Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Уголовно-правовые и криминологические аспекты обеспечения защиты электронной информации и Интернета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные направления уголовно-правовой защиты электронной информации и Интернета связаны с установлением системы обязываний, понуждающих обладателей информационных ресурсов предоставлять сведения о себе, месте регистрации информационного портала, использовании систем защиты конфиденциальности информации, а также формированием санкций за нарушение соответствующих норм и созданием действенного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Электронная информация и Интернет как объекты правовой защиты
    • 1. Понятие и сущность электронной информации и Интернета в современном праве
    • 2. Правовое обеспечение информационной безопасности и защиты информации
  • Глава 2. Уголовно-правовая охрана электронной информации и Интернета в современной России и за рубежом
    • 1. Электронная информация как признак состава преступления по современному российскому законодательству

Уголовно-правовые и криминологические аспекты обеспечения защиты электронной информации и Интернета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие науки и технологий в последние годы привело не только к качественному изменению способов фиксации, хранения и обработки информации, но и сделало ее одним из основных и наиболее ценных товаров. Более того, информация представляет собой стратегический ресурс и лежит в основе национального богатства экономически развитого государства. Развитие средств коммуникаций способствует ускорению обмена информацией, укреплению личных и деловых связей между частными лицами, организациями, государственными учреждениями, предоставляет возможность практически каждому независимо от времени и местонахождения найти, изучить и использовать интересующие его сведения, материалы. Таким образом, происходит процесс экономической и социальной трансформации — создание глобального информационного общества. Как гласит Окинавская Хартия, «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Информационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми. открываются огромные возможности. Информационное общество. позволяет людям шире использовать свой потенциал, и реализовывать свои устремления».1 При выборе стратегии экономического развития немаловажно оценивать риски, существующие в той или иной сфере общественной жизни. Информационная среда несет в себе множество как чисто технологических, так и юридических рисков, в связи с чем проблема обеспечения защиты электронной информации и Интернета является существенным препятствием для развития экономики в этом направлении.

Появление таких комплексных отраслей права как информационное и Интернет право, их активное развитие как на международном, так и на внутригосударственном уровне позволяет по-новому взглянуть на обозначенную проблему. Защита электронной информации и Интернета возможна различными способами: правовыми, организационными, техническими и т. п. Сфера правового обеспечения защиты указанных объектов включает в себя и уголовно-правовые средства, которые позволяют обеспечить предупреждение наиболее опасных посягательств на информационные общественные отношения, объединенных одним термином — компьютерная преступность.

Проблема необходимости формирования системы уголовно-правового обеспечения безопасности электронной информации, как системы целостной и научно обоснованной, возникла в русле тех глубинных процессов изменений в экономическом и государственном устройстве нашей страны, которым было положено начало во второй половине 80-х годов XX столетия. Все большее распространение локальных и глобальных компьютерных сетей способствует значительному увеличению масштабов нарушений прав владельцев информации. Поэтому проблема обеспечения информационной безопасности и организации безопасного использования возможностей, предоставляемых современными сетевыми технологиями, а также создание системы противодействия компьютерной преступности приобрела сейчас особую актуальность.

В то время как технические и организационные аспекты данной проблемы уже достаточно проработаны и соответствующие меры получили широкое применение, современное правовое регулирование характеризуется пробелами и на национальном, и на международном уровне. Еще низок.

1 Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 года // уровень правового сознания и правовой культуры юристов, практиков и научных работников, занимающихся проблемами информации, информатизации и защиты информации. Это наносит немалый ущерб структурам формирующегося в нашей стране информационного общества, деятельности всех участников информационного обмена и управления.

Правовое обеспечение защиты электронной информации как юридическая категория не может быть заключено в рамки предмета и метода, характерного для одной отрасли права, т.к. сама информация в качестве объекта в том или ином воплощении присуща практически всем выделяемым теорией отраслям права. Это комплексная задача, в которой задействованы нормы различных отраслей права, однако характерной особенностью практически каждой из них является императивность в изложении содержащихся в них запретов и предписаний.

В настоящее время перед юридической наукой возникают новые, существенные проблемы. Основная из них — создание правовых условий для обеспечения доступа людей к максимальному числу информационных ресурсов, ибо право на информацию столь же неотъемлемое право человека как право на жизнь или право на свободу. Однако мы должны помнить и другой основополагающий конституционный принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать проблему ограничения в доступе к информации, одну из центральных проблем системы обеспечения безопасности информации правовыми методами.

Другую проблему образуют попытки переноса сложившейся структуры правового регулирования общественных отношений в виртуальную среду информационных сетей. В первую очередь, это будет касаться квалификации правонарушений, получения доказательств виновности в их совершении по отношению к отдельным лицам, но, в особенности, разрешения дилеммы.

Дипломатический вестник. 2000. № 8. между реальным различием в законодательстве большинства стран, территориальным суверенитетом, — с одной стороны, и трансграничностью информационных систем, — с другой. В этой области пока поставлено больше вопросов, чем ответов на них.

Степень научной разработанности проблемы. Говоря об исследовании выше указанных проблем с точки зрения общей концепции правоведения, отраслевых юридических наук, правовой информатизации и управления, важно отметить, что проблемы становления и развития информационного права и правовых аспектов Интернета рассматривались в трудах таких ученых, как С. С. Алексеев, А. Б. Агапов, A.M. Абрамович, Ю. М. Батурин, И. Л. Бачило, А. Б. Венгеров, O.A. Гаврилов, В. П. Казимирчук, Д. А. Керимов, В. А. Копылов, В. Н. Кудрявцев, Г. В. Мальцев, A.B. Морозов, С. С. Москвин, Ю. Г. Просвирин, М. М. Расссолов, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, JI.K. Терещенко, A.A. Фатьянов, P.O. Халфина и др.

В большинстве опубликованных работ и защищенных диссертациях основное внимание уделяется прикладным аспектам Интернета и права в свете развивающейся отрасли и учебной дисциплины информационного права. При этом, в частности, акцентируется внимание на естественнонаучной характеристике самого Интернета (как Всемирной информационной сети или Паутины, глобальной информационной системы), на исследовании виртуального пространства (или среды условной, кажущейся в виде символов, знаков, волн и др.), на анализе особенностей информационных правоотношений в Интернете и основных проблем правового регулирования информационных отношений в Интернете. В то же время в юридической литературе пока почти не разработана проблема системного исследования Интернет-права как комплексного института, который проистекает, связан и взаимодействует не только с информационным правом, но и с уголовным правом и криминологией, одновременно являясь новым направлением современной юридической науки.

Объектом исследования стали общественные отношения, возникающие по поводу совершения преступлений с использованием электронной информации и Интернета. Предмет исследования составили законодательство о защите электронной информации и Интернета, а также практика его примененияуголовно-правовая политика в области установления ответственности за преступления, посягающие на электронную информацию и Интернеткомпьютерная преступность, уголовно-правовые и криминологические средства защиты информации и Интернета.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является выработка мер повышения эффективности применения уголовно-правовых и криминологических средств защиты электронной информации и Интернета. Достижение этой цели обеспечилось решением следующих задач:

— исследование сущности и видов электронной информации как объекта уголовно-правовой защиты;

— изучение механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере пользования Интернетоманализ правовых основ деятельности по обеспечению информационной безопасности и защите электронной информации;

— рассмотрение значения электронной информации как признака состава преступлений;

— анализ составов преступлений в сфере компьютерной информации в России и за рубежом;

— криминологическая характеристика компьютерной преступности;

— формулирование основных направлений обеспечения уголовно-правовой защиты электронной информации и Интернета.

Методологические основы, теоретические и эмпирические источники исследования. В ходе работы над диссертацией использовались общенаучные и частные методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, социологический, статистический и др. Основной теоретической базой для изучения рассматриваемой проблемы послужили научные труды в области уголовного и гражданского права, криминологии и криминалистики.

В основу работы легли положения современной научной методологии, новейшие средства и методы теории государства и права, науки управления и информатики. Углубленное исследование законов и иных нормативных актов проводилось с использованием методов конкретных социологических исследований, логического, статистического и контент-анализа. В своей работе автор опирался на результаты исследований российских и зарубежных теоретиков права в рассматриваемой и смежных областях знаний.

Эмпирическую базу исследования составили статистические отчеты ГИЦ МВД России, материалы 75 уголовных дел о компьютерных преступлениях, а также опрос 120 лиц, занимающихся противодействием компьютерной преступности (сотрудников правоохранительных органов и специалистов по защите информации различных организаций).

Научная новизна работы заключается в том, что она направлена на комплексное рассмотрение уголовно-правовых и криминологических проблем обеспечения защиты электронной информации и Интернетав диссертационном исследовании предлагаются и обосновываются меры по совершенствованию уголовного законодательства, как одного из средств предупреждения киберпреступностипроведен уголовно-правовой и криминологический анализ компьютерных преступленийна основе данного анализа разработаны комплексные научно обоснованные меры по предупреждению компьютерной преступности.

В работе подробно анализируется понятие и особенности правовой защиты электронной информации, ее источники и сущность правового воздействия на сферу Интернета. Также в диссертации подробно рассмотрены проблемы совершенствования законодательства об ответственности в области обмена и защиты электронной информациипроанализировано зарубежное законодательство об ответственности в сфере борьбы с преступностью в виртуальном пространстве.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Безопасность информации выстраивает ряд из трех научных категорий: информационная безопасность, безопасность информации и защита информации. При этом каждая последующая категория является составной частью предыдущей. Предметом защиты в компьютерных системах является информация. Материальной основой существования информации в компьютерных системах являются электронные и электромеханические устройства, а также машинные носители.

2. Интернет как система, объединяющая множество компьютеров в глобальную информационную сеть, подлежит обязательной правовой защите в связи с тем, что содержит массив электронной информации, охраняемой законодательствами стран, на территории которых развернута эта сеть.

3. Компьютерная преступность — негативное социальное явление, свойственное информационному обществу, проявляющаяся в совокупности преступлений, совершаемых с использованием средств компьютерной техники посредством операций с электронной информацией, а также лиц их совершающих в определенных условиях места и времени. Компьютерная преступность в сети Интернет — часть компьютерной преступности, проявляющаяся в совокупности запрещенных уголовным законом общественно опасных деяний, совершенных путем операций с электронной информацией в сети Интернет с использованием подключенных к ней средств компьютерной техники, а также совокупность лиц, совершающих такие преступления на определенной территории в определенный период времени.

4. Электронная информация в рамках состава преступления представляет различные его элементы. Во-первых, электронная информация, зафиксированная на каком-либо материальном носителе в форме электронного документа, выступает в ряде составов преступлений, предусмотренных УК РФ, в качестве предмета преступления. Во-вторых, электронная информация как средство преступления тесным образом связана со способом совершения преступления, при этом она предопределяет особый способ и орудия совершения преступления (компьютер и программное обеспечение).

5. Сформулирован ряд правил квалификации преступлений, посягающих на информационную безопасность с использованием компьютерной техники и компьютерных технологий, связанных с конкуренцией составов, квалификацией по совокупности преступлений, возможностью квалификации по ст.ст.272−274 УК РФ деяний, совершаемых в сети Интернет, отграничения преступлений от нормативно позитивных форм деяний.

6. Компьютерная преступность в России имеет явные тенденции к росту, носит выраженный корыстный характер, обладает высоким коэффициентом латентности, при этом имеет территориально-локальный характер, будучи распространенной лишь в крупных городах, что предопределяет основные направления и приемы ее предупреждения.

7. По опыту зарубежных стран незаконное проникновение в компьютеры, их системы или сети, повлекшее за собой значительный ущерб или использование полученной таким образом компьютерной информации для организации массовых насильственных действий, может быть приравнено к актам терроризма и, соответственно, влечь за собой повышенную уголовную ответственность.

8. Основные направления уголовно-правовой защиты электронной информации и Интернета связаны с установлением системы обязываний, понуждающих обладателей информационных ресурсов предоставлять сведения о себе, месте регистрации информационного портала, использовании систем защиты конфиденциальности информации, а также формированием санкций за нарушение соответствующих норм и созданием действенного механизма реализации таких санкцийреализацией Россией положений Конвенции о киберпреступностиучастием в деятельности европейской международной Интернет-полиции. Эффективными с превентивной точки зрения являются следующие меры: построение отечественных сегментов глобальных информационных систем, таким образом, чтобы обмен сообщениями между российскими пользователями проходил по трактам внутри странысоздание защищенных информационно-телекоммуникационных систем общего пользования для обслуживания кредитно-финансовой системы и субъектов предпринимательской деятельностиобеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти, кредитно-финансовой системы страны, хозяйствующих субъектов, научных и общественных организаций и предоставление им современных услуг конфиденциальной связи. 9. В целях приведения российского уголовного законодательства ст.ст.272−274 УК РФ) в соответствие с положениями Конвенции Совета Европы 2001 г. «О киберпреступности» вносится предложение внести в указанные нормы УК РФ изменения и дополнения, и изложить их в следующей редакции:

Статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации.

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, а также неправомерный перехват компьютерной информации, т. е. информации, содержащейся в компьютерной системе, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы компьютерной системы, наказывается (санкция сохраняется в действующей редакции).

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием служебного положения, а равно имеющим доступ к компьютерной системе, наказывается (санкция сохраняется в действующей редакции)".

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для компьютерной системы.

1. Создание программ для компьютерной системы или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации, копированию либо иному перехвату информации, нарушению работы компьютерной системы, а равно использование или распространение таких программ или носителей с такими программами, наказывается (санкция сохраняется в действующей редакции). 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, -наказывается (санкция сохраняется в действующей редакции)". Статья 274. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы.

1. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние причинило существенный вред, наказывается (санкция сохраняется в действующей редакции).

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -наказывается (санкция сохраняется в действующей редакции)". Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации в определенной мере развивают и дополняют разделы уголовного права и криминологии в области исследования и предупреждения компьютерных преступлений.

Исследование способствует определению новых направлений изучения компьютерной преступности и разработки мер её профилактики. Значимость проведенного исследования определяется еще и тем, что в нем уточняется терминологический аппарат, позволяющий единообразно и системно подходить к решению проблем уголовно-правового обеспечения защиты электронной информации и Интернета. Сформулированные при этом выводы способствуют конкретизации положений теории криминологической науки и учения об экономической преступности в части, касающейся преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Результаты исследования могут способствовать также уточнению и развитию научных представлений о теоретических и практических аспектах изучения преступлений в сфере предпринимательской деятельности, о причинах и условиях этих преступлений, о различных ситуациях совершения таких преступлений.

Материалы, выводы и предложения, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы для внедрения в учебный процесс при изучении и совершенствовании курсов информационного, международного и публичного права, спецкурсов по правовым аспектам Интернета, электронной торговле, правовой защите электронной информации и при проведении научных исследований по прикладным проблемам обмена электронной информацией и праву. Представленные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности органов внутренних дел, а также и в научно-исследовательской деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы диссертации отражены в трех научных публикациях. Теоретические выводы и положения докладывались на межвузовской конференции в Московском институте предпринимательства и права, а также на Ученом совете и на заседаниях кафедры уголовного права Российской академии адвокатуры. Основные положения и выводы диссертации используются в учебном процессе Российской академии адвокатуры, Московском институте предпринимательства и права при преподавании дисциплин «Уголовное право» и «Криминология», а также в практической деятельности Национальной ассоциации таможенных брокеров (поверенных).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем составляет 218 страниц.

200 Заключение.

Впервые мир узнал о компьютерных преступлениях в начале 70-х годов, когда в Америке было выявлено довольно большое количество таких деяний. Как известно — наиболее опасные преступления — это те, которые носят экономический характер. Например, — это неправомерное обогащение путем злоупотребления с автоматизированными информационными системами, экономический шпионаж, кража программ и так называемого «компьютерного времени», традиционные экономические преступления, совершаемые с помощью компьютера. Изначально, как показывает история, органы уголовной юстиции боролись с ней при помощи традиционных правовых норм о преступлениях против собственности: краже, присвоении, мошенничестве, злоупотреблении доверием и тому подобное. Однако вскоре практика показала, что такой подход не отвечает всем требованиям сложившейся ситуации, поскольку многие преступления в сфере компьютерной деятельности не охватываются традиционными составами преступлений. Во многих преступлениях отсутствовал материальный признак, так как предмет отсутствует как материальная вещь, существующая в реальном физическом мире. «Обман компьютера» — вещь несколько эфемерная, потому что это всего лишь механизм и обмануть его в принципе невозможно. С таким же успехом можно обманывать дверной замок. Уничтожение имущества тоже не подходит под данные преступления, — нет уничтожения как такового. Хотя подобные действия, описанные мной выше и могут принести значительный имущественный ущерб — без физического повреждения компьютера такой состав попросту не имеет смысла. Преступления в сфере компьютерной информации имеют, на мой взгляд, как бы двоякий смысл, и поэтому требуют специальных статей в Уголовном кодексе. Принятый в недавнем прошлом кодекс содержит целую главу, включающую в себя три статьи, что, на мой взгляд, несколько мало. Даже, исходя из дословного толкования, позволю себе сказать, что они уже несколько устарели по смысловому значению, и требуют обновлений.

Развитие современного общества, основанного на использовании огромного количества самой разнообразной информации, немыслимо без широкого внедрения во все сферы жизни общества электронно-вычислительной техники. Она служит не только для хранения и обработки соответствующей информации на уровне отдельных управленческих или хозяйственных единиц или использования как средства связи между гражданами, но и широко внедряется в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности государства.

Дальнейшее развитие научно-технической революции обусловливает не только коренные прогрессивные изменения в составе факторов экономического развития России, но и негативные тенденции развития преступного мира, приводит к появлению новых форм и видов преступных посягательств. Это ярко проявляется в том, что преступные группы и сообщества начинают активно использовать в своей деятельности новейшие достижения науки и техники. Особую тревогу в этом плане вызывает факт появления и развития в России нового вида преступных посягательств, ранее неизвестных отечественной юридической науке и практике, и связанных с использованием средств компьютерной техники и информационно-обрабатывающих технологий, — компьютерных преступлений. Последние требуют от российского законодателя принятия срочных адекватных правовых мер противодействия этому новому виду преступности.

Проблема защиты электронной информации является одной из самых ключевых среди всех проблем правомерного ограничения в доступе к информации и наиболее тесно соприкасается с интересами всех, кто так или иначе связан с практикой обмена электронной информацией.

В условиях информационного общества особое влияние на процесс присвоения элементов правовой системы, регулирующей данное общество, оказывают влияние различные источники информации, в том числе коммуникативная основа формирующегося общества — глобальная информационная сеть Интернет. Анализ процесса трансформации правовой культуры в современных условиях показывает, что наблюдается повышение значимости телекоммуникационных технологий, в том числе Интернета, в формировании правовой культуры информационного общества.

Анализ эффективности функционирования Интернета позволил выделить субъективные и объективные пределы влияния Интернета на правовую культуру личности. Субъективные пределы связаны с наличием у личности навыков пользования Интернетом, материальных ресурсов (если услуги являются платными). Объективные пределы обусловлены отсутствием возможности доступа в Интернет для значительного числа граждан, неразвитостью информационной инфраструктуры: большая часть России недостаточно охвачена коммуникациями, а в крупных городах технологии развиваются слишком быстро, скачками.

Таким образом, условиями обеспечения доступности правовой информации гражданам посредством Интернета являются материальные и интеллектуальные составляющие инфраструктуры информатизации. К ним относятся наличие соответствующих отраслей и подотраслей производства, услуг, науки и технологий, а также их продукции, бюджетное финансирование и другие формы инвестиций, соответствующие кадры специалистов, организационные и правовые механизмы, а также информационно-компьютерное просвещение граждан, рост их доходов, позволяющих получить доступ к Интернету.

Целью перехода России к информационному обществу является развитие гражданского общества и демократических традиций, а также преодоление информационного неравенства и равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное общество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный доступ к информации, права на защиту персональных данных и обязанности раскрытия информации со стороны государственных, общественных и коммерческих организаций.

Процесс компьютеризации всея Руси начался недавно и пока далек от завершения. Тем не менее «цифровое тысячелетие» наступило и для нас.

Президент РФ подписал Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Заседание Круглого стола промышленников России и Европейского Союза определило проекты в сфере информационных технологий как одни из приоритетных для обеих сторон.

Консультативный совет, созданный для подготовки «Федеральной целевой программы развития электронной торговли на 2001 — 2006 годы», разработку которого Правительство России поручило Министерству РФ по связи и информатизации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте России и Российскому агентству по системам управления (РАСУ) уже очертил круг решаемых вопросов.

Мир электронных сетей находится в постоянной эволюции. В этой связи функции постоянного анализа и наблюдения существенно важны. Никакое решение не может быть высказанным раз и навсегда. Необходимо в юридическом плане следовать за эволюцией электронных цифровых сетей для того, чтобы наилучшим образом определять темы, вызывающие беспокойство, и формулировать необходимые ответы.

Сегодня огромные потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста, настоятельно требуют от него владения современными информационными технологиями — справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации, средствами обеспечения электронной цифровой подписи, информационными технологиями, лежащими в основе функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет. Для юриста знание информационных технологий — это не только инструмент в его практической деятельности. Информация, информационные процессы, информационные системы сегодня являются объектами правоотношений и предметом изучения отраслевых правовых наук. В активно формирующемся информационном законодательстве юристам необходимо провести правовое регулирование новых общественных отношений, складывающихся по поводу таких объектов, как «информационные ресурсы», «информационные системы», «информационные технологии», «компьютерные сети». Для грамотного, полного правового регулирования необходимо четкое понимание существа данных информационных объектов, их особенностей и принципов функционирования.

Большинство правовых явлений являются информационными системами, то есть системами, основанными на процессах создания, хранения, распространения и обработки информации. Механизмы правового регулирования, правотворчества, правопорядка, правовой культуры, правового воспитания и др. являются информационными образованиями.

На основании вышеизложенного можно сделать три важных вывода. Во-первых, становится очевидной важность специальной подготовки юристов в направлении защиты прав субъектов по освещаемой теме. Во-вторых, деятельность юристов может эффективно способствовать формированию правоприменительной практики разрешения соответствующих дел, которая в дальнейшем станет основой для развития и совершенствования законодательства. В-третьих, приведенными доводами обусловливается возможность оказания квалифицированной юридической помощи субъектам в данных случаях именно как специалистами, имеющими наиболее многостороннюю подготовку.

Многие из поднятых проблем имеют пока лишь общие контуры и детальная проработка каждого из них является темой отдельного серьезного научного исследования. Автор имеет своей целью формирование системного фундамента для дальнейшего развития научной мысли путем постановки проблемы и описания основных контуров зарождающихся систем правового регулирования этой сложной группы общественных отношений, имеющей достаточно высокую степень интеграции между правом и технологией, между общеправовыми принципами и конкретными юридическими механизмами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2005.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2005.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2005.
  6. Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве в 1952 года // СП СССР. 1973. № 24. Ст. 139.
  7. Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий // Дипломатический вестник. 1999. № 6. С. 37 39.
  8. Договор ВОИС по авторским правам от 20 декабря 1996 года //Консультант-плюс.
  9. Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 года // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2323.
  10. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм // БМД. 1999. № 8.
  11. Конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных актов от 28 января 1981 г.// Права человека. 1999.
  12. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (киберпреступности) от 23 ноября 2001 года (г.Будапешт) // Консультант-плюс.
  13. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г. // Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М., 1977.
  14. О банках и банковской деятельности: Закон РФ № 395−1 от 02.12.1990 г. // СЗ РФ, 05.02.1996, № 6, ст. 492.
  15. О безопасности: Закон РФ от 05 марта 1992 года № 2446−1 в ред. от 07 марта 2005 года // // ВВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769, Консультант-плюс.
  16. О государственной гражданской службе РФ: ФЗ № 79-ФЗ от 02.07.2004 г. // СЗ РФ, 0.08.2004, № 31, ст. 3215
  17. О государственной дактилоскопической регистрации в РФ: ФЗ № 128-ФЗ от 25.07.1998 г. // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3806.
  18. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: ФЗ № 45-ФЗ от 20.04.1995 г. // СЗ РФ, 24.04.1995, № 17, ст. 1455.
  19. О государственной тайне: Закон РФ № 5485−1 от 21.07.1993 г. // РГ, № 182,21.09.1993.
  20. О государственном земельном кадастре: ФЗ № 28-ФЗ от 02.01.2000 г. // СЗ РФ. 10.01.2000. № 2. ст. 149.
  21. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: ФЗ № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. // СЗ РФ. 08.03.1999. № 10. ст. 1163.
  22. О коммерческой тайне: ФЗ № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. // СЗ РФ, 09.08.2004 г. № 32, ст. 3283.
  23. О милиции: Закон РФ № 1026−1 от 18.04.1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 503.
  24. О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну: Постановление Правительства РФ № 35 от 05.12.1991 г. // СП РФ, 1992, № 1−2, стр.7
  25. О Правительстве РФ: ФКЗ № 2-ФКЗ от 17.12.1997 г. // СЗ РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
  26. О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных: Закон РФ от 23 сентября 1992 г. // Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2325.
  27. О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных: Закон РФ № 3523−1 от 23.09.1992 г. // РГ, № 229, 20.10.1992
  28. О прокуратуре РФ: Закон РФ № 2202−1 от 17.01.1992 г. // СЗ РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
  29. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ № 2134-И ГД от 22.01.1998 г. // СЗ РФ, 16.02.98, N7, ст. 801
  30. О связи: ФЗ № 126-ФЗ от 07.07.2003 г. // СЗ РФ, 14.07.2003, № 28, ст. 2895.
  31. О службе в таможенных органах РФ: ФЗ № 114-ФЗ от 21.07.1997 г. // СЗ РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3586.
  32. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. // Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
  33. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ: ФЗ № З-ФЗ от 08.05.1994 г. // СЗ РФ, 12.07.99, N28, ст. 3466.
  34. О страховании вкладов физических лиц в банках РФ: ФЗ № 177-ФЗ от 23.12.2003 г. // РГ, № 261, 27.12.2003.
  35. О судебной системе РФ: ФКЗ № 1-фКЗ от 31.12.1996 г. // СЗ РФ, 06.01.1997, № 1,ст. 1.
  36. О таможенном тарифе: Закон РФ № 5003−1 от 21.05.1993 г. // РГ, № 107, 05.06.1993.
  37. О Центральном банке РФ (Банке России): ФЗ № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. // СЗ РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
  38. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 9 июля 1993 г. // Ведомости РФ. 1993. № 32.
  39. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ: ФЗ № 63-Ф3 от 31.05.2002 г. // СЗ РФ, 10.06.2002, № 23, ст. 2102.
  40. Об аудиторской деятельности: ФЗ № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. // СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3422.
  41. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ. //СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
  42. Об участии в международном информационном обмене: Федеральный Закон от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 28. Ст. 3347.
  43. Об электронной цифровой подписи: Федеральный Закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ // Российская газета. № 6. от 12.01.2002 года- СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.
  44. Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 года//Дипломатический вестник. 2000. № 8.
  45. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: Закон РФ № 4462−1 от 11.02.1993 г.//РГ,№ 49, 13.03.1993.
  46. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Закон РФ № 5487−1 от 22.07.1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, № 33, ст. 1318.
  47. Перечень сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ № 188 от 06.03.1997 г.//СЗ РФ, 10.03.1997, N 10, ст. 1127.
  48. Государственный стандарт ГОСТ 28 147–89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. -М., 1989.
  49. Государственный стандарт ГОСТ Р50 922 96 «Защита информации, основные термины и определения» от 01 июля 1997 года // Консультант-плюс
  50. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р3410−94 «Процедуры выработки и проверки цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма» // Консультант-плюс
  51. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р3411−94 «Функции хеширования» // Консультант-плюс.
  52. Письмо Центрального Банка России от 2 июня 1998 года № 122-Т «О перечне договорных условий об обмене электронными документами» // Бизнес и банки. 1998. № 27.
  53. Положение Центрального Банка РФ от 25 ноября 1997 года № 5-П «О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации» // Консультант-Плюс.
  54. Постановление Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.1996 № 14 // Социальная защита. № 5. 1998.
  55. Приказ Центрального Банка РФ от 21 сентября 1993 г. № 02−159 «О вводе в действие стандарта Центрального банка Российской Федерации «Подпись цифровая электронная» // Консультант-плюс.
  56. Решение Совета глав правительств СНГ «О концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств» от 18 октября 1996 г. // Российская газета. 1996. 7 дек.
  57. Решение Совета по судебной реформе при Президенте РФ от 9 октября 1996 г. № 5 «Об информатизации судебной системы и органов юстиции».
  58. Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности от 24 сентября 1993 г. //БМД. 1994. № 1.
  59. Соглашение об обмене правовой информацией между государствами -участниками Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 г. // Вестник ВАС РФ. 1995. № 2.
  60. Уголовный кодекс Голландии / Под ред. Б. В. Волженкина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2000.
  61. Уголовный кодекс ФРГ / Пер. с нем. М.: Зерцало, 2000.
  62. Уголовный кодекс Швейцарии / Под ред. A.B. Серебренниковой. СПб.: Пресс, 2002.
  63. Указ Президента Российской Федерации от 17. 12. 97 № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10. 01. 2000 № 24).// СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
  64. Указ Президента РФ от 20 января 1994 года «Об основах государственной политики в сфере информатизации» // Российская газета. 1994. 29 янв.
  65. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. «О концепции правовой информатизации России» // Российские вести. 1993.
  66. Учебники, монографии, комментарии и статьи
  67. А. Б. Основы федерального информационного права России. М., 1995.
  68. С.С. Общая теория права. В 2 т. М., 1981. Т. 1.
  69. С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1. С. 27−34.
  70. В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
  71. Ю. М. «Компьютерное преступление что за термином?» // Право и информатика. М., 1990.
  72. Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.
  73. Ю.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. -М., 1991.
  74. И. JI. Актуальные проблемы информационного права // НТИ. 2001. № 9.
  75. Бачило И. JL Информационное право. М., 2001.
  76. И.Л. Институты интеллектуальной собственности и информация // Интеллектуальная собственность: Современные правовые проблемы: Проблемно-тематический сборник / ИГП, ИНИОН РАН. М., 1998. С. 71−74.
  77. B.C. Безопасность в распределительных системах. М., 1995.
  78. И. Ю. Правовое регулирование электронной коммерции // Третья Всероссийская конференция «Право и Интернет: теория и практика». 28 ноября 2000 г. М., 2000.
  79. C.B., Полубинская C.B. Преступления в сфере компьютерной информации. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. М.: Юрист, 1997.
  80. Д.В. Защита данных в компьютерных сетях. М., 1995.
  81. А. Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Советское государство и право. 1977. № 10.
  82. А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978.
  83. А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М., 2000.
  84. А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М., 2000.
  85. Н.И. Уголовное право. Общая часть. М.: ЮНИТИНИ-ДАНА, Закон и право, 1999.
  86. В.Б. Компьютерные преступления: Способы совершения и раскрытия. М, 1996.
  87. В.Б. Особенности расследования преступлений, совершаемых с использованием средств электронно-вычислительной техники. М., 2000-
  88. А.Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования // Государство и право. 1998. № 7. — С. 66−72.
  89. Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
  90. Е.А., Якушев М. В. Информация. Собственность. Интернет. М., 2004.
  91. А.Г. Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества. М., 2002.
  92. Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник. М.: «Издательство Либерия», 2001.
  93. О. А. Курс правовой информатики. М., 2000.
  94. И. Анализ и обработка данных. СПб.: Питер, 2001.
  95. P.P. Уголовное право РФ. Общая часть. Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 1999.
  96. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Научно-практический комментарий для предпринимателей / Отв. ред. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. М.: Издательство БЕК, 1996.
  97. Гражданское право. В 2 тт. Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Издательство БЕК, 1998.
  98. Гражданское право. Том I (Под ред. А. П. Сергеева, Ю.К. Толстого). -М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  99. В.А. Информация как объект исключительного права // Дело и право. 1996. № 4.
  100. В.Р., Кирин В. И. Цифровой электронный документ // Сб. трудов X Междунар. науч. конф. «Информатизация правоохранительных систем».
  101. A.A. Компьютерная преступность за рубежом и ее предупреждение: Дисс. .к.ю.н. М., 2003.
  102. В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах. М., 1999.
  103. П. Электронный документ как источник доказательств. // Законность. 2002. № 4. С. 43.
  104. .В. Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996.
  105. А.И. Базы данных. Минск: Университетское, 1991.
  106. В.Д. Уголовное право. Общая часть. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2002.
  107. Информатика / Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2001.
  108. Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. СПб.: Питер, 2002.
  109. Т.П. Криминологическая характеристика и проблемы предупреждения преступности в российском сегменте сети Интернет: Дисс.к.ю.н. -М, 2002.
  110. В.И. Правовой статус электронного цифрового документа // Сб. трудов X Междунар. науч. конф. «Информатизация правоохранительных систем». М., 22−23 мая 2001.
  111. Комментарий к ГК РФ. Часть первая / Под общ. ред. д.ю.н., проф. СВ. Науменко. М.: Издательство «Эксмо», 2003.
  112. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Части первой / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1997. — С. 182.- Гражданское право России. Общая часть / Отв. ред. О. Н. Садиков. — М.: Юристь, 2001.
  113. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации'/ Отв. ред. В. М. Лебедева. 2-е изд, доп. и испр. — М., 2002.
  114. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. A.B. Наумова. М., 1996.
  115. Комментарий к УК РФ / Под общ. ред. Ген. прокурора РФ, д.ю.н., проф. Ю. И. Скуратова и Председателя Верховного Суда РФ В. М. Лебедева. -М.: Издательская группа ИНФРА-М-Норма, 2001.
  116. Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ. — М.: Редакция журнала «Хозяйство и право», Фирма «Спарк», 1995.
  117. В. А. Интернет и право // НТИ. 2001. № 9.
  118. В. А. Информационное право. М., 1997.
  119. В.А. Информация как объект правового регулирования // НТИ. 1996. № 8.
  120. A.M., Носова И. А. Вы создали сайт. Как его защитить? (Защита объектов интеллектуальной собственности, созданных при разработке сайта) // Третья Всероссийская конференция «Право и Интернет: теория и практика». 28 ноября 2000 г. М., 2000.
  121. В.В., Гареев А. Ф., Васютин СВ., Райх В. В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. М.: Издатель Молгачева СВ., Издательство «Нолидж», 2001.
  122. A.A. Правовое регулирование электронного документооборота // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1997. № 4.
  123. С., Савельев Д. Ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации // Российская юстиция. № 1. 1999.
  124. В.В. Информационные компьютерные преступления. М., 1997
  125. В.В. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации. М., 1998.
  126. Т.Э. Некоторые проблемы правового регулирования электронного документооборота // Воронежские криминалистические чтения. Вып. 1. Воронеж, 2000.
  127. В.Д., Минаев В. А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М., 1998-
  128. В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М., 1999
  129. Э.Х. Инфодинамика. Обобщенная энтропия и негэнтропия. Таллинн, 1998.
  130. Ю.И., Пушкин A.B. Преступления в сфере компьютерной информации. В кн.: Уголовное право. Особенная часть. Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М., 1998.
  131. И.Д., Семьянов П. В. Атака через Internet. 01.02.2006. М., 1998.
  132. В. Основные юридические проблемы при оказании рекламных и маркетинговых услуг в Интернет // Третья Всероссийская конференция «Право и Интернет: теория и практика». 28 ноября 2000 г. М., 2000.
  133. В.А. Преступления в сфере компьютерной информации: правовой и криминалистический анализ. Воронеж, 2001.
  134. A.B. Российское уголовное право. Общая часть. М.: Издательство БЕК, 2000.
  135. В. Проблемы ответственности информационных провайдеров // Третья Всероссийская конференция «Право и Интернет: теория и практика». 28 ноября 2000 г. М., 2000.
  136. В. А., Апт Л.Ф., Ветров А. Г., Орлов Е. И. Информатика в терминах и определениях российского законодательства. М., 2000.
  137. В.В. Способ совершения преступления: уголовно-правовой и криминалистический аспекты. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2002.
  138. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.
  139. С.А. Квалификация преступлений в сфере компьютерной информации. М., 1998.
  140. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика, 1995.
  141. Л.И. Некоторые проблемы правовой охраны объектов авторского права и смежных прав в Интернет // Третья Всероссийская конференция «Право и Интернет: теория и практика». 28 ноября 2000 г. М., 2000.
  142. Право и информатика. М., 1990.
  143. Ю.Г. Информационное законодательство. Воронеж, 2000.
  144. Ю.Г. Правовая информатизация Российской Федерации. Проблемы государства и права: ретроспективный и современный анализ. Вып. 6. Воронеж, 1997.
  145. Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2002.
  146. М.М. Информационное право. М., 1999.
  147. М.М. Управление, информация и право. М., 1983.
  148. Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3.
  149. Д.А. Международно-правовые принципы глобального информационного общества // Третья Всероссийская конференция «Право и Интернет: теория и практика». 28 ноября 2000 г. М., 2000.
  150. Н. Проблемы борьбы с компьютерной преступностью // Законность, 1993, № 8, с. 37.
  151. С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. № 5.
  152. А.Г. Интернет и право. М., 2003.
  153. А.Ф. Об одном подходе к организации распределенной обработки данных // Базы данных и знаний в автоматизированных региональных системах (Отв. ред. A.A. Стогний). Киев: Наукова думка, 1991.
  154. Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. В 2 т. T. I. -М.: Наука, 1994.
  155. Теория государства и права / Под ред. А. И. Косарева. М., 2000.
  156. Л.К. Правовые проблемы использования Интернет в России // Российское право. 1999. № 7−8.
  157. Д.А. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: общие проблемы правового регулирования // Третья Всероссийская конференция «Право и Интернет: теория и практика». 28 ноября 2000 г. М., 2000.
  158. Ю.А. Правовой режим информационных процессов: Национальное законодательство и международное сотрудничество // НТИ. 1993. № 7.
  159. A.A. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М., 2001.
  160. A.A. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. — 1998. № 6. — С. 5−14.
  161. А.Е. Средства криптографической защиты информации Деловой сети России. Сборник материалов международной конференции «Безопасность информации». М. 1997.
  162. А.Н. Теоретические и методические основы экспертного исследования документов на машинных магнитных носителях информации. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  163. М.В. Интернет и право: новые проблемы, подходы, решения. М., 2001.
  164. В. Толковый словарь. В 4-х томах. Том I. М.: Русский язык, 1978.
  165. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих (Сост. Д.А. Поспелов). М.: Педагогика-пресс, 1994.
  166. В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М., 1999.
  167. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35 000 слов / Под ред. Е. А. Гришиной. М.: Русский язык, 1993.
  168. А. Большой словарь компьютерных терминов. М.: Вече-АСТ, 1998.
  169. Словарь русского языка. В 4-х томах. Том I / Под ред. А. П. Евгеньева / АН СССР, Институт русского языка. М.: Русский язык, 1981.
  170. Справочно-правовая система «Консультант-плюс» с обновлениями по состоянию на 1 ноября 2005 года.
  171. ., Уолл Д. Толковый словарь по компьютерным технологиям и Internet. Киев: Диалектика, 1996.
  172. Computer Misuse Act 1990. London: The Stationery Office Limited, 1997.
  173. Data Protection Act 1998. London: The Stationery Office Limited, 1999.
  174. Federal Criminal Code and Rules. Title 18 Crime and Criminal Procedure, West Supp., 1999. § 1030.
  175. Federal Criminal Code and Rules. Title 18 Crime and Criminal Procedure, West Supp., 1999.
  176. Guidelines Manual. United States Sentencing Commission, 1998.
  177. Protection of Children Act 1978. London: The Stationery Office Limited, 1999.
  178. Sexual Offences Act 1956. London: The Stationery Office Limited, 1999.
  179. Shannon C.E. A Mathematical Theory of Communication // The Bell System Technical Journal. 1948. Vol. 27.
  180. Steve Shackleford, Computer Related Crime: An International Problem in Need of an International Solution // Texas Law Journal. 1992. № 27.
  181. Telecommunications Act 1984. London: The Stationery Office Limited, 1999.
  182. Terrorism Act 2000. London: The Stationery Office Limited, 2000.
Заполнить форму текущей работой