Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технологический подход к проектированию учебного процесса по математике, обеспечивающего формирование познавательного интереса у школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы, цели и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: изучение и анализ психолого-пелагогической, методической литературы по проблеме исследования, особенно по педагогическим технологиям, программ, учебников и учебных пособий по проективной педагогике, по математике и методике преподавания математики для средней и высшей школыобобщение опыта преподавания математики в средней… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Т. Теоретические аспекты проблемы формирования познавательного интереса к математике у школьников в условиях технологического подхода к учебному процессу
    • 1. 1. Познавательный интерес как дидактическая категория
    • 1. 2. Сущность технологического подхода к проектированию учебного процесса, обеспечивающего формирование познавательного интереса
    • 13. Методическая концепция формирования познавательного интереса в педагогической технологии В. М. Монахова: специальные программы развития и «ориентиры» развития
  • Глава 11. Методическая система формирования познавательного интереса у школьников при проектировании учебного процесса по математике
    • 2. 1. Методические особенности конструирования специальных программ формирования познавательного интереса у школьников к математике
    • 2. 2. Технологические процедуры встраивания специальных программ развития в технологическую карту
    • 2. 3. Развитие и систематизация инновационных компонентов профессиональной деятельности учителя при конструировании программ развития и их реализации в учебном процессе
    • 2. 4. Система подготовки студентов педагогических институтов к профессиональной деятельности по проектированию программ развития и технологическому использованию ориентиров развития (спецкурс)

Технологический подход к проектированию учебного процесса по математике, обеспечивающего формирование познавательного интереса у школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Смена парадигм образования от традиционной к личностно-ориентированной требует от школы раскрытия индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это также напрямую связано с растущими потребностями динамично развивающегося современного общества.

Еще JT.C. Выготский указывал, что «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека» [32, с. 450]. Мысли выдающегося русского ученого не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Одним из аспектов общей проблемы развития ребенка является формирование у него познавательного интереса. Изучению этой проблемы посвящены работы Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Н. Ф. Добрынина, А Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Н. Г. Морозовой, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Г. И Щукиной и других.

Познавательный интерес — это очень тонкое образование личности. Человеку от рождения интерес не присущ. Он формируется и развивается только в деятельности.

Интерес к познанию может выступать в различных модификациях: как мотив, как средство обучения, как качество личности. Но только в единстве этих аспектов, интсгральности познавательного интереса заключается успех его формирования и развития.

Переход к личностно ориентированной системе обучения, перевод российского образования на Государственные стандарты потребовали введения в образовательный процесс новых методов и подходов, в том числе педагогических технологий.

В теоретических исследованиях учёные подходят к проблеме педагогических технологий с разных подходов: методологического (В.П. Беспаль-ко), аксиоматического (В. М. Монахов), системного (Е.П. Белозерцев, B.C. Ильин, В В. Краевский, И. Я. Лернер и др.), деятельностного (Б.В. Пальчев-ский, Ф. А. Фрадкин, J1.M. Фридман и др.), личностного (И.А. Колесникова, В В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.).

Любая педагогическая технология представляет собой определенную модель профессиональной деятельности, которая обязательно предполагает этапы проектирования, организации, проведения учебного процесса, связанные с достижением планируемых результатов.

Это в свою очередь позволяет выделить основные признаки технологического подхода: 1) системность- 2) целостность- 3) диагностическое целе-образование- 4) динамичность средств обучения- 5) качественную оценку- 6) управляемость процессом- 7) воспроизводимость результатов, что открывает перед учителем огромные перспективы: способствует развитию творчества учителяраскрепощает личность и педагога, и ученикавыступает альтернативой формального образованияусиливает объективные тенденции развития образовательного процессареализует личностно-ориентированную систему обучения.

Это говорит о том, что технологический подход переводит деятельность учителя в фазу другой парадигмы, т. е. осуществляется деятельностный подход.

Перед педагогом истает проблема определения более четких и конкретных ориентиров развития.

Правильное решение о соотношении развития и обучения — подчеркивал С. Л. Рубинштейн, — имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он зто или нет) определенную концепцию развития. Точно также концепция психологического развития, которую сформирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе определенную теорию обучения" [180, с.325]. Такая постановка вопроса, высказанного С Л. Рубинштейном, приобретает в наши дни актуальное значение.

Педагогическая технология академика В. М. Монахова предоставляет учителю возможность не только проектировать учебный процесс, но и комплексно встраивать в него разнообразные и разноцелевые специальные программы развития.

Наши наблюдения и исследования показали, что значительное большинство учителей испытывает серьезные трудности в решении проблемы формирования и развития познавательного интереса у школьников в условиях технологизации образования.

В силу сложившихся обстоятельств в настоящее время обострились противоречия между: потребностями социально-культурной жизни общества и недостаточной разработанностью вопросов формирования интересов (в особенности познавательного интереса) в условиях технологизации образованиявозросшими требованиями обновляющегося общества к педагогу и неготовность большинства учителей удовлетворять современным ожиданиям обществапредоставлением свобод учителю и неумением многих педагогов реализовать иннова1{ионные компоненты профессиональной деятельности на практике.

Эти противоречия и возникшие проблемы определили пыбор темы исследования и ее актуальность.

В данной работе нашли свое отражение три аспекта: 1. проблема формирования познавательного интереса у школьников к математике;

2. проблема использования технологического подхода обучения;

3. проблема инновационной деятельности учителя математики, обеспечивающей формирование интереса у учащихся.

Поиск возможностей решения этих проблем составляет суть настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования является процесс формирования познавательного интереса у школьников.

Предметом исследования выступают возможности формирования познавательного интереса при проектировании учебного процесса по математике.

Цель работы — научное обоснование процесса формирования познавательного интереса у школьников к математике в рамках технологического подхода.

Гипотеза исследования заключается в том, что если учебный процесс протекает эффективно в условиях технологического подхода, то это позволяет выйти на планируемый уровень формирования познавательного интереса у школьников к математике.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1 Определить специфику использования технологического подхода и его роль в формировании познавательного интереса у школьников к математике. Для чего: изучить и проанализировать вопросы, определяющие содержательную структуру познавательного интереса, факторы и приемы, способствующие его формированию в учебном процессевыяснить особенности использования технологического подхода в моделировании процессов формирования познавательного интереса.

2. Разработать программы формирования познавательного интереса у учащихся как необходимый компонент технологии и экспериментальной проверки принципиальной ее пригодности.

3. Разработать методическую систему подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности по формированию познавательного интереса у школьников.

Проблемы, цели и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: изучение и анализ психолого-пелагогической, методической литературы по проблеме исследования, особенно по педагогическим технологиям, программ, учебников и учебных пособий по проективной педагогике, по математике и методике преподавания математики для средней и высшей школыобобщение опыта преподавания математики в средней школе и методики в педвузенаблюдение за учениками, студентами, беседы с учителями математики и преподавателями вузованкетирование и тестирование учеников и студентовконстатирующий учебный эксперимент, позволивший изучить состояние проблемыпоисковый педагогический эксперимент, в ходе которого совершенствовались созданные методика и программа развитияэкспериментальное преподавание, направленное на выявление эффективности реализации разработанных программы «Интерес» в школе и методики в учебном процессе в педвузестатистическая обработка и анализ результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что выявлена сущность и определена специфика использования технологического подхода к проектированию учебного процесса по формированию познавательного интереса у школьников, указаны особенности построения модели процесса формирования интереса к математике.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических основ процесса формирования познавательного интереса у школьников к математике в рамках технологического подхода, предложенных в форме методических рекомендации, программы спецкурса «Проектирование программ развития».

На защиту выносятся:

1. Методическая концепция формирования познавательного интереса у школьников к математике, реализующая 6 технологических стадий, осуществляющих переход от учебного процесса на содержательной основе к развивающему проекту.

2. Методические рекомендации по подготовке студентов к профессиональной деятельности по формированию интереса у школьников.

Апробация работы осуществлялась на уроках по математике, проводимых автором в средней школе № 15 г. Ельца (1993;1998 гг.), в лекциях по специальному курсу «Проектирование программ развития» для студентов физико-математического факультета Елецкого пединститута, а также в форме докладов автора на научно-практических конференциях в ЕГПИ (1994 — 1998 г г.), конференциях молодых ученых (Липецк — 1994 —1997г.г.), Межвузовской научной конференции студентов и аспирантов (г. Липецк — 1994 г.), Всероссийских семинарах преподавателей математики педвузов (Орск — 1995 г., Санкт-Петербург — 1996 г., Новгород — 1997 г., Калуга -1998 г.), и в ряде опубликованных статей и работ.

Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенный анализ системы обучения в современной школе и подготовки студентов к профессиональной деятельности позволил констатировать незавершенность поисков оптимизации.

На основании изучения и анализа современного состояния преподавания в школе и в вузе был сделан вывод о трехаспектном характере проблемы формирования познавательного интереса: познавательный интерес в учебном процессе, использование технологического подхода к обучению и подготовка учителя к новой деятельности.

В своём исследовании путём обобщения материалов многолетних наблюдений за ходом обучения математике мы выяснили, что одной из трудностей формирования познавательного интереса у школьников является отсутствие чётких представлений о решении проблемы.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил определить содержательную структуру познавательного интереса, факторы и приемы, способствующие его формированию, а также возможности использования технологического подхода в этом процессе.

В результате была разработана программа развития «Интерес». В ее основе лежит методическая концепция формирования познавательного интереса.

Программа «Интерес» включает:

1. Диагностический блок 1.

2. Мотивационный блок.

3. Познавательный блок.

4. Диагностический блок 2.

Диагностический блок № 1 представляет информацию об уровне познавательного интереса у учащихся на начальном этапе. Мотивационный блок имеет очень большое значение, потому что познавательный интерес выражается в сфере целей". Познавательный блок включает в себя факторы, прибмы, стимулы формирования интереса, а также технологии обучения, которые способствуют решению поставленной задачи. Диагностический блок № 2 характеризует результаты работы.

Реализация программы способствовала разработке методики формирования познавательного интереса в учебном процессе в рамках авторской педагогической технологии академика В. М. Монахова.

Применение этой программы в школе потребовало от педагога определенного уровня психолого-педагогической культуры. Это заставило разработать методические рекомендации по подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности по использованию программ развития, которая выразилась в виде спецкурса «Проектирование программ развития». Его программа содержит лекционный курс, систему практических занятий, педагогический практикум и исследовательский блок.

Экспериментальная проверка разработанных программ «Интерес» и системы подготовки студентов к профессиональной деятельности показала их результативность.

Педагогическая технология способствует повышению эффективности учебного процесса, а реализация программы по формированию познавательного интереса позволяет перевести его на качественно новый уровень.

Таким образом, в результате эксперимента подтвердилась гипотеза исследования.

Хотя программа «Интерес» и методика её реализации рассмотрены на примере математики, но их можно успешно применять и при обучении другим школьным дисциплинам.

Занятия по предложенной программе обеспечивают достаточно высокий уровень эффективности обучения и воспитания, способствуют формированию и развитию познавательного интереса у школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособие дня студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1984. 208 с.
  2. В.Г., Гольцова И. Г. Об адекватности экзаменационных оценок // Высшее образование в России. 1993 — № 3. — с. 40−42.
  3. Актуальные вопросы совершенствования школьного математического образования: Сб. научн. трудов. Отв. редактор Г. Л. Луканкин. — М.: Изд-во НИИ школ МН РСФСР, 1987 — 147 с.
  4. А.Н., Аюрзанайн А. А., Пидкасистый П. И. и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. -М.:ИСИО, 1993.-336 с.
  5. Д.Т. Опыт применения текстов для дидактической экспертизы обучения И Высшее образование в России. 1993. — № 2. — с. 102 104.
  6. М.А. Опыт прогнозирования эффективности работы учителя математики. // Психолог, журнал. 1995. — № I. — с. 15.
  7. Ш. А. Здравствуйте дети!: Пособие для учителя, 2-е издание.- М.: Просвещение, 1988. 208 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1 М.: Педагогика, 1980.-232 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2 М.: Педагогика, 1980.-288 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с
  11. .Г. Познавательные потребности и интересы. Л., 1959, с. 42.
  12. .Г. Психология человека. Избранное: посвящается 90-летию со дня рождения. СПб.: 1997. — 88 с.
  13. В.В. Новый этап в развитии высшего педагогического образования // Педагогика. 1992. № 11/12. — с. 48−54.
  14. Е.Б. Волович. М. Б. Глазков Ю.К. Левитас Г. Г. Методика обучения математике с использованием системы учебного оборудования. -М.: АПН СССР, 1984.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа. 1980. — 386 с.
  16. Атаносян JT.C.j. Дулапаева Т. А. Линькова Г. Н. О подготовке студентов к преподаванию в классах с углубленным изучением математики //Математика в школе. 1991. — № 4. — с. 9−13.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика. 1977. — 251 с.
  18. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М. Педагогика, 1989.-207 с.
  19. .А. Бенедиктов С В. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Мн.: Выш. шк. 1983. — 224 с.
  20. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989 192 с
  22. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия. // Педагогика -1993. № 5. — с. 16−25.
  23. А.Я. Тестовая система опенки знаний по математике в школах США // Математика в школе. 1990. — № 2. — с. 74−77.
  24. В.И. Педагогическая Технология эволюция понятия. // Советская педагогика. — 1991. — № 9.-с. 123−128.
  25. JI.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. В кн.: Очерки психологии детей. Изд. АПН РСФСР, М. 1950. с. 171.
  26. Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. Известия АПН РСФСР, вып. 36,1951, с. 9.
  27. Божович Л И. Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  28. В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования // Математика в школе. 1988. — № 3. — с. 913.
  29. В. Г. Левитас Г. Г. Математика атакует родителей.: М. Педагогика. 1973. 151 с.
  30. Г. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 5. — с. 12−15.
  31. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя //Советская педагогика. 1989. — № 8. — с. 89−94
  32. ЛС. Педагогическая психология / Под ред. В В. Давыдова. -М.: Педагогика. 1991. 480 с.
  33. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.2. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика. 1983. — 368 с.
  34. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т.4 Детская психология. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  35. Е. Погружение в тему // Народное образование 1997. 9. — с. 98.
  36. Е.Ю. Методические особенности обучения математике в старших классах гуманитарного направления: Дис.. канд. Пел. наук. -М.- 1991.-200 с.
  37. Государственный образовательный стандарт Российской Федерации. Система образования. Высшее профессиональное образование. Общие требования // Высшее образование в России. М., 1993. — № 3. — с. 125−129.
  38. М. И. Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметр, методы. М: Педагогика. 1977.-134 с.
  39. М.Г. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика, 1993. -X? 3. — с. 21−25.
  40. Я. Четко, ясно, грамотно // Народное образование, 1997 № 8.с. 21.
  41. В. Основа авторской технологии // Народное образование, 1997 -№ 9.-с. 33.
  42. JI. И рядом, и вместе // Народное образование, 1997 № 2. — с. 127−129.
  43. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в школе: Автореф. дис.. д-ра пел. наук. М., 1990. 39 с.
  44. Давыдов В. В Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1986.-240 с.
  45. В. В. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика. 1982. — 123 с.
  46. Г. А. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной самостоятельности учащихся. (На материале преподавания математики в старших классах): Автореф. дис.. канд. пел. наук. М. 1973.-33 с.
  47. B.C. Практические работы учащихся с позиции педагогической технологии // Педагогика. 1993, № 3. с. 29−33.
  48. М.В. Проблемы деятельности в теории личности. -М., 1977, с. 9394.
  49. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. И. Скагпсина. М.: Просвещение. 1982. — 31 с.
  50. Добролюбов Н А. О значении авторитета в воспитании // Избр. пел высказывания. М. 1936. с. 216−217
  51. Н.Ф. и др. Возрастная психология. Курс лекций, под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Просвещение. 1965. 295 с.
  52. Г. В. и др. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. -№ 4. — с. 15−21.
  53. В. Обучение по способностям // Народное образование, 1994 г. -№ 2−3.-с. 88.
  54. В. Учимся сами, учим других // Народное образование, 1997 г. № 8 -с. 41−45.
  55. М. И. Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Мн.: Университетское. 1993. — 368 с.
  56. Л.Л. Особенности восприятия учителем личности ученика Авто-реф. лис. на соиск. учен, степени канд. психол. наук (19.00.01). -.П., 1973. 25 с.
  57. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика. 1987.- 160 с.
  58. Г. П. Белых O.R. и др. Государственная научно-техническая программа «Развитие образования в России». Под рел. В.Д. I Напри ко вл // Высшая школа России: Научные исследования и передовой опыт. М.: ИИИ ВО, 1993.-Вып. 8-с. 1−25.
  59. Занлер В В. Информационные технологии качественно изменяют учебный процесс // Инф. и образование, 1997. — № 3.
  60. Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М.: Знание. 1984. — 80с.
  61. JT.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 175 с.
  62. JI.B. Избранные педагогические труды / АПН СССР М.: Педагогика, 1990.-424 с.
  63. JT.B. О предмете и методах дидактических исследований. М. 1962. -148 с.
  64. Ибрагимов Г Г. Погружение в предмет вчера и завтра // Народное образование, 1997. — № 8. — с. 20−26.
  65. B.C. Воспитание школьников в процессе обучения: сб. статей -Волгоград: Во л го ф. ГПИг 1978. 144 с.
  66. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов н/Д. Кн. изд-во, 19 717 224 с.
  67. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  68. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение. 1984. — 486 с.
  69. Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1985. — 64 с.
  70. П.Л. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя математики средней школы в педагогическом институте: Лис.. канд. пед. наук. Черкассы. 1971. — 251 с.
  71. А. Урок снаружи и внутри // Народное образование 1994. — № 6-с. 60.
  72. Кинелев В. Г Государственная политика развития высшего образования // Высшее образование в России 1991. — № 1.-е. 33−38.
  73. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.—М.: Просвещение, 1989. 194 с.
  74. М. Технология образования или педагогическая технология. Перспективы // Вопросы образования. М., 1983. — № 2. — с. 78.
  75. Л.С. Педагогические основы индивидуализации обучения в вузе: Учеб. пособие. Ташкент: Ташк. гос. ун-т. 1988. — 78 с.
  76. А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение. 1970.-391 с.
  77. В. Концентрированное обучение: абаканский вариант // Народное образование. 1997. — № 8. — с. 26−29.
  78. И.А. Методологические основания педагогической деятельности по разработке и реализации образовательных стандартов // Образовав стандарты: Материалы Международного семинара С.-Петербург: Образование, 1995.
  79. А.Н. Математика в ее историческом развитии / Под ред. В. Д. Успенского. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1991. — 224 с.
  80. Колмогоров, А Н. Математика наука и профессия — М.: Наука. 1988. 288 с
  81. Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1 — М.: Педагогика. 1982 — 686 с.
  82. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2. — М.: Педагогика. 1982 — 576 с.
  83. Ю.М. и Луканкин Г.Л. Основные понятия современного школьного курса математики. Пособие для учителя. Под ред. А. И. Маркушевича. М.: Просвещение. 1974. — 382 с.
  84. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика. 1986. — 145 с.
  85. .Е. Организация учебного процесса на уроках математики при повышении роли самостоятельной работы учащихся: Дне.. канд. пед. наук. М. 1992. — 204 с.
  86. Г. С. Избранные психологические труды. М. 1988. — 323 с.
  87. В.В. Педагогическая наука и педагогическая практика *ак единая система // Внедрение достижений педагогики в практику школы. М. 1981−201 с.
  88. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика- 1992 № 7−8, — с. 55−58.
  89. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение. 1972.-255 с.
  90. В.А. Психология математических способностей. -М.: Просвещение, 1968 157 с.
  91. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и кл. руковод. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  92. Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: Учеб. пособие к спецкурсу / Науч. ред. проф. Н.К. Сергее*- Волгоград: Перемена, 1998.
  93. Э.Н. Новые информационные технологии и обучение математике // Математика в школе, 1990 — № 5гс. 5.
  94. Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний // Педагогика 1993. — № 4. — с. 35−39.
  95. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. 1970.-114 с.
  96. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Изд. Ле-нигр. ун-та. 1967. 183 с.
  97. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ. 1965. — 190 с.
  98. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Л., Знание. 1985.-32 с.
  99. Н.В. Формирование педагогических способностей. JT.: Изд-во ЛГУ, 1961. -98 с.
  100. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя /Тексты лекций. Гомель, Гомельский гос. ун-т, 1976. 57 с.
  101. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  102. А. Есть ли место тройкам-пятеркам в развивающем обучении? // Народное образование 1997. — № 8гс. 49−56.
  103. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Мн.: ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996 — 232 с.
  104. Л.О. Предметная подготовка учителей математики и возможности ее совершенствования: Автореф дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1982.- 15 с.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение. 1975−404 с.
  106. Леонтьев, А Н. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы психологии 1972. — N? 9. — с.59−64.
  107. И.Я. Внимание технологии обучения // Советская педагогика. -1990 № 3. — с. 139−141.
  108. Лернер И Я., Зорина Л. Я., Батурина И И. и др. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. И. Скаткина. В В. Кра-евского. М.: Педагогика. 1978. — 208 с.
  109. Лихачев В Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей. Юрайт. 1998.-464 с.
  110. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  111. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис.. канд. пед. наук в форме научн. докл. Л., 1989. — 60 с.
  112. М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 1996.- 1%с.
  113. А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М.: Педагогика 1983. 64 с.
  114. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. -192.с.
  115. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности // Советская педагогика 1990. — № 8. — с. 82−88.
  116. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1990. — 192 с.
  117. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М: Просвещение. 1977 — 143 с.
  118. Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989 224 с.
  119. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
  120. Н.В. Научно-методические основы современной подготовки студентов-математиков к учительской деятельности: Дис.. канд. пел. наук в форме науч. докл. Москва, 1986. — 49 с.
  121. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика /В.А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. Изд. 2-е- М.: Просвещение, 1980. 387 с.
  122. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика /Сост. Р. С. Черкасов. А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
  123. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. Я. Блох. В. А. Гусев. Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. -416 с
  124. Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н. В. Кузьминой. Л .: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  125. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М. 1971 2% с.
  126. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика 1997 — № 6 — с. 26−31.
  127. В.М. Перспективы разработки и внедрения новой информационной технологии обучения на уроках математики // Математика в школе. 1991.- 3. — с. 58−62.
  128. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика 1990- № 7, — с. 17−22.
  129. В.М., Стефанова Н. Л. Направления развития системы методической полготовки будущего учителя математики // Математика н школе.- 1993. -№ 3. с. 34−38.
  130. Г. А. Физика-9. Технология проектирования учебного процесса. М. — Новокузнецк. 1997. — 57 с.
  131. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис.. д-ра пел. наук. М., 1986. — 355 с.
  132. А.Г., Алгебра 6(7). Экспериментальный учебник. М.: «Авангард». 1995. — 1680.
  133. А.Г., Тульчинская Е. Е. Алгебра 6(7). Задачник. 4.1. М.: «Авангард», 1995.- 122С.
  134. А.Г., Тульчинская Е. Е. Алгебра 6(7). Задачник. 4.2. М.: «Авангард». 1995. — 14SC.
  135. А.Г. Алгебра 7 класс. Учебник для общеобразовательной школы. М.: Мнемозина, 1997. 160 с.
  136. А.Г., Тульчинская Е. Е. Мишустина Т.Н. Алгебра 7 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений 2-е издание. — М.: Мнемозина. 1998. — 171 с.
  137. А.Г. Алгебра 7 класс. Методич. пособие для учителей. М.: Мнемозина, 1997. — 61 с.
  138. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста. Известия АПН СССР, вып. 73. 1955, с. 1554.
  139. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М. Изд-во Акал. пед. наук РСФСР, 1961. 224 с.
  140. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание. 1979 -47 с.
  141. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. — № 3. — с. 20−27.
  142. .П. Спутники творчества, или Развивающие игры. 3 изд. доп. — М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
  143. О преподавании математики в общеобразовательных учреждениях в 1995−96 учебном году (Письмо МО РФ от 06.03.95, № 200 (11)). // Математика в школе. 1995. — № 3. — с. 2−5.
  144. А. Так удобнее, так лучше // Народное образование 1992 — № 3.4.-c.37.
  145. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -382 с.
  146. В.А., Заболотская И. А. Экспериментальные системы для диагностики обученности в математике // Математика в школе, — 1994 № 4с. 22.
  147. Пак Н.И. О нелинейных технологиях обучения // Инф. и образование-1997-№ 5-с. 27.
  148. Б. В. Фридман Л.С. Учебно-методический комплекс средств обучения // Советская педагогика 1991 — № 6 — с. 26−33.
  149. Педагогика высшей школы / Под ред. Ю. К. Бабанского. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовск. ун-та, 1972. — 122 с.
  150. Педагогика высшей школы / Под ред. И. Д. Никандрова. Л.: Изд-во ЛГПИ. 1974. — 116 с.
  151. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов / ред.- Ю. К Бабанского. 2-е издание. доп. и перераб. — М. Просвещение. 1998. — 479 с.
  152. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1995. 637 с.
  153. Пелагогическая подготовка учителя-филолога (Идеология. Содержание. Технология) / Учебное издание. Под ред. Е. П. Белозерцева. М.: «Валет». 19%.- 102 с.
  154. Педагогическая технология академика В. М. Монахова. Диагностика. -М. Новокузнецк. 1997. — 73 с.
  155. Пелагогическая технология академика В. М. Монахова. Дозирование домашних заданий. М — Новокузнецк, 1997. — 42 с.
  156. Педагогическая технология академика В. М. Монахова. Коррекция. М.- Новокузнецк, 1997. 43 с.
  157. Педагогическая технология академика В. М. Монахова. Проектирование программ развития учащихся. М. — Новокузнецк, 1997. -106 с.
  158. Педагогическая технология академика В. М. Монахова. Целеполагание.- М. Новокузнецк, 1997. — 67 с.
  159. Педагогическая энциклопедия: В 4 т., М.: «Советская энциклопедия». 1964.-911 с.
  160. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Сб. научных трудов. Вып. 1. Ленинград: ЛГТ1И. 1975. — 185 с.
  161. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика. 1989. -560 с.
  162. Педагогический словарь: В 2 тт. М.: Изд-во Академии пед. наук. 1960. -774 с.
  163. Педагогическое наследие К. А. Москаленко (материалы областной научно-практической конференции)-Липеик. 1999.- 100 с.
  164. Н. А. Рыманова Т.Е. Развитие познавательных интересов как педагогическая проблема. Сб. ст.: Материалы 9-ой межвузовской научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Липецк: ЛГПИ, 1995.-с. 69.
  165. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика. 1984. — 272 с.
  166. В.Ю. Основы педагогической технологии М. 1997 -- 174 с.
  167. К.К., Голубев Г Г. Психология. Учебное пособие. М.: Высш. школа, 1977. — 248 с.
  168. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. концептуальный аспект. Волгоград: Перемена. 1995. — 48 с.
  169. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие дня студентов пед. ин-тов / Под ред. В. Д. Щадрикова М: Просвещение, 1990.-142 с.
  170. Н.Н. Еще одна технология закрепления и повторения // Математика в школе. 1997. — № 1 — с. 12.
  171. Программы педагогических институтов. Сборник № 6. М.: Просвещение, 1984. — 32 с.
  172. В.Н. Информационное пространство и современные технологии обучения. // Инф. и образование 1996 — № 6 — с. 23.
  173. Психология. Словарь / Под общей редакцией Петровского А. В., Яро-шевского М.Г. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.- 429 с.
  174. А. Урок без парадоксов // Народное образование.- 1997.- № 9. -с. 65.
  175. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. — Т.1. — 608 с.
  176. Российская пед-я энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.2. — 608 с.
  177. B.C. Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1989. — 238 с.
  178. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989 -488 с
  179. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. — М. Педагогика, 1973.-328 с.
  180. Русо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Педагогич. сочинения. Т. 1. М — 1981.-с. 19−592.
  181. Т.Е. К вопросу о преподавании математики в педвузе: тезисы докладов XIV Всероссийского семинара преподавателей математики пед. вузов. Орск. 1995 — с. 85.
  182. Т.Е. К вопросу о формировании познавательных интересов у школьников: Тезисы докладов XVI Всероссийского семинара преподавателей математики и методики ее преподавания университетов и пед. вузов России. Новгород. 1997.- с. 81 -82.
  183. К.А. История математики. 2-е изд. — М.: МГУ, 1974. — 455с.
  184. Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста // Вестник высшей школы. 1969. — № 8. — с. 16−20.
  185. Г. И. О профессиональной подготовке учителя математике // Математика в школе. 1990. -Х"4.-с. 11−13.
  186. Г. Взгляд на проблему // Народное образование. 1997. — № 9. -с. 27.
  187. В.В. Личностно ориентированное образование: концепция и технология. Волгоград. 1994.
  188. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1958. 214 с.
  189. В.А. Доминанта деятельности // Народное образование, -1997, — № 9 с. 41−43.
  190. В.А. Перестройка педагогического образования в СССР // Перспективы-1990 -№ 2.-с. 137−149.
  191. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 160с.
  192. В.А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  193. В.А., Матросов В. Л. Новой школе — нового учителя // Педагогическое образование. М., 1990 — № I7C. 11.
  194. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика-1991№ Юге. 7984.
  195. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997, — 224 с.
  196. В. А., Тамарина И. В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности // Вопросы психологии 1986, — № 3- с. 57.
  197. В. Знакомьтесь: донская технология обучения // Народное образование. 1996 — № 1 — 85−86 с.
  198. В. Как преодолеть практику «троечного» обучения или Донская технология обучения // Педагогический вестник. -1997. № 4.
  199. Л .Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 172 с.
  200. Стандарт среднего математического образования // Математика в школе. 1993.-№ 4.-с. 10−21.
  201. Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования // Химия в школе.- 1997, — № 7.- с. 39.
  202. Г. С. Творческий потенциал учителя и его потребность в пед. знаниях // Профессиональные потребности учителя в психолого-пед. знаниях. М., 1987 Сб. науч. трудов. — 86 с. — с. 3−9.
  203. В.А. Рождение гражданина / Пер. с укр. Данщковой Н: Ред. Воквова Л. М.: Молодая гвардия. 1971. — 336 с.
  204. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание. 1986. 108 с.
  205. Тал ызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 344 с.
  206. В.П. Социально-педагогические проблемы профессионального становления молодых учителей в современных условиях: Дис. д-ра пед. наук, СПб. 1994.
  207. Г. Д. Новые технологии в управлении учебным процессом // Инф. и образование. 1996. — № 6. — с. 11.
  208. Ю.И. Как помочь учителю . стать учителем? // Директор школы. 1993 — № 1. — с. 23−28.
  209. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. Под общ. ред. Вершиловского С. Г. СПб. 1994. с. 133.
  210. Ушинский К.Д.: Наука и искусство воспитания. /Сост. С. Ф. Егоров. -М., 1994.-280 с.
  211. Л.С. Урок? Нет тема! // Народное образование, 1992, № 1−2 — с. 48−52.
  212. Р. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. 1991, — К? 1с. 70−73.
  213. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1990 576 с.
  214. Р.С. О методической подготовке учителя математики в педвузе // Математика в школе. 1976. — № 5. — с. 80−82.
  215. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Методич. пособие. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
  216. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. — № 2 — с. 21−29.
  217. Т. Самостоятельно, по индивидуализированной программе // Народное образование. 1997. — № 9 — с. 74.
  218. Т. Технологическая карта как основа планирования учебного процесса // Биология в школе. 1992. — № 5−6 — с. 31.
  219. В.Ф. Точка опоры. Организованные основы экспериментальных исследований. М.: Университетское, 1990. — 224 с.
  220. З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете. Томск: Изд-во ТГУ. 1991. — 128 с.
  221. А.И. Психологические основы формирования советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. -266 с.
  222. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса // Советская педагогика. — 1982. — 8 — с. 74−77.
  223. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.—М.: Педагогика, 1988. 208 с.
  224. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика. 1971 — 352 с.
  225. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение. 1986. 144 с.
  226. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения (в восмил. школе). М.: Учпедиздат, 1962. — 203 с.
  227. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика 1993 — № 2 — с. 66−70.
  228. Н.Е. Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника. М., 1992 — 102 с.
  229. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989.-560 с.
  230. О.П. О технологии творческого обучения математики // Математика в школе, -1990, № 6 — с. 15.
  231. О. П., Эрдниев П. М. Технология УДЕ // Народное образование, 1996,-№ 3-е. 60−63.
  232. О.П., Эрдниев П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математики. М.: Просвещение -1986 129 с.
  233. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Просвещение, 1981 .-212с.
  234. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методол. пробл. соврем, науки. М.: Наука, 1978 — 391 с.
  235. П.А. Принцип модульного обучения //Советская педагогика. 1990. -№ 1. -с. 55−56.
  236. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 179, — 144с.
  237. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995 г. — № 2 — с. 31−42.
  238. Якушкевич Ф.: Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника. М., 1992 — 102 с.
  239. Gillett М. Hard, Soft or Medium // Mc Gill Journal of Education. 1973. N 2. P. 131.
  240. Mitchell P.D. Education Technology // The Encyclopedia Media Communications and Technology / Ed. D. Unwin, R. Mc-Aleese. L., 1978. P. 314.
  241. Percival F., Ellington H. A Handbook of Educational Technology. L, 1984 P. 12.
  242. Spaulding S. C. Technological Devices in Education // The Encyclopedia of Education Media. P. 317.
  243. Woolman M. Technology in Education // The Encyclopedia of Education / Ed. L. C. Deighton. V 1−10 N Y, 1971. P. 122.
Заполнить форму текущей работой