Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История эволюция российского либерального политического сознания в начале XX века, 1905-1914 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Русские либеральные политические партии в начале XX века создали специальные органы и учреждения, занимавшиеся планированием, редактированием, печатанием, распространением и использованием изданий для политической борьбы. Тематика периодической и непериодической политической литературы отражала приоритеты русской либеральной идеологии и тактики. Как кадеты, так и октябристы отдавали предпочтение… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел I. Российский либерализм в начале XX века: структура, 28природа, особенности формы
  • Раздел II. Идейное содержание российского либерализма
  • Раздел III. Политическая практика российского либерализма в начале 108−148 XX века

История эволюция российского либерального политического сознания в начале XX века, 1905-1914 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

На современном этапе развития российского общества проблема русского либерализма переживает удивительный феномен и как следствие становится одним из ключевых исследовательских направлений в отечественной исторической науке. Интерес к этой теме не случаен. Он продиктован, во-первых, резко возросшим стремлением современного российского общества к осмыслению социально-политических реалий жизни страны в начале XX века, которые подтолкнули государство к революционным событиям 1917 года. Результатом этого стала коренная ломка прежней структуры общества, осуществлённая на основе радикальной идейно-политической платформы. Либеральные идеи надолго были преданы забвению, возможности развития российского общества по пути либеральных реформ открылись только в начале 1990;х годов. Научное исследование либерализма как идеологического и политического курса общества представляется ныне весьма своевременным.

Во-вторых, ликвидация идеологических запретов дала возможность российским исследователям объективно, всесторонне изучать общественно-политические течения начала XX века и в том числе либеральное, не как политическое противостояние большевистскому, а как общественно-политическую и идеологическую альтернативу. Либерализм на современном этапе стал рассматриваться в качестве одной из моделей развития страны, идеи которого сегодня актуальны и способны помочь российскому обществу в поисках выхода из глубокого кризиса.

В-третьих, на рубеже XX—XXI вв.ека проблемы построения правового государства и гражданского общества в нашей стране, освобождения от директивных преград для прогрессивного экономического развития, установления конституционного порядка, ограничения произвола бюрократических структур, стоят так же остро, как и столетие назад. Поэтому необходимо выяснить, почему либеральные ценности уступили тоталитаризму и не взяли вверх. Ответ на этот сложнейший вопрос имеет не только научную, но и практическую значимость.

Проблема истории русского либерализма многогранна. Сюда следует отнести генезис и формирование либеральной доктрины и либеральной политики в России, историю возникновения партий либерального толка, либеральную идеологию, мировоззрение ведущих теоретиков либерализма начала XX века. Но если два первых аспекта получили широкое освещение в отечественной и в зарубежной историографии, то идеологическое его содержание до конца XX века рассматривалось крайне недостаточно и сегодня ещё только становится предметом исследования. Изучение истории русского либерального политического сознания имеет определённое практическое значение. Опыт обращения к эволюции либеральной идеи начала XX века весьма полезен в нынешних условиях.

В нашем обществе формирование и развитие либерализма в начале XX века проходило своеобразным путём. Либеральные идеи в России стали распространяться в период, когда авторитарный режим ещё не утратил способности к социально-историческому творчеству, был в состоянии отвечать на вызов времени, сверху проводить разнообразные реформы, способствовавшие стабилизации политической ситуации и динамике экономического развития. Либеральные теоретики в начале XX века пытались использовать позитивные силы режима, искали опору, как у верховной власти, так и в среде либерально настроенных бюрократов. Подобная тенденция характерна и для сегодняшнего общества, только с тем отличием, что в начале 1990;х годов в сознании русского народа феномен либерализма приобрёл негативный характер в силу того, что его носители неадекватно расценивали его подлинный смысл, использовали только идеи западного либерализма для стабилизации в России.

Российское общество до середины 1980;х годов оставалось закрытым в идейном плане, монопольно проповедовало идеи марксизма-ленинизма. Политические воззрения идеологов русского либерализма начала XX века оценивались только негативно, что обрекало отечественную историографию на односторонность оценок и идеологизированность выводов. С перестройкой второй половины 1980;х годов в России начался период кардинального пересмотра государственной идеологии, долгое время служившей методологической основой исторической науки. Появилось стремление перейти от монистической интерпретации исторической реальности к плюралистической. Поэтому интерес к традициям и идеям русских либералов не случаен. Он вызван стремлением, прежде всего, исследовать комплекс идейных взглядов представителей одного из ведущих общественно-политических течений российского общества на проблемы развития России начала XX века.

Почему в России в начале 1990;х годов либерализм в сознании русского народа приобрел негативный характер, объясняют современные события. Это — обанкротившаяся политика «либерализации цен», провал проводившихся с 1992 года либеральных реформ по западному образцу и т. п. Сегодня события начала 1990;х годов нуждаются в анализе. Важно отметить не только политическую деятельность либеральных теоретиков, группировавшихся в рядах появившихся в начале XX века партий, но и основные идеи, которые выдвигались с целью поиска выхода из политического и духовного кризиса.

Современное российское общество, как и столетие назад, испытывает подобный идейно-политический кризис. Оно устало от насилия и катастроф, от случайных, ищущих личную выгоду политиков, беззакония и безнравственности, унижения, поворачивается лицом к истинным либеральным ценностям, приветствует гражданские права и свободы, подлинную демократию и гласность. Поэтому необходимо выяснить, было ли идейно-политическое содержание русского либерализма начала XX века, на основе которого стали проводиться так называемые реформы, действительным или представляло собой псевдолиберальные концепции. Эта задача является одной из актуальных в современной отечественной и зарубежной исторической науке.

Историография проблемы. Историографическая база, использованная при написании диссертационного исследования, представлена отечественными и зарубежными историками. Для анализа историографии проблемы русского либерализма начала XX века необходимо привести её периодизацию, начиная с 1905 года и до сегодняшнего дня, поскольку она отличалась неравнозначным характером на протяжении почти столетия. На всех этапах развития российского общества история русского либерализма исследовалась учёными по-разному, менялись мнения и оценки в зависимости от политической и идеологической ситуации в России.

Историография данной проблемы начала формироваться в дооктябрьский период, когда сложилась довольно обширная, хотя и неравноценная по своей научной значимости литература. В основном это были работы публицистического характера, авторы которых не ставили перед собой исследовательских задач, а лишь делали попытки осмыслить происходившие события, искали подходы к решению назревшей в стране кризисной политической ситуации. В общем работы данного периода пытались отразить многогранность феномена русского либерализма начала XX века.

В первую очередь среди трудов дооктябрьского периода следует выделить многочисленные работы кадетских и октябристских идеологовФ.Ф. Кокошкина «Лекции по общему государственному праву», П. Н. Милюкова «Год борьбы», «Вторая Дума», А. А. Корнилова «Партия народной свободы» и др.1 В своих работах авторы рассматривали проблемы политической борьбы, пытались защитить свои идеи и партийные программы. Эти исследования содержат богатый фактический материал, с помощью которого можно проследить сложность идейно-политических процессов, проходивших в либеральных партиях в начале XX века, понять, как российская действительность влияла на формирование идей русского либерализма, проанализировать общение либералов между собой, правительством, оппонентами справа и слева.

Следует заметить, что в советской историографии работы дооктябрьского периода учитывались не в полном объёме, а между тем именно они стали основой для изучения истории русского либерализма начала XX века. Прежде всего это книги и статьи не только идеологов русского либерализма, но и лидеров политических партий самых разных направлений. Сюда можно отнести исследования JI.O. Тихомирова «О недостатках конституции 1906 года», М. Оленова «Идеология русского буржуа», статьи А. С. Изгоева «Из заметок о тактике», JI. Родионова «Формы партийной работы в провинции», опубликованные в газете «Вестник партии народной свободы"3. Многие труды, созданные историками, юристами, экономистами в дооктябрьский период, выступали, подчас, одновременно и как научная литература, и как ценный источник.

Второй этап становления историографической базы по истории русского либерализма после октября 1917 года — начался с 1920;х годов, с образования советского государства и закончился во второй половине См.: Милюков П. Н. Год борьбы. 1905;1907. Пгд., 1907; Он же. Вторая Дума: Публицистическая хроника. СПб., 1908; Васильев Н. Оппозиция. Пгд., 1910; Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912; Памяти борца. (A.M. Колюбакина). Некрологи: А. Шингарёва, А. Кизевеггера и др.) М., 1915; Корнилов А. А. Партия народной свободы. Пгд., 1917, и др.

2 См.: Оленов М. Идеология русского буржуа (о старом и новом либерализме). Пгд., 1906; Тихомиров Л. О недостатках конституции 1906 года. М., 1907; Поленов А. Д. Объяснения к программе «Союза 17 октября» по крестьянскому и земельному вопросу. М., 1907; Изгоев А. С. Наши политические партии. Пгд., 1917, и др.

3 См.: Изгоев А. С. Из заметок о тактике // Вестник партии народной свободы. 1906. № 36- Родионов Л. Формы партийной работы в провинции // Вестник партии народной свободы. 1906. № 39- Колесников В. А. Октябристы. Вып. 1. Ярославль, 1908, и др.

1950;х годов — после XX съезда КПСС. Начиная с 1920;х годов, многоплановость подходов в трактовке проблемы русского либерализма утратилась, ленинско-сталинская концепция монополизировала это поле деятельности, что в свою очередь обеспечило преобладание односторонности в процессе изучения истории русского либерализма. Русский либерализм начала XX века стал характеризоваться только как антиреволюционное движение и наделяться монархическими чертами. На концептуальную основу научной литературы 1920;1930;х годов значительное влияние оказало наступление ВКП (б) на либеральную идеологию и либерально-буржуазные партии. В большинстве исторических трудов первоочередное внимание уделялось обоснованию правильности тактики большевиков по отношению к кадетам и октябристам, делался вывод о закономерном их распаде, банкротстве их идеологии. Основу исторических трудов данного периода составили произведения В. И. Ленина «За 12 лет», «Победа кадетов и наша партия», И. В. Сталина «Вопросы ленинизма», «Новая обстановка — новые задачи строительства», Л. Д. Троцкого «Коммунистический интернационал после Ленина», Н. И. Бухарина «Проблемы теории и практики социализма» и др.1 Работы указанных авторов не всегда можно отнести к научным исследованиям, так как в их содержании основной акцент делался на текущую политику большевиков и огульную критику их оппонентов. Идеология русского либерализма начала XX века вообще не рассматривалась.

Кроме работ теоретиков коммунизма, в это время появились труды по истории российских партий и общественных движений. Необходимо отметить работы М. Н. Покровского «Очерки по истории революционного движения в России XIX—XX вв.», А. Н. Слепкова «Классовые противоречия в.

См.: Троцкий Л. Д. Коммунистический интернационал после Ленцна: Великий организатор поражений. М.: Госполитиздат. 1927; Бухарин Н. И. Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат. 1927. Ленин В. И. За 12 лет. (Сб. статей). М.: Политиздат. 1933; Он же. О союзе пролетариата и крестьянства. М.: Политиздат. 1934; Он же. Победа кадетов и задачи рабочей партии. М.: Партиздат. 1934; Сталин И. В. Новая обстановка — новые задачи строительства. М.: Партиздат. 1933; Он же. Вопросы ленинизма. М.: Госполитиздат. 1934, и др.

Первой Государственной Думе", В. Стального «Кадеты» и др.1 Они носили обобщающий характер, либеральное движение и идеология в них были представлены лишь фрагментарно. Русские либералы интересовали советских историков и обществоведов не сами по себе, а лишь как выразители политических интересов контрреволюционной российской буржуазии. Эти немногочисленные работы носили, скорее, публицистический, а не научный характер и не опирались на документальную основу.

В это время издавались сочинения бывших лидеров русских либеральных партий, как правило, в эмиграции. На наш взгляд, необходимо выделить работу В. А. Маклакова «Власть и общественность на закате старой России"2. В ней представлены взгляды и идеи русского либерала, анализировались прошедшие события в России, предлагались пути дальнейшего её развития.

В 1930;е годы первой половины 1950;х годов, после установления личного режима И. В. Сталина, тема буржуазной контрреволюции перестала привлекать внимание учёных, в большинстве случаев из-за приказа сверху. Поэтому вплоть до середины 1960;х годов изучение проблем русского либерализма, его истоков, идейного содержания и практики не велось, доказывалась историческая обречённость буржуазного строя и его конституционно-правовых основ. Главной идеей в историографии указанного периода стал тезис о революционном методе выхода из кризиса. Реформационный путь развития представлялся иллюзорным.

Самостоятельным объектом исследования история русских «непролетарских» партий стала только во второй половине 1960;х годов. Этот интерес был связан не с переосмыслением истории, а с изучением.

1 См.: Вардин И. Политические партии и русская революция. М., 1922; Слепков А. Н. Классовые противоречия в Первой Государственной Думе. Пгд., 1923; Покровский М. Н. Очерки по истории революционного движения в России XIX—XX вв. М., 1924; Стальный В. Кадеты. Харьков, 1929, и др.

См.: Маклаков В. А. Власть и общественность на закате старой России: В 3 кн. Париж, 1936. русского либерального движения, как оппозиции большевистскому режиму. В это время появились работы В. В. Комина «Банкротство буржуазных и мелкобуржуазных партий в России в период подготовки и победы Великой Октябрьской социалистической революции», С. М. Сидельникова Образование и деятельность Первой Государственной Думы" и др.1 Подобные исследования носили идеологизированный и политизированный характер. Несмотря на это, они содержали в себе важную информацию о тактике русских либеральных партий, различных аспектах их деятельности.

В дальнейшем современные историки О. В. Волобуев, В. И. Миллер, В. В. Шелохаев выделили в развитии отечественной историографии «непролетарских» партий три периода: 1968;1975; 1975;1987 и с 1987 года по настоящее время2. (За условные границы взяты годы проведения научных конференций по данной теме). До 1987 года проблемы русского либерализма стали рассматриваться уже не только в рамках общих о монографий по политической истории России начала XX века, но также появились исследования по истории партии кадетов — С. В. Тютюкина «Оппозиция её величества. Партия кадетов в 1905;1907 годах», Н. Г. Думовой «Кадетская контрреволюция и её разгром» и др.4, о земском либеральном движении — Н. М. Пирумовой «Земское либеральное движение. Социальные корни и революция до начала XX века», «Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала XX века"5.

1 См.: Сидельников С. М. Образование и деятельность Первой Государственной Думы. М., 1962. Комин В. В. Банкротство буржуазных и мелкобуржуазных партий в России в период подготовки и победы Великой Октябрьской социалистической революции (1900;1917). М., 1965, и др.

2 См.: Волобуев О. В., Миллер В. И., Шелохаев В. В. Непролетарские партии России: итоги изучения и нерешённые проблемы // Непролетарские партии России в трёх революциях. М., 1989. С. 6−9.

3 См.: Лаверычев В. Я. По ту сторону баррикад. (Из истории борьбы московской буржуазии с революцией.) М., 1967; Аврех А. Я. Столыпин и Третья Дума. М., 1968; Черменский Е. Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. 2-е изд. М., 1970; Астрахан Х. М. Большевики и их политические противники в 1917 году. Л., 1973, и др.

4 См.: Тютюкин С. В. Оппозиция её величества. Партия кадетов в 1905;1907 годах // В. И. Ленин о социальной структуре и политическом строе капиталистической России. М., 1970; Думова Н. Г. Кадетская контрреволюция и её разгром. М., 1982; Она же. Кадетская партия в период первой мировой войны и февральской революции. М., 1988, и др.

5 См.: Пирумова Н. М. Земское либеральное движение. Социальные корни и революция до н. XX в. М., 1977; Она же Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до н. XX в. М., 1986, и др.

Отечественные исследователи впервые сделали попытку проанализировать политическую практику русского либерализма начала XX века, в частности, его издательскую деятельность. Следует отметить работу А. Н. Боханова «Буржуазная пресса в России и крупный капитал конец XIX-1914 год», а также сборник статей под редакцией Б. И Есина. «Из истории русской журналистики н. XX века"1.

Несмотря на оживление исследования проблемы русского либерализма начала XX века в доперестроичный период, характерной особенностью историографии оставалось то, что изучению не подвергались воззрения либеральных теоретиков, историки не расценивали их как самостоятельное явление. Эта тематика, как правило, рассматривалась в контексте истории русской общественной мысли и подвергалась жёсткой критике со стороны существовавшей в стране идеологии. Партия большевиков надолго осталась победителем не только в борьбе за власть, но и в историографическом пространстве.

С середины 1980;х годов в обществе началось массовое изучение истории русского либерализма, что объяснялось, во-первых, сменой идеологического вектораво-вторых, введением в оборот закрытых ранее источников по данной проблеме. Это был период идеализации либерального образа мысли, который стал альтернативой старой государственной идеологии. Тема истории русского либерализма превратилась в мощное самостоятельное научное направление. Этому способствовал выход в свет фундаментальных монографий В. В. Шелохаева «Кадеты — главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905;1907 годов», «Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии 1907;1914 годов" — Н. Г. Думовой, «Кончилось ваше время», «Кадетская контрреволюция и её разгром" — К. Ф. Шацилло «Первая революция в России, 1905;1907», «Русский.

1 См.: Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал к. XIX-1914 гг. М.: Наука, 1984; Из истории русской журналистики н. XX в.: Сб. ст. под. ред. Б. И. Есина. М., 1984, и др. либерализм накануне революции 1905;1907 годов" — Н. А. Балашовой «Российский либерализм начала XX века» и др.1 Авторы в своих монографиях показали в рамках проблемы русского либерализма начала XX века историю формирования и дальнейшего развития партий либерального толка — кадетов и октябристов и убедительно раскрывали малоизвестные страницы истории либеральных политических партий в России в начале XX века. Этот этап в отечественной историографии по данной теме имел ряд особенностей. Главная из них заключалась в том, что либеральная общественность перестала считаться сугубо отрицательным персонажем в русской истории.

Значительное количество фундаментальных исследований по истории русского либерализма появилось ближе к середине 1990;х годов и было связано с именами таких исследователей, как В. В. Шелохаев, J1.B. Селезнёва, А. В. Гоголевский, С. Н. Коган, J1.M. Искра, С. С. Секиринский, Т. А. Филиппова и многих других. В 1990;е годы в России.

2 3 был опубликован ряд крупных монографий этих авторов, сборников ,.

1 См.: Шацилло К. Ф. Россия перед первой мировой войной. М., 1974; Он же. Первая революция в России, 1905;1907. М., 1985; Он же. Русский либерализм накануне революции 1905;1907гг.: Организация. Программы. Тактика. М., 1985; Балашова Н. А. Российский либерализм начала XX века. М.: Изд-во МГУ, 1981; Шелохаев В. В. Кадеты — главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905;1907 гг. М., 1983; Он же. Партия октябристов в период первой российской революции. М., 1987; Он же. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии 1907;1914гг. М., 1991; Думова Н. Г. Кончилось ваше время.М., 1990, и др.

2 См.: Думова Н. Г. Либерал в России. 4.1. М., 1993; Секиринский С. С., Филиппова T.A. Родословная российской свободы. М., 1993; Селезнёва Л. В. Западная демократия глазами российских либералов начала XX века. Ростов на Дону, 1995; Шелохаев В. В., Секиринский С. С. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX — начало XX вв.). М., 1995; Искра Л. М. Б. Н. Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1995; Гоголевский А. В. Очерки русского либерализма XIX начала XX века. СПб., 1996; Коган С. Н. Теоретические основы российского либерализма начала XX века. М., 1997, и др.

3 См.: Либерализм в России. М., 1993; Либеральная модель общественного переустройства России конца XIX-начала XX века. М., 1994; Русские либералы: кадеты и октябристы. М., 1996; Шелохаев В. В. Либеральная модель переустройства России // Российская политическая энциклопедия, независимый институт национальных проблем, центр политической и экономической истории России. М., 1996; Он же. Съезды и конференции конституционно-демократической партии: 1905;1920: В Зт. М., 2000; Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: материалы международной научной конференции. М., 1999; Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997; Полный сборник платформ всех русских политических партий: С приложением высочайшего Манифеста 17 октября и всеподданнейшего доклада графа С. Ю. Витте. М., 2001; Постзападная цивилизация: Либерализм: прошлое, настоящее и будущее. М., 2002, и др. десятки статей в научных журналах1, опубликованы и переведены на русский язык монографические исследования, статьи некоторых зарубежных авторов2.

Усилиями отечественных и зарубежных исследователей рассмотрение проблем русского либерализма вступило в качественно новый этап. Существенно изменились не только теоретические, но и методологические и методические подходы к проблеме, которая из страноведческой превратилась во всемирную. В своих работах отечественные историки проводили сравнительный анализ русского либерализма с западным и приходили к выводу о его самостоятельном пути развития с начала XX века, поскольку в содержании либерализма в России понимание свободы личности рассматривалось шире чем на Западе, а само либеральное движение было интеллектуальным и интеллигентским. Это нашло выражение в глубине его теоретической мысли, стремлении к объективному научному анализу социальных явлений.

Необходимо отметить, что существенные результаты достигнуты в изучении западноевропейской историографии: англо-американской, германской и французской3. Начало этого анализа было положено А. Н. Медушевским в статье «Либерализм как проблема современной западной историографии» и В. В. Шелохаевым в статье «Русский либерализм как историографическая и историософская проблема"4. В своих публикациях.

1 См.: Аронсон Г. Русский либерализм и революция // Свободная мысль. 1992. № 7- Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Либеральная традиция в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15- Железняк Н. Н. Из истории либерализма в России // Вестник МГУ. Сер. 12. 1994. № 5- Капустин Б. Г. Три рассуждения о либерализме и либералах // Полис. 1994. № 3- Шелохаев В. В. Либералы и массы (1907;1914 гг.) // Вопросы истории. 1994. № 12- Медушевский А. Н. Конституционные проекты русского либерализма и его традиция // Вопросы истории. 1996. № 6- Стародубова А. Л. Особенности нового либерализма в России в начале XX века (От теории к практике) // Призвание историка: Проблемы духовной и политической истории России. М., 2001, и др.

2 См.: Вишневски Эд. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны. М., 1994; Леонтович В. В. История либерализма в России 1762−1914. М., 1995; Ромозер Г. Кризис либерализма. М., 1996; О свободе: антология мировой либеральной мысли I пол. XIX в. М., 2000, и др. См.: Российский либерализм (к. Х1Х-1917г.) в англо-американской историографии. М.: ИНИОН, 1988; Ранний русский либерализм в освещении французских историков // Вестник Российского университета Дружбы народов. Сер. «История, философия». 1993. № 1 и др.

4 См.: Медушевский А. Н. Либерализм как проблема современной западной историографии // Вопросы истории. 1992. № 8−9- Шелохаев В. В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. 1998. № 4. авторы исследовали огромный пласт отечественной и зарубежной литературы по истории либерализма, вышедшей в последние годы. Они проанализировали множество мнений, дискуссий и пришли к выводу, что русский либерализм начала XX века следует считать самостоятельным историческим явлением.

Плодотворно изучается проблема истории либерализма в России и в зарубежной исторической науке. Некоторые аспекты идеологического содержания русского либерализма начала XX века были рассмотрены немецкими исследователями — Д. Далманном и Г. Риттером1. Авторы проводят аналогию формирования либеральных идей в России на рубеже XIX—XX вв.еков и либеральных идей в Германии. Общей чертой в появлении этого течения, как в Германии, так и в России стала социо-моральная среда, которая включала в себя религиозные и культурные традиции, хозяйственное положение, наличие определённых социальных группносителей либеральных идей.

Проблемы исторической эволюции либеральной идеологии исследуются американскими историками и политологами2. Основное внимание, однако, уделяется прежде всего истории развития американского либерализма, теоретическим проблемам либеральной идеологии.

В 1990;е годы появилось значительное количество кандидатских и докторских диссертаций по различным проблемам русского либерализма: Е. К. Тахтауловой «Российский либерализм середины XIX—XX вв.еков. Некоторые проблемы теории и практики" — Г. С. Суркова «Либеральная идеология в России: проблемы становления и эволюции" — И. В. Сибирякова «Нравственные ценности нового российского.

1 See.: .Rittter G. Die deutschen Parteien 1830−1914: Parteien und Gesellschaft im konstitutionellen Regirungssustem. Gottingen, 1985; Dahlmann D. DieProvinz waehlt: Russlands Konstitutionell-Demokratische Partei und die Dumawahlen 1906;1912. Koeln, Weimar, Wien, 1996.

2 See: Gitelson A., Dudley R., Dubnick M. American Government. Boston, 1988; Holmes J., Engelhard M., Elder R. American Government: Essentials and Perspectives. N.Y., 1991, a.o. либерализма" и др.1 Эти работы наметили тенденции к расширению хронологических границ исследований. Если ранее данная проблема рассматривалась в рамках революционных событий, то сегодня анализируются программные документы либеральных партий с целью проследить эволюцию воззрений русский либералов, их политическую практику. В этой связи, на наш взгляд, необходимо выделить докторскую диссертацию Л. В. Селезнёвой «Российский либерализм на рубеже XIX—XX вв.еков и европейская традиция». Автор приходит к выводу, что либерализм в России в начале XX века обладал специфическими чертами, несмотря на заимствование многих идей с Запада. Доказывая это, она применила термин «новый либерализм» и объяснила, что идейное содержание русского либерализма в начале XX века приобрело своеобразный характер.

В связи с сегодняшней открытостью и доступностью архивных фондов, как общероссийского масштаба, так и регионального уровня, обозначился значительный рост числа исследований по истории местных организационных структур либеральных партий, заметно расширилась география изысканий. Сегодня историки исследуют деятельность либеральных организаций в Центральном Черноземье, Сибири, Поволжье и.

1 См.: Тахтаулова Е. К. Российский либерализм середины XIXначала XX веков. Некоторые проблемы теории и практики: Автореф. дис канд. ист. наук. СПб., 1993; Портнягина Н. А. Русский либерализм после революции 1905;1907 годов: Автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб., 1994; Сибиряков И. В. Нравственные ценности нового российского либерализма: Автореф. дис.. д-ра ист. наук. Челябинск, 1998; Секиринский С. С. Русский либерализм: от 40-х к 80-м годам XIX века: (Идеи, люди, среда): Автореф. дис д-ра ист. наук. М., 1999; Сурков Г. С. Либеральная идеология в России: проблемы становления и эволюции: Автореф. дис канд. полит, наук. СПб., 2001; Коновалов А. А. Либеральная общественно-политическая мысль конца XIX — начала XX вв. О проблеме российской идентичности: Автореф. дис .канд. ист. наук. Нальчик, 2001, и др.

2 См.: Селезнёва Л. В. Российский либерализм на рубеже ХГХ-ХХ вв. й европейская политическая традиция, дис.. д-ра ист. наук. М., 1996.

3 См.: Байбаков В. Ю. Создание и деятельность кадетских партийных организаций в губерниях Центрального Черноземья (1905;1907 гг.): Автореф. дис.. канд. ист. наук. Курск, 1993; Смыслов В. В. Организация октябристов в Поволжье в годы первой русской революции. Автореф. дис.. канд. ист. наук. Самара, 2000; Михалёв О. Ю. Воронежская организация конституционно-демократической партии (1905;1917гг.): Автореф. дис .кацд. ист. наук. Воронеж, 2001; Шеремеев Е. Е. Кадеты Поволжья в первой русской революции (1905;1907гг.): Автореф. дис канд. ист. наук. Самара, 2002, и др.

Проблема русского либерального политического сознания начала XX века — огромное интеллектуальное пространство, которое на современном этапе постепенно «заполняется» когда-то известными, а потом прочно забытыми персоналиями. Сегодня — время извлечения из забвения многих имён и идей, прославивших русскую политическую историю. В результате появились работы, посвящённые либеральным идеологам, и не только их жизни, но и творчеству. Сюда следует отнести статью В. В. Шелохаева «Судьба русского парламентария. (Ф.Ф. Кокошкин)», монографию А. В. Макушина «П. Н. Милюков: труды и дни (1859−1904)» и др.1 Особый интерес представляет комплексное исследование «Русские либералы» под редакцией Б. С. Итенберга и В. В. Шелохаева. Данный сборник — заметный и весомый вклад в изучение идейного пространства русского либерализма начала XX века. Составители ввели в научный оборот ряд интересных документов и материалов. Книга снабжена указателем имён, позволяющим легко ориентироваться в значительном массиве информации, представленной в издании. Перед каждым очерком даны краткие биографические справки о датах жизни, должности и значении в истории либеральных идеологов.

Сегодня проблемы русского либерализма рассматриваются на стыке различных общественно-гуманитарных дисциплин. Они представляют интерес для историков, политологов, юристов, философов, социологов, которые приступили к анализу идеологического содержания русского либерализма, начала XX века по вопросам государственного устройства, правового обеспечения граждан, его культурно-нравственных аспектов и практической значимости3.

1 См.: Шелохаев В. В. Судьба русского парламентария (Ф.Ф. Кокошкин) // Отечественная история. 1999. № 5- Макушин А. В. П. Н. Милюков: труды и дни (1859−1904). Рязань, 2001 и др.

2 См.: Российские либералы: Сб. статей под ред. Б. С. Итенберга и В. В. Шелохаева. М.: Рос. Пол. Энциклопедия, 2001.

3 См.: Шевцов А. В. Издательская деятельность русских несоциалистических партий начала XX в. СПб., 1997; Тонких B.A., Ярецкий Ю. Л. История политической и правовой мысли в России. М., 1999;. Миронов A.B., Кефели И. Ф. Русская идея как основа формирования национально-государственной идеологии России // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 4- Лисенкова Л. Н. С. Ю. Витте и либералы: несостоявшаяся коалиция // Проблема человека: гуманитарные аспекты СПб, 2001, и др.

Проведённый анализ научной литературы по теме диссертации показал, что, несмотря на, казалось бы, достаточную изученность истории русского либерализма в целом, некоторые её аспекты, в частности, идеология русского либерализма, её эволюция, исследованы недостаточно, другие требуют пересмотра с привлечением дополнительных источников, новых методологических подходов, позволяющих анализировать тему с позиции современного уровня развития исторической науки. Анализ историографии привел к выводу об отсутствии комплексной работы по этой теме, а также о наличии многообразия дискуссионных суждений, мнений и подходов, которые требуют изучения и обобщения. В итоге проблема истории русского либерализма в целом оказалась как теоретически, так и историографически фрагментированной и нуждается в дальнейшем объединении усилий отечественных авторов на создание комплексной монографии по истории русского либерализма, куда бы вошли такие аспекты, как сущность, идейное содержание, практика русского либерального сознания на разных этапах его эволюции. Попытка разрешить эти задачи предпринята автором настоящей диссертации.

Источниковая база диссертации. Привлекаемый в диссертационной работе комплекс источников следует разделить на два документальных массива: архивный и печатный. Неопубликованные архивные документы составили материалы центральных архивов. Наибольший, как по объёму, так и по степени важности комплекс документов, относящийся к истории русского либерализма начала XX века, хранится в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Находящиеся там источники по своему происхождению делятся на два вида. В первый входят документы, созданные российскими либеральными партиями — кадетов (Ф.523) и октябристов (Ф. 115) с момента их образования. Среди них первостепенное значение имеют материалы, освещающие работу руководящих органов партий, — съездов и конференций, Московского отдела ЦК и их организационных бюро. Помимо многих других вопросов в них нашли отражение аспекты организационного строительства либеральных партий: тезисы докладов по организационной деятельности конституционно-демократической партии (Ф.523. Оп.1. Д.257), материалы Всероссийских съездов Союза 17 октября (Ф.115. Оп.2. Д. 18), отчёты представителей местных групп о положении дела в провинции (Ф.523. Оп.1. Д.37), инструкции ЦК по организации внепарламентской деятельности (Ф. 523. Оп.2. Д.46), программы либеральных партий и поправки к ним (Ф.523. Оп.1. Д.35- Ф. 115. On. 1. Д. 119), проекты положений по вопросам политического устройства России, местного самоуправления, автономии, рабочих и крестьян, образования, издательского дела (Ф.523. Оп.2 Д. 75, 118, 131- Ф. 115. Оп.1. Д. 8, 42, 47, 102) и др.

Вторая группа документов по истории русского либерализма ГАРФа хранится в личных фондах ведущих либеральных теоретиков: П. Н. Милюкова (Ф.579), А. И. Гучкова (Ф.555), П. Б. Струве (Ф.604), Д. Н. Шипова (Ф.810). Сюда входят источники, содержащие ценную информацию о теоретических взглядах лидеров либерализма, об отношении русских либералов в начале XX века к насущным проблемам общественного развития, о взаимоотношениях друг с другом, оппонентами, сторонниками. Особый интерес представляют письма (Ф.579. On. 1 Д. 14, 40, 65- Ф.555. Оп.2. Д. 67, 43), разъяснительные записки к своим либеральным программам (Ф.579. Оп. 2. Д.6808- Ф.555. Оп.1. Д.505), вырезки из либеральных газет того времени (Ф.579. Оп.1. Д.603). Эти материалы дают представление об идейно-политической ситуации и общественных настроениях в России в начале XX века, об отношении рядовых избирателей к выборам в Государственную Думу, русской революции 1905;1907 годов, о политических взглядах самих либералов и др.

Ряд интересных документов, содержащих сведения об эволюции русского либерализма в начале XX века и не использовавшихся ранее исследователями, хранится в Российском государственном историческом архиве (РГИА) города Санкт-Петербурга, как в личных фондах теоретиков либерализма: В. А. Маклакова (Ф.1410), А. И. Шингарёва (Ф.1090), так и в фонде «Государственная Дума» (Ф.1278), где хранятся личные дела А. И. Гучкова (Оп.9. Д.221), Ф. Ф. Кокошкина (Оп.1. Д. 150), В. А. Маклакова (Оп. 9. Д. 469−470), А. И. Шингарёва (Оп.9 Д.897−898), а также их переписка с председателями Государственной Думы, тезисы выступлений в разгар предвыборных кампаний, наказы Государственной Думе, материалы, составленные этими людьми по вопросам культуры, образования в России и др.

Помимо двух названных архивов, в диссертационном исследовании использованы документы Российского Государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Наибольший интерес вызвали материалы некоторых фондов: П. Б. Струве и редакция журнала «Освобождения» (Ф.279), Социал-демократическая фракция I, II, III Государственной Думы (Ф.93). Личный фонд П. Б. Струве хранит в себе документы, которые в своём подавляющем большинстве ещё недостаточно изучены исследователями. Этот фонд содержит важную информацию не только о жизни и творчестве известного политика, в нём собраны различные материалы его соратников по группе «Освобождение», а в дальнейшем и по партии кадетов. В обширном комплексе хранящейся в фонде документации, можно выделить разнообразные заметки (Ф. 279. Оп. 2. Д. 71, 90, 109, 148), анализирующие внутреннюю политику России в начале XX века, правительственные меры, положение русского крестьянства, нужды студенчествакорреспонденции (Ф. 279. Оп.2. Д. 75, 80, 146, 227, 229), характеризующие состояние цензуры, прессы и книжного рынка в России, работу земских собранийвырезки из газет (Ф.279. Оп. 2. Д.264), касающиеся новых веяний в общественной жизни России, студенческого движения. Не менее важную информацию содержит переписка П. Б. Струве с женой (Ф.279. Оп.2 Д. 50, 55, 58), в которой автор делится своими мыслями на происходящее в России, анализирует политические события, размышляет о будущем страны. Идеи П. Б. Струве нашли своё выражение в сохранившихся тезисах его лекций. В РГАСПИ, правда, они представлены не полностью, так как большая часть их была утеряна в период революции 1917 года.

Документы социал-демократической партии были выбраны не случайно. Для составления полной и объективной оценки взглядов русских либералов в начале XX века, необходимо ознакомиться с критикой в их адрес со стороны оппонентов слева. Критические замечания в адрес кадетов отразились в различных статьях большевиков: «Надежды рассеиваются», «Думское большинство», «Кто кого изолирует?» и др. (Ф.648. On. 1. Д. 92, 94, 95).

Значительную часть источниковой базы диссертации составили опубликованные источники, которые можно систематизировать по следующим группам. В первую группу вошли материалы съездов, конференций, заседаний центральных комитетов либеральных партий1. В них можно ознакомиться с ходом обсуждения и принятия партийных программ и уставов, политическими дискуссиями по вопросам выработки тактики, законопроектов и избирательных платформ в Думе. Вместе с тем данный источник показал не только деятельность партий в думской работе. На съездах и конференциях вырабатывались и закреплялись в программах либеральные идеи, обсуждались проекты будущего России.

Ко второй группе опубликованных источников можно отнести программные документы либеральных политических партий и объединений, декларации, заявления, объяснения, призывы. Эти документы несут в себе политическую информацию о позиции русских либералов в отношении.

1 См.: Протоколы Центрального Комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии: В 6 т. / Т. 1, 1905;1911гг. М., 1994; Т. 2, 1912;1914 гг. М., 1997; Партия «Союз 17 октября»: В 2 т. М., 1996; Съезды и конференции конституционно-демократической партии: В 3 т. / T.1, 1905;1907гг. М., 1997; T.2, 1908;1914гг. М., 2000, и др.

2 См.: От «Союза 17октября». (Призыв присоединяться к союзу) М., 1906; Поленов А. Д. Объяснение к программе «Союза 17октября» по крестьянскому и земельному вопросу. М., 1907; Проект изменения программы «Союза 17октября» Казань, 1907; Программа Партии народной свободы. Житомир, 1917, и др. различных категорий населения России — рабочих, крестьян, служащих, студенчества и о тактике, которая способствовала привлечению в свои ряды широких народных масс.

Третья группа источников по теме диссертационного исследования представлена периодической печатью того времени, на страницах которой события становления либерализма в России находили подробное освещение. Сюда относились центральные издания партий кадетов и октябристов — еженедельники «Вестник партии народной свободы», «Слово», «Голос Москвы», а также «Речь», которая, не являясь либеральным партийным изданием, разделяла и пропагандировала идеологию кадетов1. Происходящие события в России в начале XX века отражались в ежедневных газетах: «Народное дело», «Свободное слово», «Биржевые ведомости». Материалы периодической печати дали возможность ознакомиться с проблемами повседневной деятельности русских либералов. В них содержалась информация о положении дел в низовых партийных организациях, рассматривались дискуссионные вопросы либеральной партийной идеологии, проблемы либеральной стратегии и тактики в начале XX века. Исследование данных публикаций помогло лучше, полнее понять особенности процесса формирования официального партийного мнения по целому ряду важных обществоведческих вопросов, дало возможность выявить идейные воззрения либералов.

Четвёртая группа опубликованных источников — личная переписка русских либералов друг с другом, оппонентами справа и слева2. Ценным историческим источником являются письма В. А. Маклакова к Б.А.

1 См.: Вестник партии народной свободы. СПб., 1906, 1907, 1908; Речь. М., 1907; Голос Москвы. М., 1908, 1909.

2 См.: Окунуться в Россию: Переписка В. А. Маклакова с Б. А. Бахметьевым // Отечественная история. 1996. № 2- Большевизм есть несчастье, но несчастье заслуженное: Переписка В. А. Маклакова и А. А. Кизеветтера // Источник. 1996. № 2- Написанные без оглядки: Переписка Б. А. Бахметьева и В. А. Маклакова // Родина.

1996. № 10- В поисках новой России: Письма Б. А. Бахметьева и В. А. Маклакова // Отечественная история.

1997. № 1,2, 4- Переписка А. И. Гучкова и Е. Н. Трубецкова // Вестник партии народной свободы. 1906. № 27−28, и др.

Бахметьеву, А. А. Кизеветтеру, А. И. Гучкова к Е. Н. Трубецкому и др. Переписка представляет собой попытку русских либералов переосмыслить события, свершившиеся в России в начале XX века. В эмиграции В. А. Маклакову стоило больших усилий правильно распознать и оценить происходящее на родине, так как он после 1917 года не переживал вместе с Россией тех глубоких психологических и социальных перемен, которые принесла в страну революция. У русской эмиграции было инстинктивное предубеждение ко всему, что связывалось с советской властью. Но В. А. Маклаков сделал большое усилие, чтобы исключить предубеждения и оценивать события более объективно. За границей он продолжал анализировать происходящее в России и в своих письмах рассуждал о путях выхода страны из кризиса. Он считал приход большевиков большой, но закономерной ошибкой для России. Благодаря этому либеральные ценности в дальнейшем подверглись переоценке.

Пятая группа, изученных источников — мемуарная литература, представленная воспоминаниями и дневниками идеологов русского либерализма начала XX века1. Этот вид исторического источника позволил проанализировать идейные истоки взглядов русских либералов, их позиции по различным политическим вопросам. Характер данного источника очень личный, не рассчитанный на публичное рассмотрение, несёт в себе информацию о личности автора, его предпочтениях и даже тайнах. Особо отметим дневник А. И. Шингарёва «Как это было», воспоминания П. Н. Милюкова, Д. Н. Шипова, А. И. Гучкова и др. Публикации снабжены ценными и обстоятельными комментариями, являются незаменимым источником по истории эволюции русской либеральной мысли в начале XX.

1 См.: Хрущёв А. Г. Андрей Иванович Шингарёв: его жизнь и деятельность. М., 1918; Шипов Д. Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918; Шингарёв А. И. Как это было. М., 1919; Маклаков В. А. Первая Государственная Дума (Воспоминания современника). Париж, 1939; Он же. Речи. Париж, 1949; Витте С. Ю. Воспоминания: В 3 т. М., 1960; Милюков П. Н. Мой доклад о внутреннем положении России: размышления идеолога в эмиграции // Факел. 1990: Историко-революционный альманах. М., 1990; Он же. Воспоминания: В 2 т. М., 1991; А. И. Гучков рассказывает. Воспоминания председателя государственной думы и военного министра временного правительства. М.: ТОО Редакция журнала «Вопросы истории», 1993; Трубецкой Е. Н. Миросозерцание B.C. Соловьёва: В 2 т. М., 1995; Кизеветгер А. А. На рубеже двух столетий: Воспоминания, 1881−1914. М, 1997, и др. века. В них была воссоздана впечатляющая картина разложения аппарата управления империей, отразилось изучение назревания кризиса в системе государственной власти России, повествовалось о малоизвестных страницах истории русского либерализма.

В целом мемуарная литература помогает реставрировать внутренний мир людей. В размышлениях либералов и их современников о судьбе своей страны прослеживается эволюция русского либерализма в начале XX века. Анализ мемуаров стимулирует постановку новых исследовательских тем по истории общественно-политической мысли, помогает выявить новые аспекты уже поставленных в науке проблем, обращает внимание историков на личности, незаслуженно забытые в силу различных обстоятельств.

Таким образом, источниковая база для изучения эволюции российского политического либерального сознания начала XX века обширна и разнообразна, хотя не все её периоды обеспечены источниками равномерно. Все собранные документы и материалы позволяют выявить и проанализировать различные вопросы данной темы и решить поставленные задачи.

Из анализа историографии проблемы формирования и эволюции идеологии русского либерализма начала XX века вытекают цели и задачи диссертационного исследования.

Целью данного исследования стало выяснение закономерностей и особенностей процесса эволюции русского либерального политического сознания в условиях различных состояний политической системы России в период 1905;1914 годов.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: рассмотреть истоки формирования русской либеральной идеологии в начале XX века;

— проанализировать условия, способствовавшие возникновению русского либерализма, которые предопределили достаточно быстрый рост русских либеральных партий на начальном этапе (1905;1907года);

— изучить идейные позиции партий конституционных демократов и октябристов по ряду вопросов программного характера;

— определить основные формы и методы воздействия либеральных идей на российское население, а также степень их действенности;

— исследовать взаимоотношения либеральных организаций друг с другом и с другими политическими партиями;

— раскрыть теоретические воззрения ведущих либеральных общественных деятелей по вопросам государственного устройства, аграрного сектора, положения национальностей в России в начале XX века;

— проследить основные этапы становления либеральной идеологии и практики в исследуемый период;

— показать причины неудачи русской либеральной идеологии в начале XX века.

Хронологические рамки работы охватывают период с начала 1905 года по лето 1914 года. Помимо указанного периода в исследование фрагментарно включено время образования земств как предпосылки либерального движения в России, дан анализ политической ситуации в обществе на рубеже XIX—XX вв.еков, а также показана работа оппозиционной либеральной организации начала XX века «Союза Освобождения», вокруг которой шло формирование либеральных идей. Границей исследования является лето 1914 года — начало Первой мировой войны, после которой начался распад российских либеральных партий. В указанных хронологических рамках следует выделить внутреннюю периодизацию. Первый этап развития русской либеральной мысли начала XX века проходил в период революции 1905;1907 годов и характеризовался переходом от опыта дореволюционного нелегального либерализма к организованной легализации своей деятельности. Второй этап — 1907;1914 годы, когда наиболее чётко проявилась идеологическая сущность русского либерализма, получившая отражение в либеральной политической практике.

Территориальные рамки исследования обусловлены границами Российского государства по состоянию на 1905;1914 годы.

Объект исследования — идейно-теоретическая основа российского либерализма и её эволюция в период 1905;1914 годов, а также программные теоретические установки ведущих либеральных партий.

Предмет исследования — формы и методы теоретической и практической деятельности российских либералов в различных сферах жизнедеятельности российского общества начала XX века.

Методологической основой диссертации являются принципы объективности и историзма, которые предполагают непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем, критическое отношение к источникам, вынесение суждений на основе всестороннего осмысления совокупностей фактов, а также показ явления в развитии и в контексте исторической обстановки. Использованы такие методы исторического анализа, как сравнительно-исторический, ретроспективный, хронологический, количественный, статистический.

Научная новизна исследования. Во-первых, это одна из первых работ, которая специально посвящена идеологической платформе русского либерализма начала XX века. Комплексно и в хронологической последовательности рассматриваются структура, идейное содержание либерализма, основные формы практического применения либеральных идей на протяжении 1905;1914 годов.

Во-вторых, проанализирован и впервые введён в научный оборот значительный комплекс архивных материалов, что дало возможность более объективно и всесторонне изучить некоторые спорные, не до конца решённые проблемы данной темы.

В-третьих, составлена периодизация издательской и агитационно-пропагандистской деятельности русских либералов в начале XX века, в результате чего создалось целостное представление об этом направлении либеральной практики.

В-четвёртых, выяснено действительное отношение российских либералов начала XX века к зарубежному политическому опыту этого направления. Обращение к западным либеральным идеям носило не стихийный, а вполне обоснованный характер. Заимствовались лишь отдельные элементы, с учётом потребностей российского общества. Это дало основание утверждать, что исторические особенности развития России обусловили формирование особого типа русского либерализма, занявшего собственное место в «общей семье либерализма» и обогатившего её новыми идеями и новым видением проблем современности.

В-пятых, изучено отношение ведущих либеральных деятелей к различным категориям населения российского общества начала XX века. Пласт воззваний, листовок, брошюр и другой печатной продукции позволил ознакомиться с истинными помыслами русских либералов.

В-шестых, идейное содержание русского либерализма рассмотрено не только по теориям ведущих либералов: у кадетов — П. Н. Милюков, П. Б. Струве, у октябристов — А. И. Гучков. Поиск модели выхода из кризиса российского общества интересовал и других теоретиков этих партий. В работе использованы труды таких либеральных деятелей, как Ф. Ф. Кокошкин, А. И. Шингарёв, В. А. Маклаков, Д. Н. Шипов и др.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности её теоретического и прикладного применения. Результаты исследования могут быть использованы в написании обобщающих работ по истории либерализма в России, подготовке лекционных и специальных курсов по историческим, политическим, философским, юридическим проблемам русского либерализма начала XX века.

Апробация: Основные аспекты диссертационного исследования были изложены в 11 научных публикациях. Некоторые положения диссертации отражены в лекционных курсах по Отечественной истории и политологии для студентов негуманитарных ВУЗов.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трёх разделов, заключения, приложения и списка источников и литературы.

Заключение

.

Историческую судьбу России вряд ли можно представить без русской либеральной идеи. Её история — длительный процесс. До начала XX века русская либеральная политическая идеология развивалась в русле западноевропейских либеральных традиций, и только к началу XX века она приобрела специфичные национальные черты. Русский либерализм стал представлять стройную систему взглядов и установок.

Русская либеральная идея начала XX века включила в своё содержание различные аспекты переустройства российского общества на демократических основах. Главным условием претворения либеральных ценностей в жизнь русские либералы видели в реформировании всех сфер общественной жизни на началах свободы.

Русский либерализм прошёл длительный путь формирования. На этапе своего зарождения он заимствовал многие западноевропейские идеи, впоследствии трансформировал их в собственную теоретическую систему, приспосабливал установки Запада к российской действительности. Поэтому к рубежу XIX—XX вв.ека отечественный либерализм приобрёл своеобразные черты. Во-первых, к началу XX века в России процесс общественной модернизации запаздывал. Это обусловило непривлекательность либеральных идей для русского населения, так как большая его часть страдала из-за отсутствия прочных позиций в обществе.

Во-вторых, на Западе генезис либеральной доктрины и политики проходил параллельно с формированием гражданского общества и его основных институтов, с уровнем развития общественно-политической мысли. В России эти процессы протекали по-другому. Русская интеллигенция в начале XX века пыталась с помощью идей либерализма трансформировать традиционное общество в гражданское в условиях существования самодержавной власти. Это противоречие породило слабость либерализма, его нежизнеспособность, сложную адаптацию к российской действительности.

В-третьих, в России носителями либеральных идей выступали представители дворянства и интеллигенции. Они стремились к компромиссу с властями, отвергали насильственный метод борьбы, предпочитали путь реформ. Западный либерализм формировался как идеология среднего класса, который использовал крайние насильственные меры, включая и массовый террор. Поэтому формирование особого типа русского либерализма в начале XX века было обусловлено историческими особенностями развития России.

Русское либеральное политическое сознание начала XX века отличалось специфичной структурированностью. Его содержание включало в себя не только вопросы по переустройству государства, введения конституциональных начал в стране, расширения прав различных групп населения, но попытку разрешения аграрных и национальных проблем в России — крайне острых к началу XX века.

Содержание русской либеральной идеологии начала XX века превзошло классический либерализм в теоретическом плане. Оно изменило охранительную функцию государства и предало запретам смысл положительных предписаний с позиции справедливости. Либеральные теоретики расширили понимание границ человеческой свободы. Помимо свободы общей и равной для всех, то есть политической, которая подразумевала расширение избирательного права, привлечение к законодательному творчеству широких слоев населения, была ещё свобода личная, в которую государство не имело права вторгаться.

Русский либерализм в начале XX века стал рассматривать общество как живую «цельность», единство многообразия, отводил личности особое и независимое место. Российская либеральная общественность в начале XX века заменила понятие «равенство перед законом», понятием «равенство исходных шансов». Либералы объясняли, что только правовое равенство не гарантирует фактического равенства, оно должно было дополниться равенством социальным. Его гарантии в значительной мере зависели от соответствующей политики государства. Идея права дополнялась идеей блага. Ужасное социальное зло они видели не в экономическом неравенстве, а в порабощении человека человеком. В этом смысле русские либералы рассматривали понятие собственности — как не принадлежащую человеку вещь, а как основу его хозяйственной деятельности и культурного творчества.

Идеологическое содержание русского либерализма начала XX века предполагало решение аграрной проблемы в России. В теоретическом плане оно носило прогрессивный характер. В его основе лежали следующие принципы: введение частной собственности на землю, освобождение крестьянства от традиционной общинной психологии, развитие сельского кустарного производства, открытие специального сельскохозяйственного факультета, уравнение русского крестьянства в правах и свободах с другими категориями населения России и др.

Но применение на практике русских либеральных идей по аграрному вопросу потерпело неудачу. Во-первых, традиционная психология крестьян оказалась в родстве с социалистическими коллективными идеями. Вовторых, крестьянство было далеко от политической борьбы, неверно понимало свои права и свободы, было лишено политической самостоятельности. В-третьих, самодержавие не пожелало сделать уступки крестьянству и отказаться от права верховного собственника на землю.

Важным аспектом либеральной политической идеологии в начале XX века был национальный вопрос. Его решение вплоть до лета 1914 года отличалось неоднозначностью. Акценты изменялись в зависимости от исторических условий развития российского общества. В межреволюционный период взгляды русских либералов на национальный вопрос формировались под влиянием, воздействием и на фоне национально-освободительного движения в России. Кадеты и октябристы высказывались, что решение национальной проблемы должно было решаться вместе с изменением российского государственного устройства и принятием конституции.

Русские либералы проявили себя как истинные патриоты своего Отечества. Они приветствовали идею общегосударственного единства, допуская лишь расширение прав местного самоуправления. Сохранение целостности и государственности России было возможно, по их мнению, только при условии свободного объединения наций. Основой государственного единства и прочности русский либерализм в начале XX века называл государственный язык.

Но русская либеральная идея решения национального вопроса оказалась малопривлекательной для населения России. Во-первых, либеральная общественность слишком идеализировала интеграционные процессы в России и не учла, что нации, входившие в состав Российской империи, находились на разных уровнях политического и социально-экономического развития. Во-вторых, русские либералы потеряли инициативу в разработке конкретной программы решения национальной проблемы, их разобщённость в общероссийском масштабе проходила на фоне консолидации российского пролетариата в силу интернационалистской позиции, занятой большевиками.

Эволюция русской либеральной идеологии начала XX века развивалась в тесной связи с практической деятельностью либералов. Они стремились не только теоретически обосновать идеи построения идеального общества, но и реализовать их на практике, реально воплотить в жизнь.

Политическая практика русского либерализма на протяжении 1905;1914 годов стала естественным продолжением огромной работы, начатой земской интеллигенцией в конце XIX века. В результате отечественная либеральная общественность в начале XX века выработала новые принципы и механизмы реализации своей идейной платформы. Она стремилась примирить и объединить разрозненные либеральные элементы в единую организацию с целью создания мощной оппозиционной политической коалиции. Для осуществления этого русские либералы начала XX века широко использовали агитационно-пропагандистскую деятельность в различных социальных группах российского общества. Они приступили к изданию газет, журналов, воззваний и других видов печатной продукции, которые способствовали распространению и закреплению в массовом сознании конституционных и правовых идей либерализма.

Развитие либеральной легальной политической издательской деятельности в начале XX века стало новым феноменом в политике и культуре России. Её сущность необходимо рассматривать не только в контексте общего развития печати и издательского дела, но и как неотъемлемую часть русской культуры. Без решения определённых общих проблем не могли успешно действовать партийные агитаторы и пропагандисты русского либерализма.

Для всех российских либеральных партий наиболее важным являлись конкретные меры по реализации неотъемлемого права личности и атрибута правового государства: отмена предварительной цензурысудебная ответственность лиц, а не изданий, изъятие самого понятия «преступление печати» из законодательства и т. д.

Русские либеральные политические партии в начале XX века создали специальные органы и учреждения, занимавшиеся планированием, редактированием, печатанием, распространением и использованием изданий для политической борьбы. Тематика периодической и непериодической политической литературы отражала приоритеты русской либеральной идеологии и тактики. Как кадеты, так и октябристы отдавали предпочтение выпуску политической и политико-правовой литературы. Большое внимание уделялось официально-документальным циклам: программам, уставам, их проектам и дополнениям. Выпускалось много произведений, посвящённых популяризации партийных программ, печаталась масса воззваний с призывами вступать в либеральные партии. Выходили издания, рассказывавшие об идеологии, тактике, истории либеральных организаций, русском либеральном движении в целом. Издавались биографии либеральных партийных лидеров и выдающихся лиц, разделявших партийную идеологию. Русские либеральные партии уделяли большое внимание общим политико-правовым проблемам, судебной системе, апологии парламентаризма, избирательному праву, гражданским правам и свободам, национальному вопросу, аграрной проблематике.

Либеральная издательская деятельность заняла достойное место в истории печати России начала XX века, несмотря на кратковременность своего существования. Её главной характерной чертой была ориентация на легальные формы политической борьбы. Но 1917 год показал, что русская либеральная идеология и методы её деятельности были отвергнуты. Основное население России — рабочие, крестьяне, служащие, студенчество, с трудом поддавалось либеральному идейно-политическому влиянию в силу непонимания либеральных идей и предпочтения радикальных, более понятных массе населения методов для решения жизненноважных проблем.

Таким образом, эволюция русской либеральной идеологии в начале XX века представляла собой особое сознание и поведение, рождённое в недрах российской действительности. Теоретическая модель либерализма в России оформилась в начале XX века. Это был синтез нескольких субмоделей, получивших воплощение в программах русских либеральных партий. Русская либеральная мысль пополнилась творческими идеями, имевшими большое значение для развития науки о человеке, о его неотъемлемых свободах и правах. Она обогатила мировую либеральную политическую мысль важным общественно-политическим опытом.

Поражение русской либеральной идеологии начала XX века было обусловлено следующими причинами: во-первых, русский либерализм стал типом мышления узкого круга интеллектуалов и не приобрёл широкой популярности в российском обществе. Народ в большей степени поверил радикальным идеям и отверг постепенный либерально-реформистский путь. Арсенал русской либеральной политики оказался беден, а выбор средств воздействия на противостоящие стороны мал.

Во-вторых, русские либералы не учли реальных условий развития России в начале XX века. Они стремились предложить обществу идеальную модель переустройства общества. Но действительность не позволила им реализовать свои идеи, так как теория русского либерализма долгое время формировалась в отрыве от либеральной политической практики.

В-третьих, русский либерализм в начале XX века не сумел преодолеть раскола на теоретическом и организационном уровне, единая либеральная политическая организация так и не была создана в России. Идеологи отечественного либерализма предлагали различные пути приобщения к цивилизованному обществу, а это ослабляло либерализм как политическое и идейное течение.

В-четвёртых, либеральную идеологию в России не поддержало царское правительство, ей не удалось привлечь традиционное массовое политическое сознание на свою сторону. Российское общество в начале XX века оказалось расколотым на две непримиримые части — «верхов» и «низов». Либеральное движение заняло сложную в политическом отношении срединную позицию, которой не сумело эффективно воспользоваться.

Проблема эволюции идеологии и политической практики русского либерализма начала XX века является сравнительно новой темой для отечественной историографии. Её изучение началось в 1990;е годы. Несмотря на это, проведённая работа успешна. Современное состояние изучения истории русского либерализма начала XX века определяется рядом отличительных особенностей. Сегодня плодотворно ведётся поиск новых подходов в исследовании идеологии русских либералов начала XX века в области теории и методологии, историографии и источниковедения. Это даёт возможность выявить и проанализировать новые актуальные аспекты этой проблемы, приступить к её комплексному анализу.

Отечественным исследователям в будущем необходимо сосредоточить усилия на выпуске обобщающего, комплексного исследования по истории русского либерализма. Содержание этой работы должно рассматривать проблему русского либерализма всесторонне, с привлечением не только историков, но и философов, социологов, политологов, юристов, психологов. Следует заметить, что нужно отказаться от идеализации русского либерального движения начала XX века, его вклад в отечественную историю нуждается в объективной и взвешенной оценке, с показом противоречий и трудностей эволюции.

Изучение идеологического содержания русского либерализма начала XX века должно проходить в стремлении его осмысления по-новому, с привлечением к анализу теоретических взглядов не только лидеров русских либеральных партий, но и трудов теоретиков октябристов и кадетов. Благодаря открытости и доступности столичных и региональных архивов, сегодня постепенно выходят из забвения имена многих представителей российского либерального движения. Исследование их взглядов необходимо продолжить, так как драматическая и порой трагическая судьба многих видных деятелей российского либерализма — Ф. Ф. Кокошкина, Д. Н. Шилова, В. А. Маклакова, А. И. Шингарёва, П. Б. Струве и др., имела решающее значение в формировании идеологии русского либерализма начала XX века, либеральных традиций в целом.

Необходимо предложить изучение проблемы русского либерализма начала XX века не только профессиональным историкам, но и студентам. Это предполагает разработку элективных курсов в системе вузовского гуманитарного образования. Не обязательно рассматривать русскую либеральную идею в целом, из неё можно выделить наиболее актуальные для современного общества аспекты: права и свободы личности, проблемы конституционного устройства общества, аграрное реформирование, решение национального вопроса и др.

Идейное содержание и политическая практика русского либерализма начала XX в наши дни интересует исследователей не только в крупных столичных центрах, но и в региональных вузах. Невозможно отрицать роль местных либеральных организаций в становлении либерализма как общественно-политического течения в России. Поэтому анализ и оценка их деятельности должна стать задачей и краеведения. Этот предмет сегодня успешно преподаётся в учебных заведениях разного уровня, поэтому было бы целесообразно приступить к разработке лекционных курсов по истории либерального движения начала XX века в российской провинции. (Центральном Черноземье, Поволжье, Сибири и др.).

Научным коллективам, учёным различных областей науки — историкам, философам, политологам и др. следует сотрудничать с журналистами. Им необходимо практиковать выступления в средствах массовой информации, знакомить россиян с опытом и традициями русского либерализма начала XX века, показывать как его достижения, так и трудности, недостатки.

Исследование эволюции русской либеральной идеологии начала XX века сегодня имеет не только научную, но и прикладную значимость. Современная ситуация в России во многом сходна с той, что была в стране в начале XX века. Поколение начала XXI века переживает подобный общественно-политический и духовно-нравственный кризис, выйти из него должны помочь реформы, которые в скорректированном социальном плане помогут преодолеть нынешний кризис. Поэтому важно знакомиться с идейно-политическим опытом русского либерализма начала XX века сегодняшним партийным и государственным деятелям. Этот опыт содержит рациональные идеи по переустройству российского общества, которые не потеряли своей актуальности и в современных условиях. Изучение истории русского либерализма начала XX века можно рассматривать как один из симптомов серьёзного поворота отечественной исторической науки к актуальным проблемам современного российского общества, переживающего период сложных, глубоких реформ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российский государственный исторический архив (далее РГИА). (г. Санкт-Петербург)13.1. РГИА. Ф.1278. Государственная дума. Оп.1. Д. 150, 257- Оп.2. Д. 377, 2408,3216, 3542, 3543,3548, 3549,3550- Оп.9. Д. 221, 260, 299, 469, 470, 897, 898.
  2. Маклакова и А. А. Кизеветтера // Источник. 1996. № 2. С.65−81.16.2. В поисках новой России: письма Б. А. Бахметьева и В. А. Маклакова //
  3. Отечественная история. 1997. № 1. С.135−149- № 2. С.160−173- № 4. С.160−173.16.3. Витте С. Ю. Воспоминания: В 3 т. / Т.2. М., 1960. 354с.16.4. Гучков А. И. рассказывает. (Воспоминания председателя
  4. А.Я. Прогрессизм и проблема создания партии «настоящей"буржуазии // Вопросы истории. 1980. № 9. С.45−61.
  5. А.Я. Столыпин и Третья Дума. М., 1968. 178с.1.4. Алафаев А. А. Русский либерализм и самодержавие на рубеже 1870−1880-х годов. М., 2002. 364с.1. 5. Астрахан Х. М. Большевики и их политические противники в 1917 году. Л., 1973.203с.
  6. Н.А. Российский либерализм начала XX века. М., 1982. 182с.
  7. I. Зарубежные исследования
  8. I. 1. Gitelson A., Dudley R., Dubnick М. American Government. Boston, 1988.214s.
Заполнить форму текущей работой