Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические условия психологической реабилитации раненых военнослужащих в медицинских учреждениях МО РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая группа условий вытекает из постоянного учета отношения социальной среды, прежде всего, госпитальной палаты, к участникам боевых действий и социально-психологических особенностей группы раненых (условия дестабилизирующие процесс психологической реабилитации — это отрицательное отношение общества к войне, участникам боевых действийоторванность от друзей и однополчанневозможность родителям… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к проблеме психологической реабилитации
    • 1. 2. Психологические особенности личности раненых участников боевых действий
    • 1. 3. Модель проведения психологической реабилитации с участниками боевых действий на госпитальном этапе
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РАНЕНЫХ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
    • 2. 1. Методический замысел исследования социально-психологических условий психологической реабилитации раненых участников боевых действий
    • 2. 2. Структура и содержание социально-психологических условий психологической реабилитации раненых участников боевых действий
    • 2. 3. Деятельность психолога в госпитальной палате, как социально-психологическое условие психологической реабилитации раненых военнослужащих
  • Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, КАК ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА РАНЕНЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
    • 3. 1. Оптимизация изучения раненых методами социально-психологической диагностики
    • 3. 2. Социально-психологические условия, как основа проведения комплекса мероприятий по психологической реабилитации

Социально-психологические условия психологической реабилитации раненых военнослужащих в медицинских учреждениях МО РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Совершенствование психологического обеспечения войск в войнах и вооруженных конфликтах относится в настоящее время к одному из приоритетных направлений реформирования Вооруженных Сил России.

В то же время, актуальность исследования социально-психологических условий реабилитации психических расстройств и их эффективной коррекции на госпитальном этапе обусловлена тем обстоятельством, что именно в период переживания военнослужащими их боевых травм, несмотря на улучшение соматического состояния в результате лечения на предыдущих этапах, у раненных участников боевых действий часто выявляются: повышенная уязвимость к дополнительным психогенным воздействиям, тенденция к трансформации легких психических нарушений в тяжелые формы и др.

Отдельную проблему представляет применение уровневого подхода к оценке состояния психического здоровья военнослужащих, пострадавших в боевых действиях, в целях как ранней диагностики начальных проявлений психических нарушений, их классификации, включение в дифференцированные программы медико-психологической и психологической реабилитации комбатантов целенаправленного, так и ныне пока лишь стихийно реализуемого потенциала методов социальной психологии. Кроме того, следует более эффективно использовать имеющиеся резервы психологической службы Вооруженных Сил России.

Среди основных задач обеспечения психологического и профессионального здоровья военнослужащих важное место занимает психологическая реабилитация участников современных боевых действий, которая относительно недавно стала разрабатываться в психологической науке. К наиболее заметным исследованиям по реабилитации участников боевых действий относятся научные труды М. И. Дьяченко (1969), М. П. Коробейникова (1970), А. В. Ответчикова (1980), Л. Ф. Железняка (1986), Н. Ф. Феденко (1986), В.В.

Знакова (1989), B.B. Сысоева (1989), М. П. Корчемного (1990), C.B. Захарика (1993), В. Е. Попова (1992), P.A. Абдурахманова (1994) и др.

В них получили развитие новые концептуальные подходы к организации психологической реабилитации на различных ее этапах, для отдельных категорий военных специалистов. Однако, социально-психологические аспекты содержания и особенности реализации комплексных программ психологической реабилитации на госпитальном этапе, ориентированные на отдельные категории раненых и больных, на специфику проявлений психических расстройств у участников боевых действий до настоящего времени разработаны недостаточно.

Объектом исследования является психологическая реабилитация участников боевых действий, получивших ранения.

Предмет исследования — социально-психологические условия психологической реабилитации раненных участников боевых действий на госпитальном этапе.

Цель исследования — на основе теоретического анализа обосновать сущность психологической реабилитации раненых военнослужащих участников боевых действий в медицинских учреждениях Министерства Обороны Российской Федерации, экспериментально выявить и апробировать основные социально-психологические условия, влияющие на ее эффективность.

Задачи исследования:

1. На основе анализа теоретико-методологических подходов к проблеме психологической реабилитации, уточнить сущность понятия психологической реабилитации раненых участников боевых действий и построить теоретическую модель ее проведения в медицинских учреждениях;

2. Опытно-экспериментальным путем выявить социально-психологичес-кие условия, влияющие на эффективность психологической реабилитации на госпитальном этапе;

3. Апробировать комплекс мероприятий психологической реабилитации, разработанный с учетом выявленных социально-психологических уеловий, оптимизирующих психореабилитационный процесс в медицинских учреждениях.

Гипотезы исследования:

1. Если в процессе психореабилитационной работы учитывать тип комбатантных акцентуаций личности раненого, социально-психологический климат в палате, особенности социально-психологического воздействия социума, специалистов психологов и медицинского персонала, то у раненых произойдет сдвиг от внутренней картины болезни к внутренней картине здоровья, улучшатся показатели социально-психологической адаптации, снизится риск агрессивного, насильственного и суицидального поведения, частота и степень выраженности психопатологических проявлений в постгоспитальном периоде, сократится длительность периода нахождения в госпитале, уменьшится увольнение раненых участников боевых действий из силовых структур по причине психических расстройств.

2. Выделение в процессе осуществления психологической реабилитации «комбатантной агрессивной», «комбатантной тревожной» и «комбатант-ной лабильной» типов акцентуации личности военнослужащего, исследование их самосознания в сочетании с проективными методиками определения взаимоотношений в группе, способствуют оптимизации процедуры диагностики и оказания психологической помощи раненым военнослужащим.

3. Эффективность и оптимизация психореабилитационного процесса обеспечивается всесторонним учетом выявленных социально психологических условий протекания психологической реабилитации в медицинских учреждениях.

Теоретико-методологическукг основу исследования составили основные положения отечественной психологии о личности, факторах её развития, принципах изучения и коррекции, оказания психологической помощи А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, а также положения зарубежных психологов: 3. Фрейда, В. Франкла, К. Роджерса, Дж. Келли, Г. Сал-ливана, поведенческой теории психотерапии, принципы психологической реабилитации Б. Колодзина, На формирование концепции исследования определяющее влияние оказали идеи отечественных ученых-психологов Б. Г. Ананьева, J1.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, A.B. Петровского в области развития высших психических функций личности, системы отношений человека к внешнему миру, к самому себе, своей болезни. Особое место в формировании теоретико-методологических основ занимают подходы к психологической реабилитации военных психологов P.A. Абдурахманова, П. А. Корчемного, А. Г. Караяни, В. Е. Попова, В. В, Сысоева, С. И. Съедина, И. В. Соловьева и др.

Методика и эмпирическая база исследования.

При исследовании поставленной проблемы использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анализ документальных источников, глубинное интервьюирование раненых, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты. Применялись психодиагностические методики: индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчикаметод цветовых выборовтехника репертуарных решеток Дж. Келлиметодика динамики самоотношения (МДС) в адаптации А. В. Булгакова, системно-ситуативный анализ деятельности.

Эмпирическую основу исследования составила выборка из 409 раненых участников боевых действий. Из них непосредственно в Главном военно-клиническом госпитале им. Н. Н. Бурденко были обследованы 312 военнослужащих (73 офицера, 31 прапорщика и контрактников, 208 военнослужащих срочной службы) и 97 военнослужащих (82 офицера, 10 прапорщиков, 5 рядовых) ретроспективно, по окончании лечения в госпитале, что отвечает требованию репрезентативности для генеральной совокупности.

Обработка результатов проводилась на ПЭВМ методами математической статистики, включающими корреляционный, кластерный и факторный виды анализа, реализованными в прикладных программах обработки статистических материалов Statistic-5 и SPSS-10.

Надежность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, многоаспектным анализом научных публикаций по проблематике исследования, разнообразием применяемых исследовательских методик, их взаимным сочетанием и дополнением, применением процедур качественного и количественного анализа, использованием методов математической обработки и анализа данных, репрезентативной выборкой испытуемых.

Методический замысел исследования реализован последовательно по следующим этапам:

Первый этап (январь 1995 г. — декабрь 1998 г.) состоял в определении целей, задач, программы и методики исследования. В проведении пилотажного исследования, возможностей вариантов методик изучения социально-психологических условий реабилитации раненных участников боевых действий на госпитальном этапе, а также в осуществлении констатирующего эксперимента в реальных условиях госпиталя (выборка в 205 участников боевых действий). В результате чего были выявлены социально-психологические условия реабилитации, сформулированы основные положения исследования, раскрывающие понимание содержания и взаимосвязей этих условий.

Второй этап (декабрь 1998 г. — август 2001 г.) характеризуется проведением формирующего эксперимента по апробации реабилитационных программ раненных военнослужащих в условиях госпиталя (выборка в 204 участника боевых действий).

Третий этап (сентябрь 2001 г. — апрель 2004 г.): проведён анализ полученных результатов исследования, сформулированы теоретические выводы, практические рекомендации.

Новизна исследования заключается в следующем: 1. Обосновано понятие «психологическая реабилитация раненых военнослужащих на госпитальном этапе», как комплекса мероприятий целенаправленного психологического воздействия, проводимых психологами в условиях госпитальной палаты на фоне активного медицинского лечения, в целях восстановления психического здоровья раненых военнослужащих.

2. Создана модель проведения психологической реабилитации представляющая собой замкнутую систему взаимодействия личности раненого, социальной среды, профессиональной деятельности психологов и врачей, в целях осуществления психологического воздействия направленного на выздоровление раненых.

3. На основе факторного анализа выявлены основные группы социаль-но-пшхологических условий психологической реабилитации на госпитальном этапе: ведущая тенденция личности раненого, ее когнитивный, аффективный и поведенческий компонентывнутренняя картина болезниличностный адаптационный потенциалотношения раненого военнослужащего с ближним социальным окружением, в первичной группе — палате, с семьей, друзьями, однополчанами, медицинским персоналом, обществом в целомвлияние мероприятий профессиональной деятельности психологов при взаимодействии с ранеными военнослужащими, их родственниками, медиками, ближайшим окружением.

4. Установлены различия в динамике психореабилитационного процесса у военнослужащих, имеющих комбатантные агрессивные, комбатантные I лабильные и комбатантные тревожные акцентуации. На этой основе предложен подход к оказанию психологической помощи в госпиталях, основанный на работе с каждым военнослужащим группы психологов, гетерогенной по возрастному и тендерному составу, с использованием комплиментарных технологий в диагностике и практике психотерапевтической деятельности.

5. Выявлены особенности оказания психологической помощи, определяющие специфику протекания реабилитационного процесса на госпитальном этапе: осуществление психологического воздействия на фоне активного медикаментозного леченияодновременное пребывание в палате военнослужащих с ранениями различной степени тяжестиограниченный выбор способов психологической помощи, по причине замкнутого пространства больничной палаты и работы с лежачими больнымиотсутствие клиентского запросаневозможность конфиденциального общенияналичие у раненого обостренного переживания своего нынешнего состояния и тревожного ожидания будущегомонологический характер работысочетание методов групповой и индивидуальной работынеобходимость постоянного поддержания в больничной палате помогающих «терапевтических» отношенийограниченность взаимодействия психолога с раненым временем пребывания военнослужащего в госпитале.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая реабилитация раненых участников боевых действий в госпиталях — это комплекс мероприятий по организации взаимодействия раненых военнослужащих с их ближайшим социальным окружением и медицинскими работниками, направленных на создание социально-психологических условий, способствующих восстановлению психического здоровья у дисгармоничной личности потерпевшего и реадаптации его к жизнедеятельности.

Модель психологической реабилитации раненых военнослужащих на госпитальном этапе представляет собой замкнутую систему взаимодействия личности раненого, социальной среды, профессиональной деятельности психологов и врачей в интересах создания благоприятных социально-психологических условий и оптимизации психореабилитационного процесса.

2. Социально-психологические условия, оказывающие влияние на процесс психологической реабилитации участников боевых действий в медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации представляют собой: социально-психологические особенности личности раненого участника боевых действий, проявляющиеся в социально-психологических аспектах её ведущей тенденции, реализующейся во внутренней картине болезни, интегральным показателем которой является уровень адаптационного потенциалаотношения с обществом и ближним окружением проявляющиеся через отношение общества к участникам боевых действий, к войне, во взаимодействии с медицинским персоналом, в оторванности от родственников, от друзей и однополчан, отсутствии личностного пространства, эффекте «одиночества в толпе», вынужденном превышении «порога одиночества», наличии в госпитале групп отрицательной направленностисоциально-психологическое воздействие профессиональной деятельности психологов, обусловленное особенностями применения совокупности методов психологической помощи и влиянием личности психолога.

3. Среди раненных военнослужащих выделяются следующие типы комбатантных акцентуаций личности: «комбатантный агрессивный», «ком-батантный тревожный» и «комбатантный лабильный», что способствует совершенствованию процесса диагностики и оказания психологической помощи гетерогенной по возрастному и тендерному составу группой специально подготовленных психологов.

4. Типичными проблемами у раненых военнослужащих в госпиталях являются: поиск смысла боевой деятельности военнослужащих и гибели их товарищейосознание настоящего, адаптация к новым условиям жизни в больничной палате, с замкнутым кругом общения, беспомощностью и ограничением движенийоторванность от дома, родных и близких друзейпреодоление духовного кризиса, потеря смысла жизни, фрустрацияобретение нового смысла жизни с ограниченными физическими возможностямиотношения с родственниками, проблемы перенесения и снятия боли, нормализации сна, подготовки к операциямассимиляция психотравмирующего опыта связанного с различными страхами: за свою жизнь, перед будущим, постоянно возобновляющейся боли при перевязках и операциях, ампутации и инвалидизации, кошмарными снами.

Практическая значимость исследования:

1. Мероприятия по психологической реабилитации раненых участников боевых действий и разработанный в исследовании диагностический комплекс, могут быть предложены для разработки и реализации государственной программы реабилитации лиц, пострадавших при исполнении обязанностей воинской службы.

2. Теоретическая база и эмпирические материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке психологов для Вооруженных Сил России, на факультетах вузов Министерства образования РФ, готовящих специалистов по проведению психореабилитационной работы.

3. Обоснованные в диссертации социально-психологические условия позволяют оптимизировать процедуру диагностики психического состояния раненых и повысить эффективность деятельности военных психологов в медицинских учреждениях.

Апробация результатов проводилась в ГВКГ им. Н. Н. Бурденко в рамках деятельности нештатной группы психологов Военного университета, а также на плановых занятиях со слушателями и курсантами Военного университета. Основные положения исследования реализованы на научно-практических конференциях «Психология и война» (Москва, 2001), «Психологические проблемы профилактики экстремизма в российском обществе» (Пенза, 2002), «Психология семьи профессионального военнослужащего» (Москва, ВУ, 2003), на III Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003).

Основные выводы работы докладывались на заседании кафедры психологии Военного университета. Результаты исследования использованы в ходе подготовки специального курса «Психологическая реабилитация военнослужащих» в Военном университете и изложены автором в публикациях общим объемом 2.2 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы:

1. Решена третья задача исследования: разработан и апробирован комплекс психореабилитационных программ для участников боевых действий, получивших ранения и находящихся на излечении в медицинских учреждениях МО РФ.

2. Доказано, что использование в процессе оказания социально-психологической помощи типологии комбатантных акцентуаций в сочетании с проективной методикой определения взаимоотношений в группе МЦО и методикой исследования самосознания (ТРР) оптимизирует как процедуру диагностики, проводимую психологами, так и в целом повышает результативность реабилитации раненных на госпитальном этапе.

3. В психотерапевтической деятельности группы психологов наименее затратным по времени, действенным по результату и имеющим долговременные цели является сочетание техник НЛП и экзистенционального анализа (логотерапии).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Теоретические и эмпирические результаты, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что психологическая реабилитация раненых участников боевых действий в госпиталях — это область профессиональной деятельности психологов, включающая комплекс мероприятий по организации, взаимодействия раненых военнослужащих с их ближайшим социальным окружением и медицинскими работниками, направленных на создание социально-психологических условий, способствующих восстановлению психического здоровья у дисгармоничной личности потерпевшего и реадаптации его к жизнедеятельности.

Результаты проведенного анализа отечественной и зарубежной психологической литературы, личные наблюдения, выявленные психологические особенности раненых участников боевых действий, позволили сформировать теоретически обоснованную модель психологической реабилитации участников боевых действий в медицинских учреждениях, которая представляет замкнутую систему взаимодействия личности раненого, социальной среды, профессиональной деятельности психологов и врачей в интересах создания благоприятных социально-психологических условий и оптимизации психореабилитационного процесса.

Выявлены следующие проявления состояния раненых военнослужащих, которые необходимо расценивать в качестве симптоматических и требующих оперативного психореабилитационного вмешательства: состояние пессимизмаощущение ненужности для обществанежелание говорить о войнеощущение того, что именно там, на войне участник боевых действий был в центре эпохальных событий, а то, что происходит в повседневной жизни — серо и скучноощущение неспособности влиять на ход событийпроявление затруднений в реализации умений быть открытым неспособность быть открытым в общении с другими людьмитревожностьпотребность иметь при себе оружиенеприятие ветеранов других войннегативное отношение к представителям властижелание сорвать на ком-либо злость за то, что был послан на войнучувство вины. Основными социально-психологическими особенностями проявления психики раненых участников боевых действий являются: снижение восприимчивости критикиотсутствие способности реально оценивать себя и свои достоинства во времени и пространственеадекватность реакции на недооценку своих заслуг социумом, повышенная раздражительностьнереальная оценка действительноститрудности в установлении контактов.

2. Психологической реабилитации участников боевых действий, получивших ранения и находящихся на излечении в медицинских учреждениях МО РФ, способствуют три группы социально-психологических условий.

Первая группа обусловлена — социально-психологическими особенностями личности раненого участника боевых действий. Ее основное содержание составляют: социально-психологические аспекты ведущей тенденции личности раненого военнослужащего, реализующиеся во внутренней картине болезни, интегральным показателем которых является уровень адаптационного потенциалаведущие типы акцентуаций комбатантов по тревожным, лабильным и агрессивным радикалам, а также предпочтительный вариант копинг-стратегий — уход от решения проблемпостоянное наличие тревожащих мыслей, сомнений в будущемфрустрирующее признание бессмысленности своей жертвы.

Вторая группа условий вытекает из постоянного учета отношения социальной среды, прежде всего, госпитальной палаты, к участникам боевых действий и социально-психологических особенностей группы раненых (условия дестабилизирующие процесс психологической реабилитации — это отрицательное отношение общества к войне, участникам боевых действийоторванность от друзей и однополчанневозможность родителям посещать раненыхприсутствие в госпитале групп отрицательной направленности, отсутствие личностного пространства в госпитальной палате, особенностей социально-психологической структуры группы раненых в палате связанных с наличием эффекта «одиночества в толпе», вынужденного превышения «порога одиночества», крайние формы принятия/отрицания роли больного) — факторов, способствующих процессу психологической реабилитаций положительное отношение раненых участников боевых действий к медицинскому персоналу и к деятельности группы психологов, создание возможностей побыть одному, общение с родственниками, друзьями, однополчанами, ветеранами других войн, представителями общественности.

Третья группа условий охватывает учет особенностей социально-психологического воздействия медицинского персонала и психологов, основное содержание которых составляют: положительное отношение раненых участников боевых действий к медицинскому персоналу, полное доверие, нежелание замечать любых конфликтных ситуаций в их коллективе, двойственное влияние молодых медицинских сестер (тонизирующее и актуализирующее сексуальные трудности) — постоянное влияние личности психолога и комплиментарных взаимодействий психологов и врачей на психологический реабилитационный процесс.

3. Обосновано выделение «комбатантного» типа акцентуации личности по агрессивному, тревожному и лабильному радикалам. Комбатантные акцентуации формируются путем надстройки на акцентуации довоенного периода новых черт характера, появляющихся в результате специфического воздействия боевого стресса, ранения и внутри личностного конфликта между социально-нравственной позицией, возникшей в условиях боевых действий, и неприятием ее обществом в мирное время. Спектр проявлений комба-тантных акцентуаций ограничивается тремя типами: тревожным, агрессивным и лабильным. При этом характерологическая структура личности меняется, а тип реагирования остается прежним. Приобретенные в боевых условиях новые характерологические черты личности раненого, как правило, затрудняют реабилитацию в госпитальных условиях.

4. Доказано, что использование в процессе оказания социально-психологической помощи типологии комбатантных акцентуаций в сочетании с проективной методикой определения взаимоотношений в группе ЦТО и методикой исследования самосознания (ТРР) оптимизирует как процедуру диагностики, проводимую психологами, так и в целом повышает результативность реабилитации раненых на госпитальном этапе.

5. Выявлено, что в психотерапевтической деятельности психологов наименее затратным по времени, действенным по результату и имеющим обнадеживающее значение результатов, является сочетание техник НЛП и эк-зистенционального-аналитического подхода (логотерапии). Их действенная реализация осуществляется тогда, когда психотерапевтическая работа с ранеными проводиться группой психологов, взаимно дополняющими друг друга. Важно чтобы психологическое сопровождение осуществлялось от момента ранения и до полного восстановления военнослужащего, чтобы состав группы-поддержки был гетерогенным по возрасту и тендерным по составу (женщина воспринимается как мать), что способствует более полному раскрытию комбатантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Абашкина Е. Б. Современные концепции личности в американской гуманистической психологии: Личность. Общение. Групповые процессы: Сборник обзоров/АН СССР. ИНИОН. М.: 1991.- С.10−35.
  2. P.A. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1994. 223С.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни М.:-НаукаД989.-248 С.
  4. Е.С., Авербух И. Е. Краткое руководство по психиатрии. Л.: Медицина, 1973.-200 С.
  5. Я. Стресс: его военные следствия психологические аспекты проблемы./В кн.: Эмоциональный стресс.-Л.: Медицина, 1970.-С.248−254.
  6. Г. А., Лобастов О. С., Спивак Л. И. Некоторые вопросы организации психоневрологической помощи во время Великой Отечественной войны // Военно-мед. журнал. 1985. — № 11. — С.18−21.
  7. Ю.А. Пограничные психологические расстройства (руководство для врачей). М., 1993.- С.378−381.
  8. Ю.А. Социальные факторы и пограничные психические расстройства // Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, А. И. Воложина. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
  9. H.A. Особенности в течении патологических процессов военного времени и некоторые выводы для терапии в эвакогоспиталях / Сборник трудов эвакогоспиталя № 2943.-М.: Медгиз, 1947. С.168−180.
  10. Анцупов А. Я, Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -591 С.
  11. А.Я., Помогайбин В. Н., Пошивалкин O.A. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций XX век. — М.: СГИ., 2000. — 527 С.
  12. В.И., Баронов В. А., Лобастов О. С. Психоневрологическая помощь в условиях современной войны. Л.: BMA, 1968.-104 С.
  13. Л., Кент Г. Профессиональная реабилитация//Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. Т. 2.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.- С.350−352.
  14. A.B., Момот В. А. Особенности медико-психологической реабилитации на госпитальном этапе военнослужащих участников боевых действий //Медицина катастроф № 2938. 2002. — С.52−55.
  15. С.А. Взлеты и падения социальной работы в России. //Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы. № 4.-С.55−59.
  16. В.П., Галкин В. А. Реабилитация: система деятельности и наук.//В кн.: Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. Л.: 1973.- С.12−14.
  17. Г. Е. Морально-политическая и психологическая подготовка войск и роль Военно-медицинской службы.-Л.:BMA, 1972.-40 С.
  18. B.B. Социально-психологическая реабилитация ветеранов боевых действий: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997.
  19. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб: МФИН, 1992.- 448С.
  20. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., изд-во «Братство», 1992.- 224С.
  21. В.Д. Влияние условий военной службы на распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у офицеров Советской Армии. Автореф. Дис. .канд. мед. наук. -М., 1991.
  22. В.М., Крук И. В. Психиатрический словарь. Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 1996, в 2-х т.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  24. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.- ЗОЮ.
  25. В.Д. Войсковая психологическая реабилитация летного состава.: Дис.. канд. психол. наук, М.:ГАВС, 1994. 203 С.
  26. A.B. Отрицательные факторы социально-психологической адаптации офицеров расформируемых экипажей кораблей ВМФ и преодоление их воздействия. Дис. канд. психол. наук. М., 2000.
  27. A.B., Чайка В. Г. Социально-психологическая помощь офицерам в ходе преобразований вооруженных Сил России: Учебное пособие. -М.: Военный университет, 2001. 128 С.
  28. Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций: Дис.. канд. психол. наук. М., 1981.
  29. Н.Л. Психологическая и медико-социальная реабилитация на курортах военнослужащих из зон локальных военных конфликтов и членов их семей: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996.
  30. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие/Под общ. ред. П. А. Корчемного. — в 2-х частях. М.: ВУ, 1998.-4.1.
  31. В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. -М.: Мысль, 1983.-203 С.
  32. А.И. Разработка методов и средств профилактики боевой психической травмы в армии СШАУВоен.-мед.журнал, 1993, -№ 12.-С.61−62.
  33. С. Несмертельное оружие.//Заруб.воен.обозр., 1993, № 4.-С.10−11.
  34. Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983.
  35. Е.В., Комаров Ф. И. Военно-полевая терапия. Учебник. -М. -.Медицина, 1983.
  36. А.Н., Овчинников Б. В., Яньшин Л. А., Чермянин C.B., Булыко В. И. О проблеме психофизиологической реабилитации. //Воен.- мед. журнал, 1994,-№ 3.-С.46−48.
  37. JI.P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностикА. М.: 1994.- 196С.
  38. А. Профилактика боевых психических травм в Вооруженных Силах США. // Зарубежное военное обозрение. 1991. — № 9. -С. 11−16.
  39. В.А., Решетников Е. В. Реабилитация раненых и больных в системе их этапного лечения. Учебное пособие. JI.:BMA, 1981.-180 С.
  40. В.И. Реабилитация в спорте. М.: ФИС, 1991. — 200 С.
  41. A.A., Танюхина Э.И Социально-бытовая и трудовая реабилитаця инвалидов и пожилых граждан. М.: Логос, 1996.
  42. И.А. Некоторые «уроки» оказания медицинской помощи раненым в Республике Афганистан./Хирургическая помощь раненым по опыту войны в Республике Афганистан.-Том № 232.-С.-П.: BMA, 1993.-С.7−16.
  43. Л.Ф., Съедин С. И., Феденко Н. Ф. Курс военной психологии в 2 ч. М.: ВПА, 1993.
  44. Запорожц Б. В Избранные психологические труды. В 2 т. М. Педагогика 1986, т.1.
  45. C.B. Формирование психологической устойчивости у воинов-десантников к влиянию факторов современного боя (на основе опыта боевых действий в Афганистане): Дисс.. канд. психол. наук. М.:ГАВС, 1993.
  46. .В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  47. .В. Психопатология. М., 1979.
  48. Зинченко В, П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1997
  49. В.П. Посох Менделыптама и трубка Мамардашвили. М.- Новая школа, 1997.-С.334
  50. В.В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане.//Вопросы психологии. 1990. -т.11. — № 4. — С. 108−116.
  51. Золотарева Т. В. Проблемы социально-психологической помощи жертвам террора./ МГСУ учебное пособие 2003 г.
  52. А.Л. Основы медицинской психологии. Лекции. Л.: BMA, 1972.-72 С.
  53. П.П. Социально-психологическая реадаптация инвалидов боевых действий. Дисс.. канд. психол. наук. М.:ВУ, 2004.
  54. В.А., Психологические механизмы волевой регуляции. — М.: УРАО, 1998.
  55. В.Т. Опыт организации медицинской помощи больным 40 А в Афганистане./Воен.-мед.журнал, 1992,-№ 11.- С. 13.
  56. М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. С.-Пб.: Мин-во здравоохр. России., 1998. — 255 С.
  57. А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Монография. М.: ВУ, 1998.
  58. .Д. Неврозы.-М.Медицина, 1990.-576 С.
  59. .Д. Психотерапия.-М.Медицина, 1985.-304 С.
  60. A.B. О клинико-организационных основах работы фронтового нервно-психиатрического госпиталя.//Советская психиатрия в годы Великой Отечественной войны. JL: Изд. ЛНИИ им. В. М. Бехтерева, 1985. — С. 14−19.
  61. Н.Д., Герасимов С. М., Сидорин B.C., Тимофеев И. В. Причины летальных исходов при ранениях / Хирургическая помощь раненым по опыту войны в Республике Афганистан, — Т.232. -С.-П.:ВМА, 1993.-С.43−63.
  62. A.M., Михайлин В. Н. Современные подходы к оценке функционального состояния организма военнослужащих и коррекции его нарушений // Военно-медицинский журнал. Т. 324, 2003, — № 4, С.33−36.
  63. О.Г., Найдин В. А. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии./АМН СССР.- М.:Медицина, 1988.-304 С.
  64. . Как жить после психической травмы. М., 1992.
  65. Комплексный подход к решению проблемы медицинской помощи легкораненым, легкобольным и легкопораженным, их лечение и медицинская реабилитация.//Воен.-мед.журнал, 1993, № 5 .-С.71 -73.
  66. A.C. Социально-психологические аспекты подверженности стрессу: (На материале исследований межличностного восприятия у лиц с артериальной гипертонией): Афтореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1981.
  67. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. И перераб. — Мн.: Выш.шк., 1997.
  68. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1998. — 25 С.
  69. П.А. Из боя так просто не выйдешь.//Независимое военное обозрение, № 6, 1997.- С. 8.
  70. П.А. Психические состояния личного состава в экстремальных условиях и управление ими // Гуманизация взаимоотношений военнослужащих: разрешение конфликтов и психотерапия. -М.: ВУ, 1995.
  71. П.А. Психологическая подготовка летного состава военно-воздушных сил к активным боевым действиям в условиях современной войны: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М.: ВПА, 1990.
  72. П.А. Психология летного обучения. М.: Воениздат, 1986.
  73. И.О., Мигунова В. А. Из опыта работы Алтайского краевого кризисного центра для мужчин.//Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы. № 4 1997.- С.47−54.
  74. Г. А. Организация оказания медицинской помощи раненым в Республике Афганистан./Хирургическая помощь раненым по опыту войны в Республике Афганистан.-Т.232.-С.П.:ВМА, 1993. -С.28−32.
  75. JI. В. Психологическое реагирование на действие экстремальных факторов при нервно-психической неустойчивости: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб, 1997.
  76. И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1994.
  77. JT.H. Соотношение психодизритмии и стрессоустойчивости человека: Автореф. дис. .канд. психол. наук, 1988.
  78. Н. Психология и солдат. М.: Воениздат, 1991.- 96С.
  79. Н.Т., Докиш Ю. М., Чистякова H.A. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. -JI.: Медицина, 1989.-176 С.
  80. В.И. Профилактика, лечение и реабилитация психогенно обусловленных расстройств у плавсостава ВМФ: Дис.. д-ра мед. наук. СПб., 1994.
  81. В.И. Социальные стереотипы об инвалидах войны как фактор регуляции системы их отношений. Дис канд. психол. наук. Москва 2004.
  82. А., Крохмалев А., Мисюра В., Соловьев И. Солдат вернулся с войны. // Ориентир. 1996. — № 12. — С. 17−24.
  83. А.Н. Избр. Психол. Произв.: в 2 т.-М., 1983
  84. О.В. Функциональное состояние военнослужащих при экстремальных условиях. Прогнозирование возникновения вегетативных дисфункций и их коррекция. Автореф. .дис. д-ра мед. наук. СПб., — 2000.
  85. С.В., Лыткин В. М. Ничепоренко В.В. Короткова Н. В. Малахов Ю.К. Психологическая характеристика ветеранов локальных войн (социальные, психологические, медицинские и реабилитационные аспекты)//Проблемы реабилитации № 1, 2000.- С.43−53
  86. О.С., Спивак Л. И. Организация психоневрологической помощи во время Великой Отечественной войны .//Советская психиатрия в годы Великой Отечественной войны. Л.: Изд. ЛНИИ В. М. Бехтерева, 1985.-С.7−14.
  87. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. (Справочное пособие для врачей). Л.: Медицина, 1986.-280 С.
  88. В.М. Теоретическое обоснование концепции комбатантной акцентуации личности //Проблемы реабилитации № 1, 2001.- С.50−55.
  89. А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия -М.: Генезис, 2004.
  90. Л. Стресс: его военные следствия. Медицинские аспекты и проблемы./В кн.: Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.-С.255−260.
  91. Г. В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.//Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы. № 1, 1997.- С.48−51.
  92. С.Р. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002.
  93. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. Дис доктора псих, наук СПБ., 1996.
  94. Г. Тренинг уверенности в себе. М.: Изд-во Эксмо, 2002.
  95. A.B. Медико-социальная помощь // Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1.- С. 299−305.
  96. Т.А. Социальная и психологическая реабилитация пострадавших от Чернобыльской катастрофы: опыт и перспективы. Сб. статей. М.: Ин-т социологии, 1996. — 238 С.
  97. Медицинская реабилитация в лечебных учреждениях CA и ВМФ. Пособие для врачей. Часть 1.-М.: Воениздат, 1990.-368 С.
  98. Медицинская реабилитация в лечебных учреждениях Советской Армии и Военно-Морского флота. Часть 3. Острые формы нервных и психических заболеваний. М.: Воениздат, 1990.-128 С.
  99. Методические указания по диагностике, лечению и профилактике неврозов. М.: Воениздат, 1966.-52 С.
  100. Методическое пособие по клинике, диагностике, лечению и экспертизе нервно-психических расстройств отдаленного периода закрытой черепно-мозговой травмы. М.: Воениздат, 1980.-16 С.
  101. Методы исследования в физиологии военного труда. М.: Воениздат, 1993.-235 С.
  102. В.Ф. Управление психологическими состояниями военнослужащих в условиях воинской деятельности. М.: ВАФ, 1994. инв.№ 7167.-С.59.
  103. Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и членов их семей впроцессе досуговой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.
  104. В.П. Лечебная физкультура и трудотерапия в комплексном лечении раненых и больных. /Сборник трудов эвакогоспиталя № 2943.-М. :Медгиз, 1947 .-С .76−81.
  105. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности//в хрестоматии: Психология личности. Под ред. Райгородского. Самара, 2000.
  106. В. И. Личность и неврозы. -М., 1996.
  107. В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии //в хрестоматии: Психология личности. Под ред. Райгородского. Самара, 2000.
  108. Ю.тНаучные и практические проблемы медицинского и медико-технического обеспечения спасательных служб и службы экстренной медицинской помощи. М.: Мед. сл. ВС РФ, 1993.-144 С.
  109. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 С.
  110. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. JL: Изд. ЛГУ, 1883.-166 С.
  111. ИЗ. Неплох Я. М. Человек, познай себя. Записки психиатра. Спб.: Наука, 1991.- 208С.
  112. В.В., Литвинцев C.B., Снедков Е. В. Современный взгляд на проблему боевой психической травмы.//Военно-медицинский журнал № 4. 1997. — С. 22 -26.
  113. В.В., Литвинцев С. О., Снедков Е. В., Маликов Ю. К., Саламатов В. Е., Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войн//Медицинская реабилитация раненых и больных/ Под ред. Шанина Ю. Н. СПб., 1997.
  114. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.
  115. Д.В. Смысловые структуры личности участников афганской войны. И Психологический журнал. 1991. — Т.12. — № 5. — С.120−130.
  116. Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 19 411 945 гг. Т.26. Нервные болезни. — М.: Медгиз, 1949. — 313 С.
  117. Опыт Советской медицины в Великой Отечественной войне 19 411 945 гг.-Т.ЗЗ. Гигиена. М.: Медгиз, 1955. — 283 С.
  118. Организация социально-психологической работы./Информ. бюллетень, 1993. № 3−4. — М.: ГУВР, — С. 69−79.
  119. Основные типы психической дезадаптации у бывших воинов-интернационалистов. Психологическая диагностика и психотерапия: Методические рекомендации. Л.:ЛНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1990. — 17 С.
  120. A.B. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. М.: ГА ВС, 1991. — 112 С.
  121. В.Н. Искусство управлять собой: Практическое руководство. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  122. В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. М., Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  123. Л.Г. Уход за больными с невротическими состояниями. Л.: Медицина, 1989.-208 С.
  124. С.Л. Особенности комплиментарных отношений врача и психолога в процессе медико-психологической реабилитации. М.: ВУ, 2003.
  125. О.И., ИГабалина Н.Б., Сысоева Н. Ю., Кикозашвили Д. Л. Психологические основы реабилитации инвалидов военной службы/ЛУГедико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000. — № 1. — С. 3−6.
  126. A.B. Психолого-социальная реабилитация работников МВД после Чечни. Учебное пособие. М.: Республ. ин-т повыш. квалиф. работников МВД, 1998.
  127. A.B. Психосоциальная реабилитация работников органов внутренних дел после чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. М.: Республ. ин-т повыш. квалиф. работников МВД, 1998.
  128. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / Марищук B.JI., Евдокимов В. И. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
  129. Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Воениздат, 1989.-С.104−185.
  130. .С. Психическое здоровье населения в кризисные периоды развития общества // Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т. Б, Дмитриевой, А. И. Воложина. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
  131. В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, межнационального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дис. канд. психол. наук. М., 1992. — 171 С.
  132. Пособие по военно-медицинской терминологии.-Л.:ВМА, 1979.- 2141. С.
  133. Приказ Министра обороны и Министра здравоохранения Российской Федерации № 204/167 от 14.06. 1995 г. «Об оказании медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в учреждениях здравоохранения».
  134. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 150 от 30.01.1993 г. «О введении в действие Положения об органах по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации».
  135. Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 350 от 12.08.1996 г. «О внесении изменений и дополнений по вопросу социальной защиты военнослужащих».
  136. Приказ Начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации № 440 от 28.07.1996 г. «О создании системы войсковой реабилитационной помощи военнослужащим выполнявшим задачи в экстремальных условиях».
  137. Проблемы социальной реабилитации участников войны в Афганистане (1979 1989). Сб. статей. / Отв. ред. А. В. Кинсбурский, М. Н. Топалов. — М.: Ин-т социологии РАН, 1993. — 139С.
  138. Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности. / Под общ. ред. П. А. Корчемного, А. Н. Харитонова. М.: ВУ, — 2001.
  139. Психологическая разгрузка летного состава. Методическое пособие. М.: Воениздат, 1990. — 40 С.
  140. Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Карвасарского Б. Д. СПб.: Питер, 1998.
  141. H.H. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. -М.: Академический Проект, 2000. -286 С.
  142. М.М. Аутогенная тренировка в психофизиологической подготовке курсантов летных училищ. (Методич. реком.) — Харьков: ВВАУ, 1981.-58 С.
  143. О. Н. Социально-психологическая и психофизиологическая адаптация лиц опасных профессий в отдалённом периоде после воздействия чрезвычайных ситуаций: Дис.. док. мед. наук. -М., 2003.
  144. К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  145. С.Л. Основы общей психологии. Спб., 1998.
  146. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
  147. И.А. Особенности смысловой регуляции деятельности при ипохондрическом состоянии разного генезиса. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  148. A.M. Неврозы и их лечение.-М.:Медгиз, 1959.-368 С.
  149. В.Н. Реабилитация подводников и ветеранов подразделений особого риска с дезадаптивными нервно-психическими состояниями: Дис.. канд. мед. наук. С-Пб., 1999.
  150. В.Н., Макаров В. А. Профилактика неуставных взаимоотношений: подходы и решения, программа для практиков. М.: ВПА, 1991.
  151. Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. — 109 С.
  152. Н.Д. Об опыте работы центра по оказанию медико-психологической и психотерапевтической помощи участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и их семьям./УВестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы. № 4, 1996.- С.91−93.
  153. В.Я. Умейте властвовать собой или беседы о здо-ровой и больной личности. Новосибирск: Наука, 1991.- 237С.
  154. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002.
  155. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998.
  156. Советская психиатрия в годы Великой Отечественной войны. Сборник научных трудов. Д.: Изд-во. Ленингр. НИИ им. В. М. Бехтерева, 1985.-132 С.
  157. A.A. Формы и методы работы отделения выздоравливаю щих./Сборник трудов эвакогоспиталя № 2943. М.: Медгиз, 1947.-С.69−75
  158. И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999.
  159. Р.Б., Богданова Т. И. Особенности работы районного социально-психологического центра города Оса Пермской области.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 2, 1997.-С.24−27.
  160. E.B. Боевая психическая травма (клинико-патологическая динамика, диагностика, лечебно-диагностические принципы): Автореф. дис. д-ра мед. наук. СПб. 1997.
  161. Специализированная медицинская помощь при боевой патологии. -М.: Воениздат (ЦВМУ МО СССР), 1991.-259 С.
  162. Справочник по психиатрии. М.: Медицина, 1985. — 416 С.
  163. Справочник терапевта./Под ред. Ф. И. Комарова. М.: Медицина, 1980.-656 С.
  164. С.И., Абдурахманов P.A. Психологические последствия боевой обстановки: Учебное пособие. М., 1992.
  165. С.И., Абурахманов P.A. Психологические последствия воздействия боевой обстановки: краткая история изучения психологических последствий учасия в боевых действиях //Армия и общество. 1999. — № 2.-С. 119−129.
  166. С.И., Крук В. М. «Дедовщина» в воинских коллективах: причины, пути выявления и искоренения (социально-психологический аспект). М.: ВПА, 1990.
  167. JI.B. Социальная реабилитация //Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. М., 1997. Т.2. С. 280−283.
  168. A.M. Социально-трудовая адаптация при психических расстройствах у участников войны в Афганистане: Дисс. канд. мед. наук. -М., 1992.
  169. K.M., Лившиц С. М., Зимовский Б. Ф. Лечение «контуженных» в армейском районе./Советская психиатрия в годы Великой Отечественной войны. Л.: Изд. ЛНИИ им. В. М. Бехтерева, 1985.-С.87 -91.
  170. Д.Н. Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси, 1978.
  171. Указания по военной неврологии и психиатрии. М.: Воениздат, 1992.-234 С.
  172. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1987.-304 С.
  173. А.Ю. Индивидуальный психофизический тренинг как средство повышения эффективности деятельности воинов-десантников в трудных ситуациях: Дис.. канд. психол. наук. М., 1995.
  174. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1994.
  175. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Олимп, 1997.
  176. Фрейд 3. Основной инстинкт. М.: Олимп, 1997.- С.521−638.
  177. Р., Федимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — С. 387
  178. А.Н. Преодоление психосексуальных трудностей офицеров методикой психоанализа: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М.: ВУ, 1996.
  179. .А., Шулев Ю. А. Квалифицированная и специализированная помощь раненым нейрохирургического профиля./Хирургическаяпомощь раненым по опыту войны в Республике Афганистан. Том 232.-СПб.: 1993.-С. 123−142.
  180. Холл Кэлвин С., Линдсней Гарднер. Теории личности. М., 1997.
  181. С.А. Проведение индивидуальных бесед психокор-рекционного характера: методические рекомендации. М., 1990. — 16 С.
  182. В. Исследование воздействия боевых психических травм на израильских военнослужащих.//Зарубеж. воен. обозр., 1989. № 5.
  183. Г. С. Медико-психологическая реабилитация личного состава МВД России, осуществляющего оперативно-служебную деятельность в экстремальных условиях. М., 2003.
  184. П.М. Функциональные резервы организма в экстремальных условиях./Специализированная медицинская помощь при боевой патологии (ЦВМУ МО РФ). М.: Воениздат, 1991.-С.209.
  185. В.М., Королева В. М., Мещерякова A.B. Программа психопрофилактики и реабилитации членов семей сотрудников органов внутренних дел, побывавших в экстремальных ситуациях, зонах вооруженных конфликтов. Р/Д.: Рост. юрид. ин-т МВД, 1999. — 23 С.
  186. А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях. Автореф. Дис. .д-ра психол. наук. -М., 2000.
  187. Г. С., Ренкер К. Основы реабилитации. М.: Медицина, 1973.-158 С.
  188. Юнг К. Г. Подходы к бессознательному. М., 1994.
Заполнить форму текущей работой