Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству
Экспериментальная работа со студентами факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и Московского гуманитарного института на 1-х курсах, в областном центре эстетического воспитания детей «Гармония» при Московского государственного областного университета в старших группах, в Детских школах искусств в городах Королеве… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Специфика композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству
- 1. 1. Из истории развития орнаментального искусства
- 1. 2. Особенности построения орнаментальной композиции
- 1. 3. Композиционное мышление и орнаментальные образы
- 1. 4. Дидактика орнаментальной композиции
- Глава 2. Динамика формирования композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству
- 2. 1. Критерии оценки уровня композиционного мышления студентов начальных курсов
- 2. 2. Диагностика исходного уровня развития композиционного мышления студентов начальных курсов (констатирующий эксперимент)
- 2. 3. Теоретические аспекты развития композиционного мышления студентов начальных курсов
- 2. 4. Развитие композиционного мышления студентов на занятиях по орнаментальному искусству формирующий эксперимент)
Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема исследования и ее актуальность.
В условиях совершенствования системы Российского образования существует необходимость качественного повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога, в которой значительное место занимает обучение композиции. Формирование опыта творческой деятельности студентов рассматривается в общедидактических концепциях как основополагающее условие готовности к творческой работе в школьном и вузовском образовании. В этой связи практические и теоретические занятия в области орнаментальной композиции являются действенным и, по нашему мнению, очень важным средством развития и обогащения художественного потенциала педагога изобразительного искусства, призванного развивать композиционное мышление в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Несомненно, знакомство и усвоение орнаментальных композиционных структур способствует развитию художественного мышления и неразрывно связанно с творческим процессом учащихся.
Актуальность данного исследования обусловливается значимостью проблемы развития композиционного мышления студентов художественных факультетов в процессе обучения орнаментальному искусству.
Развитие данного типа мышления рассматривается нами как основополагающее умение для профессионального роста личности художника-педагога в процессе его дальнейшего творческого пути. Спецкурс по орнаментальной композиции дает импульс будущему специалисту в художественном подходе теме работы, в понимании специфики изобразительного искусства.
Методологической основой нашего исследования явилось философские труды известных в данной области: специалистов Д.Н.
Лихачева, Н. С. Гумилева, А. И. Дырина, В. И. Вернадского и др. з.
Основы теории развития творческих способностей личности рассматривались в трудах ведущих исследователей в области психологии: Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, Е. И. Игнатьева, И. С. Кона, B.C. Кузина, А. Н. Леонтьева, А. Н. Лука, A.M. Матюшкина, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна, Д. Н. Узнадзе и др. Труды Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, Н. Д. Никандрова, М. Н. Скаткина и многих других. Данные исследования посвящены разработке дидактических основ обучения и педагогическому творчеству студентов, в них раскрываются возможности активизации учебного процесса, выявляются наиболее эффективные средства управления мыслительной деятельностью обучаемых.
В разработке вопросов методики преподавания орнаментального искусства мы опирались на исследования Т. С. Комаровой, B.C. Кузина, С. П. Ломова, Н. Н. Ростовцева, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, в которых народное творчество рассматривается как часть культуры и системообразующий компонент содержания в системе подготовки педагога-художника.
Вопросами теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и творческого развития школьников, студентов занимались известные ученые: Е. И. Игнатьев, С. Е. Игнатьев, С. П. Ломов, Г. В. Беда, Н. Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Э. И. Кубышкина, Б. Т. Лихачев, А. А. Унковский, Л. М. Сокольникова и другие известные ученые.
В существующих разработках методических основ преподавания орнаментального искусства в системе подготовки художника-педагога указывается, что возможности занятий орнаментальной композиции можно успешно использовать как эффективное средство развития композиционного мышления, которое, в свою очередь, позволит обеспечить высокий уровень художественно-образной выразительности учебных работ студентов, повысить профессиональную компетенцию, 4 готовность будущих учителей к творческой художественно-педагогической деятельности.
Настоящее исследование нацелено на разработку и внедрение в учебный процесс спецкурса «Орнаментальная композиция» при подготовке художника-педагога. Оптимальное развитие композиционного мышления выступает как центральная проблема обучения будущего художника-педагога. Оно тесно связано с другими компонентами художественных способностей личности: творческим восприятием, воображением, оригинальным мышлением и др., что позволяет ставить задачи развития оригинальной личности будущего художника-педагога на основе активизации интеллектуальной деятельности обучаемого в процессе индивидуального творчества.
Специфичность композиционного мышления, присущая художнику-педагогу, видится нам в большей доле рефлексивности по отношению к своему творчеству, чем у обычного художника-практика. Рефлексия композиционного мышления свидетельствует о высоком уровне осознанности особенностей своей профессии. В мышлении педагога рефлексивные моменты проявляются по отношению к восприятию создаваемого объекта. Более глубокое понимание процесса своего художественного развития позволяют будущему художнику-педагогу адекватно видеть и оценивать уровни развития ученика.
Недостаточная изученность теоретических и практических вопросов развития композиционного мышления, потребность практики обучения в формировании творческой личности художника-педагога и зависимость творческого развития студентов от сформированности композиционного мышления является актуальной проблемой, определяющей выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: — разработка и апробация универсального курса «орнаментальной композиции» для развития композиционного мышления и повышения эффективности профессиональной художественной подготовки художника-педагога;
— совершенствование учебно-методического блока в изобразительной деятельности;
— качественное повышение специальных знаний студентов в процессе изобразительного творчества.
Объект исследования: процесс обучения орнаментальной композиции студентов в системе подготовки художников-педагогов.
Предмет исследования является методика обучения (теоретические основы, предлагаемые пути, методы и средства обучения) орнаментальной композиции студентов в системе подготовки художника-педагога.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффективность развития композиционного мышления студентов значительно повысится, если:
— на первоначальных этапах обучения декоративно-прикладному искусству активизировать изучение стилистики орнаментального искусства;
— разработать научно обоснованную методику этого обучения на занятиях по спецкурсу «Орнаментальная композиция».
Задачи исследования:
1. Проанализировать историческую, психолого-педагогическую, филосовскую и методическую литературу по проблеме развития композиционного мышления средствами орнаментальной композиции.
2. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога, а также эффективность использования для реализации этой цели занятий 6 орнаментальной композицией.
3. Изучить особенности развития композиционного мышления в декоративно-творческих работах студентов по орнаментальной композиции.
4. Определить роль выразительных средств орнаментальной композиции в создании декоративных работ и закономерности их влияния на формирование композиционного мышления студентов.
5. Рассмотреть с точки зрения учебного процесса специфические особенности различных орнаментально-композиционных работ с целью стимулировать интеллектуальную деятельность и творческий поиск студентов.
6. Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания спецкурса «Орнаментальная композиция», направленную на развитие композиционного мышления студентов в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.
7. Внедрить в практику обучения методические основы преподавания спецкурса «Орнаментальная композиция», оптимизированные в условиях современного учебного процесса.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения философской науки, психологии, методики преподавания изобразительного искусства и педагогики по проблеме развития мышления, а также современные труды зарубежных и отечественных ученных по проблеме развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания, теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности орнаментального искусства в формировании творческой личности, наследие традиционного декоративного искусства и современная художественная практика преподавания композиции.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития композиционного мышления, научных и методических исследований, диссертационных работ, периодических изданий;
— изучение существующих методик обучения орнаментальной композиции, анализ современного состояния проблемы преподавания орнаментальной композиции на факультетах изобразительного искусства в педвузах и системе средне-специального образования;
— изучение и обобщение опыта педагогов, художников-профессионалов, ведущих подготовку студентов художественно-графических факультетов и факультетов изобразительного искусства;
— изучение процесса создания индивидуальных декоративно-творческих работ студентами и определение роли орнаментальной композиции в развитии творческих способностей в учебно-художественных работах посредством их анализа;
— изучение материалов экспозиционно-выставочной практики современной орнаментальной композиции на выставках различного уровня (местных, областных, зональных, региональных, всероссийских), на конкурсах и фестивалях;
— экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и учащимися и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент).
Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась:
— на 1-х курсах факультетов изобразительного искусства и народных ремесел Московского Государственного областного Университета и Московского гуманитарного института,.
— в областном центре эстетического воспитания детей «Гармония» при Московском государственном областном университете — в старших группах,.
— в Детских школах искусств в городах Московской области Королеве и Красноармейске Московской области — в старших группах,.
— а также на художественных факультетах Нижневартовского и Омского государственного педагогического университетов.
Сущность методического эксперимента заключалась в том, что групповые занятия велись по предложенным диссертантом методическим рекомендациям, разработанным поурочным планам и специальной системе оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций. По результатам системного проведения контрольных работ сравнивались результаты экспериментальной и традиционной методик обучения орнаментальной композиции.
Методы исследования. В процессе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
— теоретические — изучение и обобщение творческого наследия народных мастеров и художников в области декоративно-прикладного искусства, в частности, орнаментального искусства;
— эмпирические — организация и проведение психолого-педагогического экспериментаанализ и наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;
— диагностические — изучение продуктов художественной деятельности студентов до и после введения экспериментальной программы, статистический анализ полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система эффективного развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов;
— разработана система композиционно-орнаментальных заданий, предполагающая повышение уровня теоретических и практических знаний, умений и навыков использования широкого спектра у возможностей орнаментальной композиции, и направленная на качественное развитие композиционного мышления студентовотобрана база практических упражнений, способствующих эффективному развитию композиционного мышления;
— предложены и обоснованы критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов, проведен анализ эффективных методов преподавания орнаментальной композиции, направленных на эффективное развитие композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, при которых использование орнаментального искусства является важным фактором развития композиционного мышления студентов;
— разработана специальная диагностирующая методика, направленная на выявление и оценку уровня развития композиционного мышления студентов в процессе изучения орнаментального искусстватеоретически обоснованы критерии оценки развития композиционного мышления студентов установлено, что в процессе занятий орнаментальной композицией эффективно формируется и развивается композиционное мышление студентовустановлена взаимосвязь между формированием знаний о структуре выразительных средств орнаментальной композиции и характером творческого процесса создания композиционного решения в учебно-творческих работах студентов, а также выявлено методическое значение этой связи как эффективного средства развития композиционного мышления будущих художников-педагоговустановлено, что использование в процессе занятий орнаментальной композиции активизирует интеллектуальную деятельность обучаемых и стимулирует процесс развития композиционного мышления.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации в ходе исследования системы орнаментально-композиционных заданий и упражнений, направленных на эффективное и оптимальное развитие композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композицией в системе подготовки художника—педагога. Полученные результаты могут быть использованы как в системе высшего и среднего художественно-педагогического образования, так и в системе дополнительного профессионального художественного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается:
— опорой на исследования в области философии, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства;
— избранной методологией и широтой констатирующих исследований;
— экспериментальной проверкой основных положений исследования на практике в работе со студентами в ходе поисково-формирующего этапа эксперимента.
Апробация результатов исследования.
Практическая работа в области преподавания спецкурса орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных художественных ремесел Московского государственного областного университета опиралась на разработанную в исследовании концепцию оптимизации процесса развития композиционного мышления студентов в ходе обучения, что нашло отражение в результатах контрольных работ, которые получили высокие оценки и отличались повышенным разнообразием, оригинальностью, нестандартностью решений, большой творческой насыщенностью.
Материалы и результаты исследования стали основой выступлений и докладов на заседаниях кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава факультета изобразительного искусства и народных ремесел (ежегодно с 2005 по 2009 год).
Экспериментальная работа со студентами факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и Московского гуманитарного института на 1-х курсах, в областном центре эстетического воспитания детей «Гармония» при Московского государственного областного университета в старших группах, в Детских школах искусств в городах Королеве и Красноармейске Московской области в старших группах, а также на художественных факультетах Нижневартовского и Омского государственных педагогических университетов, проводилась в период с 2005 по 2009 г., в работе приняли участие более 200 человек.
Первый этап (2005;2006 гг.) — поисковый, заключающийся в теоретическом осмыслении проблемы орнаментальной композиции в контексте современной образовательной системы. На этом этапе проводился анализ искусствоведческих, философских, психолого-педагогических и методических литературных источников, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования.
Второй этап (2005;2008 гг.) — опытно-экспериментальный, на котором проводился констатирующий эксперимент, определялась база поисково-формирующего эксперимента, подвергались первичной проверке и уточнению положения гипотезы исследования.
Третий этап (2007;2009 гг.) — теоретически-обобщающийбыл посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы развития композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композицией в ходе педагогического поисково.
12 формирующего эксперимента. Проводились анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации.
На защиту выносятся:
— разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная система эффективного развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композицией;
— критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композицией;
— система заданий по орнаментальной композиции, базу которых составляет единство художественных и композиционных задач с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения.
Структура диссертации определяется логической последовательностью поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по 4 параграфа, заключения, библиографии и приложения. В приложении приводятся методические таблицы, репродукции творческих работ студентов.
Эти выводы позволяют утверждать, что организация обучения орнаментальной композиции, активно использующая педагогическую технологию опоры на мыслительную деятельность и стимуляцию интеллектуальной активности в процессе изучения широкого спектра возможности орнаментальной композиции, дает оптимальный эффект в процессе развития композиционного мышления студентов, что, в свою очередь, способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты, полученные в ходе обобщения данных анализа психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме развития композиционного мышления, а также итоги опытно-экспериментальной работы, направленной на подтверждение гипотезы исследования и обусловленных ею научно-педагогических и методических основ художественно-технологической подготовки художника-педагога в области орнаментальной композиции позволили подтвердить основные положения гипотезы исследования. Это дало возможность сформулировать следующие общие выводы исследования:
1. Развитие композиционного мышления выступает как центральная проблема обучения в практике художественно — педагогической подготовки^ будучи тесно связано с формированием основных компонентов художественно-творческих способностей, обеспечивающих продуктивность творческой деятельности и качественную подготовку будущих художников — педагогов.
2. Творческая продуктивность декоративной деятельности в области орнаментальной композиции наиболее успешно обеспечивается при участии композиционного мышления, адекватного особенностям художественной природы орнамента, объединяющей формирование условно-образного замысла и воплощение его специфическими средствами.
3. Специфика композиционного мышления в ходе творчества средствами орнамента особенно ярко проявляется на этапе реализации поисково-образного замысла. Практическая орнаментальная деятельность студентов связана с постановкой и решением композиционных задач, возникающих в процессе анализа и синтеза орнаментально-композиционных свойств, обусловленных особенностями заполнения формата и построения орнамента, влияют на характер художественного решения учебнотворческих работ. Поэтому развитие композиционного мышления тесно связано с практическим изучением выразительных средств орнаментальной композиции.
4. Процесс освоения возможностей образного выражения средствами орнамента обеспечивает оптимальную активность аналитико-синтетической N мыслительной деятельности и способствует успешному развитию композиционного мышления, поскольку орнаментальная композиция предоставляет широкий диапазон направлений творческого поиска:
• особенности симметрии в построение орнамента, фиксирующего любые изменения творческого замысла в процессе работы, обеспечивают накопление в композиционном мышлении богатого опыта восприятия декоративных свойств и композиционных возможностей орнамента;
• освоение широкой палитры художественных материалов предоставляет уникальный по гибкости и разнообразию диапазон структур, цвета, что обеспечивает практически неисчерпаемый арсенал творческих возможностей;
• орнаментальная композиция по своей художественной природе обладает ярко выраженной синтетичностью, возможностями вовлечения в единую образную структуру элементов локальных областей изобразительного творчества (элементы объемных, плоскостных и пространственных решений, живописных, графических средств).
5. Оптимальными методическими условиями развития композиционного мышления в ходе занятий орнаментальной композиции являются:
• применение методических установок на творческое восприятие, осмысление средств художественной технологии, на активное использование элементов орнаментальной интерпретации и оригинальность творческого решения, активизирующих мыслительную деятельность, стимулирующих самостоятельность в постановке композиционно-творческих задач;
• формирование у студентов знаний орнамента и использование для построения различных видов симметрии и возможностей выражения в процессе.
106 освоения практических навыков воплощения.
6. В настоящее время задачи развития композиционного мышления специфическими средствами занятий орнаментальной композиции не ставятся и не решаются в учебном процессе. В связи с этим в диссертации предлагается программа спецкурса «орнаментальная композиция» и разработка системы упражнений и заданий, направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и развитие композиционного мышления средствами орнаментальной композиции в системе подготовки художника-педагога.
7. Проведение опытно-экспериментальной работы, основанной на выводах теоретического анализа, позволило доказать эффективность разработанной в исследовании программы спецкурса «орнаментальная композиция», направленной на развитие композиционного мышления студентов в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.
Применение предлагаемой в исследовании методической системы, включающей комплекс специальных упражнений на решение композиционных задач, творческие задания и использование различных видов методических установок в значительной степени обусловило повышение уровня эффективного развития композиционного мышления, что нашло отражение в высокой образно-эстетической и художественной выразительности декоративно-творческой деятельности будущих художников-педагогов.
Значительно повысились тематическое и стилистическое разнообразие учебно-творческих работ и особенно творческих произведений, выполненных студентами, эмоциональная насыщенность и метафорическая содержательность работ, что во многом обеспечивалось расширением диапазона специфических выразительных средств орнаментальной композиции, содержательно осмысленных и используемых в решении художественных задач композиционного воплощения творческого замысла.
Список литературы
- Адамов Е.Б. Художественное конструирование и оформление книги. М., 1971.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.- Л.: Искусство, 1940.
- Алпатов М.В. Матисс. М.: Искусство, 1969. 105 е.: ил!
- Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1937. 793 с.
- Антология. Философия русского религиозного искусства XVI— XX вв. М.: Прогресс, 1993. 400 с6. .Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007 528 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. —416 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.392 е.: ил.
- Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики.' М.: Прогресс- Изд-во МГУ, 1980. 128 с.
- Артемьева Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.-183 с.
- Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М., 1975. — 43 с.
- Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М., 1976. — 40 с.
- Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики: Сб. ст. М.: Искусство, 1968. 655 с.
- Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией : Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : (Методические основы). -М., 1982. 192 с.
- Бабанский Ю.К. и др. Педагогика высшей школы: (Учебное пособие для университетов и пед. институтов). Алма-Ата, 1989.-175 с.
- Базен Жермен. История истории искусства: От Вазари до наших дней: Пер. с фр. М.: Прогресс-Культура, 1994. 528 с.
- Банников В.Н. Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладным искусством: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-18 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
- Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 25 с.
- Береснева В. Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации ткани. М.- изд. Легкая индустрия 1977 — 192 с
- Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов Изд.: Владос 2008 г. 175с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. — 141 с.
- Бойко К.С. Материя, сознание, мышление. — М., 1996. — 163 с.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. 304 с.
- Буткевич Л.М. История орнамента. Учебное пособие для вузов, изд.: Владос, твердый переплет, 2003 г. 272с.
- Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII вв.ека. М.: Мысль, 1992. 637 1. е.: ил.
- Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 255 с.
- Валери П. Об искусстве: Сб.: Пер. с фр. М.: Искусство, 1993.507 е., 8. л. ил.
- Ватто Антуан. Совет Лайкре // Мастера искусства об искусстве: В 4 т. Т. 1. М.- Л.: ОГИЗ, 1937. 597 с.
- Вейль Г. СИММЕТРИЯ изд.: ЛКИ 2007 г. 192 с.
- Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973.- 96 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 336 е.: 213. ил.
- Виппер Р.Ю. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972. 268 е.: ил.
- Виппер Р.Ю. История Средних веков: Курс лекций. Киев: AirLand, 1996. 384 с.
- Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1—3. СПб.: Кольна, 1995−1997, Т. 1 (1995) 672. Т. 2 (1996) — 533. Т. 3 (1997) — 655 с.
- Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. 264 с.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 264 е.: табл.
- Волкова Е. В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа.-М, 1976.-288 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1996.-533 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. 367 с.
- Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
- Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги М.: «Аспект Пресс», 2000
- Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: Пер. с нем.: В 2 т. М.: Искусство, 1988. Т. 1 540 с. Т. 2 — 587 с.
- Голан Ариэль. Миф и символ. М., 1993. — С.149.
- Гильман Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно -педагогического образования: Автореферат дис. доктора пед. наук. -Магнитогорск, 2001.-43 с.
- Голицын Г. А., Петров В. М. Информация—поведение-творчество. М.: Наука, 1991. 224 с.
- Гольдентрихт С.С., Гальперин М. П. Специфика эстетического сознания. М.: Высш. шк., 1974. 103 с.
- Даги И.А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детской школы искусств: Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1989.- 16 с.
- Даль В.И. Толковый словарь. М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955
- Данилова И. От Средних веков к Возрождению. М.: Искусство, 1975.
- Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М.: Искусство, 1970.
- Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Д.: Искусство, 1990. 223 с.
- Демин В.Н. Загадки Русского Междуречья изд.: Вече, 2008 г., 325 с.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: Пер. с англ. М.: Наука, 1993. 432 с.
- Додельцев Р.Ф., Долгов К. М. Психоанализ искусства // Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. С. 5−16.
- Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. 123 е.: табл.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.-166 с.
- Зверев Н. Д. Максимова В. К Межпредметные связи в современной школе.- М., 1981.-160 с.
- Зись А .Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. 255 с.
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях, изд.: Дрофа-Плюс, 320 стр., 2005 г.
- Ивахнова Л. В. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов: дис. Докт. пед. наук.- М., 1996.- 36 с.
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности людей. -М., 1961.-224 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с. (Мыслители XX века).
- Ильин И. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 1. М.: Русская книга, 1996. 560 е.: 1. ил., портр.
- Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993. 348 с.
- Исследование проблем психологии творчества. / под ред. Я. А. Пономарёва, — М., 1983.- 336 с.
- Каган М.С. «Морфология искусства»: JL, 1972 «Философия культуры»: СПб., 1995
- Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 1998. 504 с.
- Ковалева Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев: Выша шк., 1989. 143 с.
- Ковалевская Т.М. Крамской об искусстве. М.: Изобраз. искусство, 1988. 176 е.: ил.
- Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепина М., Программа эстетического воспитания дошкольников. Учебное пособие. М 2008 г.
- Кондаков М.И. Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса. М., 1974. — 64 с.
- Крутецкий В. А .Исследование специальных способностей, их структуры и условий их формирования и развития. В. кн.: Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М., 1978.- с. 206−221.
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. -М., 1972.255 с.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.-144 с.
- Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов и университетов. М., 1998. — 334 с.
- Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителей изобразительного искусства. М., 1969. — 100 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1977. — 207 с.
- Кузин B.C. Психология: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М., 1997. — 303 с.
- Культура и искусство западноевропейского Средневековья: Материалы науч. конф. (1980). М.: Сов. художник, 1981.
- Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, 1980. — 334 с.
- Лебедко В. П. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: дис. докторапед. наук. М., 1994. — 27 с.
- Леви Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 е.: ил.
- Леонардо да Винчи. Историческая композиция. Трактат о живописи // Мастера искусства об искусстве: В 4 т. Т. 1. М.- Л.: ОГИЗ, 1937. С. 141−146.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. 576 с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М, 1981.-185 с.
- Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности, — М., 1980. -96 с.
- Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Худож. лит. 1957. 520 с.
- Либман М.Я. Иконология // Современное искусствознание за рубежом. М., 1964.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М.: Мир, 1974. 550 с.
- Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. -Самара, 1998.199 с.
- Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.-174 с.
- Ломов Б. Ф. Проблема обучения в психологии. -М., 1981.98. Ломов С. П. Изобразительная деятельность школьников. В сб.1. МПГУ.-М., 1992.-1,0 п. л.
- Ломов С.П. Наша оригинальность специализация. // Совершенствование методов преподавания изобразительного и декоративно114прикладного искусства. Сб. статей. М., 1998, — с. 8−11.
- Ломов С.П. Живопись. Учебник для студентов ХГР педвузов, М.: Агар. 2008.-240с.
- Ломов С.П. Дидактика художественного образования. Монография -М.: Педагогика. Академия. 2009.-230 с.
- Ломов С.П. Преподавание изобразительного искусства и народных художественных ремёсел в сельской школе. В сб. МПУ. М., 2000. 0,25 п. л.
- Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Автореферат дис. доктора пед. наук. М., 2000. — 30 с.
- Ломов С. П., Крылов В. П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учебное пособие для старших школьников. М. Молодая гвардия, 1997.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.
- Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис- Прогресс, 1992. 272 с.
- Люшер М. Четырехцветный человек, или Путь к внутреннему равновесию. Сигналы личности // Магия цвета. Харьков: Сфера- Сварог, 1996. 432 с.
- Макаров К. А. Декоративность как форма выражения красоты: Дис. канд. философских наук.- М., 1966, — 240 с.
- Маркелов Г. И. Этюды по психологии искусства. СПб., 1913. 188 с.
- Матисс А. Заметки художника // Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967. Т. 5. Кн. 2. С. 233.
- Матюшкин А. М. Актуальные проблемы психологии в высшей115школе: Материалы лекций.- М., 1977, — 44 с.
- Медведев Л.Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. —М., 1989.
- Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства мысли, цвета. Омск. 2009. изд-во ОмГПУ, 2009.-152с.
- Менегетти А. Ин-се искусства и творчества: Пер. с итал. / Под общ. ред. О. Камаевой. Екатеринбург: Славянская ассоциация онтопсихологии: Cricket, 1997. 236 е.: ил.
- Михайлова А. А. О художественной условности.-М., 1970.-300 с.
- Михаленко Л. Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических институтах: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1984.- 17 с.
- Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983.
- Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении: Сб. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1978. С. 11—12.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностные теории смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. 288 с.
- Насырова А.Н. Методические основы обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Дис. канд. пед. наук.- М., 1993.- 195 с.
- Нейссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 232 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры М.: «Изобразительное искусство», 1983, 344 е., илл.
- Никандров Н. Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики.- М., 1984, — 43 с.116
- Нотон Д., Старк JI. Движение глаз и зрительное восприятие // Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С. 226−240.
- Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества.- М., 1976.- 343 с.
- Ожегов С.И. и Шведовой Н.Ю. Большой Толковый Словарь. Издательство «Азъ», 1992. 660 с
- Педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002. — 640 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 208 с.
- Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М.:
- Психологические факторы активизации обучения специалистов в вузе. Сб. ст.- Киев, 1977. -19 с.
- Психология процессов художественного творчества. / Подуред. Мейлаха B.C. и Хренова Н.А.- Л., 1980.-285 с.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. 288 с.
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901.232 с.
- Ригль А. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. начало ХХв., кн. 1, М., 1969, с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн. 1, 2. М.: Педагогика, 1980. Кн. 1 309 с. Кн. 2 — 279 с.
- Ростовцев Н.Н. и др. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989. 207 с.
- Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для худож.-граф. факультетов пед.институтов. М., 1980. — 240 с.
- Ростовцев Н. К, Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов117худож.-граф. факультетов пед. институтов. — М., 1987. — 174 с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования.М., 1958.256 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.Т. 1. -М., 1989. 488с.
- Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. — М., 1973. 423 с.
- Руссо П. Из писем А. Санье (1863) // Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967.
- Рыбаков Б.А. «Ремесло Древней Руси» (1948), «Русское прикладное искусство X—XIII вв.еков». — JL, Аврора, 1971., «Из истории культуры древней Руси» Сборник статей. Издательство МГУ, 1984
- Сенека JI.-A. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. 384 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. -М., 1995. 188 с.
- Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учеб. пособие. М., 1999. — 46 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования (В помощь начинающему исследователю). М., 1986.- 150 с.
- Скаткин М.Н. Основы дидактики. М., 1962. — 115с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения.- М., 1971.- 118 с.
- Скотт Ян. Цветовой тест Люшера // Магия цвета. Харьков: Сфера- Сварог, 1996. 432 с.
- Соколов Е.Н., Измойлов Ч. А. Цветовое зрение. М.: Изд-во МГУ, 1984. 176 с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народноеискусство. Декоративное искусство. Дизайн, учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений, 4-е изд., ВУЗ изд. Academia 2008 г. 368 с.
- Стасов В.В. Русский народный орнамент. Выпуск 1: Шитье, ткани, кружева изд. Golden Books 2008 г. 144 с.
- Столович Н.Н. Жизнь—творчество—человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415 с.
- Столяренко A.M. Психология и педагогика. М., 2001. — 423 с.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политздат, 1989. 573 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента. /Под. ред. Пискунова А. И., Воробьёва Г. В. М., 1979.- 207 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. 272 с.
- Толстой JI.H. Собрание сочинений. М.: Худож. лит., 1965. Т. 17: Письма 1845−1886.
- Толстой JI.H. Что такое искусство? О Шекспире: Собр. соч. Сер. 1. Т. 8. М.: Изд. В. М. Саблина, 1911. 335 с.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ:
- Исследование в области мифопоэтического: Избранное. М.:
- Прогресс-Культура, 1995. 624 с.
- Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М., 1985. 129 с.
- Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. 207 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. Поэтика композиции. Семиотика иконы: Статьи об искусстве. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 е.: 69. ил.
- Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. 827 1. с- 1997 829 2. с- 1997 — 527 [3] с.
- Федоров А. В. Язык и стиль художественного произведения. М.- Л., 1963.
- Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981. 145 с.
- Ферстер Н.П. Творческая фантазия. М.: Рус. книжник, 1924. 100 с.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.
- Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобраз. искусство, 1993. 336 с.
- Фомичева В.И. Васнецов педагог. М.: Изд-во АХ СССР, 1952. 142 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. 400 е.: ил. (Прошлое и настоящее).
- Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.
- Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987. 254 с.
- Художественное воображение и отражение действительности. Современные зарубежные исследования / АН СССР. ИНИОН- Отв. ред. И. Л. Галинская. М., 1983. 176 с.
- Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение: Пер. с англ. М.: Мир, 1990. 239 е.: ил.
- Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. 448 с. (Мыслители XX века).
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высш. шк., 1991. 512 с.120
- Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.: ОГИЗ- ИЗОГИЗ, 1933.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию. Способности человека. Логос. 2002 г.
- Шадриков В.Д. Мотивация поведения: для пед. вузов. Логос. 2003 г. 210 с.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. 304 с.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М, 1977. — 112 с.
- Шубников А. В, Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве.: М. Наука, 1972. 334 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. — 203 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.-М., 1986.-144с.
- Эббингауз Г. Очерк психологии // Ассоциативная психология. М.: ACT-ЛАД, 1998. С. 12−202. (Классика зарубежной психологии).
- Эшер М.К. Графика изд.: АРТ-Родник 2005 г. 99 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392 с.
- ЮнгК.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.121
- Юнг К. Г. Психологические типы: Пер. с нем. М.: Университетская книга- ACT, 1996. 718 с.
- Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. М., 1985.
- Ярбус A.JI. Роль движения глаз в процессе зрения. М.:Наука, 1965. 184с.
- Arnheim, Rudolf. Toward a Psychology of Art. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1966.
- Arnheim, Rudolf. Visual thinking. Berkeley: University of California Press, 1969.
- Epstein, W. Stability and constancy in visual perception. N.Y.: Wiley, 1977.
- Gibson, J.J. Events are perceivable but time is not. In The study of timell, edited by J.T. Fraser and N. Lawrence. N.Y.: Spinger-Verlag, 1975.
- Held, Julius. S. Rembrandt’s Aristitle and Other Rembrandt Studies. Princeton- N.J.: Princeton University Press, 1969.
- Krauss, D.A., Fryrear, Y.H. Phototherapy in Mental Health-Springfield: Thomas, 1983. 258 p.
- Leonhard, K. Akzentuierte Personlichkeiten. Berlin, 1968.
- Naredi-Rainer, Paul v. Architektur und Harmonic. Cologne: Dumont, 1982.
- Бесчастнов, H. 77. Черно-белая графика Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. М. — Владос, 2002. — 272 с.