Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов: На примере технических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обосновать концептуальные основы и принципы внедрения проблемно-модульного обучения в информационно-педагогические технологии, включая разработку дидактических подходов к структуализации содержания проблемно-модульного обучения, обоснование унифицированной модели представления модуля содержания обучения, а также принципов и методики компьютерной диагностики усвоения содержания… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
    • 1. Л. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования
      • 1. 2. Основные противоречия в системе профессиональной подготовки студентов технических вузов
      • 1. 3. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования
      • 1. 4. Историко-теоретический анализ использования информационных технологий в педагогике
      • 1. 5. Концептуальные основы и сущность использования новых информационных технологий в образовательном процессе
      • 1. 6. Система научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в технических вузах
      • 1. 7. Цел и и задачи исследования
      • 1. 8. Объем и методы исследования
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
    • 2. 1. Технологии программированного обучения в образовательном процессе технических вузов
    • 2. 2. Технологии проблемного обучения и эффективность их применения в образовательном процессе технических вузов
    • 2. 3. Компьютерные технологии обучения и автоматизированные обучающие системы
    • 2. 4. Адаптивные автоматизированные обучающие системы и оценка их эффективности
    • 2. 5. Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
    • 3. 1. Современные дидактические проблемы и подходы к структуализации содержания проблемно-модульного обучения для использования 163 в информационно-педагогических технологиях
    • 3. 2. Обоснование унифицированной модели представления модуля содержания обучения
    • 3. 3. Обоснование принципов и методики компьютерной диагностики усвоения содержания проблемно-модульного обучения
    • 3. 4. Оценка эффективности использования информационно-педагогических технологий с реализацией проблемно-модульного обучения. 242 3.5 Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЕМОГО КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ У ТЕХНОЛОГИЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
    • 4. 1. Профессионально-личностный потенциал обучаемого и его концептуальные основы
    • 4. 2. Социально-психологические и индивидуально-психологические свойства личности студентов, обеспечивающие эффективность освоения ими компьютерных технологий обучения
    • 4. 3. Индивидуально-типологические свойства личности студентов и эффективность освоения компьютерных технологий обучения
    • 4. 4. Разработка психодиагностического алгоритма прогноза эффективности освоения компьютерных технологий обучения
    • 4. 5. Автоматизация методики прогноза эффективности освоения студентами компьютерных технологий обучения
    • 4. 6. Выводы по главе
  • ГЛАВА 5. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТА КАК ПОДСИСТЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 5. 1. Теоретический анализ проблемы профессионализма педагогической деятельности преподавателей технических вузов
    • 5. 2. Проблема оценки профессионализма педагогической деятельности преподавателей технических вузов
    • 5. 3. Анализ сформированности профессионально важных качеств преподавателей технических вузов
      • 5. 3. 1. Оценка успешности педагогической деятельности и сформированности общепедагогических умений у преподавателей технических вузов

      5.3.2. Оценка общепедагогических умений у преподавателей с различной эффективностью использования. компьютерных технологий обучения. j 5.4. Многомерный анализ вклада педагогических умений в эффекти- вность использования компьютерных технологий обучения 1 преподавателями технических вузов.

      5.4.1. Технология многомерной оценки и анализ вклада подсистем педагогических умений в общей выборке преподавателей.

      5.4.2. Многомерная оценка и анализ вклада подсистем педагогических умений у преподавателей с различной эффективностью использования КТО.

      5.5. Оценка задействованное&trade- различных этапов деятельности у преподавателей с различной эффективностью использования KTO.

      5.6 Взаимосвязь эффективности использования компьютерных технологий обучения с педагогическим стажем и возрастом преподавателей

      5.7. Выводы по главе.

      ГЛАВАб.РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

      6.1. Комплексно-целевая программа системы научного обеспечения профессиональной подготовки с использованием информационных проблемно-модульных технологий.

      6.2.Формирование профессиональной направленности и мотивации.

      6.3. Формирование профессиональной подготовленности студентов к будущей деятельности.

      6.4. Выводы по главе.

Система научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов: На примере технических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Современные тенденции в развитии высшего образования, кардинальные изменения в статусе образовательных учреждений России, содержании учебных программ и методах обучения, обусловленные преобразованиями во всех сферах государства, требуют поиска новых подходов к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в вузах России. Особенно это актуально для студентов технических вузов, будущая профессиональная деятельность которых тесно связана с использованием современных компьютерных и новых информационно-аналитических технологий.

Усложнение содержания, форм и методов общего и специального образования будущих специалистов технического профиля, возрастание требований к уровню квалификации и качеству их подготовки в вузах породило ряд противоречий, которые не могут быть разрешены в рамках традиционного способа организации образовательного процесса.

Наиболее существенными являются следующие противоречия:

— между системным характером труда специалистов технического профиля, работающих в новых конкурентно-рыночных условиях с использованием новых технологий и неупорядоченностью процесса формирования их профессионализма в вузе на основе использования новых педагогических и компьютерных технологий;

— между широким внедрением в вузах новых компьютерных технологий и неупорядоченностью процесса их применения, низкой эффективностью их использования для решения целевых задач по формированию профессионализма и профессионально-личностного развития обучаемых в вузе;

— между необходимостью эффективного использования в вузах новых педагогических и компьютерных технологий и существующим уровнем их научно-методического обеспечения в плане междисциплинарной интеграции на различных этапах профессиональной подготовки студентов и узкой специализацией их использования в образовательном процессе в вузах;

— между необходимостью внедрения личностно-ориентированного подхода при использовании компьютерных технологий обучения в профессиональной подготовке студентов технических вузов и отсутствием системы психолого-педагогического прогноза и контроля профессионально-личностного развития обучаемых и обеспечения дифференцированного подхода в использовании компьютерных технологий в вуземежду возросшим уровнем требований к профессионализму профессорско-преподавательского состава вуза и традиционной системой оценки их педагогической деятельности.

Разрешение указанных противоречий возможно лишь при условии концептуального обоснования и разработки системы научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов в технических вузах. Однако, такого рода комплексных исследований в системе высшего профессионального образования до настоящего времени не проводилось.

Анализ научной литературы по проблеме повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов технического профиля в высшей школе показал, что она тесно связана с проблемой использования новых технологий обучения, среди которых особая роль принадлежит информационным технологиям. При этом приходится учитывать, что современные макроусловия развития России и сложный этап ее развития определяют необходимость вхождения выпускников вузов в принципиально новую среду рыночных отношений, когда профессионализм, образование и личность специалиста рассматриваются как основные компоненты его предстоящей эффективной деятельности во многих сферах. Создание и практическое внедрение компьютеров обусловило появление новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.

Однако, инновационные процессы, включающие разработку методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса на базе компьютерных технологий, применение принципиально новых средств обучения зачастую носят фрагментарный характер и не отражают проблемы вузов в использовании новых технологий обучения.

Правительство РФ, Министерство образования РФ, уделяют особое внимание новым технологиям обучения и рассматривают их как важный резерв повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов в вузах. Эти положения отражены в вынесенном на обсуждении проекте «Национальной доктрины образования в РФ».

Кроме того, новые технологии обучения как важный элемент повышения эффективности учебного процесса рассматриваются в программе «Высшая школа России», включающей направления «Педагогические новации», «Информатизация образования», «Системы высшего дистанционного образования», «Совершенствование работы с творчески одаренными детьми» и др. Работы по созданию новых технологий обучения осуществляются в рамках ГНТП «Развитие образования в России» и «Университеты России». Ряд межвузовских и международных программ решают задачи создания средств информатизации образования. В то же время, разрозненность многих исследований, их узкая направленность на изучение методики преподавания отдельных дисциплин, отдельных методов и приемов, разработка отдельных средств обучения без создания цельных технологий обучения не обеспечивают необходимых условий для кардинальной перестройки учебного процесса в вузе, эффективного использования новых информационных технологий в учебном процессе.

Актуальность этих исследований определяется значительными финансовыми затратами и высокой стоимостью информационных компьютерных) технологий. Сложность и многоаспектность рассматриваемой проблемы определила необходимость ее исследования применительно к вузам технического профиля.

Потребность быстро развивающейся педагогической практики высшего технического образования в системном научном обеспечении, недостаточная разработанность проблемы эффективного использования компьютерных технологий обучения в современной педагогической науке позволяют рассматривать избранную для диссертационного исследования тему «Система научного обеспечения эффективного использования информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов (на примере технических вузов)» как весьма актуальную и значимую в научном и прикладном отношении.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании системы научного обеспечения эффективного использования компьютерных технологий в профессиональной подготовке специалистов в вузах технического профиля, направленной на обеспечение профессионально-личностного развития и повышение уровня профессионализма выпускников.

Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов технического профиля в вузах России.

Предметом исследования являлась система научного обеспечения эффективного использования компьютерных технологий профессиональной подготовки студентов технических вузов, включающая применение проблемно-развивающих и проблемно-модульных технологий обучения, дидактические принципы их использования, технологии оценки, прогноза и мониторинга профессионально-личностного развития обучаемых и педагогических умений преподавательского состава.

Общая гипотеза исследования состояла в предположении о том, что качество и уровень профессиональной подготовки специалистов в технических вузах может повыситься, если в образовательный процесс будет введена система научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий, интегрирующая современные научные достижения в области педагогики, информатики и психологии.

Производными от общей гипотезы являются следующие частные предположения:

— качество профессиональной подготовки специалистов технического профиля повысится, если в систему научного обеспечения образовательного процесса вузов будут включены новые информационные педагогические технологии;

— эффективность профессиональной подготовки студентов технических вузов возрастет, если в образовательный процесс будут введены проблемно-развивающие и проблемно-модульные технологии обучения;

— включение в систему научного обеспечения эффективного использования компьютерных технологий модуля прогноза и мониторинга профессионально-личностного развития обучаемых будет способствовать формированию у выпускников технических вузов более высокого уровня профессионально-личностного потенциала и профессионально важных качествважным условием повышения эффективности использования компьютерных технологий в вузах является профессионализм и педагогические умения преподавательского состава, необходимым элементом контроля и коррекции которых должна являться технология многомерного анализа и оценки вклада педагогических умений в профессионализм труда преподавателей.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

— провести анализ существующей системы профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях технического профиля России и обосновать перспективные направления ее совершенствованияразработать общую концепцию междисциплинарного научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в вузе, в которой обосновывалась бы целесообразность и возможность объединения педагогических, компьютерных и психолого-педагогических технологий в единую систему научного обеспечения;

— обосновать рекомендации по эффективному использованию различных типов проблемных методов обучения, технологий компьютерного и автоматизированного обучения, включая оценку эфективности различных типов проблемного и компьютерного обучения, а также адаптивных обучающих систем;

— обосновать концептуальные основы и принципы внедрения проблемно-модульного обучения в информационно-педагогические технологии, включая разработку дидактических подходов к структуализации содержания проблемно-модульного обучения, обоснование унифицированной модели представления модуля содержания обучения, а также принципов и методики компьютерной диагностики усвоения содержания проблемно-модульного обучениявыявить психологические факторы личности обучаемых, обеспечивающие эффективное использование информационных технологий в учебном процессе, включая оценку профессионально-личностного потенциала обучаемого, его социально-психологических, индивидуально-психологических и типологических детерминант, а также разработку психодиагностического алгоритма прогноза эффективности освоения компьютерных технологий обучения (КТО) студентами.

— обосновать технологии многомерного анализа вклада педагогических умений преподавателей в эффективное использование новых компьютерных технологий обучения, включая теоретический анализ проблемы профессионализма педагогической деятельности преподавателей технических вузов, оценку успешности их педагогической деятельности и сформированности педагогических умениймногомерный анализ вклада педагогических умений в эффективность использования компьютерных технологий обучения;

— на основе предлагаемой концепции разработать и экспериментально апробировать комплексно-целевую программу системы научного обеспечения эффективного использования новых компьютерных технологий обучения, ориентированных на формирование профессиональной направленности и мотивации, профессиональной подготовленности студентов к будущей деятельности;

— разработать рекомендации по внедрению единой системы научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в образовательном процессе других вузов России.

На защиту выносятся:

1. Концепция системного научного обеспечения эффективного использования компьютерных технологий профессиональной подготовки студентов технических вузов, включающая применение проблемно-развивающих и проблемно-модульных технологий обучения, дидактические принципы их использования, технологии оценки, прогноза и мониторинга профессионально-личностного развития обучаемых и педагогических умений преподавательского состава, а также следующие положения:

— целевой основой системы научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в образовательном процессе технического вуза должен выступать профессионализм личности и деятельности будущего специалиста;

— системообразующим фактором научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов в вузе является интеграция и координация усилий всех субъектов образовательного процесса на эффективное использование новых информационных и педагогических технологий на разных этапах профессионального обучения студентов;

— структурные элементы системы научного обеспечения должны отражать потребности субъектов образовательного процесса в психологической, информационной, дидактической поддержке.

2. Система научного обеспечения эффективного использования компьютерных технологий профессиональной подготовки студентов технических вузов, включающая в себе следующие структурно-функциональные блоки:

— технологии использования различных типов проблемных методов обучения, технологии применения компьютерных обучающих систем и адаптивных автоматизированных обучающих систем;

— концептуальные основы и принципы внедрения проблемно-модульного обучения в информационно-педагогические технологии, включая дидактические подходы к структуализации содержания проблемно-модульного обучения, унифицированную модель представления модуля содержания обучения, а также принципы и методику компьютерной диагностики усвоения содержания проблемно-модульного обучения;

— технологии оценки психологических факторов личности обучаемых, обеспечивающие эффективное использование информационных технологий в учебном процессе, оценку профессионально-личностного потенциала обучаемого, его социально-психологических, индивидуально-психологи-ческих и типологических детерминант, а также психодиагностический алгоритм прогноза эффективности освоения компьютерных технологий обучения студентами;

— технологии многомерного анализа вклада педагогических умений преподавателей в эффективное использование новых компьютерных технологий обучения, включая методы оценки успешности их педагогической деятельности и сформированности педагогических умений.

3. Концептуальная, организационно-структурная и технологическая разработка каждого из компонентов системы научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в образовательном процессе технических вузов, реализованных в комплексной целевой программе.

4. Комплексно-целевая программа системы научного обеспечения эффективного использования новых компьютерных технологий обучения, ориентированных на формирование профессиональной направленности и мотивации, профессиональной подготовленности студентов к будущей деятельности в конкурентно-рыночных условиях.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— нормативные документы федерального уровня в области высшего профессионального образования;

— принципы системного анализа психических и педагогических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, С. Д. Смирнов, В.А.Якунин);

— представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л Рубинштейн);

— акмеологический подход к анализу профессиональной деятельности и обучения (Б.Г.Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Е. И. Степанова, В.И.Хальзов);

— личностно-ориентированные теории развивающего и проблемного обучения (В.В.Давыдов, Л. В. Занков, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Д.Б.Эль-конин);

— подход к обучению как к процессу управления психическим развитием человека (Б.Г.Ананьев, В. Ю. Кричевский, Н. В. Кузьмина, Е. И. Машбиц, Н. Ф. Талызина, В.А.Якунин);

— теоретические основы педагогики, концепции проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (Т.К.Ахаян,.

Ю.К.Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, А. А. Горелов,.

A.Т.Иваницкий, В. Я. Кикоть, И. А. Скопылатов, А. П. Тряпицына, В.И.Хальзов);

— личностнои социально-деятельностный подход к подготовке технических кадров в высшей школе (A.B.Барабанщиков, В. Н. Герасимов,.

B.П.Давыдов, В. В. Карпов, М. А. Лямзин, А. Н. Печников, Н. Ф. Феденко и др.);

— современные подходы и направления в области новых информационных, педагогических и психологических технологий, программированного и автоматизированного обучения, теории прогнозирования (В.П.Беспалько, А.М.Зи-мичев, М. В. Кларин, Н. Д. Никандров, А. Н. Печников, В. Ю. Рыбников, А. В. Чигирев, Н. Е. Щуркова и др.);

Методы исследования. Выбор методов исследования, с помощью которых были получены основные научные результаты, определялся многоплановым характером исследовательских задач. На основе классификации Б. Г. Ананьева все методы исследования были подразделены нами на организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные.

Общая стратегия исследования обусловливалась комплексным и системным подходом к разработке поставленной в диссертации научной проблемы. Организация исследования строилась на основе сравнительного метода в двух его формах — в форме «продольного» (лонгитюдного) и «поперечного» срезов. Из эмпирических методов для решения различных конкретных задач исследования применялись следующие их разновидности: объективное наблюдение и самонаблюдение в форме самооценки, педагогический эксперимент, разнообразные психодиагностические методы, в основном, в виде бланковых тестов (16-ФЛО, Айзенка, КОС, УСК, Прогноз-2, Д. Равена и др.), метод опроса, беседа, биографический метод и методы анализа результатов деятельности. Математическая обработка эмпирических данных производилась с применением общепринятых в педагогических исследованиях одномерных (критерий Стьюдента, непараметрические методы, корреляционный анализ) и многомерных (факторный, регрессионный анализ) методов математической статистики.

Основные научные результаты и их научная новизна. В методологическом и концептуальном планах научную новизну составляет прежде всего общая многокомпонентная концепция научного обеспечения эффективного использования в образовательном процессе технического вуза.

В рамках предложенной общей концепции диссертационного исследования разработан ряд частных концепций.

— концепция поэтапного педагогического использования технологий проблемно-развивающего типа обученияконцепция и научно-методическое обеспечение использования проблемно-модульного обучения студентов на основе дидактических подходов, обеспечивающих структуализацию содержания проблемно-модульного обучения, реализацию унифицированной модель представления модуля содержания обучения, а также принципов и методики компьютерной диагностики усвоения содержания проблемно-модульного обучения;

— концепция интеллектуальной поддержки обучаемых и преподавателей как активных участников образовательного процесса в вузе.

Кроме выше упомянутых научных результатов новизну составляет выделенный в диссертации интегральный критерий оценки эффективности использования компьютерных технологий в учебном процессе вуза, в качестве которого выступает профессионализм деятельности и личности будущих специалистов технического профиля.

В научно-методическом плане новыми являются:

— разработанная на основе предложенной общей концепции комплексная программа перевода образовательного процесса в вузе на единую систему его научного обеспечения в плане эффективного использования компьютерных технологий обученияалгоритмическое наполнение проблемно-модульного обучения, включающей различные способы преобразования информации, в том числе, методы автоматической классификации и распознавания образов, модели структуализации содержания обучения, унифицированная модель представления модуля содержания обучения, принципы и методика компьютерной диагностики усвоения проблемно-модульного обучения;

— программное и научно-методическое обеспечение автоматизированного мониторинга профессионально значимых качеств личности обучаемых в процессе всего периода их обучения;

— комплекс заново созданных или модифицированных научно-практических методов оценки психолого-педагогической эффективности использования КТО в техническом вузе;

— комплекс методов оценки профессионально-личностного потенциала обучаемых и многомерные критерии оценки вклада педагогических умений преподавательского состава в эффективность использования компьютерных технологий обучения в техническом вузе.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных эмпирических методов, методов математического анализа и моделирования, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании различных участников образовательного процесса, общая численность которых составляет 1664 человека, в том числе, 1324 студента и 85 специалистов инженерно-технического профиля, обслуживающих КТО.

Теоретическая значимость диссертационного исследования складывается из нескольких направлений. Прежде всего, подчеркнем, что проведенное исследование можно квалифицировать как решение крупной научной проблемы повышения эффективности профессиональной подготовкой специалистов технического профиля путем перевода организации образовательного процесса в вузе на междисциплинарную форму его научного обеспечения и рационального использования новых информационных и педагогических технологий.

Решение этой проблемы предлагаемым способом не только расширяет возможности педагогических приложений большего числа наук, чем это имеет место до настоящего времени в педагогической практике, но и открывает широкие перспективы интеграции представителей пограничных с психологией, педагогикой и информатикой областей научного познания в разработке комплексных исследовательских программ теоретического, экспериментального и прикладного характера в интересах высшего профессионального образования.

Предлагаемая в исследовании общая концепция и производные от нее частные концепции и технологии повышения эффективности использования КТО в процессе обучения в высшей школе в значительной степени способствуют развитию и обогащению педагогической и психологической теории, а также теории управления и теории информации.

Проведенное исследование вносит существенный вклад и в развитие категориального аппарата педагогической науки, а также в области теории систем, управления и информации. В частности уточнены и разведены понятия — «информационные и компьютерные технологии», «педагогические и информационные технологии», конкретизировано понятие «новые педагогические технологии», обоснованы новые понятия, такие как «педагогический автоматизированный мониторинг», «психолого-педагогическая эффективность», выделены отличительные признаки «новых информационных технологий», «проблемно-модульного обучения».

Разработка концептуальных основ учебно-методического и программного обеспечения педагогических технологий проблемного и автоматизированного обучения вносит заметный вклад в развитие общей и частной дидактики.

Эмпирические данные о динамике учебной успешности студентов, а также педагогической деятельности преподавателей технического вуза, могут использоваться в качестве нормативов при диагностике и оценке результатов профессиональной подготовки обучаемых и профессиональной компетентности педагогического персонала.

Кроме того, сведения о динамике и структуре развития профессиональных и личностных качеств обучаемых расширяют научные представления о закономерностях психического развития взрослого человека под влиянием такого мощного внешнего фактора, каким является образование.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных научных результатов в различных прикладных целях. Так, предложенная концепция научного обеспечения и комплексная программа ее реализации могут быть полностью или частично включены в новые исследовательские и организационно-педагогические проекты. Особую ценность имеют созданный автором (самостоятельно и в соавторстве с другими сотрудниками) научно-практический инструментарий, который может быть использован как в научно-исследовательских целях, так и в процессе профессиональной подготовки обучаемых в качестве развивающих и диагностических методов оценки ее эффективности.

Разработанные технологии и научно-практические основы использования компьютерных обучающих систем, способы преобразования информации и обучения, могут также быть использованы в разных частях или в полном объеме при профессиональной подготовке специалистов любого другого профиля. Кроме того, содержание теоретического, научнои учебно-методического, а также эмпирического разделов диссертации может быть включено в необходимом объеме в состав лекционных курсов по педагогике, а также спецкурсов по теории систем, управления и новым информационным технологиям.

Личный вклад автора состоит в следующем:

— разработана концепция научного обеспечения эффективного использования компьютерных технологий обучения в технических вузах, содержание и эмпирическое обоснование которой отражены в 32 публикациях, (в том числе, в 3-х авторских монографиях, 3-х авторских свидетельствах на изобретение) — создана и реализована комплексная программа обеспечения эффективного использования компьютерных технологий — показать роль педагогического персонала в реализации современных педагогических и информационных технологий;

— на основе предлагаемой концепции разработана и введена в действие комплексная программа перевода образовательного процесса в экспериментальном вузе на единую систему научного обеспечения эффективного использования компьютерных технологий в учебном процессе;

— оценена эффективность внедрения в практику профессиональной подготовки специалистов в вузе новых педагогических и компьютерных технологий;

— проведен теоретический анализ литературы и организован экспериментальный этап исследования, обобщены и изложены его результаты;

— при участии автора созданы и внедрены обучающие программы к педагогическим технологиям проблемного и автоматизированного типа;

Апробация работы. Содержание и результаты исследования докладывались на 5-ти международных, 3-х Всероссийских и 7-ти межвузовских научно-практических конференциях (1987;2001). Они отражены в 32 опубликованных научных работах.

Структура диссертации и объем работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 426 страницах машинописного текста в компьютерном наборе и сопровождено 51 рисунком и 54 таблицами.

395 ВЫВОДЫ.

1. Теоретический анализ проблем использования новых технологий обучения, анализ существующей системы профессиональной подготовки кадров в технических вузах России, позволил выявить недостатки в организации образовательного процесса и определить в качестве одного из наиболее важных и перспективных направлений его совершенствования проблему создания и практической реализации системы научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в учебном процессе.

2. На основе методологии системного подхода и теоретических основ педагогики высшей школы обоснованы структурные компоненты и концептуальные основы создания указанной педагогической системы. При этом показано, что качество профессиональной подготовки специалистов в технических вузах повысится, если в структуре управления образовательным процессом в вузе в плане обеспечения эффективного использования КТО будут предусмотрены и введены в виде единой системы новые педагогические технологии, реализующие проблемно-развивающее и проблемно-модульное обучение, индивидуализацию обучения и учет психологических особенностей личности обучаемого, многомерную оценку профессионализма и педагогических умений преподавательского состава, а также информационно-аналитические технологии управления обучением. Указанные компоненты системы научного обеспечения должны быть внедрены в процесс профессиональной подготовки студентов технических вузов, охватывать всех участников образовательного процесса и эффективно содействовать реализации целей личностнои профессионально-ориентированного обучения будущих специалистов.

3. Педагогические технологии (проблемного обучения, компьютерные и автоматизированные обучающие системы) как способ реализации содержания обучения через систему новых форм, методов и средств обучении, обеспечивают наиболее эффективное достижение поставленных целей обучения и воспитания студентов и позволяют перевести образовательный процесс в вузах на путь его предварительного проектирования и последующего управляемого воспроизведения с заданным уровнем продуктивности. Их практическое использование в образовательном процессе позволяет достичь достоверно более высоких результатов в формировании предметно-профессиональной и личностной сферы обучаемых.

4. Эффективность формирования профессионализма студентов технических вузов может быть существенно повышена путем применения в образовательном процессе проблемно ориентированных методов обучения и компьютерных технологий обучения. Наибольший дидактический и личностно-формирующий эффект достигается при использовании эвристических проблемных задач «открытого» типа и адаптивных автоматизированных обучающих систем. Их введение в процесс обучения дает статистически значимые (Р<0.05-Р<0.01), и наиболее выраженные положительные сдвиги практически во всех частных показателях успешности обучения и оказывает положительное влияние не только на формирование специальных знаний и умений, но и на основные сферы индивидуальности и профессионализм студентов вуза.

5. Важным элементом повышения эффективности использования компьютерных и автоматизированных обучающих систем является адаптация цветового фона дисплея к текущему психофизиологическому состоянию обучаемого, а также выбор оптимального времени (учебных часов) проведения занятий. Наилучшее время для усвоения учебного материала обучаемыми при использовании КТО 3−4 учебные часы — 10.45−12.30 занятий.

6. Эффективным направлением повышения качества профессиональной подготовки специалистов является использование технологий проблемно-модульного обучения. Для его практической реализации обоснованы концептуальные основы и дидактические подходы к структуризации содержания проблемно-модульного обучения, разработана унифицированная модель представления модуля содержания обучения, принципы, модели и методики компьютерной диагностики усвоения содержания обучения.

7. На основе методологии психолого-педагогического проектирования компьютерных технологий обучения, теории информационных семантических систем, целенаправленно исследующей процессы образования и преобразования осмысленной (семантической) информации разработан унифицированный подход (модель) к представлению содержания обучения. При этом показано, что для представления средствами современной информационной технологии учебный элемент как специальным образом организованный семантический информационный продукт должен иметь логическую завершенностьпредставлять собой вторичную в отношении соответствующей научной дисциплины информацию, адекватную первичной информации и целям ее предъявления (целям обучения) — формироваться на основе модельного метода сжатия первичной семантической информации об изучаемом объекте, обеспечивать смысловую адекватность содержания информации.

8. Для исследования проблем структуризации содержания обучения последовательно применены данные общей теории систем, современных концепций теории информации, теории управления, теории проектирования, системотехники и эргономики. В результате применения средств формальной логики, искусственных языковых систем и модельного способа сжатия информации разработаны адекватные взглядам педагогики унифицированные формализованные формы представления модуля содержания обучения, обеспечивающего повышение эффективности использования КТО. Результаты педагогического эксперимента подтвердили дидактическую эффективность предложенных моделей и алгоритмов проблемно-модульного обучения. Их применение в учебном процессе обеспечивало повышение качество усвоения знаний на 21%.

9. Личность обучаемого выступает важным условием эффективного использования КТО в учебном процессе. Социально-психологические, индивидуально-психологические и индивидуально-типологические свойства личности студентов технических вузов статистически достоверно связаны с эффективностью освоения ими компьютерных технологий обучения. Указанные связи проявляются неоднозначно, их минимальная совокупность в виде симптомоком-плекса личностных свойств, оцененных с помощью метода экспертных оценок и стандартизированных психологических тестов, образует профессионально-личностный потенциал, выступающий в качестве важного условия профессионального становления и развития студентов.

10. Результаты экспертных оценок и педагогического наблюдения, а также психологические тесты 16 ФЛО, шкала прогрессивных матриц, «Потребность в достижениях», «Коммуникативные и организаторские способности», «Уровень субъективного контроля», МИОМ являются валидными для прогноза эффективности компьютерного обучения студентов и могут быть использованы для организации дифференцированного обучения и формирования учебных групп студентов технических вузов.

11. С помощью методов многомерного математического моделирования (факторный, регрессионный анализ) разработан и экспериментально апробирован психодиагностический алгоритм, включающий валидные показатели психологических тестов, который позволяет с точностью в 79−82% прогнозировать эффективность освоения компьютерных технологий обучения студентов.

12. Важным фактором эффективного использования компьютерных технологий обучения в учебном процессе являются педагогические умения и уровень профессионализма преподавателей вузов. Указанные умения определяются не только педагогической направленностью, уровнем сформированности подсистем общепедагогических умений, но и определяется значимостью и вкладом указанных подсистем в профессионализм педагогической деятельности по эффективному использованию КТО. Эти особенности имеют специфичность в генеральной выборке и у преподавателей с различной эффективностью использования КТО и являются важной основой выбора направлений совершенствования профессионального мастерства преподавателей вузов.

13. Для практической реализации системы научного обеспечения разработана и экспериментально апробирована комплексно-целевая программа повышения эффективности использования компьютерных технологий в учебном процессе, ведущими компонентами которой являются специально организованные внешние и внутренние факторы. В ходе экспериментального исследования установлено, что практическое применение комплексной программы способствует целенаправленному формированию профессиональной направленности, личностных качеств и профессиональной подготовленности студентов технических вузов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для повышения эффективности профессиональной подготовки и профессионально-личностного развития студентов целесообразно внедрить в учебный процесс технических вузов систему научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий, включающую в качестве основных взаимосвязанных компонентов технологии проблемно-развивающего и проблемно-модульного обучения, компьютерные и автоматизированные обучающие системы, технологии квалиметрии и активизации психологических качеств обучаемых и педагогических умений преподавательского состава, а также технологии обратной связи.

2. При использовании в учебном процессе вузов проблемных методов обучения целесообразно предпочтение отдавать проблемно-развивающим технологиям, обеспечивающим предъявление эвристических учебно-профессиональных задач «открытого» типа, существенную активизацию познавательной активности обучаемых и высокий уровень усвоения ими профессиональных знаний.

3. Применение проблемно-модульного типа обучения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов следует проводить на основе использования дидактических подходов к структуризации содержания проблемно-модульного обучения, унифицированной модели представления модуля содержания обучения, принципов, моделей и методики компьютерной диагностики усвоения содержания обучения. При этом важным условием использования компьютерных и автоматизированных обучающих систем является адаптация цветового фона дисплея к текущему психофизиологическому состоянию обучаемого и выбор оптимального времени проведения таких занятий.

4. Внедрить в работу вузов систему психолого-педагогического мониторинга профессионально важных качеств обучаемых и базы данных с индивидуально-психологическими свойствами личности студентов. При подборе состава учебных групп использовать психодиагностический алгоритм прогноза эффективности обучения студентов с использованием КТО.

5. Рекомендовать ректорам технических вузов ввести в вузах для молодых преподавателей учебные курсы «Новые педагогические технологии», «Информационные технологии обучения», «Психолого-педагогические основы эффективного использования компьютерных технологий обучения».

6. Рекомендовать ректорам вузов предусмотреть организацию и функционирование постоянно действующих курсов (семинаров) по педагогической подготовке и совершенствованию квалификации преподавателей вузов в области освоения новых информационных и педагогических технологий.

7. Рекомендовать руководителям вузов, факультетов, кафедр при подборе и аттестации преподавателей учитывать их педагогическую направленность, уровни сформированности подсистем педагогических умений, значимость и вклад указанных подсистем в профессионализм педагогической деятельности и эффективность использования компьютерных технологий обучения.

8. Рекомендовать руководителям вузов, факультетов создать информационно-аналитические группы, реализующие задачи методического, программного и информационного обеспечения многоуровневой, поэтапной системы научного обеспечения эффективного использования компьютерных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.C. Совершенствование систем подготовки учителей информатики в области информационных технологий в педвузах Казахстана: Автореф. дис.. канд. пед. наук// Ин-т образ. РАО.- Кызылорд. 1999.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  3. В.В. Психотехнология решение проблемных ситуаций. -М.: «Феликс», 1992, — 128с.
  4. В.Г., Игнатов Е. Т., Токаренко В. Г. Аннотированный сборник по вопросам информатизации образования в РФ и за рубежом // Применение информационных технологий в военном деле. М., 1996. — Вып. № 6.
  5. В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. Дис.. канд. Пед. наук. Брян. — 1998.
  6. Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.:Наука, 1976.- 276с.
  7. Аленичева Е, Монастырёв Н., Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества)// Высшее образование в России.- 2001.- № 1.-С.121−124.
  8. Г. С. Творчество как точная наука. -М.:Сов.радио. -1979.
  9. Н.М. Мышление и информация // Семинар. Некоторые проблемы биокибернетики и применения электроники в биологии и медицине. -Киев., 1962. Вып. № 1.
  10. A.A., Пилипонский А. Г. Некоторые проблемы применения Интернет в учебном процессе: Материалы VIII Международной конференции «Новые технологии в образовании». Троицк, 1997.
  11. .Г. Избранные психологические труды. Т. 1,2. — М.: 1980
  12. Г. М. Психология социального познания. М, 1997.
  13. О. С. Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1995.
  14. JI.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.
  15. В.Г. НТР, управление, образование. М., 1970.
  16. В.Г. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. -2001, — № 4, — С. 147−151.
  17. А. Информационные ресурсы и образование//Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С.34−37.
  18. Д., Турьев Л. Преподаватель ВУЗа и инновационные технологии// Высшее образование в России.- 2001.- № 4.- С. 138−144.
  19. A.B., Муцинов С. С. Педагогическая культура преподавателей высшей военной школы. М.:ВПА. -1985.- 67 с.
  20. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Наука, 1990.- 176с.
  21. К.У. Образовательный стандарт как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.-СПб.:СПбГУ, 1997.-30 с.
  22. А.И. Кибернетика и проблемы обучения.-М.:Прогресс, 1970.
  23. И.А. Техническая диагностика.-М.: Машиностроение, 1978.-301с.
  24. Р. Развитие Я концепции и воспитание.- М., 1986.
  25. Л. Общая теория систем (критический обзор)// Исследования по общей теории систем.- М., 1969.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  27. В. П. Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение процесса подготовки специалистов.- М.: Высшая школа, 1989.-144 с.
  28. Н.Р. Психология личностного роста.- М.: 1995.
  29. В.М. Эффективность обучения. М.:Педагогика, 1976. — 236с.
  30. В.И., Суконкин Г. А., Шилова О. Н. О подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности с использованием информационных педагогических технологий обучения//Наука и шк. 1999. -№ 5.
  31. A.A. Психология личности. М., 1988.
  32. В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987.- № 8. — С 30−33.
  33. В.А. Психологические проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формироваия личности профессионала. М., 1991.
  34. Н., Ветров Ю., Образовательная стратегия. Вопросы и проблемы// Высшее образование в России.- 2001.- № 3.- С. 15−23.
  35. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. М., 1992.
  36. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 5.
  37. С.А. Профессиональное саморазвитие // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. (Под ред. Г. С.Никифорова).-СПб, 1991.
  38. Ю.С. Новые информационные технологии обучения как социокультурный феномен. -Р н/д, 1997.
  39. C.JI. Диагностика личностно-развивающего потенциала.-Псков, 1997. 68с.
  40. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  41. У.И., Кузнецов Ю. Ф., Петрова Т. Ф. Информатизация среднего профессионального образования: задачи, проблемы и пути их решения//Информатика и образование. 1999. — № 4.
  42. В.А., Жданов B.C. Информатизация образования // М. -1991, — № 6.
  43. Е.Т. Педагогические условия развития инновационных процессов в профессиональном образовании. М., 1999.
  44. В.Н., Воронов В. В. Развитие информационной культуры и система непрерывного образования //Компьютерная революция и информатизация общества. Т., 1990.
  45. Е.С. Исследование операций. -М.: Сов. радио, 1972.
  46. Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
  47. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.-М.:Наука, 2001.- 120с.
  48. В.Т. История дистанционного образования//Инновации в образовании.- 2001.- № 3.- С. 115−126.
  49. В.Т. Современное состояние и перспективы развития дистанционного образования в России // Инновации в образовании.- 2001.-№ 4, — С.5−12.
  50. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1996.
  51. М.Г. Формирование науки об информационной культуре//Проблемы информационной культуры: Сб.ст.Вып.6 Методология и организация информационно-культурологических исследований /Науч. ред.: Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. — М., 1997.
  52. Высшее образование в России: состояние и проблемы развития /НИИ высшего образования. /Подготов. П. П. Афанасьев и др. М., 1994.
  53. Л.С. Собр.соч.Т.4. М., 1984.
  54. М. Френсис Д. Расрепощенный менеджер. М., Деко. 1991.
  55. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М, 1988.
  56. Е.Г., Сокова Е. В. Использование компьютерных терминосистем в учебном процессе /Новые информационные технологии. Тезисы докладов V Международной школы-семинара. М., 1997.
  57. В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. СПб.: С.-ПбГУ, 1991.- 75 с.
  58. Н.Ф. Профессиональное воспитание учащихся. СПб., 1994.87с.
  59. .С. Компьютеризация образования: проблемы и перспективы. М., 1987.
  60. В.И. Основы теоретической педагогики. Учебное пособие. СПб.: СПТУ, 1992. -205 с.
  61. В.И. Пропедевческий курс общей психологии. В 2-х частях. -СПб.:СПбГУ, 1996. -307 с.
  62. М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореферат дис.. докт. психол.наук. СПб., 1996.
  63. Н.В. Формирование представлений об автоматизации получения и обработки экспериментальных данных при профильном обучении информатике: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Ин-т информатизации образования РАО М., 1999.
  64. В.М. Основы безбумажной информатики. -М.:Наука, 1987.
  65. В., Филонов Н. Новые технологии обучения в подготовке специалистов по управлению: противоречия и пути развития /Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 1.
  66. В.Ф. Повышение информационной культуры студентов // Современный подход к учебно-воспитательному процессу. М., 1995.
  67. JI.A. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореферат дис.. докт. психол. наук. — СПб., 1996.
  68. И.В. Развитие педагогической системы профессионального образования в учебных заведениях МВД России: Дисс.. докт. пед. наук, — М., 1999, — 257с.
  69. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М., 1984.
  70. Гук О. Б. Повышение эффективности образовательного процесса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (напримере педагогического колледжа). Дисс.. канд.пед.наук. -М, 2001.-140с.
  71. В.В. Роль и место автоматизированных обучающих систем в самостоятельной работе студентов. Новосибирск, 1999.
  72. В.В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.
  73. В.П. Исследование путей повышения эффективности обучения.: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- М.: ВПА, 1974.
  74. В.П. Воспитание студентов (слушателей) в вузах в процессе обучения. М.: ВПА, 1975. -191 с.
  75. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. -Т.4.
  76. С., Таров В., Муратова Е. Информационные технологии в подготовке инженеров// Высшее образование в России.- 2001, — № 3.- 130−135.
  77. М.Н., Зубков К. И. Концепция подготовки специалиста -Екатеринбург, 1999.
  78. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
  79. И. Интернет в вариативном образовании // Высшее образование в России.- 2000.-№ 6.- С.113−120.
  80. И.И. Проектирование и реализация академических баз данных и баз знаний высшей школы. М., 1998.
  81. Дидактические возможности использования информационных технологий при подготовке учителей-предметников // Педагогическая информатика. 1999. — № 2.
  82. Дистанционное образование, состояние и перспективы развития. -Саратов, 1998.
  83. Дистанционное обучение: Учебное пособие. -М., 1998.
  84. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М., 1990.
  85. H.A. Самовоспитание личности М., Политиздат, 1994.
  86. Н.П., Карпец И. Н., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., Политиздат, 1989.
  87. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
  88. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989.
  89. А.Л. Рефлексивная культура как акмеологический фактор повышения профессионализма//Психология сегодня. М., 1996., Т.2, Вып.З.
  90. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1985.-112 с. мельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л., 1985.
  91. Э.Ф. Технология обучения. Пособие для преподавателей. -СПб.:ВВМИУ, 1994,-168с.
  92. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и формирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в ВУЗе: Дисс.. докт. пед. наук.- СПб, 1994.- 368 с.
  93. С.Г. Использование новых информационных технологий при управлении учебным заведением и образовательным процессом. Дис.. магистра. — М., 1996. — 128 с.
  94. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. 1992, № 3.- С. 36.95.3еерЭ.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности//Психол.журн., 1997, Т. 18,№ 6.
  95. И.А. Педагогическая психология. Ростов Н/Д «Феникс». 1997
  96. Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для ВУЗов культуры и искусства/Под ред. И. И. Горловой. -Краснодар, 1996.
  97. А.Д. Информационные технологии удаленного доступа. Проблемы информатизации высшего образования. М., 1994.
  98. А.Д. О программе «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001−2005г."// Высшее образование в России.-2001.- № 4.- С.83−86.
  99. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития слушателей вузов МВД России. -Дисс.. докт. пед. наук., — СПб., 2000.- 360с.
  100. А.Т. Психология и педагогика высшей школы.- СПб.: СПб ВШ МВД, 1996. -130 с.
  101. В.И., Брук В. М. Системотехника: методы и приложения. -Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ие, 1985.127с.
  102. Инновационные формы и технологии в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург, 1995.
  103. Информационная технология в университетском образовании: Сб.ст. МГУ им. М. В. Ломоносова. /Под ред. В. В. Садовничьева. — М., 1991.
  104. Информационная технология: Вопр. развития и применения. Киев, 1988.
  105. Информационные технологии в высшей и средней школе. -Нижневартовск, 1999.
  106. Использование компьютерных технологий в обучении: СБ. науч. тр. АН УССР, ин-т кибернетики им. В. М. Глушкова, научн. Совет АН СССР попробл. кибернетики. /Ред.кол.: В. И. Гриценко, Н. М. Довгялло (отв. Ред.) и др. -Киев, 1990.
  107. ПЗ.Каланова Ш. М. Информационные технологии персонификации в системе высшего профессионального образования. М., 1999.
  108. Н.Калошина И. П. Введение в проблемы искусственного интеллекта, творческую учебную и профессиональную деятельность. -М., 1999.
  109. И.Н. Методика использования средств информационных технологий в процессе формирования готовности военного специалиста к реализации военно-педагогических функций. Тамбов, 1999.
  110. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -СПб., 1992 -36 с.
  111. В.В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М., 1992. -128 с.
  112. В.В. Зарубежные образовательные технологии, — СПб., 1997.72 с.
  113. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей юридических вузов МВД России: Дис.. докт.пед.наук. -СПб., 1998.-410 с.
  114. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования.- СПб.:СПбГУ, 1996. -320 с.
  115. В.Я. Проблемы управления и пути развития профессиональной подготовки слушателей МВД России. СПб., 1998.
  116. В.Г. Образование и цивилизация // Высшее образование в России. 1996. — № 3.
  117. M.B. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М., 1989.-112с.
  118. Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы. Калининград, 1999.
  119. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
  120. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов на Дону: изд. «Феникс», 1996.
  121. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.-М.: Знание, 1989.-112 с.
  122. С.М. Воспитание и самовоспитание. М., Мысль, 1996.
  123. Н.В. Автоматизированные обучающие системы: Уч. пособ. /Московск. с.-х. Академия им. К. А. Тимерязева. М., 1990.
  124. O.A. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. М., 1999.
  125. Г. А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. -16 с.
  126. Козориз H. J1. Информационные технологии и их реализация в военно-технической политике России: Дисс.канд. филос. наук. М., 1993.
  127. А.К. Психологическое обеспечение образовательного процесса в школе: Автореф. дис.. докт.психол.наук.-СПб., 1999. 37 с.
  128. К.К. Опережающее образование и проблемы информатики // Международное сотрудничество. 1996. — № 2.
  129. Я.А. Избр. пед. Соч. М., 1995
  130. Кон И. С. Социология личности, — М., Полдитиздат. 1967.
  131. Л.И. Формирование профессиональных умений педагога и совершенствование процесса повышения его квалификации, — Л., 1985. 44 с.
  132. M. А. Прогнозирование приоритетных проблем и направлений научных исследований по педагогике высшей военной школы. Дис.. канд. пед. наук. М., 1992.
  133. МО.Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе / Росс. ВНИИ системной интеграции./.Богатырь Б. Н. и др. М., 1993.
  134. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Педагогика, 1970, № 9.
  135. Э.Н. Типологические особенности слушателей и их учет в процессе обучения // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. -М.: ВПА, 1980. С. 112.
  136. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. -М, 1990.
  137. В.П. и др. Структура, содержание и технология курса методики с точки зрения модульного обучения. -Екатеринбург., 1992.
  138. В.Ф. Прогнозное моделирование системы педагогических умений в ее динамике: -Дисс. канд. пед. наук. JL: ЛГУ, 1986.-300 с.
  139. C.B. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителя.: Дисс. докт. пед. наук. -СПб.: СПбГУ, 1997.
  140. C.B. Психолого-педагогические основы интенсификации профессиональной подготовки в техническом вузе.- Л., 1989. 80 с.
  141. А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ // Высшее образование в России. 1994. — № 3.
  142. .В., Нисневич Ю. А. На пороге информационного общества // Информационные ресурсы России. 1997. — № 6.
  143. Н.В. Стратегия развития системы акмеологических наук// Проблемы развития акмеологических наук.- СПб., 1994.
  144. Н.В. Формирование педагогических способностей.-Л.:ЛГУ, 1961.-98 с.
  145. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  146. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., — 1993. -54 с.
  147. .В. Основы профессиональной психодиагностики.-Л.: Медицина, 1984.
  148. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  149. С.Г. Оценка профессионализма офицеров-преподавателей юридических вузов МВД. Дисс. канд. пед. наук. -СПб.: СПбГУ, 1997. -230 с.
  150. В.В., Аханян A.A., Румянцев И. А. Информатика и информационные технологии в РГПУ им.А.И.Герцена//Пед.информатика. -1997. -№ 4.
  151. Ю.В., Слепов В. В. Теоретический и методологический анализ воспитывающего обучения.- СПб.:СПб ВИ ВВ МВД России, 1997. 21 с.
  152. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Омск. — 1999.
  153. Е.А. Дидактические условия формирования информационной культуры будущего учителя: Автореф. Дис.. канд. Пед. наук. Самара, 1997.
  154. О.М., Слепов В. Я. Самовоспитание обучаемых и основы педагогического руководства ими. СПб.: ВВКУ ВВ МВД России, 1995.
  155. Р.Л. Взаимосвязь нормативных и личностных детерминант социального поведения: Автореферат дис.. канд.филос.наук: Новосибирск, 1985.
  156. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1975.-304 с
  157. Л.П. Проблемы управления учебным процессом: математические модели. -Рига: Зинанте, 1984.- 145с.
  158. И. А. Вопросы развития военно-педагогической информатики (прогностический аспект). М, 1991.
  159. А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. — М., 1997.
  160. B.C., Иванников А. Д., Богатырь Б. Н. Концепция информатизации высшего образования России // Высшее образование в России. 1994. — № 1.
  161. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  162. Т. Диагноз качества подготовки специалиста// Высшее образование в России.- 2001.- № 4, — С.28−34.
  163. A.C. Методика организации воспитательного процесса // Сбор.соч. в 7 т., Т. 5. М: АПН, 1958. — 558 с.
  164. Г. И. Модель становления идентификации // Журнал практ.психолога. 1997, № 3.
  165. Д.Р. Педагогические условия эффективности контроля процесса подготовки специалиста в системе автоматизированного обучения. -Казань, 1999.
  166. А.К. Психология профессионализма.- М., 1982.
  167. Дж. Организация баз данных в Буга П.Г. Информационное обеспечение высшего образования: проблемы и решения // Высшее образование в России. 1992. — № 4
  168. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. докт. психол. наук. -Л., 1982. -418 с.
  169. Математика. Компьютер. Образование. /Сб. науч.тр. под ред. Ризниченко Г. Ю. Вып. 6. -М., 1999.
  170. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. — 315 с.
  171. В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте: Авторефат дисс. канд. психол. наук.- М., 1993.
  172. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М., 1986.
  173. М.И. Проблемное обучение.- М.: Педагогика, 1974.- 367 с.
  174. М.И. Теоретические основы автоматизированных систем обучения. М.: МО, 1989.- 23с.
  175. О.П. Учебно-профессиональное проектирование как средство формирования информационной культуры специалиста социальной сферы. Волгоград, 1999.
  176. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Просвещение, 1986. — 253 с.
  177. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопр.психол., 1997.,№ 4.
  178. Г. И. Научно-практические основы аттестации школьных учителей. Дисс. докт. пед. наук.- Л.:ЛГУ, 1990. — 504 с.
  179. Е.В. Научно-методические основы обучения проектированию и использованию баз данных при подготовке учителяинформатики в педагогическом университете: Автореф. Дис. канд.пед.наук/Белорус. Гос.пед.ун-т. 1998.
  180. Г. С. (ред.). Психология профессиональной подготовки. -СПб.: СПбГУ, 1993, — 172 с.
  181. B.C. и др. Психологическое обеспечение учебного процесса в вузах. СПб.: ВМедА., 1997. — 255 с. 193 .Новые информационные технологии в образовании: Тезис. Докл. Науч.-метод.конф. Брянск, 1998.
  182. В.А., Иванова Л. Н. Психотехника обучения учению, как форма управления адаптацией слушателей к обучению в ВУЗах МВД РФ. -Н.Новгород., 1997. 60 с.
  183. В.И., Брук В. М. Системотехника: методы и приложения. -Л. Машиностроение, 1985.-127с.196,Овчинникова K.P. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий. Челябинск, 1999.
  184. K.P. Педагогические факторы и условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий. Челябинск, 2000.
  185. B.C. Акмеологические проблемы воспитания профессионально-нравственной культуры. СПб., 1996. — 220 с.
  186. B.C. Акмеология правосознания и нравственно-правового воспитания. СПб., 1998. — 215 с. 202.0ноков И. В. Новые информационно-педагогические технологии ввысшей школе. -СПб.:Никос, 2001.-230с.
  187. И.В. Теоретические основы и практика внедрения информационных технологий в образовательный процесс. СПб.:Никос, 1999.- 120с.
  188. И.В. Информационные технологии: проблемы, пути повышения эффективности использования в образовательном процессе.-СПб.:2000.-100с.
  189. Опыт организации обучения в высокотехнологичных информационных средах. -М., 1998.
  190. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., Просвещение, 1991.
  191. Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие / Под ред. А. В. Барабанщикова, Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1981
  192. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. М., 1999.
  193. C.B. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно ориентированном обучении М., 1998.
  194. C.B. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно-ориентированном обучении. Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1998.
  195. .Д. Социальная психология СПб, 1999, 580с.
  196. E.H. Педагогическая информатика // Высшее образование в России. -М., 1994. -№ 1.
  197. Б. С. Гейжан Н.Ф. Культура личности учащегося профессионального учебного заведения. СПб. — Пенза: РГПУ, 1996
  198. Педагогические вопросы внедрения автоматизированных обучающих систем в учебный процесс. М., 1981.
  199. А. Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. Петродворец: ВВМУРЭ им. A.C. Попова, 1995. — 326 с.
  200. З.Ф. Основы психологии самопознания.-М., 1993.
  201. К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. -255 с.
  202. Ю.П. Социальные нормы и нормативное поведение. -Тверь, 1994.-25 с.
  203. Ю.П. Актуальные проблемы управления персоналом. -СПб., 1998.- 150 с.
  204. А.И. Информатика как комплексная научно-техническая дисциплина //Вопросы философии. М., 1986. — № 5.
  205. Познай себя и других: сборник методик. М. Институт практ. психологии, 1995.
  206. O.A. Развитие рефлексивной компетенции кадров государственной службы // Авторефат дис.. канд. психол. наук.- М., 1998.
  207. A.A. и др. Состояние информационных ресурсов сферы образования// Высшее образование в России.- 2001.- № 4, — С. 76−83.
  208. Т.А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего образования как социально-педагогическая технология. -М., 1999.
  209. Прием вступительных экзаменов в вузы с применением ЭВМ: Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. /Итоги и перспективы/. Баку, 1986.
  210. Применение автоматизированных обучающих систем в учебном процессе. Тезисы докл. Межзональной науч. конф. Минск, 1984.
  211. Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя / Под ред. Орлова А. Тула, 1996.
  212. Проблемы формирования специалиста в системе высшего гуманитарного образования.- СПб., СПбГУП. 1996.
  213. O.A. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности. Вопр.психологии. -1991, № 5. — С. 156.
  214. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  215. Психология развивающейся личности. Под ред. Петровского A.B. -М.: Педагогика, 1987.
  216. Д. Характеристики развивающего окружения, необходимого для развития компетентности // Развитие и оценка компетентности. МЛ 996.
  217. С. А. Цели и методы индивидуального подхода в воспитательном процессе. Л., ЛГПИ, 1988.
  218. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск., 1993.- 83 с.
  219. A.A. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990.- 80 с.
  220. A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.-60 с.
  221. A.A. Психология изучения личности: Учеб.пособие.СПб.: изд. Михайлова В. А., 1999. 288.
  222. И.В. Информационные технологии в образовании. М., 1999.
  223. И.В. Подготовка преподавателей и студентов к использованию информационных и коммуникативных технологий в профессиональной деятельности//Сред.проф.образование. 1998. — № 9.
  224. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М., 1994.
  225. И.В. Учебный курс «Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании» /Информатика и образование. 1997.- № 8.
  226. И.Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США: Дис.. канд пед. наук /Рост. Гос. Пед. Ун-т., 1999.
  227. Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореферат дисс. .докт. психол. наук.- М., 1992.
  228. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2-х т.- М., 1989, Т.2.
  229. А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководство.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Саратов, 1997.- 24 с.
  230. В.Ю. Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ.- Л.: Воениздат, 1991.- 151 с.
  231. В.Ю., Караулов O.A. Психофизиологические основы индивидуализации обучения.- СПб., 1998. 96 с.
  232. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. Дисс.. докт. психол. наук., СПб.:СпбГУ, 2000.- 450с.
  233. З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной реальности // Психологические проблемы самореализации личности. Краснодар., 1997.
  234. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. М., 1994. — № 2.
  235. В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов // Высшее образование в России. 1994. — № 3.
  236. В.А. Подготовка студентов педвуза к использованию компьютерных технологий в психолого-педагогических исследованиях и экспериментах: Автореф. Дис.. канд.пед.наук/Урал.гос.пед.ун-т. 1999.
  237. В.П., Андреева И. А., Рыбников В. Ю. и др. Концепция психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных заведений МВД России. СПб.: СПб Академия МВД России, 1997, — 110 с.
  238. С.С. Современные информационные технологии. М, 1989.
  239. Т.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  240. A.A. Самообразование студентов вуза как фактор непрерывной профессиональной подготовки: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1999, — 19 с.
  241. Э.П. Информатизация общества, культура, личность //НТИ. Сер. 1.- 1993. -№ 1.
  242. A.A. и другие. О технологиях обучения и об искусственном интеллекте: Учебное пособие. М., 1999.
  243. H.A. Информационно-динамическая обучающая среда как фактор развития информационной культуры будущего учителя: Автореф. Дис.. канд.пед.наук/Оренбург.гос.пед.ун-т. 1999.
  244. H.A. Педагогические основы индивидуализации обучения слушателей военно-инженерных училищ: Автореферат дис.. канд.пед.наук. М., 1992
  245. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России.: Дисс. .докт. пед. наук, СПб., 1995.
  246. И.А. Индивидуализация в высшей военной школе России. СПб., 1995. — 320с.
  247. И.А. Дифференциация обучения в военно-инженерном училище. СПб, 1998. — 102с.
  248. И.А. Педагогическая диагностика: проблемы и перспективы в высшей военной школе. СПб., 1998. — 150с.
  249. В.А. Преподавание педагогических дисциплин на технологическую основу // Тезисы Всесоюзной научно-практическойконференции «Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам». Москва, 22−24 мая 1990. -М., 1990.
  250. С.С. Еще раз о технологиях обучения// Высшее образование в России.- 2000.- № 6, — С. 113−120.
  251. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1997. — 271 с.
  252. .Я. Информационная технология: Учебник для ВУЗов по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». -М., 1994.
  253. A.B. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России, 1995. — № 2.
  254. Средства мультимедиа в учебном процессе вузов развитых стран. -М&bdquo- 1995.
  255. Е.И. Возрастная периодизация зрелости //Основы вузовской педагогики. Л., 1971.
  256. Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Л.: ЛГПИ, 1981.
  257. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  258. Г. В. Математико-психологические модели деятельности .- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. 64 с.
  259. В.А. О воспитании. М., 1982.
  260. Н. Ф. Теория управления и автоматизация учебного процесса. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985. — 343 с.
  261. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. 343 с.
  262. Д.А. Информационно-педагогическая модель деятельности кафедры педагогического вуза: Автореф. Дис.. канд.пед.наук/ Барнаул. -2000.
  263. Ю.Ф. Системный подход к проблеме современного высшего образования // Высшее образование в России, 1994., N2.-C.116−124.
  264. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. — № 3.
  265. А.Б. Дидактические возможности компьютерных технологий обучения курсантов в ВУЗ МВД РФ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук, — СПб, 1995.- 21 с.
  266. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1940, — С.103
  267. Л.Т. Информационно-семантическая модель обучения. -Л.: ЛГУ, 1970.
  268. О. Диалог компьютера и студента// Высшее образование в России.- 2000, — № 6, — С. 120−123.
  269. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.- 389 с.
  270. А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. -Сер. 1.- 1997. № 2.
  271. А.Л. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М, 1990.
  272. Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ.-М.:Мир, 1989.-388с.
  273. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / Избр.пед.соч. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1974. — С. 229.
  274. Д.М. Психология развития личности в онтогенезе. М., Педагогика, 1989.
  275. В. Образование для новой России // Высшее образование в России.-2000.- № 1.- с.7−13.
  276. P.M., Шошийташвили И. А. Вокруг Интернета: надежды, иллюзии, факты //НТИ. Сер. 1. 1997. — № 5.
  277. В.И., Мамонтов В. А., Дунин Г. С. Методика изучения личности и коллектива: Методическое пособие. Л.: ВПУ МВД, 1990.
  278. М.С. Методологические и теоретические основы информатизации систем непрерывной подготовки специалистов. -М., 1999.
  279. Н., Коган В. Высшая школа XXI века: проблемы качества// Высшее образование в России.- 2000.- № 1.- С. 19−26.
  280. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. /Под ред. Д. В. Чернилевского. М., 1996.
  281. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной еятельности. М., 1982.
  282. В.И. Педагогическая технология в учебном процессе: Учебное пособие. Н-Новгород, 1998.
  283. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
  284. Эффективность информационных технологий обучения в высшей школе. -М., 1995.
  285. Я.Я. Формирование познавательных критериев обучаемых. Вестник высшей школы. Л., №.3, 1993. — 10 с.
  286. В.А. Социальная индетификация личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная индентификация личности. М., 1994.
  287. И.С. Разработка технологии личностного ориентированного обучения // Педагогика, 1995, — № 2
  288. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.- 156 с.
  289. В.А., Линов E.H. Психология педагогической деятельности. -Л.-.ЛГУ, 1990.- 102 с.
  290. В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Уч.пособие. Л. :ЛГУ., 1991. -114 с.
  291. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты, — Л., 1988 -160 с.
  292. В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. 292. Якунин В. А. История психологии. -СПб., 1998. — 376с.
  293. ЗП.Ямчук К. Т. Об оптимизации использования информационных ресурсов// МФИ-92 Секция «Книговедение и информатизация» Тез.док. М., 1992.
  294. Я. Технология обучения в системе высшего образования. -М, 1986.
  295. А.В. и др. Современные педагогические технологии. / Под ред.Б. А. Попова. СПб.: ВВМУ, 1996. — 30 с.
  296. Arvey R.D., Camption J.E. The employment interview: A summary of resent literature Personel Psychology. 1982. — 35.- P.281−322.
  297. Aspy D.N. The effect of teachers inferred self-concept upon student ashievement // Journ of Educational Research.-1978.
  298. Blankstein K. Self control and self modification. -N.Y.- 1982. 138 p.
  299. Boyl G.G. Contribution of cattelian psychometrics to the education of human intellectual structure // Multivar. Exp. Clin. Res. -1988. V.8. -№ 3. — P.267.
  300. Darling-Hammond L. Teacher professionalism and accountability // The education digest.-1989.-Vol.55.-No. 1.
  301. Dikaja L.G. Psychophysiological self-regulation on the cours of adaptation to difficult condition performans // Studia psychologica. 1994. — N 4. -P.211−220.
  302. Edmind King. Education Revised for a World in Transformation// Comparative Education.- 1999.- V35.- № 2, — June.- P. 109−119.
  303. Eheng Kai-mind, Jin Xinhno Gu Xiaofo. From training to Education. Lifelong learning in China// Comparative Education.- 1999.- V35.- № 2.- P.119−131.
  304. Eysenk H.I. The dynamics of anxiety and hysteria. London: Routledge and Kegan Paul.- 1957.
  305. Eysenk H.I. The structure of human personality. London: Methuen.-1960.
  306. Eysenk H.I. The biological basis of personality. Springfield, Illions: Thomas.- 1967.
  307. Fleshman E.A. Some new frontiers in peronel selection reseach // Persjonel Psychology. 1988. — N4. — p. 679−701.
  308. Galbo J.J.An exploration of the effect of the relationships of adolescents and adults on learning in secondary schools // The High School Journal.-1983.-Vol.7 L-No.2.
  309. Governors support online learning// The Heller Report Internet Strategies for Education Markets.- 1998.- V4.- № 1.- July. Comparative Education.- 1999.-V35.-№ 2.- June.- P. 109−119
  310. Griffin M.P.The teacher artist // The education digest.- 1989.-Vol.54.-No.8.
  311. Hall E. The Hidden Dimension. N.Y.- 1996. 251.
  312. HoffmanM.L., Saltzstein H.D. Parent discipline and the childs moral development //J.Personality and social psycholgy.-1987.-Vol.5.
  313. Johnson D., Johnson R. Learning Together and Aione. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, Inc.- 1976.
  314. Johnson S., Johnson C. The one minute teacher How teach other to teach themselves.N.Y.-1989.
  315. Iversen S.D. Behavioral approach to the stydy of the central nervous system//J. Pharmocol. 1990.-N 183.-V.1.-P. 50−51.
  316. Cattel R.B., Eber H.B. The sixteen personality factor questiounaire test // Champaign. 1966.
  317. Cattel R.B. Hand boock of the sixteen personality factor questiounaire. -Chicago, 1968.-262 p.
  318. Kagan S. Cooperative Learning Resources for Teachers. Riverside, California University of California.-1986.
  319. Kleince C.L.Self-perception.San-Francisko.-1978.
  320. McCoIlum K. Colleges urged to use technology to promote «lifelong learning"// The chronick of higher education.- 1999, September. 24., V., XL VI.
  321. Mitina L.M. Die gesichtete Formierung des Selbstwevubtseins des Lehrers. // Psychologie fur Menschenvurde und Liebensqualitat.Munchen.-1989.
  322. Mitina L.M. Raising the level of teachers psychological skills as a heip of their self-development.// Schule im Spannungsfeld von Beratung. Osna bruck.-1990.
  323. Mitina L.M. Prognosis and overcoming teacher pupil conficts at school. // J. School phisiology internetional.-Vol.12., No.3.-1991.
  324. Mitina L.M.Development of teachers pupils communication. XIV ISPA Colloquium. Braga, Portugal. 1991.
  325. Mitina L.M. The mobels of teachers behavior and students personality development. V European conf. on develop. psychology. Seville, Spain, 1992.
  326. Holland J/ Exploretion of theory of vocacional choice. 1968.
  327. Paulson F. Control data PLATO. System overview: A multimedia computer-based educational delivary system. -Minnesota: CDC, 1996. 80 p.
Заполнить форму текущей работой