Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: дано теоретико-методологическое обоснование необходимости формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке студентов-дирижероввыявлены компоненты, комплексное взаимодействие которых необходимо для формирования культуры творческого общения как целостной системы, обладающей способностью к саморазвитию… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИРИЖЕРА В ВУЗЕ
- 1. 1. Профессиональная деятельность дирижера как процесс творческого общения
- 1. 2. Культура творческого общения как основа профессиональной компетентности дирижера: основные методологические подходы
- 1. 3. Психолого-педагогические особенности формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера
- 1. 4. Модель формирования культуры творческого общения как процесс профессионального и духовного становления личности будущего дирижера
- ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В КЛАССЕ ОРКЕСТРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ В ВУЗЕ
- 2. 1. Диагностика уровней сформированное&trade- культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования
- 2. 2. Экспериментальная методика формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Среди актуальных и широко дискутируемых на современном этапе проблем особое место занимает проблема совершенствования образования, повышения его качества, достижения высокого уровня конкурентоспобности на современном рынке труда. Это значит, что система образования от традиционной направленности исключительно на получение знаний, умений и навыков все активнее движется в сторону обеспечения широкой компетентности своих выпускников, от знаниевой парадигмы к созданию различных вариантов образовательно-компетентностных моделей, обеспечивающих будущим специалистам возможность свободно ориентироваться в стремительно развивающемся пространстве современной культуры. В этих дискуссиях постоянно подчеркивается, что творческое общение как проявление коммуникативной компетентности личности является одним из условий достижения успеха во всех сферах профессиональной деятельности, так как любой специалист участвует в информационном обмене, активно взаимодействует с другими людьми. При этом «представление искусства как формы воплощения антропосоциальных отношений открывает перспективу нового видения не только в теории, но и в художественном творчестве, а также в вопросах воспитания"1.
Сегодня мы вправе с достаточной уверенностью говорить о том, что достижение высокого уровня культуры творческого общения в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов становится одним из основных критериев качества образования на современном этапе. При этом необходимо учитывать, что есть ряд профессий (в том числе профессия дирижера), для которых творческое общение, творческое взаимодействие является одним из основных условий не только достижения и осуществления.
Варламов Д. Онтология искусства. — М., 2011. С. 103. л самого процесса профессиональной деятельности. Дирижирование представляет собой особый, специфический вид музыкального исполнительства. Дирижер, в процессе взаимодействия с музыкантами, организует и осуществляет музыкально-исполнительское общение, передавая музыкальную информацию исполнителям с целью создания художественного «продукта», являющегося воплощением его творческих замыслов, личностной интерпретации авторских идей. Так рождается музыкальное «сообщение», содержащее в себе духовные смыслы и ценности, «сообщение», которое должно быть, в первую очередь, быть понято и принято артистами оркестра, а затем уже передано слушателю. И если такая цель успешно достигнута, то художественно-эстетические ценности и духовные смыслы, заключенные в этом сообщении, становятся личным достоянием сотен людей, входят в их жизнь, открывают им новые стороны познания окружающего мира, новые возможности самопознания.
Поэтому так важно, чтобы сегодня продолжали функционировать различные художественные коллективы: симфонические и камерные оркестры, ансамбли, оркестры народных инструментов, как профессиональные, так и любительские, чья роль в сохранении духовных ценностей отечественной культуры очевидна. Необходим постоянно помнить о том, что «художественные формы народной культуры характеризуются как наиболее фундаментальные, субстратные понятия о закономерностях развития, явлениях, процессах и связях, выделяемых исследователями сущностных свойств культуры, несущих в себе ее «антропологический код» (Л.А. Черная), соотнесенность в ней «художественности и духовности» (Л.А. Рапацкая)."2. При этом необходимо также осознавать, что специфика профессиональной деятельности дирижера — руководителя музыкально-инструментального коллектива — заключается не только в том, что он должен способствовать сохранению этого «антропологического кода», а еще и в том, что «соотнесенность художественности и духовности» должна определять.
2Ануфриева Н. И. Автореферат диссертации «Феномен народной художественной культуры в профессиональной подготовке современного музыканта» на соискание уч. ст. док. пед. наук. — М., 2011. С.З. 4 творческую атмосферу в коллективе, который обращается с музыкальным посланием к своей аудитории. В противном случае передача такого послания может не состояться. Этим обусловлена ярко выраженная социальная потребность в совершенствовании профессиональной подготовки дирижеров, будущих руководителей музыкально-инструментальных коллективов, в формировании в процессе их обучения и воспитания высокой профессиональной и духовной культуры, неотъемлемым компонентом которой является культура творческого общения. Более того, учитывая специфику профессии, можно с уверенностью утверждать, что культура творческого общения является системообразующим компонентом, основой профессиональной культуры дирижера.
Понятие «культура творческого общения» многогранно. Оно включает в себя представления о творчестве и творческой деятельности как источнике и движущей силе развития культуры. Оно также включает в себя представления о творческих взаимосвязях и взаимодействиях между людьми, различными социальными группами, странами, народами, поскольку становление и развитие культуры есть совместный результат творческой деятельности всего человечества. «Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения основных потребностей, главный канал взаимодействия людей"3. Культура творческого общения в данной работе рассматривается как высшая ступень коммуникативной компетентности, как система внутренней самоорганизации личности, ее профессионального и духовного самоопределения. При этом важно осознавать, что обретение культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — это сложный процесс становления личности, которая должна обрести в этом процессе и гибкость мышления, и самостоятельность, и целеустремленность, и необходимые волевые качества, научиться искусству убеждения, искусству такой организации творческого процесса, при которой.
Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии. Учебное пособие. — М., 2006. — С.8. 5 все его участники являются свободными субъектами творческой деятельности.
Убеждение в необходимости осуществления такого процесса в обучении и воспитании личности стало основанием для исследования проблемы формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера, которому предстоит стать лидером — вдохновителем и организатором деятельности художественно-творческого коллектива.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема формирования культуры творческого общения в становлении личности затрагивается в многочисленных исследованиях в области философии, психологии, социологии, культурологии, общей и музыкальной педагогики. С этой проблемой мы сталкиваемся в философских трудах от глубокой древности и до наших дней. Так в поучениях Конфуция и Лао-Дзы, в афоризмах Ветхого и Нового Завета, в лирике греческого поэта, творившего в V в. до н.э., Анакреонта, в диалогах Сократа и Платона, в размышлениях Аристотеля и Цицерона, обучение искусству общения рассматривается как один из важнейших аспектов воспитания личности. В работах средневековых философов высшая форма творческого общения заключена в общении с Богом, который в этом процессе учит взаимопониманию, любви, взаимному уважению и взаимопомощи. Об этом пишут христианский теолог и церковный деятель Аврелий Августин, французский философ, богослов и поэт Пьер Абеляр и многие другие мыслители эпохи Средневековья. А в работах мыслителей и художников эпохи Возрождения (С. Брант, П. Де Мирандола, М. Монтень, Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), Просвещения (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Й. Г. Гер дера и др.), эпохи романтизма (Ф. Шлегель, Новалис, И. Г. Фихте, Г. Гейне, Ф. Р. Шатобриан, Де Виньи, Ф. Френо и др.) творческое общение рассматривается как источник возвышенных идей, способствующих единению в поиске Истины.
В отечественной педагогике исследованиями, посвященными формированию моделей деятельности специалиста, в которых значительное место занимает проблема формирования культуры творческого общения, обращались — Е. С. Смирнова, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский и др. Психологические аспекты проблемы формирования культуры творческого общения как основы формирования профессиональной компетентности специалиста нашли отражения в работах И. А. Зимней, в системе ценностно-целевых приоритетов образования — в исследованиях Б. С. Гершунского. В работах современных исследователей (С.И. Архангельский, Б. С. Братусь, О. С. Газман, В. И. Загвязинский, A.A. Мелик-Пашаев, М. И. Петросян, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, H.JI. Уварова, В. Д. Чарушников и др.) культура творческого общения связывается с проблемой обретения культуры знания, культуры отношения, культуры социального взаимодействия и творческой деятельности.
Роль культуры творческого общения в контексте формирования профессиональной компетентности отражена в работах А. К. Марковой, В. Г. Глызина, А. П. Чернышовой, К.А. Абульхановой-Славской, П. В. Симоновой, О. В. Мутовкиной, Н. А. Банько и др. Проблема культуры творческого общения рассматривается также в контексте современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России (Н.К. Бакланова, A.A. Вербицкий, J1.C. Зорилова, Н. В. Кротова, В. И. Черниченко, В.М. и В. В. Чижиковы и др.). Культуре творческого общения как обязательному условию эффективной работы руководителя художественно-творческого коллектива посвящены научные труды JI.K. Аверченко, А. И. Аппенянского, Т. Бойделла, Э. Кука, O.A. Никитиной и др. Во многих работах современных ученых (Г.В. Безюлева, A.B. Березняк, Е. В. Гребешок, H.H. Лобанова, М. И. Рожков, Г. М. Шеламова и др.) рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности педагога, которая являет собой обязательную составляющую культуры творческого общения, необходимой для осуществления «творческой педагогики» (В.А. Сластенин). В трудах Г. Айзенка, Г. Адлера, В. В. Бондаренко, Дж. Каунта, Л. Кэмина, Дж. Льюиса, С. Д. Резника, С. Н. Соколова,.
В.А. Спивака, Ф. Е. Удалова и др., посвященных изучению качеств, необходимых для эффективного управления коллективом, также значительное внимание уделено культуре творческого общения как одному из важнейших условий достижения успеха.
Работы, посвященные проблемам разработки государственных образовательных стандартов общего и высшего профессионального образования на компетентностной основе (А.Л.Андреев, В. И. Байденко, В. А. Болотов, И. Л. Зимняя, B.C. Леднев, И. Д. Никандров, М. В. Рыжаков, H.A. Селезнева, В. В. Сериков, В. М. Соколов, В. В. Соколова и др.), формирует новый взгляд на проблему компетентности в целом, что позволяет представить обобщенную компетентность выпускника профессионального образовательного учреждения как «целостную, системную совокупность свойств», среди которых значительное место занимает коммуникативная компетентность, являющаяся основой для формирования культуры творческого общения. Вопросами профессиональной подготовки студентов дирижерско-оркестровых специализаций, а также разработкой общих педагогических и профессиональных музыкальных требований к специалистам данной области, среди которых значительное внимание уделено и проблеме общения дирижера и артистов оркестра, занимались многие профессиональные дирижеры, а также музыкальные педагоги, профессиональная деятельность которых связана с решением проблем совершенствования процесса обучения дирижерскому искусству (Г. Шерхен, Э. Кроль, Р. Канн-Шпейер, Б. Вальтер, Ф. Венгартнер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Р. Штраус, В. Фуртвенглер, Ш. Мюнш, H.A. Римский-Корсаков, Л. Гинзбург, А. Боулт. Э. Канн, М. Канерштейн, А. Иванов-Радкевич, К. Кондрашин, И. Маркевич, С. Казачков, Н. Малько, И. Мусин, Г. Ержемский, К. Ольхов, Б. Хайкин, О. Нежинский, А. Лазовский, С. Ратнер, А. Поздняков, И. Букреев, А. Винокур, А. Дунаев и др.).
Однако, анализ широкого круга научных работ, посвященных проблеме формирования культуры творческого общения в становлении личности, показал, что в области профессиональной подготовки дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива — данный вопрос недостаточно исследован. Он требует выявления сущности культуры творческого общения в профессиональной деятельности дирижера, разработки теоретико-методологических подходов, методических принципов, выявления педагогических условий, необходимых для осуществления процесса ее формирования в профессиональной подготовке будущего дирижера в оркестровом классе современного вуза.
В процессе изучения и анализа научных источников, раскрывающих различные аспекты поставленной проблемы, был выявлен ряд противоречий между: опорой исключительно на традиционные методы обучения и воспитания дирижера и необходимостью поиска новых теоретико-методологических подходов, позволяющих решить выявленную проблему;
— сложившейся в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива — ориентацией на формирование специальных знаний, умений и навыков и осознанной необходимостью в подготовке специалиста, обладающего высокой культурой творческого общения;
— спецификой профессии дирижера как лидера, определяющего стратегию и тактику работы музыкально-инструментального коллектива, и одновременно необходимостью создания в нем атмосферы сотворчества, диалога, партнерского взаимодействия.
Преодоление этих противоречий определяет основное направление диссертационного исследования.
Объект исследования: профессиональная подготовка дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива.
Предмет исследования: процесс формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива.
Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы формирования культуры творческого общения дирижеров, разработать и апробировать экспериментальную методику обучения студентов в классе оркестрового дирижирования, опирающуюся на разработанную модель.
Задачи исследования:
— уточнить понятие «культура творческого общения» и выявить его значимость как системообразующего компонента в процессе профессиональной подготовки дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива,.
— рассмотреть роль культуры творческого общения в сложном процессе формирования коммуникативной компетентности и внутренней самоорганизации личности, в ее профессиональном и духовном самоопределении;
— определить психолого-педагогические особенности формирования культуры творческого общения в условиях профессиональной подготовки студентов-дирижеров;
— разработать методику обучения по формированию культуры творческого общения у дирижеров — будущих руководителей музыкально-инструментальных коллективов;
— разработать показатели и критерии оценки уровней сформированности культуры творческого общения у студентов-дирижеров;
— разработать и реализовать в процессе проведения экспериментальной работы модель формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера—будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива;
В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения: эффективность профессиональной подготовки дирижера — будущего руководителя художественно-творческого коллектива — будет значительно повышена, если:
— культура творческого общения будет признана системообразующим компонентом профессионального и духовного становления личности в учебно-воспитательном процессе в вузах культуры и искусств;
— будут определены и методологически обоснованы условия, необходимые для формирования культуры творческого общения в процессе обучения и воспитания студентов в классе оркестрового дирижирования в вузах культуры и искусств;
— выявлены и применены современные подходы и методы, наиболее полно отвечающие решению поставленной проблемы;
— будет разработана и реализована модель формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке студентов в классе оркестрового дирижирования;
— будет разработана и применена методика диагностики уровней сформированности культуры творческого общения в процессе профессиональной подготовки студентов-дирижеров в вузах культуры и искусств.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные теории, концепции, идеи, раскрывающие: различные аспекты художественного творчества и становления личности в этом процессе (А.Я. Айзенберг, Б. Г. Ананьев, A.A. Аронов, А. И. Арнольдов, Д. И. Варламов, В. А. Волобуев, JI.C. Выготский, Н. И. Ефимова, J1.C. Зорилова, И. С. Кон, В. Г. Кузнецов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. И. Щербакова, П. М. Якобсон и др.) — методологические подходы к проблемам обучения и воспитания творческой личности (Э.Б. Абдуллин, Ю. П. Азаров, Н. К. Бакланова, Б. Г. Гершунский, М. А. Данилов, А. Г. Казакова, Л. С. Майковская, Е. И. Максимов, В. А. Сластенин, Е. Ю. Стрельцова, В. И. Черниченко,.
Г. М. Цыпин и др.), социальную природу творческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. Г. Ионин, Н. И. Киященко, А. Ю. Козырева, Н. Л. Лейзеров, Е. И. Рогова, Т. В. Христидис и др.) — проблему общения в социокультурной сфере (Ю.П. Азаров, А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова, А. Г. Казакова, В. И. Черниченко, В. М. Чижиков и др.) — природу творческого общения (Э. Берн, Г. Блюм, A.A. Бодалев, Л. С. Выготский, Д. Карнеги, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Маслоу, С. Паркер, В. Н. Парфенов, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Стрельцов, А. Уайтхед и др.) — проблему творческого взаимодействия дирижера и артистов оркестра (К. Аббадо, Э. Ансерме, Д. Баренбойм, К. Бём, Л. Бернстайн, П. Булез, Б. Вальтер, К. Зандерлинг, О. Клемперер, Дж. Ливайн, А. Никиш, Г. Рождественский, М. Янсонс и др.) — разработки в области дирижерского исполнительства (Г.Берлиоз, O.A. Блох, Б. Вальтер, Ф. Вейнгартер, Р. Вагнер, Ф. Лист, Г. Шерхен, Р. Канн-Шпейер, В. Фуртвенглер, Р. Штраус, H.A. Римский-Корсаков, H.A. Малько, ИЛ. Мусин, Г. Л. Ержемский, Л. Гинзбург, А. Боулт, С. Казачков, М. Канерштейн, Ш. Мюнш, А. Пазовский, Д. Свечков, Э. Кан и др.).
Методы исследования. Для решения намеченных в диссертации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих научных методов, включающих в себя:
Теоретические методы: изучение и анализ литературы по философии, культурологии, социологии, психологии, музыкознанию, общей и музыкальной педагогике, оркестровому дирижированию, музыкально-теоретическим дисциплинамизучение и обобщение отечественного, зарубежного и собственного музыкально-педагогического опыта.
Эмпирические методы: наблюдение за работой преподавателей специальных дисциплин в классах: оркестровом и оркестровых дисциплин, музыкально-теоретического циклаанализ учебных планов, программ, учебников и учебно-методических пособийпедагогическое наблюдение, педагогические беседы, анкетирование и интервьюирование студентовпроведение контрольноконстатирующего и учебно-формирующего экспериментов, направленных на формирование культуры творческого общения у студентов-будущих дирижерованализ и статистическая обработка результатов эксперимента.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1998 по 2013гг. Условно ход исследовательской работы можно разделить на четыре этапа.
На первом этапе (1998;2004г.г.), который можно рассматривать как теоретико-аналитический, осуществлялся анализ широкого круга научных источников в области философии, культурологии, социологии, психологии, музыкознания, общей и музыкальной педагогики, освещающих различные аспекты выдвинутой проблемы. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись основные направления и аспекты исследования, категориально-понятийный аппарат, а также выявлялись основные методологические подходы к проведению исследовательской работы.
На втором (основном) этапе (2004;2008) была разработана экспериментальная методика и модель формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива, сформулированы критерии и параметры уровней сформированности культуры творческого общения, проведены контрольно-констатирующий и учебно-формирующий эксперименты, осуществлены анализ и обобщение их результатов, создана и реализована авторская программа по предмету «Дирижирование».
На третьем (дублирующем) этапе (2008;20 Юг. г) для проверки достоверности результатов, полученных на основном этапе эксперимента, была продолжена экспериментальная работа, в которой были проанализированы и учтены все возникшие на предыдущем этапе проблемы.
На четвертом (заключительном) этапе (2010;201 Згг.) проводилось углубленное изучение полученных результатов, подготовлен к публикации ряд материалов, разработаны методические рекомендации для практического использования авторской программы «Дирижирование» и реализации модели формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке студентов в классе оркестрового дирижирования.
База исследования: Краснодарский государственный университет культуры и искусств — факультет «Инструментальное исполнительство», кафедра «Оркестрового дирижирования" — факультет «Традиционной культуры», кафедра «Народного инструментального творчества» по специализации: оркестр народных инструментов, Российский государственный социальный университет — факультет искусств и социокультурной деятельности, кафедра искусств и художественного творчества.
Основной базой экспериментальной работы служила кафедра «Народного инструментального творчества» по специализации: оркестр народных инструментов факультета «Традиционной культуры» Краснодарского государственного университета культуры и искусств. В исследовании также приняли участие: педагоги-музыканты Краснодарского государственного университета культуры и искусств — факультет «Инструментальное исполнительство», кафедра «Оркестрового дирижирования" — факультет «Традиционной культуры», кафедра «Народного инструментального творчества» по специализации: оркестр народных инструментов, студенты этих учебных заведений, а так же выпускники указанных учебных заведений, продолживших работу в качестве руководителей ансамблей и оркестров в ДМШ, ДШИ и региональных клубах.
Эмпирическую базу исследования составил контингент участников, проявивший интерес к поднятой проблеме и принявший участие за эти годы в беседах, опросах, интервьюировании, анкетировании, а также непосредственно в контрольных и экспериментальных группах, в общем количестве более 1000 человек.
Научная новизна диссертационного исследования:
— уточнено определение категории «культура творческого общения» в контексте профессионального и духовного становления личности дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива в процессе его профессиональной подготовки в вузе, который рассматривается: как: высшая ступень коммуникативной компетентностисистема внутренней самоорганизации личности, ее профессионального и духовного самоопределениясложный процесс становления личности, обретающей в нем гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность, необходимые волевые качества, искусство убеждения, способность такой организации творческого процесса, при которой все его участники являются свободными субъектами творческой деятельностиопределены психолого-педагогические особенности формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования и обозначены принципы (системности, целенаправленности, индивидуализации, целесообразности, динамичности, сотворчества), способствующие осуществлению этого процессавыявлены условия, необходимые для осуществления процесса формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования, заключающиеся в том, что формирование культуры творческого общения происходит в целостном учебно-воспитательном пространстве и рассматривается в контексте профессионального и духовного становления личности, для которой уроки мастерства одновременно становятся уроками творческого взаимодействия, эмпатии и толерантности;
— разработана и апробирована в процессе проведения экспериментальной методики авторская программа по специализации «Дирижирование», концептуальной особенностью которой является обретение умения принять, пережить, осмыслить и передать музыкальное сообщение, выстроенная на основе модели формирования культуры творческого общения у студентов — дирижеров, будущих руководителей музыкально-инструментальных коллективов;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: дано теоретико-методологическое обоснование необходимости формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке студентов-дирижероввыявлены компоненты, комплексное взаимодействие которых необходимо для формирования культуры творческого общения как целостной системы, обладающей способностью к саморазвитию и самосовершенствованию и оказывающей значительное влияние на профессиональное и духовное становление студентов — дирижеров — будущих руководителей музыкально-инструментальных коллективовразработана методика диагностики уровней ее сформированностиопределены критерии и параметры оценки повышенного, среднего и низкого уровня, что позволяет анализировать эффективность осуществления этого процессавыявлены структура и содержание процесса формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижеровдано научное обоснование разработки и реализации модели формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования, которая способствует профессиональному и духовному становлению личности, формированию у нее качеств, необходимых для достижения успеха в дальнейшей профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и результаты диссертационного исследования могут быть широко использованы в процессе профессиональной подготовки будущих дирижеров, а также при разработке программ, учебных курсов, подготовке рефератов, выпускных квалификационных работ, учебно-методических рекомендаций и пособий, в работе курсов повышения квалификации педагогов-музыкантов. Разработанная экспериментальная методика и представленные методические рекомендации могут быть востребованы как педагогамипрактиками, так и аспирантами, готовыми продолжить исследования в данной области.
Достоверность результатов исследования обеспечена: широкой теоретико-методологической базой, включающей в себя научные разработки в области философии, культурологии, социологии, психологии, теории музыкального исполнительства, музыкальной педагогики, комплексной методологией и методикой исследования, соответствующей его целям и задачамширотой фактологических данных, подтверждающих основные концептуальные положения и выводы диссертацииорганической связью теоретических положений с образовательной практикойнаучным обоснованием полученных в ходе эксперимента результатов: статистической обработкой, анализом, корректировкой на его основе модели формирования культуры творческого общения, проверкой полученных результатов в процессе проведения дублирующего эксперимента.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях автора, в том числе в журналах — Инновации в образовании. Научно-практический журнал. -Коломна: Изд-во ГУЛ МО «Коломенская типография», 2012, Человеческий капитал № 10−11 (№ 46−47). Научно-практический журнал. — М.: РГСУ, 2012, Культурная жизнь Юга России № 5(19). — Краснодар, 2006, входящих в перечень научных изданий ВАК Российской Федерации.
Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию в форме выступлений на Всероссийских и Международных конференциях, в том числе «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Анапа, 2005), в обсуждениях на кафедрах «Оркестрового дирижирования» и «Народного инструментального творчества» Краснодарского государственного университета культуры и искусств, в обсуждениях на кафедре «Социологии и философии культуры» Российского государственного социального университета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культура творческого общения как один из обязательных компонентов и профессиональной, и духовной культуры личности, источник позитивной созидательной деятельности представляет собой один из наиболее значимых факторов становления человека, его социализации, включенности в процесс развития социокультурного пространства нашей планеты. Культура творческого общения являет собой высшую ступень коммуникативной компетентности, определяющей уровень внутренней самоорганизации личности, ее профессионального и духовного самоопределения.
2. Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — это сложный, систематический и целенаправленный процесс становления личности, которая должна обрести в нем необходимый комплекс качеств, обеспечивающих такую организацию художественно-творческого процесса, при которой все его участники являются свободными субъектами художественно-эстетической, созидательной деятельности.
3.Осуществление процесса формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования требует применения современных научных подходов: системно-интегративного, аксиологического, компетентностного, индивидуально-личностного, художественно-деятельностного, обеспечивающих продуктивность и личностно-смысловую направленность деятельности субъектов музыкально-образовательного процесса, их включенность в процесс диалогового сотрудничества, создание целостного художественно-образовательного пространства, представляющего собой социокультурный контекст обучения и воспитания.
4.Педагогическими условиями для обеспечения процесса формирования культуры творческого общения классе оркестрового дирижирования являются: создание.
18 целостного учебно-воспитательного пространства, в котором осуществляется процесс профессионального и духовного становления личности;
5. Разработка и внедрение экспериментальной методики, направленной на обретение умения принять, пережить, осмыслить и передать музыкальное сообщениесоздание и реализация модели, способствующей формированию атмосферы творческого взаимодействия, устремленности к активной созидательной деятельности.
6. Модель формирования культуры творческого общения у дирижеров — будущих руководителей музыкально-инструментальных коллективов представляет собой сложную структуру постепенного и целенаправленного профессионального и духовного становления личности, которая включает следующие уровни: специальный, основывающийся на оперировании определенными знаниями и умениямисоциальный, представляющий собой овладение приемами профессионального общенияличностный, включающий в себя систему мотивов, стиля общения, ценностных ориентаций, художественно-эстетических воззрений и убеждений, которая определяет уникальность и неповторимость человека.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование процесса формирования культуры общения в теоретико-методической подготовке дирижера-художественного руководителя музыкально-исполнительского коллектива, в котором было предприняты: изучение и анализ литературы по философии, культурологии, социологии, психологии, музыкознанию, общей и музыкальной педагогике, оркестровому дирижированию, музыкально-теоретическим дисциплинамнаблюдение за работой преподавателей специальных дисциплин в классах: оркестровом и оркестровых дисциплин, музыкально-теоретического циклаизучение и обобщение опыта работыанализ учебных планов, программ, учебников и учебно-методических пособийпедагогическое наблюдение, педагогические беседы, анкетирование и интервьюирование студентовпроведение констатирующего и учебно-формирующего экспериментов, направленных на формирование культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижированияанализ и статистическая обработка результатов эксперимента, вывили актуальность и значимость выдвинутой проблемы, ее роль в истории становления и развития музыкальной культуры.
На протяжении 14-ти лет (1999;2013 гг.) на базе Краснодарского государственного университета культуры и искусств — факультет «Инструментальное исполнительство», кафедра «Оркестрового дирижирования" — факультет «Традиционной культуры», кафедра «Народного инструментального творчества» по специализации: оркестр народных инструментов, последовательно и целенаправленно осуществлялись: теоретическое осмысление проблемы определялись его исходные параметры, методология и методика, понятийный аппарат, разрабатывалась модель формирования культуры творческого общения в теоретико-методической подготовке дирижера — будущего художественного руководителя музыкально-инструментального коллектива, реализовывалась разработанная авторская модель формирования культуры творческого общения, проводилась серия контрольноконстатирующих и учебно-формирующих экспериментов, осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов, создавалась и апробировалась авторская программа по предмету «Дирижирование».
В результате проведенного исследования было:
• уточнено определение категории «культура творческого общения» в контексте профессионального и духовного становления личности дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива в процессе его теоретико-методической подготовки в оркестровом классе вуза;
• научно обоснована необходимость формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижеров;
• проанализированы современные подходы к исследованию проблемы формирования культуры творческого общения в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической, музыковедческой, методической литературе и практике музыкального обучения и воспитания, на основании чего обоснована необходимость применения системно-интегративного, аксиологического, компетентностного, индивидуально-личностного, и художественно-деятельностного подходов как наиболее адекватных выдвинутой проблеме исследования и способствующих решению поставленных в работе задач;
• определены психолого-педагогические основы формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования;
• выявлены педагогические условия, необходимые для осуществления процесса формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования, заключающиеся в том, что осуществление этого процесса происходит в целостном учебно-воспитательном пространстве и рассматривается в контексте профессионального и духовного становления личности, для которой уроки мастерства одновременно становятся уроками творческого взаимодействия, эмпатии, толерантности.
• разработана и реализована в процессе проведения экспериментальной работы структурная модель формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования;
• разработана рабочая программа по специализации «Дирижирование»;
• разработана методика диагностики уровней ее сформированностиопределены критерии и параметры оценки повышенного, среднего и низкого уровня, что позволяет анализировать эффективность осуществления этого процесса;
• выявлены его структура и содержание;
• выявлено, что предложенная модель формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования способствует профессиональному и духовному становлению личности, формированию у нее качеств, необходимых для достижения успеха в дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, все задачи, поставленные в работе, выполнены. Полученные в процессе работы результаты были апробированы в научных публикациях автора по теме исследования, выступлениях на Всероссийских и Международных конференциях: «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Анапа, 2005), обсуждениях на кафедрах «Оркестрового дирижирования» и «Народного инструментального творчества» Краснодарского государственного университета культуры и искусств, а также в обсуждениях на кафедре «Социологии и философии культуры» Российского государственного социального университета.
Проведенное исследование показало, что основные положения и результаты диссертационного исследования могут быть широко использованы в процессе теоретико-методической подготовки будущих дирижеров, а также при разработке программ, учебных курсов, подготовке рефератов, выпускных квалификационных работ, учебно-методических рекомендаций и пособий, в работе курсов повышения квалификации педагогов-музыкантов. Разработанные методические рекомендации могут быть востребованы как педагогами-практиками, так и аспирантами, готовыми продолжить исследования в данной области.
В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:
1.Культура творческого общения, имеющая общественную природу, является одним из важнейших факторов, способствующих становлению и развитию личности, обретению ею возможности включения в процесс творческого созидания. Для дирижера, сущность профессии которого заключается в осуществлении творческого взаимодействия, художественно-эстетического диалога между музыкой, ее интерпретаторами и слушателями, формирование культуры творческого общения в процессе его теоретико-методической подготовки дирижера это важнейшая составляющая профессионального и духовного становления, в которой содержатся предпосылки для успешной самореализации и самоактуализации в дальнейшей жизни и деятельности.
2.Педагогическими условиями для обеспечения процесса формирования культуры творческого общения классе оркестрового дирижирования является создание в нем атмосферы творческого партнерства, художественно-эстетической.
1 оо эмпатии, диалога между музыкой как объектом познания и воспринимающим ее коллективным субъектом, которым являются и будущие дирижеры, и их педагоги, и участники музыкально-инструментального коллектива, которым предстоит руководить молодым музыкантам, и слушатели, то есть все участники процесса музыкальной коммуникации.
3.Решению проблемы формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования способствует комплексное применение современных научных подходов, обеспечивающих продуктивность и личностно-смысловую направленность деятельности субъектов музыкально-образовательного процесса, их включенность в процесс диалогового сотрудничества, создание целостного художественно-образовательного пространства, представляющего собой социокультурный контекст обучения и воспитания. В качестве таких подходов можно выделить: системно-интегративный, позволяющий рассматривать личность, выступающую как субъект социальных отношений и активной профессиональной деятельности, как саморазвивающуюся систему, включающую в себя профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессионально важные качества и профессионально значимые психофизические свойствааксиологический, заключающий в себе широкие возможности для выявления сущности профессиональных и духовных ценностей, способность понять и оценить художественно-эстетические и духовно-нравственные позиции «Другого» как партнера по коммуникации, без чего невозможно полноценное общениекомпетентностный, • благодаря которому можно глубоко проникнуть в сущность и содержание профессиональной компетентности специалиста, представить профессиональную компетентность как компонент общей культуры личности, обеспечивающий ее способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельностииндивидуально-личностный, опирающийся на индивидуально-психологические качества, такие как самостоятельность, дисциплинированность, коммуникативность, потребность в саморазвитии, которые рассматриваются в контексте развития каждой конкретной личности с учетом ее индивидуальных особенностейхудожественно-деятельностный, способствующий пониманию того, что профессия дирижера — это особый вид художественной деятельности, что между каждым из звеньев в цепочке «Композитор-Исполнитель-Слушатель» существует постоянное творческое взаимодействие, постоянное общение и от того, насколько умело осуществляется этот процесс, зависит достижение успеха в профессиональной деятельности дирижера.
4. Трехуровневая модель формирования культуры творческого общения у студента в классе оркестрового дирижирования, включающая в себя специальный, социальный и личностный уровни, позволяет в подготовке будущего дирижера эффективно осуществлять процесс постепенного и целенаправленного профессионального и духовного становления личности, обретающей в нем высокий уровень культуры творческого общения.
5. Высокий уровень культуры творческого общения характеризуется сформированной потребностью и способностью к осуществлению художественно-эстетического диалога, проявляющейся на специальном уровне в глубинном постижении музыкального текста, умении вовлечь в этом процесс участников музыкально-инструментального коллектива, что позволяет на социальном уровне создавать постоянно действующее поле обратной связи между музыкой и субъектами, принимающими и передающими музыкальное сообщение в процессе активного творческого взаимодействия, художественно-эстетического диалога, а на личностном, включающем в себя мотивацию, перцепцию и сформированные управленческие качества, — обеспечивает возможность управлять исполнением, создавать творческий контакт с коллективом, необходимый для наиболее полного исполнительской концепции музыкального произведения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую в работе гипотезу и положения, выдвинутые на защиту. Содержащиеся в работе методические рекомендации, включающие в себя обоснование — необходимости применения системно-интегративного, аксиологического, компетентностного, индивидуально-личностного, и художественно-деятельностного подходов как наиболее адекватных выдвинутой проблемепсихолого-педагогических основ формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижированияпедагогических условия, необходимых для осуществления процесса формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижированиякоммуникагивно-компетентностной модели формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижированиявнедрения созданной в процессе исследования рабочей программы по специализации «Дирижирование" — эффективности применения методики диагностики уровней сформированное&tradeкультуры общения в теоретико-методической подготовке дирижера — открывают возможности для дальнейших исследований в области совершенствования теоретико-методической подготовки дирижеров — будущих художественных руководителей музыкально-исполнительских коллективов.
Список литературы
- Абдуллин, Э.Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева — М.: Прометей, 2003. 223 с.
- Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В. А. Адольф. Педагогика, 1998. — № 1. -72−75 с.
- Азарцева, JI.C. Формирование основ профессионального мастерства будущих руководителей самодеятельных • оркестровых коллективов в вузах культуры в процессе практики: Дис,. канд. пед. Наук / JI.C. Азарцева — М., 1988. 222 с.
- Анохин, П.К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. Изд-е 2-е / П. К. Анохин. М., 1964,-342с.
- Лосев, А. Ф. Античная музыкальная эстетика. Изд-е 2-е. / А. Ф. Лосев М.:Музгиз, 1960. -304 с.
- Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд-е 2-е / Б. В. Асафьев. М., 1973. — 230 с.
- Афанасьева, A.A. История дирижёрского исполнительства : Курс лекций по специальности 522 501 «Музык. Искусство», специализации «Нар. Инструменты»: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств / A.A. Афанасьева. Кемерово, 2000.-180с.
- Афанасьев, В. Техника дирижирования / В. Афанасьев, А. Крючков, Ю. Лагутин, А. Черных. М.: МГУК, 1998. — 176 с.
- Балицкая, Н.З. Педагогическое образование за рубежом. Тесты на компетентность учителя / Н. З. Балицкая. -Педагогическое образование, 1992. -Выпуск № 5. 101 -102 с.
- Банько, H.A. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров. Дис.. канд. пед. наук / H.A. Банько. Волгоград, 2002. — 218 с.170
- Баранов, С.П. Педагогика / С.ГТ. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. -М: Просвещение, 1987. 368с.
- Байденко, В.П., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста / В. И. Байденко, Б. Оскарссон Б. М., 2002. -С. 14−32.
- Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России В. Байденко. 2004. Выпуск № 11.- С. 3−13.
- Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М.: Русский книжник, 1923. — 1 15 с.
- Беляева-Экземплярская С ., Яворский Б. Восприятие ладовых мелодических построений // Сборники экспериментально-психологических исследований / Труды Гос. акад. худ. наук. Психофизическая лаборатория. Вып. 1. Л.: 1926.- 3−32 с.
- Берлиоз, Г. Дирижёр оркестра //Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика / Г. Берлиоз. Л.- М.: Музыка, 1975. — С. 68−87.
- Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» А. Г. Бермус.- 2005. -Ьир.//е1с1оз.т
- Бондаревский, В. О педагогическом творчестве и опасности дилетантизма // Народное образование / В. Бондаревский. 1988.-№ 6,-76−80с.
- Бондарь, Н.Г. Развитие обучаемости студентов высшей школы // Серия «Гуманитарные науки» / Н. Г. Бондарь. -М.: МААН, 2012- вып. 6 -С. 7174.
- Борев, Ю.Б. Эстетика. Изд-е 3-е. / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1981.399 с.
- Боулт, А. Мысли о дирижировании// Исполнительское искусства зарубежных стран. Вып. 7. / А. Боулт. М. Музыка, 1975. — 141 с.
- Варламов, Д.И. Онтология искусства. Избранные статьи 2000−2010 гг. /Д.И. Варламов. М.: Композитор, 2011. — 316 с.
- Васильев, H.A. Эмоции и мышление / H.A. Васильев, В. А. Поплужный, O.K. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1980. -190с.
- Вальтер, Б. О музыке и музицировании // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. / Б. Вальтер. М.: Гос.муз.изд., 1962. — 119 с.
- Вартофский, М. Модели: репрезентация и научное понимание /М. Вартофский. М.: Изд-во Прогресс, 1988 — 507с.
- Василюк, Ф. Е. Психология переживаний / Ф. Е. Василюк. — М.: МГУ, 1984.-200с.
- Вейнгартер Об исполнении классических симфоний. Советы дирижерам Т.1. / Вейнгартен. М.: Музыка, 1965. — 308с.
- Винокур, А.Я. Повышение эффективности дирижерской подготовки студентов в Вузах культуры и искусств. Дис .кан. пед. наук А. Я. Винокур. -МГИК, 1979.-230с.
- Воспоминания о Рахманинове /Сост.-ред. З. А. Апетян. Т. 2. -М.: Музыка, 1988.- 670с.
- Восприятие музыки / Сост. ред. В. Н. Максимов. — М: Музыка, 1980. -256с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. -533 с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства / Сост. М. Г. Ярошевский, коммент. В. В. Умрихина / Л. С. Выготский. Ростов — н/Дону: Феникс, 1998.-479с.
- Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // В кн.: Исследование мышления н советской психологии П. Я. Гальперин. М.: Наука, 1966. — С.236−277.
- Гаук, A.B. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников /A.B. Гаук. М.: Советский композитор, 1975 — 262с.
- Гаук, A.B. По страницам воспоминаний дирижера // В сборн Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников A.B. Гаук. М.: Советский композитор, 1975 — С.253−260.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций /Б. С. Гершунский. М.: Изд-во Совершенство, 1998. — 559с.
- Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. / Сост. М. Яковлев / Г. Гинзбург. М.: Советский композитор, 1984. — 288с.
- Голицына, JI. О развитии музыкального слуха / Л. Голицына. -Краснодарское книжное изд., 1978. 111с.
- Готсдинер, A. J1. Музыкальная психология / A.JI. Гостдинер. М.: Моно-тон, 1993.- 190с.
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / Под. ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2004. — С. 69−81.
- Григорьев, Л. Г., Платек Я. М. Евгений Светланов: Творческий портрет /
- Л.Г. Григорьев. М: Музыка, 1979. — 72 с.
- Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика / Ред. -сост. Л. Гинзбург.- М.: Музыка, 1975. 631с.
- Дунаев, А.И. Схемы тактирования музыкальных произведений со сложными и смешанными размерами / А. И. Дунаев. Краснодар: КГУКИ, 1998, — 93с.
- Дунаев, А.И. Методические материалы по дирижированию (оркестр русских народных инструментов) / А. И. Дунаев. Краснодар: КГУКИ, 2003.- С.13−30.
- Ержемский, Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика / Г. Л. Ержемский. Спб.: Наука, 1993. -260с.
- Ержемский, Г. Л. Психология дирижирования: некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом X Г. Л. Ержемский. М.: Музыка, 1988. — 96с .
- Заднепровская, Г. В. Анализ музыкальных произведений / Г. В. Заднепровская. М.: Владос, 2003. — 272с.
- Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. -М.: Политиздат, 1986. 222с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентоввузов.- 2-е изд., перераб., доп. /Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336с.
- Зильберквит, М.А. Музыкально-исполнительское искусство /М.А. Зильберквит. М.: Знание, 1982. — 56с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня /И.А. Зимняя. — 2003, № 5 — С.34−42.
- Иванов-Радкевич, А. О воспитании дирижера / А. Иванов-Радкевич. — М.: Музыка, 1988.-78с.
- Ильин, Е. Мотивация и мотивы /Е. Ильин. Спб.: Питер, 2003. — 512с.
- Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие /Л.Б. Ительсон. М.: ACT, 2000. — 896с.
- Казачков, С. Дирижерский аппарат и его постановка / С. Казачков. М.: Музыка, 1967−111с.
- Казурова, A.C. Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: опыт и перспективы / A.C. Казурова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 93с.
- Калейник, Н. С. Формирование профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД России в процессе обучения иностранному языку. Дис.. канд. пед. Наук Н. С. Калейник.- С.-Петерб. ун-т ВМД. СПб., 1999, — 156с.
- Канерштейн, М.М. Вопросы дирижирования / М. М. Канерштейн. М.: Музыка, 1965.-221с.
- Канерштейн, М.М. Вопросы дирижирования. 2-е изд. / М. М. Канерштейн М.: Музыка, 1972. — 252с.
- Кан-Шпейер, Р. Руководство по дирижированию. Перевод И. Шрайбера.// В книге Л. Гинзбурга Дирижерское исполнительство / Р. Кан-Шпейер. -М.:Музыка, 1975. С.280−312.
- Канн, Джи Дин Теория и методика музыкальной подготовки руководителя любительского коллектива в Вузах республики Корея. Дис .канд. пед. наук/ Джи Ди Канн. Москва, 2001. -212с.
- Канн, Э. Элементы дирижирования /Э. Канн. Л.: Музыка, 1980. -216с.
- Киргинцев, М.В. Формирование компетентности специалистов в дидактических информационных средах / Конференции СГУ. М. В. Киргинцев, С. А. Нечаев / 1Шр// соп£ Б1аУ8и. ги.
- Кириллов, В.К. Теоретические основы межпредметных связей в процессе педагогической подготовки учителей в вузе.: Автореф. дис .док.пед.наук / В. К. Кириллов. М., 1990. — 48с.
- Карпенков, Г. Г. Очерки по методике преподавания дирижирования / Г. Г. Карпенков, Беззаботнова, И. А. Устинова, Л. В. Лярская. Таганрог.: ТОО «Аз. Полиграфист», 1993. — 47с.
- Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика качества учебной группы профтехучилища: учебное пособие /Г.А. Карпова. Свердловск: СИПИ, 1991.- 112с.
- Каре А. История оркестровки / А. Каре. М.: Музыка, 1990. — 306с.
- Кревсун, М.В. Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Сб. науч. тр./ М. В. Кревсун, Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2003. — 49с.
- Кремлев, Ю.А. Избранные статьи / Ю. А. Кремлев. Л.: Музыка, 1976. -232с.
- Кондрашин, К. Мир дирижера. Технология вдохновения / К. Кондрашин.- Л.: Музыка, 1976.- 189с.
- Кондрашин, К. На пути к обретению оркестрового стиля // Сов. музыка / К. Кондрашин. -1968, № 5. С.44−52.7873. Кондрашин, К. О дирижерском искусстве /К. Кондрашин. Л, — М.: Сов. композитор, 1970.- 151с.
- Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский.- М: Педагогика, 1939.- 287с.
- Краснобаев, Б. Основные черты новой русской культуры //Вопросы истории Б. Краснобаев. -1976, № 9. С.93−112.
- Колер, Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе Ю. Колер. — 2003, № 3. С.51−58.
- Колчева, М.С. Методика преподавания дирижирования оркестром народных инструментов / М. С. Колчева. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983.-- 104с.
- Кузьмина, Н.В. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. / Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинский. 1982, № 3. — С.63−66.
- Ландшеер, В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования /В. Ландшеер. 1988. — № 1. — 32 с.
- Леонова, А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека /А.Б. Леонова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200с.
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение /А.А.Леонтьев Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. 46с.
- Леонтьев, А. Н. О путях исследования восприятия /А.Н.Леонтьев О путях исследования восприятия.//Восприятие и деятельность. М.: МПГУ, 1976.-С.З-27.
- Леонтьев, А. Н. Философия психологии /А.Н.Леонтьев Философия психологии. М.: МПГУ, 1994. — 286с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
- Лещинская, Э.Г. Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях. Дис .канд. пед. Наук /Э.Г. Лещинская. М., 2003. — 218с.
- Лист, Ф. Письмо о дирижировании//Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика / Ф. Лист. -М.: Музыка, 1975. С. 147−151.
- Лотова, И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб / И. П. Лотова. М.: Издательство МГСУ «Союз», 1999. — 127с.
- Ломакина, Н.Т. Социолого-экономическое направление профильного обучения: состояние и проблемы. Учебное пособие / Н. Т. Ломакина, Д. В. Бочков, Д. Г. Бикбулатова. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2003. — 21с.
- Лошкарева, H.A. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса: Учебное пособие /H.A. Лошкарева. -М.: МТПИ им. Ленина, 1981. 100с.
- Лук, А. Н. Эмоции и чувства /А.Н. Лук. М.: Знание, 1972. — 79с.
- Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики /Л.А. Мазель. М.: Сов. композитор, 1978.352с.
- Майковская, JI.C. Проблемы и перспективы художественного образования в современной России // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика. / В. А. Есаков, JI.C. Майковская. -М.: МГУКИ, 2013. -С.15−21.
- Малько, H.A. Воспоминания, статьи, письма / H.A. Малько. JL: Музыка, 1972.-99с.
- Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / H.A. Малько. -М.-Л.: Музыка, 1965.-219 с.
- Малько, H.A. Рахманинов-дирижёр. Воспоминания о Рахманинове Т. 2./H.A. Малько. -М.: Музыка, 1974. С.235−239.
- Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987, — 157с.
- Маталаев, Л. Основы дирижерской техники /Л. Маталаев.-М.: Советский композитор, 1986. 207с.
- Маркевич, И. Дирижер, оркестр, партитура // Советская музыка /И. Маркевич. 1963. — -№ 2. — С.75−78.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика /А.К. Маркова. 1990. -№ 8. — С.82−85.
- Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика / А. К. Маркова. 1995. — № 6. -С.55−63.
- Маслова, Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепции. Методологическая технология /Н.В. Маслова. М.: Институт Холодинамики, 2002. — 140с.
- Мильштейн, Я. И. Лист. Монография: В 2 т. Изд. 2. / Я.И.
- Мильштейн М.: Музыка, Т. 1. — 1971. — 862 с.
- Мильштейн, Я. И. Лист. Монография: В 2 т. Изд. 2. / Я. И. Мильштейн М.: Музыка. Т. 2. — 1971 — 597с.
- Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии / Л. М. Митина. 1997. — № 4. — С.28−38.
- Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. -М.: Академия, 2004. 320с.
- Медведева, И.А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки: Автор, дис. .док. пед. Наук / И. А. Медведева. М., 2002. — 39с.
- Медведева, И.А. Теоретические основы формирования профессионального художественного мышления учителя музыки / И. А. Медведева. Чебоксары: ЧГПУ, 2001. — 152с.
- Медушевский, В. В. Музыкальное мышление и логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / отв. ред. И. Ляшенко. В. В. Медушевский. Киев, 1989. — 264с.
- Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки /В.В. Медушевский. М.: Музыка, 1976.-254с.
- Мелик-Пашаев, А. Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы / А.Ш. Мелик-Пашаев. М.: Музыка, 1976. — 302с.
- Мусин, И. Техника дирижирования /И. Мусин. Л.: Музыка, 196. -352с.
- Мусин, И. О воспитании дирижёра / И. Мусин. Л.: Музыка, 1987. -247с.
- Мутовкина, О.М. Слагаемые профессиональной компетентностипреподавателя иностранных языков // Академия профессионального образования / О. М. Мутовкина. 2005 — № 1. — 33с.
- Мюнш, LLI. Я-дирижер / Ш. Мюнш.-М.: Музгиз, 1960.-93с.
- Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека /В.Д. Небылицын. М.: Просвещение, 1966. — 382с.
- Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры /Г.Г. Нейгауз. -М.: Музыка, 1987.-240с.
- Николаева, A.A. Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи, воспоминания / A.A. Николаева, Г. Р. Гинзбург. М.: Музыка, 1968.-Вып.2.-179с.
- Ольхов, К. Вопросы теории дирижёрской техники и обучения хоровых дирижёров /К. Ольхов. Л.: Музыка, 1979. -200с.
- Очерк теории темперамента /Ред. B.C. Мерлин. 2-е изд. Пермь.: Кн. изд-во, 1973.-291с.
- Павлов, И.П. Избранные труды / И. П. Павлов. -М.: Учпедгиз, 1954. -418с.
- Пазовский, A.M. Записки дирижера. 2-е изд. /A.M. Пазовский. М.: Советский композитор, 1966. -558с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, и. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа — Пресс, 1998. — 512с.
- Петрова, И.К. Педагогические основы межпредметных связей /И.К. Петрова. М.: Высшая школа, 1985. — 97с.
- Петровский, A.B. Психология. Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / A.B. Петровский, Н. Г. Ярошевский. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272с.
- Петрушин, В.И. Музыкальная психология /В.И. Петрушин. М.: Пассим, 1994.-303с.
- Петухова, Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста // Вестник Оренбургского государственного университета. Т. П. Петухова. -№ 1 (39), 2005. С.116−123.
- Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. / Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368с.
- Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998. — 320с.
- Психологические исследования общения / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, A.B. Беляева, В. Н. Носуленко. -М: Наука, 1985. -344с.
- Прушковская, H.H. Формирование у студентов умений анализировать музыкальное произведение как составная часть их профессиональной подготовки: (На материале музпедфакультетов педвузов). Дис .кан. пед. Наук / H.H. Проушковская. Киев, 1983. -150с.
- Поляков, В. Четыре уровня профессиональной компетентности // Газета «Работа для вас». В. Поляков. 2004. http.//iob.bmstu.ru
- Поляков, О. Язык дирижирования / О. Поляков. Киев: Музична Укршна, 1987.-95с.
- Попков, А. Д. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности дирижера-хормейстера // Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере /А.Д. Попков. Краснодар, 2005, — Вып. З — С.217−221.
- Попова Т. В. Музыкальные жанры. М.: Музыка, 1968. -327с.
- Попова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность как научно-педагогическая проблема // Известия Южного отделения Российской академии образования /Е.В. Попова. Ростов н/Д., 1999.1. Вып. 1. С.127−136
- Поташник, М.М. Комплексный подход к воспитанию школьников: из опыта работы / М. М. Поташник, М. В. Кабатченко. М.: Просвещение, 1980, — 104с.
- Платонов, Н.К. Проблемы способностей Н.К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312с.
- Платонова, Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Актуальность личности в обучении //Сб. науч. Трудов Т. А. Платонова. -М.: НИИВШ, 1986. С.21−31.
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288с.
- Равен, Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация Д. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 394с.
- Разумный, В.А. Художественный образ // В кн.: Вопросы марксистско-ленинской эстетики / В. А. Разумный, A.A. Баженова. М.: Госполитиздат, 1956, — С.142−171.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию, становление человека /К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480с.
- Рождественская, Н.В. Психология отдельных видов деятельности /Н.В. Рождественская. Спб.: Речь, 2005. — 181с.
- Рождественский, Г. Мысли о музыке /Г. Рождественский. М.: Советский композитор, 1976. — 90с.
- Римский Корсаков, H.A. Основы оркестровки /H.A. Римский-Корсаков. -М.- Л.: Музгиз, 1946. — 123с.
- Светланов, Е.Ф. Александр Васильевич Гаук: Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников / Е. Ф. Светланов. М.: Сов. композитор, 1975.-264с.
- Свечков, Д.В. Духовой оркестр /Д.В. Свечков. -М.: Изд. Музыка, 1977. -271с.156. 151. Сидельников JI. Симфоническое исполнительство: эстетика и теория. Исторический очерк. -М.: Сов. композитор, 1991. -286с.
- Симен-Северская, О. В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в Вузе. Дис.. канд. пед. наук /О.В. Симеон-Северская. Ставрополь, 2002. -190с.
- Синенко, В.Я. Профессионализм учителя //В.Я. Синенко. Педагогика. 1999. — № 5. — С.45−51.
- Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. М.: Музыка, 1973. -448с.
- Советский энциклопедический словарь. /Гл.ред. А. М. Прохоров -М.: Советская энциклопедия, 1983. 1600с.
- Сокол, О.В. Формирование музыкально-педагогических умений руководителей самодеятельных коллективов: Дис. канд. пед. наук / О. В. Сокол. -М., 1989.- 168с.
- Соколов, К.Н. Методы комплексного преподавания /К.Н. Соколов.- М.: Новая Москва, 1924. 223с.
- Сохор, А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // В сб.: Проблемы музыкального мышления /А.Н. Сохор. -М.: Музыка, 1974. С.59−74.
- Смирнова, Е.С. Формирование модели с высшим образованием / Е. С. Смирнова. Томск: Изд-во Томского ГУ, 1984. —197с.
- Спиркин, Л.Г. Сознание и самосознание /Л.Г. Спиркин. М.: Полиздат, 1972.-303с.
- Станиславский, К.С. Работа актера над собой. Собр. соч.: в 8 т. /К.С. Станиславский М.: Искусство, 1955. — Т. 3. — 304с.
- Старчеус, М.С. Музыкальная психология / М. С. Старчеус. М.: ИГК, 1992, — 198 с.
- Талызина, Н. Ф Пути разработки профиля специальности / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.— 173с.
- Тарасова, Г. С. Музыкальная психология // Спутник учителя музыки. Учебное издание / Г. С. Тарасова. М.: Просвещение, 1993. -С.26−62.
- Тарасова, Г. К. Искусство воспитания музыканта-исполнителя — творца духовной культуры. Монография / Г. К. Тарасова. Воронеж: ВГПУ, 2013, — 155 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур. М.: Высшее образование сегодня. 2004. № З.-С. 20−26.
- Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды. Изд.2 / Б. М. Теплов. М.: Изд. Московский психолого-социальный институт, 2009 — 639с.
- Трубецкая, А. Л. Тезаурус как необходимый компонент формирования творческой индивидуальности студента // Актуальные проблемы музыки и педагогики А. Л. Трубецкая. М.:МГУК, 1997. -2728с.
- Турбовской, Я. Без профессионализма нет ответственности // Народное образование Я. Турбовский. 1999. -№ 10.-215 — 222с.
- Фейс, О. Генеалогия и психология музыкантов //Альманах музыкальной психологии О. Фейс. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1994. -С. 156−185.
- Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Ильичев Л. Ф., Федосеев П. Н. и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. -836с.
- Фомин, В. Оркестр и дирижёр / В. Фомин. Л.: Музыка, 1969. -56с.
- Фомин, В. Оркестром дирижирует Мравинский /В. Фомин. Л.: Музыка, 1976.-167с.
- Фомин, А. Духовая музыка на новом этапе развития музыкального искусства // Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах: Сб.тр. Вып. 103 / А. Фомин. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. 144с.
- Фуртвенглер, В. Исполнительское искусство зарубежных стран. В.2 /В. Фуртвенглер. -М.: Музыка, 1967.-С. 155−161.
- Хайкин, Б. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи / Б. Хайкин. -М., Советский композитор, 1984. 240с.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность X. Хеххаузен. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 113с.
- Хентова, С. Диалог с Артуром Рубинштейном // В сб. «Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве /С. Хентова. М. — Л.: Музыка, 1966. — 292с.
- Хомская, Е. Д. Нейропсихология /Е.Д. Хомская. М.: Медицина, 1987.-288с.
- Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Гл. III, п. 5. Ключевые компетенции /А. В.
- Хуторской. M. : Изд-во МГУ, 2003. — 4. 6с.
- Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин. М.: Просвещение, 1984.-176с.
- Цыпин, Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Дис.. докт. пед. Наук / Г. М. Цыпин. М., 1978. — 361 с.
- Чернова, Т. Драматургия в инструментальной музыке /Т. Чернова. -М.: Музыка, 1984. 144с.
- Шаляпин, Ф.И. Статьи. Высказывания. Воспоминания: Т.1. / Ф. И. Шаляпин. М.: Просвещение, 1960. — 306с.
- Шерхен, Г. Учебник дирижирования //Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика / Г. Шерхен J1.-M.: Музыка, 1975.-262с.
- Шишов, С.Е. Федеральный справочник «Образование в России» / С. Е. Шишов. М.: Родина, 2001. — 21 с.
- Шнитке, А. Статьи о музыке / А. Шнитке. М.: «КОМПОЗИТОР», 2004.-408с.
- Шор, Ю. М. Культура как переживание / Ю. М. Шор. -Спб.:СПбГУП, 2003. 220с.
- Шувалова, В. От неуверенности к профессионализму / В. Шувалова, О. Шиняева // Народное образование. — 1995. — № 1. — С.121−123.
- Щербаков, И.Е. История развития дирижерского искусства. Методическая разработка в помощь студентам по специализации «Дирижирование» / И. Е. Щербаков. Барнаул, 1985. — 47с.
- Щербакова, А.И. Философия музыкального искусства: учебное пособие /А. И. Щербакова. М.: РГСУ, 2012. — 558с.
- Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. 144с.
- Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. Серия: Библиотека журнала «Директор школы». / И. С. Якиманская М.: Сентябрь, 2000. — 176с.
- Яконюк, В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность /В.Л. Яконюк. -Минск: МГК, 1993. 146с.