно недостаточно для целостного охвата всей образной семантики лирики. Неправомерно и ограничение характеристики ее содержания только такими определениями, как певучесть, задушевность, теплота, тона. Возражение вызывает также предлагаемая последовательность изучения музыкального материала /героика, эпос, фантастика-, лирика/. Лирическая музыкаглавным объентом отражения которой является прежде всего внутренний, духовный мир человека, не требует для воплощения своих образов применения сложных и монументальных форм, использование которых столь необходимо в драматически и эпически организованных произведениях. Этапность включения музыкальных произведений в работу представляется поэтому более логичной в направлении от лирики к драме и эпосу, чем наоборот. Целесообразность такого подхода обусловлена кроме того повышенной эмоциональной восприимчивостью старших школьников к лирическому в искусстве.

Глубокие и всесторонние рекомендации по отбору музыкального материала для слушания в старших классах содержатся в книге В. Н. Шацкой «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества». Существенными факторами здесь, по мнению автора, являются: близость произведений эмоционально-образной сфере школьников, доступность по содержанию соответственно возрасту и уровню их общего и музыкального развития, понятность языка и средств выразительности, яркая жанровая выраженность. Необходимыми условиями для успешного формирования эстетического восприятия музыки она считает расширение художественного кругозора слушателей, знакомство их со строением музыкальной формы, жанрами, с основами эстетики, с жизненной и творческой биографией композитора как выразителя передовых идей своего времени. Начинать работу необходимо «с таких произведений, где мелодия — эта „дорога чувств“ — особенно ярко выражена-, а содержание и замысел пьесы вполне доступны учащимся. Пьесы героического характера лучше давать в середине.» ./228, с.103/.

Эти выводы и наблюдения ученого особенно значимы для нашего исследования. Лирический род в музыке, отличающийся повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов, относительной краткостью и «миниатюрностью» форм, должен стать ключевым звеном в процессе приобщения старшеклассников к классическому музыкальному наследию прошлого иг" современности. От него в дальнейшем могут быть протянуты нити к драматической и эпической музыке, к произведениям крупной формы, к опере и симфонии.

Жанровая и родовая классификация музыкального искусства между тем недостаточно четко и однозначно отражена в программных требованиях факультативных курсов, строящихся, как известно, по принципу развития музыкального восприятия учащихся. В одних случаях их подразделяют на вокальные, инструментальные и танцевальные жанры /170/, в других — на вокальные, инструментальные и синтетические /171/, в третьих — на песенные, маршевые и танцевальные /168/, в четвертых — на лирические, эпические и повествовательные /169/. Дифференциация музыкальных произведений, в том числе и лирических, по родовым признакам при этом отсутствует.

Отчасти данное явление объясняется тем, что сама проблема исследования лирики как самостоятельного рода в музыкальном искусстве получила развитие лишь в последние годы. До этого длительное время считалось, что лирика /так же как драма и эпос/ является родом лишь одного вида искусства — литературы. Литерагуроцент-ристское понимание сущности лирического рода в музыкальном искусстве отражалось в художественно-педагогическом анализах музыки, ориентирующих слушателей больше на вспомогательно-разъясняющую функцию слова, чем на постижение специфических особенностей языка! самой музыки, что приводило к утрате активности музыкального слуха учащихся, навязыванию чуждых им интепретаций произведений, искажению художественной сущности лрфического образа, как образа-переживания, снижению эффективности эстетического воспитания.

Описательные методы анализа, занимающие, к сожалению, до сих пор преобладающее место в работе учителя, приводят не только к формализму и существенным смысловым натяжкам при восприятии и анализемузыкальных произведений, но и к снижению интереса учаь щихся к данному виду искусства в его академическом понимании. Не случайно данные социологических опросов, проводимых в различных группах молодежи, свидетельствуют омассовомувлечении их легкой музыкой и, в лучшем случае, терпимом отношении к классическим музыкальным образцам. /187- 220/.

Особенно парадоксальным при этом выглядит то, что язык лирики, с ее доброй и нежной интонацией, окружающей человека', с колыбели, оказывается ему недостаточно понятным в зрелом возрасте" Меяэду тем, именно произведения лирической музыки /речь, естественно, идет о шедеврах/, несущие в себе огромнейший «заряд» жизненных эмоций, преломленных через духовную сферу своих гениальных создателей, способны оказывать ни с чем не сравнимое эмоциональное воздействие на слушателя, озарять его разум и чувства светом добра и теплоты, высокой гфавственной гражданственности и моральной чистоты.

Налицо, таким образом, разрыв между психологической и возрастной предрасположенностью учащихся к лирической музыке и реальной способностью к ее восприятию. Одной из причин этого является низкая эффективность методики анализа лирических произведений, незнание закономерностей формирования ее эстетического восприятия. Непонимание специфики отражения действительности в лирике, а также коммуникативных особенностей языка данного рода искусства лишает школьников возможности моделировать сложные художественные образы, соотносить их с реальной действительностью и со своими эстетическими потребностями, являясь причиной возникновения отрицательных эмоционально-оценочных реакций, оказывающих негативное влияние на эстетическое развитие учащегося в целом-* Целостно же субъективная природа стремления слушателя к музыке определяется, как известно, «положительным значением прямых и комитантных воздействий /и ее последствий/ для реальной субъективной и практической жизни человека, И прежде всего, для субъективно-положительной реализации эмоциональных сил человека, для его чувственного самосознания, социально-чувственного общения, для всего общего развития человека?'. /204, с, Ю4/. Для того, чтобы эти стремления стали действеннымфактором эстетического развития старшеклассника, необходимо преодолеть разрыв между уровнем сформ1фованности его эстетических потребностей и способностью к эстетическому восприятию, что свидетельствует о необходимости целенаправленного педагогического руководства! данным процессом.

Старшим школьным возрастом завершается период обучения в общеобразовательной школе. Вступая на путь самостоягельной жизни, в том числе и самостоятельного общения с музыкальным искусством, значительная часть выпускников не всегда в дальнейшем имеет возможность получать информацию о специфике и «технологии» его языка, жанровых, стилистических, родовых, композиционных и других особенностях:. Помочь им в этом могут знания и навыки анализа произведений, приобретенные в школьные годней прежде всего те, которые способствовали активизации музыкального мышления учащихся, развитию эстетического отношения к музыке, эмоциональных, рациональных и художественных потенций.

Обеспечить формирование таких навыков в старших классах призваны факультативные занятия по музыкальному искусству, задача которых, главным образом, состоит в углубленном знакомстве учащихся с музыкой различных стилей, жанров и эпох, активизации процесса восприятия, обогащения духовного мира и. художественного опыта школьников, их эстетической культуры в целом.

Положительный опыт практической реализации такого подхода к проблеме музыкально-эстетического воспитания учащихся находим мы в педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, ориентирующего воспитанников наосмысление языка музыки, понимание ее как особого способадуховной активности и нравственного выражения личности.

Важные и актуальные проблемы эстетического воспитания школьник i ков средствами музыкального искусства, касающиеся вопросов восприятия и анализа музыки, формирования различных сторон эстетического соетания, рассматриваются также в исследованиях Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Э. И. Бальчитиса, В. К. Белобородовой, П. И. Буцаева, В. Г. Бутенко, Т. Е. Вендровой, Е. Я. Гембицкой, Н.Л.Грод-зенской, Л. В. Горюновой, Л. Г. Коваль, Э. В. Козловой, И. Л. Лисовской, Т. Н. Овчинниковой, Т. П. Плесни ной, Л. М. Предтече некой, Г. С. Ригиной, А. Я. Ростовского, В. Н. Шацкой.

Разнообразным аспектам эстетического воспитания учащихся средствами лирики посвящены работы А. М. Белова, Н. Л. Дзатцеевой, Л. Д. Ермаковой, С. И. Жупанина, Р. Д. Мадер, Н. Д. Молдавской, В. Я. Рез, МД. Снежневской и других.

Учитывая выводы и основные положения этих работ, в диссертации предпринята попытка исследовать некоторые вопросы эстетического воспитания старшеклассников на факультативных занятиях в процессе организации восприятия инструментальной лирической музыки, искусства, по мнению большинства музыковедов, «невещественного», «неуловимого», бессловесного, способного с особой силой и точностью раскрывать интимнейшие эмоциональные движения, переливы чувств, настроений, обладающего могучей силой лирико-философских обобщений.

Объектом нашего исследования явился процесс эстетического воспитания старшеклассников средствами музыкального искусства на факультативных занятиях, предметом — формирование эстетического восприятия инструментальной лирической музыки.

Цель исследования состояла в выявлении путей повышения эффективности эстетического воспитания старших школьников средствами лирики на факультативных занятиях по музыкальному искусству.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности музыкального восприятия старшеклассников.

2. Обосновать и экспериментально проверить методику формирования эстетического восприятия инструментальной лирической музыки.

3. Выявить педагогические условия эстетического освоения школьниками содержания музыкальных произведений.

В исследовании мы исходили из следующего предположения. Эффективность воспитательного воздействия лирической музыки, отвечающей личностным устремлениям старшеклассников, зависит от уровня подготовленности их к эстетическому восприятию, полноценное формирование которого возможно при условии осознанного постижения интонационной субъективности музыкальной композиции, выявления, закодированных в ней человеческих чувств, мыслей и переживаний, составляющих содержание и внутреннюю фабульную логику лирического произведения.

Методологической основой исследования явилось учение классиков марксизма-ленинизма о роли искусства, во всестороннеми гармоническом развитии личности, о единстве эмоционального и рационального в художественном познании действительности, материалы и программные документы ЦК КПСС и Советского государства по вопросам эстетического воспитания детей и молодежи.

Теоретическими источниками диссертации являются данные марксистско-ленинской эстетики, педагогики, психологии, музыкознания, теории эстетического воспитания и восприятия музыки.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, анализ теоретической и методической литературы, интервьюирование, анкетирование/ беседы с учащимися и учителями, констатирующий и формирующий эксперимент, методы математической статистики /вычисление медиан/.

Исследование проводилось в три этапа на протяжении девяти лег /1975;1984 гг./.

На перЕом эташе /1975;1978 гг./ осуществлялось теоретическое изучение проблемы, анализ возрастных и психолоро-педагогических характеристик старшеклассников, программ факультативных курсов по музыкальному искусству, наблюдение за процессом эстетического воспитания старших школьников.

На втором этапе /1978;1980 гг./ изучались особенности восприятия лирики учащимися старшего школьного возраста.

На третьем этапе /1980;1984 гг./ проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию эстетического восприятия инструментальной лирической музыки, выявлялись пути активизации этого процесса, осуществлялась апробация результатов исследования и внедрение их в практику работы общеобразовательных школ.

Анкетным способом было охвачено 2000 старшеклассников Киевской, Черниговской, Сумской и Хмельницкой областей.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой намарксистско-ленинскую методологию, достижения теории эстетического воспитания, использованием взаимодополняющих методов исследования, широкой базой накопления эмпирического материала4', а также многолетним опытом! практической работы диссертанта по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся.

Нзучнш я новизна исследования заключается в углубленном рассмотрении процесса эстетического воспитания старшеклассников средствами инструментальной лирической музыкиизучении особенностей восприятия ее учащимисяразработке методики формирования эстетического восприятия лирики, опирающейся на концепцию двойственности музыкальной формывыявлении педагогических условий полноценного освоения школьниками содержания лирических произведений. В диссертации доказана^ эффективность использования лирической музыки в воспитательной работе со старшеклассниками.

На защиту выносятся:

— выявленные особенности восприятия инструментальной лирической музыки;

— пути активизации эстетического воспитания старших школьников средствами лирики на факультативных занятиях по музыкальному искусству, заключающиеся в выборе адекватной методики формирования музыкального восприятия, актуализации поз навагелвных установок и интонационно-речевого опытаучащихся, реализации межпредметных связей с литературой и историей на уровне обобщения основных теоретических понятий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении факультативных курсов по музыкальному искусству, других занятиях эстетического цикла, включая факультатив «Мировая художественная культура», в воспитательной работе со старшеклассниками во внеурочное время /музыкальные клубы, лектории, дискотеки/, а также на уроках литературы и истории в процессе установления межпредметных связей.

Апробация результатов исследования осуществлялась в школах ЙЗ, 5, 7, 9 г. Нежина Черниговской области, Ш 12 и 14 гДонотопа Сумской области.

Полученные материалы докладывались и обсуждались на заседаниях сектора эстетического воспитания и отдела общих проблем коммунистического воспитания НИИ педагогики УССР /г.Киев, 1981;1984гг./, на конференции молодых ученых НИИ психологии и НИИ педагогики УССР «Психолого-педагогические проблемы управления развитием личности школьника в процессе обучения» /г.Киев, 1984 г./, научных конференциях Нежинского госпединститута им. Н. В. Гоголя /г.Нежин, 1980;1984 гг./, методическом объединении учителей музыки г. Нежина /1983 г./.

Предложения по применению результатов исследования реализованы в методических рекомендациях Черниговского областного института усовершенствования учителей.

— 19.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что успешное решение проблемы в полной мере осуществимо при условии углубленного знакомства-: учащихся с языком музыки, логикой ее художественной формы, осмысления родовых особенностей, позволяющих вырабатывать у слушателей четкое представление о специфике отражения в лирике действительности, форме и способе присутствия в ней человеческого сознания. Незначительный объем, лаконизм и миниатюрность лирических произведений открывают широкие возможности для развития интонационного мышления старшеклассников и на этой основе стремления к художественно-образному познанию жизни. Результативность воспитательного процесса, обеспечивается комплексным использованием методов и методических приемов, направленных на активизацию рациональных и эмоциональных потенций школьников. Вне этих качеств полноценный социально-эстетический контакт с музыкальным искусством невозможен.

Раскрытие специфики инструментальной лирической музыки, ее жанровых, родоЕых и стилистических особенностей, учет эмоциональной восприимчивости старшеклассников к лирике, их личностных устремлений и духовных потребностей, применение специальной методики формирования музыкального восприятия, создание соответствующих педагогических условий определяют основные пути повышения эффективности эстетического воспитания учащихся старшего школьного Еозрасга средствами лирики на факультативных занятиях по музыкальному искусству.

Исследование показало необходимость активизации работы факультативов по музыке. При правильной организации и выборе оптимальных методов воздействия они могут быть важной формой эстетического воспитания учащихся, повышения их художественной культуры, приобщения к музыкальному искусству различных стилей, эпох и направлений. В условиях отсутствия предмета музыки в старших классах эти обстоятельства' весьма существенны.

На' наш взгляд, действующие программы факультативных курсоЕ не отвечают в полной мере современным установкам теории и практики эстетического Боепитания.

Уточнения, во-перЕых, требуют критерии отбора музыкального материала для слушания с учетом повышенной эмоциональной восприимчивости. старшеклассников к лирическому в искусстве. Программы факультативов целесообразнее строить по принципу жанровой и родовой дифференциации музыки, способствующему развитию музыкального восприятия школьников в направлении от лирики к драме и эпосу.

Во-вторых, в программах следует выделитьспециальные разделы, посвященные усвоению теоретического материала, знакомству учащихся с ключевыми музыковедческими и эстетическими понятиями необходимыми для осуществления полноценного интонационного анализа музыкальных произведений, обогащения и расширения художественных знаний .

В-третьих, при построении факультативов по музыке надо учитывать художественную информацию, которая заложена в курсах истории и литературы. Межпредмегные связл с ними яеляются важнейшимпедагогическим условием повышения эффективности эстетического Боепитания старшеклассников.

В-четвертых, улучшения требуют мероприятия по организации факультативных занятий в школе, подготовке квалифицированных руководителей для проведения такой работы, обладающих высокой художественной эрудицией и эстетической культурой, многосторонностью интересов. Центром такой подготовки могли бы стать музыкально-педаготические факультеты педагогических институтов. В их учебных планах, однако, этим вопросам^ уделяется пока недостаточное внимание.

Актуальность рассмотренной в диссертации темы открывает перспективы дальнейшего исследования. Научную ценность, в частности, представляет проблема эстетического воспитания старших школьников средствами вокальной музыки, взаимодействия лирики с другими родами. музыкального искусствав процессе их изучения на факультативных занятиях. Особый интерес приобретает также исследование: механизмов превращения полученных при восприятии лирической музыки эстетических переживаний в устойчивый стимул общественно полезной деятельности старшеклассников, стремления к творческому освоению жизни.

— 148 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследование рассматриваемой в диссертации проблемы имеет ванное научное и практическое значение. Его актуальность вытекает из задач, намеченных ХХУ и ХХУ1 съездами партии, июньским /1983 г./ и апрельским /1984 г./ Пленумами ЦК КПСС, Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Лирическая музыка является действенным средством эстетического воспитания старшеклассников. Будучи искусством непосредственного выражения внутреннего мира человека и отвечая личностным устремлениям учащихся, она может обогащать их впечатлениями, выходящими далеко за пределы собственного жизненного опыта, содействовать художественному. познанию жизни, развитию эстетических чувств и эмоциональной культуры школьников. Воспитательные возможности лирики в полной мере реализуются при условии эстетического освоения ее образов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., г. 42, с.41−174.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  3. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М.: Политиздат, 1956. 686 с.
  4. К., Энгельс Ф. Об искусстве: 3 2-х т. /Сост. М.Лифшиц. -М.: Искусство, 1976, т.1. 576 е.- т.2. — 720 с.
  5. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т. М.: Педагогика, 1978, т.1. 543 е.- т.2. — 488 с.
  6. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343−625.
  7. В.И. Рецензия. Поли. собр. соч., т.25, c. III-114.
  8. В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29. -783 с.
  9. В.И. О воспитании и образовании: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980, г Л. 544 е.- т.2. — 496 с. .
  10. В.И. 0 культуре. ~М.: Политиздат, 1980. 336 с.
  11. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. -М.: Политиздат, 1978. 144 с.
  12. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочеред. седьмой сессии Верхов. Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. -М.: Политиздат, 1978. -62 с.
  13. О дальнейшем совершенствовании обучения, Боепитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. 1. Правда, 1977, 29 дек.
  14. Материалы ХХ1У съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1971. 320 с.
  15. Материалы ХХУ съезда КПСС. ~М.: Политиздат, 1976. 256 с.
  16. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981. 223 с.
  17. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 13−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  18. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апр., 1984 г. -М.: Политиздат, 1984. 31 с.
  19. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР, 12 апр. 1984 г. Правда, 1984, 14 апр.
  20. О мерах по улучшению постановки факультативных занятий в общеобразовательных школах: Приказ Министерства просвещения РСФСР и Госкомиздата, Л 399−467 от 31 дек. 1974 г.
  21. Абдуллин Э.1>. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1983. III с.
  22. Э., Андрукович П., Головинский Г. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов. Вкн.: Вопросы социологии искусства. М., 1979, с.127−193.
  23. Ю.Б. Улучшать музыкальное воспитание школьников. Народное образование, 1984, Л 2, с.51−54.
  24. .Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение. В кн.: Вопросы науки о поведении ребенка и взрослого. Владикавказ, 1927−19 28, вып.22, с.21−26.
  25. О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983.- 224 с.
  26. Г. Звуковой язык и музыка. Советская музыка, 1951, Л б, с. б0−65.
  27. .В. Избранные труды /Ред. коллегия акад. И. Э. Грабарь и др. М.: Изд-во АН СССР, 1957, т.5. — 388 с.
  28. .В. Речевая интонация. М.- Л.: Музыка, 1965. -136с.
  29. .В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1971. — 316 с.
  30. .В. Избранные статьи о музыкальном- просвещении и образовании. 2-е изд. — Л.: Музыка. — 144 с.
  31. Ашхаруа-Чолокуа А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия. В кн.: Эстетические очерки. М., 1979, вып.5, с.137−174.
  32. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса /в вопросах и ответах. Киев: Рад. школа, 1982. -200 с.
  33. В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954, т.5, с.7−67.
  34. В.К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. -М.: Педагогика, 1975. 160 с.
  35. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Русский книжник, 1983. 116 с.- 156
  36. Л.В. Отношение детей к искусству. Вопр. психологии, 1968, Л 4, с.96−104.
  37. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с,
  38. Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. -М.: Политиздат, 1981. -399с.
  39. Ботвинников А, Д. Организация и методика* педагогических исследований /рекомендации и исследования/. -М.: Изд-во АПН СССР, 1981. 43 с.
  40. Дж.С. Процесс обучения /Под ред. А. Р. Лурия. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 84 с.
  41. Е.А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд., перераб. -М.: Рус. яз., 1978. — 278 с.
  42. В.В. Лирика и время. М.- Л.: Наука, 1964. — 130 с.
  43. П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1976 — 19 с.
  44. Ванслов В, Об интонации. Советская музыка, 1952: $ 9, с.33−39.
  45. Васина-Гроссман В.А. %зыка и поэтическое слово. -М.: Музыка?, 1972. Ч. 1-я. 150 с.
  46. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. -М.: Музыка, 1978. Ч.2-я. Интонация. Ч. 3-я. Композиция. 366 с.
  47. Т.Е. Диалог об интонации. В кн.: Музыка в школе. М&bdquo- 1983, с.18−25.
  48. Ветлугина- Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость. В кн.: Восприятие музыки. М., 1980, с.229−243.
  49. М.А. Формирование эстетических ориентаций старших школьников: Учеб. пособ. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. -82 с.
  50. Н.В. Об эмоциях и их выражении. Вопросы психологии, 1964,1. J&3, с. 140−154.
  51. Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации. Вопросы психологии, 1965, Л 3, с.89−102.
  52. Всеволодский-Гернгросс В. Теория русской речевой интонации. -Пг.: ГИЗ, 1922. 128 с.
  53. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519.
  54. Л.С. Психология искусства /Под общ. ред. В. В. Иванова. -М.: Искусство, 1965. 379 с.
  55. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -2-е изд. -М.: Просвещение, 1967. 93 с.
  56. Г. Энциклопедия философских наук. Ч. З. Философия духа. Соч.: В 14-ти т. М., 1956, т.З. — 371 с.
  57. Г. Лекции по эстетике. Кн. 3. Соч.: В 14-ти т. М., 1958, т.14. — 440 с.
  58. Г. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1971, т.З. -622с.
  59. Е.Я. Музыкальное воспитание в старшем школьном возрасте. -М.: Музыка, 1976, вып. II, с.94−102.
  60. Л.Я. О лирике. 2-е изд. — М. — Л.: Сов. писатель, 1974. — 407 с.
  61. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  62. А.Н. О музыкальности речевой интонации. В кн.: Вопросы музыкознания. -М., 1956, т.2, с.291−322.
  63. Л.В. Развитие музыкального восприятия у подростков:
  64. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1970. 21 с.
  65. Н.Л. Вопросы развития восприятия музыки. Известия академии пед. наук РСФСР. М., I960, Л ПО, с.213−250.
  66. H.JI. Школьники слушают музыку. -М.: Просвещение, 1969. 77 с.
  67. Н.А. Изучение русской классической лирики в старших классах национальной школы: Автореф. дис. .канд. пед.наук.- М&bdquo- 1976. 20 с.
  68. В.Д. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления.-В кн.: Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1972, с .99 174.
  69. Н.А. «Стихотворения» Ивана Никитина. Полн.собр. соч.: В 6-ти т. М., 1935, т.2, с.568−586.
  70. .И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978. -272 с.
  71. Л.Д. Формирование эстетического восприятия поэзии уучащихся 7 класса в процессе руководства факультативными занятиями: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1980. -18с.
  72. Н.П. Гомер, НГР и гармония. Лит. газета, 1974, 31 июля.
  73. С.И. Эстетическое воспитание младших школьников средствами пейзажной лирики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Киев, 1973. 42 с.
  74. А.В. Психология обучения старшеклассников. М.:л1. Знание. 64 с.
  75. Г. А. Принципы изучения лирических стихотворений в 5−8 классах /Пособие для студентов-заочников. Махачкала, 1963.20 с.
  76. Зись А. Я, Искусство и эстетика. Введение в искусствоведение. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1974. 447 с.
  77. И.А. Коммунизм.и эстетическое развитие личности. Киев: Мистецтво, 1972. — 172 с. — Укр.
  78. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Известия АПН РСФСР. Труды института психологии. М., 1956, вып.76, с.3−18.
  79. Интонация /Отв. ред. А. И. Чередниченко. Киев: Вища школа, 1978.- 240 с.
  80. Искусство в эстетическом Боепитании детей различных возрастных групп /Под общ. ред. Н. А. Кушаева, В. П. Сомова. М.: НИИ общ. педагогики, 1978. — 96 с.
  81. Искусство и творческая деятельность. Киев: Наук, думка, 1979. — 314 с.
  82. Исследование художественных интересов школьников /Под общ. ред. Е. В. Квятковского и Ю.У.Фохта-Бабушкина. -М.: Педагогика, 1974.- 160 с.
  83. Д.Б. Избранные статьи о музыке. М.: Сов. компози-тор, 1963, с.244−254.
  84. Д.Б. Музыка в школе. В кн.: Искусство и школа. /Оост. А. К. Василевский. М., 1981, с.112−140.
  85. Д.Б. «Ровесники»: Беседы о музыке для юношества. -М.: Музыка, 1981, вып.1. 1Г8 с.
  86. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд., расшир. и перераб. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. — 766 с.
  87. Г. Н. Из опыта экспериментального исследования вне-музыкальных представлений при восприятии музыки. В кн.: Художественное восприятие. Сборник I /Под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1971, с.348−354.
  88. Г. Н. 0 роли установки в оценке музыкальных произведений. -Вопросы психологии, 1975, JS 5, с.63−70.
  89. .С. Общественность и воспитание. Киев: Рад. школа, 1973. — 134 с. — Укр.
  90. А.Г. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  91. Л.Г. Формирование эстетических оценок у подростков: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1975. — 22 с.
  92. Козлова^ Э. В. Эстетическое воспитание учащихся /5−8 классов/ в процессе изучения произведений советской музыки: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1970. — 27 с.
  93. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности. /Учеб. пособие для пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  94. В.Д. Ассоциативное и специфическое. Советская музыка, 1966, JE 12, с Л 0−19.
  95. Г .Р. Эстетическое Боепитание в обучении истории. В кн.: Взаимосвязь теории и практики эстетического воспитания школьников: Тез. докл. М., 1977, с.391−394.
  96. А.Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя. -Киев: Наук, думка, 1965. 123 с. — Укр.
  97. Ю.А. Очерки по эстетике музыки. 2-е изд. -М.: Сов. композитор, 1972. — 272 с.
  98. Е.П. Отношение школьников к искусству и типологические особенности их личности.-В кн.: Эстетическое воспитание в современной школе /Под ред. Н. А. Кушаева, В. И. Лейбсона. М., 1979, с.9−21.
  99. Н.К. Пед. сочинения: В 6-ти т. /Под ред. А.М.Арсе-ньева и др. М., 1979, т.З. 472 с.
  100. В.А., Лукин Н.С, Очерки психологии старшего школьника. -М: Учпедгиз, 1963. 198 с.
  101. Кудин В. А, Искусство и духовный мир молодежи. Киев: Рад. школа, 1983. — 96 с. — Укр.
  102. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  103. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  104. А.А. Методика исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  105. ПО. Кюи Ц. А. Избранные статьи /Под общ. ред. Ю. А. Кремлева. Л.: Музгиз, 1952. — 691 с.
  106. .А. О лирике, как разновидности художественной речи /семантические этюды/. В кн.: Русская речь. М. 1927−1928, т.1, с.42−73.
  107. A.M. Автор образ — читатель. — 2-е изд. доп. — Л.: изд-во ЛГУ, 1983. — 350 с.
  108. Н.Д. Психология старшего школьника. -М.: Учпедгиз, 1955. 214 с.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избр. псих, исследования: В 2-х т. М., 1983, т.2, с.94−231.
  110. .Т., Мельничук С. Г. Неверов В.В. Факультативные занятия по эстетике. В кн.: Факультативные занятия в средней школе. М., 1973, с.230−238.
  111. .Т. Эстетическое воспитание в школе: Вопр. систем, подхода. -М.: Педагогика, 1980. 136 с.
  112. .Т. Воспитательные аспекты обучения. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  113. .Т. Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С. А. Герасимова. -М.: Педагогика, 1983. 264 с.
  114. .Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности. Советская педагогика, 1983, № 6, с.52−57.
  115. Лук А. Н. Эмоции и чувства. М.: Знание, 1972. — 77 с.
  116. Р.Д. Формирование эстетических критериев оценки лирики у учащихся восьмого класса: Автореф, дис. .кагнд. пед. наук. М&bdquo- 1975. — 18 с.
  117. Л.А. О мелодии. -М.: Музгиз, 1952. 299 с.
  118. Мазель Л. А, Роль секстовости в лирической мелодике, В кн.: Вопр. музыкознания. М., 1955, т.2, с.'191−206.
  119. Л.А. Исследование о Шопене. -М.: Сов, композитор, 1971. 248 с.
  120. Л.А. О типах творческого замысла. Советская музыка, 1976, .|5, с.19−31.
  121. Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. -М.: Сов, композитор, 1978. -352 с.
  122. А.С. О коммунистическом воспитании. Избр, пед, произведения. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 19 56. — 579 с.
  123. В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия. -В кн.: Восприятие музыки. М., 1980, с.54−90.
  124. В.Н. Методические рекомендации к работе учителей и студентов над проблемой межпредметных связей. Л.: Пед. о-во РСФСР. Секция общей педагогики, 1973. 23 с.
  125. К. Лирическое в искусстве как эстетическое явление. -Фрунзе: Илим, 1971. 149 с.
  126. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  127. В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект.-Советская музыка, 1979, J! 3, с.30−39.
  128. В.В. Человек в зеркале интонационной формы. -Советская музыка, 1980, Л 9, с.39−48.
  129. В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. В кн.: Восприятие музыки. М., 1980, с.178−194.
  130. В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие». В кн.: Восприятие музыки. М., 1980, с.141−155.
  131. М.К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. — 264 с.
  132. Моль Абраам. Теория информации и эстетическое восприятие. -М.: Мир, 1966. 351 с.
  133. А.В. О воспитании старшеклассников. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  134. Музыка. В кн.: Музыкальная энциклопедия. М., 1976, т. З, с.730−751.
  135. Музыкальное воспитание и обучение в школе /Под ред. каяд.пед. наук М. А. Румер. -М.: Изд-во АПН РОФСР, 1955. 104 с.
  136. Е.В. Речевой опыт и музыкальное восприятие. В кн.: Эстетические очерки. М., 1967, вып. 2, с.245−283.
  137. Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. 383 с.
  138. Е.В. Логика музыкальной композиции. -М.: Музыка-, 1972. 319 с.
  139. Р.Г. К вопросу о возрастном развитии способности вырабатывать установку на основе воображения. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И. И. Ильясова?, В. Я. Ляудис. М., 1981, с.194−198.
  140. Л.И. Искусство и труд. -М.: Высш. школа, 1974. -175 с.
  141. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства /Отв. ред. Г. С. Тарасов. -М.: НИИ школ,'7.1981. 90 с.
  142. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред* В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова.3.е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1981. 383 с.
  143. Овсянико-Куликовский Д. Н. Лирика как особый вид творчества. -В кн.: Вопросы теории и психологии творчества. С-П., 1910, т.2, вып.2, с. 182−226.
  144. О.Н. Специфика эстетического восприятия. Л.: Высш. школа, 1975. — 224 с.
  145. Основы эстетики и искусствознания: Факультатив, курс. Пособие для учителей /Под ред. И. ЛЛюбинского, В. К. Скатерщикова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 302 с.
  146. Н.Л. Об отражении действительности в музыке. -Л.: Музыка, 1979. 71 с.
  147. Г. Н. Учитель, музыка, дети. Киев: Муз. Украина, 1982. — 144 с. — Укр.
  148. Г. Восприятие музыкального произведения и его структура. -В кн.: Эстетические очерки.М., 1967, вып.2, с.191−211.
  149. Г. А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. Казань, 1973. — 69 с.
  150. Ю.Н. Динамика эстетического развития личности в процессе- ее общения с искусством, В кн.': Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М., 1981, с.137−166.
  151. Т.П. Формирование интереса у восьмиклассников к серьезной музыке: Авгореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1974, 22 с.
  152. Г. В. Эстетика и социология искусства: В 2-х т. М.: Искусство, 1978, т.1. 631 с.
  153. К.П. Серьезная музыка в школе /Из опыта работы учителя/. М.: Просвещение, 1974. — 127 с.
  154. А.С. Установка и деятельность. Вопросы психологии, 1972, Л I, с.3−10.
  155. Л.М. Курс «Мировая художественная культура» в старших классах общеобразовательных школ. В кн.: Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978, C. I5I-234.
  156. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. -М.: Просвещение, 1978. 175 с.
  157. Программа факультативного курса- «Музыкальное искусство» /УШ-Х классы/. Киев: Рад. школа, 1969. — 36 с. — Укр.
  158. Программа факультативного курса «Музыкальное искусство». В кн.: Программы факультативных курсов средней школы. М., 1972, с. 19 7−208.
  159. Программа факультативного курса «Основы музыкальной культуры». -В кн.: Программы факультативных курсов средней школы. М., 1972, с. 209 -230.
  160. Программы средней общеобразовательной школы. История. 4−10 классы. Киев: Рад. школа, 1979. — 128 с.
  161. Психологические проблемы юности. Учен, записки Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина, 1969, т.331. — 203 с.
  162. Психология, педагогика и гигиена юности. -М.: Мрф, 1926. -263 с.
  163. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. -М.: Знание, 1980. 95 с.
  164. С.Х. Искусство и эмоции, -М.: Музыка, 1968. -160 с.
  165. С.Х. Художественное представление и художественный образ. В кн.: Эстетические очерки. М., 1973, вып. З, с.45−94.
  166. С.Х. О вариантной множественности исполнительства. -В кн.: Музыкальное исполнительство, М., 1972, вып.7, с. з-46
  167. Рез З. Я. Изучение лирических произведений в школе /4−7 классы/. Л.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  168. А.Я. Педагогические условия формирования музыкального восприятия школьников. В кн.: Музыка в школе. Киев, 1983, вып.9. с.36−42. -Укр.
  169. С.JI. Основы общей психологии. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  170. Е.А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века. В кн.: Современные вопросы музыкознания. М., 1976, с.146−206.
  171. Л.Л. Музыка-речи. Эстетическое исследование. М.: Работник просвещения, 1923. 190 с.
  172. Л.С. Возрастные особенности восприятия стиля музыкального произведения. Изв. Гр. ССР, 1975, Л 4, с.66−72.
  173. В.И., Зобов Р. Я. Новые философские аспекты элементарно-структурных отношений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. -128 с.
  174. Л.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. Киев: Вища школа, 1977. — 157 с.
  175. П.В. Эмоции и воспитание /вопросы воспитания в свете теории информации/. Вопросы философии, 1981, $ 5, с.39−48.
  176. А. Факультативный курс по эстетике в сельской школе. -Воспитание школьников, 1973, В 6, с.84−86.
  177. В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики: Учебник для сред. учеб. заведений. 3-е изд., испра и доп. -М.: Высш. школа, 1982. — 191 с.
  178. Л.А. Искусство в свете ленинской теории отражения. -Киев: Вища школа, 1980. 327.
  179. А.А. Фридерик Шопен. М.: Музгиз, 1956. — 324 с.
  180. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. -Л.: Сое. композитор, 1981, г. 2. 395 с.
  181. А.Н., Капустин Ю. В. Социология и музыкознание. В кн.: Вопросы социологии искусства. — Л., 1980, с.123−133.
  182. Справочник классного руководителя /Сост. В. М. Коротов. -М.: Просвещение, 1979. 303 с.
  183. К.С. Работа актера над собой. 4.1 и 2 Дневник ученика. -М.: Искусство, 1951. 666 с.
  184. Степанов А, А. Отражение в речи особенностей личности. В кн.: Вопросы психологии личности и общественной психологии: Учен, зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1964, т.254,с .159−169.
  185. В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. Киев: Рад. школа, 1979, г Л. 686 с.
  186. В.А. Рождение гражданина. -М.: Мол. гвардия, 1971. 336 с.
  187. Н.Д. О восприятии музыкального стиля. Известия Ан Гр. ССР. Тбилиси, 1975, 4, с.84−95.
  188. Г. С. О природе музыкальной потребности. В кн.: Некоторые проблемы личности. М., 1971, с.92−117.
  189. Теория эстетического воспитания /Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. -М.: Искусство, 1979. 255 с.
  190. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. -Изв. АПН РСФСР. М.- Л., 1947, вып. П, с.7−26.
  191. .М. Психология музыкальных способностей. -М.- Д.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 335 с.
  192. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. /Отв. ред. А. А. Смщшов. -М.: Педагогика, 1977. -184 с.
  193. И.Г. Интонация и смысл высказывания. М.: Наука, 1979. — III с.
  194. Ю.Н., Бершадская Т. С., Пустыльник И. Я. и др. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1965. — 395 с.
  195. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
  196. ФаустоЕа" — Э.И.' Эстетическое воспитание молодежи. В кн.: Искусство воспитания /Сост. В. К. Егоров. М., 1981, с.167−189.
  197. . В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. -М.: Педагогика, 1972. 152 с.
  198. Филиппенко Л.'Возрастные группы и формирование эстетической потребности. В кн.: Эстетика и современность /Под ред. С. Е. Мокнягуна. М., 1978, с.104−117.
  199. Т.И. К вопросу формирования образного мышления у школьников. В кн.: Взаимосвязь теории и практики эстетического воспитания школьников: Тез. докл. М., 1977, с.48−50.
  200. Е. Художественное переживание и его роль в процессе восприятия. В кн.: Эстетические очерки. М., 1979, вып.5, с.175−194.
  201. Т. Терминологическая система Б.В.Асафьева /на примере исследования «Музыкальная форма как процесс"/. В кн.: Музыкальное искусство и наука. М., 1978, вып. З, с. 215 229.
  202. Л.К. Анализ речевой интонации. Рига: Зинатне, 1974. — 272 с.
  203. B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. — 204 с.
  204. В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964. 159 с.
  205. В.А. Целостный анализ музыкальных произведений. -В кн.: Интонация и музыкальный образ /Под общ. ред. Б.М.Яру-стовского. M., J 1965, с.264−320.222» Цуккерман В. А. Выразительные средства лирики Чайковского. -М.: Музыка, 1971. 245 с.
  206. Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Рус. яз., 1982. — 207 с.
  207. Чернова- Т. Ю. Лирика род музыкальной организации. — В кн.: Проблемы музыкознания. М., 1975, еып. Т, с.83−97.
  208. Т.Ю. О понятии драматургии в инструментальной музыке. -В кн.: Музыкальное искусство и наука. М., 1978, вып. З, с.13−45.
  209. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.
  210. М.С. Психологические проблемы узнавания. -М.: Просвещение, 1967. 220 с.
  211. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника/Под ред. В .В .Давыдова. М.: Педагогика, 1979. -152 с.
  212. .М. 0 поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. — 552 с.
  213. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя /Сост. Г. С. Лобковская. -М.: Просвещение, 1983. 303 с.
  214. Эстетическое воспитание на уроках истории. -М.: Учпедгиз, 1962. 167 с.
  215. Эстетическое воспитание школьников /Под ред. А.И.Бурова-, Б.ТЛихачева. -М.: Педагогика, 1974. S04 с.
  216. Эстетическое воспитание школьной молодежи. -М.: Педагогика, 1981. 272 с.
  217. Эстетическое развитие и воспитание молодежи /О.В.Лармин, Е. А. Ануфриев, Л. Н. Москвичева и др. -М.: Изд-во МГУ, 1978. -325 с.
  218. Эстетическое сознание и процесс его формирования /Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. -М.: Искусство, 1981. 256 с.
  219. .Л. Текст и музыка. Музыка. М., 1914, Л 163, с.8−14.
  220. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  221. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. -М.: Просвещение, 1966. 291 с.
  222. Н.Д. Изучение идеалов стершеклассников. Советская педагогика, 1965, Л 12, с.41−45.
  223. Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. -М.: Наука, 1976. 295 с.
Заполнить форму текущей работой