Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальная работа со студентами факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и Московского гуманитарного института на 1-х курсах, в областном центре эстетического воспитания детей «Гармония» при Московского государственного областного университета в старших группах, в Детских школах искусств в городах Королеве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Специфика композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству
    • 1. 1. Из истории развития орнаментального искусства
    • 1. 2. Особенности построения орнаментальной композиции
    • 1. 3. Композиционное мышление и орнаментальные образы
    • 1. 4. Дидактика орнаментальной композиции
  • Глава 2. Динамика формирования композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству
    • 2. 1. Критерии оценки уровня композиционного мышления студентов начальных курсов
    • 2. 2. Диагностика исходного уровня развития композиционного мышления студентов начальных курсов (констатирующий эксперимент)
    • 2. 3. Теоретические аспекты развития композиционного мышления студентов начальных курсов
    • 2. 4. Развитие композиционного мышления студентов на занятиях по орнаментальному искусству формирующий эксперимент)

Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность.

В условиях совершенствования системы Российского образования существует необходимость качественного повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога, в которой значительное место занимает обучение композиции. Формирование опыта творческой деятельности студентов рассматривается в общедидактических концепциях как основополагающее условие готовности к творческой работе в школьном и вузовском образовании. В этой связи практические и теоретические занятия в области орнаментальной композиции являются действенным и, по нашему мнению, очень важным средством развития и обогащения художественного потенциала педагога изобразительного искусства, призванного развивать композиционное мышление в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Несомненно, знакомство и усвоение орнаментальных композиционных структур способствует развитию художественного мышления и неразрывно связанно с творческим процессом учащихся.

Актуальность данного исследования обусловливается значимостью проблемы развития композиционного мышления студентов художественных факультетов в процессе обучения орнаментальному искусству.

Развитие данного типа мышления рассматривается нами как основополагающее умение для профессионального роста личности художника-педагога в процессе его дальнейшего творческого пути. Спецкурс по орнаментальной композиции дает импульс будущему специалисту в художественном подходе теме работы, в понимании специфики изобразительного искусства.

Методологической основой нашего исследования явилось философские труды известных в данной области: специалистов Д.Н.

Лихачева, Н. С. Гумилева, А. И. Дырина, В. И. Вернадского и др. з.

Основы теории развития творческих способностей личности рассматривались в трудах ведущих исследователей в области психологии: Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, Е. И. Игнатьева, И. С. Кона, B.C. Кузина, А. Н. Леонтьева, А. Н. Лука, A.M. Матюшкина, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна, Д. Н. Узнадзе и др. Труды Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, Н. Д. Никандрова, М. Н. Скаткина и многих других. Данные исследования посвящены разработке дидактических основ обучения и педагогическому творчеству студентов, в них раскрываются возможности активизации учебного процесса, выявляются наиболее эффективные средства управления мыслительной деятельностью обучаемых.

В разработке вопросов методики преподавания орнаментального искусства мы опирались на исследования Т. С. Комаровой, B.C. Кузина, С. П. Ломова, Н. Н. Ростовцева, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, в которых народное творчество рассматривается как часть культуры и системообразующий компонент содержания в системе подготовки педагога-художника.

Вопросами теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и творческого развития школьников, студентов занимались известные ученые: Е. И. Игнатьев, С. Е. Игнатьев, С. П. Ломов, Г. В. Беда, Н. Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Э. И. Кубышкина, Б. Т. Лихачев, А. А. Унковский, Л. М. Сокольникова и другие известные ученые.

В существующих разработках методических основ преподавания орнаментального искусства в системе подготовки художника-педагога указывается, что возможности занятий орнаментальной композиции можно успешно использовать как эффективное средство развития композиционного мышления, которое, в свою очередь, позволит обеспечить высокий уровень художественно-образной выразительности учебных работ студентов, повысить профессиональную компетенцию, 4 готовность будущих учителей к творческой художественно-педагогической деятельности.

Настоящее исследование нацелено на разработку и внедрение в учебный процесс спецкурса «Орнаментальная композиция» при подготовке художника-педагога. Оптимальное развитие композиционного мышления выступает как центральная проблема обучения будущего художника-педагога. Оно тесно связано с другими компонентами художественных способностей личности: творческим восприятием, воображением, оригинальным мышлением и др., что позволяет ставить задачи развития оригинальной личности будущего художника-педагога на основе активизации интеллектуальной деятельности обучаемого в процессе индивидуального творчества.

Специфичность композиционного мышления, присущая художнику-педагогу, видится нам в большей доле рефлексивности по отношению к своему творчеству, чем у обычного художника-практика. Рефлексия композиционного мышления свидетельствует о высоком уровне осознанности особенностей своей профессии. В мышлении педагога рефлексивные моменты проявляются по отношению к восприятию создаваемого объекта. Более глубокое понимание процесса своего художественного развития позволяют будущему художнику-педагогу адекватно видеть и оценивать уровни развития ученика.

Недостаточная изученность теоретических и практических вопросов развития композиционного мышления, потребность практики обучения в формировании творческой личности художника-педагога и зависимость творческого развития студентов от сформированности композиционного мышления является актуальной проблемой, определяющей выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: — разработка и апробация универсального курса «орнаментальной композиции» для развития композиционного мышления и повышения эффективности профессиональной художественной подготовки художника-педагога;

— совершенствование учебно-методического блока в изобразительной деятельности;

— качественное повышение специальных знаний студентов в процессе изобразительного творчества.

Объект исследования: процесс обучения орнаментальной композиции студентов в системе подготовки художников-педагогов.

Предмет исследования является методика обучения (теоретические основы, предлагаемые пути, методы и средства обучения) орнаментальной композиции студентов в системе подготовки художника-педагога.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффективность развития композиционного мышления студентов значительно повысится, если:

— на первоначальных этапах обучения декоративно-прикладному искусству активизировать изучение стилистики орнаментального искусства;

— разработать научно обоснованную методику этого обучения на занятиях по спецкурсу «Орнаментальная композиция».

Задачи исследования:

1. Проанализировать историческую, психолого-педагогическую, филосовскую и методическую литературу по проблеме развития композиционного мышления средствами орнаментальной композиции.

2. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога, а также эффективность использования для реализации этой цели занятий 6 орнаментальной композицией.

3. Изучить особенности развития композиционного мышления в декоративно-творческих работах студентов по орнаментальной композиции.

4. Определить роль выразительных средств орнаментальной композиции в создании декоративных работ и закономерности их влияния на формирование композиционного мышления студентов.

5. Рассмотреть с точки зрения учебного процесса специфические особенности различных орнаментально-композиционных работ с целью стимулировать интеллектуальную деятельность и творческий поиск студентов.

6. Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания спецкурса «Орнаментальная композиция», направленную на развитие композиционного мышления студентов в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.

7. Внедрить в практику обучения методические основы преподавания спецкурса «Орнаментальная композиция», оптимизированные в условиях современного учебного процесса.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения философской науки, психологии, методики преподавания изобразительного искусства и педагогики по проблеме развития мышления, а также современные труды зарубежных и отечественных ученных по проблеме развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания, теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности орнаментального искусства в формировании творческой личности, наследие традиционного декоративного искусства и современная художественная практика преподавания композиции.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития композиционного мышления, научных и методических исследований, диссертационных работ, периодических изданий;

— изучение существующих методик обучения орнаментальной композиции, анализ современного состояния проблемы преподавания орнаментальной композиции на факультетах изобразительного искусства в педвузах и системе средне-специального образования;

— изучение и обобщение опыта педагогов, художников-профессионалов, ведущих подготовку студентов художественно-графических факультетов и факультетов изобразительного искусства;

— изучение процесса создания индивидуальных декоративно-творческих работ студентами и определение роли орнаментальной композиции в развитии творческих способностей в учебно-художественных работах посредством их анализа;

— изучение материалов экспозиционно-выставочной практики современной орнаментальной композиции на выставках различного уровня (местных, областных, зональных, региональных, всероссийских), на конкурсах и фестивалях;

— экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и учащимися и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент).

Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась:

— на 1-х курсах факультетов изобразительного искусства и народных ремесел Московского Государственного областного Университета и Московского гуманитарного института,.

— в областном центре эстетического воспитания детей «Гармония» при Московском государственном областном университете — в старших группах,.

— в Детских школах искусств в городах Московской области Королеве и Красноармейске Московской области — в старших группах,.

— а также на художественных факультетах Нижневартовского и Омского государственного педагогического университетов.

Сущность методического эксперимента заключалась в том, что групповые занятия велись по предложенным диссертантом методическим рекомендациям, разработанным поурочным планам и специальной системе оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций. По результатам системного проведения контрольных работ сравнивались результаты экспериментальной и традиционной методик обучения орнаментальной композиции.

Методы исследования. В процессе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

— теоретические — изучение и обобщение творческого наследия народных мастеров и художников в области декоративно-прикладного искусства, в частности, орнаментального искусства;

— эмпирические — организация и проведение психолого-педагогического экспериментаанализ и наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

— диагностические — изучение продуктов художественной деятельности студентов до и после введения экспериментальной программы, статистический анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система эффективного развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов;

— разработана система композиционно-орнаментальных заданий, предполагающая повышение уровня теоретических и практических знаний, умений и навыков использования широкого спектра у возможностей орнаментальной композиции, и направленная на качественное развитие композиционного мышления студентовотобрана база практических упражнений, способствующих эффективному развитию композиционного мышления;

— предложены и обоснованы критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов, проведен анализ эффективных методов преподавания орнаментальной композиции, направленных на эффективное развитие композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога.

Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, при которых использование орнаментального искусства является важным фактором развития композиционного мышления студентов;

— разработана специальная диагностирующая методика, направленная на выявление и оценку уровня развития композиционного мышления студентов в процессе изучения орнаментального искусстватеоретически обоснованы критерии оценки развития композиционного мышления студентов установлено, что в процессе занятий орнаментальной композицией эффективно формируется и развивается композиционное мышление студентовустановлена взаимосвязь между формированием знаний о структуре выразительных средств орнаментальной композиции и характером творческого процесса создания композиционного решения в учебно-творческих работах студентов, а также выявлено методическое значение этой связи как эффективного средства развития композиционного мышления будущих художников-педагоговустановлено, что использование в процессе занятий орнаментальной композиции активизирует интеллектуальную деятельность обучаемых и стимулирует процесс развития композиционного мышления.

Практическая значимость заключается в разработке и апробации в ходе исследования системы орнаментально-композиционных заданий и упражнений, направленных на эффективное и оптимальное развитие композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композицией в системе подготовки художника—педагога. Полученные результаты могут быть использованы как в системе высшего и среднего художественно-педагогического образования, так и в системе дополнительного профессионального художественного образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

— опорой на исследования в области философии, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства;

— избранной методологией и широтой констатирующих исследований;

— экспериментальной проверкой основных положений исследования на практике в работе со студентами в ходе поисково-формирующего этапа эксперимента.

Апробация результатов исследования.

Практическая работа в области преподавания спецкурса орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных художественных ремесел Московского государственного областного университета опиралась на разработанную в исследовании концепцию оптимизации процесса развития композиционного мышления студентов в ходе обучения, что нашло отражение в результатах контрольных работ, которые получили высокие оценки и отличались повышенным разнообразием, оригинальностью, нестандартностью решений, большой творческой насыщенностью.

Материалы и результаты исследования стали основой выступлений и докладов на заседаниях кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава факультета изобразительного искусства и народных ремесел (ежегодно с 2005 по 2009 год).

Экспериментальная работа со студентами факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и Московского гуманитарного института на 1-х курсах, в областном центре эстетического воспитания детей «Гармония» при Московского государственного областного университета в старших группах, в Детских школах искусств в городах Королеве и Красноармейске Московской области в старших группах, а также на художественных факультетах Нижневартовского и Омского государственных педагогических университетов, проводилась в период с 2005 по 2009 г., в работе приняли участие более 200 человек.

Первый этап (2005;2006 гг.) — поисковый, заключающийся в теоретическом осмыслении проблемы орнаментальной композиции в контексте современной образовательной системы. На этом этапе проводился анализ искусствоведческих, философских, психолого-педагогических и методических литературных источников, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования.

Второй этап (2005;2008 гг.) — опытно-экспериментальный, на котором проводился констатирующий эксперимент, определялась база поисково-формирующего эксперимента, подвергались первичной проверке и уточнению положения гипотезы исследования.

Третий этап (2007;2009 гг.) — теоретически-обобщающийбыл посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы развития композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композицией в ходе педагогического поисково.

12 формирующего эксперимента. Проводились анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации.

На защиту выносятся:

— разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная система эффективного развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композицией;

— критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композицией;

— система заданий по орнаментальной композиции, базу которых составляет единство художественных и композиционных задач с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения.

Структура диссертации определяется логической последовательностью поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по 4 параграфа, заключения, библиографии и приложения. В приложении приводятся методические таблицы, репродукции творческих работ студентов.

Эти выводы позволяют утверждать, что организация обучения орнаментальной композиции, активно использующая педагогическую технологию опоры на мыслительную деятельность и стимуляцию интеллектуальной активности в процессе изучения широкого спектра возможности орнаментальной композиции, дает оптимальный эффект в процессе развития композиционного мышления студентов, что, в свою очередь, способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты, полученные в ходе обобщения данных анализа психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме развития композиционного мышления, а также итоги опытно-экспериментальной работы, направленной на подтверждение гипотезы исследования и обусловленных ею научно-педагогических и методических основ художественно-технологической подготовки художника-педагога в области орнаментальной композиции позволили подтвердить основные положения гипотезы исследования. Это дало возможность сформулировать следующие общие выводы исследования:

1. Развитие композиционного мышления выступает как центральная проблема обучения в практике художественно — педагогической подготовки^ будучи тесно связано с формированием основных компонентов художественно-творческих способностей, обеспечивающих продуктивность творческой деятельности и качественную подготовку будущих художников — педагогов.

2. Творческая продуктивность декоративной деятельности в области орнаментальной композиции наиболее успешно обеспечивается при участии композиционного мышления, адекватного особенностям художественной природы орнамента, объединяющей формирование условно-образного замысла и воплощение его специфическими средствами.

3. Специфика композиционного мышления в ходе творчества средствами орнамента особенно ярко проявляется на этапе реализации поисково-образного замысла. Практическая орнаментальная деятельность студентов связана с постановкой и решением композиционных задач, возникающих в процессе анализа и синтеза орнаментально-композиционных свойств, обусловленных особенностями заполнения формата и построения орнамента, влияют на характер художественного решения учебнотворческих работ. Поэтому развитие композиционного мышления тесно связано с практическим изучением выразительных средств орнаментальной композиции.

4. Процесс освоения возможностей образного выражения средствами орнамента обеспечивает оптимальную активность аналитико-синтетической N мыслительной деятельности и способствует успешному развитию композиционного мышления, поскольку орнаментальная композиция предоставляет широкий диапазон направлений творческого поиска:

• особенности симметрии в построение орнамента, фиксирующего любые изменения творческого замысла в процессе работы, обеспечивают накопление в композиционном мышлении богатого опыта восприятия декоративных свойств и композиционных возможностей орнамента;

• освоение широкой палитры художественных материалов предоставляет уникальный по гибкости и разнообразию диапазон структур, цвета, что обеспечивает практически неисчерпаемый арсенал творческих возможностей;

• орнаментальная композиция по своей художественной природе обладает ярко выраженной синтетичностью, возможностями вовлечения в единую образную структуру элементов локальных областей изобразительного творчества (элементы объемных, плоскостных и пространственных решений, живописных, графических средств).

5. Оптимальными методическими условиями развития композиционного мышления в ходе занятий орнаментальной композиции являются:

• применение методических установок на творческое восприятие, осмысление средств художественной технологии, на активное использование элементов орнаментальной интерпретации и оригинальность творческого решения, активизирующих мыслительную деятельность, стимулирующих самостоятельность в постановке композиционно-творческих задач;

• формирование у студентов знаний орнамента и использование для построения различных видов симметрии и возможностей выражения в процессе.

106 освоения практических навыков воплощения.

6. В настоящее время задачи развития композиционного мышления специфическими средствами занятий орнаментальной композиции не ставятся и не решаются в учебном процессе. В связи с этим в диссертации предлагается программа спецкурса «орнаментальная композиция» и разработка системы упражнений и заданий, направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и развитие композиционного мышления средствами орнаментальной композиции в системе подготовки художника-педагога.

7. Проведение опытно-экспериментальной работы, основанной на выводах теоретического анализа, позволило доказать эффективность разработанной в исследовании программы спецкурса «орнаментальная композиция», направленной на развитие композиционного мышления студентов в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.

Применение предлагаемой в исследовании методической системы, включающей комплекс специальных упражнений на решение композиционных задач, творческие задания и использование различных видов методических установок в значительной степени обусловило повышение уровня эффективного развития композиционного мышления, что нашло отражение в высокой образно-эстетической и художественной выразительности декоративно-творческой деятельности будущих художников-педагогов.

Значительно повысились тематическое и стилистическое разнообразие учебно-творческих работ и особенно творческих произведений, выполненных студентами, эмоциональная насыщенность и метафорическая содержательность работ, что во многом обеспечивалось расширением диапазона специфических выразительных средств орнаментальной композиции, содержательно осмысленных и используемых в решении художественных задач композиционного воплощения творческого замысла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б. Художественное конструирование и оформление книги. М., 1971.
  2. М.В. Композиция в живописи. М.- Л.: Искусство, 1940.
  3. М.В. Матисс. М.: Искусство, 1969. 105 е.: ил!
  4. Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1937. 793 с.
  5. Антология. Философия русского религиозного искусства XVI— XX вв. М.: Прогресс, 1993. 400 с6. .Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007 528 с.
  6. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. —416 с.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.392 е.: ил.
  8. Е.Ю. Психология субъективной семантики.' М.: Прогресс- Изд-во МГУ, 1980. 128 с.
  9. Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.-183 с.
  10. С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М., 1975. — 43 с.
  11. С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М., 1976. — 40 с.
  12. В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики: Сб. ст. М.: Искусство, 1968. 655 с.
  13. В.Ф. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией : Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : (Методические основы). -М., 1982. 192 с.
  15. Ю.К. и др. Педагогика высшей школы: (Учебное пособие для университетов и пед. институтов). Алма-Ата, 1989.-175 с.
  16. Базен Жермен. История истории искусства: От Вазари до наших дней: Пер. с фр. М.: Прогресс-Культура, 1994. 528 с.
  17. В.Н. Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладным искусством: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-18 с.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
  19. Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 25 с.
  20. В. Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации ткани. М.- изд. Легкая индустрия 1977 — 192 с
  21. Н.П. Изображение растительных мотивов Изд.: Владос 2008 г. 175с.
  22. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. — 141 с.
  23. К.С. Материя, сознание, мышление. — М., 1996. — 163 с.
  24. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. 304 с.
  25. Л.М. История орнамента. Учебное пособие для вузов, изд.: Владос, твердый переплет, 2003 г. 272с.
  26. В.В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII вв.ека. М.: Мысль, 1992. 637 1. е.: ил.
  27. Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 255 с.
  28. П. Об искусстве: Сб.: Пер. с фр. М.: Искусство, 1993.507 е., 8. л. ил.
  29. Ватто Антуан. Совет Лайкре // Мастера искусства об искусстве: В 4 т. Т. 1. М.- Л.: ОГИЗ, 1937. 597 с.
  30. Г. СИММЕТРИЯ изд.: ЛКИ 2007 г. 192 с.
  31. Л. А. Педагогика способностей. М., 1973.- 96 с.
  32. М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 336 е.: 213. ил.
  33. Р.Ю. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972. 268 е.: ил.
  34. Р.Ю. История Средних веков: Курс лекций. Киев: AirLand, 1996. 384 с.
  35. В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1—3. СПб.: Кольна, 1995−1997, Т. 1 (1995) 672. Т. 2 (1996) — 533. Т. 3 (1997) — 655 с.
  36. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. 264 с.
  37. Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 264 е.: табл.
  38. Е. В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа.-М, 1976.-288 с.
  39. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
  40. Л.С. Педагогическая психология.- М., 1996.-533 с.
  41. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  42. Г. Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. 367 с.
  43. Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  44. Ю.Я. История графики и искусства книги М.: «Аспект Пресс», 2000
  45. Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: Пер. с нем.: В 2 т. М.: Искусство, 1988. Т. 1 540 с. Т. 2 — 587 с.
  46. Голан Ариэль. Миф и символ. М., 1993. — С.149.
  47. Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно -педагогического образования: Автореферат дис. доктора пед. наук. -Магнитогорск, 2001.-43 с.
  48. Г. А., Петров В. М. Информация—поведение-творчество. М.: Наука, 1991. 224 с.
  49. С.С., Гальперин М. П. Специфика эстетического сознания. М.: Высш. шк., 1974. 103 с.
  50. И.А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детской школы искусств: Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1989.- 16 с.
  51. В.И. Толковый словарь. М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955
  52. И. От Средних веков к Возрождению. М.: Искусство, 1975.
  53. И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М.: Искусство, 1970.
  54. С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Д.: Искусство, 1990. 223 с.
  55. В.Н. Загадки Русского Междуречья изд.: Вече, 2008 г., 325 с.
  56. У. Многообразие религиозного опыта: Пер. с англ. М.: Наука, 1993. 432 с.
  57. Р.Ф., Долгов К. М. Психоанализ искусства // Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. С. 5−16.
  58. Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. 123 е.: табл.
  59. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.-166 с.
  60. Н. Д. Максимова В. К Межпредметные связи в современной школе.- М., 1981.-160 с.
  61. А .Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. 255 с.
  62. Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях, изд.: Дрофа-Плюс, 320 стр., 2005 г.
  63. Л. В. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов: дис. Докт. пед. наук.- М., 1996.- 36 с.
  64. Е. И. Психология изобразительной деятельности людей. -М., 1961.-224 с.
  65. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с. (Мыслители XX века).
  66. И. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 1. М.: Русская книга, 1996. 560 е.: 1. ил., портр.
  67. И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993. 348 с.
  68. Исследование проблем психологии творчества. / под ред. Я. А. Пономарёва, — М., 1983.- 336 с.
  69. М.С. «Морфология искусства»: JL, 1972 «Философия культуры»: СПб., 1995
  70. Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 1998. 504 с.
  71. Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев: Выша шк., 1989. 143 с.
  72. Т.М. Крамской об искусстве. М.: Изобраз. искусство, 1988. 176 е.: ил.
  73. Т.С., Антонова А. В., Зацепина М., Программа эстетического воспитания дошкольников. Учебное пособие. М 2008 г.
  74. М.И. Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса. М., 1974. — 64 с.
  75. Крутецкий В. А .Исследование специальных способностей, их структуры и условий их формирования и развития. В. кн.: Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М., 1978.- с. 206−221.
  76. В. А. Основы педагогической психологии. -М., 1972.255 с.
  77. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.-144 с.
  78. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов и университетов. М., 1998. — 334 с.
  79. B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителей изобразительного искусства. М., 1969. — 100 с.
  80. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1977. — 207 с.
  81. B.C. Психология: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М., 1997. — 303 с.
  82. Культура и искусство западноевропейского Средневековья: Материалы науч. конф. (1980). М.: Сов. художник, 1981.
  83. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, 1980. — 334 с.
  84. В. П. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: дис. докторапед. наук. М., 1994. — 27 с.
  85. Леви Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 е.: ил.
  86. Леонардо да Винчи. Историческая композиция. Трактат о живописи // Мастера искусства об искусстве: В 4 т. Т. 1. М.- Л.: ОГИЗ, 1937. С. 141−146.
  87. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. 576 с.
  88. И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М, 1981.-185 с.
  89. И. Я. Процесс обучения и его закономерности, — М., 1980. -96 с.
  90. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Худож. лит. 1957. 520 с.
  91. М.Я. Иконология // Современное искусствознание за рубежом. М., 1964.
  92. П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М.: Мир, 1974. 550 с.
  93. . Т. Методологические основы педагогики. -Самара, 1998.199 с.
  94. . Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.-174 с.
  95. . Ф. Проблема обучения в психологии. -М., 1981.98. Ломов С. П. Изобразительная деятельность школьников. В сб.1. МПГУ.-М., 1992.-1,0 п. л.
  96. С.П. Наша оригинальность специализация. // Совершенствование методов преподавания изобразительного и декоративно114прикладного искусства. Сб. статей. М., 1998, — с. 8−11.
  97. С.П. Живопись. Учебник для студентов ХГР педвузов, М.: Агар. 2008.-240с.
  98. С.П. Дидактика художественного образования. Монография -М.: Педагогика. Академия. 2009.-230 с.
  99. С.П. Преподавание изобразительного искусства и народных художественных ремёсел в сельской школе. В сб. МПУ. М., 2000. 0,25 п. л.
  100. С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Автореферат дис. доктора пед. наук. М., 2000. — 30 с.
  101. С. П., Крылов В. П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учебное пособие для старших школьников. М. Молодая гвардия, 1997.
  102. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.
  103. А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.
  104. Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.
  105. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис- Прогресс, 1992. 272 с.
  106. М. Четырехцветный человек, или Путь к внутреннему равновесию. Сигналы личности // Магия цвета. Харьков: Сфера- Сварог, 1996. 432 с.
  107. К. А. Декоративность как форма выражения красоты: Дис. канд. философских наук.- М., 1966, — 240 с.
  108. Г. И. Этюды по психологии искусства. СПб., 1913. 188 с.
  109. А. Заметки художника // Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967. Т. 5. Кн. 2. С. 233.
  110. А. М. Актуальные проблемы психологии в высшей115школе: Материалы лекций.- М., 1977, — 44 с.
  111. Л.Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. —М., 1989.
  112. Л.Г. Живопись. Гармония чувства мысли, цвета. Омск. 2009. изд-во ОмГПУ, 2009.-152с.
  113. А. Ин-се искусства и творчества: Пер. с итал. / Под общ. ред. О. Камаевой. Екатеринбург: Славянская ассоциация онтопсихологии: Cricket, 1997. 236 е.: ил.
  114. А. А. О художественной условности.-М., 1970.-300 с.
  115. Л. Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических институтах: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1984.- 17 с.
  116. Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983.
  117. В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении: Сб. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1978. С. 11—12.
  118. В.В. Спонтанность сознания: Вероятностные теории смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. 288 с.
  119. А.Н. Методические основы обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Дис. канд. пед. наук.- М., 1993.- 195 с.
  120. У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 232 с.
  121. М.А. Народное искусство как часть культуры М.: «Изобразительное искусство», 1983, 344 е., илл.
  122. Н. Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики.- М., 1984, — 43 с.116
  123. Д., Старк JI. Движение глаз и зрительное восприятие // Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С. 226−240.
  124. О. И. Исследование по психологии художественного творчества.- М., 1976.- 343 с.
  125. С.И. и Шведовой Н.Ю. Большой Толковый Словарь. Издательство «Азъ», 1992. 660 с
  126. Педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002. — 640 с.
  127. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 208 с.
  128. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М.:
  129. Психологические факторы активизации обучения специалистов в вузе. Сб. ст.- Киев, 1977. -19 с.
  130. Психология процессов художественного творчества. / Подуред. Мейлаха B.C. и Хренова Н.А.- Л., 1980.-285 с.
  131. .В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. 288 с.
  132. Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901.232 с.
  133. А. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. начало ХХв., кн. 1, М., 1969, с.
  134. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн. 1, 2. М.: Педагогика, 1980. Кн. 1 309 с. Кн. 2 — 279 с.
  135. Н.Н. и др. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989. 207 с.
  136. Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для худож.-граф. факультетов пед.институтов. М., 1980. — 240 с.
  137. Н. К, Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов117худож.-граф. факультетов пед. институтов. — М., 1987. — 174 с.
  138. C.JI. О мышлении и путях его исследования.М., 1958.256 с.
  139. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.Т. 1. -М., 1989. 488с.
  140. С. JI. Проблемы общей психологии. — М., 1973. 423 с.
  141. П. Из писем А. Санье (1863) // Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967.
  142. .А. «Ремесло Древней Руси» (1948), «Русское прикладное искусство X—XIII вв.еков». — JL, Аврора, 1971., «Из истории культуры древней Руси» Сборник статей. Издательство МГУ, 1984
  143. Сенека JI.-A. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. 384 с.
  144. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. -М., 1995. 188 с.
  145. В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учеб. пособие. М., 1999. — 46 с.
  146. М.Н. Методология и методика педагогического исследования (В помощь начинающему исследователю). М., 1986.- 150 с.
  147. М.Н. Основы дидактики. М., 1962. — 115с.
  148. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения.- М., 1971.- 118 с.
  149. Ян. Цветовой тест Люшера // Магия цвета. Харьков: Сфера- Сварог, 1996. 432 с.
  150. Е.Н., Измойлов Ч. А. Цветовое зрение. М.: Изд-во МГУ, 1984. 176 с.
  151. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народноеискусство. Декоративное искусство. Дизайн, учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений, 4-е изд., ВУЗ изд. Academia 2008 г. 368 с.
  152. В.В. Русский народный орнамент. Выпуск 1: Шитье, ткани, кружева изд. Golden Books 2008 г. 144 с.
  153. Н.Н. Жизнь—творчество—человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415 с.
  154. A.M. Психология и педагогика. М., 2001. — 423 с.
  155. Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политздат, 1989. 573 с.
  156. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под. ред. Пискунова А. И., Воробьёва Г. В. М., 1979.- 207 с.
  157. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. 272 с.
  158. JI.H. Собрание сочинений. М.: Худож. лит., 1965. Т. 17: Письма 1845−1886.
  159. JI.H. Что такое искусство? О Шекспире: Собр. соч. Сер. 1. Т. 8. М.: Изд. В. М. Саблина, 1911. 335 с.
  160. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ:
  161. Исследование в области мифопоэтического: Избранное. М.:
  162. Прогресс-Культура, 1995. 624 с.
  163. Г. Л. Проблема понимания в философии. М., 1985. 129 с.
  164. В.В. Материалы и техника живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. 207 с.
  165. .А. Семиотика искусства. Поэтика композиции. Семиотика иконы: Статьи об искусстве. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 е.: 69. ил.
  166. Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. 827 1. с- 1997 829 2. с- 1997 — 527 [3] с.
  167. А. В. Язык и стиль художественного произведения. М.- Л., 1963.
  168. Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981. 145 с.
  169. Н.П. Творческая фантазия. М.: Рус. книжник, 1924. 100 с.
  170. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.
  171. П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобраз. искусство, 1993. 336 с.
  172. В.И. Васнецов педагог. М.: Изд-во АХ СССР, 1952. 142 с.
  173. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. 400 е.: ил. (Прошлое и настоящее).
  174. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.
  175. У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987. 254 с.
  176. Художественное воображение и отражение действительности. Современные зарубежные исследования / АН СССР. ИНИОН- Отв. ред. И. Л. Галинская. М., 1983. 176 с.
  177. Д. Глаз, мозг, зрение: Пер. с англ. М.: Мир, 1990. 239 е.: ил.
  178. К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. 448 с. (Мыслители XX века).
  179. А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высш. шк., 1991. 512 с.120
  180. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.: ОГИЗ- ИЗОГИЗ, 1933.
  181. В.Д. Введение в психологию. Способности человека. Логос. 2002 г.
  182. В.Д. Мотивация поведения: для пед. вузов. Логос. 2003 г. 210 с.
  183. Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. 304 с.
  184. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М, 1977. — 112 с.
  185. Шубников А. В, Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве.: М. Наука, 1972. 334 с.
  186. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. — 203 с.
  187. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.-М., 1986.-144с.
  188. Г. Очерк психологии // Ассоциативная психология. М.: ACT-ЛАД, 1998. С. 12−202. (Классика зарубежной психологии).
  189. М.К. Графика изд.: АРТ-Родник 2005 г. 99 с.
  190. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392 с.
  191. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.121
  192. Юнг К. Г. Психологические типы: Пер. с нем. М.: Университетская книга- ACT, 1996. 718 с.
  193. В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. М., 1985.
  194. A.JI. Роль движения глаз в процессе зрения. М.:Наука, 1965. 184с.
  195. Arnheim, Rudolf. Toward a Psychology of Art. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1966.
  196. Arnheim, Rudolf. Visual thinking. Berkeley: University of California Press, 1969.
  197. Epstein, W. Stability and constancy in visual perception. N.Y.: Wiley, 1977.
  198. Gibson, J.J. Events are perceivable but time is not. In The study of timell, edited by J.T. Fraser and N. Lawrence. N.Y.: Spinger-Verlag, 1975.
  199. Held, Julius. S. Rembrandt’s Aristitle and Other Rembrandt Studies. Princeton- N.J.: Princeton University Press, 1969.
  200. Krauss, D.A., Fryrear, Y.H. Phototherapy in Mental Health-Springfield: Thomas, 1983. 258 p.
  201. Leonhard, K. Akzentuierte Personlichkeiten. Berlin, 1968.
  202. Naredi-Rainer, Paul v. Architektur und Harmonic. Cologne: Dumont, 1982.
  203. , H. 77. Черно-белая графика Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. М. — Владос, 2002. — 272 с.
Заполнить форму текущей работой