Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Процессуальные и тактические основы рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних мировым судьей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

JI. JL Каневского, Г. М. Миньковского, Э. Б. Мельниковой, В. Я. Рыбальской обстоятельно освещены уголовно-процессуальные особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних, сформулированы предложения по его оптимизации, а также даны практические рекомендации, в которых учитывается специфика уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних. Вместе с тем, в силу… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Нравственно-психологические и процессуальные особенности рассмотрения дел несовершеннолетних мировым судьей
    • 1. Нравственно-психологические и физиологические особенности современных несовершеннолетних и необходимость учета данных особенностей при рассмотрении дел мировым судьей
    • 2. Особенности судебного разбирательства дел несовершеннолетних мировым судьей (нравственно-психологические и процессуальные аспекты)
  • ГЛАВА II. Особенности судебного следствия и судебных действий при рассмотрении дел несовершеннолетних мировым судьей
    • 1. Особенности заслушивания и исследования мировым судьей показаний несовершеннолетнего подсудимого
    • 2. Особенности производства судебной экспертизы при рассмотрении дел несовершеннолетних
    • 3. Особенности производства судебного эксперимента при рассмотрении мировым судьей дел несовершеннолетних
    • 4. Особенности производства иных судебных действий при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних
  • ГЛАВА III. Вопросы совершенствования производства по делам несовершеннолетних, подсудных мировому судье
    • 1. Повышение эффективности деятельности мировых судей по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
    • 2. Вопросы совершенствования рассмотрения дел несовершеннолетних мировым судьей

Процессуальные и тактические основы рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних мировым судьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Значимость укрепления судебной власти как самостоятельной и независимой ветви государственной власти определяется происходящими в стране политическими и экономическими реформами. Принятая в 1993 г. Конституция РФ закрепила основы новой судебной системы, которая имеет два уровня — федеральные суды и суды субъектов Федерации. К последним относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Целью возрождения института мировых судей являлось обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение и ускорение процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту.

Особое значение реализация этих целей приобретает в ситуации рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних и предупреждения их правоиарушающего поведения. Подростковая преступность сегодня приобретает черты существенной угрозы безопасности и демонстрирует ряд негативных тенденций. Только в 2007 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 139 099 преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, в совершении которых приняли участие 131 965 несовершеннолетних1. По итогам 2007 года наметилась тенденция незначительного снижения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними (на 7,4%), однако она обусловлена, как представляется, не столько снижением их криминальной активности, сколько сокращением доли населения указанной возрастной группы в структуре всего населения в последние годы.

В юридической науке укрепилось интегрированное определение детерминации преступности несовершеннолетних как «издержек.

1 Состояние преступности в России за 2007 год: Сборник ГИАЦ МВД России. 2008. С. 42,44 воспитания". Этот вывод конструктивен и для теории, и для практики. Вместе с тем, очевидно, что наряду с этим, одной из основных групп условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, являются недостатки в деятельности органов предварительного следствия и суда, просчеты в реализации проводимой уголовной политики. Несвоевременное реагирование на совершенные преступления, «слабое» закрепление доказательств, ошибки в избрании мер пресечения, нарушения требований закона о всестороннем и полном исследовании обстоятельств, сроков расследования и рассмотрения уголовных дел во многом способствуют росту числа несовершеннолетних, совершающих повторные преступления, ослабляет общепрофилактический потенциал уголовного законодательства.

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса сдерживания преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает деятельность судов, связанная непосредственно > с рассмотрением уголовного дела и разрешением его по существу. Представляется, что она не ограничивается только и исключительно правильным, в соответствии с законом рассмотрением и разрешением уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, но предполагает и максимальное использование судебного процесса для предупреждения преступных проявлений среди подростков и иных нарушений законности.

Сказанное актуализирует вопрос об изучении процессуальных и тактических основ рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего у мирового судьи, в свете решения взаимосвязанных задач совершенствования правосудия, защиты прав несовершеннолетних и предупреждения подростковой преступности.

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы в юридической науке стали активно исследоваться проблемы ювенальной юстиции. Так, в работах Н. Е. Борисовой, Н. И. Гуковской, А. И. Долговой,.

JI.JL Каневского, Г. М. Миньковского, Э. Б. Мельниковой, В. Я. Рыбальской обстоятельно освещены уголовно-процессуальные особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних, сформулированы предложения по его оптимизации, а также даны практические рекомендации, в которых учитывается специфика уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних. Вместе с тем, в силу многоаспектности проблемы и ее сложности, а также в связи с изменениями в уголовно-процессуальном законодательстве, практически отсутствуют работы, посвященные процессуальным и тактическим особенностям рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних мировыми судьями. Это обуславливает необходимость дальнейшего комплексного исследования указанных вопросов с целью повышения эффективности применения мировыми судьями уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, направленных на борьбу с преступностью несовершеннолетних.

Интересные и полезные разработки особенностей судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних представлены в работах таких видных ученых, как В. А. Азаров, В. М. Бозров, JI.M. Володина, JI.M. Голубева, Н. И .Гуковская, А. П. Гуськова, А. И. Долгова, Л. Я. Драпкин, 3.3. Зинатуллин, Г. В. Игнатенко, A.B. Дулов, И. Я. Козаченко, A.B. Кудрявцева, В. В. Леоненко, Э. Б. Мельникова, Г. М. Миньковский, Н. Г. Муратова, А. Д. Прошляков, В. Я. Рыбальская, Г. П. Саркисянц, В. М. Семенов, И. Н. Сорокотягин, М. С. Строгович, Л. Г. Татьянина, P.C. Хисматуллин и другие. В то же время, на наш взгляд, недостаточно разработанными в юридической литературе остаются вопросы совершенствования судебного разбирательства проводимого мировым судьей в отношении несовершеннолетних, выдвинутые современными требованиями и практикой применения мировыми судьями уголовно-процессуального законодательства. Чрезвычайно важным представляется и рассмотрение вопросов, касающихся специализации мировых судей по делам в отношении несовершеннолетних, расширения объема процессуальных прав участников судебного процесса и, прежде всего, несовершеннолетнего подсудимого, а также реального обеспечения этих прав. Изучение научной литературы и материалов следственной и судебной практики также показало, что недостаточно разработаны и совершенны нравственно-психологические основы судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних, что, безусловно, снижает эффективность уголовно-правовых и уголовно-процессуальных средств предупреждения правонарушений подростков, включающих реализацию воспитательно-предупредительных задач судебных процессов по делам несовершеннолетних. Кроме того, на наш взгляд, в имеющихся исследованиях процессуальным особенностям судебного разбирательства придается явный приоритет перед собственно тактическими аспектами судебного рассмотрения уголовных дел. Направленность этих исследований на решение, прежде всего, конкретных процессуальных вопросов, на наш взгляд, не позволила авторам системно рассмотреть тактические аспекты судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних.

Представляют теоретический интерес и работы JI.E. Ароцкера, P.C. Белкина, A.B. Дулова, Л. Я. Драпкина, В. Н. Карагодина, Е. Г. Мартынчика, С. П. Митричева, Н. И. Порубова, H.A. Селиванова, С. П. Сухова, Н. И. Хлюпина, Н. П. Яблокова и других, посвященные разработке тактических особенностей судебного следствия и отдельных судебных действий. Вместе с тем, в этих работах, нам представляется, не подвергались анализу принципиальные изменения в организации и проведении судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних. Между тем, вполне очевидно, что механический перенос тактических рекомендаций при рассмотрении дел о преступлениях взрослых в сферу тактики и методики судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних при осуществлении правосудия мировыми судьями нецелесообразен и просто невозможен.

Таким образом, можно констатировать, что наличие в отечественной библиографии целого ряда работ, прямо или косвенно посвященных решению уголовно-процессуальных проблем, возникающих в связи с рассмотрением уголовных дел в отношении несовершеннолетних, не исчерпывает в полной мере социальной потребности в проведении нового исследования в этой сфере.

Целью исследования является разработка и совершенствование нравственно-психологических, процессуальных и тактических основ судебного рассмотрения мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних.

Реализация указанной цели обусловила постановку следующих задач:

— проанализировать нравственно-психологические и физиологические особенности современных несовершеннолетних и обосновать необходимость учета данных особенностей при судебном рассмотрении мировым судьей уголовных дел в отношении несовершеннолетнихразработать особенности нравственно-психологических основ судебного разбирательства мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних и определить их значение;

— проанализировать тактические особенности проведения отдельных судебных действий по рассматриваемым мировым судьей уголовным делам в отношении несовершеннолетних;

— на основе глубокого анализа судебной практики и проведенных исследований внести предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, направленных на повышение эффективности судебного разбирательства по уголовным делам несовершеннолетних и деятельности мировых судей по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, определяющих процессуальные и тактические особенности рассмотрения мировым судьей дел о преступлениях несовершеннолетних.

Предметом исследования являются уголовно-процессуальные нормы, регулирующие особенности производства по делам несовершеннолетних.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составили положения материалистической диалектики. Опираясь на диалектический метод познания, диссертант использовал различные научные методы исследования: системно-структурный, логический, социологический, сравнительный, статистический.

Эмпирическую базу исследования составили нормы международного права, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, Постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и Российской Федерации, приказы Генерального Прокурора Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью и иными правонарушениями несовершеннолетних, опубликованная российская судебная практика, уголовно-процессуальная, уголовно-правовая, криминологическая и криминалистическая литература, а также литература по философии, логике, этике, психологии, педагогике и некоторым другим наукам, имеющие отношение к теме диссертационного исследования.

Выводы и предложения диссертанта основываются на базе выборочного изучения судебной практики по делам в отношении несовершеннолетних с использованием комплексной методики, а также аналитических материалов по организации и проведению мировым судьей судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних в Республике Башкортостан и в Челябинской области. В процессе работы диссертантом по специально разработанной программе изучено 200 уголовных дел в отношении несовершеннолетних, осужденных по различной категории дел. Для сопоставления изучена также контрольная группа дел в отношении взрослых правонарушителей. По вопросам организации и совершенствования судебного разбирательства мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних, нравственно-психологическим, процессуальным и тактическим основам судебного разбирательства этой категории дел нами проинтервьюировано 56 мировых судей, 51 прокурор и.

50 адвокатов, работающих в Республике Башкортостан и Челябинской области.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые комплексно рассматриваются процессуальные, нравственно-психологические и тактические основы судебного разбирательства мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних, разработан ряд теоретических положений и понятий по данным вопросам, предложены оптимальные, на наш взгляд, тактические приемы производства отдельных судебных действий при рассмотрении этой категории уголовных дел, внесены предложения по изменению действующего уголовно-процессуального законодательства и тактические рекомендации, направленные на совершенствование практической деятельности мировых судей при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

Новизна диссертации состоит также в том, что в ней:

1) с учетом выявленных нравственно-психологических и физиологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, профессиональных, психологических и нравственных качеств мировых судей и глубокого анализа судебной практики по делам несовершеннолетних сформулированы нравственно-психологические, процессуальные и тактические основы судебного разбирательства мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних;

2) обоснована необходимость применения и дальнейшей разработки тактических основ судебного следствия и особенностей проведения отдельных судебных действий по делам в отношении несовершеннолетних;

3) разработаны тактические рекомендации, направленные на совершенствование заслушивания и исследования мировым судьей показаний несовершеннолетнего в бесконфликтных и в конфликтных ситуациях, производство в судебном следствии других судебных действий, проводимых при рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего подсудимого;

4) сформулированы и разработаны предложения, направленные на совершенствование и повышение эффективности отдельных судебных действий в судебном разбирательстве проводимом мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних;

5) выявлена связь между профессиональным мастерством и специализацией мировых судей по делам в отношении несовершеннолетних и законностью, обоснованностью и справедливостью выносимых мировыми судьями приговоров;

6) обоснована целесообразность применения звукои видеозаписей в определенных ситуациях, складывающихся в судебном заседании при рассмотрении мировым судьей дел несовершеннолетних.

По результатам проведенных нами исследований на защиту выносятся следующие положения:

1. Обеспечение прав несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве, в том числе при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних мировыми судьями, предопределяется, прежде всего, содержанием проводимой государством уголовной политики. По отношению к несовершеннолетнему уголовная политика российского государства в современных условиях имеет двоякое содержание: с одной стороны, она, естественно осуждает противозаконные действия несовершеннолетнего и делает все возможное, чтобы он понес справедливое наказание, а с другой стороны — обеспечивает его повышенную охрану. Такая охрана осуществляется не только в отношении потерпевшего, но распространяется и на субъект преступления.

2. В соответствии с принятыми международными обязательствами российская система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения, а также содействовали их перевоспитанию. В связи с этим, судебное разбирательство мировым судьей уголовных дел в отношении несовершеннолетних должно включать в себя особые группы мер, отражающие специфические принципы ювенальной юстиции: а) меры, направленные на установление мировым судьей и сохранение психологического контакта с несовершеннолетним подсудимымб) меры, направленные на внедрение нравственных начал в судебное разбирательство у мирового судьи дела в отношении несовершеннолетнегов) меры, направленные на повышение воспитательной роли судебного разбирательства по делам несовершеннолетних, находящимся в производстве у мирового судьи.

3. Всесторонность, полнота и объективность проведения судебного разбирательства мировым судьей в отношении несовершеннолетних и воспитательно-предупредительный эффект судебного процесса могут быть обеспечены путем совершенствования уголовно-процессуального законодательства, в том числе за счет: а) специализации мировых судей по делам в отношении несовершеннолетнихб) обязательного участия в судебном разбирательстве мировым судьей дела в отношении несовершеннолетнего законного представителя несовершеннолетнего подсудимогов) обязательного участия психолога в заслушивании и исследовании мировым судьей показаний несовершеннолетнего подсудимогог) применения звукои видеозаписи в определенных ситуациях, складывающихся при проведении судебного разбирательства мировым судьей по делам несовершеннолетних.

4. Одним из проявлений повышенного внимания к охране прав несовершеннолетних при рассмотрении мировыми судьями уголовных дел является удвоенное представительство их интересов в уголовном процессеодновременно в деле участвует адвокат (защитник) и законный представитель (родители или иные лица). Проведенный анализ уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних показал, что мировые судьи в некоторых случаях в нарушение требований п. 8 ст. 34 УПК привлекают в качестве законных представителей (при отсутствии родителей) близких родственников несовершеннолетних, не назначенных надлежащим образом их опекунами или попечителями. При решении вопроса о вызове в судебное заседание законного представителя несовершеннолетнего подсудимого следует иметь в виду, что содержащийся в п. 8 ст. 34 УПК перечень лиц, которые могут быть законными представителями, является исчерпывающим. Если подросток не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в качестве законного представителя несовершеннолетнего мировой судья должен вызвать представителя органа опеки или попечительства, неявка которого не приостанавливает рассмотрения дела, если суд не найдет его участие необходимым.

5. Разработана система тактических рекомендаций заслушивания и исследования мировым судьей показаний несовершеннолетнего подсудимого в зависимости от ситуаций, складывающихся в процессе судебного следствия, позволяющих установить мировому судье все обстоятельства уголовного дела, необходимые и достаточные для вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора. Правильно выбранная мировым судьей форма ведения судебного следствия по делам в отношении несовершеннолетних способствует всестороннему, полному и объективному исследованию всех обстоятельств дела и постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора.

6. Констатируется, что законность, обоснованность и справедливость приговора по делам в отношении несовершеннолетних зависит от специализации мировых судей по делам в отношении несовершеннолетних и их высокого профессионального мастерства. В связи с этим представляется целесообразным законодательно закрепить дополнительные требования к кандидатам на должности мировых судей, специализирующихся на рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних. В первую очередь для кандидатов необходимо установление более высокого — не менее 30 лет — возрастного ценза. Думается, что именно к 30 годам судья получает жизненный и профессиональный опыт, необходимый для эффективного и справедливого рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних. Соответствующие изменения предлагается внести в Закон «О статусе судей Российской Федерации».

Научное и практическое значение диссертационного исследования. Исследование процессуальных, тактических и нравственно-психологических основ судебного разбирательства мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних, деятельности мирового судьи по устранению причин, порождающих подростковую преступность, позволяет определить пути совершенствования нравственно-психологических, процессуальных и тактических основ судебного рассмотрения данной категории дел в условиях дальнейшей демократизации нашего общества, укрепления законности и возрастающей роли нравственно-психологических начал в деятельности судебных органов.

Разработанные автором рекомендации на основе анализа деятельности мировых судей по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних позволят мировым судьям:

1) реализовать нравственно-психологические предпосылки и условия установления мировым судьей и сохранения психологического контакта с несовершеннолетним подсудимым, избрать законные и наиболее целесообразные методы психологического воздействия для получения полных и правдивых показаний несовершеннолетнего подсудимого и принятия в ходе судебного разбирательства мер к исправлению и перевоспитанию несовершеннолетнего правонарушителя или к созданию предпосылок к этому;

2) поэтапно проводить некоторые судебные действия при рассмотрении мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних и реализовать тактические особенности их производства;

3) внедрить в практику судебного рассмотрения мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних систему тактических рекомендаций, позволяющих установить в полном объеме все обстоятельства совершенного преступления и тем самым обеспечить вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора;

4) наиболее эффективно использовать участие специалистов в области детской и юношеской психологии и законных представителей несовершеннолетних подсудимых при рассмотрении мировым судьей уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

Содержащиеся в диссертации выводы и предложения и опубликованные автором работы могут быть использованы в законотворческой деятельности, при подготовке ведомственных нормативных актов, а также для разработки спецкурсов в юридических вузах, подготовки учебных и методических пособий по проблемам судебного разбирательства мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних.

Апробация и внедрение в практику результатов диссертационного исследования. Основные положения, выводы и практические рекомендации излагались автором в выступлениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях, в выступлениях с научными сообщениями на заседании кафедры криминологии и судебных экспертиз Института права Башкирского государственного университета, на учебных сборах перед мировыми судьями и адвокатами.

Принципиальные положения диссертационного исследования докладывались автором на Международной межвузовской научно-практической конференции «Правовая защита частных и публичных интересов» (Челябинск, 2006, 30−31 марта) — VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права России и стран.

СНГ — 2006″ (Челябинск, 2006, 30−31 марта) — Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гражданского права и процесса» (Казань, 2006, 12−13 октября) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования уголовно-правовых, криминологических и криминалистических мер борьбы с преступностью» (Саранск, 2005, 5−6 декабря) — Международной научно-практической конференции «Обеспечение законности в Российском уголовном судопроизводстве» (Саранск, 2006, 7−8 декабря) — Всероссийской научно-практической конференции «Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории и практики» (Уфа, 2007, 20−21 февраля).

По теме диссертации автором опубликовано 14 статей и тезисов докладов, в том числе три статьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикаций положений диссертационных исследований.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех главвключающих восемь параграфов, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Идея изменения приоритетов в социальных ценностях в пользу конкретного человека, а не государства получила поддержку и дальнейшее развитие, после того как в ст. 2 Конституции РФ было отражено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В связи с этим перед российскими правоведами встала актуальная задача — разработать и реализовать новую для нашего государства правовую концепцию, суть которой заключается в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов.

Особая роль в обеспечении государственной защиты прав и свобод человека и гражданина отводится судебной власти. Необходимость создания и укрепления судебной власти в России обусловила ускоренное реформирование правоохранительных структур, судебной системы, уголовного судопроизводства с целью обеспечения прав и свобод граждан, повышения ответственности государства перед гражданами, а в целом — для обеспечения результативности судебной защиты.

Основу наметившихся в стране судебных преобразований составило создание института мировых судей, обусловленное принятием срочных мер в целях освобождения федеральных судей от рассмотрения значительного количества уголовных дел. Как показывает практика, мировые судьи смогли вполне эффективно справиться с поставленными перед ними задачами в силу особенностей их организации и деятельности. Вместе с тем, принципиально новое видение роли мировых судов обозначило круг глобальных проблем, вставших перед правосудием, одной из которых является создание специализированных судов для несовершеннолетних.

Ежегодно значительное количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, относящихся к категории небольшой и средней тяжести, рассматривается мировыми судьями. Возможность ликвидации конфликтов путем активного использования примирительных процедур, упрощение процедуры судопроизводства по делам, не представляющим сложности при установлении фактических обстоятельств дела, требовали внесения существенных изменений не только в судоустройство, но и судопроизводство. В связи с этим возобладали тенденции углубления специализации судей и разделения компетенции между судами различных звеньев. Судебные органы внутри системы общих судов должны различаться не только объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным элементам системы, но и предметной компетенцией.

Президент Российской Федерации справедливо отмечает, что последние годы были временем «динамичного и плодотворного развития Российской судебной системы, причем по всем основным направлениям: и в плане обновления законодательной базы правосудия, и обеспечения деятельности судов. Одним из самых важных достижений преобразований является то, что граждане все чаще решают свои проблемы именно через суд. Это говорит о возрастающем доверии к институту судебной власти. Однако старые стереотипы — отмечает Президент России — настороженного отношения к суду как способу разрешения правовых конфликтов все еще бытуют в общественном сознании».138.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, ставшие составной частью отечественной правовой системы, определили основные направления развития институтов уголовно-процессуального права, одним из которых является создание специализированных судов для рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних.

Создание нового для нашей правовой системы института мировых судей и их специализация по делам несовершеннолетних повлекло необходимость исследования сущности стоящих перед ними задач, а также особенностей организации их деятельности.

138 Вступительное слово Президента Российской Федерации В. В. Путина. Материалы VI съезда судей// Российская юстиция. 2005. № 1−2. С. 4.

Проведенный нами анализ процессуальных и тактических основ рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних мировым судьей позволил не только комплексно проанализировать наиболее актуальные из них, но и разработать ряд новых теоретических положений по данной проблеме, предложить оптимальные тактические рекомендации производства отдельных судебных действий при рассмотрении мировым судьей этой категории дел, внести предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, направленные на оптимизацию и повышение эффективности судебного процесса при рассмотрении мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, результаты исследования российского законодательства и материалов уголовных дел позволяют обозначить следующие выводы и предложения:

1. Мировой судья в условиях реформирования российской судебной системы является носителем судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие и выступать от имени судебной власти, в том числе по уголовным делам несовершеннолетних, исполняя свои обязанности на профессиональной основе. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности.

2. Эффективность судебного рассмотрения дел мировым судьей в отношении несовершеннолетних во многом зависит от знания судьей возрастных, физиологических и нравственно-психологических особенностей развития и правильного нравственного воздействия на подростка-правонарушителя. Несовершеннолетний возраст подсудимых характеризуется такого рода физическими, физиологическими, психологическими, нравственными и социальными изменениями, что незнание всех этих особенностей может привести к самым нежелательным последствиям при рассмотрении мировым судьей дел данной категории.

Судебное рассмотрение будет наиболее эффективным лишь в том случае, если дело в отношении несовершеннолетнего рассматривает специализирующийся по делам несовершеннолетних судья. Данное требование имеет к тому же глубокий нравственный смысл, поскольку судебное рассмотрение мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних создает сложную систему нравственных отношений как между судьей и участниками процесса, так и между самими участниками судебного процесса. Строжайшее соблюдение законности мировым судьей при рассмотрении уголовных дел способствовало бы достижению главной нравственной задачи, поставленной перед судебным рассмотрением, — это надежное обеспечение прав и свобод граждан, а в особенности — несовершеннолетнего.

Судебное рассмотрение дела, а до того предварительное расследование должно стать началом того сложного процесса пробуждения самосознания подростка, который при соответствующем направлении должен привести несовершеннолетнего правонарушителя к переоценке своих негативных нравственных понятий и ценностей.

В целях оптимизации рассмотрения мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних и повышения его эффективности считаем целесообразным внести следующие предложения, направленные на совершенствование уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации: а) о рассмотрении мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних специализированным по делам несовершеннолетних судьейб) о целесообразности рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних в закрытых судебных заседанияхв) о целесообразности участия в судебном рассмотрении дел представителей учебных заведений и трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний, и т. д.

3. Проведение полного, всестороннего и объективного судебного разбирательства мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних во многом определяется значением и использованием тактических рекомендаций, разрабатываемых криминалистикой.

Поскольку судебное разбирательство не является лишь утверждением или отрицанием тех выводов, к которым ранее пришло предварительное расследование, а представляет собой новый этап уголовного судопроизводства, основную и решающую стадию уголовного процесса, имеющую свои цели и задачи, специфика тактических рекомендаций для судебного следствия обусловлена самой сущностью, ролью и значением стадии судебного разбирательства, которой свойственны принципы гласности, состязательности, процессуального равноправия участников судебного процесса, непосредственности, в которой осуществляется правосудие по уголовным делам.

Тактические рекомендации, применяемые в судебном рассмотрении дел, должны отвечать требованиям, которые обеспечивали бы тщательное, всестороннее, полное, объективное и справедливое исследование всех обстоятельств дела, способствовали бы установлению истины по делу, обеспечивали бы постановление мировым судьей законного, обоснованного и справедливого приговора.

Уголовно-процессуальное законодательство России предусматривает особый порядок судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, учитывая их возрастные, физиологические и психологические особенности. С учетом этого и тактические рекомендации судебного следствия по делам в отношении несовершеннолетних, на наш взгляд, должны отличаться от тактических рекомендаций судебного следствия по делам о преступлениях взрослых.

4. Одной из основных тактических рекомендаций при заслушивании и исследовании показаний несовершеннолетнего, обеспечивающих получение полных и правдивых показаний несовершеннолетнего подсудимого, является установление мировым судьей психологического контакта с подсудимым. Основой психологического контакта служит, прежде всего, доверие подростка к мировому судье, формирующееся из точного соблюдения судьей прав и законных интересов несовершеннолетнего подсудимого, его законного представителя и защитника, а также других участников процесса, уважительного отношения судьи. Анализ судебной практики показывает, что установлению мировым судьей психологического контакта с несовершеннолетним подсудимым способствует отвлеченная беседа на интересную для подсудимого тему и выяснение при этом самочувствия подростка и состояния его здоровья, настроения.

5. Знания в области юношеской психологии должны обязательно использоваться в процессе судебного рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних, в том числе: а) в тактике производства судебной экспертизы на судеб) в участии психолога при заслушивании и исследовании показаний несовершеннолетнего подсудимого и т. д., о чем необходимо внести изменения и дополнения в УПК Российской Федерации.

Рассмотренные в диссертации вопросы, конечно же, далеко не исчерпывают основные проблемы судебной реформы, но необходимость их оперативного решения очевидна. Сегодня нужны не просто корректировка, дополнения или изменения, а коренная перестройка судебного разбирательства мировым судьей дел в отношении несовершеннолетних. Подводя итог сказанному, отметим, что рассмотрение уголовных дел несовершеннолетних мировыми судьями в современных условиях — явление весьма распространенное и специфическое. Следует учитывать, что в силу возрастных особенностей присутствие детей в зале судебного заседания носит исключительный характер и ограничивается чаще всего дачей показаний. Достижение истины по уголовному делу и обеспечение духовного здоровья несовершеннолетних — участников судебного процесса — единый взаимосвязанный процесс, который предполагает наличие особых процедурных правил проведения судебного заседания, а также дифференциацию способов получения доказательственной информации от несовершеннолетнего и ее дальнейшего исследования мировым судьей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года// Международное право в документах: Учеб. Пособие/ Сост.: Н. Т. Блатова, Г. М. Мелкова. -3-е изд., перераб. и доп. -М., 2000.
  2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 2004.
  3. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. —М., 2004.
  4. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1989 года// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. —М., 2004.
  5. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. —М., 2004.
  6. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью// Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000.
  7. Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод// Права человека. Учеб. пособие/ Сост.: Н. Т. Блатова, Г. М. Мелкова. -3-е изд., перераб. и доп. -М., 2000.
  8. Конституция Российской Федерации. -М.: Изд-во РИОР, 2004.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. -М.: Юрайт, 2008.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации. —М.: Юрайт, 2008.
  11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. —М.: Юрайт, 2008.
  12. Федеральный закон Российской Федерации № 188-фз «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года/ Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. № 51. — ст. 6270.
  13. Федеральный закон Российской Федерации № 120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года/ Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. № 26. — ст. 3177
  14. Федеральный закон Российской Федерации № 124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года// Российская газета. -2000. -25 июля.
  15. Федеральный закон Российской Федерации № 124-фз «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» // Российская газета. -2000. —14 января.
  16. Федеральный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. -2003. -4 августа.
  17. Материалы судебной практики:
  18. Постановление № 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» / Правовая система «Консультант Плюс».
  19. Постановление № 1 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"/ Российская юстиция. — 2004. № 2.
  20. Постановление № 1 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 1996 года «О судебном приговоре"// Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. -М., 1999.
  21. В.А. Правовые предпосылки воссоздания функции судебного контроля в Российском уголовном процессе// Актуальные вопросы уголовного процесса современной России: Межвузовский сборник научных трудов. -Уфа: РИО БашГУ, 2003.
  22. А как у нас// Российская газета. —2007. -1 февраля.
  23. А.Д. Психология развития школьников. Ростов-на-Дону, 2000.
  24. В.К., Гаджиев Г. А. Российская судебная система начала XXI века. В кн. Антология научной мысли. М., РАП. 2008.
  25. A.B. Подранки России// Российская Федерация сегодня. -1999. № 16.
  26. A.A., Левицкая А. Г. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ региональной ситуации// Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность. -М., 2004.
  27. Н.В. Современные возможности использования судебно-экспертных исследований// Суд и правосудие в Российской Федерации: актуальные проблемы: Материалы научно-практической конференции. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001.
  28. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. Социально-психологические особенности. -М., 1993.
  29. .Т. Следственный эксперимент// Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ТК Велби, 2003.
  30. .Т. Участники уголовного судопроизводства// Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). -3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2007.
  31. С.А. Основы превентивной психологии. -М., 1994.
  32. Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних/ Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. — М., 1999.
  33. В.М., Кобяков В. М. Судебное следствие: Вопросы теории и практики. -Екатеринбург: Каменный пояс, 1992.
  34. В.М. Современные проблемы российского правосудия по уголовным делам в деятельности военных судов (вопросы теории и практики): Монография. -Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.
  35. А.Д. Нужен суд правый, суд справедливый и гуманный// Истина. И только истина! Пять бесед о судебно-правовой реформе. -М.: Юрид.лит., 1990.
  36. C.B. Производство судебной экспертизы// Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. В.М. Лебедева- науч. ред. В. П. Божьев. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Спарк, 2004.
  37. C.B. Судебное следствие// Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. В.М. Лебедева- науч. Ред. В. П. Божьев. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Спарк, 2004.
  38. Л. Грязное кино для равнодушного города// Российская газета.-2000. -5 сентября.
  39. В.Г., Вахрушев М. Общая характеристика развития личности подростка. -Ростов-на-Дону, 1996.
  40. В.П. Участники уголовного судопроизводства// Уголовный процесс/ Учебник. Под ред. В. П. Божьева. -3-е изд., испр. и доп. -М.: Спарк, 2002.
  41. А.Н. Предмет, система и теоретические основы криминалистики.-М., 1984.
  42. В.Л. Юридическая психология. -СПб.: Питер Ком, 1998.
  43. О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы// Российская юстиция. -2002. № 7.
  44. О. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом// Российская юстиция. —2005. № 3.
  45. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. профессора А. В. Петровского. —М.: Просвещение, 1973.
  46. Е.Л. Становление правосудия по делам несовершеннолетних опыт Ростовской области// Российская юстиция. — 2005. № 3.
  47. Л.А. Суд/ Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник/ Отв. ред. П. А. Лупинская. -М.: Юристъ, 2003.
  48. Выступление Министра обороны Российской Федерации и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России// Аргументы и факты. 2006.
  49. Вступительное слово Президента Российской Федерации В. В. Путина на VI Всероссийском съезде судей// Российская юстиция. —2005. № 12.
  50. Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедева на VI Съезде судей Российской Федерации// Российская юстиция. —2005. № 1−2.
  51. О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. -СПб.: Питер, 2001.
  52. О.А., Смирнов М. В. Проблемы обеспечения законности при следственных действиях в отношении несовершеннолетних. -М.: Издательство МВД, 1996.
  53. Д.М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2003/ www.rbl.ru
  54. А.Е. Социализация личности. -М., 1977.
  55. И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук, СПб, 1992.
  56. A.A. О некоторых проблемах мировой юстиции// Вестник юриста. 2005. № 6.
  57. A.JI. Несовершеннолетний в уголовном процессе. -М.: Юристь, 2001.
  58. А.П. Вопросы защиты прав личности по Международному уголовно-процессуальному праву// Роль университетской науки в региональном сообществе: Материалы Международной научно-практической конференции 1−3 сентября 2003 г. -Москва-Оренбург, 2003.
  59. А.П. К вопросу об уголовно-процессуальной форме и ее значении в реализации демократических начал Российского судопроизводства// Ученые записки: Сборник научных трудов Института государства и права. Выпуск 3. -Тюмень, 2002.
  60. А.П. Проблемные вопросы стадии подготовки к судебному заседанию по УПК РФ// Новый УПК РФ и практика его применения. — Оренбург, 2002.
  61. А.П. Публичное и частное в уголовном судопроизводстве// Механизм реализации норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: проблемы и пути их разрешения. -Ижевск: Детектив информ, 2003.
  62. О.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности условно осужденных несовершеннолетних (по материалам Центрально-Черноземного региона России): Автореф. Дис.. канд. юрид. наук. -Волгоград, 2003/ www.rbl.ru
  63. Детская психология. Учебное пособие/ Под ред. Л. Д. Выгодского. -М, 1990.
  64. А.Н. Общий подход к исследованию личности несовершеннолетнего преступника и социальной ситуации ее развития// Социально-психологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. —М., 1975.
  65. В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. —М.: Норма, 2004.
  66. С.К. Мировая юстиция: теория и практика. В кн. Антология научной мысли. М. РАП, 2008.
  67. А.Э. Роль государства в профилактике преступлений несовершеннолетних: исторический аспект/ Правовая система «Консультант Плюс», 2003.
  68. А.В. Судебная психология. 2-е изд., испр. И доп. -Минск: Высшая школа, 1975.
  69. М.С. Следственные действия// Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник/ Отв. Ред. П. А. Лупинская. -М.: Юристъ, 2003.
  70. К. Судебный осмотр// Российская юстиция. -1997. № 4.
  71. С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., 2006.
  72. З.Д. Принципы применения мер пресечения по уголовным делам.—Уфа, 1997.
  73. З.Д. Проблемы установления истины в уголовном процессе// Актуальные проблемы права России и стран СНГ 2003 г./ Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮурГУ, -Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2003.
  74. З.Д. Противодействие преступности задача первостепенной важности// Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции 16−17 октября 2003 г. -Уфа: РИО БашГУ, 2003.
  75. З.Д. Уголовное преследование. -Уфа: Изд-е БашГУ, 2000.
  76. М.И. Общая, социальная и юридическая психология. -СПб.: Изд. Дом Питер, 2003.
  77. Брошевский А. И, Об участии прокурора в мировом суде// Российская юстиция. -2003. № 8.
  78. И.В. Особенности социальной адаптации подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами. -Харьков, 1996.
  79. Е.А. Психологические основы предупреждения судебных ошибок// Российская юстиция. -2000. № 7.
  80. Т.Е. Применение мер пресечения. -СПб: Питер, 2001.
  81. Зинатуллин 3.3. Уголовно-процесуальное доказывание: Учеб. пособие. -Ижевск: Детектив информ, 2003.
  82. Д.З. Роль суда в профилактике преступлений среди несовершеннолетних// Российский судья. -2004. № 4.
  83. А.Ф. Мировые судьи в России начала 21 века: Учебное пособие. Серия «Россия и власть». -Ростов-на-Дону: Издательский центр МарТ, 2002.
  84. Д.Д., Журавлев И. И., Дементьев В. В., Озерецковский С. Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддективного поведения. -СПБ: Питер, 1997.
  85. JI.M. Гуманитарные начала в деятельности судьи в уголовном процессе. М., 2004
  86. Итоги работы мировых судей Республики Башкортостан за 2005 год// Вестник юстиции. -2006. № 1−2.
  87. Е.Г. Предпосылки формирования девиаций у подростков. — М.: ОЛИМП-Пресс, 2001.
  88. Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. -Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1991.
  89. Клуб самоубийц// Аргументы и факты. -2000. № 41.
  90. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под ред. В. И. Радченко. -М.: Юстицинформ, 2003.
  91. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под ред. Д. Н. Козак, Е. Б. Мизулиной. -М.: Юристь, 2002.
  92. Комментарий психолога// Комсомольская правда. -2000. -7 апреля.
  93. Кон И. С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.
  94. Кон И. С. Психология юношеского возраста. -М.: Просвещение, 1979.
  95. П.Е. Общие условия судебного разбирательства// Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. В. М. Лебедева —2-е изд., перераб. и доп. -М.: Спарк, 2004.
  96. И.А. Следственная ситуация и тактическое решение.1. Волгоград, 1988.
  97. А.И. Производство допроса. -М.: ОЛИМП, 2000.
  98. Н. «Тусовка» тоже жизнь// Аргументы и факты. -1999. № 40.
  99. Криминалистика/ Под ред. А. Г. Филиппова и А. Ф. Волынского. — М.: Спарк, 1998.
  100. Криминалистика. Учебник/ Подред. Малышева И. Т. -М.: Юрайт, 2000.
  101. Криминалистика. Учебник/ Под ред. Яблокова Н. П. -М.: Юристь, 2005.
  102. Кстати// Аргументы и факты. -2003. № 47.
  103. Кто заплатит за тюремные нравы в школе?// Комсомольская правда. -2007. -9 января.
  104. Г. А. Общая психологическая характеристика личности трудных подростков. -Алма-Ата, 1987.
  105. A.B. Конституция Российской Федерации как источник уголовно-процессуального права России// Реализация положений Конституции Российской Федерации в законодательстве. Материалы Международной научно-практической конференции. -Челябинск, 2003.
  106. A.B. О развитии специальности «Юриспруденция» в ЮурГУ// Актуальные проблемы права России и стран СНГ 2003 г.: Материалы IV Международной научно-практической конференции. -Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2003.
  107. A.B. Понимание истины в процессуальных отраслях права как выражение гносеологических моделей познания// Вестник Оренбургского государственного университета. -2006. № 3.
  108. И.П. Борьба с групповыми правонарушениями. -Киев, 1981.
  109. Г. С. Организация мирового суда. -М.: Юристъ, 2004.
  110. A.A., Горинов Ю. А. Звукозапись и видеозапись в уголовном судопроизводстве. -М.: Юрид. лит., 1983.
  111. В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. Киев: Изд-во Наука Думка, 1981.
  112. А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1972.
  113. А.Е., Попов Ю. В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков. -М.: Хронос, 1998.
  114. В.З. Процессуальный порядок судебного разбирательства. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.
  115. A.B. Уголовная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2001/ www.rbl.ru
  116. А.Г. Общая психология. -СПб: Питер, 2002.
  117. А.И. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Омск, 2007.
  118. C.B. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации об участии законных представителей, близких родственников в рассмотрении уголовных дел, совершенных несовершеннолётними// журнал Российского права. —2000. № 5.
  119. Н.П. Проблемы развития ювенальной юстиции в России// Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. -М., 2003.
  120. Э., Ветрова Т. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция)// Правозащитник. —1996. № 1/ Правовая система «Консультант Плюс».
  121. Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. — М., 1998/www.rbl.ru
  122. Э.Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков// Правозащитник. -1999. № 2.
  123. Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. -М., 2000.
  124. А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних// Российская юстиция. -2000. № 6.
  125. Мнение эксперта// Комсомольская правда. -2007. -26 января.
  126. Г. С. Возрождение ювенальной юстиции в России// Бюллетень управления судебного департамента в Иркутской области. —2004. № 21.
  127. Морщакова Т. Г. Судебное разбирательство// Уголовно-процессуальное право Российской Федерации/ Отв. Ред. П. А. Лупинская. -М.: Юристъ, 2003.
  128. Мэр города Москвы подчеркивает// Комсомольская правда. —2007. -24 января.
  129. В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  130. Настольная книга мирового судьи/ Под ред. В. М. Лебедева. -М., 2002.
  131. В.М. Организация деятельности мировых судей в Российской Федерации// Вестник юриста. -2005. № 12.
  132. А.Ф. Ответственность несовершеннолетних. -М., 2000.
  133. Ю.В. Государственная политика в сфере обеспечения интересов несовершеннолетних (историко-правовые и теоретические проблемы). М., 2007.
  134. В.В. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних// Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы расследования преступлений несовершеннолетних.-Омск, 1992.
  135. В.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних// научно-практический комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. Ред. В. М. Лебедева. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Спарк, 2004.
  136. Об итогах деятельности Министерства юстиции Республики Башкортостан за 2007 год// Вестник юстиции. -2008. № 1.
  137. Общественное мнение// Российская газета. -2000. -19 мая.
  138. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. —М.: Азбуковник, 1999.
  139. Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения несовершеннолетних / Под ред. проф. A.M. Кустова. М., изд-во «ЩИТ-М», 2006.
  140. Л.В. Предупреждение антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих правонарушения на объектах железнодорожного транспорта (криминологические проблемы): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Рязань, 2003/www.rbl.ru
  141. В.Э. Потребность в общении со взрослыми// Формирование личности в переходный период. М.: Педагогика, 1987.
  142. Педсовет// Комсомольская правда. -2007. -27 января.
  143. В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности//Психологический журнал. -1995. Т. 16. № 2.
  144. В.Ф. психология подростковой преступности. -M., 1998.
  145. С.К., Степанов A.A. Общие положения тактики судебного допроса// Тактика допроса. -СПб.: Питер, 2001.
  146. О. Пути-дороги «дурмана»// Щит и меч. -1998. № 42.
  147. Н.И., Грицай Г. И. Компоненты ювенальной политики государства// Власть: криминологические и правовые проблемы. -М., 2000.
  148. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под ред. В. И. Радченко. -М.: Юстицинформ, 2005.
  149. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под ред. В. М. Лебедева. -М., 2002.
  150. A.M. Проблема подросткового кризиса. -М., 1997.
  151. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. -М., 2000.
  152. Проблемы судебной этики/ Под ред. М. С. Строговича. -М.: Наука, 1974.
  153. Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. — Томск, 1993.
  154. Т.Д. психология несовершеннолетних правонарушителей. -М.: МГУ, 2000.
  155. А.Д. Указы Президента Российской Федерации как источник уголовно-процессуального права// Актуальные проблемы права России и стран СНГ — 2004 г.: Материалы VI Международной научно-практической конференции. -Челябинск, 2004.
  156. Н.В. Народный судья: профессиональное мастерство и подготовка. М., 1977.
  157. Н.В. Особенности воплощения принципа состязательности и равноправия сторон в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. М., РАП, 2003.
  158. Н.В. Механизм применения этических принципов и норм при осуществлении правосудия. В кн. Антология научной мысли. М., РАП, 2008.
  159. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.: Питер, 2000.
  160. Г. П. Законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого в суде. Ташкент, 1985.
  161. Ф. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого// Российская юстиция. -1997. № 7.
  162. С.Н., Еременко M.B. Дуализм правового положения мировых судей// Российская юстиция. -2003. № 3.
  163. Семенюк JIM. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. —М.: Сфера, 1996.
  164. C.JI. Предупреждение девиантного поведения молодежи. -Волгоград, 1998.
  165. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. -Казань, 1992.
  166. Словарь иностранных слов и выражений/ Авт. -сост. Е. С. Зенович. — М.: Олимп, 2000.
  167. A.B. Проблемы уголовно-ювенальной юстиции. В кн. Антология научной мысли. М., РАП, 2008.
  168. Состояние преступности в Российской Федерации за 2004, 2005, 2006, 2007 годы/ www.mvd.ru
  169. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних: Сборник научных трудов. -М., 2000.
  170. В.Г. Психология трудного школьника. -М.: АСТ-Пресс, 1998.
  171. М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.2.
  172. Судебная статистика// Российская юстиция. -2005. № 11.
  173. Л .Г. «Лазейка» для беззакония// Вестник Оренбургского государственного университета. —2006. № 3.
  174. Л.Г. Психопатология и уголовный процесс: Монография. -Ижевск: Детектив-Информ, 2002.
  175. В. В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции// Российская юстиция. -2002. № 2.
  176. Уголовный процесс России/ Под ред. Безлепкина Б. Т. -М.: ТК Велби, 2003.
  177. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. —3-е изд./ Под ред. К. Ф. Гуценко. -М., 2001.
  178. Уголовно-процессуальное законодательство СССР и РСФСР. Теоретическая модель/ Под ред. Савицкого В. М. -М.: ИНГАУ СССР, 1990.
  179. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Божьева В. П. -М.: Спарк, 2004.
  180. Д.И. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной. —М.: Педагогика, 1987.
  181. Г., Лазарев В. Участие педагога в уголовном процессе// Советская юстиция. -1982. № 6.
  182. P.C. Апелляционное производство по делам несовершеннолетних: Монография. —Уфа, 2001.
  183. P.C. Конституционные основы судебной деятельности: Учебное пособие. -Уфа: РИО БашГУ, 2003.
  184. P.C. Особенности кассационного рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних: Монография. -Уфа: РИО БашГУ, 2001.
  185. P.C. Особенности судебного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних// Российская юстиция. -1999. № 12.
  186. P.C., Муратова Н. Г. Проблемы надзорного производства по делам несовершеннолетних: Монография. -Уфа: РИО БашГУ, 2004.
  187. P.C. Проблемы судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних: Монография/ Издание Башкирского университета. -Уфа, 2001.
  188. P.C. Семейные суды по делам несовершеннолетних// Росийская юстиция. -2000. № 3.
  189. P.C. Современные проблемы судебной деятельности по делам несовершеннолетних: Дисс.. докт. юрид. наук. —Уфа, 2002.
  190. Л.И. Социальная психология и этика делового общения. -М.: Юнити, 1995.
  191. B.C. Производство следственных действий// Уголовный процесс: Учебник/ Под ред. В. П. Божьева. -3-е изд., исправ. и доп. М.: Феникс, 2002.
  192. Т. Социальная психология. Пер с англ. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  193. Ю.К., Пан Т.Д. Судебное производство по УПК Российской Федерации. СПб: Юридический центр Пресс, 2005.
  194. В.Г. Нравственное правосудие и судейское правотворчество. М., Юстицинформ, 2007.1. Анкетапо изучению уголовного дела о преступлении несовершеннолетнего, рассмотренного мировым судьей (в %)
  195. А. Пол несовершеннолетнего подсудимого:1. Мужской 882. Женский—12
  196. Б. Возраст несовершеннолетнего подсудимого на момент совершения первого преступления по данному делу:3. 14 лет-124. 15 лет-225. 16лет-366. 17 лет-30
  197. В. Образование несовершеннолетнего подсудимого на момент совершения первого преступления по данному делу:7. До 4 классов 28. 5−8 классов 609. 9−10 классов 3210. Среднее-611. Средне специальное 0
  198. Г. Род занятий несовершеннолетнего подсудимого на момент совершения преступления:
  199. Учащийся общеобразовательной школы 26
  200. Учащийся профессионального училища 36
  201. Учащийся колледжа, техникума 415. Работает—16
  202. Не работает и не учится 18
  203. Д. Успеваемость несовершеннолетнего правонарушителя:17. Хорошая-О18. Удовлетворительная 9419. Неудовлетворительная 6
  204. Е. Занятия несовершеннолетнего правонарушителя в свободное время (были даны по несколько ответов):20. Посещение кинотеатров 56
  205. Занятия боевыми искусствами 1222. Занятия спортом 1823. Компьютерные игры — 6824. Иные (какие?) 0
  206. Нет определенных занятий 0
  207. Ж. Характеристика несовершеннолетнего правонарушителя по месту учебы (из числа учащихся):26. Положительная 1027. Удовлетворительная 7428. Отрицательная — 16
  208. Характеристика несовершеннолетнего правонарушителя по месту работы (из числа работающих):29. Положительная —2630. Удовлетворительная 4231. Отрицательная 32
  209. И. Характеристика несовершеннолетнего правонарушителя по месту жительства:32. Положительная 4633. Удовлетворительная — 3434. Отрицательная 20
  210. К. Несовершеннолетний правонарушитель на период совершения преступления проживал:35. С обоими родителями 42
  211. С лицами, заменяющими их — 037. Только с мамой 5038. Только с отцом 239. С дедушкой, бабушкой 2
  212. С иными родственниками (с кем именно?) с тетей — 2
  213. В специализированном детском учреждении — 242. Проживал один 0
  214. Л. Отношения несовершеннолетнего правонарушителя с родителями (из числа проживающих с родителями):43. Хорошие 2844. Удовлетворительные — 4845. Неудовлетворительные 24
  215. М. Отношения между родителями несовершеннолетнего правонарушителя (из числа проживающих с родителями):46. Хорошие — 1847. Удовлетворительные 7648. Неудовлетворительные 6
  216. Н. Уровень материального достатка в семье несовершеннолетнего правонарушителя:
  217. Достаточный уровень достатка 0
  218. Средний уровень достатка — 76
  219. Достаток ниже среднего уровня 24
  220. О. Есть ли в семье несовершеннолетнего правонарушителя лица, злоупотребляющие спиртными или наркотическими веществами:
  221. Отец (мать) в основном отец — 44
  222. Иные члены семьи (кто именно?) старшие братья — 1054. Нет 055. Нет данных в деле 46
  223. П. Состоял ли несовершеннолетний правонарушитель на учете в психоневрологическом диспансере:56. Да 457. Нет-96
  224. Р. Состоял ли несовершеннолетний правонарушитель на учете в наркологическом диспансере:58. Да 859. Нет 92
  225. С. Причина употребления наркотиков или спиртных напитков подростком-правонарушителем:60. Любопытство 0
  226. По предложению знакомых — 98
  227. По предложению родителей 2
  228. Т. Наличие ранее судимых лиц в семье несовершеннолетнего:63. Отец-1264. Мать 465. Брат (сестра) 8
  229. Иные родственники (кто?) в основном дяди — 867. Не сведений в деле — 68
  230. У. Совершал ли несовершеннолетний правонарушитель ранее преступления:68. Да-1869. Нет-82
  231. Ф. Состоял ли подросток-правонарушитель на момент совершения первого преступления по данному делу на учете в подразделении органа внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних:70. Состоял 6071. Не состоял 40
  232. X. Отношение подростка-правонарушителя к последствиям преступления:72. Осознает 9473. Не осознает 6
  233. Ц. Имеет ли несовершеннолетний правонарушитель непогашенную судимость:74. Да 3875. Нет 62
  234. Ч. Если несовершеннолетний правонарушитель был ранее судим, то за какое преступление:
  235. Преступление против личности 12
  236. Преступление против собственности 46
  237. Иное преступление (какое?) 42
  238. Ш. Если несовершеннолетний был ранее судим, то какое наказание ему было назначено:
  239. Лишение свободы на срок до 1 года 2
  240. Лишение свободы на срок от 1 года до 2 лет 4
  241. Лишение свободы на срок более 2 лет 2
  242. Лишение свободы на определенный срок условно 18
  243. Другое наказание (какое?) — 74
  244. Щ. Какая мера пресечения была назначена в отношении несовершеннолетнего:84. Заключение под стражу 0
  245. Подписка о невыезде (и надлежащем поведении) 100
  246. Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым 087. Иная (какая?) 0
  247. Э. Время совершения преступления по данному делу:88. С 06 до 12 часов-089. С 12 до 18 часов-090. С 18 до 22 часов-3291. С 22 до 06 часов 68
  248. Ю. Какое преступление совершено несовершеннолетним подсудимым:92. Кража-48
  249. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью 0
  250. Умышленное причинение легкого вреда здоровью 22
  251. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения 1096. Иное (какое?) 12
  252. Хулиганство (ст. 213 Уголовного кодекса Российской Федерации) — 8
  253. Я. Место совершения преступления:98. Улица-1299. Подъезд жилого дома 0100. Квартира-О
  254. Место общественного отдыха — 38 102. Магазин 14 103. Общественный транспорт 0
  255. Территория школы, работы 2105. Иное (какое?)-34
  256. Al. Преступление совершено несовершеннолетним в состоянии алкогольного опьянения:106. Да-60 107. Нет-40
  257. Б1. Преступление совершено в состоянии наркотического, токсического опьянения:108. Да-2109. Нет-98
  258. В1. Преступление совершено:
  259. Группой несовершеннолетних — 44
  260. Группой с участием взрослых 14
  261. С взрослыми и несовершеннолетними 14 113. С одним лицом 28
  262. Г1. Входили ли в состав преступной группы ранее судимые:114. Да-6115. Нет-94
  263. Д1. Участвовал ли в судебном рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего законный представитель несовершеннолетнего подсудимого:116. Да-96 117. Нет-4
  264. Е1. Принимал ли участие в судебном рассмотрении данного дела общественный защитник несовершеннолетнего подсудимого:118. Да-2119. Нет-98
  265. Ж1. Привлекались ли к участию в судебном заседании по данному делу представители учебного заведения, где обучался несовершеннолетний:120. Да-28 121. Нет-72
  266. Привлекались ли к участию в судебном заседании по данному делу представители трудового коллектива, где работал подсудимый:122. Да-12 123. Нет -88
  267. И1. Проводилась ли мировым судьей с несовершеннолетним подсудимым перед началом заслушивания его показаний беседа о состоянии его здоровья., жизненных интересах, планах и т. п.:124. Да-4125. Нет-96
  268. К1. Показания кого из участников судебного разбирательства были заслушаны первыми:126. Показания подсудимого 94
  269. Показания потерпевшего — 4
  270. Показания свидетелей (почему?) 2
  271. Л1. Если преступление совершено несовершеннолетним в соучастии со взрослым, то чьи показания были заслушаны первые:
  272. Показания несовершеннолетнего подсудимого — 86
  273. Показания взрослого подсудимого 14
  274. Н1. Осуществлялась ли при рассмотрении данного дела звукозапись или видеозапись показаний участников судебного разбирательства:133. Да-0134. Нет 100
  275. Как обращался мировой судья к несовершеннолетнему подсудимому — на «ты» или на «Вы»:135. На «ты"-58 136. На «Вы» 42
  276. П1. Было ли назначено мировым судьей проведение судебной экспертизы:137. Было назначено — 2138. Не было назначено -98
  277. Р1. Если мировым судьей было назначено производство судебной экспертизы, то какой именно:
  278. Судебно-медицинской экспертизы (при необходимости установленияхарактера телесных повреждений) — О
  279. Судебно-психиатрической экспертизы в отношении подсудимого — 0
  280. Комплексной экспертизы в отношении подсудимого (какой конкретно?) 0
  281. Иной экспертизы (какой конкретно?) 2
  282. С1. Если судом было назначено проведение судебной экспертизы, то по чьему ходатайству:
  283. По ходатайству стороны защиты 100
  284. По ходатайству стороны обвинения 0145. По инициативе судьи 0
  285. Т1. Если в отношении несовершеннолетнего подсудимого был вынесен обвинительный приговор, то какое наказание ему было назначено:146. Штраф 2147. Исправительные работы 2
  286. Лишение свободы на срок до 1 года 4
  287. Лишение свободы на срок от 1 года до 2 лет 10
  288. Лишение свободы на срок более 2 лет — 0
  289. Лишение свободы на определенный срок условно 82
  290. У1. Было ли вынесено мировым судьей частное постановление по данному делу:152. Да 12
  291. Нет, но основания для вынесения мировым судьей частного постановления были 88
  292. Ф1. Если мировым судьей было вынесено частное постановление по данному делу, то по какому вопросу:
  293. О наличии причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним 100
  294. Нарушения, допущенные при производстве дознания или предварительного следствия — 0
  295. Реагирование на действия участников процесса или других лиц, свидетельствующих о неуважении к суду, нарушающие порядок в судебном заседании 0
  296. По иным основаниям (по каким именно?) 0
  297. XI. Участвовал ли в судебном рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего подсудимого защитник:158. Да-100 159. Нет-0
  298. Ц1. Участвовал ли в судебном рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего педагог или психолог:160. Да-10 161. Нет-90
  299. Раскаялся ли несовершеннолетний в содеянном:162. Да-0163. Нет-6164. Считает себя виновным 94
  300. Ш1. Результат рассмотрения дела:
  301. Обвинительный приговор 100 166. Оправдательный приговор 0
  302. Постановление о прекращении уголовного дела 0
  303. Постановление о применении принудительных мер медицинского характера 0
  304. Постановление о применении принудительных мер воспитательного воздействия О
  305. Щ1. Было ли разъяснено мировым судьей после провозглашения приговора право несовершеннолетнему осужденному обжаловать приговор в апелляционном порядке:170. Да-98 171. Нет-2
  306. Э1. Было ли разъяснено мировым судьей после провозглашения приговора право законным представителям несовершеннолетнего осужденного обжаловать приговор в апелляционном порядке:172. Да-94 173. Нет-61. ВАША ЧЕСТЬ!
  307. Мы бы очень хотели узнать Ваше мнение по некоторым проблемам рассмотрения дел несовершеннолетних мировым судьей.
  308. A) Считаете ли Вы необходимым закрепить в УПК Российской Федерации необходимость обязательного проведения мировым судьей предварительного слушания по делам несовершеннолетних:1. Да-7 2. Нет 49
  309. Б) Считаете ли Вы, что все уголовные дела в отношении несовершеннолетних следует рассматривать только коллегиально: 3. Да 8 4. Нет — 48
  310. B) Считаете ли Вы необходимым обязательное проведение закрытых судебных заседаний по всем делам несовершеннолетних:5. Да 27 6. Нет — 29
  311. Г) Считаете ли Вы необходимым обязательное участие психолога в судебных заседаниях по всем делам несовершеннолетних: 7. Да 47 8. Нет — 9
  312. Д) Какая из перечисленных мер, по Вашему мнению, будет более всего способствовать повышению эффективности гарантий права на защиту несовершеннолетнему подсудимому при рассмотрении дела мировым судьей:
  313. Внесение изменений в статью 49 УПК РФ, уточняющих, что в качестве защитника при рассмотрении дел несовершеннолетних мировым судьей допускается только адвокат 44
  314. Возвращение в УПК РФ нормы УПК РСФСР о возможности участия в судебном заседании представителей учебно-воспитательных учреждений или трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний подсудимый 10
  315. Введение института общественного защитника несовершеннолетнего подсудимого 2
  316. Е) По Вашему мнению, следует ли конкретизировать в УПК Российской Федерации случаи, когда законный представитель несовершеннолетнего подсудимого может быть отстранен от участия в судебном заседании:12. Да-37 13. Нет-19
  317. Ж) Считаете ли Вы целесообразным и обоснованным введение института специализированных мировых судей по делам несовершеннолетних: 14. Да 28 15. Нет — 28
  318. По Вашему мнению, как отразится создание специализированных мировых судей по делам несовершеннолетних на уровне подростковой преступности:
  319. Уровень подростковой преступности снизится 22
  320. Создание данного института не отразится на уровне подростковой преступности 34
  321. И) Считаете ли Вы необходимым введение в УПК РФ специальной главы, регламентирующей порядок рассмотрения дел несовершеннолетних мировым судьей:18. Да-25 19. Нет-31
  322. Мы бы очень хотели узнать Ваше мнение по некоторым проблемам рассмотрения дел несовершеннолетних мировым судьей.
  323. A) Считаете ли Вы необходимым закрепить в УПК Российской Федерации необходимость обязательного проведения мировым судьей предварительного слушания по делам несовершеннолетних:2. Да 6 2. Нет — 45
  324. Б) Считаете ли Вы, что все уголовные дела в отношении несовершеннолетних следует рассматривать только коллегиально: 4. Да 8 4. Нет — 43
  325. B) Считаете ли Вы необходимым обязательное проведение закрытых судебных заседаний по всем делам несовершеннолетних:6. Да 19 6. Нет — 32
  326. Г) Считаете ли Вы необходимым обязательное участие психолога в судебных заседаниях по всем делам несовершеннолетних: 7. Да 36 8. Нет — 15
  327. Д) Какая из перечисленных мер, по Вашему мнению, будет более всего способствовать повышению эффективности гарантий права на защиту несовершеннолетнему подсудимому при рассмотрении дела мировым судьей:
  328. Внесение изменений в статью 49 УПК РФ, уточняющих, что в качестве защитника при рассмотрении дел несовершеннолетних мировым судьей допускается только адвокат 28
  329. Возвращение в УПК РФ нормы УПК РСФСР о возможности участия в судебном заседании представителей учебно-воспитательных учреждений или трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний подсудимый -17
  330. Введение института общественного защитника несовершеннолетнего подсудимого 6
  331. Е) По Вашему мнению, следует ли конкретизировать в УПК Российской Федерации случаи, когда законный представитель несовершеннолетнего подсудимого может быть отстранен от участия в судебном заседании:12. Да-27 13. Нет-24
  332. Ж) Считаете ли Вы целесообразным и обоснованным введение института специализированных мировых судей по делам несовершеннолетних: 14. Да-19 15. Нет -32
  333. По Вашему мнению, как отразится создание специализированных мировых судей по делам несовершеннолетних на уровне подростковой преступности:
  334. Уровень подростковой преступности снизится -17
  335. Создание данного института не отразится на уровне подростковой преступности 34
  336. И) Считаете ли Вы необходимым введение в УПК РФ специальной главы, регламентирующей порядок рассмотрения дел несовершеннолетних мировым судьей:18. Да-18 19. Нет-33
  337. Мы бы очень хотели узнать Ваше мнение по некоторым проблемам рассмотрения дел несовершеннолетних мировым судьей.
  338. A) Считаете ли Вы необходимым закрепить в УПК Российской Федерации необходимость обязательного проведения мировым судьей предварительного слушания по делам несовершеннолетних:3. Да 28 2. Нет — 22
  339. Б) Считаете ли Вы, что все уголовные дела в отношении несовершеннолетних следует рассматривать только коллегиально: 5. Да 32 4. Нет — 18
  340. B) Считаете ли Вы необходимым обязательное проведение закрытых судебных заседаний по всем делам несовершеннолетних:7. Да-20 6. Нет 30
  341. Г) Считаете ли Вы необходимым обязательное участие психолога в судебных заседаниях по всем делам несовершеннолетних: 7. Да 29 8. Нет — 21
  342. Д) Какая из перечисленных мер, по Вашему мнению, будет более всего способствовать повышению эффективности гарантий права на защиту несовершеннолетнему подсудимому при рассмотрении дела мировым судьей:
  343. Внесение изменений в статью 49 УПК РФ, уточняющих, что в качестве защитника при рассмотрении дел несовершеннолетних мировым судьей допускается только адвокат 25
  344. Возвращение в УПК РФ нормы УПК РСФСР о возможности участия в судебном заседании представителей учебно-воспитательных учреждений или трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний подсудимый 15
  345. Введение института общественного защитника несовершеннолетнего подсудимого 10
  346. Е) По Вашему мнению, следует ли конкретизировать в УПК Российской Федерации случаи, когда законный представитель несовершеннолетнего подсудимого может быть отстранен от участия в судебном заседании:12. Да-21 13. Нет-29
  347. Ж) Считаете ли Вы целесообразным и обоснованным введение института специализированных мировых судей по делам несовершеннолетних: 14. Да 29 15. Нет — 21
  348. По Вашему мнению, как отразится создание специализированных мировых судей по делам несовершеннолетних на уровне подростковой преступности:
  349. Уровень подростковой преступности снизится 28
  350. Создание данного института не отразится на уровне подростковой преступности 22
  351. И) Считаете ли Вы необходимым введение в УПК РФ специальной главы, регламентирующей порядок рассмотрения дел несовершеннолетних мировым судьей:18. Да-23 19. Нет-27
  352. Результаты опроса экспертов1. Содержание вопроса: считаете ли Вы целесообразным и обоснованным введение института специализации мировых судей по делам несовершеннолетних?
  353. Результаты опроса экспертов
  354. Содержание вопроса: считаете ли Вы необходимым введение в УПК РФ специальной главы, регламентирующей порядок рассмотрения дел несовершеннолетних мировыми судьями?
  355. Содержание вопроса: как отразится создание специализированных мировых судей по делам несовершеннолетних на уровне подростковой преступности?
Заполнить форму текущей работой