Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе самовоспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй этап исследования /1996;1998 г. г./ был посвящен констатирующему эксперименту, который преследовал цель — выявить студентов, занимающихся воспитанием в себе качеств, необходимых учителюбыло организовано проведение первичных измерений психологического содержания деятельности по самовоспитанию на личностном уровне и её анализа. Проведен теоретический анализ научной литературы по теме… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе самовоспитания как нсихолого-педагогическля проблема
    • 1. 1. Теоретико-культурологический и философский аспекты педагогической культуры будущего учителя
    • 1. 2. Сущность и содержание самовоспитания как фактор формирования педагогической культуры студента
    • 1. 3. Воспитание основных профессионально-значимых педагогических умений будущего учителя в процессе формирования педагогической культуры
  • ГЛАВА II. Психолого-псдагогичсские условия формирования педагогической куль туры будущего учи геля
    • 2. 1. Сущность перехода от самовоспитания к профессиональному самовоспитанию студентов вуза
    • 2. 2. Совершенствование педагогического руководства процессом формирования у студентов педагогической культуры в самовоспитании
    • 2. 3. Результаты и
  • выводы опытно-экспериментального исследования
  • ВЫВОДЫ

Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе самовоспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Прогресс социально-экономических преобразований, нравственный и духовный рост общества, во многом зависит от культуры, воспитания и уровня постоянного развития творческих способностей человека. Перестройка системы высшего педагогического образования является неотъемлемой, составной частью сложного процесса обновления всех сфер экономической и социальной жизни нашего общества.

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют постоянного совершенствования системы профессиональной подготовки будущих учителей. Профессионализм человека ассоциируется с уровнем его культуры, образованности и воспитанности. Высокий уровень развития общей культурыважнейшее условие повышения эффективности и качества учебно-трудовой деятельности, способствующий самосовершенствованию и саморазвитию личности. В подготовке будущего учителя педагогическая культура занимает особое место. В учебных планах вузов большое место отведено гуманитарным дисциплинам способствующим воспитанию гуманного, культурного и образованного человека.

Вопросам формирования культуры будущих учителей уделяли большое внимание А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий,.

A.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский. Однако, в разное время понимание культуры, в том числе педагогической, менялось. Если А. В. Луначарский считал, что «.&bdquo-революция есть средство к созданию гармоничной культуры, к бесконечному росту сил и красоты человека» (126-с.140), то.

B.А.Сухомлинский не отождествлял педагогическую культуру ни с этикой, ни с педагогическим мастерством. Он видел в ней комплекс различных качеств педагога. Одно из важных умений, которое он включает в педагогическую культуру — это умение ориентироваться в сложных вопросах науки, основы которой он преподаёт. В. А. Сухомлинский считал умение учителя обращаться к уму и сердцу ученика, использование различных методов изучения учащихся в процессе умственного и физического труда важным элементом педагогической культуры. Он писал: ''.учителя должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя. Эта целая область педагогического труда, область малоисследованная". (200- с. 136.).

К проблеме формирования педагогической культуры и раньше и теперь обращаются философы, психологи, педагоги (Ц.П.Арзаканьян, С. И. Архангельский, Б. М. Багандов, Б. В. Богданов, В. А. Бачинин, Д. Б. Богоявленская, С. П. Винокуров, М. А. Верб, Л. Н. Коган, А. А. Лебедев, Б. Т. Лихачёв, Д. С. Лихачёв, И. Ф. Исаев, М. К. Мамардашвили,.

С.П.Рубинштейн и др.).

Следует отметить, что до сих пор не разработана общеконцептуальная модель педагогической культуры, охватывающая всю сущность этого сложного социального явления. Однако уже существуют отдельные подходы к данному решению. И большинство исследователей сходятся в том, что педагогическая культура является специфическим проявлением общей культуры и представляет собой интегральное сочетание качеств личности.

В настоящее время существующая практика подготовки студентов в вузе развивается вне контекста мировой и отечественной культуры. В результате возникло противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях и уровнем педагогической культуры специалистов нового типа. Разрешение этого противоречия породило целый комплекс проблем, получивших отражение в статьях, диссертационных и монографических исследованиях. В работах О. А. Абдулиной, Е. П. Белозерцева, А. А. Босенко, О. С. Газмана, Н. В. Крыловой, В. И. Сластёнина, И. Ф. Исаева рассматривается общепедагогическая подготовка будущего учителя, где важное место отводится нравственной, методической, профессиональной культуре учителя, как составной части общей культуры личности.

Определённый интЬрес вызывают публикации, связанные с формированием нового педагогического мышления, которое является непременным условием совершенствования педагогической культуры учителя. Исследовательские труды Г. А. Андреевой, О. С. Анисимова, В. П. Зинченко, Б. И. Коробяева, Ю. Н. Кулюткина, А. В. Петровского, Е. В. Бондаревской, Е. К. Осиновой, О. К. Тихомирова, М. К. Тутушкиной, П. А. Шавира и др. дают определение новому педагогическому мышлению, раскрывают его сущность и роль в совершенствовании личности учителя, определены его основные черты и выявлены причины, породившие острую необходимость осознания этого явления в современной педагогической науке.

В научных трудах известных российских учёных-психологов Б. Ф. Ломова, С. Б. Бенедиктова, А. Н. Леонтьева рассматриваются проблемы развития психологической культуры учителя, анализируются конкретные психологические аргументы, описаны оптимальные психологические условия, при которых процесс формирования личности учителя будет проходить более успешно если активизировать личную самовоспитывающую функцию.

Установлено, что процесс самовоспитания студентов, не есть продолжение их воспитания. Он проявляется на высокой стадии воспитательного процесса, очень тесно переплетаясь с воспитанием, поэтому трудно бывает определить, какой процесс больше влияет на другой. Условия для самовоспитания создаются воспитанием. Ни одно воспитание, каким бы оно хорошим ни было, без активного участия личности в воспитательном процессе не даёт желаемого результата.

Самовоспитание мы рассматриваем как активное участие студентов в их духовном и нравственном становлении, как проявление их максимальной самостоятельности и активности в воспитательной работе, как целеустремлённое, осознанное развитие своих сил и способностей в интересах общества и эффективной профессиональной деятельности.

Девяностые годы ознаменовались новым всплеском интереса к проблемам культуры, и как следствие этого, появляется целый ряд исследований, посвящённых формированию культуры личности учителя. В работах Т. Ф. Белоусовой, Т. В. Ивановой, И. Ф. Исаева, З. А. Гришина и др. рассмотрены многие аспекты культуры личности учителя и пути её формирования в различных сферах учебно-воспитательного процесса в вузе и вне его. В них предприняты попытки определить содержание, формы и методы развития и совершенствования культуры будущих специалистов в соответствии с социальным заказом общества в системе народного образования.

Изучение научно-методической литературы показало, что проблема формирования культуры будущего учителя заняла в последние годы одно из центральных мест в исследованиях проводимых российскими учеными — педагогами.

Следует отметить, что педагогическая культура в философской, психолого — педагогической литературе рассматривается как часть базовой культуры личности. Однако для правильного осознания значения общей культуры, необходимо тщательно разобраться в частной, выявив пути, тенденции, закономерности ее формирования, и переосмыслить суть всего процесса развития педагогической культуры. Сама педагогическая культура выступает не только мерой и способом творческой саморегуляции личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, но и стабилизирующим фактором в духовно-нравственном воспитании личности.

Современной российской школе нужен педагог jy: высокой педагогической культуры, способный к рефлексии и коррекции своих действий и поступков. Это возможно тогда, когда содержание образования в педагогическом вузе соответствует современным требованиям и создает благоприятные условия для развития личности, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Имеющиеся научно-педагогические исследования, передовой педагогический опыт приводят к частичным усовершенствованиям процесса формирования педагогической культуры. Однако его содержание в своей принципиальной основе остаётся неизменным. Это обусловлено, прежде всего, недостаточной теоретической разработанностью самой сути педагогической культуры преподавателя как фактора формирования будущих специалистов, и отсутствием научно обоснованных педагогических рекомендаций. Во многом это связано с тем, что педагогическая наука не обеспечила в достаточной мере научного решения этой проблемы важной для теории и практики обучения и воспитания.

Поэтому поиск эффективных путей формирования педагогической культуры будущих учителей в процессе самовоспитания делает эту проблему важной и актуальной. Потребности общества в подготовке культурных, образованных педагогических кадров практики и отсутствие научно обоснованных педагогических исследований и рекомендаций обусловили выбор темы нашей диссертационной работы: «Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе самовоспитания».

Цель нашего исследования — выявить эффективные средства формы и методы формирования педагогической культуры будущих учителей в процессе самовоспитания и разработать научно-педагогические рекомендации по ее формированию.

Объектом исследования является процесс формирования педагогической культуры студентов в условиях вуза.

П р с д м етом ис с л е д о п, а н и я является деятельность студентов педагогического вуза направленная на формирование педагогической культуры в процессе самовоспитания.

В соответствии с целыо исследования, решались следующие задачи:

1. Определить эффективные средства формы и методы формирования педагогической культуры, применяемые в процессе самовоспитания.

2. Изучить динамику сформированное&tradeпедагогической культуры у студентов 1-V курсов в процессе самовоспитания.

3. Определить сущность и содержание процесса самовоспитания будущего учителя как неотъемлемой части педагогической культуры и обосновать психолого-педагогическме условия воспитания под-культуры будущего учителя.

4. Разработать теоретическую концепцию формирования педагогической культуры будущего учителя и экспериментально обосновать ее эффективность. •.

Гипотеза исследования. Приступив к исследованию мы полагали, что процесс формирования педагогической культуры у студентов будет более эффективным при реализации следующих психолого — педагогических условий:

— при интенсификации общения педагогов и студентов, направленной на формирование педагогической культуры учителя;

— совершенствовании методов овладения студентами информацией о различных видах профессионально педагогической деятельности в вузе, развитии у студентов способности к самостоятельному поиску подобной информации;

— при творческой самореализации индивидуально психологических, интеллектуальных способностей будущего учителя в педагогической деятельности;

— индивидуально — творческом подходе к определению цели, содержания и способов повышения педагогической культуры будущего учителя.

— активизации процесса самовоспитании студентов по формированию профессионально значимых педагогических умений, навыков необходимых для саморазвития и самосовершенствования личности;

— целенаправленной подготовке преподавателей педвуза к педагогическому руководству процессом самовоспитания и самосовершенствования студентов;

— реализации педагогами вуза индивидуально — дифференцированного подхода к студентам с учетом личностного развития мотивов, установок, способностей каждого студента в процессе самовоспитания.

Методологическую основу составили положения о роли гуманизма, гуманитаризации, демократизации высшего образования, основы философии, культурологии, педагогики, закономерности формирования личности специалиста в вузе, культуросообразности, культуроформирующая концепция (Е.В.Бондаревской, И.Ф.Исаева);

Научные труды известных ученых Л. И. Бажович, И. С. Кона, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, Б. С. Елканова, А. А. Мелик-Пашаева, С. Л. Ру-бенштейна, Б. М. Теплова и других отечественных психологов, исследовавших различные вопросы соотношения воспитания и развития в онтогенезе.

Научная новизна состоит в следующем:

1. уточнили представления о сущности и содержании педагогической культуры учителя и о её роли в формировании всесторонне развитой личности;

2. выявлены тенденции развития педагогической культуры у студентов педагогических вузов;

3. разработана концепция формирования педагогической культуры будущего учителя;

4. определены характерные особенности организации самовоспитания студентов младших и старших курсов;

5. экспериментально проверены и обоснованы основные формы, методы, и пути, а также педагогические условия повышения эффективности формирования педагогической культуры у студентов в процессе самовоспитания.

Исследование охватило три этапа и продолжалось с 1990 по 2000 г. г.

Целью первого этапа исследования (1990;1996 г. г.) было проведение первичного теоретического анализа философской, психологопедагогической литературы по вопросам психологии личности и деятельности учителя, самовоспитания вообще и будущих специалистов в частностиотрабатывались методики по изучению психологических особенностей профессионального самовоспитания и уровня сформированности педагогической культурыначалась организация констатирующего экспериментабыла сформулирована основная гипотеза исследования, выделены основные компоненты педагогической культуры и профессионально значимые умения личности учителяразработали концепцию процесса формирования педагогической культуры будущего учителя.

Второй этап исследования /1996;1998 г. г./ был посвящен констатирующему эксперименту, который преследовал цель — выявить студентов, занимающихся воспитанием в себе качеств, необходимых учителюбыло организовано проведение первичных измерений психологического содержания деятельности по самовоспитанию на личностном уровне и её анализа. Проведен теоретический анализ научной литературы по теме исследования, апробировались методы и специальные методики, определялась эффективность психолого-педагогических условий активизации самовоспитания. На этом же этапе изучались индивидуальные особенности компонентов педагогической культуры у студентов с разным уровнем развития самовоспитания. Итогом второго этапа исследования явилось построение модели педагогической деятельности студентов по самовоспитанию. Уточнились задачи и фомулиро-вались гипотезы исследования, что позволило организовать формирующий эксперимент.

На третьем этапе исследования /1998;2000 г. г./ основное внимание было уделено изучению и формированию индивидуальных особенностей самовоспитательной деятельности, в основу которого были положены принципы, разработанные в лаборатории В. Г. Ананьева: комплексность, разнообразие параметров изучения и др. На этом этапе исследования формирующий эксперимент сопровождался проведением контрольных срезов, обобщением и систематизацией полученного материала, была экспериментальная проверка концепции исследования по активизации самовоспитания студентов педвуза, как главной составляющей педагогической культуры. Математическая обработка результатов исследования позволила выделить психологические особенности самовоспитания у студентов, отличающихся уровнем развития самовоспитательной деятельности, и провести психологический анализ особенностей самовоспитания у представителей каждой группы.

Основной базой исследования был избран Дагестанский государственный педагогический университет. В исследовании приняли участие 650 студентов разных курсов и факультетов очной формы обучения. Наиболее обстоятельно изучались психолого-педагогические особенности самовоспитания у 450 студентов 1−4х курсов факультетов управления и филологии ДГПУ.

Выбор студентов именно этих курсов был обусловлен рядом факторов: во-первых, на этих курсах идёт активное изучение психолого — педагогических дисциплин и предоставляется возможность для организации целенаправленной самостоятельной работы по саморазвитию и самосовершенствованию учебно-познавательной деятельностиво-вторых, оценка уровня сформированности педагогической культур!, i, результативности самовоспитания, реальность самооцен|(и возможны только при включении студентов в разнообразную жизнедеятельность вуза, так как именно через посредство деятельности субъекта его психика становится познаваема для других, через посредство деятельности объективно познаём нашу психику мы сами.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, самонаблюдение, беседы, анкетирование, интервью, опрос, анализ продуктов деятельности, констатирующий и формирующий эксперименты, методы самооценки и самоанализа, методы математической статистики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате экспериментальной работы: определены перспективные пути, эффективные средства, формы и методы формирования и совершенствования педагогической культуры у будущего учителя через их активное включение в самовоспитательный процессразработаны научно-педагогические рекомендации по формированию культуры у студентовопределены сущность и содержание процесса самовоспитания будущего учителя, уровень сформиро-ванности педагогической культуры и психолого-педагогические условия воспитания культуры будущего учителяразработана и экспериментально обоснована теоретическая концепция формирования педагогической культуры учителя. Разработан и внедрен психолого-педагогический практикум «Самовоспитание студентов в педвузе, как условие эффективности формирования педагогической культуры»;

Материалы диссертационного исследования применяются преподавателями вуза и студентами ДГПУ, ДГУ, МГПУ, Смоленского, Уфимского педагогических институтов, для формирования педагогической культуры в процессе самовоспитания.

Достоверность результатов исследования обеспечивается применением комплекса методов исследования, адекватных предмету и задачам исследованияметодологической обоснованностью исходных позиций, связанных с аксиологическим культуросообразным и системно-деятельностным подходамидлительным характером опытно-педагогической работыс большим охватом испытуемыхвнедрением в практику результатов исследованиястатистической обработкой.

Апробация и внедрения результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений автора на конференциях молодых ученых и аспирантов Даггоспедуниверситета (1998, 1999), перед студентами факультетов управления и филологии. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии ДГПУ, на республиканских педагогических чтениях и конференциях, международной научно-практической конференции «Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен» (20−24 октября 1999 г.) института психологии РАНВсероссийской научно-практической конференции «Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» (16−17 ноября 1999 г., Москва).

Положения, выносимые на защиту:

1.Концепция формирования педагогической культуры будущего учителя в процессе самовоспитания, включающая определение ее сущности, структуры, задач, условий и средств развития профессионального самоопределения студенческой молодежи в условиях вуза.

2. Система показателей, критериев, а также разработанные нами методики диагностики сформированности профессионально значимых качеств у студентов как основы педагогической культуры.

3. Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная технология формирования педагогической культуры будущего учителя через внедрение работу вуза психолого-педагогического практикума.

4. Психолого-педагогическими условиями формирования педагогической культуры у студентов является переход от самовоспитания к профессиональному самовоспитанию и совершенствование педагогического руководства процессом формирования педагогической культуры у студентов с использованием комплекса разнообразных методов, позволяющих целенаправленно и результативно управлять этим процессом.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, б!'.о-лиографии.

выводы.

1. В ходе опытно-экспериментального исследования нами было установлено, что эффективность формирования педагогической культуры у студентов находится в полной зависимости от уровня готовности последних к самовоспитанию, самосовершенствованию. О чем свидетельствует разработанная гистограмма.

2. На основе теоретического анализа специальной литературы можно заключить, что самовоспитание, как внутренняя деятельность студентов по формированию профессионально-значимых качеств, носит общественный, целенаправленный, системный характер. Основываясь на методологии системного подхода, в исследовании выделены основные компоненты процесса самовоспитания на личностном уровне его анализа: отношения, знания, активность, цели, мотивы,.

3. Исследование показало, что формирование педагогической культуры нельзя ограничить только изучением основ педагогической наукинеобходимо создать такие условия для студентов, которые развивали их творческую деятельность, способность ориентироваться в различных культурах и вступать с ними в разумный диалог.

4. В ходе исследования нами был разработан и внедрен психолого-педагогический практикум, отражающий программу самовоспитания студента в целях эффективного формирования педагогической культуры.

5. Эффективность разработанной системы самовоспитания подтверждается следующими результатами формирующего эксперимента:

Гистограмма сформированное&tradeуровня педкультуры будущего учителя в зависимости от уровня развития самовоспитания ii профессионально значимых умений.

— знание основ самовоспитания.

— профессионально значимые умения будущего учителя.

— уровень педагогической культуры s.

7 6 5 4 3 2 1 очень низкий низкии.

Л% средний высокий.

Отмечается значительный рост количества студентов в экспериментальной группе, обладающих высоким уровнем педагогической культуры по сравнению со студентами контрольной группы.

6. Нахождению путей повышения эффективности формирования педагогической культуры будущего учителя способствует проведение измерений и оценки его способности к самовоспитанию. Использование в экспериментальной части исследования комплекса разнообразных методов, позволяет целенаправленно и результативно управлять этим процессом.

7. В ходе исследования установлено, что характер эмоционально-ценностного отношения к самовоспитанию выступает психологической предпосылкой его развития. Становление активно-положительного отношения студентов к самовоспитанию обусловлено влиянием многообразных отношений, которые и составляют систему эмотивного компонента. Эмоционально-ценностное отношение студентов к будущей педагогической деятельности выступает доминирующим, определяющим фактором в развитии самовоспитания. Особенности эмоционально-ценностного самоотношения также вносят определённые коррективы и в процесс формирования активно-положительного отношения студентов к самовоспитанию, и в сам процесс как реальность.

8. Профессиональное самовоспитание — это активное участие студентов в духовном и нравственном становлении, самостоятельность в воспитательной работе, целеустремленное, осознанное развитие своих сил и способностей и эффективности профессиональной деятельности, в необходимости расширения профессионального кругозора, совершенствование их интереса к прогрессу.

9. В результате повышения уровня педагогической культуры у студентов произошли изменения в их личностных характеристиках, в благоприятном направлении для успешного взаимодействия в предстоящей профессиональной деятельности. Отмечается увеличение направленности студентов на взаимные действия с другими людьми и уменьшение направленности «на себя» — происходит ориентация на более продуктивную тактику поведения в коллективе, нормируется адекватная самооценка профессионально важных умений и личностных качеств.

10. Предложенный нами психолого-педагогический практикум «Самовоспитание студентов педвуза как фактор эффективного формирования его педагогической культуры» должен способствовать повышению качественного уровня культуры как преподавателя, так и студента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определена сущность и основные компоненты понятия «Педагогической культуры» будущего учителя.

2. В первой главе нашего исследования раскрыта психолого-педагогическая сущность педагогической культуры, показана её актуальность на современном этапе развития народного образования. Анализ проблемы выявил, что развитие педагогической культуры у будущих учителей обусловлено потребностями перестройки и социальным заказом общества. Система высшего педагогического образования вне зависимости от конкретной учительской специальности должна быть нацелена на воспроизводство у студентов целостной диалектической картины культурного процесса, обусловливающей специфику их сознания и деятельности.

3. В диссертации отражены общие признаки педагогической культуры и показана их логическая взаимосвязь. Показано, что педагогическая культураэто интегральное качество личности учителя, проецирующее его общую культуру в сферу профессии. Она находится в единстве с другими историческими культурами, вступая с ними в разумный диалог.

4. На основе теоретического анализа был разработан и апробирован психолого-педагогический практикум в целях формирования педагогической культуры будущих учителей, что позволило добиться следующих результатов: в ходе учебного процесса удалось методологически и теоретически обосновать актуальность формирования педагогической культуры у будущих учителей, обеспечить целостное представление о сущности педагогической культуры на основе широкого использования конкретного педагогического опыта работы различных педагогических коллективов, показать типичные трудности и недостатки, проблемы и просчёты в формировании педагогической культуры, аргументировано продемонстрировать практическую пользу процесса самовоспитания педагогических знаний и изучения их на основе разработанной нами методики формирования педагогической культуры. 5. Наше исследование не исчерпывает все педагогические и методологические аспекты многогранной проблемы формирования педагогической культуры будущих учителей в процессе самовоспитания. Итоги формирующего эксперимента показали изменение всех параметров контрольных характеристик. Прежде всего, благодаря внедрению в учебный процесс психолого-педагогического практикума, повысился уровень педагогической подготовки будущих учителей, изменилось их отношение к учебному процессу в вузе.

Сформулированны ряд положений, направленных на повышение эффективности формирования педагогической культуры будущих учителей в вузе:

— рассмотреть формирование педагогической культуры как важнейшую задачу подготовки будущего специалистаотразить формирование этого социального качества как целевую установку в программах и учебниках по педагогикеучитывать уровень сформированности качеств, необходимых в процессе самовоспитания;

— подготовить и издать специальное учебное пособие по курсу «Формирование педагогической культуры в процессе самовоспитания» и психологический практикум «Методика самовоспитания в педагогическом вузе» .

Накопленный научный фонд и опыт практической деятельности создают объективные предпосылки для исследования психологических особенностей самовоспитания студентов педвуза с позиций деятельностного, личностного и дифференцированного подходов. Опираясь на рассмотрение самовоспитания как деятельности, мы получили в своём исследовании результаты, анализ которых позволил глубже понять психологическую структуру самовоспитания и механизмы его развития, перехода на более высокий уровень осознанности, организованности и устойчивости. В выполненном исследовании решены поставленные задачи, в основном подтверждено выдвинутое предположение, что и позволяет сформулировать выводы, относящиеся к процессу самовоспитания: познать себя как учителя, выделить то, над чем надо работать, можно лишь зная, что представляет целостная личность, какими качествами она должна обладать, чтобы стать учителем. 6. Процесс самовоспитания на разных уровнях развития имеет свои особенности. Овладев навыками самоорганизации и самоуправления, развив в себе способность к рефлексии, студент готов заняться профессиональным самовоспитанием. В исследовании установлено, что общей целыо профессионального самовоспитания студентов педвуза выступает профессиональный идеал. Однако компонентом структуры самовоспитания профессиональный идеал, как объективный образец, становится тогда, когда приобретает личностную значимость. Показано, что психологическими условиями превращения идеала в цель деятельности студентов по формированию профессиональных качеств выступают степень его осознанности, содержательности, действенности и характер связи с другими компонентами системы деятельности по самовоспитанию.

7. Исследование психологических особенностей самовоспитания студентов педвуза свидетельствует о том, что его развитие обусловлено не только уровнем сформированное&tradeосновных компонентов и составляющих их элементов, но и характером внутрисистемных связей, целостностью структуры системы самовоспитания.

8. В ходе исследования установлено, что процесс самовоспитания отличается единством статичного и динамичного. С целыо изучения динамики самовоспитания были выделены три основных параметра: осознанность, организованность и устойчивость. Разработаны показатели по каждому параметру: а) понимание сущности самовоспитаниязнание методов и приёмов самовоспитанияпонимание объективной и субъективной значимости самовоспитанияб) умение анализировать свои поступкиумение планировать собственную деятельностьумение контролировать поведение, ход работы над собойв) регулярность работы над собой.

Установлено, что в зависимости от степени осознанности, организованности и устойчивости самовоспитания обнаруживаются существенные различия в уровнях сформированности педагогической культуры. С целыо изучения и обеспечения эффективности самовоспитания профессиональных качеств были разработаны критерии оценки их сформированности у студентов педвуза.

9. Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о возможности целенаправленного руководства процессом профессионального самовоспитания как неотъемлемой части профессионального воспитания.

Разработанная на основе проведённого исследования и апробированная в ходе опытной работы система педагогических мер по активизации деятельности студентов по самовоспитанию профессионально-значимых качеств свидетельствует о её эффективности.

Проведённое исследование не только подтверждает сформулированную нами гипотезу, решает поставленные задачи, но и вводит в новый круг нерешённых проблем психологии самовоспитания студентов педвуза, разработка которых диктуется потребностями теории и практики высшего педагогического образования.

10. В диссертации показано, что учебный процесс представляет собой систему формирования личности учителя, где реализуется потребность современного общества в подготовке высококультурного специалиста. Анализ содержания полученной экспериментальной продукции показал, что данная задача не может быть решена в полной мере. Это обусловлено некоторыми недостатками учебного процесса в вузе: содержание педагогического образования высших учебных заведений слабо ориентирует будущих учителей на развитие у себя готовности к самовоспитанию, а значит и совершенствования у них педагогической культуры.

11. В исследовании раскрыты компоненты педагогической культуры учителя, показана их взаимосвязь, разработана примерная теоретическая модель культурного специалиста. Установлено, что педагогическая культура не сводится к овладению суммой профессионально значимых качеств личности учителя и его готовности к педагогической деятельности, а представляет собой в настоящее время процесс нравственного противостояния неким стереотипам в нашем обыденном сознании.

Во второй главе исследования, на основании теоретических положений и выводов, полученных в первой главе диссертации, определены критерии и признаки оценки состояния сформированности педагогической культуры будущего учителя. На основе выделенных критериев и признаков была разработана идеальная модель учителя высокой педагогической культуры. Эта модель содержит шесть аспектов, которые, в свою очередь, включают различные компоненты педагогической культуры. Теоретическая и обобщённая модель педагогической культуры базируется на наличии аксиологического, гуманистического, социального, технологического, нравственного и творческого аспектов. Основными компонентами педагогической культуры, на наш взгляд, являются: способность к культурно-обусловленным суждениям, к нравственному самоопределению в культуре, к самовоспитанию и самосовершенствованию .

Разработанная намчи теоретическая концепция позволила внедрить новую методику формирования педагогической культуры у будущих учителей в процессе самовоспитания и помогла внедрить её в учебный процесс педвуза. Анализ и оценка состояния сформированности педагогической культуры учителя позволили выявить как внешние, так и внутренние противоречия. К первым относятся противоречия между задачами, которые ставит современное общество перед учителем и готовностью их успешной реализации в практической педагогической деятельности, ко вторым — противоречие между потребностью будущих учителей в формировании у себя самовоспитывающих качеств и реальным уровнем их готовности к этому процессу, их общекультурной и педагогической подготовленностью.

Наше исследование представляется важным как в теоретическом, так и в практическом плане. Оно расширяет уже имеющиеся знания по вопросам формирования педагогической культуры у студентов педвузов и позволяет вплотную подойти к решению важной педагогической проблемы — создание частной методики по формированию педагогической культуры у будущих учителей.

Разумеется, подход к проблеме формирования педагогической культуры, изложенный в диссертации, не является единственно возможным, ни тем более самым совершенным. Рассмотренные в настоящем исследовании способы формирования педагогической культуры у студентов нуждаются в дальнейшем совершенствовании и обогащении форм и методов обучения. Рассматривая данную диссертацию, как попытку продолжить педагогические исследования в области формирования педагогической культуры у студентов — будущих учителей, автор глубоко убеждён, что в дальнейшем эта проблема найдёт более полное и глубокое разрешение в других психолого-педагогических исследованиях.

Вопросы нуждающиеся в дальнейшем исследовании: 1) дальнейшая научная разработка содержания и структуры педагогической культуры будущего учителя- 2) психологические особенности динамики самовоспитания в зависимости от курса обучения, различий, обусловленных полом и др. С решением этих задач связаны перспективы дальнейших поисков научнопедагогических систем воздействия на студентов с целью развития или активизации их внутренней работы над собой, изучение структурных элементов педагогической культуры, особенностей процесса формирования нового педагогического мышления, а также разработка организационных форм и методов, направленных на выяснение зависимости уровня сформированности педагогической культуры студентов от уровня сформированности педагогической культуры преподавателя вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед.спец.высш.учеб.завед. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. О.А. Единство теории и практики как методологический принцип построения системы общепедагогической подготовки студентов педвузов // Единство теории и практики в преподавании педагогических дисциплин. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. — С.13−16.
  3. О.А. К проблеме педагогических умений // Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей / Под ред. А.И. Пиеку-нова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, / 1972. — 260 с.
  4. М.Н. Гуманизация личности и социальной проблемы образования // Вестник ДГПУ.-Махачкала.: Изд. ДГПУ, 2001. С. 3−20.
  5. О.С. Профессиональное мышление преподавателя (вуза), Вестник высшей школы. 1987. — № 9. — С.40−45.
  6. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. В книге: О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1976, С. 187−274
  7. М.Н. Гуманизация физкультурного образования. В кн. Проблема подготовки студентов к инновационной деятельности. Махачкала, 2001. С.133−136.
  8. Ю.Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. J1, 1974, вып.2, С. 13−15.
  9. А .Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961. — С. 124.
  10. А.И. Человек и мир культуры. М., 1992.
  11. З.Архангельский С. И. Роль и функции дидактической подготовки студентов и формирование социально-активной личности учителя. // Советская педагогика. 1981. № 1. — С. 71−78.
  12. И.В. Мотивационные механизмы формирования и развития специальных (педагогических) способностей. Дисс. канд. псих. наук. Новосибирск, 1995. 130 с.
  13. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов. К вопросу о сущности педагогической культуры // Советская педагогика. 1981. -№ 1. С. 17.
  14. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателей высшей военной школы. М.: ВПА, 1985. С. 173.
  15. В.А. Моральная культура личности. Дис. канд. философ.наук. М., 1980. 179 с.
  16. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. М.: Высшая школа, 1983. — С. 224.
  17. Белоусова Т. Ф, Педпрактика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педагогического вуза. Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1989. — С.217.
  18. Н.А. Психология русской революции //Вестник высшей школы 1990. № 1, с. 73−81.
  19. B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. — С. 64.
  20. B.C. Две культуры. Диалог культур. /Опыт определения // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 34−36.
  21. B.C. Культура: Диалог культур: // Вопросы философии. 1989. № 6. — С.31−32.
  22. А. Творческие основы культуры или ещё раз об «учёном незнании» // Вестник высшей школы. 1990. — № 3. — С. 3−8.
  23. А.А. Личность и общение. Избр. труды. М. Педагогика. 1983. С. 217.
  24. Е.В., Белоусова Т. Ф. Основы педагогической культуры учителя (Программа и рекомендации по спецкурсу). Ростов-на-Дону: РГПИ. 1989.-С. 44.
  25. Е.В., Белоусова Т. Ф. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. Ростов-на-Дону: РГПИ. 1988. С. 28.
  26. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л. Изд-во Л.Г.У. 1970. С. 135. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1973. — Т.13. — С.450.
  27. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. 352 с.
  28. ЗО.Боровкова Е. Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя. Дисс. канд.пед.наук. Челябинск 1996 С. 190.
  29. Н.М. Психолого- педагогические основы развития творческой направленности студентов как социально-психологическая проблема. Дисс. канд.пед.наук. Ставрополь. 1998. С. 120.
  30. Е.В. Введение в педагогическую культуру. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ. 1995. -172 с.
  31. JI.C. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 499.
  32. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. T.I. Вопросы теории и истории психологии. /Под ред. А. Р. Лурия, М. Т. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. — С.488.
  33. Т.Н. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. -64 с.
  34. .З. Учитель: профессиональная духовность. //ПедагогикаЛ 995. № 2. С. 48−52.
  35. Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед.наук. Киев. 1990.
  36. Л.В. Формирование готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности в процессе самостоятельной работы. Дисс. канд.пед.наук. Кривой Рог, 1991 .-С.158.
  37. Д.М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников. М.: Просвещение, 1975. — С. 176.
  38. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов-на-Дону, 1970. — С. 255.
  39. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973. — С. 312.
  40. В. Толковый словарь великорусского языка. 1999
  41. М.А. Марксистская диалектика методологическая основа педагогических исследований. // Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 72−82.
  42. И.В. Становление профессионально-педагогического воображения будущего учителя в процессе педагогической подготовки. Дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1996.-128 с.
  43. Н.А. О значении авторитета в воспитании. В кн.: Избранные педагогические высказывания Н. Г. Чернышевского и Н.Добролюбова. М. -Л.: изд-во АПН РСФСР. 1949. — С.122−141.
  44. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. — С.74−229. .
  45. М.А. Избранные педагогические сочинения. М.: изд-во АПН, 1952 г.-С. 159.
  46. Н.И. Профессионально-педагогическое самовоспитание студентов. -Дисс.. канд.пед.наук. Рязань, 1975. — С. 211.
  47. М.И., Кандыбович Л.А, Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, изд-во БГУ, 1976. — С. 175.
  48. М.И., Кандыбович Л.А, Психология высшей школы. Мн.: изд-во БГУ, 1981.-С. 383.
  49. А.Н. Пути совершенствования коммунистического воспитания студентов: Автореф. канд.философ.наук. Л.: 1980. — С Л 6.
  50. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М. Просвещение 1986−113 с.
  51. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М. Просвещение 1989 189 с.
  52. Ю.И., Громов И.А.Человеческий фактор и культура. Л., 1989.
  53. А. Деидеологизация: возрождение духовности // Вестник высшей школы. 1990. — № 8. — С. 3−7.
  54. Ю.А. Развитие педагогического мышления у студентов средствами межпредметных связей иностранного языка // Пути перестройки высшего педагогического образования: Сб.науч.тр.-Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1988. С. 208.
  55. B.C. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе /на материале дисциплин педагогического цикла/ Автореф. дис. канд. пед.наук. Волгоград. 1991.
  56. B.C. Формирование личности школьника (целостный аспект). -М.: Педагогика. 1984. С. 144.
  57. Ильина Г. А. Актуальные проблемы вузовской педагогики. // Советская педагогика 1972. № 4, — С. 48−60.
  58. И.А. Культура общения. /Опыт филос.-методол.анализа/ Воронеж. 1989.
  59. И. Школа-вуз: тесные контакты. // Народное образование. 1994. № 8 С. 107.
  60. Н.И. Особенности воспитательной работы со студентами в профессиональной деятельности преподавателя педагогического вуза. -Автореферат дис. М.: 1982.
  61. С.В. Самовоспитание в системе воспитательной работы со студентами педвуза: Дисс.. канд.пед.наук. М., 1980.
  62. М.С. Человеческая деятельность /Опыт системного анализа/.М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  63. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя в вузе // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С. 97−100.
  64. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение. 1987.-С. 190.
  65. Н.С. Проблемы исторической психологии культуры. М.: ГБЛ. 1983-Вып. 1 С.25
  66. М.С., Холостова Т. В. Культура философия — искусство (Диалог). -М.:3нание. 1.988. — С.63
  67. И. Критика способности суждения. .Соч. — т.5 — С.464
  68. JI.A. К проблеме сущности противоречия культуры //Философские науки. 1986. -№ 3. -С.37−44
  69. А.И. Формирование личности будущего специалиста в студенческих строительных отрядах. Автореферат дис. -Киев. 1976.
  70. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессиональной творческой самообразовательной деятельности. Дисс. канд.пед.наук. Челябинск, 1995.-160 е.*
  71. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1970. -с.391
  72. В.И. К проблеме мотивов. -Психологический журнал, 1981, т.2. № 1, с.29−44
  73. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки. Психологический журнал, т. З, 1982, № 6, С. 35−44.
  74. М.М. Особенности организации самовоспитания учащихся старшего школьного возраста: Автореф.. канд.пед.наук. М., 1974. -С. 18.
  75. М.М., Соловьёва А. Е. Управление процессом нравственного самовоспитания студентов. В кн.: Управление процессом нравственного воспитания. / Отв.ред. Л. И. Рувинский. М.: Изд-во МГУ, 1979, С. 91−109.
  76. Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз. 1965.-c.600
  77. А.В. Труд и талант учителя. -М.: Просвещение, 1985. -с.207
  78. А.В. В центре внимания личность будущего учителя //Народное образование. -1987.-№ 1. -с.37−40
  79. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — С. 367.
  80. Н.А. Психолого-педагогические особенности процесса самовоспитания у студентов. В кн.: Вопросы педагогики и психологии высшей школы. — Томск, 1980, С. 104−110.
  81. Конникова ТО ЕСТЬ О нравственном образце и особенностях его усвоения в школьном возрасте. В кн.: Проблема управления процессом формирования личности. — М.: 1972, С. 57−69.
  82. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980.-С. 256.
  83. В.И. Сущность самовоспитания и его организация в школе и семье. Киров: Изд-во Кировского ГПИ, 1975.
  84. Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя: — Межвуз. сб. науч. тр. Вологда: ВГПИ. 1989. — С. 132.
  85. М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения им коммуникативных задач. Дисс. канд.пед.наук. Волгоград 1994.-130 с.
  86. .И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы.-М.: 1989.-С. 158.
  87. Е.Н. Воспитание художественного вкуса будущего учителя Киев. гос. пед. ин-т Горького Киев. 1989.
  88. И.Ф. Формирование у будущих учителей культуры педагогического общения с учащимися. Дис. канд.пед. наук. М.:1984. -С. 183.
  89. К проблемам педагогической культуры преподавателей вузов: Методические рекомендации. Краснодар: КГУ. 1985. — С. 148.
  90. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М.: Высшая школа. 1990. — С. 142.
  91. О.Г. Нравственное формирование личности студентов педагогического вуза в процессе общественно-педагогической работы. Дис. канд. пед. наук. М.: 1986. — С. 198.
  92. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста средствами эстетического воспитания в вузе // Вестник Московского университета. 1987. — № 1. — С. 56−62.
  93. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы. М.: Просвещение. — 317 с.
  94. Н.К. Актуальные проблемы теории культуры // Философские науки. 1986. — № 5. — С. 25−35.
  95. Н.К. Раздумья о будущем. М.: 1986. — С. 37.
  96. Н.А. Формирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя. Дисс. канд.пед.наук. Нижний Новгород, 1994.-200 с.
  97. В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя. Дисс. канд.пед.наук. Кострома, 1995.-148 с.
  98. М.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом. -Пед.соч. Т.З.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957−1963, С.639−641.
  99. В.А. Возрастные психологические особенности подростков. Советская педагогика, 1970, № 1, С. 87−99.
  100. В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971. С. 60.
  101. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — С. 255.
  102. В.А., Недбаева С. В. Профессионально-необходимые качества личности учителя /педагогические способности и их формирование. В кн.: Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей.
  103. М.В. Полн.собр.соч. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1965. Т.9. — С. 461, 515.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975. — С. 186.
  105. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение. 1982. — С. 145.
  106. А.Л. Педагогическое общение. М., 1979. — С. 8.
  107. И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория жизни. // Советская педагогика. — 1985. — № 3. — С. 5257.
  108. Либин-Ливан В. А. Теория и практика дистанционного образования. Дисс. канд.пед.наук. -Москва, 1998.-208 с.
  109. М.В. Формирование мировоззренческой культуры студенческой молодёжи в условиях обновления общества. Дис. канд. пед.наук. — М., 1987. — С. 180.
  110. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. -2е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение. 1985.-С. 158.
  111. А.Н. Формирование социальной активности студентов. -Грозный: Кн. изд-во, 1982. С. 113.
  112. А.Н. Проблема развития психики. Изд. 3. М.: Изд-во МГУ, 1972.-С. 576.
  113. А.Н., Джафаров Э. Н. К вопросу о моделировании и математизации в психологии. Вопросы психологии, 1973, № 3, С. 3−14.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-С. 304.
  115. А.Н. Анализ деятельности. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1983, № 2, С. 5−17.
  116. В.Г. О формировании профессионально-педагогического интереса. // Советская педагогика., 1975. № 12 С. 7581
  117. М.К. Осмелиться быть.: Философские проблемы культуры: Беседа с доктором философских наук М. К. Мамардашвили /Записали К. Андреев, Ю. Сенокосов // Наше наследие. 1988. № 3. С. 22−27.
  118. М.К. Актуальные проблемы методологии культуры: (по материалам работы теоретического семинара СевероКавказского научного центра высшей школы) // Общие проблемы культуры и культурного строительства. Вып. 4 — 1980. — С. 13.
  119. М.К. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982. — С. 38−58.
  120. С.П. Основы культурологии. 2-е изд. исп. и доп. -М.:Изд-во Российского открытого университета. 1995. — С. 208.
  121. Э.А. Вопросы системного исследования общества. -М.: Знание. 1982. С. 38.
  122. Э.А. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. М.: Наука. 1973. — С. 180.
  123. А.С. Мои педагогические воззрения. Соч., т.5. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С. 277−307.
  124. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — С. 96.
  125. Е.К. Некоторые психологические вопросы воспитания студентов. М.: Высш. школа, 1974. — С, 157.
  126. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. — С. 173.
  127. Методология и методика исследования проблем самовоспитания. /Под ред. А. И. Кочётова и др/. Рязань, 1978. — С. 144.
  128. В.М. О понятии «культура». М., 1982. — С. 270.
  129. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. — С. 176.
  130. Г. П. Формирование профессионально-ценностных ориентации будущих педагогов. Дисс. канд.пед.наук. Калуга 1996.-170 с.
  131. И.Ф. Субъект, субъективность, культура // Философские науки. 1987. — № 6. — С. 34.
  132. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Дисс. канд.пед.наук. М. 1992.-320 с.
  133. Ю.А. Культурологизм в современной западной философии //Философские науки//. 1988. — № 1. — С. 75−76.
  134. Н.Б. Формирование опыта сотрудничества в процессе познавательной деятельности студентов. Дисс. канд.пед.наук. М. 1992.-118с.
  135. Р. «Талантьт» като проблем на теориято за наукато // Проблемы на научния талант. Варшава, 1979. — С. 96- 107.
  136. B.C. Подготовка учащихся средней общеобразовательной школы к сознательному выбору педагогических профессий. Ав-тореф. канд.пед.наук, М., 1974. — С. 26.
  137. B.C., Счастная Т. Н. Проблема активности личности в советской психологии. В кн.: Формирование социально-активной личности в условиях развитого социализма. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983, С. 66−78.
  138. В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий. В сб.: Проблемы психологии. — Л.: ЛГУ, 1948, С. 179 186.
  139. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — С. 426.
  140. В.Н. Основные проблемы современного состояния по психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР, Т.Н. — М., 1960, — С. 31 -44.
  141. В.Н. Личность и отношения человека. Л.: ЛГУ, 1946. С. 106−107.
  142. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат Под рук. Ю. Н. Кулюткииа, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. С. 104.
  143. Наука и искусство в системе культуры. М.: 1988. — С. 16.
  144. К.Н. Профессионально-педагогическая направленность личности студента и средства и ее формирования. Дисс. канд.пед.наук. Челябинск 1997.-196 с.
  145. Й.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 41−46.
  146. Н.Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству в вузе // Советская педагогика. 1987. № 6.-С. 105−108.
  147. Л.А. К вопросу о понятии педагогическая культура // В помощь начинающему.учителю. Методические рекомендации. Дау-гавпилс. 1990.
  148. Г. Н. Основные направления в исследовании комплексного подхода и преемственности в формировании культуры буду щегоучител я. Вологда. — 1989. — С. 16.
  149. Г. Н. Формирование духовной культуры личности учителя // Комплексность и преемлемость в формировании будущего учителя. Вологда. — 1989. — С. 70−75.
  150. Н.И. Вопросы жизни. Из журн. Мин. нар. прос., 1956, № 9, С. 1−42.
  151. Н.И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе. Дисс. канд.пед.наук. JI. 1999.-200 с.
  152. К.К. Понятие «структура» в учении о личности. В кн.: Проблемы личности: Материалы симпозиума. — М., 1970, С. 51−62.
  153. К.К. Структурное понимание саморегулирования процесса формирования личности. В кн.: Проблемы управления процессом воспитания / Материалы симпозиума/. — М., 1971, С. 111 165. Платонов К. К. О системе психологии. — М.: Мысль, 1972. — С. 216.
  154. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. С. 175.
  155. К.к. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-С. 310.
  156. Л.Ф., Бондаревская Е. В. Поиски научного подхода к организации воспитательного процесса в школе // Советская педагогика. 1975.-№ 9.-с. 49−56.
  157. Л.И. Формирование общественной активности иностранных учащихся средствами культурно-просветительской работы. Дисс. канд.пед.наук. Л. 1979. 230 с.
  158. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. -М. Педагогика, 1983, -с.448
  159. Психология труда и личности учителя. / Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. С. 134.
  160. О.Н. Особенности самоорганизации якутских студентов в учебной деятельности. Дисс. канд.пед.наук. Якутск. 1995.-158 с.
  161. С.П. Становление готовности будущих учителей к педагогическому управлению. Дисс. канд.пед.наук. Хабаровск 1998.-230 с.
  162. П.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1958.-С. 314 '
  163. С.И. Обучение диалогическому межличностному общению студентов иностранцев на подготовительном факультете. Дисс. канд.пед.наук. Москва 1987.-169 с.
  164. С.Л. Основы психологии. М., 1935. — С. 496.
  165. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз. 1946. С. 704.
  166. С.Л. Бытиё и сознание. М.: Изд-во АП СССР, 1957. С. 328.
  167. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — С. 354.
  168. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика,-С. 416.
  169. Л.И. Теория самовоспитания. М: Изд-во МГУ
  170. Л.И. Самовоспитание школьников. М.: Педагогика, 1976.-С. 160.
  171. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 184.
  172. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — С. 127.
  173. JI.И., Соловьёва А. Е. Психология самовоспитания: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982.- С. 143.
  174. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. -С. 140.
  175. И.Л. Формирование организаторских и коммуникативных умений будущего учителя. Дисс. канд.пед.наук. Махачкала 1998.129 с.
  176. О.Н. Дидактические приемы стимулирования профессиональной активности студентов педвуза. Дисс. канд.пед.наук. М. 1991.-165 с.
  177. В.А. Учитель и время //Советская педагогика. 1990. -№ 9. — с. 4
  178. В.А. О подготовке студентов к творческому решению воспитательных задач // Совершенствование подготовки студентов педвуза к воспитательной работе. М: МГПИ им. В. И. Ленина. — 1980. -С. 144.
  179. В.А., Тамарин В. Э., Яковлев Д. С. Теоретико-методологические проблемы формирования сознания активной личности учителя // Формирование социально-активной личности учителя. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1983. С. 163.
  180. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение. -1976. С. 160.
  181. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 82−87.
  182. В.А. Целевая исследовательская программа «Учитель»: поиск, находки, потери // Теория и практика высшего педагогического образования. М., 1992. С. 24.
  183. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Изд. Лен. ун-та. — 1977. — С. 136.
  184. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя. Дисс. докт.пед.наук. М., 1980. — С. 585.
  185. В.А. Разговор с молодым директором школы. -М.: Просвещение. 1973. С. 55.
  186. В.А. Сто советов учителю // Избранные произведения в 5-ти томах. Киев.: Радянська школа. 1979. — Т.2. — С. 449−454.
  187. В.К., Воробьёв Н. Е. Высшее педагогическое образование в системе воспроизводства культуры: Исследовательская программа. Луганск. 1990. — С. 44.
  188. В.А. Методика воспитания коллектива // Избранные произведения в 5-ти томах. Киев.: Радянська школа. 1979. — T.I. С. 427−668.
  189. Словарь по этике. / Под ред. О. Г. Дробницкого и И. С. Кона. М.: Политиздат, 1970. — С. 398.
  190. Н.Н. Обретение педагогического мастерства // Советская педагогика. 1990. — № 11. — С. 73−77.
  191. И.К. Педагогическое мастерство и его значение для совершенствования коммуникационного воспитания // Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. Киев.: Виша школа. 1987.-С. 10.
  192. С.Ю. Формирование у студентов педагогических вузов готовности к разрешению педагогических ситуаций. Дисс. канд.пед.наук. Москва 1995. 208 с.
  193. Терёхина J1.A. Теоретические основы формирования педагогической культуры // Философия. История. Культура. Курск. Кн. изд-во. 1995 -С. 395.
  194. JI.A. Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры преподавателя. Курск. КГПУ. 1995. С. 98−100.
  195. .М. Об объективном методе в психологии. Советская педагогика, 1952, № 7, С. 66−86.
  196. Тицкая J1.P. Управленческий компонент профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования. Дисс. канд.пед.наук. Москва 1995.-208 с.
  197. O.K. Психология мышления. М.: Наука, 1984. — С. 231.
  198. JI.H. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. -С. 257.
  199. М.Н. Педагогические условия профессионального самоопределения творческой личности. Дисс. канд.пед.наук. Сумли, 1998.-181 с.
  200. Е.Н. Стиль научного мышления как культурологическая проблема // Наука и культура. М., 1984. — № 1. — С. 13.
  201. К.Д. Собрание сочинений. Т.2. M-JL, Изд-во АПН РСФСР, 1948.-С. 78−79.
  202. И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя. Дисс. канд.пед.наук. Москва 1991.190 с.
  203. Философская энциклопедия М., 1963. Т.З. С. 259.
  204. Философский словарь. М., 1972. — С.252.
  205. Формирование профессионально-педагогического мастерства учителя: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общего образования взрослых. М.: АПН СССР, 1989. — С. 84.
  206. Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси. 1984.
  207. Т. Культура моего народа, Народное образование. № 8, 1994. — С. 53−54.
  208. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука,-С. 143.
  209. В.В. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. М.: Педагогика. 1981
  210. B.C. Педагогика творчества учителя. М.: Знание, 1988. С. 80.
  211. Е.М. Дидактические условия формирования профессионального мышления студентов педагогического вуза с учетом специфики факультета. Дисс. канд.пед.наук. Казань, 1995.-130 с.
  212. Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Автореф. канд.пед.наук. М., 1982. 16 с.
  213. О.В. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя. Дисс. канд.пед.наук. Сургут, 1997.- 220 с.
Заполнить форму текущей работой