Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при изучении раздела «Бактерии. 
Грибы. Растения» (6 класс)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате экспериментальной проверки, было установлено, что индивидуально-групповая методика является более эффективной по сравнению с традиционной (объяснительно-иллюстративным обучением), так как дает возможность широко использовать все многообразие форм, методов и средств обучения. Она основана на самостоятельной работе учащихся, а также позволяет органично сочетать репродуктивную… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Проблема учебно-познавательной деятельности учащихся в истории развития педагогической мысли
    • 1. 2. Анализ психолого-педагогических основ учебно-познавательной деятельности учащихся
    • 1. 3. Состояние проблемы организации учебно-познавательной деятельности в практике процесса обучения биологии
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. КОЛЛЕКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
    • 2. 1. Проблема коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся в теории и практике школы
    • 2. 2. Методика и результаты педагогического эксперимента по организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения «
  • Выводы по втоюй главе.. ¦

Организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсивное развитие современного общества ставит перед школой все более новые требования по модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Учителю, работающему в школе XXI века постоянно приходиться задумываться над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать познавательный интерес у учащихся к своему предмету? Перед педагогом возникают новые задачи по организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая будет направлена не только на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, но и на возможность реализации своих потенциальных возможностей, на развитие качеств личности каждого учащегося.

В настоящее время происходит обновление содержания образования, переход на вариативные программы, изменяется и структура предмета биология. Учащимся 6 класса необходимо изучить тот же объем учебного материала за один год. В соответствии с этим, перед учителем возникают определенные трудности, в первую очередь связанные с усвоением учебного материала школьниками за более короткий срок. Что несомненно влечет за собой и изменение подходов к организации их учебно-познавательной деятельности.

Проблема организации учебно-познавательной деятельности на сегодняшний день остается одной из наиболее актуальных. Изучению данной проблемы посвящены многие труды психологов, педагогов, методистов. Среди наиболее значимых работ в отечественной психологии, посвященные учебной деятельности являются научные труды С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Богоявленского, Н. А. Менчинской, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Н. Ф. Талызиной и многих других (16, 34, 35, 43, 44, 89, 90, 132, 133,140,141,142,172,173).

По данной проблеме существует множество педагогических исследований (В.П. Беспалько, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова и др.), а также научных исследований виднейших методистов (А.Я. Герда, JI.C. Севрука, В. В. Половцова, Б. Е. Райкова, П. И. Боровицкого, Н. М. Верзилина, Н. А. Рыкова, Д. И. Трайтака, В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, И. Д. Зверева, Е. П. Бруновт и многих других).

Достаточное количество научных публикаций и работ диссертационного характера в последнее время посвящаются проблеме организации учебно-познавательной деятельности учащихся и сочетанию в учебном процессе ее основных видов. Это работа В. В. Пасечника (116), посвященная проблеме теории и практики организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания биологииисследование Н. С. Дворецкой (48), раскрывающее методические особенности сочетания индивидуальных и коллективных видов учебной деятельностиН.Г. Боброва (13) в своей диссертации уделяет особое внимание методике организации учебно-познавательной деятельности на уроках общей биологииЗубкова Н.И.(63) раскрывает эффективность различных видов учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения биологии в 6 классенаучное исследование Т. Г. Собакиной (137) посвящено эффективности коллективной познавательной деятельности учащихся в условиях перехода с родного (якутского) на русский язык обучения в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье" — диссертация, посвященная проблемам методики организации групповых форм работы учащихся (Л.П. Кныш) (74) и другие.

В настоящее время многие учителя нацелены на повышение эффективности организации учебно-воспитательного процесса, способствующей получению учащимися наиболее прочных знаний и повышению качества обучения. Как показывает практика школы, на сегодняшний день главенствующее положение в учебном процессе занимает объяснительно-иллюстративное обучение, ставшее традиционным, при котором познавательная деятельность учащихся в основном является репродуктивной. При этом наблюдается определенное противоречие между необходимостью включения учащихся в активный творческий процесс и недостаточной ориентацией процесса обучения на применение методик, позволяющих рационально сочетать репродуктивную и творческую познавательную деятельность учащихся. Анализируя работу учителей биологии, преподающих в 6 классе, мы пришли к выводу, что при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» большинство педагогов не включают учащихся на уроках в деловое общение, которое, по мнению многих психологов, является «ведущей деятельностью» подросткового возраста.

Данные факты несомненно снижают познавательную активность школьников, что несомненно негативно отражается на качестве обучения.

Всестороннее изучение данной проблемы показало, что повышению качества знаний учащихся будет способствовать организация коллективной учебно-познавательной деятельности, а именно индивидуально-групповой ее формы, которая позволяет органично сочетать репродуктивную и творческую познавательную деятельность учащихся, способствует включению школьников в деловое общение, а также учитывает индивидуальные особенности как отдельного ученика, так и класса в целом.

Таким образом сущность проблемы исследования заключается в разработке методических рекомендаций по применению индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» в 6 классе.

Выше сказанное определило выбор темы исследования: «Организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс).

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении методических особенностей организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся, направленных на повышение • эффективности процесса обучения биологии при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс).

Это обусловило выбор объекта исследования.

Объектом исследования является процесс обучения биологии, включающий систему форм, методов и средств обучения.

Предметом исследования применение индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности в процессе изучения раздела «Бактерии. Грибы. Растения».

Гипотеза исследования. Эффективность обучения раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс) повысится, если:

— будет организована коллективная познавательная деятельность с учетом индивидуальных особенностей как отдельного ученика, так и класса в целом.

— центральное место в процессе образования займет индивидуально-групповая методика, позволяющая органично сочетать репродуктивную познавательную деятельность учащихся с творческой, а также способствующая реализации «делового общения» между школьниками по вопросам изучения учебного материала.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы организации учебно-познавательной Ф деятельности учащихся в педагогической, психологической и методической литературе.

2. Выявить основные аспекты данной проблемы в школьной практике обучения биологии.

3. Разработать методические рекомендации по применению методики • организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс).

4. Экспериментально проверить эффективность методики организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс). Методологической основой исследования являются теория деятельности.

C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), методика обучения биологии (Б.Е. Райков, Б. В. Всесвятский, Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская, Д. И. Трайтак и др.), методика организации коллективной познавательной деятельности (И.Б. Первин, М. Д. Виноградова, В. К. Дьяченко, В. В. Пасечник и др.).

Для решения указанных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.

2. Анализ и изучение состояния проблемы исследования в истории развития отечественной школы.

3. Педагогическое наблюдение, беседа с учителями, личное преподавание.

4. Проведение констатирующего, поискового и обучающего эксперимента.

5. Анализ количественных и качественных результатов эксперимента. Экспериментальная база исследования. В педагогическом эксперименте принимали участие учителя биологии города Москвы и Московской области, учащиеся школ № 1936 ЮВАО г. Москвы, № 412 В АО г.

Москвы, средних общеобразовательных школ № 6 г. Люберцы и № 5 г. Мытищи Московской области.

В процессе педагогического эксперимента выявлялась эффективность применения методики индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся 6 класса при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения».

Предмет и задачи исследования определили логику и этапы исследования.

Этапы исследования.

Первый этап — 2001;2002 гг. — изучалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература по теме нашего исследования, происходило изучение теории и практики организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения биологии, осуществление поискового эксперимента.

Второй этап — 2003 г. — разработка и экспериментальная проверка методики индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс).

Третий этап — 2004 г. — проведение анализа, систематизации и обобщения полученных в ходе педагогического исследования данных и оформление диссертационной работы.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования, которые изложены в диссертации, подтверждаются результатами эксперимента и его внедрения в школьную практику, а также применением объективных качественных и количественных показателей итогов научной работы.

Апробация результатов исследования проводилась на уроках по разделу «Бактерии. Грибы. Растения» в школах г. Москвы и Московской области. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре методики преподавания естествознания, географии и экологии МГОУна научно-практических конференцияхв ходе проведения методических объединений учителей биологии, а также нашли свое отражение в публикациях (21,22,23).

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в конкретизации научно-обоснованной организации учебно-познавательной деятельности учащихся, основанной на коллективной познавательной деятельности, позволяющей учитывать возможности как каждого ученика, так и класса в целом.

Практическая значимость. Методические рекомендации по организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности, способствующие повышению эффективности процесса обучения биологии (раздел «Бактерии. Грибы. Растения»), а также разработанный комплект инструктивных карточек, могут найти широкое применение в практической деятельности учителей биологии.

На защиту выносятся :

1. Методические рекомендации по использованию индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся, способствующие повышению эффективности обучения на уроках биологии при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс).

2. Методические условия реализации органичного сочетания репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся в ходе применения индивидуально-групповой методики в процессе обучения биологии (раздел «Бактерии. Грибы. Растения»).

Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертации 156 страниц, включая 3 схемы, 13 диаграмм и 19 таблиц. Библиография насчитывает 176 источников.

Выводы по второй главе:

1. Организация коллективной учебно-познавательной деятельности оказывает положительное влияние на развитие и активизацию познавательной самостоятельности учащихся, способствуя повышению уровня обучения школьников.

2. Коллективная учебно-познавательная деятельность позволяет дифференцировать задания для учащихся с учетом уровня возможности самостоятельно изучать ими учебный материал. Групповая работа «снимает» липшее нервное напряжение и усиливает веру учеников в собственные силы.

3. Индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность учащихся является наиболее эффективной среди других форм коллективной деятельности, так как позволяет учитывать индивидуальные способности как отдельных учащихся, так и класса в целом.

4. При организации индивидуально-групповой методики наиболее эффективно проявляется возможность органичного сочетания репродуктивной и творческой познавательной деятельности, а также реализуется «деловое общение» между учащимися по учебным вопросам, что способствует повышению эффективности обучения.

Заключение

.

Итоги проведенного теоретического и экспериментального исследования подтвердили выдвинутую нами рабочую гипотезу и заключаются в следующем:

1. На основе научного анализа педагогической, психологической и методической литературы выявлена степень разработки темы исследования, показан интерес к проблеме организации учебно-познавательной деятельности учащихся, как ученых-методистов, так и учителей школы. В результате изучения состояния проблемы исследования в истории отечественной школы были выявлены основные направления организации учебно-познавательной деятельности: активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, формирование и развитие познавательного интереса, повышение уровня самостоятельности, реализация творческого развития школьников с учетом их индивидуальных способностей.

2. В ходе данного исследования выявлены основные аспекты проблемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

— доказано, что активизировать учителями работу школьников, можно посредством включения их в систему самостоятельных работ, сочетающихся с другими видами учебной деятельности;

— доказано, что коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся способствует развитию познавательной самостоятельности школьников, а также обеспечивает активное общение учащихся по целям и содержанию обучения. В результате проведенного исследования нашло подтверждение следующее принципиальное положение нашей рабочей гипотезы, которое показало, что эффективность обучения биологии (раздел «Бактерии. Грибы. Растения») повышается при организации коллективной познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, как отдельного ученика, так и класса в целом.

3. Разработаны методические рекомендации по применению методики организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» в 6 классе, которые при экспериментальной проверке дали положительный результат, отраженный в таблицах и диаграммах автореферата и диссертации.

4. В результате экспериментальной проверки, было установлено, что индивидуально-групповая методика является более эффективной по сравнению с традиционной (объяснительно-иллюстративным обучением), так как дает возможность широко использовать все многообразие форм, методов и средств обучения. Она основана на самостоятельной работе учащихся, а также позволяет органично сочетать репродуктивную и творческую познавательную деятельность школьников. При этом основными методическими условиями для реализации такого сочетания являются следующие:

— творческая деятельность в группах наиболее эффективна при условии овладения каждым учащимся элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности. В соответствии с этим учителю необходимо проводить определенную работу по формированию таких умений;

— определены наиболее благоприятные условия для работы в группах с численностью 4−6 человек. Доказано, что группах с меньшим количеством учащихся невозможна реализация полноценной дискуссии, необходимой для поиска ответов на вопросы творческого характера.

— установлено, что на начальных этапах работы наиболее эффективны гетерогенные группы учащихся с различным уровнем знаний по биологии. Опытно-экспериментальная проверка показала, что в таких группах развитие личности происходит более интенсивно как в социальном, так и в творческом отношении.

— организуя работу учащихся по индивидуально-групповой методике, учителю необходимо учитывать какой учебный материал учащиеся должны получить в готовом виде, а какой самостоятельно. В соответствии с этим, в инструктивных карточках учителем подробно раскрываются последовательность выполнения учащимися различных заданий;

— в ходе организации работы учащихся по индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учителем была отработана система контроля знаний учащихся, позволяющая выявить уровень усвоения школьниками учебного материала и их возможности рассуждать, сравнивать, обобщать, что было существенным показателем творческой деятельности учащихся.

Индивидуально-групповая методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся также реализует возможность поддержания «делового общения» между школьниками по изучаемым вопросам, что несомненно положительно сказывается на высоких результатах процесса обучения биологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии.// Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969.-375 с.
  2. Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968.-139 с.
  3. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -80с.
  4. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.- 207 с.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методич. основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  6. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.- Знание, 1981.- 96с.
  7. Ф.Я., Корицкий В. Т., Власов М. М. Соотношение проблемного и непроблемного в процессе преподавании биологии .//Биология в школе. 1975,-№ 4.-с. 35−40.
  8. И.Г., Корчагина В. А. Уроки ботаники в 5−6 классах. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1974. 239 с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  10. В.П. Основа теории педагогических систем. Воронеж: Ворон. ГУ, 1977.-304 с.
  11. П.Блинов Л. В., Щербаков С. В. Коллективная деятельность учащихся на уроках и во внеклассной работе//Биология в школе. 1989 — № 6. — с. 31-• 33.
  12. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1964.-547 с.
  13. З.Боброва Н. Г. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии в средней школе: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: -СПб.,-1997.-194с.
  14. Н.Г. Способы, средства, обеспечивающие учебно-познавтельую деятельность учащихся при изучении общей биологи НИИ ПТО. РАО -СПб.-27с.
  15. А.Е. Развитие познавательной самостоятельности учащихся как средство повышения эффективности обучения ботанике. Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1982. — 18 с.
  16. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  17. Е.П. и др. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1969.-215 с.
  18. Е.П. и др. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1984.-192 с.
  19. А.В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. -М. 1979.
  20. А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. -М.: Знание. 1983.-96 с.
  21. Ю.В. Использование коллективных способов обучения на уроках биологии//Педагогические вести. М.: — 2004. — № 3 — с. 3.
  22. О.Ю. Формирование понятия «экосистема» в школьном курсе биологии «Человек и его здоровье» на основе технологии модульного обучения: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2001. -233 с.
  23. В.Н. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение, 1984. -63с.
  24. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания • биологии. -М.: Просвещение, 1976. 384с.
  25. Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М.: АПН РСФСР, 1956.-820 с.
  26. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. — 293с.
  27. Н.М. Самостоятельные работы учащихся по ботанике. / Биология в школе. 1938 — № 4. — с.27−35.
  28. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение. 1977 — 159 с.
  29. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  30. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. Под. ред. Т. И. Огородникова. М., 1976. — 156с.
  31. .В., Вутетич В. Н. Методика преподавания ботаники в средней школе. Пособие для преподавателей средней школы и студентов высших педагогических учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Учпедгиз, 1941.-351 с.
  32. JI.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  33. JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Д.: гос. уч.-пед. Изд., 1935. — 135с.
  34. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ.- 1988−256с.
  35. П.Я. Формирование умственных действий .//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления./ Под ред. Ю. Б. Гиперпрейтер., В. В. Петухова. М.: изд. МГУ, 1981, с. 78−86.
  36. П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические основы программированного обучения на современном этапе. М.: Знание. 1966.-39
  37. А.Я. Избранные педагогические труды М.: Изд. АПН РСФСР, 1953.-208 с.
  38. Д.П. Элементы программированного обучения в преподавании биологии. Л.: ЛГПИ, 1975.-184 с.
  39. Р.А. Уроки общей биологии. Ташкент: Укитувчи, 1988. — 127с.
  40. О.А. Уроки общей биологии- Из опыта работы. Минск: Нар.асветк. 1992. — 221с.
  41. В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. — 423с.
  42. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  43. М. А. Есипов В.П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1957.-518 е.
  44. Н.С. Воспитательные проблемы коллективной познавательной деятельности школьников: Автореферат дисс. .канд. пед. наук. М., 1977. — 21 с.
  45. А. Избранные педагогические сочинения. М.:Учпедгиз, 1956.-373 с.
  46. Т.С. Сочетание индивидуальных и коллективных видов учебной деятельности учащихся при изучении биологии (IX класс): Дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 1998. — 188 с.
  47. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-373 с.
  48. Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы,-лишайники, животные: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2002. — 124 с.
  49. Л.Ю. Система малых тематических блоков в преподавании курса «Человек и его здоровье». Методич. Рекомендации. Л.: Ленинград, гор. ИУУ, 1989. — 61 с.
  50. Н.В., Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2000. — 96 с.
  51. В.К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах. -М.: Народное образование, 2004.-350 с.
  52. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение 1991. — 192 с.
  53. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной • школе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  54. И.Д., Мягкова A.M. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1985. 192с.
  55. И.Д. Основные системы обучения анатомии, физиологии и гигиены человека в средней школе. М.: Просвещение, 1971. — 407 с.
  56. И.Д. Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе. //Биология в школе, 1970, № 3, — с. 21−26.
  57. В.Ф. Педагогические труды. М.: Изд. АПН, 1956. — 146с.
  58. Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Л., 1986 — 79 с.
  59. Л.В. Руководство самостоятельной работой учащихся как педагогическая проблема.// Педагогика. Л., — 1975-с. 21−25.
  60. Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 205с.
  61. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 6).
  62. Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии: 6−7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989.-224 с.
  63. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика. 1982.-704 с.
  64. В.А. Методика рационального применения учебников ботаники и зоологии в учебном процессе. Дис.. канд. пед. Наук. Л., 1981. — 167 с.
  65. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  66. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. -Казань: Таткнигоиздат, 1966. 95 с.
  67. Л.П. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы учащихся на уроках: Дисс.. канд. пед. наук. Одесса, 1959. — 221 с.
  68. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под. ред. И. Б. Первина. -М.: Педагогика, 1985. 144с.
  69. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  70. Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. в 2-х т.т. Т.1 М.: Педагогика, 1982. — с.242−476.
  71. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: 1980.-256 с.
  72. Н.С. Методика организации групповых форм работы учащихся на уроках физики: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1996. — 198 с.
  73. В.М. Активизация методов обучения на уроках общей биологии. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — 94с.
  74. В. М. Мокеева З.А. и др. Как преподавать общую биологию. -М.: Просвещение, 1967. 311с.
  75. Краткий педагогический словарь пропагандиста/ сост.: М. Н. Колмакова и А. С. Вишнякова. М.: Политиздат, 1984. — 319 с.
  76. Н.К. Избранные педагогические произведения, М.: АПН РСФСР, 1955.-888 с.
  77. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение. 1976.-303 с.
  78. Е.М. Психологический анализ трудностей в усвоении ботаники учащимися 5−6 классов. М.: Известия АПН РСФСР, 1954, вып. 61, с. 191−205.
  79. В.И. Уроки биологии: 6−7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1991.-191 с.
  80. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  81. Л.А. Педагогика и современность. М.: Просвещение, 1964. -360с.
  82. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972. -576с.
  83. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание. 1974. — 64 С.
  84. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. 1981 — 186 с.
  85. Х.Й. Групповая работа на уроке, М.: Знание, 1975. — 81с.
  86. М.А. Организация фронтальных, групповых и индивидуальных самостоятельных работ учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 21 с.
  87. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  88. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 203 с.
  89. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории М.: ' Педагогика, 1978. — 387 с.
  90. М.И. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся в преподавании общей биологии. М.: Просвещение, 1972. -123с.
  91. Методика обучения ботанике/Под общ. ред. Н. В. Падалко, В. Н. Федоровой. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1977. — 287 с.
  92. Р.Н. Развитие познавательного интереса к биологии в условиях дифференцированного обучения школьников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. -202 с. •
  93. Г. М. Самостоятельная учебная работа учащихся// Биология в школе. 1974. № 6. — с. 17−23.
  94. Мышление учителя: Личности механизмы и понятийный аппарат./ Под ред. Ю. И. Кулюткина, Г. С. Сухобской.-М.: Педагогика, 1990.-104 с.
  95. А.Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 287с.
  96. Мышление учителя: Личности механизмы и понятийный аппарат./ Под ред. Ю. И. Кулюткина, Г. С. Сухобской.-М.: Педагогика, 1990.-104 с.
  97. М.А. Роль проблемного подхода в повышении эффективности обучения зоологии. Л.: 1977. — 16 с.
  98. Т.Н. Сочетание общеклассной групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности этого процесса: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1975.-25 с.
  99. О.А. Теория и практика самостоятельной работы. Таллин: Валгус, 1976. -280с.
  100. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе: Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г.// Народное образование в СССР сб. документов 1917—1973 гг. -М.: Педагогика, 1974.-е. 161−165.
  101. Организация учебной деятельности школьников на уроке биологии /А.Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Комиссарова и др. М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  102. В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика анач. обучения».- М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  103. В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 5-е изд., доработ. — М.: Дрофа, 2001. -272 с.
  104. В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроках. //Биология в школе. М.: — 1990. — № 6 -с. 23−27.
  105. В.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения ботанике. Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 187 с.
  106. В.В., Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 6 кл. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 80 с.
  107. В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дис. на соиск. учен.степен. д-ра пед. наук: М., 1994. — 269с.
  108. В.В. Формирование у учащихся навыков обобщения в процессе обучения ботанике//Методика обобщений в школьных курсах биологии. М., 1980. — с. 25−35. .
  109. И.Г. Лебединая песня // Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Пед. наследие. М.: Педагогика, 1989. — с. 356 -391.
  110. П.И., Коротяева Б. И., Организация деятельности ученика на уроке М.: Знание, 1985. — 80с.
  111. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся М.: Педагогика, 1972. — 184с.
  112. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, — 1980.-240 с.
  113. К.К. Вопросы психологии труда М.: Медицина, 1970. — 264с.
  114. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -256с.
  115. Познавательная активность в системе процессов памяти/ Под ред. Н. И. Чуприковой. -М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  116. Половцов В. В Избранные труды. М.: изд. АПН РСФСР, 1957. — 132с.
  117. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5−11 кл. М.: Дрофа, 1999. — 224 с.
  118. .Е. Общая методика естествознания. М. — Л.: Учпедгиз, 1 947 170 с.
  119. Л. Выдающиеся педагоги, Роже Кузине //Перспективы: вопросы образования., 1988. — № 4 — с. 167−176.
  120. Л.В., Светлова П. Р. Проблемный подход один из путей получения глубоких и прочных знаний учащихся.// Биология в школе. -М.- 1975ю-№ 4-с.40−45.
  121. A.M. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения.: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988, — 144 с.
  122. Российская педагогическая энциклопедия: В.2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов, М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с. Т.1 — А-М-1993.
  123. С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР, 1957. — 318с.
  124. C.JI. Основы общей психологии, М.: Учпедгиз. 1946. -704с.
  125. Н.А. Методика преподавания зоологии.: Пособие для учителей, изд. 3-е, испр., и доп. Д.: Учпедгиз, 1957.-512 с.
  126. Н.А. Реализация принципа активности учащихся в преподавании биологии.// Ученые записки ЛГПИ, т. 250. Л. — 1964. — с. 122−128.
  127. М.Н. Школа и всесторонние развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 144с.
  128. Т.Г. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» (в условиях сельских школ Республики Саха (Якутия): Дисс.. канд. пед. наук. Москва. — 2002. — 136 с.
  129. Л.Н. Формирование приемов учебной деятельности в процессе обучения общей биологии. Автореф. дис. на соиск. учен, степен. конд. пед. наук. М. 1982. — 72с.
  130. Н.Ф. Внедрение компьютеров в учебный процесс научную основу//Сов. Педагогика. М.: — 1985 — № 12. — с. 34−38.
  131. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М.: МГУ. 1969. 133 с.
  132. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  133. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса М.: Знание, 1977. — 64 с.
  134. Творческая активность учащихся при изучении биологии. Сборник статей. Составитель Б. В. Всесвятский. М.: Просвещение, 1965. — 271 с.
  135. Д.И. Дидактические материалы по ботанике. М.: Просвещение, 1976.-96 с.
  136. Д.И. Кабинет биологии. М.: Просвещение, 1976.-142 с.
  137. Д.И. Практическая направленность обучения ботанике: Пособие для учителей. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980.-144 с.
  138. Д.И., Трайтак Н. Д. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Мнемозина», 2000. — 240 с. .
  139. Д.И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся М.: «Мнемозина», 1998. — 159 с.
  140. Д.И. Формирование познавательного интереса у учащихся к ботанике. -М.: Педагогика, 1975. 72с.
  141. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. — 288 с.
  142. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-орентированная монография/Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, изд. второе, дополн., 2001 .-350 с.
  143. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений -М.: Знание, 1987. 80с.
  144. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176с.
  145. К.Д. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224 с.
  146. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2./Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.), Г. С. Костюкова, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1974, Т.2 — 438 с.
  147. К.Д. Человек как объект воспитания // Собр. Соч. в 11 т.т., Т.10-М. Л.: АПН РСФСР, 1949. — с. 53−624
  148. Федеральный базовый компонент биологического образования. Авт. Кол.: Б. Д. Комиссаров, В. И. Сивоглазов и /Под. ред. Л. П. Анастасовой // Биология в школе, 1993. — № 5, — с. 32−40.
  149. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 223с.
  150. А.В., Коровкина Г. Д. Метод Шаталова: как его применять на уроке биологии .//Биология в школе, 1987. № 5. — с. 43−46.
  151. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982−208 с.
  152. Т.И., Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения М.: Педагогика, 1985. — 104с.
  153. Т.И. Дидактическая система средств активизации учения школьников.// Сов. Педагогика, 1979.-№ З.-с.11−17.
  154. Т.И. Модульное обучение: сущность, технология.//Биология в школе. М. — № 5. — с. 29−32.
  155. В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка. М.: Педагогика, 1979. — 134 с.
  156. В.Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка. М.: Педагогика, 1980. — 95 с.
  157. В.Ф. Точка опоры. -М.: Педагогика, 1987. 158 с.
  158. Д. Настольная книга для преподавателя биологии/Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1974. 416 с.
  159. B.C. Задачи разработки категории деятельности как теоретического понятия// Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., — 1976. -№ 10 — с. 75.
  160. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  161. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Изд-во «Знание», 1972. — 31 с.
  162. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  163. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  164. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д.Б. Эльконин- Под ред. Д. И. Фельдпггейна. М.: Междунар. пед. академия., 1995. — 219 с.
  165. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.-272 с.
  166. П.А. Принципы модульного обучения//Советская педагогика. М. — 1990.-№ 1. — с.55−60.
  167. К.П. Вопросы общей методики естествознания/ Под ред. Скаткина М. Н. -М.: Учпедгиз, 1954−273 с.
Заполнить форму текущей работой