Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические условия формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы и современных изысканий в предметной области исследования, мы пришли к выводу, что дисциплинированность слушателей и курсантов военного вуза необходимо рассматривать как нравственное интегральное качество личности, определяющее служебную деятельность и обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-педагогические основы формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза в процессе их профессионального становления
    • 1. 1. Анализ эволюции понятий «дисциплина» и «дисциплинированность» в военной педагогической науке
    • 1. 2. Дисциплинированность слушателей и курсантов военных вузов как психолого-педагогический феномен
    • 1. 3. Технологический подход к формированию дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза
  • Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза
    • 2. 1. Модель личностно-ориентированного формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза
    • 2. 2. Социально-педагогическая диагностика сформированности дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка результативности личностно-ориентированной модели формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза

Психолого-педагогические условия формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов обеспечения государственной безопасности в целом и системы военного образования в частности ставит перед командным и профессорско-преподавательским составом военных вузов новые задачи по подготовке слушателей и курсантов к предстоящей профессиональной деятельности. В первую очередь речь идет о развитии личности будущих офицеров, а не о подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности. Такой подход требует формирования у них не только профессиональных навыков и умений, но и профессионально значимых качеств личности.

Анализ показывает, что первая половина 90-х гг. XX в. ознаменовалась определенным упадком эффективности воспитательной работы в Вооруженных Силах в целом и в военных учебных заведениях в частности. Поиск путей выхода из создавшегося положения привел к тому, что в 1998 году была разработана и утверждена Президентом Российской Федерации Концепция воспитания военнослужащих силовых министерств и ведомств Российской Федерации. Основные идеи этого документа нашли свое продолжение в Федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 352 от 27 мая 2002 года. Разработанные на ее основе профессиональные образовательные программы, квалификационные требования к выпускникам военных вузов отводят важную роль формированию у будущих офицеров профессионально значимых качеств личности, среди которых ведущее место занимает дисциплинированность, под которой целесообразно понимать нравственное интегральное качество личности, определяющее служебную деятельность и обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение в условиях обучения в высшем военном учебном заведении.

Проблема формирования дисциплинированности у будущих офицеров не является новой. Ее исследованием на протяжении многих лет занимались военные педагоги и психологи. В настоящее время в российской педагогике существует целый ряд работ, посвященных решению этой проблемы. Так в частности, теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военных вузов является предметом рассмотрения диссертации Ф. Д. Рассказова. Комплексный подход к воспитанию дисциплинированности курсантов военных вузов представлен в диссертации Н. Ф. Бондаренко. Проблемы подготовки курсантов к деятельности по укреплению воинской дисциплины исследует в своей работе А. А. Лукьянец. Основы психологической теории дисциплинарных систем раскрывает Э. П. Утлик. Проблемам воспитания дисциплинированности у военнослужащих посвящены также диссертационные исследования таких авторов, как А. П. Андруник, С. И. Денисенко, В. И. Мельников, В. М. Коровин, В. Т. Доценко, Е. Ю. Стрижов, Р. К. Юскаев.

Вместе с тем на сегодняшний день сохраняется ряд проблем связанных с процессом формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военных вузов. Результаты проведенного в ходе исследования констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что только у 4,76% слушателей и курсантов военного вуза, принявших в нем участие, дисциплинированность сформирована на высоком уровне. Концепция воспитания военнослужащих силовых министерств и ведомств Российской Федерации решение указанной задачи определяет посредством перевода воспитательной работы на технологический уровень, то есть использования в воспитательной работе современных личностно-ориентированных педагогических технологий. Кроме этого, анализ существующих подходов к ведению дисциплинарной практики в Вооруженных Силах Российской Федерации свидетельствует, что в военных вузах практически отсутствуют общепризнанные методики оценки уровня дисциплинированности как отдельных слушателей и курсантов, так и учебных коллективов в целом. Таким образом у командиров курсантских подразделений отсутствует инструментарий, позволяющий оценивать степень развития данного качества у подчиненных с целью выбора путей его дальнейшего совершенствования.

Следовательно, в современных условиях необходим принципиально новый подход к рассмотрению проблем дисциплинированности слушателей и курсантов военного вуза.

Исходя из сказанного, возникает потребность разрешения объективно сложившегося противоречия между необходимостью формирования у слушателей и курсантов военных вузов дисциплинированности и отсутствием личностно-ориентированных воспитательных технологий, позволяющих определить психолого-педагогические условия эффективного формирования данного качества личности на заданном уровне. С учетом потребности разрешения этого противоречия была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-&diamsпедагогические условия формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза. Разрешение этой проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования — формирование профессионально значимых качеств личности у слушателей и курсантов военного вуза.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза.? В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были обозначены следующие задачи:

1. Выявить сущность и содержание понятия дисциплинированность, научно обосновать пути ее формирования у слушателей и курсантов военного вуза в современных условиях.

2. Обосновать критерии, показатели и уровни сформированности дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза. ф.

3. Разработать модель формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза и опытно-экспериментальным путем реализовать ее в виде личностно-ориентированной воспитательной технологии.

4. Определить психолого-педагогические условия формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов воен-^ ного вуза является наиболее результативным если будут осуществлены:

— управление формированием дисциплинированности у обучающихся на основе проекта личностно-ориентированной технологии воспитания;

— вовлечение слушателей курсантов в активную деятельность по выполнению основных функций командного состава учебного коллектива и других видов учебной, служебной и внеслужебной деятельности;

— поддержание здорового психологического климата в курсантском коллективе;

— высокая требовательность в сочетании с заботой об удовлетворении культурных и материально-бытовых нужд слушателей и курсантов;

— усиление индивидуальной работы на основе личностно-ориенти-рованных принципов воспитания;

— побуждение обучающихся к целеустремленному самовоспитанию личной дисциплинированности;

— контроль уровня дисциплинированности при помощи специально ф разработанных для этих целей критериев и показателей.

Методологическую основу исследования составляют:

— философские идеи о единстве теории и практики, человеке как субъекте и объекте общественных отношений;

— современные психолого-педагогические концепции о личностно-ориентированном подходе к формированию и развитию личности;

— ведущие принципы современной системы образования, в том числе ф принципы гуманизации, демократизации, учета уровня развития и индивидуально-психологических особенностей личности.

Теоретическим фундаментом исследования выступают:

— современные психолого-педагогические теории личности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская);

— системный подход в психолого-педагогических исследованиях (А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Маслова, П. И. Образцов, А .Н. Садовский, Э. Г. Юдин, В. А. Якунин);

— методология профессиональной подготовки специалиста в вузе (И.Ф. Исаев, А. Г. Пашков, В. А. Сластенин, А. Н. Ходусов);

— личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалиста (И. В. Биочинский, Т. М. Давыденко, И. А. Зимняя, В. П. Зин-ченко, А. Н. Леонтьев, А. М. Маркова, С. В. Панюкова, В. Ф. Перевалов,.

A. В. Репринцев;

— технологический подход к профессиональной подготовке специалиста (В. П. Беспалько, А. Д. Гонеев, П. И. Образцов, Л. С. Подымова,.

B. А. Сластенин, Т. В. Скобликова, А. И. Уман);

— личностно-ориентированный подход к профессиональному становлению военнослужащего (А. В. Барабанщиков, И. В. Биочинский, В. И. Вдо-вюк, В. Н. Герасимов, П. Н. Городов, В. П. Давыдов, Л. Ф. Железняк, П. А. Корчемный, И. Д. Ладанов, М. А. Лямзин, В. Г. Михайловский, О. А. Рахимов, П. В. Сергиенко, Ю. Г. Фокин и др.);

— диагностико-прогностический подход к разработке и функционированию системы контроля качества подготовки специалиста в вузе (В. С. Ава-несов, 3. Д. Жуковская, А. С. Маркова, В. П. Мизинцева, Н. А. Селезнева);

— теория педагогических систем (П. Я. Гальперин, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, Л. И. Мищенко, В. И. Попенко, В. Н. Садовский, Н. А. Селезнева, Н. Ф. Талызина, Л. И. Фишман и др.).

Для реализации целей и задач исследования использовались методы: теоретические (анализ философской, социологической, психолого-педагогической и специальной научной литературы по теме исследования) — эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, педагогический эксперимент) — изучение передового опыта воспитательной работы в военных вузах с целью выявления условий успешной педагогической деятельности по формированию дисциплинированности слушателей и курсантовпедагогическое моделирование комплекса условий, стимулирующих развитие дисциплинированностиматематическая обработка эмпирических данных.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа на базе Академии ФСО России. Им было охвачено 84 курсанта, 23 офицера (воспитателя) и 15 преподавателей.

Первый этап (1999;2000 г. г.) — поисково-теоретический. На основе изучения научной литературы по проблеме исследования были определены его параметры, структура, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Второй этап (2000;2003 г. г.) — опытно-экспериментальный. Были обоснованы показатели и критерии оценки сформированности дисциплинированности, проведен констатирующий эксперимент с целью определения исходного уровня дисциплинированности у слушателей и курсантов, анализировались традиционные методики формирования дисциплинированности, велся поиск наиболее эффективных форм, методов и средств воспитательной работы, направленных на повышение уровня дисциплинированности. На этом же этапе была разработана личностно-ориентированная воспитательная технология, направленная на формирование дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза. Далее был организован формирующий педагогический эксперимент, проводившийся в течении трех лет. Экспериментом было охвачено 84 курсанта. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены психолого-педагогические условия результативного формирования дисциплинированности у этой категории обучающихся.

Третий этап (2003;2005 г. г.) — обобщающий. На данном этапе осуществлялись анализ и систематизация результатов исследования, проводились уточнение и корректировка теоретических и экспериментальных данных, обрабатывались материалы исследования, обобщались результаты эксперимента и формулировались выводы.

Наиболее важные результаты исследования, полученные лично соискателем и их научная новизна:

— конкретизированы сущность и содержание понятия «дисциплинированность слушателей и курсантов военного вуза»;

— обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза;

— разработана модель формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза;

— спроектирована и опытно-экспериментально реализована личностно-ориентированная технология формирования дисциплинированности слушателей и курсантов военного вуза;

— экспериментально проверены психолого-педагогические условия, позволяющие повысить уровень дисциплинированности слушателей и курсантов в высшем военном учебном заведении.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «дисциплинированность слушателей и курсантов военного вуза» применительно к процессу ее формирования в условиях военного вузаразвитии теоретических основ формирования дисциплинированности у будущих военных специалистов в современных условияхполучении новых знаний в области педагогического проектирования, конструирования и применения в воспитательном процессе военного вуза личностно-ориентированной технологии формирования дисциплинированности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— обоснована и эмпирически проверена система критериев и показателей, позволяющая оценить уровень дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза;

— разработана и внедрена в воспитательный процесс методика оценки уровня сформированности дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза;

— выработаны научно-методические и практические рекомендации по проектированию и применению в воспитательном процессе военного вуза личностно-ориентированной технологии формирования дисциплинированности слушателей и курсантов;

— спроектированная в рамках исследования педагогическая технология воспитания применяется для повышения уровня сформированности дисциплинированности у слушателей и курсантов военных вузов России.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретико-методологическими основами исследованияиспользованием комплекса методов, адекватных его целям и задачамличным участием автора в диагностической и опытно-экспериментальной работе по формированию дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вузарезультатами опытной работы, подтвердившими выдвинутую гипотезу.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Дисциплинированность слушателя (курсанта) военного вуза — это профессионально-значимое интегральное качество личности, обеспечивающее достижение поставленных целей и предопределяющее соответствующее требованиям уставов поведение, его оценку и самоконтроль, становление как профессионала в выбранной специальности, постоянный интеллектуальный рост и самообразование на фоне глубокой убежденности в необходимости этого.

2. Критериями и показателями сформированности дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза выступают:

— критерии: качество деятельности по освоению учебной программы, качество служебной деятельности, качество внеслужебной деятельности, качество повседневной деятельности;

— показатели: наличие поощрений, уровень освоения учебной программы, результативность исполнения служебных обязанностей при несении караульной и внутренней службы, участие слушателей и курсантов в научной и спортивной работе, общественной жизни подразделения, уровень ответственности и инициативности, действия по устранению недостатков.

3. Модель формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза представляет собой регулируемый и управляемый процесс, состоящий из шести взаимосвязанных блоков: сфер проявления дисциплинированности, критериев сформированности дисциплинированности, психолого-педагогической диагностики, педагогических задач, проекта технологии формирования дисциплинированности и ее реализации. В качестве обратной связи в модели рассматриваются результаты практической деятельности слушателей и курсантов (промежуточная и итоговая диагностика дисциплинированности).

Реализация этой модели в педагогической практике возможна через проектирование и конструирование специальной личностно-ориенти-рованной технологии формирования дисциплинированности, которая представляет собой последовательную взаимосвязанную систему действий командиров подразделений и преподавателей, направленную на формирование этого профессионально значимого качества личности у обучающихся военного вуза, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного воспитательного процесса.

4. Процесс формирования дисциплинированности будет наиболее эффективным при выполнении следующих психолого-педагогических условий:

— управление формированием дисциплинированности у слушателей и курсантов осуществлять на основе проекта личностно-ориентированной технологии воспитания;

— вовлечение курсантов в активную деятельность по выполнению основных функций командного состава учебного коллектива и других видов учебной, служебной и внеслужебной деятельности;

— поддержание здорового психологического климата в курсантском коллективе;

— высокая требовательность в сочетании с заботой об удовлетворении культурных и материально-бытовых нужд слушателей и курсантов;

— усиление индивидуальной работы со слушателями и курсантами на основе личностно-ориентированных принципов воспитания;

— побуждение слушателей и курсантов к целеустремленному самовоспитанию личной дисциплинированности;

— контроль уровня дисциплинированности осуществлять при помощи специально разработанных для этих целей критериев и показателей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикаций и участия исследователя в международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях (Москва, Воронеж, Орел, Курск). Результаты исследования используются офицерами курсантских подразделений Академии ФСО России, что подтверждено соответствующими документами.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (202 источника) и 7 приложений.

Выводы по главе.

1. Эффективное решение задач исследования неразрывно связано с созданием модели формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза. В основу ее разработки положены основные принципы системного и личностно-ориентированного подходов, а также теории управления.

2. Подсистему воспитания целесообразно рассматривать как самостоятельную педагогическую систему, из которой можно выделить процесс формирования дисциплинированности, что позволяет проводить его исследование как целостного педагогического явления, включающего целевую, содержательную, процессуальную, психологическую, логическую и материально-техническую стороны. Исходя из этого модель формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза целесообразно представить в виде замкнутого регулируемого и управляемого процесса. Она состоит из шести взаимосвязанных блоков: сфер проявления дисциплинированности, критериев сформированности дисциплинированности, психолого-педагогической диагностики, педагогических задач, проекта технологии формирования дисциплинированности и реализации этой технологии. В качестве обратной связи можно рассматривать результаты практической деятельности слушателей и курсантов (промежуточная и итоговая диагностика уровня дисциплинированности).

3. Модель формирования дисциплинированности целесообразно реализовать на технологическом уровне в виде личностно-ориентированной технологии формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза.

4. Критерии и показатели, которые с достаточной степенью объективности оценивают уровень сформированное&tradeдисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза:

— критерии: деятельность слушателя (курсанта) по освоению учебной программы, служебная, внеслужебная, повседневная деятельность;

— показатели: наличие поощрений, уровень освоения учебной программы, результативность исполнения служебных обязанностей при несении караульной службы, результативность исполнения служебных обязанностей при несении внутренней службы, участие в научной работе слушателей и курсантов, участие в спортивной работе, участие в общественной жизни подразделения, уровень ответственности, уровень инициативности, действия по устранению недостатков.

5. Для использования названных критериев при решении задач исследования разработана методика, позволяющая осуществить входную и итоговую диагностику уровня дисциплинированности слушателей и курсантов военного вуза.

6.Реализация разработанной личностно-ориентированной технологии формирования дисциплинированности позволила в значительной степени повысить уровень дисциплинированности слушателей и курсантов военного вуза.

7. Результаты экспериментальной работы по формированию дисциплинированности у слушателей и курсантов позволили подтвердить гипотезу исследования о том, что оно является эффективным при создании в воспитательном процессе военного вуза следующих психолого-педагогических условий:

— управление формированием дисциплинированности у слушателей и курсантов осуществлять на основе проекта личностно-ориентированной технологии воспитанияW.

— вовлечение слушателей курсантов в активную деятельность по выполнению основных функций командного состава учебного коллектива и других видов учебной, служебной и внеслужебной деятельности;

— поддержание здорового психологического климата в курсантском коллективевысокая требовательность в сочетании с заботой об удовлетворении материально-бытовых и культурных нужд курсантовусиление индивидуальной работы с курсантами на основе личностно-ориентированных принципов воспитания;

— побуждение курсантов к целеустремленному самовоспитанию личной дисциплинированностиконтроль уровня дисциплинированности осуществлять при помощи специально разработанных для этих целей критериев и показателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях первостепенное значение имеет подготовка квалифицированных специалистов, стремящихся к профессиональному росту, выполнению разнообразных социальных функций. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование профессионально значимых качеств личности будущих офицеров, ведущее место среди которых занимает дисциплинированность.

Кроме того, цели высшего военного образования сегодня сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности будущих офицеров, следовательно необходим принципиально новый подход к рассмотрению проблемы дисциплинированности слушателей и курсантов военного вуза.

В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы и современных изысканий в предметной области исследования, мы пришли к выводу, что дисциплинированность слушателей и курсантов военного вуза необходимо рассматривать как нравственное интегральное качество личности, определяющее служебную деятельность и обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение в условиях обучения в высшем военном учебном заведении. На основании этого нами было уточнено и конкретизировано понятие «дисциплинированность слушателей и курсантов военного вуза». Дисциплинированность — это интегральное проФ фессионально значимое качество личности, обеспечивающее достижение поставленных целей и предопределяющее соответствующее требованиям уставов поведение, его оценку и самоконтроль, становление слушателя (курсанта) как профессионала в выбранной специальности, постоянный интеллектуальный рост и самообразование на фоне глубокой убежденности в необходимости этого.

Важной проблемой настоящего исследования является решение диагностических задач. Это связано с тем, что командиры курсантских подразделений нередко испытывают трудности в оценке уровня дисциплинированности своих подчиненных. Для решения названной проблемы требовалось теоретическое обоснование и определение критериев и показателей сформиро-ванности дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза. Изучение военно-педагогической литературы, анализ интегрального определения дисциплинированности слушателей и курсантов военного вуза и дисциплинарной практики курсантских подразделений, позволили нам выделить следующие сферы проявления дисциплинированного поведения: учебная деятельность, служебная деятельность, внеслужебная деятельность, повседневная деятельность. Исходя из этого были выбраны и обоснованы критерии, которые с достаточной степенью объективности позволяют оценивать уровень сформированности дисциплинированности слушателей и курсантов военного вуза: качество деятельности по освоению учебной программы, качество служебной деятельности, качество внеслужебной деятельности, качество повседневной деятельности. Применение данных критериев обеспечивается использованием следующих показателей: наличие поощрений, уровень освоения учебной программы, результативность исполнения служебных обязанностей при несении караульной службы, результативность исполнения служебных обязанностей при несении внутренней службы, участие в научной работе слушателей и курсантов, участие в спортивной работе, участие в общественной жизни подразделения, уровень ответственности и инициативности, действия по устранению недостатков. Для использования названных критериев при решении задач исследования, нами разработана методика, позволяющая осуществить как входную так и итоговую диагностику уровня сформированности дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза.

Практический опыт ведения воспитательного процесса в военном вузе показывает, что формирование дисциплинированности у слушателей и курсайтов довольно сложная психолого-педагогическая задача. Концепция воспитания военнослужащих силовых министерств и ведомств Российской Федерации определяет решение этой задачи посредством перевода воспитательной работы на технологический уровень, т. е. использования в воспитательной работе педагогических технологий. Следовательно, важным является обоснование возможности формирования дисциплинированности слушателей и курсантов военных вузов на технологическом уровне. Результаты про-^ веденного исследования позволяют сделать вывод, что проблема формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза может быть решена с использованием личностно-ориентированной педагогической технологии.

На основе ключевых положений системного и личностно-ориентированного подходов, а также теории управления в рамках настоящего исследования нами была разработана модель личностно-ориентированного формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза, представляющая собой замкнутый регулируемый и управляемый процесс. Она состоит из шести взаимосвязанных блоков: сфер проявления дисциплинированности, критериев сформированности дисциплинированности, психолого-педагогической диагностики, педагогических задач, разработки проекта технологии формирования дисциплинированности и ее реализации. В качестве обратной связи можно рассматривать результаты практической деятельности слушателей и курсантов (промежуточная и итоговая диагно-ф стика уровня дисциплинированности). Модель была реализована на технологическом уровне в виде личностно-ориентированной технологии формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза.

Была подтверждена гипотеза исследования о том, что процесс формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов будет наиболее результативным при создании в воспитательном процессе военного вуза следующих психолого-педагогических условий: Ю.

— управление формированием дисциплинированности у слушателей и курсантов осуществлять на основе проекта личностно-ориентированной технологии воспитания;

— вовлечение слушателей курсантов в активную деятельность по выполнению основных функций командного состава учебного коллектива и других видов учебной, служебной и внеслужебной деятельности;

— поддержание здорового психологического климата в курсантском коллективе;

— высокая требовательность в сочетании с заботой об удовлетворении материально-бытовых и культурных нужд курсантов;

— усиление индивидуальной работы с курсантами на основе личностно-ориентированных принципов воспитания;

— побуждение курсантов к целеустремленному самовоспитанию личной дисциплинированности;

— контроль уровня дисциплинированности осуществлять при помощи специально разработанных для этих целей критериев и показателей.

Выполненное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы. Дальнейшего научного обоснования, по нашему мнению, требует проблема развития самодисциплины, как высшего уровня дисциплинированностипроблема соотношения дисциплинированности и свободы личностипроблема усиления роли учебного процесса в формировании профессионально-значимых качеств личности будущих офицеров, в том числе дисциплинированности. т.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. А. Дисциплинированность важнейшее качество личности воина. // Ориентир. — 1997. — № 8. — С. 54−57.
  2. . Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1980.- 230 с.
  3. А. А., Барабанщиков А. В. и др. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: научно-методический сборник. М.: ВУ, 1996. — 103 с.
  4. А. П. Педагогические основы личностно-ориентирован-ного воспитания дисциплинированности. Дис.. канд. пед. наук. Пермский военный институт ракетных войск, 2002. — 201 с.
  5. Н. П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — 35 с.
  6. В.В. Внутришкольное управление развитием авторских педагогических систем учителей. Автореферат дис.. канд. пед. наук. Вол-го-град, 1998.-25 с.
  7. А. П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск: ОмГПУ, 1998.
  8. Антология мировой философии в 4-х томах. Т 1,2,3. М., 1969.
  9. М. В. Управление развитием муниципальной системы образования. — Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 1999. 255 с.
  10. С. И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. (Материалы лекций, прочитанных в Политехническом музее). М.: Знание, 1974. — 75 с.
  11. В. Г. Системность и общество. М., 1980. — 368с.
  12. В. Н. Организационно- педагогические условия взаимодействия регионального и муниципальных органов управления образованием. Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 251 с.
  13. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-78 с.
  14. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект.-М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  16. А. В., Давыдов В. П., Конюхов А. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики. М.: ВПА, 1987. -135с.
  17. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций. Воронеж, 1996. — 304 с.
  18. А. И., Черняк Ю. И. Информация и управление. М., 1966.275с.
  19. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  20. В. П. Опыт разработки и использования критерия качества усвоения знаний // Советская педагогика. 1968. — № 4. — С. 66−67.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
  22. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск. Автореф. дис.. .докт. пед. наук. М., 1993. — 40 с.
  23. А. И. Методологические основы организации системы образования офицерских кадров ВС РФ. Монография. М., 1997. — 124 с.
  24. В.И. Педагогическая технология. Пятигорск: ПГЛУ, 1997.-245 с.
  25. А.Д. Современная технология: теория и практика. -Киев: Виша школа, Головное изд во, 1985. — 171 с.
  26. Н. Ф. Комплексный подход к воспитанию дисциплины курсантов военных вузов. Диссертация кандидата педагогических наук М., 1986.
  27. Н. Д. О способах обучения и воспитания современного солдата. Спб., 1908.
  28. В. И., Мерзляк J1. Е. Командир и подчиненные. М.: Воениздат, 1986. — 120 с.
  29. A.M. О дисциплине в воинском воспитании. М.: Воениздат, 1987.- 102 с.
  30. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971.-214 с.
  31. В.Ф. Технологическое образование в российской школе и его место в социальном механизме повышения качества деятельности россиян // Высшее образование в Росси. 1998. -№ 1. — С.28−38.
  32. В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2002. -275 с.
  33. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. П. А. Корчемного, J1. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.
  34. Военная психология и педагогика: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений / Под ред. A.M. Герасимова, A.A. Деркача, П. П. Крамаренко, Л. Г. Лаптева и др. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. -314с.
  35. Военное дело.-1919.-№ 9−10.-С. 361−362.
  36. Военно-педагогический журнал. 1920. -№ 3−4. — С. 40.
  37. Воспитательная работа в ВС РФ. Учебно-методическое пособие / Под. ред. H.A. Липского. М.: ВУ, 1995. — 196 с.
  38. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Селиванова. М., 1989.
  39. Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1984.-Т. 4.-432 с.
  40. О.В. Потери и приобретения воспитания после 10 лет перестройки // Воспитание и психологическая поддержка детей о образовании. -М.: УВЦ «Инноватор», 1996. С.4−25.
  41. П.Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Педагогика, 1980. — 203 с.
  42. В. Н. Основы превентивной педагогики: Монография. -М.: ВУ, 1995.- 199 с.
  43. .С. Философия образования. М., 1998. — 432 с.
  44. Дж. Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  45. В.В., Маслова Н. Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы. Орел: ВИПС, 1996.- 144 с.
  46. Психолого-педагогические аспекты моделирования процесса профессионального становления курсантов и слушателей ВИПС на основе диагностики и оценки их профессионально-значимых качеств. Орел: ВИПС, 1999−375 с.
  47. В. В. Разработка нормативно-функциональной модели выпускника вуза// Сборник научных трудов ВИПС. Вып.7- Орел, 1996. С. 12−21.
  48. B.B. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования. Монография. Орел, 1997. — 238 с.
  49. В. П. Некоторые подходы к интенсификации обучения в вузе // Сборник научных трудов ВИПС. Вып. 1. Орел, 1994. — С. 25−31.
  50. В.П. Вопросы педагогической психологии в высшей школе пограничных войск: Курс лекций. М.: Академия ФПС, 1995. — 272 с.
  51. В.П. Воспитание курсантов высших пограничных училищ в процессе обучения: Учебное пособие. М.: МВПККУ, 1988. — 275 с.
  52. В.П., Пустозеров А. И. Педагогическая психология в высшей военной школе: Учебно-методическое пособие. — М.: ВВИА, 1993. -110с.
  53. С.И. Педагогические основы повышения эффективности деятельности старшин и сержантов ВМФ по укреплению воинской дисциплины в подразделении. Дис.. канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1991.
  54. Дерзкова Н. П Дидактические условия формирования эффективного стиля руководства образовательными учреждениями. Автореферат дис. канд. пед. наук. — М., 1999. — 22с.
  55. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  56. Дисциплина. Научно исследовательская работа // Под. руководством Петрова В. А. Орел, 2002. — 354 с.
  57. В.Т. Психологические условия деятельности офицерского состава по укреплению воинской дисциплины на кораблях флота. Дис. .канд. психол. наук.-М.: ВПА, 1997.- 178 с.
  58. М.И. Армейские заметки. // О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М.: Воен-издат, 1991.-С. 111−128.
  59. М.И. Одиннадцать лет: Сб. оригинал, и переработанных статей за 1895−1905гг.-Спб, 1909.-Кн. 1,2.
  60. Н.М., Столяревский С. П., Царьков А. Н. и др. Исследование и разработка современных технологий подготовки офицерских кадров в вузах РВСН. Серпухов, 1998. — 122 с.
  61. В.П. Методологические подходы к формированию доктрины военного образования в России // Военная мысль. 1997. — № 5. — С. 54−64.
  62. Л.Ф. и др. Курс военной психологии. Часть 2. М.: ВУ, 1995.- 158 с.
  63. Жуковская 3. Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе. Автореф. дис. .докт. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1995.-41 с.
  64. В.М. Проблемы реформирования системы военного образования России // Военная мысль. 1997. — № 4. — С. 38−43.
  65. Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование- Екатеринбург: Издательство Уральского Государственного профессионального педагогического университета, 1998. 54с.
  66. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. — 230 с.
  67. Инструкция по организации и осуществлению воспитательной работы в Академии Спецсвязи России. Орел.: Академия Спецсвязи России, 2004. — 28 с.
  68. И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. Учебное пособие. Белгород, 1997.- 145с.
  69. B.C., Гарунов М. Г., Маркова H.A. Технологии обучения в системе научно-технического образования. М.: НИИ ВО, 1995. — 52 с.
  70. А.И. Современная высшая военная школа: состояние, проблемы и перспективы развития. М.: ВПА, 1991. — 128 с.
  71. В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
  72. В.А., Новикова J1. И., Селиванова H. J1. Воспитание?
  73. Ф" Воспитание. Воспитание! М., 1996.
  74. Р.В. Тирания прекрасных идей //Первое сентября.-1994.-№ 9.-С. 3.
  75. А.И. Предупреждение нарушений воинской дисциплины. -М., 1970.-С.57.
  76. А.И. Социальная психология и управление. М.: ВПА., 1972.-c.14.
  77. O.A. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений МО РФ: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1999. — 39 с.
  78. O.A. Современные проблемы информатизации военного образования // Педагогическая информатика. 1998. -№ 8. — С. 53−57.
  79. Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1995. — 58 с.
  80. Концепция воспитания военнослужащих силовых министерств и ведомств Российской Федерации. М., 1998. — 20 с.
  81. Концепция воспитания личного состава Академии Спецсвязи России. Орел.: Академия Спецсвязи России, 2004. — 23 с.
  82. Концепция развития системы военного образования Вооруженных Сил РФ. М.: УД МО РФ, 1993. — 19 с.
  83. М.М., Михайловский В. Г. Теоретические основы профессионализации офицерских кадров. М.: МО РФ, 1995. — 91 с.
  84. В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах. Автореф. дис.. докт. пед. наук. Воронеж, 2002. — 42 с.
  85. .И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.: Просвещение, 1986. — 95 с.
  86. В.М. Гибкие инструментальные комплексы управления качеством подготовки специалистов для информационно-телекоммуникационной системы специального назначения. Автореф. дис. .канд. техн. наук. М.: МГУЛ, 1998.-21 с.
  87. И. С. Методы воспитания советских воинов. М.: ВПА, 1964−47 с.
  88. Краткий курс лекций по социальной педагогике // Под ред. П. Н. Городова. М.: ВУ, 1996. — 127 с.
  89. Н. В. Методы системного педагогического исследования.-Л.: ЛГУ, 1982.- 138 с.
  90. Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее #/ оценки // Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.-С. 34−41.
  91. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Просвещение, 1990. — 285 с.
  92. А. А. Теоретические основы автоматизированного управления: Основы анализа и оценки сложных систем. Орел: ВИПС, 1998. -254 с. ф 94. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М., 1993. 145 с.
  93. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знания, 1978. — 112 с.
  94. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 160 с.
  95. В.М. Некоторые признаки школьных учительских групп//3авуч. 1998. -№ 4. — С 131−138.
  96. Ю. Обучение и воспитание войск: школа генерала М.И. Драгомирова//Ориентир, 1999.-№ 1.-С. 51−53.
  97. И. А. Прогнозирование в военной педагогике. М.: ГАВС, 1993.-215с.
  98. А. А. Подготовка курсантов к деятельности по укреплению воинской дисциплины в подразделении. Дис.. канд. пед. наук М.: ВПК, 1990.-243 с.
  99. В. П. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. 2002. — № 9. — С. 52−55.
  100. М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М.: ВУ, 1997.-35 с.
  101. ЮЗ.Мабрин С. А. Педагогические системы и технологии. Уч. пособие для студ. педвузов. Омск: ОмГПУ, 1998. .
  102. А. С. Собрание сочинений в 4-х томах. — М.: Изд. «Правда», 1987.
  103. А. С. Сочинения в 7 томах. М.:АПН РСФСР, 1958 г. -Т.5: Общие вопросы теории педагогике в советской школе. — 588 с.
  104. М. Технология и эффективность социального управления. -М.: Прогресс, 1982.-267 с.
  105. Марксистко-ленинская социология./ Под редакцией Н. И. Дряхлова и др. М.: Издательство МГУ, 1989. — 153 с.
  106. В. В. Методика контроля и оценки качества подготовки спе-циалистов в высших военно-морских учебных заведениях. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 22 с.
  107. Маслоу, А .Г.// Вопросы психологии. 1987. -№ 3. — С. 150−158.
  108. Ш. Мачулин В. В., Михайловский В. Г., Рюмин В. П. Основы деятель-ностного подхода к подготовке кадров. M.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995.-56 с.
  109. В.И. Формирование личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Елец, 2004. — 25 с.
  110. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. Монография. М.: РАГС, 1995. — 260 с.
  111. В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1995.-40 с.
  112. A.M. Проектирование систем внутришкольного управления. -М.: Педагогическое общество России, 2001. -256 с.
  113. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. -М.: Педагогика, 1981. С. 34.
  114. А. А. О воинской дисциплине и средствах к ее охранению и надежному развитию. Второе издание. Вильна, 1884.
  115. А. Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика. -1992.-№ 7−8.-С. 15−19.
  116. В. Я. Социология образования. М., 1992. — 198 с.
  117. Г. Д. Современные технологии как метод управления социальными прогрессами. // Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрения. Ч. 1. Белгород: БТИСМ, 1991. -202 с.
  118. JI. И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 28 — 35.
  119. Л. И. Воспитательная система: Исходные позиции // Советская педагогика. 2000. — № 11. — С. 61−64.
  120. П. И., Уваров Ю. М. Краткий словарь основных категорий и понятий по военной педагогике. Орел.: ВИПС, 1999. — 75 с.
  121. П. И., Косухин В. М Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. Орел: Академия ФАПСИ, 2002. — 317 с.
  122. П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения: Монография. -Орел: Орел ГТУ, 1997. 131 с. Депон. в ИНИОН РАН 20.01.98 г. № 53 213.
  123. П.И., Родных И. В., Нешков А. К., Уваров Ю. М. Основы военной педагогики. Курс лекций: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. П. И. Образцова. Орел.: ВИПС, 1999. — 224 с.
  124. Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации: Устав внутренней службы. М.: Воениздат, 1994. — 526 с.
  125. В.В. Основы философии. 4.1. Диалектический материализм. Учебное пособие. Пермь: Издательство Томского. Университета, 1991. -448 с.
  126. Д. Что нужно нашей армии? Современное ее состояние и необходимые в ней реформы. Спб., 1908.
  127. В. И. Социальная технология как социологическая история. // Современные социальные технологии. Часть 2.-177 с.
  128. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, E.H. Шиянова. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  129. Педагогическая энциклопедия. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1968.-С. 274−275.
  130. В. Ф. Персонализация процесса подготовки офицеров к руководству. Автореф. дис. .докт. псих. наук. М.: ВУ, 1995. — 56 с.
  131. В. Ф. Подготовка офицеров к руководству: персонализация процесса: // Педагогика. 1997. — № 2
  132. В. Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.176 с.
  133. С. Дисциплинированность воина-залог высокой боевой готовности и успешной службы // Ориентир. 1998. -№ 12. — С. 55.
  134. В. И. Проблемы научного управления социальным познанием слушателей военной академии с помощью ЭВМ. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: ВПА, 1989. — 30 с.
  135. М. М. Демократизация управления школой. М., 1988.289 с.
  136. Применение кибернетики в педагогике и психологии // Сборник научных трудов / Отв. ред. Б. В. Бирюков. М.: Изд-во УДН, 1986. — 120 с.
  137. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред.А. М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 191 с.
  138. Психология и педагогика высшей военной школы / Варваров В. И., Вдовюк В. И., Давыдов В.П.- Под. ред. Барабанщикова А. В. М.: Воениз-дат, 1989.-366 с.
  139. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: Учебник. М.: ВУ, 1998. В 2 частях. — Ч 1. — 283 с. — Ч 2. — 259 с.
  140. Л.Е. Воспитание дисциплинированности, М.: Министерство просвещения РСФСР, 1946. 160 с.
  141. Ф. Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза. Дис.. докт. пед. наук. -Курган, 2000. 405 с.
  142. Р. А. Теория и практика воспитания дисциплинированности школьников на основе ценностного отношения к человеку. Дис.. докт. пед. наук. Пермь, 1998. — 327 с.
  143. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  144. В. Н. Основания общей теории систем. М.: Изд-во МГУ, 1974.-421 с.
  145. . Образование и общество. М., 1989. — 199 с.
  146. В. Ф., Федорова JI. А. Локальные акты образовательного учреждения. Методические рекомендации. Самара, 1996. — 38 с.
  147. А. А. Эволюция военного искусства. — М.: Госвоениздат, 1927.
  148. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  149. H.A. Автоматизация проектирования систем управления качеством высшего образования. Автореф. дис. .док. техн. наук. Воронеж, 1992.-37 с.
  150. П. В. Развитие системы военно-учебных заведений пограничных войск (1918−1991): Монография. М.: Академия ФПС России. -235с. ДСП.
  151. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.
  152. А. М. Процесс развития воспитательной системы школы //Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 65−69.
  153. В. Д., Воронин А. М. Педагогические теории, системы, технологии. Уч. пособие для пед. работников и студ. педвузов. Брянск, 1998.
  154. В. А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке педагога // Педагогика. 1999. — № 6. — С.55−62.
  155. Словарь по этике под редакцией А. А. Гусейнова, И. С. Коно. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  156. С. А. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России. № 6. — 2000. — С. 113−120.
  157. С. А. Технологии в образовании // Высшее образование в России. -N 1.- 1999. С. 109−112.
  158. Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1974.-231 с.
  159. Е. Ю. Психологические условия эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов военных вузов. Дис. .канд. психол. наук. — М.: ВПА, 1998. —щ 202 с.
  160. А. В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1987. — 39 с.
  161. В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989.-288 с.
  162. В.А. Верьте в человека. М.: Молодая Гвардия, 1960.-111 с.
  163. В. А. Потребность человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1981.-161 с.
  164. В. А. Рождение гражданина. М.: Сов. Россия, 1971.-196 с.
  165. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-воМГУ, 1975.-141 с.
  166. Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Сб. научн. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. — С. 15−26.
  167. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Современная высшая школа. 1977. — № 1. — С. 21 -35.
  168. Ю.Г. Государственная образовательная политика в сфере высшего образования: цели, средства, проблемы / В сб. науч. тр. «Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования». М.: НИИВО, 1996. — С. 6−26.
  169. Ф.У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. -• ^ Контроллит, 1991. 104 с.
  170. Управление воспитательной системой школьг Проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, J1. И. Новиковой, Н. J1. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М., 1999.
  171. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972. — С. 260−273. (319.)ф 178. Управление социальными процессами в воинском коллективе.
  172. Учебное пособие. М.: ВИЦГУЛ, Менеджер, 1994. — 150 с.
  173. Э .П. Основы психологической теории дисциплинарных систем. Дис.. .докт. психол. наук. М.: ВУ, 1996. — 330 с.
  174. Э.П. Психологические основы дисциплины. М.:ГУ РЛС МО РФ, 1993.-238 с.
  175. КУшаков K.M. Подготовка управленческих кадров образования. -М.: Сентябрь, 1997.- 176 с.
  176. А., Эмерсон Т., Тейлор Ф. Управление это наука и искусство.-М, 1992. -349 с.
  177. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года». М., 2000.
  178. Ф.В. Школа и характер: Морально педагогические проблемы школьной жизни. Авториз. перевод с немецкого М. А. Энгельгарда. -Спб.: Изд. газ. «Школа и жизнь», 1915.-331 с.
  179. Филиппова J1. Р. Организационно-педагогические условия эффективности управления научно-методическим обеспечением учителей общеобразовательных школ в современных условиях (на материалах г. Москвы): Дис. канд. пед. наук. M., 1999. — 212 с.
  180. Фишман J1. И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М.: МГПУ, 1995. — 43 с.
  181. Ю.Г. Пути совершенствования методов обучения в высшей школе. Методические рекомендации. М.: НИИВО, 1990. — 80 с.
  182. М.В. Избранные произведения в 2 т. М.: Воениздат, 1957. -Т.2, 498 с.
  183. В.Н. Психологическое обоснование воинской дисциплины: Критический очерк. Спб., 1896.
  184. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917−1981гг.).-М.: Педагогика, 1986. 184с. (165)
  185. М. С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М.: ИПСР РАО, 1999. -38 с.
  186. Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе.-М.: «Экспедитор», 1996.-288 с.
  187. И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М: Сентябрь, 1998. 144 с.
  188. А. Советская дисциплина Красной Армии должна быть выше.// Ориентир. 2001. — № 5. — С. 36−37.
  189. В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика, 1992. — С. 143 — 162.
  190. В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999.
  191. Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П. Новые технологии воспитательного процесса. М, 1993. — 170 с.
  192. Р. К. Педагогические основы комплексного подхода к укреплению воинской дисциплины в части. Дис. .канд. пед. наук. — М.: ВПА, 1990.- 198 с.
  193. В. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. 639 с.
  194. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. — М.: Прогресс, 1974.
Заполнить форму текущей работой